Художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкальной деятельности. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании и обучении детей

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Тюнькова Л.В., музыкальный руководитель МДОУ дскв №3 «Радуга» , Г.о. Подольск

Одним из пяти, согласно (ФГОС ДО), направлении развития и образования детей, является художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений;

Искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление;

Эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных;

Представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы;

Фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Музыкальное воспитание играет важную роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Музыка – это ключик эмоционального развития, который учит ребёнка сопереживать, радоваться, побуждая ребёнка к самовыражению. Без определённой системы и последовательности невозможно полноценное развитие эстетического восприятия музыки. В нашем детском саду в процессе музыкальной образовательной деятельности проводится систематическая работа, направленная на воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей воспитанников.

К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:

Музыкальные занятия;

Использование музыки в повседневной жизни ДОО;

Праздники и развлечения;

Музыкальное образование в семье;

Все эти формы организации музыкального развития я применяю в своей работе. Но основной наиболее эффективной, целенаправленной, способствующей музыкальному воспитанию, обучению и развитию детей, формой организации музыкальной деятельности всё же являются музыкальные занятия, которые в свою очередь делятся на индивидуальные и по подгруппам, а по содержанию на типовые, доминантные, тематические, комплексные. Независимо от формы организации детей для достижения цели всестороннего развития личности ребёнка перед собой я ставлю следующие задачи:

  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие воспитанников.
  • Развивать музыкальные способности детей;
  • Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков каждого ребёнка;
  • Воспитывать уважение к культуре своего народа, создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств;
  • Развивать сенсорные и моторные функции;
  • Формировать потребности в двигательной активности;
  • Прививать любовь к музыке и умение эмоционально реагировать на неё;
  • Развивать творческую самостоятельность детей;

Неправильно думать, что маленькие дети не способны воспринимать музыку. Учёными доказано, что, ещё находясь в утробе матери ребёнок слышит и чувствует музыку. Начиная с трёх лет, дети уже владеют определённым набором музыкальных навыков: понимают, что музыку можно слушать, петь под неё можно танцевать, играть на музыкальных инструментах. В этом возрасте ведущую роль в музыкальном развитии детей занимает восприятие музыки, дети с интересом реагируют на яркие моменты в музыке, узнают их при повторе. В младшем дошкольном возрасте начинает формироваться голосовой аппарат, слух, ритм. В старшем дошкольном возрасте музыкальное восприятие более осознанное, появляется интерес к музыке и мотивация к музыкальной деятельности, т. к. меняется мышление детей от наглядно-действенного к наглядно-образному. Во многом успех музыкального развития зависит от методов, приёмов, используемых педагогом в организации музыкальных занятий.

Для позитивного настроя к предстоящему занятию, улучшению эмоционального климата между самими детьми и педагогом, занятия я начинаю с психогимнастики, в виде валеологических игр-распевок с элементами самомассажа. Непременным условием применения таких распевок является игровая форма. Именно игровой самомассаж является тренировкой образного мышления у детей, улучшает их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни. Такие упражнения повышают защитные свойства организма, готовят голосовой аппарат к предстоящему пению.

Как пример, игра-распевка: «Доброе утро».

Доброе утро!

Поворот головы вправо.

Улыбнись скорее!

Поворот головы влево.

И сегодня весь день

Будет веселее.

Три хлопка в ладоши.

Мы погладим лобик,

Носик

И Щёчки.

Выполняют движения по тексту.

Будем мы красивыми,

Медленно поднимают руки вверх.

Как в саду цветочки!

Выполняют «фонарики».

Разогреем ладошки

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Движения по тексту.

Ушки мы теперь потрём

И здоровье сбережём.

Движения по тексту.

Улыбнёмся снова, будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны.

В каждое занятие я включаю музыкальные пальчиковые игры в качестве физкультминуток во время слушания, пения и проведения музыкально-дидактических игр. Игровая форма таких упражнений позволяет незаметно для детей укреплять их здоровье, развивать их внимание и память, формировать образное мышление дошкольников.

