День автомобильных войск. День военного автомобилиста Вооружённых сил Российской Федерации

Профессия военного водителя востребованной была, есть и будет. Военные автомобилисты перевозят людей, снаряжения и грузы. Порой люди данной специальности рискуют жизнью, но выполняют свой профессиональный долг – доставляют необходимый груз на указанное начальством место. Отважным военным автомобилистам посвящен отдельный профессиональный праздник.

История

День празднования назначен в честь создания первой учебной автомобильной роты. Авторота была сформирована в Санкт-Петербурге в 1910 году. Главной целью учений была подготовка специалистов для обеспечения автомобильных военных частей.

К началу Первой мировой войны русская армия насчитывала пять автомобильных рот. Количество автотранспортных средств было настолько мало, что командование издало положение об автомобильной повинности. На то время люди были воспитаны в патриотическом духе и отдали на войну более трех тысяч легковых авто, 400 грузовых и около двух тысяч мотоциклов. Но и этого было мало для проведения полноценных военных действий. Тогда правительство стало закупать иностранный автотранспорт.

К приходу советской власти от автопарка почти ничего не осталось. Только с развитием автопрома в Союзе начали пополняться военные базы автомобилями ГАЗ. В годы Великой отечественной войны советские ряды автотранспорта пополнялись за счет многочисленных трофеев.

Важнейшим событием для военных автомобилистов России было и всегда останется строительство и функционирование Дороги жизни. Так называли дорогу, проложенную зимой по Ладожскому озеру для въезда в блокадный Ленинград. По этой дороге водители доставляли провизию, эвакуировали людей, спасая им жизни и рискуя своей.

Активное участие воины-автомобилисты принимали в афганской войне. Это были суровые испытания, заминированные дороги, по которым водители доставляли горючее, гуманитарную помощь, солдат.

Современные автомобильные войска имеют в своем арсенале более 410 тысяч транспортных средств. Подготовка специалистов ведется в военных и гражданских институтах страны.

Традиции

В день празднования высшее руководство собирает военный состав для торжественных поздравлений, вручения грамот и дипломов. Кадровые работники в этот день вносят в трудовые книжки записи о награждении, повышении по званию или должности.

По радио и телевидению транслируют ряд передач, которые посвящаются подвигам военных водителей. В газетах печатают тематические статьи.

Принимают поздравления виновники праздника от коллег, родных и друзей.

Военный автомобилист,
Сегодня праздник твой!
Пусть путь по жизни будет чист,
В душе царит покой!

Пускай друзья не подведут,
А солнца свет бодрит.
Пускай тебя успехи ждут,
Бог счастьем наградит!

Ты не «авто чайник», не автолюбитель,
Ты машин военных, профессионал водитель!
Тебя я поздравляю с праздником твоим,
Счастливою судьбою, будь всегда, храним,
И пусть тебя аварии обходят стороной,
Здоровья тебе, счастья, любимый мой, родной!

Поздравляю с Днём военного автомобилиста и хочу от души пожелать всегда ехать в верном направлении. Пусть удаётся оставаться невидимым для врагов и завистников, пусть все дороги ведут к нужной цели, пусть в мрачную погоду жизни или непогожий день мощные фары всегда помогут проехать туда, куда зовёт твоё сердце.

Утром майским спозаранку
Скажем теплые слова
Всем, сидящим за баранкой
В наших доблестных войсках.

Пожелаем вам, героям,
В радость чтоб была езда!
Не нажить чтоб геморроя
От сидячего труда!

Заводиться чтобы сразу,
А любви вам - с огоньком!
И сказать сегодня фразу:
« Наливай! Не за рулем!».

Машину знаешь идеально,
Готов возить в опасные места,
Ты, человек, бесспорно гениальный,
Работа, твоя, очень не проста.

И в твой профессиональный праздник -
Военного автомобилиста день
Дороги будут в жизни без изъяна,
И крепко держит пусть тебя ремень.

Военным автомобилистам
Немало пережить пришлось:
Им по дорогам каменистым
Так часто ездить довелось...
Они заслуживают много
И добрых слов, и громких строк,
И, кажется, сама дорога
Им шлёт военный поздравок,
Желая отдохнуть, достойно
За труд награду получить!
И вообще всегда спокойно
Под мирным небом славно жить!

Автомобильные войска
Бесценный дарят вклад,
Всегда готовы для броска,
И держат строгость, лад.

