Формируем элементарные математические представления у дошкольников разного возраста. Формируем элементарные математические представления у дошкольников разного возраста Теория формирования и развития элементарных математических представлений у дошкольнико

Организация: МБДОУ детский сад № 19 г. Пензы «Катюша»

Населенный пункт: г. Пенза

Аннотация

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений стимулирует всестороннее развитие малышей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость и организованность.

Ключевые слова: дошкольный возраст, развивающее обучение, формирование элементарных математических представлений, дидактические игры.

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии и воспитании личности. Одной из задач воспитания всесторонне и гармонично развитой личности является задача умственного воспитания детей дошкольного возраста. Огромную роль в этом играет математическое развитие.

Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью, и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе.

В основе обучения элементарным математическим представлениям лежат дидактические принципы: доступность, постепенность, последовательность, систематичность, научность, непрерывное повторение материала, индивидуальный подход.

Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.

Именно математика оттачивает ум ребенка: развивает, учит логике, гибкости мышления, формирует внимание, память, воображение.

Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):

  • освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
  • овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
  • стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.

К моменту поступления в школу дети должны уметь ориентироваться в понятиях о множестве, числе, форме предметов, их величине, научиться ориентироваться в пространстве и времени, делить целое на части, решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны с необходимостью усваивать абстрактные знания, перейти от действия с конкретными предметами к действиям с отвлечёнными числами. Такой переход требует перестройки умственной деятельности детей.

Ребята приучаются считать одними глазами, «про себя», у них развивается глазомер, быстрота реакции на величину и форму предметов.

В каждом случае должна быть опора на знания ребёнка, и обязательно должен соблюдаться принципы последовательности и систематичности в изучении материала. Например, Дима по болезни не мог посещать детский сад. Его мама, получив консультацию педагога, стала заниматься с ним дома самостоятельно. Учитывая, что мальчик хорошо считал до 10 как устно, так и пересчитывал конкретные предметы, мама начала работу с изучения состава числа из единиц.

Требования ФГОС ДО к образовательной программе направлены, в том числе, и на приобретение детьми опыта в игровой деятельности. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать в работе стихотворения, загадки, дидактические игры, костюмированные представления, демонстрацию иллюстраций, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов. Сюрпризный момент обычно выстраивается вокруг популярного и любимого детьми сказочного или литературного сюжета. Его герои создадут интересную ситуацию, оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие:

  • «Сказка в гости нас зовёт» - воспитатель вместе с детьми приглашает русскую народную сказку «Теремок». Волшебный домик откроет дверь только тому, кто разгадает все загадки и решит все задачи.
  • «Сказочная школа» - педагог рассказывает детям в начале занятия, что утром почтальон принёс письмо и посылку, адресованные им. В письме от учеников сказочной школы сказано, что для того, чтобы открыть загадочную коробку и получить подарок нужно пройти испытания которыми станут математические задания.
  • «Королевство занимательной математики» - педагог обращается к практике элементов театральной игры, например, перевоплощается в Королеву Математики и становится проводником в страну с приключениями в форме увлекательных математических упражнений.

Подготовительный «дочисловой» этап (три-четыре года). Освоение приёмов сравнения:

  • Наложение - наиболее простой способ, для обучения которому используются игрушки, а также наборы красочных иллюстративных карточек с изображениями трёх-шести предметов. Для адекватного восприятия в этот период обучения нарисованные элементы располагаются в один горизонтальный ряд. К карточкам, как правило, прилагается дополнительный раздаточный материал (небольшие по размеру элементы), который расставляется или накладывается на изображения движением руки слева направо так, чтобы не закрывать картинки полностью.

Педагог ориентирует малышей на понимание и запоминание последовательности действий, смысла выражений «столько же», «один к одному», «столько, сколько», «поровну». Показ приёма наложения педагог сопровождает своими уточняющими пояснениями и вопросами: «Я каждому ёжику даю по яблочку. Сколько яблок я раздала ёжикам?». После закрепления понимания детьми принципа соответствия, педагог переходит к пояснению понятия «поровну»: «Яблок столько же, сколько и ёжиков, то есть поровну».

  • Приложение - для освоения приёма используется принцип двух параллельных рядов, в верхнем ряду нарисованы предметы, нижний ряд может быть расчерчен на квадраты для удобства восприятия. Наложив предметы на рисунки, воспитатель перемещает их в соответствующие квадратики в нижнем ряду.Оба приёма практикуются при освоении малышами понятия неравенства: «больше, чем; меньше, чем», при этом количественные группы для сравнения отличаются только одним элементом.
  • Парное сравнение, для чего педагог составляет пары из разных предметов (машинки и матрёшки), затем обращается к детям с вопросом: «Как мы узнали, что машинок и матрёшек поровну?».

Какие бы задачи взрослые не ставили перед детьми, очень важно научить их умению сосредотачиваться на заданном материале, не отвлекаться от выполнения задания. Если привычка к сосредоточению не будет выработана, то в детях разовьётся рассеянность – главный бич современных школьников. Из-за рассеянности возникает перегрузка домашними заданиями (постоянное переписывание, переделывание работы и т.п.), а отсюда и неуспеваемость школьников.

Поэтому, занимаясь с детьми, необходимо следить, чтобы у них не пропал интерес к выполнению заданий. Если вы заметили, что интерес пропадает или ребёнок устал, лучше сделать перерыв или переключить его внимание на что-то другое, а затем вновь вернуться к заданному материалу, чтобы довести дело до завершения. В противном случае малыш будет отвлекаться и, тем самым, невольно будет упражняться в невнимательности.

