Что такое колядки? Обрядовые колядки. Как празднуется веселая русская Масленица в России по дням недели? Традиции и обряды народного праздника Масленицы: сжигание чучела, колесо, медведь, ряженые, кулачные бои

Масленица досталась нам от языческих предков. Ее отмечают в промежутке между февралем и мартом за семь недель до Пасхи. С давних времен этот праздник считается одним из самых разгульных, сопровождающихся массой обрядов и традиций. Песни, частушки и колядки - Масленица без них не обходилась.

Самым распространенным обычаем, сохранившимся до сегодняшних дней, считается приготовление блинов. Они имеют ритуальное значение. Круглый румяный блин ассоциируется с солнцем, которое с каждым днем светит все ярче, знаменуя приход весны. И, конечно, обряд угощения блинами сопровождается множеством шуток и колядок:

Мы с подружкою гуляли,

Сыром гору налепляли,

Всю блинами устилали,

Сверху маслом поливали!

Мой зятек без приглашенья

Прибежал на угощенье,

Но и он ошибся в силе,

Всех блинов он не осилил.

Встречали Масленицу с большой радостью как в языческие времена, так и после крещения. Главный смысл этого праздника – начало земледельческих работ. Пусть в настоящее время это не столь актуально, но все же этот старинный славянский праздник – хороший повод для веселья.

Забавы на Масленицу

С каждым днем гулянье набирало свою силу. Основное веселье начиналось в четверг, а воскресенье было кульминацией. Развлекались по-разному, но чаще всего игры были направлены на то, чтобы показать силу. Были популярны перетягивание каната, залезание на столб, бег на ходулях. При этом очень важна была бурная поддержка зрителей, которые вовсю распевали песни и выкрикивали частушки и колядки в честь Масленицы:

Для любимой за платок

Парень лезет на шесток.

А шесток облит водой,

Оттого и ледяной.

В испытаньях хлопцы стойки,

А в стряпне девчонки бойки –

Сладки блинчики пекут,

Угощенья подают.

Улыбается народ,

Дружно водит хоровод.

То ведь Масленица,

Добра Масленица!

Однако не всегда соревнования имели безобидный характер. Нередко парни участвовали в кулачных боях, которые потом переходили в жуткие формы и приводили к увечьям и гибели участников.

Особенно популярным было катание на лошадях и санях. Молодые парни специально к Масленице покупали лошадей, наряжали их в самую лучшую сбрую. К саням любили привязывать бревна, а в сани сажать мужика-заводилу, снабжая его вином и пирожками. Мужик запевал песни, а народ подхватывал, следуя вслед за санями.

Катания на санях продолжались с четверга по воскресенье. В них принимали участие молодежь, дети, взрослые.

Существовал обряд катать бабушек по полям в понедельник после празднования Масленицы. Это делалось для того, чтобы, как говорили наши предки, «лен был долгий».

Завершение праздника

Крестьяне пели на протяжении всего празднования, во время каждого обряда. Даже если слова были невеселые в песне, все равно они произносились живо и задорно. Но Масленица подходила к концу, и ее провожали грустными песнями. Молодые девушки выходили на улицу и пели о нелегкой жизни с родителями мужа и о тоске по своим родным. В воскресенье было принято у всех просить прощения. Также в этот день гуляющие выпроваживая зиму разжигали костры на горках. Завершался праздник сожжением соломенного чучела:

С наступленьем воскресенья

Просим мы у всех прощенья.

Наши добрые стремленья

Вызывают восхищенье.

На прощанье весь народ

Масленицу подожжет.

Разгорайся поскорей,

Веселые прохожие, бесплатные угощения, песни, пляски и конкурсы... Это обрядовые песни-колядки: народные куплеты, которые поются в канун великих праздников.

По всему свету славят Коляду

Колядки широко распространены и у белорусов, и у украинцев. В России обрядовые колядки встречаются реже, а если и есть, то - «виноградья». Это величательные песни, у которых традиционные припевы «виноградье, красно-зеленое мое».
Обрядовые песни вытеснены из русской культуры сильным влиянием церкви. Однако на востоке Европы эти традиции встречаются и в Румынии, и в Чехии, и в Сербии, и даже в Албании. Поэтому сказать, что традиция имеет славянские корни, никак нельзя.

