Определение понятия "сказкотерапия". Типология сказок

Сказкотерапия

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок!

Кто из нас в далеком детстве не любил сказки? У каждого человека существует своя любимая сказка, которую в детстве родители перечитывали ему по несколько раз. Пожалуйста, оставьте на одно мгновенье все важные дела и вспомните свою самую любимую сказку. Вспомните не только ее название, но и самые интересные ее моменты. Какие чувства вызывает у вас эта сказка? Наверное, эти воспоминания вызывают у вас только положительные эмоции и сияющую на лице улыбку, не напрасно ведь эта сказка является вашей любимой.

Однажды, решив провести эксперимент, я поинтересовался у своего друга, какая сказка является его самой любимой, на что он ответил: “Моей самой любимой сказкой является сказка “Щелкунчик”. На просьбу объяснить, почему именно эта сказка является любимой, мой друг сказал: “Потому что эта сказка очень добрая, она окунает меня в мир прекрасного детства, помогает поверить в волшебство. Вспоминая события сказки, я ощущаю атмосферу тепла и беззаботности. Еще одной причиной является то, что добро в сказках всегда побеждает зло”.

Несмотря на то, что многие люди, сформировавшись как личности, надевают на себя маски серьезности и деловитости, в душе мы все остаемся немного детьми, верящими в победу добра над злом. Доказано, что верящие в сказку люди способны сохранять оптимизм в сложных ситуациях, смотреть на проблемы значительно проще.

Влияние сказки на жизнь человека тяжело переоценить, настолько значимым оно является. Сказка, по сущности своей, является собранием правил, знаний и жизненного опыта многих поколений. Более того, сказки обладают терапевтическим эффектом. С недавнего времени в обиход вошло понятие “сказкотерапия”. Сказкотерапия - это один из инструментов психотерапии. Это метод передачи человеку ценностей, правил и жизненных принципов, осуществляемый посредством создания и повествования сказок, отображающих и содержащих необходимую для передачи информацию. Наиболее часто термин “сказкотерапия” употребляется по отношению к работе психолога с детьми, однако это не исключает проведения мероприятий терапевтического характера с взрослыми людьми. Главное преимущество сказкотерапии заключается в том, что она способствует представлению сложных жизненных ситуаций, с которыми не в состоянии справиться человек, в виде сказки, способствующей более простому восприятию проблем, требующих решения.

Народные сказки появились на свет совсем не случайно, они являются результатом сотрудничества фантазии и жизненного опыта миллиона людей. Возможно, многие из них были написаны после решения человеком проблем личного и общественного характера. Если это на самом деле так, то присутствует смысл говорить о существование сказкотерапии в древние времена. Благодаря сказкотерапие дети и взрослые могут не только найти ответы на интересующие вопросы, но и сформировать иные, отличные от привычных взгляды на жизнь, понять основные ошибки своего поведения. В процессе прослушивания и анализа сказки у человека происходит формирование принципов жизни, от которых зависит дальнейшая судьба человека, сценарий его жизни. Сознание человека отфильтровывает важнейшие для себя эпизоды из сказки, выносит из них определенный урок.

В отличие от взрослых людей, у большинства из которых сформированы четкие и незыблемые правила жизни и определен характер человека, для детей сказкотерапия является одним из лучших методов формирования жизненных ценностей, определения категорий добра и зла, способа мышления. Посредством сказок дети приобретают представление поведения во взрослых жизненных ситуациях, что позволяет им вырабатывать в себе способность анализа и обобщения событий, которые произойдут с ними в будущем.

Сказка для ребенка представляет такую же ценность, что для взрослого человека набор правил и принципов поведения, просто детский мозг не в состоянии воспринимать настолько широкий объем информации, выраженный непонятным для него языком.

Приведем пример. Скажите взрослому человеку: “Командная работа способствует повышению эффективности труда, по сравнению с работой каждого человека в отдельности, вследствие достижения командой синергетического эффекта ее деятельности”. Как вы считаете, поймет ли вас человек? В большинстве случаев развитый понятийный аппарат человека позволит беспрепятственно понять смысл ваших слов. А как вам понравится задача сказать эту фразу ребенку таким образом, чтобы донести до него ее смысл? Как вы планируете объяснить ребенку смысл термина “синергетический эффект”? Вы скажете: “Это невозможно!”. Поверьте, это вполне выполнимая задача, если вы прибегнете к методам сказкотерапии. Вспомните, какая из сказок наиболее точно характеризует понятие “командная работа”? Безусловно, это сказка “Репка”. Помните “Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку”.

После прочтения сказки следует обсудить с ребенком основные моменты, которые должен для себя вынести ребенок из прослушивания сказки. С целью повышения эффективности обсуждения ребенку желательно задавать открытые вопросы, пытаясь получить на них наиболее исчерпывающие ответы. Диалог родителя и ребенка может иметь следующий вид:

Родитель: “Как ты считаешь, почему позвали мышку?”

Ребенок “Потому что им нужна была ее помощь, без нее они бы не справились”

Родитель: “Как ты думаешь, они бы смогли вытащить репку по отдельности?”

Ребенок: “Нет, если бы каждый из них пытался вытащить репку сам, у них ничего бы не вышло”

Родитель: “Исходя из прочитанной сказки ты считаешь, что люди должны работать вместе, помогая друг другу, или быть каждый сам за себя?”

