Стили воспитания детей в семье. Проверьте себя! Характеристика стилей семейного воспитания Авторитарный вид воспитания

МКУ ДО

«Центр детского творчества»

Статья по дисциплине:

« Психология »

По теме:

« Основные стили воспитания детей »

Исполнитель:

Старикова Надежда Александровна.

Арзгир 2018 год

Содержание (с. 2)

Введение (с. 3)

1. Семья - начальная ступень в развитии ребенка (с.4)

2. Основные стили воспитания и их особенности (с.6)

3. Зависимое поведение, как последствие стиля воспитания (с.12)

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Психологов, изучающих развитие, уже давно интересует влияние, которые на развитие ребёнка оказывают родители. Тем не менее, определить фактическую причинно-следственную связь между конкретными действиями родителей и поведением детей позже в жизни очень сложно. Некоторые дети, выросшие в разных условиях, впоследствии проявляли поразительно схожие черты. И наоборот, дети, которые росли в одних и тех же условиях, демонстрировали разные, даже противоречащие друг другу качества. Несмотря на эту проблему, исследователи обнаружили убедительные доказательства существования этой связи между применяемым родителями стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка.

Иногда семья в принципе не может определить, какой тактики придерживаются взрослые по отношению к ребенку. Такое случается, если взрослые в детстве пострадали от родительских воздействий и стараются «сделать все наоборот», но это не удается, поскольку отсутствие опыта приводит их к использованию в воспитании тех же самых средств и методов. Иногда взрослые, выросшие в государственных учреждениях, просто не умеют обращаться с детьми, либо в семье живут разные поколения - бабушки, родители, дети, и все придерживаются разных подходов и не стремятся договориться. Такой стиль воспитания можно назвать хаотическим. В последнее время также появляется все больше дополнительных определений и дополнений к воспитательным системам. Авторы педагогической и психологической литературы рассматривают гиперопеку, воспитание по типу «кумир семьи», эмоциональное отвержение и жестокое отношение, воспитание вундеркинда и многое другое.

Можно увидеть, таким образом, достаточно обширную феноменологию родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (Захаров А.И., Эйдемиллер Э.Г., Личко А.Е., Варга А.Я. и т.д.).

Целью данной работы является выделение стилей воспитания ребенка, и изучение каждого из них в отдельности.

Семья - начальная ступень в развитии ребенка.

Ребенок внутри семьи, в дальнейшей жизни в социуме обычно зависит от того стиля воспитания, который формируют родители. Естественно, что на него влияет окружающее, определенные факторы наследственности, но это не настолько выражено. Именно стиль воспитания родителями существенно влияет на развитие, обучаемость, формирование жизненных привычек и самооценку малыша.Зачастую неправильно выбранный стиль воспитания в семье приводит к негативным последствиям для личности, дает замкнутость, антисоциальное поведение или же склонность к психозам и депрессиям. Важно понимать - воспитание должно быть правильным, логичным и последовательным в исполнении.

Семья — это первичная ячейка общества, в которой начинается воспитание и развитие малыша. Она настолько многогранна, что может как создать здоровую личность, так и разрушить её. Потребности и влечения ребенка либо поощряются, либо создается барьер, мешающий самореализации.

В каждой семье закладываются свои интересы и ценности, есть уникальный опыт предыдущих поколений. От того, какими эти показатели будут, и зависит будущий характер детей. Ведь они очень чутко реагируют на поведение родителей и усваивают его в качестве нормального для всего общества. Отсюда и возникают проблемы воспитания.

Родители как первые воспитатели имеют наибольшее воздействие на детей. Поэтому они имеют и преимущество перед представителями дошкольных учреждений, также принимающих участие в развитие ребенка. В здоровой семье налажен благоприятный контакт между взрослыми и детьми. У них единые цели и стремления. Это приносит душевное удовлетворение всем её членам. Такой семье не чуждо проявление родительской любви, заботы и уважения со стороны детей.

Первые требования к личности человека и его поведению, как результату семейного воспитания, мы находим уже в библейских заповедях: не укради, будь почтительным к старшим.

Семья - особая интимная группа, социальное объединение, общность, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи, несущих взаимную моральную ответственность. В основе семейного воспитания был заложен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Отмечено, что семейные обстоятельства, в которых выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу. Успешность воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и учебно-воспитательных учреждений. Родители должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, относиться к ним (несмотря на возраст) уважительно.

