Семья в образовательном процессе доу. Роль семьи в реализации фгос дошкольного образования

РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Каждое дошкольное учреждение прилагает множество усилий для того, чтобы сделать детский сад привлекательным для родителей, чтобы именно в этот детский сад они привели своего малыша.

В современном обществе все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного ДОУ. Порой срабатывает старый стереотип: педагоги считают, что это родители должны нам помогать, а родители придерживаются такого взгляда: мы отдаем ребенка в детский сад, а вы его воспитывайте, и педагоги принимают это как социальный заказ, при этом испытывая трудности в личном взаимодействии с родителями. В последнее время это чаще всего вызвано социальным расслоением общества.

И в то же время на фоне этих разногласий отмечается все возрастающее стремление родителей дать своему ребенку все самое лучшее. В ДОУ в свою очередь отмечается рост инновационных процессов, способствующих совершенствованию системы дошкольного образования.

Несомненно, деятельность ДОУ должна быть направлена на обеспечение взаимодействия и урегулирование отношений между детским садом и семьей, что позволит в дальнейшем избежать конфликтов между профессиональной (воспитателями) и непрофессиональной (родителями) частью педагогического сообщества.

Наш коллектив стремимся к тому, чтобы и дети и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно и были уверены в поддержке своих воспитательных действий.

Признание педагогическим коллективом приоритета семейного воспитания с учетом социальной среды, окружающей ребенка, требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего их новизна определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Опираясь на данные позиции, коллектив приветствует любые формы включения родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ активно используются традиционные формы взаимодействия с родителями, такие как родительские собрания, педагогические беседы, консультации специалистов, открытые мероприятия и другие. Но наибольшего внимания заслуживают нетрадиционные формы работы.

Активное взаимодействие с родителями начинается задолго до прихода ребенка в детский сад. Первое знакомство с родителями проходят на общих родительских собраниях. Цель данной работы: способствовать постепенному вхождению ребенка в детский сад, комфортной его адаптации.

Практикуется посещение семьи ребенка с целью изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Педагог заранее согласовывает с родителями удобное время посещения, а также определяет цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогает понять психологический климат семьи.

Стала традиционной новая форма работы с родителями «Презентация семьи». Члены семьи делились рецептами любимых кулинарных блюд, спортивными достижениями, рассказывали о семейных увлечениях и традициях. Эта форма сблизила родителей, детей и педагогов ДОУ, родители стали активнее включаться в процесс совместной работы детского сада и семьи.

Для психолого-педагогического просвещения родителей специалисты детского сада организовали выпуск ежемесячной газеты «Переливы Ручейка», на страницах которой отвечали на часто задаваемые вопросы о воспитании, развитии, здоровье, успехах детей.

Оправдывает свою деятельность сайт, где родители охотно задают «неудобные» вопросы, в ходе их обсуждения решаются деликатные проблемы. Также одна из форм информационно-аналитической работы – «Почта доверия»: в своеобразный почтовый ящик родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам дошкольного учреждения, заведующему. Такая форма взаимодействия эффективна, когда при ограниченности во времени мешает родителям встретиться с педагогами.

Фестиваль открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.)

Родители особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы дают возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как развивать артикуляционный аппарат и др.

В ДОУ функционирует бесплатный консультационный пункт для родителей детей не посещающих детский сад. Родители получают психологическую, логопедическую и медицинскую консультацию.

О жизни детей в детском саду рассказывает и «Дневник группы». В нем отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия. Родители имеют возможность оставить на его страницах свои пожелания и предложения, дать оценку проводимым мероприятиям, предложить помощь.

Наш коллектив не останавливается на достигнутом, находится в поиске новых форм и методов сотрудничества с родителями, которое превращает сотрудничество педагогов и родителей в увлекательный, творческий, взаимно обогащающий процесс, имеющий целью обоюдное участие в развитии дошкольников.

Литература:

    Цветкова Т.В. Социальное партнерство детского сада с родителями. – М., ТЦ Сфера, 2013




Современная ситуация развития образования в России актуализирует проблему взаимодействия семьи и общественности в воспитании детей. Действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины Изменяется (не в лучшую сторону) демографическая обстановка в стране Ушла в прошлое старая многодетная, трех поколенная семья Возникают вопросы и новые проблемы в воспитании подрастающей смены. Помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания.




СОТРУДНИЧЕСТВО разрешение проблем, при котором учитываются потребности и интересы каждой из сторон, и находится взаимно удовлетворяющее решение. СОТРУДНИЧЕСТВО - способность людей вместе работать для достижения общих целей. СОТРУДНИЧЕСТВО - стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми. Готовность поддержать и оказать им помощь. сотрудничество предполагает единство цели, равные права и обязанности, взаимопомощь и поддержку.


1.4. Основной принцип - сотрудничество Организации с семьёй; 1.6. Задача - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей Стандарт является основой для - оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Требования стандарта направлены на - обеспечивает открытость дошкольного образования; создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.


Психолого-педагогические условия - поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность Условия для создания социальной ситуации развития детей - взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи Условия для эффективной реализации Программы - консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); Организация должна создавать возможности - для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности; для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.


Таким образом стандарт: - формулирует цели, принципы и задачи сотрудничества, действуя в интересах ребенка (то есть изначально говорит участникам образовательно - воспитательного процесса о предмете их взаимодействия); - говорит об открытости образования (то есть у родителей (законных представителей) не должно быть никаких препятствий для получения информации по тому или иному вопросу, связанному с образованием и воспитанием их детей в ДОО); - направляет вектор сотрудничества ДОО и семьи (то есть разъясняет, в какой области образовательно-воспитательного процесса должно быть тесное взаимодействие его участников); - устанавливает более тесный контакт между ДОО и семьей (что способствует совершенствованию образовательно- воспитательного процесса, улучшая качество образования и воспитания); - привлекает внимание родителей (законных представителей) к образованию в целом (то есть предлагает быть не только потребителями, но и инициаторами).



Сотрудничеству ДОО и родителей (законных представителей) способствуют различные формы взаимодействия - традиционные – родительские собрания, дни открытых дверей, консультации, оформлены наглядной информации, спортивные семейные соревнования, - нетрадиционные - телефон доверия, семейные клубы, семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы и тд. Самое ценное в таких праздниках – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей.



ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ (общение на интернет-сайтах, дни открытых дверей, формы наглядного оформления и др.) ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКА Я ПОДДЕРЖКА (любые формы консультационной работы) ОБСУЖДЕНИЕ (круглый стол, диспуты, общественные слушания и др.) Все это можно реализовать в рамках «Семейного клуба»


Благодаря взаимодействию с педагогами ДОО и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества, как с педагогами, так и со своим ребенком. Дальнейшее общение с учителями не вызовет у них затруднений, потому что они будут готовы к диалогу, сумеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его.


Участие родителей в жизни детей поможет им: - преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; - относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее; - знать сильные и слабые стороны ребенка, учитывать их, вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. - понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать.


Итогом сотрудничества станет: - для родителей (законных представителей) - активная педагогическая позиция, активное включение в учебно- воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность; - для педагогов ДОО - стимулом к дальнейшей творческой деятельности, решением главной педагогической задачи – индивидуальный подход к ребенку; - достижение общей цели - получение ребенком качественного дошкольного образования.

Сегодня мы расскажем о том, какие формы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников внедряются в современных образовательных организациях наиболее активно, и как сами родители могут поучаствовать в организации полноценного и гармоничного развития и воспитания своего малыша.

Сумасшедший ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих родителей ограничивать свое участие в жизни детского сад а только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения, делают взносы в разные фонды и оплачивают дополнительные занятия и образовательные мероприятия. В результате специалисты начали отмечать появление серьезных проблем во взаимоотношениях между детьми и их родителями, которые оказывают негативное влияние на эмоциональное, соматическое и интеллектуальное развитие подрастающего поколения.

Отсюда можно сделать однозначный вывод: руководству и педагогическому коллективу дошкольных учреждений необходимо приложить как можно больше усилий для того, чтобы наладить диалог семьи с детским садом. А родителям, в свою очередь, нужно прекратить выполнять пассивную роль наблюдателей за работой воспитателя и становиться активными участниками детсадовской жизни своих детей.

И сегодня мы расскажем о том, какие формы взаимодействия детского сада с родителями воспитанников внедряются в современных образовательных организациях наиболее активно, и как сами родители могут поучаствовать в организации полноценного и гармоничного развития и воспитания своего малыша.

