Кружок «Креативное рукоделие. Программа кружка «Страна Рукоделия» художественно-эстетической направленности В кружке по рукоделию решили сделать украшение

Рогозина Елена Николаевна
Кружок «Креативное рукоделие»

Дети в моей группе очень активные, подвижные, непоседливые, поэтому моя ежедневная проблема – это увлечь их, занять полезным делом. Появилась идея – организовать в моей группе кружок «Креативное рукоделие». Нетрадиционные техники выбраны мною неслучайно. Наше время требует творческих, нестандартных людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном. Креативные виды рукоделия привлекают детей своей новизной, необычностью, разнообразием и эстетикой используемых материалов, внешней привлекательностью результата.

Нами была составлена план-программа кружковой работы, включающая в себя: глоссарий, пояснительную записку, цели и задачи, техники, перечень материалов и инструментов, правила безопасной работы и перспективный план на год.

Техники, применяемые в кружковой работе, доступны детям дошкольного возраста и при необходимости проходят адаптацию. При работе используется большой набор инструментов и приспособлений, поэтому особое внимание уделяется правилам работы с материалами и инструментами. Все занятия проходят под руководством взрослого малыми подгруппами

Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности, на наш взгляд, работает на решение сразу нескольких развивающих задач:

Развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия,

Развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики,

Формирование умений и навыков работы с различными материалами, приспособлениями и инструментами,

Знакомство с новыми техниками и технологиями,

Умение применять их на практике.

Хочу рассказать о наиболее интересных техниках рукоделия.

Скрапбукинг (от англ. skrap – вырезка, book – книга, буквальный перевод – «книга из вырезок») – это вид рукоделия в котором основным материалом является бумага, вид рукотворного творчества оформления открыток, альбомов с помощью тактильных и визуальных приемов: газетных вырезок, записей, наклеек. На фото открытки к различным праздникам и блокнот, который дарили дети своим мамам на 8 марта.

Декупаж или салфеточная техника (от франц. «вырезать») – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. На фотографии различные бытовые предметы, украшенные детьми в технике декупаж.

Торцевание – достаточно новая и интересная техника работы с разными видами бумаги, при которой бумага накручивается на основу (стержень от ручки) и приклеивается к основе торцевой стороной. Коллективные работы панно «Золотая рыбка» и апельсиновое дерево.

Техника плетения из фольги – основана на скручивании полос и переплетении между собой полученных заготовок, основной материал – фольга.

Техника «скатывание из салфеток». Кусочки салфеток смачиваются в воде и скручиваются в маленькие шарики. После высыхания их наклеивают на основу и декорируют.

Рисование на камнях – создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Божьи коровки, арбуз, смешные мордашки. С разрисованными камешками дети с удовольствием играли весь год. Все работы украшают нашу группу или используются в игровой деятельности.

Эта работа была бы невозможна без помощи родителей, так как некоторые материалы (специальная бумага, наклейки, пайетки и т. д.) стоят недешево, но зато результат превосходит все ожидания. На слайде представлена часть материалов, используемых нами в работе. Все это можно приобрести в магазине «Кудесница».

За год работы мы с детьми и родителями сделали много интересных вещей и несколько работ отправили на международную выставку в Монголию.

В результате мои дети стали более внимательными и усидчивыми, научились самостоятельно занимать себя полезными делами, кружковая работа способствовала развитию универсальных предпосылок учебной деятельности (действовать по инструкции, по образцу, произошло развитие мелкой пальцевой моторики, в процессе совместной деятельности дети учились общаться по-деловому, расширился их общий кругозор, и, наконец, все мы, и дети и родители получили много удовольствия от совместной творческой деятельности.

В планах у нас продолжить эту работу, познакомиться с новой техникой квиллинг – искусство создания различных композиций из закрученных в рулончики полосок бумаги, возникшее в средневековой Европе, продолжать совершенствовать технические навыки, изготовлять поделки миксом из нескольких техник и может быть даже придумать свою оригинальную креативную технику рукоделия.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СШ №1

С.Г.Кокшарова

«__»_____________г.

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

Протокол №_____

от «__»__________г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по ВР

МБОУ СШ № 1

О.В.Саляхова

«__»_____________г.

Количество часов в год: 68

Количество часов в неделю: 2

Составитель: Алексеева А.О.

учитель технологии

2015-2016 учебный год.

Рабочая программа кружка по декоративно – прикладному творчеству «Рукодельница»

Пояснительная записка

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.

Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.

Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.

Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.

Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее. Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.

Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.

Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все больше людей и молодых, и достаточно зрелых.

Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.

Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.

Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-13 лет.

Программа рассчитана на 1 учебный год (68 часов, 34 занятия по 2 часа в неделю ).

В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цели программы:

· Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.

· Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.

· Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.

· Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.

· Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации учащихся.

· Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).

· Содействие жизненному самоопределению учащихся.

· Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:

Обучающие:

· Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

· Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

· Обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

· Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.

· Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.

· Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

· Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

· Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

· Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность.

· Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.

· Развивать положительные эмоции и волевые качества.

· Развивать моторику рук, глазомер.

Мотивационные:

· Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Социально-педагогические :

· Формирование общественной активности.

· Реализация в социуме.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.

Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

«Рукодельника »

Название разделов

Количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие

Лоскутная пластика

Поурочное планирование занятий

кружка по декоративно – прикладному искусству

в 2015 – 2016 учебном году

(2 часа в неделю, всего 68 часов)

Раздел, тема

Количество часов на раздел

Количество часов на тему

Дата

план

факт

Вводное занятие

Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

Изонить

3.1 Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ при работе с колюще-режущими инструментами. Материалы, инструменты, оборудование

3.2 Последовательность выполнения угла

3.3 Последовательность выполнения окружности.

3.4 3 Последовательность выполнения узора из углов и окружностей

3.5 Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток

3.6 Вышивка по выбранным схемам

3.7 Оформление готовых работ

Вышивка

4.1 Требования по технике безопасности при работе с инструментами

4.2 Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы

4.3 История вышивки

4.4 Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок.

4 5 Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток

4.6 Вышивка по выбранным схемам

4.7 Оформление готовых работ

Лоскутная пластика

5.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.

5.2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов.

5.3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов.

5.4 Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.

5.5 Сборка готового изделия.

5.6 Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал. раскрой лоскутов.

5.7 Сборка изделия из лоскутов ручным способом.

5.8 Соединение панно с подкладкой. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готового панно.

Итого:

Учебно-методическое обеспечение программы:
Инструкционные карты и схемы базовых форм.
Инструкционные карты сборки изделий.
Схемы создания изделий
Образцы изделий.

Инструкции по технике безопасности
Лучшие работы детей.

Планируемые результаты, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса

Знать:

· Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.

· Народные художественные промыслы России и родного края.

· Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

· Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

· Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

· Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

· Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

· Способы навешивания нитей.

· Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.

· Основные приемы и элементы лоскутного шитья.

· Иметь представление о традициях разных стран.

· Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.

· Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.

Уметь:

· Правильно организовать свое рабочее место.

· Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

· Работать с электронагревательными приборами.

· Выполнять правила техники безопасности.

· Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.

· Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.

· Работать по шаблону.

· Приобрести навыки работы с лоскутками.

· Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.

· В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

· Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.

· Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Литература

1. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.

2. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).

3. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.

4. Уроки труда. 5 класс. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 62 с.

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок — мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали…

Наш сайт изначально создавался как сайт о вышивке крестиком. Но: талантливый человек талантлив если не во всем, то очень во многом. И наши форумчанки занимаются разными видами рукоделия: вяжут, шьют кукол, занимаются скрапбукингом и квиллингом. Сегодня я расскажу о некоторых других видах рукоделия.

1. Аппликация. На уроках труда в начальной школе этим занимались абсолютно все. Аппликация – это вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Между прочим декупаж и скрапбукинг – это разновидности аппликации!

2. Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Ткани, расписанные по технологии «батик» выглядят легкими, летящими, по-настоящему воздушными.

3. Витраж — мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу. Витражные окна наполняют позитивом любой, даже самый пасмурный день!

4. Выжигание по дереву – способ получения изображения на деревянной поверхности. В советской школе, этим умением (а также следующим – «выпиливанием») должен был овладеть каждый ученик, наравне с умением сделать табурет и скворечник).

5. Выпиливание – способ художественной обработки деревянных поверхностей с целью придания им той или иной формы. Вспомните школьные уроки труда. Девочки шили фартуки, мальчики – вырезали разделочные доски. Но включив фантазию можно получить более интересные результаты.

6. Вырезание силуэтное – прием, при котором производится вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (животные, растения), с плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, поэтому они вырезаются без мелких подробностей. Особым мастерством считается вырезание без отрыва, одним движением остро заточенных ножниц.

7. Ганутель – техника изготовления изделий (чаще всего – цветов) с помощью спиральной проволоки и намотанных на неё шелковых нитей. Техника довольно трудоемкая, но результат того стоит!

8. Гильоширование — (выжигание по ткани) - техника, подразумевающая отделку изделий ажурным кружевом с помощью специального аппарата.

9. Изонить (Нитяная графика, вышивка по бумаге) – графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании.

10. Канзаши — Изначально – японские женские украшения для волос. В настоящее время – искусство изготовления украшений из отрезков лент, которые складываются определенным образом в виде лепестков.

11. Карвинг — искусство художественной резки по овощам и фруктам, а также по дереву, льду и камням.

12. Кусудама – бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Изначально являлось одним из направлений оригами, в последнее время выделяется в самостоятельное направление творчества. Кстати, такая красота делается довольно быстро.

13. Лепка – техника придания формы пластическому материалу при помощи рук и инструментов. Материалом для лепки обычно служит пластилин, обычная и полимерная глина, соленое тесто, холодный фарфор.
полимерная глина


соленое тесто


холодный фарфор.

14. Макраме — техника узелкового плетения. Тоже довольно известная техника (раньше изделие макраме висело почти в каждой квартире), которая в последнее время возвращает свою популярность.

15. Мозаика — техника получения изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Чаще всего о мозаике вспоминают после произведенного ремонта (когда остается сломанная или лишняя плитка). Но мозаика это и хороший повод купить новую посуду, а из старой сделать что-нибудь подобное этому:

16. Мыловарение – приготовление мыла в домашних условиях. Особенностью такого мыла являются натуральные ингредиенты для его приготовления, а красивая форма (некоторые делают его в виде пирожных или фруктов) – делает домашнее мыло отличным подарком.

17. Пергамо (пергамано) — одна из разновидностей техники тиснения. В процессе обработки пергаментная бумага становится выпуклой. Может применяться как отдельная техника, так и как элемент скрапбукинга.

18. Плетение из газет – техника плетения, получившая большую популярность в последнее время. Материалом служат трубочки, скрученные из газет. Служит неплохой альтернативой плетению из бересты и лозы. В результате получаются великолепные корзинки, подставки и коробочки.

19. Плетение на коклюшках – техника создания кружева с помощью специальных инструментов (коклюшек), на которые наматываются нитки.

20. Рисование цветным песком или подкрашенной солью – техника получения изображения с помощью цветного песка или соли. Особый интерес представляют композиции, насыпанные в бутылку. Чаще всего изображение выглядит как простые цветные пятна, но встречаются мастера, способные создавать настоящие картины.

21. Роспись – нанесение рисунка на деревянные, глиняные или другие поверхности с помощью красок. Роспись подносов и игрушек является исконно русским промыслом (Хохлома, Гжель, Палехские миниатюры и т.п.).

22. Фриволите — техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков.

Если вы не нашли в этом списке какого-то рукоделия, то может быть о нем уже создана отдельная тема на нашем форуме: Handmade

Если вы занимаетесь каким-либо видом рукоделия и хотите рассказать о нем остальным форумчанкам, то ждем ваших предложений по открытию новых тем форума вот

Программа кружка «Страна Рукоделия»

художественно-эстетической направленности

Пояснительная записка.

Из всего многообразия видов творчества - декоративно - прикладное является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством своего народа.У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. Актуальность программы обусловлена общественной потребностью воспитания гражданина и патриота знающего и любящего свою родину, данная задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Шитье из лоскутков, вышивка шелковыми лентами, лепка из соленого теста, аппликация из природного материала, знакомство с новым видом бумажной пластики – квиллингом, джутовой филигранью – интересное и творческое занятие. Это настоящее искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Кроме того, все декоративно прикладное творчество приносит и практическую пользу.

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» М.С.Митрохиной (модифицированная).

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. На занятиях в объединении дети осваивают не только мастерство ремесел, но и находят новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек. Поэтому я перед собой поставила цель - научить детей самостоятельно создавать предметы быта, игрушки. знакомить с историей народного творчества, показывать примеры лепки из соленого теста и работы с кистью, знакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

1.Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

2.Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

3.Обучить технологиям разных видов рукоделия.

Воспитательные:

1.Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство культуры;

2.Побуждать к овладению основами нравственного поведения (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям, культуры общения);

3.Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

Развивающие:

1.Развивать творческий потенциал каждого ребенка: наблюдательность, мышление, художественный вкус.

2.Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, положительные эмоции и волевые качества;

3.Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку реализовать свои способности в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

Педагогические принципы:

Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития главный принцип работы .

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности.

Возраст обучающихся - 9-12 лет.

При организации учебно-воспитательного процесса учитываются

ведущие виды деятельности в разновозрастных группах учащихся, на занятиях принято уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

Осознание и признание права личности быть не похожей на других;

Проявление уважения к личности;

Оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

Умение смотреть на проблему глазами ребенка;

Учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы – 1 год. Всего 54 часа – 27 недель.

Основные формы и методы организации учебного процесса.

Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

1.Познавательное занятие

Передача информации.

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке определенного умения.

Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.

Упражнения

3.Самостоятельная деятельность детей

Поиск решения проблемы самостоятельно

Упражнения

4.Творческие упражнения

Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом

Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах

5. Игровая форма

Создание ситуации занимательности

Короткая игра, игра -оболочка

6. Конкурсы

Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности

Игра

7. Выставки

Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства

Экспозиция

8.Занятие – соревнования

Закрепление умений, знаний, навыков

Игра

9. Занятие - лекция

Формирование мотивации, установка на активное восприятие

10. Итоговое занятие

Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда

Индивидуальное или групповое занятие, собеседование, тест

Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.

Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты и способы определения

их результативности.

Обучающиеся должны будут знать:

Виды декоративно-прикладного творчества;

Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

Правила организации рабочего места;

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными

материалами.

Обучающиеся должны будут уметь:

Правильно организовать свое рабочее место;

Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях;

Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Контроль результатов обучения.

1. Входной контроль (беседа, анкетирование).

2. Текущий контроль, определение степени усвоения обучающимися учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении, выявление детей отстающих и опережающих обучение (педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная работа).

3. Итоговый контроль – определение результатов обучения. Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей (коллективная рефлексия, самоанализ).

Практические результаты и темп освоения программы является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.

Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры, выставки по итогам обучения, демонстрация моделей, презентация творческих работ, участие в конкурсах разного уровня, мониторинг.

Мониторинг образовательного уровня обучающихся:

Низкий уровень .

Обучающийся проявляет интерес и желание смастерить поделку, но не соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может владеть определёнными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими не достаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет творчество.

Средний уровень.

Обучающийся проявляет интерес и потребность в изготовлении различных видов поделок. Видит характерные признаки подобия и отличия, различает виды художественного труда – аппликация, конструирование, ручной труд и т.д.. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности знания, умения и навыки при работе с различными инструментами, для создания выразительного образа.

Высокий уровень.

Обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с педагогом, испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения, навыки, может применять их для изготовления той или иной работы. Знает назначения различных инструментов и правила техники безопасности при работе с ним. Владеет ими. Проявляет инициативу и творчество в решении определённых задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности.

Учебно – тематический план.

Название темы

Количество часов

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Дата

1

Вводное занятие.

1

1

2

Работа с тканью.

10

2

8

Искусственные цветы из ткани. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов.

Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинирование. Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Работа с «бросовым» материалом. Изготовление сувенира «корзина с цветами».

Стилизованные цветы.

Изготовление розы.

Изготовление композиции из искусственных цветов из ткани.

Лоскутная аппликация.

(изготовление изделия по выбору)

3

Работа с бумагой.

10

2

8

Азбука бумажной пластики.

Техника – квиллинг.

Элементы квиллинга.

Изготовление цветов.

Изготовление бабочки.

Изготовление композиции в технике квиллинг по выбору.

4

Художественная роспись.

6

1

5

Знакомство с видами художественной росписи по дереву.

Художественная роспись по дереву. Городец. Элементы росписи.

Разделочная доска. Городецкая роспись.

5

Вышивка лентами.

9

2

7

Знакомство с историей и видами вышивки. Техника безопасности.

Правила безопасности труда.

Лента в вышивке. Необходимые инструменты, приспособления и материалы.

Швы, используемые в вышивке лентами.

Гладкий шов. Петельный шов.

Шов «мушка», «узелки».

Ленточный шов, «корзинка».

Изготовление цветов из лент.

Разработка рисунка для изготовления праздничной открытки.

Изготовление праздничной открытки.

6

Лепка из соленого теста.

10

1

9

Материалы и инструменты при работе с солёным тестом.

Способы изготовления изделий из солёного теста.

Последовательность выполнения круглой игрушки.

Последовательность выполнения плоских фигур.

Последовательность выполнения настенного панно на твёрдом фоне.

Изготовление композиции из солёного теста на твёрдом фоне по выбору.

7

Джутовая филигрань.

7

1

6

Знакомство с техникой – джутовая филигрань. Материалы и инструменты при работе с джутовым шнуром. Инструктаж по технике безопасности.

Декорирование вазы джутовым шнуром.

Объемные поделки из джутового шнура. Шкатулка.

8

Заключительное (итоговое) занятие

1

1

ИТОГО:

54

10

44

Раздел 1. Вводное занятие.

Тема 1.1 Вводное занятие. Техника безопасности.

Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. План работы объединения, цели и задачи занятий. История рукоделия.

Раздел 2. Работа с тканью.

Тема 2.1 Искусственные цветы из ткани. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов.

Вводное занятие. Техника безопасности.

Тема 2.2. Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинирование. Изготовление трафаретов цветов и листьев. Вырезание деталей. Работа с «бросовым» материалом. Изготовление сувенира «корзина с цветами». Работа с трафаретами, лекалами, шаблонами, выкройками.

Тема 2.3. Стилизованные цветы. Изготовление розы.

Тема 2.4. Изготовление композиции из искусственных цветов из ткани.

Основные приемы и элементы лоскутного шитья. Отделочные элементы: стежка, сборка, рюши, фестоны.

Тема 2.5. Лоскутная аппликация. Основные приемы и элементы лоскутной аппликации. Изготовление аппликации на твёрдой основе по выбору.

Раздел 3 . Работа с бумагой.

Тема 3.1. Азбука бумажной пластики. Техника – квиллинг. Техника безопасности. Правила безопасности труда.

Тема 3.2. Элементы квиллинга.

Тема 3.3. Изготовление цветов.

Тема 3.4. Изготовление бабочки.

Тема 3.5. Изготовление композиции в технике квиллинг по выбору.

Раздел 4. Художественная роспись.

Тема 4.1 Знакомство с видами художественной росписи по дереву. Техника безопасности.

Правила безопасности труда.

Тема 4.2. Художественная роспись по дереву. Городец. Элементы росписи.

Тема 4.3. Разделочная доска. Городецкая роспись. Разработка рисунка для изготовления разделочной доски. Роспись разделочной доски.

Раздел 5. Вышивка лентами.

Тема 5.1. Знакомство с историей и видами вышивки. Техника безопасности.

Правила безопасности труда.

Тема 5.2. Лента в вышивке. Необходимые инструменты, приспособления и материалы.

Тема 5.3. Швы, используемые в вышивке лентами. Гладкий шов. Петельный шов.

Тема 5.4. Шов «мушка», «узелки». Ленточный шов, «корзинка».

Тема 5.5. Изготовление цветов из лент.

Тема 5.6. Разработка рисунка для изготовления праздничной открытки

Тема 5.7. Изготовление праздничной открытки.

Раздел 6. Лепка из соленого теста.

Тема 6.1. Материалы и инструменты при работе с солёным тестом. Техника безопасности.

Правила безопасности труда.

Тема 6.2. Способы изготовления изделий из солёного теста.

Тема 6.3. Последовательность выполнения круглой игрушки.

Тема 6.4. Последовательность выполнения плоских фигур.

Тема 6.5. Последовательность выполнения настенного панно на твёрдом фоне.

Тема 6.6. Изготовление композиции из солёного теста на твёрдом фоне по выбору.

Раздел 7. Джутовая филигрань.

Тема 7.1. Знакомство с техникой – джутовая филигрань. Материалы и инструменты при работе с джутовым шнуром. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 7.3. Объемные поделки из джутового шнура. Шкатулка.

Раздел 8. Заключительное (итоговое) занятие

Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы.

Игры.

"Аналогии"



«Хорошее и плохое»


1. Зима, лето, весна, осень.





«Сложите предложение»



2. Тетрадь, обезьяна, сова.


5. Подушка, веселый, жевать.
6. Корова, легкий, летать.
«Прогулка с облаками» .


Игра-упражнение «Я – цветок» .


- Какой он?

«Коробочка со сказкой».


Ход игры


«Волшебная труба»


Ход игры

«Помоги Колобку»


Ход игры

«Старая сказка на новый лад» .


Ход игры
Ведущий вспоминает с детьми сказку, используя картинки. Попросите детей придумать «сказку наоборот»: медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать, как себя вести? Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку. "Аналогии"
Детям предлагают назвать объекты, схожие с данным по форме (тарелка – диск, луна, солнце, часы); по структуре (пух – снег, вата, поролон, пена); по цвету (солнце – одуванчик, желток, сыр, лимон); по ситуации (коробка с игрушками – автобус с пассажирами, ваза с фруктами, банка с орехами).
Придумываем новые слова (предметы, явления)
Смысл игры основывается на объединении двух слов, предметов, ситуаций, явлений, которые разделяет определенная дистанция, необычность, непохожесть. Игра активизирует воображение, фантазию малышей. Например, называем детям два слова и предлагаем назвать новое (банан + ананас = бананас; корова + крокодил = кородил). Можно предложить дошкольникам рассказать о способе существования новых объектов.
«Хорошее и плохое».
Цель: игра направлена на развитие умения видеть в одном предмете противоположные свойства, находить противоположности, оценивать одни и те же явления с разных точек зрения.
Указание к проведению: более распространенной категорией оценивания у детей является «хорошее – плохое». Используя эту категорию, предложите детям оценить явления природы, предметы, дела:
1. Зима, лето, весна, осень.
2. Дождь, снег, ветер, огонь, солнце.
3. Есть, спать, гулять в лесу, лазить по горам.
4. Пить лекарство, делать зарядку, умываться.
5. Нож, тарелка, стекло, краска.
Например, лето: хорошо – тепло, можно купаться, не надо долго одеваться, плохо – сильно жарко, потеешь, можно сгореть на солнце. Нож: хорошо – легко резать, плохо – можно порезаться.
«Сложите предложение».
Цель: развивать умение генерировать идеи
Указание к проведению: задание заключается в том, чтобы используя три заданных слова составить как можно больше предложений. Например:
1. Автомобиль, мокрый, пастух.
2. Тетрадь, обезьяна, сова.
3. Звонок, ступеньки, стоять.
4. Лампочка, дерево, высокий.
5. Подушка, веселый, жевать.
6. Корова, легкий, летать.
«Прогулка с облаками».
Цель: развитие воображения и фантазии
Указание к проведению: во время прогулки попросите детей внимательно посмотреть на облака и пофантазировать, на что они похожи. В удивительных образах, которые часто изменяются, можно увидеть животных, птиц, сказочных героев и т.д.
Игра-упражнение «Я – цветок».
Цель: осознавать свое имя; тренировать творческое воображение
Дети сидят в кругу на ковре. Инструкция. Закройте глаза и представьте себе летний день в саду или на лесной поляне. Почувствуйте тепло летнего дня, послушайте пение птиц, рассмотрите цветы возле себя. А теперь представьте цветок, который вы могли бы назвать своим именем.
- Какой он?
Рассмотрите цветок, почувствуйте его аромат, возьмите в руки… Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно глубоко вдохнуть и раскрыть глаза. После выполнения упражнения рассказать, что чувствовали (по желанию). Можно нарисовать цветок.
«Коробочка со сказкой».
Цель: развитие фантазии, связной речи, творческого мышления
Материал: 8-10 разных фигурок, коробочка
Ход игры
Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробочки. Нужно придумывать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того, как первый игрок сказал 2-3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ.
Когда история закончилась, предметы собирают вместе, и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз выходила законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с тем же самым предметом.
«Волшебная труба».
Цель: усвоение ребенком противоположных качеств предметов; развитие познавательной функции, воображения.
Материал: журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку.
Ход игры
Ведущий показывает «волшебную трубу» и говорит, что если посмотреть сквозь нее на предмет, то он изменит свои особенности на противоположные. Ведущий просит детей посмотреть сквозь трубу на предметы и рассказать, как они изменились.
«Помоги Колобку».
Цель: воспитание добрых чувств, развитие воображения, творческого мышления, связной речи.
Материал: сказка «Колобок»; карточки, изготовленные из двух книжек; разноцветные кружочки: желтый (Колобок), серый (волк), белый (заяц), коричневый (медведь), оранжевый (лиса).
Ход игры
Ведущий просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей подумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от лисицы, с кем он будет дружить, где будет его домик. Эти и другие вопросы помогут малышам придумать интересную историю.
«Старая сказка на новый лад».
Цель: развитие речи, воображения, творческого мышления, усвоение понятий «большой – меньший – еще меньше»
Материал: сказка «Три медведя», кружочки, которые обозначают медведей (коричневые, разных размеров), красный кружочек (девочка)
Ход игры
Ведущий вспоминает с детьми сказку, используя картинки. Попросите детей придумать «сказку наоборот»: медведи заблудились и попали к девочке. Что они стали бы делать, как себя вести? Ведущий предлагает с помощью кружочков разыграть новую сказку.

Игры и упражнения для тренингов на развитие креативности и творческих способностей.

Предлагаемые игровые упражнения направлены на развитие и активизацию креативности - системы творческих способностей.

Задача этих упражнений - научить человека продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, опираясь на свой творческий потенциал; ориентироваться в быстро меняющихся обстоятельствах, принимать адекватные решения при неполноте исходных сведений для этого.

Что, Откуда, Как.

Описание

Участникам, сидящим в кругу, демонстрируется какой-либо необычный предмет, назначение которого не вполне понятно (можно использовать даже не сам предмет, а его фотографию). Каждый из участников по порядку должен быстро ответить на три вопроса:

Что это?

Откуда это взялось?

Как это можно использовать?

При этом повторяться не разрешается, каждый участник должен придумывать новые ответы на каждый из этих вопросов.

Самый простой способ добыть реквизит для этого упражнения - брать не предметы целиком (их назначение, как правило, более или менее ясно) , а обломки чего-либо - такие, чтобы по ним сложно было понять, откуда они взялись.

Смысл упражнения

Легкая «интеллектуальная разминка», активизирующая беглость мышления участников, стимулирующая их к выдвижению необычных идей и ассоциаций.

Обсуждение

Какие ответы на вопросы запомнились участникам, представляются самыми интересными и оригинальными?

Земля круглая

Описание

«Все знают, что Земля круглая. Но какой конкретно смысл можно вложить в эти слова? Как показывают психологические исследования, многие дети понимают эти слова совсем не так, как ожидают от них взрослые. Например, они считают, что Земля - это плоский круг, который плавает в море или свободно парит в космосе. При этом на вопрос, какую форму имеет Земля, они вполне обоснованно отвечают: "Круглая! " - и этот ответ не противоречит их представлениям об устройстве мира. Придумайте как можно больше других вариантов, как можно ошибочно, но с точки зрения логики непротиворечиво представить себе "круглость" Земли».

Упражнение выполняется в подгруппах по 3-5 человек, время работы 6-8 минут.

Смысл упражнения

Помимо отработки умения генерировать идеи, упражнение позволяет продемонстрировать возможность неоднозначных трактовок и, как следствие, возникновения ошибок даже при понимании «прописных истин», кажущихся очевидными.

Обсуждение

Противоположности

Описание

Участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и предлагается придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-4 человека, время работы определяется исходя из расчета 2- 3 минуты на ситуацию. Потом представители каждой из подгрупп поочередно озвучивают придуманные варианты и аргументируют, почему их можно рассматривать как противоположные предложенным ситуациям.

Для работы можно предложить, например, такие ситуации:

Боксер выходит на ринг.

Девушка едет с горки на роликах.

Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.

Конечно, можно предлагать и другие ситуации, однако следует избегать слишком простых вариантов, в которых противоположные ситуации очевидны, а выбирать такие, где противоположности не столь очевидны или, по крайней мере, их можно выделить на основе разных признаков.

Смысл упражнения

Тренировка мышления «от противного» - способа поиска решений проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность. Развитие гибкости в восприятии жизненных ситуаций. Поиск неочевидных вариантов решения.

Обсуждение

Какой смысл вкладывался в понятие «противоположность» при выполнении этого упражнения? В каких ситуациях придумать противоположные варианты было легче, а в каких сложнее, с чем это связано? Приведите примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем «от противного».

Необычные действия

Описание

Каждому из участников предлагают вспомнить какое-нибудь своё необычное, оригинальное действие, странный и не вполне объяснимый с позиции здравого смысла поступок, совершенный на протяжении последних одного-двух месяцев (на размышления дается 1-2 минуты). Потом участников просят кратко рассказать о нем, а также прокомментировать:

В чем именно они видят необычность этого действия?

Что, с их точки зрения, к нему побудило?

Как они оценивают это действие «задним числом» - к чему оно

привело, стоило ли его совершать?

Если в группе меньше 12 участников, упражнение целесообразно выполнять всем вместе, при большем Числе участников группу лучше разделить на 2- 3 подгруппы, которые будут работать параллельно.

Смысл упражнения

Упражнение способствует переносу знаний и умений, связанных с креативностью, на рассмотрение собственной жизни, повышению степени открытости к новому жизненному опыту.

Обсуждение

Как необычные действия влияют на нашу жизнь - делают ее ярче, интереснее, сложнее, опаснее или меняют как-то еще? Были ли у участников в последнее время ситуации, когда хотелось совершить нечто необычное, но что-то остановило? Если да, то что именно остановило их и как это оценивается «задним числом» - правильно ли, что действие не совершено, или все-таки лучше было бы его совершить? Чьи необычные действия участникам захотелось повторить?

Применение умений

Описание

Каждый из участников называет какое-нибудь спортивное умение, которым он владеет (например, кататься на сноуборде или на роликах, подтягиваться на перекладине, кидать мяч в точно заданном направлении и т. п.). Потом остальные участники предлагают возможные варианты применения этих умений - не только в физкультуре и спорте, но и в других жизненных областях. Упражнение

выполняется в общем кругу.

Смысл упражнения

Упражнение обучает генерировать идеи о способах практического применения имеющихся у участников ресурсов, способствует повышению самооценки, а также повышает мотивацию к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся.

Обсуждение

Участники обмениваются своими впечатлениями и соображениями о том, какие новые умения и способы применения их заинтересовали.

Упражнения.

Упражнение «Анаграмма» (спрятанное слово).

Цель: развить у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза)

Задание: записать название цветов, переставив буквы.

ОРЗА, ЮЛИТК, АЛДНШЫ.

Упражнение «Сравнение»

Цель: научить ребёнка сравнивать предметы.

Задание: назвать общие признаки: РОМАШКА ВАСИЛЁК;

Чем отличаются: ДЕРЕВО КУСТАРНИК.

Упражнение «Классификация»

Цель: научить ребёнка классифицировать.

Задание: большие и маленькие, черные и белые кружки разделены на 2 группы. По какому признаку разделены кружки: а) по цвету б) по размеру в) по цвету и размеру

Список использованной литературы.

    К.Митителло «Аппликация. Техника и искусство». Москва. Изд. ООО «Эксмо», 2005г

    М.И. Нагибина «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль «Академия развития» 1997 г

    Т.О.Скребцова, Л.А.Данильченко «Солёно тесто: идеи для интерьера».Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 2007 год

    Н.Н. Голубева «Аппликация из природных материалов». Москва. Изд. «Культура и традиции», 2002 год

    Д.К.Ди Фидио, В.С.Беллини «Шелковые ленточки. Вышиваем оригинальные подарки и украшения». Москва. Изд. «Контэнт», 2009 год.

Вам понадобится

  • - методические разработки по выбранному виду деятельности;
  • - типовая или авторская программа;
  • - примерная смета расходов;
  • - перечень материалов и оборудования.

Инструкция

Узнайте, какие кружки есть в ближайших школах, учреждениях культуры и дополнительного образования. Решите, чему бы вы хотели научить . От того, какой именно это будет кружок и на какой контингент рассчитан, зависит организационная форма.

Если вы хотите научить вашей дочери шить или вязать, кружок можно организовать прямо в . Поговорите с классным руководителем. О таком кружке можно заявить как о семейном клубе. С разрешения вам предоставят возможность пару раз в неделю занимать . Чтобы привлечь учащихся, необходимо будет просто повесить в школе объявление. Разумеется, при такой форме организации занятия должны быть бесплатными и к тому же безопасными. Это может быть кружок рисования, оригами, бумажной пластики, рукоделия и т.п., то есть того, что не требует больших затрат и не представляет какой-либо опасности для здоровья детей. Туристский или альпинистский кружок вряд ли может существовать в такой форме, поскольку там от преподавателя требуется специальная подготовка.

Требования к документации кружка при семейном клубе не особенно высоки. Вам достаточно определить его цели и составить примерный план занятий. В плане укажите темы, краткое содержание и количество часов на каждую. Отметьте также, в каких выставках или концертах вы собираетесь участвовать и когда. Это может быть включено и в план внеклассной работы самой школы.

Кружок для более широкого круга учащихся удобнее всего создать при каком-либо учреждении культуры или дополнительного образования. Обратитесь к руководителю. Объясните, чего вы хотите и на каких условиях будет работать ваш кружок. В учреждении дополнительного образования он может стать частью общей структуры. В учреждениях культуры кружки чаще всего создаются на условиях самоокупаемости.

Для кружка при учреждении дополнительного образования вам потребуется оформить общий для подобных учреждений пакет документов. В каждом доме детского творчества есть свои нюансы, но что вам точно потребуется - так это программа. Программу можно взять типовую, для многих видов кружков они есть. Разработайте на ее основе свою рабочую. Учтите возраст детей, количество отведенных вам часов. Не забудьте отразить участие в конкурсах и выставках, эти часы тоже входят в общее время занятий. Остальное - забота руководителя учреждения.

Судьбу кружка при учреждении культуры решает директор ДК. Здесь менее строгие требования к оформлению документации. От вас потребуется план работы и журнал посещаемости. Составьте смету. Обычно требуется фиксированная оплата аренды, а все остальное зависит от вас. Учтите необходимые затраты на материалы и т.п.

Вы можете создать детский кружок даже у себя на квартире. Для этого вам нужно зарегистрироваться в налоговой инспекции как индивидуальному предпринимателю и указать в разрешенных видах деятельности "образовательные услуги". Педагогическая деятельность физических лиц российским законодательством не регламентирована. Так что вы можете учить ребятишек интересному и полезному делу совершенно свободно, если нет необходимости выдавать им документы об окончании. Кстати, как индивидуальный предприниматель вы можете организовать детский кружок абсолютно в любом учреждении, которое согласится предоставить вам в аренду помещение.

Обратите внимание

Если ваш кружок войдет в структуру какого-то учреждения, ответственность за жизнь и здоровье детей несет руководство учреждения. В самостоятельном кружке ответственность берете на себя вы.

Полезный совет

Может получиться и так, что у директора дома детского творчества нет возможности включить ваш кружок в структуру учреждения. В любом случае, на это потребуется какое-то время, ведь вопрос необходимо согласовать с комитетом образования. Вы можете создать кружок на условиях самоокупаемости. С директором вам нужно только договориться об аренде кабинета на несколько часов в неделю. В этом случае вы создаете фактически новое учреждение дополнительного образования. На него будут распространяться все требования российского законодательства. Вам нужно написать устав, выбрать учредителей, форму собственности и т.д. Если вы собираетесь выдавать выпускникам документы государственного образца, потребуется еще и лицензирование. Это достаточно длительная процедура, которая имеет смысл, если вы создаете учебный центр с большим количеством кружков.