Формирование правильных взаимоотношений между детьми, детьми и взрослыми - важная задача родителей.

Основные стили воспитания и их особенности.

Стиль воспитания (общения) в семье - это совокупность частных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для развития ребенка и его подготовки к общественной жизни. В основном рассматривается преобладающий тип родительского влияния на ребенка, но при этом необходимо учитывать: кто из членов семьи доминирует и как он доминирует, а также значимость влияния какого-либо члена семьи на ребенка. Однако, часто можно наблюдать разногласия супругов по отношению к одному и тому же поступку ребенка, которые формируются в зависимости от стилей отношения между родителями.

В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания: авторитарный, попустительский, демократический, хаотичный, отчужденный и гиперопека . Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.

Авторитарному стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме “родитель- ребенок”превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и “кажется, что они несколько отстранены от своих детей”. Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Но родители все же “не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого обращения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста. Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды.

Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны; они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями, и зачастую подпадают под сильное влияние сверстников. Уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик. Они не уверены в своем успехе, менее уравновешены и менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку.

При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Попустительский . В отношениях родителей и детей присутствуют принятие, теплота, проявления любви, всепрощение и бесконечное доверие друг другу. Не хватает только очень важных составляющих: истинной заботы родителей о детях и разумных психологических и поведенческих границ, то есть правил, четко установленных родителями с учетом мнения ребенка для его же безопасности и комфорта. По сути, такие родители отказываются брать на себя ответственность. Воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют неуверенность. Для такого свободного стиля характерны низкая дисциплина либо ее полное отсутствие, родители не возлагают на своих детей больших ожиданий, и иногда при рассмотрении таких отношений со стороны не понятно - кто из членов семьи является родителем, а кто - ребенком? Ребенок не получает направления, ограничений, при попытке родителей дать какие-то указания не слушается. Верный спутник либерального семейного воспитания - плохая успеваемость ребенка в школе, так как родителей не интересует и процесс образования ребенка. В либеральной семье дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми, что приводит к попыткам манипулирования окружающими.

Либеральные родители непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение, больше беспокоясь о том, чтобы дать детям возможность выразить себя в творчестве, проявить индивидуальность. На первый взгляд, воспитанный в такой «свободе» ребенок должен вырасти абсолютно счастливым и реализовавшимся во всех направлениях человеком. Однако, в реальности так никогда не бывает. В отсутствии границ дети не чувствуют себя в безопасности, поэтому становятся подверженными депрессии и разного рода фобиям, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия, могут довольно рано вступать в половые связи, становиться частью преступных групп. Это происходит потому, что ребенок не получил когда-то четких ориентиров в том, что такое хорошо и плохо.

Выросшим в таких семьях детям, так же, как и их сверстникам, воспитанным в авторитарных семейных системах, часто не удается развить чувство самоуважения, поскольку их тоже не научили управлять собой самостоятельно. Недостаток здоровой дисциплины в семье вызывает у них желание самим установить контроль над родителями и попытаться добиться от них контроля над собой. Такие дети во взрослом возрасте очень уязвимы, мучительно ищут хотя бы какую-то опору всеми доступными средствами: вступают в секты, попадают в зависимые партнерские отношения, увлекаются самыми экзотическими системами питания, пытаясь установить контроль хоть над чем-нибудь в своей жизни… Это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки, ответственности, умения устанавливать прочные эмоциональные связи. Разновидность попустительского стиля воспитания - «эмоциональное отвержение». В этом случае ребенок тяготит родителей и постоянно чувствует это, особенно если в семье есть другой любимый ребенок.

Демократический стиль подразумевает общение и поддержание дружеских отношений между членами семьи. Взрослые при этом требуют дисциплины и правил поведения, но все их требования реалистичны. Такие родители проявляют внимание и заботу, справедливы в отношении поступков ребенка, дают ему право выбора и обосновывают свои требования. Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, при демократическом стиле общения, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.