Желаем в этот праздник всем
Мы мужества и чести,
Пусть избежите вы проблем,
И держитесь все вместе.

Военный автомобилист -
Призванье непростое.
Пусть путь всегда ваш будет чист,
А время золотое

К вам обязательно придет,
Неся удачу, счастье.
И пусть авто не подведет,
Не встретятся ненастья!

Военных автомобилистов
С днем праздничным
Хочу поздравить я,
Дорог желаю ровных вам и чистых
И чтоб машины слушались руля.
Чтоб не боялись ям и бездорожья,
Чтобы поломок не было в пути,
Чтобы любой маршрут вы одолели,
Сквозь все преграды вы смогли пройти.
Желаю вам удачи, службы легкой
И неба мирного у вас над головой,
Желаю, чтобы из любых походов,
С машиной возвращались вы домой.

Пусть дорога окажется гладкой,
Очень ровной, не слишком далекой.
Знаем, часто бывает не сладко.
Да известно, что труд ваш нелегок.
Раз работа досталась такая,
А приказ - это тот же Закон,
Всюду едешь, хоть даже толкая...
Очень важно - всё ставят на кон!
Когда праздник приходит - готовы
... отдохнуть? Это как повезет...
Радость встреч обязательна, что вы,
У водителя схвачено всё!

Автомобиль ведешь военный,
Ты смел, отважен, так держать!
В любой момент примчишь мгновенно,
Чтоб долг свой честно исполнять!

Пусть будет ровною дорога,
Чтоб ехал ты всегда вперед!
Желаю счастья очень много,
Только успех пусть тебя ждет!

В 2010 году российским автомобильным войскам исполнилось ровно 100 лет со дня, когда на территории России впервые появилась новая учебная автомобильная рота. В это же время к железнодорожным российским батальонам были добавлены пятые автоподразделения.

Прежде чем внимательно рассмотреть фото автомобильных войск, размещенных в статье, стоит знать, что механические экипажи использовались в царской России еще задолго до 1910 года. Впервые их пустили в ход во время Курских маневров (1902 год). В день создания автомобильных войск в армии насчитывалось около 25 автомобилей, половина из которых использовались еще во время Русско-японской войны. Остальные транспортные средства были выпущены с автомобильного завода в 1909 году. На содержание недавно созданных войск из государственного бюджета выделяли около 15 тысяч царских рублей в год, именно такая сумма была утверждена Военным советом в конце 1910 года.

Необходимость появления нового вида войск

В начале 20-го века многие генералы и чиновники были твердо убеждены, что современная армия без автомобилей обходиться не может. Во многих странах уже давно используют автомобильные войска для решения множества задач (Франция, Германия, Англия и т. д.). Дипломаты и шпионы постоянно докладывали военному представительству в Санкт-Петербурге о военных успехах потенциальных противников Российской империи, связанных с модернизацией военной мощи.

Появление мобильных войск

Впервые автомобильные бригады в России появились в 1906 году, правда, относились они к инженерным войскам. Спустя 4 года, 29 мая 1910 года правительство создало в городе на Неве первую учебную часть, где юношей обучали вождению и ремонту автомобилей. Сегодня эту дату в нашей стране празднуют, как День автомобильных войск. В том же 1910 году было создано специальное отделение для доставки военных сообщений из генерального штаба на автомобилях.

В середине 1911 года была сформирована первая автомобильная рота. В этом же году состоялся первый автопробег грузовиков по российским дорогам. Вся техника затем была передана во владение русской армии. В следующем году подобный автопробег совершили военные водители уже на легковых автомобилях.

Значение авторот во время Первой мировой

В преддверии Первой мировой в российской армии насчитывалось целых пять авторот, которые обслуживали около 420 грузовиков и 260 легковых единиц автотранспорта.

Несмотря на свою малочисленность, отсутствие или отвратительное состояние дорог, автомобильные войска России сыграли огромную роль во время войны с Германией. Именно благодаря этой кровопролитной войне они доказали свою значимость и незаменимость. В первую очередь военный транспорт использовали для перевозки грузов, людей, военной техники (артиллерийские пушки, тяжелые пулеметы, снаряды), а также для подвоза на фронт продовольствия, воды и медикаментов. В ходе активных боевых действий возникла необходимость защиты автотранспорта от вражеского огня и осколков снарядов, для этого решили экипировать военные машины броней.

