Родительское собрание о дружбе. Родительское собрание "друзья моего ребенка" Родительское собрание доу на тему дружба

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад пос. Придорожный»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Подготовила: воспитатель Исакова Т.А.

пос. Придорожный

2013 г.

Воспитание дружеских отношений в игре

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: строго выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.

Такие игры не могут двигать вперёд физическое. Нравственное и умственное развитие ребёнка. Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают впечатления жизни в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место. Тематические игры, в большинстве случаев, подсказываются имеющимися игрушками, которые являются первичным организующим началом в играх детей. Дети быстро переходят от одной роли к другой. Родители должны заботиться не столько о том, чтобы накупить как можно больше игрушек, сколько о тщательном из отборе, чтобы они были доступными, яркими, способными побудить ребёнка к полезной игре. Вовремя дать ребёнку нужную игрушку – значит поддержать и оживить его игру. Уже в младшем возрасте дети любят несложные сказки, сопровождаемые действием.

Бабушка Кати много играла с четырёхлетней внучкой. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку», - задумчиво начинала бабушка, и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая.» Выросла репка большая, сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет, потянет, вытянуть не может… (Тут бабушка показывала, как она тянет упрямую репку.) Позвала бабка внучку Катю (Тут Катя хваталась за бабушкину юбку): Катя за бабку, бабку за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку – тянут-потянут … вытянули репку. И тут у бабушки в руках появилось неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что, едва переступив бабушкин порог, Катя просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»

Большой интерес проявляют дети к строительному материалу. Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку осуществить его замыслы и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.

У детей 4-5 лет содержание творческих игр обогащается под влиянием воспитания, в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Они не удовлетворяются уже изображением отдельных эпизодов, а придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.

Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.

Ребёнок, например, не один раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.


Предварительная работа:

· Подготовка газеты с высказываниями детей о дружбе

Форма проведения: круглый стол.

План:

1.Беседа воспитателя на тему: «Первые уроки дружбы»

2.Игровой тренинг с родителями «Давайте поиграем» (игры на формирование межличностных отношений)

3.Тест на «выявление уровня коммуникативных навыков детей»

4.Вручение памятки родителям « Как помочь ребёнку подружиться»

Цели:

Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками

Ознакомить с играми, способствующими формированию межличностных отношений

Провести тест на выявление уровня общения ребёнка

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы с вами сегодня собрались для того, чтобы побеседовать на тему «о детской дружбе, об общение дошкольников со сверстниками». Так же мы познакомим вас с некоторыми играми, которые способствуют дружескому, благоприятному общению и установлению межличностных отношений между детьми. В заключении проведём тест, который позволит вам выявить уровень общительности вашего ребёнка.

Дружба - это особый вид устойчивых, индивидуальных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью друг к другу. Дружба предусматривает соблюдение не писаного «кодекса», нарушение которого, ведёт к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже вражде. Учите ребёнка видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Но ваши устремления, достигнут цели если:

Вы знаете кто у ребёнка лучший друг;

Знаете друзей своего ребёнка;

Приглашаете друзей ребёнка в дом;

Были ли у ребёнка такие случаи, когда он вступался за своих друзей;

Вечером всей семьёй обсуждайте, как прошёл день.

В каждой из предложенных ситуаций пронаблюдайте за поведением и реакцией ребёнка.

Почему мы именно эту тему сегодня затрагиваем на собрании? Потому что дети ваши вошли в тот возраст, когда общение со сверстниками становиться для вашего ребёнка самым важным и значимым. Ведь с детьми ребёнок ведёт себя совсем иначе, чем со взрослыми: он раскрепощён, более самостоятелен.

Само же общение развивает ребёнка как личность: учит взаимодействовать, проявлять сочувствие, справедливость, чуткость. А самое главное к 6 годам дети стремятся завоевать уважение сверстников: в нашей группе все это делают по- разному: кто-то принесёт что-нибудь, чтобы похвалиться, кто- то поделится, кто-то старается на занятиях отличиться хорошим ответом, кто-то силой берёт, задирается, но чаще с таким дети потом не играют.

Долгое время считалось, что общение сверстников складывается само собой, не требует вмешательство взрослого, и уж совсем дикой казалась мысль, что детей надо учить играть. Сегодня это делать необходимо. Дети разучились общаться друг с другом, т.е. не умеют. Они конечно вместе играют, рассказывают друг другу что то, но не получается выслушать друг друга, каждый старается сказать сам, в редком случае выслушать другого, порадоваться успехам, или утешить. Конечно же самые первые уроки общения ребёнок берёт дома. Если взрослые общаются между собой не на высоких тонах, приветливо, в речи часто можно услышать вежливые обращения ко всем членам семьи так и к ребёнку, если ребёнку всегда объяснят причину почему так не следует говорить или поступать, посоветуют как себя вести правильно, то и ребёнок всё это впитывает в себя как губка, считает это нормой общения и эту норму приносит с собой в детский коллектив.