Методы привлечения родителей к жизни детского сада


Последние исследования показали, что привлечь внимание родителей к проблемам эмоционального благополучия, полноценного и своевременного психо-эмоционального развития и подготовки малышей к школе в рамках занятий в детском саду можно только путем использования инновационных форм работы, призванных обеспечить максимально эффективное взаимодействие с семьями, а также формирование систем психологической, педагогической, духовной и нравственной поддержки. К таким формам работы можно отнести:

  • установление партнерских взаимоотношений между родителями и сотрудниками образовательной организации;
  • создание атмосферы единства интересов у детей, родителей и педколлектива дошкольного учреждения;
  • обогащение воспитательно-педагогических навыков и умений родителей;
  • оптимизация отношений между детьми и их родителями;
  • открытость и прозрачность воспитательно-педагогического процесса в детском саду.

Главным условием успешного создания единой системы "детский сад – семья", где всем участникам образовательного процесса будет интересно, комфортно и полезно, конечно же, является тщательное изучение не только способностей каждого ребенка, но и особенностей взаимоотношений в его семье. Для этого, как правило, используются такие методы, как:

  • анкетирование при поступлении в дошкольное учреждение;
  • наблюдение за поведением ребенка в группе, а также за отношениями между родителями и их детьми;
  • посещение семьи воспитателями;
  • занесение полученных сведений в базу данных детского сада.

Исходя из полученной информации, руководство и педагогический коллектив образовательной организации разрабатывает индивидуальное направление и формы работы с семьями.


Консультирование и просвещение родителей по вопросам, касающимся воспитания и обучения ребенка , может осуществлять как в форме частных бесед, так и в виде таких инновационных методов, как:

  • семейные клубы по интересам, ориентированные на повышение педагогической квалификации родителей, укрепление отношений между родителями и их детьми, обмен опытом по воспитанию и т.д.;
  • дни открытых дверей, направленные на знакомство родителей с материально-техническим оснащением детского сада, внутренним распорядком группы и методами работы воспитателей;
  • встречи за "круглым столом", в которых участвуют не только родители и воспитатели, но и такие специалисты, как психолог, методист или врач. Такие встречи позволяют всесторонне обсудить различные ситуации или проблемы, а также выработать новые стратегии работы с детьми или найти максимально эффективное решение проблемы.

Как родители могут поучаствовать в жизни детского сада?

Если детский садик представляет собой дошкольное учреждение "старой закалки" (то есть, руководство и педагоги не стремятся задействовать родителей в работе детсада), а вы хотите активно участвовать в жизни ребенка, то можно:

  • помочь в благоустройстве группы, уборке игровой площадки, украшении детсада к празднику или строительстве снежного замка;
  • внести предложение о проведении "родительского дня", когда родители могут поиграть с детьми в группе или рассказать им о своей профессии;
  • описать игры, в которые играют в семье, и предложить воспитателю использовать их в работе с детьми;
  • регулярно интересоваться успехами своего ребенка, не пропускать детских утренников и родительских собраний ;
  • узнавать о воспитателей, не нужна ли им помощь и при возможности оказывать ее.

Помимо этого, родители могут провести экскурсию для детей по своей работе (естественно, если руководство детского сада одобрит эту идею), сопровождать детей на прогулках, которые проводятся за пределами дошкольного учреждения, организовать кружок по интересам или секцию (опять таки, если разрешит руководство детсада и родитель обладает соответствующими навыками и квалификацией). Многие образовательные организации не отказываются от помощи по формированию фонда, поэтому вы можете принести игрушки, книжки или поделочные материалы, которые уже не нужны вам и вашему ребенку, но могут заинтересовать других детей.

Кто хочет, тот может...


Большинство родителей оправдывает свое нежелание принимать участие в жизни детского сада банальным "мне некогда", "я не умею", "я не могу". Однако это не может служить серьезным основанием для того, чтобы отказываться от возможности больше времени провести со своим ребенком, узнать о его внутреннем мире, взаимоотношениях в коллективе и успехах в учебе.

Кто хочет вырастить самодостаточную и гармонично развитую личность, активного и полноценного человека, любящего и понимающего сына или дочь, тот всегда найдет возможность поучаствовать в очень важном для каждого ребенка этапе его жизни – детсадовском периоде . Не умеете ремонтировать детскую мебель или забивать гвозди в стены? Нарисуйте плакат о жизни детского сада. Не можете выкроить время для участия в групповых играх? Пригласите детсадовскую группу к себе на работу и расскажите об особенностях своей профессиональной деятельности. Просто не оставайтесь равнодушным и помните, кто ищет, тот всегда найдет.

Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольника

Тимошкина Юлия Анатольевна, МДОУ "ЦРР- детский сад № 58", г. Саранск, Республика Мордовия.

Консультация для родителей "Роль семьи и детского сада в воспитании дошкольника"

Описание: консультация будет полезна родителям дошкольников(от двух до семи), а также воспитателям ДОУ.
Цель :Показать незаменимость и важность роли семьи в формировании личности дошкольника, отразить основные принципы и идеи взаимодействия детского сада и семьи.
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. Воспитывать своего ребенка - великое искусство, так как сам процесс воспитания - это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей. Им приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. Воспитать настоящего Человека - непростое дело; оно требует и времени и сил, и знаний, и определенных навыков. Только доброе любящее сердце в тесном союзе с разумом, обогащенное опытом и наукой, может успешно содействовать воспитанию, формированию юной личности. Каждый современный родитель должен понимать, что всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе - главная социальная задача, решаемая не только детским садом, но и прежде всего семьей. В семье ребенок приобретает первый социальный опыт. Если родителям свойственна широта интересов, действенное отношение ко всему происходящему в стране, в мире, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы. Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья - школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно - эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и ребенок спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботу, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.
В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу. Воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания помощи молодым родителям в овладевании основами педагогических знаний. Мы, педагоги, стараемся советовать родителям - какую литературу почитать с ребенком дома, на какие качества и особенности его развития обратить внимание и т. д. Для этого используются все многообразие существующих форм работы с родителями: школы молодых родителей, беседы (консультации), семинары-практикумы, досуги, поручения родителям и др
Основной задачей нравственного воспитания является развитие и воспитание у ребенка моральных чувств, позитивных навыков и привычек поведения. Дошкольный возраст, как раз подходит для развития чувств. Положительное влияние на развитие чувств оказывает просмотр мультфильмов, чтение поучительных стихов, сказок и рассказов, где главная роль отводится победе добра над злом. Под впечатлением от мультфильма или сказки малыш начинает анализировать поведение героев; так ребенок учится разбираться и в своем поведении, он начинает размышлять над своими поступками. Родители должны прививать малышу определенные навыки и привычки. Научите ребенка дисциплине, самостоятельности. Приучите к полезным навыкам, к примеру, вежливости, чистоте, аккуратности, послушанию. Социально-нравственным воспитанием ребенка займутся воспитатели, они научат малыша правильно излагать мысли, общаться со взрослыми, приучат, говорить правду, играть вместе со всеми детками, выработают привычку к труду и взаимопомощи. Социально-нравственное воспитание детей должно проходить следующим образом:
Читая ребятам сказку, родители должны добиться дискуссии; пусть дети подумают, кто прав и кто виноват в сложившийся ситуации;
Четко, кратко и ясно объяснять правила поведения, аргументируя, почему себя нужно так вести.
Чаще играть с детьми в игры, которые учат сотрудничеству и взаимопомощи.
Помнить, что социально-нравственное воспитание детей препятствует развитию вредных привычек. Таким образом, особенностями нравственного развития детей в дошкольном возрасте являются:
- формирование первых моральных суждений и оценок; первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы;
- возрастание действенности нравственных представлений;
- возникновение сознательной нравственности, то есть поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.
Будет ли ребенок развиваться в соответствии с воспитательными целями и представлениями родителей - в основном зависит от личности родителей, от свойств их характеров, от их стремления осмысленно организовывать жизнь в семье. Каким быть ребенку - это, в первую очередь, решают сами родители, правда, не одни, а в тесном сотрудничестве с другими воспитательными силами в обществе. И тот, кто хочет воспитывать, должен знать, для чего и как он должен это делать - ведь только тогда наши желания творят чудеса, когда они оборачиваются поступками. Прекрасный образ, в котором родители воплощают мечты о будущем своих детей, образ человека безукоризненной нравственности и образованности, может быть воплощен в жизнь только целенаправленной воспитательной работой самих родителей.
Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Дошкольный возраст является чрезвычайно важным в нравственном становлении личности ребенка. Комплексное использование методов и средств нравственного воспитания поможет успешно решать задачи нравственного воспитания и развития каждого ребенка.

МУНИЦЕПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Педагогический проект

« Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

Составитель:

воспитатель

Яруллина З. А.

Пояснительная записка

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста трудно переоценить. Семья как первый институт социализации оказывает решающее влияние на развитие основных черт личности ребёнка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции.

