Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Формирование правильной осанки

Так как детский организм постоянно растет и развивается, многие его системы имеют неустойчивый характер. Поэтому нарушения осанки у маленьких детей – нередкое явление, чреватое многочисленными расстройствами в функционировании жизненно важных органов.

На изменение осанки дошкольника могут влиять как позитивные, так и негативные факторы. В этом возрасте неустойчивость осанки чаще всего обусловлена несоответствием скорости увеличения костной и мышечной систем: мышцы растут быстрее костей, а механизм поддержания правильной позы не поспевает за таким стремительным ростом.

Правильная осанка ребенка дошкольного возраста выглядит примерно так:

  1. голова чуть наклонена вперед;
  2. заметно небольшое смещение плечевого пояса;
  3. лопатки незначительно отходят от спины;
  4. естественные позвоночные изгибы выражены неявно;
  5. живот имеет небольшую выпуклость.

Нарушение осанки – это отклонение от нормы. На начальных стадиях оно не считается заболеванием, однако безобидным косметическим дефектом его называть нельзя. Нарушение осанки – «первый звоночек», сигнал о повышенном риске возникновения патологических искривлений позвоночника, остеохондроза, болезней внутренних органов. Подобные дефекты вредят здоровью крохи, поэтому нуждаются в особом внимании со стороны родителей. Намного разумнее задаться вопросом как сформировать правильную осанку вашего чада, предупредив развитие нарушений, чем исправлять их в будущем.

Нарушения осанки, которые чаще всего встречаются у дошкольников, приводят к тому, что спина ребенка становится вялой, сутулой или плоской.

Самый распространенный дефект у дошкольников – вялая спина. Под этим названием скрывается неряшливая и неустойчивая осанка. Такое нарушение еще не закрепилось: если малыш попытается встать прямо – его позвоночник примет правильную форму, но если ребенок расслабится – спина опять станет вялой. Со стороны может показаться, что кроха устал и «обмяк». Поэтому родители зачастую не заостряют на этом внимания. Однако вялая спина – это первый признак развития нарушения осанки.

Главная причина появления вялой осанки – недостаточное развитие мускулатуры, что является следствием неполноценной двигательной активности или болезненности ребенка. Малышу с вялой спиной трудно находиться в статичной позе, он старается изменить свое положение. Очень часто это нарушение осанки совмещается с дефектами нижних конечностей (искривление голени, плоскостопие).

Сутулая спина также частый спутник дошкольника. Основная причина возникновения этого нарушения осанки – неправильное положение при сидении за столом. Сутулая спина может способствовать нарушению работы органов грудной клетки, что крайне неблагоприятно отражается на здоровье ребенка.

Главным образом плоская спина встречается у ослабленных или отстающих в развитии детей. Однако она может быть и у бурно растущего ребенка. Дети с таким дефектом плохо переносят нагрузки, быстро устают. При плоской спине снижается амортизирующая функция позвоночника, что служит причиной микроповреждений головного и спинного мозга, в результате чего у малыша часто болит голова, он постоянно устает. Кроме этого, у детей с подобным нарушением нередко развивается сколиоз.

Профилактика нарушений осанки у ребенка

Чтобы у малыша формировалась правильная осанка, обязательным является создание условий для нормального развития его организма и исключение всех факторов, негативно действующих на опорно-двигательный аппарат.

Для профилактики появления нарушения осанки, родителям следует придерживаться некоторых правил:

  • Если ребенок еще маленький, старайтесь в одинаковой мере водить его за обе руки поочередно. Тянуть за руку малыша нельзя.
  • Понаблюдайте за позами, которые принимает ребенок. Одна нога на другой, подвернутые под себя ноги, изогнутое положение – все это недопустимо для незрелого детского позвоночника и может повлечь за собой стойкое нарушение осанки.
  • Малыши во всем подражают родителям, поэтому вам стоит следить за собой. Постарайтесь избавиться от привычных неправильных поз и постоянно демонстрируйте ребенку, что у вас правильная осанка.

Правильное питание и режим дня

Профилактика нарушения осанки предполагает нормальное развитие костно-мышечной системы крохи. А для этого малышу следует правильно питаться. Особенно растущий организм нуждается в белке и кальции – строительных материалах для мускулатуры и костей.

Основным источником кальция в детском рационе являются молочные продукты. Сливочное масло, молоко, творог и плавленый сыр – все эти продукты богаты кальцием и содержат витамин А, который активно участвует в развитии костной системы малыша.

Белковые продукты (мясо, рыба, яйца) способствуют формированию мышечной системы вашего чада. Дефицит белка может негативно отразиться и на физическом, и на психическом здоровье крохи. При недостаточной калорийности пищи белки расходуются в первую очередь на обеспечение детского организма энергией, а на создание новых клеточных структур их просто не хватает.

Правильный режим дня также вносит свою лепту в формирование осанки ребенка. Причем распорядок должен твердо поддерживаться в будние и в выходные дни малыша.

Оборудование детской комнаты

В детской комнате обязательным является наличие качественного освещения. Правильная осанка не сформируется, если кроха будет играть или рисовать в полумраке, изогнувшись неестественным образом.

Детский письменный стол должен быть на пару сантиметров выше локтя стоящего рядом малыша. Отлично, если родители приобретут для дошкольника специальную парту, которая убережет от нарушения осанки. Желательно, чтобы конструкция стула предусматривала естественные изгибы тела ребенка.

