Материал на тему: Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по ранней профориентации дошкольников. Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий, и все хороши, каждый способен найти для души

​​​Игровая программа "Вместе с нами в мир профессий".​

4 октября 2018года на базе МБДОУ города Костромы «Детский сад №88» была организованна игровая программа по ранней профессиональной ориентации «Вместе с нами в мир профессий».

Мероприятие прошло в рамках преемственности детского сада и школы по данному направлению.

Участниками данного мероприятия стали воспитанники детского сада и ученики 2»А» класса МБОУ СОШ №36 г. Костромы.

Организаторы заведующий Никифорова Наталья Александровна, старший воспитатель Романова Елена Николаевна, воспитатели ДОУ, ответственный за профориентационную работу МБОУ СОШ №36 г. Костромы Шестерова Наталия Андреевна, учитель 2»А» класса Солонович Ирина Леонидовна.

Игровая программа началась с приветствия воспитанников детского сада, которые рассказали стихи о профессиях. Далее была проведена обучающая викторина «Путешествие в мир профессий», входе которой дети вспомнили отличительные особенности многих профессий. Затем детям были выданы трудовые книжки. Дети были разделены на группы, в каждой из которой они получали знания и практические навыков по профессиям: «Строитель», «Медицинский работник», «Дизайнер», «Военный», "Ювелир». Для этого в музыкальном зале детского сада были организованы сюжетно – ролевые игры по ранней профессиональной ориентации, сделанные педагогами детского сада.

У каждой игры ребят ждал свой наставник, который координировал «работу» детей в рамках данной профессии.



Данное мероприятие прошло на позитиве, музыкальный зал превратился в «КидБург» в миниатюре.




В конце работы дети делись полученными знаниями, опытом и даже предоставили первые свои работы. Ювелиры изготовили украшения (браслеты, ожерелья), дизайнеры разработали и создали интерьер квартиры, военные учились расставлять технику на макетах, согласно выданной карте, также осуществляли тренировку в полевых условиях, строители выполнили постройки из модулей и на макетах, медицинские работники получили знания и умения по оказании первой медицинской помощи, по работе в кабинетах УЗИ, педиатр, окулист.

Закончилось мероприятия весёлой песней про дружбу. ​





​​​​​​​​​​​​​​​​

​​​​ ​ ​




​​
​​​

Наши достижения в проекте "Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в рамках проблемы решения ранней профориентации детей дошкольного возраста".


​ ​


Наталия Карташова
Проект по профориентации дошкольников «Сколько профессий, и все хороши, каждый способен найти для души!»

Слайд 1. Проект по профориентации дошкольников «, !» (знакомство с профессиями родителей ) .

Слайд 2. Актуальность. Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации» . У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не достаточно ознакомлены с профессиями своих родителей . В этом случае углубленное изучение профессий , через профессии родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда . Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий , требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. Поэтому и возникла идея создания данного проекта . Тематика проекта отражает знакомство детей с некоторыми профессиями родителей . Знакомство детей с профессиями , их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы, спланированой с учетом ФГОС ДО.

Слайд 3. Цель : Определение значимости профессий для ознакомления с ними. Расширение и обобщение представлений детей о профессиях , орудиях труда, трудовых действиях, создание условий для максимального обогащения знаний и представлений детей о профессиях своих родителей ; формирование первых навыков; развитие любознательности и интереса к деятельности взрослых, к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи : Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека .

Дать возможность сориентироваться в профессиях родителей , выявить свои стремления, желания и наклонности.

Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.

Развивать коммуникативные способности . Обогащать словарный запас детей.

Расширять кругозор и познавательный интерес детей.

Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду, к людям разных профессий .

Слайд 4. Участники проекта : дети, родители, воспитатель, музыкальный руководитель

Вид, тип проекта : творческий, познавательный, информационный.

Место проведения : МДОУ детский сад №1 «Аленушка» , г. Тейково.

Сроки проведения : краткосрочный, январь – апрель 2016 г.

Возраст детей : 6 лет.

Слайд 5. Условия реализации проекта .

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника , обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.

Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.

Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.

Слайд 6. Планируемый результат

Для детей :

Наличие у детей определенных знаний и представлений о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);

Обеспечение активности ребенка в процессе его социализации;

Понимание детьми значения слово «профессия » , проявление признательности и уважения к труду взрослых (родителей) .

Сформированность знаний о некоторых профессиях родителей , их назначении, особенностях;

Пополнение лексики воспитанников;

Умение имитировать деятельность людей различных профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.

Для родителей :

Успешное взаимодействие со своими детьми;

Повышение психолого-педагогических компетенций.

Для воспитателя :

Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта ;

Совместная работа с родителями по расширению знаний детей;

Повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.

После завершения проекта дошкольники смогут :

Узнавать и называть профессии и место работы родителей.

Владеть обобщающим понятием «профессия » .

Задуматься о том, кем они будут, когда вырастут.

Обогатить словарный запас и развить коммуникативные навыки.

Слайд 7. План реализации проекта (этапы работы) .

Работа была спланирована в следующих формах : занятия (с использованием мультимедийных презентаций, дидактические и сюжетно-ролевые игры, мастер-классы, беседы, экскурсии, выставки, тематическое развлечение.

I этап – подготовительный (диагностическо-прогностический) : выявление проблемы.

Включал :

Определение темы проекта и перечня профессий родителей для ознакомления с ними детей;

Формулировка цели и задач;

Составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми;

Анализ психолого-педагогической и методической литературы;

Создание предметно-развивающей среды;

Сотрудничество с родителями и интеграция с работниками ДОУ;

Планирование деятельности по реализации проекта ;

Подбор музыкальных произведений, цикла бесед и рассказов для детей, конспектов занятий;

Подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций и интерактивных игр;

Пополнение предметно – пространственной развивающей среды

Слайд 8. Методы сбора информации :

Анализ современных образовательных программ ДО.

Анкетирование родителей.

Обследование предметно-пространственной развивающей среды.

Анализ планирования.

Беседы с детьми.

Наблюдение за играми детей.

Слайд 9. (выбор профессий для ознакомления ) . Модель (метод) трех вопросов

Профессий много есть на свете , это знают даже дети.

И профессий нет не важных – вам об этом скажет каждый !

Полицейский.

Медицинская сестра.

Врач-стоматолог.

Парикмахер.

Слайд 11. План выполнения проекта (интеграция образовательных областей) .

Социально – нравственное воспитание : Рассматривание открыток, иллюстраций по профессиям (повар, полицейский, парикмахер, стоматолог, медицинская сестра) ; рассказы о разных профессиях ; экскурсии с детьми по профильной ориентации .

Познавательное развитие : Знакомство с профессиями родителей ; встречи с интересными людьми.

Речевое развитие : чтение художественной литературы (Д. Родари «Чем пахнут ремёсла» , С. Михалков «А что у вас?» , «Дядя Стёпа» , В. Маяковский «Кем быть?» и другие); беседы (на тему «Какие профессии дети вы знаете , «Кем работает мама, папа?» , «Происхождение профессий » , «Кем бы ты хотел стать когда вырастешь?» ).

Художественно-эстетическое развитие : изодеятельность (на темы «Кем я стану когда вырасту» , «Кем работают мои родители» ); прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным произведениям.

Физическое развитие : Развлечения, конкурсы (тематические) .

Игровая деятельность - сюжетно-ролевые игры («Кухня» , «Парикмахерская» , «Больница» , «На перекрестке» и др.); дидактические игры («Кем быть» , «Кому, что нужно для работы» , «Профессии » и др.).

Работа с родителями : встречи с интересными людьми (родителями) ; рассказы родителей о своей профессии ; папка-передвижка «Профессии » ; привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта .

Слайд 12. 2 этап – основной, организационно-практический.

Реализация проекта «Сколько профессий и все хороши , каждый способен найти для души ! Профессии моих родителей », через организацию различных видов деятельности детей и взрослых.

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов, приемов и форм работы по расширению знаний дошкольников о таких профессиях родителей , как повар, полицейский, стоматолог, медицинская сестра, парикмахер.

Слайд 13. Формирование обобщенных представлений о значимости труда людей требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Ознакомление с трудовой деятельностью родителей имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости его в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде своих родителей. Ознакомление с трудом и профессиями родителей должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели.

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие.

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие.

Физическое развитие.

Слайд 14. Формы работы с детьми, в рамках реализации проекта .

Образовательная деятельность с детьми (с использовании ИКТ) .

Беседы с детьми по профориентации .

Сюжетно-ролевые, дидактические и интерактивные игры профессиональной направленности .

Чтение литературных произведений по теме проекта и выбору профессий (стихи, загадки, рассказы) .

Рассматривание иллюстрации, картин о профессиях – (повар, стоматолог, парикмахер, полицейский и медицинская сестра) .

Трудовая деятельность детей и взрослого (кружковая работа) .

Художественно-творческая (продуктивная) деятельность.

Мастер – классы родителей с детьми «Наши мамы и папы могут рассказать много интересного о своей работе» .

Экскурсии «Все работы хороши , по знакомству детей с профессиями родителей .

Встречи с людьми разных профессий или приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях , а иногда и с результатами своего труда - самое яркое событие для детей.

Наблюдения за трудом взрослых обеспечит наибольшую отчетливость приобретаемых детьми знаний профнаправленности .

Слайд 15. Алгоритм ознакомления с профессией

Название профессии

Место работы

Материал для труда

Форменная одежда

Орудия труда

Трудовые действия

Личностные качества

Результат труда

Польза труда для общества

Слайд 16. «Расскажи – ка о профессии (схема) .

Слайд 17. Знакомство с профессией – «Повар» (фото) .

Слайд 18. Знакомство с профессией – «Парикмахер» (фото) .

Слайд 19. Знакомство с профессией – «Полицейский» (фото) .

Слайд 20. Знакомство с профессией – «Врач - стоматолог» (фото) .

Слайд 21. Знакомство с профессией – «Медицинская сестра» (фото) .

Слайд 22. 3 этап – заключительный :

Цель - призван наглядно продемонстрировать единение и атмосферу сотрудничества всех участников проекта и его результат .

Входит :

Создание мультимедийной презентации. Представление проекта .

Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ) .

Дидактические игры на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей .

Продолжение знакомства с другими профессиями родителей .

Слайд 23. Рефлексия.

Вопросы к детям : Какие профессии ты знаешь ? С какими профессиями ты ближе познакомился? Кем работает твоя мама? Кем работает твой папа? Как ты хочешь стать, когда вырастешь?

Дидактические игры - на закрепление полученных знаний о пяти профессиях родителей .

Слайд 24. Продолжение знакомства детей с другими профессиями родителей : «Хочу знать, кем работают мои родители?» (выбор профессий для ознакомления ) . Модель (метод) трех вопросов : Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Откуда можно узнать?

Слайд 25. Итог работы. Вывод.

Мы начали говорить о ценности труда и профессий с детства ! Дети с гордостью рассказывали о профессиях своих родителей . Думаю, что после реализации данного проекта вопрос , кем быть, не застанет их врасплох. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Реализация проекта показала свою эффективность для детей. Все поставленные задачи решены, а цель достигнута. Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к профессиям взрослых . Ребята узнали много нового и интересного. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Нужно рассказывать детям о профессии родителей . Постараться объяснять суть их труда, его важность для других людей. Рассказывать, что людям нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу.

Так же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они познакомятся с различным инструментами и приспособлениями , понять кто и что делает на работе. Экскурсии познакомят детей с трудом взрослых. Они обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопится не стоит. Но это заблуждение. Многие придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в дошкольном детстве . В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Много внимания необходимо уделять знакомству с профессиями в детском саду и продолжать в школе. Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии , так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находит дело по душе.

Слайд 27. Ресурсное обеспечение :

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.

2. Арушанова А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника : Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.

3. Белая К. Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., Прокопович О. И., Рымаренко Л. В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании . – М.: УЦ «Перспектива» . 2013. – 104 С.

4. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей . Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)

5. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.

6. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников . - М., 1988.

7. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие. - Балашов : Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.

8. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : программно-методическое пособие. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.

9. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.

10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3е изд., исправ. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.

11. Петрова В. И., Стульник Т. Д Этические беседы с детьми 4-7 лет : Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М. ,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.

12. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях . - М.: Сфера, 2005 – 64 с.

13. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет . М.: ТЦ Сфера, 2008.

14. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост . В. Н. Журавлева : Учитель, 2011.- 202 с.

15. Шадрина Л. Г., Фомина Е. П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)

16. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями , Детство- Пресс, 2012, 207с.

17. Шорыгина Т. А. Профессии , какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

18. Беседы с ребенком. Профессии . Картинки с заданиями. М., 2013

19. Н. Н. Бурмистова Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ .

20. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012

21. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет , М., 2010

22. Профессии . Демонстрационный материал. М., 2013

23. Профессии . Демонстрационный плакат М., 2013

24. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей

старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3

25. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях . Метод. Пособие М., 2014

26. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М. ТЦ Сфера 2014.

Масютина Татьяна
Проект по профориентации в ДОУ

Профориентация в ДОУ

Уважаемые коллеги, я думаю, что все присутствующие согласятся со мной, что сейчас основная тема - это реализация или введение ФГОС ДО в практику работы дошкольных учреждений. При этом особое внимание уделяется развитию личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности : любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности. Интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых : наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей.

За 2 года работы инновационной площадки «Ребенок в мире профессий » собран богатый материал по ознакомлению детей с миром профессий . Мы уже знакомили коллег с практическим материалом на фестивале инновационных практик, на стендовом докладе на августовской конференции. Повторяться не буду. В этом учебном году мы переходим к реализации 3 этапа нашего проекта «Мастера и мастерицы» , т. е совместная деятельность взрослых и детей.

Цель : создание условий для развития субъективной позиции ребёнка в труде, эффективности организации трудового воспитания как средства предпрофильного развития .

Задачи :

Разработать систему методической работы в ДОУ, способствующие повышению компетентности педагогов в вопросах трудового воспитания.

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;

Развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;

Формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;

Воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми - умение работать в коллективе.

Что ждет нас при реализации 3 этапа проекта :

Отработка новых подходов к организации содержания технологий педагогического процесса, через творческие группы педагогов, смотры-конкурсы предметно-развивающей среды, открытые мероприятия, продолжение работы кружка «Веселая иголочка» , организация работы клуба интересных встреч в «В городе мастеров» с приглашением родителей, педагогов дополнительного образования с проведением мастер- классов для дошкольников, создание интерактивного развивающего пространства, смотры конкурсы по трудовому воспитанию, созданию уголка «Трудовичок» , создание музея трудовых династий воспитанников, обмен педагогическим опытом между участниками реализации проекта , мониторинг развития ребенка.

Какие изменения мы ожидаем в результате реализации 3 этапа проекта ?

Педагоги ::

1. Рост профессионализма педагогов в вопросах трудового воспитания дошкольников.

2. Педагоги научатся применять в полной мере технологию проектирования в организации трудовой деятельности дошкольников.

3. Будут использоваться современные технологии : игровые технологии, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проектной деятельности . В рамках работы педагогического коллектива детского сада будут подготовлены, апробированы и внедрены методические материалы по организации трудовой деятельности.

4. Дети будут самостоятельны, смогут творчески проявить свою индивидуальность.

5. Будет происходить развитие трудовой деятельности дошкольника в направлениях совершенствования его внешних и внутренних, мотивационных и операционных компонентов.

6. Интересы и способности ребенка возникают и развиваются в разных видах деятельности, которые затем позволят ему выбирать свой профиль в старшем звене школы.

7. Активизируется познавательная деятельность дошкольников, повысится интерес к профессиям взрослых - позиционирование себя в различных профессиях . Дети проявляют интерес к профессиям своих родственников , гордятся своими родителями, дают грамотную оценку результатам труда взрослых, демонстрируют хорошие знания.

Родители

1. Мероприятия проекта помогут родителям осознать себя равноправными партнерами в деле воспитания подрастающего поколения, влиять на образовательную политику учреждения, формировать социальный заказ.

Публикации по теме:

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Мероприятие с презентацией в рамках профориентации «Деятельность, труд, профессия» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр.

План работы по ранней профориентации в подготовительной группе План работы по ранней профориентации в подготовительной группе. Сентябрь: Знакомство с профессией шофер Дать понятие о том, что шофер управляет.

Проект ранней профориентации «Человек и его дело» Актуальность: В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых.

Проект по дошкольной профориентации, планирование на неделю (средняя группа) Проект по дошкольной профориентации «Все работы хороши…» О проекте: проект разработан для детей дошкольного возраста 3-4 лет. Проект краткосрочный.

Наталья Постникова

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх : сегодня- врач, завтра- банкир и даже Президент…

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий , приобретают навыки, которые будут развиты в школе. Система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии , наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям – это и есть профессиональная ориентация .

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для пе-дагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики . Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях . Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий . Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте , когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях . Мы считаем, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий , способствует ранней профессиональной ориентации .

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии . Профориентационная работа в детском саду строится на проведении занятий с использованием картинок, изображающих людей разных профессий , их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме воспитатели читают детям художественную литературу, изучают с ними стихи, загадки, пословицы и поговорки о труде. Для систематизации детских представлений и формировании ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно – игровые ситуации, например, «Научим мыть чашку» , «Веселые поворята» и т. д.

Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию об-разов, воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада : воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника. При этом педагоги стараются об-ращать внимание малышей на то, что весь коллектив ДОУ работает дружно, слаженно, все взрослые заботятся о том, чтобы детям здесь было тепло, уютно и интересно.

Осознать общественную значимость труда помогают сюжетно – ролевые игры. Именно в сюжетно- ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе образовательной и совместной деятельности. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда , модели профессионально-го поведения , модели межличностных профессиональных отношений . Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуется в доступный для ребенка опыт, посредством которого эти знания ребенком присваивается. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентацион -ной предметно-развивающей среды.

Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива детского сада. Наша задача : в доступной форме дать детям знания о профессиях . В основу работы положена огранизационно – содержательная модель ранней профориентации дошкольников .

Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными про-фессиями. Нами разработана серия экскурсий на весь учебный год. Маршруты экскурсий разрабатывались совместно с родителями. Систематически педагоги и дети посещают раз-личные предприятия. Такие экскурсии начали организовывать со знакомства с пожарной частью № 64. В этом учебном году уже побывали в аэропорту «Бугульма» , на железнодорожной станции «Бугульма» , в библиотеке, краеведческом музее. Дети смогли познакомиться с азами профессии пожарного , библиотекаря, машиниста.

Таким образом, мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети :

понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий , с помощью ка-ких орудий и машин, и что получается в результате;

были готовы трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Публикации по теме:

Цикл наблюдений «Ранняя осень» 1. Тема «Погода в начале осени» Общая цель системы наблюдений: - Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект открытого мероприятия «Ранняя осень» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 167» Ленинского района, города Саратова Конспект.

Занятие в подготовительной к школе группе «Военный. Детям о профессиях» Цель: продолжать знакомить детей с миром профессий. Задачи: 1.

Ранняя коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество,.

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека»,.

Семинар – практикум для воспитателей «Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Цель мероприятия: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в ДОО;
2. изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации.
Практическая значимость: содержательный материал представил в рамках распространения передового педагогического опыта работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике.
Подготовка к семинару:
1. Анкетирование педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?» (Приложение 1)
2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы со старшими дошкольниками (Приложение 2).
3. Методические рекомендации педагогам (Приложение 3).

Ход семинара - практикума:

Приложение 1
Анкета для педагогов

«Что мы знаем о профориентации дошкольников?»
1. Что такое профессиональная ориентация?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что входит в понятие профессиональная ориентация дошкольников?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое место занимает профориентационная работа с дошкольниками в вашей возрастной группе?
_______________________________________________________________
4. Через какие формы работы с дошкольниками осуществляется ранняя профориентация?_________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие современные образовательные технологии наиболее применимы для ознакомления дошкольников с профессией? _________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Выберите из предложенного списка задачи профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста:

-учить сравнивать профессии;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий;
7. Какие традиционные методы обучения и воспитания при ознакомлении детей с трудом взрослых можно применять:
- беседы с использованием игровых персонажей и наглядности;
- чтение детской художественной литературы;
- наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий;
-рассматривание картин и иллюстраций;
- опыт хозяйственно-бытового труда;
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- игровые ситуации.
8. Какие парциальные образовательные программы дошкольного образования профориентационной работы с дошкольниками вам известны?
________________________________

Приложение 2
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации
подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игры
Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет.
Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.
Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.
Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет.
Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет.
Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет.
Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет. Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.
Сюжетно – ролевые игры
«Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека», «Магазин», «Почта», «Больница», «Мастерская», «Парикмахерская».
Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов
для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр
Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».
Конструктор.
Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).
Кукольные коляски, соразмерные куклам.
Комплект постельных принадлежностей для кукол.
Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.
Кукольные кухонный шкафчик и плита.
Набор чайной посуды.
Набор кухонной посуды.
Набор продуктов (объѐмные муляжи).
Весы.
Касса.
Игрушечные деньги.
Сумки, корзины, рюкзачки.
Белая шапочка, белая косынка, белый халат.
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).
Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐска, фен).
Светофор.
Гараж.
Руль автомобильный.
Грузовые машины. Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).
Полицейский набор.
Набор «Железная дорога».
Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, самолѐт, ракета).
Фуражка / бескозырка.
Штурвал на подставке.
Бинокль (подзорная труба).
Машины общественного транспорта.
Машины – строительная техника.
Каска строительная.
Набор инструментов.
Домашние и дикие животные и птицы.
Телефон.
Набор бытовой техники.
Набор музыкальных инструментов.

Приложение 3
Задачи профориентационной работы с детьми дошкольного возраста
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи работы:
-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;
-учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;
-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;
-развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:
-формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение
потребностей человека и общества;
-формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;
-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
-знакомить с наиболее распространѐнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи работы с детьми 5-6 лет:
-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
-расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
-расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
-расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах –помощниках человека;
-формировать представление о видах производственного труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
- ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- называет профессии разных сфер экономики;
- различает профессии по существенным признакам;
- называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
- выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
- объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
- объясняет роль труда в благополучии человека;
- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;
- моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
- эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом;
- демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.