Конспект осень подготовительная группа ознакомление с окружающим. Конспект ОД с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром по направлению «Познавательное развитие» на тему «Осень золотая

Составитель:

Айгумова Светлана Магомедовна,

воспитатель

МБДОУ детский сад "Белоснежка"

п.Солнечный Сургутский рн

Задачи:
Образовательные:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Р азвивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Р ечевые:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие
  • обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

В оспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей

Дидактический материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

Информационно – рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

Ход занятия.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине – красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь – длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что – то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень – унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина –рябины, Саид – тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях. )
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь - шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают – не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона , грач, галка, голубь, ласточка, воробей , утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Дары осени. Золотая осень».

Цель :

Развитие речи,

Логического мышления

Закрепление знания об овощах, фруктах.

Задачи :

Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фруктов

Расширять и активизировать словарный запас детей

Повторить характерные свойства овощей и фруктов,

Воспитывать бережное отношение к природе,

Расширять и активизировать словарный запас детей,

Развивать память, внимание, мышление,

Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью,

Развивать умение работать сообща.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и я хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по-доброму, тогда и в нашем зале станет светлей!

Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы? Начнем наше путешествие.

2. Вступительная часть (актуализация знаний о времени года - осень ) :

Ребята. Сегодня мы с вами побываем в гостях у Королевы Осени и ее помощников . Увидим, какие дары она нам приготовила . А сейчас мы с вами узнаем кто помощники золотой осени (изображение 3 поросят)

Жили – были поросята,

Три веселых дружных брата

Летом бегали, играли,

Холода совсем не ждали

Вскоре осень наступила

Поросят предупредила

«Нужно урожай собрать сполна

Скоро к вам придет зима!»

Поможем поросятам выяснить, какой урожай можно собрать осенью , и добраться до него. Но прежде скажите :

Почему осенью опадают листья с деревьев? (Потому что прекращается сокодвижение в деревьях, листья перестают получать питательные вещества).

Какие три осенних месяца вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

По каким признакам можно узнать, что наступила осень (солнце греет слабее, дни стали короче, ночи длиннее, листья на деревьях пожелтели, люди стали одеваться теплее, чаще идут дожди, на улице стало холодно и т. д.).

Молодцы ребята вспомнили о золотой осени . Мы не зря вспоминали о ней.

3. Основная часть (Развитие мышления, развитие познавательных умений , умение использовать диалогический метод обучения, логическое развитие).

Ребята, Королева Осень припасла поросятам свои дары – урожай , но прежде чем она отдаст им их, она приготовила несколько заданий для вас и поросят, а в этом ей помогут поросята.

У поросенка Ниф Ниф такое задание :

Игра «Да или нет»

Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать да или нет .

Осенью цветут цветы? (Нет)

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Колючий ветер прилетает? (Да)

Туманы осенью плывут? (Да)

Ну, а птицы гнёзда вьют? (Нет)

А букашки прилетают? (Нет)

Звери норки закрывают? (Да)

Урожай все собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто-часто льют дожди? (Да)

Достаём ли сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (Да)

Молодцы ребята, славно справились с первым заданием.

А сейчас немного отдохнем :

Физминутка :

Мы - осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

(Дети образуют круг.)

Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате).

Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями).

Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)

Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Бегают, помахивая листьями.)

Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Подбрасывают листья)

Теперь садимся на свои места.

Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы?

Начнем

А давайте прослушаем задание Нуф Нуфа :

НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ : НАЗОВИТЕ ФРУКТ ИЛИ ОВОЩ ПОХОЖИЙ НА ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ (КРУГ, ОВАЛ, ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК) .

Молодцы. Мы плавно переходим к следующему заданию.

Поприветствуем третьего поросенка . Кто скажет как его зовут? (Наф Наф) . Верно. Он тоже сзаданием :

ПОЧЕМУ ОСЕНЬ НАЗЫВАЮТ ЗОЛОТОЙ ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ – ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЛАДЕНИЕМ ОСЕНИ ?

(золотая , потому что много оттенков золотого цвета , оранжевый, желтый, красный. Владения – вся окружающая природа , только на 3 осенних месяца ) которые вы уже называли.

Молодцы мы бес всяких затруднений справились с заданиями, но нам приготовил задание еще один сказочный герой из сказки «три поросенка » , кто это как вы думаете (волк)

Но будьте осторожны, он может запутать вас, чтобы вы не смогли добраться до Золотой Королевы Осени . Смотрим внимательно (картинка с смешанными контурами овощей и фруктов)

Молодцы! Вам преграда ни по чем! А за то, что вы справились со всеми заданиями, волк передал вам волшебные слова, с помощью которых мы сможем увидеть Королеву и ее владения!

Ребенок рассказывает стихотворение про осень .

(Во время рассказа, показываются слайды с изображением осени , а в конце и сама Королева осень ).

Ребята молодцы, вы помогли поросятам добраться до урожаев.

4. Итог.

Вам понравились загадки осени? А что еще принесла осень? Грибы, ягоды, сочные яблоки, золотую листву и серебряный дождик.

В благодарность за вашу помощь Поросята поделились с вами своим урожаем (яблоки для детей) .

На этом наш путешествие во владения Золотой осени подошел к концу.

Воспитатель: Здравствуйте ребята.Сегодня мы с вами отправимся в гости к волшебнице.
Отгадайте, кто же она?
В золотой карете, что с конём игривым,
Проскакал здесь кто-то по лесам и нивам,
Добрая волшебница всё переиначила:
Ярко-жёлтым цветом землю разукрасила.
Дети: Осень
А попасть к волшебнице нам помогут наши гости.
Входят дети – ноты.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости, давайте знакомиться.
Сценка с нотами:
Кто очень любит музыку, тот встретит нас везде,
Мы ноты- звуки музыки, расскажем о себе.
Нота До: Вот я,к примеру, нота До, известна всем уже давно,
Начало я всему, как дом, в котором дружно мы живём.
Нота РЕ: Я- нота Ре- соседка До, известна тоже всем давно.
Нота Ми: Громче музыка звени- перед вами нота Ми,
Хоть и третья я в ряду, самой первой в пляс пойду.
Нота Ре к Ноте Ми: Ничуть не удивлюсь я, что выскочкой зовут тебя.
Нота Ми: За то, что я, наверное, уж очень современная!
Нота Фа: Хвастливей ноты не сыскать, а я хочу себя назвать:
Я- нота Фа, живу в серёдке, я- замечательная нотка
Нота Соль: Соль- нота основная, и в песне ключевая,
Если петь с меня начать, будет здорово звучать.
Нота Ля: Прошу внимания,друзья, ведь перед вами нота Ля
Люблю и петь и веселиться, и в пляске в парах покружиться!
Нота Си: Кого хочешь здесь спроси, прекрасней нет, чем нота си
Живу я очень высоко, почти совсем как нота До
Нота Ля: Это что за глупый спор, может влезешь на забор,
Чтоб казаться выше всех, то-то будет громкий смех!
Нота До: спорить нам друзья нельзя, ноты все-одна семья,
Если нам дружить начать, будет музыка звучать.
Воспитатель: Посмотрите ребята. Всего лишь семь ноток. А сколько разнообразных мелодий можно из них сочинить. Ребята, а кто сочиняет музыку?
Дети: Композитор.
Воспитатель: Ребята, нотки сейчас перенесут нас в королевство осени. . Давайте закроем глаза
Звучит сказочная мелодия. Дети открывают глаза.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, мы с вами оказались в лесу. Как вы думаете, в какое время года нас перенесли волшебные звуки.
Дети: Осень
Воспитатель: А почему вы решили, что это осенний лес?
Дети: Потому, что листья на деревьях разноцветные.
Воспитатель: А какие еще признаки осени вы знаете?
Дети: Становится холоднее, листья на деревьях желтеют и опадают, меньше солнечных дней, чаще идет дождь, дни становятся короче, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: У волшебницы –осени есть три сына, три месяца. Знаете как их зовут?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: , ребята, раньше сентябрь называли запевалой осени, златоцветом. Как вы думаете, почему?
Дети: Сентябрь первый месяц осени. Травы на лугах высыхают и желтеют. Листва деревьев и кустарников становиться золотистой.
Воспитатель. Какие пословицы об сени вы знаете?
Ответы детей. Осенью и воробей богат.
Осенняя пора- птица со двора.
Лето- со снопами- осень с пирогами.
Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.
Воспитатель: А почему октябрь называли листопадом.
Дети: Потому, что с деревьев опадают пожелтевшие листья.
Воспитатель: Да, ребята, и была в народе такая примета, если листья осыпаясь лягут на землю лицевой стороной вверх, то зима будет холодной. А если листья ложатся изнанкою, - к урожаю и теплой зиме.
Воспитатель: А какие приметы вы можете мне назвать?
Ответы детей.Много желудей на дубе в сентябре- к лютой зиме.
Тёплая осень- к долгой зиме.
Облака плывут низко- к дождю и холоду.
Поздний грибок- поздний снежок.
Много ягод рябины- к дождливой осени и поздней зиме.
Облака редкие- будет ясно и холодно.
А вот ноябрь звали чернотропом. Почему?
Дети: Потому, что в этом месяце холодно, идут дожди, опавшие листья потемнели, лес опустел, черными стали лесные тропинки.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем
Физкультминутка.. Тучи в небе кружатся,(дети плавно покачиваются с ноги на ногу)
Что ни шаг, то лужица(ходьба на месте с высоко поднятыми ногами)
День осенний хмурится,(руки на поясе – повороты влево-вправо)
Листопад на улице (кружатся на месте)
По дороге стелется жёлтая метелица (Покачиваются с поднятыми руками)
Осень- непогодушка тополь пожелтел,(наклоны с поднятыми руками влево-вправо)
Вдруг на ветке скворушка песенку запел(повороты туловища влево-вправо, руки в стороны)
Ветка чуть качается, дождик не кончается,(наклоны туловища вперёд- назад)
С нами старый скворушка до весны прощается(взмахи поднятыми руками, ладони повёрнуты вперёд)