В основном у нас преобладает дружба поочерёдно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Но уже появляется и парная дружба, которая характеризуется глубокой симпатией. Дети дружат с теми, кому испытывают симпатию и уважение. И уже возрастает избирательность дружеских контактов. (Лиза и Катя, Саша и Миша, Платон и Дима, Варя и Лера К.) Дети играют по 2-3 человека, игровые предпочтения могут меняться.

Проведя опрос детей, с кем ему хочется дружить, в лидеры вышли в нашей группе - Платон, Лиза, Саша. Почему они хотят с ними дружить: назвали такие качества как доброта, умение делиться, не дерётся, не кричит. Но лидеры конечно же могут и меняться, если провести например опрос ещё раз, в лидеры могут выйти и другие дети или остаться эти, т.е. пока в 5 лет отношения не устойчивые, в зависимости от обстоятельств. Но к 7 годам возникают более устойчивые избирательные отношения, появляются первые ростки дружбы.

Таким образом ребёнку необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, а в том числе и подготовки его к школе.

3.ТРЕНИНГ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» (проводиться с родителями)

1. Игра «Комплименты»

Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные качества его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каждый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры участники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.

2. Игра « Я люблю..»

Цель: Развивать внимание к другому, умение выражать свои чувства.

Играющие сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например: « Меня зовут Галина. Я люблю путешествовать» и т.д.

3. Игра «Компот»

Участники располагаются в кругу. Их задача - приготовить некий "компот". Сделать это можно следующим образом: первый участник называет какой-либо фрукт (или ягоду), который он кладет в "коллективный компот", при этом называемый им фрукт (или ягода) должен начинаться на ту же букву, что и его имя (или фамилия), например, Ира - ирга, Гена - груша, Лена - лимон и т.д. Каждый участник должен сначала назвать имена тех, кто уже положили в "компот" что-либо и что именно они туда положили, а потом уже назвать своё имя и тот фрукт (или ягоду), который он собирается положить, например: "Сергей положил смородину, Аня - абрикос, Кирилл - калину, Илья - изюм, меня зовут Антон и я положу в "компот" алычу".

4. Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»: Задает вопросы, взрослые отвечают хором.

Сильные руки бросятся в драку? (Нет)

Добрые руки погладят собаку? (Да)

Умные руки умеют играть? (Да)

Добрые руки будут обижать? (Нет)

Ласковые руки умеют лечить? (Да)

Сильные руки будут вместе мастерить? (Да)

Будем крепко мы дружить? (Да)

5. «Клубочек ласковых имен»

Воспитатель и родители стоят в кругу. Ведущий показывает клубок ниток яркого цвета с наклеенными глазами и ртом и говорит, что этот клубок поможет им найти лаковое имя для своего соседа. Друг за другом передают его по кругу и называют друг друга ласковыми именами.

Клубочек передаю,

И ласково имя его назову- …

Окончание занятия или любого вида деятельности не означает окончания общения. Поэтому приведенные ниже упражнения, с одной стороны, закрепляют позитивный эффект занятия, а с другой - показывают, что дети готовы к дальнейшему конструктивному общению.

Итог собрания:

Была ли полезна для вас наша встреча?

Что нового узнали?

Что запомнилось?

Спасибо за внимание.

4. Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей

1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?

А) Всегда

Б) Никогда

В) В зависимости от настроения

2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?

А) Легко, ему нравится заводить новых друзей

Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу

В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт

3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?

А) Может внимательно выслушать собеседника

Б) Старается быстрее закончить разговор

В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника

4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?

А) Старается помочь, успокоить, развеселить

Б) Не обращает на него внимание

В) Раздражается, когда кто-то расстроен

5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?

А) Искренне радуется вместе с ним

Б) Ему безразлична радость другого ребёнка

В) Вызывает зависть, раздражается

6. Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?

А) Да, всегда

Б) Иногда

В) Никогда

7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» и т.д

Б) не всегда

8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?

А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков

Б) начинает плакать, обижается, капризничает

В) резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав

9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?

А) Заступится за обиженного

Б) не обратит никакого внимания

В) сам начнёт дразниться

10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?

А) достойно ответит

Б) промолчит и пойдёт жаловаться взрослым

В) оскорбляет в ответ

11. Как ребёнок реагирует на наказания?

А) соглашается с тем, что заслужил его

Б) Начинает плакать

В) спорит, не соглашается с наказанием

Большинство ответов «А»

У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей), успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.

Большинство ответов «Б»

У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости или наоборот агрессивности. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми), любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет, жалуется

Большинство ответов «В»

На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.

В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.

Спасибо за внимание!

Анкета

«Нужны ли ребёнку друзья»

Фамилия, имя ребёнка________________________________

Дата заполнения____________________________________

1. Как вы считаете, нужны ли друзья ребёнку дошкольного возраста?

2. Вы знаете, с кем дружит ваш ребёнок в детском саду?

_________________________________________________

3. Есть ли у него друзья вне детского сада?

_________________________________________________

4. Как вы считаете, дружба влияет на развитие личности ребёнка?

_________________________________________________

5. Как родители могут повлиять на коммуникативное развитие ребёнка?

______________________________________________________________________________________________________

Родительское собрание «О детской дружбе».

Предварительная работа:

· Чтение детям произведений о дружбе и друзьях

· Психологическая игра с воспитанниками «Поделюсь с другими»

· Подготовка памятки для родителей «Если у вас застенчивый ребенок»

· Запись на видеокамеру высказываний детей о дружбе

· Проведение коммуникативных игр с детьми

· Проведение анкетирования родителей на тему «Нужны ли ребенку друзья?», с целью определения уровня знаний родителей по вопросам коммуникативного развития ребенка, правильной организации дискуссии по данной теме.

Ход собрания.

Звучит детская песенка «Не секрет, что друзья не растут в огороде», появляются фотографии детей как слайды.

Воспитатель объявляет тему собрания, читает стихотворение.

Накрылись две подружки

Резиновым плащом.

Две пары быстрых ножек

Мелькают под дождем.

Под мокрым капюшоном

Видны издалека

Четыре синих глаза.

Четыре василька,

Две пестрые косынки

На русых волосах.

Лукавые смешинки

В прищуренных глазах.

Уже вода стекает

За ворот в три ручья.

Девчонкам не хватает

Короткого плаща.

А им и горя мало:

Промокнут - ну и что ж!

У них такая дружба -

Водой не разольешь!

Н. Саконская

Общаясь с другими детьми, играя с ними, ребенок примеряет на себя различные общественные роли. С детьми ребенок ведет себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощен, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, более самостоятелен, потому что рядом нет заботливых родителей, готовых помочь в любую минуту. Совместная с другими детьми игра - это условие формирования чуткости. Взаимопомощи, гуманизма, справедливости, доброжелательных, дружеских отношений, сочувствия, сопереживания. Для ребенка дошкольного возраста особенно полезно общение со сверстниками, которое способствует его полноценному развитию, учит взаимодействию с окружающими. Контакты со сверстниками положительно влияют на социальное развитие ребенка, помогают ему обрести самостоятельность.

Потребность в общении со сверстниками возникает у ребенка очень рано, на третьем году жизни. К шести годам оно уже носит осознанный характер и просто необходимо для нормального развития ребенка. Дети играют вместе, обмениваются мнениями о просмотренных мультфильмах, рассуждают о событиях, услышанных ими разговоров взрослых. Сравнивают свои умения и знания, выражают свое отношение к другим детям. Но самое главное в таком возрасте - стремление завоевать уважение сверстников. Это дает ребенку ощущение психологической стабильности и эмоционального комфорта.

Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную основу личности ребенка - положительное отношение к себе, ощущение безопасности окружающего мира, чувство доверия к людям. По мере взросления и появления первых требований к ребенку он ради поддержания этого главного для себя позитивного отношения взрослых будет активно осваивать новые способы поведения и действий, чтобы преодолеть их недовольство и вернуть столь необходимое восхищение собой.

Впервые опыт общения с родителями подвергается серьезному испытанию в детском саду. То внимание, заботу и любовь, которые дома ему дарили просто так, теперь, при общении с новыми взрослыми и сверстниками, необходимо заслужить. Большинство детей справляются с этой ситуацией: отношения с новыми людьми постепенно налаживаются. Новые отношения обогащают жизненный опыт ребенка новыми знаниями о себе. Расширение сферы взаимодействия ребенка с окружающими людьми - важная часть его общего развития. Выходя за пределы сложившихся в семье стереотипов общения, ребенок не только обогащает свой социальный опыт, но и приобретает способность к познанию своего Я с новых сторон, что ему как личности, безусловно, очень важно.