За долгие годы войны с Германией российской армии было поставлено более 4 сотен бронированных автомобилей. В автомобильные войска России набирали множество новобранцев, в результате чего стало возможным создать пятьдесят специализированных отрядов, которые с успехом отражали вражеские атаки.

Во время начала Октябрьской революции в армии России насчитывалось более 20 автомобильных рот и около 100 тысяч автомобилей различного назначения.

Судьба автомобильных войск в СССР

Этот вид подразделений был очень популярен. Во время гражданской войны обе враждующие стороны активно использовали военно-автомобильные войска. Летом 1918 года народные комиссары приняли решение, согласно которому половина всех автомобилей в России должна быть передана Красной Армии в безвозмездное пользование. Благодаря такому указу автомобильные войска, воевавшие на стороне большевиков, насчитывали более 4 тысяч машин к концу 1918 года. Через 2 года количество военного автотранспорта увеличилось вдвое, при этом автопарк пополнялся за счет трофейной техники.

Главная задача автомобильных войск по-прежнему заключалась в перевозке грузов военного назначения на дальние расстояния. Также их использовали для повышения мобильности сухопутных войск. Со временем инженеры научились оснащать автотранспорт тяжелым вооружением, например, пулеметами или крупнокалиберными пушками. Также автозаводы выпускали специализированные автомобили - санитарные, штабные, а также оснащенные радиоаппаратурой.

Когда Гражданская война завершилась, в армии началась реформа, которая также затронула и автомобильные войска. В частности, она позволила заменить устаревший и потрепанный военный транспорт на новый и современный. В войсковые части начали поступать первые отечественные грузовики, которые назывались АМО Ф-15.

В 1933 году был сформирован специальный механизированный корпус. Он известен тем, что это первое в мире подвижное соединение, где вся техника и оружие имели только механическую тягу. В нем было около 200 единиц техники. Спустя 3 года количество таких корпусов увеличилось до четырех.

Новые достижения в автомобилестроении

Когда к власти пришел Сталин, страна начала переживать период активной индустриализации, в результате чего строились новые и реконструировались старые автозаводы.

В 30-х годах прошлого века конструкторы создали большой трехтонный грузовик ЗИС-5, а также легендарную полуторку ГАЗ-АА, которые не раз выручали наших соотечественников в годы ВОВ.

Одновременно с обновлением техники реформе подверглось и управление автомобильных войск. Со дня создания мобильные части подчинялись военно-инженерному управления.

С начала 1924 года управление подверглось масштабной реконструкции, в результате которой было создано управление для снабжения Красной Армии. Спустя пять лет у данного рода войск сменилось руководство на организацию под названием «Управление механизации и моторизации».

В 1935 году автомобильные войска вновь подверглись переорганизации. На этот раз правительство страны создало Автобронетанковое управление, которое проработало не более 4 лет, в дальнейшем его переименовали в Главное автобронетанковое управление.

Автобронетанковые войска во время ВОВ

Во многом благодаря кровавой ВОВ автомобильные войска СССР получили толчок для своего развития. Молниеносное изменение обстановки, а также нарастающий динамизм во время боев заставил задуматься генералов о возможности быстрой переброски живой силы и оружия на короткие дистанции. Для осуществления этой идеи потребовалось расширение автомобильного парка в подразделениях. Для более эффективной работы было создано новое Автодорожное управление, которое подчинялось тылу Красной Армии.

На момент начала войны в Советской армии насчитывалось более 270 тысяч единиц различной автомобильной техники. В первую очередь это были грузовики, выпущенные Горьковским заводом, а также производством, названным в честь Сталина.

За первые несколько месяцев боев с немцами автомобильные войска понесли существенные потери как в живой силе, так и технике. В результате трагических событий военным комиссарам приходилось набирать в армию людей, далеких от военного искусства. В войска, оснащенные автомобилями, призывали добровольцев из числа мужчин, которые работали на сельхозтехнике.

Когда немцы оккупировали западную часть СССР, начались перебои с поставкой в армию транспортных средств. Частично этот недостаток компенсировали страны-союзники, которые по морю поставляли новые грузовики в СССР. Всего таким путем было переправлено более 660 тысяч иномарок. Также автопарк РККА пополнялся за счет трофеев, отбитых у врага.