Хаотичный . Еще он называется «непоследовательный». Для хаотического стиля характерно отсутствие единого подхода к воспитанию, при этом причудливо переплетаются самые противоречивые требования и принципы. В начале раздела описаны причины, по которым может сформироваться такой воспитательный стиль: отсутствие у родителей опыта, неуверенность, несогласованность действий взрослых. Для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье необходима выдержка и уверенность, чего недостает родителям, особенно матерям. Это приводит к неконтролируемым эмоциональным реакциям - ругани, крику, плачу, необоснованным наказаниям, не соответствующим ситуации «сюсюканиям» с ребенком. В результате ребенок становится неуправляемым. Как и при попустительском стиле, в этом случае пренебрегают одной из базовых потребностей личности - потребностью в четких границах, правилах, стабильности и упорядоченности окружающего мира. У ребенка такое положение вызывает попеременно гнев, раздражение, тревожность, вину, что часто приводит к социальной дезадаптации. Следовательно, все, что соответствует попустительскому воспитательному стилю, можно отнести и к хаотичному.

Отчужденный. При отчужденном стиле семейного воспитания отношения подразумевают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. В такой семье родители или "не видят" своего ребенка, или активно избегают общения с ним и предпочитают держать его на расстоянии (психологическая дистанция). Незаинтересованность родителей развитием и внутренней жизнью ребенка делает его одиноким, несчастным. Впоследствии у него возникает отчужденное отношение к людям или агрессивность. В школе ребенок из подобной семьи неуверен в себе, невротизирован, он испытывает затруднения во взаимоотношениях со сверстниками. В семье никого не интересует развитие или духовный мир ребенка, его держат на дистанции, предпочитая не общаться вообще. В младшем возрасте он чудовищно страдает из-за такого отношения.

Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Гиперопека. Родители с первой минуты появления на свет своего малыша стремятся быть не просто рядом с ним, а бдительно следить за каждым его шагом, предупреждать и заранее реализовывать все его потребности (то, чего именно должен хотеть ребенок, тоже определяют взрослые). Такие родители очень любят собирать информацию о разных модных методиках обучения и воспитания, особенно им нравятся те, которые предполагают большую зависимость успехов ребенка от включения в их жизнь взрослых. Сын или дочь постоянно ограничиваются в свободе, и любые попытки самостоятельного поведения пресекаются разными способами - от прямых и строгих запретов до манипулирования, угроз, запугивания и шантажа. Здесь в ход идет целый спектр негативных установок: «не принадлежи никому кроме меня», «не будь близким», «не достигай успеха», «не расти», «не делай», «не думай». Родители занимаются этим внушением, пытаясь как-то справиться с собственной тревогой гигантского размера, которая проявляется при первых же попытках малыша проявить самостоятельность. Конечно, такие условия идут далеко не на пользу ребенку. Он мало того, что не сумеет принять даже маленького решения в своей жизни, но и будет абсолютно уверен, что за пределами родительской семьи его ожидает совершенно ужасный и жестокий мир. Такие представления провоцируют развитие тревожности, чувства беспомощности и тормозят формирование социальной и личностной зрелости. При этом, как мы помним, стремление ребенка обойти родительские установки еще и вызывает у него мощное чувство вины.

Зависимое поведение, как последствие стилей воспитания.

Каждый стиль отношений в семье, несмотря на то, насколько положительным он был, вызывает формирование зависимого поведения у ребенка. К одной из форм такого результата воспитания относят привлечение ребенком внимания за счет ссор, агрессивного поведения, неисполнения воли родителей. Она возникает, когда мать занимается любыми делами, но не малышом. В другом случае это привязанность дочери к отцу. Если последний надолго уходит из дома, то это вызывает у малышки агрессию.

Второй формой зависимого поведения является поиск подтверждения . Она проявляется в большой требовательности родителей в отношении достижений ребенка. Эта форма характерна для семей, где дочь привязана к отцу или, наоборот, сын к матери. Когда дети чувствуют ревность и высокую требовательность со стороны второго родителя или отсутствие таковых факторов, они проявляют иждивенческое поведение.

Ещё одной формой зависимого поведения выступает поиск одобрения . На это ребенок направляет все свои усилия. Такое поведение характерно для девочек, которых мамы считают похожими на себя, мало участвуют в уходе за ними и поощряют их зависимость. У мальчиков такое явление наблюдается в том случае, если его редко наказывают и терпят выходки.

Четвертой формой зависимого поведения является «пребывание вблизи» . Оно проявляется в том случае, когда ребенок не знает, как правильно себя вести, если мать относится к нему, как к менее зрелому, чем это есть на самом деле, и не доверяет отцу из-за действий в противоположном направлении.

Заключение.

Таким образом, на основании сказанного выше можно сделать следующие выводы.