Ребенок, не прошедший «школу общения» со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными правилами. Не научившись говорить со сверстниками на их языке, он, естественно, будет отторгаем ими.

Но общение ребенка со сверстниками без помощи взрослых почти всегда оказывается малоуспешным. Иногда в его взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимые и недопустимые способы воздействия на агрессивного сверстника.

Уже в дошкольном возрасте дети понимают, что друг - это не только тот, с кем ты играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся. Дружба, возникшая в дошкольном детстве, может быть очень прочной и сохранится на всю жизнь.

Часто дети жадничают. Иногда это вызвано примером взрослого, иногда - эгоизмом ребенка. Жадность вызывает резкую критику со стороны других детей. С жадными не хотят играть, с ними не дружат. Но стремление к общению со сверстниками, поможет жадине преодолеть это отрицательное качество.

Дошкольнику легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств у сверстника, чем у себя. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Помогите малышу в осознании своих нравственных качеств, постарайтесь не пропускать и оценивать каждое его действие и поступок.

Ребенок, пользующийся популярностью среди детей, обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться. Он неэгоистичен. На его популярность оказывают влияние и взрослые, неприязнь или симпатия которых, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый.

Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходимо общение со сверстниками как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

2. Радиостанция «Малышок»

Воспитатель предлагает родителям прослушать высказывание детей о дружбе.

Детям задавались следующие вопросы:

1. Что такое дружба?

2. У тебя много друзей?

3. С кем ты дружишь?

4. Зачем человеку друзья?

5. Как подружиться с человеком?

6. Кто такой настоящий друг?

3.Знакомство с содержанием памятки «Если у Вас застенчивый ребенок»

Памятка «Если у Вас застенчивый ребенок»

Уважаемые родители!

Если вовремя не обратить внимания на замкнутость необщительного малыша, из него может вырасти неуверенный в себе человек, с множеством различных комплексов.

1. Уделяйте ребенку как можно больше внимания. Не стесняйтесь открыто проявлять свои чувства - дети любого возраста очень нуждаются в родительской нежности и ласке.

2. Чаще приглашайте к себе гостей с детьми. Игры, общение с детьми и взрослыми в непринужденной обстановке постепенно выработают у ребенка потребность в общении.

3. Общайтесь с ребенком на равных. Старайтесь внимательно его выслушивать. Поощряйте его, когда он задает вопросы, и сами задавайте их.

4. Не кричите на ребенка, даже если он не прав. Попробуйте изменить тон общения. Пусть он будет решительный, но не крикливый.

5. Преодолеть замкнутость помогут коллективные игры. Привыкнув к свободному общению в игре, ребенок будет чувствовать себя естественно и в повседневной жизни.

6. Одной из причин замкнутости могут быть проблемы со здоровьем, например, плохое зрение, полнота, заикание, плохая речь. В этих случаях не обойтись без специальных знаний или лечения. Но родители могут помочь ребенку проще смотреть на свои недостатки, не зацикливаться на них, а относиться к ним с юмором, как к чему-то временному.

Мангистауская область. г. Актау.

ГУ « Общеобразовательная школа № 23 с дошкольным мини-центром и лицейскими классами».

Учитель биологии и самопознания высшей категории.

Абдуллаева Шамсият Надировна.

Школа № 23.

Дата- 20.05.2014г.

Класс- 8-Е.

Кол-во уч-ся- 17.

Кол-во род- 15.

Родительское собрание.

Тема: «Поговорим о дружбе наших детей».

Цель: Показать значение друзей в жизни ребёнка.

Задачи:

Способствовать формированию интереса к взаимоотношениям своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;

Проанализировать проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период;

Форма проведения собрания: беседа.

Родительское собрание проводиться в конце учебного года, можно проводить это собрание в классе.

Подготовительная работа к собранию:

    Проведение конкурса пословиц, поговорок и рисунков о дружбе. Подготовка выставки сочинений "Мой друг".

(Выставка сочинений "Мой друг". Все работы ребят оформляются в папку под названием "Дружба это я и ты." « Школьные годы чудесные») , (эта и другие подборки,например, фото и видео с участием уч-ся делаются для того, что бы можно было использовать такой материал из архива учителя в выпускном- 11 классе).

2.Информация для родителей о возрастных особенностях в данный период.

3. Анкетирование детей.

4.Решение родительского собрания.

5. Сценарий собрания. Презентация.

6.Фото-слайд, видеофрагменты с участием уч-ся в мероприятиях класса, проведенных за текущий год. (можно провести кофе- брейк)

Анкетирование учащихся №1

1. Есть ли у тебя друзья?