Во время войны несколько десятков солдат-водителей были удостоены почетных государственных наград, некоторые отличившиеся воины, служившие в автомобильных дивизиях, получили звания Героя СССР.

Судьба военных автомобилистов после ВОВ

После победы над фашистами перед правительством СССР остро встал вопрос о переоснащении войск автомобилями, имеющими полный привод. Также военные грузовики требовалось обновить, поскольку находящаяся на вооружении техника оказалась безнадежно устаревшей. Инженеры завода имени Сталина не заставили себя долго ждать, и спустя несколько лет после завершения Второй мировой войны уже создали и запустили в производство новейший автомобиль - ЗИС-151. Примечателен он тем, что все три оси машины являлись ведущими.

В 1953 году советская промышленность активно выпускала крупными партиями новинки в виде грузовиков ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, а также ГАЗ-53. Также в результате проведенных реформ форму автомобильных войск заменили на более современную и качественную.

Ускоренное переоснащение армии

В период с 1960 по 1970 годы работы, связанные с оснащением Советской армии новым видом колесной техники, велись в полную силу. Солдаты учатся ремонтировать и управлять такими современными для того времени машинами, как ЗИЛ серии 131, ГАЗ модели № 66. Уральский завод начал выпуск грузовика № 375. В качестве легковых автомобилей для перевозки офицеров младшего и среднего звена Ульяновский автомобильный завод начал выпускать легковые внедорожники (знаменитые «уазики»).

В 1975 году правительство нашей страны создало специальную армейскую автомобильную службу, которая впоследствии стала называться автобат. В это же время для военных целей Камский автозавод собрал свой первый проходимый и надежный грузовик КаМАЗ-5310.

Значение авторот в Афганской войне

С началом войны в Афганистане появилась острая необходимость в быстрой доставке материальных средств войскам, находящимся на передовой. Эту задачу с успехом выполняли тринадцать батальонов автомобильных войск. В основном перевозку осуществляли большими колоннами, в состав которых входили около 50 грузовиков, 10 автомобилей обеспечения, а также с базы передвигались колонны рефрижераторных установок. В качестве охраны технику военного назначения сопровождали легкие танки (БМП, БТР и прочее).

Согласно официальной статистике, благодаря автобатам во время афганского конфликта было перевезено порядка 10 миллионов тонн грузов различного назначения.

Начиная с 1987 года, автомобильные войска подчинялись Центральному министерству обороны. Отныне соединения данного ряда войск разделились на подразделения, которые обеспечивали личный состав продовольствием, медикаментами и вещами первой необходимости. Для выполнения стратегических и оперативных целей создали бригады, оснащенные специализированными автомобилями. Все военные, служащие в нем, находились в центральном и фронтовом подчинении.

День военного автомобилиста

В 2000 году министр обороны учредил День автомобильных войск, который каждый год отмечается 29 мая. Данный праздник относится ко всем российским автобатам. Его празднуют во многих городах России. Люди знают песни автомобильных войск, с удовольствием их поют. В этот знаменательный день солдаты получают от своих командиров поздравления. Военнослужащие, выполняющие воинские обязанности, 29 мая получают поздравления также от своих родных и близких. В этот день поздравляют ветеранов и офицеров, которые находятся в запасе. Принимают поздравления автомобильные войска и с 23 февраля, в канун праздника Дня защитника Отечества.

Как уже говорилось, в 2010 году данный род войск отпраздновал столетие со дня основания. В честь знаменательной даты была организована выставка в городе Бронницы. На ней были представлены самые современные военные автомобили, которые только собираются внедрять в войска. Многие посетители, побывавшие на этом праздничном мероприятия, узнали, как выглядит знак автомобильных войск (на знаке изображена передняя ось автомобиля с рулем, также к конструкции прикреплены крупные крылья).

В наши дни огромное количество молодых людей призывного возраста мечтают попасть на срочную службу в ряды военных водителей и механиков, поскольку она считается более легкой, чем в других родах войск. Это мнение ошибочно, ведь служба в автобате подразумевает не только комфортное пребывание в кабине грузового автомобиля. Молодые ребята, попавшие в армию, обязаны уметь маршировать в строю, ремонтировать тяжелую технику, знать ее характеристики. Кроме того, маршевые походы автоколонн на далекие расстояния выдерживает не каждый призывник. Солдаты инженерных войск обязаны уметь наводить понтонные переправы через реки, что является тяжелым трудом.

