Материал по логопедии на тему: Развитие речевого творчества дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Фгос в музыкальном образовании

Развитие творческих способностей в ДОУ в соответствии с ФГОС

Как мы все знаем, ребенок все впитывает, словно губка: запоминает слова, которые говорят взрослые, действия, учится играть. Наиболее актуальной на сегодняшний день проблемой является проблема развития у детей дошкольного возраста творческих способностей. Как же их формировать у детей? Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». А как же дети научатся всему этому, если не будет поддержки и помощи кого-то из взрослых?

Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.

Большое значение играет то, какие подходы и методы использует воспитатель при взаимодействии с детьми ДОУ,а также играет большое значение то, как ребенок сам относится к новому: воспринимает новые условия, ранее незнакомые ему, проявляет креативность, самостоятельность, фантазию, спрашивает помощи у старших, если сам не знает, как сориентироваться в какой-то области.

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении, постановке спектаклей и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.

1–2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле ("я сам", впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя - увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.

3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.

5–6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера.

7–8 лет. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности - изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.

Методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста:

1. Ознакомление с окружающим миром (проведение бесед на тему, что же растет на огороде, на площадках, входящих в собственность детского сада, обсуждение того, что же ребенок видел, когда шел в детский сад). Вспомнить вместе с детьми, что они уже знают о животных, окружающих их растениях, их формах.

2. Элементарные математические представления (умение вести устный счет (1-20), математические игры, связанные с раскрашиванием определенных участков, помеченных определенной цифрой, умение сопоставлять число и количество предметов. Все это вовлекает воспитанника в игру, позволяет получить первые представления о количестве предметов. Можно также изготовить небольшие цифры вместе с детьми из картона с целью лучшего усвоения их образа, запоминания.

3. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы, собирание пазлов). Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления, умения применять на практике своих знания.

3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.

4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.

5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности. Но нужно также уделить внимание и тому, какие книги стоит читать детям дошкольного возраста, а какие – нет. Так произведения, на которых выросли многие дети, показывают, как нужно относиться к людям, а как нельзя: В. Катаев «Цветик-семицветик», А. Куприн «Слон»; книги о бережливости-расточительности: Э. Успенский «Трое из Простоквашино», С.Михалков «Булка» и др.

6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку - это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.

7. Танцы. Большое значение для детей играют танцы: продумывание сценического образа, умение выполнять движения в такт музыке.

Чтобы развивать творческие способности у ребенка дошкольного возраста, можно начинать с самых, казалось бы, простых вещей: рисовать, раскрашивать, лепить. В дальнейшем, все это будет благоприятно влиять на развитие ребенка. В более старшем возрасте, записать детей во всевозможные кружки, направленные на развитие талантов: игра на музыкальных инструментах, танцы, пение.

Таким образом, воспитатель должен приложить все усилия, чтобы создать все необходимые условия для воспитанников, применять разнообразные подходы, а также методы работы: методы игрового воспитания, наглядные методы, методы проблемного изложения материала.

В практике по развитию речевого творчества воспитанников активно используем элементы технологии ТРИЗ-РТВ. Технология ТРИЗ способствует формированию ситуации успеха, а для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Развитие речевого творчества дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Старший воспитатель Галкина М.И.

Энгельс

2017 г.

Развития речевого творчества дошкольников в условиях реализации

ФГОС ДО

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте, развитие речевого творчества.

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми логопедического пункта несомненно затрагивает все вышеперечисленные направления речевого развития. Подробнее остановимся на развитии речевого творчества.

Усваивая родной язык, дошкольники овладевают важнейшей формой общения- устной речью. Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребѐнок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями. В ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение). Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме через эксперимент (через ее нарушение). В этом парадокс детской грамматики. Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребѐнка от художественной информации. Речевое творчество-«Заумное творчество» как назвал этот вид речевой деятельности Арватов Б. в 1923году сюда же включается и понятие словотворчество, которое у детей чаще всего встречается в раннем возрасте. Развитие словесного творчества включает все направления над словом- лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. Систематическая работа, направленная на развитие поэтического слуха, приведѐт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству. Воспитание у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и словесном творчестве становятся одной из важнейших задач речевого воспитания в дошкольном детстве. По тому, как ребѐнок строит своѐ высказывание, насколько живо, интересно, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно об уровне его умственного, эстетического и эмоционального развития. Как же развивать речетворчество дошкольников.

