Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ. Семинар для воспитателей доу "такие разные дети"

Цель:

— Развитие, формирование и коррекция профессиональных качеств направленных на

сотрудничество.

— Способствовать развитию рефлексии.

— Ознакомить воспитателей с идеей сотрудничества.

— Предложить педагогам практические материалы, способствующие развитию определенных качеств для налаживания сотрудничества между дошкольниками.

Сценарный план

  1. Организационный этап

По середине зала лежит веревка. Педагоги стоят шеренгой, предлагается перейти на другую сторону тем:

— кто в семье первый ребенок;

— у кого в детстве был велосипед;

— кто любит петь;

— у кого карие глаза;

— у кого есть дочь (сын);

— кто любит кофе;

Мы все разные, но рядом с нами всегда есть люди, с которыми мы можем найти общие интересы.

А сейчас мы разделимся на две группы необычным способом. Встаньте в круг, закройте глаза. Теперь, с закрытыми глазами, двигайтесь по залу и прижимайтесь друг к другу спинами. Если Вы почувствуете, что Вам комфортно, уютно стоять с человеком спина к спине, то прекратите поиски партнера. Откройте глаза и посмотрите кто этот человек, возможно, что этот выбор Вас удивит.

Один педагог из пары войдет в состав одной группы, другой педагог в состав другой группы.

2 Игровой этап

Задание 1 «Рисование»

Цель: Дать педагогам почувствовать, как сложно достичь своей цели, действуя в паре без договоренности. Оценить себя в сложившейся ситуации.

Педагоги делятся на две группы, каждой группе дается задание так, чтобы об этом не знала другая группа. Задание первой группе – нарисовать мышку. Задание второй группе – нарисовать домик. При этом оговаривается, что «на столе будет лежать один карандаш и один лист бумаги, но, не смотря на это, Вы должны выполнить свое задание, даже если вам будет мешать партнер». Затем педагоги садятся за столы парами — один с команды «Мышка», другой с команды «Домик». Ведущий дает команду начать выполнять задание.

Резюме

Как часто в жизни мы, идя к своей цели, пренебрегаем желаниями и стремлениями другого человека? Когда у нас что то не получается или возникает конфликт, мы виним других и оправдываем себя. А может надо просто поговорить и договориться о совместных действиях. Тогда и результат наших действий будет положительным, появится удовлетворенность и взаимоуважение.

Мы, педагоги, должны быть особенно осторожными и чуткими, потому что соприкасаемся с нежными детскими душами.

Задание 2 «Пройди над пропастью»

Цель: Показать, как важно уметь просит, принимать и оказывать помощь и поддержку. Оценить себя в сложившейся ситуации.

Участники выстраиваются в плотную шеренгу – они имитируют скалы. Перед ними, предельно близко от носков ног кладется лента или веревка – это узкая тропа над пропастью. Каждый из участников, начиная с первого, должен пройти по тропе над пропастью и не упасть в нее, встать в конце шеренги. (При этом, каждый передвигается, как считает удобным – хватается за «скалы», вытесняет ноги участников, ища место опоры, кто то движется спиной к «скале». Имитирующие скалы тоже ведут себя по разному – кто то старается помочь, поддерживает идущего, кто то отпихивает и оказывает сопротивление).

Резюме

Что вы почувствовали, коллеги? Поддержку или сопротивление, испытали ли вы желание помочь или были равнодушны к путнику? Все мы разные, но каждый из нас когда то нуждается в помощи, а она не всегда приходит сама. Ее надо уметь найти – прямо за ней обратиться. Если человек замечает, что вы нуждаетесь в помощи, и предлагает ее сам, ее надо уметь принять. Этому нужно учиться самим и формировать чувство взаимопомощи у детей.

Задание 3 «Сила слова»

Цель: Показать влияние слова на человека. Расширить понимание того, что речь, будучи средством выражения, является и средством воздействия. Предложить участникам переосмыслить значение собственных мыслей, оформляющихся словами.

Участникам раздаются записки со словами «сила», «слабость» и предлагают прочитать их про себя, представить то, что связано с этим словом, «погрузится» в смысл слова в течение 1-2 минут. Затем участники закрывают глаза, продолжая «погружение» и вытягивают одну руку перед собой. Участников предупреждают о том, что чтобы не происходило, они должны оставаться в состоянии «погружения» в смысл написанного слова. Ведущий пытается опустить руку участника и по сопротивлению руки узнает с каким словом записка ему досталась. («сила» – рука сопротивляется, «слабость» — рука свободно или с наименьшим сопротивлением опускается).

Резюме

Слово это великая сила. Будучи средством выражения, речь является вместе с тем средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных ее функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысли или чувства, на сознание других людей. То, что говорит человек, действует и на его сознание. Если из нашей речи исчезнут слова «не могу», «не буду», «не умею», многое изменится к лучшему. На самом деле мы всемогущи. Это всегда необходимо учитывать при общении с детьми – педагог должен уметь убедить неуверенных, робких ребят в их превосходных возможностях.

