«Работа музыкального руководителя с детьми с ОНР (общим недоразвитием речи) в детском саду. Что такое ОНР

Передовой педагогический опыт в детском саду

Психологическая помощь детям
с общим недоразвитием речи (ОНР) и их родителям

Кухтина Н.В., педагог-психолог
МАДОУ №357 г. Казани

Первый свой опыт общения с близкими людьми ребенок получает в семье. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда и его контакты со старшими резко обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими дети быстро осваивают речевой опыт старших, что способствует формированию личности в целом, развитию основных психических процессов.

Родители должны внимательно относиться к общению с ребенком, уже в доречевой период. Хорошо, если ребенок узнает близких по голосу, поворачивает голову на зов, следит за губами говорящего, пытается подражать ему - все это способствует его речевому развитию, воспитанию слухового восприятия, становлению и развитию фонематического слуха (умение различать речевые звуки) . Особенно большое внимание в первый год жизнинужно уделять развитию мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба) , находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым как бы готовим почву для артикуляторных движений. Помимо игр, развивающих ручной праксис («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке» и т. д.) , хорошо проводить массаж пальцев, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну сторону, то в другую сторону (до десяти раз) .

Если же сензитивный период упущен, то возможны проблемы не только с устной речью, но и с письменной. И насколько родитель готов к осознанию и принятию дефекта своего ребенка, будет зависеть психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития.

Следует отметить, что, в целом, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается высокий уровень тревожности (тест Амена) и низкие показатели в детском тесте Кеттелла по факторам А (общительность-замкнутость) и Н (социальная робость-смелость) . У родителей же таких детей выявлен высокий уровень родительских притязаний на развитие ребенка, что дополнительно обостряет внутриличностные проблемы ребенка. Это связано с незнанием особенностей развития личности, так и нежеланием принять своего ребенка таким, как он есть. Поэтому работа должна вестись одновременно и с детьми и с их родителями.

  1. повышение самооценки ребенка;
  2. обучение его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
  3. развитие техники вербальной и невербальной коммуникации;
  4. выработка навыков владения собой, путем проигрывания различных ролей и ситуаций («искусство быть собой», «искусство быть другим») ;
  5. организация общения в условиях групп кооперации;

Для снятия мышечного напряжения детям рекомендуются такие упражнения, как:

  1. «Драка»: направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук, обучение навыку произвольного снятия чувства тревоги, страха.
  2. «Котенок»: снятие эмоционального и мышечного напряжения, установление эмоционально положительного настроя в группе.
  3. «Покатай куклу»: повышение уверенности в себе.
  4. «Это я, узнай меня!»: развитие эмпатии.
  5. «Доверяющее падение»: снятие мышечных зажимов и т. д.

Для снятия психоэмоционального напряжения хорошо подходят занятия с применением элементов музыкотерапии. Известно, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему, облегчает установлению контакта с людьми (музыка Баха, Моцарта, Бетховена) Музыка Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему. Так же ее уравновешиванию способствует фонограмм леса, пение птиц (пьесы из цикла «Времена года» Чайковского) . Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона (снятие тревожности) , стимуляция двигательных функций, развитие сенсорных процессов (ощущения, восприятия) и представлений, растормаживание речевой функции.

Музыкотерапия актуальна именно при работе с детьми-логопатами, т. к. для них важным является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа и ритма, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

Приобрести уверенность в себе, повысить свою самооценку, отработать навыки поведения в той или иной ситуации хорошо помогают следующие упражнения:

  1. «Мимические упражнения».

Мимика говорит без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Основные эмоции, которые можно выразить при помощи мимики: интерес, радость, удивление, печаль, страдание, отвращение, гнев, презрение, страх, стыд, вина. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет и психопрофилактический характер:

  • благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций,
  • активные мимические и пантомимические проявления чувств могут предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию,
  • могут быть найдены первопричины нервного напряжения у детей.
  1. «В лесу родилась елочка»

Упражнение направлено на развитие просодической речи (тембр, выразительность интонации) и обучение ребенка передавать то или иное эмоциональное состояние при помощи речи. Кроме того, данное упражнение дает ему возможность побыть в другом образе.

Следующие упражнения помогают развитию речи ребенка.

1) «Составь загадку».

Упражнение направлено на обогащение словарного запаса ребенка, развитие логического мышления. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в них должны быть представлены все части речи – существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребенка и обобщающие слова. Загадки с детьми составляются разными способами – это и подбор признаков к определенному предмету, подбор возможных действий к предмету, подбор предметов к заданному действию, нахождение общих названий (обобщающих слов) для группы однородных предметов.

2) «Да и нет не говорите, черное с белым не берите»

3) «Чистоговорки»;

4) «Придумай стихотворение» и т. д.

В работе с родителями основное внимание уделяется как раскрытию особенностей развития личности ребенка, так и обучению родителей различным техникам, применяя которые ежедневно, они могут в домашних условиях помочь детям регулировать свое психоэмоциональное состояние и совершенствовать речь. В этом отношении очень хорошо зарекомендовала себя дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой. Было отмечено, что работа по данной методике улучшает у дошкольников психические функции памяти, внимания, речи, мыслительных процессов, благотворно влияет на эмоциональное состояние, а также повышает усидчивость на занятиях, корректирует поведение детей, способствует тренировке легких при пневмонии, помогает людям, страдающим астмой, снижает артериальное давление, способствует восстановлению функций голосовых связок, благотворно влияет на функциональное состояние нервной системы, на тонус коры головного мозга, на общее эмоциональное состояние человека. Еще одна методика, на которую следует обратить внимание родителей – это методика нетрадиционных способов оздоровления детей Т. В. Нестерюк. Предлагаемая система занятий комплексно воздействует на развитие ребенка. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без, принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста детей, настроения на данный момент от их состояния здоровья.

