Программа по духовному воспитанию дошкольников. Программа по воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста "ступеньки добра"


Программа «Духовно-нравственное развитие дошкольников»


Аннотация.

  1. «Труд и порядок».

  1. »Что такое труд и трудолюбие?».

  2. « Все профессии нужны, все профессии важны»

  3. « Любовь к труду у всех на виду»

  4. « Выбирая профессию (на основе сюжетно-ролевых игр)».

  5. «Русский фольклор о труде».

  6. «Битый не битого везет».
ЦЕЛЬ: воспитание трудолюбия, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям различных профессий. Включает работу по вовлечению детей в посильный, развивающий труд, который предполагает обучение обслуживающим видам труда, занятия ручным и художественным трудом, общественно-полезный труд, профориентацию. Полученные навыки являются для большинства детей основой в дальнейшей профессиональной деятельности, повышают уровень их социально-бытовой адаптации, расширяют возможности

трудового устройства. Деятельность педагогов предусматривает: взаимодействия воспитателя и ребенка на основе развития навыков




практически полезной социально значимой деятельности; поиск путей стимулирования и создания ситуаций успеха для самореализации личности.


  1. «Я гражданин своей страны»

  1. «Мы маленькие дети на большой планете».

  2. «Наша Родина - Россия».

  3. «Мой край».

  4. «Защитники нашей Родины».

  5. «Наши космонавты».

  6. «Этот День Победы».

  7. «Наша страна одна из самых больших на планете». Цель: воспитывать чувства любви к своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое русского государства. Занятия данного цикла знакомит детей с Россией, гимном и гербом страны, со столицей нашей Родины; памятниками архитектуры, природно-географическими особенностями; святынями и памятными места нашей страны), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

  1. «Моя семья - мой мир».

  1. «Моя семья».

  2. «Приходите в мой дом».

  3. «Дом, в котором я живу».

  4. «Моя дружная семья».

  5. «Моя родословная».
Цель; воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах. На занятиях данного цикла дети знакомятся с духовнонравственными традициями и укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.


Виды и формы деятельности с воспитанниками.


  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. «Я гражданин своей страны».
Беседы: «Давайте поиграем»; «На всей земле ищу России имена»; «День народного единства», «Истории нашего города», «Русская осень», «Их помнит вся Россия», «Что такое герб», «Флаг-символ государственной власти», «Государственный гимн Российской Федерации», «Президент РФ- правитель, защитник интересов России в мире», «История российской армии», «Я - будущий избиратель», «Что такое героизм?», «Ордена и медали России»; «Терроризм - угроза обществу»; «День славянской письменности и культуры» Познавательные игры: «История - дорога во времени», «Русь летописная». Экскурсии по историческим и памятным местам: в краеведческий музей, экскурсии по улицам города. Тематические вечера: Исторический вечер «Столица нашей Родины - Москва»; игровая программа: «Полёт в космос»; вечер памяти «День Победы». Просмотр кинофильмов и презентаций: «Они сражались за Родину». Чтение книг: книги об истории России и другие. Творческие конкурсы, фестивали, праздники: Фольклорный праздник «Мы - Россияне», Конкурсная программа «Праздник русского фольклора». Театрализация: Рассказ с элементами театрализации «Боевое прошлое русского народа». Спортивные соревнования:

«Богатырская игра». Встреча с ветеранами и военнослужащими. Деятельность вне детского сада: забота о памятниках защитникам Отечества.


  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. «Добро и зло». Беседы: «Этика», Этичные и неэтичные поступки, «Чем я богат», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Моральный облик человека. Клевета, ложь, сплетня», «Речь - зеркало души человека», «Культурная среда», «Честность- прежде всего». Досуги - путешествия: Игра-путешествие «Дорога к доброму здоровью». Тренинги общения: «Разыгрывание ситуаций», «Волшебный стул», «Способы повышения настроения», на релаксацию. Творческая деятельность (театральные постановки, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России): Кукольные спектакли по мотивам русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», «Под грибом», «Кто сказал «мяу»?» (по мотивам сказки В. Сутеева), «Как медвежонок Проша говорил неправду», «Трудолюбивая курочка»; «Обманом не проживешь». Праздники: «Празднование Рождества на Руси», Праздник народных игр «Святки», «Душа моя Масленица»,


«Колядки» и другие.Мероприятия направленные на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения: Диалог- тренинг

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Программа «Истоки»

По духовно-нравственному воспитанию

для детей 5-7 лет

Разработала: Воспитатель старшей группы

О.В. Баженова

2016г.

«Нет никакого высшего искусства,

как искусство воспитания.

Мудрый воспитатель создает живой образ,

смотря на который радуются Бог и люди».

святитель Иоанн Златоуст

Пояснительная записка

Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.

В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа и церковь.

Ректор Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова Архимандрит Иоанн (Экономцев) особо подчеркивает: “Нельзя допустить духовной, культурной и физической гибели нашего народа. Дети и молодежь безотлагательно нуждаются в духовно-нравственном просвещении и воспитании”.

В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несет с собой Православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности. Православная педагогическая традиция в России развивается на протяжении десяти столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия не возникала как таковая.

Русское православие традиционно видит смысл образования в духовном просвещении и воспитании человека. Сила православия заключатся в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Духовность понимает, как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.

Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Профессор И.М. Снегирев писал, что народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познанию народной жизни. Действительно в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но есть и сокрытые истории, которую можно при желании увидеть.

Церковные праздники всегда были особо почитаемые русским народом. Православные праздники – это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта- всего без чего мы – не полны, не цельные.

Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается в «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» от 05.11.2008 г.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.

Отрадно, что в настоящее время, когда начался процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.

Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка. Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение.

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность. Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас. Мы знаем, что нет смерти. Мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и уныние. Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры от религиозного воспитания состоит в том, что занятия православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. Обучение ребёнка основам православной культуры, учитывающее становление структуры его самосознания позволит решить проблему интериоризации духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности. Более того, религиозная культура обладает дополнительным потенциалом, способствующим развитию структуры самосознания, чего не может обеспечить безрелигиозная культура. Содержание, основанное на православной культуре, позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе занятий в различных видах детской деятельности и решать обучающие, воспитательные и развивающие задачи.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Если планировать воспитательный процесс обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Система духовно – нравственного воспитания включает следующие направления:

  1. формирование потребности в здоровом образе жизни;
  2. формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
  3. эстетическое развитие детей;
  4. сотрудничество семьи и ДОУ
  5. обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Цели программы.

1. Воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.

2.. Знание семейных традиций, истории и культуры своего края, Отечества.

3. Снижение уровня агрессивности.

4. Повышение интеллектуально-творческого потенциала и деятельной мотивации воспитанников.

Задачи:

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми :

Цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

Знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

Тематические выставки детского творчества.

Знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

Экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

Экскурсии на природу (красота Божьего мира);

Слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

Постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)

Тип программы: образовательная.

Программа по своей направленности является светской и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям:

Познание. Проводятся занятия, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры.

Социализация, где используются дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев, труд.

Художественное творчество, где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер - классы.

Художественная литература, где используются произведения познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок.

Музыка, где используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры).

Физическая культура, где проводятся подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.

Отличительные особенности: содержание данной программы охватывает весьма широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, с учетом учебного плана ДОУ.

Условия реализации программы.

Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7лет. Занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с сентября по май, один раз в неделю. Продолжительность занятий: 20-25 минут. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы, котрые позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Просмотр мультфильмов и слайдов на занятиях поможет педагогам в создании ярких художественных образов.

Планируемые результаты

Воспитанники имеют представления:

О семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

О духовных и нравственных ценностях;

О ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

Знакомы с историей и культурой своей страны;

Умеют беречь и поддерживать красоту;

Проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;

Верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

Стремятся к добру и неприятию зла.

Литература.

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;

2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ - М.: Просвещение, 1980;

3. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/ Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;

4. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;

5. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004;

6. Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2.000;

7 Игумен Иоасаф (Полуянов) – Задачи воскресной школы и семейного воспитания. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/;

8. Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;

9. Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;

10. Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;

11. Православная культура в школе: Учебно–методическое пособие для учителей общеобразовательных школ/ январь-декабрь / М.: Издательский дом «Покров», 2004;

12. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы.-М.: Глобус, 2007;

13. Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление. http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/;

14. Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях. http://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/;

15. Успенский кафедральный собор. Омская святыня. Омск.: Издательство «Русь», 2007;

16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;

17. Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский. http://pedagog.eparhia.ru/

Примерное тематическое планирование содержательного модуля «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для старшей группы

Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию

детей дошкольного возраста (5–6 лет)

Сентябрь

  1. «Кто мы, откуда?

Где наши корни?»

Цель: обогащать и систематизировать представления детей о семейных ценностях.

  1. «Древняя Русь»

Цель: формировать чувство гордости за причастность к русскому роду.

3.«Мир божий вокруг нас»

Цель: Дать представление о мире, в котором живёт человек как о даре (подарке) Бога

  1. Малая Родина

Цель: Вспомнить с детьми определение «Малой Родины», Развивать патриотические чувства по отношению к своей малой родине .

  1. Моя семья, мои близкие родственники.
  2. Семья-это группа живущих вместе родственников. Несколько поколений составляют род.
  3. Рассматривание семейных фотографий.
  4. Изготовление семейного древа (родословное дерево).
  1. Мы - русские.
  2. Откуда пошло название нашей Родины (Русь).
  3. Знакомство с древнерусской архитектурой.

Рассматривание крестьянских и городских построек, храмов

  1. Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; рассказать, как он возник.
  2. Дать детям сведения о понятии Творец, подвести содержательное обобщение материала о сотворении мира.
  3. Повторить с детьми времена года название месяцев, основные приметы.
  4. Объяснить детям понятие Творец, вспомнить, что сотворил Бог за 7 дней на земле.
  5. Чтение рассказа из детской Библии.
  6. Подвести детей к тому, что весь мир вокруг нас – прекрасен и он последователен, что всё существует не зря, а существует благодаря Творцу – Господу Богу, и мир необходимо беречь и охранять. Просмотреть мультфильм «Сотворение мира» - обсудить основные его моменты.
  1. Побеседовать с детьми на тему «Родина», «Малая родина».
  2. Рассмотреть фотографии,
  3. Попросить детей прокомментировать выбор сюжета рисунка своей малой родины фото.

Октябрь

  1. От матери небесной до матери земной

Цель: Воспитание любви и уважения к матери, сравнение отношений к детям матери и мачехи, объяснить понятие сирота, многодетная мать.

добрыми.

  1. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

3.ИЗО деятельность: «Наш Покров»

Цель: Вызвать желание у детей изобразить впечатление от праздника

  1. Беседа о честности, любви, доброте.

Цель: Продолжать знакомство детей с нормами христианской этики. Учить детей слушать, делать выводы. Учить понимать какие дела являются

1.Этическая беседа о маме «Многодетная мама-русская матрешка»

2.Чтение: «Сказка про Ивасика», «Крошечка-Хаврошечка»,

«Сердце матери».

3.Конкурс чтецов «Моя прекрасная мама».

  1. Познакомить детей с праздником, его обычаями, традициями, как его отмечали на Руси

2.Рассматривание иллюстраций, икон о детстве Богородицы.

  1. Стихи, загадки по теме.

Продуктивная деятельность

  1. Беседа о добрых и плохих привычках. Учить детей анализировать свои поступки.
  2. Просмотр мультфильма «Просто так». Обсуждение увиденного.
  3. Чтение сказки «Кот и петух». Игра «Плохие и хорошие дела». Рисование «Радуга. Добрые правила жизни».

Ноябрь

  1. Иконы.

Цель: расширять и углублять знания детей об иконах, их отличительных особенностях и ценности для христиан. Развивать познавательный интерес к процессу создания икон художниками – иконописцами. Воспитывать уважение к изображениям на иконах

  1. «День единения - день богатырской славы».

Цель: дать детям представление о богатырях-защитниках Древней Руси;

познакомить с оружием богатырей;

воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

  1. Экскурсия в храм. Беседа «Храм – дом Божий».
  1. Рисование Храма
  1. О чём рассказывают иконы.
  2. Что такое икона?
  3. Различие икон.
  4. Иконы в храме и дома.
  1. Чтение отрывков из былин о богатырях.
  2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания.

Целевая прогулка

Продуктивная деятельность

Декабрь

  1. «К худой голове своего ума не приставишь».

Цель: Обогащать представления детей о произведениях русского – народного фольклора, на примере знакомых сказок учить детей понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.

  1. Праздник Рождество Христово

Цель: Дать детям сведения о том, что есть такой церковный праздник - Рождество Христово, помочь ощутить чувство радости от данного церковного праздника.

  1. «Хозяйка и хозяин в русских народных сказках».

Цель: Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета. Развивать умение выделять по признакам нужный образ – хозяйки и хозяина. Воспитывать отрицательное отношение к лени.

  1. «Новогодний карнавал».
  1. Беседа об уме и глупости (на примере пословиц и поговорок, игра «Закончи пословицу», рисование «Узнай пословицу по рисунку»).
  2. Нет сказок без правды (объяснить детям, для чего чудеса в сказках), викторина по содержанию знакомых сказок.

Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю», словесная игра «Филя и Уля».

  1. Знакомство с традициями Рождественских праздников.
  1. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
  2. Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним.
  3. Музыкальное занятие с использованием духовной музыки.
  4. Ручной труд на тему: «Рождественские открытки».
  1. Сказки «Морозко», К.И. Чуковского «Федорино горе».
  2. Знакомим с помощью наглядного материала с укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов .

Театрализованное представление

Январь

  1. «Зимние святки»

Цель:

Способствовать развитию интереса к обычаям проведения зимних святок.

  1. «Рождественские чтения»

Цель: Формировать представления у детей дошкольного возраста о русских традициях.

  1. «Новый год на Руси»

Цель: приобщать детей к участию в русских - народных праздниках.

  1. Изготовление Рождественских и Новогодних открыток
  1. Изготовление обрядовых кукол.
  2. Разучивание колядок, игр к празднику.
  3. 3.Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням.

Совместные презентации родителей и детей на православную тему.

  1. Рассказ о праздновании Нового года на Руси, рассказ о гаданиях и показ одного из них.
  2. Рождественские встречи (Совместно с СДК, дети участвуют в общем празднике).
  3. Санта-Клаус и Никола –чем похожи и в чем отличие.
  4. Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».

Продуктивная деятельность

Февраль

1.Правила почитания и уважения старших

Цель: Раскрыть понятие «уважение».

Выявить качества, за которые мы уважаем людей. Найти и обсудить пословицы и поговорки об уважении к старшим.

2.«Весну красную встречаем»

Цель: Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.

3.«О чем звонят колокола?»»

Цель: Продолжать знакомить детей с православными праздниками, с их обычаями, традициями; Познакомить с разными видами колоколов, с их звучанием;

4. «У истоков русской народной культуры»

Цель: Продолжить знакомить с традициями русского народа.

Работа с материалом книги для чтения «Грамматика нравственности».

Чтение и обсуждение отрывка О. Тихомирова «Александр Невский» стр. 186

  1. Рассказ о Масленице, о том как она празднуется на Руси, познаем секреты русской кухни – учимся печь блины.
  2. Разучивание закличек солнца на Сретенье (15 февраля), масленичных приговоров, игр, знакомство с приметами Сретенья.
  3. Чтение русской народной сказки « Как весна зиму поборола».
  4. Развлечение «Масленица широкая» (совместно с поселенческой библиотекой).
  1. Беседа о церковных колоколах.
  2. Экскурсия к колокольне Храма
  1. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы».
  2. Беседа о русской народной песне.
  3. «Дело мастера боится».
  4. «Живёт в народе песня».
  5. «На героя и слава бежит».

Март

1.«Весенние хлопоты»

Цель: дать детям представление о том, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии, на том и стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, загадки, пословицы..

2.Масленица.

Цель: Дать детям представления о православном празднике Масленица; развивать и поддерживать любовь к православной культуре своего народа .

3. Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».

Цель: Познакомить детей через активные формы деятельности, с традициями празднования Масленицы.

4 .Чтение и обсуждение литературных произведений о Святителе Николае.