В детском саду используется широкий арсенал средств- специальные речевые занятия, дидактические игры, народные игры, игры-драматизации, речевые и проблемные ситуации, «режиссѐрские игры», викторины, этические беседы, в которых основное внимание уделяется развитию коммуникативной функции речи. Работа педагогов направлена на развитие коммуникативной компетенции дошкольников. То есть не только на умение формулировать мысль в словах, строить текст(монолог), но и прежде всего -на умение строить «диалогическое отношение» с партнѐром, а также обмениваться с ним чувствами, налаживать взаимодействие и взаимопонимание не только со взрослыми, но и со сверстниками.

В практике по развитию речевого творчества применяем элементы технологии ТРИЗ, т.к. он способствует формированию ситуации успеха, а для нормального развития личности необходимо переживание ситуации успеха, такого состояния, когда мы испытываем радость при совпадении ожидаемого и достигнутого.

ТРИЗ для дошкольников – система коллективных игр, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Дошкольное детство – особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой), которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной.

Использование методов активизации мышления по технологии ТРИЗ успешно помогает развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не дает ребенку готовые знания, не раскрывает перед ним истину, а учит находить ее самостоятельно.

Включение технологии ТРИЗ в логопедическую работу с дошкольниками помогает более эффективно исправлять речевые нарушения.

  • Упражнения по развитию навыков словообразования с помощью пиктограмм. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово
  • Описательный рассказ - «Помощники умной головы»

Цель: Создать условия для усвоения обобщенной модели описательного рассказа.

  • Игра «Да-нетка»

Часто используется на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. На подгрупповых с целью расширения словарного запаса, закрепления пространственных представлений. На индивидуальных –для автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

  • «Шифровальщики»

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу заучивания.

  • Составление сравнений

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления сравнений. Создать условия для усвоения обобщенной модели.

  • Составление загадок
    Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления загадок. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления загадок. (Круглое, а не мяч, желтое, а не одуванчик, горячее, а не самовар- солнышко)
  • Создание метафоры

Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления метафор. Создать условия для усвоения обобщенной модели составления метафор. (Мама-это ласковое солнышко дома)

  • Составление рифмовок
  • Игра «Теремок»

Цель: выделять общие признаки путем сравнения; тренировать аналитическое мышление; развивать фразовую речь.

Каждому игроку раздаются карточки с изображением различных предметов. Один из участников назначается хозяином условного теремка. Гости должны сравнить предметы и выявить общий признак (например, земляника и малина -ягоды). После этого гость входит в теремок или просто помещает в домик картинку.

  • Составление предложений или сказочных и фантастических историй при помощи кругов Луллия . Детям предлагается три слова-предмета и предлагается составить сначала предложения, а потом рассказ:
  • - Рассказ при помощи «фантазийного бинома» Дж. Родари (два - три слова без смысловой связи между собой)

Фантастическая ситуация создается посредством развития фантастической гипотезы. В этой игре очень помогают разрезные картинки -половинки. Дети наглядно собирают новый предмет. А потом придумывают новое название. После этого опять же составляют историю про этот предмет- медволисоволк. При использовании «фантазийного бинома» в работе по развитию речевого творчества стало заметно, что на основе новых представлений дети составляют интересные рассказы. С удовольствием представляют, что предметы живые и могут разговаривать двигаться, воображают их в разных ситуациях.