Одним из любимых детьми видом деятельности на музыкальных занятиях являются логоритмические упражнения. Опять же игровая форма таких упражнений способствует развитию навыков общения, координации речи с движением, развитию чувства ритма. Выполняя эти упражнения в детях формируется умение перевоплощаться в разные образы, развивается воображение, обогащается словарный запас, развиваются художественно-творческие способности, укрепляется здоровье детей.

В основном в каждое занятие, проводимое мною включены все виды музыкальной деятельности. Конечно, я стараюсь формировать певческие навыки у детей, навыки исполнения танцевальных движений, учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах и т. д. Ещё раз хочу заметить, что эмоциональное состояние детей и моё собственное для меня – практически главная задача. «Идти к детям только на позитиве» - мой девиз.

Восприятие музыки – это ведущий вид музыкальной деятельности. Вместе с детьми мы размышляем о музыке, переживаем, оцениваем, стараемся в разных формах выразить услышанное музыкальное произведение.

Приведу пример, как дети полюбили творчество Петра Ильича Чайковского и запомнили этого великого русского композитора. Перед знакомством с произведением «Сладкая грёза» я объяснила детям, что «грёза» - это светлая мечта, приятное, радостное мечтание. Затем, дети прослушали произведение, узнали о характере и форме его. А уже потом, мы слушали, мечтали под музыку и делились впечатлениями. Какую радость вызывали у меня некоторые так называемые детские «мечты», например, мальчик представил себе, как он дарит маме цветы, девочка – «летала» и любовалась красотой нашей земли, другая девочка представляла себя в красивом лесу. Было много также интересных «грёз», были и обычные мечты об игрушках и новых вещах, хотя, наверное, и это тоже важно. В этом случае я применяла метод пассивного слушания (дети сидели на ковре с закрытыми глазами).

Мы с детьми слушали ещё два других произведения Петра Ильича Чайковского: «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Но здесь уже мною был применён метод активного слушания. Я придумала сказку о кукле и её хозяйке, провела пример из реальной жизни: «мамы заботятся о детках, когда они болеют» и т. д. Затем, я предложила желающим детям во время звучания музыки, «пожалеть» кукол. Вначале откликнулись только несколько детей, в основном девочки, остальные стеснялись, зажимались, некоторые мальчики даже несколько возмущались, как же им предлагают жалеть куклу. Пришлось опять говорить с детьми о жизни: «папы тоже могут и должны уметь пожалеть своих деток, если тем более ребёнок болен. Раз за разом армия желающих «пожалеть» увеличилась практически до всей группы. Но самое радостное для меня наступило потом, когда по моему плану у нас не было ничего из репертуара Петра Ильича, дети сами у меня спрашивали: «мы сегодня будем слушать Чайковского»? Спустя некоторое время, дети таким же образом услышали новое произведение «Новая кукла».

Это произведение по характеру совершенно другое – радостное, весёлое. Дети с удовольствием выражают свои эмоции при прослушивании, и стеснения почти совсем уже нет. Далее прибавилось произведение «Марш оловянных солдатиков» - опять же другое по характеру произведение. Здесь мы - «маршируем». Зная уже несколько произведений, дети вполне справляются с задачей сравнения их меду собой. Мне радостно, что ребята эмоционально реагируют на музыку, различают характер, хорошо знают великого русского композитора, и самое главное, проявляют инициативу и желание слушать музыку. Это, конечно, малая часть творчества Петра Ильича, но мы с детьми продолжим знакомство с произведениями Чайковского, и произведениями других композиторов.

Ещё хочу немного сказать о ритмопластике на занятиях. Музыкально-ритмические движения являются естественным и важным способом самовыражения личности и физического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет. Как раз в этот период закладывается начальное эстетическое представление о красоте окружающего мира, формируется психика, вырабатываются правильная осанка и дыхание, развивается детская двигательная память, координация движений, ориентация в пространстве. В детском саду ребёнок занимается ритмопластикой в коллективе. На этот вид деятельности выделяется педагогом какая-то небольшая часть времени, и как правило его мало, хочется, чтобы детки как можно больше получали навыков танцевальных движений, передавали в танце эмоционально-образное содержание. Для меня самое главное не заставлять детей выполнять те или иные упражнения, а заинтересовать.

