Мбдоу детский сад n98: программа адаптации детей раннего возраста. Адаптация детей раннего возраста к условиям доо в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта Результаты адаптации детей к доу с фгос

Адаптация ребенка к детскому саду

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ) сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций ребенка, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закалённости, сформированность навыков самообслуживания, общение со взрослыми, детьми. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым условиям у них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакции необходима организация медико-психологического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в ДОУ.

Лучшим периодом года для поступления в ДОУ считается конец августа начало сентября в это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов, роста простудной заболеваемости еще нет.

Подготовка ребенка должна начинаться не позднее 6 месяцев до этого. До поступления в ДОУ проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологами, неврологами, отоларингологами, хирургом, ортопедом, стоматологом, участковым педиатром. По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами. Лабораторные исследования включает клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов. В период подготовки, в соответствие с календарем профилактических прививок, продолжается вакцинация ребенка, однако нужно помнить, что целесообразно начать посещение дошкольного образовательного учреждения не ранее чем через месяц после последней прививки.

Обязательным этапом подготовки ребенка является гигиеническое обучение родителей. Родители должны знать о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2-3 недели до поступление в ДОУ) перевода ребенка на режим дня, аналогичный режиму дошкольного образовательного учреждения, введение в рацион питания блюд и продуктов, используемых там . Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, пользование горшка, мытья рук, умывание). Для облегчения адаптации необходимо постепенного формирования группы вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю) . Упорядоченное пребывание ребенка ДОУ (начиная с 2-3 часов) с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша. Родителям надо постараться прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать.

Находиться с ребенком в группе, кормить его также, укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что у детском саду этим занимается воспитатель. На третий-шестой день надо забирать ребенка сразу после обеда, до сна. К концу 2 недели малыша следует забирать домой в полдник. И можно в конце 3 недели оставлять ребенка в саду на целый день.

Предложенную схему, безусловно, можно изменять в зависимости от течения адаптации ребенка. В период адаптации ребенка не рекомендуется проводить прививки . Первая профилактическая прививка в ДОУ назначается по окончанию периода адаптации, но не ранее чем через месяц после поступления ребенка. Особое внимание воспитатель и медицинский работник должен обращать на состояние носоглотки ребенка. Даже легкое покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа является показанием к удалению малыша на 3-4 дня из детского учреждения. На фоне сопротивляемости в период адаптации эти явления могут привести к развития заболеванию, поэтому ребенок нуждается в надлежащем домашнем режиме. Следует помнить,что если в период адаптации малыш пережил какое-либо заболевания, то после полного выздоровления он нуждается в постепенном увеличение времени пребывания в ДОУ. Контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня его пребывания в ДОУ. Медицинский персонал на каждого малыша заводят «лист наблюдения за адаптацией», который заполняется воспитателем или медицинским работником. Необходимо следить за соблюдением рационов питания, разработанных для ДОУ так как в них подобрано оптимальное соотношение пищевых веществ, витаминов и микроэлементов для детей различного возраста.

Предупреждение нарушений адаптаций детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участие в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

Мария Михайлова
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта

Михайлова Мария Николаевна

МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»

Тюменская область, п. Пурпе

Воспитатель

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО

в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

(из опыта работы)

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и своё личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определённые не с точки зрения конкретных мамы и папы, а сточки зрения науки, точнее, наук – педагогики, медицины, психологии, социологии.

С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времён – существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства – никакая семья, никакие няньки – гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка , новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям .

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольной организации нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе.

Ребёнок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции (можно, нельзя, напряжённое состояние, ребёнок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации , т. е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание. Это состояние было описано ещё в 1848 году как болезнь «тоска по дому» - так называли тогда адаптацию . Именно в том, как организм ребёнка выдержит приспособление к окружающей среде, и заключается значение адаптации для его дальнейшего здоровья и самочувствия в новых условиях .

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов убедительно доказали, что привыкание ребёнка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации , в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н . М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживётся.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Основной ценностью нового нормативного документа ФГОС ДО стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников.

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша : физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период , когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы , основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша .

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий , где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

При проведении любого процесса в группах раннего возраста , главная роль принадлежит непосредственно взрослому. Педагогические меры и методы воспитания очень разнообразны и только знакомство со всем этим разнообразием может спасти воспитателя от той упрямой односторонности, которая, к несчастью, слишком часто встречается в педагогах – практиках. Только при правильных воспитательных подходах и воздействиях можно сформировать организованное поведение малышей, обучить их соответствующим умениям и воспитать у них навыки и правила поведения.