В семье дети не только рождаются, но и воспитываются. Главная задача семьи - формирование гуманистических, нравственных начал в ребенке. Семьи в силу своих особенностей имеет эту возможность. Именно семья имеет такую атмосферу (речь идет о благополучной семье), в которой у ребенка формируется способность жалеть, сочувствовать, сопереживать другому, способность "со-радоваться, со-веселиться и со-печалиться" с другим человеком, "со-присутствовать" ему. Этому способствуют три вида любви в семье: любовь супружеская, любовь родительская и любовь детская. Переплетаясь между собой, эти три вида любви и создают особую, благоприятную для ребенка, атмосферу. Но психологический дискомфорт, испытываемый семьей сегодня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью семейными отношениями, разрушают эмоциональную атмосферу семьи, деформируют семейные отношения, оказывая негативные воздействия на стабильность семьи, на её воспитательный потенциал.

В младшем школьном возрасте особенно остро стоит вопрос о стиле воспитания: дети "с низкой самооценкой, выраженным чувством собственной изолированности и ненужности, малой социальной активностью и неудовлетворенностью в социальных контактах имели негативный опыт внутрисемейных отношений: преобладание "воспитательных" рациональных воздействий над непосредственным эмоциональным отношением, наказание как основной способ контроля, отсутствие четкой воспитательной программы". В других исследованиях было показано влияние различных искажений в воспитательном процессе в кругу семьи на формирование неадекватных отношений со средой в этом возрасте, которые способствовали построению поведенческих схем, приводивших к развитию отказа от поиска как в подростковом периоде, так и во взрослом возрасте.

Кроме того, на основании сказанного можно предположить, что отказ от поиска, развивающийся на фоне полного благополучия, может быть сформирован только тогда, когда у человека уже достаточно хорошо сформированы такие психологические образования, как самооценка и уровень притязаний. Напротив, пока центром социальной ситуации развития ребенка является взрослый, пока нет четко дифференцированного отношения к явлениям внешнего мира, отказ от поиска может развиваться только по типу обученной беспомощности. Конечно, ситуация гиперопеки, особенно на ранних этапах онтогенеза, создает впечатление развития состояния отказа от поиска на фоне полного благополучия. Однако в ситуации гиперопеки любая необходимость сознательного действия или самостоятельного решения приводит к чувству страха, на фоне которого и возникает отказ от поиска по типу обученной беспомощности.

«Универсального или лучшего стиля воспитания просто не существует», — пишет Дуглас Бернштейн в своей книге «Основы психологии». — «Так, авторитетный стиль, который связывают с положительными результатами в европейских семьях, никак не связан с хорошей успеваемостью среди представителей других рас».

Список литературы.

Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 2013

Аркин Е.А. Дошкольный возраст. - М., 1948

Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. - 1976. - №4. - С.23-31.

Бернштейн Д. Основы психологии - М., 1966.

Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // Педагогика. - 2008, № 12.

Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М., 1985

Возрастная психология: от молодости до старости. - М., 2009

Гесен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 2010

Дошкольная педагогика / Под ред.В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М., 1986

Житников Л.М. Учим детей запоминать. - М., 1985.

Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М., 2001

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М., 2010

Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8. - С.52-54.

Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2011

Немов Р.С. Общие основы психологии. - М., 2009

Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1. - М., 2011

Обухова Л.Ф. Детская психология. - М., 2010.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.


Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустиельском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Стиль семейного воспитания - это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Существует несколько стилей семейного воспитания:

Попустительский (в результате его формируется конформный тип личности),

Состязательный (в результате такого воспитания формируется доминирующий тип личности),

Рассудительный (сензитивный тип личности),

Предупредительный (инфантильный тип),

Контролирующий (тревожный тип),

Сочувствующий (интровертный тип),

Гармоничный (гармоничный тип).

В основе стилей воспитания лежат следующие причины:

1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей,

2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.

Под характерологическими свойствами понимается совокупность нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей среде. Яркая выраженность свойств характера свидетельствует о социально-психологическом типе.

Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания (по результатам диагностики воспитанников ЦДТОР по авторской методике доктора педагогических наук, профессора В.М. Миниярова, проведенной весной этого года):

Рассудительный стиль,

Контролирующий стиль,

Доминирующий стиль.

II. ПРОИГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ

Ведущий. Сейчас мы с вами проиграем несколько сценок, в которых вы, быть может, узнаете себя или кого-то из своих знакомых.

(Выбирает участников, раздает карточки с заданиями.)

1-я сценка: рассудительный стиль

Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учебе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!

Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать!

Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?

В науке этот стиль семейного воспитания называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.

Признаки сензитивности:

ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазер, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий, спокойный, внимательный.

1. Относиться с вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребенок увлечен, подыгрывать ему.

2. Усложнять игровую деятельность ребенка, чередовать интеллектуальные игры с подвижными. Выводить из игры постепенно.

3. Не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка многими видами деятельности. Надо помнить, что ребенок раскроет свои способности тогда, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность. 4. Очень бережно относиться к ребенку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка. Неадекватные педагогические меры могут привести к заиканию, развитию косоглазия, ночному энурезу и т.д.

5. Учить его отстаивать свои интересы, защищать от нападок других людей, от внутрисемейных конфликтов.

6. Поддерживать добрые отношения родителей и ребенка в совместном отдыхе и совместной трудовой деятельности.

7. С появлением второго ребенка необходимо переключать внимание на младшего осторожно.

8. Подбадривать и вселять уверенность в его способностях.

9. Следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребенка к родителям.

10. Не допускать общения ребенка с антисоциальными элементами, быть разборчивыми в контактах с другими людьми.

11. Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей, так как его психика ранима, не следует осуществлять раннее систематическое обучение.

12. Не следует рано водить ребенка в театр.

13. Нельзя наказывать публично, следует ограничиваться лишь мягкими замечаниями.

2-я сценка: контролирующий стиль

Ребенок-подросток (с опасением и боязнью). Завтра у Маши день рождения. Можно мне пойти на праздник?

Отец (строго). Я звонил сегодня твоему классному руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?! Будешь сидеть и учить, пока не вызубришь все правила! Совсем от рук отбилась!

Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но все же строго). Отец прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителями! Тебя же в институт не возьмут с такими оценками! Вот будешь дворником работать!

Ребенок (умоляюще и неуверенно). Но ведь Маша - моя лучшая подружка!

Мать (делая одолжение). Ладно уж. Но чтобы ровно в девять была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь!

Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

Какие чувства и впечатления возникают?

Этот стиль семейного воспитания в психологии называется «контролирующий». В результате такого стиля воспитания формируется тревожный тип личности.

Симптомокомплекс личности тревожного типа состоит из следующих качеств:

вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, фрустрирование, робость, застенчивость.

Возникновению подобного типа личности способствуют условия:

1. Ребенок воспитывается в детском доме или опекунами при жестком обращении с ним.

2. Родители контролируют деятельность своего ребенка со слов окружающих, наказывая его по первому наговору.

3. Ребенок до 5 лет без родителей оказывается в больнице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению со стороны детей разного возраста.

4. Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.

1. Урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых.

2. Целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт).

3. Организовать прием водных процедур.

4. При организации работы соизмерять реальные силы ребенка, знания и навыки. Не требовать от него больше, чем он может.

5. Организовать творческую деятельность (сборку различного вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды ремесленнического творчества).

6. Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе; отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка.

7. Убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания.

8. Полностью отказаться от физических наказаний.

9. Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребенка.

10. Не следует рано начинать обучение, необходимо осторожно подходить к развитию интеллектуальной сферы ребенка.

3-я сценка: состязательный стиль воспитания

Ребенок. У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к восьмому марта.

Мать (восторженно). Дорогой, ты же так замечательно рисуешь! Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет самый лучший плакат в школе!

Отец (с энтузиазмом). Конечно, мы всем нос утрем! И вообще тебе нужно поступать в университет и развивать свой талант!

(Спустя неделю.)

Ребенок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в конкурсе досталась его однокласснику.

Отец (возмущенно и несколько агрессивно). Как?! Кто мог лучше тебя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него же мама учитель, ему подсуживали!

Мать (расстроенно). Ничего, сынок. Ты все равно у нас самый лучший!

Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

Какие чувства и впечатления возникают?

Данный тип воспитания называется «состязательный». В результате формируется доминирующий тип личности.

Признаки доминирования:

это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал - сила, могущество, власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен, чванлив; активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите.

1. Прекратить восторгаться своим ребенком и восхвалять его достоинства. Он и без этого имеет высокую самооценку.

2. Если ребенок достигает первенства в чем-либо, следует не бурно реагировать, а спокойно проанализировать, какой ценой достигнут успех, обратить внимание на нравственность средств и методов достижения цели.

3. Особое внимание уделить депрессивному состоянию, когда ребенок не достигает успеха в чем-либо, помочь ребенку выделить новые цели, адекватные его возможностям.

4. Руководствоваться рассудительным стилем семейного воспитания и не стремиться сломать характер.

5. Направлять активность ребенка на общественно полезную деятельность, а не запрещать ему доминировать, так как его биологический потенциал очень мощный.

6. При сильном возбуждении ребенка нужно его не замечать, но не оставлять без внимания. При наказании в такие моменты у него могут возникнуть немота, тики, паралич и т.д.

7. Давать ему только те задания, которые он реально может выполнить, так как он постоянно завышает свои возможности.

8. Исключить все формы состязания ребенка с окружающими, детально рассматривать конфликты.

9. Осторожно, корректно обращаться с ребенком, не занижая его возможности, так как это может вызвать неврастеническую реакцию.

10. Исключить из речевого оборота угрозы наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях.

11. Пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами.

12. Вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Выделены следующие параметры типов семейного воспитания:

– интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный);

– последовательность – непоследовательность в реализации стиля воспитания;

– аффективная устойчивость – неустойчивость в отношениях с ребенком,

– тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.

В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:

Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.

Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей – в школе, дома, в отношениях со сверстниками.

Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.

Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления. См. литературную иллюстрацию: Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального – только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи – экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Успешность коррекционной работы во многом определяется особенностями родительской позиции. Можно выделить три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребенка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность определяется мерой подвижности родительских позиций, изменчивостью форм и способов общения и взаимодействия с ребенком (восприятие ребенка как личности, степень гибкости общения с ребенком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребенка в зависимости от возраста). Прогностичность отражает способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка и к перестройке взаимодействия с ребенком.

Довольно часто люди, имеющие детей, обращаются за помощью к психологам. Мамы и папы спрашивают у специалистов, откуда у их любимых чад могли возникнуть нежелательные качества, плохое поведение. Важнейшую роль в формировании личности играет воспитание. От его стиля и типа, выбираемого родителями, зависит их дальнейшая жизнь. Какие методы и формы воспитания применяются? В этом вопросе стоит разобраться, ведь ответ на него будет полезно узнать всем родителям.

Что такое воспитание и какие стили существуют?

Слово «воспитание» появилось в речи людей очень давно. Свидетельством этого выступают славянские тексты, датированные 1056 г. Именно в них впервые было обнаружено рассматриваемое понятие. В те времена слову «воспитание» придавались такие значения, как «взращивать», «вскармливать», а чуть позже его стали использовать в значении «наставлять».

В дальнейшем этому понятию давалось немало разных трактовок различными специалистами. Если их проанализировать, то можно сказать, что воспитание — это:

  • формирование личности, которая будет полезна обществу и которая сможет жить в нем, не станет избегать других людей, не замкнется в себе;
  • взаимодействие воспитателей и воспитуемых;
  • процесс обучения.

Родители, воспитывая своих детей, зачастую не задумываются об организации этого процесса. Они действуют так, как подсказывает интуиция, жизненный опыт. Проще говоря, мамы и папы воспитывают сыновей и дочерей так, как у них это получается. Таким образом, каждая семья придерживается определенного стиля воспитания. Под этим термином специалисты понимают характерные модели отношений родителей к своему ребенку.

Существует множество классификаций стилей воспитания. Одна из них предложена Дианой Баумринд. Этот американский психолог выделил следующие нижеуказанные стили воспитания в семье:

  • авторитарный;
  • авторитетный;
  • либеральный.

В дальнейшем эта классификация была дополнена. Элеонора Маккоби и Джон Мартин выделили еще один стиль Он был назван индифферентным. В некоторых источниках для обозначения этой модели используют такие термины как «гипоопека», «безразличный стиль». Ниже подробно рассмотрены стили воспитания, характеристика каждого из них.

Авторитарный стиль семейного воспитания

Некоторые родители держат своих детей в строгости, применяют жесткие методы и формы воспитания. Они дают своим чадам указания и ждут их выполнения. В таких семьях действуют жесткие правила и требования. Дети должны все выполнять, не пререкаться. При проступках и неправильном поведении, капризах родители наказывают своих детей, не учитывают их мнений, не просят дать какие-нибудь объяснения. Подобный стиль семейного воспитания называется авторитарным.

В этой модели очень сильно ограничена самостоятельность детей. Родители, придерживающиеся данного стиля воспитания, думают что их ребенок вырастет послушным, исполнительным, ответственным и серьезным. Однако итоговый результат оказывается совершенно неожиданным для мам и пап:

  1. Активные и сильные по характеру дети начинают проявлять себя, как правило, в подростковом возрасте. Они бунтуют, проявляют агрессию, ссорятся с родителями, мечтают о свободе и независимости и именно поэтому зачастую убегают из родительского дома.
  2. Неуверенные в себе дети слушаются родителей, испытывают страх перед ними, боятся наказаний. В будущем такие люди оказываются несамостоятельными, робкими, замкнутыми и угрюмыми.
  3. Некоторые дети, вырастая, берут пример с родителей — создают семьи, похожие на те, в которых росли сами, держат и жен, и детей в строгости.

Авторитетный стиль в семейном воспитании

Эту модель специалисты в некоторых источниках обозначают терминами «демократический стиль воспитания», «сотрудничество», так как она является наиболее благоприятной для формирования гармоничной личности. Данный стиль воспитания основывается на теплых взаимоотношениях и довольно высоком уровне контроля. Родители всегда открыты для общения, стремятся обсуждать и решать вместе со своими детьми все возникающие проблемы. Мамы и папы поощряют самостоятельность сыновей и дочерей, однако в некоторых случаях могут указать на то, что нужно делать. Дети прислушиваются к старшим, знают слово «надо».

Благодаря авторитетному стилю воспитания дети становятся социально адаптированными. Они не боятся общаться с другими людьми, умеют находить общий язык. Авторитетный стиль воспитания позволяет вырастить самостоятельных и уверенных в себе личностей, обладающих высокой самооценкой и способных к самоконтролю.

Авторитетный стиль — идеальная модель воспитания. Однако исключительная приверженность ей все же нежелательна. Для ребенка в раннем возрасте необходима и полезна авторитарность, исходящая от родителей. К примеру, мамы и папы должны указывать малышу на неправильное поведение и требовать от него соблюдения каких-либо общественных норм и правил.

Либеральная модель отношений

Либеральный воспитания наблюдается в тех семьях, где родители являются очень снисходительными. Они общаются со своими чадами, абсолютно все разрешают им, не устанавливают никаких запретов, стремятся продемонстрировать безусловную любовь к своим сыновьям и дочерям.

Дети, воспитывающиеся в семьях с либеральной моделью отношений, имеют следующие черты:

  • являются зачастую агрессивными, импульсивными;
  • стремятся ни в чем не отказывать себе;
  • любят хвастаться;
  • не любят физический и умственный труд;
  • демонстрируют самоуверенность, граничащую с хамством;
  • конфликтуют с другими людьми, которые не потакают им.

Очень часто неспособность родителей контролировать своего ребенка приводит к тому, что он попадает в асоциальные группы. Иногда либеральный стиль воспитания приводит к хорошим результатам. Из некоторых детей, знающих свободу и независимость с детства, вырастают активные, решительные и творческие люди (то, каким именно человеком станет конкретный ребенок, зависит от особенностей его характера, заложенных природой).

Индифферентный стиль воспитания ребенка в семье

В этой модели выделяются такие стороны, как безразличные родители и озлобленные дети. Мамы и папы не обращают внимания на своих сыновей и дочерей, холодно относятся к ним, не проявляют заботы, ласки и любви, заняты только своими проблемами. Дети ничем не ограничены. Они не знают никаких запретов. Им не привиты такие понятия, как «добро», «сострадание», поэтому дети не проявляют сочувствие ни к животным, ни к другим людям.

Некоторые родители не только показывают свое безразличие, но и враждебность. Дети в подобных семьях чувствуют себя не нужными. У них наблюдается с разрушительными импульсами.