Благодаря освоению математического содержания Программы в дошкольном возрасте, у детей развиваются предпосылки успешного обучения в школе. Для этого очень важно, чтобы освоение математического содержания на первых ступенях образования, сопровождалось позитивными эмоциями, быть для ребёнка привлекательным, ненавязчивым, радостным.

При освоении детьми элементарных математических представлений, нужно также учитывать, их индивидуальные возможности и предпочтения.

Из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод:

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования уделяется немало внимания одному из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, а именно развитию познавательного интереса и познавательных способностей дошкольников. От того, насколько они будут развиты у ребенка, зависит успех его обучения в школе. Ребенок, который интересуется чем-то новым, всегда будет стремиться узнавать всё больше что-то новое и интересное. И всё это отразится самым положительным образом на его умственном развитии.

Список литературы

1. Белкина, В. Н Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов./. В. Н. Белкина, Н. А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник – 2014. - №4 – с. 17-21.

2. Еременко, Е.Н. Педагогические условия развития математических представлений у дошкольников в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования [Электронный ресурс] / Е.Н. Еременко // «Студенческий научный форум» . – 2014. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/503/6843

3. Микерина, А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс]/ А.С. Микерина // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – № 12. –Режим доступа: http://school2100.com/upload/iblock/0b7/Mikerina.pdf

4. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.

5. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 . - 670 c .


галя ряполова
Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет «В гости к Маше»

Возрастная группа : вторая младшая

Виды деятельности детей :

Познавательно – исследовательская

Игровая

Коммуникативная

Интегрированная форма : игра – путешествие

Образовательные задачи :

Систематизировать представления детей о временных отношениях : части суток.

Уточнить представление о пространственных отношениях : от себя, от других объектов.

Способствовать умению видеть в предметах окружающего мира геометрические фигуры.

Поддерживать интерес детей к занимательным математическим играм .

Закрепить навык счета до 5.

Закреплять умение сравнивать две группы предметов , пользоваться выражениями «поровну» , «столько – сколько» .

Упражнять в умении сравнивать два предмета по длине «короткий» , «длинный» .

Совершенствовать умение находить количество предметов

Развивающие задачи :

- Формировать внимание , мышление, воображение, память.

Развивать мелкую моторику.

Развивать связанную речь.

Воспитательные задачи :

Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Методы и приемы :

1. Методы мотивации и стимуляции детей :

Вводная беседа (информационного характера )

Создание проблемной ситуации

2. Методы организации деятельности :

Словесные (беседа) ;

Наглядные (показ символических объектов, показ способа действия) ;

Аудиовизуальные (демонстрация интерактивной игры) ;

Практические (упражнение) .

3. Методы контроля и оценки деятельности детей :

Рефлексия деятельности.

Материалы и оборудование :

1. Стимульный материал :

Письмо от Маши, карточки с цифрами.

2. Материалы для деятельности детей :

Фетровый коврик с изображением дерева

Ковролин;

Контурные изображения белок и грибов (по 5 шт.) ;

Геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) ;

Контурные изображения банок и ягод;

Раздаточный материал :

Самоклеющиеся детали (бабочки, лисички, ежик, грибы, яблоки) ;

Фетровые плоскостные изображения цветов с пчелками и божьими коровками;

Прищепки;

Двухполосные карточки;

Подносы с белочками и грибами (по 5 шт.) .

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :

Доски (интерактивная, магнитная) ;

Магнитофон, ноутбук;

Мультимедийное оборудование;

Аудиозаписи песен из мультфильма «Маша и медведь» .

Логика образовательной деятельности

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

I Мотивационно-целевой

III Оценочно-рефлексивный

Организационный момент.

Воспитатель сообщает детям, что пришло письмо от Маши, которая приглашает детей в гости к обеду .

Организует беседу по вопросам : Ребята, а какое сейчас время суток : утро, день, вечер, ночь? А когда мы обедаем?

Проводит веселую разминку на закрепление знаний частей суток :

Утром солнышко встает, (Встают на носочки и вытягивают руки) .

Днем по небу катится, (Кружатся на месте) .

Вечером вниз упадет, (Присаживаются на корточки) .

Ночью вовсе спрячется» (закрывают ладошками лицо) .

Воспитатель : Ну, что ребята, вы готовы пойти в гости к Маше ?

Но, мы не можем пойти без подарка. Чтобы такое подарить? А давайте ей подарим коврик.

Игра «Собери коврик» .

детей на панно с изображением дерева, И предлагает украсить коврик , самоклеющимися деталями : яблоки, грибы, белки, ежик, бабочки. Воспитатель задает вопросы каждому ребенку : Куда ты приклеил бабочек? Сколько белочек? А куда ты их посадил?

Воспитатель хвалит ребят, отмечает красоту коврика.

Воспитатель обращает внимание детей на две тропинки на полу. Просит сравнить длину тропинок. Предлагает отправиться дальше по самой длинной тропинке, по которой дети приходят на поляну.

Воспитатель : Ребята, давайте сделаем остановку.

Игра «Прищепки»

Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Сколько здесь цветов. Возьмите все по цветочку. На каждом цветке сидят божьи коровки, пчелки, а рядом лежат прищепки. Предлагает сосчитать насекомых на цветочке и прикрепить к нему столько же прищепок. Воспитатель предлагает отправиться дальше и пойти по короткой дорожке. Обращает внимание детей на доску .

Воспитатель : Посмотрите на опушке сидят белочки. Кто посчитает белочек? А теперь найдите у себя на подносах белочек и разложите на верхней полоске карточки столько же белочек, сколько видите на опушке. Воспитатель напоминает детям, что раскладывать надо правой рукой слева направо. Задает вопрос : сколько вы положили белочек?

Затем предлагает угостить белочек грибами . «Что можно сказать о количестве белочек и морковок.

Игра «Найди свой домик»

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди свой домик» . «Послушайте условия игры. Возьмите на своем столе геометрическую фигуру. Пока звучит музыка, вы свободно гуляете по полянке, когда музыка перестанет играть, вы должны быстро найти свой домик, который похож на фигуру в ваших руках».

Воспитатель : Молодцы, вы все правильно нашли свои домики.

Игра «Варим варенье»

Воспитатель : Дети, Маша очень любит варенье. Давайте и мы с вами сварим для нее варенье.

Предлагает объединиться в пары по желанию.

Воспитатель обращает внимание детей на то , что рядом с каждой банкой лежит карточка с цифрой и в банку нужно положить такое количество ягод, которое соответствует этой цифре.

Интерактивная игра «Помоги Маше » .

Появляется Маша. Приглашает детей в гости . Благодарит за подарки. Сообщает, что ждала, готовилась, наводила порядок, но вот беда, не может теперь найти некоторые вещи. Просит детей о помощи . На интерактивной доске появляются предметы разной формы .

Предлагает детям отобрать предметы только заданной формы .

Маша благодарит детей . Спрашивает, понравилась ли им сегодня прогулка по лесу. Что больше всего понравилось.

Дарит подарки. Слушают воспитателя и рассматривают письмо.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Выполняют движения согласно тексту.

Внимательно слушают , принимают решение отправиться в гости .

Дети высказывают свои предложения .

Дети по очереди приклеивают детали, отвечают на вопросы воспитателя, используя слова «вверху – внизу» , «слева – справа» .

Дети сравнивают тропинки по длине, обозначая результат сравнения словами «короткая» , «длинная» .

Дети в соответствии с количеством насекомых на своих цветах прикрепляют прищепки, поясняют свои действия.

Дети садятся за столы.

Ребенок у доски считает белочек, называя числительные по порядку. Называет количество : Всего четыре белочки.

Дети за столами на верхней полоске карточки выкладывают четыре белочки.

Отвечают на вопрос воспитателя : Четыре белочки. Столько сколько на опушке.

Раскладывают на нижней полоске под каждой белочкой гриб.

Сравнивают количество белочек и грибов, обозначая результат сравнения словами : поровну, одинаковое количество.

Ожидаемые результаты данного занятия.

Обогащаются знания о частях суток.

Умение слушать и выполнять словесные указания.

Умение различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами «вверху – внизу» , «слева – справа» .

Умение сравнивать два предмета по длине , обозначать результат сравнения словами «короткий» , «длинный» .

Умение внимательно слушать и выполнять словесные указания.

Умение воспроизводить заданное количество предметов по образцу .

Умение сравнивать две группы предметов способом приложения , пользоваться выражениями «поровну» , «столько – сколько» , «одинаковое количество» .

Умение различать и называть знакомые геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник.

Умение обозначать

количество цифрой.

Умение находить количество предметов , которое соответствует заданной цифре.

Умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах .

Положительные эмоции от проделанной работы.

Игры и упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет.

Величина.

«Какой мяч больше»

Цель. Объяснить и продемонстрировать разницу между большим и маленьким мячами.

Материал: два мяча (большой и маленький), две корзины.

Описание. Взрослый стоит на расстоянии 3-5 метров от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает и подает его взрослому, затем маленький мяч. Ребенок должен перенести в одну корзину большие мячи, а другую – маленькие.

«Большие и маленькие»

Цель. Научить ребенка чередовать предметы по величине.

Описание. Взрослый показывает ребенку куклу, рассказывает, что она пришла к ним в гости и принесла в корзиночке рассыпанные бусы. Показывает детям большие бусы, нанизывает сначала большую, а затем маленькую (-ОоОоО-). Пока ребенок нанизывает бусины, взрослый проговаривает поочередность бусин. Сделав бусы вместе с ребенком, одевает их кукле.

«Медвежата»

Цель. Классификация предметов по признаку "размер".
Описание. На столе различные предметы двух основных размеров (размер должен легко опознаваться ребенком). Понадобятся два медведя: большой и маленький.
- Жили два медведя: Миша и Мишутка. Миша - большой, Мишутка - маленький.
- Ваня, где Миша, где Мишутка, покажи!
- Однажды они поссорились и стали делить игрушки. Как они делят? Кому большие? Кому маленькие?
Просим ребенка помочь разделить игрушки на две кучки: большие и маленькие. Выполняя задание, ребенок должен пояснять свой выбор:
- Большой мяч - Мише. Большая ложка - Мише. Маленькая ложка - Мишутке. Маленький автомобиль - Мишутке и т. п.
- Какие игрушки у Миши? (Большие.) Какие игрушки у Мишутки? (Маленькие.)

«Перебери палочки»

Цель: учить детей разбирать предметы разной длинны. Развивать внимание.

Материал: два набора палочек (длинные и короткие)

Описание. Перед ребенком лежат перепутанные палочки, разной длинны, ему нужно их перебрать. В одну сторону положить только короткие палочки, а в другую только длинные.

Упражнение «Длинный – короткий»

Цель: учить детей подбирать и сравнивать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова длинный – короткий.

Описание: собираясь с детьми на прогулку, предложить им сравнить свои шарфы и определить, у кого шарф длинный, а у кого короткий.

«Ленточки»

Цель. Обучить сравнивать длины приемом приложения, учить пользоваться словами длиннее, короче;

Описание. Сюжет: куклы в магазине выбирают ленты: две куклы (большая и маленькая) и ленты двух размеров (длиннее и короче), цвет лент разный.

Обсуждаем с ребенком на примере двух лент, какие и почему надо купить Маше (большой кукле) и Кате (маленькой кукле). Затем ребенок разбирает остальные ленты, приговаривая: длинная - Маше, короткая - Кате.

Покажи мне все длинные ленты.
- Покажи все короткие ленты.
Возьмите из каждой группы по ленте и, уронив их кучкой, спросите ребенка:
- Почему ты уверен, что эта красная лента длиннее этой синей?
Если ребенок сам правильно выкладывает ленты, сравнивая их длины прикладыванием, это хорошо, если нет, помогаем ему выполнить это действие.

«Найди пару»

Цель: учить детей находить предметы сходные по двум признакам величины (длина и ширина), цвету. Развивать глазомер детей.

Материал: ленты или шнурки разной длинны и ширины.

Описание. Детям предлагается разобрать ленты или шнурки по парам.

«Узкая и широкая дорожка»

Цель. Знакомить детей с понятиями «длинная-короткая», «узкая-широкая», «большой-маленький»

Материал: два шарфа (один большой, длинный, широкий; другой - узкий, короткий), две, любые игрушки (большая и маленькая).

Описание. Воспитатель: «Ой, наши друзья собрались погулять, а дорожки не найдут». Предлагаем сделать дорожки из двух разных шарфов, обращая внимание на размер дорожек и зверят. Ребенок должен сам выбрать дорожку для игрушки подходящую по размеру.

«Спрячь в ладошки»

Цель: различать умение соотносить предметы по величине.

Материалы: маленький и большой шарик.

Описание. Даем малышу шарики. Говорим: «Сейчас я покажу тебе фокус, забираем маленький шарик и прячем его в ладони. Просим малыша сделать тоже самое. Предлагаем повторить фокус с большим шариком. Объясняем, почему большой шарик нельзя спрятать в ладошке. Сравниваем шарики между собой, затем с ладошкой ребенка.

«Найди такое же колечко»

Цель. Учить детей сравнивать предметы по величине путём накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал: пирамидки из пяти съёмных колец (по одной на каждого ребёнка).

Описание. В игре участвуют 5-6 человек. Воспитатель: «Давайте играть: я разберу свою пирамидку и перемешаю колечки, и вы сделайте так же. А теперь я выберу одно колечко, и ты найди такое же по величине (даёт колечко сидящему рядом ребёнку) ». Когда ребёнок найдёт нужное колечко, педагог говорит: «Теперь верни мне моё колечко, возьми любое своё кольцо и передай соседу, пусть он найдёт такое же».

Чтобы проверить правильность выбора ребёнка, используется приём накладывания. Каждый ребёнок, получивший колечко, после того как находит такое же, даёт задание своему соседу.

Воспитатель отмечает тех детей, кто быстро находит нужное колечко. Игра может пройти один - два круга.

«Сложи лесенку»

Цель. Научить соотносить предметы по величине.

Материал: 5 картонных полосок, различных по длине.

Описание. Кладем перед ребенком полоски и предлагаем из них сложить лестницу. Когда лесенка готова, игрушечная собачка бежит по ней вверх и вниз. Она сразу же обнаруживает ошибки и просит их исправить, потому что она не может подняться по лесенке. Во время постройки лесенки ребенок приговаривает: «длинная полоска, теперь короткая, еще короче и самая короткая полоска»

«Посмотри, назови»

Цель. Учить детей разделять предметы и называть их по одному признаку величины. Развивать глазомер детей.

Описание. Дети сидят в кругу. Воспитатель просит назвать все предметы только большого размера находящиеся вокруг их.

Продолжая игру, воспитатель просит назвать: предметы маленького размера; широкие предметы; узкие предметы; длинные предметы; короткие и высокие предметы; низкие и т.д.

«Кто выше?»

Цель. Учит сравнивать два предмета по высоте, обозначать словами результат сравнения: «выше - ниже», одинаковые.

Описание. Воспитатель вызывает двух детей одного роста и просит встать на небольшом расстоянии друг от друга. Спрашивает: «Как вы думаете, кто из вас выше?». Дает детям высказаться; чтобы узнать, кто выше, надо встать рядом. Какие вы по высоте? (Одинаковые.)

Они вот какие (воспитатель показывает), а я – вот какой высоты (показывает). Кто высокий?

Кто низкий? Кто выше?

«Самый высокий, самый низкий»

Цель . Сравнение предметов по высоте.

Описание. Ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого заканчивая самым маленьким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).

«Две башни»

Цель. Закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями: высокий – низкий, одинаковые по высоте.

Описание. Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные – высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем они отличаются? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни! ».

Попросите детей построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушку башен маленькие игрушки.

Форма.

«Что катится?».

Цель: знакомить детей с формой предметов. Развивать мышление детей. Воспитывать отзывчивость, желание играть в игры с предметами.

Материал: шарик; кубик; небольшие ворота.

Описание. Организуем веселую игру – соревнования - кто быстрее докатит свою фигурку до ворот, выстроенных на столе. А фигурки, которые нужно катить - это шарик и кубик.

После нескольких проб он поймет, что выиграет тот, у кого шарик. Спросить у ребенка, почему шарик катиться быстрее и стараемся сделать вывод: «Шарик катиться, а кубик нет!». Обращаем внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться и отсутствие углов у шарика.

«Покажи квадрат»

Цель. Познакомить детей с квадратом; учить различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат), обследовать их осязательно-зрительным путем.

Описание. Воспитатель показывает детям красный круг.

Это круг. Перед вами на столе тоже лежит круг. Покажите его – поднимите повыше. Что вы показали? (Круг.) Какого он цвета? (Красный.)

Это красный круг. Обведите его пальцем. Он катится? Попробуйте его покатить по столу.

Затем показывает детям синий квадрат: «Кто знает, что это?»

Если дети не могут ответить, называет геометрическую фигуру, просит всех вместе повторить слово «квадрат» хором, затем 2-3 ребенка произносят это слово самостоятельно.

Перед вами на столе лежит квадрат. Покажите его. Что вы показали? (Квадрат.) Какого он цвета? (Синий.) Можно его прокатить? Почему нельзя? Что мешает? Какую фигуру вы показали?

«Покажи треугольник»

Цель. Познакомить детей с треугольником; учить различать и называть треугольники, обследовать осязательно-зрительным путем, классифицировать фигуры по цвету и форме.

Описание. Перед детьми на столах геометрические фигуры.

У вас на столе есть круг. Покажите его.

Как называется эта фигура? (Круг.) Какого он цвета? (Синего.)

Обведите его пальцем. Он катится? Попробуйте прокатить его по столу.

Воспитатель показывает треугольник желтого цвета.

Кто знает, как называется эта фигура?

Если дети не ответят, называет фигуру, просит повторить название фигуры всем вместе.

Найдите треугольник на столе, и покажи его. Можно прокатить треугольник? Почему его нельзя катить? Что мешает?

«Квадрат и треугольник»

Учить детей различать и правильно называть квадрат и треугольник, продолжать обучать приему обведения контуров моделей фигур и прослеживания взглядом за движением руки;

Описание. «Интересно, что лежит в «чудесном мешочке»? - спрашивает педагог. (Он вынимает и показывает квадрат.) - Как называется эта фигура? Какого она цвета? Покажите свой квадрат! В «чудесном мешочке» еще что-то есть!» Предъявляя треугольник, воспитатель говорит: «Это треугольник. Какого цвета треугольник? Покажите свои треугольники. Какого цвета треугольник у Ани? А у Коли?» Воспитатель обводит контур треугольника, привлекая детей к совместному действию в воздухе. «Какую фигуру мы обвели? Указательным пальцем правой руки обведите сначала треугольник, а потом квадрат». Затем подходит к нескольким детям и спрашивает, какую фигуру они обводят. «Попробуйте, катится треугольник или нет. Почему треугольник не катится? Правильно: этому мешают углы. А квадрат катится? Квадрат не катится, ему тоже мешают углы. Возьмите треугольник в левую руку, а квадрат - в правую. Положите треугольник слева, а квадрат - справа».

«Почтовый ящик»

Цель. Учить детей находить отверстия, подходящие для ○, □, Δ фигурки. Развивать глазомер ребенка.

Материал: геометрические фигурки (плоские)○,□,Δ. Коробка с отверстиями в виде геометрических фигур.

Описание. Ребенку надо опускать письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не нужно подсказывать малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Когда все письма (фигурки) будут отправлены, их можно передать адресату - кукле или мишке, или другим игрушкам.

«Посмотри и назови»

Цель. Учить детей находить в пространстве предметы ○, □, Δ формы и четко произносить названия. Развивать зрительную память.

Описание. Предложить ребенку назвать как можно больше предметов круглой, квадратной и треугольной формы (это могут быть игрушки, посуда, фрукты, овощи и т.д.)

«Рамки-вкладыши»

Цель. Учить детей находить нужное по форме отверстие. Развивать внимательность. Формировать целеустремленность.

Описание. В игре используются коробки, на которых даны контурные изображения фигур, и различные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники. Задание детям - навести порядок, разложить все фигуры по коробкам. Дети вначале рассматривают коробки и определяют, в какую из них, что нужно положить. Затем они раскладывают фигуры по коробкам, соотнося их форму с контурным изображением.
В такой игре дети учатся группировать геометрические фигуры, абстрагируясь от цвета и величины.

«Найди свой домик»

Цель. Развитие представлений детей о геометрических фигурах.

Ход. Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.

«В этом домике живут все круги,- говорит воспитатель, - в этом - все квадраты, а этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.

«Геометрическое лото»

Цель. Учим детей подбирать нужные карточки с изображением нужной фигуры. Развивать внимание у детей. Формировать усидчивость детей.

Описание. Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках - разный подбор фигур. На одной - круг, квадрат, треугольник; на другой - круг, квадрат, круг; на третьей - треугольник, треугольник, круг; на четвертой - квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребенка - набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).

В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.

Количество.

«В лес за грибами»

Цель. Формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много, ни одного».

Описание. Приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

«Медведь и пчелы»

Цель. Учить детей составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один».

Описание. Дети сидят на стульчиках - пчелы сидят в своих домиках-ульях. Воспитатель говорит: «Таня - пчелка, Ира - пчелка, Валя - пчелка, Света - пчелка. Сколько у нас пчелок?» «Много пчелок»,- отвечают дети. «Сережа будет медведем,- говорит воспитатель и спрашивает: - Сколько медведей?» - «Медведь один». Пчелки летают по полянке. Как только медведь выходит из своей берлоги, пчелки разлетаются по своим домикам (садятся на стулья). «Вот пчелки вылетели на полянку: одна пчелка, еще одна пчелка, еще одна пчелка - много пчелок. Было много пчелок, пришел медведь - пчелки испугались, разлетелись по своим домикам. В этом домике одна пчелка, в этом домике одна пчелка и в этом домике одна пчелка. Сколько в каждом домике пчелок?» - «Одна».- «Не поймал медведь пчелок и пошел спать».

Игра повторяется несколько раз. Воспитатель фиксирует внимание детей на понятиях «один», «много».

«Много – один»

Цель. Научить соотносить предметы по количеству «много – мало». Закрепить знание детей о количественном представлении.

Описание. Перед подгруппой детей (3-4 ребенка) лежат картины, на которых на одной половине нарисованы много предметов, одинаковых по форме, цвету. Предлагаем найти похожий предмет среди других картин, которые лежат в тарелочке. Просим ответить на вопрос: Где нарисовано много предметов? Где один?

«Бабочки и цветы»

Цель. Формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Описание. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки. Они хотят с вами поиграть. Сейчас вы станете бабочками. Наши бабочки живут на цветочках. У каждой бабочки свой домик – цветочек. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – цветочек. Бабочки, летите! Бабочки, в домик! Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать? Бабочкам очень понравилось с вами играть».

«Малина для медвежат»

Цель. Формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково».

Описание. - Ребята, медвежонок очень любит малину, он собрал в лесу целую корзинку, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Давайте их расставим правой рукой слева направо. А теперь угостим их малиной. Надо взять столько ягод малины, чтобы хватило всем медвежатам. Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесли ягод? (много) Сколько у нас медвежат? (много) Как еще можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат столько, сколько ягод.

«Тяжело - легко»

Цель. Учить детей понимать понятия «пустой - полный». Развивать навыки сопоставления.

Материал: 2 коробки одного размера; различные предметы, положенные в одну из коробок.

Описание. Перед детьми лежат 2 коробки: одна пустая, другая с предметами. Предлагаем поднять детям одну из коробок: «Тяжелая». Затем просим поднять другую коробку: «Легкая». Пусть ребенок определит и проговорит, что коробка легкая и тяжелая.

«У кого больше?»

Цель. Формировать представление о количестве. Развивать глазомер детей.

Материал: 2 емкости разных размеров; любые безопасные мелкие предметы.

Описание. Заполняем вместе с детьми ёмкость мелкими предметами. Затем высыпаем на стол в отдельные кучки и смотрим, какая кучка больше, а какая меньше. Подводим итог: в большую ёмкость входит больше по количеству предметов, чем в маленькую ёмкость.

Ориентировка в пространстве.

«Куда спряталась мышка»

Цель. Учить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: «вверху», «внизу», «на».

Описание. Воспитатель начинает игру с загадки:

Под полом таится,

Кошки боится. Кто это?

(Мышка)

К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит ее под стол, на шкаф... Дети, открыв глаза, ищут мышку найдя ее, ребята говорят, где она находилась, используя слова: наверху, внизу, на. Игра повторяется 2-3 раза.

«Вверх-вниз»

Цель. Способствовать развитию внимания правильному употреблению предлогов «на» и «под».

Материал: фланелеграф, фигурки: дерево, птица, солнце, цветок и ёж.

Описание. Просим малыша составить картинку на фланелеграфе. Комментируем: «Птицу надо посадить на дерево, а ежа-под дерево. Солнышко у нас на небе, значит надо прикрепить наверху, а цветок-на земле, значит внизу, под солнцем» после чего рассматриваем, что у нас получилось.

«Вверху-внизу»

Цель. Способствовать развитию речи, навыкам ориентирования в пространстве.

Описание. Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

«Курочка-направо, зайчики-налево»

Цель. Определять местонахождения предмета при помощи слов: « справа-слева».

Описание. Беспорядочно размещаем на фланелеграфе фигурки зайцев и курочек. Справа ставим дерево, объясняем, что здесь живут зайчики, а слева-дом, сюда надо собрать курочек. «Курочки и зайчики поиграли, теперь надо помочь им добраться до дома. Зайцы живут в лесу, он справа от тебя. А дом курочек-слева». Во время игры повторяем: «зайчики - направо, курочки-налево».

«Куда пойдешь?»

Цель. Двигаться в заданном направлении, определять местонахождения предмета при помощи слов: «впереди», «слева», «справа», «сзади».

Описание. В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: «Иди вперед. Остановись. Направо пойдешь - машинку найдешь, налево пойдешь - зайчика найдешь. Куда пойдешь?»

Ребенок показывает и называет направление. Идет в это направлении и берет игрушку.

Игра повторяется несколько раз с различными детьми

«Угадай, что загадали»

Цель. Способствовать развитию представлений о местоположении предметов в пространстве.

Описание. Игрушки необходимо расположить вокруг (впереди, слева, справа, сзади) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из них игрушек, какую – надо отгадать. Для этого педагог предлагает определение «Она перед тобой (за тобой, сбоку от тебя)». Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном на правлении.

При повторном проведении игры надо поменять местам игрушки или заменить их другими.

«Где же мишка»

Цель. Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.

Материалы: стулья (два маленьких и один большой, два больших игрушечных медведя и другие игрушки.

Описание. Предложите ребенку повторить вслед за вами следующие действия: посадить мишку на стул, за стул, под стул, поставить его перед стулом, рядом со стулом.

Ориентировка во времени.

«Когда это бывает»

Цель. Учить детей ориентироваться во времени.

Материал: карточки с изображением какого-либо временного отрезка.

Описание. Ребенок выбирает картинку, рассказывает, что на ней изображено: утро, день, вечер, ночь.

Варианты картинок: ребенок встает с постели, солнышко поднимается. Ребенок чистит зубы, умывается, делает зарядку, занимается, играет со сверстниками. Смотрит передачу «Спокойной ночи малыши», за окном темно, горит настольная лампа, ребенок в постели и т.д.

«Поможем мишке разложить картинки»

Цель. Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Описание. Предлагаем детям помочь мишке разложить правильно картинки с изображением частей суток. Ребенок раскладывает картинки, по порядку приставляя картинку одну к другой, чтобы мы вместе с ребенком могли проследить всю последовательность частей суток.

«День и ночь»

Цель. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Описание. Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий. Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет, и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете ходить, играть, танцевать. А когда я выключу свет, и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».

«Назови пропущенное слово»

Цель. Закреплять временные представления: утро, день, вечер, ночь.

Описание. Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток:

Мы завтракаем утром, а обедаем...

Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой...

Днем ты обедаешь, а ужинаешь...

Эту игру можно повторно провести в свободное от занятий время.

«Наш день»

Цель. Закрепить представление о частях суток, научить правильно, употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».

Оборудование. Кукла бибабо, игрушечные кровать, посуда, гребешок; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.

Описание. Дети сидят полукругом. Педагог при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро), обедает (день). Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения:

Кукла Валя хочет спать.

Уложу ее в кровать.

Принесу ей одеяло,

Чтоб быстрее засыпала.

Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Педагог показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателя.


Наталия Яичникова
План самообразования на тему «Формирование элементарных математических представлений у детей 3–4 лет»

План самообразования 2017-2018 учебный год

Тема :""

Воспитатель : Яичникова Наталия Витальевна

В 2017-2018 учебном году я взяла тему по самообразованию : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ». является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 3-4 лет . Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире . Формирование элементарных математических представлений является наиболее подходящей формой обучения детей раннего возраста . Главная особенность состоит в том, что задания по ФЭМП предлагаются в игровой форме . Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют ранее изученный материал , действия с различными предметами , учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Цели : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи :

Изучить учебную и научно-методическую литературу по данной теме;

Изучить основные математические игры для детей 3-4 лет .

Изготовить дидактические игры по формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ;

Подготовить материал для проведения математических игр с детьми 3-4 лет в различных направлениях воспитательной работы.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу : Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников » . – М., 2006; Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. «Геометрия для малышей» . – М.: 2006; Корнеева Г. А. «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ». – М., 2008; Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.

Изучение темы начала с раздела : «« 3-4 лет в детском саду», в течение сентября я подробно изучила книгу Метлиной А. С. «Математика в детском саду » , в результате была изготовлена папка-передвижка для родителей : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ».

В октябре продолжила изучение темы с раздела : «Математические игры для детей 3-4 лет » . На протяжение всего месяца я подбирала материал для математических игр . В результате была изготовлена картотека по ФЭМП. Поэтому большое внимание было уделено созданию игр по ФЭМП (Д/И.: «Подбери по форме » , «Один-много» , «Большой-маленький» , «Геометрические фигуры» . Родители активно принимали участие по созданию игр по ФЭМП.

В ноябре продолжила изучение темы с раздела : «ФЭМП у детей 3-4 лет с помощью наглядности» , изучила статью в книге «ФЭМП с помощью наглядности» Леушиной А. М. из книги : «Занятия по математике в детском саду » . В качестве наглядного материала на занятиях использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты.

В декабре – январе изучение темы продолжила : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет через дидактическую игру». На протяжение двух месяцев изучала книгу Сербиной Е. В. «Математика в детском саду » , мною велась работа по пополнению картотеки новыми математическими играми (Д/И.: «Собери Снеговика» , «Что лишнее?» , «Укрась платок» ).

В феврале продолжила изучение темы с раздела : «ФЭМП у детей 3-4 лет с помощью математической сказки » . Для формирования элементарных математических представлений у детей 3-4 лет целесообразно использовать на занятиях игровые ситуации, сказки, детские стихи : «Теремок» , «Три медведя» , «Колобок» … Стихи детских поэтов : С. Михалков «Котята» , С. Маршак «Веселый счет» , многие считалки и потешки.

В марте продолжила изучение темы с раздела : «Изучение математики с детьми во время прогулки» .». На протяжение всего месяца я подбирала природный материал для уголка опытов и экспериментов. Мною был изготовлен «Уголок опытов и экспериментов для детей » .

В апреле продолжила изучение темы с раздела : Развитие логического мышления с помощью ФЭМП у детей 3-4 лет ». Пополнила картотеку новыми дидактическими играми : «Помоги колобку найти дорогу до домика» , «Соедини точки» , «Цветные вкладыши» , «Кто быстрее» .

В мае закончила изучение темы разделом : «ФЭМП в семье» . В результате была изготовлена папка-передвижка для родителей : «Изучаем математику с детьми дома » .

В результате изучения темы : «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет », сделала следующие выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формирование элементарных математических представлений . Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс. Однако следует помнить : расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на 2018-2019 учебный год :

1. Продолжить работу по теме : «Формирование элементарных математических представлений » (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы;

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников Введение На сегодня задача формирования развития познавательной деятельности, в том числе и математической, дошкольника рассматривается.

Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами развивающей игры Математика играет огромную роль в жизни человека. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения; формирует настойчивость,.

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и.

Формирование элементарных математических представлений «Космическое путешествие» Образовательные задачи. Совершенствование навыков порядкового счета в пределах десяти. Формирование представлений об арифметических действиях.

Консультация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста воспитатель МБДОУ ЦРР д/сад "Ласточка" Экизян Гаянэ.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей Картотека дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста.

Педсовет на тему: «Формирование элементарных математических представлений средствами занимательной математики». Составила старший воспитатель.

План самообразования «Развитие элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность» Тема: «Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (младшая группа) Цели:.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания. Выступление.

«Мир, окружающий ребенка это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Задачи: закреплять умение различать геометрические фигуры, закреплять понятие «длинный - короткий», учить сравнивать количество предметов, закреплять цвета, развивать внимание, память, фантазию, эмоции.

Оборудование: игрушки животных - мышка, лягушка, медведь; теремок, грибочки, напольный конструктор.