Основными целями проведения этих игровых упражнений являются

Профилактика простудных заболеваний, закаливание детей;

Развитие у детей умения быть здоровыми, внимательными, чуткими;

Обучение освобождаться от стрессов, перенапряжения;

В процессе игры дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свой эмоции; они полностью раскрепощены и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Для них это только игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети успокаиваются, становятся добрее, мягче.

Предлагаем вашему вниманию элементы вышеуказанных техник и методик. Они достаточно просты в применении и родители легко могут научиться проводить данные упражнения с детьми ежедневно в домашних условиях.

Психогимнастика

  1. Игра «Веселая пчелка». Вдох свободный. На выдохе произнести звук «з-з-з-з». Представляем, что пчелка села на нос, руку, ногу. Упражнение учит направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.
  2. «Остров плакс». Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь. При этом головы должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание - вдох без выдоха (3-5 минут) . Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
  3. «Холодно - жарко». Подул холодный северный ветер, дети съежились в комочки. Выглянуло летнее солнышко, можно загорать. Дети расслабились, обмахиваются платочками или веерами (2-3 раза) . Происходит расслабление и напряжение мышц туловища.

Дыхательная гимнастика

Цель - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика забо­леваний верхних дыхательных путей.

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая) . На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
  2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очере­ди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м - м - м -м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
  4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г - м - м - м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
  5. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

«Полет самолета»

Дети-самолеты «летают» со звуком «у». При выполнении пилотажа взлет - звук направляется к голове, при посадке - звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в за­данном темпе по представлению.

Мимические упражнения.

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивиться) , расслабить его. Совсем
    расслабить. Постараться сохранить лоб абсолютно гладким хотя бы в
    течение одной минуты.
  2. Нахмуриться (сердитесь) - расслабить брови.
  3. Расширить глаза (страх, ужас) - расслабить веки (лень, хочется подремать) .
  4. Расширить ноздри (вдыхаем - запах; выдыхаем страстно) - расслабление.
  5. Зажмуриться (ужас, конец света) - расслабить веки (ложная тревога) .
  6. Сузить глаза (китаец задумался) - расслабиться.
  7. Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) - расслабиться
  8. Оскалить зубы - расслабить щеки и рот.
  9. Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) - расслабление.

Цель этих упражнений - усилить мышечное чувство лица.

В процессе занятий родители могут видоизменять те или иные упражнения, добавлять свои собственные, вносить элементы игры. С этой целью, в качестве примера, можно воспользоваться и ролевой гимнастики В. Леви, например:

Посидеть как: пчела на цветке, побитая собака, невеста на свадьбе, наездник на лошади, преступник на скамье подсудимых и т. д.

Походить как: младенец, глубокий старик, лев, пьяный, горилла, артист на сцене и т. д.

Улыбнуться как: кот на солнышке, собака своему хозяину, само солнышко и т. д.

Попрыгать как: кузнечик, козел, кенгуру и т. д.

И дальше в том же духе! Побольше фантазии и игры! Ведь именно в этом случае родители хоть на короткое время «возвращаются» в детство, а значит, они способны лучше понять, почувствовать своего ребенка и помочь ему. Ведь главная задача воспитания - создать вокруг ребенка такую среду, чтобы он мог развиваться сам, активно строя свою неповторимую личность. И только в таком совместном творчестве рождается гармоничная, конкурентоспособная, а, главное, счастливая личность!

Литература:

  1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Ред. Л. М. Шипицыной //СПб. ,1998
  2. Леви В. Л. Искусство быть собой // М. : Знание, 1990.
  3. Леви В. Л. Искусство быть другим // М. : Знание, 1980.
  4. Лютова Е. К. , Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. // СПб. : Речь, 2003.
  5. Нестерюк Т. В. Дыхательная и звуковая гимнастика// М. : - Издательство "Книголюб", 2007.(Педагогика оздоровления) .
  6. Щетинин М. Н Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой // М. :- Издательство АСС-центр, 2009.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

С ОНР В УСЛОВИЯХ ДОУ

,
ПИ СВФУ, г. Якутск

Современная концепция дошкольного воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования предопределяют необходимость совершенствования развитие ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является речевое развитие. В связи с этим большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению, к овладению программой по родному языку. Особое значение решения этих вопросов имеет для дошкольников с нарушениями речи, поскольку одной из актуальных задач коррекционно-логопедического воздействия является формирование предпосылок успешного обучения в школе.

Общее недоразвитие речи у детей относится к числу распространенных и, вместе с тем, недостаточно изученных расстройств речи. При этом число детей с общим недоразвитием речи имеет тенденцию к увеличению. В современной отечественной литературе общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом (, 1993.)

Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления говорящего, его отношение к рассказываемому. Как показали современные исследования, недостаточность развития связной речи является неотъемлемым компонентом в структуре такого дефекта, как общее недоразвитие речи, и самостоятельно не преодолевается с увеличением возраста детей. Более того, при отсутствии своевременной коррекционной работы недоразвитие связной речи детей препятствует полноценному развитию всей речевой коммуникации в целом и, в дальнейшем, может оказать негативное влияние на качество школьного обучения. (,2005)

Одним из методов формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи является рассказывание по серии сюжетных картин. Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.

