Конспект занятия тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов в подготовительной группе. Конспект комплексного занятия тифлопедагога в средней группе для детей с нарушением зрения: «Лесные загадки

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Важные помощники».

Предлагаю вашему вниманию итоговое занятие по социально-бытовой ориентировке для детей старшей группы с нарушением зрения. Занятие по социально-бытовой ориентировке, в виде исследования, с использованием здоровьесберегающих технологий. Конспект занятия будет интересен учителям - дефектологам, воспитателям коррекционных групп с нарушением зрения, педагогам ДОУ.

Цель: показать результат коррекционной работы по теме «Органы чувств». Активизировать представление детей об органах чувств и их значении.
Коррекционно-образовательные задачи:
Обобщить знания детей о сенсорных возможностях органов чувств, учить использовать имеющиеся знания на практике.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, компенсаторные функции сохранных анализаторов.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Здоровье сберегающие технологии: пальчиковые игры с шариком Су-Джок, дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Материал: коробка - посылка, притча, написанная на бумаге, картинки с изображением органов чувств, непрозрачные ёмкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра лимона, чеснок, ванилин, хвоя сосны) и вкусами (сахар, соль, лимон, лук); аудиозаписи различных звуков (шум моря, голоса птиц, шум транспорта), «Волшебный мешочек» с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, шарики Су-Джок); картинки с геометрическими фигурами, магнитная доска.
Предварительная работа: Беседы о здоровье, разучивание стихотворения В. Свиридова «Для чего нужны глаза?», дидактические игры: «В гостях у Айболита», «Узнай по голосу», «Узнай по запаху».
Методы и приемы: игровая мотивация, создание проблемной ситуации, беседа с детьми, притча об органах чувств; игра «Чудесный мешочек», игра «Запомни и назови», загадки об органах чувств, игра «Чудо-нос».

Ход занятия:

Звонок мобильного телефона, тифлопедагог разговаривает по мобильному телефону.
Тифлопедагог: Алло! Да …Детский сад. Будет доставлена посылка, хорошо!
Стук в дверь.
Тифлопедагог выходит за дверь и приносит коробку - посылку.
- А вот и посылка. Как выдумаете, что в ней?
Ответы детей…
Тифлопедагог : Давайте откроем и посмотрим…
В посылке старинное письмо - притча и картинки с изображением органов чувств.
Тифлопедагог читает притчу об органах чувств:
Поспорили как-то органы чувств между собой: кто важнее из них?
Глаза сказали сразу: «Кто из вас может различать цвета, красоту окружающего мира? Давно доказано, что более 80% информации человек получает именно через зрение. О чём тут можно спорить!?»
Уши тут же возразили: «Окружающий мир, говорите?! В чем же будет его красота, если он будет без звуков? Журчание ручейка, пение птиц, голоса людей.…Вот это красота!»
«Извините!- вмешался нос. - Красота не в звуках, а в запахах, именно они опьяняют и запоминаются надолго... Запах цветов, запах моря, весны…»
« Красота! - не спеша, выслушав почти всех, обстоятельно заявил о себе Рот. - Сколько бы вы не тешили человека на его голодный желудок, долго он не протянет. А потом за вкус чего-нибудь особенного он отдаст все красоты природных пейзажей вместе с гаммой музыкальных звуков и всем разнообразием запахов в придачу!»
« Ну, теперь, кажется, все высказались - тоном первых среди равных, воскликнули руки, последние из пятёрки органов чувств - Руки чувствуют и создают красоту для человека. Мы самые чувствительные и значимые. Мы главнее всех! Всё в наших руках!»
Этот спор услышал мудрец и сказал….
Тифлопедагог: Дальше невозможно прочесть, вода размыла буквы…
-Интересно, что же сказал мудрец?
-Давайте проведем свое небольшое исследование и ответим сами на этот вопрос.
(Дети соглашаются с педагогом). Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир. И поэтому их называют как?
Ответы детей: помощниками.

Тифлопедагог: Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете?
Ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа.
Тифлопедагог: Самая чувствительная кожа на пальцах рук. Вот почему руки считают себя главными помощниками.
Тифлопедагог: А теперь приступим к нашему исследованию! Для того чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку:
-Их у нас с тобою пара:
Один - слева, другой - справа.
Чтобы видеть вдаль, смотреть вперед.
Кто их знает, сразу назовёт.
Ответ детей: глаза
(Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением глаз.)

Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужны глаза?
Ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги…
Тифлопедагог: Правильно, а сейчас проверим, так ли это? (Ответы детей, обобщение педагога).
Тифлопедагог:
А теперь мы проверим, как развиты у нас глазки, а точнее зрительная память и внимание.
Давайте поиграем в игру «Запомни и назови». Посмотрите на картинку внимательно и запомните геометрические фигуры, которые на ней нарисованы. Запомнили? А теперь я спрячу картинку, а вы назовите, какие геометрические фигуры вы запомнили?
(Игра на активизацию зрительного анализатора).
Тифлопедагог : Молодцы, ваши глазки хорошо потрудились и наверно- утомились.
Нам поможет, наверняка, зрительная гимнастика:
Глазкам нужно отдыхать (закрываем глаза ладонями).
Все умеем мы моргать (моргаем глазами)
Посмотрели: вправо, влево.
Продолжаем дальше делать.
Подняли глазки вверх,
Опустили плавно вниз.
За работу принялись!
Тифлопедагог: Чтобы глаза хорошо видели, нужно о них заботиться и беречь. Давайте вспомним, что для этого нужно делать.
Дети повторяют стихи:
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу.
Глаз поранить очень просто –
Не играй предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай.
На яркий свет смотреть нельзя,
Береги, дружок, глаза!
Тифлопедагог : А теперь, отгадайте следующую загадку:
На лице он есть у нас:
Выше рта, но ниже глаз.
Нужен нам, чтобы дышать,
Запахи различать.
Вы ответьте на вопрос:
«Что же это, дети?» …(нос).
Дети находят карточку с изображением носа и прикрепляют на магнитную доску.
Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен нос?
Ответы детей: дышать, различать запахи.
Тифлопедагог: Правильно! А как он помогает нам в жизни?
Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
Тифлопедагог: Правильно, давайте с вами подышим: Вдохнем носом глубоко, а выдохнет ртом очень легко. Повторить 3-4 раза. Подышали?
А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». Вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать запахи, что находится в этих баночках. (Дети по очереди определяют, что находится в каждой баночке).
Тифлопедагог : Молодцы! И с этим заданием вы справились. А теперь отгадайте следующую загадку:
-Их у нас с тобою пара.
Одно слева, другое справа.
Чтобы слышать звуки, речь,
Нужно их от травм беречь.
Что же это, малыши? Ну конечно, это …(уши).
(Дети на доске прикрепляют картинку с изображением уха.)
Тифлопедагог: Ребята, зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
Дети: Уши помогают нам слышать звуки и различать их.
Тифлопедагог: Правильно, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай на слух». Присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны. (Дети слушают аудиозапись различных звуков).
Тифлопедагог: Какие звуки вы слышали?
Ответы детей….
Педагог благодарит детей за правильные ответы.
Тифлопедагог: Молодцы! Отгадайте следующую загадку:
На лице у всех у нас, он под носиком как раз.
Он нам всем необходим:
Мы им пьем и им едим.
Он нам очень помогает, когда вкусы различает.
Кто его мне назовет? Ну, конечно, это…(рот).
Правильно, ребята, это рот.
Дети на магнитной доске прикрепляют картинку с изображением рта.
Тифлопедагог: Ребята, а для чего нам нужен рот?
Ответы детей: разговаривать, кушать, чувствовать вкус пищи, которую едим.
Тифлопедагог : Давайте проверим и поиграем в игру «Угадай на вкус». Определите на вкус, что вы пробуете?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: лимон, сахар, соль, лук.
Тифлопедагог: И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. Давайте отгадаем еще одну загадку:
Чтобы узнавать фактуру,
Чувствовать температуру
Чтобы формы различать,
С шариком Су-Джок играть,
Чтоб ощупать все нам штучки,
Нам нужны, конечно…(ручки).
А чем мы с вами ощущаем прикосновение?
Дети: кожей.
Тифлопедагог : А где самая чувствительная кожа?
Ответы детей: на пальцах рук.
Тифлопедагог : Верно, ребята. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "Волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание)
Тифлопедагог : Молодцы! А теперь, давайте укрепим наши пальчики.
Пальчиковая игра с массажером Су-Джок.
Тифлопедагог:
Ежики уж тут как тут,
(Педагог подает корзину с массажерами)
Дети в руки их берут,
(Дети берут массажеры)
По ладошке их катают,
(катают массажеры по ладони)
Бережно, легко сжимают,
(сжимают массажеры в кулаке)
Каждый пальчик ему рад,
(покалывают подушечку каждого пальца)
Вылечат они ребят!
Тифлопедагог : Вот и завершилось наше исследование. Вы справились со всеми заданиями, хоть они были трудными. Давайте подведем итог. Как вы думаете, кто же самый главный из помощников?
Ответы детей: Все.
Тифлопедагог: Правильно!
Мудрец сказал, что человеку нужны и важны все помощники.
В теремке, который век.
Под названием "Человек"
Все помощники живут:
Нос, рука, язык, глаза, уши -
Вместе дружная семья.
(Дети показывают помощников)
Все помощники нужны,
Все помощники важны!

Составила: Юрпалова Т. А.

Цель: Коррекция зрительных функций или развитие зрительного восприятия.

