Основные причины детских конфликтов. Особенности общения со сверстниками

Конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, как столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Отсутствие согласие обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения, столкновением принципов, оценок, характеров или эталонов поведения и т.д. Однако отсутствие согласия, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействия детей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае дети просто бывают вынуждены каким – либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше вариантов при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер .

1.внутриличностный конфликт - представляющий собой столкновение между равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями.

2.межличностный конфликт – который определяется как ситуация, где действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно, в конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которой могут быть достигнута лишь одной из сторон.

3.межгрупповой конфликт, когда конфликтующими сторонами вступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления .

По мнению А.А. Рояк, Т.А. Репиной, следует рассматривать два вида конфликтов у старших дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: конфликт в операциях и конфликт в мотивах .

Так же в межличностных отношениях дошкольников в группе детского сада выделяются внешние и внутренние конфликты детей. Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания .

Внутренний психологический конфликт возникает у старших дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего, он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.

Сигналами конфликтов служат: кризис отношений, напряжение при общении, недоразумения, инциденты и общий дискомфорт.

Я.Л. Коломинский и Б.П.Жизневский отмечают важность изучения детских конфликтов. Они рассматриваются не просто в качестве негативных явлений в детской жизни, а как особые, значимые ситуации, способствующие психическому развитию в целом и формированию личности. Подчеркивается, что взрослому необходимо знать возможные причины возникновения детских конфликтов, прогнозировать поведение детей в соответствии с возрастом и специально обучать детей наиболее оптимальным способам общения в них .

С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками взрослые сталкиваются довольно рано. Как зарубежные, так и отечественные исследователи относят их появление к возрасту от двух до трех лет. В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я.Л. Коломинскому и Б.П. Жидневскому, были собраны и проанализированы 397 протоколов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр. При этом были выделены типичные причины конфликтов между детьми.

Существует огромное многообразие причин возникновения конфликтов, обусловленное различными ситуациями взаимодействиями между детьми. В целом, как утверждали А.Я. Анцупова, А.И. Шилова, Н.В. Гришина, А.А. Бодалев конфликт вызывается следующими тремя группами причин, обусловленных:

Трудовым процессом;

Психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, плохой психологической коммуникацией и т.д.

Личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, бестактностью.

Также причины возникновения конфликтов в детском коллективе, в своих исследованиях, рассматривали авторы Г.М. Андреева, В.Я. Зедгенидзе, С.И. Семенака, Я.Л. Коломинский, Е. Лютова, Б.П.Жидневскому.

В общении детей друг с другом возникают ситуации требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних, а с другой стороны, - желания и права других.

Таким образом можно выделить ряд причин монфликтов старших дошкольников в группе детского сада:

· Каждый ребенок ожидает хорошей оценке от сверстника, но он не понимает, что сверстнику тоже нужно признание, одобрение и похвала.

· Похвалить, одобрить другого ребенка для ребенка старшего дошкольного возраста очень трудно.

· Дошкольник не осознает свой внутренний мир, свои переживания, интересы, поэтому ему трудно представить что чувствует другой.

В.Я. Зедгенидзе в своих работах рассматривала причины возникновения конфликтов в игре, в разных возрастах. Пришла к выводу, что самый большой процент конфликтов в игре приходиться на старший дошкольный возраст 5-6 лет, а самый минимальный на возраст от 2-3. И самые большие разногласия возникают по поводу правильности игровых действий .

А.И. Захаров добавляет что, причины детских конфликтов могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей и потребностей .

А.Я. Анцупов, А.И. Шилов среди причин конфликтов выделяют субъективные и объективные. К числу объективных причин конфликта можно отнести те обстоятельства, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок. Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликта выделяют наличие у ребенка акцентуации характера. Причиной многих конфликтов выступает плохо развитая у человека способность к эмпатии, т.е. понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживания и сочувствованию ему .

Детские конфликты, особенно в старшем дошкольном возрасте, несмотря на свою специфику и многообразие, имеют в целом общие стадии протекания:

Стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;

Стадию перехода потенциального конфликта в реальный;

Стадию конфликтных действий и эмоциональных проявлений;

Стадию снятия или разрешения конфликта.

Протекание конфликта непостоянно, изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Д.Б. Эльконин выделил следующие факторы:

Факторы, обостряющие протекание конфликт в детском коллективе:

Повышение и внешнее проявление накала страстей;

Проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт;

Отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;

Эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличения числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;

Вовлечение родителей.

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта:

Уход на нейтральную сторону;

Беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

Уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных и навыков в урегулировании конфликтов;

Сохранение и укрепление межличностных отношений.

Н.Г Яковлева, В.Я. Зедгенидзе говорили о том, что конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные .

Таблица 1

Функции конфликтов в детском коллективе

Позитивные Негативные
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте
Получение новой информации о конфликтующей стороне Снижение дисциплины, ухудшение эмоционально самочувствия детей и социально-психологического климата в детском коллективе.
Стимулирование к изменениям и развитию через воспитательные воздействия Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия идет в ущерб воспитательно-образовательному процессу
Снятие агрессивности, осознание норм поведения Оказывает дезорганизующее влияние на совместную деятельность
Выработка более осознанного и целесообразного решения проблемы Уменьшает степень сотрудничества в различных видах детской продуктивной деятельности
Разрешение конфликтной ситуации обогащает жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.