2. Кого ты считаешь своим лучшим другом?

3. Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом?

4. Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?

5. Знакомы ли они с ним?

6. Бывает ли твой друг у тебя дома?

7. Как часто вы с ним видитесь?

8. Как относятся твои родители к вашим встречам?

9. Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?

10. Знаком ли ты с ними?

11. Какое мнение у тебя о них?

Анкетирование учащихся №2 Продолжи предложение:

1. Друг - это тот, кто

2. Лучший друг - это тот, кто

3. Я переживаю, когда мой друг

4. Я радуюсь, когда, мой друг

5. Мне приятно, когда мой друг

6. Мне неприятно, когда мой друг

7. Мне хотелось бы, чтобы мой друг

8. Мне не хотелось бы, чтобы мой друг

9. Когда я вырасту, я хочу, чтобы мой друг

10. Когда я вырасту, я не хочу, чтобы мой друг

Сценарий проведения собрания

На доске эпиграф.

"Дружба - это созвучие душ в соединенности судеб"

Мудрость Востока

1. Орг. Момент.

Пока все рассаживаются, звучит песня "О дружбе" ("Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались..."). (Автор слов и композитор Олег. Митяев).

Вступительное слово классного руководителя. "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Добрый день Уважаемые родители.

2. Ход собрания.

Тема нашего разговора сегодня - дружба. А что значит слово "дружба"? (родители высказывают свое мнение). Приводят примеры из жизни. Родители рассказывают интересные истории собственной дружбы.

Прошел конкурс пословиц, поговорок и рисунков о дружбе, выставка сочинений "Мой друг". Все эти мероприятия прошли в течении года, они помогли сплотить коллектив. Некоторые пословицы мы решили с ребятами сделать девизом нашего класса. Слайд № 3.

Старый друг, лучше новых двух.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями. и др.

Классный руководитель дал информацию о возрастных особенностях детей в данный период. Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 7 до 9 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения. Слайд № 4.

Прошло анкетирование для уч-ся. Результаты анкетирования обработаны мною. Классный руководитель продолжает выступление и зачитывает мнения ребят о дружбе, не озвучивая конкретных уч-ся, а дает общую информацию по классу. Слайд. № 5, 6.

На родительском собрании было принято решение: Слайд № 7.

1.Использовать для преодоления ребёнком проблем в общении со сверстниками упражнения предложенного тренинга;

2. Наблюдать за своим ребёнком во время общения со сверстниками, корректировать его поведение;

Ув. Родители, спасибо за внимание,вот и подошло к концу наше род. собрание. Поздравляю вас с окончанием учебного года. Желаю вам терпения, здоровья,счастья и благополучия вашим семьям.

(Можно провести кофе –брейк под просмотр видео-фрагментов с участием класса в открытых уроках, мероприятиях класса, можно использовать фото-слайд о мероприятиях класса проведенных за текущий год. (в такой обстановке родители могут пообщаться друг с другом о своих детях или могут возникнуть вопросы к классному руководителю индивидуального характера).

Родительское собрание на тему:

«Детская дружба»

Цель: сформировать у родителей правильное представление о детской дружбе, о путях её воспитания и коррекции.

Задачи: демонстрировать родителям необходимость обсуждения нравственных тем в семье; дать возможность родителям познакомиться с рассуждениями детей о дружбе; выработать свои правила дружбы, вежливости .

Вопросы для обсуждения: акцентирование внимания родителей на воспитании у детей бережного отношения к дружбе.

Ход собрания:

I .Вступительное слово.

Уважаемые мамы и папы! Ваш ребенок подрос. Перед школой и семьей возникают актуальные задачи нравственного воспитания детей. Особого внимания заслуживают вопросы воспитания коллективизма , дружбы, взаимопомощи , гуманных чувств. Особенно важным это становится сейчас, в такое сложное время. Важно, чтобы родители не упустили момент, когда ребенок начинает находить себе друзей, были ближе к нему, откровеннее, знали, с кем он проводит время.

II .Советы родителям .

Родителям необходимо серьезно и внимательно относиться к детской дружбе. Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе переживать радость и огорчения.

Знаете ли вы друзей своего ребенка? А если у него нет друзей? Не виноваты ли вы в этом? Вспомните, как вы встречаете друзей своего ребенка? Всегда ли вы доброжелательны к ним и приветливы?

Родителям необходимо беречь чувство дружбы, возникшее у ребенка, поддерживать и развивать это чувство: ведь с друзьями легче и радостнее жить.