Стоит заметить, что специализированных училищ для подготовки молодых специалистов, готовых служить в автомобильных войсках, не существует в России. Большинство офицеров, служащих в этом роде войск, заканчивали военно-инженерные училища, либо обучались в гражданских вузах, где есть военная кафедра.

Многие граждане задаются вопросом - какой флаг у автомобильных войск. У данного рода войск знамя черного цвета. На его фоне размещена круглая эмблема автомобильных войск, а также девиз: «Всегда готовы к броску».

Большой автопробег

Самое известное и крупное мероприятие, устроенное силами учебной военной автороты - это испытание грузовых автомобилей, проведенное в 1912 году. В этом соревновании приняло участие множество команд со всего земного шара.

Грандиозное по своему масштабу событие началось в середине сентября 1912 года в Петербурге. Поучаствовать в гонках прибыли, помимо русских офицеров, французские, немецкие, английские и даже итальянские военнослужащие, которые способны умело водить грузовики.

Гонка 54 грузовиков стартовала на Марсовом поле, участникам предстояло преодолеть около 2,5 тысяч верст. За ними ехали несколько десятков машин сопровождения, которые готовы были при необходимости заправить соревнующийся автомобиль, устранить непредвиденную поломку, оказать помощь экипажу в случае аварии.

Участие в мероприятии приняло 70 военнослужащих высших чинов, 17 членов, входящих в судебную комиссию, 50 военных офицеров, следящих за возможными нарушениями, несколько журналистов, 25 инженеров, представляющих автозаводы, а также более 125 гонщиков и персонала, который обслуживал и готовил автомобили.

Автопробег завершился спустя 24 дня, это было тяжелое испытание для гонщиков, ведь дороги в то время были далеко не лучшего качества. Все прибывшие автомобили, участвовавшие в гонке, отправились на осмотр комиссией.

Песни военнослужащих автобата

За долгие годы существования данного рода войск было написано множество песен, прославляющих бравых солдат и офицеров, любой ценой выполняющих свой долг перед Родиной. К примеру, песня, сочиненная молодыми солдатами, рассказывает слушателям о первых днях службы в армии. Она называется «Шумит листва». Также военнослужащие часто поют песню «Не страшна нам бомбежка любая», посвященную бойцам автобата, которые сражались с немцами в годы ВОВ. На столетие автомобильных войск был выпущен гимн, повествующий о нелегкой службе военного водителя.



День автомобилиста в 2017 году, какого числа в России отмечается и кого именно поздравлять? Начать, наверное, нужно издалека. В нашей стране в последние годы автомобилистов становится все больше, потому что, наличие собственного автомобиля уже давно перестало быть роскошью, это элементарное и удобное средство передвижения. В любой праздник будет актуальным .

Если раньше купить автомобиль мог не каждый и быть водителем считалось почетно и престижно, то сегодня многие люди каждый день являются водителями сами для себя. Плюс к этому, профессия водитель или шофер, конечно, тоже остается актуальной. Вот из-за этого-то и возникает путаница, кого в день автомобилиста 2017 года, да и в любой другой год, нужно обязательно поздравлять.

Как устанавливалась дата

В официальном календаре этот праздник называется День работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. То есть, из этого названия ясно видно, что вроде как поздравлять нужно только людей, чья профессия непосредственно связана с автомобилем. С другой стороны, в народе праздник называется именно День автомобилиста и поздравлять принято просто всех людей, которые сидят за баранкой по тем или иным причинам.

Если углубиться в официальную статистику, то нужно отметить, что праздник был установлен в 1996 году специальным президентским указом. То есть, у нас в стране имеется ряд праздников, которые утверждались общим документов, это многие профессиональные дни. А вот День автомобилиста учредили указом специальным, это значит, что народу требовался этот праздник, но его не додумались установить заранее. Вот спустя пару лет правительству пришлось доработать свои ошибки.




Согласно упомянутому указу, было установлено отныне и навсегда, День автомобилиста в 2017 году, какого числа в России - праздник ежегодно отмечается в последнее воскресенье октября. Если посмотреть этот год, то он выпадает конкретно на 29 октября, когда и нужно поздравлять всех тех, кого запланировали заранее.

Важно! В 2000 году День работников дорожного транспорта и День автомобилиста были разделены. Именно за вторым днем сохранилась дата последнего октябрьского воскресенья. Так что, можно с чистой душой, совестью и сердцем в этот день поздравлять всех людей, которые водят автомобиль вне зависимости, нужно это им по профессии или в личной жизни.

История автомобилестроения в России

Почему же этот праздник столь любим в нашей стране? Предлагаем совершить небольшой исторический экскурс, когда в 1896 году в Новгороде, где проходила первая Всероссийская промышленно-художественная выставка, свой первый автомобиль представили Яковлев и Фрезе.

Это была повозка, оснащенная четырехтактным двигателем внутреннего сгорания, мощность автомобиля, по сегодняшним меркам, была смешная - две лошадиные силы. Но для того времени это было прорыв и очень много. Интересно, что Николай Второй, который тогда был Императором Российской Империи, особого внимания изобретению не придал. Но изобретателей это не сбило с пути истинного и они продолжали активно рекламировать свою работу и гордиться ей. В итоге, упорство дало плоды.

В 1909 году завод Русско-Балтийский, который находился в Риге, выпустил первый автомобиль серийного производства в Российский Империи. Мощность у этой машины была уже 24 лошадиные силы и этот автомобиль, конечно, заслужил внимания и руководства страны, и всего мира в целом. Машина получилась мощная, надежная и красивая. Император купил два автомобиля для своего гаража, с этого автомобиля началась история автомобилестроения в Российский Империи, а значит, и в современной России.



После революции автомобилестроение стало ведущей отраслью советской экономики. В Москве делали ЗИЛ, в Нижнем Новгороде производили ГАЗ. Причем, делали и легковые, и грузовые автомобили. Районы автомобильной промышленности в то время активно создавались на Урале, в Поволжье. Многие заводы сами не собирали автомобили, однако они производили важные комплектующие, готовили работников и инженеров, ремонтных рабочих.

Только в середине позапрошлого века на улицах больших и богатых городах стали появляются первые экипажи, которые двигались без лошадей. Как любая новинка, у людей они вызывали только улыбку недоумения. Если бы тогда кому-то сказать, что через 100 лет никто не будет ездить на лошадях, а пересядет на это чудо машиностроения, то вам бы посмеялись в лицо.

Уже к началу Первой мировой войны автомобили на улицах городах перестали удивлять людей, потом изобрели дизельное топливо, благодаря чему автомобили и их использование в повседневной жизни быстро распространились по всему миру. К тому времени они уже развивали высокие скорости, были оснащены двигателем внутреннего сгорания, колеса автомобиля возможно стало поворачивать, независимо друг от друга.

О точной дате праздника

Итак, День автомобилиста в 2017 году, какого числа в России отмечается было установлено в 1996 году, а потом подтверждено в 2000 году. Следует обратить внимание, что в нашем календаре имеется отдельный праздник День военного автомобилиста, который приходится каждый год строго на 29 мая. А вот просто День автомобилиста в России отмечают в последнее воскресенье октября или 29 октября конкретно в 2017 году.




Что касается военных водителей в армии, стоит отметить, что они занимают особое положение. Потому что, доставляемые грузы имеют стратегическое назначение, проводится перевозка личного состава, эвакуация раненых. Без военных автомобилистов ни один род войск не смог бы нормально осуществлять свою деятельность.

Интересно! Не случайно день военного автомобилиста отмечается именно 29 мая. Дело в том, что в 1910 году в этот день в Петербурге был подписан указ о создании первой в империи автомобильной роты. Это учебное заведение готовило военнослужащих для разного рода войск, но несли они именно автомобильную службу. В честь праздника сделайте .

Есть две разные даты, День автомобилиста в 2017 году, какого числа в России и День военного автомобилиста. Первый праздник выпадает на последнее воскресенье октября, то есть, в этом году праздник будет 29 октября. Поздравлять можно всех автомобилистов без исключения, людей, которые по тем или иным причинам проводят часть своей жизни за рулем. День военного автомобилиста в календаре имеет строгую дату 29 мая и поздравляют, как понятно из названия праздника, именно военных автомобилистов.

Май – месяц, богатый на военные праздники. Накануне свой профессиональный праздник отмечали пограничники, а сегодня – 29 мая – знаменательный день для отечественных военных автомобилистов. Официально этот праздник вошёл в армейский календарь современной России в феврале 2000 года. Тогдашний министр обороны страны Маршал Российской Федерации Игорь Сергеев подписал приказ за номером 100, который и обозначил днём ежегодного празднования Дня военного автомобилиста 29 мая.