Ребенок: “Конечно вместе”.

Вот так благодаря сказке можно развить в ребенке умение работать в команде и осознание необходимости совместной работы, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Основное правило, которого родителям следует придерживаться при обсуждении сказки с детьми - детей необходимо дослушать до конца, не прерывая их разговор и не игнорируя их желание общаться. Если это правило не будет соблюдено, то эффекта от сказки вы не добьетесь. Ведь это равносильно тому, если бы вы пришли на новое место работы, на абсолютно незнакомую для вас должность, вам прочитали инструкции и положения, а на просьбу показать принципы вашей работы на практике отвернулись бы и ушли.

Сказкотерапия используется как для передачи ребенку знаний, так и для профилактики психологических травм. При проведении профилактики психологических травм у детей родителям следует довериться профессиональным сказкотерапевтам, сами они с проблемой вряд ли справятся, психологические травмы - особый вид травм, особенно для ранимой неокрепшей детской психики. Вхождение в доверие ребенку с целью открытия внутреннего мира последнего является большой проблемой для сказкотерапевта в связи с тем, что дети, перенесшие психологическую травму, очень часто становятся замкнутыми в себе.

Для каждого случая психологической травмы приходится своя сказка, сказкотерапевты знают более тысячи сказок. Если случай травмы особенный и не имеет аналогов на уровне сказки, последняя может быть придумана ребенком и сказкотерапевтом самостоятельно. Примером лечения психологических травм сказкой может послужить сказка “Красавица и Чудовище”. Она направлена на помощь детям из семей, один из супругов которой склонен к алкогольной зависимости, что наносит огромный вред семье в целом и ребенку в частности. Смысл сказки заключается в том, что красавица должна расколдовать чудовище.

При психологической травме ребенка, связанной с проблемами в семье, очень часто используются куклы и игрушки. Благодаря куклам сказкотерапевт сможет проиграть с ребенком ситуацию, которая поможет понять реальные события и сделать их менее болезненными для психики ребенка. Популярность применения кукол в сказкотерапии связана с тем, что она наглядно показывает существующую проблему, которую ребенок будет в состоянии оценить и сделать конкретные выводы, а также с очень развитой фантазией детей, благодаря которой происходит сопоставление отображаемых в игре событий с реальной жизнью.

Еще один момент, который должен учесть каждый из родителей - выбор сказок для своего ребенка осуществляйте тщательно. Особенно это касается сказок, читаемых на ночь, так как многие дети настолько вживаются в сказку, что начинают отождествлять себя с главными героями, переживать за них, как за самих себя. Поэтому, сказки преимущественно выбирайте добрые, наполненные положительными эмоциями, и это обезопасит психику вашего малыша от стрессов. Помните, что во многих случаях ребенок повторяет жизненный сценарий своей любимой сказки. Очень важно, чтобы любимая сказка вашего ребенка была со счастливым концом.

Оказывается, что с помощью сказки можно лечить людей. Так и возникла сказкотерапия, которая подходит и маленьким, и взрослым.

Любите ли вы сказки так, как люблю их я?

Я убеждена, что любую сказку нельзя рассматривать, как выдуманную историю для несмышленых деток.

В любом даже самом коротеньком тексте зашифрован код, который помогает бороться со страхами, найти свою мечту, научиться препятствовать трудным жизненным обстоятельствам, найти ответы на интересующие вопросы.

Психологи давно поняли, что с помощью сказки можно лечить людей, так и возник метод сказкотерапия , который подходит как маленьким пациентам, так и тем, кто давно повзрослел.

Что такое сказкотерапия?

Если бы меня спросили, какой из самых древних, самых безобидных и самых приятных методов психотерапии, я бы, не задумываясь, ответила: «Сказкотерапия, то есть – коррекция поведения или полноценное лечение при помощи сказки».

Ведь еще много-много веков назад наши предки рассказывали своим деткам истории, которые формировали их мировоззрение, помогали избавиться от фобий, понять, что такое хорошо и что такое плохо.

Уверенна, что и среди моих читателей есть те, кто испытал на себе всю эффективность сказкотерапии.

Моя мама, например, вовсю использовала этот способ.

Когда маленькой я совершала плохой поступок, меня не наказывали традиционными методами (крики, ремень, угол), мне рассказывали сказку.

Мама брала уже существующую сказку или адаптировала готовую историю под мою ситуацию, или и вовсе придумывала свою сказку и рассказывала ее мне, объясняя для полноты эффекта, почему главный герой поступил плохо.

Подобные методы действовали куда лучше, чем ругань или физическое наказание.

К сожалению, современные родители редко используют .

И напрасно!

Ведь дети, выбирая любимую сказку, которую они постоянно просят вас прочитать, намекают вам на свои проблемы или мечты, помогают лучше понять их.

Если любимая сказка изменилась, то изменился и сам ребенок, он подрос.

На это нужно обращать внимание, чтобы правильно воспитывать своего малыша.

4 способа использовать сказкотерапию


Сказкотерапию в свое время исследовали ученые с мировым именем, такие как Э. Фромм, Э Гарднер, Т. Зинкевич-Евстигнеева, И. Вачков и другие.

Они выделили 4 способа использования сказкотерапии, настаивая, что их следует отличать друг от друга.

Итак, сказку можно применять как:

    Инструмент воспитания ребенка.