Итак, в результате теоретического анализа литературы по проблеме видов и причин конфликтов между детьми старшего дошкольного возраста в группе детского сада, можно сказать следующее:

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Конфликт имеет определенную структуру: предмет, объект, субъект, участников, конфликтные действия, конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка. В разных конфликтных ситуациях дети старшего дошкольного возраста ведут себя по-разному.

Учеными и исследователями данной проблемы выделяются разные виды конфликтов: внутриличностные, межличностные, групповые; внешние и внутренние; и др. в которых ребенок ведет себя по-разному.

Среди причин возникновения конфликтов между детьми старшего дошкольного возраста в группе детского сада отмечают следующие: неумение детей общаться, неадекватность самооценки, авторитарный стиль воспитания в семье; также отмечается что, причины конфликтов могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей и потребностей;

Разобрав более подробно возникновение, виды и особенности развития конфликта у старших дошкольников в группе детского сада, вникнув более глубоко в их суть, можно судить о том, какие методики можно будет более эффективно использовать для диагностики данного явления и какие рекомендации можно дать с целью разрешения детских конфликтов.


Похожая информация.


Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят

Ссоры между детьми

Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут свою собственную стратегию поведения в случае ссор между детьми. Кто-то вынужден жить в режиме "и вечный бой, покой нам только снится" (это чаще всего относится к родителям, имеющим двоих или более детей), а для кого-то такие ситуации - редкое, но очень неприятное происшествие. Так или иначе, но искать способы решения детских конфликтов приходится всем.

В данной статье мы рассмотрим, как в этом нам могла бы помочь игра.

Но прежде чем перейти непосредственно к игровым способам решения детских конфликтов, остановимся на стиле поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры.

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей.

Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в "речевое" русло.

То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.

Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.

Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое.

Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".

Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится.

Также позаботьтесь о том, чтобы у вашего единственного сына или дочери не возникало сомнений в крепости родственных отношений, если решаете конфликт между вашим ребенком и его приятелем.

"Ковер мира"

Ковер мира лучше изготовить заранее вместе с ребенком. Для этого можно взять кусок ткани и наклеить (а лучше нашить) на нее различные узоры. Можно облегчить задачу, использовав готовый, большой платок, на который можно наклеить какие-нибудь символы мира и согласия. Взрослым об этом напоминают голубь, земной шар и тому подобные символы, но у детей могут быть другие ассоциации. Постарайтесь их учесть. Главное, чтобы полученное творение нравилось вашим сыну или дочери и вызывало у них положительные эмоции.

Когда вы видите, что дети ссорятся и уже переходят границы приличия в своих высказываниях, то срочно воспользуйтесь этим ковром мира. Объясните детям, что это необычный ковер. Он помогает людям успокоиться и помириться, если они поссорились. Для этого расстелите ковер на полу и предложите детям сесть на него вдвоем. Теперь они могут встать только друзьями. Сходить с ковра раньше того, как дети помирились, запрещено. В то время когда ребята сидят на ковре, они должны соблюдать следующие правила: нельзя дотрагиваться друг до друга и нельзя произносить ничего, кроме фразы "Тух-тиби-дух". При этом они могут жестикулировать сколько угодно, даже махая кулаками. Главное, не задевать ими второго ребенка.

Волшебную фразу ребенок тоже может произносить так, как ему нравится: если хочет, он может грозно выкрикивать ее, может злобно шипеть, может ворчливо бурчать. Таким образом, получается забавный диалог двоих детей, сидящих на ковре мира. Как правило, они говорят свои фразы по очереди и так или иначе реагируют на эмоциональный тон таких посланий от второго ребенка. Можете не сомневаться, что даже если общение на ковре мира началось с диких грозных криков и угрожающих размахиваний, то через какое-то время дети "выдохнутся" и тон "тух-тиби-духов" станет гораздо спокойнее.

Вы все это время можете просто сидеть рядом, следя за соблюдением правил, а можете давать шутливые реплики типа: "Ух ты, как грозно!" или "Ужас, даже я испугалась!" Это поможет ребятам понять, что их отрицательные эмоции достигли своей цели. Когда же вы почувствуете, что дети уже выплеснули свои обиды и злость, немного устали и готовы к перемирию, то сообщите им, что если они протянут друг другу руки, то смогут встать с ковра мира и пойти вместе с вами на прогулку (или предложите еще что-нибудь приятное). Если дети морально готовы к этому, то пусть молча соединят мизинцы. Тогда они снова получают "право голоса" и могут вместе с вами закрепить дружбу исполнением ритуала "мирись-мирись-мирись и больше не дерись...".

Примечание. Эта игра очень эффективна при правильном ее проведении. Дело в том, что в процессе выполнения игрового задания дети получают возможность непосредственно выразить свои негативные эмоции, причем тому адресату, который их вызвал. При этом, так как они не имеют права произносить обидные слова, типичные для такого процесса в реальной жизни, у них не возникают новые обиды и не подогревается чувство злости и гнева. Запрет на "рукоприкладство" не дает возникнуть драке, при этом ребенок имеет право выражать свою ярость и физически: с помощью движений, мимики, жестов. В ходе такого непривычного для ребят способа выражения привычных чувств им часто становится смешно, а это значит, что они уже на полпути к примирению.

"Растительные обзывалки"

В этой игре используется тот же принцип решения конфликта, что и в предыдущей. Здесь поссорившиеся дети также получат право выразить свои эмоции с помощью интонаций и даже зайти немного дальше - обзывать друг друга. Пусть вас не смущает такой непедагогический метод! Ведь обзываться дети будут не обычными обидными словами, ущемляющими их достоинство, а с помощью специальной лексики, звучащей смешно и непонятно. С этой целью можно использовать любой справочник по уходу за комнатными растениями. Желательно иметь их два экземпляра, чтобы вовремя дать по одному поссорившимся детям. Тогда их ссора превратится в такую словесную дуэль: "Хавортия ты полосатая!" - "Да сам ты колеус Блюме!" - "Знаешь ты кто? Ты - колумнея мелколистная!" - "А ты - очиток красноокрашенный!" и т. д.

Как видите, такие фразы действительно внешне напоминают обзывалки, но ими сложно задеть самолюбие. Соответственно, дети смогут выразить свои обиды с помощью интонаций, а кроме того, поднять себе настроение, используя смешные и неизвестные им слова, которые могут в их фантазии рождать забавные образы. Когда вы заметите у ребят окончательное изменение настроения, то предложите им какое-то интересное совместное дело или конструктивный способ решения проблемы, из-за которой они поссорились.

Примечание. Часто споры и ссоры детей переходят в драку, так как их словарный запас для таких случаев заканчивается или у одного ребенка он явно больше, чем у другого. Тогда последний начинает ощущать себя проигрывающим словесный бой и переводит его в "кулачный". Здесь же дети окажутся совершенно в равных позициях, а их "плохая" лексика будет необыкновенно разнообразна, ведь вы подкрепите ее "растительным словариком". Так что вероятность драки практически сводится к нулю.

"Рассказ от первого лица"

Эта игра особенно пригодится тем родителям, чьи дети выматывают их, требуя восстановления справедливости и постоянно жалуясь друг на друга. Если у вас не получается предоставить детям решать их проблемы самостоятельно, то можно использовать такой метод.

Согласитесь на то, что вы выслушаете обоих детей и постараетесь помочь им разобраться в ситуации. Но при одном условии. Если ваш Андрюша будет рассказывать о том, что делал и чувствовал Коля, а Коля - об Андрюше. То есть дети должны поведать вам о том, что случилось, ведя рассказ от имени второго участника ссоры и стараясь представить себе ситуацию с его точки зрения. При этом говорить нужно от первого лица, то есть начинать предложение со слов "Я..." или "Мне...".

Чтобы детям легче было поменяться мысленно местами, желательно во время объяснения правил посадить их на стулья рядом друг с другом (лучше не напротив и не рука об руку, а под углом на некотором расстоянии). Когда же начнется игра, то дети должны пересесть на стул, где только что сидел второй поссорившийся. Чтобы они не забывали во время рассказа о том, кто они в данной игре, можно написать их имена на листках и выдать каждому "чужое" имя.

Конечно, сначала ребята будут сбиваться в рассказе и путаться в своих и чужих мыслях и чувствах, это естественно. Но все равно они будут вынуждены постараться встать на место другого человека и увидеть ситуацию "с его колокольни". Это полезное качество, которое нужно развивать в детях, а кроме того, оно дает нам (взрослым) моральные силы прощать (понимаю - значит, во многом уже принимаю).

Если вам удастся так сместить акценты в ссоре детей, то будет легче добиться положительного восприятия вашего резюме о том, что же произошло на самом деле, и согласия с вашими предложениями о выходе из конфликта. Кстати, выдвинуть эти предложения можно попросить самих детей, причем лучше пусть каждый из них скажет, что, по его мнению, хотел бы сделать Коля (Андрюша), чтобы помириться и решить проблему.

Примечание. Если эта игра идет с большим трудом, то, вероятно, у ваших детей сохраняется сильная эгоцентрическая позиция и они не в состоянии поставить себя на место другого человека и увидеть чьи-то интересы и эмоции, кроме своих. Что ж, тогда вам предстоит систематическая и кропотливая работа в этом направлении. Посадив конфликтующих на стулья, выслушайте сначала по очереди собственные версии каждого ребенка о произошедшем. Но предупредите их, чтобы они запоминали то, что говорит второй брат или сестра. Не выносите на этом этапе никакого вердикта. Когда дети скажут все, что хотели, пересаживайте их и тогда уже проводите игру "Рассказ от первого лица".

Когда опыт таких необычных "жалоб" будет завершен, то обратите внимание детей на то, что у них были общие чувства, общие интересы, что где-то они просто не поняли друг друга и т. д. Не забудьте спросить их, что они чувствовали, ведя рассказ от лица другого человека, и как теперь планируют выход из ситуации.

"Супергневное письмо о супервозмутительном поступке"

Как вы, наверное, догадались по названию данной игры, в ней мы будем решать проблему возникшего в душе ребенка возмущения, давая ему возможность описать свое состояние как бурю, а само неприятное происшествие - как неприятность глобального масштаба. Иногда кажется, что дети именно этого и ждут от взрослых - сверхвнимательного отношения и сверхсерьезного восприятия мелких неприятностей детской жизни. Так что предоставьте им такую возможность. Тем более что для ребенка маленькое отрицательное событие его жизни действительно может казаться огромным и страшным происшествием.

Итак, помогая поссорившимся детям выйти из конфликта, решительно откажитесь слушать их . Сошлитесь на дела или на усталость от их ссор. Разведите ребят по разным комнатам и оставьте на какое-то время (минут на пятнадцать) одних наедине с листом бумаги и ручкой. За это время они могут изложить все свои жалобы в письменном виде. Обратите внимание, что они должны постараться максимально преувеличить все свои переживания по этому поводу, а также безмерно преувеличить провинности второго человека.

Когда письма будут написаны, прочитайте их. Наверняка они покажутся вам забавными, в этом случае похвалите ребенка за такой "литературный дар" и от души посмейтесь. К этому времени страсти уже поутихнут и ваш сын (или дочь) настроится на более оптимистичную (можно даже сказать, юмористичную) волну. Так же поступите и с письмом второго ребенка.

Если эти письма получились не обидными, а действительно смешными, то вы можете разыграть роль судьи и зачитать "состав обвинения" каждому "подсудимому", усадив их рядом. Главное, напустите на себя серьезный официальный вид, а после прочтения обвинений вынесите какое-нибудь страшное наказание одному и другому провинившемуся.

Например, торжественно объявите, что "Иванов Петя, ученик пятого класса, обвиняется в преступлении против личности Иванова Толи и в качестве наказания приговаривается к поеданию манной каши". Аналогичный приговор выносится и его брату. Можно приговорить детей к примирению и конкретной помощи друг другу в каких-то делах, а еще лучше - к совместному делу, полезному для дома, например уборке в комнате.

Примечание. Естественно, что такое юмористическое разбирательство конфликта возможно лишь в том случае, когда вы понимаете, что на самом деле не произошло ничего серьезного. Если же событие, из-за которого поссорились дети, действительно заслуживает внимания, то лучше прибегнуть к традиционной беседе или игре "Рассказ от первого лица".

"Трагикомедия без слов"

Это еще один способ превратить в восприятии ребенка трагедию в комедию. Он прекрасно подойдет для двух маленьких (или не очень маленьких) ябедников, стремящихся подать происходящее в выгодном для них свете и привлечь к разбирательству родителей.

На этот раз согласитесь не выслушать их, а посмотреть. Поставьте детей в известность, что постоянные ссоры вам наскучили и если они хотят вам снова о них поведать, то им придется поставить спектакль (или балет) на эту тему. Пусть пришлют вам билеты в первый ряд! Можно действительно попросить их изготовить для вас приглашение, придумав название спектаклю. Это переключит их внимание на более мирную волну. В случае если ярость детей друг к другу не слишком велика, можно требовать от них совместного изготовления пригласительного билета.

Когда вы получите приглашение, усаживайтесь поудобнее и смотрите балет или фильм без слов. Дети должны воспроизвести на домашней "сцене" ход событий, приведших к конфликту. Они могут двигаться, всячески жестикулировать и изображать на своих лицах ужас, гнев или, напротив, страдания и беззащитность, но не могут произносить при этом никаких звуков. Подобный немой рассказ конечно же будет очень непривычен для детей. Поэтому их внимание сосредоточится на тонкостях актерского мастерства и на том, как донести до вас "истинную правду". При этом невольное наблюдение за такими кривляниями и гримасами со стороны другого ребенка неминуемо вызовет у них улыбку. Так за время спектакля эмоции ребят наверняка изменятся.

Если юные актеры остановятся "на самом интересном месте" (то есть покажут только саму ссору), то изобразите возмущенного зрителя, который отдал деньги не за полспектакля, а за целый и поэтому требует счастливого окончания. Они такого не придумали? Так пусть думают! Если им нужно время, то пусть объявят антракт, вы пока перекусите в буфете. А если они актеры экстра-класса, то пусть импровизируют и придумывают разрешение конфликта сразу же, на сцене.

Если детям действительно удастся разрешить проблему "методами искусства", то кричите "Браво!", аплодируйте и берите автографы у таких мастеров сцены! Не скупитесь на восторги по поводу их самостоятельного поиска решения. В благодарность за приятно проведенный досуг предложите им поучаствовать в каком-нибудь интересном деле вместе с вами. Этим можно завершить перемирие.

Примечание. Конечно, могут быть случаи, когда дети не способны придумать вариант мирной концовки спектакля. Тогда вы можете предложить им помощь сценариста (то есть опять вашу) и скрыться за кулисами вместе с юными дарованиями. Когда ваша идея будет воспринята, снова вернитесь в "зрительный зал" и займите свое почетное место.

Яницкая Оксана
Детские конфликты: причины возникновения, предотвращение и разрешение

Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, гуманного отношения к другим людям.

Ранняя диагностика и профилактика конфликтных отношений , неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников имеет огромное значение. Незнание этого делает малоэффективными все попытки построения полноценных детских отношений , препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек , у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры.

В общении детей друг с другом возникают ситуации , требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить , что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого : толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но он не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.

Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях , когда имеется противоречие : между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры ) . В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию конфликта .

Причинами может являться недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, когда, например, желание командовать побуждает ребенка оставить игру с любимым товарищем и вступить в игру с менее приятным, но податливым сверстником; отсутствие навыков общения. В результате таких взаимодействий могут возникнуть два вида противоречий : рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.

Следует рассматривать два типа конфликтов у дошкольников , испытывающих трудности в общении со сверстниками : внутренние и внешние.

Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы , как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны , так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.

Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников.

Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, он не может удовлетворить своих существенных потребностей, искажаются не только деловые, но и личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формирование личности.

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Чаще всего в состоянии успеха их переполняет чувство радости, а в ситуации неудачи они огорчаются, чувствуют зависть и досаду. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт .

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, робость, неусидчивость, леность, беззастенчивость, лживость, слабоволие часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение.

Конфликты могут вызывать следующие особенности общения ребёнка со сверстниками :

большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор) ;

чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения;

нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения - принятие причудливых поз , кривляние, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок);

преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие - несогласованность порождает конфликт );

эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию (от агрессии до страха) .

В дошкольном возрасте у ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого (воспитателя и родителя) ему очень необходима.

Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Проводя работу по предотвращению и коррекции детских конфликтов , воспитатель ДОУ выступает в роли социального педагога.

Социально-педагогическая деятельность - это «социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе».

Формы и методы - это средства содействия социальному становлению личности в конкретных условиях её жизнедеятельности.

Выступая в роли социального педагога, воспитатель ДОУ использует :

Социологические методы, которые выполняют функцию сбора первичной социальной информации, без чего невозможна дальнейшая работа с детьми.

. Педагогические методы : методы формирования сознания, методы одобрения и осуждения, методы педагогической коррекции.

. Психологические методы : методы психодиагностики, метод психологической консультации, метод психологического отбора.

Данные методы воспитатель использует и в работе по разрешению и предупреждению детских конфликтов .

Разрешение конфликта - это :

минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия;

устранение полностью или частично причин , породивших конфликт ;

изменение целей участников конфликта ;

достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой , и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты .

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый - человек, со своими желаниями, переживаниями, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта )

Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).

Есть два способа разрешения конфликта :

деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть» , «Сам буду играть» ;

конструктивный : «Предложу другую игру » , «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть» .

В воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка» , который является результатом достижения понимания.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов , воспитатель должен учитывать их характерные особенности :

При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта .

Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении .

Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки.

Различное понимание событий и их причин участниками ; конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному.

Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

Профессиональная позиция воспитателя - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии :

. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации , ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает , что произошло) . Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта . Избавление от «зрителей» .

Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего): Целями могут быть : утверждение личных притязаний, навязывание своего стиля поведения, умаление достоинств другой стороны, корыстные устремления.

Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.

Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт , понять причины этого состояния , урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть) Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя :

описание произведенного действия

описание возможного или неизбежного результата этого действия

предложение альтернативного варианта поведения.

Схема позитивного сообщения может выглядеть так :

Когда ты…

Может случиться, что…

Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации

применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта , учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть;

вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску) Воспитатель должен владеть техникой активного слушания;

выдвинуть определенные жесткие требования

указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду , но и в повседневной жизни.

Оценка особенностей участников конфликта

. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации . Если проблему нельзя решить «сходу» , то определить время и присутствие посредника - родителя, психолога, воспитателя.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам :

Тебе хочется ходить в детский сад ? Почему?

С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад ?

Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

Можно ли нарушать эти правила?

Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Бывают ли у тебя конфликты с родителями ? Как часто?

Как ты думаешь, конфликт и ссора - это одно и то же?

Попробуй объяснить свое мнение.

Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть :

Авторитарным - этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств : настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!» , «Положите!» , «Не бегайте!» , «Не деритесь!» , «Надо делать так!» .

Демократическим - этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества : отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстникам, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы.

Анархически-попустительский - это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать - это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку) . Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т. е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу - это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться , что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка - может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду : если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т. к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом

Выслушиваются обе стороны : если в данный момент слушается один из участников конфликта , и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-нибудь образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов.

Обсуждать нужно следующее :

Что произошло? (сформулировать суть конфликта ) .

Что привело к конфликту ? Почему это произошло? (выяснить причины ) .

Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить , назвать чувства) .

Как быть в этой ситуации? (найти решение) .

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта : ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить , чем разрешать . Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях , на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть : стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта

Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей)

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля - это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам , правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс :

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку

Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма, такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются :

сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации) ;

имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс) ;

интерактивные игры (игры на взаимодействие) ;

социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации );

обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

психогимнастика;

чтение и обсуждение художественных произведений

просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

дискуссии.

Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует.

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей , согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат

Таким образом, конфликты детском саду , возникающие в игровой деятельности. возникновении конфликтов детской предотвращению конфликтов .

Основными особенностями общения дошкольников со сверстниками являются : разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон; яркая эмоциональная насыщенность общения; нестандартность и нерегламентированность общения. В своём развитии общение дошкольников со сверстниками проходит следующие формы : эмоционально-практическое общение, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое, внеситуативно-личностное.

Отношения со сверстниками по поводу игры и сюжетно-ролевые отношения оказывают существенное влияние на становление личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т. п. Особое значение для развития личности ребенка, для усвоения им элементарных нравственных норм имеют отношения по поводу игры, так как именно здесь складываются и реально проявляются усвоенные нормы и правила поведения, которые составляют основу нравственного развития дошкольника, формируют умение общаться в коллективе сверстников.

Конфликты у дошкольников связаны с нарушением ребенком правил поведения в детском саду , возникающие в процессе общения со сверстниками и проявляющиеся в форме столкновений, стычек, споров и ссор. Конфликты у дошкольников возникают в игровой деятельности. Причинами возникновения конфликтов могут быть недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов с ровесниками, отсутствие между играющими эмоциональных устремлений, различные умения и возможности. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает отношение к себе. Особую роль в возникновении конфликтов играют межличностные отношения, а именно умение общаться. Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для чего используются различные игры. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания, которое способствует предотвращению конфликтов .

Люди- это не проблемы, проблемы – это проблемы.

В обычном понимании конфликт с ребенком - это такая неприятность, которая мешает взрослому достигать своих целей. Этой целью может быть дисциплина, порядок, определенный образ действий ребенка, который родитель считает правильным.

При таком подходе сам ребенок, его поведение, свойства характера видятся проблемой.

Я хочу вам предложить альтернативный подход к этому вопросу.

На самом деле конфликтная ситуация - это просто столкновение интересов одного человека с интересами другого. И хотя мы привыкли думать, что в конфликте есть правый и неправый (неправый, это, разумеется, ребенок), на самом деле такая точка зрения лишь все осложняет.

К конфликту интересов лучше подходить, как к какому - то рубежу, который должен быть преодолен совместными усилиями вашими и ребенка. Вместо того, чтобы давить на ребенка, требуя от него изменения в поведении, давайте попробуем взять его в компаньоны по решению конфликта.

Важно сменить негативную установку по отношению к конфликту с ребенком на позитивную.

Решение конфликтной ситуации – это способ укрепить ваши отношения с ребенком, сделать их более глубокими и доверительными. Конфликты и сложность сами по себе и есть части воспитательного процесса, внутри которого формируется личность ребенка. Решая конфликты, мы показываем ребенку, как вести себя в трудных ситуациях, как проявлять свое внимание к потребностям другого, как отстаивать свои интересы, формулировать свои потребности.

Если говорить о вариантах отношения к конфликтам в семье, то существует две полярные позиции.

На одном полюсе находятся очень конфликтные семьи. Все общение их может состоять из мелких и больших противоречий. Такая ситуация вполне ясна, она обычно болезненна для ее участников, но ее правила такие – по любому поводу скандал, не отступать, не сдавать позиций.

На другом полюсе находятся семьи, которые заявляют, что конфликтов с детьми (часто и вообще в семье) у них не бывает никогда. Внешне все выглядит очень мирно, многие считают отсутствие конфликтов идеалом отношений. На деле это не совсем так, отсутствие открытых конфликтов может означать именно то, что открытое проявление своей воли или недовольство в семье запрещено, так как оно каким - то образом опасно. И интересы одной стороны (часто ребенка) могут в такой ситуации хронически подавляться.

Для того, чтобы заявить о своем недовольстве требуется достаточная безопасность, а если такой безопасности семья не обеспечивает, то и столкновения разнонаправленных потребностей в семье нет (просто кто-то не имеет возможности высказать противоположное мнение). Это пример авторитарной семьи. Как говорится, в нашей семье все открыто могут высказывать МОЕ мнение.

Часто авторитарность касается не только младших членов семьи. Так, например жена может сидеть тихо и не возражать мужу не потому, что она всем довольна, а потому, что она сильно зависима финансово или эмоционально, а то и запугана перспективой агрессии мужа.

Итак, у нас есть два полюса, какое - то количество семей располагается непосредственно на них, остальные же где - то посередине, ближе или дальше от этих полюсов. Настораживающей становится ситуация на обоих полюсах. В случае непрекращающегося конфликта, в семье, возможно, нет адекватных методов решения разногласий. В случае отсутствия конфликтов, мы может предположить, что интересы одной из сторон хронически подавляются, но это не выносится в открытое обсуждение.

На самом деле конфликты по своей сути не опасны. Конфликт – здоровая и необходимая часть человеческих взаимоотношений, отсутствие конфликтов не является показателем идеальной семьи. Конфликты помогают выразить накопившуюся агрессию, пояснить свою позицию, добиться обратной связи, изменить ситуацию.

Удачно разрешенный конфликт приводит к укреплению отношений с ребенком и совершенствованию его жизненных навыков. В случае со взрослым конфликт, удачно завершившийся, также укрепляет, а не разрушает отношения.

Я хочу рассказать о хорошем рабочем инструменте решения конфликтов, методе, который впервые был предложен американским психологом Т. Гордоном.

В полной мере метод может быть использован с детьми хорошо владеющими речью, то есть обычно от 3-4 лет.

Подходит метод и для детей, и для взрослых с той только разницей, что с детьми вы должны будете полностью взять на себя «модерацию» взаимодействия, то есть ведение самого процесса. А с взрослым членом семьи можно использовать эту модель разделяя ответственность за сам процесс.

В использовании этого метода могут принимать участие два или более человек. Например, он применим для братьев и сестер или вообще всех членов семьи. Если участников больше двух, разумно выделить ведущего, который берет следить за «протоколом взаимодействия».

Несмотря на то, что метод подходит для нескольких участников, лучше начать его осваивать, когда участников всего два.

Идеально, если вы сумеете последовательно пройти все этапы предложенного метода. В сложных случаях это сделать трудно из-за слишком ярких эмоций участников или очень глубоких корней проблемы. Ничего, если за один раз вы не сможете пройти все шаги, при необходимости можно вернуться обсуждению и продолжить с того места, где вы окончили или вернуться к началу.

Шаг 1. Выберите время, когда никто из участников не занят, и находится в спокойном эмоциональном состоянии.

ВАЖНО: Никогда не используйте метод в эпицентре конфликта, когда у всех нервы звенят от напряжения!

Шаг 2. Опишите проблему в НЕЙТРАЛЬНЫХ выражениях.

"У нас постоянные разногласия по вопросам уборки."

"Мы все время ссоримся, когда собираемся в школу."

"Мы не находим возможности поговорить."

Избегайте сообщений, которые принижают или порицают участников

"Ты неправильно себя ведешь",

"Вечно ты ворчишь" и т.п.

Шаг 3. Озвучьте чувства партнера

Неважно со взрослым или с ребенком вы имеете дело. Прежде, чем понуждать его сделать нечто, остановитесь и спросите себя: «что он чувствует?».

«Ты расстроен»

«Тебе грустно»

«В этот момент ты увлечен и тебе не до меня»

«Ты слишком поглощен своими делами, чтобы слышать мои слова».

Озвучьте свои соображения в повествовательном (не вопросительном) высказывании.

ВАЖНО: вы говорите именно о чувствах ребенка, которые вы предполагаете, а не решайте за него, почему он делает то или другое.

Например, не нужно говорить:

"Ты увлечен игрой и не хочешь убираться, потому, что ты вообще равнодушен к тому, что я тебя прошу"

Шаг 3. Озвучьте свои чувства.

Своя рубашка, конечно, ближе к телу, но в разговоре с ребенком старайтесь не увлекаться излиянием чувств. Нередко взрослые стремятся использовать шаг 3, чтобы рассказать, что у них накипело на душе, как они переживают или злятся. Не стоит этого делать, ограничьтесь простой и короткой констатацией своих чувств.

«Меня это невнимание больно задевает»

«Мне неловко перед нашими знакомыми в этот момент»

«Я сержусь и растеряна»

Избегайте КРИТИКИ и нападок на ребенка, когда формулируете свои чувства. Например, не стоит говорить:

"Я расстроена, потому, что ты у меня такой неряха"

Шаг 4. Задайте вопрос: "И что мы с этим будем делать?" Придумайте возможные решения.

Дайте ясно понять ребенку, что вы хотите решения, приемлемого для обоих, где никто не проиграет, и где потребности сторон будут удовлетворены.

Используйте на этом этапе мозговой штурм, придумывайте различные ребения даже смешные и невозможные.

ВАЖНО: Соблюдайте правило - на этом этапе партнеры не имеют права критиковать предложения друг друга. Остановите ребенка, удерживая его от критики, и старайтесь сами не критиковать варианты, которые вы считаете неприемлемыми. Примите все идеи

Решения лучше записать, чем их больше, тем лучше.

Шаг 5. Оценить предложения.

Пусть каждый кратко выскажется по каждому предложению, расскажет устраивает ли оно его или нет.

Вычеркните решения, которые не подходят хотя бы одному из вас.

Наилучшие решения оставьте и оговорите, как они будут претворены в жизнь

Проверьте, что чувствует каждый участник по поводу решений ("Годится ли это?", "Все ли довольны?" )

Не думайте о решении, как об окончательном, которое невозможно изменить. Можно сказать: "Давай попробуем и увидим, работает ли это".

Убедитесь, что достигнуто ясное понимание того, что каждый берет обязательство выполнять решение.

Шаг 6. Претворение плана в жизнь

На этом этапе нужно решить, когда начинаем действовать, и кто что делает.

Обязательно договоритесь о встрече, на которой можно поговорить, как идут дела.

Шаг 7. Обратная связь

Не все решения, принятые этим методом, оказываются хорошими. Иногда кто-то из участников остается не доволен решением. Иногда принимается решение, которое потом трудно выполнить. Иногда первоначальное решение должно быть заменено из-за неучтенных или изменившихся обстоятельств. Ни один из этих результатов не говорит о том, что решение не верно или метод не работает.


Задача метода, прежде всего, обеспечить позитивный процесс переговоров, контакт с ребенком в противовес «пилению» со стороны взрослого и игнорированию требований со сторон ребенка.

Во всех этих случаях, когда решение не было удачным, требуется новая договоренность. Используйте назначенное заранее время для того, чтобы проверить, как идут дела.

Процесс использования метода важнее результата. Процесс и есть главное событие, в нем мы учимся открыто доносить свои переживания, принимать мнение другого, слышать свои чувства и чувства другого, анализировать ошибки.

© Елизавета Филоненко

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста - из-за ролей, а в более старшем возрасте - из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей.

Существует два вида направленности конфликтов: внешний и внутренний. Внешние конфликты у дошкольников связаны с противоречиями, возникающими во время общения и совместной деятельности. Возникая в сфере отношений детей, они, как правило, не овладевают более глубокими межличностными отношениями. Внешние конфликты носят временный, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного принятия нормы правильности и справедливости. Подобные конфликты часто полезны, так как они предоставляют ребенку право на ответственность, на самостоятельное решение возникших проблемных ситуаций и выступают регулятором полноценных отношений детей.

Внутренний психологический конфликт большей частью скрыт от наблюдения, и возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности. В отличие от внешнего, вызывается возражениями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с противоречиями между запросами ровесников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и других детей.

Внутренние противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В ходе этих противоречий притесняется внутренний эмоциональный мир ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие, малыш не может удовлетворить своих потребностей, искажаются личностные отношения, возникает психологическая изоляция от сверстников. Внутренние конфликты отрицательны, они замедляют становление полноценных, гармоничных отношений и всестороннее формирование личности.

Причины возникновения конфликтов:

В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого и не понимает, что каждый сверстник обладает своим внутренним миром, интересами и желаниями.

В группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети - это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, агрессивных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью. У сверстников вызывают раздражение те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, неумелые.

В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации трудные или конфликтные дети (агрессивисты, жалобщики, всезнайки, максималисты и др.).

Для 5-6 летних детей значимо принятие их сверстниками, очень важна их оценка, одобрение, восхищение. Дети испытывают потребность получить интересную роль и проявить себя, по-разному ведут себя в ситуации успеха и неудачи. Все эти аспекты взаимоотношений детей могут спровоцировать между ними конфликт.

Психологические проблемы как источник конфликтов

Непослушание, упрямство, неорганизованность поведения, медлительность, неусидчивость, леность, лживость, слабоволие - часто служат причиной недовольства взрослых, вызывая эмоциональную напряженность отношений и взаимное раздражение. Главное - знание возрастных особенностей ребенка.

Особенности общения со сверстниками:

Большое разнообразие и широкий диапазон коммуникативных действий (навязывание своей воли, требования, приказы, обман, спор);

Чрезмерно яркая эмоциональная насыщенность общения;

Нестандартность и нерегламентированность действий (неожиданные действия и движения - принятие причудливых поз, передразнивание, придумывание новых слов, небылиц и дразнилок);

Преобладание инициативных действий над ответными (для ребенка важней его собственное высказывание или действие - несогласованность порождает конфликт).

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может привести к психическому заболеванию. В дошкольном возрасте у ребенка активно формируется характер и ему необходима постоянная коррекция поведения со стороны взрослого. Нужно научить ребенка социально приемлемым нормам поведения и общения.

Основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе

Разрешение конфликта - это:

Минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;

Устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;

Изменение целей участников конфликта;

Достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки - это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).

Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.

Два способа разрешения конфликта:

  1. Деструктивный - «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
  2. Конструктивный - «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

  1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин. Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
  2. Оценка целей конфликтной ситуации: утверждение личных притязаний; навязывание своего стиля поведения; умаление достоинств другой стороны; корыстные устремления. Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
  3. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции. Педагог должен подавить собственные и детские отрицательные эмоции. Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:

Описание произведенного действия («Когда ты…»);

Описание возможного или неизбежного результата этого действия («Может случиться, что…»);

Предложение альтернативного варианта поведения («Лучше…»).

  1. Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации:

Применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску);

Выдвинуть определенные жесткие требования;

Указать на необходимость придерживаться установленных определенных норм поведения не только в период пребывания в детском саду, но и в повседневной жизни.

  1. Оценка особенностей участников конфликта.
  2. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации. Если проблему нельзя решить «сходу», то определить время и присутствие посредника - родителя, психолога, сменного воспитателя.

С детьми группы нужно постоянно проводить диагностические беседы по примерным вопросам:

Тебе хочется ходить в детский сад? Почему?

С каким настроением ты чаще всего идешь в детский сад?

Какие игры ты знаешь? В какие игры ты умеешь играть?

В какие игры ты любишь играть больше всего?

Расскажи, пожалуйста, как играть в твою любимую игру?

Есть ли в этой игре правила, которые надо соблюдать?

Можно ли нарушать эти правила?

Много ли у тебя друзей среди сверстников в группе?

Бывают ли у тебя конфликты с родителями? Как часто?

Как ты думаешь, конфликт и ссора - это одно и то же?

Если в момент ссоры ты понимаешь, что неправ, то как поступишь?

При решении конфликтных ситуаций воспитатель должен применять технику активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка. Активно слушать - это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза», настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства (т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка). Педагог показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу - это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка - может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.

Узнать о том, что ребенок не готов услышать реплику взрослого, можно по его внешнему виду: если его глаза смотрят в сторону, «внутрь» или вдаль, то надо продолжать молчать, т.к. в ребенке происходит очень важная и нужная внутренняя работа.

Воспитателю иногда полезно повторить, как он понял, что произошло с ребенком, целесообразно использовать другие слова с тем же смыслом.

Выслушиваются обе стороны: если в данный момент говорит один из участников конфликта, и он начинает понимать, что в его проблему вникают, то необходимо каким-либо образом дать понять другому участнику, что и он будет столь же внимательно выслушан. Ребенок должен сам сделать выводы из своих собственных слов, постепенно усиливая их эмоциональный накал. Воспитатель не должен приводить к эффекту «самонакручивания».

Обсуждать нужно следующее:

Что произошло? (сформулировать суть конфликта).

Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины).

Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства).

Как быть в этой ситуации? (найти решение).

Если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

Методы профилактики конфликтов

Конфликты в детском коллективе легче предупреждать, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на стадии их зарождения, признаками чего могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины или правил игры, обзывание, приставание, отчуждение ребенка от группы. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

Группу детей нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка.

Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля - это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс:

Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение.

Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. Средства контроля не должны представлять собой крайности. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды развития.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:

Сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);

Имитационные игры (имитирующие какой-либо человеческий процесс);

Интерактивные игры (игры на взаимодействие);

Социально-поведенческие тренинги (обучающие моделям конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

Психогимнастика;

Чтение и обсуждение художественных произведений;

Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

Дискуссии.

Воспитатель предлагает детям игры и активно в них участвует. Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Коврик мира», «Мирные стулья», «Уголок для друзей» и др. А в гости к детям могут приходить литературные герои.