Кровать должна быть больше высоты ребенка. Матрац к ней нужно обязательно подобрать твердый и ровный. Идеальным вариантом будет приобретение ортопедического матраца, на котором равномерно распределяется масса крохи, а его мышцы полностью расслабляются. Если поверхность, на которой спит ребенок, чересчур мягкая, это может привести к формированию неестественных изгибов позвоночника. Помните, что недостаточно жесткий матрац провоцирует перегревание межпозвоночных дисков, что нарушает общую терморегуляцию детского организма.

Подушку для крохи лучше подобрать плоскую и укладывать ее исключительно под голову ребенка.

Двигательная активность

Для профилактики нарушения осанки у детей очень важны занятия физкультурой и спортом, активные игры на улице.

Особенно полезно плавание, преимущества которого состоят не только в физнагрузке, но и в положительном воздействии воды. Пребывание в воде укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы, закаливает малыша, способствует активизации обмена веществ и совершенствованию теплообмена.

Во время плавания естественным образом разгружается позвоночник ребенка, межпозвонковая мускулатура начинает работать симметрично, восстанавливаются оптимальные условия для правильного роста тел позвонков. Позвоночник вытягивается, околопозвоночные мышцы укрепляются, улучшается координация движений. Все это препятствует возникновению нарушений осанки.

Лечебная гимнастика при нарушениях осанки

Как сформировать правильную осанку, если дефекты уже обнаружены? Исправление нарушений – процесс длительный, и занятия по коррекции осанки должны проводиться регулярно. Курс лечебной гимнастики для детей дошкольного возраста составляет как минимум полтора месяца, и таких курсов за год должно быть два-три (с перерывом в один-два месяца).

Основными задачами гимнастики являются:

  1. Укрепить и оздоровить весь организм в целом (улучшить физическое развитие, закалить организм, нормализовать психоэмоциональное состояние малыша).
  2. Повысить силовую выносливость мышечной системы.
  3. Усовершенствовать координацию движений.
  4. Сформировать и закрепить правильную осанку.
  5. Научить ребенка разгружать позвоночник.

Занятия с детьми, у которых были обнаружены проблемы с осанкой, необходимо проводить у гладкой стены, напротив которой должно быть зеркало, чтобы малыш видел себя во весь рост. Не стоит забывать об удобной одежде. Чтобы улучшить контроль за выполнением упражнений, крохе нужно подобрать неширокие шорты и футболку.

Исходная позиция для всех упражнений: малыш стоит, прижавшись к стене затылком и лопатками, ягодицами и пятками. При этом голова чуть приподнята, а плечи необходимо опустить и немного отвести назад.

  • Упражнение 1. Руками потянуться вниз, а головой – вверх. Вытягивая шею, выдохнуть. Вдох производится при расслаблении.
  • Упражнение 2. Выдыхая, вытянуться всем телом, не поднимаясь на носочки. Вдох – снова во время расслабления.
  • Упражнение 3. Выдыхая, руки приложить к голове и вытянуться всем телом, кроме шеи. Расслабились – выдох.
  • Упражнение 4. Зажмурясь, шагнуть вперед. Попытаться встать правильно. Открыв глаза, в зеркале оценить правильная ли осанка.
  • Упражнение 5. Сделать несколько шагов от стены и присесть. После попытаться встать правильно.
  • Упражнение 6. Скользя спиной вдоль стены, подняться на носочки. Потянуться и ненадолго замереть в таком положении. После вернуться в исходную позицию.

Как правильно выполнять упражнения по коррекции осанки, должен показать специалист. И именно под его наблюдением следует пройти несколько курсов лечения. Однако после закрепления основных навыков, многие из этих упражнений можно делать дома.

В заключение

Даже если родители не уделяли должного внимания воспитанию правильной осанки с раннего возраста крохи, очень важно не упустить момент, когда сформированные дефекты еще можно устранить. Если дошкольник жалуется на боль в груди или спине, сутулится, быстро утомляется и проявляет невнимательность – это первые признаки нарушений осанки. Своевременное обращение к врачу поможет предотвратить прогрессирование недуга и избежать возможных негативных последствий.

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения.

Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания . Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма.

Правильная осанка свидетельствует о хорошем общем физическом развитии.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются залогом физического здоровья и психологического благополучия.

На сегодняшний день очень много детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. На фоне этих нарушений развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, кифоз, остеохондроз. … Кроме этого, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому педагогам так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Для того чтобы предупредить возможные нарушения осанки у дошкольников необходимо:

Во всех группах мебель подбирать по росту детей;

Учитывать посадку ребёнка за столом;

Обращать внимание на позу ребёнка и если она неправильная, попросить изменить её;

Соблюдать двигательный режим;

Вырабатывать осознанное отношение к поддержанию и сохранению правильной осанки у детей.

Возрастные особенности формирования осанки

Дошкольный возраст – период активного формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. К 6 – 7 годам отмечается удвоение массы тела годовалого ребенка и четкие, естественные изгибы позвоночника. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

Свод стопы у дошкольников продолжает формироваться, поэтому важно подбирать соответствующую обувь (на каблучке, использовать упражнения для укрепления и правильного формирования свода стопы. Стопа является опорой, фундаментом тела – его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма.

Причины нарушений осанки:

1. Мебель несоответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Несоответствие стульев и столов.

2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.

3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу.

4. Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, " калачиком ", и пр.

5. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу)

Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей астенического телосложения, физически слабо развитых.

Неправильная осанка способствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках – остеохондрозу, и создает неблагоприятные условия для функционирования внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, положение органов брюшной полости: желудка, печени, почек; неблагоприятно сказываются на органах таза, верхних и нижних конечностей.

Профилактика

Нарушение осанки – это не заболевание, это состояние, которое подлежит исправлению. Основными средствами профилактики и реабилитации являются физические упражнения, массаж и естественные факторы природы.

Работа по формированию осанки у дошкольников должна включать в себя целый комплекс мероприятий:

Постоянная двигательная активность: ходьба пешком, прогулки, подвижные игры.

Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.

Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела, затруднять свободные движения.

Необходимо следить за правильной осанкой детей во время занятий, приема пищи, игр за столом.

Правильная поза при посадке:

Мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела, ребенок сидит глубоко на стуле;

Ноги стоят на полу или на планке под прямым или тупым углом;

Локти не должны находиться на весу;

Голову слегка наклонить при рисовании, конструировании; расстояние от глаз до рабочей поверхности альбома должно соответствовать расстоянию от локтя, поставленного на стол до кончиков пальцев, касающихся виска;

Освещение должно находиться слева от ребенка.

Кровать, на которой он спит, должна быть умеренно мягкой, с низкой подушкой. Слишком мягкий матрац и высокая подушка способствуют формированию так называемой круглой спины; Наоборот, слишком жесткая кровать сглаживает физиологические изгибы позвоночного столба и способствует формированию плоской спины.

Чем старше ребенок, тем большее значение для формирования осанки приобретает правильная поза во время занятий с игрушками, при чтении и письме.

Ограничение в движениях, значительная статическая нагрузка на позвоночник и мышцы туловища, однообразные позы во время деятельности - все это способствует развитию и закреплению неправильной осанки.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.

Для любой работы и сознательной выработки навыка правильной осанки, необходима мотивация. Без постоянного контроля со стороны взрослого хорошей осанки у детей не будет.

Необходимо учить детей принимать правильное положение тела по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу.

В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке необходимо постоянно наблюдать за детьми, напоминая о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела, а иногда помогать исправить небрежную позу.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой оздоровительной работы. Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, способствуя росту и правильному формированию детского организма.

Воспитание правильной осанки у детей, в основном, проблема педагогическая, как и формирование всех жизненно необходимых двигательных навыков. Многие исследователи приходят к единому мнению, что именно дошкольное учреждение может быть местом профилактики нарушений осанки. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере.Высота столадолжна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка.Высота стулане должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом.Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) .Расстояниемежду грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь) , голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см) . Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит) . Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками) , установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение "основная стойка": голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осан-ку детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением пра-вильной осанки (25-30 шагов) .

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого про-ходящего мимо ребенка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на по-ясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положе-нием тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согну-той ноги оттягивать.

"Вырастаем большими". Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе) : "Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет.

Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!".

Следить за тем, чтобы дети держа-ли спину прямо, не наклоняли го-лову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приво-дя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад.

Ходьба с ускорением и перехо-дом в бег. Ходьба с последующим замедле-нием.

Следить за тем, чтобы дети бежа-ли легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

"Воробышек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед гру-дью. Привести кисти к плечам (ладони вперед, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз) .

В положении "кисти к плечам" локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги". Круги назад выпрямленными в стороны ру-ками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочередное приве-дение рук за затылок и спину (6-8 раз) .

Плечи развернуты, локти отведе-ны назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях со-гнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И. П., произнося звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не опускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладош-ки". Поднимаясь на носки, отвес-ти плечи назад и повернуть ладо-ни вперед. Вернуться в И. П., рас-слабляя мышцы рук (4-6 раз) .

Держать спину ровно и не выпя-чивать живот.

"Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-8 раз) .

Плечи развернуты, колени вып-рямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лежа на спине"

"Здраствуйте-прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа. (6-8 раз) .

При оттягивании носков рекомен-дуется слегка разводить пятки.

"Волна". Согнуть ноги и подтя-нуть колени к животу. Выпря-мить. Пауза 3-5 сек. и отпус-тить ноги (4-6 раз) .

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты. ,

"Пляска". И. П. - лежа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз) .

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лежа на животе"

"Воробышек". Круги назад лок-тями рук, приведенными к плечам (5-8) раз.

Голова приподнята.

"Рыбка". Поднять голову и отве-сти плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза напряжения 4-6 сек. Опустить руки и ноги: пауза расслабления 6-8 сек. (3-4 раза) .

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

"Лягушонок". Руки из-под под-бородка привести к плечам ладо-нями вперед. Поднять голову и развести ноги. Медленно вер-нуться в И. П. (6-8 раз) .

Построение, ходьба обычным ша-гом (1-2-3 круга) .

Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.

(По материалам статьи "Воспитание осанки у детей и активная профилактика её нарушения в домашних условиях", С. В. Хрущев, С. Д. Поляков, М. Н. Кузнецова) .

По теме:

Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяютуровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей.

Медицинские обследования детей дошкольного возраста показывают, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей, наибольший процентсоставляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, а в частности нарушения осанки и уплощение стоп.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения: искривления позвоночника в виде боковых отклонений (сколиоз) , чрезмерные отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и в поясничном отделе (лордозы) ; плоскостопие и врожденная косолапость, ассиметричное положение плеч.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их активного роста (4 - 7 лет) . Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, шеи, бедер, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной, а также изменение формы стопы.

Развитию дефектов осанки и плоскостопию способствуют: не соответствие росту ребенка мебели, неудобная одежда и обувь (мала, узка, или наоборот велика) , неправильные позы и привычки детей (например: опора при стоянии на одну ногу, чтение или рисование, лежа на боку, или животе и т.д.) ; однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр, ношение какого – либо груза в одной и той же руке) . Нарушения осанки и стоп может развиваться также из-за частых инфекционных и острых респираторных заболеваний, ослабляющих организм и ухудшающих физическое здоровье детей.

Работу по формированию правильной осанки и коррекции нарушений стопы должны вести не только врачи. Эта работа должна проводиться совместно с педагогами и родителями. Прежде всего, хочется познакомить родителей и детей с признаками, характеризующими правильную осанку:голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной области есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки врозь.

Так как физкультурные занятия с детьми в детском саду проводятся 3 раза в неделю (в средней, старшей группах) , то этого недостаточно для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Необходимо родителям в повседневной жизни следить за правильным положением тела, создавать необходимые условия в семье (спать на жесткой кровати, подушка не должна быть высокой и т.п.)

Основным средством формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия являются занятия физическими упражнениями. Прежде всего, необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота, ног, чтобы создать естественный мышечный корсет. Упражнения можно выполнять из различных исходных положений – стоя, лежа на спине и животе, сидя на стуле, скамейке, четвереньках.

Учитывая, что профилактика и коррекция осанки и стопы – процесс продолжительный, требующий систематической работы, рекомендуем родителям заниматься с ребенком ежедневно, за исключением тех дней, когда занятия проводятся в детском саду.

Для этого предлагаем вашему вниманию

комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление мышц стопы и формирования правильной осанки:

Комплекс « Веселый зоосад ».

И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

В -е. – ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать) .

2. « Забавный медвежонок »

И.п. – стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

В -е. – ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед – назад, вправо - влево. То же, кружась на месте вправо и влево.

3. « Смеющийся сурок »

И.п. – стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

В -е. – 1-2 полуприсед на носках, улыбнуться; 3-4 и.п.

4. « Тигренок потягивается »

И.п. – сидя на пятках, руки в упоре впереди.

В -е.– 1-2 выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 3-4 и.п.

5. « Резвые зайчата »

И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе.

В-е. – 1-16 подскоки на носках (пятки вместе)

Комплекс с мячом.

1. И.п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

В –е. – катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.

2.И.п. – то же.

В –е. – круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.

3. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками.

В –е. - 1-2 ногами поднять мяч и удерживать его стопами; 3-4 и.п.

4.И.п. – сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги с внутренней стороны.

В –е. – движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.

Комплекс « Встань прямо ».

1. И.п. – стоя у стены, касаясь ее затылком, ягодицами и пятками, руки опущены вниз.

В –е. – 1-2 поднять руки через стороны вверх;3-4 вернуться в и.п.

2. И.п. – то же, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

В –е. – 1-2 наклон в правую сторону (левую сторону) ; 3-4 вернуться в и.п.

3.И.п. – лежа на спине; голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.

В –е. – 1-4 поднять голову и плечи, проверить правильное положение тела (задержаться) ; 5-8 вернуться в и.п.

4. И.п. – лежа на животе; подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга.

В –е. – 1-4 приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить(задержаться) ; 5-8 и.п.

5.И.п. – то же.

В –е. - 1-4 отвести руки назад и приподнять ноги (задержаться) ; 5-8 и.п.

6.И.п. - лежа на спине, руки за головой.

В –е. – 1-8 поочередно поднимать прямые ноги вверх.

7. И.п. – то же.

В –е. - круговые вращения ногами в течение 30 сек.(«велосипед») .

Примечание. Все перечисленные упражнения повторяются по 4-6 раз.

По теме:

Подробней на сайте nsportal.ru

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

Лечение физкультурой

Чаще всего нарушение осанки наблюдается у ослабленных детей, малоподвижных. Таким детям назначают специальную физкультуру. Лфк при нарушении осанки направлена на укрепление грудных мышц, мышц спины и брюшного пресса.

Ниже приведены несколько упражнений, которые помогут вашему ребёнку добиться идеальной осанки. Все приведённые упражнения рекомендуется делать вместе с ребёнком и следить за правильностью их выполнения во избежании детского травматизма. Каждое упражнение должно повторяться до 5 раз.

Перетруждать ребёнка не нужно, если он устал – следует прекратить занятия.

  • Садимся прямо и максимально сводим лопатки. Удерживаем положение 10 секунд и расслабляемся. Делаем несколько подходов.
  • Берём бутылку с водой в руки. Вытягиваем руки прямо перед собой, удерживаем некоторое время, отпускаем. Повторяем упражнение.
  • Лёжа на спине, сгибаем ноги в коленях и подтягиваем на себя. Медленно опускаем ноги, повторяем упражнение.
  • Ложимся на живот, руки вдоль тела. Поочерёдно поднимаем и опускаем ноги, удерживая их на максимальной высоте 5-7 секунд.
  • Ещё одно эффективное упражнение – ходьба с книгой на голове. Оно очень простое и его можно выполнять дома в любое время. Ребёнку на голову кладут не очень тяжёлую книгу и просят ходить медленно по комнате, чтобы книга не падала. Таким образом, у ребёнка формируется осанка + красивая походка.
  • Упражнение «Лодочка». Лёжа на животе, сгибаем ноги в коленных суставах, руки вытягиваем вдоль туловища назад и берём «ноги в руки», пытаемся немного раскачаться.

Также полезна обычная ходьба в правильном положении и плавание. Последнее положительно влияет не только на развитие осанки, но и дыхания. Как видите, занятия лечебной физкультурой при нарушении осанки, укрепляют все мышцы, поддерживающие осанку.

Как сидеть и стоять правильно?

Правильное положение сидя означает, что бедра должны быть полностью перпендикулярны позвоночнику и голеням. Ноги достают до пола. Спина держится точно параллельно спинке стула.

Предплечья должны иметь опору, сидя за столом кисти должны лежать на столе, это формирует правильное положение лопаток и способствует нормальному дыханию.

Долгое стояние, особенно в определенной позе, утомительно для ребенка, мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая такой нагрузки, поэтому ребенок старается прислониться к чему-либо, переступает с ноги на ногу.

ВАЖНО! Когда вы, наказывая ребёнка, ставите его в угол на длительное время – вы формируете ему неправильную осанку.

Осанка у детей дошкольного возраста неустойчива и упражнения следует делать регулярно и, конечно же, целесообразно покупать правильную мебель, соответствующую возрасту ребенка.

Дополнительная информация

Подробней на сайте MoiSustavy.com

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста (1) - Документ

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста

Афанасьева Дина Анатольевна,

воспитатель группы компенсирующей

направленности для детей с НОДА

Впоследнее время вследствие увеличения числа детей снарушением осанки возникает необходимость всоздании дошкольных учреждений сортопедической направленностью.

Формирование правильной осанки одна из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем.

При неправильной осанке особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание, (оно становится поверхностным) , снижается жизненная емкость легких и подвижность грудной клетки. Все это приводит к более частым заболеваниям дыхательных путей.

Почему усовременных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, кчислу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятийи, как следствие, снижение мышечного тонуса, атакже общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку вправильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки икоррекцию имеющегося вида еенарушения, чтобы вшколе уребенка невозникли повышенная утомляемость, головные боли иболи вмышцах туловища.

Осанка формируется ссамого раннего детства изависит отгармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного инервно-мышечного аппарата, равномерности ихразвития, физиологических изгибов позвоночника. Слабое физическое развитие ребенка ведет кнарушениям осанки, анарушения осанки затрудняют работу внутренних органов, что приводит кдальнейшему ухудшению физического развития.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Девизом лечебной физкультуры стал афоризм Тиссо: "Движение может заменить разные лекарства, нониодно лекарство невсостоянии заменить движение".

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени.

Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так , чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) . Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь) , голова слегка наклонена вперёд.

Внашем детском саду созданы все условия для систематического, профилактического влияния нарастущий организм ребенка. Напротяжении всего дня вгруппе поддерживается оптимальный двигательный режим: ЛФК, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры насвежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, лечебный массаж, лечебно-корригирующая гимнастика, бассейн.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются наразвитии органов дыхания дошкольников. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка наповерхности, какбы облегчает тело, поэтому снижается давление наопорно-двигательный аппарат скелета, особенно напозвоночник. Поэтому плавание- эффективное средство укрепления скелета, активно используется как корригирующее средство.

Вовторой половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить спомощью профилактических мероприятий.

Для лечения ипрофилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети назанятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает нетолько оздоровительное, ноизакаливающее воздействие.

Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава истопы рекомендуются различные виды ходьбы: погальке, песку, ребристым иортопедическим дорожкам, массажным коврикам. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. Врезультате уменьшаются ипрекращаются боли вногах, восстанавливается рессорная функция стопы, кроме того, повышается общий тонус организма, укрепляются ослабленные мышцы ног, тренируется координация движений, формируется правильная икрасивая походка.

Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый икрепкий, умственно иэстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться вжизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому вдошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов коздоровлению детей, базирующихся намногофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете ииспользовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Необходимо установить единство вподходе кукреплению здоровья детей вдетском саду идома. Сэтой целью мырегулярно проводим родительские собрания, консультации специалистов, совместные занятия ЛФК, спортивные досуги, праздники иразвлечения.

Родители принимают активное участие всоздании развивающей среды вгруппе, изготовлении ортопедических дорожек. Отношение родителей кфизическому воспитанию, кувлечению детей подвижными играми иупражнениями влияет наформирование детских интересов ипредпочтений.

Обэтом мыдолжны постоянно напоминать родителям, побуждая ихксовместным занятиям сдетьми утренней гимнастикой, играми иупражнениями. Воспитанию уребенка устойчивой привычки крегулярному участию вутренней гимнастике способствует пример родителей. Дома целесообразно пользоваться комплексами утренней гимнастики, которая проводится вдетском саду.

Необходимо разъяснять имзначение ипользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься сдетьми исходя изособенностей ихразвития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Мырекомендуем родителям, вкакие игры играть сдетьми (описание игр выставляются вродительском уголке) .

Для сохранения достигнутых результатов вукреплении опорно-двигательного аппарата инавыков правильной осанки родителям даются рекомендации попроведению занятий лечебной гимнастикой дома. Воснове всех комплексов упражнений лежат игры.

Вигре формируются положительные черты характера, чувство справедливости итоварищества. Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Каждая игра имеет свои правила, определяющие активность участников.

Перед началом игры мыдоходчиво объясняем воспитанникам ееправила истрого следим заихвыполнением. После каждой игры оцениваем действия играющих.

Цели нашей работы: оздоровление подрастающего поколения; создание условий для охраны иукрепления здоровья детей; формирование ценностного отношения детей кздоровью издоровому образу жизни; профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата детей через ортопедическую игру.

Задачи ортопедических игр:

    воспитывать сознательное отношение кзанятиям;

    усваивать изакреплять элементы навыков правильной осанки, мелкой моторики пальцев ног;

    обучать навыкам принимать ификсировать правильную осанку;

    обучать правильному выполнению упражнений для формирования осанки иукрепления свода стопы;

    обучать массажу рук истоп мячами-массажерами;

Всоответствии сзадачами ортопедические игры делят напять основных групп.

    Направленные наознакомление сосвойствами материалов (камешки, песок, вода ит.д.) .

    Направленные насовершенствование отдельных элементов техники движений (держи спину, проверь осанку ит.д.) .

    Направленные наознакомление сокружающим (животные, растения ит.д.) .

    Направленные наразвитие физических качеств.

    Проводимые как спредметами (мячами, обручами, палочками ит.д.) , так ибез них.

Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность вашего ребенка – основа профилактики нарушений осанки, сколиозов и других дефектов опорно-двигательного аппарата.

Игры наукрепление осанки, мышц спины ибрюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки вразличных исходных положениях, сразличными движениями рук; укреплять мышцы спины ибрюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

"Футбол"

Дети лежат наживоте покругу, лицом вцентр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову игрудь. Ноги остаются прижатыми кполу.

Игры иупражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять вправильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы исвязки стоп сцелью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение кправильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки напоясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки ипередают ихдруг другу поцепочке, последний складывает вмашину. Усложненный вариант: соревнуются две команды.

"Извилистая дорожка"

Наполоску плотной ткани нашивается веревка, которая располагается ввиде змейки.

"Массажные валики", "Ребристые доски", "Дорожки с камешками", "Палочки", "Платочки", "Ступни и ладошки", "Пробки", "Матрац с нашивками"

  1. Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста (2)

    Документ Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста . У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются... брюшного пресса. Среди начальных дефектов осанки у детей дошкольного возраста встречаются такие как сутулость, ...
  2. Руководитель авторской группы: Тарасюк Л. С

    Литература ... обливание стон. Школа доктора Айболита. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста . Болезни позвоночника - одна из...
  3. Методика описания педагогического опыта Оценка педагога родителями

    Анкета ... детей к творчеству» Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста Примерный комплекс упражнений для профилактики осанки у детей 4-7 летнего возраста Организация закаливания детей ... воспитания детей дошкольного возраста Модифицированная...
  4. ... среднего профессионального образования (спо) 050144 «Дошкольное образование» (углубленной подготовки) заочное.

    Методические указания ... привести к атрофированию. Формирование правильной осанки . Нарушение осанки , степени и профилактика нарушений . Известно, что для хорошего... живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встреча­ется довольно часто, так как...
  5. Образовательная программа-«Программа воспитания и обучения в детском саду»

    Образовательная программа ... «Формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в условиях реализации Программы воспитания... роста и развития ребенка»; «Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей дошкольного возраста» 2. МПК с участием родителей...

Материал с сайта gigabaza.ru

– изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков , образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы , прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея .

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита , туберкулеза , полиомиелита , переломов позвоночника , остеомиелита , вальгусной деформация стопы , плоскостопия , остеохондропатии , деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью , астигматизмом , косоглазием или тугоухостью , вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение , соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом , проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография , КТ или МРТ позвоночника .

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза .

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж . Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Екатерина Жаровских
Консультация для воспитателей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

Профилактика нарушения осанки

у детей дошкольного возраста .

Составитель : Жаровских Екатерина Геннадьевна

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки , проявляющиеся ещё в детском возрасте . Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей , своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста.

Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника : шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к

6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка , для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка ) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений , должны контролировать позы детей при сидении , стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют :

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание .

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет . С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки : при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз) . Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь, голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см) . Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела : лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий :

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит) . Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения : отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений : напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками, установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся : ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании : стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке .

Следует проводить и профилактику плоскостопия , так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног , что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений» ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА ПРИ ХОДЬБЕ Необходимо держать корпус прямо, расправить плечи и слегка приподнять подбородок. Не держать руки в карманах,.

Консультация для родителей детей с нарушением осанки. Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей. Осанка – это свободное положение человека в вертикальном положении. Правильная осанка.

Консультация для родителей «Организация режима, способствующего профилактике и коррекции нарушений осанки» Организация режима, способствующего профилактике и коррекции нарушений осанки. 1. Постель ребёнка должна быть полужёсткой, ровной, ус.

Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушений осанки, корректирующая гимнастика» Следует отметить, что современные дети и растут, и во всех отношениях развиваются быстрее, чем в прежние, даже не очень далекие времена.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки у дошкольников Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева Т. Н. Уважаемые родители, предлагаю вам поговорить о такой важной проблеме.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей» Консультация логопеда «Причины и профилактика нарушений письма и чтения у детей».С каждым годом увеличивается количество детей, которые.

НОД «По волшебным дорожкам!» (профилактика плоскостопия и нарушений осанки) Конспект НОД по физической культуре для детей старшей группы. «По волшебным дорожкам!» Задачи: 1. Оздоровительные: Профилактика плоскостопия.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её.

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Здоровье для человека является главной ценностью.

Библиотека изображений:

Врач травматолог-ортопед высшей категории. Взрослый и детский специалист, Мгму, 1998 г.

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста – проблема распространенная и встречается у 16-17% всех детей младше 7 лет. Многие родители не считают это серьёзной проблемой и совершенно напрасно.

Искривленная осанка – не просто некрасивый дефект, но и является вполне реальной основой для развития заболеваний позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Однако, все изменения в осанке, выявленные в раннем возрасте, являются обратимыми и могут быть устранены с помощью различных процедур и мероприятий, о которых будет рассказано в этой статье.

Прежде всего, осанка зависит от формы позвоночника, который, конечно же, не может быть прямым как палка. Изгибы позвоночника позволяют нам сохранять равновесие и амортизируют толчки и удары во время движения. Позвоночник новорожденного ребенка похож на дугу.

После того, как малыш научится поднимать и держать голову, начинает формироваться первый позвоночный прогиб – .