Для этого я применяю танцевально-игровой метод. Есть в музыкальном дошкольном репертуаре много игр, где есть ведущий ребёнок, который по правилам выбирает кого-то из детей, далее один ли он, вдвоём или может быть какая-то группа детей должны просто потанцевать. Например, игра «Колпачок»: дети водят хоровод, вокруг выбранного, кстати, считалочкой – что уже вызывает интерес у детей- ведущего, со словами: «Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя кормили, мы тебя поили, на ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!» ребёнок выбирает пару, они танцуют. Моя задача в этой игре заключается в том, чтобы дети выбрали те движения, которые нам по моему плану нужно закреплять. Дети, играя, приобретают навыки танцевальных движений, и совсем не замечают, что они чему – то учатся. Таких игр очень много: «займи место», «игра с бубнами», «весёлый танец» и т. д.

Приоритетным направлением нашего детского сада является духовно-нравственное воспитание детей, поэтому на музыкальных занятиях решаются задачи развития музыкальных способностей детей в том числе и на фольклорном материале, так как фольклор уникален тем, что способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность. Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями дети получают первые представления о культуре своего народа. В народных плясках воплощён идеальный образ человека, поэтому движения девочек становятся более нежными, плавными, когда звучит неторопливая лирическая музыка, и наоборот, появляется некоторая стремительность, удаль мальчиков при исполнении движений под весёлые плясовые песни.

Очень нравятся ребятам инсценировки русских народных песен, самое главное, что при этом дети двигаются естественно и от них не требуется каких – то определённых действий и движений. В русских народных играх с пением дети учатся выразительно передавать образы персонажей. Русскими народными играми мы часто заканчиваем занятия. В таких играх дети учатся ориентироваться в пространстве, реагировать на сигнал, получают радостный эмоциональный подъём.

Импровизация мелодий детьми тоже является фольклором. Например, мы разыграли игру - спектакль по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке» где дети импровизировали, сочиняли собственные мелодии колыбельных песен, старались передать образ во время исполнения. В это же время дети получили нравственный урок, который мы так и назвали «урок послушания».

В фольклорной форме мы проводим праздники: «Масленица», «Пасха», «Яблочный спас», «Троица», «Покров».

(10)

Большим подспорьем в моей работе служит мультимедийная система, с помощью которой раскрываются возможности наглядности. Слушая классические музыкальные произведения, дети имеют возможность любоваться красивыми пейзажами, закреплять знания о временах года и т. д. Современные технологии позволяют педагогу не тратить время на наклеивание, вырезание, искание подходящих теме картинок. Я постоянно пополняю электронную базу наглядного материала для подготовки различных презентаций, используемых мною на занятиях, праздниках, развлечениях. В перспективе ставлю перед собой цель освоить интерактивную доску

Для сохранения полученного положительного эмоционального заряда и состояния внутреннего комфорта перед возвращением детей из музыкального зала к себе в группу, я применяю различные релаксационные логоритмические упражнения с использованием музыкальных произведений спокойного характера, например, звучит стихотворение, дети выполняют движения по тексту:

Раньше всех на свете солнце встало,

А как встало – принялось за дело:

Обошло всю землю и устало –

Отдыхать за лесом тёмным село.

Вместе с солнцем мы гуляли,

Вместе с солнцем мы устали.

И легли на коврик спать,

Глазки надо закрывать.

Тише, тише, тишина,

Разговаривать нельзя!

Мы на спиночке лежим,

Ровно дышим, сладко спим.

Звучит мелодия спокойного характера, дети лежат на ковре на спине, закрыв глаза.

Вот мы глазки открываем,

Ручки кверху поднимаем,

Свои ножки напрягаем.

Все зевнули, потянулись,

Встали, солнцу улыбнулись.

Поглядели мы вокруг –

Видим мы цветущий луг.

Видим мир всегда прекрасным:

Белым, жёлтым, синим, красным,

Удивительным и разным.

(11)

В заключение хочу сказать, что, работая с детьми я понимаю, какие они удивительные и разные, и для меня большая награда и мощный заряд к собственному творческому развитию, когда дети, уходя с занятия посылают мне «воздушный поцелуй» и «обещают ещё прийти».

Спасибо за внимание!


«Народная музыка в эстетическом воспитании детей»

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Музыка - источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя красоту музыки, ее волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.

Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке.

Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. (Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие). Наиболее распространенное и доступное средство - песня. Народная песня как одно из ярких произведений музыкального фольклора входит как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, простота формы - характерные черты русского песенного народного творчества. Названные особенности русской народной песни придают ей неповторимую прелесть. Даже наиболее простые из песен, доступные маленьким детям, отличаются высокими художественными качествами.

Мелодии, оставаясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

Русские народные песни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко выраженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные. Особенно прелестны колыбельные песни «котя, котенька-коток», «баю-баю». В последней песне ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбели. Маленькие дети с удовольствием слушают и подпевают эти песни, эмоционально откликаются на них.

Народный песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития творческих способностей детей.

В процессе знакомства с русским народным творчеством дети осознают и усваивают музыкальные средства доступные для переноса в собственное творчество. К ним можно отнести: мелодическое движение, ладовую организацию звуков, некоторые нюансы при исполнении песен.

Для развития песенного творчества детей необходимо овладение детьми навыками пения. С этой целью важно включать специальные упражнения-попевки, доступные для детского голоса, в которых выражены разнообразные эмоции, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни. Следует учить детей петь естественно, легко, звонко, напевно. Добиться напевности можно за счет протяжного пения детьми гласных звуков: «а», «у», «э». Например, при пении песни «Котя, котенька - коток» помогает следующий прием: «Давайте позовем котенка, чтобы он услышал».

Для овладения детьми навыками легкого, подвижного пения необходимо предлагать показ, построенный на имитации игры на народном инструменте, игровой прием.(«Споем на дудочке: ду-ду-ду», «Покажи, как звенит колокольчик: динь-динь-динь» и т. д.) Таким образом у детей, особенно старших, развивается умение произвольно менять характер звучания.

Знакомя детей с песней, следует стремиться раскрыть художественный образ народной песни, добиваться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его. Эмоционально исполненная песня - это залог того, что дети полюбят ее, будут петь охотно и выразительно.

Народная музыка должна широко включаться в различные виды досугов, проводимых с детьми. Разнообразные семейные праздники, в них должна включаться народная музыка. Это различные русские народные песни, детские народные песенки.
В настоящее время широко используется исполнение песен под караоке, тоже весьма увлекательно и развивает ребенка.

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать, кроме народной песни, и специально написанные песни -образцы. В них поется о каком - нибудь знакомом жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит гудок, жужжит пчелка, звучит рожок,

Позывные горна. После этого предлагается ребенку придумать конец песни самостоятельно, и спеть ее.

В свободное время можно предложить ребенку такое коротенькие упражнение: взрослый задает музыкальный «вопрос», а ребенок импровизирует музыкальный «ответ».

При объяснении задании детям напоминают, что в разговоре людей один спрашивает, а другой отвечает. Например: «Ты куда идешь? - «домой».

В песне тоже можно задать музыкальный вопрос и дать музыкальный ответ. Например: «Зайчик, зайчик, где ты был?» (пропевается) и обращается внимание, какой может быть музыкальный ответ. Но каждый раз можно по-разному ответить, например, так спеть и по-другому (пропеваются ответы).

С целью развития детского песенного творчества можно использовать музыкальное лото. На карточке лото изображены 1-2-3 картинки (мишка, лягушка, машина, гусь, петух). Ребенок, выбравший одну-две карточки, сочиняет по содержанию картинки на карточке песню на заданный текст из одной-двух-трех строк.

Ведущий читает текст, например:
«Утром на опушке
Квакали лягушки».

Ребенок, у которого на карточке оказалась лягушка, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущей карточку- дубликат и закрывает на карточке лягушку. Затем ведущий читает следующий текст на новой картинке. Игра продолжается.

Таким образом, специальные задания, игры, составленные на основе музыкального фольклора, стимулируют художественную образность песенного творчества, позволяют лучше ориентироваться в творческой деятельности.

Действуя совместно со взрослыми дети получают представление о том, что общими усилиями можно доставить радость друг другу. Использование музыкального фольклора при формировании песенного творчества старших дошкольников значительно облегчает и ускоряет процесс овладения детьми средствами музыкальной речи для создания собственных отношений.