Воспитатель: А знаете, ребята, я обнаружила, что-то очень интересное. Давайте выпишем рядышком первые буквы осенних месяцев.
Дети называют первые буквы, воспитатель пишет.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети: Сон.
Воспитатель: Как вы считаете, случайно ли это?
Дети: Осенью вся природа готовится ко сну. Растения будут спать под снежным одеялом. Некоторые животные впадут в спячку, а другие будут вести не такой активный образ жизни.
Воспитатель: Ребята, а можно назвать лес безмолвным?
Ответы детей:
Воспитатель: А давайте прислушаемся!
Дети слушают звуки леса и отгадывают услышанное.
Воспитатель Скажите, а осень это веселое или грустное время года?
Дети: грустное, потому, что становится холоднее, идут дожди, нельзя долго играть на улице.
Воспитатель: Но ведь в начале осени стоят теплые, солнечные деньки, небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Разве не прекрасна золотая осень?!
Воспитатель: Значит, осень бывает и грустной и веселой. Как же называют первую половину осени?Дети: ранней осенью, а вторую поздней
Воспитатель Многие поэты посвящали свои стихи волшебнице осени.. Давайте послушаем стихотворение русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, Которое прочитает нам Вика Называется оно «Листопад».
«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
Как вышки елочки темнеют.
А между кленами синеют то там, то здесь в листве сквозной просветы в небе, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от Солнца»
Скажите, ребята, с чем сравнивает поэт осенний лес? Какие цвета он нашёл в осеннем лесу? О какой лазури голубой идёт речь? Какое настроение возникает у вас во время чтения этого стихотворения? О ранней или поздней осени это стихотворение?
А теперь послушаем стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» Его нам прочитает Ева.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная тень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на полы туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
О каком периоде осени это стихотворение?
Верно, это поздняя осень, которая наступает в конце октября после листопада.А какие признаки поздней осени описаны в стихотворении? Как вы понимаете выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась?» Какая осень в этом стихотворении? (Унылая, хмурая, холодная) Да ребята, листья с деревьев облетели, травы побурели, поникли, цветы завяли. Пышный, пёстрый ковёр, устилавший землю, потемнел, поблёк. Чёрными стали тропинки в опустевшем лесу.
Ребята можно с помощью наших музыкальных звуков передать осеннее настроение? Осень вдохновила многих композиторов на создание музыкальных произведений.
Сейчас мы послушаем произведение А. Вивальди.Он создал альбом «Времена года» , а вы попробуйте отгадать, в каком произведении композитор передал настроение ранней осени, а в каком поздней. Почему?
Ответы детей.
Ребята, поэты выражают свои чувства и переживания в стихах, композиторы- в музыке, а художники?
Дети: в картинах
Воспитатель: посмотрите, ребята, это картины двух художников: Исаака Левитана и Василия Поленова..В каком лесу вы бы хотели очутиться? Почему? Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эти картины? Ребята, а может и не нужна осень раз она бывает такой ненастной, хмурой. Давайте представим, что после лета сразу наступила зима. Что бы было?
Дети: Птицы не успели бы улететь на юг, животные не приготовились к зиме и погибли, насекомые не успели бы спрятаться, люди не сумели бы убрать урожай с полей и садов
Воспитатель: Правильно, ребята, в природе всё идёт по плану. Жаркое лето сменяется прохладной осенью, постепенно усиливаются морозы, и только тогда наступает зима. Осень- очень важный период года, Потому что и птицы, и насекомые, и звери, и мы, люди, готовимся осенью к зиме.
Ребята, а ведь мы с вами в волшебном осеннем лесу. Давайте познакомимся с его хозяйкой.
Входит осень. Здравствуйте, ребята
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я- осень.

Воспитатель: Спасибо тебе, осень, за то, что пригласила нас к себе в лесное царство.
Осень:Ну, ребята, недолго мне осталось у вас погостить. Совсем скоро наступит зима. Встретимся с вами через год.
Воспитатель: А мы, ребята, давайте подарим осени на прощанье нашу песню
Песня об осени.
Задачи. Систематизировать знания детей об осени, подвести к пониманию необходимости каждого времени года, закономерности их чередования, учить выразительно читать стихотворения наизусть, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения, развивать поэтический слух, воспитывать любовь к поэзии, живописи, музыке и к родной природе, развивать фонематический слух, показать возможность изображения ранней и поздней осени в стихах, музыке и картинах на примере произведений известных писателей, композиторов, художников, учить чувствовать настроение в музыке, анализировать картины,развивать звуковую культуру речи, учить подбирать синонимы и антонимы к словам, воспитывать познавательный интерес, внимание, активизировать речевое общение.
Материалы, оборудование. Таблицы с названиями осенних месяцев, кассета со звуками осеннего леса, рисунки детей с пейзажами поздней и ранней осени,аудиозапись музыки А. Вивальди.
Демонстрационный материал: Репродукции картин В Поленова «Ранний снег», И. Левитана «Золотая осень»
Литература.
Т.И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи»
Н.В.Елкина О.В.Маринчева « Учим детей наблюдать и рассказывать»
Л.А. Владимирская «От осени до лета»
М.А.Рунова А.В.Бутилова «Ознакомление с природой через движение»
В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»

Никитина Инна Александровна
Воспитатель

Программное содержание:
1. Научить детей узнавать и называть осенние месяцы. Познакомить с народными названиями сентября, октября и ноября.
2. Развивать память, речь, сообразительность.
3. Воспитывать любознательность. Расширить знания детей о явлениях природы.
Словарная работа:
Ревун, листопадник, листогной.
Материал:
Осенние листья, пенёк, костюм лесовика и осени, 12 рисунков «Времена года», грамзапись «В гостях у сказки».
Предварительная работа:
Повторить понятия в форме дидактических игр: год, месяц, недели, день. Чтение стихов об осени, осенних примет.
Ход занятия:
Воспитатель: « Ребята сегодня к нам в группу пришла телеграмма.» (Показываем детям)
— Вы хотите узнать, что там написано? (ответы детей)

(Читаем телеграмму)
Дорогие ребята, приглашаю всех вас ко мне в гости.
Воспитатель: Но, кто написал эту телеграмму, я не знаю. Давайте ребята сходим в лес и узнаем: «Кто же нас пригласил?»
(Дети входят в группу). Включается грамзапись «В гостях у сказки».
Воспитатель: Посмотрите — кА, ребятки, как красиво-то в лесу. Что вы здесь видите? (Ответы детей)
Появляется старичок — лесовичок.
Старичок – лесовичок: — Здравствуйте ребятки!
(Дети здороваются)
Воспитатель и дети спрашивают: « Ты не знаешь, кто нас в гости в лес пригласил, не ты ли это?»
Старичок – лесовичок: Нет, это не я. Но я вам помогу. Но только вы сначала должны разгадать и растолковать мою сказку.
Воспитатель: Попробуем ребята!
(усаживаем детей полукругом)
Старичок — лесовичок: — Живет – поживает старик – годовик, где поживает – никто не знает. Как — то раз стал он махать руками, да птиц пускать. И каждая птица со своим именем. Вот махнул старик – лесовичок первый раз, полетели первые три птицы. От крыльев холодом повеяло, с перьев белый снег осыпается. Махнул старик – лесовичок второй раз и полетела вторая тройка. Стал снег таять, трава ожила, показались цветы. Махнул старик – лесовичок третий раз – и полетела третья тройка. Стало солнышко греть, поспел в поле хлеб. И в четвёртый раз махнул старик – лесовичок и полетели ещё три птицы. Подул ветер, пожелтели листья и трава, земля оделась в золотой наряд. А птицы–то были не простые у каждой птицы по 4 крыла, а в каждом крыле по 7 перьев, а всякое перо со своим именем. Одна половинка белая, другая черная. Махнет птица раз, станет светло – светло, махнет другой — темным — темно.
Старичок — лесовичок: «Вот скажите теперь ребятушки, что за тройки выпускал старик – лесовик? Какие 4 крыла у каждой птицы? А какие 7 перьев в каждом крыле? И как это понять, что у каждого пера одна половина- черная, а вторая — белая?»
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Н молодцы ребята! Сказка – то мудреная, а вы во всех хитростях разобрались. А теперь угадайте, кто же вас сюда пригласил: Приходит она, когда пусты поля, желта земля, лист опадает, дождь поливает, когда это бывает?
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Да, это осень. Пришла пора пригласить к нам нашу матушку осень:
— Осень, осень золотая (идем по кругу)
Приди осень с радостью (поклон)
С великой милостью
С караваем высоким (подтянуться)
С корнем глубоким (наклониться)
С дождями сильными (в ладоши)
С дарами обильными (руки вперед)
(Повторяем 2 раза)
(Входит осень)
Осень: Я леса разукрасила
Паутинки развесила
Землю к празднику прибрала
Я из далека шла, много радости, веселья принесла.
Осень: — Здравствуйте гости, дорогие, как же вас много. А моих ребятушек не видали?
Воспитатель: — А кто твои ребятки?
Осень: — У меня три сына: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. (показывает картинки)
Самый старший Сентябрь, в народе его часто зовут Ревун.
Старичок – лесовичок: — Ребята, а как вы думаете, почему его так зовут?
(Ответы детей)
Воспитатель: — А как его еще можно назвать?
(Ответы детей)
Осень: — Средний сын — это Октябрь. Он приходит сразу за сентябрем. Народ ему то — же имя ласковое дал – листопадник.
Старичок – лесовичок: — А почему его так назвали?
Воспитатель: — А как вы бы его назвали?
(Ответы детей)
Осень: — А самый младший сын — это Ноябрь. Народ тоже его любит и прозвал его листогной. (воспитатель задает тот же вопрос))
— У меня есть фотографии и их двоюродных братьев. (Достает другие картинки)
(Старичок отбирает фотографии и путает)
Осень: — Что же ты наделал лесовичок, как же я теперь среди них своих ребят найду?
Воспитатель: — Ребята давайте поможем осени отыскать ее ребят на фотографии.
(Дети ищут)
Осень: — А как вы узнали ребята, что это именно мои ребятки?
(Ответы детей)
Осень: Спасибо ребятки, а за вашу помощь получите подарки от меня. (Раздает по одному желтому листочку)
— До свидания, гости дорогие. А теперь мы с лесовичком пойдем в лес искать ребят моих. А если, ребята, они к вам придут, то вы их по фотографиям узнаете.
(Осень и лесовичок уходят)
Воспитатель: Ребята, куда же мы ходили сегодня?
(ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята, осень фотографии – то с собой унесла. Видать оставить забыла. Что же теперь делать? Как же мы ее детей – то узнаем? Давайте нарисуем.
-А вы все запомнили?
(Ответы детей)
Усаживаем детей за стол
Воспитатель: Дети что вы нарисовали?
(Ответы детей)
— А как в народе их называют?
(Ответы детей)
— А почему же их так называют?
(Ответы детей)
— Молодцы, ребята, хорошие у вас получились рисунки. Теперь мы повесим их в наш уголок, и будем знать, кто такой: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

  • КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

    ТЕМА: « ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

    Воспитатель: ВАНИНА. Е.В.

    Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

    1 Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

    2 Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

    3 Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

    4 Воспитывать любовь к природе.

    Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

    Пошла по лугам,

    По лесам, по полям.

    Припасы она заготовила нам,

    Упрятала их в погреба, в закрома,

    Сказала: За мною нагрянет зима!

    (Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо).

    Посмотрим от кого же это письмо?(читает)

    Детский сад №4. Детям подготовительной группы

    Заячья поляна пригородного леса

    «Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение, пора-ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одни считают, что пора, а другая говорит, что рано. Мы не знаем. Что нам делать. Посоветуйте! Ведь менять шубки дело для зайцев не простое. »

    Вопрос даже очень интересный. Мы постараемся ответить с вами на него.

    Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

    Ребята, вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите какие осенние месяцы вы знаете?

    Что происходит с природой осенью, назовите приметы осени?

    Как называется явление, когда опадают листья?

    Какого цвета листья бывают осенью?

    А, сейчас поиграем в игру « С какого дерева лист»

    Ребята, как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня?(Послушать по телевизору, посмотреть на термометр)

    Какая погода бывает осенью?

    Когда идет дождь- дождливая,

    Когда дует ветер – ветренная,

    Холодно – холодная,

    Пасмурно – пасмурная,

    Сыро – сырая,

    Хмуро – хмурая,

    Ясно – ясная.

    Ребята, а как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды вы знаете?(ранняя, середина, поздняя)

    Чем отличается середина осени от ранней осени? поздней?

    ФИЗМИНУТКА

    «Листочки»

    Осенние листочки закружились,

    Веселый ветер зашумел над ними,

    Весело они летели,

    И на землю сели.

    Вот ветер снова тихо набежал,

    Все листочки в воздух он поднял.

    Весело они летели,

    И на землю сели.

    У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы всех времен года. А вы хотите положить туда свои наблюдения?

    В круг ребята становитесь,

    Крепко за руки держитесь,

    Я шкатулочку возьму,

    И приметы соберу.

    « Коли ясно, то и осень прекрасна.

    Осень идет и дождь за собой ведет.

    Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

    Красна весна цветами, а осень пирогами.

    Гром в сентябре- теплая осень.

    Большие муравьиные кучи к мягкой зиме.

    Когда гусь улетает – снег выпадает.»

    Дети вы все очень хорошо говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими наблюдениями. Мне очень понравились ваши ответы. Вы много знаете об осени.

    А сейчас мы с вами поиграем

    Игра «Осенние слова»

    Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени.

    « Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая»

    Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Птицы?

    (Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски. Птицы начинают улетать в теплые края.)

    Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?

    А сейчас подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

    « Осень наступила. Листья опадают. Птицы улетают в теплые края. Насекомые спрятались. Пора вам зайцы менять шубки на белые)

    Я рада. Что мы с вами нашли убедительные доказательства.

    А сейчас мы с вами отдохнем, послушаем классическую музыку, которую написал П.И. Чайковский. «Осень»(дети садятся на стулья закрывают глаза)А сейчас скажите мне, что вы услышали, представили?(ответы)

    У меня для вас небольшой секрет: осень прислала для нас посылку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы сможете раскрасить. (берут по листочку и садятся)

    Уточнить технику и последовательность рисования.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА,

    Работа детей (музыка)

    А теперь все листья можно объединить в один букет.

    Выставка «Осенний букет».


    Ванина Елена Владимировна