Иногда взрослые лишают своих детей права выбирать себе друга. Родителей не устраивает, что ребенок, с которым дружит их сын или дочь, из неблагоприятной семьи, плохо учится или недостаточно дисциплинирован. В таких случаях недостаточно просто запретить дружить, постарайтесь лучше узнать друзей своего ребенка, проявите заботу об их разумном досуге, играх, помогите им организовать полезные дела. Хорошо бы познакомиться с семьей этого ребенка. Детям бывает особенно приятно, когда дружат их семьи.

Родителям нужно знать, умеет ли их ребенок быть хорошим товарищем, ценит лион дружбу, на чем основывается его понимание дружбы, часто ли ссорится с друзьями. Необходимо внушать детям, что в совместных играх не следует ссориться по пустякам, зазнаваться, если у тебя получается что-то лучше, чем у друга. Уметь радоваться успехам друзей и не завидовать.

В дружбе необходимо уметь принять помощь и оказать ее. Чуткость, внимание к людям проявляются не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях. Детей надо учить умению обращаться друг к другу, прислушиваться к тому, что говорят. В случае конфликта надо посмотреть, как они сами найдут выход из создавшегося положения. При необходимости помогите детям решить спор по справедливости, если вы находите общий язык с вашим ребенком, то он обязательно придет к вам за помощью. Замечаете ли вы, что ваш ребенок неспокоен, что у него какие-то неприятности?

Уделите время, попытайтесь поговорить, как говорится, по душам, и обязательно все неприятности будут ваши общие, а значит и преодолимые.

Ваш ребенок обращается к вам с просьбой отнести книгу другу – обещал. Вы не разрешаете, спокойно занимаясь своими делами, и тем самым приносите вред своему ребенку: показали, что вам безразличны его интересы, и этим оттолкнули его от себя. Родителям необходимо уважительно относиться не только к своим детям, но и к друзьям своих детей.

3.Роль семьи .

Большое значение имеет семья в формировании коллективизма у детей. Семья как коллектив объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общей радостью, а иногда и общим горем. Когда мать и отец делят между собой хлопоты и трудности, радости и невзгоды, всегда готовы прийти на помощь друг другу и людям, ребенок не вырастает эгоистом.

Воспитанию коллективизма способствует и привлечение ребенка к общим, доступным для него делам семьи, участие в труде по домашнему хозяйству, в решение некоторых хозяйственных вопросов, в организации семейных прогулок и развлечений. Дети убеждаются, что коллективная работа спорится, все веселее и легче делать сообща,

вместе отдыхать, посещать кино, театры и т. д.

Сила семейного коллектива – в общих переживаниях. Каждое событие в семье воспринимается как радость, общее событие, у всех приятное настроение. День рождение детей нужно отмечать всем вместе с друзьями детей.

Родителям надо помнить всегда, что с ними рядом живут дети, которые слышат каждое их слово, даже тогда, когда заняты своими делами.

В семье дети обмениваются впечатлениями от увиденного, прочитанного, услышанного. Нередко дети всерьез воспринимают неправильные сведения, слухи или суждения. Если вы слышите это от своих детей или их товарищей, тактично вмешайтесь в разговор, рассейте заблуждения ребят, помогите им увидеть события и факты правильно.


Гуманные чувства, доброта, доброжелательность – эти нравственные качества являются неотъемлемыми чертами нравственно воспитанных детей.

4.О правилах дружбы, вежливости.

Очень хорошо, если вы выработаете свои правила дружбы . Они могут быть примерно такими:

1. Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи его; если он попал в беду, помоги ему, чем можешь.

2. Делись с другом: если у тебя есть интересные игрушки, книжки, поделись с другими ребятами. Играй с ними так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

3. Останови друга, если он делает что-то плохое.

4. Не ссорься с друзьями: старайся не спорить по пустякам, не зазнавайся, не завидуй, а если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и извинись.

5. Умей принять помощь, советы и замечания других ребят.

Выработайте с детьми и правила вежливости . Они могут быть и примерно такие:

1. Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим с тобой приятно.

2. Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, прощайся.

3. Старшим и больным уступай место, постарайся делать это не напоказ.

4. Упавшему помоги встать, старому помоги перейти дорогу. Делай это сердечно, от души.

5. Никогда и никуда не опаздывай. Береги время других людей.

6. Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи, куда пошел и зачем вернешься.

7. Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим.

5.Анкетирование.

Для определения, на сколько родители знают своих детей, их друзей, их интересы было проведено анкетирование, в котором родители должны были ответить на следующие вопросы:

1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время ?

2. Какие игры предпочитает?

3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

4. С кем чаще играет?