Цель: Познакомить детей со Святым Николаем Угодником, с его делами;

  1. «Онисим – овчарник» - Беседа об овцах, о том, какую пользу они приносят человеку, рассматривание овечьей шерсти и пряжи, готовых изделий из неё, вязание на спицах, рассказ о том, что делали раньше в этот день.
  2. Учимся величать мальчиков и девочек- добры – молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга, хвалятся своими умениями: девочки – рукоделием, мальчики спортивными достижениями.
  3. Прилетите, жаворонки, к нам-знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника, работа с солёным тестом –делаем жаворонков.
  1. Праздник во дворе детского сада по сценарию муз. руководителя

Продуктивная деятельность

1.Дать понятие, почему его причислили к лику святых. 2.Вспомнить с детьми, какие поступки достойны уважения.

Апрель

1.«Преданья старины далёкой»

Цель: На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и д.р.

  1. «Светлый праздник Пасхи»

Цель:Дать детям сведения о том, что есть церковный праздник - Пасха Христова, помочь ощутить чувство радости от данного праздника. Развивать мелкую моторику и художественный вкус детей при раскрашивании пасхальных сувениров. Воспитывать понимание детьми своего места в семье, деятельного участия в домашних делах. Воспитывать интерес к православным традициям русского народа.

  1. Выставка «Великая Пасха» -

Цель: привлечь к её оформлению детей и их родителей.

  1. «Рыцарское отношение к девочкам».

Цель: Формировать положительные моральные качества

  1. Чтение былин.
  2. Просмотр диафильмов.
  3. Рассматривание и обсуждение картин В.Васнецова «Богатыри».
  4. Изготовление боевых доспехов из картона.
  1. Просмотреть с детьми мультфильм из серии «Моя первая Библия» - «Пасха». Помочь понять смысл сюжета.
  2. Пояснить детям, что традиция в святое воскресение «Пасхи» раскрашивать, дарить или есть яйца зародилась благодаря данному празднику. Пояснить, какие этапы предшествуют празднику. Подчеркнуть роль детей в помощи родителям.
  3. Предложить детям раскрасить заготовки яиц, соблюдая аккуратность и пользуясь определённой палитрой цвета.

Детские рисунки и совместные поделки на Пасхальную тему

  1. Беседа «Какими должны быть настоящие мужчины».
  2. Чтение: А. Ахундова «Красивая девочка»

Май

  1. «Человек жив до тех пор, пока про него помнят»

Цель: воспитывать чувство гордости за защитников своего отечества,

познакомить детей с приметами народного земледельческого календаря.

  1. «Правда и ложь»

Цель: Объяснить детям понятия «правда» и «ложь», почему нельзя обманывать, возможные последствия лживых поступков, Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».

  1. «Белая береза любимое на Руси дерево».

Цель: познакомить детей с традициями народных гуляний во время весенних святок (прощание с весной, встреча лета).

  1. «Играем в забытые детские игры»

Цель: развивать интерес к русским народным играм.

  1. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.
  2. Про отцов и дедов помнить от века завещано: беседа о празднике Победы, о родственниках и односельчанах, погибших в годы войны, рассматривание фотографий из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры, экскурсия к вечному огню.
  3. Встреча с жителями села- детьми ВО войны.
  1. Читать произведения Сухомлинского «Почему Серёже стало стыдно» и «Я больше не буду».
  2. Дидактическая игра «Круг пожеланий»,
  3. Моделирование ситуации «Врунишка»,
  1. Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы, разучивание песен о березе, хороводов, игр, загадывание загадок о березе, о лете, учимся плести веночки.
  2. Праздник русской берёзки (совместно с СДК).
  3. Красота русского костюма -знакомство с деталями русского костюма(понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, кокошник, картуз), украшение кокошника бисером и лентами.

1.О русском прянике - рассказ о пряниках, о том, почему их так называют, рассматривание и различение на запах

2. Знакомство с разными видами жеребьевки.

3. Разучивание считалок, словесных текстов к играм, рассматривание иллюстраций.

4. Игры старинные, детские, изготовление оборудования для различных игр.

5. Развлечение «Весёлая шкатулка».приправ, которые кладут в пряники (мята, ванилин, тмин).