Для облегчения адаптационного периода у детей раннего возраста наряду с педагогическими технологиями (игры – развлечения, музыкотерапия, акваметод, сказкотерапия, арт - терапия, песочная терапия, пальчиковые игры, в работе с детьми активно использую технологию педагогического игрового воздействия - синтез поэтического слова и движения, где текст – это, рифмованная подсказка к заданным движениям, действиям. Движение – основа восприятия и переработки информации об окружающем мире. Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками, прибаутками, решаются задачи развития и воспитания детей раннего возраста . Например : «Сигналом» к действию идти мыть руки могут служить такие стихотворные строчки :

На плите сварилась каша

Где большая ложка наша?

Надо нам перед едой

Ручки вымыть бы с водой

После того как вымыли руки :

Наши детки – крошки

Вымыли ладошки,

Полотенышко берём,

Ручки насухо протрём.

Ручки чистые, сухие,

Посмотрите, вот какие!

А чтобы привлечь ребёнка к уборке игрушек служат «сигналом» нехитрые стишки :

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки (конструктор) нужно!

Мигом мы взялись за дело –

И работа закипела!

Пример игрового упражнения «Поиграй со мною в мяч» .

Цель : закреплять умение отталкивать мяч двумя руками.

Ход игры. Ребёнок сидит на корточках, взрослый катит ему мяч, приговаривая :

«Ты поймай весёлый мяч,

Мне верни его не прячь».

С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания , отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Стихотворный ритм текста легко ложится на слух маленького ребёнка и без специальных установок настраивает на игру , или действие. Это даёт возможность педагогу обращаться к эмоциональной сфере детей , вводить элементы занимательности и без лишней назидательности успешно решать вопросы воспитания и развития детей раннего возраста .

Таким образом , условия успешной адаптации :

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

2. Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления ребёнка в детский сад.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и в детском саду.

3. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок – ребёнок» и обязательно включающий игры и упражнения.

Привыкание ребенка к детскому саду максимально безболезненно, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша .

Литература :

1. Заводчикова О. Г. Адаптация ребёнка в детском саду : взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение, 2007.

2. Сотникова В. М. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов) / В. М. Сотникова. – ЛИНКА – ПРЕСС, 2005.

Посещение ребенком детского учреждения всегда начинается с которая порой проходит очень непросто. Поскольку малыш попадает в новые для себя условия, его дня значительно изменяется, все это вызывает определенные трудности и у самого маленького человека, и у его молодых родителей.

Все важные параметры поведения и состояния ребенка в детском саду фиксируются в специальном листе адаптации, образец заполнения которого мы представим вам в нашей статье.

Как заполняется лист адаптации ребенка в детском саду по ФГОС?

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, листы адаптации ребенка в детском саду заводятся сразу же при поступлении малыша в дошкольное учреждение. В это же время в лист заносятся такие данные, как фамилия, имя и отчество малыша, его возраст, а также вес и рост на момент зачисления. Биометрические параметры дополнительно фиксируются в конце периода адаптации, то есть ориентировочно через месяц.

Сам бланк данного документа, как правило, содержит ячейки для заполнения данных в течение 1 месяца. На протяжении этого времени в него ежедневно вносятся сведения о том, как малыш спит, кушает, общается со сверстниками, в каком настроении он пребывает большую часть дня, в каких играх и занятиях принимает активное участие, и какие заболевания переносит на ранней стадии адаптации к новым условиям.

По прошествии указанного времени воспитатели и педагоги должны сделать выводы, как прошла адаптация ребенка по различным критериям. При выявлении нарушений в листе отражаются рекомендации для родителей, которые помогут им и дошкольнику максимально быстро приспособиться к новым условиям.

Заполнить лист адаптации ребенка для детского сада или наглядно ознакомиться с этим документом, вам поможет образец, представленный в нашей статье.


«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А.Сухомлинский.

«Чтобы вырастить ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он общается, играет, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении!»

Жан-Жак Руссо.

Участники проекта: заведующая ДОУ; педагог-психолог; медицинский работник; воспитатели групп раннего возраста; музыкальный руководитель; родители детей групп - №1, №2, №3, №4 (98 человек).

Целевая группа : Дети групп раннего возраста и их родители.

Сроки реализации : Август – декабрь 2014 г.

Цель проекта – оказать психолого-педагогическую поддержку детям, поступающим в ДОУ.

Этим определя-ются основные задачи , решаемые проектом:

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

Обучение воспитателей методам проведения групповых за-нятий в адаптационный период;

Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за-дачи комплексного развития детей :

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Снижение импульсивности, излишней двигательной ак-тивности, тревоги, агрессии;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

Развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Актуальность проекта

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, - проблема адаптации детей к условиям детского сада.

Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе сверстников.

Дошкольное образовательное учреждение, реализует в своей деятельности, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребёнка, для ребёнка), учитывает интересы, потребности самих детей. Это и задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Для охраны и укрепления психологического здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и психолого-педагогический контроль и наблюдение за развитием и здоровьем детей, так как раннему возрасту характерен быстрый темп развития организма.

Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольном учреждении, переживает стрессовое состояние; у него появляется торможение, возникают ориентированные реакции (можно, нельзя), напряженное состояние, ребенок попадает под целый комплекс воздействий. Возникает синдром адаптации, т.е. скопление неизвестных воздействий, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. А сочетание отрицательных симптомов рассматривается в медицине как заболевание, в 1848 году это состояние описывали как болезнь «тоска по дому» - так тогда называли адаптацию.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был органичным и не травмирующим для ребенка

Процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям - это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

Проект по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада направлен на сохранение и укрепление физического и психологического развития детей дошкольного возраста. В результате осуществления данного проекта задействованы специалисты ДОУ: педагог-психолог, медицинский персонал, музыкальный руководитель, воспитатели групп младшего возраста, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Так как в дошкольное учреждение ежегодно поступает до 100 детей раннего возраста, длительность этого проекта составляет 5 месяцев, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Актуальность проблемы адаптации обусловлена:

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально- психологического.

Организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий.

Своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де-тей, с уровнем привязанности ребенка к матери.

Индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо-логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо-генетическими.

Этапы проекта:

1. Организационный этап:

  • Составление перспективного плана мероприятий проекта;
  • подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
  • разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
  • пополнение предметно-развивающей среды групп раннего возраста;
  • разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Утро начинается с улыбки»;
  • разработка анкет, памяток, буклетов для родителей.

2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.

3. Итоговый этап:

  • анализ проведенной работы;
  • диагностика адаптации детей к условиям ДОУ;
  • презентация проекта для педагогов и родителей;
  • публикация проекта на интернет-сайте.

Задачи работы с родителями:

1. Формирование положительного настроя на поступление в детский сад.

2. Снижение эмоционального напряжения и тревоги.

3. Просвещение родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.

Формы работы с родителями:

1. Групповое и индивидуальное консультирование родителей - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

2. Лектории, круглые столы, семинары-практикумы, Родительские клубы, родительские собрания – способствуют овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе дети - родители.

3. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к условиям детского сада.

4. Анкетирование родителей – изучение уровня адаптации и удовлетворенности родителями работой ДОУ.

5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

6.Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения.

Задачи работы с педагогами:

1. Актуализировать знания педагогов о возрастных особенностях детей.

2. Развивать профессиональные компетенции, профессионально-личностные качества, способствующие построению эмоционально доверительных отношений с воспитанниками и родителями.

Формы работы с педагогами:

2. Круглые столы, семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ.

3.Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.

4. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми.

6. Тренинги - способствуют снятию эмоционального напряжения, формирование гуманистической позиции в общении с детьми раннего возраста; обучение педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка.

Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста:

В группах имеются центры развития:

Уголок для сюжетно-ролевых игр;

Уголок ряженья (для театрализованных игр);

Книжный уголок;

Уголок для настольно-печатных игр;

Выставка художественно-творческой деятельности (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);

Уголок природы (наблюдений за природой);

Спортивный уголок;

Уголок для игр с песком;

Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

Игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

План проекта

Период

Ответственные

Август

Юридическое оформление ребенка в ДОУ: заключение договора с родителями;

Организационное родительское собрание;

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»;

Анкета для родителей (социальная);

Памятка для родителей «Что нужно знать об адаптации детей»;

Памятка для родителей «В детский сад с радостью»;

Занятие 1 «Как ходит и поет Петушок»

Занятие 2 «Идет коза рогатая»

Занятие 3 «Как бегает и лает Собачка»

Занятие 4 «Как мяукает и ходит Кошечка»

Занятие 5 « Зайка - попрыгайка»

Занятие 6 «Птичка летает»

Занятие 7 «Чудесный мешочек»

Занятие 8 «Кто в домике живет»

Занятие 9 «Рыбка плавает в воде»

Игровая деятельность:

Потешки «Киска, киска, киска, брысь!..»,

«Как у нашего кота…»,

«Пошел кот под мосток…».

Игра «Иди ко мне».

Игра «Пришел Петушок и Собачка»

Упражнение «Выдувание мыльных пузырей»

Музыкальная игра «Хоровод»

Игра «Покружимся»

Игра «Солнышко и дождик»

Игра «Поезд»

Упражнение «Ласковое имя»

Потешка «Ладушки, ладушки!..»,

Потешка «Петушок, петушок…»

Массаж: «Грибной дождь»

Релаксация

«Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей);

Развивающая среда для детей раннего дошкольного возраста (перечень)

заведующая ДОУ

администрация, педагог-психолог,

медицинский работник

педагог-психолог

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

педагог-психолог

администрация,

Сентябрь

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями;

Консультация «Улыбка малыша в период адаптации»;

Мини-лекция «Все формируется впервые»

Занятие 1 «Укладывает куклу Машу спать»

Занятие 2 «Кормление куклы Маши»

Занятие 3 «Купание куклы Маши»

Занятие 4 «Катание куклы Маши на машине»

Занятие 5 «Кукла Маша идет в гости»

Занятие 6 «Оденем куклу на прогулку»

Занятие 7 «Кукла Маша поет и пляшет»

Занятие 8 «Спектакль для куклы Маши»

Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»;

Игровая деятельность:

Потешки «Большие ноги…»,

«Водичка, водичка…»,

«Баю-бай, баю-бай…»,

Игра «Топ-топ»

Игра «Дождик и солнышко»

Потешка «По ровненькой дорожке»

Игра «Хоровод с куклой»

Игра «Солнечные зайчики»

Потешка «Тук, тук, кулачок»

Музыкальная игра «Вот так хорошо»

Музыкальное упражнение «Погремушка, играй»

Потешки для новичков

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадка»

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок»

Пальчиковая игра «Пальчики»

Релаксация

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

заведующая ДОУ

педагог-психолог

воспитатели

муз.руководитель

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

педагог-психолог

Октябрь

Юридическое оформление поступающих детей в ДОУ: заключение договора с родителями;

Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с групповым помещением и воспитателями;

Консультация «Питание детей раннего возраста в ДОУ»;

Консультация «Поиграй со мною, мама»

Консультация «Почему дети кусаются?»

Занятие 1 «Идет бычок…»

Занятие 2 «Наша Таня громко плачет…»

Занятие 3 «Слон»

Занятие 4 «Уронили Мишку на пол… »

Занятие 5 «Зайку бросила хозяйка…»

Занятие 6 «Идет коза рогатая…»

Занятие 7 «Сорока-ворона»

Занятие 8 «Петушок, петушок»

Сказка «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Поэзия. З. Александрова. «Прятки»;

В. Берестов. «Курица с цыплятами»;

Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.);

Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»;

Игровая деятельность:

Игра «Поймай пузырь».

Песенка «Ладушки - ладошки»

Игра «Надувайся пузырь»

Потешка «Скачут мышки, шалунишки»

Игра «Достань колечко»

Игра «Звени колокольчик»

Муз. игра «Хоровод с Мишкой»

Игра «Догонялки»

Игра «Мишка по лесу гулял»

Релаксация «Пузырьки»

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

заведующая ДОУ

мед.работник

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

педагог-психолог

Ноябрь

Консультация « Почему дети капризничают и проявляют упрямство?»

Тестопластика по подгруппам

Групповые родительские собрания «Успехи адаптации...»

Занятие 1 «Мишка косолапый»

Занятие 2 «Зайка, серенький… »

Занятие 3 «Кисонька, мурысонька…»

Занятие 4 «Лошадка»

Занятие 5 «Цыпленок»

Занятие 6 «Матрешка»

Занятие 7 «Неваляшка»

Занятие 8 «Построим башенку»

Игровая деятельность

Игра «Лиса и зайцы»

Игра «Найди листочек»

Потешка «Пальчики у нас попляшут»

Потешка «Прыгай, прыгай веселей»

Муз. игра «Погремушечка, играй»

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадки»

Игра «Кошка и цыплята»

Игра «Автомобили»

Русские народные сказки «Колобок»;

«Репка» (обр. К. Ушинского);

А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»)

Пальчиковая игра «Твои пальчики»

Релаксация «Пузырьки»

Игры с песком и водой (сенсорный столик)

Совместный досуг с родителями «Праздник молока»

педагог-психолог

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

воспитатели

педагог-психолог

муз. руководитель

воспитатели

педагог-психолог

Декабрь

Консультация: «Что собой представляет Ваш малыш? Возрастные особенности детей раннего возраста от 1, 5 – 2 лет»

Занятие 1 «Снег, снежок…»

Занятие 2 «Покатаемся на лошадке»

Занятие 3 «Собираем игрушки»

Занятие 4 «Угощение для игрушек»

Занятие 5 «Построй пирамидку»

Занятие 6 «Вкладыши»

Занятие 7 «Лото»

Занятие 8 «Чудесный мешочек»

В. Жуковский. «Птичка»;

Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»;

С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»);

И. Токмакова. «Баиньки».

В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»;

Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»);

К. Чуковский. «Цыпленок».

Игровая деятельность

Стихотворение «Мы слепили снежный ком»

Потешка «Зайка серенький сидит»

Игра «Лиса и зайцы»

Игра «Найди, где звенит?»

Игра «Заморожу»

Звучащие игры «Шуршалки», «Звенелки», «Стучалки»

Потешки «Котя, котенька, коток…»

Игра «Догони зайчика»

Игра «Лошадки»

Игра «Кошка и цыплята»

Игра «Автомобили»

Игра «Догони мяч»,

Игра «Передай мяч»,

Игра «Доползи до погремушки»,

Игра «Догони собачку»,

Игра «Маленькие и большие»,

Игра «Поймай снежинку»,

Игра «Где пищит мышонок?»

Новогодний праздник «Снегурочка и Снеговик в гостях у ребят»

Как измерить успешную адаптацию? (итоги адаптации)

Индивидуальные консультации и беседы с родителями

педагог-психолог

воспитатели

воспитатели

воспитатели

муз. руководитель

воспитатели

педагог-психолог

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 1,5 -2 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с ПМПк ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Как уже говорилось выше, одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

В процессе работы проекта собраны материалы для родительских собраний (фото альбомы «Как я пошел в детский сад»; «Наши успехи»; «Наши праздники», анкетирование); разработаны консультации, памятки, буклеты для родителей.

Из анализа листа адаптации детей к условиям ДОУ, можно сделать вывод: у 80 % детей наблюдается легкая степень адаптации, у 18 % средняя степень адаптации, у 2% тяжелая степень адаптации.

Родители группы с интересом отнеслись к участию в организации проекта, оказывали помощь в изготовлении атрибутов, приняли участие в конкурсах и играх совместно с детьми. Активно посещали родительские собрания, ответили на вопросы анкетирования, что помогло достоверно определить успешность адаптации в нашем ДОУ.

Список литературы:

  1. Заводчикова О.Г. «Адаптация ребенка в детском саду». Москва «Просвещение», 2007.
  2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
  3. Иванова Н.В. «Социальная адаптация малышей в ДОУ». Москва, 2011.
  4. Печора К.Л. «Дети раннего возраста в ДОУ». Москва, 2004.

Дарья Брутчикова
Программа по успешной адаптации детей к условиям ДОУ

Введение

В каком бы возрасте ребенок ни пришел в детский сад, поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание, которое отражается на его психофизическое состояние. Это нетрудно понять – ведь ломается стереотип жизни, позволяющий ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, так как он успел к нему приспособиться и уже примерно знал, что за чем в течении дня последует и как это будет происходить. Второй чрезвычайный психотравмирующий фактор – разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребенке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищенности, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.

В адаптационный период дети испытывают длительные эмоционально- отрицательные переживания : страх, тоску, тревожность, ухудшение самочувствия, частую смену настроения, что в свою очередь часто является источником ряда заболеваний. Совершенно непривычно и представляет значительную нагрузку для нервной системы ребенка пребывание среди 15-20 сверстников. Малыш включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания воспитателя, согласования намерений и желаний разных детей . Даже уровень шума в группе поначалу может быть сильным психотравмирующим фактором. Требуется немало времени, чтобы ребенок привык к новому распорядку дня, общению с незнакомыми ему детьми и взрослыми, осознал требования воспитателя.

Практика показывает, что при поступлении в детский сад ежегодно выделяется небольшая группа детей с осложненным течением адаптационного периода . Диагностическое наблюдение, осуществляемое педагогами ДОУ в период адаптации , подтверждает тот факт, что приблизительно у 5-8% малышей отмечаются ярко выраженные проявления тяжелого привыкания к новым условиям .

Чтобы адаптация ребенка к детскому саду была максимально безболезненной, усилия педагогов должны быть сконцентрированы на использовании доступных психолого-педагогических средств для нивелирования симптоматики вновь прибывших малышей.

Основными условиями нормального психического развития ребенка признаются, в первую очередь, спокойная, доброжелательная обстановка, принимающее безусловное поведение педагогов и родителей. Практика подтверждает, что благоприятная психологическая атмосфера; правильно организованный педагогический процесс; здоровосберегающая среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, творчестве, общении; добрый и справедливый педагог, внимательный и чуткий к любым проявлениям ребенка, - условия , обеспечивающие психоэмоциональное благополучие малыша. В связи с этим при сопровождении вновь прибывших в детский сад детей на первый план выдвигается задача улучшения их психоэмоционального благополучия в адаптационный период вспомогательными психолого-педагогическими средствами.

Пояснительная записка

Направленность программы по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению по функциональному предназначению является специальной (организация адаптационного периода детей раннего возраста ); по форме организации – групповой; по времени реализации - на период адаптации

Новизна Программы состоит в том , что расширено взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи : родители детей раннего возраста имеют возможность получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию детей . К числу наиболее актуальных проблем относятся : разработка и внедрение форм и методов организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, создание единого благоприятного образовательно-воспитательного пространства ДОУ и семьи, повышение информационной культуры родителей, повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ по вопросам адаптации детей этого возраста .

Занятия педагога-психолога с детьми проводятся по авторской программе Ронжиной А . С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Цель Программы : создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства для . Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребенка.

Задачи Программы :

1. способствовать скорейшему психологически комфортному привыканию ребенка к новой обстановке;

2. создать адекватные условия для реализации эмоционально насыщенной игровой деятельности;

3. содействовать возникновению у малышей игровой мотивации и положительных эмоциональных реакций;

4. обеспечить консультативно-просветительскую поддержку семей воспитанников в вопросах адаптации детей к условиям детского сада и их вовлечение в образовательную деятельность ДОУ.

В основе практической работы лежит взаимодействие педагога-психолога, воспитателя, родителей и детей , направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, которое создаёт основу для благоприятной адаптации детей раннего возраста .

Программа по адаптации детей раннего возраста была разработана и апробирована на базе МАДОУ д/с №17, г. Дивногорска.

Особенности адаптационного периода

Адаптация (социальная) - процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации , которая может затянуться и перейти в дезадаптацию , что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

Четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, психологов и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Если родители и сотрудники ДОУ объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка - ему на благо.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин : от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями : упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.

Этапы адаптационного периода

1 этап – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада

Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо : с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, в первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения.

В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д.

В это же время необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности.

О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии. Первое посещение ребенком группы детского сада и первые впечатления

2 этап – приход мамы с ребенком в группу детского сада.

Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка.

Основная задача мамы в данной ситуации – помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Вначале он держится настороженно, старается подсесть ближе к маме. Не следует торопить его, тормошить. Пусть привыкает. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему : “Как мне здесь нравится!”, “Какие забавные зверушки сидят за столом!” и т. д. Освоившись, ребенок делает первые попытки пройтись по группе. Его тянет посмотреть, что же интересного делает воспитатель. Мама одобряет такие действия малыша, подбадривает его улыбкой, жестами. Взрослый со своей стороны тоже одобрительно улыбается, и ребенок начинает как бы играть : то приблизится к воспитателю, то побежит назад к маме.

3 этап – постепенное привыкание.

Постепенная адаптация может включать несколько периодов.

Первый период : “мы играем только вместе”. На данном этапе воспитатель (педагог-психолог) и ребенок представляют собой единое целое. Взрослый является проводником и защитником ребенка. Он побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сам активно играет с ним во все игры. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от взрослого.

Второй период : “я играю сам, но ты будь рядом”. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от взрослого на безопасное расстояние.

Взрослый все еще является опорой и защитой. Ребенок уже может находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости воспитатель (педагог-психолог) приходит ему на помощь, организует совместные игры.

Третий период : “иди, я немножко поиграю один”. Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Когда наступает такой момент, взрослый может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что педагог-психолог предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения педагога-психолога.

Четвертый период : “мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя”. И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает взрослого. Воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

Воспитательные задачи на адаптационный период :

1. Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей : а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3. Закладывать основы будущей личности :

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым , формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу .

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста , воспитатели, педагог-психолог выбирают разнообразные методы и приемы работы с детьми : развлечения, интересные для детей дидактические игры , подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей , элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей , как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Основной формой организации детей в адаптационный период является игра, она доступна, привлекательна и органична. Игра способствует сохранению их душевного равновесия, дает ощущение психологического комфорта, доставляет радость и удовольствие. Игровая деятельность носит эмоциональный характер и создает возможность регулирования настроения ребенка.

Также для облегчения адаптации коллектив нашей группы в первые дни рекомендует родителям укороченное пребывание ребенка в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

Блок 1. Работа с воспитателями.

Взаимодействие педагога –психолога с воспитателями можно условно разделить на три этапа :

1 этап - подготовительный.

Педагог-психолог совместно с воспитателями до прихода детей занимаются подготовкой группы, подборе дидактического материала, игрушек. Также педагог-психолог дает консультации по возрастным особенностям детей , индивидуальных особенностях.

2 этап - практический.

знакомство с детьми, родителями. Беседы педагога психолога по индивидуальным особенностям каждого ребенка, совместное проведение игр, занятий, заполнение адаптационных листов .

3 этап - заключительный.

Анализ листов адаптации , подведение итогов по результатам адаптации детей . Простраивание дальнейшей работы.

Направления деятельности педагога-психолога.

1. Консультативная работа, направленная на улучшение работы воспитателя с родителями и информирование об индивидуальных особенностях детей .

2. Психопрофилактическая работа, направленная на профилактику стрессовых состояний воспитанников.

3. Совместная работа по улучшению прохождения детьми адаптационного периода .

Консультация для воспитателей. (Приложение №1.)

1. Проблемы адаптационного периода .

2. Игры в период адаптации .

3. Игры на сплочение детского коллектива.

Блок 1. Работа с родителями.

Взаимодействие педагога-психолога с родителями является значимой и весьма продуктивной составляющей всего педагогического процесса в целом. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и не в традиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей ; проблемы связанные с развитием и др.).

Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад . И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, соприкосновение с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.

Работу с родителями условно можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – предварительный. Педагог-психолог знакомится с родителями будущих воспитанников и самими малышами. Собирает первичную информацию о ребенке, семье, условиях воспитания , предшествующих поступлению ребенка в сад. С родителями проводится анкетирование, в ходе которого они анализируют «Готов ли их ребенок посещению детского сада?» .

Второй этап – ознакомительный.

На первый план выступает взаимодействие с родителями на основе диалога. Педагог психолог встречается с ними на индивидуальных либо групповых консультациях. В ходе беседы собираются данные анамнеза, родители делятся впечатлениями о первых днях посещения детского сада. В это же время, заполняется протокол, в котором педагог-психолог отмечает, как проходит период адаптации , и повлияло ли посещение детского сада на поведение ребенка.

Педагог-психолог консультирует родителей по вопросам формирования навыков самообслуживания, по созданию условий , в которых самостоятельность и автономность малышей в детском саду будет развиваться.

Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды.

На третьем этапе – практическом, взрослых необходимо включать в деятельность образовательного учреждения. Они должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками педагогического процесса. После месяца посещения детьми детского сада педагог-психолог проводит родительское собрание, на котором говорит об успешной или не успешной адаптации детей , и дает рекомендации по дальнейшей работе.

Данная система взаимодействия с семьями воспитанников позволяет детям пройти адаптацию более успешно , так как родители получают необходимые знания об особенностях адаптации . А также родителям группы сплотиться, помочь родителям быть более уверенными, менее тревожными.

Цель : амплификация взаимодействия с семьей, для более успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ .

Основные задачи :

2. Психолого – педагогическая помощь родителям, направленная, в частности, на информирование об особенностях развития детей раннего возраста , преодоление кризиса 2-3 лет и т. п.

3. Проведение практических занятий для родителей с детьми в условиях ДОУ для успешной адаптации воспитанников .

Формы работы с родителями :

Групповые и индивидуальные консультации (Приложение №2) ;

Родительские собрания (Приложение № 3) ;

Анкетирование (Приложение № 4) ;

Памятки (Приложение №5) ;

Практические занятия для родителей с детьми (родитель-ребенок-педагог-психолог, (Приложение №6) .

Родительские собрания

№ Родительское собрание Содержание

проведения Ответственные

11 «Психологические особенности детей раннего возраста . Организация режима дня и его значение для ребенка. Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ ».

1. Особенности высшей нервной деятельности детей раннего возраста .

2. Ведущая деятельность, ведущие функции. Достижения раннего возраста.

3. Адаптация . Факторы, от которых зависит течение адаптации . Функциональные возможности системы адаптационных механизмов . Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ . Время адаптационного периода . Сентябрь Педагог-психолог : Брутчикова Д. В.

22 «Выработка общей стратегии воспитания и развития ребенка в семье и ДОУ. Результаты адаптации воспитанников первых младших групп».

Объединение усилий семьи и ДОУ. Возможности родителей. Задачи ДОУ. Результаты адаптации . Декабрь Педагог-психолог : Брутчикова Д. В.

Консультации.

Цель консультаций : обеспечить консультативно-просветительскую поддержку семей воспитанников в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста .

Примерные темы :

1. Проблемы адаптационного периода .

2. Кризис 3-х лет.

3. Почему ребенок капризничает?

4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

5. Как помочь ребенку найти общий язык со сверстниками. и др.

Консультации проводятся также по запросу родителей.

Практические занятия для родителей с детьми адаптационной группы .

Занятия проводятся педагогом-психологом совместно с родителями и ребенком по результатам адаптации . Цель таких занятий помочь родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях с учетом возрастных особенностей, интересов, желаний и потребностей ребенка Занятие проводится индивидуально, длительностью 30 минут. Структура занятия :

Теоретическая часть

Практическая часть

Стендовая информация. (Приложение №9.)

Примерные темы :

1. Как подготовить ребенка к детскому саду.

2. Адаптация к детскому саду . Как избежать ошибок.

3. Что воспитывает детский сад?

4. Кризис трех лет.

5. Раннее развитие детей .

6. Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду.

7. Как сделать, чтобы ребенок слушался.

8. Как приучить ребенка к порядку?

9. Как бороться с агрессией у ребенка.

10. Соперничество между братьями и сестрами.

11. Лето… Что делать вместе с ребенком.

Блок 3. Работа с детьми.

Работа с детьми проводится в течение первых двух месяцев с периода поступления детей в детский сад . Занятия проводятся на протяжении двух месяцев, два раза в неделю. Они направлены на создание положительного эмоционального настроя воспитанников к условиям ДОУ . (Ронжина А. С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»).

В основу программы занятий с детьми положены принцип развития и принцип концентричности.

Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику.

Принцип концентричности выражается в том, что программа адаптационного периода в ДОУ для ребенка второго-третьего года жизни построена так, что все ее разделы имеют преемственные цели. Такой подход основан на особенностях усвоения знаний и формировании навыков в раннем возрасте, а именно детьми этого возраста.

Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством взрослого.

В первые дни прихода малышей в детский сад педагог-психолог, воспитатель создают благоприятную атмосферу, используют следующие формы организации : тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами, игры-шутки, потешки, стихи сказки (Приложение №9) .

Практические занятия с детьми адаптационной группы (Приложение №7.)

Продолжительность 10 минут

Количество в неделю 2 занятия

Периодичность В неделю В месяц

2 занятия 8 занятий

Занятий всего 15

Свободная деятельность

Беседы Ежедневно

Дидактические игры 3 раза в неделю

Пальчиковые игры Ежедневно

Чтение сказок, стихов, потешек Ежедневно

Блок 4. Адаптация вновь прибывших детей в разные возрастные группы детского сада.

Воспитателями и педагогом-психологом также ведется работа для успешной адаптации вновь прибывших детей в любых возрастных группах. Это консультация родителей, индивидуальный подход к ребенку, закаливающие процедуры, проведение игр на сплочение коллектива, игры на социализацию ребенка в группе.

Педагог-психолог наблюдает за тем, как ребенок адаптируется в группе , находит ли общий язык со сверстниками, педагогами. Если возникают трудности, то проводятся занятия на сплочение детского коллектива, на развитие эмоциональной сферы детей . (Приложение №11) .

Количество занятий 4 занятия

Продолжительность занятия 30 минут

Количество в неделю 1 занятие Теория Практика

15 минут 15 минут

Итого : 2 часа Теория Практика

60 минут 60 минут

Свободная деятельность

Игры на сплочение коллектива 1 раз в неделю

Блок 5. Результативность.

Результат адаптации вновь прибывших детей в разновозрастные группы будет анализироваться с помощью адаптационных листов , которые будут заполняться через неделю посещения ребенком детского сада и через месяц. А также будет анализироваться результат анкетирования родителей.

Оценка результативности

1. Анализ адаптационных листов вновь прибывших детей .

2. Анализ анкетирования родителей и воспитателей об успешности адаптации детей в ДОУ .

3. Анализ карт наблюдения.

Ожидаемые результаты

1. Успешная адаптация детей раннего возраста .

2. Адаптации вновь прибывших детей в разные возрастные группы к условиям ДОУ .

3. Оптимизация взаимодействия воспитателей и родителей в воспитании детей .

4. Активное усвоение ребенком норм и правил социального поведения соответствующих возрастной норме.