Интеллектуально-познавательная игра "колесо истории", посвященная дню народного единства. Сценарий праздника для начальной школы ко дню народного единства Интерактивная игра день народного единства

Классный час для младших школьников "Давайте дружить"


Составила учитель начальных классов - Петрук Татьяна В.
Цели:
1. Дать детям начальные сведения о новом празднике России - Дне примирения и согласия; в игровой форме,
2. Используя элементы театрализованного представления рассказать историю смешения "озорных" красок.
3. Воспитать у учащихся патриотизм и любовь;
4 .Корректировать и исправлять речь детей.
Демонстрационный материал: изображение солнца и звезд, радуги.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о государственной символике России: гимн герб флаг;
2. Демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.

Ход занятия:

Входят двое ведущих.
Ведущая: Ребята, сегодня в нашей стране отмечается новый для всей России праздник – День согласия и примирения. Этот праздник связан с историей и возник в связи с освобождением в войне 1612 года. Праздник о великих предводителях Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском, об освобождении Москвы и народном героизме, единстве и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и классовой принадлежности. (Показ картинок)Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины
Если забыть о ничтожных обидах,
О разности взглядов на веру и жизнь,
Всем вместе сплотиться - враги будут биты!
От мощи единства земля задрожит.
Ведущий: Родина и Единство... Глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена, вражды. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Ведущая: Не сразу Россия стала сильным государством, постепенно возрастало могущество страны. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля, и крепло единство народа.
Ведущий: Но бывали в истории России и такие времена, когда теряли люди веру и разум, не могли более отличить добро от зла, правду от лжи: вражда и взаимные обиды застилали людям глаза. Пользовались этим враги нашей Родины. Наступало тогда для России смутное время. Об одной из таких страниц истории - и пойдёт наш сегодняшний рассказ
Ведущая: В стране был страшный голод, и на престол вставал то один, то другой царь.
Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Ведущий: В Нижнем Новгороде жил в то время Кузьма Минин. На площади сказал Минин народу: «…Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни для избавления России». А князь Пожарский возглавил ополчение. И пошли ополченцы к Москве – сто тысяч воинов из двадцати пяти городов России.
Ведущая: При войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред ее чудотворной иконой.
Ведущий: 4 ноября 1612 года ополченцы Кузьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. Никакая вражеская сила не могла остановить их. Сама Богородица благословила русских воинов на священную битву.
Ведущая: На улицах Москвы шли бои, город горел. Польский гарнизон отчаянно сопротивлялся. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили!
Ведущий: Вся Россия благодарила Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые собрали людей со всех концов страны, чтобы победить Смуту. Победить врага можно было только, объединив народ России.
Ведущая : Деревни, села, города.
С поклоном русскому народу.
Сегодня празднует свободу.
И День единства навсегда!
В Москве на Красной площади в честь славной победы над поляками был построен храм Казанской иконы Божией Матери. Икона, находившаяся в рядах ополченцев, была перенесена в этот храм.
Ведущий: На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».
Ведущая: Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства.
А сейчас мы с вами поиграем и убедимся, как это важно –быть вместе, быть единым целым.
«Сотвори солнце в себе»
Сеанс релаксации по формированию позитивного отношения к людям.
(спокойно и непринужденно):
Ребята, сядьте так, как вам удобно. Закройте глазки.
вдохните глубоко и со вздохом забудьте обиды вчерашнего дня.
выдохните из себя тепло солнечных лучей. Представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь – звездочка увеличилась.
Направляем лучик, который несет мир – звездочка опять увеличилась.
Направляем лучик с добром – звездочка стала ещё больше.
А теперь направляем к звездочке много лучиков, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, ласку, нежность. Теперь звездочка становится большой-большой как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем. Я желаю, чтобы ваше сердечко несло тепло, ласку всем людям. Откройте глаза, встаньте, вот с таким хорошим и прекрасным настроением несите в мир добро и ласку, любите и уважайте друг друга, помогайте тем, кто хоть чуть- чуть отличается от вас. Помните об этом и не забывайте!
Ведущий: - А теперь поиграем в необычную игру. А по окончании игры вы все поделитесь своими впечатлениями, чувствами.
«Сам такой»
Психологическая игра на отработку подавленной оральной агрессии, обучение способам разрешения конфликтов.
Дети встают полукругом, один из детей встает напротив и подушкой кидает по очереди в каждого ребенка, обзывая его каким-нибудь фруктом (или овощем, видом транспорта - может быть использована любая тема, кроме животных), в ответ дети кидают подушку, говоря «сам такой» или «сама такая». В конце данного упражнения проводиться рефлексия. (Воспитатель спрашивает каждого ребенка, о чувствах в момент игры, о его переживаниях и ощущениях после происходящего)
В конце делается вывод, о том, что добрые, приятные слова всегда радуют и приносят положительный заряд энергии человеку, дарить добро - значит дарить счастье и здоровье! Отрицательные, негативные пожелания и чувства наносят вред и себе и окружающим!
Ведущая: А в завершении мы нарисуем радугу.Как все цвета радуги держатся вместе и дополняют друг друга, так и мы все должны жить в мире, согласии и помогать друг другу.
Рисование и разукрашивание радуги
По окончании организовывается выставка работ
Ведущий:
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

Урок -интерактивная игра на тему: «Смутное время»,
Авторы-составители: Лешукова Л.Ю.
Владиславова И.В.

Урок -интерактивная игра на тему «Смутное время»,
приуроченная к празднованию Дня народного единства
Цели и задачи:
в игровой форме проверить, закрепить и углубить знания о Смутном времени в истории России;
воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма;
дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую инициативность;
создать условия для повышения мотивации к изучению истории.

Оборудование: проекционное оборудование, репродукции портретов исторических деятелей периода Смуты, карточки с заданиями.
План:
1. Оргмомент. Вступительное слово учителя
2. Игра
3. Подведение итогов.

Ход урока.
1.Оргмомент. Взаимные приветствия учителя и команд. Организация внимания.

2. Практическая работа
ЗАДАНИЕ №1
Командам раздаются тестовые задания. На выполнение работы дается 5 минут. Всего за тест – 15 баллов
Вопросы 2 и 13 – 2 балла

1. Историки относят к Смутному времени... годы:
А) 1598-1605 Б)1598-1613 В)1601-1611 Г)1603-1613
2. К причинам Смутного времени относится:
А) Недовольство крестьян введением рекрутской повинности
Б) Пресечение династии Рюриковичей
В) Политика правителей направленная на дальнейшее закрепощение крестьян
Г) Реформы Избранной рады
Д) Разорение страны в период опричнины
3. Династия Рюриковичей закончилась после смерти:
А) Ивана Грозного В) Бориса Годунова
Б) Фёдора Ивановича Г) Михаила Фёдоровича
4. В 1598 г. Борис Годунов занял московский престол на основании:
А) Завещания Фёдора Иоанновича Б) Решения царицы Ирины
В) Решения Боярской думы Г) Постановления Земского собора
5. Восстание Ивана Болотникова произошло в период правления:
А) Иван IV Б) Б. Годунова
В) В. Шуйского Г) Лжедмитрия 1
6. Воцарение Романовых произошло после:
А) Созыва Земского собора Б) Отмены опричнины
Б) Смерти Б. Годунова Г) Свержения Лжедмитрия 1
7. Первым самозванцем - Лжедмитрием был:
А) Гаврила Принцип
Б) Григорий Отрепьев
В) Василий Шуйский
8. Кого в период Смуты называли «тушинским вором»?
А) Лжедмитрия II
Б) Василия Шуйского
В) Ивана Болотникова
9. Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?
А) 1613 г. В) 1611 г.
Б) 1612 г. Г) 1610 г.
10. Какой город стал центром формирования Второго народного ополчения?
А) Москва В) Кострома
Б) Нижний Новгород Г) Смоленск
11. К. Минин и Д. Пожарский:
А) являлись претендентами на российский престол;
Б) возглавили народное восстание против царя В. Шуйского;
В) являлись деятелями русской церкви, выступавшими против гражданских войн;
Г) организовали народное ополчение для изгнания интервентов из России.
12. Какое событие ознаменовало окончание Смутного времени?
А) Приглашение на престол королевича Владислава
Б) Освобождение Москвы от поляков
В) Избрание на царство Михаила Романова
Г) Избрание на царство Бориса Годунова
13. Соотнесите между собой правителей и даты их правления.
А) Федор Иванович 1) 1610-1613 гг.
Б) Борис Годунов 2) 1605-1606 гг.
В) Федор Годунов 3) 1606-1610 гг.
Г) Лжедмитрий 1 4) 1584-1598 гг.
Д) Василий Шуйский 5) 1598-1605 гг.
Е) Семибоярщина 6) 1605 г.
ОТВЕТ:

ЗАДАНИЕ №2
Состоит из 2 частей.
1 ЧАСТЬ. Каждая команда получает по 1 описанию исторической личности периода Смутного времени. Необходимо по полученным описаниям определить о ком идет речь (по 1 баллу за правильный ответ). 3 - 5 минут.

1.
При вступлении на престол ему было за 50. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Повиновался Борису Годунову беспрекословно. Исполнил следствие по поводу убийства царевича Дмитрия и до поры, до времени верно служил Борису. При первом народном восстании против Годуновых он выходил на площадь, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев… Знатность его рода, как старейшей отрасли св. Александра Невского, содействовала уважению к его речам, когда он говорил о том, что царь Лжедмитрий изменяет православию, что у него уговор разорить церкви и построить вместо них костелы. Вскоре народ свергнув Лжедмитрия призвал его стать царем. (Н.И.Костомаров).

2.
Монах Чудова монастыря. В Польше обрел покровителя и тайно принял католичество. Он обещал польским феодалам, что если захватит русский престол, то введет на Руси католичество и отдаст Польше часть земель. Типичный авантюрист и искатель приключений.

3.
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мучениях погибая,
Я отварил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы –
Они ж меня, беснуясь проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж её любви.
И рад бежать, да некуда… ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
(А.С. Пушкин)

4.
Они, собравшись, двинулись к Ярославлю. Костромичи встретили их с великой радостью, и дали им в подмогу казну свою. Ярославцы приняли их с великой честью и одарили многочисленными дарами. Однако они не приняли дары, а стали искать кого бы взять для очищения Москвы и русского государства… Чуть позже из многих городов к ним стали приезжать ратные люди, а посадские жители привозили на помощь деньги в казну.

5.
Он служил у князя А.А. Телятевского боевым холопом, затем провозгласил себя воеводой «законного» царя Дмитрия. В 1606-1607 гг. оказался во главе крупного восстания. Прежде чем возглавить восстание прожил довольно бурную жизнь: некоторое время был казаком, потом попал в плен к татарам, те его продали туркам; несколько лет провел на галерах, бежал, оказался в Венеции, затем в Польше.

2 ЧАСТЬ. На интерактивную доску для каждой команды выводится по одному изображению деятеля эпохи Смутного времени. Команды должны правильно угадать историческую личность (по 1 баллу за правильный ответ).
См. Приложение 1 (презентация)

ЗАДАНИЕ №3
Командам раздаются карточки с заданиями, в которых они должны вписать определения терминам, относящимся к периоду Смутного времени. На выполнение задания дается 7 минут.

КАРТОЧКА
Дать определение терминам:
1. Смутное время

2. Самозванец

3. Народное ополчение
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Интервенция
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Семибоярщина
________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ №4
Командам раздаются карты с заданиями, которые они должны заполнить. На выполнение задания дается 10 минут.

Нанесите на контурную карту:
1. Границы России накануне Смутного времени.
2. Покажите стрелками поход Лжедмитрия 1.
3. Покажите поход И. Болотникова на Москву и отступление повстанцев от Москвы в Калугу и Тулу.
4. Обозначьте города в которых формировалось Первое и Второе ополчение.

ЗАДАНИЕ №5
Командам раздаются кроссворды, которые они должны заполнить. На выполнение задания дается 5 минут.

По горизонтали:
4. Глава русской православной церкви
7. Царь, при котором появился первый самозванец
8. Город, где был пленен И.Болотников
По вертикали:
1. Человек, незаконно претендующий на престол
2. Имя, которое принял в монашестве боярин Ф.Романов
3. Монашеское имя последней жены Ивана Грозного
5. Царь, давший обещание не допускать расправ
6. Фамилия первого самозванца
9. Имя жены Лжедмитрия I

3
1 2
4
5
7 6

3. Подведение итогов.

КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ
ЗАДАНИЕ №1

Всего за тест – 15 баллов
Вопросы 1, 3-12 – оцениваются по 1 баллу
Вопросы 2 и 13 – 2 балла
Ключи:
1. Б
2. БВД (2 балла за 3 правильных ответа; 1 балл при 1-2 правильных ответах)
3. Б
4. Г
5. В
6. А
7. Б
8. А
9. Б
10. Б
11. Г
12. В
13. А-4; Б-5; В-6; Г-2; Д-3; Е-1 (за 6 правильных соответствий – 2 балла;
за 3 правильных соответствия – 1 балл)

ЗАДАНИЕ №2
По 1 баллу за каждый правильный ответ.
1 часть:
1. Василий Шуйский
2. Лжедмитрий 1
3. Борис Годунов
4. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
5. Иван Болотников
2 часть:
1. М.В. Скопин-Шуйский
2. Сигизмунд III
3. Патриарх Филарет
4. Владислав II
5. М.Ф. Романов

ЗАДАНИЕ №3
Каждое правильно данное определение оценивается в 2 балла. ИТОГО – 10 баллов
В случае если в определении будет допущена ошибка или оно будет раскрыто не полностью, дается 1 балл.

Смутное время – это события рубежа 16-17 вв. в ходе которых обострились социальные, сословные, династические и международные отношения в русском государстве.
Самозванец – человек, выдающий себя за лицо, которым он не является, обычно в корыстных (мошенничество) или политических целях.
Народное ополчение – это войско, создаваемое в помощь армии на добровольных началах.
Интервенция – военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет.
Семибоярщина – это правительство России после свержения В. Шуйского в 1610 г. тайно впустившие в Москву поляков.

ЗАДАНИЕ №4
Каждое правильно выполненное на карте задание оценивается в 2 балла. ИТОГО – 8 баллов
В случае если будут допущены ошибки или задание будет выполнено не полностью, дается 1 балл.

ЗАДАНИЕ №5
Каждое правильно вписанное слово оценивается в 1 балл. ИТОГО – 9 баллов
ОТВЕТЫ: 1. Самозванец; 2. Филарет; 3. Марфа; 4. Патриарх; 5. Шуйский; 6. Отрепьев; 7. Годунов; 8. Тула; 9. Марина

1. Развитие у школьников интереса к изучению истории своей Родины.

2. Воспитание творческих способностей учащихся посредством сценического искусства.

3. Совершенствование умений и навыков коллективной деятельности.

Оформление:

  1. Название познавательной игры “Колесо истории”.
  2. Стенд “День народного единства”.
  3. Символика России.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал (тексты с ответами тестов, карточки с текстами стихотворений).
  2. Таблички с названиями команд.
  3. Жетоны трех цветов.
  4. Костюмы.

Подготовительная работа:

  1. Репетиция сцен с участниками исторического кружка.
  2. Оформление стенда “День народного единства”.
  3. Деление на три команды, выбор капитанов.
  4. Подготовка грамот и призов для победителей и участников мероприятия.

Правила игры:

  1. Игра состоит из трех туров, в каждом из которых команды набирают определенное количество верст (за каждый правильный ответ – 10 верст).
  2. Перед началом каждого тура команды по очереди вытягивают жетон. Если цвет вытянутого жетона совпадет с цветом команды, то на счет команды записываются дополнительные 10 верст.
  3. После каждого тура проводится игра со зрителями – болельщиками. Болельщики могут принести своей команде 10 верст во время игры, правильно ответив на вопрос.
  4. Игра заканчивается подсчетом верст команд. Выигрывает та команда, которая набрала наибольшее количество верст.

Ход мероприятия

1. Вступление.

Впервые в нашей стране с 2005 года 4 ноября отмечается как День народного единства. День народного единства также совпадает по времени с одним из наиболее почитаемых русской православной церковью праздников – Днем Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой предание связывает и изгнание интервентов.

Казанскую икону святитель Иннокентий Херсонский называл “Русским покровом”. Осеннее празднование Пресвятой Богородице, в честь иконы Ее, именуемой “Казанская”, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Время то было страшное и смутное. Вопрос стоял о самом существовании нашего Отечества! В этот смутный период страна осталась без царя и без царской династии, которая долгое время объединяла народ в государство, державу. Всюду царило безвластие, более страшное и для знати, и для простого народа, чем самая жестокая власть. Поляки, обманным путем овладев Москвой, глумились над православной верой. Казалось, что русское государство погибло, что Россия не сможет подняться с колен и никогда не обретёт былого могущества. И тогда по призыву патриарха Ермогена весь русский народ встал на защиту своей Родины. В ополчение, которое возглавляли князь Дмитрий Пожарский и нижегородский купец Кузьма Минин, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. “Станем, как один, за Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!” - восклицал народ.

И произошло великое чудо: представительством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем был преложен на милость! Русские войска освободили Москву от врагов! Вскоре и вся русская земля была очищена от иноземных захватчиков.

  • За морем теплее, а у нас милее.
  • На чужой стороне Родина милее вдвойне.
  • Где кто родился, там и пригодился.

Вот некоторые пословицы о Родине, которые сложил русский народ. Русский человек всегда готов отдать свою жизнь, преданность, любовь Родине, своему народу. Такого человека называют патриотом своего Отечества.

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернем
И рассказывать начнем,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!

На нашей викторине “Колесо истории” встречаются три дружины: красная, зеленая и синяя. Начинаем игру.

2. Основная часть

I тур
“Сценки”
Сценка 1.

К киевскому князю Мстиславу Романовичу прибыл гонец.

Гонец: Великий князь! Беда страшная идет – кочевники. Вооружаться надо!

Князь: Сколько же их?

Гонец: Тьма воинов, князь! На три дня конного пути растянулось их войско!

ВОПРОС. Что же означает слово “тьма” в то время?

  1. 1000.
  2. 10000.
  3. 100000.

Сидит нищий, просит милостыню, мимо проходит господин с дамой.

Нищий: Подайте, господа хорошие, Христа ради.

Дама (господину): Дай же убогому на пропитание.

Господин (даме): Перестань. На всех никакой мошны не хватит.

Нищий: У-у-у, мироеды проклятые.

ВОПРОС. Многие знают, что слово “мироед” является оскорбительным прозвищем. Какое же значение это слово имело в XVIII веке?

  1. Куркуль, богатый человек;
  2. Старик, живущий за счет общины;
  3. Человек, обирающий других.

В трактир входит барин и сталкивается с бедняком-тарачонком.

Барин (дает бедняку подзатыльник): Ах ты, рожа неумытая, вертишься под ногами. Не видишь, барин идет.

Бедняк (кланяясь): Прошу прощения, барин (Убегает).

Барин: Ах ты, негодник! Развели тут нехристей-инородцев тьму тьмущую!

ВОПРОС. В Российской империи существовал термин “инородец”. Кого же так называли?

  1. Живущих на окраине страны, людей другой религии;
  2. Жителей Сибири;
  3. Иностранцев.

На сцене бедно одетый юноша читает книгу. Входят двое малышей.

1-й мальчик: Вася! Слышь, а это что за детина?

2-й мальчик: А-а-а… Этот. Из Холмогор пришел с рыбным обозом. Учиться надумал.

1-й: Ой, да сколько же ему лет?

2-й: Годков двадцать будет.

Маличики смеются и дразнят юношу.

1-й: Эй ты, детина! Какой болван. В двадцать лет пришел латыни учиться!

2-й: Тавива газа! Чистая доска – пустая башка!

Юноша: Цыц, несмышленыши! Выучу я латынь и другие науки, ибо сказано: “Через тернии – к звездам!”.

ВОПРОС. Кто был этот человек, который хотел выучить латынь?

  1. Петр I;
  2. Менделеев Дмитрий Иванович;
  3. Ломоносов Михаил Васильевич.

Сидит царь, в ногах бьет челом холоп.

Царь: И поселить этого холопа в курной избе на хлеби на квас, чтоб навсегда запомнил, как перечить своему государю. Убрать его!

ВОПРОС. Что за помещение “курная изба”, просуществовавшая на Руси до XIX века?

    1. крестьянская изба, топившаяся по черному – без трубы;
    2. избушка, где содержали кур;
    3. тюремная камера.

ПЕРЕЕЗД. Команды вытягивают жетоны.

Вопросы зрителям:

  1. Каков был рост Петра I? (2 метра 4 сантиметра).
  2. Назовите первую печатную книгу на Руси (Апостол, И. Федоров. XVI век).
  3. Кого из князей прозвали “денежный мешок”? (Иван Калита, XIV век).

II тур
“Ответь словами поэта”

1. А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином,
Свиной железной головой.
Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

2. Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было еще такой.
И хоть кого спроси,-
Великое побоище
Все знают на Руси!…
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.

3. Когда на востоке забрезжил рассвет,
Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат
Рать московского князя Ивана…
Государь прочитал и, спокоен и строг,
Повернулся к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог
И сказал: “Дань платить мы не будем!”
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было,
И в Орде началось несогласье, вражда,
И распалась татарская сила.

(Стояние на реке Угре – 1480 г.)

4. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!…
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой кровавый,
Наш рукопашный бой!..

5. От москвичей призыв идет…
Дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика,
Что звался Минин- Сухорук.
Он весь народ собрал вокруг…
Поволжье Минин собирал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
Кормил, поил и снаряжал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвел,
К Москве, к столице он повел.
Та рать от каждого села
Все прибывала и росла.
Сюда пришел Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединясь,
Сплотились русские войска.
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.

(Освобождение Москвы от интервентов ополчением Минина и Пожарского – 1612 г.)

6.Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление кипит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает тут и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.

7. Не меряна вдоль и не пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша!
Мы можем землей этой тучной владеть,
Ее разделивши по-братски.
Мне в пору Кучумовы бармы надеть
И сделаться князем остяцким.

(Освоение Сибири под руководством Ермака – 1581 – 1585 гг.)

8. На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

(Основание Петербурга – 1703 г.)

9.Ни разу ни одни войска
Еще не шли по этим тропам.
На них взирает вся Европа.
Во всех углах материка
Гадают, спорят и судачат:
Пройдут они иль не пройдут,
Что ждет их – гибель или сдача?
Пусть их гадают! Только тут,
Среди лишений и страданий,
Среди камней и снежных груд,
Солдаты знали без гаданий,
Что русские всегда пройдут.

(Швейцарский поход Суворова через Альпы – 1799 г.)

10. То свободы русской зарево
Разгоралося вокруг –
Против силы государевой
Города восстали вдруг.
Слава казака победная
По Руси пошла теперь,
В каждом доме люди бедные
Раскрывали Стеньке дверь.
И дорогами короткими
С Дона к Волге, по степям,
В снаряжении и с лодками
Рать свою повел Степан.

(Восстание Степана Разина – 1667 – 1671 гг.)

ПЕРЕЕЗД. Команды вытягивают жетоны.

Вопросы зрителям:

  1. Каков вес царь-пушки? (40 тонн)
  2. У какого русского города был “злой характер”? (Козельск)
  3. Как звали третьего из братьев, основавших Киев? Два первых – Кий, Щек. (Хорив)

III тур
“Ситуации”

1. Сидит царь на троне, думает.

Царь или не царь!
Помиловать или казнить…
Решить или подождать…
Эх! Тяжела ты, шапка Мономаха…

ВОПРОС: Почему “шапка Мономаха” тяжела?

  1. Много украшений было на венце;
  2. Царь решает много государственных вопросов;
  3. Опасная служба – быть царем.

2. На новгородском вече бояре обсуждают вопрос: кого пригласить руководить войском для борьбы с немецкими рыцарями. Посадник пригласил позвать Александра Ярославовича, хоть не молодого, но очень опытного полководца. Вече поддержало предложение посадника.

ВОПРОС: Кто такой посадник?

  1. Человек, который сажал людей в тюрьму;
  2. Человек, занимающийся посадкой растений;
  3. Человек, который руководил городом.

3. В годы правления Петра I был выпущен гражданский календарь.

ВОПРОС: Что было впервые напечатано в календаре?

  1. родословная Романовых;
  2. заметки о Европе;
  3. астрологический прогноз.

4. Многие древние знатные дворянские, княжеские семьи вели отсчет рода от Рюрика.

ВОПРОС: Кто такой Рюрик?

  1. Князь варягов;
  2. Первый московский князь;
  3. Основатель Киева.

5. “Куда ни махнет, тут и улицы лежат. Куда отвернет – с переулками…

ВОПРОС: Кем был Илья Муромец?

  1. Князь;
  2. Крестьянский сын;
  3. Дружинник.

6. Одним из важнейших деяний Петра I было создание Российского флота.

ВОПРОС: Какой город считается родиной Российского флота?

  1. Санкт- Петербург;
  2. Архангельск;
  3. Воронеж.

7. В дохристианской Руси старые люди пророчили, что быть Змею убитому от молодца.

ВОПРОС: Как звали богатыря-змееборца?

  1. Алеша Попович;
  2. Добрыня Никитич;
  3. Илья Муромец.

3.Заключительная часть

За эти праздником в нашей стране предполагается закрепить неформальное название – День добрых дел. Это позволит привлечь внимание общества к вопросам благотворительной деятельности, служения интересам общества, будет способствовать развитию традиций милосердия, добровольчества, различных форм самоорганизации и самоуправления.

Анастасия Сысаева
Развлечение «День народного единства» (старший дошкольный возраст)

Развлечение для старшего возраста

«День народного единства »

Цели и задачи праздника :

Привить учащимся интерес к истории праздника День народного единства ;

-развивать патриотические чувства, чувство долга и ответственности за судьбу своей Родины; прививать интерес к историческому прошлому своей страны.

Сплотить детей разной национальности.

(слайд 1)

Вед : Здравствуйте, дорогие ребята.

С историей не спорят

С историей живут

Она объединяет

На подвиг, и на труд

Едино государство ,

Когда един народ ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает

Объединившись в бой

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой.

(слайд 2)

Вед : Вся наша страна отмечает совсем еще молодой праздник - "День народного единства ".

(слайд 3)

Вед.: 4 ноября 1612 года вся Россия благодарила Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые собрали людей со всех концов страны, чтобы победить врага, а это можно было сделать только лишь объединив весь народ .

(слайд 4)

День народного единства демонстрирует единство , героизм и сплоченность народа .

реб. 1.: В День единства будем рядом ,

Будем вместе навсегда -

Все народности России

В дальних селах, городах!

реб. 2 : Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей.

реб. 3 : Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить

Чтоб под мирным небом спать!

реб. 4 : Я в День народного единства

Хочу желать по всей стране,

Чтоб было небо мирным, чистым

И чтоб сказали "Нет" войне!

реб. 5 : Чтоб вместе истинно держались,

Чтоб уважали свой народ ,

Совместно от проблем спасались

И жили так из года в год!

песня : "Песня о мире"

Вед.: Ребята, а что такое "народное единство ?"

(ответы детей)

Вед.: Это когда весь народ всех национальностей нашей страны объединился в единое целое .

Вед : Сегодня, ребята, нам хотелось бы поговорить о разных народностях , проживающих у нас на Урале.

Основное население, проживающее на Урале - Это русский народ .

(слайд 5)

Как у каждого народа , у русских есть свои традиции.

Праздники : Рождество Христово, установленный в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается рождество 7 января.

(слайд 6)

Святки - главный зимний праздник, это особое праздничное время от Рождества Христова 7 января до дня крещения. В эту святочную неделю люди ряженые ходили по домам, пели колядки, и принимали от хозяев угощения, а девушки гадали на суженых.

(слайд 7)

Масленица - народное гулянье , в честь проводов зимы. В дни масленичной недели на главной улице города или села было принято устраивать настоящие торжества. С утра и до позднего вечера веселится народ . По улицам ходят ряженые с соломенным чучелом (символом уходящей зимы, одетым в женские наряды.

Эти гулянья праздновались целую неделю, а в конце пекли блины.

(слайд 8)

Пасха - праздник, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.

В этот день пекут куличи , красят яйца и ходят в церковь.

И еще много других праздников русского народа .

(слайд9)

Традиционный русский костюм представляет собой сарафан на девочку, на голове лента или кокошник, у мальчика - рубашка или косоворотка, подпоясанная кушаком, т. е. пояском. (дети, нарядившиеся, проходят и демонстрируют костюмы)

(слайд 10)

На всех русских гуляньях водят хороводы, поют русские песни, играют на разных народных инструментах , и в различные игры. А хотели бы вы послушать русскую народную песню . (Св. Ан. поет песню)

И сейчас мы с вами ребята поиграем в игру "Золотые Ворота"

игра : "Золотые ворота"

Вед : Кроме русского народа Урал населяют другие народности . И в наших группах детского сада есть дети разных национальностей. И мы сейчас с ними познакомимся.

Свою народность представит нам ваш воспитатель Виктория Викторовна. марийка.

(слайд11, 12, 13, 14, 15)

Праздники марийцев такие же как и у русского народа . Но называются по своему.

"Кугече" (Пасха)

Шорыкйол (рождество)

Ну и конечно же на каждом гулянье поют песни, веселятся играют в игры.

игра : "Биляша" (марийская народная игра )

(на площадке две линии, по обе стороны две команды лицом друг к другу. Игроки первой команды с криком "Биляша" идут к другой команде, каждый участник подает друг другу правую руку и пытаются перетянуть друг друга на свою сторону. Чья команда больше перетянет, та и выигрывает)

Семья Качкаровых и Киргизбаевых относятся к киргизской народности , познакомимся с их традициями.

(слайд 16)

Тебетей - распространённый зимний головной убор, непременная часть мужского костюма.

Чапан - мужская и женская длинная одежда типа халата. Без чапана выходить из дома считалось неприличным.

(слайд 17)

Традиционный праздник Наоруз

В день праздника в каждой семье накрывали дасторкон - белую скатерть с различным кушаньем. Для угощения соседей готовили традиционную похлебку. Накануне праздника люди приводили в порядок жилье, расплачивались с долгами, мирились со всеми, с кем были в ссоре.

Праздник Нооруз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли как юноши - джигиты, так и девушки. День заканчивался представлением, стихами и песнями. Давайте послушаем музыку этого народа .

песня киргизов

После всеобщей трапезы начинались игры.

игра : "Ударь по тыкве" Чака чапмай

(воткнуть палку, на палку - тыкву, участнику игры завязывают глаза, дают палку, раскручивают, затем он должен ударить по тыкве сверху вниз, т. е. сбить с палки)

(слайд 18)

А сейчас мы вас познакомим с традициями татарского и башкирского народа .

Семья. Гатаулиных и Овсянниковых татарские семьи.

Конечно как и у каждого народа , у татар тоже есть свой национальный костюм. Семья Гатаулиных представит нам головной убор.

Семья. - башкирская семья. Мама Аделины приготовила для нас стих-ие на своем родном языке.

(слайд19)

Сабантуй (татаро - башкирский праздник)

Пожалуй, наиболее массовый и популярный сейчас праздник, включает в себя народные гуляния , различные обряды и игры. Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Развлечений на сабантуе великое множество

Традиционные соревнования сабантуя :

Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла» .

Бег в мешках.

- Парное состязание : одну ногу привязывают к ноге партнера и так бегут к финишу.

Поход за призом по качающемуся бревну.

Карабканье по высокому столбу с привязанными наверху призами.

Бег с ложкой во рту. На ложке - сырое яйцо. Кто первым прибежит, не разбив ценный груз, тот и победитель.

игра : "Бой подушками"

игра : "Парное состязание"

"Бег в мешках"

На поляне, где устраиваются гулянья, можно отведать шашлыка, плова домашней лапши и национальных татарских угощений : чак-чак, эчпочмак, балиш, перемяч.

Семья Овсянниковых приготовила для всех свое национальное блюдо "Кыстыбай", а вот семья Гатаулиных вкусные сладости чак-чак. Ими мы непременно угостимся в группах.

(слайд20)

Вед.: Видите, ребята, сколько замечательных народностей живет у нас на Урале.

Давайте в честь праздника все объединимся и станцуем нашу дружную веселую польку.

Танец : "Полька"

Вед : Пускай народ России

Всегда единым будет

Чтоб беды не косили

Чтоб радовались люди

Чтоб было счастье ярким

Как радость материнства

В пылу объятий жарких

Народного единства .

Давайте все возьмемся за руки, станем еще дружнее, еще сплоченнее, едиными . А когда мы едины - мы непобедимы !

Предварительная работа.

В далеком 1612-м судьбу страны решил народ без участия власти , когда люди добровольно объединились в борьбе за свою землю. Эпоха Смуты, предшествовавшая тем грозным дням, разделила всех. Сменялись Самозванцы у власти, то и дело вспыхивали народные бунты , противостояние католиков и православных, голод, болезни, мор… Естественно, что такой ситуацией внутренней неурядицы воспользовались внешние враги, пограничные соседи, стремясь расширить свои территории. Войска польского и шведского королей вторглись в русские земли и вошли в Москву. Они чинили полный беспредел, грабя и разоряя дома, убивая ни в чем не повинных людей.

Но народ русский терпелив , и, когда над страной нависла смертельная опасность, отдал все до последнего гроша, чтобы вооружить и прокормить ополчение. У кого не было денег, снимали медный крест, самое дорогое, что у них было.

Народное войско возглавили князь Дмитрий Иванович Пожарский, человек уважаемый, честный и справедливый, прозорливый военачальник, и староста Козьма Минин , кинувший клич в толпу.

Войско, выдвинувшееся из Нижнего Новгорода, на пути к Москве становилось более мощным. Из городов и сел к нему присоединялись крестьяне , которые устали от бесчинства поляков. Два месяца народ осаждал Москву .

Когда настали мирные времена, царь щедро наградил Минина и Пожарского. Их имя сохранилось в памяти народной . В их честь установлен бронзовый памятник Красной площади, надпись на котором гласит : «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия» .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с.Гвардейское Красноармейского

района Саратовской области»

Конкурсная игровая историко-познавательная программа "В единстве наша сила!"

Провела: учитель истории и

обществознания

Султанова К.А.

2016 г.

Положение о проведении конкурсной программы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Направление работы школы по патриотическому воспитанию направлено на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к достойным страницам прошлого.

В России существуют государственные праздники, которые призваны воспитывать патриотизм.
Одним из новых праздников, который отмечается в нашей стране 4 ноября, является День народного единства.

Любой государственный праздник - это отголосок истории страны, но обращен он всегда в будущее.Историческая память возвращает нас к событиям начала 17 века. Победа народного ополчения, формирование которого началось в Нижнем Новгороде гражданином К.Мининым и князем Д.Пожарским, стала не только ратным подвигом во имя свободы, свидетельством выхода из глубочайшего кризиса, но и заложила основы для строительства фундамента независимого государства, на котором построена вся будущая мощь России.

В связи сэтим в МБОУ ООШ с.Гвардейское будет проведена конкурсная историко-познавательная программа «В единстве наша сила!»

Цель: содействовать формированию патриотизма и чувства личной ответственности за судьбу Отечества.
Задачи:
Образовательные: формировать представление об героических страницах истории нашей страны.
Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности;
Развивающие:
Развить познавательные способности и бережное отношение к историческому наследию России.
Демонстративный материал: презентация
Методические приемы: художественно-исторический рассказ, художественно-познавательная задача; работа с историческими картинами; мозговой штурм; восстановление текста; подвижные конкурсы
Цели: приобщение обучающихся к пропаганде традиций и богатейшей культуры нашей страны, развития у обучающихся чувства национального достоинства, воспитания чувства гордости к историческому, героическому прошлому России,.
воспитание у учащихся патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданственности; развитие у школьников мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторических событий, умения прослеживать связь истории и современности;

Место проведения: школа

Участники: учащиеся школы с 5 по 9 класс

Жюри:

Председатель: Султанова К.А. – учитель истории и обществознания

Члены жюри: Обухова И.А.- учитель математики и физики

Разина О.А. – учитель географии и экологии

Ход игровой программы: Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Ребята, а вы знаете, какой праздник отмечает вся Россия 4 ноября.

Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с событиями 1612 года – подвигом наших предков, которые сплотились во имя свободы и независимости Родины. Сегодня мы с Вами проведем конкурсную игровую программу, посвяще нную государственному празднику День народного единства.

В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб, при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда - отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-что не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Кузьма Минин отправился в Нижний Новгород к воеводе Дмитрию Михайловичу Пожарскому . С обрали они народное ополчение. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил иконой Минина и Пожарского на святое дело - изгнание захватчиков или интервентов. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери (Богородица).

Верили люди русские, что не оставит их в неравной битве с врагом Богородица – Заступница Руси.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям - освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник-День народного единства. Приказом президента РФ в 2005 году установлен праздник 4 ноября.

В честь праздника – Дня народного единство мы проводим конкурсную игровую познавательную программу “В единстве наша сила!” Вас будет оценивать жюри. Те, кто наберет больше всего баллов победят и будут награждены. Каждый правильный ответ один бал. (Представление жюри).

Интеллектуальные задания будут сочетаться с подвижными.

Ведущий: Вспомним ход событий и участников Смутного времени, слушая стихотворение Ирины Крымской:
Слушаем стихотворение и сопоставляем с событиями истории
История смуты в стихах:

Трясло Россию в годы смуты:
Вся жизнь войной опалена,

Разлом, распад, казна скудна.
Страну топтали интервенты.
Поляки брали города,
И оскверняли земли шведы.
И самозванцы на престоле!
Вражду, предательство бояр
Народ терпеть не может боле:
Объединиться всем как встарь!

Народной волей Русь сильна.

За православие, страна!
На волжских берегах волненье.
Народный гнев даёт ростки.
Готовит Минин ополченье,
Пожарский поведёт полки.
Из разных городов России
Шли в Нижний Новгород сыны,
И под знамёна боевые
Вставали в ратный строй они.

Здесь лагерем, пока большим


Ходкевич войско из поляков,

На помощь гарнизону шляхты,
Засела что в самом Кремле.

За Русь святую не в цепях.
И победило ополченье
В кровопролитных тех боях.

Страны сидел, как острый нож,
Осадой взяли ополченцы.
Воспрянула Русь духом вновь.
Герои тех времён далёких –
Пожарский, Минин – на века!
О славном подвиге высоком
Звучит народная строка.

(Ирина Крымова. Русь. Смута. Минин и Пожарский

«Разминка» Командам по очереди задаются задания. Один балл за правильный ответ.

1. (Смутное)

2. Пожарскому и от (Нижний Новгород)

3. (Ярославль)

4. ( Лжедмитрия II )

Речь Посполитая

6 ( )

Ведущий: День освобождения от польских интервентов.



Ведущий: 2 тур игры “Воззвание к народу”.

Ведущий : Послушайте, что написал Чуфарин в 1897 году к этой картине:
«Обращение Кузьмы Минина к народу»

«Мир православный! – начал он –
Страдает Родина Святая,
Повсюду горе, вопли, стон,
Ручьями льется кровь людская.
Иноплеменники гурьбой
Отчизну нашу разоряют,
Владеют Русскою Землей
И нас себе порабощают.
Тиранят жен и дочерей
Враги пред нашими глазами,
И ставят в храмы лошадей,
Смеясь над верой и над нами.
Москва в плену, в стенах Кремля
Враги скопляются толпами;
Страдает Русь, ее земля
Кишит враждебными войсками.
Царя на русском троне нет,
Москвою враг повелевает,
И весь народ в годину бед
Врагу невольно присягает.
Один бесстрашный Гермоген
В священном сане патриарха
Не признает позорный плен
И иноземного монарха.
Соборам русским и церквам
Он посылает повеленья:
«Не отдавайте Русь врагам,
К Москве ведите ополченья!»
Мир православный! Иль у нас
Нет чувств и вялы мы сердцами?
Восстанем, дорог каждый час!
Восстанем, все пойдут за нами!
Освободим страну родную,
Или за Родину Святую
Все до единого умрем!»
Велик ты русский наш народ!
Когда ты Родину спасаешь –
Ты богатырь, от всех забот
Для ней себя освобождаешь!
Ты слаб, пока отвага спит,
Но если духом ты проснешься,
То бурей в битву понесешься
Тебя никто не победит!

(В. Чуфарина «Минин и Пожарский» 1897)

День народного единства, а это значит, что, чтобы победить, надо быть в команде, надо быть вместе

ИГРА . Игроки каждой команды встают плечом друг к другу. Получается, что они касаются друг друга левым и правым плечом. И им завязывают руки – левую руку одного с правой рукой другого. И они поднимают руки вверх. Первому участнику дают мяч или воздушный шарик в его свободную правую руку. И он также поднимает руку вверх. И задача каждой команды передать шар или мячик в самый конец своей команды. Но передавать верхом, а так как руки связаны, то это будет сложно, ведь надо будет действовать сообща, потому что связаны две руки разных людей. В общем, какая команда вперёд передаст инвентарь, та и победила.
Ведущий: Продолжает программу 3 тур “История в памятниках скульптуры и архитектуры”.


Ведущий: 4 тур: Из букв составить имя участника тех событий:
ГМОГНЕЕР (Гермоген)

А сейчас у вас есть возможность добавить в свою копилку еще по одному баллу. Играть будем все вместе.

ИГРА. Команде из восьми человек даются буквы, из которых надо сложить слово – ЕДИНСТВО. Но дети не знают, какое слово им надо сложить. Они видят только набор букв. И когда ведущий им говорит, что надо составить слово и встать с буквами так, чтобы его можно было прочитать, то дети должны сообразить, что это за слово и встать так, как положено. Держа буквы в руках. Ведущий: Мы подошли к 5 туру «Кто это?». По описанию угадайте о ком речь:
Русский национальный герой, организатор и один из руководителей Земского ополчения 1611-1612 в период борьбы русского народа против польской и литовской интервенций. (Кузьма Минин)
Ведущий: Молодцы. 6 тур «Сопоставь имена и род занятий»:
Лжедмитрий I самозванец

Минин Кузьма земский староста
Ляпунов воевода 1 ополчения

Василий Шуйский боярин царь

ИГРА, в каждой команде по три человека. А также надо приобрести ленточки одинаковой длины и трех цветов – красного, белого и синего. И надо «сплести» косу из трёх ленточек, и эту косу держит один человек. Задача каждой команды из трёх человек. Размотать свою косу. Они должны действовать дружно и сообща, чтобы распутать косу, ведь она, как вы знаете, плетётся замысловато. Какая команда справится быстрее со своей задачей, та и победила.

Ведущий: Заключительный тур “Исторические ошибки”.
В конце 1611 года Киевское (Московское) государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Турки (поляки) взяли Смоленск; турецкий (польский) отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами кремля и Китай – города; румыны (шведы) заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на киевский (московский) престол; …Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятующуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли религиозные и национальные (политические) силы, начинают пробуждаться силы политические (религиозные и национальные), которые пошли на выручку гибнувшей земле.
/Подведение итогов. Комментарии жюри. Награждение./ Ведущий: Сегодня мы с вами еще раз перелистали героические страницы истории нашей родины и убедились в том, что сила России – в единстве народа…
Один в поле не воин – с детства нам говорят,
И вместе должны народы несчастьям противостоять.
Ведь радостно так живется и столь бесконечен мир,
Когда под огромным солнцем ты знаешь, что не один.
Пусть спорится доброе дело, соединяя сердца,
Пусть дружба объединяет и страны, и города,
И вместе смеются дети, и радость бежит вперед,
И к людям большой планеты успех и любовь придет
Ведущий :В единстве наша сила! Поздравляю всех с праздником! До свидание!

Литература:
Жизнеописания, факты и гипотезы, портреты и документы. В 30 кн. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский / авт.сот. В. А. Шамшурин. М.
Садовский Б. Гимн в память подвига Нижегородского ополчения 1611-1612.
Карташова М.В. Балахна - Минин - Нижегородское ополчение.
Сорокина Л.А. Князь Д.М. Пожарский на балахнинской земле//Нижегородский музей.№7.2006.
Крымова Ирина. Русь. Смута. Минин и Пожарский.
Сборник «Русское сердце тебя не забудет»
Нижегородская старина: ист. издание. 2001. № 9.

Первый тур викторины “Герои ополчения”. Уважаемые участники, внимательно прочитайте вопросы по данной теме и предлагаемые к ним ответы. Выберите верный:
1.Выходцем из какого города был Кузьма Минин:
а/Нижний Новгород; б/Москва; в/Ярославль

2.Назовите имя и отчество князя Пожарского – предводителя второго дворянского ополчения против поляков:

а/Дмитрий Михайлович б/Михаил Федорович в/Дмитрий Иванович

3.Кем был Кузьма Минин: а/князем б/казаком б/купцом

4.С каким из праздников, почитаемых Русской Православной церковью, совпадает День народного единства:

а/Рождеством Богородицы б/Днем Казанской иконы Божьей Матери в/Покровом

Внимательно рассмотрите репродукцию картины А. Кившенко “Воззвание к нижегородцам” (1611 год) . Напишите, какое историческое событие она отображает. Время для выполнения задания – 5 минут.

3 тур “История в памятниках скульптуры и архитектуры”.
Память о героических подвигах, знаменательных событиях люди увековечивают в скульптуре и архитектуре, воздвигая различные памятники, строя часовни и храмы. Внимательно рассмотрите иллюстрации и определите, что на них изображено. Соотнесите иллюстрации со следующими названиями:;

а) Казанский собор б) памятник “Тысячелетие России”, в)памятник Минину и Пожарскому

2
1

7 тур “Исторические ошибки”. Задача участников – внимательно прослушать текст и выписать исторические ошибки. Внимание, текст!
В конце 1611 года Киевское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Турки взяли Смоленск; турецкий отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами кремля и Китай – города; румыны заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на киевский престол; …Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли религиозные и национальные силы, начинают пробуждаться силы политические, которые пошли на выручку гибнущей земле.

Разминка

1. Какое время на Руси наступило 400 лет назад после смерти царя Ивана Грозного? (Смутное)

2. В какой город Кузьма Минин пришел к Дмитрию Пожарскому и от куда они начали свой путь освобождения? (Нижний Новгород)

3. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву. (Ярославль)

4. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"? ( Лжедмитрия II )

5. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?

Речь Посполитая

6 . С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? ( С воцарением Михаила Романова. )

Первый тур викторины “Герои ополчения”. Уважаемые участники, внимательно прочитайте вопросы по данной теме и предлагаемые к ним ответы. Выберите верный:
1.Выходцем из какого города был Кузьма Минин:
а/Нижний Новгород; б/Москва; в/Ярославль (Нижний Новгород)

2.Назовите имя и отчество князя Пожарского – предводителя второго дворянского ополчения против поляков:

а/Дмитрий Михайлович б/Михаил Федорович в/Дмитрий Иванович (Дмитрий Михайлович)

3.Кем был Кузьма Минин: а/князем б/казаком б/купцом (купцом)
4.С каким из праздников, почитаемых Русской Православной церковью, совпадает День народного единства:

а/Рождеством Богородицы б/Днем Казанской иконы Божьей Матери в/Покровом (День казанской иконы Божьей Матери)

2 тур игры “Воззвание к народу”. Внимательно рассмотрите репродукцию картины А. Кившенко “Воззвание к нижегородцам” (1611 год) . Напишите, какое историческое событие она отображает. Время для выполнения задания – 5 минут.

3 тур “История в памятниках скульптуры и архитектуры”.
Память о героических подвигах, знаменательных событиях люди увековечивают в скульптуре и архитектуре, воздвигая различные памятники, строя часовни и храмы. Внимательно рассмотрите иллюстрации и определите, что на них изображено. Соотнесите иллюстрации со следующими названиями:;

а) Казанский собор; (2)б) памятник “Тысячелетие России”, в)памятник Минину и Пожарскому (1)


4 тур: Из букв составить имя участника тех событий: ГМОГНЕЕР (Гермоген)
Подсказка: второй Патриарх Московский и всея Руси (1606-1612, в заточении с 1 мая 1611), известный церковный общественный деятель эпохи Смутного времени. Канонизирован Русской Православной Церковью.

. 6 тур «Сопоставь имена и род занятий»:
Лжедмитрий I самозванец
Пожарский Дмитрий Михайлович воевода 2 ополчения

Минин Кузьма земский староста
Ляпунов воевода 1 ополчения
Гермоген митрополит Московский
Василий Шуйский боярин царь

7 тур. “Исторические ошибки”. Задача участников – внимательно прослушать текст и выписать исторические ошибки. Внимание, текст!
В конце 1611 года Киевское (Московское) государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Турки (поляки) взяли Смоленск; турецкий (польский) отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами кремля и Китай – города; румыны (шведы) заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на киевский (московский) престол; …Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятующуюся федерацию. Но с конца 1611 года, когда изнемогли религиозные и национальные (политические) силы, начинают пробуждаться силы политические (национальные), которые пошли на выручку гибнущей земле.

Трясло Россию в годы смуты:
Вся жизнь войной опалена,
Борьба за власть, и цены вздуты,
Разлом, распад, казна скудна.
Страну топтали интервенты.
Поляки брали города,
И оскверняли земли шведы.
Открыл Кремль древние врата –
И самозванцы на престоле!
Вражду, предательство бояр
Народ терпеть не может боле:
Объединиться всем как встарь!
Очнулась Русь от тяжкой дрёмы,
Народной волей Русь сильна.
Воззванья церкви столь весомы:
За православие, страна!
На волжских берегах волненье.
Народный гнев даёт ростки.
Готовит Минин ополченье,
Пожарский поведёт полки.
Из разных городов России
Шли в Нижний Новгород сыны,
И под знамёна боевые
Вставали в ратный строй они.
По Волге – в Ярославль; стояли
Здесь лагерем, пока большим
Сплочённым войском не предстали.
К Москве, где враг, мы победим!
Ходкевич войско из поляков,
Литовцев, венгров вёл к Москве
На помощь гарнизону шляхты,
Засела что в самом Кремле.
Пожарский дал в Москве сраженье
За Русь святую не в цепях.
И победило ополченье
В кровопролитных тех боях.
А вскоре гарнизон, что в сердце
Страны сидел, как острый нож,
Осадой взяли ополченцы.
Воспрянула Русь духом вновь.
Герои тех времён далёких –
Пожарский, Минин – на века!
О славном подвиге высоком
Звучит народная строка