  1. Содержательный этап

В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога.

Дошкольные организации вступают в период глубоких качественных изменений. В новом ФГОС ДО изменены содержание и структура образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

Таким образом, современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое.

И сегодня мы с вами еще раз обратимся к вопросам педагогики сотрудничества, реализация которой в образовательном процессе ДОО становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием в связи с введением ФГОС ДО.

Давайте определим, какая тема сегодня у нас была доминирующей. В первом задании каждый из вас старался достичь своей цели, не договариваясь с партнером, это оказалось сделать сложно. Во втором задании Вам необходимо было помогать коллегам и просить их о помощи – не у всех это получилось. В третьем задании вы на себе испытали силу слова, а значит и мыслей.

Умение договариваться, оказывать и просить помощи, речевое общение и коммуникативная компетентность – все это является компонентами понятия «сотрудничество».

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми, психологическое равноправие, открытость, уважительное отношение к различиям во мнениях и подходах в решении проблем совместной деятельности.

Проблемы педагогики сотрудничества затрагивались в работах таких педагогов и психологов как Ш.А Амонашвили, В.В.Давыдов, А.В.Петровский, Л.С. Выгодский.

Педагогика сотрудничества рассматривалась ими как перспективное направление развития дошкольного и школьного образования и нашла отражение в современной Концепции дошкольного воспитания, разработанной лабораторией ВНИК «Школа» и НИИ дошкольного воспитания. Основные идеи педагогики сотрудничества:

— Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником, единомышленником учителей, воспитателей, родителей в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за результаты этого процесса.

— Изменение условий и сущности усвоения знаний – переход от репродуктивных методов обучения на поисковые, творческие, осуществляющиеся в совместной деятельности педагога и ребенка.

— Применение эффективных форм взаимодействия педагога и ребенка в учебном процессе.

Сотрудничество не отменяет управления со стороны педагога, но оно делает его иным: одностороннее управление как взаимодействие учителя на ученика (субъекта на объект управления) сменяется взаимным воздействием, при котором в качестве субъекта управления выступает не только учитель, но и ученик, более того, в роли объекта воздействия со стороны ученика оказывается учитель. Переход на личностно – ориентированную педагогику.

— Педагогика сотрудничества предполагает создание атмосферы радости и оптимизма как необходимого элемента процесса обучения, развития и воспитания.

Конкуренция и сотрудничество – это два полюса, между которыми протекает жизнь, как дошкольника, так и взрослого. Между тем, результаты международного сравнения школьников показали, что «учащиеся, склонные работать в условиях конкуренции, добиваются больших результатов, чем те, кто ее избегает. Аналогичным образом обстоит дело с теми, кто склонен к сотрудничеству». Поэтому эти две стратегии (конкуренция и сотрудничество) следует рассматривать как взаимодополняющие и необходимые для воспитания гармоничной, успешной личности.

Дети, воспитанные на сотрудничестве, благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести сильное самосознание, точно так, как дети, выращенные на сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и здоровыми. Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей. Культивирование общения в группах детского сада является одной из важнейших целей и в то же время основным средством воспитания и обучения. Постоянное взаимодействие детей друг с другом является самым ценным в дошкольной жизни.

Важной задачей педагога следует признать организацию сотрудничества между детьми. Этому может способствовать:

— отказ от постоянной и жесткой иерархии отношений, сотрудничество как существенный элемент отношений;

— выход воспитателя из роли наставника и освоение роли организатора групповой деятельности;

— переход к «непедагогическим» формам образовательного общения:

а) Развитие общего и взаимного интереса участников общения (воспитанников);

б) Отсутствие дидактичности (поучения);

в) Творческий характер общения (как задача воспитателя);

— признание особой роли групповых и парных занятий как форм самостоятельной деятельности.

Чтобы воспитатель мог на практике реализовать принципы равенства – диалогизма, соразвития, свободы, сосуществования, сотрудничества, единства и принятия, он сам должен иметь такой опыт переживания, проживания.

Литература:

Ильин Г.Л. Проблемы педагогики сотрудничества. Управление ДОУ № 3, 2006 г.

Сваталова Т.А. Педагогика общения. Воспитатель ДОУ № 6, 2007 г.

Утенков Л. Н. Игры сотрудничества. Воспитатель ДОУ №1, 2008 г.

Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. Дошкольное воспитание № 10, 2005

Приложение 1

Тренинг для детей 4-7 лет

Игры сотрудничества

Игры сотрудничества – это с одной стороны, веселая, методически простая, занимательная форма работы с детьми, с другой – калейдоскоп игр, которая очерчивает вполне определенную педагогическую позицию.

Вот ее ключевые принципы:

  1. Радость и удовольствие – факторы, наилучшим образом формирующие физические органы.
  2. Развитие ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с окружающими, в момент напряжения его физических и духовных сил в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
  3. Воспитание, развитие, становление ребенка идет только с помощью деятельности, которую он принимает душой и сердцем.

В играх сотрудничества все побеждают и никто не проигрывает. Дети играют друг с другом, а не соперничают. Эти игры уничтожают боязнь неудачи и поражения, утверждают уверенность ребенка в самом себе.

Игры без соперничества предназначены как для работы с детьми, которые не имеют проблем, так и для тех детей, в силу своих личностных особенностей испытывающих сложности при общении со сверстниками и взрослыми. Участвуя в таких играх ребенок замечает, что его «Я» в союзе с другими «Я» получает высокое удовлетворение.

При помощи игр сотрудничества дети учатся участию и помощи другим, заботе о чувствах других. Игроки в таких играх должны помогать друг другу. Сотрудничая как одно целое, — каждый игрок является частью этого целого со своей долей участия. Такое чувство причастности прямо связанно с повышением самооценки, превращает отрицательные эмоции в положительные.

Игровой тренинг

Цель : Формировать у дошкольников качества необходимые для сотрудничества со сверстниками и взрослыми посредством подвижных игр.

Организационный момент. Массаж «Черепаха»

Дети стоят друг за другом и делают впереди стоящему массаж.

Шла купаться черепаха, Поглаживание с поворотом.

Выпучив глаза от страха.

Шла купаться черепаха,

И кусала всех от страха.

Кусь! Кусь! Кусь! Куь! Пощипывание.

Нигого я не боюсь!

Кусь! Кусь! Кусь! Куь!

Я со страхом поборюсь!

Черепаха Рура Круговое растирание ладонями

В озеро нырнула!

С вечера нырнула Постукивание

И пропала…э-эй, э-эй, э-эй!

Черепаха Рура, Постукивание кулачками

Выгляни скорей!

Только тишина в ответ, Поглаживание

Больше Руры с нами нет.

Черепаха уплыла,

Вода прекрасная была.

При проведении игр воспитатель поясняет детям что они должны чувствовать друг друга, быть внимательными к сверстникам, действовать сообща, оказывать другому поддержку и помощь.

«Музыкальные обручи сотрудничества»

Это отличное занятие для детей для ознакомления с идеей сотрудничества. Обручи являются структурой, в которой могут играть двое и более детей, поэтому обручи – очень эффективное средство развития начал сотрудничества у трех и четырехлеток. Для начала группа разделяется на пары, стоящие каждая внутри своего круга (обруча). Каждый ребенок держит свою часть обруча (обычно у пояса или у плеч). Под музыку дети бегают по залу, не выходя из обруча. Чтобы это уметь сделать, оба ребенка должны двигаться в одном направлении и с одной скоростью. При каждой остановке музыки дети из двух обручей объединяются, складывая свои обручи вместе и встав внутрь них. Это продолжается до тех пор, пока как можно большее количество детей не оберется вместе и не соединит свои обручи в одном круге.

«Большая черепаха»

Группа из 7 – 8 человек встает на четвереньки под большим «черепашьим панцирем»

и пытается заставить черепаху двигаться в одном направлении. В качестве панциря используется гимнастический мат, хотя им может быть большой лист картона или одеяло, брезент или матрас – все, что угодно, из подручного материала. Это игра на коллективное ползание в одном направлении. Детям доставляет радость заставлять черепаху переползать через гору или полосу препятствий, не теряя при этом панциря.

«Баланс с надувными мячами»

В этой игре двое детей пытаются удержать между собой один надувной мячик или шарик, не используя рук. Они могут попытаться удержать мяч разными способами (голова к голове, бок к боку, животик к животику, спина к спине и т.д.) и попробовать передвигаться по залу, удерживая мяч. Дети, которые удерживают мяч лбами могут попробовать нагнуться и дотронуться руками до пальцев ног, присесть на корточки и т.д. Они так же могут попытаться пройти сквозь висящий обруч или по полосе препятствий. Для разнообразия можно удерживать два — три мяча.

Приложение 2

Тренинг для детей старшего дошкольного возраста

Сотрудничество

Цель: Учить сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией, действовать в паре. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

«Я не должен»

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системе взрослый – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – окружающий мир), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака « — ») Три пара детей отбирают те картинки, которые изображают ситуации неприемлемыми во взаимоотношениях между людьми (первая пара), между человеком и природой (вторая пара), человеком и предметным миром (третья пара), объясняют свой выбор.

«Поводырь»

В группе разложены и расставлены предметы – препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая как двигаться, например:

«Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдем его». Затем дети меняются ролями.

«Связующая нить»

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.

Когда клубок вернется к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Сделай открытку»

Воспитатель заранее готовит элементы аппликации, например: рыбки в аквариуме, фрукты в корзинке, грибы на полянке. Пара детей должны вместе разложить элементы аппликации на листе бумаги и распределив обязанности приклеить каждый элемент. Когда аппликации будут готовы, каждая пара дарит другой паре свою открытку.

Название: Активные формы работы с педагогами по освоению ФГОС ДО Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Педагогика общения и сотрудничества»

Должность: старший воспитатель
Место работы: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 32 «Росинка» п. Новошахтинский
Месторасположение: Приморский край, Михайловский район, п.Новошахтинский, ул. Ленинская 14а

Семинар для воспитателей ДОУ

«Такие разные дети»

Цель: познакомить педагогов с психологическими особенностями развития агрессивных, застенчивых, гиперактивных и тревожных детей, представить педагогам содержание игр, направленных на преодоление агрессивности, тревожности, застенчивости у воспитанников; содействовать развитию эмпатийности, коммуникативных умений у педагогов.

Предварительная работа:

1.Создание презентации «Такие разные дети».

2.Подбор демонстрационного материала по тематике.

Ход семинара:

    Приветствие.

    Показ мультфильма «Откуда берутся дети»

    Упражнение «Все дети разные»

Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик) . А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать неваляшку) . А есть, которые живут в своем мирке – тихие, не заметные, не общительные (достать ракушку) . А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать мячик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий ежик ). Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.

Если в былые годы "трудными детьми" становились по преимуществу подростки, то теперь нередко попадают в данную категорию дети- дошкольники.

Почти в каждой группе встречается хотя бы один ребенок поведение которого отличается от поведения других детей – это могут быть дети с признаками агрессивного поведения, гиперактивные дети или наоборот замкнутые, боязливые, тревожные . (слайд 2 – категории «Трудных детей»)

    Мини-лекция «Психологические особенности агрессивных, гиперактивных детей»

Рассмотрим основные признаки таких детей по схеме «Портрет особого ребенка» (Приложение 1) – слайд 3

(Педагоги выбирают качества, характерные для агрессивных детей)

    Агрессивный ребенок (слайд 4)

Портрет агрессивного ребенка.

Он нападает на остальных, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, одним словом, становится «грозой» всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия - это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал « SOS », крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах. Т.е. детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия.

Агрессивность в дошкольном возрасте может проявляться в виде угроз, дразнилок, а также разрушение продуктов деятельности другого; уничтожение или порча чужих вещей; непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросту драка).

Причины детской агрессивности: (слайд 5)

Вследствие этого причинами агрессивного поведения можно назвать:

Наличие у ребенка неврологических заболеваний;

Стиль воспитания в семье (гипер-, гипоопека, отчуждение, постоянные ссоры, стрессы; нет единства требований к ребенку; ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования; физические (особенно жестокие) наказания; асоциальное поведение родителей);

Психологический климат в детском коллективе

Как помочь агрессивному ребенку: (слайд 6)

Работа воспитателей должна проводиться в трех направлениях:

1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение умению владеть собой.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.

Первое направление . Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». (Упражнение «Шарик») Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:

    Можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, - все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

    В ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

    Способ выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

    Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогам – беспрепятственно проводить занятие поможет игра «Мешочек для криков». Перед занятием каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.

    Слепить фигуру своего обидчика, разбить, смять, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.

    Игры с песком и водой. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью используют игрушки из «Киндер-сюрпризов». Закапывая – раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.

Второе направление

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. К сожалению, такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств.

Задача взрослого – научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно:

    в группе обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.

    проговаривать свои чувства и чувства других детей.

    проигрывать проблемные ситуации при помощи игрушек

    чтение и сказок и обсуждение чувств героев.

    Рисование на темы «Я сержусь», «Я радуюсь»

Третье направление. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии: это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.

    Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости известных детям литературных героев, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разыгрывать ситуации, которые чаще все вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную те игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная работа помогает ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.

    Играть в игры, развивающие сопереживание «Добрые волшебники», «Жужа»

    Демонстрация модели неагрессивного поведения. Воспитателю (взрослому) нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

    Гиперактивный ребенок

Портрет гиперактивного ребенка (слайд 6)

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. У гиперактивного ребенка нет такого слова, как «ходьба», его ноги целый день носятся, кого-то догоняют, вскакивают, перепрыгивают. Даже голова у этого ребенка в постоянном движении. Но стараясь увидеть больше, ребенок редко улавливает суть. Взгляд скользит лишь по поверхности, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Любознательность ему не свойственна, редко задает вопросы «почему», «зачем». А если и задает, то забывает выслушать ответ. Хотя ребенок находится в постоянном движении, есть нарушения координации: неуклюж, при беге и ходьбе роняет предметы, ломает игрушки, часто падает. Такой ребенок импульсивнее своих сверстников, у него очень быстро меняется настроение: то безудержная радость, то бесконечные капризы. Часто ведет себя агрессивно. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Как определить, является ли Ваш ребенок гиперактивным

В основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция, поэтому Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы.

Причины гиперактивности (слайд 7)

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходом. На сегодняшний день среди причин возникновения выделяют:

Генетические (наследственная предрасположенность);

Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребёнком, знает сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.

В общении с гиперактивным ребенком взрослым необходимо помнить следующее:

    Стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Желательно, чтобы не было восторженных интонаций, эмоционального приподнятого тона. Так как ребенок очень чувствителен и восприимчив, быстро присоединится к такому настроению.

    Негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но надо лишь помнить, что делать это, надо не слишком эмоционально.

    Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места.

    Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять “случайно” оброненный карандаш и так далее.

    Для гиперактивных детей важен физический контакт. Поэтому педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий “включить” внимание. Взрослого он избавит от необходимости делать замечания и читать бесполезные нотации.

    Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно. Именно поэтому желательно уже в детском саду учить детей соблюдать определенные правила и следовать инструкциям.

    Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в четкой непреклонной форме. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

    При повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться во внимании. Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Взрослый, требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга.

    Необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, в начале занятия, чем в конце. Ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

    Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.

Игры для гиперактивных детей

Игры на развитие внимания "Корректор", "Учитель", "Лови - не лови", "Все наоборот"

Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);"Солдат и тряпичная кукла", "Шалтай-Болтай", психогимнастические занятия

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);«Молчу - шепчу - кричу", "Говори по сигналу", "Замри"

игры, способствующие закреплению умения общаться, коммуникативные игры.«Ожившие игрушки», «сороконожка», «добрые ангелы», «испорченный телефон».

Обзывалки” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: “Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: “ А ты, .... солнышко!”

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Два барана” (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: ^Рано-рано два барана повстречались на мосту”. Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки “Бе-е-е”.

Тух-тиби-дух” (Фопель К., 1998)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: “Тух-тиби-дух”. Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Жужо” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. “Жужа” сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. “Жужа” терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет “Жужей”.

Взрослый должен следить, чтобы “дразнилки” не были слишком обидными.

Ошибки, способствующие усилению напряжения ситуации

Основная задача воспитателя (либо любого другого взрослого), сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

Демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

Крик, негодование;

Агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

Сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

Негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

Использование физической силы;

Втягивание в конфликт посторонних людей;

Непреклонное настаивание на своей правоте;

Нотации, проповеди, "чтение морали",

Наказания или угрозы наказания;

Обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

Сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

Команды, жесткие требования, давление;

Оправдания, подкуп, награды.

    у!»

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Приложение 1. Портрет «Особого ребенка»

Характерные особенности ребенка

Слишком говорлив

Продуктивно работает с пооперационными картами.

Отказывается от коллективной игры.

Чрезмерно подвижен

Имеет высокие требования к себе

Не понимает чувств и переживаний других людей

Ощущает себя отверженным

Любит ритуалы

Имеет низкую самооценку

Часто ругается с взрослыми

Создает конфликтные ситуации

Отстает в развитии речи

Чрезмерно подозрителен

Вертится на месте

Совершает стереотипные механические движения

Постоянно контролирует свое поведение

Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий

Сваливает вину на других

Беспокоен в движениях

Имеет соматические проблемы боли в животе, в горле, головные боли

Часто спорит со взрослыми

Суетлив

Кажется отрешенным, безразличным к окружающему

Любит заниматься головоломками, мозаиками

Часто теряет контроль над собой

Отказывается выполнять просьбы

Импульсивен

Плохо ориентируется в пространстве

Часто дерется

Имеет отсутствующий взгляд

Часто предчувствует «плохое»

Самокритичен

Имеет мускульное напряжение

Имеет плохую координацию движений

Опасается вступать в новую деятельность

Часто специально раздражает взрослых

Робко здоровается

Годами играет в одну и ту же игру

Мало и беспокойно спит

Толкает, ломает, рушит все кругом

Чувствует себя беспомощным

Наше современное общество характеризуется большим объемом информации, высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Гармоничное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает необходимые ребенку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья сама нуждается в поддержке, которую призван оказывать ей детский сад.

Система сопровождения и консультирования семьи должна осуществляться через взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом образовательной среды. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

В нашем ДОУ выстроена и адаптирована система сопровождения и консультирования участников образовательного процесса. Хотим предложить вашему вниманию конспект семинара-практикума с педагогами по теме: «Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения» .

Педагог-психолог МБДОУ детский сад №51 «Золотой орешек» - Брысина О.Ю.

Соизмеримость мышления – залог взаимопонимания

И предпосылка взаимосогласия.

Илья Шевелев.

Цель: способствовать преодолению трудностей решению проблемных ситуаций в общении и взаимодействии педагогов с родителями.

Задачи:

  1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями;
  2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
  3. Поддерживать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Оборудование:

Памятки для педагогов по вопросу общения с родителями воспитанников.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, я предлагаю обсудить очень важную тему-общение педагогов с родителями воспитанников. Тема: нашего семинара-практикума: «Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями дошкольников: атмосфера понимания и эффективного общения» .

Участники семинара-практикума сидят в общем кругу.

Педагог-психолог передает по кругу коробочку со звездочками разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий) .

После того, как все участники взяли звездочки, просит обратить внимание на цвет, каждая из звездочек имеет определенное значение:

  • зеленый- ожидаю успех на сегодняшнем семинаре.
  • красный – желаю общаться
  • Желтый – проявлю активность.
  • Синий – буду настойчива.

Одной из активных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные взаимоотношения родителей с ДОУ. Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями:

«Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» - ФЗ «Об образовании в РФ» ст. 44, п.1.

«На основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС ДОО, п.3. 2. 1) .

Важно, что бы педагог не только владел внедряемыми технологиями воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт в общении.

Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю оценить Ваш уровень коммуникабельности с родителями.

Диагностика профессиональных умений и навыков. (На основе методики оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому) .

Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями

Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да» , «нет» , «иногда» .

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках» ?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - О очков.

Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится испытуемый.

30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислу-шиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания» . Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык» . Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспи-тывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. 11остарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения» .

Цель: познакомить педагогов с правилами эффективного общения с родителями.

Сейчас я предлагаю Вам познакомиться с правилами эффективного общения.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «барьер» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса) .

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!» , а «Здравствуйте, Анна Игоревна!» .

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее) . Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником:

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз) . Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м) . Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе» . Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  3. Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках) .
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе) .
  6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!» . Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!» ) Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!» , «Нас всех беспокоит, что дети…» , «Наши дети…» , «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Упражнение «Тренировка интонации» .

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Произнести фразы:

Мне не безразличны успехи Вашего ребенка.

Я благодарна Вам за оказанную помощь.

Произнести эти фразы с оттенками упрёка, безразличия, злости, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках) .

А мы, с коллегами, попробуем догадаться с какой, интонацией Вы произнесли фразу.

Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Упражнение «Самый трудный родитель» .

Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Наверное, у каждого в группе есть родители, встреча и общение с которыми всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам перечислить основные качества, которые присуще трудному родителю, общение с которым вызывает у Вас отрицательные чувства.

Участники пишут на заранее приготовленных листах качества, которые, по их мнению, наиболее характерны для трудных родителей. Потом каждый из участников зачитывает то, что написано и крепит свой лист на магнитную доску.

Анализ упражнения.

  1. Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?
  2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?
  3. Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

В конце упражнения педагог-психолог раздает памятки «Рекомендации педагогам по взаимодействию с трудными родителями»

Упражнение "Точка зрения"

Цель: Совершенствовать умение воспринимать ситуации межличностного общения, ориентироваться в способах диалогического общения;

Участники разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения ("за") , другой - противоположную ("против") .

Задача - склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:

"Мама учит давать сдачу, педагог учит конструктивным способам взаимодействия";

"Педагоги настроены против нашей семьи и нашего ребенка, вы постоянно посылаете нас то к логопеду, то к психологу, наш ребенок что, самый плохой?" - педагог дает рекомендации как можно скорректировать пробелы в развитии поведения и когнитивных процессов;

"Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?" - ребенок на самом деле не справится.

Анализ: фактически идет работа с возражениями.

Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.

Какие приемы позволяют сделать этот процесс более "гладким".

Основной принцип - не бороться (борьба позиций приводит в тупик) .

Упражнение «Резервуар» .

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации.

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение) .

Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. С целью приобретения навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации, мы с Вами проделаем упражнение «Резервуар» .

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы» , резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает» , «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара» . Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара» , вступайте в диалог с собеседником.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов, потому, что у них есть единые задачи: сделать все, что бы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, что бы они стали гармонически развитыми личностями.

Я надеюсь, что сегодня Вы узнали что-то интересное для себя и это Вам поможет достичь взаимопонимания с родителями воспитанников. Успехов Вам в профессиональной деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №290 Дзержинского района Волгограда». Выступление на педагогическом совете МОУ детского сада № 290 «Детский сад, я и моя дружная семья» на тему:

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Составила: социальный педагог первой квалификационной категории Моисеенко Ольга Борисовна

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

План:

1. «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
2. Итоги анкетирования педагогов и родителей.
3. Выполнение заданий педагогами.
4. Домашнее задание педагогам.
5. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.

«Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей - не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу: Общение воспитателя с родителями воспитанников».

По итогам анкетирования все педагоги детского сада считают, что тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения детей необходимо. Некоторые педагоги испытывают трудности в общении с родителями. Причиной этого считают: нежелание родителей идти на контакт, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, проблемы родителей личного характера, семьи, которые не считают нужным общаться с воспитателями.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Наш семинар посвящён тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

А сейчас я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Итак, первое задание: предлагаю вам дать ответы на следующие вопросы:

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника? (семье)

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка (Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс)

3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей? (помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи)

4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями? (совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками)

5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями? (медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

6. Назовите условия, при которых может снизится компетентность педагога? (ограничения со стороны организма(снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности)

7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности? (помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах)

8. Назовите методы изучения семьи? (анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.)

9. Назовите формы работы с семьей? (родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей).

Следующее задание: психологическая пауза. Сейчас вы вытяните полоски с написанными заданиями. Прочитав написанное, вы должны это изобразить.

Стыд, обида, грусть, огорчение, радость, удивление, любопытство, злость, гордость, высокомерие, страх, усмешка, недовольство, интерес, самодовольство.

Решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход.

— мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

— родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам необходимо вежливо, тактично объяснить родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

— мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

— мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?

Следующее задание: упражнение на развитие коммуникативности педагога. Кто-то из вас вытягивает полоску, на которой написан образ родителя. Вам необходимо изобразить этот образ, а остальным угадать.

Подготовить короткий комментарий к тезисам.

Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему.

Тезисы:

  • Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
  • В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
  • Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
  • Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
  • Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
  • Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  • Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
  • Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

«Банк идей». Предлагаю всем участникам пополнить банк идей: как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?

Подведение итогов «Деловой игры».

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям, особенно к матери, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причину конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимаются как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликте. Частые ссоры родителей у детей дошкольников могут стать источником их психического нездоровья. Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и «приложишь» к своему ребенку. Можно дать некоторые рекомендации. В качестве домашнего задания я предлагаю вам предложить некоторые рекомендации по воспитанию детей родителям. В какой форме вы это сделаете – это ваш выбор. Самое главное, чтобы выбранная вами форма оказалась наиболее эффективной. И на следующем семинаре мы обсудим, почему вы выбрали именно те или иные формы, насколько эффективными они оказались.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. И мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
  • Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 города Кузнецка

Семинар практикум для педагогов ДОУ

«Знаю правила дорожного движения сам – научу другого»

Воспитатель: Фадеева Т.А.

Цель: повысить уровень подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых при формировании у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах; развивать сплоченность, умение работать в команде.

Участниками семинара-практикума : педагоги ДОУ, старший воспитатель, заведующая, инспектор ГИБДД.

План проведения:

1. Слово-приветствие старшего воспитателя - Кизерева Т.П.

2. Доклад инспектора ГИБДД «Анализ и статистические данные о дорожно- транспортном травматизме с участием детей»

    Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Именно поэтому работа в данном направлении ведется не только с детьми, но и с педагогами. Сегодня пройдет семинар-практикум «Знаю ПДД сам – научу другого».

    Доклад инспектора ГИБДД «Анализ и статистические данные о дорожно - транспортном травматизме с участием детей»

    КВН - ведущая Фадеева Т.А.

Дорогие друзья, сейчас мы собрались для проведения конкурса: внимательных, находчивых, где Вам, знатокам дорожного движения, нужно пройти испытания, мы желаем командам - успеха. Пусть победит сильнейший. А кто окажется сильнее определит наше жюри. Жюри оценивает все конкурсы по пятибалльной системе.

    Первый конкурс "Защита эмблемы команды"

    Конкурс «Разминка»

Вопросы первой команде

1) Какая часть улицы предназначена для пешеходов?

2) С какой стороны при выходе обходят автобус?

3) С какой стороны нужно выходить из легкового автомобиля?

4) Куда нужно смотреть при переходе дороги

5) Назовите лучший способ сохранения жизни на дороге

Вопросы второй команде

1) Где можно переходить улицу?

2) Какие цвета у светофора и что они обозначают?

3) Какие виды переходов вы знаете?

4) На какой дороге машины лучше тормозят?

5) Какие машины имеют право ехать на красный свет?

3. Игра-конкурс

«Молчанка» (каждому раздадут по 3 карточки с цифрами 1,2,3)

Я буду задавать вопросы и 3 варианта ответов. На нужный вариант вы поднимаете соответствующую карточку. Справитесь? На каждый вопрос на обдумывание даётся 10 секунд.

1 команде

1 . Какая часть улицы предназначается для пешехода?

1. мостовая

2. тротуар

3. велосипедная дорожка

2. Где должен ходить пешеход при отсутствии тротуара?

1. По правой стороне обочины

2. по левому краю дороги

3. По левой обочине, навстречу движущемуся транспорту.

3. Как должен ходить пешеход?

1. придерживаясь левой стороны

2. придерживаясь правой стороны

3. придерживаясь середины

2 команде

1. На каком расстоянии от правого края проезжей части разрешена езда

на велосипеде?

1. не более 0,5 м.

2. не более 1м.

3. не более 2 м.

2. Как должен поступать пешеход, если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора изменился на жёлтый, а вы не успели перейти дорогу?

1. быстро перебежать улицу

2. вернуться на тротуар

3. остановиться на осевой линии

3. Разрешено ли перевозить пассажира на велосипеде?

2. разрешено, ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении.

3. разрешено, на раме.

4. Конкурс «Собери знак»

Каждой команде из отдельных вырезанных и перемешанных карточек нужно собрать дорожный знак.Побеждает команда, которая первая выполнила задание.

5. конкурс - литературный .