В методике развития связной речи обучение составления рассказа
по картине (повествование) разработано в достойной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и российской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста, и др. все они подчеркивали большое значение картинки для общего развития их речи. По мнению исследователей, картина дает конкретно-чувственный материал для речи, активизирует познавательную деятельность детей, их чувства, обогащает, углубляет, закрепляет знания детей и помогает понять не только внешние стороны сюжета, но и внутренние связи между действующими лицами, выраженные в движении, позе, выражении лица и т. д.

Картины расширяют поле непосредственного наблюдения, способствуют развитию мышления детей, их речи, стимулируют детское словесное творчество, напоминают о виденном, пережитом, возбуждают работу воображения, памяти. (, 2008),

С целью изучения умения составлять рассказ по картинам мы провели исследование в ЦРР МДОУ №16 «Золотинка» г. Якутска. Набрали 2 группы детей и проводили коррекционную работу с детьми экспериментальной группы. Мы предлагали картины, которые расширяют поле наблюдения, способствуют развитию мышления детей, их речи, стимулируют детское словесное творчество, напоминают о введенном, пережитом, возбуждают работу воображения, памяти.

Для формирования умений описывать картины и составлять рассказы - повествования мы использовали серии сюжетных картин. Рассматриванию картин обычно предшествует краткая вступительная беседа, устанавливающая связь этого занятия с предшествующими наблюдениями, играми, трудовой деятельностью. После вступительной беседы картины вывешиваются таким образом, чтобы они были хорошо видны всем детям. Дается некоторое время, чтобы дошкольники смогли рассмотреть их и высказать свои впечатления, чувства. Воспитатель поддерживает разговоры детей и постепенно начинает беседу по содержанию картин. В старших группах работа проводилась в два этапа. На первом занятии беседа по содержанию, а через несколько дней на втором занятии – рассказывание детей. (, 2004.)

При организации речевой практики дошкольников на занятиях с серией сюжетных картин использовали специальные приемы:

1. Вопросы логопеда , цель которых – помочь ребенку уяснить общий смысл картин, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений), направить внимание детей на взаимосвязь между объектами.

2. Вопросы детей. Когда дети сами задают вопросы, их познавательная деятельность протекает продуктивнее. С помощью вопросов, задаваемых самими дошкольниками, включается в действие мотивационный механизм, активизируется интерес, потребности, желания и т. д.

3. Рассказ-образец, помогающий детям осмыслить содержание картин, разобраться во взаимоотношениях персонажей. Дошкольники на практике видят, как можно передать содержание картин, учатся соотносить с ней рассказ. Рассказ-образец должен быть содержательным, интересным, лаконичным, законченным, излагаться четко, живо, эмоционально, выразительно.

4. Коллективные рассказы, формирующие навыки совместной учебной деятельности.

Говоря с детьми о картинках, следует шире и многообразнее применять доступные дошкольникам образные средства языка. Тогда беседа будет повышать интерес к картине, способствовать эмоциональному сближению ребят с изображенными героями, обогащать детскую речь, воспитывать любовь к родному слову.

Картины помогают педагогу раскрыть перед детьми смысл и эмоциональную выразительность сравнений, метафор, образных описаний, эпитетов. Речь, с которой воспитатель обращается к дошкольникам при рассматривании картин, его вопроса, пояснения, рассказа должны быть одновременно точными и эмоционально выразительными.

Анализ результатов констатирующего этапа исследования показал, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений и др. Указанное необходимо учитывать в процессе в процессе организации и проведения коррекционных занятий по обучению детей рассказыванию.

На формирующем этапе была проведена работа по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Работа строилась в два этапа. На первом (подготовительном этапе) проводилась работа по сюжетным картинкам, в которых сначала главным действующим лицом является человек, затем предъявлялись картинки, где действия совершают животные. Для следующего усложнения подбирали картинки с неодушевленными предметами. Действия на картинках связаны, в основном, с обиходной ситуацией, поэтому дети в большинстве случаев в течение 4-5 занятий начали справляться с предложенным заданием: точно называть изображенное на картинке действие. И мы перешли к обучению составлению предложений по картинкам, где изображено два и больше действий. Здесь детей учили тому, как начинать и заканчивать рассказ, иногда предлагая варианты начала и конца. Проделанная подготовительная работа позволила перейти к следующему виду занятий, а именно: составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Большое внимание уделялось овладению детьми навыками планирования связных развернутых высказываний. Обучение на основе каждого текстового или картинного материала проводилось как минимум на двух учебных занятиях.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал положительную динамику развития навыков составления рассказа по серии сюжетных картин детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в экспериментальной группе. Результаты по этим же параметрам детей контрольной группы существенно не изменились.

Подводя итоги проведенному исследованию, можно отметить, что умение составлять рассказ по серии сюжетных картин способствует развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в целом.

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории МКДОУ Центр развития ребенка –детский сад №10 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области Иващенко Елены Николаевны

…трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот,
который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен
в двух положениях - гимнастика для тела и музыка для души.
Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать самым главным:
благодаря ему РИТМ и ГАРМОНИЯ глубоко внедряются в нашу душу,
овладевают ею, наполняют её красотой
и делают человека прекрасно мыслящим…
Платон, древнегреческий философ.

1. Актуальность работы

Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии. В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.

Таких детей немало среди тех, с кем мы работаем в детском саду. В результате диагностирования и психолого-педагогического обследования детей специалистами нашего детского сада были выявлены дети с различными нарушениями в психомоторном (14%) и речевом развитии (25%) .