Кроме того, было замечено, что формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, нравственных качеств.

Поэтому родителям не надо упускать из своего поля зрения такой важный аспект развития и воспитания ребенка, как народная музыка.

Литература
1. Байтуганов,В.И. Народные музыкальные традиции в дошкольном
воспитании // Музыкальный руководитель - 2006 №4 - с.22-26.
2. Науменко, Г.М. Детский музыкальный фольклор. - М.,1999- 169с.
3. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагогов дошкольных учреждений,учителей начальных классов, руководителей художественных студий./ Под ред. Т.С.Комаровой. - М.: изд. «Российское педагогическое агентство»,1997. - 208с.

Чугунова Лариса Николаевна , музыкальный руководитель,

Максимова Татьяна Васильевна , музыкальный руководитель,

МБДОУ д\с № 14 «Сказка», город Верхний Уфалей, Челябинская область.

Художественно-эстетическое развитие детей на основе приобщения

их к народной культуре.

Цель : Формирование духовной культуры личности, творческого воображения и понимания культуры своего народа.

В связи со вступлением в силу федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, основное содержание области «Музыка» теперь представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Детский музыкальный фольклор - это особенная область народного творчества. Ценность его в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт. Народная музыка не только обогащает душу ребенка, но и развивает творческие способности детей.
Актуальность данной темы - в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек, передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип дает возможность детям в течение нескольких лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решить многие задачи воспитания и совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, и вносят что-то своё, так развивается творчество ребёнка.

Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности. Поэтому я веду эту работу в нескольких направлениях. Это развитие художественно-творческих способностей детей в пении, танцах, музыкальных играх, которые объединяют и песню и танец, и в игре на музыкальных инструментах.

Пение - одно из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающее большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного и творческого развития.

Первое знакомство детей с фольклором начинается с малых фольклорных форм - это большой и своеобразный раздел фольклора, превосходный материал для развития у детей умений музыкально-игровой импровизации. Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляет малышам настоящую радость. Через исполнение простых попевок, а потом более сложных мелодий, по мере подрастания дети готовятся к исполнению более сложных песен.

Поэтому, прежде чем брать целые песни с развернутым сюжетом, нужно использовать коротенькие прибаутки, потешки, колыбельные. Так как народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента, они удобны для детского голоса. Объем звуков простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса.

Например, песня «Петушок» построена на четырех звуках. Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают песню ценным средством художественно-эстетического воспитания детей.
Огромные возможности для творчества детей таят в себе русские народныепесни-игры . Они развивают способности детей к самым различным видам художественно-творческой деятельности. Например, песня «Как у наших у ворот», в которой и муха и стрекоза с муравьём и поют и пляшут, каждый ребёнок изображает это по своему.

При разучивании любой народной песни очень важно привлечь внимание детей к ее музыкально-поэтическим образам, это может быть для ребенка естественным побудителем к творческим действиям. Перед выполнением каждого творческого задания нужно пробудить в детях воображение.

Для создания более яркого музыкального образа, используются народные музыкальные инструменты. Уже в младшей группе у ребенка возникает интерес к ним. Конечно, в этом возрасте малыши не воспроизводят нужный ритм, но огромное желание играть на инструменте приводит их в восторг.

Встреча с народной музыкой должна поразить воображение детей, запомниться им. Для наиболее сильного воздействия я использую народную музыку в сочетании со стихами, живописью, прикладным творчеством, хореографией. Поэтому нужно проводить интегрированные музыкальные занятия по приобщению дошкольников к народной культуре и творчеству.На занятиях использовать метод художественно-творческого поиска: например, укрась музыку звучанием подходящего инструмента.

Так, на одном из занятий мы слушали «Камаринскую» М. Глинки. И дети сами придумывали рассказы об этой музыке: «Мужички сидят в деревне на лавочке. Вдруг один взял гармошку и заиграл сначала тихим, грустным звуком, а другой взял балалайку и начал играть задорно, весело, быстро так, что все остальные заплясали».
Затем можно предложить оформить свой рассказ. Под эту музыку дети играли на народных музыкальных инструментах, сами придумывали ритмический рисунок мелодии и свой танец. Затем можно включить «Камаринскую» в один из народных праздников.
В своей работе большое внимание нужно уделять образному и игровому танцу, поскольку именно они развивают самостоятельное творчество детей.
Есть немало народных хороводных песен, движения к которым нетрудно найти самим детям. Знакомая всем песня «Земелюшка-чернозем». Мелодия лиричная, мягкая, текст, насыщенный действиями («березка выросла», «рвали цветы», «плели венки»), богатый народными ласкательно-уменьшительными названиями («землюшка», «травонька»), подсказывает плавные движения.
Выразительное исполнение, беседа о содержании и характере музыки и поэтического текста - вот основные приемы, подготавливающие детей к придумыванию хороводных движений. Игровые, хороводные песни - это богатое разнообразие для детского творчества.

Какой красивый танец придумали девочки подготовительной группы! И этому способствовала нежная лирическая песня «Во поле береза стояла». Каждой части музыки соответствовало своё танцевальное движение по тексту песни. Этот танец можно включить в «Троицу».
Работая над народной песней, танцем, игрой, видно, как раскрывается в детях душа. Дети соприкасаются с фольклорным материалом на протяжении всего учебного года, он тесно переплетается с классикой и современностью. Тема прославления родного прошлого является очень значимой во всей работе, самое главное, стараться помочь детям самим искать способы выражения характера народной музыки через свое исполнительское творчество.

Как вершина творческих достижений - это участие детей в фольклорных праздниках. Именно там они применяют всё свое умение, творчество в любом виде деятельности по своему выбору, без лишних физических и психологических нагрузок.

Для успешного развития детей, необходима заинтересованность и поддержка родителей. Их нужно привлекать в участие в народных праздниках, играх, что доставляет особую радость детям. Родители с удовольствием принимают в них участие.

С целью создать творческую атмосферу и в группах, совместно с воспитателями были оборудуются музыкальные уголки в народном стиле, подбираются музыкальные инструменты, атрибуты ряжений. Также воспитатели и младшие воспитатели привлекаются к участию в разработке народного праздника или развлечения, участвуют в подготовке и часто сами выступают в качестве главных героев.

«Ярмарка», «Кузьминки», «Капустник», «Колядки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица» - эти фольклорные праздники стали традиционными для нашего детского сада.

Остановлюсь подробнее на нескольких. «Кузьминки» - весёлый осенний праздник, 14 октября, в честь святых Кузьмы и Демьяна. Эти святые - покровители любой работы, особенно, кузнечного дела. А чтобы работа спорилась весь год, их зовут в дом: «Кузьма и Демьян, идите жить к нам!»

Этому празднику предшествует большая подготовка. На интегрированном занятии можно сделать кукол - закруток, сворачивая куклы - закрутки, мы напевали протяжные народные песни по выбору детей. Затем можно сочинить куклам колыбельные, которые потом спеть на самом празднике, разыграть сценки с этими куклами, а потом продолжать играть с ними в группах. Мальчишки песней «Во кузнице» показывают, какие они удалые кузнецы. Для этого заранее на музыкальном занятии мальчики придумывают движения для кузнецов.

Капустник проходит обычно в начале ноября, праздник посвящён урожаю, особенно капусте. Обилие игр с родителями: «Плетень», «У Варвары», «На горе то лён» и др. Инсценируются песни «Как у наших у ворот», «Антошка».

Сразу после новогодних праздников, разучиваем песни- колядки, и идём к друг другу в группы с этими песенками, славим друг друга, в масках, костюмах сделанных с родителями и воспитателями!

«Масленица» - здесь творчеству нет предела, это и изготовление чучела масленицы, народных инструментов, на которых потом можно играть, элементов костюмов. Учим заклички, частушки, игры с пением, которые инсценируются, а на улице можно построить снежные крепости, катания на лошадях и, конечно, блины.

«Сороки» - это праздник, когда зима встречается с весной, в день весеннего равноденствия 22 марта. Заранее, на интегрированном занятии изготовить птиц, выучить весенние заклички. Предлагаю детям придумать свою закличку с родителями, затем на празднике каждый своей закличкой закликает птиц и весну. Интересна для развития творческих способностей игра «Изобрази птицу», которую потом дети отгадывают.

