ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ и науки БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ профессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение
«КОМАРИЧСКИЙ МЕХАНИКО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Программа профилактики ВИЧ - инфекции и пропаганды здорового образа жизни
Основание для разработки программы: Федеральный закон от 30.03.1995г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
Разработчик программы: ГБПОУ Комаричский механико-технологический техникум
Стратегическая цель - через здоровье к отличной учебе и успешной карьере.
Цели программы: Формирование у молодежи идей здорового образа жизни, предотвращение дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции за счет активных профилактических мероприятий, программ обучения и просвещения.
Задачи программы:
- Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов техникума.
- Создание в техникуме условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру; повышение комфортного пребывания студентов на территории техникума.
- Формирование у студентов навыков ответственного поведения.
- Работа с общественными организациями с целью определения наиболее подходящих и эффективных путей просвещения молодых людей в области ВИЧ/СПИДа.
- Привлечение квалифицированных специалистов к профилактической работе.
- Организация мероприятий по профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа среди студентов КМТТ.
- Информирование студентов о службах помощи для ВИЧ - инфицированных, об ответственности за распространение ВИЧ/ СПИДа, гуманном отношение к ВИЧ - инфицированным.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Формирование здорового жизненного стиля у студентов.
- Создание актива, вовлеченного в систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни.
- Проведение мероприятий (лекции, беседы, декадники, акции), направленных на снижение употребления психоактивных веществ и информирование студентов о способах предохранения от ВИЧ-инфекции.
- Увеличение числа студентов, вовлеченных в профилактические мероприятия.
- Как следствие, снижение уровня распространенности ВИЧ-инфекции в студенческой среде.
Срок реализации программы: 2012-2016гг.
Обоснование программы:
Неизменным спутником наркомании стала ВИЧ-инфекция; известно, что более 90% ВИЧ-инфицированных людей употребляют наркотики.
По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, число больных СПИДом в XXI веке существенно увеличилось.
В Российской федерациизарегистрировано 562088 случаев ВИЧ-инфекции (показатель на 100 тысяч населения -395,8), в том числе выявлено новых случаев в 2010 г.- 31903 случая ВИЧ-инфекции (показатель на 100 тысяч населения -22,5).
В 2011 году темой Всемирного дня борьбы со СПИДом была названа тема «В направлении к цели «ноль» — нулевое число новых случаев инфицирования, нулевая дискриминация и нулевое число смертей, связанных со СПИДом. Проводимая под эгидой ООН кампания «В направлении к цели «ноль» будет продолжаться до 2015 года.
Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями Брянской области свою статистику публикует довольно регулярно и на её основании видно, что до цели «ноль» в регионе далеко. Всего, по данным учреждения, на территории области с 1989 года по 30 сентября 2013 года зарегистрировано 2204 ВИЧ-инфицированных жителя Брянской области. Кроме того, зарегистрировано 268 граждан РФ из других областей, 260 иностранных граждан и лиц без гражданства, 46 человека, обследовавшихся анонимно. Всего зарегистрировано 2778 случаев ВИЧ-инфекции. Умерло 554 больных ВИЧ/СПИДом, в т.ч. 517 жителей области.
За 9 месяцев текущего года зарегистрирован 141 новый случай ВИЧ-инфекции у российских граждан, жителей области (у 137 человек ВИЧ-инфекция выявлена на территории области и 4 человека прибыли в область с диагнозом «ВИЧ-инфекция» и встали на учёт). Это на 6 случаев (4,2%) меньше, чем за тот же период 2012 года. Кроме того, выявлено 14 иногородних граждан РФ и 11 иностранцев. Всего за 9 месяцев зарегистрировано 166 новых случаев ВИЧ-инфекции. Снижение заболеваемости произошло за счёт уменьшения зарегистрированных случаев заражения мужчин при внутривенном употреблении наркотиков.
Больше, чем в прошлом году зарегистрировано новых случаев в 11 административных территориях из 30 (не считая областного центра). Наибольший рост заболеваемости отмечен в Почепском районе (на 4 случая), в Навлинском и Гордеевском районах (на 3 случая). По показателю заболеваемости в 2013 году лидируют г. Сельцо (54,9 на 100 тыс. населения), Рогнединский (28,7), Гордеевский (26,7), Дятьковский (19,6), Навлинский (17,8), Климовский (17,3) и Почепский (14,8) районы.
Брянск является лидером в области по темпам роста количества заболевших. На 30 сентября 2013 года в городе зарегистрировано 702 случая ВИЧ-инфекции у граждан РФ жителей области. Всего в Брянске зарегистрировано 774 случая ВИЧ-инфекции.
За 9 месяцев текущего года в городе зарегистрировано 48 новых случаев. Это на 20 случаев (в 1,8 раза) больше, чем за 9 месяцев 2012 года. На 5 человек (четырёх женщин и одного мужчину) больше зарегистрировано заразившихся «наркоманийным» путём, и на 13 человек — заразившихся гетеросексуальным путём. Двое мужчин заразились гомосексуальным путём. Особенно резко увеличилась заболеваемость в Володарском (с 1 до11 случаев) и Бежицком (с 12 до 24 случаев) районах.
В целом по России, по данным Роспотребнадзора, за девять месяцев 2013 года зарегистрировано 54,6 тысячи новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан РФ, что на 7,1% больше, чем за аналогичный период 2012 года. По информации ведомства, основной причиной заражения ВИЧ-инфекцией в стране остается внутривенное введение наркотиков нестерильными инструментами (почти 58% от всех новых случаев заражения). При этом 40% заболевших заразилось при гетеросексуальном контакте.
Поскольку полностью ликвидировать ВИЧ-инфекцию и СПИД на современном этапе не представляется возможным, первостепенное значение отводится профилактике ВИЧ-СПИДа.
Общественность начинает понимать, что сфера образования должна играть важную роль в предотвращении ВИЧ-инфицирования, оказании профилактических услуг. Поскольку ВИЧ- инфекция относится к социальным заболеваниям, важно прививать молодым людям навыки ответственного поведения: вести здоровый образ жизни, применять средства защиты от инфекции во время половых контактов, повышать культуру сексуальных отношений, уметь противостоять влиянию окружающих. Роль сферы образования в профилактике ВИЧ-СПИДа продолжает возрастать. На молодых людей можно и нужно оказывать влияние посредством программ информирования о ВИЧ/СПИД - заболеваниях и пропаганды здорового образа жизни.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
|
Создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное решение задач профилактики |
В течении |
Зам по УВР |
|
Социально-психологический мониторинг, включающий анкетирование студентов- первокурсников, оценку социально-психологического климата в группах первого года обучения, оценку благополучия (выявления неблагополучных) мест проживания и досуга студентов. |
Сентябрь-октябрь 2012-2016гг |
Кл. руководители, зам по УВР |
|
Популяризация активного образа жизни в техникуме. Проведение дней здоровья, спартакиад. |
В течении |
Зам по УВР., руководитель физвоспитания |
|
Декада информационно-профилактической работы под девизом «Знаю. Поддерживаю. Присоединяюсь. Мы против ВИЧ/СПИДа». |
Зам по УВР., Комаричская ЦРБ, медсестра |
||
Организация и проведение творческих работ студентов техникума (плакатов, слоганов, фотовыставок и др.). |
Декабрь, апрель 2011-2013гг. |
Кл. руководители, зам по УВР |
|
Проведение акции приуроченной к Всемирному дню борьбы со СПИДом « Защити свою любовь». |
Кл. руководители, активы групп, зам по УВР |
||
Обучение ведению профилактической работы кураторов, воспитателей студенческих общежитий и включение их в реализацию программы профилактики. |
В течении |
Зам по УВР, Комаричская ЦРБ, медсестра |
|
Проведение лекций с привлечением врачей гинекологов, венерологов. |
Сентябрь-октябрь 2012-2016гг. |
Зам по УВР, Комаричская ЦРБ |
Утверждаю:
Директор МБОУ «ООШ № 28»
__________Т.А. Бединина
Программа
Профилактика ВИЧ-инфекции
в общеобразовательном учреждении
Составитель:
зам. директора по ВПР
МБОУ «ООШ № 28»
Фомичёва Е.В.
2012 год
Пояснительная записка
Актуальность проблемы профилактики ВИЧ/СПИДа определяется усугублением ситуации в нашей стране, основной тенденцией является катастрофический рост числа ВИЧ-инфицированных людей, особенно среди подростков и молодёжи. Темпы роста ВИЧ-инфицирования в России представляют серьезную угрозу жизни и достоинству человека. Главной причиной распространения ВИЧ-инфекции в нашей стране является, прежде всего, наркомания. В процесс инъекционного потребления наркотиков вовлекается молодежь, начиная с 14-16 лет. Кроме того, по итогам последних лет установлено, что в этой среде ВИЧ-инфекция интенсивно распространяется половым путем, чему способствуют новые стереотипы сексуального поведения молодежи и высокий уровень инфекций, передаваемых половым путем. Всё чаще в эпидпроцесс ВИЧ - инфицирования вовлекаются женщины, а в связи с этим увеличивается количество детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями.
Свердловская область относится к одной из самых неблагоприятных территорий России. Каждый 25 житель области в возрасте от 18 до 39 лет живет с ВИЧ-инфекцией. В процесс распространения ВИЧ-инфекции вовлечены все возрастные и социальные группы населения.
Поскольку основной задачей учебных заведений является «учить», то проведение профилактических мероприятий среди учащихся является очень важным и единственным средством на сегодняшний день в предупреждении распространения ВИЧ. Полную и качественную информацию по проблеме ВИЧ/СПИД могут оказать педагоги. Для этого разработана примерная программа профилактики ВИЧ - инфекции в образовательном учреждении.
Программа «Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательном учреждении» предполагает освещение проблемы ВИЧ-инфекции в рамках школьных уроков по различным дисциплинам, проведение внеклассных мероприятий, социальных акций, социологических исследований, тренинговых занятий и родительского всеобуча.
Цель программы: повышение информированности учащихся и родителей в области профилактики ВИЧ/СПИДа и предотвращение распространения эпидемии ВИЧ-инфекции среди учащихся.
Задачи:
формирование навыков общения и принятия решений в различных ситуациях;
формирование мотивации к сохранению здоровья, в том числе безопасного и ответственного поведения;
воспитание чувства сострадания и терпимости к ВИЧ-инфицированным людям.
обеспечение учащихся достоверной информацией в доступной форме;
В результате реализации прогрммы учащиеся должны
знать:
способы и причины передачи ВИЧ;
нормативно – правовые документы в сфере регулирования противодействия распространению ВИЧ-инфекции;
влияние ВИЧ-инфекции на организм;
принципы профилактики, как снизить риск инфицирования себя и своих близких.
применять полученные знания на практике;
уметь говорить «Нет» и принимать самостоятельно правильное решение;
вести активный здоровый образ жизни.
работы в коллективе;
высказывания своих мыслей и мнения;
изучения научной литературы по данной теме.
Основные мероприятия по реализации программы
№ |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный |
1 |
Методическое информационное совещание. Разработка приказа по МБОУ «ООШ № 28» |
октябрь |
Директор МБОУ «ООШ № 28» |
2 |
Участие в городском семинаре « О внедрении программы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательные учреждения Свердловской области» |
октябрь |
Зам. директора по ВПР |
3 |
Родительское собрание и родительский всеобуч с целью информирования о внедряемой программе профилактики ВИЧ-инфекции в ОУ (с заполнением согласий родителей о проведении профилактических занятий с учащимися) |
октябрь |
Директор «ООШ № 28» Классный руководитель |
4 |
Анкетирование родителей |
октябрь |
Классный руководитель |
5 |
Первичное анкетирование учащихся на определение начальных знаний по проблеме ВИЧ/СПИДА |
октябрь |
Зам. директора по ВПР |
6 |
|
ноябрь |
Учитель КБЖ |
7 |
Урок по биологии «Физиологические защитные системы организма. Развитие приобретённого иммунодефицита» |
ноябрь |
Учитель биологии |
8 |
Экскурсия в СПИД лабораторию |
ноябрь |
Зам. директора по ВПР |
9 |
|
ноябрь |
Учитель КБЖ |
10 |
Круглый стол «Закон и ВИЧ» |
ноябрь |
Консультативно-правовой отдел ЦСПСиД Черкасова Н.А. |
11 |
Тренинговые упражнения «Умей сказать «нет!» |
ноябрь |
Психолог ЦСПСиД Васина Л.А. |
12 |
Месячник профилактики СПИДа и заболеваний, передающихся половым путём |
декабрь |
Зам. директора по ВПР, классный руководитель |
13 |
Единый урок, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом «О чём звонят колокола» |
декабрь |
Зам. директора по ВПР, классный руководитель |
14 |
Лекция с просмотром видеофильма «Здоровое детство – здоровое материнство» |
декабрь |
ЦМП, зам. директора по ВПР |
15 |
Конкурс фотографий «Мир глазами позитивных людей» |
декабрь |
Зам. директора по ВПР, классный руководитель |
16 |
Социальная акция, распространение листовок «Это должен знать каждый» |
декабрь |
Зам. директора по ВПР, классный руководитель |
17 |
Дискуссия по фильму «Дневник Насти» |
декабрь |
Зам. директора по ВПР, классный руководитель |
18 |
Ток - шоу на тему «ВИЧ/СПИД- проблема, касающаяся каждого» |
декабрь |
Учитель литературы |
19 |
Повторное анкетирование учащихся на определение уровня знаний по проблеме ВИЧ/СПИДА |
Зам. директора по ВПР, классный руководитель |
|
20 |
Размещение информации о ходе реализации программы на сайте школы |
в течение года |
Учитель информатики |
Нормативное обеспечение
1. Постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2009г. № 737-ПП «О Концепции «Совершенствование организации медицинской помощи учащимся образовательных учреждений в Свердловской области на период до 2025года»
2. Приказ Правительства Свердловской области от 01.12.2011г. № 855-и
/1344-п «О внедрении программы профилактики ВИЧ-инфекции в образовательные учреждения Свердловской области»
3. Приказ по муниципальному органу «Управление образования городского округа Краснотурьинск» от 05.09.2012г. № 283-Д
4. Приказ по муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 28» от 15.09.2012г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Воскресенская средняя общеобразовательная школа
ПРОГРАММА
по первичной профилактике ВИЧ-инфекции
среди учащихся 8-11 классов и их родителей
Наименование программы: - образовательная программа по первичной профилактике ВИЧ-инфекции среди учащихся 8-11 классов и их родителей
Разработчик: социальный педагог Лемягова А.О.
Сроки реализации: - 2015-2017 учебный год
Исполнитель: - образовательная школа
Ожидаемые конечные
результаты реализации
программы: - Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни
Формирование .
- Формирование толерантности к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению .
Пояснительная записка
Здоровье – одно из главных слагаемых красоты. Желание быть красивым, совершенным, такое естественное для человека, - верный стимул для приобщения детей к регулярным занятиям физической культуры, правильному питанию, соблюдению здорового образа жизни, отказ от разрушителей здоровья.
Особенно важно вести здоровый образ жизни молодому поколению, подросткам от 13 до 18 лет. Ведь в данном возрасте происходят интенсивные психологические и физические изменения, бурная физиологическая перестройка организма. Идет серьезная гормональная перестройка, половое созревание. Подростки подвержены перепадам настроения. Учеба перестает быть главной и самой важной задачей. Как утверждают психологи, ведущей деятельностью в этом возрасте становится личностное общение со сверстниками. Снижается продуктивность умственной деятельности в связи с тем, что происходит формирование абстрактного, теоретического мышления, то есть конкретное мышление сменяется логическим. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.
В это время происходит жизненное самоопределение подростка, формируются планы на будущее. Идет активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях. Подросток изменяется сам, пытается понять самого себя и свои возможности. Изменяются требования и ожидания, предъявляемые к нему другими людьми. Он вынужден постоянно подстраиваться, приспосабливаться к новым условиям и ситуациям, но не всегда это происходит успешно.
Проблема эпидемии ВИЧ-инфекции является угрозой стабильности современного общества, которая нарастает с каждым днем. По официальной статистике на 1 мая 2015 г. официально было зарегистрировано 933 419 инфицированных ВИЧ и сообщено о смерти 192 465 из них по данным Роспотребнадзора. По данным Роспотребнадзора в 2014 году умерло 24 416 больных ВИЧ-инфекцией, что на 9% больше, чем в 2013 г.
Пораженность ВИЧ-инфекцией на 1 мая 2015 г. составляла 0,5% среди всего населения России, а среди возрастной группы 15-49 лет были инфицированы ВИЧ 0,9% населения. Наиболее поражены ВИЧ-инфекцией в 2013 г. были мужчины в возрасте 30-34 года (2,5% инфицированных ВИЧ) и женщины того же возраста (1,4%).
К наиболее пораженным субъектам Российской Федерации относятся: Иркутская (зарегистрировано 1457,3 живущих с ВИЧ на 100 тыс. населения), Свердловская (1428,1), Самарская (1346,0), Кемеровская (1333,4), Оренбургская (1093,6), Ленинградская (1087,5) области, Ханты-Мансийский автономный округ (1060,6), г. Санкт-Петербург (927,8), Челябинская (894,5), Ульяновская (843,3), Новосибирская (811,2) области и Республика Крым (799,2).
В Российской Федерации ВИЧ-инфекция поражает преимущественно молодое население, но наблюдается перемещение инфекции в более старшие возрастные группы. В 2014 г. новые случаи ВИЧ преимущественно регистрировались у россиян в возрасте 30-40 лет (46,8%). Наблюдалась устойчивая тенденция к увеличению числа инфицированных женщин (феминизации эпидемии), что проводит к увеличению числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями. За годы эпидемии было рождено более 135 тыс. таких детей, из которых ВИЧ-инфекция диагностирована у 7881 ребенка.
Из данной статистики можно сделать вывод, что эпидемия затрагивает, не только взрослых, но и детей и любые слои общества. А ведь развитие данной эпидемии приводит к усугублению социальных, экономических, психологических и других проблем современного общества.
В нашей стране проблемами, связанными с нарастающим распространением ВИЧ/СПИДа и разработкой мер противодействия, до последнего времен традиционно занимались органы здравоохранения. Но так как эпидемия приобретает масштабный характер, то любому учебному заведению нельзя оставаться в стороне.
Проводя первичную профилактику СПИДА/ВИЧа в школе нужно выбирать методы и формы работы учитывая особенность подросткового возраста, поэтому приглашая специалистов из данной сферы (медиков, психологов и других) будет особенно эффективный способ приобщить молодежь к здоровому образу жизни.
Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества.
Цели:
Обучение обучающихся старших классов (8 -11 классов) общеобразовательного учреждения и их родителей по программе первичной профилактики ВИЧ-инфекции для:
Формирования устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни;
Формирования навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией.
- формирования толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.
Задачи:
собрать заявление – согласие с родителей для работы с их детьми по профилактике СПИДА/ВИЧа в
заключить договор с больницей для работы по профилактике СПИДА/ВИЧа в подростково-молодежной среде.
сбор информации, связанной с профилактикой и проблемой СПИДА/ВИЧа.
предоставлять объективную информацию учащимся, родителям (законным представителям) о проблеме распространения ВИЧ-инфекции в подростково-молодежной среде.
ознакомить целевые группы с особенностями международного и российского законодательства в сфере профилактики ВИЧ/СПИДа и наркомании
до работы и после работы по данной программе, на выявление их отношения к ВИЧ-положительным людям.
провести диагностику среди учащихся, родителей/законных представителей до работы и после работы по данной программе, на выявление их знаний о СПИДе/ВИЧе.
формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих у целевых групп –обучающихся, родителей/законных представителей.
формирование у представителей целевых групп толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям и их ближайшему окружению.
формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией
Формирование понятия о личности, её структурных компонентах
Формирование навыков эффективного общения, эмпатии и аффилиации.
Формирование представлений о диапазоне чувств, способах их проявления и регулирования.
Формирование представлений о потребностях в подростковом возрасте
Формирование здоровой поло-ролевой и семейной идентификации
Активизировать мотивацию родителя к воспитанию у ребенка здорового образа жизни
Мотивировать родителей на участие в профилактических мероприятиях
Содействовать развитию у родителей навыков эффективного общения и обсуждения с детьми вопросов, связанных с ВИЧ-инфекцией.
Подведение итогов
Участники программы .
В реализации программы примут участие:
Учащиеся школы;
Сотрудники школы;
Родители;
- различные специалисты (врачи, психологи и другие) .
Главные принципы реализации программы.
Охрана здоровья связана с обучением и воспитанием – неразрывными элементами школьного образования: обучение – овладение знаниями и информацией; воспитание – формирование навыков ответственного поведения и здоровых установок, развитие личной и социальной компетентности.
Профилактическое обучение основано на научно установленных закономерностях. Разработанная программа опирается на базовые принципы организации превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде :
Принцип системности
предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной и эпидемиологической ситуации в отношении ВИЧ-инфекции в стране.
Принцип стратегической целостности
определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.
Принцип многоаспектности
Образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях ВИЧ-инфицирования.
Социальный аспект , ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;
Психологический аспект , направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.
Принцип ситуационной адекватности
означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.
Принцип индивидуальной адекватности
подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных и др. особенностей целевых групп.
Принцип легитимности
профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и существующим нормативным актам.
Принцип соблюдения прав человека
профилактические действия не должны нарушать права человека и свободу личности; в том числе, на участие несовершеннолетних в программах превентивного обучения, затрагивающих вопросы полового просвещения, должно быть получено согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
Принцип комплексности
предполагает согласованность взаимодействия:
на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.);
на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (воспитатели, педагоги, дошкольные и школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);
на ведомственном уровне - органов управления образованием и органов управления здравоохранением на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также учреждений, отвечающих за взаимодействие координацию различных профилактических мероприятий превентивного обучения в области ВИЧ/СПИД в образовательной среде
Принцип научной обоснованности
предполагает разработку и проведение профиалктическиъх мероприятий на основе современных научных взглядов и фактических материалов.
Организация профилактической деятельности обучающихся исходит из того, что ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная профилактическая деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной профилактической средой школы и укладом школьной жизни.
В Программе следует предусмотреть следующие три этапа:
организационно-административный
создание профилактической среды школы, поддерживающей опыт обучающихся по сохранению и укреплению здоровья, формирующей конструктивные ожидания и образцы здорового и безопасного поведения;
формирование уклада и традиций школы, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, учителей и родителей в духе ценностей здоровья и безопасности на основе партнёрства и сотрудничества;
развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля взаимодействия обучающихся по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимых форм поведения, по защите от опасностей и угроз социального характера и приобщению обучающихся к социальной деятельности в этих направлениях;
адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;
координацию деятельности сверстников, учителей, родителей, сотрудников школы, представителей общественных и иных организаций для решения задач воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни;
создание условий для организованной деятельности школьных социальных групп по развитию культуры здорового и безопасного образа жизни;
создание возможности для влияния обучающихся на изменения школьной среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия школьного социума при развитии культуры здорового и безопасного образа жизни;
поддержание субъектного характера при развитии культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в профилактической деятельности;
мотивацию, стимуляцию и развитие готовности работников образования к ведению профилактической деятельности;
организацию и проведение профессиональной подготовки педагогического состава, участвующего в профилактической деятельности.
организационно-педагогический
обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки профилактической деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения;
создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для профилактической деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии;
создание условий для профилактической деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания;
обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации деятельности по направлению «культура здорового и безопасного образа жизни, профилактика зависимых форм поведения»;
определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений по пропаганде здорового образа жизни, профилактике зависимых форм поведения, по защите от опасностей и угроз социального характера;
использование социальной профилактической и здоровьесберегающей деятельности как ведущего фактора формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося;
использование роли коллектива в формировании профилактической, здоровьесберегающей ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции в области здоровья и безопасности;
стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес к профилактической и здоровьесберегающей деятельности и др.).
учебно-воспитательный
формирование активной позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся в отношении здоровья и безопасности;
усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья людей;
формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением по вопросам здорового образа жизни, профилактики аддиктивного поведения;
достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
активное участие в изменении школьной среды и доступных сфер жизни окружающего социума с позиций безопасности для жизни и здоровья, сохранения и укрепления здоровья;
осознание мотивов своей профилактической и здоровьесберегающей деятельности;
развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;
активное вовлечение родителей в профилактическую и здоровьесберегающую деятельность школы, развитие форм совместной деятельности.
Системная работа по формированию здорового и безопасного образа жизни, профилактике зависимых форм поведения должна быть организована по следующим направлениям :
Создание и развитие условий реализации профилактической деятельности в образовательном учреждении: кадровых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогических, учебно-методических; современной информационно-образовательной среды;
Эффективная организация физкультурно-спортивной, оздоровительной работы, альтернативных рискованному поведению социально значимых форм досуговой деятельности;
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, соответствующая декларируемым в школьном сообществе ценностям здоровья и здорового образа жизни;
Организация системы повышения квалификации и методической работы с работниками образования;
Организация просветительской работы с родителями (законными представителями), информирование родителей о содержании планируемых профилактических программ и получение их согласия на реализацию этих программ в части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса (рекомендуемая интенсивность профилактического и здоровьеформирующего обучения – 1-2 часа в неделю в течение всего учебного года);
Реализация модульных здоровьеформирующих и профилактических образовательных программ для обучающихся через часы учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, а также через внеурочную деятельность (кружки, факультативы, элективные курсы, научно-исследовательские работы и социальные проекты).
Образовательное учреждение может конкретизировать задачи, виды и формы профилактической деятельности, воспитания культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, учитывая специфику образовательного учреждения и запросы участников образовательного процесса .
В процессе занятий по Программе используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический, частично-поисковый, проблемное изложение знаний и исследовательский.
Перечисленные методы используются на занятиях, организованных в различных формах : установочная лекция, лекционно-семинарские занятия, самостоятельная работа слушателей с представлением собственного опыта, практические занятия с использованием дидактических раздаточных материалов, групповые методы обучения: дискуссии, круглые столы, ролевые игры, анализ проблемных ситуаций, психолого-педагогические тренинги, работа в проектных группах, защита социальных проектных инициатив, учебно-методическая и консультативная поддержка по всем аспектам Программы.
Принципы отбора методов обучения:
1. Принцип учёта учебных возможностей обучаемых: возрастных, психологических, уровня сформированности учебной мотивации, профессиональной подготовки, квалификации, опыта профессиональной деятельности.
2. Принцип учёта особенностей целей, задач и содержания программы обучения, конкретной темы.
3. Принцип учёта региональных особенностей: эпидемическая ситуация по распространенности наркопатологии, ВИЧ-инфекции, особенности инфраструктуры и кадровой обеспеченности системы образования, особенности межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики наркопатологии и ВИЧ-инфекции, активность гражданского общества по отношению к профилактической деятельности в образовательной среде, особенности развития социокультурной среды в конкретном регионе, уровень сформированности культуры здоровья в социуме конкретного региона, степень готовности педагогических кадров к введению ФГОС и т.д.
4. Принцип соответствия имеющимся условиям, отведённому времени обучения, вспомогательным средствам обучения, возможностям преподавателей, то есть учёт стилей отношений, руководства учебной работой, педагогического общения, сложившихся между преподавателем и участниками обучения.
Ожидаемые результаты
Результат 1: Прояснение позиции каждого участника обучения в отношении актуальности проблемы распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи.
Результат 2: Осознание личной и профессиональной ответственности за решение проблемы распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи.
Результат 3: Построение активной социальной, в том числе, и образовательной среды, обеспечивающей формирование позитивных установок и ценностей здорового образа жизни, стиля и стратегий социально одобряемого поведения.
Результат 4: Формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Следует особо подчеркнуть, что устойчивость мотивации к здоровому образу жизни зависит от непрерывности, последовательности, системности профилактических здоровьеформирующих воздействий, а также от сложившихся на данный период времени и в конкретной местности социальных и культурных норм в отношении здоровья и безопасного поведения.
Результат 5: Формирование ценности здоровья и отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Результат 6: Формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление наркотиков), способствующему заражению ВИЧ-инфекцией .
Результат 7: Выработка совместных стратегий в отношении снижения поведенческих рисков, связанных с ВИЧ-инфицированием.
Результат 8: Формирование толерантности к ВИЧ-позитивным людям и их ближайшему окружению .
Результат 9: Ликвидация стигмы по отношению к людям, попавшим в ВИЧ-уязвимую ситуацию.
Результат 10: Развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье, развитие профилактического и здоровьесберегающего ресурса, направленного на предотвращение ВИЧ-инфицирования несовершеннолетних и молодежи, формирование культуры здоровья в семье.
Результат 11: Обеспечение информационной, консультативной психолого-педагогической поддержки семьям по вопросам воспитания подростков и молодежи, направленной на исключение или минимизацию рискового поведения, связанного с наркотизацией и ВИЧ-инфицированием
Содержание программы
Программа состоит из взаимодополняющих двух разделов:
профилактическая работа с учащимися учебного заведения
профилактическая работа с родителями (законными представителями)
Профилактическая работа с учащимися
Учебно-тематический план
Наименование темыЦель урока
Возраст
Занятие 1. «Найти своё лицо».
Понятие о личности. Комплекс устойчивых компонентов личности (темперамент, характер, способности, мотивация) . Личность, индивид и индивидуальность. Понятие границ личности. Развитие личности. Самооценка.
14-18 лет
Занятие 2. «Познаю себя в общении с другими».
Роль общения в жизни человека. Формирование навыков эффективного общения. Я – высказывания. Я и мои друзья.
14-18 лет
Занятие 3. «Управление своими чувствами».
Чувства. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.
14-18 лет
Занятие 4. «Потребности и зависимости» .
Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от решения проблем.
14-18 лет
Введение в проблему профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа.
История возникновения и распространения ВИЧ/СПИДа. Терминологическое определение ВИЧ-инфекции и СПИДа. Источники ВИЧ-инфекции. Механизмы передачи ВИЧ-инфекции. Основные пути передачи ВИЧ-инфекции. Группы риска заражения ВИЧ-инфекцией.
14-18 лет
«Иммунитет и его значение».
Определение понятия «иммунитет». Изучение строения и функций иммунной системы организма человека. Клетки и органы иммунной системы. Специфический и неспецифический иммунитет. Закаливание. Формирование способности передачи знаний об особенностях работы иммунной системы.
14-18 лет
Занятие 7. «Ценность здоровья».
Формирование ценностного отношения к здоровью у подростков и молодежи.
14-18 лет
Занятие 8. «Мораль и нравственность в жизни человека».
Понятие морали и нравственности. Понятие смысла жизни и ее ценности. Понятие личностных ценностей, семейных ценностей. Понятие мужественности и женственности в современном обществе. Использование пословиц и поговорок при изучении норм нравственности, культуры поведения; осознание значимости семейных традиций в решении задач воспитания мальчиков и девочек.
14-18 лет
Занятие 9 . «Уверенность – моя визитка».
Как ставить цель, решать проблемы и принимать решения. Понятие группового давления и принятия собственного решения. Уверенное поведение в трудных жизненных ситуациях. Тренинг ассертивного поведения в ситуациях психологического давления и манипуляции. Тренинг психической саморегуляции в профилактике рискового поведения среди учащихся. Навыки избегания рискованных ситуаций.
14-18 лет
Занятие 1 0 . «Люди равных возможностей».
Социально-психологические и экономические последствия ВИЧ. Толерантность. Деятельность общественных организаций и отдельных людей, которые осуществляют борьбу с эпидемией ВИЧ-инфекции. История Красной ленточки.
14-18 лет
Занятие 1 1 . «Жизненные перспективы».
Обсуждение результатов совместной работы. Поддержка настроя на дальнейшую самостоятельную работу. Формирование и развитие волонтерского движения среди подростков и молодежи по профилактике употребления ПАВ и профилактики ВИЧ-инфекции.
14-18 лет
Тестовый контроль
14-18 лет
Профилактическая работа с родителями (законными представителями)
Учебно-тематический план
Семья как профилактический потенциал.лекция
Взаимоотношения в семье как основа взаимопонимания.
лекция
Личность подростка.
Трудный подросток.
Дискуссия, вместе с учащимися
ВИЧ/СПИД – мифы и реальность.
лекция
Ресурсы и возможности.
лекция
План мероприятий по профилактике ВИЧ-инфекции
Встреча с медицинскими сотрудниками (8-11 классы)
Зам. По воспитательной работе, социальный педагог
Анкетирование родителей «Что Вы знаете о ВИЧ-инфекции?»
Психолог, социальный педагог
Выступление перед родителями специалистов организаций и учреждений, занимающихся профилактикой алкоголизма, курения, наркомании и ВИЧ/СПИД.
Зам. По воспитательной работе, социальный педагог
Размещение информации для родителей по проблеме ВИЧ/СПИД на сайте школы.
социальный педагог
Рассмотрение на педагогическом совете вопроса о состоянии профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД в школе.
Психолог, социальный педагог
Мероприятия по нравственному воспитанию подростков с целью формирования социально безопасной модели поведения
Классные руководители
Используемая литература
Беляева В.В., Ручкина Е.В. Консультирование в системе реабилитации при ВИЧ-инфекции. Эпидемиология и инфекционные болезни. – 2001. №1.
Вахрушева И.Г., Блинова Л.Ф. Путь к успеху. Пособие по работе с родителями для школы /под общ. ред. И.Г. Вахрушевой.- Казань:
Рахманова А.Г., Воронов Е.Е., Фомин Ю.А. ВИЧ-инфекция у детей – СПб., 2003.
Франкхам Дж., Канабус А. Поговорим с подростками о СПИДе: Пособие для родителей. – Таллин, 1993.
Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.В.Казаковой. - СПб., 2001.
Как уберечь ребенка от ВИЧ/СПИДа. Пособие для родителей. Под ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпиленя. – М., 2006. – 88 с.
Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «ЛадьЯ». Москва, 2012. Российский Круглый стол.
Профилактика ВИЧ/СПИДа в детско-молодежной среде. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под ред. К.Г.Гуревича, Л.М.Шипицыной. – М., 2006. – 80 с.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Программа ПО ПрофилактикЕ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ
В ГОУ ВПО «ЧелГУ» НА 2008-2012 ГГ.
Челябинск
Программа ПО ПрофилактикЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ
ВИЧ-ИНФЕКЦИИ В ГОУ ВПО «ЧелГУ» НА 2008-2012 ГГ.
Общие положения
На молодых людей сравнительно легко оказать влияние посредством программ информирования о ВИЧ/СПИД - заболеваниях, медицинского обслуживания и пропаганды здоровья, проводимых в учебных заведениях. Образовательные учреждения обладают необходимыми условиями для внедрения этих программ.
Решение проблемы ВИЧ/СПИД - заболеваний, таким образом, должно быть одним из основных видов деятельности для каждого образовательного учреждения и специалиста.
Программа по профилактике распространения ВИЧ-инфекции в ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» на 2008-2012 гг. (далее – Программа) разработана на основе опыта работы воспитательной системы университета и в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ; Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 № 125-ФЗ;
Федеральным Законом «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)» от 30.03.1995 № 38-ФЗ; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1; Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р;
ИПиП – Институт психологии и педагогики
КФВиС – кафедра физического воспитания и спорта
МВЦ – музейно-выставочный центр
РЦОИ – региональный центр образования инвалидов
СНО – студенческое научное общество
СССО – Совет студенческого самоуправления общежитием
УВР – Управление по воспитательной работе
УСО – Управление по связям с общественностью
ЦТС – Центр творчества студентов
ЦСПТВ – Центр по содействию организации практики студентов и трудоустройства выпускников
УКБ ГО и ЧС – Управление по комплексной безопасности ГО и ЧС
– председатель первичной профсоюзной организации студентов ЧелГУ
I.Цель и задачи Программы
Цель Программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья студентов и аспирантов ЧелГУ, профилактика ВИЧ-инфекции. Задачи Программы:- создание нормативно-правовых, организационно-управленческих, материально-технических условий и информационно-методического обеспечения для реализации Программы; организация и проведение профилактических мероприятий среди одной из наиболее уязвимых социальных групп – студенчества; активизация просвещения студенческой молодежи по проблемам ВИЧ; обеспечение профессиональной подготовки лиц, несущих ответственность за просвещение в области ВИЧ; информирование студентов и аспирантов ЧелГУ о службах помощи для ВИЧ- инфицированных; формирование у студентов собственной системы ценностей, навыков ответственного поведения; создание условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру; привлечение квалифицированных специалистов по профилактической работе; подготовка квалифицированных кадров для реализации профилактических программ среди студентов и аспирантов ЧелГУ из числа самих студентов; совершенствование системы мер для повышения уровня здоровья студентов и аспирантов ЧелГУ, в т.ч. увеличение охвата студентов занятиями физической культурой и спортом, творчеством, научно-исследовательской деятельностью и др.; совершенствование психологического сопровождения, консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи; осуществление взаимодействия с органами власти, учреждениями здравоохранения, общественными организациями по вопросам пропаганды здорового образа жизни и профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Создание организационно-управленческих условий; Развитие локальной правовой базы; Информационно-методическое обеспечение; Кадровое обеспечение; Организационные мероприятия, направленные на профилактику ВИЧ-инфекции в студенческой среде: Модернизация санитарно-гигиенических и материально-технических условий; Взаимодействие с органами власти, учреждениями здравоохранения, культуры и др., общественными организациями по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции; Мониторинг реализации цели и задач Программы.
V. Основные мероприятия,
направленные на реализацию Программы
Наименование мероприятия | Сроки проведения | Ответственные исполнители |
|
I. Создание организационно-управленческих условий |
|||
Освещение проблемных вопросов по профилактике Вич на оперативных совещаниях деканов факультетов (институтов), ректорате, Ученом Совете | по установленному регламенту | проректор по учебной работе |
|
Организация и проведение Совета кураторов по проблеме | ежемесячно | проректор по учебной работе |
|
Организация работы органов студенческого самоуправления ЧелГУ: СССО, СНО и др.; академических групп | постоянно | начальник УВР |
|
Совместная деятельность в рамках Программы УВР, ЦТС, РЦОИ, КФВиС, ЦОиФК, МВЦ, УСО, профкома студентов, деканатов, институтов, филиалов, общежитий, санатория-профилактория и др. структурных подразделений ЧелГУ | постоянно, в соответствии с планом | начальник УВР, руководители структурных подразделений |
|
Разработка и внедрение системы мер для мотивации сотрудников ЧелГУ (кураторы академических групп, преподаватель физической культуры и др.) и студентов, занимающихся проблемой профилактики ВИЧ | проректор по учебной работе |
||
II. Развитие локальной правовой базы |
|||
Анализ состояния нормативно-правовой базы в области предупреждения распространения ВИЧ (федерального, регионального, областного, городского, районного, вузовского уровней) | ежегодно | проректор по учебной работе |
|
Составление ежегодного плана реализации Программы | сентябрь, ежегодно | начальник УВР |
|
Подготовка и издание сборников нормативно-правовых актов, методических материалов по популяризации здорового образа жизни и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» среди студентов ЧелГУ | постоянно | начальник УВР, начальник УСО |
|
Подготовка проектов приказов и распоряжений по организации медицинских осмотров и возможности проведения ежегодных тестов на предмет употребления наркотических веществ, оздоровлению в санатории-профилактории, летнему отдыху и оздоровлению, участию в смотрах, конкурсах и т.п. | постоянно | проректор по учебной работе |
|
Подготовка и утверждение Положений о смотрах, конкурсах, акциях («Весна без дыма», ХХI век без наркотиков» «АнтиСПИД», «Здоровье – это здорово», «Жизнь прекрасна», «За и против», «За здоровый образ жизни», «Бросай курить и выигрывай»), фестивалях, соревнованиях, адаптационных сборах первокурсников «Я – студент ЧелГУ!» и т.п. | по мере необходимости | ||
III. Информационно-методическое обеспечение |
|||
Обобщение опыта профилактики ВИЧ в студенческой среде | ежегодно | начальник УВР |
|
Раздача информационных материалов по профилактике ВИЧ/СПИДа и ЗППП среди студентов, абитуриентов. | в рамках мероприятий | председатель профкома студентов |
|
Показ видео-роликов, презентаций, несущих социальные сообщения о ВИЧ/СПИДе | в рамках Дней здоровья | ||
Поощрение студенческих работ по проблеме здоровьесбережения | декабрь, ежегодно | начальник УВР, заведующий кафедры социальной физиологии, заведующий КФВиС |
|
Составление социального паспорта факультета (института, филиала), университета | зам.деканов (директоров) по воспитательной работе, инспектор УВР |
||
Разработка и издание методических материалов по организации работы со студентами, аспирантами и их родителями по вопросам злоупотребления психоактивными веществами | ежегодно | начальник УВР, начальник УСО, руководители структурных подразделений |
|
Публикация аналитических материалов по вопросам сохранения и укрепления здоровья студентов и аспирантов вуза | ежегодно | начальник УВР |
|
Издание просветительских буклетов, листовок, памяток, брошюр для студентов по проблемным вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами | постоянно | начальник УВР, начальник УСО |
|
Размещение плакатов антинаркотической направленности, адресов консультационных центров и центров социальной реабилитации больных наркоманией («Крылья», «Анонимные наркоманы»), сайтов в сети Интернет («Нет наркотикам» и др.), номеров телефонов доверия на информационных стендах во всех учебных корпусах ЧелГУ | постоянно | начальник УВР, начальник УСО |
|
Организация выставок книг в научной библиотеке, посвященных здоровью и профилактике наркомании | по графику | директор научной библиотеки |
|
Освещение вопросов здорового образа жизни и вопросов рационального представления о счастье, успехе, способах управления психоэмоциональным стрессом в СМИ университета: газета «Университетская набережная» (тираж 8 тыс. экз.), сайт (www. csu . ru ), плазменные экраны (в 8 корпусах), «Справочник первокурсника» и др. | постоянно | начальник УВР, начальник УСО |
|
Лекции по вопросам здоровьесбережения и злоупотребления психоактивными веществами | по расписанию | специалисты кафедры социальной физиологии |
|
Ознакомление студентов-первокурсников с их правами, обязанностями и ответственностью, в том числе за курение в общественных местах, употребление алкогольных напитков и других психотропных веществ | август-октябрь ежегодно | зам.деканов (директоров) по воспитательной работе |
|
IV. Кадровое обеспечение |
|||
Повышение психолого-педагогической квалификации заместителей деканов (директоров) по ВР, кураторов общежитий, кураторов академических групп | необходимости | начальник УВР |
|
Содействие деятельности студенческого отряда охраны правопорядка | постоянно | начальник УКБ ГО и ЧС, председатель профкома студентов |
|
Содействие деятельности отряда волонтеров | постоянно | начальник УВР |
|
Содействие деятельности студенческого Совета самоуправления общежития | постоянно | начальник УВР |
|
V. Организационные мероприятия, направленные на профилактику ВИЧ-инфекции в студенческой среде |
|||
Организация и проведение акций «Весна без дыма», «ХХI век без наркотиков», «АнтиСПИД», «Здоровье – это здорово!» «Жизнь прекрасна», «Бросай курить и выигрывай» и др. | ежегодно | начальник УВР, лидеры студенческого самоуправления |
|
Проведение конкурсов и акций на лучшие студенческие статьи, видео-ролики, листовки, плакаты по проблеме наркомании | ежегодно | начальник УВР, начальник УСО, психологи УВР |
|
Проведение акции «За здоровый образ жизни!», «За и против!» | ежегодно декабрь | председатель профкома студентов |
|
Проведение Дней здоровья, Спартакиады ЧелГУ, Кубка первокурсников и других массовых спортивных мероприятий для студентов и аспирантов ЧелГУ | по графику | заведующий КФВиС |
|
Лекции, беседы в студенческом общежитии по проблемам распространения ВИЧ | ежегодно | начальник УВР, специалисты кафедры социальной физиологии |
|
Повышение психолого-педагогической квалификации сотрудников психологической службы | постоянно | начальник УВР, директор ИПиП |
|
Проведение адаптационных сборов для первокурсников «Я – студент ЧелГУ!» | ежегодно, август | начальник УВР, председатель профкома студентов |
|
Организация психологических консультаций (мотивационное консультирование, он-лайн консультирование и др. методы) для студентов и аспирантов | по графику | психологи УВР |
|
Организация дополнительных занятий, направленных на повышение адаптации студентов (группы личностного роста, группы тренинга умения говорить: «Нет») | по графику | психологи УВР |
|
Организация встреч с духовными лицами различных конфессий с целью повышения духовности и нравственности молодежной среды, экскурсии в храмы, мечети, костелы, монастыри | по графику | начальник УВР |
