Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры. Сенсорное воспитание дошкольников через систему дидактических игр и упражнений

Дошкольное образование
Тема опыта : «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Раздел I. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Автор опыта в МБ ДОУ «Детский сад №50 «Родничок» с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития. Детский сад находится на территории города Нарьян - Мара. Рядом расположены библиотека, «Ненецкий краеведческий музей». Контингент воспитанников детского сада разнообразен и представлен разными социальными слоями. Преобладают дети из полных семей, 3 ребенка из неполной семьи. Есть родители, состоящие на государственной службе, работающие в бюджетной организации и в сфере торговли. Большая часть семей имеет 1 или 2 детей.

Однако, несмотря на то, что большинство родителей составляют служащие и работники бюджетных организаций, итоги наблюдений, анализ результатов работы с детьми показали, что в большинстве семей не уделяют должного внимания для становления начал сенсорной культуры детей.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.

Автора опыта заинтересовала данная проблема, именно этот возраст (3 -4 года) наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире. Без целенаправленного воспитания усвоение происходит стихийно, и оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходима организация систематической работы педагога с детьми по развитию и обогащению чувственного опыта ребенка, который будет способствовать формированию его представлений о свойствах и качествах предметов . В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно описана сущность и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности сенсорных представлений. Мониторинг сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину, умение выделять цвет как признак предмета, шкала музыкальных звуков. Данные показали, что у 56% детей - низкий уровень сенсорных представлений, средним уровнем обладает 30% детей, и 14% имеют высокий уровень.

Актуальность опыта

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития детей, является одной из основных сторон дошкольного воспитания и создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.

Является основой для интеллектуального развития;

Готовит к реальной жизни;

Развивает наблюдательность;

Развивает внимание;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

Позитивно влияет на эстетические чувства;

Сенсорное воспитание направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного и других видов ощущений и восприятий. Процесс восприятия ребенка напрямую связан с мышлением, памятью, вниманием и направляется мотивацией, а также имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Как происходит развитие действий восприятия? На первых порах ребенок пытается извлечь сведения о свойствах предметов из практических действий с ними. Трехлетние дети, когда им дают новый предмет, сразу же начинают действовать с ним. Попыток рассмотреть предмет или ощупать его у них не наблюдается , на вопросы о том, каков предмет, они не отвечают.
В среднем дошкольном возрасте практические действия начинают сочетаться с действиями восприятия. Дети четырех лет рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, не систематически, часто переходя к манипулированию. При словесном описании они называют только отдельные части и признаки предмета, не связывая их между собой.
К пяти-шести годам действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, могут дать ребенку сравнительно полное представление о предмете. У старших дошкольников появляется стремление более планомерно обследовать и описывать предмет. Рассматривая предмет, они вертят его в руках, ощупывают, обращая внимание на наиболее заметные особенности. К семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Им уже не нужно действовать с предметом, они вполне успешно описывают его свойства благодаря работе процесса восприятия.
Вплоть до младшего школьного возраста детям сложно иметь дело с абстракциями, а потому достаточно значимыми для них остаются функциональные особенности сенсомоторного интеллекта. То есть, формирующийся образ предмета или понятия для малыша складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и других ощущений. Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности. Опытный путь очень обогащает представление о мире. Причем примитивное сравнение тонкий - толстый, гладкий - шероховатый, большой - маленький и т.д. - это только фундамент. Первоначальные понятия потребуются для более детальных выводов. Например, если яблоко красное - значит спелое, или если на улице темно - значит ночь и пр. Иными словами, сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними.

Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т.д.

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства , музыки. К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно. Для обогащения сенсорного опыта используются дидактические игры (Приложение 2) где воспитательно- образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу.

Работа, направленная на развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.

В настоящее время совершенствуем формы и методы работы с детьми по сенсорному воспитанию, эта проблема актуальна и на данный момент.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась в течении пяти лет поэтапно с момента обнаружения проблемы (сентябрь 2010) до момента выявления результативности (май 2014).

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2010 года.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности сенсорного восприятия детей дошкольного возраста.

2 этап – основной (формирующий) – сентябрь 2011-2013 год .

На формирующем этапе была проведена апробация системы формирования у детей дошкольного возраста сенсорного развития через дидактические игры.

3 этап – заключительный (контрольный) – май 2014 года .

Становление опыта, оценка результатов, описание работы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой занятий с включенными дидактическими играми для формирования сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. В работу по сенсорному развитию детей дошкольного возраста включаются все виды учебно - игровой деятельности, а также режимные моменты.

Теоретическая база

Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.


  • Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

  • Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

  • Опираясь на определение, данное Л. А Венгером, сенсорное воспитание рассматривали как целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

  • Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр , реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).

  • Сенсорные действия - действия рассматривания, ощупывания, выслушивания, которые формируются лишь в процессе содержательной деятельности.
II . Технология опыта

Цель: формирование сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Задачи педагога:


  • Провести анализ научно – методической и психолого – педагогической литературы по проблеме сенсорного воспитания дошкольников.

  • Выявить уровень сформированности сенсорного развития дошкольников

  • Составить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию.

  • Обосновать и апробировать содержание, формы и методы формирования сенсорного восприятия детей дошкольного возраста через дидактические игры.
Планируя образовательную деятельность, мы опирались на определенные дидактические принципы:

Принцип научности определяет содержание сенсорного развития;

Принцип систематичности и последовательности, все должно быть взаимосвязано и целесообразно;

Принцип активности ребенка в процессе обучения;

Принцип наглядности основной в педагогической деятельности;

Принцип интеграции заключается в синтезе содержания дошкольного компонента сенсорного воспитания содержанием из разных областей ;

Принцип доступности подразумевает подбор игр, материала соответствующим возрасту детей;

Для детей младшего дошкольного возраста в группе были организованы:

Сенсорный уголок с целью формирования сенсорных эталонов (цвет, форма, звук и пр.);

Игры - экспериментирования на все виды восприятия с целью

развития познавательного интереса;

Подбор музыкальных произведений (для слухового восприятия) с целью

восприятия и дифференциации шумовых различий и звуков различной высоты;

Собран природный и мелкий материал (для сортирования) с целью развития мелкой моторики рук;

Закуплены пазлы;

Подобраны игры такие, как пирамидка, «шнурочки», «матрешка»,игры с различными геометрическими формами с целью развивать мелкую моторику, память, внимание, интеллект; .

Картотека пальчиковой гимнастики с целью совершенствовать координацию движение рук;

Подготовлены краски, пластилин, глина, кисти, ватные палочки, вата

с целью развивать творческие способности детей.

Для детей старшего дошкольного возраста создана следующая предметно - развивающая среда:

Оформлена картотека дидактических игр;

Пополнен уголок экспериментирования;

Подобраны музыкальные игры для слухового восприятия;

Подбор математического материала (длина, ширина), конструктора;

Дополнена та оснащенность, которая была в младшем возрасте.

Совместная деятельность по сенсорному воспитанию совершенствует сенсорные навыки детей, формирует сенсорные представление детей и развивает навыки взаимодействия взрослого с ребенком, ребенка с ребенком . Оснащенная таким образом развивающая среда дает возможность детям самостоятельно играть, брать материал для самостоятельного исследования.

Сенсорное воспитание детей базируется на деятельностном подходе. Для создания интереса дошкольников к сенсорике и достижения результата в работе мы используем такие виды деятельности:


  • дидактические игры;

  • прослушивание музыкальных произведений;

  • музыкальные игры;

  • чтение художественных произведений;

  • творческую деятельность детей: лепка, рисование, аппликация, ручной труд;

  • тактильные игры («мешочки» с крупой, песком, «чудесный мешочек»)

  • посещение музеев.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирование у ребенка представлений о сенсорных эталонах имеет очень важное значение для дальнейшего развития. Недостаточно научить детей точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях искусства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от сочетаний холодных. Научить воспринимать форму, что предполагает развитие умения зрительно дробить предмет на отдельные элементы, соответствующие различным геометрическим образцам, и определять соотношение этих элементов между собой.

Раздел III

Результативность опыта

Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования сенсорного представления у детей дошкольного возраста. За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей нами были разработаны следующие критерии, основой послужила методика Николаевой Т .В. (Приложение 1). По результатам первичной диагностики мы получили следующие данные.

Таблица 1

Уровень сформированности сенсорного представления у детей младшего дошкольного возраста





Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

2011- 2012 год

56%

30%

14%

Исходя из результатов мониторинга, педагог сделал вывод о том, что у детей недостаточно сформировано сенсорное восприятие.

В конце 2013-2014 учебного года было проведено контрольное обследование детей, что позволило определить изменения в повышении уровня формирования сенсорных представлений у детей.

Таблица 2


Уровень сформированности сенсорного развития

Низкий

уровень


Средний

уровень


Высокий

уровень


2011- 2012 год

56%

30%

14%

2013-2014

0%

45%

55%

Изменение

уровня


Уменьшение на

Увеличение на

Увеличение на

С рождения природа наделяет человека глазами, ушами и тактильными рецепторами. Это все позволяет ребенку с самого раннего возраста установить тесный контакт с внешним миром. Эти органы, являются периферической частью анализаторов, центр которых находится в головном мозге. Таким образом, сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является наиважнейшим компонентом развития. Именно дошкольный возраст, по мнению многих педагогов и детских психологов, является «золотой порой» сенсорного воспитания.

Таким образом, развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

Библиографический список:


  1. Воспитание сенсорной культурой ребенка. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер М., “Просвещение”, 1988.

  2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд. М.; 1978.

  3. “Сенсорное воспитание в детском садуН.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой, М. , “Просвещение”, 1981

  4. Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.: «Просвещение», 1984.

  5. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики», «Обруч» №2-2006.

  6. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.

  7. Кругликов В.Н. 1988. Дидактические игры.

Приложение 1

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста мною была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).


Оборудование:

  • деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями - круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

  • деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

  • одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

  • пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

  • пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

  • цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

  • одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

  • три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей.


  1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

  2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

  3. Сложить трёхсоставную матрешку.

  4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

  5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези ; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.
Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.


Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:


  • Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

  • Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

  • Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.
Результаты исследования заносятся в сводную таблицу:

№ п/п

Ф.И. ребенка

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

1

Знаком "+" отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).


Знаком "-" отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).
В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:

  • высокий уровень - 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (3 ребёнка);

  • средний уровень - 3 выполненных задания (5 детей);

  • низкий уровень - 1-2 выполненных задания (2 ребёнка).

Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании:


Низкий уровень - ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того , в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

Средний уровень - действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к полукругу; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.

Высокий уровень - ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.

Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, производится оценка уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

Своевременное сенсорное воспитание - это главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении , эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека. Основ его полноценного развития.

Сенсорное воспитание является целенаправленным совершенствованием, развитием у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления); сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Что касается сенсорного развития, с одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности.
Приложение 2
Игры на развитие тактильных ощущений:
«Чудесный мешочек»
«Определи на ощупь»
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
«Узнай фигуру»
«Догадайся, что за предмет»
«Найди пару»
«Найди ящичек»
«Что в мешочке»
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:
«Найти предмет указанной формы»
«Из каких фигур состоит машина?»
«Коврик»
«Найди предмет такой же формы»
«Какая фигура лишняя?»
Варианты:
- группировать по форме реальные предметы по 2-3 образцам, объяснять принцип группировки.
«Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2-3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
- составить конструкцию по памяти, по описанию;
- составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8-9).
«Определи правильно»
Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо)

Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия величины:
«Сравни предметы по высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить - что выше, что ниже.
«Палочки в ряд»
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
«Самая длинная, самая короткая»- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Пирамидки»
«Матрешки»
«Разноцветные кружки»
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
«Разложи по размеру»
«Расставь по порядку»
Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
«Дальше - ближе»
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета:
«Какого цвета не стало?»
«Какого цвета предмет?»
«Собери гирлянду»
Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
«Сплети коврик из цветных полосок»
«Сложи радугу»
«Неразлучные цвета»
Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка - лепестки белые, середина желтая, береза - ствол белый, листья зеленые)
«Какие цвета использованы?»
«Уточним цвет предмета»
Дидактические игры на различение запахов:

«Определи предмет по запаху»

«Вспомни, как они пахнут»

«Коробочки с запахами»


Игры на восприятие слуха:

“Тихо и громко”

“Угадай, что звучит”.