Задачи:
1. Продолжать развивать зрительную дифференциацию предметов по величине, по цвету и оттенкам.
2. Закреплять умение выделять зеленый цвет из множества (желтый, красный).
3. Продолжать развивать умение ориентироваться в микропространстве. Продолжать учить рассматривать простое сюжетное изображение.
4. Активизировать в речи пространственные термины: слева, справа, вверху, внизу;
5. Развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук. Формировать плавность, ритмичность и точность движений.
6. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к животным.



Оборудование: Раздаточные картинки с изображением: грибов, елочек, яблок, солнышка, дерева, цветка. Конверты- с заданиями от животных. Картинки с изображением берлоги, медведя, ежика, белки.

Ход занятия:
Сегодня у нас будет необычное занятие. К нам пришли письма от лесных жителей, а вот от кого мы сейчас с вами попробуем отгадать.
А в этом нам помогут загадки.
Послушай те первую загадку:

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(медведь)

Ответ детей:
Молодцы правильно, посмотрите какой красивый мишка!
Скажи, а какие слова подсказки помогли вам догадаться, что это медведь?
Ответ детей:
Посмотрите нашему медведю очень грустно от того что около его берлоги не растут елочки давайте поможем ему посадить елочки.
Скажите все ли елочки одинаковые?
Ответ детей:
Вот это какая?
Ответ детей:
А эта какая?
Ответ детей:
А эта?
Ответ детей:
Теперь разложите их по росту от самой высокой до самой низкой.
Молодцы!
Посмотри, а еще мишка просит посадить под каждую елочку грибочки, но рассмотрите внимательно все ли грибочки одинаковые?
Ответ детей:
Правильно одни большие, другие поменьше, и совсем маленькие!
Будьте внимательны, правильно посадите грибочки в соответствии с высотой елочек!
Микровывод: Скажите у самой высокой елочки, какой грибочек?
У елочки пониже, какой грибочек?
А у самой низкой елочки, какой грибочек?
Молодцы вы справились с заданием.
Вы правильно рассадили елочки от высокой к низкой и расставили под них грибочки от большого к маленькому.
А следующее письмо нам прислал еще один лесной житель?
Отгадаем загадку?

Что за елочка такая?
Эта елочка живая.
На спине иголки,
Длинные и колкие!
А свернется как клубок
Нет ни головы, ни ног.
(еж)
Ответ детей:
Правильно это письмо пришло от ежика. Ежик больше всего на свете любит зеленые яблоки, давайте поможем ему выбрать только зеленые яблоки и положить ежику на иголочки.
А скажите все ли зеленые яблоки одинаковые?
Ответ детей:
Одно какое?
Другое?
Ответ детей:
И самое светлое.
Вот теперь разложите, пожалуйста яблоки от самого темного до самого светлого.
Правильно молодцы.
Скажи какие мы яблоки для ежика выбрали?
Ответ детей:
А как мы их разложили?
Ответ детей:
Вот это какое яблоко?
А это?
Ребята мы с вами помогли уже многим лесным жителям, а теперь давайте немного отдохнём. Вставайте из-за столов скажите, когда ежик замечает что- то подозрительное и остановился, предчувствует опасность он как начинает себя вести?
Ответ детей:
Правильно он сворачивается в клубочек и начинает громко, громко пыхтеть. Давайте представим, что мы ежики.
Набираем воздух ртом присаживаемся, вытягиваем губки трубочкой и начинаем выдыхать быстро, быстро (выполняется 4-5 раз), а теперь побежали как ежики.
Молодцы!
Ребята посмотрите у нас с вами осталось последнее письмо. Присаживайтесь за столы, вы готовы еще помочь лесным жителям?
Ответ детей:
Слушайте внимательно загадку.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
(белка)
Вот у нас какая красавица белочка?
Но ей очень грустно ребята скажите, какое сейчас время года?
Ответ детей:
А какая она осень?
Ответ детей:
Вы правы наступают холода, а наша белочка уже скучает по теплому лету.
Давайте мы с вами превратимся в волшебников и сделаем для белочки летнюю картину.
Посмотрите, а кто уже есть на нашей картине?
А теперь посмотрите, у нас есть изображения разных предметов, я буду называть их место, а вы выкладывать.
Возьми в руки дерево, что ты сейчас взяла?
Ответ детей:
И положи перед собой в нижней части нашей картины?
Скажи, что светит летом?
Ответ детей: Солнышко
Правильно возьми его и положи сверху над деревом.
А теперь чтобы у нас получилась совсем летняя картина давай возьмем цветок. Какого он цвета?
Ответ детей:
И положим справа от дерева?
Скажи пожалуйста а кто у нас сидит с лева от дерева?
Ответ детей:
А теперь давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание
Скажите, что мы посадили по центру (перед собой)?
Где светит солнышко?
Где растет цветок?
Где сидит ежик?
Молодцы, ваши картины очень понравятся белочке, она будет смотреть на нее зимой и вспоминать о теплом лете.
Итог занятия:
Ребята скажите, от каких лесных жителей мы получили письма?
Давайте вспомним, что мы делали для каждого лесного жителя.
В этом нам поможет наша картина.
Мы сажали для медведя елочки, грибочки, собирали для ежика яблоки, белочки составляли летнюю картину.
Ребята, когда кто- то просит вас о помощи, то ему нужно обязательно помочь, вот и мы с вами помогли лесным жителям. Но нужно не только помогать, но и благодарить за помощь.
Вот и наши звери благодарят вас за помощь, вручают сладкий приз для вас и всех ребят в группе.