Сегодня этноисторики утверждают, что праздничные обрядовые песнопения восходят к традициям греко-римской церкви. Там праздник Нового года именуется Календе (Calende). Это искомое слово, которое потом распространилось на всю Европу.
В Румынии - colinda, в Чехии и Словакии — koleda, в Словении - kolednica, в Сербии - kolenda, а в Албании — kolande. Во Франции разное произношение слова: есть и tsalenda, chalendes, charandes, в Провансе произносят calendas. Украинцы, русские и белорусы называют праздник одинаково — "коляда".

Традиции колядования

Кроме названия, праздничный комплекс солнцеворота немало схож и своими обрядами. Фольклористы выявили в колядках не только культ Христа, но и более древние языческие элементы, которые берут начало в аграрной магии. Таким образом, несмотря на то, что Коляда отмечается в день Рождества Христова, исконно он имеет иной смысл. Это день поворота солнца с зимы на лето. Каждая следующая ночь будет короче, а день - длиннее.

Однако за столь длительную историю своего существования и славянские колядки, и праздники других культур преобразовались в своеобразный микс. Уже сложно отделить религию от народных поверий.

Аграрная магия, например, воспевает сытость, урожайность, плодородность. Сюда же относится культ счастливого брака и богатства семьи. Русские народные колядки были такими, пока церковь не начала подавлять подобные ценности. Для этого использовали метод прямых запрещений и конкуренцию в виде своих торжеств и новых традиций. Так, церковь начала по-новому трактовать церемонии и по-иному объяснять, что такое колядки.

Церковные Колядки вместо аграрных

Изначально Коляда — это праздник одного дня и одной ночи. Именно церковь принимает решение о расширении обрядового календаря с 25 декабря до 6 января. Произошло это в 6-м веке нашей эры. Это позволило ввести массу новых культов и церемоний, тем самым размыв границы между языческой культурой и новой верой.

Новогодние обряды, песни и колядки-стихи, обращенные на вызывание урожая, все больше стали исполняться на святки и на крещенский вечер. Весь период от святок до крещения идет обрядовое празднование, смешиваются границы между разными культами. В связи с этим, например, украинские «щедривки» и рождественские колядки утрачивают различие в построении.

На Коляду исполняли два куплета по пять строк, а на Крещение - два четырехстишья. Отсюда следует, что именно церковь повлияла на культуру разных стран, обеднив ее. Помимо одной рождественской темы, ранее звучали бытовые песни, потешки и просьбы к Новому году. Но церковь намеривалась заменить все эти тексты церковными псалмами. Ей это удалось в ряде стран, где уже с трудом понимают, и чем они отличаются от рождественских песнопений.

Гурьба

На гулянья выходили дети и молодые ребята. В качестве сигнального знака вся честная компания брала с собой украшение. Обычно это был жест, на конце которого сияла Говорили, что Коляда пришел от звезды и до воды. Так, гурьбой, колядовщики приходили ко двору и стучались, чтобы хозяин одарил их конфетками или денежкой.

Люди верили, что от того, как они встретят солнцеворот, зависит дальнейший год. Поэтому в эти дни все старались гулять и веселиться, искренне желали друг другу счастья и удачи. Колядки-стихи подходили для таких пожеланий лучше всего. Они, как правило, выходили веселыми и коротенькими.

В эти дни весь быт переворачивался наружу. Жизнь становилась театральной, и в нее вносилось много карнавальных элементов. Люди носили маски, надевали на себя костюмы животных, выворачивали наизнанку одежду и украшали жилище соломой.
Многие устои отрицались, понятия "хорошо" и "плохо" менялись местами.
Кругом кипели пиры, хмельные застолья и веселье, тут и там раздавалось угощенье. Священникам запрещалось посещать подобные мероприятия, поскольку был соблазн окунуться в пучину оборотной стороны жизни и осрамить свой сан.

Основные мотивы колядок

Церковь сделала праздник законным, так и не сумев его искоренить, но исказила его смысл.

В православном календаре возникли "Сырные седьмицы", сорокадневные посты и Прощенное воскресенье. Постились сначала одни только монахи, перед этим сытно питаясь всю неделю. Пост был испытанием голодом в течение 40 дней, и перед тем как начать его, все служители церкви собирались вместе и прощали друг друга.