2. Перспективность и научно-методическое обоснование

Но возникает вопрос: как реализовать одновременно две основные цели – сохранить здоровье ребенка и решить коррекционно-развивающие задачи?

Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение создания специальных условий для лиц сОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов (п. 3 ст. 79) . Так же в нем дается понятие «адаптированная образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (п. 28 ст. 2) .

В современных условиях педагогам ДО отводится немаловажная роль в коррекции и развитии детей дошкольного возраста. Необходимым условием реализации ФГОС ДО становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.

Согласно Федерального Государственного Образовательного Стандарта образовательные области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них.

3. Практическая значимость

Цели и задачи музыкально-коррекционной деятельности в ДОУ:

  • развитие памяти, мышления, воображения, слуха, чувства ритма;
  • развитие и накопление элементарных и двигательных навыков;
  • формирование правильной осанки;
  • повышение работоспособности и двигательной активности;
  • развитие представлений о пространстве и умение ориентироваться в нем;
  • развитие творческих способностей.

Виды музыкально-коррекционной работы:

  • Занятия по логоритмике для детей с нарушениями речи, координации движений.
  • Пальчиковая гимнастика для мелкой моторики рук.
  • Упражнения для нормализации мышечного тонуса – силы и точности движений.
  • Певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса.
  • Упражнения на развитие речевого, певческого дыхания.
  • Театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией.
  • Упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на ДМИ.
  • Игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми и познавательными нарушениями у детей, является основой для взаимодействия специалистов и воспитателей. Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов психолого-педагогической помощи детям.

В нашем дошкольном учреждении постоянно работают две коррекционные группы для детей с ОРН. Педагоги нашего детского сада нашли оптимальное решение в работе с такими детьми – проведение интегрированных занятий, ведь интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада - еще одно требование, обозначенное в ФГОС.

Такие занятия решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимый объем учебной нагрузки.

Интегрированные занятия направлены на:

  • на максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
  • коррекцию его психофизических особенностей;
  • актуальное включение в окружающую социальную среду;
  • подготовку к школьному обучению.

В организации и проведении интегрированных занятий музыкальный руководитель участвует совместно с учителями-логопедами, воспитателями, педагогом-психологом, воспитателем по физкультуре. Тема занятия определяется исходя из тем, которые выделены в образовательной программе.

Реализация коррекционно-развивающих задач именно на интегрированных занятиях является для нас актуальной. Это связано с тем, что мы можем одновременно реализовывать следующие задачи:

  • развитие и коррекция познавательной сферы и активности;
  • речевое развитие;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • реализация творческих способностей;
  • снижение тревожности и агрессивности;
  • создание эмоционального благополучного состояния;
  • формирование адекватной самооценки и уверенности в себе и пр.

Важно отметить, что любая образовательная деятельность строится с учетом возрастных особенностей детей. В связи с этим временные рамки варьируются от 20 минут до 40 минут. Взаимодействие музыкального руководителя и участников воспитательно-образовательного процесса осуществляется по разработанной модели, которая позволяет скоординировать деятельность взрослых по отношению к детям и спрогнозировать положительные результаты реализации дошкольной основной общеобразовательной программы. Важно отметить, что при проведении интеграции педагогов, вся коррекционно-развивающая работа строится по определенной схеме:

  1. Приветствие (своеобразный ритуал, который позволяет настроиться на совместную деятельность) .
  2. Введение в тему («сказочный» момент) .
  3. Игры и упражнения по теме НОД (выполняют всю смысловую нагрузку, позволяют сконцентрироваться на основном и раскрыться внутреннему потенциалу каждого ребенка) .
  4. Физкультминутка (подбирается по теме НОД, может проводиться между играми и упражнениями) .
  5. Творческое задание (позволяет раскрыть каждому ребенку свои творческие способности, воображение) .
  6. Выход из темы, прощание (ритуал окончания НОД, основная цель: создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от деятельности на занятии) .

Важно отметить, что необходим комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей, который является основой для взаимодействия всех специалистов.

В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игровая деятельность. Отсюда и выбор метода – игра, которая включает в себя элементы сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии.. В игровой форме ребенок знакомится с окружающим миром, обогащает словарный запас, развивает мыслительные операции и речь, учится общаться со сверстниками и взрослыми, повышает уверенность в себе, сохраняет свое эмоциональное благополучие, развивает эмпатическое восприятие и творческие способности. У большинства детей с речевыми нарушениями имеются выраженные проблемы в развитии фонематического слуха и восприятия, а упражнения в НОД направлены на их устранение.

Упражнения и игры данного комплекса непосредственно организованной деятельности подбираем с учетом возрастных особенностей детей. Однако в зависимости от их индивидуальных особенностей, подготовленности эти игры и упражнения можно модифицировать.

Особое внимание в работе с дошкольниками я уделяю музыкальной игре.

Очень важно, чтобы ребята играли с удовольствием и желанием. По мнению О.С. Газмана «…игра - это лакомство, позволяющее всесторонне развивать, обучать и воспитывать детей в любом возрасте. В игре у детей возникает три цели. Первая цель - удовольствие от игры “ХОЧУ”. Вторая цель - выполнять правила игры “НАДО”. Третья цель - творческое выполнение игровой задачи “МОГУ”» .

Музыкальная игра воспитывает в детях волю, сосредоточенность, чувственность; развивает внимание, слух, фантазию, воображение, память, мышление; обучает пониманию действий, быстроте реакции, музыкальным и двигательным знаниям, умениям и навыкам.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с характером музыки. Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а значит, чувствовать. Она воспитывает мысли и чувства, кругозор и эмоции, целеустремлённость и коммуникабельность.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы мы постоянно используем в работе с детьми.

Медлительные дети нуждаются в музыке подвижного, быстрого характера. Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа. Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) , требуется музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Следовательно, музыка развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное - и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

Но главное, музыка - это источник детской радости. В раннем возрасте ребёнок, естественно, открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а позже раскрывает себя и свой творческий потенциал.

Важно также отметить, что для проведения музыкально-коррекционных занятий необходима подборка специальных материалов и оборудования. В любой группе нашего детского сада есть нужные предметы, подобраны картинки по темам, записаны музыкальные отрывки, подготовлены презентации для включения детей в образовательную деятельность. И необходимо сделать акцент на том, что все занятия носят плановый, системный и последовательный характер, что предполагает работу специалистов с каждым ребенком.

Прекрасно, если к данной работе будут подключены родители. Для их активизации в коррекционно-развивающий процесс мы проводим детско-родительские занятия, где мамы и папы, бабушки и дедушки становятся полноправными участниками образовательной деятельности. Это позволяет решить еще одну важную задачу: оптимизацию конструктивного взаимодействия всех членов семьи ребенка.

4. Конечный результат педагогической деятельности.

Сделана картотека пальчиковых игр, психогимнастических упражнений, логоритмических упражнений, дыхательной и артикуляционной гимнастики, валеологических песенок – распевок, самомассажа, собрана богатая фонотека и видеотека. Систематизирована работа по применению музыкально-коррекционной деятельности. Два раза в год проводится обследование музыкального развития детей.

Наблюдается положительная динамика:

  1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
  2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.
  3. Повышение уровня речевого развития.
  4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями) .
  5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Вывод. Результативность музыкально-коррекционных и интегрированных занятий наглядно прослеживается на динамике психического и речевого развития воспитанников: в формировании у них чувства уверенности в своих силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует, музыка лечит, музыка воспитывает.

Литература

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 17. 10. 2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» .
  2. Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные развивающие занятия для дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2011 г.
  3. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании. Психологическая наука и образование. – №3 2013г.
  4. Миронцева С.М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. – СПб.: ООО «Детство-пресс» , 2012 г.
  5. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. «Учитель» , 2013г

Общее недоразвитие речи - это сложная речевая патология, при которой нарушены все компоненты речи (звукопроизношение, фонематический слух, лексика и грамматика).

Выделяют три уровня речевого развития у детей с ОНР:

I уровень - "безречевые" дети, весь активный словарь которых составляет небольшое количество лепетных слов и звукоподражаний.

II уровень- помимо лепетных слов в речи присутствуют и общеупотребительные слова, как правило, сильно искаженные. Для этого уровня характерны грубые нарушения слоговой структуры (пропуски, перестановки слогов), фразовая речь примитивна, не соответствует возрасту.

IIIуровень - характеризуется наличием обиходной фразовой речи, но с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя, т.е. хотя ребенок и пользуется фразой, речь его остается малопонятной для окружающих из-за большого количества аграмматизмов, неправильного произношения многих звуков и нарушенной слоговой структуры.

Фонетические нарушения характеризуются:

отсутствием звуков речи;

недифференцированным произношением звуков речи;

заменами звуков;

нестойким употреблением звуков (заменами) в разных словах.

Лексические нарушения характеризуются:

бедностью предметного словаря - это проявляется в незнании слов ближнего обихода, частей предметов;

ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов;

трудностью использования антонимов;

недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.

Слоговые нарушения характеризуются:

перестановкой слогов в слове (барелина вместо балерина);

пропуском слогов (пашютист вместо парашютист);

добавлением лишних слогов;

ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстает в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с ОНР с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения двигательной сферы.

У детей имеет место плохая координация движений, снижение скорости, ловкости, отмечается недоразвитие мелкой моторики.

Одним из ведущих признаков является более позднее возникновение речи. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена.

Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи (понимает, но сам не говорит).

Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Причины общего недоразвития речи

Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Таким образом, существует 2 группы причин, приводящих к нарушению речи: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные).

Внутренние причины речевых нарушений.

Под внутренними причинами речевых нарушений следует понимать те причины, которые воздействуют на плод во внутриутробном периоде, во время родов и в первые дни после рождения.
Основные внутренние причины:
1. Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек и т.д.).
2. Отягощенная наследственность (диабет, гипертония и т.д.).
3. Аллергия матери.
4. Перенесенное переливание крови.
5. Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
6. Иммунологическая несовместимость крови матери и плода по резус – фактору.
7. Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, обвитие пуповиной и др.).
8. Курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотиков.
9. Короткий промежуток между первой и второй беременностью (менее 1 года).
10. Беременность до достижения 18 лет или после 40 лет.
11. Особые психические нагрузки (семейные проблемы, материальные трудности и т.д.).

Внешние причины речевых нарушений.

Внешние причины обусловлены факторами, воздействующими на ребенка в первые годы жизни.
Основные внешние причины:
1. Инфекционные заболевания в раннем детстве с использованием большого количества лекарств (менингит, энцефалит, полиомиелит).
2. Ушибы головы, сопровождающиеся потерей сознания.
3. Отсутствие, недостаток или дефектность речевого окружения, общения, эмоционального контакта ребенка с взрослыми.
4. Различные психические травмы (испуг, перенесенный ребенком в связи с разлукой с близкими людьми).
5. Общая физическая слабость организма, различные нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов ребенка.
6. Неправильные методы воспитания со стороны родителей.
7. Конфликтные взаимоотношения в семье.

Обобщая представленные данные, можно сделать вывод о сложности и многообразии комплекса различных причин, вызывающих речевые нарушения. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных факторов внешней среды, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

Причинами медленного темпа становления связной речи являются недостатки в сформированности всех главных компонентов системы языка. Помимо этого в качестве вторичных причин могут выступать многих психических процессов. Это особенно негативно влияет на формирование навыков монологической речи.

Становление связной речи

Несмотря на большую разницу между и , страдающих ОНР, сам процесс становления связной речи имеет общие черты.

Какой бы речевой патологией ребенок не обладал при сохранении здорового интеллекта формирование речи проходит по трем основным этапам, которые перечисляет в своих работах А.Н. Гвоздев.

В предыдущих статьях мы рассматривали три уровня развития речи (четвертый из рассмотренных уровень признается не всеми исследователями). Так вот эти три уровня можно сопоставить с этапами, предложенными Гвоздевым.

Уровни развития речи по Гвоздеву

Уровень один, который логопеды связывают с отсутствием у ребенка принятых у людей речевых средств, сопоставляется с первым этапом, который согласно Гвоздеву характеризуется обилием однословных предложений. Также в этот период присутствуют и предложения, имеющие два слова-корня.

Уровень два, который логопеды связывают с началом развития фразовой речи, сопоставляется со вторым этапом, который Гвоздев связывает с началом освоения грамматической структуры речи.

Уровень три, который логопеды связывают с развитой бытовой фразовой речью, имеющей проблемы лексического, грамматического и фонетического характера, сопоставляется с третьим этапом, который Гвоздев связывает с периодом, когда ребенок начинает усваивать морфологическую сущность языка.

Речь ребенка с ОНР — недостатки развития

Согласно работам С.Н. Шаховской с ОНР имеет значительные недостатки в своей структурной и семантической организации. Эти дети не способны абсолютно грамотно и связно выражать свои мысли.

У них есть понимание об определенном количестве слов. Также они владеют синтаксическими конструкциями. Однако все это усвоено в ограниченном количестве и применяется в очень упрощенной форме.

Значительно страдает способность продуцировать высказывания, объединять разрозненные элементы структуры в единое целое, выбирать подходящий материал для конкретной цели. Если ставится задача, требующая развернутых ответов, то ребенок начинает делать длинные паузы и часто пропускает нужные смысловые элементы.

Пересказ в развитии речи

В возрасте, когда наступает пора переходить в подготовительную группу, многие дети с ОНР хорошо справляются с упражнениями по пересказу небольших интересных отрывков, они легко придумывают свои рассказы на основании сюжетных картинок.

Это доказывает то, что они способны продуцировать связную речь. Однако стоит сравнить результаты их речевой деятельности с такими же результатами сверстников, как становится понятно, что степень развития речевых способностей у этих детей значительно ниже нормы.

Свойства развитой речи

Хорошо сформированная связная речь характеризуется следующими свойствами: она развернута, логична, ребенок продуцирует ее произвольно без длительных задержек на обдумывание.

И наоборот, проявляется в том, что ребенок не способен установить причинно-следственные связи между двумя и более событиями, он воспринимает реальность слишком узко, ему не хватает усвоенных речевых средств для того, чтобы выразить свою точку зрения, очень трудно дается усвоение монологической речи.

Согласно словам Р.Е. Левиной речь дошкольников с ОНР довольно развернута. Однако заметно то, что они не совсем точно употребляют некоторые лексические значения.

Речь ребенка с ОНР — словарный запас

Словарный запас детей по большей части наполнен глаголами и существительными.

При этом заметно скуден активный словарь, словами которого можно было бы охарактеризовать предметы или описать действия. Трудности в словообразовании мешают использовать в речи все возможные вариации слов, детям трудно подбирать однокоренные слова, использовать суффиксы для образования новых слов.

Часто отдельную часть предмета они называют словом, обозначающим сам предмет. Также они заменяют одни слова другими.

В бытовой речи чаще всего используют простые предложения, крайне редко пытаются простроить сложное предложение.

В результате мы получаем очень бедную связную с ОНР, свойственную дошкольникам с ОНР. Хотя дети понимают логическую структуру события, они способны лишь перечислить действия.

Речь ребенка с ОНР, довольно развернута. Однако заметно то, что они не совсем точно используют некоторые лексические значения. Словарный запас детей по большей части наполнен глаголами и существительными. При этом детям не хватает знания слов, которые можно использовать для обозначения свойств предметов и действий.

Трудности в словообразовании мешают использовать в речи все возможные вариации слов, детям трудно подбирать однокоренные слова, использовать суффиксы для образования новых слов. Часто отдельную часть предмета они называют словом, обозначающим сам предмет. Также они заменяют одни слова другими.

Бытовая речь ребенка

В бытовой речи чаще всего используют простые предложения, крайне редко пытаются построить сложное предложение.

При употреблении предлогов также заметно большое количество ошибок.

Обращенная речь ребенка с онр воспринимается во многом правильно и практически соответствует норме. Ребенок не очень хорошо понимает, как добавление приставки или суффикса влияет на изменение значения слова. Также непросто дается работа с морфологическими элементами, которые необходимы для передачи значения рода или числа.

Нет понимания того, как логическая и грамматическая структура позволяет передавать отношения типа «причина-следствие» между предметами и явлениями, их взаимодействия в пространстве и времени. Все это негативно влияет на развитие связной речи.

Пересказ эти дети выполняют. Но при этом теряется логическая цепочка событий, выпускаются важные части и даже теряются персонажи.

Описательные рассказы

А вот описательные рассказы этим детям даются этим детям очень непросто. Обычно вместо рассказа ребенок просто перечисляет предметы и все его части. Также трудно описать игрушку по плану. В описательном рассказе отсутствует даже и намек на связность. Начатое не завершается, уже сказанное ранее повторяется вновь.

Творческий рассказ

Творческий рассказ также практически недоступен детям с ОНР. Им очень сложно определить замысел рассказа, придумать последовательностью происходящих событий, составить связный сюжет. Так как ребенок не может составить творческий рассказ, он делает попытку подменить его обычным пересказом уже известного ему текста.

В качестве средства общения эти дети могут использовать экспрессивную речь, но только если взрослые поддерживают их в этому с помощью подсказок и вопросов.

Бытовые беседы

Согласно работам Т.Б. Филичевой во время бытовых бесед дети, страдающие ОНР, находят возможность обойти использование трудных для них слов или фраз. Поэтому для окружающих может быть и не заметно, что есть определенные трудности.

Однако если поставить детей в такие условия, при которых они будут вынуждены использовать эти слова или фразы, то тут же становится очевидным то, что в их речевом развитии есть пробелы. Очень редко они самостоятельно инициируют общение. Играя, они не сопровождают игру речевой активностью. И даже не задают взрослым вопросы.

Эти дети свободно используют развернутую речь, однако если есть потребность самостоятельно построить предложения во многих ситуациях им это сделать сложнее, чем обычным дошкольникам.

Если прислушаться к их речи более внимательно, то станет заметно, что среди множество верно построенных предложений часто встречаются и аграмматичные, ошибки которых проявляются в том, что они недостаточно согласованы. Эти недостатки не носят устойчивого характера. В разных ситуациях одна и та же форма грамматики может использоваться полностью верно или с недочетами.

Особенно заметны трудности, когда ребенок пытается построить сложноподчиненное предложение, в котором содержатся союзы. Если ему дают задание составить рассказ на основе картины, то предложение это чаще всего имеет следующую схему: сначала называется герой, далее обозначается его действие. Дополнения в виде вещей, по отношению к которым совершается действие, отсутствуют.

Развернутые речевые высказывания

В работах Т.А. Ткаченко утверждается, что дети с ОНР способны продуцировать развернутые речевые высказывания. Однако если к ним присмотреться повнимательней, то становится заметно, что речь ребенка с онр не четкая, непоследовательная, внимание ребенок акцентирует на внешние особенности, но не замечает отношений типа «причина-следствие».

Особенно трудно таким детям рассказывать что-либо по памяти. Также они не могут справиться даже с простейшими заданиями по творческому рассказыванию. Также при пересказе готовых текстов этим детям сложнее передать их смысл, чем здоровым ровесникам.

Связная речь у дошкольников с общим речевым недоразвитием значительно хуже сформирована, чем у других. Лексический запас крайне беден. Одно и то же слово ребенок может использовать в разных значениях. Он не может воспроизвести логическую цепочку событий и лишь перечисляет совершенные персонажами действия.

Пересказ содержит в себе множество ошибок, связанных с неправильной передачей последовательности действий. Важные смысловые элементы рассказа упускаются, даже теряются некоторые герои.

Описательный рассказ также недоступен их восприятию. Дети просто перечисляют предметы и их части. Им трудно даже просто описать игрушку, которую держат в своих руках.

Творческие рассказы дети выполняют с большим напрягом и часто допускают множество ошибок.

Детям трудно определить, каков заложен замысел в рассказ, они не могут последовательно проследить за развитием событий и описать это в речевых высказываниях. Так как ребенок не способен выполнить творческое задание, то он хотя бы пытается просто пересказать уже знакомый ему текст.

Составить рассказ по картинкам этим детям также дается нелегко. Им трудно выделить и определить для себя главную мысль сюжета, понять логику и запомнить последовательность описанных событий. Дети составляют рассказы так, что в них доминируют внешние впечатления, но не указываются причинно-следственные связи.

Если прослушать пересказ даже короткого рассказа, то заметно, что ребенок не до конца понял смысл сюжета. Это следует из того, что он забывает называть существенные детали, которые играют большую роль в развитии сюжета.

Последовательность произошедших событий нарушается. Ребенок часто повторяет что-то, придумывает несуществующие эпизоды, внедряет в рассказ собственные жизненные события. При этом ему трудно подобрать наиболее точные для описания слова.

Если дать ребенку задание составить описательный рассказ, то мы услышим бедный короткий рассказ, который наполнен повторами, не соответствует предложенному плану. Ребенок просто перечисляет некоторые свойства знакомой игрушки или вещи.

И хотя ребенок способен выстроить развернутое высказывание, он не может передать мысли четко. Изложение очень непоследовательно и отрывочно. В рассказе акцентируется внимание на внешнее впечатление, но не указываются причинно-следственные связи.

Рассказы — воспоминания

Особенно непросто ребятам с ОНР строить рассказы на основе собственных воспоминаний. Творческие рассказы также им недоступны.

Даже если сравнить пересказ этих детей готового образца с пересказом детей с хорошим речевым развитием, то заметно, что разница большая. Также эти дети не чувствуют ритм и рифмы в стихотворениях, поэтому они не могут заучивать их наизусть.

Недоразвитие речи также плохо влияет на некоторые психические процессы. В частности, страдает память. Смысловая память и логическая работают более-менее неплохо. А вот на вербально и продуктивной памяти речевое недоразвитие сказывается.

Этим ребятам непросто запомнить сложную инструкцию, они выпускают из вида некоторые ее составляющие элементы, а также путают последовательность шагов инструкции. Описывая картинки или предметы, они часто дублируют мысли.

Пересказывая готовый образец, дети не способны правильно раскрыть логическую цепочку происходящих событий, выпускают важные моменты, забывают о некоторых героях, показывают непонимание смысла сюжета, повторяют некоторые мысли, прибавляют к рассказу собственные жизненные события, испытывают трудность в том, чтобы выбрать правильное слово.

Описательные рассказы этим детям недоступны. Вместо описания ребенок просто перечисляет все предметы или части одного предмета. Если логопед выдает игрушку и предоставляет план ее описания, то ребенок не справляется и с этим заданием.

Некоторые дети могут только лишь отвечать на вопросы педагога. Экспрессивную речь ребенок может применять для общения только в том случае, если создать для него специальные условия, которые будут включать в себя поддержку и постоянные побуждения говорить в виде вопросов и подсказок.

Если не проявлять внимания к речи этих детей, то они самостоятельно не проявляют инициативы в речевых высказываниях. Очень редко они выступают в качестве инициатора разговора, нечасто вступают в контакт с ровесниками, редко задают вопросы педагогам и даже родителям, играют молча. Коммуникативные способности развиты крайне слабо.

Грамматический строй речи

Так как дети не имеют достаточно развитого запаса слов, плохо владеют грамматическим строем речи, то связная речь ребенка с онр развивается очень медленно.

Поэтому когда наступает время перехода преимущественно ситуативной речи к контекстной, этого перехода не происходит. Дети не могут полноценно участвовать в творческом рассказывании.

Им трудно определить даже главный замысел рассказа, создать последовательность событий в сюжетной линии и уж тем более составить речевую реализацию этого рассказа. Поэтому когда им дается задание составить творческий рассказ, ребята просто пересказывают знакомый им текст.

Согласно работам С.Н. Шаховской дети, страдающие патологиями речи, имеют более богатый пассивный словарь, чем активный. Слова из пассивного запаса очень медленно перетекают в активный.

Даже если имеются представления об определенных лингвистических единицах, дети не применяют это в своей речи, так как не умеют это делать. Языковые средства не сформированы либо сформированы крайне плохо.

Для того, чтобы полноценно общаться с людьми, нужно обладать навыками передачи своих мыслей словами. Для этого нужно уметь строить речевые фразы. Если процесс построения фраз затруднен в результате речевых нарушений, то появляются частые аграмматизмы, которые демонстрируют также и плохое развитие грамматических структур.

Особенности детей с ОНР

В работах Н.Н. Трауготта описываются следующие особенности детей с ОНР.

Большинство эти детей не страдают нарушениями слуха. Их интеллект достаточно хорошо развит. Однако словарный запас достаточно скуден, дети по-особому его употребляют. речь ребенка с онр носит чисто ситуативный характер.

Если какое-то слово усваивается ребенком на занятии, то оно не сразу внедряется в повседневную речь ребенка с онр. если ситуация меняется, то используемые ранее слова как бы «теряются», даже если они были хорошо знакомы и не вызывали проблем с употреблением.

Согласно О.Е. Грибовой, лексическая система дошкольников с ОНР особенна тем, что недостаточно хорошо сформированы звуко-буквенные обобщения.

ОНР – это процесс, который течет медленно и неравномерно, но средства русского языка все же усваиваются. Постепенно пока ребенок растет становится все более очевидным то, что он отстает в развитии самостоятельной речи по сравнению со сверстниками.

Интересно, что первые слова у этих детей появляются примерно в том же возрасте, что и у обычных детей. Однако разница становится заметна тогда, когда все остальные дети начинают объединять слова в сочетания слов, а другие нет.

Дизонтогенез речи

Дизонтонгенез речи проявляется в том, что ребенок долгое время не стремится подражать новым словам, воспроизводит в своей речи в основном только открытые слоги и укорачивает слова, пропуская их фрагменты.

Эти дети не способны выражать свои мысли в речи последовательно и связно. Словесный набор их крайне ограничен. Синтаксические конструкции усвоены также весьма скудно. Поэтому продуцировать собственные высказывания им достаточно сложно.

К трудностям в формировании собственных речевых высказываний относятся долгие паузы, частые пропуски необходимых по смыслу составляющих.

Таким образом, развитие речи у детей с ОНР имеет свои специфические особенности и течет очень медленно. Поэтому многие компоненты речевой структуры долго не формируются.

Так как развитие речи очень медленное, словарный запас содержит немного слов, грамматический строй речи усвоен плохо, чужая речь воспринимается с большим трудом, то все это вместе взятое является причиной, которая препятствует установлению полноценных коммуникативных контактов с ровесниками и взрослыми.

Полноценное общение, как явление, в жизни этих детей практически отсутствует.

Итак, выделим основные особенности, присущие детям, страдающим ОНР:

  • при разговоре с собеседником, при формировании рассказа на указанную тему по серии картинок или одной картине наблюдаются проблемы в логической цепочке повествования, ребенок слишком много внимания уделяет второстепенным вещам, забывая отметить при этом важные моменты, а также повторяет некоторые мысли по нескольку раз;
  • (No Ratings Yet)