|
Формирование у студентов индивидуальной системы ценностей | постоянно | руководители структурных подразделений ЧелГУ |
|
Создание у студентов представлений о необходимости индивидуальной программы самореализации в различных сферах человеческой деятельности | постоянно | психологи УВР, ИПиП |
|
Организация работы спортивных секций ЧелГУ с учетом предпочтений студентов (по результатам соц. опроса) | ежегодно | заведующий КФВиС |
|
Деятельность спортивных секций: айкидо, армспорт, баскетбол, бодибилдинг, волейбол, дартс, дзюдо, гребля, конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, настольный теннис, пауэрлифтинг, плавание, спортивная аэробика, спортивный туризм, футбол, шахматы и др. | постоянно по расписанию | заведующий КФВиС |
|
Деятельность творческих коллективов ЦТС университета: хореографические, вокальные, инструментальные, театральные, оригинального жанра, фольклорные, КВН и др. | постоянно по расписанию | директор ЦТС |
|
Вовлечение наибольшего количества студентов во внеучебную деятельность (смотры, конкурсы, фестивали, мероприятия: «Судьба России в руках молодых», «Первые шаги», «ОБЕКТИВный взгляд», «Мисс ЧелГУ», «Вдохновение», «Под крышей дома моего», «Весна торжествует в ЧелГУ», «По струнам дорог», «Духовной жаждою томим», «Свободный звук», «Лидер – первый среди лучших», «Что? Где? Когда?», «КВН на Кубок ректора», «Татьянин день» и др.) | директор ЦТС, начальник УВР и руководители др. структурных подразделений |
||
Стимулирование развития студенческого самоуправления с целью оптимизации самореализации личности | постоянно | начальник УВР |
|
Формирование программы оздоровления студентов во время пребывания в спортивно-оздоровительном лагере «Парус» (3 смены – 240 студентов) | постоянно | начальник СОЛ «Парус» |
|
Функционирование санатория-профилактория ЧелГУ (14 смен, 700 человек) | в течение года | главный врач санатория-профилактория |
|
Организация летнего и зимнего отдыха студентов и аспирантов (Краснодарский край, теплоходный круиз, Санкт-Петербург, горнолыжные центры Южного Урала и др.) | летние и зимние каникулы | начальник УВР, председатель профкома студентов |
|
Участие в совместных программах каникулярного оздоровления и отдыха студенческой молодежи Управления по делам молодежи Министерства образования и науки Челябинской области и Управления по делам молодежи г. Челябинска (горнолыжный курорт, «Лазаревское», БО «Тургояк», профсоюзные путевки) и др. | летние и зимние каникулы (февраль, июль-август ежегодно) | председатель профкома студентов |
|
Индивидуальный подбор двигательного режима во время занятий физической культурой | в течение года | заведующий КФВиС, врач общей практики |
|
Организация рекреационных мероприятий во время учебной деятельности | заведующий КФВиС, специалисты кафедры социальной физиологии |
||
Составление расписания учебных занятий, зачетов, экзаменов для студентов и аспирантов с учетом равномерности распределения нагрузки во времени | ежегодно | проректор по учебной работе |
|
Разработка меню для сбалансированного и здорового питания учащихся | постоянно | проректор по хозяйственной части, директор столовой |
|
Создание летних трудовых отрядов (педагогический, экологический, проводников, строителей и др.) | ежегодно | председатель профкома студентов |
|
Обеспечение условий для трудовой занятости студентов и выпускников | постоянно | директор ЦСПТВ |
|
Формирование у студентов представлений о высокой социальной значимости будущей профессии | постоянно | деканы факультетов (институтов), зав. кафедрами, преподаватели |
|
Продвижение информации о том, что достижение успеха в выбранной специальности возможно только при сохранении здоровья и отсутствии зависимости от психоактивных веществ | по графику | деканы факультетов (институтов), зав. кафедрами |
|
Организация встреч с авторитетными лицами среди студенческой молодежи (ректор, олимпийские чемпионы и др.) | в течение года | начальник УВР |
|
Организация ежегодных медицинских осмотров студентов, периодический выборочный анализ мочи студентов на предмет поиска следов наркотиков (при наличии договора со студентом) | по графику | врач общей практики |
|
Деятельность службы охраны в рамках профилактики употребления психоактивных веществ в зданиях университета | постоянно | начальник УКБ ГО и ЧС |
|
Функционирование студенческого Центра профилактики асоциальных явлений | в соответствии с планом | начальник УВР, лидеры студенческого самоуправления |
|
Проведение рейдов в студенческом общежитии по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами | 1 раз в месяц | зам.деканов (директоров) по воспитательной работе, лидеры СССО, заведующая общежитием |
|
VI. Модернизация санитарно-гигиенических и материально-технических условий |
|||
Создание эффекта «согревающего» пространства:
| постоянно | Психологи УВР |
|
Оборудование специального помещения для проведения психологического консультирования | в течение 2008 г. | проректор по хозяйственной работе |
|
Укрепление материально-технической базы в СОЛ «Парус» | проректор по хозяйственной работе |
||
VII. Взаимодействие с органами власти, учреждениями здравоохранения, культуры и др., общественными организациями по вопросам профилактики ВИЧ |
|||
Участие специалистов и студентов вуза в тематических научно-практических конференциях, семинарах, обучающих программах, организованных Федеральным агентством по образованию Минобрнауки | в соответствии с Положениями | зав.кафедрой социологии |
|
Участие в конкурсах, акциях, мероприятиях по здоровьесбережению и профилактике ВИЧ, проводимых Губернатором, Правительством, Законодательным собранием Челябинской области, Главой города Челябинска. Городской думой и др. | постоянно | начальник УВР |
|
Совместная деятельность по вопросам здоровьесбережения с Министерством образования и науки Челябинской области, Министерством здравоохранения Челябинской области, Главным управлением молодежной политики Челябинской области, Управлениями по делам молодежи г. Челябинска, Калининского района | постоянно | начальник УВР |
|
Взаимодействие с общественными организациями, занимающимися вопросами здоровьесбережения, консультационно-реабилитационными центрами | постоянно | начальник УВР |
|
Участие в Областном конкурсе студенческих работ по популяризации здорового образа жизни и реализации национального проекта «Здоровье» | начальник УВР, лидеры студенческого самоуправления |
||
Участие в Областном конкурсе среди вузов Челябинской области на лучший свод мероприятий в сфере профилактики наркомании и наркопреступности | начальник УВР |
||
Участие в международных, всероссийских, региональных, областных, городских спортивных соревнованиях (Спартакиада вузов Челябинской области, «Лыжня России», «Кросс наций», «По зову души» и др.), творческих фестивалях («Весна студенческая», «Сияние звёзд» и др.), конкурсах, мероприятиях. | в соответствии с положениями | директор ЦТС, заведующий КФВиС |
|
Взаимодействие с Управлением федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и других психотропных веществ по Челябинской области и правоохранительными органами (совместные рейды, консультации и др.) | постоянно | начальник УВР, начальник УКБ ГО и ЧС |
|
Взаимодействие с Общественной молодежной палатой при Законодательном собрании Челябинской области, Молодежным советом Калининского района | постоянно | начальник УВР, лидеры студенческого самоуправления |
