Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов. Дошкольный возраст: воспитание ребенка дошкольника Мнение психологов о разных подходах к воспитанию самостоятельности у ребенка

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 3 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 14.05.2019

Возраст 3–4 года является одним из важнейших периодов в развитии ребёнка. Именно в это время он учится общению со взрослыми, своими сверстниками, начинает постигать окружающий мир.

Среди психологов бытует термин «кризис трёх лет» - он проявляется в стремлении ребенка к самостоятельности, появлении у него упорства, увеличении коммуникативных качеств. Это служит сигналом к изменению взаимоотношений родителей и детей, с предоставлением для младших дошкольников больше свобод.

Ребёнок на третьем году жизни начинает активно проявлять своё «я» - он старается быть более самостоятельным, правда, не всегда имея физических способностей к этому. В этот период родителям следует всячески поддерживать детей - успешно развитая социальная способность у ребёнка трудно представляется без помощи и поддержки взрослых.

Не рекомендуется излишне критиковать детей своим видом или словами проявлять нетерпение к его медленным и неумелым действиям - эта ситуация может серьёзно подорвать веру детей в их собственные силы. Следует, наоборот, уделять как можно больше внимания достижениям ребёнка, радуясь вместе с ним новым достижениям и успехам.

Самостоятельность как признак социальной адаптации

Ребёнок начинает стремиться к своей самостоятельности в результате общения со своими родителями и другими взрослыми. Только в результате совместной работы он сможет освоить новые действия и приёмы, развивая при этом свою самостоятельность на основе примеров, подаваемых родителями и беря за основу их социальное поведение.

В этот период детям, как никогда, важно участие в его развитии родителей, материнская поддержка и т. д.

По достижению 3–4 лет у детей начинает активно развиваться потребность коммуникативных взаимодействий с родителями. Это проявляется в многочисленных вопросах, задаваемых детьми - в этом возрасте их начинает интересовать абсолютно все, что имеет хоть малейшее социальное значение.

Взрослые, со своей стороны, должны всячески поощрять стремление детей к познанию окружающего мира, выражаемого в наблюдении, сравнении и выявлении свойства различных предметов. Параллельно этому у детей происходит социальное развитие - они учатся общению как с другими взрослыми, так и с членами семьи. Взрослые вместе с детьми должны искренне радоваться новым открытиям, задавать ребёнку новые вопросы, побуждающие к новым открытиям.

Начиная с младших лет, ребёнок начинает проявлять повышенный интерес к своим сверстникам - следует уделить особое внимание его увеличенной потребности в коммуникативных контактах, направляя его в сторону повышения доброжелательности и отзывчивости, являющимися основными положительными факторами, влияющими на его социальное развитие. Чтобы научить ребёнка тонко чувствовать настроение и чувства посторонних, следует развить в нём способность переживания близким - его родителям, воспитателя, сверстникам и т. п.

Именно от умения родителей правильно передавать детям свои чувства и способности вызвать эмоциональный отклик у ребёнка является необходимым условием для дальнейшего социального развития. Именно благодаря этому ребёнок научится сопереживать, поймёт, что не все его действия вызывают одобрение окружающих, почувствует разницу между «можно» и «нельзя». Разовьётся способность действовать в зависимости от того, как это требует сложившаяся ситуация, а не первые эмоциональные побуждения. Поэтому очень важно показывать детям положительный пример гуманных и добрых отношений:

  1. научить ребёнка, как можно утешить обиженного человека;
  2. объяснить ему, почему необходимо делиться и угощать посторонних;
  3. научить его помогать людям и радовать в трудную минуту.

Именно влияние и пример родителей поможет детям определять в мимике и жестах людей ту или иную эмоцию, и своим примерам показывая верное реагирование, как того требует ситуация. Одобрение поведения ребёнка со стороны взрослых положительно сказывается на стремлении детей, направленном на социальное развитие, повышает самооценку, которая начинает высоко цениться ребёнком.

Следует помнить, что ребёнок младшего возраста скорее практик, а не теоретик - именно опыт, приобретённый в результате коммуникативных взаимодействий с другими людьми и связанная с ним ситуация запоминается и усваивается им намного лучше, чем объяснения воспитателей или родителей.

Влияние активности на общительность

К концу третьего года жизни дети начинают проявлять новые черты характера, выражающие их индивидуальность и позволяющие отличать их от сверстников. Существенно возрастает физическая активность, возникает острая потребность к подвижным играм и постоянным физическим действиям. В случае неудовлетворения потребностей дети становятся слишком капризными, легко перевозбуждаются и нередко происходит ситуация, когда они не слушают взрослых.

Также среди особенностей дошкольников выделяется высокая возбудимость и почти полное отсутствие тормозных процессов, и для компенсации необходима регулярная смена занятий. Это существенно поможет детям дошкольного возраста успокоиться и восстановить свои силы.

По мере взросления дошкольников увеличивается их коммуникативное стремление к сверстникам - появляется необходимость в длинных и содержательных разговорах. Со временем продолжительность коммуникативных контактов увеличивается, и они становятся существенно активней.

Следует уделить повышенное внимание детям, испытывающим трудности в общении, ввиду собственной застенчивости или повышенной агрессивности - ситуация, когда происходит затруднения к реализации коммуникативных потребностей детей, может стать причиной развития личностной деформации в будущем. При подобных проявлениях взрослым необходимо тщательно проанализировать причины возникновения проблемы и искать безболезненные способы коррекции поведения.

Общение дошкольников со взрослыми

Развитие коммуникативных способностей устраивает и отношение ребёнка ко взрослым - дети начинают испытывать потребность к интеллектуальным и познавательным разговорам, и самым частым словом, произносимым ребёнком становится «почему». Со стороны родителей будет огромной ошибкой уходить от ответа, пытаться не замечать его вопросы или отвечать с заметным признаком раздражения и неудовольствия - дети в этом возрасте уже замечают проявления эмоций, и подобное отношение может негативно отразиться на их дальнейшем развитии. Искренняя доброжелательность и заинтересованность взрослого, попытка построения разговора «на равных» не только позволит ребёнку лучше уяснить ответ на вопрос, но и разовьёт у него чувство доверия и уважения ко взрослым.

Практика показывает, что среди дошкольников, не получающих должного внимания, большая часть проявляет все признаки замкнутости, упрямства и непослушания.

Дети этого возраста отличаются высокой активностью, что открывает для них новые возможности и позволяет проявить свою индивидуальность.

  1. У дошкольников наблюдается развитие повышенного интереса к подвижным играм, которые становятся основной формой организации их жизнедеятельности.
  2. Дети начинают проявлять интерес к общепринятым правилам. Именно в этом возрасте от них начинают поступать жалобы на поведение других взрослых или сверстников, если ими была заменена подобная ситуация. Это свидетельствует о том, что ребёнок уже смог принять общепринятые правила, и ситуация с их нарушением рассматривается им как что-то нехорошее, и требующее обязательного вмешательства со стороны взрослых. Для него очень важно будет получить от старших подтверждение своей правоты, и потому нелишним будет обсудить с ребёнком случившееся, попутно разъясняя ему повторно о недопустимости подобного поведения с его стороны.
  3. Дети дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью и непосредственностью. Они ещё не умеют скрывать свои чувства, поэтому взрослым следует обучать ребёнка основным правилам коммуникативных контактов.
  4. В этом возрасте следует уделить особое внимание развитию эстетического чувства у ребёнка - это может быть обучение основам музыки, живописи и пр.
  5. Родителям ежедневно должно находиться время я интеллектуального провождения со своим ребёнком - это может быть чтение книг, прослушивание музыки, рассказывание историй или сказок и пр.

Только доверительное и заботливое отношение к ребёнку, позволяющее ему почувствовать себя на равных со взрослыми, способствует развитию коммуникативных способностей, что, в свою очередь, является залогом полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Читайте далее:

Рис. 7.1. Начальные этапы развития самостоятельности ребенка

Успехи ребенка, достигнутые на протяжении 3 лет, качественно меняют его поведение. Роль взрослого остается главной, но ребенок стремится действовать независимо от взрослого. Это приводит к противоречиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности (рис. 7.1).

Особенности осознания ребенком своего «Я» можно представить в виде схемы (рис. 7.2).

Рис. 7.2. Особенности осознания ребенком своего «Я»

Осознавая себя, ребенок сравнивает себя со взрослым:

  • он хочет быть таким, как взрослый;
  • он хочет выполнять такие же действия, как взрослый;
  • он хочет быть независимым и самостоятельным.

В определенный момент у ребенка является противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так возникает кризис 3 лет (табл. 7.1). Взрослый может сталкиваться с большими трудностями в общении с ребенком, с его упрямством и негативизмом.

Таблица 7.1
Кризис 3 лет

Симптомы

Основные характеристики

1. Негативизм ярко выражен

Проявляется чаще:
— в отношении не к предметной ситуации, а к человеку;
— не просто в желании выполнять какое-то указание взрослого, а делать наоборот;
— ребенок поступает наперекор и собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям

2. Упрямство как немотивированная настойчивость

Ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Например, он отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изменить свое решение

3. Строптивость

Постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый, капризы по любому поводу. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше. Например, он проявляет нежелание идти с мамой за руку

4. Своеволие

Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность

5. Бунт против окружающих

Проявляется реже в следующих формах:

Постоянные ссоры с людьми;

Очень агрессивное поведение

6. Обесценивание ребенком личности близких

Ребенок называет близких бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Кроме того, он резко меняет свое отношение к игрушкам: замахивается на них, отказывается играть с ними

7. Деспотичное

подавление

окружающих

Ребенок убежден, что все должны удовлетворять его желания, ведет себя как маленький тиран. В противном случае устраивает истерики, пытается задействовать слезы. При этом:

Появляется ревность, даже агрессия к младшим детям;

Ребенок требует постоянного внимания к себе

Ситуация. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», - и выжидательно посмотрела на

Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?

Решение. Здесь проявился негативизм ребенка, спровоцированный желанием заявить о себе. Скорее всего, эта ситуация - порождение кризиса 3 лет.

Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка:

  • отношение к предметному миру;
  • отношение к другим людям;
  • отношение к себе.

Ребенок все больше стремится к самостоятельности, не желает терпеть постоянную опеку взрослых, обижается на самые невинные замечания. У малыша отмечается обостренная чувствительность к своим действиям, которая проявляется в излишней стыдливости, застенчивости, смущении.

Например, Игорь не смог выполнить постройку из кубиков по просьбе мамы, засмущался, потом вывел маму из комнаты, вернулся и достроил постройку правильно.

Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. Зато малейший успех может вызвать бурную радость, хвастовство.

Например, Коля (2 года 8 месяцев) заявил своим родителям: «Я сегодня так устал! Я построил большой дом, помог Мише и Ване. Воспитательница сказала, что я хороший». В действительности ничего подобного не было, зато родители впервые похвалили Колю за хорошую постройку.

Протекание кризиса 3 лет зависит главным образом от отношения взрослого к ребенку.

Сохранение существующего (принятого) общения ведет:

  • к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство);
  • к охранению их на протяжении всего дошкольного возраста. Разумное поведение взрослого (последовательность, обязательность, уравновешенность и др.) ведет;
  • к предоставлению максимально возможной самостоятельности;
  • к смягчению проявления негативизма.

Помните! Притязания детей намного превосходят их реальные возможности.

Стремясь быть таким, как взрослый, ребенок хочет сам зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед и т. д. Удовлетворить все его потребности нереально!

Удовлетворение потребностей ребенка возможно в игре, а для этого ему надо овладеть игровой деятельностью.

При правильно выстроенных взаимоотношениях (общении) в игровой деятельности период трудновоспитуемости проходит смягченно и сокращается.

Кризис 3 лет - явление субъективно трудное для самого ребенка и объективно трудное для близких ему взрослых.

Непростая задача вырастить здорового и счастливого ребенка стоит перед всеми родителями, и в этом деле очень важно дошкольное воспитание детей. В этом возрасте дети, подобно губкам, впитывают знания и умения, а родители должны задать им нужное и правильное направление в жизни. Воспитание ребенка дошкольного возраста можно сравнить с заделкой фундамента. Именно с этого начинается дальнейшее развитие личности ребенка, поэтому очень важно начинать подготавливать его к будущей жизни психологически и умственно как можно раньше, знакомя его с навыками общения, правилами поведениями и другими важными жизненными аспектами.

Воспитания ребенка дошкольного возраста: от 3 до 6 лет

Принято считать, что дошкольный возраст начинается в 3 года, с наступлением кризиса трех лет. Это один из самых ярких кризисных периодов в жизни человека. Для него характерны всплески повышенной самостоятельности, когда психологически у ребенка развивается потребность все делать самому, а физические возможности еще этого не позволяют. В этом время повышаются и требования к ребенку со стороны взрослых. Чтобы благополучно разрешить этот кризис, взрослым нужно раскрыть перед ребенком больше новых видов деятельности, в которых ему будет представлена свобода самовыражения, и таким образом, он сможет проявить инициативу и самостоятельность.

В возрасте от 4 до 6 лет наступает относительно спокойный период: дети послушны, хорошо едят и спят, им не нужна постоянная опека. Главная особенность ребенка в этом возрасте – чрезвычайное любопытство и стремление к познанию мира. Это время бесчисленных вопросов, которые дети задают родителям. Для гармоничного умственного воспитания ребенка дошкольного возраста родителям нужно набраться терпения и отвечать на все вопросы, поощряя его познавательный интерес, что, в свою очередь, поможет при дальнейшей подготовке малыша к школе.

В данном возрасте важно также трудовое воспитание ребенка дошкольника, которое заключается в приобщении к самообслуживанию и труду. Дети стараются все делать сами, и пусть это получается еще неловко, взрослые не должны подавлять эти стремления. Разумеется, мама быстрее и лучше оденет, причешет и накормит малыша, но очень важно проявлять терпение и создавать условия для проявления ребенком самостоятельности. Когда у него получится справиться с непослушными застежками, шнурками и столовыми приборами, он искренне обрадуется, и будет стараться в следующий раз сделать еще лучше. Задача родителей – подбодрить и похвалить.

Кроме того, с 3 лет дошкольника нужно приобщать к домашним делам. Дети в этом возрасте с радостью помогают взрослым поливать цветы, протирать пыль, мыть посуду, стирать вещи и т.п. Родителям нужно поощрять малышей, давая им посильные задания.

Особенности воспитания ребенка в 6 лет

Когда ребенок достиг 6 лет, его развитие и воспитание подразумевает наличие у родителей огромного терпения и умения договариваться. Дети в этом возрасте имеют круг общения со сверстниками, который может оказаться не слишком доброжелательным, поэтому родителям нужно подготовить ребенка к возникновению ссор, конфликтов и трений.

Кроме того, в 6-летнем возрасте воспитание ребенка дошкольника должно включать специальные обучающие программы, которые помогут подготовить его к школе. Хорошо, если ребенок проявляет желание учиться, ему хочется узнавать новое, он с радостью в игре изображает школьника. Родителям нужно всячески поддерживать ребенка в этом стремлении.

В современной педагогике существуют различные методики и программы воспитания ребенка дошкольника. Каждый детский сад самостоятельно выбирает развивающую программу, по которой работает 5 лет. Любая программа имеет свои плюсы и минусы, обычно в каждой из них сделан упор на определенное направление: развитие речи, математику, художественно-эстетическое воспитание или другое.

Детские психологи сходятся на том, что оптимальный вариант воспитания ребенка дошкольного возраста предполагает индивидуальный подход. Разумеется, родителям стоит ознакомиться с различными программами воспитания ребенка дошкольника и выбрать для своего малыша лучшее. Можно делать тематические недели. Например, одну неделю посвятите диким животным: расскажите о них ребенку, посмотрите картинки с их изображениями, нарисуйте, раскрасьте, слепите их фигурки, почитайте стихи и сказки, спойте песни о них, а в завершение подберите подвижные игры по этой тематике. Так ребенок легко и с удовольствием запомнит информацию.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Известно, что моральные основы человеческой личности закладываются в раннем детстве, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста нельзя откладывать. Именно в этом возрасте ребенок активно усваивает нравственные нормы поведения. Все детские психологи единодушно сходятся во мнении, что наиболее действенным способом привить ребенку морально-этические нормы является подражание. Дети копируют мам и пап во всем: внешнем виде, поведении и эталонах оценки окружающих, поэтому они должен видеть вокруг себя доброту, нежность, щедрость и другие положительные нравственные качества. Важно хвалить и поощрять малыша, когда он их проявляет, чтобы они продолжали развиваться в его характере. Кроме того, процесс воспитания ребенка дошкольного возраста должен научить его ставить себя на место другого человека.

При этом родителям нужно помнить, что воспитание детей должно всегда сочетаться с уважением их личного достоинства. Обоснованная требовательность не должна вымещать любовь. Нужно учитывать индивидуальные черты характера ребенка, его возможности и особенности. Формирование основ нравственного поведения малыша не должно подавлять его инициативу и нивелировать индивидуальность.

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать? Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог.

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше - и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: «это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью»; «это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия»; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям - 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: «это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых».

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст - когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь».
Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность - это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.

2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.

3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: «Не мешай!», «Отойди», «Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю» и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, - дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия - ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Дошкольный возраст

1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

2. Но, пожалуй, главная задача взрослого - приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Подростковый возраст

Родителям детей-подростков приходится учиться «отпускать» своих детей, избавляться от привычки руководить их жизнью. Известные зарубежные специалисты по работе с родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу из трех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

1. Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Нужно написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей.

2. Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак не влияет на Вас. Допустим, Вас беспокоит то, что подросток не хочет учиться дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам очень хочется, чтобы он стал дипломированным специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь Вашего ребенка. Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, за которое ему придется нести ответственность. Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.

3. Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Успехи ребенка, достигнутые на протяжении 3 лет, качественно меняют его поведение. Роль взрослого остается главной, но ребенок стремится действовать независимо от взрослого. Это приводит к противоречиям, которые разрешаются, если взрослый поддерживает стремление ребенка к самостоятельности (рис.

Рис. 7.1. Начальные этапы развития самостоятельности ребенка

Особенности осознания ребенком своего «Я» можно представить в виде схемы (рис. 7.2).

Осознание ребенком себя как «Я» может быть:

Рис. 7.2. Особенности осознания ребенком своего «Я»

Осознавая себя, ребенок сравнивает себя со взрослым:

¦он хочет быть таким, как взрослый;

¦он хочет выполнять такие же действия, как взрослый;

¦он хочет быть независимым и самостоятельным.

В определенный момент у ребенка является противопоставление своих желаний желаниям взрослого. Так возникает кризис 3 лет (табл. 7.1). Взрослый может сталкиваться с большими трудностями в общении с ребенком, с его упрямством и негативизмом.

Таблица 7.1

Кризис 3 лет

Симптомы

Основные характеристики

1. Негативизм ярко выражен

Проявляется чаще:

В отношении не к предметной ситуации, а к человеку;

Не просто в желании выполнять какое-то указание взрослого, а делать наоборот;

Ребенок поступает наперекор и собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям

2. Упрямство как немотивированная настойчивость

Ребенок добивается своего только потому, что он так захотел. Например, он отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изменить свое решение

3. Строптивость

Постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый, капризы по любому поводу. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше. Например, он проявляет нежелание идти с мамой за руку

Симптомы

Основные характеристики

4. Своеволие

Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность

5. Бунт против окружающих

Проявляется реже в следующих формах:

Постоянные ссоры с людьми;

Очень агрессивное поведение

6. Обесценивание ребенком личности близких

Ребенок называет близких бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Кроме того, он резко меняет свое отношение к игрушкам: замахивается на них, отказывается играть с ними

Деспотичное

подавление

окружающих

Ребенок убежден, что все должны удовлетворять его желания, ведет себя как маленький тиран. В противном случае устраивает истерики, пытается задействовать слезы. При этом:

Появляется ревность, даже агрессия к младшим детям;

Ребенок требует постоянного внимания к себе

Ситуация. Во время разговора с внучкой Анечкой (3 года) бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», - и выжидательно посмотрела на бабушку.

2Какие черты личности ребенка проявились в разговоре?

Решение. Здесь проявился негативизм ребенка, спровоцированный желанием заявить о себе. Скорее всего, эта ситуация - порождение кризиса 3 лет.

Кризис 3 лет проявляется в трех сферах отношений ребенка:

¦отношение к предметному миру;

¦отношение к другим людям;

¦отношение к себе.

Ребенок все больше стремится к самостоятельности, не желает терпеть постоянную опеку взрослых, обижается на самые невинные замечания. У малыша отмечается обостренная чувствительность к своим действиям, которая проявляется в излишней стыдливости, застенчивости, смущении.

Например, Игорь не смог выполнить постройку из кубиков по просьбе мамы, засмущался, потом вывел маму из комнаты, вернулся и достроил постройку правильно.

Ребенка начинают тяготить его неумелость, неловкость, которые могут обнаружить другие люди. Зато малейший успех может вызвать бурную радость, хвастовство.

Например, Коля (2 года 8 месяцев) заявил своим родителям: «Я сегодня так устал! Я построил большой дом, помог Мише и Ване. Воспитательница сказала, что я хороший». В действительности ничего подобного не было, зато родители впервые похвалили Колю за хорошую постройку.

Протекание кризиса 3 лет зависит главным образом от отношения взрослого к ребенку.

Сохранение существующего (принятого) общения ведет:

¦к закреплению отрицательных черт поведения (негативизм, упрямство);

¦к охранению их на протяжении всего дошкольного возраста.

Разумное поведение взрослого (последовательность, обязательность,

уравновешенность и др.) ведет:

¦к предоставлению максимально возможной самостоятельности;

¦к смягчению проявления негативизма.

Помните! Притязания детей намного превосходят их реальные возможности.

Стремясь быть таким, как взрослый, ребенок хочет сам зажечь свет, сходить в магазин за покупками, сварить обед и т. д. Удовлетворить все его потребности нереально!

Удовлетворение потребностей ребенка возможно в игре, а для этого ему надо овладеть игровой деятельностью.

При правильно выстроенных взаимоотношениях (общении) в игровой деятельности период трудновоспитуемости проходит смягченно и сокращается.

Кризис 3 лет - явление субъективно трудное для самого ребенка и объективно трудное для близких ему взрослых.