Во время Масленицы в крестьянском быте было принято проводить смотрины и свататься. Часто ходили в гости, готовясь на людей посмотреть и себя показать.
Первые три дня называются Узкой Масленицей, с четвертого начинается Широкая.
С этого дня и начинаются народные гулянья, заканчиваются все хозяйственные дела.

Люди зажигают костры и водят хороводы. Этот день еще называли Разгуляем. На седьмой день сжигали чучело, и этим заканчивалась Масленица. Масленицу кликали Авдотьюшкой, Изотьевной, Акулиной Саввишной. Ее высмеивали и всячески ругали. Всю неделю было принято кататься с горы на санках.

Понятно становится и из календарно-обрядового фольклора троицкого цикла. Например, Лель из пьесы А. Н. Островского поет троицкие колядки «Туча с громом сговаривалась».

Весенние колядки — веснянки — кликали с пригорок и крыш. Так люди расставались с зимой и звали лето. В творчестве Корнея Чуковского строки про Муху-цокотуху имеют схожую манеру.

Четочки, чечеточки,
Принесите по щеточке!
Тогда утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы —
В барабаны!

Колядки связаны с природным круговоротом, предстоящим земледелием. Народные песни — это заклинания для богов. Люди взывали к силам Матери-Земли, энергии Солнца, Воды, Дождя.

Крестьяне хотели приплода скота, безбедной жизни, урожайности. Пренебрегать обрядами означало гневить судьбу. Шумное веселье по всем правилам стало обязательством.

Хозяин Коляды

Эти обряды перетекали в первую пахоту, в сбор урожая, заготовки снопов сена.
Год за годом, в соответствии с календарем пахотных работ, крестьяне совершали эти обрядовые традиции. Поэтому все они просты в исполнении, легко запоминаемы из-за своей поэтической структуры.

Коляда в них - персонаж, который ходит по дворам и ищет своего хозяина. Кто будет над Колядой властвовать, тот будет иметь от нее блага и удачу. Коляды — существа, которых нужно было приручить песнями, упросить о помощи или призвать к ответственности упреками.

В разделе на вопрос скажите колядки на масленицу. очень нужно!! заданный автором Василий Гольдштейн лучший ответ это Раньше на масленицу народ особые песни пел - колядки, на дудках, бубнах, да гармошках себе подыгрывал.
Есть на масленицу и свои колядки:
Тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Тетушки, не скупися,
Масляным кусочком поделися!

***********************
Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть.
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И.. .блины-то все поели!
****************************
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.
****************************
Ой, Масленица, протянися!
Ты за дуб, за колоду зацепися!
Ой, сказали - нашей Масленице Семь годков,
А всего у Масленицы Семь деньков.
Ой, Масленица-обманщица!
Обманула, провела, Нагуляться не дала!

Коляда, коляда.

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Пришла коляда

Накануне Рождества.

Дайте коровку,

Масляну головку!

А дай бог тому,

Кто в сем дому,

Кто в сем дому,

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста;

Ему с колоса осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна – пирог.

Наделил бы вас господь

И житьем, и бытьем,

И богатством,

И создай вам, господи,

Еще лучше того!

Колядка – песня, которая традиционно пелась на рождественские праздники.

На масленицу

Широкорожая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

О, мы Масленицу устречали,

Устречали, лёли, устречали,

Мы сыр с масельцем починали,

Починали, лёли, починали,

Мы блинками гору устилали,

Устилали, лёли, устилали,

Сверху масельцем поливали,

Поливали, лёли, поливали.

Как от сыра гора крута,

Гора крута, лёли, гора крута,

А от масла гора ясна.

Гора ясна, лёли, гора ясна.

А на горушке снеги сыплют,

Снеги сыплют, лёли, снеги сыплют,

А нас мамочки домой кличут,

Домой кличут, лёли, домой кличут.

А нам домой не хотится,

Не хотится, лёли, не хотится,

Нам хотится прокатиться,

Прокатиться, лёли, прокатиться,

С горушки да до ёлушки.

До ёлушки, лёли, до ёлушки.