    Рассказывая сказки, вы учите малыша жить в социуме, знакомите его с правилами и нормами поведения, которые приняты в современном обществе, прививаете ему моральные императивы.

    Инструмент развития, который применим и к детям, и к взрослым.

    При помощи сказки можно научить брать ответственность за свои поступки, принимать важные жизненные решения, учиться противостоять обстоятельствам.

    Вспомните сами: в сказках добро всегда побеждало зло, но героям приходилось потрудиться и преодолеть много препятствия, чтобы восторжествовать.

    То, что злые герои всегда терпели поражение и несли заслуженное наказание, учит детей (да и взрослых тоже) выбирать правильную сторону.

    Нарратив («повествование»).

    Ребенок или взрослый не просто слушает рассказ о чужой жизни, с его помощью он формирует собственную модель поведения и сценарий своей жизни.

    Психотерапию.

    Этот метод применяют специалисты (психологи, психиатры, педагоги, коучи).

    Групповая или индивидуальная сказкотерапия помогает решить клиенту жизненные проблемы, избавиться от фобий, принять правильное решение и т.д.

Функции, которые выполняет сказкотерапия


Сказкотерапия – универсальный метод, потому что она может выполнять одновременно множество функций, а может быть направлена на решение конкретной проблемы.

Итак, сказка может помочь:

  • у слушателя/читателя.
  • Избавиться от навязчивой фобии: страха темноты, высоты и прочих.
  • Понять жизненные ценности.
  • Принять трудное, но правильное решение.
  • Сформировать характер.
  • Освоиться в этом социуме.
  • Научиться ценить любовь, дружбу, близких людей.
  • Понять, как устроен этот мир и по каким законам он функционирует.
  • Избавиться от недостатков (агрессивности, жадности, тяги к вранью и т.д.).
  • Сформироовать положительные черты характера (справедливость, сострадание, ответственность и прочие).
  • Строить отношения с противоположным полом, друзьями, родителями.
  • Простить тех, кто поступил с вами плохо, и начать жить дальше и т.д.

Как применять сказкотерапию?


Сказкотерапию применяют по-разному, в зависимости от того, с кем ведется работа (с ребенком или взрослым).

Например, сказка для ребенка должна быть простой для восприятия и не слишком длинной, тогда как для психотерапии взрослых можно использовать рассказы с более глубоким смыслом, содержащие сложные символы и метафоры.

Наиболее распространенные способы использования сказкотерапии – это:

    Работа с уже готовой историей.

    Сказка зачитывается, а затем анализируется: почему герои поступили так, а не иначе, каковы последствия их поступков и т.д.

  1. Написание специалистом авторского повествования для взрослого или ребенка, адаптированной под конкретную проблему человека.
  2. Создание клиентом собственной сказки, в которой он смог бы описать свою проблему и найти способы ее устранения.

    Этот способ применяется в психотерапии для старших детей или взрослых.

  3. Постановка рассказа (старинной или авторской), например, при помощи кукольного театра.

    Подготовка.

    Клиент должен осознать свои проблемы, переосмыслить их и успокоиться перед тем, как начать писать сказку.

  1. Написание истории (если человек испытывает трудности, то специалист должен помочь ему).
  2. Прочтение и анализ.

Об особенностях применении сказкотерапии для ребенка

смотрите в в видеосюжете:

Пример использования сказкотерапии

Я не буду углубляться в сказкотерапию, как метод психиатрии, это слишком сложная и длинная тема, оставим ее для исследования специалистам.

Я лучше расскажу вам, как можно воспитывать деток при помощи сказки.

Допустим, что ваш ребенок постоянно врет.

Объяснения, почему так поступать плохо, на него не действуют.

Попробуйте устранить проблему при помощи написания авторской истории.

Алгоритм ваших действий:

  1. Придумать героя (или использовать любимого героя вашего ребенка), познакомить с ним малыша.
  2. Создать конфликтную ситуацию: герой постоянно всем врал, и это привело к ряду проблем в его жизни.
  3. Подчеркнуть, что герой осознал: он сам создал себе проблемы из-за того, что постоянно врал.
  4. Подвести героя к кульминационному моменту: он справляется со всеми трудностями благодаря тому, что переосмыслил свое поведение.
  5. Придумать счастливый финал.
  6. Обсудить сказку с ребенком.

    Малыш должен понять, что трудная ситуация, в которую попал главный герой, возникла лишь из-за его склонности к вранью и, если бы он не изменился, то никакого хеппи энда не было.

Сказкотерапия – эффективный метод психотерапии, который используют психологи, психиатры, учителя, воспитатели в детских садах для решения своих профессиональных задач.

Родителям тоже следует получше ознакомиться с этим методом, чтобы применять его для воспитания своих деток.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Молькова С. М.

Воспитатель высшей категории

ДУЗ « Солнышко » с. Мирное

ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКИ

«Тисячі речей у житті забудете, а тих

хвиль, коли вам люба мама чи бабуся

оповідала байки, не забудете до смерті»

І. Я. Франко

Сказкотерапия – что это такое? В последнее время термин «сказкотерапия» звучит чаще и чаще. Всё реже употребление данного понятия вызывает удивлённые взгляды, усмешки, скептическое отношение. С уверенностью можно сказать, что всё большее количество практических психологов используют сказкотерапию как один из методов в своей деятельности. Обратимся к конкретным определениям данного понятия:

Сказкотерапия, как известно, ― это целенаправленное использование в психологической, психокорекционной психотерапевтической работе.

Сказкотерапия – направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Сказкотерапия – это один из психологических методов, а также один из способов передачи опыта и знаний о духовной сущности человека, о социальной его реализации.

Сказкотерапия – метод практической психологии, разнопланово использующий потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии.

Являясь самым древним психологическим и педагогическим методом, в настоящее время сказкотерапия рассматривается как один из наиболее эффективных методов психокоррекции и педагогики.

Определение сказкотерапии

Сказкотерапия

Это один из наименее травмопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, потому, что с помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь (С. А. Черняева, 2002);

Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;

Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности;

Это процесс объективизации проблемных ситуаций;

Это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг;

Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны…

Особо эффективной сказкотерапия оказывается при работе с детьми, дошкольного и младшего школьного возраста. Это объясняется в литературе с двух позиций: с одной стороны, у детей сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс «эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов», а он, наряду с механизмом проекции, является незаменимым приемом развития гибкости поведения, способности взглянуть на проблему по-другому.

Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.

Принято считать, что детям 3-5 лет более понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет ребенок может идентифицировать себя с человеческими персонажами. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Читая или слушая их, ребенок «вживается» в повествование. Он может идентифицировать себя с главным героем и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность децентрироваться, вставать на место другого.

С другой стороны, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью, обладающей невероятно притягательной силой и позволяющей свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для детей – «особая деятельность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания детей «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний».

Значение сказок для воспитания и развития личности ребенка Осипова А.А. сводит к следующим позициям:

1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.

3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.

Таким образом, как отмечают многие авторы, сказки обладают большой привлекательностью и ценностью для детей. Ребенку требуется в специфической символической форме показать, как разрешаются проблемы, как сохранять ощущение безопасности до достижения зрелости. Именно сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.

Волшебные сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодоления страха. События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок «со страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

Задачи сказки. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Задачи сказкотерапии:

Научиться тому, как учить;

Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;

Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации;

Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Виды сказок

В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учеными. Данная концепция широко рассматривается в работах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и базируется на пяти видах сказок:

Художественные (сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории; именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами):

Народные

Психокоррекционные (создаются для мягкого влияния на поведение ребенка; под их воздействием происходит «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего).

Психотерапевтические (особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий; они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны; эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути).

Медитативные (создаются для накопления положительного образного опыта, снятия эмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса; эти сказки сообщают нашему бессознательному позитивные «идеальные» модели взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми, отсюда и отличительная особенность медитативных сказок - отсутствие в них конфликтов и злых героев)

Дидактические (создаются и используются педагогами; в форме дидактических сказок подаются учебные задания, при этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут).

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Четыре-пять лет - апогей сказочного мышления. Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность.
Мышлению ребенка этого возраста свойственен анимизм - стремление приписать неодушевленным предметам или животным человеческие черты (Ж. Пиаже). Он исчезает по мере умственного и эмоционального развития детей, к школе анимистические представления сменяются более реалистическими, хотя не исчезают совсем. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста:
1. потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
2. потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
3. потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как:
- автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
- активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
- Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный сценарий путешествия по сказке. При этом нельзя забывать об основных принципах работы со сказками, выделяемые Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой в практикуме по сказкотерапии:

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

Множествен-ность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Наша задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок

Наша задача : кропотливо терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Структура коррекционного развития сказкотерапевтических занятий по Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой

Этап

Назначение

1.Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Коллективное упражнение. Например: взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу сплачивающее действие, мячик; или совершается иное

2. Повторение

Вспомнить то, что в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз пр.

3. Расширение

Расширить представление ребенка, о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.

4. Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения.

5. Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.

6.Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом.

Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт.

7.Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде

Повторение ритуала «выхода» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем собой все важное, что было сегодня нам, все чему мы научились. Ребят протягивают руки в круг, что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки

о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности . Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета , которые перекликаются с этапами формирования личности человека.

Правила проведения сказкотерапии

Психологическая атмосфера занятий

Центральный момент сказкотерапии – добровольность участия детей. Поэтому важна мотивация участников. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого.

Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание участвовать в занимательном зрелище. С учетом особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в игру остальных ребят. От степени психологического комфорта участников непосредственно зависят их активность, глубина эмоциональной включенности.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того, при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

Большое внимание уделяется двигательной активности. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, при роли зрителей в игре-драматизации по отдельным эпизодам сказки.

В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, заполнились роли каких сказочных героев, хотелось бы исполнить повторно. Если ребенку трудно сформулировать связное сообщение по памяти ему предлагается посмотреть видеозапись отдельных игр сказкотерапии. Мнение детей учитывается.

СОСТАВ ГРУППЫ

Сказкотерапия проводится по группам. Состав каждой из них не должен превышать 12 чел. Оптимальное количество участников – 8 – 10 чел. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты групповой сказкотерапии могут проявляться особенно ярко.

Участие в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход сказкотерапии. Вместе с тем в группе не должно быть более одного гиперактивного, раздражительного, склонного к двигательному беспокойству ребенка.

Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Он не только увлекает других собственным артистизмом, но и вместе с взрослым оказывает помощь сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию сказочного героя в конкретной проблемной ситуации.

Условия пространства и времени

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).

Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, понадобятся лишь стульчики для группы детей и стул для ведущего, мягкий палас в центре комнаты, подставка для проигрывателя или музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, атрибутов, отвлекающих внимание ребят.

Желательно, чтобы комната находилась в стороне от музыкального залов и помещений хозяйственного и бытового обслуживания. Снижение шумового фона, а так же отсутствие возможности ситуативного отвлечения благоприятно сказывается на эффекте сеансов сказкотерапии.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группе рекомендуемая длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 25 – 30 минут.

Целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии. В них используются большей частью творческие игры с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание) . После некоторой паузы даже малоактивные дети с удовольствием выполняют хорошо знакомые задания.

В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться, и это не должно смущать ведущего. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, взрослый должен предоставить возможность удовлетворить их стремление к активности. Можно отвести больше времени на упражнения в напряжении и расслаблении под музыку.

Если у дошкольников возникает утомление, взрослому следует прекратить сказкотерапию и плавно переключит внимание на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к наиболее ярким эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что из сказки похоже?, сделай кляксу-капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьмы, доброй Настеньки и др.).

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Принципы сказкотерапии, считает М.В.Яковлева, заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене позитивным жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учит принимать и создавать новое.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Э. Фромм отмечал: «Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально- поведенческих реакций и др. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характер ах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов. Выбор детей в развивающие и коррекционные группы обычно основываются на их рисунках, беседах с ними и их родителями, а также воспитателями.

Как написать терапевтическую сказку

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сей сказки такова…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяются.

Источником, откуда можно черпать материал для терапевтических сказок, могут быть знакомые сказочные мотивы, притчи, воображение ребенка, случаи из жизни или специально придуманные темы.

Отвечая на вопрос: «Лучше читать или рассказывать?», психологи отдают предпочтение рассказыванию, которое позволяет создать атмосферу эмоциональной близости полноценно поддерживать значимый зрительный контакт. Чтение, в свою очередь, помогает ввести в мир книг, что ему весьма пригодиться в будущем.

Выделяют такой метод арт-терапии, как сказкотерапия. Этот метод психокоррекции и психопрофилактики используется в практике сравнительно недавно, хотя приобрел известность довольно давно.

История возникновения

Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И.В, Лисина Е. и другие).

Сказки издревле использовались в качестве передачи информации. Сказочные истории обладают поистине огромной силой воздействия на сознание и подсознание не только детей, но и взрослых. В первую очередь для детей это способ познания мира и вырабатывания поведения в определенных ситуациях. Смешные и поучительные истории способствуют развитию мышления и аналитических способностей у ребенка. Также, в процессе анализа услышанного или прочитанного, у детей развивается фантазия, они учатся искать собственные выходы из различных ситуаций.

У взрослых эти механизмы также прекрасно работают. На многих семинарах и тренингах специалисты используют сказки в виде наглядных пособий или способов донести информацию кратчайшим путем. В индивидуальной работе, ориентированной непосредственно на клиента, сказки используются для глубокого анализа ситуаций и поиска новых выходов из сложившегося положения.

Типы сказок

Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых. Для того, чтобы осознанно составить новую сказку, необходимо разбираться в их типологии.

Дидактическая сказка

Чаще всего именно этот вариант используется для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста. С помощью нее можно передать новую информацию, навык или умение. Для развития аналитических способностей и закрепления информации в конце каждой сказки есть несложное задание в виде игры.

Спектр тем, которые могут быть обыграны, просто огромен. К ним относятся правила дорожного движения (как правильно переходить дорогу), важность поздравления родителей с праздниками, обучение самостоятельности и многое другое.

Такую сказку можно не только рассказывать, эту же цель могут выполнять мультики и небольшие сценки с одним сюжетом.

«Взрослая» сказкотерапия редко пользуется именно таким методом, так как взрослые люди относятся с большой долей скепсиса к подобным наглядным пособиям. Для ребенка же «впитывать» информацию в игровой форме наиболее естественный процесс, чем нередко пользуются в детском саду.

С помощью психологической сказки врач пытается повлиять на развитие личности. Чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определенную долю вымысла. Информация передается в виде метафор и аллегорий.

Задача, которая выполняется при помощи психологической сказки, несколько отличается от цели сказки дидактической. В этом случае действия специалиста направлены на то, чтобы развить и укрепить определенные личностные качества пациента. Например, зачем доверять, зачем заботиться, зачем беречь себя. Это те вопросы, ответы на которые и позволяют личности формироваться.

Психокоррекционная сказка

Этот вид сказочных историй направлен на коррекцию определенной психологической проблемы и подходит для работы как со взрослыми, так и с детьми. В первую очередь с помощью истории демонстрируется неэффективный стиль поведения, а затем показываются альтернативные пути развития ситуации. Для этого можно использовать как события повседневной жизни, так и абсолютно сюрреалистические ситуации.

При этом во время сеанса большое значение имеет обсуждение услышанного или прочитанного. В первую очередь свое мнение высказывает пациент, а потом уже, на основании этого, говорит специалист. Интерпретация данных может многое прояснить и более полно раскрыть внутренний мир и проблему клиента.

Сказкотерапия началась именно с нее. С помощью данных историй можно воздействовать на психику пациента, передавать ему знания и навыки. Они отличаются неприкрытой мудростью, затрагивают темы отношений человека с окружающим миром и самим собой.

Специалист с помощью психотерапевтической сказки старается вернуть веру пациента в себя, оказывает поддержку и помощь в определенной психологически трудной ситуации. В основе таких историй часто лежат притчи или буддийские сказания.

Медитативная сказка

Эти рассказы используются для снятия внутреннего напряжения, структурирования мыслей и создания позитивных мыслеобразов. Это наиболее сложный метод, который используется в сказкотерапии. Специалист, который берется осваивать эту методику, должен обладать не дюжим талантом рассказчика, уметь «уводить» словом и передавать точные образы.

Важно уметь создать правильное эмоциональное состояние у слушателей. Необходимо излагать материал так, чтобы любой мог четко увидеть передаваемый образ. Даже те, кто яблоко просто так не визуализирует! Медитативная сказка направлена на разговор с бессознательным, на передачу информации сразу на «подкорку». Поэтому важно уметь погрузить слушателей глубоко в рассказываемую историю.

Чтобы усилить эффект, необходимо в кабинете создать мягкую, спокойную обстановку. Для этого прекрасно подойдет приглушенное освещение, негромкая музыка, например, звуки природы. Голос рассказчика должен течь плавно, размеренно. История может не иметь четкого сюжета, но должна быть направлена на работу с архетипами.

Методы

Сказкотерапия, как и любое направление арт-терапии, имеет свои методы. Специалист сам выбирает определенный метод для каждого конкретного случая, а также может их компоновать по своему желанию:

  • Рассказывание и сочинительство. Это самый простой и распространённый метод. Пациент может сам рассказывать сказку (уже существующую или придуманную им самим), а врач наблюдает за его поведением. Золотой правило психотерапии: «Чтобы пациент не говорил, он всегда говорит о себе». И здесь оно актуально как никогда. Также врач и пациент могут придумывать историю вместе, но ведущая роль все равно принадлежит больному. При работе с детьми, особенно дошкольного возраста, этот метод помогает выявить их эмоциональную нестабильность или внутренние проблемы;
  • Рисуем сказку. Этот метод включает в себя также другой компонент арт-терапии. Пациент с помощью красок, пластилина, глины или других подручных материалов выражает свои эмоции, расставляет акценты. Таким образом, он может полностью выразить свое беспокойство, передать чувство тревоги или страха;
  • Сказкотерапия также предполагает создание кукол. Это также медитативное занятие, ведь в данном случае на первый план выходит процесс, а не результат. Пациент в кукле реализует свои тайные мысли и желания, что отвечает основному постулату теории Зигмунда Фрейда.В процессе изготовления куклы пациент с помощью специалиста может увидеть проблемы и попытаться найти ее решение. Также такое времяпрепровождение способствует снятию нервного напряжения;
  • Диагностика. Сказкотерапия направлена не только на решение проблем, но и их уточнение. Такой способ психодиагностики отлично подходит для детей. Можно использовать гибких кукол, фарфоровых красавиц, разнополые игрушки. Данные игры позволяют определить проблемы с аутоидентефикацией, неполадки в семье или окружающем мире. Беседа и игры могут производиться как в присутствии родителей, так и без них.

Сказкотерапия имеет в своем арсенале множество других интересных методик. Опыт и навыки специалиста позволяют определить тот из них, какой лучше всего подойдет для решения проблем данного пациента. Ведь сказкотерапия в первую очередь является индивидуальной методикой.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка –серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СКАЗКОТЕРАПИЯ-что это такое?

Как медиков, так и педагогов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбаланбсированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности. А двигательная активность в свою очередь является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма.Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями.

Терапия в жанре волшебства
Психологические предпосылки сказкотерапии

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психотерапевтический эффект достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с помощью заместителей – персонажей и через построение сюжета.Важнейшее место в организации совместно – разделенной деятельности ребенка и взрослого по сочинению сказки должно отводиться собственно коммуникативной, диалогической составляющей (вопросам слушателя – взрослого). Взрослый ведет сказку, задает интонацию (выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя истории, но при этом, внешне, порой каверзного или простоватого персонажа). Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенок - рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит ребенка в поток художественно – коммуникативной деятельности, приобщая его к канонам не только через структуру художественного текста, но и с помощью особой интонации. В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать себя в равноправной партнерской позиции - не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку). Это и есть психологические предпосылки сказкотерапии.

Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая сказку, удовлетворяются в определённой степени наши потребности. Проанализировав содержание сказок, П.И.Яничев выделил триаду тенденций или потребностей:

1 – потребность в автономности (независимости);
2 – потребность в компетентности (силе, всемогуществе);
3 – потребность в активности;

А также реализуются потребности в нарушении запретов и правил, потребность в абсурде, благодаря которым сказка становится посредником между внутренним миром ребёнка и внешним, объективным миром.

Итак, говоря о сказкотерапевтической песочной терапии, с одной стороны мы имеем прекрасную развивающую среду. С другой стороны, мы работаем с явлением «переноса», «проекции» внутреннего мира. Всё это делает возможным использование сказкотерапевтической песочной терапии в четырёх аспектах:

  • аспект проективной психодиагностики;
  • аспект психокоррекции и психотерапии;
  • аспект психопрофилактики;
  • аспект обучения.

Все четыре аспекта проявляются как в индивидуальных занятиях, так и в групповых, без ограничения возраста.

Сказкотерапия – это не просто направление, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Сказкотерапия – это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. Слово сказки живет в детском сознании. Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину. В процессе разнообразных сказкотерапевтических занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка –серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

В наше время существуют следующие проблемы:

1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты.
2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов.
3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств.
4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Но сейчас активно разрабатываются нетрадиционные направления работы со сказкой. Нетрадиционное – это значит, непривычно по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовать ход повествования. Невозможно предугадать весь спектр реакций, возникающих в сказочных ситуациях, непривычных для ребёнка действиях. Также невозможно описать все причины, которые порождают ту или иную ситуацию. Поэтому только жизненный и профессиональный опыт, интуиция позволят организовать процесс сказкотерапии. Однако следует придерживаться основного принципа - не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребёнка в сценарий занятия. Ведь сказка – это место свободное от условностей.

Сказкотерапия

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

Задачи сказкотерапии:

1. Научиться тому, как учить;
2. Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо;
3. Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации;
4. Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату. Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И постепенно превращаются в осознанные способности.

Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.

Песочная терапия

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Для организации песочной терапии необходимо следующее оборудование: водонепроницаемый деревянный ящик, чистый просеянный песок, коллекция миниатюрных фигурок.

Песочная терапия рассматривается в контексте сказкотерапии:

Во – первых, как среда для создания сказок и мифов, В песочнице происходит таинство мифотворчества и сказкотворчества.
Во – вторых, песочница рассматривается как посредник в установлении контакта с клиентом.
В – третьих, играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, ребёнок чувствует себя настоящим волшебником.
В – четвёртых, игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника».
В – пятых, игра в песочнице не имеет методических ограничений, только общечеловеческие.
В – шестых, песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого.
В – седьмых, сказочная инструкция, наделяющая клиента ролью волшебника, позволяет не только перенести в песочницу своё эмоциональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения.

Использование телесно - ориентированных техник в практике сказкотерапии

Телесно - ориентированные техники используются в сказкотерапии в нескольких аспектах.

1. Релаксационный практикум. В этом аспекте уместно применение медитативных сказок, «заземляющих» упражнений (хождение по разным видам почвы, превращение в дерево и пр.),

2. Моделирование ситуаций, связанных с ранним детским опытом. Благодаря телесно-ориентированным упражнениям можно заново пережить ощущение новорожденного, вспомнить ситуации «пеленания» и собственные первые шаги.

В практике сказкотерапии не используются «классические» инструкции телесной терапии, каждое движение предваряется сказкой. Сказочная оболочка телесно-ориентированных упражнений, связанных с проживанием ранних ощущений, позволяет приобрести гармоничный опыт, что в свою очередь позволяет компенсировать негативный ранний опыт и стабилизировать психоэмоциональное состояние.

3. Моделирование ситуаций преодоления трудностей. Для приобретения навыков сопротивления можно создавать «ситуации давления». При этом используются метафоры «Зернышко под землёй», «Облако, которое превращается в тучу и начинает давить» и др.

4. Формирование навыков позитивной невербальной коммуникации. Здесь развиваются способности понимать язык прикосновений, умение поддержать в Тяжёлом состоянии с помощью прикосновения.

5.Спонтанное самовыражение. В этом аспекте используется техника спонтанного танца. Главная идея – отойти от стереотипных движений, ощутить ритм музыки и откликнуться на него гармоничным движением.

Синтез телесно-ориентированных техник со сказкотерапией называется психодинамическими медитациями. Этот вид медитации связан с движениями, перевоплощениями, с развитием различного вида чувствительности, получением позитивного двигательного опыта, моделированием ситуаций раннего детского опыта, также этот вид направлен на общую энергетизацию тела на основе использования телесно-ориентированных приёмов.

Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Это: фитотерапия, литеротерапия, шоугунтерапия, аромотерапия, музыкотерапия, арттерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Сказкотерапия – это эклический метод развития личности: он объединяет различные формы и приёмы развития, обучения в единую «сказочную» форму. Формы работы со сказкой разнообразны как сама жизнь. Всё, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. Каждый человек, специалист может использовать сказку в том качестве и ракурсе, который соответствует его внутреннему строю и помогает использовать силу Волшебного Источника творчества. К сказкам обращались многие известные психологи и психотерапевты: Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхейм, Р.Гарднер, А. Менегетти. В настоящее время отечественные психологи и педагоги: М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Г.Азовцев, И.Бачков, Т.Д.Зинкевич - Евстегнеева, А.И.Константинова, Т.М.Грабенко, Д.Соколов, А.Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы. Фитбол – гимнастика – одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного использования психотерапевтических сказок, являющихся средством психотерапии и психокоррекции.

Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды деятельности, поэтому ребята долго не утомляются. Становится возможной и постановка кукольных спектаклей. Особое место в сказочных постановках занимают сказки - экспромты. Это сказки, которые рождаются «здесь и сейчас», без домашних заготовок. Их источником является интуитивное прочувствование ведущим актуальной проблематики группы. Динамика сюжета и конец такой сказки не известны даже ведущему. Эффект психологического воздействия подобных постановок огромен. Сами актёры могут подсказывать ведущему повороты сюжета, поэтому постановка превращается в живой процесс СОТВОРЧЕСТВА.

Постановка сказки – всегда праздник для её участников. Если её умело организовать, она поможет в коррекции и терапии даже самых сложных проблем.

Существует специальное направление в сказкотерапии, называемое ИМИДЖ - ТЕРАПИЕЙ, в котором благодаря новому имиджу человек символически получает и новое прошлое, настоящее и будущее. Ведь в жизни каждый из нас играет множество ролей. Но бывает так, что мы настолько привыкаем к одной роли, одному образу, что через некоторое время становимся его рабом. Психологи такое явление называют «соответствие образу». Нечёткое соответствие образу лишает человека спонтанности. И здесь на помощь приходит сказка. Именно здесь можно реально измениться, попробовать себя в неожиданных ролях. МГНОВЕННОЕ ПРЕОБРАЖЕНИЕ – вот смысл сказочной терапии. Родоначальником сказочной имидж – терапии является петербургский сказочник и волшебник - Андрей Владимирович Гнездилов.

Прожив жизнь сказочного образа, человек приобретает дополнительную силу. В сказочном образе он может компенсировать то, чего ему не хватает в жизни, он ощущает прилив сил из глубин самого себя.

Часто новый образ подчёркивает «естество» человека, то, что тщательно скрывается. А это даёт богатый материал не только для диагностики, но и коррекционной работы.

Дети склонны идентифицировать себя с различными героями сказок, мультфильмов, историй. В сказочной среде они могут выбрать для перевоплощения любой персонаж. Преображённому ребёнку предлагается продемонстрировать, как ходит его персонаж, что он любит, что не любит, с кем он дружит и пр. Задача ведущего - собрать как можно больше проективной информации о персонаже, в которого перевоплотился ребёнок. Таким образом выявляются личностные тенденции, мотивы, эмоциональные состояния, ценностные ориентации человека. Находясь в образе, он может с одной стороны, отыграть подавленные эмоции и желания, с другой стороны, проиграть и усилить необходимые ему модели поведения.

Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь и самому воспитателю. Меняя образ, он меняет характер, стиль поведения и общения. Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать» расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка. Поэтому изменение образа, волшебное преображение может быть полезным не только ребёнку, но и взрослому.

Драматизация сказок
Творчество в двигательной деятельности детей

Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование драматизации сказок в психологических целях. Однако не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и песочницы. Осознание своих негативных черт – первый шаг к управлению ими. Второй шаг – проигрывание их. Поэтому умело организованная постановка может служить эффективным средством для коррекции тяжёлых эмоциональных состояний. Находясь долгое время в активном состоянии, выполняя действия спектаклей, происходит всестороннее развитие детей, освоение ими новых умений и навыков. Дети овладевают средствами речевой и двигательной выразительности.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея ЭКСПРОМТА. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе.

Драматизация сказок с куклами

Постановка кукольных спектаклей даёт детям возможность создавать творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям. Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие результаты:

  • развивается речь детей;
  • развивается эмоциональная и моторная адекватность;
  • развиваются коммуникативные навыки;
  • развивается пространственная ориентация;
  • укрепляется союз с родителями.

Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведение куклы. Следовательно, ребёнок получает оперативную не директивную обратную связь о своих действиях. А это помогает ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение.

Работа с куклой позволяет:

1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений;
2) нести ответственность за управление куклой;
3) проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять;
4) осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы;
5) научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
6) развивать произвольное внимание;
7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.

Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия

Этап

Назначение

Ритуал «входа» в сказку

Создать настрой на совместную работу, «войти в сказку»

Коллективные упражнения.

Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик; или совершается иное «сплачивающее» действие.

Повторение

Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят, использовали ли они новый опыт.

Расширение

Расширить представления ребенка о чем-либо.

Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.

Закрепление

Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения.

Интеграция

Связать новый опыт с реальной жизнью.

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.

Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.

Ритуал «выхода» из сказки

Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.

Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.

Первый этап сказкотерапии – устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается по сей день.

Второй этап – собрание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К. Ю. Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др.

Третий этап – психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертый этап – интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики и философииразных культур - все это приобретает сказочную форму и форму метафор.

В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д Зинкевич - Евстегнеевой):

1) художественные
2) дидактические
3) медитативные
4) психотерапевтические
5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.

И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида

1) фольклорные

2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка) по мнению И.В.Вачкова призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.

Основные типы сказок и жанры сказкотерапии

Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. В рамках сказкотерапии через сказку осмысляются разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены духовного поиска и многое другое.

Выделяют пять видов сказок:

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.
Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания
3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.
5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.

В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры:

притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применения и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.

Притча. Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, он сформулирован прямо. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать тогда, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков.

Басня. Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Развитие этого жанра привело к интонации нравоучения. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа являются замечательным сказкотерапевтическим материалом.

Анекдот. Короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особо хороши анекдоты о Ходже Насреддине. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество, как находчивость, а также умение творчески мыслить.

Легенда, былина, сага, эпос. Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут использоваться в работе с подростками.

Миф. Повествования о богах и героях. В мифах можно найти не только информацию о сотворении мира, но и описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам организована жизнь. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, и для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства.

Сказка. Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен так называемый «бродячий сюжет». То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. И если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, он в определенном смысле программирует себя.

Принципы работы со сказками:

Принцип

Основной акцент