5. Как ведет себя в детском коллективе?

6. Какие обязанности имеет дома?

7. Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности необходимоучесть при вхождении его в новый коллектив?

8. Кто в семье занимается непосредственно воспитанием ребенка?

9. Где чаще всего проводите совместно с ребенком досуг?

10. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?

11. Приходят ли к вам в гости друзья вашего ребенка?

12. Что вас затрудняет в воспитании вашего ребенка?

13. Какие методы воспитания вы предпочитаете?

Достоверность этих сведений была проверена анкетированием детей:

1. Чем любишь заниматься в свободное время?

2. Какие игры предпочитаешь?

3. Какие виды спортивных развлечений любишь?

4. С кем чаще играешь?

5. Кто тебя чаще воспитывает?

6. Где чаще проводите досуг с родителями?

7. Знают ли ваши родители ваших друзей?

8. Их родителей?

9. Приходят ли к тебе в гости твои друзья?

10. Какие методы воспитания, на твой взгляд, применяют к тебе твои родители?

6.Анализ анкетирований.

Проанализировав результаты анкетирования, я пришла к выводу о том, что большая часть родителей интересуется жизнью своих детей, знают их друзей, их интересы, участвуют в формировании чувства дружбы и коллективизма. Несколько родителей в своих ответах показали, что они мало обращают внимание на воспитание своих детей, аргументируя этот факт своей занятостью, что является причиной проблемности их детей. Результаты анализа анкетирования помогут мне, как учителю, правильно направлять работу по воспитанию этих детей по пути компенсации невнимания их родителей.

7.Мнение родителей.

8.Подведение итогов.

Качурина Оксана Леонидовна

МОУ СОШ № 15 г. Ейска МО Ейский район

Учитель начальных классов

Родительское собрание «Дружба – это не работа»»

Форма проведения: обмен мнениями.

Цель: развитие у родителей понимания важности дружбы в жизни ребенка.

Задачи:

    показать значение друзей и дружбы в жизни ребёнка;

    способствовать развитию взаимоотношений своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;

    проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.

Ход собрания:

Подготовительный этап.

    Анкетирование детей

    Подготовка “Анкеты для родителей”

    Подбор пословиц и афоризмов о дружбе

    Сочинение детей на тему “Мой друг”

    Творческий отчет на тему «Дружба – это не работа!»

Организационный этап.

Доска оформлена пословицами о дружбе. Для родителей приготовлены бланки анкет, результаты диагностики детей, образцы анкет и тестов.

Проведение педагогического всеобуча.

Классный руководитель.

Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится в раннем детстве, воспитывают отзывчивость, сочувствие, щедрость, правдивость по отношению к друзьям.

— Давайте вспомним, какие пословицы учат этому.

Старый друг — лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Одна ласточка и весны не делает. Один в поле – не воин. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Друзья познаются в беде. Одной рукой и узла не завяжешь. Дружба дружбой, а служба службой. Худой мир, лучше доброй ссоры.

Умение дружить воспитывается с чтения первых народных сказок “Лиса и журавль”, “Лиса и волк”, и т.д. Среди литературных: “Бременские музыканты” братьев Гримм, “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова, “Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенского, “Винни-Пух и все-все-все…” А. Милна и другие.

Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. В выборе друзей дети пользуются эгоистическими соображениями. Дети от 9 до 7 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Это мы последили с детьми при чтении рассказа В. Драгунского “Друг детства”.

У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия. Характер дружеских отношений зависит от потребности каждого ребенка в доминировании, подчинении и автономии.

Когда у ребенка есть лучший друг, которому он может доверять, он учится преодолевать смущение в общении с другим людьми. Хотя такой характер отношений более распространен среди девочек. Мальчики, как правило, меньше раскрываются перед друзьями.

Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них по складу личности. Такие отношения дают каждому из них максимальную возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений. Зародившаяся в детстве дружба может продолжаться всю жизнь, но так бывает не всегда.

Но не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте.

Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

Образование детских групп происходит разными способами. Как правило, компании образуются в течение короткого времени. Затем начинается процесс разделения ролей.

Положение детей в группе сверстников бывает разным. В каждой детской группе есть дети, которые пользуются популярностью и непопулярные дети. Принятие ребенка сверстниками связано с его активным участием в школьной жизни, в общих делах, способностью сотрудничать с другими детьми. Тогда как социально неумелых детей группа не замечает.

На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен (к сожалению, агрессивный ребенок не меняет своего поведения, а становится в общении еще агрессивнее- это единственный способ для него привлечь к себе внимание) или наоборот застенчив (такие дети чувствуют себя более одинокими и больше переживают за свои отношения с другими детьми, чем агрессивные дети)- это вредит популярности.

Наиболее подвержены групповому давлению те дети, которые обладают невысокой самооценкой. Ребята, которые остаются после школы без надзора в большей степени подвержены отрицательному влиянию компаний.

Ознакомление родителей с результатами диагностики.

Классный руководитель. Давайте проанализируем обстановку, сложившуюся в нашем классе. Ежегодно проводятся социометрические исследования с целью выявления проблем в детском коллективе, наблюдения за динамикой формирования отношений со сверстниками. (Приложение 1.)

По данным социометрического исследования в классе выявилась следующая картина.

    «Социометрические звезды» — 8 чел.

    «Ограниченный круг друзей» — 5 чел.

    Активные, подвижные, легко ссорятся и мирятся» — 9 чел.

    «Не замечают» — 2 чел.

    «Трудности в общении с одноклассниками» — 3 чел.

(фамилии детей не называются)

Какие же качества характера влияют на выбор друзей? Как дети понимают, что такое дружба? Чтоб ответить на эти вопросы, в классе проведено анкетирование среди учащихся. (Приложение 2)

По мнению детей, настоящая дружба основывается:

    На взаимопонимании, единстве интересов – 7 человек

    На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту -10 человек

    На верности и доброжелательности – 5 человек

    На доверии и откровенности –3 человека

    На умении говорить правду в глаза, на принципиальности — 2 человека

Дружбе между детьми мешает:

    то, что каждый думает в первую очередь о себе – 8 человек

    обман, ложь, отсутствие доверия между людьми – 6 человек

    зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть – 5 человек

    отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили – 3 человек

    нет общих интересов – 5 человек.

Социологический опрос родителей.

Классный руководитель. Ребята в выборе друга ставят на первое место доброту, верность, умение прийти на помощь.

Уважаемые родители, а нравятся ли вам друзья вашего ребенка? Предлагаю ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3.)

Дети писали сочинение на тему “Мой друг”. Высказывания о своем друге и его чертах характера более полно расскажут о взаимоотношениях ваших детей.(Зачитываю отрывки)

Подведение итогов родительского собрания.

На одном из классных часов ваши дети составили свод законов дружбы.

    Помогай другу в беде.

    Умей разделить радость с другом.

    Не смейся над недостатками друга.

    Тактично делай замечания.

    Не обманывай друзей.

    Не обижайся на критику или совет друга: он желает тебе добра.

    Не предавай друзей.

Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения.

В конце нашего собрания хотелось бы предоставить вам наш музыкальный видео-отчет на тему: «Дружба — это не работа».(Приложение 4.)

Возможное решение родительского собрания:

    Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.

    Соблюдать в общении правила дружбы.

Анализ итогов родительского собрания.

    Классному руководителю проанализировать результаты анкетирования родителей.

    Результаты социометрического исследования использовать для улучшения положения детей с низким статусом.

Приложение 1.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ АНКЕТА для детей.

1. Как Вы считаете, кто в Вашем классе (группе) пользуется самым большим авторитетом у товарищей?

1_________________

2_____________________

3 _______________

2. Кто из Ваших товарищей, по Вашему мнению, вызывает наи­большие симпатии в классе (группе)?

1_______________

2__________________

3 _______________

3. С кем из ребят Вы бы хотели сидеть за одной партой? (напишите фамилии)__________________________

5. Кого из товарищей Вы могли бы охотно пригласить к себе в гос­ти? (напишите фамилии) _______________________

6. С кем из ребят Вы бы стали выполнять домашнее задание? (напишите фамилии) ______________________

7. С кем из ребят Вы бы хотели вместе (напишите фамилии):

а) отдыхать___________________________

б) по-настоящему дружить _________________

в) заниматься общественной работой

г) допишите(что еще)_________ Ваша фамилия_____________ Класс (группа) _____________

Спасибо за точные ответы!

Приложение 2.

Анкета для детей.

1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

    На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;

    На взаимопонимании, единстве интересов;

    На доверии и откровенности;

    На умении говорить правду в глаза, на принципиальности;

    На верности и доброжелательности.

2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?

    То, что каждый думает в первую очередь о себе;

    Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;

    Зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть;

    Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;

    Ребята плохо знают друг друга;

    Нет общих интересов

Приложение 3

Анкета для родителей.

Продолжите предложения:

    Мы знаем, что друзья нашего ребенка- это…

    Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то …

    Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы …

    Если наш ребенок приглашает своего друга провести с нами время, то мы…

    Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…

Приложение 4

Музыкальный клип.