Наша горушка всё катлива,

Всё катлива, лёли, всё катлива,

Наши бабушки воркотливы,

Воркотливы, лёли, воркотливы.

Они день и ночь всё воркочут,

Всё воркочут, лёли, всё воркочут.

Они на печке лежат, всё про нас говорят,

«Не пришел бы к нам кто, не принес бы чего,

Гоголечек, гоголечек, лёли, гоголечек.

Или сыра кусок, или мыла брусок».

Гоголечек, гоголечек, лёли, гоголечек.

Масленичная песня – песня, которая исполнялась во время проведения обряда Масленицы.

Пословицы

    Где щи, там и нас ищи.

    Как худ князь, так и в грязь.

    Авось да небось – родные братья, оба лежни.

    Авирону черт дал оборону – сову да ворону.

    Авось только живы будем, авось помрем.

    Авоськал, авоськал да и доавоськался.

    Баба гневалась на торг, а торг того и не знает.

    Бабий век – сорок лет.

    Баран овцы стоит.

    Беды терпеть, каменное сердце иметь.

    Без денег сон крепче.

    Без капусты щи не густы.

Пословица – краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически-организованное образное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии.

На публикацию согласна .

Ткаленко Екатерина Валерьевна

    возраст: 23 года;

    Запорожская обл., Васильевский р-н., с. Балки;

    педагог-организатор в КЗ Днепрорудненская гимназия «София»;

    фольклорный репертуар записан со слов своих учеников, а также из различных поездок по областям;

    фольклорные произведения употребляет в процессе работы;

    фольклорный материал передает в произвольном разговоре с окружающими;

    Адрес: с. Балки, ул. Ивана Франка, д. 17.

Купальский обряд

(«…когда я была на западной Украине, мне рассказывали различные обряды, и мне удалось даже побывать на одном из них…»)

Обычно обряд проходит на берегу реки, ставка, на лесной поляне, но с обязательным наличием воды.

Всё действо начинает происходить 6 июня утром. Девушки-подростки собираются где-то в поле и делают куклу, похожую на ведьму. Когда они смастерили эту куклу, они ее несут в село и поют песни. Там же в селе девушек уже ждут парни. Они бросаются к девушкам и пытаются отобрать куклу, после чего они её разрывают на куски под крики девочек.

Основная часть праздника начинается вечером. Как правило, на этот праздник сбегаются все дети и пожилые жители. Самые маленькие участники разжигают небольшой костер, через который потом прыгают.

Дальше действие переходит на лесную поляну или к берегу реки. Там девушки делают так называемую «Морену». Для этого срезают большую ветку с вишневого дерева, на которой присутствуют три сучка: один для головы, а оставшиеся два для рук. Всю фигуру украшают цветами, разноцветными ленточками и бусами. Всё это проходит с песней.

После, одна из девушек одевает на голову венок, и несет сделанное чучело на выгон, а остальные провожают её и снова поют песни.

Добравшись до берега, девушки насыпают небольшую кучку из песка и начинают водить хороводы, гадать и т.д.

Потом, девушки собирают цветы и плетут себе венки под пение. К девушкам присоединяются юноши и зажигают факелы. Потом, все вместе идут за дровами для костра.

Вокруг костра, все собравшиеся поют песни. Когда же песни умолкают, тогда юноши начинают перепрыгивать костер для того, чтобы очиститься «купальским огнем». Со временем к парням примыкают и девушки. Также, иногда, перепрыгивают парами.

По обычаю, перед тем, как перепрыгнуть через костер, парень снимает с девушки венок и кладет его себе на голову, а на голову девушки кладет свой головной убор. Перепрыгнув через огонь, пара проходит вокруг Купалы и становится сзади остальных участников игры. Есть даже примета, что если пара не разойдется после того, как перепрыгнула через костер, то вскоре поженится.

Когда огонь начинает угасать, девушки окружают, так сказать, увенчанного в венки Купала, и поют прощальную песню.

После прощальной песни девушки начинают разбирать Купала: с него снимаются все украшения, венки и забираются себе на память.

Обряд узаконенная традицией совокупность действий, исполненных в сакрально-регламентированное время, месте, и направленные на достижение цели.