Современные виды отделки швейных изделий. Оригинальная отделка швейных изделий

ТЕМА: ВИДЫ ОТДЕЛКИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

ЦЕЛЬ УРОКА: Ознакомить учеников с различными видами отделки. Изучить технологию настрачивания отделки. Воспитывать эстетический вкус, прививать любовь к труду.

ОБОРУДОВАНИЕ: образцы видов отделок, показ детских готовых изделий с использованием различных видов отделок, иллюстрации с журналов.

ТИП УРОКА: комбинированный

ХОД УРОКА

І. Организационн ы й момент.

ІІ.Изучение нового материала.

Рассказ учителя:

С давних времен люди стремились украсить свою одежду. Для этого использовали разные виды отделки.

Стили отделки усиливают и подчеркивают отдельные линии, детали.

Отделка нужна для того, чтобы швейное изделие имело эстетический вид. Выбирая ее виды необходимо учитывать назначение швейного изделия, его конструкцию, волокнистый состав и цвет ткани, стойкость отделки при стирке и утюжке.

Давайте рассмотрим виды отделок:

ДЕКОРАТИВНАЯ ТЕСЬМА. Выпускается она в большом ассортименте: шелковая, шерстяная, хлопчатобумажная, тканая и плетеная, одноцветная, пестрая, орнаментированная. Каждому стилю – романтическому, спортивному, фольклорному, элегантному – соответствуют свои виды тесьмы. Тесьму в виде ленты настрачивают по обеим сторонам на расстоянии 0,1 – 0,2 см от краев. Предварительно ее наметывают по намеченной линии. Она обладает повышенной растяжимостью во всех направлениях.

КРУЖЕВО. Кружева могут быть машинные и ручной вязки. Эта отделка используется в виде лент различной ширины и цвета. Кружевные ленты могут быть КРАЕВЫМИ, одна из сторон которых, имеет гладкий край, а другая – зубчатый, узорный. Краевые кружева предназначены для отделки краев изделия или настрачивания на изделие с одной стороны.

ПРОШВА или ШИТЬЕ – полосы тонкой ткани х/б или шелковой, на которой нанесена машинная вышивка с отверстиями, обметанными по краям. Отверстия входят в композицию рисунка. Прошва обычно имеет симметричный рисунок и гладкие края, ее втачивают между деталями изделия.

АППЛИКАЦИЯ. Отделка изделия кусочками отделочного материала, нашитыми вручную или настроченными на швейной машине по рисунку на лицевую сторону. На аппликации иногда приходится использовать дополнительные линии, если нужно изобразить стебли, бутоны, листья. . Мелкие детали аппликации можно соединять с тканью с помощью клея ПВА.

ОБОРКИ – это отделка изделия полосками ткани, выкроенными по поперечной нити или под углом 45 к нитям основы и сосборенными с одной стороны. Длина сосбориваемой детали берется в полтора-два раза больше длины линии притачивания, оборкой отделывают края изделий или втачивают их

РЮШИ – это оборки, два среза которых обработаны. Они прикрепляются к изделию накладным швом. Рюши бывают простые, фигурные, сложные.

Выкраивают рюши в виде полоски с поперечным или косым (под углом 45) расположением нитей основы. Ширина полоски определяется моделью, длина ее должна быть в 1,5 – 3 раза больше длины линии притачивания. Оба среза обрабатывают. Иногда рюши делают из готовых лент.

ВЫШИВКА – самый распространенный вид народного творчества. В изделиях вышивальщиц воплощается окружающий мир, красота и фантазия, обычаи наших предков. Вышивание – это процесс отделки изделия с помощью стежков. В 5 классе мы изучали несколько простейших швов и даже использовали их для вышивки узоров.

Но сегодня мы говорим о вышивке – как о виде декоративно-прикладного искусства. Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Ручной вышивкой издавна украшали одежду, фартуки, рушники, дорожки, скатерти и т.д.

ІІІ .Закрепление нового материала Вот мы с вами ознакомились с видами отделки, а сейчас проверим,насколько хорошо вы усвоили материал

    Какую одежду украшали ручной вышивкой?

    Какими бывают рюши?

    Что называется прошвой?

    Как выкраиваются оборки?

    Какой бывает декоративная тесьма?

ІV. Практическая часть урока.

На практической части урокам мы подберем отделку для фартука и приметаем ее.

Прежде чем вы приступите к практической работе необходимо вспомнить правила техники безопасности.

Чтобы быстрее их вспомнить, давайте внимательно послушаем стих и дополним остальные правила

У иголки и у шпильки- острые жала

V . Закрепление новых знаний и умений учащихся.

V І. Итоги занятия.

V ІІ. Домашнее задание: принестиинструментыиматериалыдлявышивания, продуматьузордлявышивки.

Лекция № 12 Проектирование процессов отделки швейных изделий. Классификация видов отделки.

План лекции˸

1. Классификация видов отделки

2. Зависимость отделки одежды от её стилевой принадлежности

Классификация видов отделки

Ассортимент применяемых отделок при изготовлении современной женской, мужской и детской одежды из различных материалов очень разнообразен. Он включает как хорошо известные в производстве одежды виды, так и нетрадиционные, связанные со свойствами конкретных материалов и с появлением новых технологий изготовления отделки.

Все виды отделки одежды по способу изготовления могут быть разделены на три группы˸ поверхностная отделка, объёмная отделка, дополнительные аксессуары.

Поверхностная отделка выполняется непосредственно на поверхности деталей одежды, пространственная форма материала при этом не изменяется. К ней относятся˸

‣‣‣ отделочные строчки и швы, которые подчеркивают, усиливают конструктивные линии, швы, края деталей, делая их более заметными;

‣‣‣ отделка тесьмой, сутажем, шнуром, бейкой, бахромой, которые используются для отделки краев деталей. Тесьма, сутаж, шнур могут быть использованы для вышивания сложных узоров;

‣‣‣ вышивка, которая должна быть ручной и машинной, выполненной с помощью различного материала (нитками, бисером, стеклярусом, жемчугом, пайетками);

‣‣‣ аппликация, выполненная разными способами (ниточным, клеевым, сварным) из различных материалов;

‣‣‣ отделка фурнитурой - металлической, пластмассовой, деревянной, из драгоценных металлов и камней. Роль фурнитуры выполняют пуговицы, застежка-молния, пряжки, кнопки, крючки, блочки и т. п.;

‣‣‣ комбинирование материалов, когда сочетаются ткани одной и той же фактуры разных цветов; ткани различных фактур одного цвета; ткани различных фактур и контрастного цвета;

Объемная отделка обеспечивает объёмную форму изделия и отдельных ᴇᴦο деталей за счёт изменения пространственного расположения материала. Объемную отделку можно условно подразделить на два вида˸

Подвижная отделка - объёмная форма, которая предусматривает некоторую свободу изменения первоначальной формы. Это драпировки, складки, воланы, сборки, плиссе, гофре и т. п.;

Неподвижная отделка - это такая объёмная форма, которая не изменяется и обычно закреплена с помощью дополнительных материалов˸ ниток, прокладок, клеев. К неподвижным видам объёмной отделки относятся буфы, защипы, декоративное выстегивание.

Дополнителъные аксессуары одежды - это съемные отделочные детали˸ шарфы, галстуки, цветы, кокилье, жабо, воротники, манжеты, пояса и др.

Различают отделку, выполненную преимущественно механическим способом, т. е. достигнутую физическими воздействиями, и отделку, операции которой связаны с воздействием химических процессов и препаратов. Группа съемных отделочных деталей в представленной класси- фикации не рассматривается, так как она не выполняется непосредственно на самом изделии.

К физическим воздействиям относят давление разной величины, развиваемое одновременно в течение определенного времени, растяжение, трение, просасывание воздуха, воздействие тепла на мокрые, влажные, сухие изделия. Физическими воздействиями осуществляются ниточное и заклепочное соединения. Физическое воздействие тепла направлено на изменение поверхности материала, придание изделиям определенной формы без нарушения структуры материала.

Лекция № 12 Проектирование процессов отделки швейных изделий. Классификация видов отделки. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция № 12 Проектирование процессов отделки швейных изделий. Классификация видов отделки." 2015, 2017-2018.


План лекции:

1. Классификация видов отделки

2. Зависимость отделки одежды от ее стилевой принадлежности

Классификация видов отделки

Ассортимент применяемых отделок при изготовлении современной женской, мужской и детской одежды из различных материалов очень разнообразен. Он включает как хорошо известные в производстве одежды виды, так и нетрадиционные, связанные со свойствами конкретных материалов и с появлением новых технологий изготовления отделки.

Все виды отделки одежды по способу изготовления могут быть разделены на три группы: поверхностная отделка, объемная отделка, дополнительные аксессуары.

Поверхностная отделка выполняется непосредственно на поверхности деталей одежды, пространственная форма материала при этом не изменяется. К ней относятся:

Отделочные строчки и швы, которые подчеркивают, усиливают конструктивные линии, швы, края деталей, делая их более заметными;

Отделка тесьмой, сутажем, шнуром, бейкой, бахромой, которые используются для отделки краев деталей. Тесьма, сутаж, шнур могут быть использованы для вышивания сложных узоров;

Вышивка, которая может быть ручной и машинной, выполненной с помощью различного материала (нитками, бисером, стеклярусом, жемчугом, пайетками);

Аппликация, выполненная разными способами (ниточным, клеевым, сварным) из различных материалов;

Отделка фурнитурой - металлической, пластмассовой, деревянной, из драгоценных металлов и камней. Роль фурнитуры выполняют пуговицы, застежка-молния, пряжки, кнопки, крючки, блочки и т. п.;

Комбинирование материалов, когда сочетаются ткани одной и той же фактуры разных цветов; ткани различных фактур одного цвета; ткани различных фактур и контрастного цвета;

Объемная отделка обеспечивает объемную форму изделия и отдельных его деталей за счет изменения пространственного расположения материала. Объемную отделку можно условно подразделить на два вида:

Подвижная отделка - объемная форма, которая предусматривает некоторую свободу изменения первоначальной формы. Это драпировки, складки, воланы, сборки, плиссе, гофре и т. п.;

Неподвижная отделка - это такая объемная форма, которая не изменяется и обычно закреплена с помощью дополнительных материалов: ниток, прокладок, клеев. К неподвижным видам объемной отделки относятся буфы, защипы, декоративное выстегивание.

Дополнителъные аксессуары одежды - это съемные отделочные детали: шарфы, галстуки, цветы, кокилье, жабо, воротники, манжеты, пояса и др.

Различают отделку, выполненную преимущественно механическим способом, т. е. достигнутую физическими воздействиями, и отделку, операции которой связаны с воздействием химических процессов и препаратов. Группа съемных отделочных деталей в представленной класси- фикации не рассматривается, так как она не выполняется непосредственно на самом изделии.

К физическим воздействиям относят давление разной величины, развиваемое одновременно в течение определенного времени, растяжение, трение, просасывание воздуха, воздействие тепла на мокрые, влажные, сухие изделия. Физическими воздействиями осуществляются ниточное и заклепочное соединения. Физическое воздействие тепла направлено на изменение поверхности материала, придание изделиям определенной формы без нарушения структуры материала.

Химические процессы изменяют структуру волокон. При отделке швейных изделий химические способы могут быть использованы при клеевом соединении аппликаций и эмблем с основным материалом, при фиксации форм складок плиссе с предварительной обработкой материала полимерными композициями.

В большей или меньшей степени перечисленные виды отделок используются при проектировании и изготовлении швейных изделий из различных материалов. Выбор того или иного вида отделки зависит от вида, фактуры, свойств и стоимости материала, назначения изделия, его формы, а также от ряда других факторов и для швейных изделий из различных материалов имеет свои особенности.

При выборе отделки, входящей в композиционные элементы формы одежды определенного стиля, необходимо определить не только вид отделки, но и технику ее выполнения. Способы выполнения отделок разнообразны и зависят от вида материала и назначения изделия. Развитие производства новых видов материалов с новыми свойствами и внешним видом вызывает и появление новых видов отделки.

В практике моделирования одежды широко применяют различные отделки, которые не только украшают изделие, но усиливают и обогащают его композицию. Отделки могут быть использованы для выделения формы изделия или ее части, членения формы на части, объединения частей формы или нескольких различных самостоятельных форм, организации зрительного движения в определенном направлении на поверхности формы.

Отделки обогащают художественно-образный замысел костюма. Одни виды отделок одновременно имеют декоративное и конструктивное значение, другие - декоративное и утилитарное.

Материалы и формы отделок могут быть самыми разнообразными. Все многообразие их можно подразделить на семь групп:

1) отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек;

2) отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны;

3) отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы;

4) отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, хольнитены, застежки-молнии;

5) отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами

6) отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, спилок, бархат, кружевное полотно, ткани;

7) отделка деталей изделия печатным рисунком.

Отделки 1-й группы имеют широкое распространение и применяются в разных видах одежды. Им уделяют большое внимание в процессе создания проекта модели, так как они могут явиться средством создания формы, членения формы на части, связи формы. Они неразрывно связаны с конструкцией изделия и в значительной степени определяют расход материала на изделие. Отделки этой группы лаконичны, сравнительно стабильны. Некоторые виды отделок, такие, как рельефы, складки, отделочные строчки, применяют постоянно.

Они имеют не только декоративное, конструктивное назначение, но и утилитарное.

Так отделочная строчка наряду с подчеркиванием края детали, шва, закрепляет край, шов и обеспечивает сохранение их формы; складки обогащают форму изделия, обеспечивают свободу движения в нем.

Вертикально расположенные рельефы, вытачные рельефные швы, складки, отделочные строчки придают деталям четкость, стройность. Драпировки, буфы, сборки неразрывно связаны с мягкой формой изделия или его части, причем драпировки, буфы могут явиться центром композиции изделия. Наиболее выразительны отделки этой группы на гладкокрашеных тканях, причем для драпировок, буф, сборок ткани должны быть пластичные, но не вялые; для рельефов, складок, вытачных рельефных швов ткани могут быть разной толщины, но достаточно плотные.

Отделки 2-й группы украшают форму, создают зрительное движение на ее поверхности (оборки, воланы, рюши), выделяют форму (кант, окантовка, бейка). Некоторые виды отделки имеют декоративное и утилитарное назначение. Так, окантовка края является средством декоративного оформления и средством его обработки, закрепления; рулик, бант - средствами скрепления деталей изделия.

Отделки этой группы могут применяться в изделиях взрослого и детского ассортимента из гладкокрашеных тканей и тканей с печатным рисунком.

Механизация процесса изготовления беек и окантовочных швов сделали его нетрудоемким, доступным при массовом изготовлении одежды. Бейки и окантовочные швы широко применяют при изготовлении детской одежды, одежды для отдыха, они придают изделиям декоративность, разнообразие, свежесть.

Отделки 2-й группы не влияют на конфигурацию и размер основных деталей изделия, поэтому широко могут быть использованы при проектировании одежды на одной конструктивной основе, что при минимальных затратах дает возможность резко повысить разнообразие моделей.

В 3-й группе отделок наибольшее распространение имеют тесьма и кружево. Отделочная тесьма в зависимости от ее вида может применяться в изделиях широкого ассортимента, придавая детской одежде, одежде для отдыха и спорта декоративность, национальный колорит; нарядной одежде - праздничность; повседневной одежде - четкость, строгость, формоустойчивость краев.

Тесьмой можно подчеркнуть конструктивные членения, выделить форму края. Отделочная тесьма может заменить дорогостоящую вышивку. Окантовка деталей тесьмой менее трудоемка, чем тканью.

Отделка 4-й группы - фурнитура - является элементом застежки и выполняет важную утилитарную роль, от нее зависит удобство пользования одеждой. Наряду с этим, фурнитура выполняет и декоративную роль, особенно это относится к повседневной одежде, одежде для спорта и отдыха. В этой группе наиболее распространенным видом отделки являются пуговицы, которые могут быть выполнены из разных материалов, разной формы и цвета. Материал пуговиц, их форма и цвет должны соответствовать назначению изделия, форме и линиям его членения, цвету и виду материала.

Отделки 5-й группы наиболее декоративны. Вышивка может быть ручная и машинная, выполненная нитками, стеклярусом, бисером, блестками-пайетками. Она может применяться в изделиях разного назначения, являясь с давних времен отделкой одежды разных народов. Вышивка вносит в одежду элемент народности, придает ей нарядность, торжественность и даже строгость. Вышивка может быть центром композиции изделия. Вид вышивки определяется назначением изделия. В настоящее время в массовом производстве одежды в основном применяется машинная вышивка. Вышивка бисером, стеклярусом, блестками-пайетками применяется ограниченно и только в нарядной одежде.

Аппликация может быть выполнена на спецмашине зигзагообразной строчкой, клеевым способом и сваркой. При выполнении аппликаций сваркой рисунок, изготовленный на пленке, приваривают к материалу. Разработка технологии клеевого способа значительно сократила время выполнения этого вида отделки и открыла широкую возможность применения его в массовом производстве детской, подростковой одежды и одежды для отдыха. Рисунок аппликации и эмблемы должен соответствовать назначению изделия, возрасту потребителя.

Эмблемы широко распространены в спортивной одежде, одежде для отдыха, детской и подростковой одежде.

Отделки 6-й группы применяют в нарядной, спортивной и повседневной одежде. Отделки из других материалов, кроме декоративного, имеют и утилитарное значение. Так, применение в меховом пальто планки и манжет из кожи повышает износоустойчивость изделия, применение трикотажной отделки в изделии из искусственной кожи повышает воздухопроницаемость изделия, обеспечивает большую свободу движения. Съемные детали из отделочных материалов позволяют одно и то же изделие носить в разных вариантах.

Отделка деталей печатным рисунком (6-я группа отделок) с переводом его парафазным методом может успешно применяться при изготовлении изделий из светлых синтетических тканей, особенно из тканей, содержащих ацетатные волокна, где вследствие большой осыпаемости срезов и повышенной раздвигаемости нитей затрудняется применение отделок других видов.

Применение в одном изделии нескольких видов отделки требует их согласования, чтобы не нарушить целостности композиционного решения.



Как сделать самостоятельно драпировку бусинами, бахрому в джинсовых изделиях, защипы, настрочные складки по талии, полосы (бейки) или трикотажную вставку.
Для декорирования швейного изделия можно использовать практически все, что есть под рукой: бусины, тесьму, ленты, остатки материалов (Журнал "Ателье № 1 2015").

Драпировка бусинами
Этот декор (илл. 1) выполняется на основной детали с помощью бусин среднего размера. Материал изделия должен обладать высокими пластичными свойствами, чтобы образовались красивые складки. Можно использовать шифон, легкие плательные ткани или тонкий трикотаж. Таким декором можно украсить блузку или платье в области груди, придавая дополнительный объем. Технически выполнить декор несложно, сложнее учесть драпировку в конструкции изделия. Для изготовления декора потребуются прочные нитки в тон основного материала, игла для ручной работы и бусины среднего размера. Размер складок, количество бусин зависят от вашего желания и от модельных особенностей изделия. Для закрепления бусин используется нитка в два сложения. Продеть иглу с изнаночной стороны материала на лицевую. Образовать первую складку, продеть иглу через первую бусину. Затянуть стежок. Затем снова складка, бусина и так далее (илл. 2). Завершить декор нужно складкой, затянуть нитку, чтобы складки и бусины декора не распадались. Вывести иглу на изнаночную сторону, закрепить нитку. Декор готов.
***
Бахрома в джинсовых изделиях
Джинсовые изделия не выходят из моды, соответственно, остается актуальной и тема их декора. Отделка джинсовых изделий, как правило, осуществляется с помощью химических реагентов - в домашних условиях это сделать сложно. А вот украсить или обновить любимые джинсовые вещи с помощью бахромы вполне реально. Рассмотрим несколько вариантов отделки бахромой.

Вариант 1
На илл. 3 представлен декор в виде настроченных полос с бахромой по обеим сторонам.
Нарезать полоски из джинсовой ткани шириной 3,0 см. Длина их зависит от необходимого размера декора. Полосы могут отличаться по цвету и фактуре от основной ткани. Предварительно нужно заготовить полосы: сделать бахрому шириной 1,0 см с обеих сторон каждой полосы (илл. 4). Наметить на основной детали положение декора, настрочить каждую полосу по четырем сторонам ее центральной части (на расстоянии 0,1 см от бахромы). Если боковые открытые срезы не войдут впоследствии в швы, то при настрачивании рекомендуется их подогнуть на 0,5 см или также сделать бахрому. Приутюжить. Декор готов.

Вариант 2
На илл. 5 приведен еще один способ декорирования полосами с бахромой. Потребуются полосы шириной 2,5 см. С одной длинной стороны полосы сделать бахрому шириной 1,0 см. Обработка боковых срезов может быть различна: либо сделать бахрому, либо они войдут в швы при дальнейшей обработке, либо оставить необработанными (в джинсовой одежде это допускается). Наметить положение декора на основной детали. Притачать, совмещая лицевые стороны деталей, каждую полосу к основной детали швом шириной 0,5 см (илл. 6). Отогнуть полосы, закрывая швы, и настрочить их, прокладывая строчки на расстоянии 0,7 см (илл. 7). В данном случае припуск шва будет закрыт полностью - «чистая» обработка. Приутюжить.

Вариант 3
Более сложный и трудоемкий вариант отделки бахромой представлен на илл. 8. Здесь показан только один фрагмент. В изделии можно использовать как фрагмент, так и сделать всю модель из стачанных треугольников (илл. 9).
Для одного фрагмента потребуется 6 равносторонних треугольников. Припуски по сторонам треугольника по 1,0 см. Важно при раскрое обратить внимание на направление нитей основы. В данном случае направление нитей основы на треугольниках совпадает с одной из сторон деталей - это внешние срезы. Два других среза деталей выкроены, соответственно, в косом направлении нитей основы. Бахрому из косых срезов сделать сложнее, она будет неравномерной. Но в данном случае это необходимо, чтобы бахрома была одинакова по обеим сторонам детали и внутри шестигранника. Бахрома по внешним срезам шестигранника будет другого цвета (в данном случае белого).
Стачать 6 треугольников между собой швом шириной 1,0 см (илл. 10), складывая их изнаночными сторонами друг к другу (таким образом, припуски швов будут расположены с лицевой стороны). Оставить нестачанными участки по 1,0 см в начале и конце каждой строчки (илл. 11, 12). В центре шестигранника все швы должны сойтись в одну точку. Открытые участки около срезов нужны для того, чтобы сделать бахрому.


После того, как фрагмент собран, сделать бахрому с помощью иглы. Так как срезы швов выкроены по косой, бахрома получится неравномерная. Это неважно, для джинсовой одежды допускается некоторая небрежность.
Если нам нужно для декора несколько фрагментов, то следует заготовить отдельно каждый, а затем уже собрать их между собой по аналогичной схеме - швами наружу. Цвет бахромы по внешним срезам фрагментов будет иной (в данном случае белый). Причина в том, что внешние срезы треугольников выкроены вдоль направления нитей основы, а не по косой. За счет этого каждый шестигранник дополнительно выделится на общем фоне.
СОВЕТ: Срезы детали, выкроенной в косом направлении нитей основы,обладают меньшей осыпаемостью. Бахрому на косых срезах сделать сложнее, она будет неравномерной.
Легче сделать бахрому на срезе детали, расположенном вдоль нитей основы или в поперечном направлении.
***
Защипы
Вариант защипов, представленный на илл. 13, несложный в выполнении, но требует аккуратности и точности. Этот декор может занять все пространство изделия, став ключевой идеей костюма, а может быть небольшим фрагментом - отделкой. Размеры квадратов могут отличаться. Основной материал должен быть со стабильной, неэластичной структурой как в направлении нитей основы, так и в направлении нитей утка (в противном случае при застрачивании защипов ткань может деформироваться).
Наметить положение защипов с лицевой стороны основной детали. В данном случае это квадраты со стороной 4,0 см (илл. 14).
Застрочить по намеченным линиям горизонтальные защипы, прокладывая строчки на расстоянии 0,1 см от сгиба ткани (илл. 15). Один защип застрачивать справа налево, другой - слева направо. Это позволит избежать перекосов ткани. Приутюжить защипы на ребро.
После застрачивания горизонтальных защипов основная деталь будет выглядеть, как на илл. 16. При желании на этом можно и остановиться. Такой вариант тоже выглядит завершенным декором. Далее застрочить вертикальные защипы, также чередуя направление застрачивания (илл. 17). Приутюжить защипы на ребро.




СОВЕТ: При застрачивании ряда защипов нужно один защип застрачивать справа налево, а другой-слева направо. Если застрачивать все защипы в одном направлении, то произойдет перекос детали.
***
Настрочные складки по талии
Настрочные складки по талии показаны на илл. 18. Это многофункциональный элемент, который:
- выполняет роль талиевых вытачек на плечевом изделии;
- придает дополнительный объем;
- является декоративным элементом. Наметить положение складок с изнаночной стороны основной детали несколькими линиями:
- двумя горизонтальными - уровень начала и конца складки;
- двумя вертикальными - боковая и средняя линия складки (илл. 19).
Последовательно обработать складки: перегнуть деталь лицевой стороной внутрь по средней линии складки и застрочить каждую складку по боковой линии, начиная и заканчивая строчку у горизонтальных линий разметки (илл.20 и 21). Сначала приутюжить складки на ребро, затем заутюжить припуски всех складок в одну сторону. Направление припусков складок зависит от модели и места расположения складок. Как правило, припуски вытачек, складок, рельефов заутюживаются к средней линии детали, на которой они расположены.




Настрочить складки, прокладывая строчки на расстоянии 0,2 см от швов их застрачивания (илл. 22). Если отделочная строчка узкая (0,1-0,2 см), то ее можно проложить четко вдоль строчки складки. Если отделочная строчка шире (0,5-0,7 см), то требуется красиво закончить строчки настрачивания, два варианта показаны на илл. 23. Декор готов.
С изнаночной стороны он выглядит, как на илл. 24 и 25. Уместно его применение и в таком виде: складки застрачивать на лицевую сторону изделия, а не на изнаночную.


***
Настроченные полосы (бейки)
Эффектный декор, основанный на совмещении двух видов разнофактурных тканей, представлен на илл. 26. Основная идея заключена в том, что на тонкую прозрачную ткань (шифон или сетку) настрочены полосы плотной ткани или ленты, как в данном случае (илл. 27). Смешение разных фактур, как правило, всегда интересно. Легче выполнить этот декор, если основная ткань неэластичная.
При использовании неэластичных лент (а также беек, выкроенных в продольном направлении нитей основы из отделочной ткани) их настрачивание на основную деталь возможно только по прямой, без фигурных изгибов.
Если требуются изогнутые линии, то нужно использовать бейки из отделочной ткани, выкроенные в косом направлении нитей основы и неширокие. Чем уже бейки, тем более изогнутые линии отделки возможны.


***
Трикотажная вставка
Эффектную декоративную вставку можно сделать в изделии из трикотажа (илл. 28). Основное требование к трикотажу - петли полотна не должны распускаться. На отделочной детали (вставке) петельные столбики должны располагаться вертикально. На 4-ниточном оверлоке притачать вставку к двум боковым деталям швом шириной 0,8 см. Заутюжить швы на боковые детали и настрочить их, прокладывая строчки на расстоянии 0,1 см (илл. 29). Приутюжить. На вставке наметить полосы декора (илл. 30). Ширина полос зависит от свойств трикотажа. Существует трикотаж, который при растяжении сильно закручивается на срезах. Для такого вида материала ширину полос нужно сделать больше. В данном случае трикотаж таким свойством не обладает, и достаточно ширину полосы сделать 1,0 см. Аккуратно разрезать вставку по намеченным линиям. Приутюжить. Декор готов. Конструкцию изделия можно рассчитать так, чтобы вставка с декором была либо в натяжении (илл. 28), либо в «свободном падении» (илл. 31).