Окликание предков. Май

3 мая по народному календарю: Феодор, Федор Власяничник, окликание родителей, родовые угорья.

Традиции 3 мая (20 апреля по старому стилю)

По какому-то непонятному предчувствию, наши поселяне догадываются, что их покойники в этот день скорбят о прежней своей жизни и желают по- видаться с родными. Это предчувствие находит только на пожилых женщин и старух. Рано утром они выходят на могилы и с причитанием окликают родителей. Вот два причитания:

«Родненькие наши батюшки! Не надсажайте своего сердца ретивого, не рудите своего лица белого, не смежите очей горючей слезой. Али вам, родненьким, не стало хлевесть радостну нашим покойничкам, что по них ли все родные в тоске сокрушилися, что по них ли все детушки изныли во кручинушке, что по них ли все невестушки с гореваньица надсадилися».

«Родненькие наши батюшки! Не надсажайте своего сердца ретивого, не трудите своего лица белого, не смежите очей горючей слезой. Али вам, родненьким, не стало хлеба-соли, не достало цветна платья? Али вам, родненьким, стосковалося по отцу с матерью, по милым детушкам, по ласковым невестушкам? И вы, наши родненькие, встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие, опустел высок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках. Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас из своих домков да потешьте словом ласковым».

И во времена язычества, и в христианской традиции родители всегда почитались особо. По традиции, в ожидании душ родителей полагалось накрыть стол как можно обильнее и сытнее, чтобы поглядели души предков, что хорошо живется нам, не скудеет житьебытье, все благополучно и спокойно в доме. Молились семейно и перед каждым большим делом. Вся крестьянская работа освящалась — святое к ней было отношение. Этот день был очень важным и для всех, кто был занят рыбным промыслом. Ловить рыбу и забрасывать сеть в этот день считалось большим грехом. Примерно в это время плотва мечет икру. Примечали: если она разойдется через три-четыре дня, то сеять нынешней весной надо пораньше, а если рыбы вместе останутся неделю, а то и больше, то сеять надо попозже. Однако старались сеять все-таки пораньше. Говорили: «Ранний посев к позднему занимать не ходит», «Днем раньше посеешь — неделей раньше пожнешь».

Заговоры 3 мая

Как наказать человека за насилие

Встаньте спиной к востоку и говорите:

Встану я, не благословясь, пойду, не перекрестясь.
Выйду на широкую улицу,
Стану на восток затылком, на запад - лицом.
Мимо идут три духа нечистых,
Один космат, другой дух горбат,
А третий любому заданию рад.
А иди-ка ты, дух, к моему обидчику,
Разыщи его, найди, за руку правую возьми,
Смотри ему в его очи, постарайся для меня очень.
Галич-змей до тебя придет,
Яду для него своего принесет.
Под камнями мой враг не спасется,
Под глубокой водой не убережется.
Огонь его будет палить,
Алатырь-камень будет давить.
Мать Крикса-Варикса, приди,
Семьдесят семь ножей принеси,
Коли его телеса, темя, сердце, мозг и глаза.
Красунюшка кручина, приди,
С собою смертную тоску принеси.
Пусть она моего врага сушит,
До тех пор, пока не задушит.
Как правда, что запад еси за моей спиной,
Так правда то, что будет отмщение за мной.
Ключи в море, замок в реке,
А передел весь дела во мне.
Никто моих слов не перебьет,
Не переделает дела наоборот.
Губы, зубы, замок, язык.
Аминь. Аминь.
Аминь.

Приметы 3 мая

  • Когда цветет черемуха - всегда живет холод.
  • Май холодный - год хлебородный.
  • Майское тепло ненадежно.
  • Майский мороз не выдавит слез.
  • Пришел май - под кустом рай.
  • Дождь в мае хлеба поднимает.
  • На Федора весна дружная — земля готова к посеву.
  • Шишки еловой много — жито (хлеб) хорошо уродится, а рожь по сосне узнают.
  • Что вперед тронется в рост: рожь или трава — тому и урожай

(20 апреля по старому стилю) по народному календарю отмечается день, называемый Окликанием предков. В народе к предкам, умершим прародителям, относились с уважением. Жители верили, что души родственников несколько раз в году навещают живую родню. Поэтому в данный день проводили соответствующие обряды.

Согласно народным поверьям души усопших родственников находятся в мире мертвых. Там они скучают за живыми и желают вернуться обратно. Считается, 3 мая открываются ворота в земной мир, но, чтобы прародитель явился к родным, следовало совершить его окликание.

Старшая женщина в семействе на рассвете отправлялась на кладбище. Подходила к могиле усопшего и начинала плакать, рассказывать ему как семье нелегко приходится. Затем она призывала предка вернуться в семью. Если кладбище было далеко расположено, почивших родственников громко зазывали, стоя во дворе. Обряд окликания считался в народе нормальным явлением, потому зазывание проводили без стеснения.

Окликая предков, жители готовили стол с обилием вкусных и сытных блюд. Хозяйки пекли пироги, варили кисельные напитки. Вся еда на стол подавалась в горячем виде, поскольку крестьяне верили, что души родственников питаются горячими парами от нее. На выходе из деревни для покойников ставили стол, застилали скатертью, поджигали церковные свечи и выставляли умершим хлеб с солью.

В данный день избегали ссор и сквернословия. Девушки надевали на себя новые наряды. Жилье накануне начисто убирали. Так делалось, чтобы предки убедились - семья живет в достатке и мире, сыта, имеет что одеть.

Вечером по традиции в печи разводили огонь, семья рассаживалась за стол, но место во главе оставляли свободным для души главного праотца. Первыми вкушали три ложки киселя, затем остальные яства. Запрещалось в день Окликания предков ноги ставить на нижние опоры стола или скамей, веря, что на них становятся другие явившиеся духи.

Предки покидали свои семьи в полночь. Провожая их, семья выходила во двор на крыльцо и прислушивалась к тишине. Когда дул первый порыв ветра после полуночи, души снова возвращались в загробный мир.

День Окликания предков посвящался исключительно умершим родственникам. Жители старались не строить планов на эту дату, избегали свадебных церемоний и детских крестин. Рыбаки откладывали рыбалку на следующие дни, веря, что улова не будет.

Наблюдая в данную дату сверкание молнии, народ предвещал в следующие дни солнечную погоду. Обилие первоцветов говорило о надвигающемся потеплении, а их закрытые соцветия сулили непогоду. Сухой слой земли предсказывал плохую урожайность. Если рыбьи мальки держались стаей, значит быть еще прохладным дням, расплываются – потеплеет.

Post Views: 441

Народный праздник Окликание предков отмечается 3 мая 2018 года (дата по старому стилю – 20 апреля).

Народная легенда гласит, что в этот день души умерших предков, которые тоскуют по земной жизни, могут навестить мир живых. Исчезают преграды между мирами. Но одна все же остается. Чтобы душа близкого человека смогла переступить черту и ступить в мир живых, ее необходимо окликать и причитать. Только так она получит возможность до полуночи погостить здесь.

Интересно!

С погоста душа летит вслед за родственником в дом, где смотрит, как живут потомки, что стоит на столе, не голодают ли они. Считается, что души умерших в дни поминовения питаются паром, поэтому специально готовят горячие блюда. После проведенного рядом с близкими людьми на этом свете дня, в 12 часов ночи душа возвращается в свой мир.

История

Преподобный Феодор Трихина родился в богатой константинопольской семье. В юности он удалился в пустынную обитель во Фракии и принял монашество. Феодор был строгим постником, носил только одну грубую, колючую власяницу, отчего и был прозван Трихиною, то есть «власяничным». Этим именем был назван и монастырь, в котором он подвизался. При жизни преподобный творил много чудес и исцелений. После смерти от его святых мощей стало истекать целебное миро, которое излечивало многие болезни и изгоняло нечистых духов.

Традиции и обряды: что можно и что нельзя делать

Главные традиции 3 мая

обряд окликания умерших предков, поминальная трапеза. На Руси в этот день с самого утра, после зажжения поминальных свечей и лампад у икон, старшие в семье женщины шли на кладбище. Там, на могилах умерших родственников, они звали их, плакали и жаловались, как плохо им живется, как они скучают и горюют. Этот обряд считался ключом, который отпирает вход в этот мир. Если кладбище было далеко, можно было окликать с порога дома. Главное – делать это искренне и не стесняться окружающих.

Для гостей из потустороннего мира накрывали щедрый стол, на котором должны были присутствовать кисель и горячие блюда. Поверье гласит, что не один род встает и посещает дом. Поэтому не принято было в поминальные дни ставить ноги на поперечины у ножек стола или стульев. Это место для усопших родственников. Для старшей души ставили стул во главе стола.

Блюда должны были быть по возможности богатыми и сытными. От этого зависело спокойствие души. Она видела, что семья не голодает и не бедствует. Этого ей было достаточно, чтобы спокойно вернуться назад. Начиналась поминальная трапеза обязательно с трех ложек киселя, каждая из которых – воспоминание о покойном. Чтобы провести душу, как дорогого гостя, выходили на порог. По поверью, в тот миг, когда после полуночи дул ветерок, душа покидала этот мир.

Этот день был важен для всех, кто занимался рыболовством: ловить рыбу 3 мая считалось большим грехом. Возможно, такое поверье было связано с тем, что примерно в это время многие речные виды рыб мечут икру. Кстати, по рыбьему молодняку крестьяне тоже гадали: если мальки разойдутся быстро, то сеять можно пораньше, а если долго будут оставаться вместе - то стоит подождать.

Сны, приснившиеся 3 мая

  • выворачивать шубу - к нищете;
  • подбивать обувь - к неприятностям в дороге;
  • кашлять или слышать кашель - к холоду;
  • мазать маслом хлеб - к выгодной сделке;
  • говорить на иностранном языке - к сильному потрясению;
  • плевать в воду - к прибыли;
  • лепить из глины - к вранью.

Приметы и поговорки

  • На Федора весна дружная – земля готова к посеву.
  • Молния в этот день обещает ясную погоду.
  • Если появились цветы первоцвета - весной будет тепло.
  • Склонившиеся к земле маргаритки обещают дожди и ненастную погоду.
  • В этот день нельзя ловить рыбу – это грех.
  • Запрещено ссориться, иначе души предков расстроятся.
  • Если развестись в этот день – придется 3 года холостым ходить.
  • Родившиеся 3 мая находятся под покровительством своих предков. Носить им следует оникс.

Именины 3 мая

Николай, Гавриил, Александр, Григорий, Федор.

Третий день мая (по старому стилю 20 апреля) – день преподобного Федора, который при жизни носил только власяницу. Согласно народной примете 3 мая называют днем Федора Власяничника, посвящают этот день поминанию усопших, готовятся к посевам.

Обряды окликания родителей

Считалось, что 3 мая ушедшие в иной мир люди начинают тосковать о прошлой жизни, хотят встретиться с родными и близкими. Существовало поверье, что души предков вылетают в мир живых через открывшиеся небеса. Это позволяет живым встретиться с покойными.

У пожилых и старых женщин существовала традиция – кликать мертвых. Для этого они 3 мая рано утром отправлялись на кладбище и кричали там с плачем. При этом произносили определенные слова. Рассказывали, как плохо живется без ушедших в иной мир, просили родных выйти из могилок, и успокоить добрыми словами.

  • Если в этот день устроить богатый поминальный стол, то предкам на том свете будет хорошо.
  • Если в этот день не устраивать скандалов и ссор – то умершие увидят, что в их доме мир и покой.
  • Веселиться в день окликания родителей – навлечь на себя беды. Это время предназначено только для поминания.
  • Если 3 мая выпадает на субботу – она называется «Родительская».

В этот день надевали на себя новую одежду, чтобы предки видели, как хорошо живется их детям, друзьям и внукам. Современники чтут эту традицию, идут на кладбище, несут с собой блины, яйца, алкоголь. 3 мая не начинают никаких важных дел, не планируют ни свадьбы, ни крестины.

Крестьянские традиции на день Феодора

Крестьяне выходили на край селения, расстилали белоснежные скатерти, ставили богатое угощение, зажигали церковные свечи перед иконами. Праздник называли – «Родовые угорья». Люди освещали друг друга, и предстоящий посев, молились о хорошем урожае. Когда семья была единственным оплотом, перед каждым важным делом молилась вся родня.

Третий день мая был важен для рыбаков. Заниматься промыслом в это время – большой грех — плотва мечет икру.

Народные приметы, связанные с рыбой:

  • Если плотва разойдется через 3 или 4 дня после Федора, то сеять нужно раньше;
  • Если рыба останется вместе на 7 дней и больше, то сеять нужно позднее.

Сеять старались в любом случае пораньше, так как согласно примете: если на день раньше посеешь – на неделю раньше пожнешь.

Народные приметы на 3 мая

  1. Молния сверкнула после дождя, а грома нет – предвестие ясной погоды;
  2. – предрекает улучшение погоды в этот день, но обещает вскоре обильные дожди;
  3. Пение соловья среди голых деревьев – сулит неурожай фруктов и ягод;
  4. Маргаритки наклонили к земле соцветия – скоро ненастье;
  5. Появление желтых цветочков первоцвета – скоро потепление.
  6. Пересохший верхний пласт земли – предрекает отсутствие хорошего урожая.
  7. Обилие шишек ели – обещает хороший урожай хлебных культур, много шишек сосны – хорошо уродится рожь.
  8. Что раньше пойдет в рост: травы или рожь – на то и будет богатый урожай.
  9. 3 мая весна дружная – можно сеять.

Суеверия не велят на Федора Власяничника на полатях лежать (ничего не делать), иначе урожая можно не ждать.

День Феодора. Федор Неводник, Власяничник. Окликание предков. На Федора покойники тоскуют по земле. В этот день посещали кладбища: причитали или окликали родителей на погосте. На утренней заре все женщины собирались и шли на кладбище, на могилы своих родителей и родственников, и начинали причитать - звать их. И во времена язычества, и в христианской традиции родители всегда почитались особо, поэтому после их смерти, по народному причету, «пустел высок терем, глох широк двор; не цвели в широком поле цветы лазоревы, не красно росли дубы в дубровушках». Плакальщицы призывали своих умерших родителей: «Встаньте-пробудитесь, поглядите на своих детушек, выгляньте на нас, сирот, из своих домков, да потешьте словом ласковым!» На Феодоров день земля открывалась и вылетали души ушедших от нас на Божий свет. И мы могли свидеться с ними. Ожидая за обеденным столом силу рода своего, мы накрывали стол как можно сытнее. Чтобы поглядели души предков наших - светло живется нам, не скудеет наше бытье - житье.

Молились семейно и перед каждым большим делом. Вся крестьянская работа освящалась - святое к ней было отношение. Если весна дружная, земля сделалась посевной, то пшеницу сеяли дня за три до Егория. Пересохший пласт урожая не даст. Влагу сбережешь, так с поля повезешь. Лодырь на пашне, что трутень в улье. Хочешь хлеба с медом - берись за лопату. На полатях лежать, так и хлеба не едать. Зернышко невелико, а по зернышку - ворох.

Появление двойной или тройной радуги указывает на улучшение погоды в этот день, но сулит вскоре сильные дожди.
Молния блеснула после дождя без грома - к ясной погоде.
Цветки маргариток наклонились низко, почти до самой земли - к скорому ненастью.
Появились первоцвета желтые цветочки - к скорому теплу.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Окликание родителей

По какому-то непонятному предчувствию наши поселяне догадываются, что их покойники в этот день скорбят о прежней своей жизни и желают повидаться с родными. Это предчувствие находит только на пожилых женщин и старух.

Рано утром они выходят на могилы и с причитанием окликают родителей. Вот два причитания:
«Родненькие наши батюшки! не над сажайте своего сердца ретивого, не рудите своего лица белого, не смежите очей горючей слезой. Али вам, родненьким, не стало хлеба-соли, не достало цветна платья? Али вам, родненьким, встосковалося по отцу с матерьей, по милым детушкам, по ласковым невестушкам? И вы, маши родненькие, встаньте, пробудитесь, поглядите на нас, на своих детушек, как мы горе мычем на сем белом свете. Без вас-то, наши родненькие, опустел мысок терем, заглох широк двор; без вас-то, родимые, не цветно цветут в широком поле цветы лазоревы, не красно растут дубы в дубровушках. Уж вы, наши родненькие, выгляньте на нас, сирот, из своих домков да потешьте словом ласковым».

«Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы пас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привету, ни радости, ни тоя прилуки родительской? Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать. Уж ты, месяц, месяц ясный! Ты взойди, взойди со вечера, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не крушить во тьме своего сердца ретивого, не скорбеть во тьме по свету белому, не проливать во тьме горючих слез по милым детушкам. Уж ты, ветер, ветер буйный! Ты возвей, возвей со полуночи, ты принеси весть радостну нашим покойничкам, что по них ли все родные в тоске сокрушилися, что по них ли все детушки изныли во кручинушке, что по них ли все невестушки с гореваньица надсадилися».