«Всего важнее в мире доброта»

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию.

1. Пояснительная записка

« Дети - наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Их завтрашний уровень духовно-нравственного сознания, патриотической гордости закладывается сейчас.

Мы также должны помнить, что дети - это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно - нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Душа человеческая «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердца их способны воспринимать значительно больше, чем считают их родители. «Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам» (Мф. 11, 25)

Что мы имеем в виду под нравственно-духовным воспитанием? Это прежде всего любовь к Родине, любовь к природе, воспитывать уважение к другим людям, сверстникам, с любовью относиться к русскому творчеству. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия как «труд», «долг», «честь», «Родина».

Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому что мы не заботимся о самом важном в развитии ребенка - питании его души. Актуальность данной программы заключается в том, что она приобщает детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям, раскрывает духовную одаренность ребенка и его личностных дарований, формирует гражданское самосознание, любовь к Родине и русскому народу. Таким образом, данная программа способствует выполнению и реализации задач по духовно- нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в процессе занятий и в самостоятельной деятельности воспитанников. Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию ориентирована на обучение детей в возрасте от 2 до 4 лет и рассчитана на 2 года.

При разработке рабочей программы учитывались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Вераксы

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: Формирование основ духовно-нравственных, ценностных ориентаций у детей младшего дошкольного возраста.

В ходе её достижений решаются следующие задачи:

  • Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  • Формировать у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Воспитывать взаимопомощь, верность, дружелюбие и трудолюбие.
  • Развивать элементарные знания о правах человека.
  • Развивать у детей речь, мышление, воображение, умение анализировать, сравнивать посредством специальных игр и упражнений.
  • Формировать у родителей (законных представителей) представления о формах и традициях семейного уклада основами православия,
    1. Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников .
  • Духовный ориентир: построение жизни и поступков на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори добро»);
  • Гуманистический принцип : формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание, (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближнему).
  • Природосообразность : по Я. К. Каменскому - Человек от природы полон жизни, любит движение и деятельность и нуждается только в благоразумном водительстве…надо только направить человека так, чтобы беспорядочные инстинкты не вывели его за пределы должного… (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
  • Культуросообразность : (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
  1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность.

С 3-4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими; взрослыми и сверстниками.

Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения, где ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, проявляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Наиболее важными моментами в духовно-нравственном воспитании младших дошкольников являются: формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практики надлежащего поведения.

2.2. Формы, методы и приемы по духовно-нравственному воспитанию .

1.Познавательная деятельность - (чтение художественной литературы, сказок, фольклор).

2. Продуктивная деятельность - (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков).

3. Нравственная деятельность - (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями).

4.Творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы).

5. Совместная деятельность , в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).

6. Театрально игровая деятельность (инсценирование песен и сказок).

Формы и методы по реализации основных задач Программы

  • Проведение православных праздников;
  • «Уроки доброты»;
  • Беседа, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • Рассматривание иллюстраций в книгах и картин.
  • Постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания;
  • Целевые прогулки в природу;
  • Просмотр слайдов, фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей;

2.3. Направления работы, по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе.

  1. Духовно-образовательное (занятие, беседы, устные поручения).
  2. Воспитательно-оздоровительные (праздники, игры подвижные назидательные и ролевые, целевые прогулки).
  3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, концерты, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиокассет).
  4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
  1. Учебно-тематический план

Работа по духовно-нравственному воспитанию строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Организованная образовательная деятельность проводится в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.3049-13.

Программа «Всего важнее в мире доброта» предусматривает организованную образовательную деятельность, продолжительность которой зависит от возрастных особенностей детей.

Вторая младшая группа (от3 до 4 лет)

(2015-2016 учебный год)

Сентябрь

Тема 1 «Хорошо у нас в саду».

Тема 2 «Как мы весело играем».

Тема 3 «Есть у солнышка друзья»

Тема 4 «Подарки для друзей».(продуктивная деятельность).

Тема 1 «Красивая осень».

Тема 2 «Разноцветный ковер» (продуктивная деятельность).

Тема 3 «Подарки осени».

Тема 4 «Осень золотая» (развлечение).