Цель: знакомство родителей с основными направлениями коррекционной работы тифлопедагога для повышения партнерских отношений и пробуждения интереса и желания заниматься со своими детьми.

Зрительное восприятие:

  • закрепить умение узнавать силуэты игрушек и соотносить их с игрушками;
  • закрепить умение совмещать два плоскостных изображения.

Сенсорное восприятие:

  • закрепить знания о геометрических фигурах;
  • закрепить умение подбирать к прорези соответствующие по форме “ключи”;
  • развивать умение классифицировать фигуры по трем признакам: цвет, форма, величина.

Сохранные анализаторы:

  • закрепление зрительно-тактильного анализ;
  • развитие прослеживающей функции глаз.

Развитие мелкой моторики закрепить умение закручивать крышки при захвате тремя пальцами;

  • развивать и укреплять мышцы пальцев руки;
  • развивать скоординированные движения “рука-глаза”.
  • Социально-бытовая ориентировка:

    • знакомство со способом определения веса предмета с помощью воды;
    • развитие интереса к проведению эксперимента для получения знаний;
    • закрепление знаний о материалах (резина, дерево, пластмасса, стекло, металл, пластилин) и их весе (тяжелый, легкий).

    Интеграция компонентов содержания:

    • область “Познание” - ознакомление с окружающим;
    • область “Коммуникация” - коммуникативные навыки, умения, связная речь;
    • область “Социализация” - игровая деятельность.

    Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

    Оснащение и наглядность: грузовик, мягкая игрушка, конверт с письмом, резиновые игрушки и их силуэты, лабиринт, разноцветные пластмассовые яйца, карточки-шифровки, домики с замками, геометрические фигуры из блоков Дьенеша, емкость с водой, кукла, мячики (резиновые, пластмассовые, деревянные, стеклянные, металлические, пластилиновые), мобильные тренажеры “паровозик”, “неваляшка”, “грузовик”, “клоун”, “коляски”, “воздушные шары”, карта пути.

    I. Вступление.

    Дети заходят в группу и встают вокруг тифлопедагога.

    Ребята, сегодня к нам в гости я пригласила родителей. Они очень хотят посмотреть, как вы занимаетесь на занятиях. Покажем им?

    Ой, что за стук в дверь? Давайте посмотрим.

    В группу въезжает грузовик с игрушкой и письмом.

    Ребята, кто это к нам приехал? Посмотрите, а здесь еще есть конверт. Там письмо. Давайте я его вам прочитаю.

    Письмо: Дорогие ребята! У нас в городе Игрушек случилась беда. Злой волшебник Ломалка пришел к нам в город и устроил беспорядок. Ломалка очень радуется, что мы не можем с ним справиться. Если мы его не прогоним, то скоро в нашем городе не останется игрушек, и детям не во что будет играть. Помогите нам, пожалуйста, справиться с Ломалкой.

    Ребята, вы согласны помочь игрушкам? Тогда отправляемся в путь. Но на грузовике мы не поместимся. А как вы думаете, как нам туда попасть?

    Я предлагаю вам отправиться в путь на воздушных шарах. Готовы?

    Считалочка:

    Раз, два, три, четыре, пять дети загибают пальцы на правой руке;
    На лужок пойду гулять. шагают на месте;
    Красный шарик захвачу, рисуют в воздухе круг;
    Нитку крепко закручу левая рука в кулаке, правой рукой имитируются движения
    И считать теперь начну: “закручивания нитки”;
    Раз, два, три, четыре, пять… считают пальцы на левой руке, разгибая их;
    Как сочту до десяти показать все пальцы на руках;
    Крикну шарику: “Лети!” поднять руки вверх.

    Вот мы и попали с вами в страну Игрушек. Смотрите, здесь еще один конверт. Посмотрим, что в нем? Ребята, здесь карта, которая нам подскажет, что делать и куда идти.

    Посмотрите на карту. Что здесь нарисовано? Ключ. А идти нам надо к лабиринту. Кто скажет, в какую сторону?

    II. Лабиринт.

    Ломалка спрятал у игрушек ключи от домиков, а их заколдовал, оставив нам только их силуэты. Ключи он спрятал в волшебных яйцах. Давайте поможем игрушкам попасть в свои домики.

    Давайте встанем парами и выполним задание Ломалки. Один из пары пройдет лабиринт, а второй найдет ключ от домика.

    Детям раздаются цветные силуэты игрушек и предлагается по ним найти их.

    Инструкция: вам надо наложить силуэты игрушек на контур и пройти по дорожкам лабиринта до картинок яиц. После этого мы сможем достать ключи и открыть домики игрушкам.

    Дети накладывают силуэты игрушек на контуры и проходят лабиринт. В конце лабиринта дети снимают плоскостные яйца.

    Задание вы выполнили, теперь надо посмотреть в карту, чтобы найти домики. Кто скажет, в какую сторону нам идти? Дети дают варианты ответов.

    III. Домики.

    Ребята, вот мы и дошли до домиков игрушек. А вот и волшебные яйца, где спрятаны подсказки, чтобы найди ключи.

    Инструкция: каждая пара должна найти свое яйцо, открыть его и по подсказке выбрать нужный ключ среди других. Готовы? Тогда начинаем.

    Один ребенок из пары находит нужное яйцо и его открывает, достает подсказку и расшифровывает ее. На подсказке изображено три символа: цветовое пятно, домик (символ размера) и точечный силуэт фигура. Второй ребенок расшифровывает подсказку и находит среди замков-фигур нужную. Дети берут замок и находят домик с таким замком, около которого оставляют игрушку.

    Молодцы! Все игрушки попали в свои дома. Чтобы отправиться дальше в путь, я предлагаю вам немного отдохнуть. Согласны? Тогда давайте сделаем зрительную гимнастику.

    IV. Зрительная гимнастика.

    Встаньте все в россыпную и выполняем гимнастику для глаз:

    V. Эксперимент “ Тяжелый или легкий”.

    Ребята, Это кукла Катя. Она любит собирать разные мячики. Как вы думаете, из чего они сделаны? Дети смотрят на мячи и дают варианты ответов.

    Молодцы, правильно. Но злой Ломалка заберет у куклы все мячи, если она не расскажет ему, какие мячи легкие, а какие тяжелые. Кукла не знает, как ей это сделать, ведь у нее нет весов. А вы не знаете, как ей помочь? Я вам подскажу. У нас есть бассейн с водой. Если опустить туда мячи и посмотреть, утонут они или будут плавать, то можно определить, какой мяч легкий, а какой тяжелый. Готовы помочь кукле?

    Инструкция: возьмите каждый по мячику. Один из вас сейчас назовет, какой у него мяч, потом опустит его в бассейн и мы посмотрим, утонет он или будет плавать. Если он утонет, значит мяч тяжелый, а если он будет плавать, значит он легкий. Чтобы убедиться в этом, ребенок с таким же мячиком повторит наш эксперимент. Все понятно, тогда начинаем.

    Ребята, нам осталось выполнить последнее задание Ломалки. Посмотрите на карту и скажите, куда нам надо идти. Правильно. Нам надо починить игрушки, которые сломал Ломалка.

    VI. Мастерская “ Почини игрушку”.

    Ребята, посмотрите, Ломалка сломал игрушки, и теперь в них нельзя играть.Нам надо их починить. Вы готовы? Тогда начинаем.

    Инструкция: чтобы починить игрушки, вы должны подобрать сломанные детали-крышки и накрутить их на места. Все понятно? Тогда приступайте.

    Дети выбирают подходящие крышки по цвету и накручивают их на свои места. Далее у детей уточняется название игрушки и той части, которую они ремонтировали.

    VII. Возвращение в детский сад.

    Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте и приготовьтеськ дороге: Мы начнем сейчас считать:

    Раз, два, три, четыре пять.
    Как сочтем до десяти,
    Крикнем шарикам: “Лети!”

    Ребята, мы вернулись с вами в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Смотрите, ребята, здесь что-то есть. Это подарки для вас. Их оставили игрушки, потому что хотели вас поблагодарить за помощь.

    Комплексные конспекты

    Конспект совместного игрового
    занятия тифлопедагога с логопедом,
    для детей с нарушением зрения по теме:
    «Транспорт» в подготовительной группе.

    Петухова Е.В., тифлопедагог;
    Мельникова Н.В., логопед
    ГБДОУ №42 г. Санкт Петербург

    Цель: Выявить знания детей о транспорте (воздушный, наземный, водный, пассажирский) ; Совершенствовать развитие ведущих сохранных анализаторов в их совокупной деятельности.

    Речевые задачи:

    1. Активизировать словарный запас по теме.
    2. Совершенствовать навык чтения слов.
    3. Развивать и активизировать слуховое внимание, фонематический слух.
    4. Грамматика: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме.
    1. Работа над просодическими компонентами речи: Совершенствовать навык владения голосом, интонационной выразительностью, громкостью.
    1. Отрабатывать умение логически и граматически правильно строить ответы и обосновывать их.

    Коррекционные задачи:

    1. Закреплять умение детей сравнивать предметы.
    2. Совершенствовать навык конструктивного Праксина.
    3. Развивать цветоразличение, умение выделять оттенки одного цвета, закреплять умение детей раскладывать предметы по цветовой насыщенности.
    4. Развивать логическое мышление и память.
    5. Закреплять умение детей ориентироваться в микрои макропространстве, по рядам и столбикам, развивать умение детей пользоваться картой-путем.
    6. Развивать зрительномоторную координацию; глазодвигательную и прослеживающую функцию глаз.

    Оборудование и наглядность:

    • Указки
    • Ковролин
    • Фланелеграф
    • Полотно для ориентировки по рядам и столбикам
    • Мягкий строитель
    • Тазик с водой
    • Игрушка-кораблик

    Демонстрационный материал:

    • Силуэты транспорта (большие и маленькие)
    • Картапуть
    • Поезд с разноцветными вагонами (на вагоне слово)

    Изобразительный материал:

    • Детский сад
    • Автобус
    • Вокзал
    • Город
    • Два трамвая
    • Корабль
    • Два изображения необитаемого острова

    Раздаточный материал:

    • Силуэты вертолета фиолетового цвета (различных оттенков)
    • Разноцветные билеты с трехзначными номерами
    • Разрезные части вертолета
    • Предметные картинки с транспортом
    • Трубочки

    Музыкальное сопровождение

    Вводная беседа:

    Логопед: Здравствуйте, ребята, Сейчас я вас проверю, отгадайте загадку на смекалку:

    Летит птица-небылица,

    А внутри народ сидит,

    Меж собою говорит (самолет)

    Без разгона вверх взлетает,

    Стрекозу напоминает,

    Отправляется в полет

    Наш российский (вертолет)

    Про что эти загадки?

    А к чему относится самолет и вертолет?

    Какой еще транспорт вы знаете?

    Скажите, как делится транспорт по месту передвижения?

    Что относится к наземному транспорту, водному?

    А как транспорт делится по назначению?

    У нас сегодня необычное занятие - мы будем путешествовать на разных видах транспорта, но сначала вы должны выбрать и правильно назвать транспорт, на котором мы сможем передвигаться, Перед вами лежат силуэты игрушечного и настоящего транспорта. Вам нужно разделить транспорт на две колонки: игрушечный и настоящий, например: грузовик и грузовичок. (Дети расставляют силуэты транспорта на фланелеграфе) .

    Молодцы, с заданием справились, теперь можно отправляться в путешествие.

    Тифлопедагог: За хорошее поведение и ваше стремление к знаниям вам прислали путевку. Давайте рассмотрим ее, и скажем, на каком транспорте, и в какой последовательности мы с вами поедем в путешествие. (Дети перечисляют по картепути последовательность путешествия на разном транспорте)

    Мы отправляемся в путешествие от нашего садика. Обозначим на нашей схеме (прикрепляем силуэт садика на ковролин)

    Напомните, на чем сначала отправляемся в путешествие? Слышите, а ведь это наш автобус приехал, заходите в салон, занимайте места.

    Логопед: Закройте глаза и представьте, что мы с вами в автобусе: едем через город к вокзалу, а чтобы было веселее, можете спеть песню (озвучивание отхода поезда) . Вот, мы с вами прибыли на вокзал. Вспомните, на чем мы поедем дальше? Только поезд из вагонов вы должны собрать сами, так чтобы получилась цепочка слов (каждому дается вагон, на котором написано слово) . Дети читают слова, составляют поезд на ковролине, соединяя слова в цепочку. В зависимости от цвета вагона, каждый ребенок получает билет такого же цвета.

    Тифлопедагог: Посмотрите, в какой последовательности по цвету стоят вагоны. Посмотрите на свои билеты, займите места в такой же последовательности. Мы поедем через леса, поля, деревни в другой город, чтобы сесть на пароход. (под музыку «голубой вагон» поезд едет змейкой)

    Вот мы и в городе, свои билеты сохраните, они могут оказаться счастливыми. Вспомните на чем мы поедем в городе? (трамвай)

    Перед вами два трамвая, на каком из них поедем? Чем они отличаются? Теперь мы можем поехать на трамвае в порт. Смотрите, сейчас мы проезжаем (демонстрируются картины с видами города)

    Куда мы приехали? (порт) . На чем теперь мы будем путешествовать? (на корабле) . Из мягкого конструктора дети строят корабль с трапом.

    Логопед: Проходите по трапу на палубу и рассаживайтесь. Внимание! Мы тоже отправляемся в дальнее плавание по морю (гудок лайнера)

    Чтобы не скучать в пути, давайте придумаем загадки про транспорт (шум моря) .

    (Детям раздаются предметные картинки с транспортом, дети называют части транспорта, составляют загадки про транспорт) .

    Ой, что это? Кажется, начинается буря. Посмотрите, вот как выглядит наш корабль в открытом море (дети берут трубочки, дуют в таз с водой, где плавает игрушечный кораблик, устраивая бурю, кораблик тонет) . Ребята, наш корабль потонул, мы должны доплыть до берега (дети, лежа на животе, имитируют плавание на воде)

    Наконец-то мы доплыли до берега острова, на котором растут пальмы, мы устали и нам нужно отдохнуть, ложитесь на спину, закройте глаз и прислушайтесь к шуму моря. Может быть вы услышите что-нибудь необычное. (шум моря и китихи) .

    Тифлопедагог: Как же нам вернуться назад домой? От корабля остались одни обломки.

    Давайте построим вертолет (конструктивный праксис) . Все готово, полетим (вертолет) . Мы попали в туман. Без карты нам не выбраться. Перед вами пустая карта, вы должны проложить путь. Слушайте внимательно (дети по инструкции тифлопедагога расставляют силуэты вертолетов по рядам и столбикам, дети подтверждают словами свои действия)

    Проследите глазами путь. Туман рассеялся, а вот и наш детский сад, мы вернулись домой.

    Подведение итогов.

    На чем мы сегодня путешествовали? На каком транспорте перечислите. Теперь вы можете получить подарки по своим билетам. Но сначала внимательно рассмотрите их. Номер билета должен совпадать с номером подарка. (Дети соотносят цвет билета и трехзначный номер билета и подарка) .

    Оксана Ярош
    Конспект индивидуального занятия тифлопедагога «В гостях у Доктора Айболита»

    Тема : «В гостях у Доктора Айболита »

    Цель : формирование эмоционального комфорта в период предаппаратной подготовки детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

    Основные задачи :

    - образовательные : закреплять у ребенка представления о роли тренировки для зрения, познакомить с программой «Мышка» ;

    - обучающие : учить дополнять свое нарушенное зрительное восприятие информацией об окружающем, полученной с помощью сохранных анализаторов;

    - воспитательные : формировать стремление к здоровому образу жизни, представления о своих собственных зрительных возможностях, подводить детей к выполнению назначений врача офтальмолога;

    - коррекционно-развивающие : развивать зрительное восприятие, зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-двигательную координацию, развивать мелкую моторику рук.

    Место проведения : кабинет учителя-дефектолога МБДОУ №125

    Оборудование и материалы : игрушка Доктора Айболита , дидактическая игра «Таблица Орлова» , Волшебный мешочек, муляжи овощей и фруктов, пазлы "Фрукты - овощи", рельефно - тактильные альбомы овощей и фруктов / ТОСБС; сост. Н. П. Мызенкова, альбом - раскраска, специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», ноутбук с программой зрительной гимнастики с использованием компьютерной программы "Мышка" в программе Microsoft Power Point, тактильно-дидактическое пособие «Волшебный песочек» .

    Дефектолог : «Здравствуй! Сегодня у нас в гостях доктор Айболит (выставляется игрушка) . Он пришел к нам не с пустыми руками. Посмотри, у него в руках конверт с заданиями. Доктор Айболит предлагает нам его открыть и выполнить задания».

    Дефектолог : Давай откроем и выполним первое задание. Посмотри, что в конверте?

    Ребенок : - В конверте контурные фигурки животного

    Дефектолог : - Какого?

    Ребенок : Кошки

    Дефектолог : Правильно

    Перед нами кошечки, рассмотри их внимательно

    Ребенок : они отличаются друг от друга

    Дефектолог : рассмотри их, чем они отличаются друг от друга

    Ребенок : «У одной кошечки нет хвоста, а у другой ушей» .

    Дефектолог : Правильно. А давай сделаем одну кошечку, у которой будут и хвост и ушки». Как это можно сделать?

    Ребенок. Наложить

    Дефектолог правильно

    Ребенок : выполняет задание

    Дефектолог отмечает, что данное упражнение пригодиться ребенку при лечении на аппаратах

    Дефектолог : «А теперь, Доктор Айболит предлагает рассмотреть игрушку близко и на расстоянии (лечебная тренировка цилиарной мышцы) . Сначала в очках, а затем без очков. Правым глазом, затем – левым. Что ты замечаешь!

    Ребенок : «В очках видеть лучше. И игрушка «прыгает» .

    Дефектолог : Правильно. «В очках предмет виден четче, ярче, с деталями. Без очков предмет на расстоянии или не виден, либо воспринимается нечетко, контур его может быть размыт, многие детали выпадают, труднее определить пространственное расположение частей. Какой мы можем сделать вывод?

    Ребенок «В очках удобнее рассматривать игрушки, можно больше узнать о предмете или о том, что происходит далеко от тебя». И беречь зрение.

    Дефектолог : «Помни, пожалуйста, если зрение нарушено, то необходимо носить очки, они помогают нам лучше видеть и сохранить зрение».

    Дефектолог : «А теперь отгадай загадку» .

    Чтобы глазик был здоров, чтоб забыть про докторов

    Нужно правильно питаться, есть чернику, апельсины

    И забудешь про ангины, принимая… (витамины)

    Дефектолог : «Доктор Айболит хочет тебе рассказать о том, что наш глаз «дышит и питается» и ему необходимы витамины и предлагает сыграть в игру «Полезные витамины для глаз» (ребенок выкладывает пазлы с изображением фруктов и овощей) . Дефектолог сопровождает действия ребенка сопроводительной беседой закрепляющего характера (Какого цвета апельсины, какой формы огурец, чем полезна морковь? и т. д.)

    Дефектолог : «А теперь Доктор Айболит предлагает тебе потренировать глаза» - проводится зрительная гимнастика с использованием компьютерной программы "Мышка" способствующая развитию навыков работы на компьютере в программе Microsoft Power Point и закреплении прослеживающей функции глаза и координации глаз-рука.

    Дефектолог : «Доктор Айболит предлагает подумать , кто еще может помочь нашим глазам получать информацию о разных предметах? Отгадай еще одну загадку :

    Пять братьев, пять братьев,

    Годами равные, ростом разные.»

    Ребенок : «Это рука» .

    Дефектолог : Верно, нарисуй волшебный рисунок на песке. Сначала палочкой на мокром песке (на индивидуальном контейнере , а затем предлагает выполнить рисунок на дидактическом пособии «Волшебный песочек» (в процессе рисования на песке дефектолог ведет сопроводительную беседу с выяснением качества объекта, эмоциональное ощущение от объекта и работы, - Какого цвета песок? Какого качества? Сыпучий? Влажный?.)

    Дефектолог : Доктор Айболит предлагает нам поиграть с тобой в игру «Найди нужный предмет» (вариант «Волшебный мешочек с крупой» ). Ребенок наощупь находит, достает и называет муляжи овощей и фруктов по заданию дефектолога с речевым сопровождением выполненных действий, с выяснением эмоционального отношения к происходящему

    Эмоционально-позитивная оценка действий ребенка : «Молодец! ты хорошо выполнил работу»

    Дефектолог : «А теперь мы предлагаем Доктору Айболиту понаблюдать за нашей игрой «Перенеси мышкой нужные предметы» (Специализированная компьютерная программа Ремезовой Л. А., Буковцовой Н. И. «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий»)

    Ребенку предлагается сгруппировать предметы по общим признакам. Показ педагога работы в специализированной компьютерной программе «Развиваем зрительные способности» , Ремезовой Л. А., Буковцевой Н. И. ,2008

    Дефектолог : «- а теперь попробуй ты…»

    Ребенок выполняет задания по группировке предметов в программном продукте.

    Дефектолог : «Как ты думаешь, что способствует закреплению нашего зрения?»

    Ребенок : «Лечение на аппаратах» .

    Дефектолог : «Правильно, сегодня ты замечательно поработал, предлагаю пройти в кабинет с офтальмологическими аппаратами и выполнить упражнения, которые назначил тебе врач. А Доктор Айболит прощается с тобой и дарит тебе подарок, за твою отличную работу, эту раскраску, которую ты можешь раскрасить в группе в свободное время».

    Публикации по теме:

    Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Ж]» Конспект индивидуального занятия: «Автоматизация звука [Ж]» Цель: - Автоматизировать звук Ж в самостоятельную речь ребенка Задачи: Коррекционно.

    Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Садовые ягоды» Цель: I. Закреплять знания о садовых ягодах (названия, где растут, части, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающие понятия:.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

    Вид занятия (этап коррекционной работы): Этап автоматизации звука в словах. Тема: Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных.

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Л] Используемые технологии: здоровьесберегающие; проблемно-игровые; технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;.

    Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения Лексическая тема: «Зимующие птицы». Логопедическая тема: Автоматизация звука [ш] в словах. Цель: закреплять правильное произношение звука.

    Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: I. Закреплять знания о зимующих птицах, продолжать учить понимать и употреблять в речи обобщающее понятие: зимующие птицы. Продолжать.

    Цели: - продолжать учить детей ориентироваться на микроплоскости; - закреплять умения определять словесно местоположение предмета на микроплоскости.

    Конспект подгруппового коррекционного занятия учителя - дефектолога (тифлопедагога) с детьми 5 г. ж. с сочетанной патологией. Цель занятия: развитие зрительного восприятия. Задачи: - закреплять предметные представления по л. темам «Деревья», «Фрукты», «Осень», «Дикие.

    Библиотека изображений: