Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития. Картотека с целями своими руками

Дидактическая игрушка для самых маленьких

Окружающий нас мир, среда, в которой мы живем несут в себе огромную воспитательную силу, обладают великой развивающей возможностью. Поэтому очень важно с самого начала создавать такую обстановку, такую среду, которая бы активно участвовала в позитивном развитии детей, которую действительно можно бы было назвать развивающей средой. А так как сенсорное воспитание является базой и основой воспитания и развития вообще, важно наполнить окружающую среду атрибутами сенсорного развития. Речь ребенка тесно связана с развитием мелкой моторики рук. Замечено: что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других.
Так практически с рождения у моего ребёнка в ручках появились колечки с разными наполнителями (горох, фасоль, вата и т.п.). Ребёнок рефлекторно сжимает пальчики и тем самым массажирует себе кисть. Кстати сказать сам пока игрушки он не берёт, но уверяю Вас начнёт их брать гораздо раньше чем его сверстники, благодаря колечкам.
Моя дочь попробовала горошек ещё один предмет круглой формы. У нас появились разные горошины:
- большие и маленькие;
- с разной поверхностью;
- твёрдые и мягкие;
- издающие звук (шуршащие, звенящие)
- разное наполнение.
Основой сенсорного воспитания является ознакомление детей с сенсорными эталонами цвета, формы и величины, материала и умением оценивать окружающую действительность через призму сенсорных эталонов.
Задачи:
1.Развивать мелкую моторику.
2.Развивать сенсорное восприятие.
3.Развивать слуховое внимание.
4.Способствовать развитию количественного счёта.
5.Способствовать развитию лексико-грамматических конструкций.
6.Способствовать развитию речи в целом.
7.Развивать длительный речевой выдох.
Так как в раннем возрасте (1-3 лет), психологические процессы носят неустойчивый характер, важно неоднократно и долговременно закреплять знания и умения детей. Для ознакомления и закрепления сенсорных знаний и умений я бы порекомендовала следующее.
Описание игрушки: Игрушка представляет из себя сшитый и флиса (очень приятный на ощупь материал) стручок гороха на молнии, с десятью цветными горошинками. Горошины имеют разную поверхность и содержание. Стручок и большинство горошины снабжены пуговицами и петельками для крепления горошин к стручку.
Методика работы:
Педагог предлагает детям поиграть в игры с разноцветным горошком. Данное пособие может использоваться в структуре непосредственной образовательной деятельности и в процессе самостоятельной игровой деятельности детей.
Игра «Молния».
Расстегни замочек. Застегни замочек.

Игра «Собери горошек».
Цель: развитие мелкой моторики; закрепление названий цветов,.
Вариант 1.
Расстегни замочек и собери все горошины в тарелочку. Разложи обратно горошины в стручок пристегни каждую горошину, чтобы они не убежали. Застегни замочек.

Вариант 2.
Педагог рассказывает стихотворение, а дети совершают соответствующие движения руками.
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.(дети рукой поглаживают стручок гороха)
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,(дети расстёгивают замочек стручка)
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (дети срывают горошины)

Вариант 3.
Выбери горошины, которые подходят по размеру. Разложи горошины в стручок пристегни горошину, чтобы они не убежали. Застегни замочек.
Игра «Посчитай горошек».
Цель: развитие мелкой моторики; обучение счёту в пределах пяти, в дальнейшем в пределах десяти; упражнение в согласовании числительных с существительными.
Вариант 1.
Срывай горошины, считай: один, два,…, пять.
Вариант 2.
Срывай горошины, считай: одна горошина, две горошины,…, пять горошин.

Игра «Какой? Какая? Какие?»
Цель: развитие мелкой моторики; обучение согласованию прилагательных с существительными; закрепление названий цветов и формы.
Стручок какой? Зелёный стручок. Длинный стручок. Мягкий стручок.
Горошина какая? Круглая горошина. Зелёная горошина. Звонкая горошина.
Горошины какие? Круглые горошины. Разноцветные горошины. Звонкие горошины.

Игра «Громко – Тихо».
Цель: развитие мелкой моторики; закрепление порядкового счёта в пределах пяти; развитие слухового внимания.
Разложи горошины по тарелочкам. В одну тарелочку горошины, которые поют тихую песенку, а в другую горошины, которые молчат. Посчитай горошины в каждой тарелочке.

Игра «Покатай горошины».
Цель: Развитие мелкой моторики; развитие тактильных ощущений, самомассаж ладоней; развитие речи с движением; закрепление названий цветов.
горошину по ладони и рассказывай стихотворение:
Горошина
Горошина, горошина,
Какая ты хорошая.
Какая ты хорошая,
Зелёная горошина.
Слова в стихотворении меняются в зависимости от выбранного цвета горошины (красная горошина, голубая горошина и т. д.)
Самомассаж ладоней: прокатывание горошины по кругу и движения вперёд-назад.
Мы горошины катаем –
Свои руки развиваем.
Будем с ними мы играть,
Свои пальцы развивать.
Разноцветные горошины,
Какие вы хорошие!
Помогайте нашим детям
Пусть узнают всё на свете!
Сказочный горошек
Для ребят хороших.
Будем весело играть,
Речь и пальцы развивать.

Игра «Горох».
Цель: развитие мелкой моторики; развитие длительного речевого выдоха.
Воспитатель высыпает горох из тарелочки на коврик (предварительно собранный детьми): «Вот рассыпался горох». Дети: «Ох. Ох. Ох!»
Горошины можно носить на головке ребёнку, тем самым учить ходить правильно.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы рады приветствовать вас на страничках нашего сайта! Наша сегодняшняя встреча наверняка будет интересна родителям самых младших дошколят, потому что мы хотим поговорить про игры. Что же тут интересного, скажете вы, мы и так играем со своими малышами. Не сомневаемся, что вы знаете много игр для деток, но мы предложим специальные обучающие и развивающие дидактические игры для детей 2–3 лет. И для начала давайте определимся, что это за загадочные игры и почему так важно научиться в них играть.

Дидактические игры - это занятия, специально разработанные для деток каждого возраста, цель которых - дать определённые знания, умения и навыки и развить умственные способности ребёнка. Чаще всего они проводятся с использованием дидактического материала - специально изготовленных пособий, карточек, игрушек и т.п. В обучающих играх, как правило, моделируются различные жизненные ситуации, благодаря чему ребёнок познаёт новые стороны окружающего его мира, приобретает навыки общения, развивает наблюдательность, учится делать умозаключения.

Мы приготовили для вас и ваших детишек несколько дидактических игр по развитию речи, математических способностей и знакомству с окружающим миром. Предлагаем их вашему вниманию.

Дидактическая игра по развитию речи «Подбери петушку пёрышки»

Цель игры : научить и закрепить знание ребёнком основных цветов, пополнить его словарный запас, побудить к заучиванию стихов, развить речь малыша.

Оборудование : игрушечный петушок, пёрышки, предварительно выкрашенные в красный, синий, зелёный и жёлтый цвета, зёрнышки, колокольчик.

Ход игры : вы с малышом располагаетесь за столом или на ковре. Звенит колокольчик.

Взрослый: «Кто-то к нам в гости пришёл. Давай посмотрим. Ой, это Петушок - золотой гребешок. Здравствуй, Петушок, заходи, устраивайся поудобнее».

Малыш тоже здоровается с Петушком, усаживает его на кубик или стульчик.

Взрослый: «Петя-петушок! Мы приготовили для тебя вкусное угощение - твои любимые зёрнышки».

Малыш ставит перед Петушком плошку с зёрнышками.

Взрослый: «А почему ты такой невесёлый, почему не кушаешь?»

Петушок: «Я шёл к вам в гости и встретил злую лисицу. Она погналась за мной, дёрнула за хвост и вырвала много пёрышек. И теперь я совсем некрасивый».

Взрослый: «Не огорчайся, Петушок, не плачь. У нас есть несколько красивых пёрышек. Они подойдут для твоего хвоста».

На стол выкладываются разноцветные перья.

Взрослый: «Петя-петушок! Какое пёрышко ты хочешь?»

Петушок: «Красное».

Взрослый предлагает малышу найти красное пёрышко и дать петушку.

Таким образом малыш подбирает по цвету все перья. Взрослый прикрепляет их на хвост петуху.

Взрослый: «Петя-петушок! Ты теперь такой красивый! Спой нам свою песенку!»

Петушок поёт:

Петушок, петушок -
Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Что ты громко поёшь,
Деткам спать не даёшь?

Ку-ка-ре-ку!

Взрослый: «Какая красивая песенка. Мы тоже хотим её спеть».

Повторяет вместе с ребёнком слова, просит малыша рассказать самостоятельно, подсказывает.

Взрослый: «Петя-петушок! А загадки ты умеешь загадывать?»

Петушок: «Умею! Я буду загадывать, а вы отгадывайте».

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её…
(лиса)

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
(петух)

Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!

(цыплёнок)

Взрослый: «Спасибо, Петушок! Приходи к нам ещё в гости. У нас для тебя много вкусных зёрнышек. До свидания!»

Ребёнок прощается, петушок уходит. В качестве поощрения покажите малышу мультфильм «Петушок - золотой гребешок».

Математическая дидактическая игра «Построй домик»

Для данной игры вам необходимо будет своими руками изготовить дидактический материал, а именно - вырезать из цветного картона квадраты, круги и треугольники. Красные детали должны быть самые большие, синие - средние, а жёлтые - маленькие.

Цель игры : выучить и закрепить знание геометрических форм: квадрат, треугольник, круг; запомнить основные цвета; изучить и закрепить понятия «большой», «маленький» и «средний».

Оборудование : игрушечные медведь, заяц и мышка или картинки с этими животными - желательно, чтобы их размеры были пропорциональны; подготовленные геометрические фигуры.

Ход игры : усаживаете ребёнка за стол и расставляете перед ним игрушки.

Взрослый: «Ой, а кто это к нам сегодня в гости пришёл?»

Малыш называет животных. Вы предлагаете рассадить их по росту, интонацией выделяете: «Медведь большой, зайчик - средний, мышка - маленькая». Пусть малыш повторит за вами, а вы задавайте ему вопросы: «Кто самый большой?», «Какой зайчик?», «Кто маленький?».

Взрослый: «Давай мы построим для зверюшек домики. Смотри, какие у нас есть материалы».

Выкладываете картонные фигуры, рассматриваете их с крохой, называете по форме и по цвету: «большой красный квадрат», «маленький жёлтый кружок» и т.д. Решаете вместе с малышом, из каких деталей будете складывать дом: квадрат - основание, треугольник - крыша, а кружок - окошко.

Попросите малыша выбрать большие детали для дома медведя, средние - для зайчика и маленькие - для мышки. Задавайте наводящие и уточняющие вопросы: «Какого цвета будет домик у зайки? А у медведя? У кого домик самый маленький?»

Если игра увлекла малыша, то можно усложнить занятие по математике, считая домики и животных: «Смотри, у нас один, два, три домика и одна, две, три зверюшки. У каждого есть домик. Сколько домиков? Посчитай».

После того, как ребёнок справился с задачей, похвалите его от имени зверюшек, прочитайте стихи или загадайте про них загадки.

На капустной грядке
Играли зайцы в прятки.
Там росла капуста -
А теперь там пусто.

(С. Островский).

Мышкин нос торчит из норки:
Сладко пахнут хлеба корки!
Вкусно корочкой хрустишь,
Может, мышку угостишь?

(И. Оленева)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.

(медведь)

Дидактическая игра «Кукла Маша варит борщ»


Цель игры
: познакомить ребёнка с овощами, закрепить понятия большой - маленький, а также навыки определения предметов (овощей) наощупь.

Оборудование : любимая кукла, фартуки, кастрюля, овощи: морковь, свёкла, лук, картошка, капуста, помидор.

Ход игры :

Взрослый: «Я слышала, что сегодня кукла Маша ждёт к обеду гостей и собирается варить борщ. Давай ей поможем».

Появляется кукла в фартуке. Малышу тоже повязывают нарядный фартучек. На стол выставляются овощи и кастрюля. Взрослый берёт овощи по очереди и называет их: «Это морковка, она длинная», «Это свёкла, она круглая», «Это капуста, она круглая и большая». Ребёнок рассматривает овощи. Взрослый задаёт вопросы: «Это что?», «Какого цвета помидор?», «Что самое большое?».

Когда малыш правильно назвал все овощи, сложите их в кастрюлю и накройте полотенцем. Пусть кроха достаёт их по одному и, не глядя, называет. Обязательно помогайте ему, подсказывайте и задавайте наводящие вопросы от имени куклы.

Если малыш не устал, то можно продолжить занятие на кухне, где он проследит, как мама готовит борщ. Не забудьте пригласить к обеденному столу куклу Машу. Прочтите малышу забавное четверостишие Любови Градинар:

Я сегодня поварёнок,
У меня в руках половник.
Борщ готовить буду я,
Мама, научи меня!

Вот видите, уважаемые родители, дидактические игры - это совсем несложное, но весьма увлекательное занятие, которое:

  • помогает общению ребёнка со взрослым, ведь даже пособия для игр вы можете мастерить вместе;
  • способствует нравственному воспитанию, прививая навыки вежливости, участия, сочувствия;
  • обобщает, расширяет и закрепляет его знания о различных предметах, явлениях и жизненных ситуациях;
  • помогает развивать память, внимание и логическое мышление;
  • заставляет малыша самостоятельно искать выход из какой-либо ситуации, принимать решения;
  • несмотря на всю обучающую подоплёку, остаётся для ребёнка интересной и занимательной игрой.

Уважаемые читатели, напишите нам, пришлись ли по душе вам и вашему карапузу предложенные нами игры и какие ещё занятия вы проводите. Ваши отзывы помогают нам в подготовке материала для будущих встреч.

Мы желаем вам всего хорошего. До свидания!

Валентина Власова

Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет

Собери букет в вазу

Цель : развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста .

Задачи :

Детское лото

Цель : Упражнять в раскладывании крыжек по ячейкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Задачи :

Учить находить и правильно называть основные цвета

Развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук воспитывать усидчивость, целеустремленность, доброжелательное отношение к сверстникам.



Разноцветные прищепки

Цель : Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять знания цветов.

Задачи :Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение. Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.



Занимательные ведёрки

Цель : Упражнять детей в раскладывании палочек в отверстия, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, развитие речи.



Игра- разложи по цвету

Цель :Упражнять в раскладывании палочек соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Задачи :

Учить находить и правильно называть основные цвета.

Развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику пальцев рук.


Игра-шнуровка

Цель :Развитие мелкой моторики,усидчивости,развитие речи.


Игра-каждому домику своя крыша

Цель :Развитие сенсорных способностей,закрепление цвета,геометрических фигур (квадрат,треугольник,величины большой- маленький.


Публикации по теме:

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах.

Дидактические игры играют большую роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Играя в дидактические игры, дети познают окружающий.

Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.

Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм - игры, сделанные своими руками. Каждый раз перебирая старые кубики, рука не поднимается.

1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками.

Игра "Спрячь зайку" Существует множество разновидностей игры "Спрячь зайку". Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.

На третьем году жизни дети становятся более самостоятельными. Продолжает развиваться предметная деятельность, совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, наглядно – действенное мышление, в конце года проявляются основы наглядно – образного мышления, но ведущую роль занимает – ИГРА!

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В своей, первой младшей разновозрастной группе, я разработала инновационную методическую продукцию «Игры с прищепками для детей 2-3 лет», которую использую на уровне группы. Данная инновационная технология, позволяет усваивать детьми определенные знания, умения и навыки.

Цель и задачи данной технологии таковы:

  1. Обогащать сенсорный опыт детей 2-3 лет
  2. Развивать познавательную активность детей
  3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей
  4. Развивать внимание детей, воспитывать усидчивость
  5. Умение принимать воображаемую игровую ситуацию

Малышам очень нравиться игра с прищепками

Вот так мы с малышами закрепляем знания по сенсорному воспитанию, развитию мелкой моторике рук, усвоению развития произвольного вниманию и произвольного запоминания.




воспитатель, ГБОУ СОШ село Красносамарское

Структурное подразделение детский сад «Ромашка»

Кинельского района Самарской области, Россия

Усовершенствование сенсорных систем и психических функций малыша следует начинать с самого раннего возраста. В этом родителям и воспитателям на помощь приходят дидактические игры на развитие мелкой моторики, зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, логического мышления и творческих навыков.

Из опыта работы дошкольных педагогов во многих странах мира следует, что эффективность дидактических игр очень высока. Они помогают ребенку освоить базовые представления об окружающем мире, стимулируют формирование интеллекта.

Посредством пальчиковых игр у младших дошкольников улучшается мелкая моторика, стимулируются зоны головного мозга, где формируется речевой навык. Логопедические пальчиковые игры позволяют детям научиться правильно и четко говорить.

  • «Комары летают»

Дарики-шарики,

(Малыши хлопают в ладони)

Летели комарики: «Зу-зу-зу!»

(Детки складывают пальцы на ладошках в щепотку и показывают, как летит комар)

Летали, вились

Звенели, кружились,

(Вращение кистями в лучезапястных суставах, движениями руками во все стороны)

Раз! В твоё ушко (щечку, ножку)

Уцепились! «З-з-з-з!»

(Легонький щипок за ухо, щеку, ногу или руку).

Используется наглядный материал – цветная иллюстрация, где изображен большой комар.

  • «Сапожник за работой»

Эй, сапожник, помоги!

Совсем стерлись сапоги.

Ты забей получше гвозди –

Ведь идем вечером в гости!

(Во время прочтения детки одной рукой показывают движения молотка, а другой – гвозди, и имитируют работу сапожника).

Это познавательная дидактическая игра, профессии сапожника и других мастеров дети осваивают в веселой игровой форме.

  • «У бабушки Уляны…»

У бабушки Уляны

10 дочерей, 10 сыновей.

(Дети по одному загибают пальцы на правой и левой руке)

(Малыши растопыривают пальцы на двух ладонях)

Все с во-о-о-о-т такими глазами,

(Малыши показывают на глаза, сжимают пальцы щепоткой и распрямляют)

Все с во-о-о-о-т такими ушами,

(Взмахи кистями рук рядом с каждым ухом с двух сторон головы)

Не танцевали, не пели,

(Показывают 2 и 3 пальцами обоих рук ходьбу по столу, покачивают головой)

(Прикладывают 2 палец правой руки к губам)

Все на бабушку глядели.

(Касаются 2 пальцами обоих рук внутренних уголков глаз).

Игры на развитие слухового восприятия

Рассмотрим дидактические игры и упражнения, которые учат распознавать звук, улучшают внимание и память у детей 2-4 лет.

  • Подвижно-развивающее упражнение «Внимание!»;

Малыш выполняет команды педагога, какие начинаются со слова «Внимание!» Например: «Внимание! Иди налево!», «Внимание! Возьми игрушку!» и т.д.

  • «Плотник работает»

Ребенок стучит игрушечным молотком по столу громко, если нужно забить большой гвоздь и тихо, если гвоздик крошечный. Взрослый в произвольном порядке говорит: «Большой, маленький…» Малыш учится различать громкий и тихий звук.

  • «Кто как говорит?»

Одному из деток завязывают глаза. Группа детей по очереди воспроизводит голосом тот или иной звук, что издают домашние животные. Задача игрока – сказать, кто из четвероногих так общается.

  • «Звукоугайдайка»

Ребенок поворачивается спиной к взрослому. Педагог стучит карандашом по разным поверхностям (стекло, метал, дерево, пластик) и просит услышавшего звук малыша угадать, какого предмета коснулись.

  • «Откуда звук?»

Игра помогает развивать слуховую ориентацию в пространстве. Кроха стоит посередине комнаты, закрыв глаза. Педагог перемещается по комнате и в разных местах звонит в колокольчик. Малыш должен указать рукой, с какой стороны он услышал звук.

Рассмотрим дидактические игры по развитию речи, которые тесно связаны с аналогичными упражнениями для слухового восприятия.

  • Дидактическая игра «Какой, какая, какое»

На столе лежат мелкие разноцветные игрушки. Задача ребенка – рассортировать предметы двумя способами: сначала по цвету, а потом в зависимости от грамматического рода слова, отвечая на вопрос взрослого. Например, «Колесо от машинки какое? Зеленое», – в первую группу, «Кораблик какой? Синий», – во вторую группу, «Юла какая? Красная», – в третью группу.

Организация игр для развития речи часто не требует специального оборудования, она основывается на тесном взаимодействии педагога и детского коллектива. В это время изучаются новые лексические темы, дети осваивают грамматические категории речи. Особенности дидактических игр этого класса состоят в их универсальности, так как такие игры можно проводить в любой обстановке.

Упражнения на закрепление цвета

Настольные дидактические игры на знание четырех базовых цветов (красный, синий, желтый, зеленый) помогают улучшить цветовосприятие. Возраст детей – от 2 до 4 лет. Дидактические игры и упражнения этой группы дают малышам простейшие знания по геометрии и цветовому анализу.

  • Дидактическая игра «Домики-1»

Ребенок совмещает изучение основных цветов и простейших геометрических фигур. Есть разноцветные прямоугольники – стены домов, и треугольники – крыши. Задачи малышей – подобрать каждому дому крышу нужного цвета.

  • Дидактическая игра «Домики-2»

После выполнения первого задания, педагог выдает деткам перемешанные палочки разных цветов. Ребенку нужно рассортировать их и построить вокруг домиков заборчики того же цвета, какого у них стены и крыша. После этого дети раскладывают по тому же принципу картинки, где изображены домашние животные различных оттенков.

  • «Разноцветное домино»

Характеристика этого упражнения следующая. Используют деревянные фишки-прямоугольники, половинки которых раскрашены в какие-то два из четырех базовых цветов. Цели игроков – продолжить ряд фишкой того же цвета, в какой окрашена крайняя половинка фишки, положенной на стол предыдущим игроком.

  • Дидактическая игра «Подбери прищепку»

Игровой комплекс, развивающий цветовосприятие и мелкую моторику. Детки должны прикрепить на 4 разноцветных картонных кругах прищепки четырех базовых цветов, которые перемешаны в одну кучу.

  1. Дидактическая игра «Подбери все синие предметы»;
  2. Дидактическая игра «Подбери все красные предметы»;
  3. Дидактическая игра «Подбери все желтые предметы»;
  4. Дидактическая игра «Подбери все зеленые предметы».

Развивающие Занятия для Детей 2-3 лет

Формирование элементарных математических представлений

Развитие основ логического мышления, усвоение понятий величины и формы, навыков сравнения нескольких предметов происходит через дидактические игры, где объясняется простейшая математика. Ролевые игры из этого раздела можно применять в младшей, в средней и старшей группах детского сада.

  • Дидактическая игра «Фрукты (фруктовый магазин)»;

Используются разноцветные картинки с фруктами. Детям необходимо подобрать покупателю фрукты только определенного цвета или формы, либо выбрать определенное количество фруктов одной группы. Много разных карточек делают эту игру полезной и увлекательной.

Интересный экологический вариант упражнения – использовать вместо фруктов разноцветные картинки растений. Тогда можно предложить малышам играть в аптеку. Дети запоминают изображение и название растения, вспоминают цвета и осваивают счет. Вместе с этим на ознакомительном уровне изучается экология.

Подобные сюжетно-дидактические игры для малышей в 2-4 года:

  • Дидактическая игра «Транспорт»;

Используются карточки с изображением транспортных средств. Правила аналогичны вышеописанной игре.

  • Настольные дидактические игры «Одежда (Ателье)», «Зоомагазин (Зоопарк)»;

Атрибуты этого упражнения – карточки, где изображены предметы гардероба, дикие и домашние животные. Дети изучают форму, цвет, понятия «один-много».

  • Универсальная дидактическая игра «Больше-меньше»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть две разные группы предметов. Малышу нужно посчитать количество вещей в каждой группе, и сказать, в какой куче предметов больше. Используются бусины, палочки, фишки.

Музыкальное воспитание

Младший дошкольный возраст – отличное время для начала изучения музыки. Музыкально-подвижные игры стимулируют развитие чувства ритма, звуковысотного слуха, улучшают координацию движений, учат детей взаимодействовать друг с другом. В игровой форме проводится урок, развивающий психические функции и восприятие. Песни, выученные на музыкальных занятиях, можно представить на празднике, пригласив родителей на утренник.

  • «Зайчик и гроза»

Оформление занятия требует наличия большого и маленького барабанов. При ударах в большой барабан – звуках грома – дети («зайчата») прячутся в норке (садятся на корточки), а при ударах в маленький барабан – звуках мелкого дождя – прыгают по ковру (бегают по лесу). Может быть использован музыкальный инструмент.

  • «Осенняя погода»

Оформление занятия требует наличия двух треков – веселой активной и тревожно-грустной мелодии, а также большого зонта. Когда на улице солнечная погода, педагог включает веселую мелодию и дети гуляют в парке – бегают по комнате. Если погода портится и начинается ливень – звучит грустная музыка, то воспитатель открывает зонт, дети бегут к взрослому и прячутся под зонтом.

Игры на развитие тактильных ощущений

Для стимуляции тактильного восприятия существуют простые настольные дидактические игры:

  • «Слепой следопыт»

Ребенок погружает руку в коробку, где должен взять один предмет, на ощупь определить его фактуру и назвать её вслух (гладкий, шершавый, с пупырышками и т.д.);

  • «Геометрия на ощупь»

Малыш погружает руку в коробку и должен, используя тактильное восприятие, назвать, какую геометрическую фигуру (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник), он взял внутри.

  • «Всякой вещи по паре»

В коробке лежат пары различных мелких вещей. Задача ребенка – погрузить две руки в коробку, на ощупь найти два одинаковых предмета и назвать их.

Тактильная коробка, мешочек

Тактильная коробка (мешочек) – универсальное пособие для детей дошкольного возраста, что применяется для игр на развитие тактильного восприятия. Она делается очень просто из любой небольшой коробки. Готовый мешочек или коробочка украшаются гофрированной бумагой и лентами.

Внутрь помещаются камешки, бусины, маленькие игрушки из пластика, дерева и металла, ключи, стеклянные шарики, образцы тканей и т.д. Типичное описание дидактической игры по этой методике приведено в предыдущем разделе. Коробка может использоваться на групповых занятиях, так и способствовать самообразованию детей под присмотром взрослых.

Дидактические игры для детей 2-3 лет в детском саду, картотека которых собрана здесь, помогут каждому воспитателю правильно организовать учебно-игровой процесс для мальчиков и девочек, разбудить их любознательность и улучшить разные виды восприятия.

Игры для детей 2-3 лет. Мамина школа.