Вам необходимо ответить на предложенные вопросы. Каждый правильный ответ – 2 балла

1 команда

Какого сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой веселый звонкий мяч?» (ЗЕЛЕНОГО)

Из какой книги эти строчки:

«Рассуждать Степан не стал,

Светофор рукой достал,

В середину заглянул,

Что-то где-то повернул…?» («ДЯДЯ СТЕПА»)

В какой сказке, у какого героя имеется шапка такого же цвета, как сигнал светофора? («КРАСНАЯ ШАПОЧКА»)

Назовите произведение, в котором медведи ехали на велосипеде («ТАРАКАНИЩЕ»)

2 команда

В каком произведении и кому трамвайчиком перерезало ножки? («ДОКТОР АЙБОЛИТ», ЗАЙЧИКУ)

Какое насекомое одного цвета с сигналом светофора живет в траве? (КУЗНЕЧИК)

Назовите город, в котором Незнайка учился ездить на автомобиле? (СОЛНЕЧНЫЙ)

На каком виде транспорта добиралась Золушка на бал к королю? (ГУЖЕВОМ)

6 конкурс «Сказочная ситуация». Вы прослушаете загадки о дорожном порядке и ответите на вопрос. Оценка – 3 балла.

1 команда

1. День рождения Вини-Пуха.

Сегодня у Вини-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на него и выехал на улицу.

Какие ошибки допустил Вини-Пух? (ДЕТЯМ ДО 14 ЕТ ВЫЕЗЖАТЬ НА ДОРОГУ ЗАПРЕЩЕНО. ДЕТВОРЕ ЕЗДИТЬ МОЖНО ВО ДВОРЕ)

2. Колобок на дороге.

По проселочной дороге катился Колобок, а ему навстречу Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем, если не отгадаешь загадку! Еду я сегодня к Лисе на автомобиле, как положено, по левой стороне, слышу, милиционер свистит. Как ты думаешь, почему он меня остановил?» (ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ РАЗРЕШЕНО ЕХАТЬ ПО ДОРОГЕ, ПРИДЕРЖИВАЯСЬ ПРАВОЙ СТОРОНЫ)

2 команда

3. Мальчик и Красная Шапочка.

Мальчик едет на велосипеде, на автобусной остановке видит Красную Шапочку и незнайку.

Довези меня до аптеки, - просит его Красная Шапочка, - у меня бабушка болеет.

Нет, нет меня, - просит Незнайка.

Кто поедет с мальчиком?

(НИКТО, НА ВЕЛОСИПЕДЕ РАЗРЕШЕНО ЕЗДИТЬ ТОЛЬКО ОДНОМУ. БАГАЖНИК – ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ БАГАЖА, А РАМА - ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ)

4. Чип и Дейл.

Чип и Дейл отправились в путешествие, они шли целый день и очень устали. На обочине дороги Дейл увидел дорожный знак, которому очень обрадовался. Вскоре они подошли к маленькому уютному домику, где и остались на ночлег.

Что за дорожный знак увидели бурундучки? (КЕМПИНГ)

7.Конкурс «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ»

Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так.

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

(«Осторожно, дети!»)

Шли из сада мы домой,

Видим, знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед,

Ничего другого нет!

(«Велосипедная дорожка»)

Вот кружок с каемкой красной,

А внутри рисунка нет.

Может, девушки прекрасной

Должен быть внутри портрет?

Круг пустой зимой и летом,

Как же знак зовется этот?

(«Движение запрещено»)

В треугольнике - два братца

Все куда-то мчатся, мчатся.

Самый важный знак на свете -

Это просто рядом …

В синем круге пешеход

Не торопится, идет.

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно.

(«Пешеходная дорожка»)

Что за знак такой висит?

Стоп - машинам он велит…

Пешеход! Идите смело

По дорожкам черно-белым.

(«Пешеходный переход»)

Ходят смело млад и стар,

Даже кошки и собаки…

Только здесь не тротуар -

Дело все в дорожном знаке.

(«Пешеходная дорожка»)

Заболел живот у Ромы,

Не дойти ему до дома.

В ситуации такой

Нужно знак найти.

(«Пункт первой медицинской помощи»)

8. конкурс «Рисунок».

«Дорожный вернисаж» - нарисовать несуществующий дорожный знак.

- «жидкий асфальт»;

- «дикие школьники»:

- «глухие старушки»;

- «пешебеги».

Подведение итогов. Награждение

Физминутка «По сигналу светофора»

Ведущий предлагает воспитателем встать, немного размяться. На полу размещены кружки красного, желтого и зеленого цвета. Ведущий загадывает загадки про сигналы светофора. Нужно быстро сориентироваться и встать к кружку нужного цвета.

- Какой цвет нам говорит : «Проходите, путь открыт!» ?

Но смотри-ка, кто такой

Нам велит : «Шагать постой!» ?

И сигнал : «Путь опасный!»

Стой и жди, пока я?

Будь, малыш, всегда смышленый и шагай на свет?

Не спеши скорей бежать, предлагаю подождать…

Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши воспитанники владели навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе : «Будьте осторожны на дороге» . Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте доступные игровые и практические ситуации. И учите не только детей, но и родителей. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен. И в ваших группах появятся новые интересные игры и игровые ситуации по обучению детей правилам дорожного движения.