По большому счёту День военного автомобилиста можно считать универсальным для всех видов и родов войск. Автомобильная техника используется практически в любых частях, будь то части сухопутные, военно-воздушные или военно-морские. Перевозка личного состава, военной техники, и боеприпасов, эвакуация раненых, доставка специальных грузов – всё это входит в круг задач военных автомобилистов, значимость профессии которых в войсках на самом деле трудно переоценить.

Современные военные автомобили России – это не только существенная надёжность, но и повышающийся уровень комфорта и простоты управления. Широкое внедрение получают системы автоматизации, электрический привод, электронные комплексы навигационного оборудования, способного прокладывать наиболее оптимальный маршрут с меньшими затратами топлива и времени. Современная электроника позволяет военным водителям управлять отдельными сегментами даже специальных машин, не покидая кабины автомобиля, что очень важно как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения выполнения поставленных задач в сжатые сроки.

Если говорить об истории военных автомобилистов в нашей стране, то можно отметить, что в этом году исполняется 106 лет со дня образования в Санкт-Петербурге первой в нашей стране учебной автомобильной роты. Произошло это, кстати, именно 29 мая, на основании чего и выбрана дата праздника военных автомобилистов. В задачи подразделения того времени входило осуществление мероприятий по подготовке механиков-водителей для автомобильных частей. Особое усердие и профессионализм личного состава первой учебной автороты стали основой для того, чтобы на базе подразделения начал формироваться исследовательско-испытательный центр. Этот центр теперь принято считать своеобразным фундаментом всей автомобильной службы Вооружённых сил страны, а также прообразом системы отечественного технического обеспечения.

Автомобильная техника широко использовалась Русской армией в годы Первой мировой войны. Военные автомобилисты, имея далеко не самый внушительный парк автомобильной техники, перевезли в рамках выполнения задач сотни тысяч тонн различных грузов.

В годы Великой Отечественной войны объёмы грузоперевозок, осуществлённых военными автомобилистами, превысили уровень в 100 млн тонн. Автомашины использовались для буксировки артиллерийских орудий, снабженческих и санитарных перевозок, передвижения реактивных установок, личного состава войск всех без исключения фронтов. Настоящий подвиг совершили автомобилисты, осуществлявшие ежедневные маршруты по Дороге жизни, которая обеспечивала снабжение блокадного Ленинграда.

19 ноября 1941 года командующий Ленинградским фронтом подписал приказ об организации автодороги по льду Ладожского озера. В документах дорога имела именование «автотракторная». Ежесуточные объёмы грузоперевозок по формируемой дороге согласно планам должны были составлять 4 тыс тонн. Направление маршрута: мыс Осиновец – острова Зеленцы с дальнейшим разветвлением на две ветки. 26 ноября 1941 года ледовая дорога через Ладогу получила наименование военно-автомобильная дорога № 101. Основной рабочей лошадкой Дороги жизни, которая периодически меняла линию маршрута была знаменитая «полуторка» - ГАЗ-АА – грузовик Горьковского автозавода.

По сути, «полуторка» стала рабочей лошадкой не только Дороги жизни, но и всей Великой Отечественной войны. Военные автомобилисты, не щадя жизни, выполняли, казалось бы, самые невыполнимые задания, внося свой неоценимый вклад в Великую Победу.

За мужество, героизм и профессиональное выполнение поставленных задач в годы Великой Отечественной войны орденами были награждены 77 автомобильных соединений, 15 получили почётные наименования. 14 военных автомобилистов получили звание Героя Советского Союза.
В Москве возле станции метро «Тропарёво» сегодня стоит монумент в честь героев-автомобилистов. На стене мемориального комплекса – имена 26 Героев Советского Союза и 49 Героев Социалистического труда.

Военные автомобилисты выполняли свой долг в ходе локальных конфликтов. Одной из страниц истории участия в вооружённых конфликтах за рубежом является война в Афганистане, где за мужество и героизм сотни военных водителей получили медали и ордена.

И сегодня автомобилисты Вооружённых сил России достойно продолжают традиции своих предшественников, совершенствуя мастерство и выучку, осваивая новую технику, поступающая в войска в рамках гособоронзаказа.

«Военное обозрение» поздравляет всех военных автомобилистов страны с праздником!