Сегодня общепризнано, что именно родитель обеспечивает ту среду, в которой происходит развитие ребёнка на ранних стадиях онтогенеза. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок получил качественное образование, чтобы условия были современные, безопасные и комфортные, а педагоги профессиональные, приветливые и отзывчивые. Наряду с этим, Федеральные государственные требования к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования декларируют новые требования к содержанию и результату деятельности детского сада, осуществив переход от знаниевого подхода к компететнтостному, когда итогом образовательного процесса становятся интегрирование качества, а не знания, умения и навыков. В связи с этим, перед дошкольным учреждением возникает необходимость определения стратегии развития приоритетных направлений деятельности, и вместе с тем, изменения условий для повышения качества образования, удовлетворяющего потребности современного родителя.

Для воспитания детей нужен не великий ум,

а большое сердце - способность к общению,

к признанию равенства душ взрослого и ребенка.

С. Соловейчик

Актуальность проекта

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни ребенка, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время, это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

Так, как в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что родители являются первыми педагогами, идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документах, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении» и др.

Всё выше сказанное обусловило выбор и актуальность данной проблемы, семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные годы жизни ребёнка. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима. Отсюда необходимость творческого союза родителей и воспитателей. Вместе развиваем мы у ребёнка ум, характер, его взгляды на окружающий мир, от нас зависит, насколько его жизнь будет наполнена посильным трудом и добрыми поступками.

Цель проекта:

Повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников , обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника , повышение компетентности родителей в области воспитания

Задачи проекта:

1. Организовать сотрудничество с родителями в воспитательном процессе .

2. Развитие инициативы и творчества.

3. Формирование ответственного отношения к здоровью, безопасности жизнедеятельности.

4. Использовать традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями в современных условиях.

5. Создавать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания, доверия.

6. Вовлечь родителей и учащихся в разнообразные формы деятельности в воспитании детей дошкольного возраста .

Тип: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.

Возраст детей: 2-3 года.

Ожидаемые результаты:

1. Активизация родителей в решении воспитательных задач

2. Повышение уровня осознанного отношения детей и родителей к сохранению здоровья и безопасности.

3. Укрепление дружеских и партнёрских отношений между детьми и их родителями.

4. Создание системы традиционных семейных праздников.

Формы работы:

1. Знакомство с художественной литературой.

2. Анкетирование родителей.

3. Беседы с родителями и детьми.

4. Выпуск стенгазет, фотовыставок и т. д.

5. Родительские собрания.

6. Памятки для родителей.

7. Детские праздники. В подготовке к праздникам принимают активное участие и родители. Готовятся реквизит и костюмы.

8. Проектная деятельность.

9. Участие в различных конкурсах.

Результаты работы:

1. Для ознакомления родителей с дошкольным учреждением , особенностями его работы , педагогами, проводятся Дни открытых дверей.

В этот день родители узнали много нового и интересного и поделились своим мнением о данном мероприятии.

Так в ноябре 2014 года мной было проведено родительское собрание на тему: «Давайте познакомимся», в сентябре 2015 года – «Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей первой младшей группы».


2. С целью изучения семьи , установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я проводила в течение года анкетирование.

Получая реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать её индивидуальные особенности.

3.Памятка для родителей:

Кроме информации о работе группы, режимных моментах, в уголке для родителей периодически выставлялись памятки: «Учимся играя», «Как уберечь ребёнка от гриппа» и другие.

4. Немаловажной формой работы с родителями являются досуговые формы. Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки.

В 2014 – 2015гг. проводились праздники – развлечения:


«В гостях у ёлки»


«Зимние забавы»

С помощью родителей были организованы выставки совместных работ:


Макет леса

А так же вместе с родителями были изготовлены поделки для конкурсов:


«Осенняя композиция» «Лучшая новогодняя ёлочка»


5.Проведена работа совместно с родителями по оформлению группы и участка.


Оформление участка



Данные мероприятия помогли установить теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми, создали эмоциональный комфорт в группе. Родители стали более открытыми для общения.

У меня сложилась своя определенная система в работе с родителями . Семья , по-моему, мнению, первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка. Это позволяет повысить качество детей , так как родители лучше знают возможности своего ребенка и, что называется, кровно заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Родители стали активными участниками всех дел в группе, надежными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей»

превратились в активных участником встреч и помощников воспитателя , создана атмосфера взаимоуважения.

Результатом своей воспитательной работы я считаю :

Дружеские отношения детей в группе ;

Сплочение детского коллектива;

Укрепление семейных отношений;

Готовность родителей оказать помощь детскому саду всегда;

Активное участие родителей в воспитательном процессе ;

Больше времени родители проводят с детьми;