Ребенок развивается, учится сидеть и ползать – на этом этапе начинает формироваться второй изгиб позвоночника — грудной кифоз.

В возрасте примерно 10 месяцев, дети постепенно учатся стоять и ходить, вследствие чего, под действием силы тяжести брюшные мышцы выпирают вперед, увеличивается угол наклона тазовых костей и формируется поясничный лордоз.

Процесс формирования осанки заканчивается с образованием арочной формы костей стопы в возрасте 3-4 лет.

Искривление позвоночника у дошкольников может быть как врожденным, так и приобретенным. К врожденным причинам относятся:

  • Родовые травмы, а конкретно, подвывих шейного позвонка – смещение поверхностей двух соседних позвонков;
  • Дисплазия соединительной ткани;
  • Кривошея;
  • Аномалии при внутриутробном формировании позвоночника (клиновидные позвонки, деформация позвонков).

Эти нарушения обнаруживаются примерно у 5 из 100 детей с деформацией осанки. Все остальные получили приобретенное искривление позвоночника.

К причинам его возникновения относятся:

  1. Избыточная масса тела;
  2. Гиподинамия – современные дети стали меньше двигаться, чаще предпочитая игры на свежем воздухе просмотру телевизора и электронных гаджетов. Из этого вытекает причина строчкой ниже;
  3. Неразвитость мускулатуры;
  4. Несбалансированный рацион питания;
  5. Ошибочные действия родителей (слишком ранняя посадка/постановка на ножки);
  6. Неправильно подобранная мебель для ребенка или слишком мягкий матрас. Неудобный, слишком высокий или низкий стол и стул вынуждают ребенка принимать неправильную позу во время рисования или других занятий. Дети сутулятся, перекашиваются, пытаясь занять удобную позицию и нанося вред своей осанке;
  7. Некоторые перенесенные заболевания (рахит, туберкулез).

Если вы обратили внимание на отклонения в осанке вашего ребенка, не закрывайте глаза на эту проблему, ведь деформация позвоночника может привести к сдавливанию внутренних органов и сбоям в их работе, снижению концентрации памяти и внимания, повышенной утомляемости.

Как выявить деформацию осанки у ребенка

Попросите ребенка раздеться до трусов и встать ровно.

Вид спереди:

  • Плечи должны быть расположенными на одной линии;
  • Угол между плечом и шеей должен быть одинаковый с обеих сторон;
  • Грудная клетка должна быть ровной, без западаний и выпячиваний.

Вид сбоку:

  • Живот втянутый, грудная клетка приподнята;
  • Позвоночник имеет плавные физиологичные изгибы;
  • Угол наклона таза составляет 35 градусов у мальчиков и 55 у девочек;
  • Ноги прямые.

Вид сзади:

  • Лопатки расположены ровно, на одной и линии и одинаково удалены от позвоночника;
  • Подъягодичные складки должны быть симметричны.

Прислоните ребенка в ровном положении спиной к стене. Пятки, икры, ягодицы, лопатки и затылок должны касаться поверхности стены, а расстояние между ней и телом в районе шеи и поясницы должно составлять 2-3 пальца.

Также не лишним будет проведение теста на развитость спинных мышц. Ребенок укладывается на стол или другую твердую возвышенную поверхность так, чтобы часть тела выше поясницы находилась на весу. Ноги должны удерживаться родителем, руки ребенка вытянуты по швам и лежат на поясе.

Ребенок — дошкольник в норме должен удерживать горизонтальное положение около 30-60 секунд.

Если вы обнаружили у своего малыша деформированную осанку или недостаточно развитую мускулатуру, это является поводом для обращения к врачу.

Специалист назначит дополнительные исследования, позволяющие наиболее точно установить степень изменений – рентгенография, компьютерная томография, а также дополнительно направит к детскому ортопеду или хирургу.

Виды искривления осанки

Нарушения могут происходить в двух плоскостях – фронтальной и сагиттальной. Основные виды искривлений в сагиттальной плоскости:

  1. Сутулость – торчащие «крыловидные» лопатки, выпячивающаяся грудная клетка, согнутая голова;
  2. – походка на полусогнутых ногах, крыловидные лопатки, выпяченный живот;
  3. Кругло-вогнутая спина – увеличение грудного и поясничного изгибов, походка на полусогнутых ногах;
  4. Плоская спина – позвоночник прямой, без физиологичных изгибов. Выпирает живот, грудная клетка выдвинута вперед;
  5. Плоско-вогнутая спина – уплощение грудного отдела, таз смещен назад, крыловидные лопатки;
  6. Сколиоз – искривление позвоночного столба, нарушение симметрии тела.

Деформации во фронтальной плоскости не подразделяются на виды и могут быть вызваны гипертонусом мышц в одной части тела, что и вызывает искривление позвоночного столба.

Это явление носит название сколиотической дуги, не следует путать с истинным сколиозом.

Сколиоз возникает при несвоевременном лечении и коррекции этого состояния и имеет 4 степени тяжести:

  • I стадия. Незначительные изменения осанки. Искривление позвоночника можно выявить только путем рентгенографии, и оно не составляет более 30%;
  • II стадия. Деформация осанки более выражена и видна невооруженным взглядом. Уровень искривления 30-60%;
  • III стадия. Ярко выраженная деформации, клиновидная форма позвонков. Искривление может достигать 90%;
  • VI стадия. Процент искривления более 90%.

3 и 4 степени тяжести сколиоза обычно приводят к инвалидизации ребенка.

Последствия деформации осанки

Нарушение осанки не считается заболеванием, однако требует обязательного лечения. Отклонения в формировании скелета приводят к патологиям позвоночника, неправильному распределению нагрузки на суставы, отсюда вытекают такие проблемы как их преждевременный износ, ухудшение работы внутренних органов.

К последствиям не вылеченной искривленной осанки относятся также сердечная и легочная недостаточность, остеохондроз, сколиоз, межпозвонковая грыжа.

Именно поэтому так важно вовремя выявить нарушения и начать коррекцию этого состояния.

Методы исправления искривленной осанки

Лечение деформированной осанки чаще всего поддается консервативной терапии, без участия лекарственных средств. Однако в тяжелых случаях — врожденных или приобретенных деформаций спины с прогрессирующим развитием, может потребоваться оперативное хирургическое вмешательство.

Классический способ лечения искривлений подразумевает под собой целый комплекс мер, сюда входят:

  1. 1. Лечебная физическая культура. Сбалансированная и грамотная физическая нагрузка способна показывать хорошие результаты, укрепляя мышечный корсет и корректируя последствия развития искривления. Данная процедура должна быть систематической, а не одноразовой. Комплекс упражнений включает в себя нагрузку на разные группы мышц – спины, пресса, груди. Для повышения эффективности могут использоваться спортивные снаряды – мяч, палка, гантели. Ниже даны простые упражнения, которые ребенок сможет выполнять и дома, под контролем родителей:
    • Ходьба на месте с подниманием коленей, руки лежат на поясе;
    • Ходьба на носочках, руки лежат на поясе;
    • Наклоны в стороны, руки лежат на поясе;
    • Приседания, спина прямая;
    • Поднятие прямых рук с легкими гантелями в положении сидя;
    • Сведение и разведение лопаток в позиции сидя.
  2. Массаж, который должен осуществляться грамотным специалистом. Убирает зажатость мышц и укрепляет их, налаживает обменные процессы, восстанавливает микроциркуляцию, улучшает кровоток и лимфоток;
  3. Корсет, корректирующий осанку. Один из самых эффективных методов для исправления искривлений у дошкольников и учащихся начальной школы. Представляет собой ортопедическое приспособление, которое снимает нагрузку с позвоночника, выравнивает его и приучает ребенка держать спину ровно. Может использоваться с шестилетнего возраста, необходимость ношения корсета определяется врачом.

Родители должны помнить, что на них лежит ответственность и забота о том, чтобы ребенок всегда держал спину правильно и ровно. Приучите своего малыша к правильной позе во время сидения на стуле и за столом. Локти должны лежать на поверхности, а не свисать, плечи расположены симметрично столу, стопы полностью стоят на полу, колени и бедра согнуты под прямым углом.

Тщательно контролируйте, чтобы ребенок не закидывал ногу на ногу, не ложился на стол грудью, не подгибал ноги, не сидел боком к столу. Мебель должна подбираться индивидуально под ребенка, в соответствии с его ростом.

Ваше чадо должно выработать привычку правильной осанки, которая очень поможет ему на всем протяжении дальнейшего обучения в школе, когда придется долгие часы просиживать за партой и приготовлением домашних заданий.

Разнообразьте рацион ребенка, особую роль отводя свежим овощам и фруктам, а также продуктам, богатым кальцием – сыр, творог, кунжут, рыба. Также весьма полезны для суставов такие блюда как холодец и желе.

Сведите к минимуму употребление сладостей, мучного и фаст-фуда. Помните, что избыточный вес создает излишнюю нагрузку на скелет.

Приобщайте детей к активным играм и прогулкам на свежем воздухе собственным примером. Поверьте, для них нет ничего интересней, чем погонять в футбол с папой или побегать наперегонки с мамой. Все эти занятия способствуют развитию и укреплению мускулатуры.

Дополнительно стоит подумать о том, чтобы записать ребенка в какую-либо спортивную секцию.

Наилучшими видами спорта для детей с нарушениями осанки станут:

  1. Плавание – укрепит мышечный корсет, снимет нагрузку с позвоночника, улучшит двигательную координацию;
  2. Гимнастика – укрепит мышцы тела, развивает гибкость суставов, мягко корректирует деформированный позвоночник;
  3. Конный спорт – укрепление мышечного корсета, учит держать равновесие, равномерная нагрузка на все мышцы тела, улучшает кровообращение;
  4. Йога – укрепит и растянет мышцы спины, выровняет позвоночник.

Поменяйте матрас ребенка на более твердый, отдавая предпочтение наполнителю из кокосового волокна. Матрасы из него отличаются ортопедическими свойствами, обладают необходимой жесткостью и упругостью, долговечны и практичны. Подушка также не должна быть излишне мягкой и высокой.

Подберите ребенку удобную ортоправильную обувь с супинаторами, это поможет избежать плоскостопия, которое также может быть причиной искривления осанки.

Осанка – это то, что развивается с самого раннего детства, поэтому следует особо внимательно относиться к малышам в возрасте до 3 лет:

  • Не укладывайте и не сажайте грудничков на мягкие перины и матрасы, подушка ребенку до 1 года не нужна совсем;
  • Не торопите физическое развитие – не сажайте и не пытайтесь учить ходить кроху тогда, когда его мышцы еще совсем не готовы к этому. Ребенок должен самостоятельно произвести свои первые попытки встать и сесть;
  • Следите за тем, чтобы не водить на прогулках ребенка всегда за одну и ту же ручку.

Все эти меры обязательно дадут положительный результат, и ваш ребенок будет радовать вас красивой, ровной осанкой и прямой спиной.

Помните, что своевременное выявление проблемы и профилактика искривлений – залог быстрого и успешного лечения.