Вывод: Развитие творческих способностей, позволит пробудить скрытый потенциал, резервы, нестандартность и талант, заложенные в любом ребенке. Однако способность творить, в том числе и речевая творческая способность, будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее развитие будет своевременно обеспечено соответствующими стимулами и оптимальными условиями среды, в которой ребенок находится


Л.Н.Белякова,

воспитатель Муниципального казенного образовательного учреждения «Копанищенская сош» дошкольная группа, с.Копанище

Развитие детской инициативы и творческих способностей детей

в соответствии ФГОС ДО.

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого , свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность,инициативность,творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива - активность в начинании, активность продвигать начинания, .вовлекая..окружающих..людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».

Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию , а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения перешли на новый стандарт дошкольного образования . Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие детской инициативы и творческого потенциала . Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения.

Понятие творческих способностей , включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте. Среди них : необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление .

Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии детской инициативы и творческого потенциала .

1–2 года.

Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности . Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя - увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.

3–4 года.

Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей , поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности , в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.

5–6 лет.

К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера , что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.

7 лет.

Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности - изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.

Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников . Детей включают во все многообразие художественной деятельности : они поют, лепят, танцуют, рисуют.

Перечислим методы развития творческих способностей , используемых на занятиях в детском саду или дома родителями.

1. Окружающий мир (обсуждение с ребенком того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома, куда ходили на выходных). Необходимо поговорить с ребенком о животных и растениях, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. Такие задания дают возможность проявлению необходимости в открытиях. активности, фантазии.

2. Развивающие игры . Способствуют развитию воображения и творческого мышления , умения применять на практике своих знания.

3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности , поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения , инициативности, фантазии.

4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей , фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.

5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности .

6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку - это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.

Таким образом, развитие творческих способностей и детской инициативы дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада - создать развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности , раскрыть творческий потенциал .

Литература

1.Выгорский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте »

2.Губанова Н.Ф.ФГОС Развитие игровой деятельности (2-3 года)

3.Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю.Диагностика психического развития ребенка.

4.Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей »

5.Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному) »

6.Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников »

Слайд 1)
(слайд 2) Да это действительно так. Работая учителями начальных классов, мы видим важность самостоятельной работы обучающихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умения планировать, анализировать, делать обобщения.
(слайд 3) В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями начальных классов были поставлены задачи:
формирование знаний в соответствии с новыми стандартами;
формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, с компетентно, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне.
Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Поэтому каждому педагогу начальной, а теперь и средней школы важно понять ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ надо изменить в своей деятельности для реализации обозначенных выше задач.
(слайд 4) Что важно знать и уметь учителю?

  • знать принципы деятельностного подхода;
  • уметь реализоват ь деятельностный подход на практике ;
  • освоить новую систему оценивания - критериальную ;
  • освоить принципы организации диалога на уроке.

(слайд 5) Последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:

  • придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
  • возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры
  • теоретических знаний;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, и компетентностей в любой предметной области познания.

(слайд 6) Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
  • от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

(слайды 7-8) Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении.
(слайд 9) Его можно выразить формулой «деятельность -личность» , т. е. «какова деятельность, такова и личность». Проводя аналогию, можно сказать: «Что посеешь, то и пожнешь» .
(слайд 10) «Вне деятельности нет личности» .
Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
(слайд 11) Так как основной формой организации обучения является урок, то каждому учителю необходимо знать принципы построения урока. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов.(Приложение 2)
Дети на уроках с применением деятельностного метода работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Технология деятельностного метода требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений.
(слайд 12) Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Ученики, конечно, под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на поставленные вопросы, открывают для себя новые знания.
Использование на уроках системно-деятельностного подхода дает детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения. Владение таким умением - одна из важнейших характеристик современного человека. С ним связаны такие черты личности, как толерантность к чужому мнению и привычкам, готовность к сотрудничеству, подвижность и гибкость мышления.
Учебный процесс протекает более эффективно, когда учитель говорит меньше своих учеников.
Буквально несколько лет назад, каждый ученик говорил:


Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

То сейчас ученик с полной ответственностью может заявить:

(слайд 13)

Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь
Учусь в школе, учусь в школе, учусь в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учусь в школе, учусь в школе, учусь в школе.

Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное - сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

(слайд 14) Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду для того, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
(слайд 15) Важную роль в развитии творчества у детей играет начальная школа. Во-первых , основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.
С нашей точки зрения, способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых , мы живем в век информации; в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество.
(слайд 16) Трудовое обучение - важное средство творческого и эстетического развития. Возможность работать с различными материалами формирует умственные, творческие способности младших школьников, также нравственные представления, трудовые имения, художественный вкус.
(слайд 17) Учащиеся приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.
(слайд 18) Дети учатся видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и ассиметричном чередовании, вариативной трактовке. У них формируется культура труда, совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, пробуждения интереса к творчеству.
Но все это становится возможным только при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной творческой деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении знаний по мере приобретения опыта.
(слайд 19) Так что же такое творчество? Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону, тупости, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальное ценности. Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать - значит учиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.
(слайд 20) В современной педагогике и психологии под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка. Если их нет, нет и творчества.Стимулом к творческой деятельности ребенка служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами.
(слайд 21) Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от продуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их в развитии.
(слайд 22) В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество дает материал изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности. Поощрение творческих проявлений особенно важно в младшем школьном возрасте. Ведь именно у них вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. И нередко воображение ребенка, не получив должного развития в начальной школе, постепенно тускнеет и уже далеко не всегда проявляется у взрослых. Но в тех случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребенке, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.
Поэтому, если мы хотим воспитать в ребенке творческую личность, то на занятиях по любым методикам должны ставить перед собой цель:
сформировать у детей способность анализировать объекты, выделять в них различные стороны, соотносить в них различные стороны, соотносить и увязывать эти стороны между собой в единое целое;
объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания об окружающем мире;
разбираться в сложных противоречивых явлениях и принимать оптимальное решение.
Таким образом, в самой системе воспитания детского творчества должна быть заложена возможность достижения нескольких целей, а выбор их - дело учителя, который по своему усмотрению пользуется доступными ему способами активизации детей. Деятельность, которая необходима для развития творческих способностей в детском возрасте, не исчерпывается простой активностью, подвижностью, напряжением физических усилий.
(слайд 23) Нужна деятельность, затрагивающая ум, требующая находчивости, сообразительности. Поэтому детей следует учить в первую очередь наблюдать, исследовать, размышлять и манипулировать идеями.
(слайд 24) Большинство уроков труда и технологии в начальных классах посвящены работе с бумагой. Бумага - самый простой, наиболее доступный и легко обрабатываемый материал. Из нее можно сделать много различных поделок, которые всегда найдут практическое применение. Сортов бумаги очень много. Они отличаются друг от друга прочностью и плотностью, толщиной, гладкой или шероховатой поверхностью, цветом и другими качествами. Желательно, чтобы учащиеся располагали для своих работ несколькими сортами бумаги и картона. Бумага сама по себе - кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Изготовление игрушек, поделок из бумаги - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.
Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.
(слайд 25) Уроки по изготовлению поделок из бумаги способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки требует определенных волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
(слайд 26) В процессе обработки бумаги учащиеся знакомятся с элементами графической грамоты, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от этого зависит качество работы, пользуются технологической документацией (чертежом, эскизом, техническим рисунком, технологической картой), выполняют изделие по готовому образцу.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, складывания, внимание его направляется на создание новых по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда учитель умело регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.
Пополнение и систематизация знаний учащихся о бумаге, ее отличительных свойствах способствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает детям более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.
(слайд 27) Бумага располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, складывать бумагу по образцу, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой и т.п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.
Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материалы и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенное усложнение заданий по мере приобретения опыта.
Выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, необходимо точно определить, в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинутся вперед, что научатся делать нового, в чем просто потренируются, как используют уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия.

Мастер-класс

(слайд 28) Сегодня мы предлагаем Вам на несколько минут превратиться в учеников погрузиться в мир творчества и поработать с бумагой.

Тема: «Снежинки-гармошки»

Назначение: украшение интерьера. Данный мастер-класс предназначен для детей от 6 лет, учителей начальных, классов, педагогов дополнительного образования и просто творческих людей

Описание: Объемная снежинка выполнена из бумаги, сложенной «гармошкой». Может послужить украшением интерьера дома, детского сада, школы, офиса.

Цель: изготовление объемной снежинки из бумаги.

Задачи: Учить использовать бумагу, сложенную «гармошкой» для создания объемной снежинки; развивать мелкую моторику рук и глазомер,воспитывать художественный вкус, аккуратность.

Вырезание снежинок из бумаги своими руками - это на самом деле всего лишь частный случай вырезания узоров из бумаги. А вот само искусство вырезания узоров из бумаги является очень древним и начинает свою историю в Китае, примерно во втором веке нашей эры, когда была изобретена сама бумага. Широкое распространение это искусство получило в 13 - 17 веках, когда цена бумаги существенно снизилась и стала доступной для простого народа, а позднее по торговым путям искусство вырезания распространилось и на Евразию. Искусство вырезания узоров из бумаги так полюбилось многими странами, что их народы стали считать это искусство своим исконным. По форме узоры из бумаги были квадратными, прямоугольными, круглыми, в виде звезд или снежинок, изображали животных, птиц, растения и использовались для украшения окон, стен, мебели. Традиции каждого отдельного народа вносили в искусство вырезания узоров из бумаги свои особенности и специфичность.
А теперь вернемся к истории возникновения вырезания снежинок. Вырезание снежинок из бумаги является одним из направлений вышеописанного древнего искусства вырезания узоров из бумаги. Предположительно вырезка из бумаги именно снежинок впервые появилась в России, причем задолго до появления бумаги. Дело в том, что с давних времен в древней Руси для изготовления различных предметов быта использовали бересту (кору березы). Прорезая ножом бересту, создавали различные сложные узоры. И так как Россия северная страна, где долгие и снежные зимы, то красивые узоры настоящих снежинок не могли обойти стороной узоры на изделиях быта.
Ежегодно в канун Нового года снежинки из бумаги украшают окна квартир и как ничто другое создают атмосферу этого зимнего праздника!
Где-то снега много, где-то маловато, но все согласны, что снежинки— любимое и главное украшение зимы и зимних праздников. Сколько же существует способов их смастерить! Ну, наверное, всё же меньше, чем самих вариантов узоров на этих ледяных кристалликах.
Давайте смастерим снежинки, используя очень полезные навыки, умение гофрировать или складывать гармошкой и умение симметрично вырезать. Оба навыка тренирует пальчики и отлично развивают глазомер.

(слайд 29) Практическая работа

Материалы, необходимые для работы: бумага, ножницы, клей, резинка для плетения, карандаш простой.
(слайд 30) Возьмите лист бумаги, сложите её пополам вдоль и разрежьте.
(слайд 31) Теперь полоску нужно сгофрировать, т.е. сложить гармошкой. Те, кто хорошо умеет это делать, могут гофрировать с небольшим шагом, примерно 12 мм. Малышам же стоит предложить гофрировать "по направляющим". Сложите прямоугольник пополам (узоры по краям), затем ещё раз пополам и ещё раз пополам.
(слайд 32) Разверните. Сложите гармошкой по намеченным линиям. Когда мы с первоклассниками осваивали этот способ, в этом месте они постоянно ошибались. Чтобы понять, правильно ли они перегнул, я предложила попробовать сыграть "Я играю на гармошке", растягивая свою гармошку. Сразу стало понятно, больше не ошибался никто!, но каждый раз сами себя проверяли пением.
(слайд 33) Перегните пополам каждую гармошку, следя за тем, чтобы при складывании края совпали. Края скругляем или срезаем на уголок в одну сторону.
(слайд 34) Вырезаем узоры. Работаем сразу с двумя гармошками. По линии сгиба рисовать не нужно. Вырезаем симметричный узор.
(слайд 35) Склеиваем детали снежинки по внутренней стороне.
(слайд 36) Склеиваем детали полностью, пока половинки не соединятся в круг. Снежинка готова.

(слайд 37) Творческое задание

А теперь я предлагаю Вам подумать, какие ещё игрушки и образы можно создать из снежинки? Как можно применить снежинки в оформлении? Чем может стать в Вашей работе элемент такого вида?

Рефлексия. Давайте послушаем, какие идеи у Вас возникли.

(слайды 38-43) Теперь посмотрим, что сделали школьники на уроке технологии индивидуально и объединившись по 2-3 человека.

(слайд 44) Выводы. Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Для активации творческой деятельности важны: мотивация, внимание, воображение, любознательность. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте.

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

А. А. Салин, учитель ОБЖ МБОУ СОШ №1 г. Пушкино

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Наш век открыл возможность творить во всех областях человеческой деятельности: искусстве, политике, технике, науке и т. д. Причём основным критерием творчества стала новизна. В настоящее время понятие творчества включает процесс творчества в сознании творца и действительности и результат этого процесса.

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.

В основе творчества - открытость личности миру, в том числе иным возможным мирам. Такая личность более восприимчива к любой внешней информации: природной, социальной, культурной. Природные и культурные процессы ведут творческую личность своими путями, заставляя её переживать и решать все возникающие напряжения как свои проблемы.

В настоящее время, принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развития в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. Однако традиционное образование, основной целью которого является формирование "систематизированных знаний, умений и навыков" не способно создать условий для гармоничного развития личности, и в основном направлено на подготовку обезличенных молодых квалифицированных кадров.

Преобладание урочной формы занятий и репродуктивных методов обучения, трансляция чисто объективных знаний и способов деятельности приводит к тому, что учащиеся не могут проявить себя в соответствующих областях культуры и не развиваются как творческие личности. В такой ситуации основным способом взаимодействия ребенка с внешним миром становится поглощение информации о нем, что при стремительном возрастании ее объема приводит к физической и психической перегрузке учащихся и, как следствие, возникновения у них различных психосоматических расстройств. Молодым людям, воспитанным в таких условиях, свойственна низкая культура, ригидность поведения и мышления, социальная пассивность и безответственность, повышенная тревожность и неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим возникает необходимость развития базовой культуры личности, которая предполагает поиск таких методов и средств, которые бы позволили преодолеть отчужденность и потребительское отношение ребенка, развить его лучшие личностные качества и востребовать его творческий потенциал.

Таким образом, основной целью работы школы в новых условиях является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Задачи раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Творчество детей - естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, возникновение вариативного мышления, ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим. Все они для него равноценны. Но малыш ещё не может отделить удачный вариант от неудачного, т. е. не способен к критической, культурной оценке плодов своей деятельности. Настоящее творчество ему недоступно, так как предполагает отбор и отсев вариантов с позиции вкуса, диалог с культурой. Сочинительство ребёнка, ещё не столкнувшегося со школьной реальностью, «беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает слух другого». Важная особенность детского творчества - его всеобщий характер. Все дети творят - в этом возрасте удивляет не творчество, а его отсутствие.

Не секрет, что многие родители без понимания, а иногда с выраженным неприятием и агрессией относятся к детским фантазиям - первым проявлениям творчества. Следствие слишком жёсткой внешней «дрессуры» ребёнка (раньше, чем сформировались структуры его собственного «Я», способные противостоять давлению извне, что происходит примерно в трёхлетнем возрасте) - отсутствие творчества. Это сигнал серьёзного отклонения от нормального развития. Нельзя, конечно, однозначно предрекать судьбу таких детей, но в жизни им придётся трудно. Насколько в дальнейшем судьба человека окажется связана с творчеством, зависит от взаимодействия личности с культурой. Постепенно «наивное» творчество ребёнка сменяется (или становится) взрослым творчеством, т. е. выходит за рамки индивидуальности и вступает в диалог с внешним миром.

Результаты диалога с культурой бывают разными. В отличие от детей далеко не у каждого взрослого обнаруживаются проявления творчества. Напротив, уже к моменту вступления во взрослую жизнь чаще всего оказывается, что индивидуальность, творчество, самобытность блокированы, подавлены. Так происходит, если семья, школа, окружающая среда в целом воспринимают их с неодобрением и непониманием.

Утверждение творчества во взрослой жизни - путь борьбы с трудностями. И взрослому человеку, выбирающему творческий образ жизни, и одарённому ребёнку приходится справляться со страхами, тревогами, другими эмоционально-личностными проблемами.

Психология творчества - молодая отрасль знания, в которой мифов и предрассудков не меньше, чем достоверных сведений. Даже самое определение того, что такое творчество, вызывает трудности. Усваивая любое новое знание, мы не просто механически добавляем его к предшествующему. Новая информация, вступая в контакт с прежним опытом человека, полностью перестраивает уже имеющиеся знания и представления. Таким образом, любое познание - творческий процесс, и творческое начало совершенно необходимо каждому человеку для успешного функционирования его интеллекта и мышления.

В той или иной мере все мы творцы, но жизнь складывается так, что по настоящему развить эту способность удаётся немногим. В школе от ученика ждут не творческого, оригинального, а лишь «правильного» ответа. На производстве работник, как правило, должен выполнять определённые, заранее предписанные обязанности. Да и сам человек часто боится собственных неожиданных, нестандартных решений, ведь они всегда связаны с риском ошибиться и оказаться предметом насмешек окружающих. Решить эту проблему можно путем оказания педагогической поддержки. Причем, не только одаренным ученикам, но и многочисленным «рядовым» - как показывает практика, они охотно включаются в исследовательскую игру, стремясь занять свое место рядом с более интеллектуально одаренными одноклассниками.

Суть педагогической поддержки заключается в содействии ученику в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует положительное общественное мнение, защищает его права. Сущность педагогической поддержки может быть понята и шире как создание безопасной среды, благоприятного эмоционального фона, развивающей среды. Очень часто учитель должен защитить такого ребенка от него самого, от его неуверенности, от его комплексов, от внутренних противоречий, и конфликтов, возникающих в процессе обучения и терзающих его

Многие психологи убеждены, что стоит избавить человека от внешних и внутренних барьеров, от страхов и стереотипов, как заключённый в нём творец освободится. Эти идеи легли в основу метода мозгового штурма, суть которого - раскрепощённое фонтанирование идей. Исследования показали, что развитию творческих способностей детей и взрослых помогают любые задачи на дивергентное мышление - такие, в которых нужно найти не один, а как можно больше разнообразных и оригинальных ответов. Полезно составлять фразы и тексты из заданного набора слов, строить изображение из геометрических фигур, играть в «закорючки», дорисовывая картину по одному росчерку.

В качестве психоэмоциональной разгрузки во время урока, можно дать ученику задание: например, найти, среди окружающих его вещей, максимальное количество предметов с одной (двумя, множеством) осью симметрии, или название которых начинается на определённую букву (с названием, состоящим из стольких-то букв), или созданных в течение последнего века, или пригодных для того, чтобы колоть орехи (быть подарком, служить мерой длины, веса)...

Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач . Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения уже полученных знаний, а интуиции, озарения.

Дивергентное мышление , это метод творческого мышления , который заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают. Способность решать дивергентные задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве. Если задуматься, именно таковы практически все важные задачи, решаемые человеком в жизни: Какую избрать профессию? Где жить? Как общаться с окружающими? С кем создавать семью? Как отдыхать?

При традиционном, в особенности для отечественного образования, подходе, задачи дивергентного типа - большая редкость в обучении. Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных, то есть условия задачи предполагают существование лишь одного, единственно верного ответа, который может быть вычислен путем строгих, логических рассуждений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов (законы, теоремы и др.).

Интересный вид дивергентных задач - поиск причин событий. За основу берётся как реальная ситуация, так и любая случайная фраза. Фраза может быть построена с учетом исследуемой на уроке проблемы. Задаёмся вопросом: «Почему?» (…в сухой безводной пустыне идет дождь; …в этом году в лесах было много грибов; …лето зеленое, зима белая а небо - голубое...) - и пытаемся ответить. Можно найти для учащихся проблему, которая имеет множество правильных решений, поощрять их в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются «дикими», непрактичными и сумасшедшими. Можно оценить не только качество ответов, но и их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

Способность к ассоциированию развивают задания, предлагающие подобрать существительные к прилагательному. «Например, тёплый - лето, солнце, котёнок, цвет, взаимоотношения; холодный - айсберг, утро, расставание, север. Или придумать разноплановые сравнения: дождь похож на водопад, на душ, на слёзы, на музыку, на барабанную дробь, на время (потому что идёт), на колыбельную (убаюкивает), на приговор (отменяет прогулку), на муху (надоедает), на воспоминание (навевает грусть)».

Дивергентное мышление хорошо развивается при работе с конструктором - конечно, если собирать модели не по готовому образцу, а изобретать что-нибудь своё. Например, из деталей технического конструктора сделать фигурки животных или цветов, а грузовик или самолёт попытаться собрать из строительного набора. Вообще нестандартное использование материалов открывает большие перспективы для творчества. Можно рисовать крупой, создавать картины из цветных обрезков бумаги и ткани, мастерить игрушки или скульптуры из пластиковых бутылок, писать поздравление с днём рождения конфетами или монетками.

Любое сочинительство, серьёзное или нет, идёт на благо. Полезно писать стихи и сказки, шуточные поздравления и письма, играть в буриме, придумывать вместе с друзьями истории. Развивают и задания с трудными условиями (составить рассказ из одних только существительных, или из слов, начинающихся на одну букву, или включающий как можно больше фразеологизмов).

Сегодня есть компьютерные программы, позволяющие делать мультфильмы, создавать причудливые коллажи, писать музыку. Выходит много книг с творческими заданиями, развивающими играми, которые помогают весело и полезно провести время в компании. Все это можно использовать в проектной деятельности – выполнение задания принесет не только практическую пользу ученику, но доставит ему удовольствие от процесса работы, даст возможность почувствовать себя создателем.

Дети в традиционной школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому, если ввести проектирование или участвовать в конкурсах не получается, необходимо использовать каждую возможность во время урока, при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала учащихся. Это можно воплощать в жизнь, не отходя от традиционных учебных программ, используя на обычных уроках упражнения, направленные как на развитие конвергентного мышления, так и дивергентного.

В настоящее время, реализация ФГОС второго поколения создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника, а также условия для творческой самореализации педагогов.

Практически каждый предмет школьной программы может быть использован, как площадка для выявления и поддержки креативных учеников, развития и закрепления их творческого потенциала. Кроме того, изменяя тактику преподавания учебных дисциплин можно существенно улучшить показатели общей успеваемости, не выходя при этом за рамки учебного плана.

Для изучения динамики развития творческой личности ученика лучше всего применять сопоставление креативного или дивергентного (творческого) мышления и традиционного конвергентного мышления. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям: степени точности ответа, степени подробности, скорости (кто раньше), аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях).

Творчески относиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности, без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечён, от творческих возможностей зависит его жизненный уровень.

Творческая деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся, она повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. А педагоги, участвуя в деятельности инновационных площадок, развивают свою профессиональную компетентность.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М.: «Просвещение», 1991. – 93 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология. - М: Издательство «ЭКСМО – Пресс», 2000. – 1008
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. http://sbiblio.com/biblio/archive/druginin_psih/04.aspx
  4. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.
  5. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий // Способности и одаренность. - М.: Знание, 1961. - с. 9-20.
  6. Тралкова Н. Е. Решение дивергентных задач детьми с синдромом Аспергера и одаренными детьми // Молодые ученые - московскому образованию: материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М., 2007.