Тема 1 « Мама, папа, я - семья».

Тема 2 «Наш семейный альбом».

Тема 3 «Вместе с бабушкой и дедушкой».

Тема 4 «Красивые и теплые слова».

Тема 1 «Кто живет в моем дворе».

Тема 2 « Лесные жители».

Тема 3 «Как мы помогаем животным и птицам».

Тема 4. Сюжетная игра «В гости к бабушке».

Тема 1 «Рождество христово».

Тема 2 «Зимние забавы».

Тема 3 « Сказочные деревья».

Тема 1 «Мой папа хороший»

Тема 2 « Играем с папой» (совместное с детьми и родителями развлечение).

Тема 3 «Подарки для папы».

Тема 4 «Бравые солдаты»

Тема 1 «Кто вас дети больше любит».

Тема 2 «Цветочки для мамы» (продуктивная деятельность).

Тема 3 Оформление стенда «Я и мама».

Тема 4 «Все для мамы» (развлечение)

Тема 1 «Наш поселок».

Тема 2 Оформление стенда «Поселок в котором мы живем».

Тема 3 Д/И « Назови правильно» (дети узнают по фотографии места поселка)

Тема 4 «Улицы и дома в которых мы живем» (продуктивная деятельность).

Тема 1 «Наша Родина - РОССИЯ»

Тема 2 «Дружные ребята»

Тема 3 «Мой любимец» (О домашних животных)

Тема 4 «Пусть будут все счастливыми» итоговый праздник.

  1. Ожидаемые результаты освоения программы
  • Наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире.
  • Стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности в соответствии с духовно-нравственными ценностями (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, договариваться, обмениваться, распределять действия, применять усвоенные правила).
  • Развитие способностей управлять своим поведением и планировать действия (имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно)
  • Пробуждение у детей познавательного интереса к отношениям, поведению людей, стремление их осмысливать (задавать вопросы взрослым, способность самостоятельно действовать, в случаях затруднения обращаться за помощью).

Система оценки результатов освоения программы

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

Целевые ориентиры :

  • не подлежат непосредственной оценке;
  • не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
  • не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

Ее результатами могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы, где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.

Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы:
. Беседы;
. Наблюдение;
. Анализ продуктов детской деятельности;
. Диагностическая ситуация.

В рамках программы «Всего важнее в мире доброта» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.

Взяв за основу параметры «От рождения до школы» под редакции Н.А.ВЕРАКСЫ », был разработан критериальный аппарат для диагностики дошкольников, и оформлены таблицы для удобства отслеживания особенностей развития и достижения каждого воспитанника, и оптимизации работы с подгруппой детей. (Приложение 1)

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг детского развития (педагогическая диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень приближения ребёнка к целевым ориентирам и влияние образовательного процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребёнка.

Список литературы

  1. Веракса, Н.Е. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой . - М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368 с.
  2. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/901764917
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/obr-dok.html
  4. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика - Синтез, 2005.
  5. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  6. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  7. Татаринова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  8. Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание 2004 №5, с13-17.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Н.И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине «человеческого фактора» высокие идеи — все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром… само содержание жизни в обществе… Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода — внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность).

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей. В процессе работы над программой мы познакомились с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.

Особенность существующих программ в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность — это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность — это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой — служение добру, служение людям.

Цели программы

      1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
      2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Псковского края, России.
    3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

Задачи программы

      1. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
      2. Создать условия для восприятия целостной картины мира.
      3. Формировать чувство любви к Роди не на основе изучения национальных культурных традиций.
      4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
      5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.
      6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
      7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
    8. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами право славной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).

Основные принципы программы

I. Принципы духовно-нравственного воспитания.

Основной принцип духовно-нравственного воспитания — построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила — «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

II. Принципы отбора содержания образования.

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ
(показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

III. Принципы организации занятий.

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.

Основные характеристики деятельности

      1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
      2. Изложение материала рассчитано на три года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй — проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.
    3. Программа рассчитана на три возрастные группы: с 4 до 5, с 5до 6 и с 6 до 7 лет. Она не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также к уровню развития ребенка.

Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время

  • чтения педагогом рассказов;
  • экскурсий в картинную галерею;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
  • оформить коллекцию семян для занятия;
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми.

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Просмотр слайд — фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
  • Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району, в областной центр).
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок духовно — нравственного содержания.
  • Творческие вечера.
  • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

Духовно-образовательное

      (занятия, беседы, устные поучения).

Воспитательно-оздоровительное

      (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, про гулки, экскурсии, походы).

Культурно-познавательное

      (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

Нравственно-трудовое

    (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).


Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • экскурсии;
  • визиты домой;
  • ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
  • индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • совместное посещение богослужений и прогулки по монастырю;
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Учебно-тематический план

Предлагаемый нами курс включает занятия следующих циклов: «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках»; «О чем рассказывает крепость?»; «О чем поет колокол?»; «Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».

«Мир вокруг нас»

Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

Тематика занятий: «Рукотворный и нерукотворный мир»; «Земля, космос природные явления»; «Разнообразие животного мира»; «Многообразие растений»; «Зачем птице крылья?»; «Зачем нужна вода?»; «Если бы не было воздуха» «Мир — наш дом»; «Умеем ли мы видеть» «Питание, отдых, здоровье, болезни» «Жизнь человека»; «Времена года — вес на»; «Времена года — лето»; «Времена года — осень»; «Времена года — зима»; «Рыбы» «Насекомые»; «Пресмыкающиеся, земно водные».

«Дерево добра»

«… дерево доброе приносит и плоды добрые…».
Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 17

Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий: «Добро и зло: справедливость», «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Святые семьи»; «Послушание и непослушание» «Братья и сестры»; «О дружбе и друзьях» верность»; «Кто мой ближний?»; «Жадность и щедрость»; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «Родина»; «Совесть»; «Благодарность»; «Порядочность»; «Вечность»; «Воздержание, терпение»; «Талант»; «Осуждение, смирение» «Зависть»; «Милосердие, сочувствие» «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; «Память»; «Предательство»; «Прощение»; «Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрые слова и добрые дела»; «Книги - наши друзья»; «Бедность и богатство».

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах»

Занятия данных циклов знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Псковского края, русского государства.

Тематика занятий цикла «Край, в котором ты живешь» : «История возникновения родного города»; «Герб города»; «Улицы и здания города»; «Парки города»; «Памятники города»; «Город — село».

Тематика занятий цикла «История в архитектурных памятниках» : храмы и соборы (города, в котором мы живем).

Тематика занятий цикла «О чем поет колокол?»: «Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел?»; «Колокола-гиганты»; «Как льют колокол?»; «Имена и судьбы колоколов»; «Форма колокола»; «Колокольные звоны»; «Страницы истории»; «Колокола и их судьбы».

Тематика занятий цикла «Православная Россия в лицах»: «Наши предки. Крещение Руси» («Откуда пошла земля русская?», «Святая равноапостольная княгиня Ольга», «Святой равноапостольный князь Владимир», «Святые князья Борис и Глеб», «Святой князь Владимир Мономах», «Святой блаженный Василий», «Святой преподобный Нестор», «Святые Антоний и Феодосии Киево-Печерские»). «Святые покровители г. Печоры» («Святой преподобномученик Корнилий», «Святой преподобный Марк», «Святой преподобный Иона», «Святая праведная Васса», «Святой преподобный Лазарь»).

«Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные, старцы, патриархи).

«Православная культура»

Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

Тематика занятий: «Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербное воскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троицын День»; «Преображение»; «Воздвижение Креста»; «Рождество Богородицы»; «Введение во Храм»; «Успение»; «Покров»; «Иконография».

«Хозяева и хозяюшки»

На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Формы работы

      1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
      2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
      3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
      4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
    5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

Предполагаемый результат

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.

  • Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Вышнему.
  • Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
  • Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
  • Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
  • Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
  • Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
  • Деятельное отношение к труду.
  • Ответственность за свои дела и поступки.

Программа может быть использована как целиком (самостоятельный курс, в комплексе с другими программами), так и отдельными блоками. Она также может быть использована учителями начальных классов общеобразовательных школ.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

«Дошкольное воспитание» № 5 2004 год Издательский дом «Воспитание дошкольника»