Раздаточный материал: полоски разной длины, геометрические фигуры, карточки с изображением мышки на каждого ребенка.

Предварительная работа : знакомство со сказкой «Теремок», дидактические игры «Один - много», «Найди фигуру», «Длинный - короткий».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие», «познавательное развитие», «физическое развитие».

Ход занятия

Воспитатель :

Стоит в поле теремок-теремок
Он не низок, не высок, не высок.
Как по полю мышка бежала,
Теремок увидала.

О какой сказке идёт речь?

Дети : Теремок.

Воспитатель: Сейчас посмотрим, правильно ли мы отгадали. (Воспитатель снимает покрывало, под которым стоит теремок, к теремку ведут две «дорожки» из ленточек, одна длинная, другая - короткая).

Дети садятся за стол.

МУЗЫКА ДЛЯ МЫШКИ, музыка А. Серова

Появляется мышка и говорит: «Бежала я, бежала к теремку, да и заблудилась, запуталась, ведут туда две дорожки, а по какой мне идти, чтобы побыстрее до теремка добраться - не знаю.

Воспитатель : Дети, посмотрите какие дорожки ведут к теремку?

Дети: Длинная и короткая.

Воспитатель : По какой дорожке мышке быстрей добраться до теремка по длинной или по короткой? Как вы думаете?

Дети: По короткой.

Мышка: , а как узнать где короткая дорожка?

Дети: Нужно одну полоску наложить на другую и сравнить.

Воспитатель : У вас на столах, у каждого лежат 2 полоски, «дорожки», они разные по длине, давайте покажем мышке как найти короткую дорожку.(Дети накладывают короткую полоску на длинную).

Воспитатель : И на короткую полоску положите мышку, которая лежит у вас на подносе. Молодцы, ребята, вы правильно указали короткую дорожку, вот мышка и добралась до теремка, и стала там жить поживать, да песни распевать.

ФОНОВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ТЕРЕМКА релаксационная музыка.

Воспитатель:

Стоит в поле теремок- теремок.
Он не низок, не высок, не высок
Лягушка скачет по болоту.
В теремке ей жить охота.

МУЗЫКА ДЛЯ ЛЯГУШКИ музыка М. Раухвергер. (Появляется лягушка, плачет):

Беда! Помогите, детвора! Пока я скакала, зацепился мой платочек за сук и порвался. Что теперь делать - не знаю…

Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь лягушке?

Дети: Сделать заплатку.

Лягушка плачет: Но я не умею делать заплатки, я запуталась… Помогите мне, пожалуйста!

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем лягушке? Давайте ей покажем, как надо подбирать заплатку. Посмотрите, у вас на подносах лежат геометрические фигуры, подберите заплатку для платочка.

Дети подбирают заплатку, обговариваем результат.

Лягушка: Спасибо, какие красивые платочки получились. Теперь я знаю, как надо латать платочек, пойду в теремок свой платочек залатаю. До свидания!

Воспитатель: Теперь лягушка довольная поскакала прямо к теремку, и стала там жить вместе с мышкой.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Тише, ребята, к нам кто-то пришёл.

МУЗЫКА ДЛЯ ЗАЙЧИКА музыка К. Черни. Заходит зайчик (ребенок старшего дошкольного возраста).

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Здравствуй, Зайчик! А почему ты такой грустный?

З: Я скакал, скакал к вам на сказочную полянку и нёс корзинки полные грибов, но так торопился, что растерял по дороге почти все грибочки.

Воспитатель: Не расстраивайся, зайка, посмотри, твоя корзинка всё же не совсем пуста. Ребята, посмотрите, что в корзинке?

Дети: Грибочек.

Воспитатель: А сколько грибов в корзине?

Дети: Один.

Воспитатель: Давайте поможем Зайчику найти и собрать грибочки в корзинку.

ФОНОВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ ИГРЫ «НАЙДИ ГРИБОЧЕК» русская народная песня «Как у наших у ворот». Дети находят остальные грибочки, рассыпанные по группе, и собирают в корзинку.

Воспитатель: Хорошо, нашли все грибочки. А теперь, посмотрите, сколько грибов в этой корзине? (воспитатель показывает корзинку с одним грибочком)

Дети: Один.

Воспитатель: А здесь сколько?

Дети: Мало.

Воспитатель: А здесь?(Показывает корзинку, где много грибов)

Дети: М ного.

Зайчик: Спасибо, что помогли мне собрать грибочки!

Воспитатель: Зайка, теперь у тебя хорошее настроение, поиграй с нами!

Зайка: С удовольствием, я очень люблю играть.

Воспитатель: вставайте в круг. (Дети встают вместе с зайкой в круг, руки опущены)

Физкультминутка «Зайка».

Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)
На лесной опушке, (прямые руки вверх, пальцы врозь- «дерево» и качаемся)
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте)
В беленькой избушке, (соединили руки над головой «домик»)
Мыли свои ушки, (изображаем как моем уши)
Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую и наоборот)
Наряжались зайчики, (приседаем с поворотами в сторону)
Надевали тапочки (поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую, то правую ногу).

МУЗЫКА ДЛЯ МЕДВЕДЯ музыка М. Раухвергер.

Воспитатель: Ой, кто это по лесу идет?

Дети: Медведь!

Медведь: Впустите меня в теремок!

Воспитатель: Поместится ли медведь в теремок?

Дети: Нет!

Воспитатель: Почему?

Дети: Медведь очень большой, а теремок маленький.

Воспитатель: Что же делать? Ведь мишке будет плохо на улице жить! Как мы можем ему помочь?

Дети: Давайте мы построим новый дом, большой, чтоб всем места хватило.

Дети строят большой дом из напольного конструктора.