|
VIII. Мониторинг реализации цели и задач программы |
|||
Создание системы мониторинга здоровья студентов и аспирантов на основе комплексных медико-психологических исследований | в соответствии с планом | врач общей практики, психологи УВР |
|
Проведение диагностики состояния здоровья студенческой молодежи и отслеживание динамики его изменений | ежегодно | врач общей практики, психологи УВР |
|
Выделение «факторов риска», связанных с социально-психологическим неблагополучием, неадекватной организацией образовательного процесса | постоянно | начальник УВР, психологи УВР |
|
Участие в специализированном социологическом исследовании целевой группы больных наркоманией для определения основных путей приобщения к наркотикам и оценки изменения мотивационной сферы наркоманов в процессе реабилитации | в соответствии с планом | заведующий научным реабилитационным центром ЧелГУ и специалисты Главного управления по взаимодействию с правоохранительными органами Челябинской области |
|
Организация социологических исследований для выяснения у преподавателей и студентов ЧелГУ системы представлений о счастье и успехе | в течение года | заведующий кафедры социологии |
|
Проведение анкетирования среди студентов и преподавателей с целью выявления наиболее авторитетных лиц, могущих быть проводниками влияния при организации профилактической работы | в течение года | заведующий кафедры социологии |
|
Определение уровня психо-эмоционального стресса у студентов разных факультетов и курсов, а также у преподавателей в динамике | в течение года | заведующий кафедра социологии |
|
Проведение социологических исследований для определения предпочтений студентов при использовании внеучебного времени | в течение года | заведующий кафедра социологии |
|
Проведение социологических исследований по вопросам табакокурения | в течение года | заведующий кафедры социальной физиологии |
|
Создание и пополнение электронного банка данных о студентах, требующих особого внимания – «группа риска» | постоянно | начальник УВР |
|
Контроль за исполнением мероприятий реализации целевых проектов и программ по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в ЧелГУ | постоянно | проректор по учебной работе |
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Совершенствование локальной правовой базы по вопросам профилактики ВИЧ; Повышение уровня информированности студентов и аспирантов ЧелГУ и приобретение навыков профилактики инфицирования ВИЧ; Формирование здорового жизненного стиля у студентов; Рост вовлеченности студентов и аспирантов во внеучебную и научную деятельность ЧелГУ; Увеличение числа молодых людей, вовлеченных в систематическую работу по пропаганде здорового образа жизни; Формирование у эмоционально восприимчивых студентов и аспирантов адекватного отношения к различным жизненным ситуациям и повышение их стрессоустойчивости; Снижение уровня распространенности ВИЧ в студенческой среде.
7. ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
- Состояние уровня здоровья студентов и аспирантов ЧелГУ; Охват студентов ЧелГУ работой по формированию здорового образа жизни и по профилактике ВИЧ; Качество информационной среды, направленной на формирование ЗОЖ и профилактики ВИЧ; Охват студентов и аспирантов секциями, сборами, лабораториями, творческими объединениями; Количество научно-исследовательских студенческих работ по вопросам здоровьесбережения; Обеспечение структурных подразделений университета методическими и информационными материалами по профилактике злоупотребления психоактивными веществами; Рейтинг участия студентов ЧелГУ в культурно-массовых и оздоровительных мероприятиях (спартакиадах, фестивалях, конкурсах, конференциях) различного уровня.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ (Глоссарий)
ВИЧ-инфекция - хроническое заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. ВИЧ-инфицированные - лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. Социально-значимые заболевания – болезни, внесенные Правительством Российской Федерации в список социальнозначимых болезней 06.12.2004 года. Под это определение попадают туберкулез, гепатит В и С, сахарный диабет, СПИД, заболевания, передаваемые половым путем и др. Социально- психологический тренинг - психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы, форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – комплекс вторичных симптомов, вызываемых ВИЧ, характеризующийся присоединением инфекций и развитием полиорганной недостаточности.Методическое обеспечение
- ВИЧ – инфекция. Клиника, диагностика и лечение /Под общ. ред. В. В. Покровского. – М: Геотар Медицина, 2000. Должанская Н. А., Бузина Т. С. ВИЧ-инфекция в наркологической практике. – М., 2000. Лицом к лицу со СПИДом. Программный доклад об исследованиях Всемирного банка: Пер. с англ. – М: Издательство «Весь мир», 1998. Медико-социальная служба и ее значение в профилактике СПИДа и других актуальных инфекций. – СПб., 1998. Методические рекомендации по организации работы с родителями учащихся и студентов по профилактике наркомании в целях ее предупреждения распространения в образовательных учреждениях Екатеринбург, 2006. Принципы профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, применяющих наркотики / Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохранения. – Коппенгаген (Дания), 1998. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (сборник методических материалов). М., 2001; Рахманова А. Г. ВИЧ-инфекция (клиника и лечение). – СПБ: Издательство «СПИД, секс, здоровье», 2000. Российский Федеральный научно-методический центр МЗ РФ по профилактике и борьбе со СПИДом. «ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень № 25». М., 2003. Судаков К.В. Индивидуальная устойчивость к эмоциональному стрессу. М., 1998; Тренинг по профилактике социально-дезадаптивного поведения у подростков и молодежи «Мой выбор». Методическое пособие. М., 2002; Формы работы с молодежью в работе по первичной профилактике злоупотребления ПАВ. Методическое руководство. М., 2002; Эффективные мероприятия по профилактике ВИЧ-инфекции / Центры по профилактике и борьбе с болезнями (Атланта, 1999). Канадско-Российский проект борьбы со СПИДом (перевод). – СПБ, 2000.
- Начальник Управления по воспитательной работе Л.П.Конвисарева
Проректор
по учебной работе
Н.А. Мамаев
«___» _____________2008 г.
Р. А. Хальфин 20 декабря 2006 г. N 6834-рх организация профилактики вич-инфекции среди различных групп населения методические рекомендации
Методические рекомендацииНастоящие методические рекомендации подготовлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с условиями Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития
Государственная программа по стабилизации эпидемии вич-инфекции в Кыргызской Республике на 2012-2016 годы список сокращений
ПрограммаКыргызская Республика остается страной с низким уровнем распространения ВИЧ-инфекции. Однако в последние годы отмечается быстрый рост числа новых случаев ВИЧ-инфекции и по оценкам ВОЗ/ЮНЭЙДС Кыргызстан входит в число 7 стран мира
ЗаконВ целях совершенствования комплекса организационных, психолого-педагогических, правовых и медико-социальных условий для стабилизации эпидемической ситуации и снижения темпов распространения ВИЧ-инфекции и заболеваний, передаваемых