Переходим к «Пасхе», целую неделю длится праздник «Красная горка», где все играют с яйцами и вербой.

В «Троицу» - заплетают берёзы лентами и водят хороводы.

Ко всем этим праздникам у хорошо иметь презентации, это очень удобно, т. к. детям можно в интересной форме преподнести тот или иной народный праздник или обряд.

Хотелось бы сказать, что народное творчество является отличным материалом, опираясь на который будут развиваться творческие музыкальные способности у детей. Народное творчество многогранно, интересно, красиво и достойно того, чтобы его изучали, помнили и знали. Мы должны знать свои корни, где бы мы ни находились.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002

2. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.

3. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. - 48 с.

4. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.

5. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..


Русское народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании детейВведение

Актуальность. Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

Успешность решения этих задач зависит от целого ряда факторов. Среди них в первую очередь, применительно к старшему дошкольному возрасту, можно выделить:

сотрудничество педагога и ребенка;

использование таких средств и методов воспитания и обучения, которые способствовали бы развитию ребенка без диктата и давления со стороны взрослого и без ущерба для творческих проявлений ребенка;

воспитание и обучение в полном соответствии уровня трудности программы детского сада и возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и.т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Цель исследования – провести анализ особенностей русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть фольклор как средство развития ребенка.

2. Проанализировать роль русского народного творчества в музыкально-эстетическом воспитании детей.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Малахова Л., Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. , Зацепина М.Б. и других.

Глава 1. Фольклор как средство развития ребенка

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.

Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности.

Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста.

В программных занятиях с детьми, воспитатели используют устный народный фольклор в разных видах музыкальной деятельности (потешки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, подговорки, заклички, припевки), которые способствуют развитию у детей памяти, речи, ритмических способностей, коммуникативного общения, повышают активность и интерес к занятию.

В прослушивании музыкальных произведений на занятии, преподаватель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного, формирование здорового образа жизни.

В процессе разучивания песен в своей работе воспитатель использует песенки-потешки, песенки-пестушки, заклички, скороговорки, загадки для достижения художественно-выразительного и качественного исполнения, устойчивых навыков правильного и точного интонирования мелодии, формирования музыкально речевой активности.

Все это способствует эмоциональному восприятию песни, формированию у детей музыкально-эстетических чувств, ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливают положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в разных видах детской деятельности.

При работе над танцевальными движениями, в играх, хороводах используются загадки, подговорки, речедвигательные упражнения.

Подговорки – это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название.

Применение подговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.

Использование устного народного фольклора на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста показывает высокую практическую значимость.

Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям.

Значительно повышается музыкально-речевая активность, что вместе с тем способствует обеспечению эмоционального-психологического комфорта и сохранению здоровья детей на музыкальных занятиях.

Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие.

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художественные вкусы.

Устное народное творчество – это произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Художественное произведение – неповторимое и неповторяемое другими, которое создаёт своё. Отличие – по характеру, фактуре стиха, признакам стиля.

В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. “Ваня будет спать, котик Ваню качать” .

Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок”,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке – рябе; о зайчике – коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: “Тили – бом, Тили – бом”.

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик – мальчик”.

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке “Петушок – петушок” – всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он “голосисто”. Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Прибаутка про курочку – рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения – одно звено вытекает из другого.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку Рябу.

С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном – об игрушках. Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких стихотворениях “Лошадка”, “Мишка”, “Зайка”.

Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.детей принимала бабушка, она рассказывала детям русские народные сказки, пела колыбельные...

  • Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества на примере учащихся 14-

    Реферат >> Педагогика

    В деле патриотического воспитания содержатся в фольклоре. Русское народное творчество – это своеобразная энциклопедия... М.: Просвещение, 1991. – 248с. Внеклассные формы музыкально -эстетического воспитания детей и юношества / Практ. рекомендации. - Тамбов: ...

  • Русская народная педагогика как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста патрио

    Курсовая работа >> Педагогика

    Дошкольная педагогика» Тема: Русская народная педагогика как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста... музыкально -поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической , педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Народные ...

  • Эстетическое воспитание (4)

    Реферат >> Педагогика

    Наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Эстетическое воспитание обеспечивает комплексный... эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных ...