Игровая модель воспитания в детском саду. Игра как средство гендерного воспитания детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

Особенности гендерной социализации
в игровой деятельности дошкольников

Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками) , а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим) , но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия « мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.

Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д.) , но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:

  • На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
  • На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
  • На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Ямама, Я – папа».

Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. . Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам –девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.

Серьёзным недостатком игровой деятельности является повторение одних и тех же игровых действий, часто приходится наблюдать, как мальчики, взяв в руки машины, совершают ими однообразные действия взад – вперёд, подражая звуку мотора или многократно скатывают их с какой – то поверхности. В играх девочек однообразие проявляется в том, что действуя с куклой они повторяют одни и те же игровые действия. С низким уровнем развития игровой деятельности взрослые не должны мириться. Поэтому, если в результате наблюдений за игрой детей будет установлено, что дети играют на уровне подражания или в процессе игры они ограничиваются «ролью в действии», то воспитатели и родители должны принять меры по устранению этих недостатков.

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, педагог может пригласить их для участия в играх детей, совместив таким образом включение родителей и детей в сюжетно – ролевую игру, что поможет родителю приобрести практические навыки, которыми в дальнейшем он сможет пользоваться, играя со своим ребёнком дома.

Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек) , при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».

Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.

Когда в игре будет, достигнут уровень развития, который характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения в игре социальных функций.

Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.

Девочки, как будущие женщины, помимо традиционно женских качеств должны быть активными инициативными, уметь отстаивать свои интересы.

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Специально организованные проблемные ситуации. Педагог описывает возможную ситуацию, например: «Посмотрите, как красиво одета сегодня наша Машенька. Платье это сшила мама. Но у нее была помощница - Машенька. Я знаю, многие из вас помогают маме. Пожалуйста, расскажите, как вы это делаете. (Ответы.) Можете привести примеры из книг? Кто из героев помогает родителям? (А. Вартктаян. «Помощницы»; П. Воронько. «Мальчик Помогай»; Г. Люгинин. «Мастерица»; 3. Александрова. «Сережа моет калоши»);

Моделирование жизненно значимых
ситуаций. Каждая ситуация должна включать в себя проблему и ряд действий. Задача ребенка: определиться и руководствоваться ими в среде сверстников.

А. Дети садятся за столы завтракать. Таня осталась без стула. Как ты будешь действовать? Уступишь свой стул? Скажешь воспитателю? Сядешь за стол, не замечая девочки?

Б. У Наташи порвался пакет, конфеты рассыпались по полу. Как ты будешь действовать? Подберешь конфеты и отдашь их девочке? Попросишь угостить конфетами? Не обратишь внимания?

Модель поведения для девочек

А. В группу пришел новичок. Он грустит, ни с кем не играет. Как ты поступишь? Скажешь ему ласковое слово, улыбнешься? Принесешь интересную игрушку? Назовешь его «плаксой-ваксой»? Не обращая на него внимания, будешь играть с другими детьми?

Б. После обеда мама просит помочь убрать со стола. Как ты поступишь? С радостью согласишься? Скажешь, что сначала поиграешь, а потом уберешь? Откажешься?

Дидактические игры

  1. «Кто что носит?». Цель. Учить находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Материал. Фланелеграф; фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона. Задание. Разобраться, какая одежда нужна куклам - Кате и Пете. Ход игры. Воспитатель по ошибке прикладывает юбку к фигурке мальчика или завязывает ему бант. Дети должны исправить ошибку и одеть кукол самостоятельно. Дополнительное задание. Выбрать для кукол подходящие для них предметы или игрушки: девочке - скакалку, зонтик; мальчику – гимнастические кольца, удочку.

Дидактические игры

  1. «Наши прически». Цель. Формировать представление о разновидностях причесок; развивать фантазию, воображение. Материал. Картинки, сюжетные и предметные; принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резинки, бантики, зеркало. Задание. Разобраться, на каких картинках изображен мальчик, на каких - девочка; отметить детали и особенности причесок: стрижка короткая, длинная. После обсуждения оборудовать
    салон красоты.

3. Дидактические игры

«Сундучок русской хозяюшки». Цель. Расширить представление о быте русского народа; развивать уважительное отношение к труду женщины, желание ей помогать, интерес к истории и культуре своего народа. Задание. Рассмотреть старинные и современные предметы, отобрать те, которые использовали в старину (глиняный горшок, игрушечный самовар, стиральная доска, современный утюг, игрушечный чайник, набор кукольной посуды).

Игры-состязания

Задание. Сказать больше добрых, красивых слов о маме, папе; назвать предметы, которые могут принадлежать только маме или только папе; перечислить имена мальчиков (девочек).

Игры-занятия с куклами Задание. Накормить куклу Машу, одеть куклу Машу на прогулку, помочь ей принять гостей, вылечить куклу Машу.

Подвижные игры «Утка и утята». Цель. Создать атмосферу общности, воспитывать чувства сопереживания, ответственности; развивать у девочек способность и желание заботиться о малышах. Материал. Покрывало.

Действующие лица. Мама-утка, маленькие утята (четверо-пятеро детей), коршун (воспитатель). Ход игры. Мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в, пруду, ищут червячков на полянке... Неожиданно налетает коршун и пытается похитить утят. Задача мамы-утки - уберечь своих деток, собрав их вместе, защитить от опасности с помощью покрывала. Если эта задача решается, коршун, несолоно хлебавши, покружившись угрожающе еще некоторое время, улетает. Теперь мама-утка вновь выпускает своих детей из укрытия, чтобы они могли вновь резвиться на полянке.

Схемы-действия

Схемы-действия отражают культурные эталоны поведения, способствуют усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, уже заданном пространством учреждения, - там, где дети имеют возможность проявить самостоятельность, свободу

Сюжетно-ролевые игры Цель. Овладеть полоролевым репертуаром, способами мужского и женского поведения в семье: «Дочки-матери», «У нас гости», «Идем в кукольный театр», «Переезжаем на новую квартиру».

Моделирование ситуаций Я и моя семья. Дети поочередно берут на себя роли членов семьи и свою собственную; проектируют возможную социальную ситуацию (дома или на улице) и способ поведения.

Совместная трудовая деятельность.

Получив задание, дети в зависимости от пола распределяют трудовые обязанности, цель которых - получить положительный результат. Стирка кукольной одежды: мальчики носят воду, девочки стирают; мальчики относят чистое белье, девочки развешивают; уборка в природном уголке: мальчики приносят горшки с цветами в умывальную комнату, девочки протирают листья, орошают их водой; мальчики расставляют цветы по местам, меняют воду в аквариуме, девочки чистят клетки животных и т.д.

Символические игры «Кто живет в твоем сердце?». Задание. Получив карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» и т.д. , отобрать те, которые обозначают ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. В качестве символа можно воспользоваться изображением мишки, выполняющего различные действия,

Метод диалога с самим собой, содержание которого - реальные проблемы; «Мне грустно, потому что,..», «Мне радостно, и я...», «Если бы я был (а) мальчиком (девочкой), то..,», «Мне бывает страшно, когда...», «Больше всего я люблю...», «Когда вырасту, я..,», «Когда стану папой (мамой), я...» и т.д.

Специально организованные виды деятельности. Выступают в виде этических индивидуальных и совместных бесед как с мальчиками, так и с девочками.

Темы бесед с мальчиками: «Мальчики -защитники слабых (девочек, женщин, стариков)», «Мальчики - маленькие рыцари», «Мальчики - юные мастера», «Мальчики -будущие папы».

Темы бесед с девочками: «Девочки - маленькие хранительницы и утешительницы», «Девочки - маленькие принцессы», «Девочки - будущие мамы».

Темы совместных бесед: «Мальчик и девочка - такие разные и такие похожие», «Защита и сострадание - качества мужчины и женщины», «Внешние формы поведения мальчика и девочки», «Мальчики и девочки в совместной деятельности», «Мальчик и девочка - будущая семья».

Игры-состязания, стимулирующие
познавательную активность:
«Назови
смелую профессию», «Опиши словесно
портрет девочки (мальчика)», «Кто передаст характер героя (героини) известного произведения?», «Кто составит небольшой рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, бабушке, дедушке) по заданным словам (веселая, озорная, забавная, смешливая; герой, храбрец, победитель, рыцарь)?». "

Символические игры

  1. «Предмет-мужчина, предмет-женщина». Задание. Рассмотреть предмет (кувшин, лампа, подушка, карандаш),
    представить, кем бы он стал, если его оживить (мужчиной или женщиной), и обыграть эти предметы, изображая их взаимодействие - словесно или жестами.

Символические игры

  1. «Мой любимый герой». Задание. Нарисовать образ любимого героя, реального или литературного; раскрыть словесно его суть; прикосновением волшебной палочки превратиться в того героя, кого нарисовал.

Примечание. Правила предусматривают символические действия и творческое взаимодействие с игроками; желательно: вхождение в образ посредством мимики: пантомимы.

3. Символические игры

«Сбор чемодана». Задание. «Собрать в чемодан» те черты характера (овеществленные в знаках и символах), которые по могают мужчине и женщине в жизни, способствуют умению видеть и понимать другого.

Дидактические игры

  1. «Мама». Цель. Развивать представление об обязанностях мамы в семье и на работе; воспитывать любовь к близким людям, желание доставить им удовольствие; закрепить употребление «волшебных слов», помогающих дарить окружающим
    радость, сохранять дружбу.
    Материал. Набор открыток с изображением букетов, сувениров, предметов; карточки с текстом «волшебных слов». Ход игры. По предложению педагога дети сочиняют рассказ на тему «Моя мама дома и на работе» и описывают ее портрет; с помощью открыток
    разыгрывают ситуации: «Выбираем подарок для мамы (бабушки, сестры)», «Поищем и найдем "волшебные слова" для мамы». Игра заканчивается совместным
    определением того, кто самый внимательный: дочка, сын, внук; обсуждением, почему сделали именно такой выбор.
  1. Дидактические игры «Кем я хочу стать? Как буду работать?». Цель. Формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии. Материал. Картинки, изображающие людей разных профессий. Ход игры. 1. Беседа по темам: «Сколько профессий может освоить человек?», «Что определяет название профессии?», «Почему человек стремится овладеть профессией?», «Какая профессия самая лучшая? Почему?», «Кем я мечтаю быть? Чему я для этого должен научиться?».2. Чтение стихотворений Маяковского «Кем быть?», 3. обсуждение темы: какие профессии называют женскими и мужскими, случается ли что женщины овладевают мужской профессией, а мужчины – жнской. 4. Вывод, к которому подводит воспитатель: главное – любить и хорошо знать свое дело.

Модель поведения для девочек

  1. Дети вышли на прогулку. У Алеши неправильно застегнуто пальто. Шапка съехала набок. Ты помогаешь Алеше при вести себя в порядок? Жалуешься воспитателю на небрежный вид мальчика? Не замечаешь непорядок в одежде Алеши?
  2. Мама заболела. Ты будешь заботиться о ней? Или продолжишь играть как ни в чем не бывало? Станешь капризничать?

Ребенок моделирует ситуацию и с помощью графических средств или демонстрационного материала он должен продумать и обозначить свои связи, отношения и действия с теми, кто находится с ним в одной ситуации.

Специально организованные проблемные ситуации. Педагог описывает те ситуации, которые ежедневно возникают в детсаду. например: 1. Сегодня, позавтракав, все дети отправились на прогулку, Леночка осталась в группе, чтобы помочь Зое Александровне. Не напоминает ли ее поступок кого-нибудь из сказочных персонажей? Кто так же, как Леночка, любил трудиться? С кем ее мож но сравнить? С Крошечкой-Хаврошечкой или с Ленивицей? 2. Оля строила из кубиков домик. Пробежал Андрюша, нечаянно толкнул постройку. Строение рассыпалолось. Никто не обратил внимания на девочку, на то, как она огорчилась. Только Саша подошел к Оле: собрав кубики стал успокаивать девочку. Невольно вспоминается одна из сказок братьев Гримм «Гензель и Гретель». Кто расскажеткак Гензель заботился о своей сестренке? как успокаивал ее? как по-мужски находил выход из трудного положения? Кто представит, как в такой же ситуации вел бы себя Карабас-Барабас? Буратино? Айболит?

Моделирование жизненно значимой ситуации , включающей проблему и ряд решений, которые следует выбрать и которыми следует руководствоваться в среде сверстников.

Модель поведения для мальчиков

  1. Ты едешь в трамвае сидишь у окна. Входит женщина. Ты уступаешь ей место? Продолжаешь сидеть и смотреть в окно? Взбираешься на колени мамы? 2. Большие мальчики обижают девочку. Она плачет. Ты проходишь мимо? Зовешь старшего брата или маму? Сам заступаешься за девочку?

Сюжетно-ролевые игры. «Дочки-матери», «Переезжаем на новую квартиру», «Ожидаем гостей», «Дети заболели», «В семье празднуют именины».

Игры-драматизации

  1. «Спящая красавица». Цель. Формировать доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; развивать способность и желание говорить приятное своим товарищам. Задание. Мальчик (девочка) по желанию изображает
    спящего принца (спящую красавицу). Остальные игроки, соблюдая очередность, подходят к спящему герою и пытаются добрыми словами разбудить принца (или красавицу).
  2. «Сказка наоборот». Цель. Формировать умение входить в образ героя противоположного пола, понимать его интересы и нравственные ценности. Задание. Придумать сказку, в которой действуют известные сказочные персонажи. Основное условие: героев (Карлсон, Буратино, Карабас-Барабас, Незнайка) изображают девочки, а героинь (Красная Шапочка, Крошечка-Хаврошечка, Золушка, Мальвина) - мальчики.

Имитационные игры

1. «Любящие родители». Задание. Передать мимикой, эмоциями чувство радости, нежное, заботливое отношение родителей к своим детям.

  1. «Бездомный котенок». Задание.
    Проявить жалость, ласку к тем, кто нуждается во внимании.
  2. «Разъяренная медведица». Задание. Выразить эмоцию гнева; объяснить его причину у людей, животных; способ выхода из этого состояния.
  3. «Охота Бабы Яги». Задание. Передать характер отрицательного сказочного героя выразительными движениями, мимикой.

Подвижные игры «Найди свою пару». Задание. Держась за руки, составить пары. Ход игры. По сигналу воспитателя дети разбегаются по площадке, изображая различные предметы. По второму сигналу - находят свою пару. Приз получает та пара, которая первой возьмется за руки и объяснит, как их предметы могут дополнить друг друга.

Моделирование ситуаций «Прими решение». Цель. Формировать умение самостоятельно принимать решения, ориентируясь на эталон мужского и женского поведения, принятый в обществе. Содержание. Воспитатель читает текст. Задача, поставленная перед детьми, - самостоятельно продолжить и закончить сказку. Например: «Жила-была девочка, добрая, умная. Один недостаток был у нее - очень рассеянная. Однажды, отправляясь на день рождения своей подруги, девочка никак не могла найти заколки, чтобы привести в порядок прическу. Наконец нашла. Но тут куда-то запропастились носки... Что делать? Опаздывать нельзя. Помогла мама. И носочки нашла, и подарок для именинницы подготовила. Когда девочка была уже во дворе, у подъезда ее внимание привлек незнакомый малыш. Он сидел на лавочке и тихонько всхлипывал. Рядом никого не было...».

Ответы детей обсуждаются.

Коммуникативные методы

  1. «Скажи комплимент». Ход игры.
    Рассадив детей по кругу, педагог предлагает каждому, соблюдая очередность, сказать своему соседу что-то приятное.

Примечание, В следующий раз задание можно усложнить, предложив мальчикам обратиться к девочкам так, как это сделал бы рыцарь или мушкетер, увидев свою королеву, а девочкам - повести себя как Золушка на балу. По выполнении задания обсудить совместно, кто сказал самый необычный или неожиданный комплимент.

Коммуникативные методы.

1. «Посмотри в глаза». Задание. Составить пары, посмотреть друг другу в глаза, представить, каким (какой) станет партнер (партнерша), когда вырастет, рассказать об этом.

2. «Секретные совещания». Задание.
Собраться мальчикам на «совещание»
решить, что приятного, доброго, полезного они могут сделать для девочек.

  1. Игра «Подарок». Ход игры. Дети
    чередуясь (мальчик-девочка), образуют круг. По предложению водящего (воспитатель) преподносят соседу воображаемый подарок: руками изображают, что дарят. говоря при этом что-то приятное. Водящий дает установку: «Подумайте, какой подарок было бы приятно получить вашему (вашей) соседу (соседке)». По окончании игры спрашивает, что подарили. Предлагает сопоставить, насколько верно сосед (соседка) понял преподносимый дар. Дети, в свою очередь, делятся впечатлениями о том, какие они испытали чувства, получая или преподнося подарок.

Состязательные игры 1. «Рыцарский турнир». Ход игры. Турнир проводят мальчики-рыцари, соревнуясь в ловкости, сноровке (попадание в цель, бег с препятствиями, прохождение по лабиринту), силе (перетягивание каната, армреслинг), смекалке (отгадывание кроссвордов, задач, головоломок), галантности (приглашение на танец), остроумии (изложение забавного случая, придумывание названия к смешным картинкам). Подведение итогов и награждение победителей проводят девочки.

  1. «Маленькая хозяйка». Ход игры. Девочки соревнуются в кулинарных способностях (приготовление бутербродов, салатов), знании кулинарных рецептов, умении сервировать стол, принимать гостей.

Коммуникативные методы

1. «Новое имя». По заданию педагога дети дают характеристику каждому в группе, начиная с первой буквы имени, на
пример: Наташа - н
ежная, надежная, неунывающая; Саша - с мелый, сильный, стойкий. Охарактеризовать товарища можно и по ассоциации с каким-либо растением, животным или явлением, например: Таня - травинка
(тоненькая, хрупкая, нежная, как травинка);
Вася - василек (глазки голубые, как у василька); Ксюша -к ошечка (ходит тихо-тихо, совсем неслышно, как кошечка); Саша – солнышко (добрый, радостный, согревающий своей улыбкой). Когда станет ясно, что дети усвоили инструкцию, педагог, подзывая к себе каждого воспитанника, предлагает при
думать свой вариант характеристики.

2. Инсценировки по сюжетам произведений. Задание. Раскрыть поступки героев, проявивших мужественность, женственность («Морозко», «Рукодельница и Ленивица», « Крошечка-Хаврошечка»;С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; К.И. Чуковский. «Айболит»; Х.-К. Андерсен. «Свинопас», «Все хорошо, что хорошо кончается»; братья Гримм. «Гензель и Гретель»).

Игры-состязания

Задание. Назвать пословицы, раскрывающие мужские и женские качества характера; назвать пословицы о семье, почитании родителей, любви к детям; душевно спеть колыбельную песню сыну или дочке; назвать сказки, в которых действуют добрые, заботливые, трудолюбивые, сильные, выносливые, отважные, находчивые герои; нарисовать старинный праздничный наряд мужчины (женщины); назвать старинные предметы быта.

Диалогово-игровые методы 1. «Беседа с героем сказки». Цель. Развивать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками; обучать умению действовать в соответствии с ролью. Материал. Карточки с изображением различных сказочных персонажей. Ход игры. Из набора карточек выбрать одну и принять на себя роль этого героя или героини (Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Снегурочка, Змей Горыныч, Иванушка-дурачок, Емеля, Крошечка-Хаврошечка, Марья-Искусница).

Выбрав пару (мальчик-девочка), разыграть ситуацию, предложенную педагогом, например: сочинить беседу между двумя персонажами на определенную тему (о погоде, друзьях, желаниях, любимых занятиях и т.д.); придумать и провести диалог сказочных персонажей по поводу какой-либо совместной деятельности.

Диалогово-игровые методы 2. «Главные слова». Цель. Находить в сказке главные, значимые слова, раскрывающие полоролевые ценности. Материал. Иллюстрации к знакомым сказкам. Ход игры. По предложению педагога дети вычленяют в сказке слова, раскрывающие нравственный смысл поступков героев. Это могут волшебные слова, сказочные приговоры, слова, что несут смысловую нагрузку. Так, основные слова в сказке «Морозко», сказанные падчерицей: «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!». Отсюда понятно: вовсе не случайно, что ее терпение, доброта, трудолюбие, мягкость вознаграждаются. Главные смысловые слова в былине «Вольга и Микула» произносит богатырь: «Простой крестьянин я, землю пашу. Хлебом Русь кормлю. А зовут меня Микула Селянинович». Важно донести до детей мысль: трудолюбие, отвага, сила, смелость, любовь к Родине на земле Русской всегда являлись и являются ценностями.

Русские народные игры

1. «В хороводе были мы». Цель. Формировать умение овладевать нормами межполового общения. Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка, выбранные по жребию. По окончании песни:

В хороводе были мы.

Ай-люли, были мы.

Увидали парочку.

Постой, пара, поклонись,

Ай-люли, поклонись.

Хороводу покажись -

выбирается новая пара.

Русские народные игры

«Утка». Ход игры. Играющие (чередуясь: мальчик-девочка) образуют круг. В центре - «утка» (девочка), за кругом - «селезень» (мальчик). Он должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. Стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

«Наши мамы. Наши папы»

Цель: формировать умение выделять существенные признаки сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь и уважение к близким людям.

Материал: семейные фотографии каждого ребенка.

Дети стоят по периметру, в центре которого разложены фотографии. Воспитатель говорит о том, что у каждого есть родители, затем предлагает найти фотографию своей мамы или папы, рассказать о них.

После того как все дети выполнят задание, воспитатель задаёт вопросы: чем похожи ваши мамы (папы)? Какие обязанности по дому они выполняют? Кем вы будете, когда вырастете?

Выслушав детей, воспитатель обобщает их ответы.

«Помощники»

Цель . Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать помощь близким.

Материал. Цветок из картона со съёмными лепестками.

Дети поочерёдно отрывают лепестки цветка, называя обязанности, которые они выполняют дома (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за домашними животными, играют с младшими сестрами и братьями, убирают игрушки и др.).

Вариант игры. Дети перечисляют домашние обязанности, которые выполняют их мамы и папы.

«Кто я в семье?»

Цель . Формировать представления о родственных связях. Учить правильно употреблять слова «сын», «внук», «брат», «дочь», «внучка», «сестра» (в старшем дошкольном возрасте - «племянник», «племянница», «двоюродный брат»).

Материал . Цветок из картона со съёмными лепестками.

Воспитатель задаёт вопросы, отвечая на которые каждый ребёнок должен оторвать лепесток и сказать, в каких родственных отношениях он находится со своей мамой (папой, бабушкой, тётей, дядей и т.д.)

«Я знаю пять имён...»

Цель. Учить идентифицировать себя и окружающих по полоролевому признаку. Взрослый перечисляет несколько имён, например Серёжа, Миша, Лёня, Даша, Дима. Дети называют лишнее имя, затем объясняют, почему они считают его лишним.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цель. Учить детей проявлять внимание к сверстникам своего и противоположного пола. Формировать представления о мужественности и женственности.

Материал. Куклы Саша и Маша, сделанные из картонных цилиндров. Головы кукол - воздушные шары голубого (Саша) и розового (Маша) цвета с нарисованными лицами. Мальчик одет в рубашку и брюки, девочка - в кофту и юбку. Живой (искусственный) цветок.

Воспитатель вносит в групповое помещение кукол и рассказывает детям историю их знакомства. «Саша увидел Машу на прогулке и решил с ней познакомиться. Из всех девочек он выбрал её, потому что Маша была самая красивая и доброжелательная. Маше тоже понравился симпатичный мальчик. Они подружились и пришли в детский сад узнать, что думают друг о друге дети и как они умеют дружить. Куклы принесли волшебный цветок, который поможет каждому выразить свои чувства». Дети передают друг другу цветок и говорят комплименты. Если ребёнок затрудняется, воспитатель задаёт ему наводящие вопросы.

«Смайлик»

Цель. Учить называть, понимать и демонстрировать эмоциональные состояния человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.).

Материал. Большой круг из картона -Смайлик; вырезанные из цветной бумаги глаза, брови, рты, носы - на каждого ребёнка.

Воспитатель описывает какую-либо ситуацию, например Смайлик увидел друзей (заболел, рассердился и т.д.). Дети должны составить из деталей изображение Смайлика, передав его настроение в зависимости от ситуации, затем изобразить данное эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

«Вежливые слова»

Цель. Формировать уважительное отношение друг к другу, желание оказать помощь. Активизировать словарь (здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи и др.).

Материал. Сюжетные картинки, на которых изображены различные ситуации (ребёнок толкнул мальчика (девочку), поднял вещь, которую уронил сверстник, и т.д.).

Дети поочерёдно рассматривают картинки и называют вежливые слова и выражения, употребление которых уместно в той или иной ситуации.

Если ребёнок затрудняется, воспитатель задаёт ему наводящие вопросы.

Какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг не обиделся?

  • Как ты отблагодаришь человека за помощь?
  • Что ты скажешь, если случайно кого-нибудь толкнул или задел? И т.д.

«Собираемся в гости»

Цель. Формировать потребность выглядеть аккуратно и опрятно. Учить детей доброжелательно относиться к сверстникам, проявлять заботу.

Материал. Предметы одежды (юбки, рубашки, галстуки, пояса и т.д.), сумки, детская косметика, часы, расчёски, игрушки и т.д.

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости и напоминает, что для этого надо привести себя в порядок: красиво одеться, причесаться и т.д.

По сигналу двое-трое детей начинают собираться в гости, остальные наблюдают за их действиями и отвечают на вопросы воспитателя: могут ли дети отправиться в гости прямо сейчас? Что желательно изменить во

внешнем виде мальчиков (девочек)? Нуждаются ли они в помощи? Как можно помочь девочкам (мальчикам)? И т.п.

Когда внешний вид игроков, по мнению детей, приведён в порядок, взрослый напоминает им о том, что надо поблагодарить друзей за проявленную заботу и внимание.

«Отгадай профессию»

Старший дошкольный возраст

Цель . Закреплять знания детей о профессиях. Формировать представление о разделении профессий на мужские и женские.

Материал . Карточки с изображением людей разных профессий.

Воспитатель перечисляет действия человека, занятого тем или иным делом. Дети называют профессию, один ребёнок выбирает карточку с соответствующим изображением. Затем проводится беседа о данной профессии. Например: «Человек надевает специальную одежду, спускается под землю, работает отбойным молотком, добывая уголь. Кто он по профессии? (Шахтёр. Горняк.) Как вы считаете, сложно ли работать шахтёром? Мужчины или женщины работают шахтёрами? Как вы думаете, почему? Каким должен быть шахтёр? Как вы думаете, почему женщины не работают горняками?» (Высказывания детей.) Если у кого-либо из детей родственники работают шахтёрами, педагог просит рассказать о них.


Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, становлении и развитии личности человека в целом. Решающим условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. Ниже разберём, какие условия предписывает ФГОС при формировании игровой деятельности дошкольников.

Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

Мишель де Монтень

Значение, цели и задачи игры

Игра - основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

  • младенческий этап (два месяца - один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
  • раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
  • дошкольный период (три - восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Цели и задачи игры

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

  • Пробуждение интереса - процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
  • Самопознание и самореализация - малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
  • Формирование культуры сотрудничества - совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
  • Социализация - ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
  • Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
  • Игровая терапия - помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Принципы организации

  • свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
  • творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;
  • эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;
  • следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Типология игровой активности дошкольников

Виды

Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

  • сюжетно-отобразительная;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • режиссёрская постановка;
  • театрализованная импровизация.

Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

  • дидактические игры с сюжетным рисунком;
  • игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
  • подвижные разного уровня интенсивности;
  • дидактические игры с музыкальным сопровождением.

Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

  • развлекающие игры;
  • интеллектуальные головоломки и состязания;
  • календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
  • театрально-костюмированные;
  • народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Самостоятельная игра

В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.

Сюжетно-отобразительная игра

Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведения, свойственную конкретному человеку.

В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажами остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Большое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.

Все дети, играя с куклами, мечтают о том, чтобы его любимые куклы, мишки и зайчики ожили на самом деле. Механические куклы на это не способны, у них есть ограниченный набор действий. А вот куклы для кукольного театра дают ребенку огромные возможности для развития целого ряда навыков и способностей

Режиссёрская игра

Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или игрой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.

Виды режиссёрской театральной игры:

  • настольный театр картинок или устойчивых игрушек;
  • театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок;
  • игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев;
  • импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья
  • стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета

Театрализованная игра

На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо), может подключаться музыкальное сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привлекает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует желание подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.

Видео: игра «Театр юного зрителя»

Сюжетно-ролевая игра

Для старших дошкольников (6–7 лет) важным будет не обращение к игрушке, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребёнок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полёт в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодорожной магистрали и т. д.

Классификация сюжетно-ролевых игр:

  • игры на бытовые сцены из реальной жизни («дочки-матери», «поход в гости», «домашние хлопоты»), в которых основным героем является кукла;
  • игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей - воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д.;
  • игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического прошлого;
  • игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинематографа или мультипликационных фильмов.

Видео: сюжетно - ролевая игра в старшей группе «Строительство спортивного стадиона»

В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.

Развитие в условиях ФГОС

Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.

Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.

Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответствии с возрастом детей:

  • Первая младшая группа - предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.
  • Вторая младшая группа - понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.
  • Средняя группа - расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.
  • Старшая группа - дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.
  • Подготовительная группа - построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.

Основные требования к эффективной организации и проведению игры

Две модели поведения взрослого:

  • взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;
  • взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.

Задачи руководства игровой деятельностью детей:

  1. Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.
  2. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.
  3. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе игры.
  4. Побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты из реальной жизни.
  5. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами.
  6. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словесной формы выражения.
  7. Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой задачи, используя новые комбинации с предметами.
  8. Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.
  9. Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.
  10. Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников.
  11. Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.
  12. Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок.
  13. Обучать умению договариваться.

Однако целенаправленно натаскивать детей на шаблонные игровые действия не желательно, поскольку это может губительно сказаться на проявлении свободного творчества.

Видео: развитие детской инициативы в процессе создания педагогами условий в соответствии с ФГОС

Ролевое поведение ребёнка должно наполняться высоким уровнем художественной выразительности, эмоциональными средствами которой будут жесты и мимика.

Игровые образовательные ситуации

Игровые обучающие ситуации:

  • наглядная иллюстрация - обычно применяется в работе с младшими дошкольниками, воспитатель с помощью наглядного материала разыгрывает обыденные ситуации из реального опыта детей, демонстрируя социально допустимые нормы поведения;
  • обучающие упражнения - практикуется в средней группе, воспитанники принимают активное участие в проигрывании сюжета, обучаясь ролевому регулированию, управлению своим поведением;
  • ситуация-проблема - старший дошкольник в активном действии учится овладевать своими чувствами, находить социально приемлемый выход эмоциям, осознавать и понимать свои переживания, контролировать свои речевые реакции при взаимодействии с другими людьми;
  • оценка - воспитанники подготовительной группы проходят практику анализа своего поведения, пытаются давать обоснованную, аргументированную оценку своим решениям и действиям. Это финальная часть игровой ситуации, она требует квалифицированной помощи со стороны педагога.

Стержнем игровой обучающей ситуации является сценарий, вокруг которого выстраивается обсуждение: беседа, эксперимент, театральная постановка, путешествие, конструирование и т. д.

Видео: интерактивные обучающие упражнения по изучению правил дорожного движения

Видео: детский спектакль про маленькие зубки

Игра эксперимент - вид дидактической игры, интерактивная форма проведения учебного занятия, во время которой организуется наглядное моделирование, имитация изучаемых явлений.

Ребёнок путём экспериментально-исследовательской деятельности получает новые знания или приобретает навыки.

«Как распространяется звук»

С помощью нехитрых приспособлений, таких как тазик с водой или небольшой бассейн, монеток или деталей конструктора педагог предлагает малышам разобраться с происхождением физического явления передачи звука. Дети, бросая монетки в ёмкость с водой, замечают волнообразно расходящиеся по воде круги. Воспитатель поясняет, что такими же волнами, но по воздуху до нас доносятся звуки от собеседника или от другого источника звука.

Видео: фрагмент занятия - эксперимента «Воздух вокруг нас»

Видео: сюжетно-ролевая игровая ситуация «Путешествие»

Социо-игровая технология для дошкольников по ФГОС

Эта технология представляет собой организацию обучения в условных ситуациях, которые помогают воспроизвести и освоить общественный опыт во всём его многообразии, т. е. знаниях, умениях, эмоциональной деятельности и социальных оценках. Проще говоря, это образование в форме развлечения, игры.

Программа нацелена на формирование таких образовательных навыков:

  • умение определять главное, анализировать, сравнивать;
  • производить операцию обобщения по группе признаков;
  • различать реальные события от условных;
  • овладение психологическими навыками самообладания, быстроты реакции на слово, развитие сообразительности.

Эта современная технология является формой игрового образования, но делает акцент на социально-коммуникативную сферу развития ребёнка.

Технология опирается на свободомыслие, свободу выбора и действия ребёнка с обязательным учётом предварительной договорённости и соблюдении установленных правил. Это технология развивает навыки обмена мнениями, ведения оживлённой дискуссии, но при этом вносит деловую упорядоченность, организованность в поведение воспитанников. Такой педагогический метод предлагает организацию работы детей в небольших группах (компаниях) в качестве оптимальной для достижения образовательных целей. Важнейшим условием социо-игровой технологии является принцип частой сменяемости состава групп, для того чтобы избежать противопоставления «свои» - «чужие», кроме того, смена обстоятельств общения позволит ребёнку полнее раскрыть свой характер.

Видео: социо-игровой подход в развитии коммуникативных навыков дошкольников по ФГОС

Правила поведения воспитателя в практической реализации социо-игровой технологии:

  • абсолютно исключить авторитарность и диктат, кроме тех ситуаций, которые могут представлять потенциальную опасность здоровью детей;
  • занимать демократическую позицию наравне со всем участниками совместной деятельности;
  • держать паузу невмешательства и молчания, такое поведение даст детям возможность проявить самостоятельность в решении проблемы или конфликта;
  • брать во внимание реальные возможности детей, но стараться расширять зоны самостоятельности, не разжёвывать знания и не давать готовых алгоритмов;
  • помочь ребёнку преодолеть робость и неуверенность, имея в педагогическом резерве набор упражнений, которые повысят самооценку, придадут уверенность в собственных силах;
  • уходить от чёткой постановки цели, более приемлемо создание условий для открытия интеллектуального и творческого потенциала ребёнка;
  • в проведении этапа презентации давать первое слово малоактивным детям.

Организация игрового пространства на основе требований ФГОС ДО

П. 3.3 предусматривает:

  • Для воспитанников младшей группы предметно-пространственную среду необходимо обустраивать с учётом сохранения большого свободного пространства для удовлетворения потребности детей этого возраста в свободном, активном движении, таком как лазание, игра на полу.
  • Детям, которые перешли в среднюю группу необходимо обустроить центр сюжетно-ролевых ситуаций с ярким, интересным инвентарём, мягким уголком с уютной мебелью и игрушками. Например, замечательно будет организовать в помещении группы центр театрального искусства, «Магазин», «Больницу», «Кухню», «Салон красоты».
  • Предметное пространство средней и старшей группы должно наполняться конструкторами, строительным материалом, зонами настольных игр (лото, шашки, домино), разнообразными развивающими макетами, поскольку пятилетки и шестилетки создают целые игровые миры, вовлекая в них своих сверстников, обретая совместный опыт коллективного сотрудничества. Не стоит забывать, что организация пространства, в которой находится ребёнок, не должна лишать его права на уединение и спокойную сосредоточенную деятельность.

П. 3.3.5 разрешает образовательной организации самостоятельно определять игровое оборудование. Согласно требованиям ФГОС ДО набор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.

Видео: организация игрового пространства для сюжетно-ролевые деятельности детей

Компьюторно-игровой комплекс

Занятия по программе компьютерного образования, основанной на современных научных разработках в области развивающих технологий, предназначена для воспитанников старшей и подготовительной групп.

  • интеллектуальное развитие, обучение решению задач;
  • формирование умственных способностей к анализу и синтезу;
  • тренировка внимания, памяти;
  • развитие логических операций, ассоциативного и пространственного мышления;
  • расширение круга математических знаний;
  • развитие любознательности, обогащение знаний об окружающем мире;
  • формирование графических умений, развитие творческих способностей;
  • развитие практических навыков владения компьютером.

Пример заданий компьютерного обучения

Логическое задание Изучение геометрических фигур Обучение счёту и навыкам сравнения (больше- меньше) Обучение навыкам чтения схематических карт

Проведение анализа

Диагностика игровой деятельности проводится педагогом на основе наблюдения за игровыми ситуациями, которые дети проигрывают самостоятельно. В младших группах рекомендуется проводить диагностику три раза в год с целью корректирования деятельности педагога по совершенствованию игровых навыков воспитанников. В старшем дошкольном возрасте целесообразно проводить диагностическое исследование в начале учебного года и в конце.

Анализ профессиональных умений воспитателя проводит старший воспитатель или методист.

На что обратить внимание:

  • Кто из детей выступил в роли инициатора игры.
  • Был ли предварительный план.
  • Какое количество детей принимало участие в игре.
  • Перечень ролей и их распределение.
  • Какие игровые действия совершали игроки.
  • Что находилось в фокусе внимания детей: предметы или отношения.
  • Какие новые игровые ситуации были введены.
  • Продолжительность игры.
  • Ситуация была проиграна полностью или оборвалась неожиданно.
  • Уровень самостоятельности детей в игре.
  • Как выстраивались отношения между детьми.
  • Выходил ли кто-то из детей из игры спонтанно.
  • Возникали ли конфликтные ситуации.
  • Взаимоотношения воспитателя и детей.

Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей:

  • путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
  • проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей;
  • предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей;
  • предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
  • координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?» и т. д.;
  • воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?

Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:

  • старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
  • объединял детей для игры;
  • поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми;
  • сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.

Диагностический протокол уровня развития игровых навыков детей

Показатели развития

Фамилия, имя ребёнка

1 2
I . Содержание игры
1. Замысел игры появляется:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно
2. Разнообразие замыслов
3. Количество игровых задач
4. Разнообразие игровых задач
5. Самостоятельность при постановке задач:
а) вставит взрослый;
б) с помощью взрослого;
в) самостоятельно
II . Способы решения игровых задач
6. Разнообразие игровых действий с игрушками
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:
а) развёрнутые;
б) обобщённые
8. Игровые действия с предметами-заместителями:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно
9. Игровые действия с воображаемыми предметами:
а) с помощью взрослого;
б) самостоятельно
10. Принимает роль
11. Разнообразие ролевых действий
12. Выразительность ролевых высказываний
13. Наличие ролевых высказываний
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:
а) взрослого;
б) ребёнка
15. Ролевая беседа возникает:
а) со взрослым;
б) со сверстником
16. Ролевая беседа возникает по инициативе:
а) взрослого;
б) ребёнка
17. Содержательность ролевой беседы
III . Взаимодействие детей в игре
18. Вступает во взаимодействие:
а) со взрослым;
б) со сверстником
19. Ставит игровые задачи:
а) взрослому;
б) сверстнику
20. Принимает игровые задачи:
а) от взрослого;
б) от сверстника;
в) отказывается
21. Длительность взаимодействия:
а) кратковременное;
б) длительное

Картотека игр для дошкольников

Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении организовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитателю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, развивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог правильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессиональной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.

Игра как метод игрового воспитания и обучения в ДОУ

Карякина Татьяна Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 «Золушка»,

г. Рассказово, Тамбовская область

«Игра порождает радость,

свободу, покой в себе и

около себя, мир с миром».

Фридрих Фребель

Дошкольный возраст - яркий этап в жизни каждого человека. Придя в детский сад, ребенок, обретает новых друзей. Именно в дошкольном учреждении, ребенок получает огромный запас впечатлений от окружающего его мира. И все это благодаря игре. Игра - особый вид деятельности, которая расцветает в дошкольном детстве. Деятельность вроде и бесполезная, но в то же время и очень необходимая.

Игра сопровождает ребенка с первых дней его жизни, все детство и остается с ним до самой юности.

Игра - один из основных видов детской деятельности. В любом возрасте дошкольника, игра - необходимое условие для его всестороннего развития, одно из основных средств воспитания и развития.

В процессе игровой деятельности у ребенка формируются, развиваются, а затем и совершенствуются все психические процессы, формируется его личность. Игры наполняют ребенка в ДОУ радостными впечатлениями и переживаниями, эмоционально его обогащают, создают хорошее настроение и радость успеха.

Игра - понятие очень многогранное. Без нее невозможно нормальное развитие ребенка. Игра в дошкольном возрасте развивает и воспитывает в ребенке все то, что составляет богатство человеческой личности.

Игра - это универсальное, незаменимое средство воспитания. Трудно переоценить влияние игры в дошкольном детстве на развитие ребенка.

«Игра - осмысленная деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы», - А. С. Макаренко.

Игра в детском саду, незаменимый помощник воспитателя. Это то, что сближает взрослого и ребенка дошкольного возраста. Малыши чувствуют, что взрослые в него верят, доверяют ему. Единственный язык, который очень легко дается детям дошкольного возраста - это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать все возникающие проблемы и сложности в отношениях со взрослыми, детьми, сверстниками. Поэтому, на вопрос: «Что больше всего любят малыши?», можно не задумываясь ответить: «Играть».

По мнению многих ученых, игра - это не просто забава, а очень важный вид деятельности маленького человечка. В игре ребенок может все: летать на самолете, воздушном шаре, прокатиться на поезде, автомобиле или автобусе, дрессировать животных и многое другое. «Только понарошку» - можем подумать мы, взрослые. Но для ребенка дошкольного возраста - это реальный мир, в котором он живет, пусть даже в игре, в течении короткого возраста.

Детские игры - это неоднородное явление. Даже глаз непрофессионала легко сможет заметить, как разнообразны детские игры по своему содержанию, по формам организации, по степени самостоятельности детей, по игровому материалу.

Разнообразие детских игр можно разделить на 2 группы:

Творческие игры (сюжетно-ролевые игры, театральные, режиссерские, театрализованные игры, игры со строительным материалом)

Игры с правилами (подвижные игры, дидактические игры)

Так же все игры делятся на 3 класса:

Игры, возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные сюжетные игры, игры-экспериментирование)

Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целью:

Обучающие игры (дидактические игры, сюжетно-дидактические игры, подвижные игры)

Досуговые игры (игры-забавы, интеллектуальные игры, игры развлечения, театральные, празднично-карнавальные игры)

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные игры, традиционные игры)

Игры в детском саду имеют различные функции:

Развлекательная функция (побудить интерес к данной деятельности, заинтересовать, развлечь, доставить удовольствие)

Коммуникативная функция (умение общаться в игре)

Самореализация в игровой деятельности

Игротерапевтическая функция (преодоление различных трудностей и препятствий в игре)

Диагностическая функция (выявление отклонений от норм поведения в игре)

Функция коррекции (внесение изменений в структуру личностного общения со взрослыми и сверстниками)

Функция социализации (усвоение норм человеческого общения со взрослыми и сверстниками в игровой деятельности)

Можно выделить основные черты, присущие игровой деятельности в ДОУ:

Творческая (импровизационная), очень активная черта детской игровой деятельности «Поле творчества»

Эмоциональная «Эмоциональное напряжение»

Свободная развивающая деятельность (по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса игровой деятельности, а не от ее результата)

Наличие прямых и косвенных правил (логическая последовательность развития сюжета игры)

В ДОУ важное место занимает применение различных технологий. Одна из таких «игровая педагогическая технология», включающая в себя достаточные методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Специфика игровой технологии - игровая среда:

Игры с предметами,

Игры без предметов,

Настольные игры,

Компьютерные игры,

Подвижные игры,

Малоподвижные игры,

Игры с различными средствами передвижения

Игровая педагогическая технология охватывает определенную часть учебного процесса, объединению с определенным персонажем, содержанием, с последовательным включением:

Игр и упражнений, на выделение определенных признаков предметов, умение сравнивать, сопоставлять их

Игр и упражнений, на обобщение предметов по определенным признакам

Игр и упражнений, на умение отличать реальные события от выдуманных

Игр и упражнений, на быстроту реакции, смекалку

Обучение в ДОУ в форме игры, занятие интересное, занимательное, но не развлекательное. Данная технология должна четко содержать пошаговое описание игровых действий и заданий.

Игра у ребенка дошкольного возраста не должна ассоциироваться только с развлечением. Некоторые игры должны быть веселым развлечением, а некоторые любимым занятием во время свободной деятельности, досуга. Очень важно, чтобы никто из детей не скучал, все были заняты интересной игрой, занятием, любимым делом.

В играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества. В этом и состоит роль игры в воспитании детей дошкольного возраста.

Велика роль игры в воспитании у детей правильного отношения к труду. Главное, удачно организовать игру с трудовым процессом. В данном случае игра украсит труд, поможет воспитать любовь к трудовым действиям, успешно овладеть мастерством.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте приучает детей жить и работать в коллективе, соблюдать определенные правила, считаться с интересами сверстников, приходить им на помощь.

Игра - это не только имитация детской жизни, а очень серьезная деятельность, позволяющая ребенку дошкольного возраста самореализоваться и самоутвердиться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для сего определенного персонажа, который наиболее ему близок, соответствует его нормам и правилам, нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития его личности.

«Игра, поэтому и игра, что она самостоятельна для ребенка», говорил К. Д. Ушинский.

Мир детства - это увлекательный мир игры!