“Шагаем и танцуем”.

Высокий и низкий звук”.

“Звоночки”.

“Шумящие коробочки”.

“Что слышно”.


Приложение 3
«Что такое сенсорика?»
Сенсорное развитие (лат. sunser - ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять , что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

Является основой для интеллектуального развития

Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

Готовит к реальной жизни;

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

Развивает наблюдательность;

Развивает внимание;

Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения;

Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Как известно игра - это ведущий вид деятельности в детском саду. Детство без игры и вне игры ненормально.

Итак какие же игры есть для развития сенсорики.


  1. для детей 2-3 лет:

  • «пирамидка»

  • «крышечки», «башенка»

  • «стучалочки»:

  • «подбери по цвету, форме»

Многие игры по сенсорному воспитанию воспитатели в детском саду делают своими руками:

- сенсорные мешочки (наполнители могут быть самыми разнообразными):

- скрепки :

- крышечки

- проведи пальчиками :
2.для детей 3-4 лет:


  • «шнурочки »

  • «вкладыши»

  • «разложи по цвету и по цифрам»

  1. для детей 4-5 лет:

  • всевозможный пазлы:

  • «мозаика»

  • «палочки Кьюзинеера»

  • «Блоки Дьенеша»

  • «Фигуры»

  • «Лего», «Магнитная мозаика»

  • «Игры с матрешками»
Все области жизни у малышей требуют активного, всеобъемлющего развития, не составляет исключение и сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Воспитывайте, обучайте, развивайте своих детишек!

  • На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

  • На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

  • Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

  • Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

  • Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов , расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Лихачева Анастасия Валерьевна
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад № 221"
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-04-18 Сенсорное воспитание дошкольников через систему дидактических игр и упражнений Лихачева Анастасия Валерьевна Данная работа раскрывает особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. В работе предложена система дидактических игр и упражнения, направленных на помощь в развитии сенсорных навыков.

Просмотреть свитедельство о публикации

Сенсорное воспитание дошкольников через систему дидактических игр и упражнений

Воспитание детей – это один из самый сложных и ответственных процессов, от которого зависит не только будущее самого ребенка, но и будущее семьи, окружающих и нового поколения. Этот процесс является большим комплексом мер и технологий, которые направлены на формирование личности ребенка.

Одним из важных комплексов воспитания является сенсорное воспитание дошкольников. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и раздельно воспринимать предметы, их свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве и т. д).

Многие психологические исследования показывают, что без такого воспитания восприятие детей на длительное время может оставаться отрывочным, поверхностным, что в значительной мере затрудняет как овладение различными видами деятельности (рисование, лепка и т. д), так и усвоение знаний и навыков.

Изучение вопросов сенсорного развития и воспитания показало, что это — сложный процесс, который включает: усвоение детьми « сенсорных эталонов» и овладение способами обследования предметов.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов (например, в области формы – это геометрические фигуры; в области цвета- семь цветов спектра, черный и белый). Таким образом, обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит, как раз, сформировать у них представления о разновидностях свойств предмета. Но такие представления не смогут управлять восприятием, так как у ребенка нет способов, с помощью которых можно было бы выяснить к какому из образов соответствует свойство того или иного предмета. Именно для этого и существуют способы обследования предметов, т. е способы сравнения свойств предмета с установленными образцами, которым необходимо научить детей.

Таким образом, сенсорное воспитание в дошкольном возрасте – это не что иное, как ознакомление детей с сенсорными эталонами и овладение способами обследования предметов. Для того чтобы ребенок начал усваивать эти эталоны и способы, он должен быть к этому подготовлен. Ведь само это усвоение и овладение – процесс, который длится несколько лет и включает в себя постепенный переход к более сложным формам восприятия.

В первые годы жизни (до 3 лет) ребенок получает огромное количество впечатлений. Он различает формы, цвета, величины, но не все эти свойства привлекают его внимание и становятся признаками предметов, влияющие на его действия. Восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво (чаще всего в предмете выделяют одно свойство). В связи с этим, детям раннего возраста необходимо всего лишь запомнить названия тех самых свойств (форма, цвет). Какие же действия ведут к первоначальному выделению этих свойств предметов и образованию элементарных представлений о них? Ученые говорят, что это, прежде всего, предметные действия, т.е действия, при которых ребенок будет использовать каждый предмет как образец. Все это и будет подготовкой к усвоению сенсорных образцов-эталонов.

На третьем году жизни дети начинают овладевать простейшими продуктивными действиями (складывание кубиков, выкладывание мозаики и т.д). Но ребенок еще не учитывает свойств этих предметов. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу того, что они не понимают их значения. Дать понять значения свойств предметов – и есть основная задача сенсорного воспитания на третьем году жизни. Свойства (цвет, величина, форма) должны выступить для детей как постоянные признаки предметов, по которым эти предметы узнаются.

С трех лет начинается новый этап сенсорного развития. Именно на этом этапе происходит переход к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Здесь очень важно начинать знакомить детей с разными вмдами эталонов и способами их применения.

Сенсорные эталоны разных видов:

1. В области цвета – это цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый, серый, черный); светлота и насыщенность; оттенки цвета; порядок расположения тонов в спектре;

2. В области формы – геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник, многоугольник); объемные и плоскостные фигуры

3. Величина

Говоря о путях ознакомления детей с сенсорными эталонам, можно сказать, что сначала нужно познакомить детей с основными образцами, а затем с разновидностями. Нужно сказать, что при знакомстве с эталонами мало просто показа и обозначения названия, важно включить действия самих детей для закрепления в памяти.

Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности, т.к с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. Так, например, при ознакомлении с цветами спектра очень важно самостоятельное получение их детьми (разведение красок). В ознакомлении с геометрическими фигурами и их разновидностями важную роль играет обучение детей обведение контура. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды от большего к меньшему, например.

Таким образом, на третьем году жизни дети должны уметь выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления о разновидностях цвета и формы и об отношении двух предметов по величине.

Начиная с четвертого года жизни у детей нужно формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине. Позднее нужно знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине между элементами ряда. Одновременно с формированием эталонов следует учить детей способам обследования предметов: последовательному осмотру и описанию формы, группировке по цвету и форме, выполнению более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач и сформирована система дидактических игр и упражнений. Эта система нацелена на формирование способов восприятия, которые способствуют выполнению любой продуктивной деятельности.

Примеры дидактических игр и упражнений

1. Ознакомление с цветом детей от 1 года 8 месяцев до 3 лет

— раскладывание резко различных по цвету предметов на две группы

— размещение грибков двух резко отличающихся цветов в отверстиях столиков в соответствии с цветом

— выкладывание из цветной мозаики – « Курочка и цыплята»

— рисование красками – « Листочки деревьев»

2. Ознакомление с цветом детей младшего и среднего дошкольного возраста

— «Красивый букет»

— «Лебедушка»

— «Радуга»

— «Окраска воды»

-« Разноцветный сарафан»

— «Цветной лед»

3. Ознакомление с формой и величиной предмета детей младшего и среднего дошкольного возраста

— «Чудесный мешочек»

— «Найди предмет такой же формы»

— «Геометрическое лото»

— «Выкладывание орнамента»

— «Склеим чайник»

— «Расставь мебель»

4. Ознакомление с формой и величиной детей старшей и подготовительной к школе групп

— «Найди такой же узор»

— «Найди по описанию»

— «Отгадай, что на моей картинке»

— «Угадай, что в мешочке»

— «Выложи предмет»

Дидактические игры и упражнения оказывают огромную помощь в сенсорном воспитании. Однако эта помощь будет существенной только при творческом подходе к использованию этих игр и упражнений и при включении их в общую систему сенсорного воспитания.

. .

Людмила Бендик
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры »

Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь , неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.

Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие . Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

В процессе практических действий с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения - дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию , усваивает все сенсорные эталоны . Игра выступает средством сенсорного развития и воспитания .

Свою работу по сенсорному развитию я начала со сбора информации по данной проблеме, изучила педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников .

В своей работе решаю следующие задачи :

Продолжать знакомить с цветами спектра : красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре;

Знакомить детей с величиной и формой предметов

Формировать навыки самостоятельной деятельности.

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учётом возраста детей . Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Для формирования элементарных математических представлений я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения :

-игры головоломки ,

-игры шутки

-игры с занимательными вопросами : «Почему овал не катится?» , «Кто быстрее найдёт» , «Незаконченные картинки» , «Живые числа» , «Подбери по цвету» , «Один - много» . В 2015 году на педагогических чтениях выступала воспитатель и интересно рассказала о палочках Кюизенера, логических блоках Дьенеша. Мы тоже приобрели эти игры и специальные альбомы к ним. Детям очень интересно. Они яркие, занимательные, играть с ними детям очень нравиться.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создала сенсорный уголок , который наполнила дидактическими играми познавательного направления на развитие цвета, для закрепления знаний о форме, величине, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом » . Я, объясняю родителям игру, а родители дома со своими детьми закрепляют её. Также для родителей была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а также, вместе со своими детьми проигрывали их , обсуждали уже проведённые игры . Такая систематическая работа даёт свои положительные результаты.

Публикации по теме:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕНСОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ИГРУШКИ» Сенсорное развитие детей зависит от того, как ребёнок осваивает.

"Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие чувства ритма через музыкально-дидактические игры». Сегодня я поделюсь своим.

Опыт работы. "Обучение и воспитание дошкольников через дидактические игры". Воспитатель высшей категории Завалишина Елена Юрьевна 2016.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Комбинированного Вида № 180” Отчёт по самообразованию на тему:.

Ранний возраст является наиболее значимым этапом для развития речи детей, где ведущая роль в этом принадлежит взрослым: родителям и близким.

«Учение в детстве так же прочно, как гравировка на камне…» Протагор «Детство – этап подготовки к будущей жизни». Общество, как правило,.

Сенсорное воспитание детей через дидактические игры. Подготовила воспитатель МКДОУ «Детский сад №7» г.Лиски Воронежской области Чибисова Н.В. Раннее детство – это особый период в жизни ребёнка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребёнка как личности. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,цвете, величине, положения в пространстве,а также запахе,вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно оно служит основой познания мира. Видные представители дошкольной психологии и педагогики Я.А.Коменский, О.Декроли, Ф.Фребель, М.Монтессори, Е.И.Тихеева, А.П.Усова, А.В.Запорожец, Н.П.Сакулина и другие, справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе. Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно образовательной деятельности -это включение задач сенсорного воспитания. Их связь, с содержательной для ребёнка деятельностью, позволяет педагогу формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей. Практически действуя с предметами, ребёнок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребёнка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов (термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В.Запорожцем и нашёл широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников). Эталоны цвета (В качестве которых выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности) эталоны формыгеометрические фигуры эталоны величины метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов- длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоение сенсорных эталонов- это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. Огромное значение сенсорное развитие имеет для детей от 0 до 3 лет, так как они знакомятся с миром через органы чувств. На втором-третьем году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важная роль, особенно в раннем возрасте, должна принадлежать дидактическим играм. Ранее упомянутые педагоги разработали разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Но анализ используемой программы и методы разработок, позволяет сделать вывод о необходимости разработки новых дидактических игр для закрепления и систематизации сенсорного воспитания. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста связано с их мозгом, который активно развивается в этот период. Мозг является движущей силой познавательной деятельности малыша. Ребёнок, получая множество впечатлений, упражнений и материалов для восприятия, развивает зрение, слух, вкусовые ощущения, обоняние, осязание. Для развития сенсорного восприятия необходимо развитие мышления, воображения, запоминания, которые в дальнейшем необходимы для процессов анализа, обобщения, сравнения и умозаключения. Если не заниматься сенсорным развитием в ранний период,то недоработки отразятся на способности к обучению, причём они будут заметны в начальной школе, из-за недостаточной точности и гибкости восприятия. Но не нужно забывать, что сенсорное развитие у разных детей будет отличаться. У некоторых детей сильнее развито зрение. Такие дети легче запоминают образы, охотнее рассматривают, чем слушают, они любят рисовать,рано начинают писать. Другие, воспринимают всё на слух, любят музыку, слушают чтение взрослого, они рано начинают говорить, хорошо запоминают стихи. Следующая группа детей изучает всё на ощупь, находятся в постоянном движении, такие дети любят, чтобы их гладили и целовали, т.е. к ним надо часто прикасаться, они активны в движениях и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Поэтому, мы уделяем внимание всем детям, как сильным, так и слабым. Как же происходит сенсорное развитие в раннем детстве? Оно происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т.д. Поэтому ребёнок всегда трогает предмет, берёт его в рот, чтобы понять, что он из себя представляет. Чтобы познать предмет со всех сторон, ребёнок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту, наши дети, также как и мы когда-то, познают и обогащают представления о мире. Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получил благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но всё, что ребёнок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться словесно взрослым. Ребёнок получит полную информацию о предмете, явлении, деятельности, если педагог использует все виды сенсорного воздействия на сенсорную систему ребёнка. Нельзя педагогу забывать об эмоциональном фоне, который создаёт благоприятные условия для усвоения информации и применения её в дальнейшем. Поэтому, в непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста по сенсорному развитию ставились и решались следующие задачи: -формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, жёлтый, синий, зелёный), величине (круг, треугольник, квадрат), форме (куб, шар, конус, крыша, кирпичик), количестве (много, один), различать величину: большой- маленький, узкий- широкий, высокий- низкий, длинный- короткий; -создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно- игровой деятельности через игры с дидактическим материалом; -воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата. Литература: 1. Л.А. Венгер; Э.Г. Пилюгина; Н.Б. Венгер- «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М. «Просвещение», 1988г; 2. Э.Г. Пилюгина- «Занятие по сенсорному воспитанию» М. «Просвещение», 1983; 3. Предметная среда сенсорика. Экология. – Программа «Развития», Москва 2007 г.; 4. А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя» М. «Просвещение», 1983 г. 5. Интернет-ресурсы. ...

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Из опыта работы

воспитателя мини- центра «Бота»

Амельченко Марины Ивановны

Резюме

Наименование учреждения : ГУ Целинной средней школы мини-центр «Бота»

Ф.И.О. (полностью): Амельченко Марина Ивановна

Дата рождения: 17.09.1965 год

Образование: Среднее специальное , диплом КОСТАНАЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ «Воспитатель в дошкольном учреждении»

Курсы повышения квалификации №0325582

от 07 апреля 2012 года ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Тематика: «Особенности моделирования педагогического процесса в ДО, ДМЦ и предшколе на основе интеграции предметного содержания»

Курсы повышения квалификации педагогических работников №0986 от 06 декабря 2014 года АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР « Start »

Тематика: «Интегрированное планирование деятельности воспитателя как инновационный подход в обучении и воспитании дошкольников»

Семинар №001168 НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ «Болашак»

Специальность: «Воспитатель в ДУ»

Стаж работы: с 1984 года

Педагогический стаж: с 1984 года (20 лет)

Доклад

«Самые далеко идущие успехи

науки и техники рассчитаны

не только на мыслящего,

но и ощущающего человека»

Б. Г. Ананьев.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом: оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека. Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Моя педагогическая деятельность в период с 2013-2015 связана с детьми младшего дошкольного возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Накопление умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления. Поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное воспитание детей через дидактическую игру».

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы

Целью моей работы является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:

Задачи:

Формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)

Формировать умение выделять существенные признаки предметов.

Формировать умение сравнить предметы между собой, искать черты сходства и различия.

Учить детей определять количественные и качественные отношения предметов.

Развитие слухового внимания.

Развитие мелкой моторики рук.

Затем определилась с участниками работы: воспитатели групп, дети, родители. Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

2 этап – проектировочный. На этом этапе решалась следующая задача:

Подбор заданий и проведение диагностики для выявления уровня сенсорного развития детей на начало проекта.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание условий для работы с детьми. На последнем этапе решалась следующая задача: научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, развивать сенсорные процессы.

5 этап – контрольно-аналитический. На данном этапе проводилась диагностика с целью определения полученных результатов на конец работы.

Ожидаемые результаты :

1. Воспитательные:

Воспитать у детей интерес к дидактической игре;

Воспитать желание использовать дидактическую игру в повседневной жизни;

Воспитывать у детей желание заниматься.

2. Обучающие:

Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру.

3. Развивающие:

Развивать у детей умения определять свойства, признаки предмета;

Развивать у детей умение использовать сенсорные эталоны и способы обследования предметов;

Развивать внимание, усидчивость детей.

В работе с детьми использую различные формы работы: индивидуальная, групповая, подгруппами.

В ходе реализации своей работы я выбрала систему дидактических игр: Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит? », «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи? », «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие. Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку? », «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.

Работа проводилась поэтапно. Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представления о цвете не связывала со словом. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Для этого предлагались дидактические игры: «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения. Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь зайчика» и «Спрячь бабочку», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. Мною было разработано многофункциональное панно «Лесная полянка».

Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета.

Ну и конечно же, реализация данной работы не обошлась без участия родителей. С родителями я проводила индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению

уровня знаний родителей о сенсорном воспитании.

Я оформила папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также привлекала родителей к изготовлению и приобретению дидактического материала.

Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития сенсорной культуры у детей на начало и на конец работы.

Условные обозначения:

«-» - норматив ребёнок не выполняет, еще им не заинтересован

«v» - ребёнок делает попытки к выполнению норматива, проявляет к нему интерес

«+» - норматив ребёнок выполняет с интересом, правильно.

Познавательное развитие

По показателям компетентностного развития в ОО «Познание» т.е индикаторам на начало 2013 года (на начало работы) дети не имели представления о цвете, форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, не знали, что такое сенсорные эталоны, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила. У детей в основном присутствовал низкий уровень развития. На данный момент времени, в результате проделанной мною работы уровень сенсорного развития у детей существенно повысился. Дети различают основные цвета, формы, величину, фактуру предметов . Проявляют любознательность, особый интерес к людям и их действиям, воспроизводят простые постройки по показу взрослого. Проявляют доброжелательное и бережное отношение к животному миру демонстрирует первоначальные навыки ориентировки в пространстве.

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно и полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

Использованная литература:

    Н.Н. Подъяков, В.А. Аванесова «Сенсорное воспитание в детском саду» - М., «Просвещение», 1981.

    Э.Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста» - М., «Просвещение», 1983

    Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

    Е.Б. Волосова «Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М., ЛИНКА-ПРЕСС, 1999

ЦЕЛЬ: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

ХОД. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые детям. Посадив ребят полукругом, так чтобы все предметы были им хорошо видны, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

Цель:

Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Цель игры: развивает мышление, внимание, память, увеличивает словарный запас, совершенствует мелкую моторику рук, развивает речь, логическое мышление, учит сопоставлять геометрические фигуры с предметами.

Цель: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; развивает мелкую моторику рук;

Ход: детям предлагается спрятать бабочку от паучка на цветок соответствующий по цвету бабочке.

Задачи: формировать умение различать и правильно называть основные цвета; учить совмещать зайчика с полянкой (ориентир по цвету) ;действовать целенаправленно, последовательно; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям спрятать зайчика на полянку от лисички, зайчик и полянка должны совпадать по цвету.

Цель игры: Закрепление знания детей об одежде, обуви; развитие мелкой моторики рук;

Ход: Воспитатель предлагает детям подобрать одежду для куклы, учит правильно подбирать одежду.

Цель: определить форму платочка, учить завязывать узел, развивать моторику рук.

Ход: Воспитатель предлагает детям подобрать платочек для куклы по цвету и по величине.

Ход: Воспитатель предлагает детям собрать бусы по цвету и по форме.

Цель: учить различать цвета и форму, развивать моторику рук.

Ход: Воспитатель предлагает детям собрать пирамидку по цвету и по форме.

Содержание

    Резюме

    Характеристика

    Доклад : Обобщение опыта по теме самообразования «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

    Презентация

    Дидактические игры