Классификация типов семейного воспитания по Эйдемиллеру и Юстискису

Важную роль в становлении личности играет тип семейного воспитания. Это характеристика ценностных ориентаций и установок родителей, эмоционального отношения к ребенку. Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстискис создали классификацию отношений, в которой выделили несколько основных типов, характеризующих воспитание мальчиков и девочек:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Все внимание семьи направлено на ребенка. Родители стремятся максимально удовлетворить все его потребности и капризы, выполнить желания и претворить в жизнь мечты.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Ребенок пребывает в центре внимания. Родители постоянно следят за ним. Самостоятельность ребенка ограничена, ведь мама и папа периодически ему ставят какие-нибудь запреты и ограничения.
  3. Жестокое обращение. В семье действует огромное количество требований. Ребенок их должен беспрекословно выполнять. За неповиновением, капризами, отказами и плохим поведением следуют жестокие наказания.
  4. Безнадзорность. При этом типе семейного воспитания ребенок предоставлен самому себе. Мама и папа не заботятся о нем, не интересуются им, не контролируют его действия.
  5. Повышенная моральная ответственность. Родители не обращают особого внимания на ребенка. Однако они предъявляют к нему высокие моральные требования.
  6. Эмоциональное отвержение. может осуществляться по типу «Золушки». Родители враждебны и недоброжелательны по отношению к ребенку. Они не дают ласки, любви и теплоты. При этом они очень придирчивы к своему чаду, требуют от него соблюдения порядка, подчинения семейным традициям.

Классификация типов воспитания по Гарбузову

В. И. Гарбузов отметил решающую роль воспитательных воздействий в формировании особенностей характера ребенка. При этом специалист выделил 3 типа воспитания детей в семье:

  1. Тип А. Родителям не интересны индивидуальные особенности ребенка. Они их не принимают во внимание, не стремятся развивать. Воспитанию этого типа присущ жесткий контроль, навязывание ребенку единственно правильного поведения.
  2. Тип Б. Для этого варианта воспитания характерна тревожно-мнительная концепция родителей о состоянии здоровья ребенка и его социальном статусе, ожидание успехов в учебе и будущей работе.
  3. Тип В. Родители, все родственники обращают внимание на ребенка. Он является кумиром семьи. Все его потребности и желания удовлетворяются иногда в ущерб членам семьи и другим людям.

Исследование Клеманс

Швейцарские исследователи под руководством А. Клеманс выделили следующие стили воспитания детей в семье:

  1. Директивный. При этом стиле в семье все решения принимают родители. Задача ребенка — их принимать, выполнять все требования.
  2. Партисипативный. Ребенок может самостоятельно что-то решать в отношении себя. Однако в семье есть несколько общих правил. Ребенок обязан их выполнять. В противном случае родители применяют наказания.
  3. Делегирующий. Ребенок самостоятельно принимает решения. Родители не навязывают ему своих точек зрений. Они не обращают на него особого внимания до тех пор, пока его поведение не приводит к серьезным проблемам.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание

Все рассмотренные стили воспитания в семье и типы можно объединить в 2 группы Это дисгармоничное и гармоничное воспитание. Для каждой группы присущи некоторые особенности, которые указаны ниже в таблице.

Дисгармоничное и гармоничное воспитание
Характеристики Дисгармоничное воспитание Гармоничное воспитание
Эмоциональный компонент
  • родитель не уделяют ребенку внимания, не проявляют по отношению к нему ласки, заботы;
  • родители жестоко относятся к ребенку, наказывают его, избивают;
  • родители уделяют своему чаду чрезмерно много внимания.
  • в семье все члены равноправны;
  • ребенку уделяется внимание, родители заботятся о нем;
  • в общении наблюдается взаимное уважение.
Когнитивный компонент
  • позиция родителя не продуманна;
  • потребности ребенка удовлетворяются чрезмерно или недостаточно;
  • отмечается высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, низкий уровень сплоченности членов семьи.
  • права ребенка признаются в семье;
  • поощряется самостоятельность, в пределах разумного ограничивается свобода;
  • отмечается высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи;
  • для принципов воспитания характерны устойчивость, непротиворечивость.
Поведенческий компонент
  • действия ребенка контролируются;
  • родители наказывают своего ребенка;
  • ребенку все позволяется, его действия не контролируются.
  • действия ребенка сначала контролируются, по мере взросления осуществляется переход на самоконтроль;
  • в семье действует адекватная система поощрений и санкций.

Почему в некоторых семьях наблюдается дисгармоничное воспитание?

Родители используют негармоничные типы и стили воспитания в семье. Это происходит по разным причинам. Это и жизненные обстоятельства, и черты характера, и неосознаваемые проблемы современных родителей, и неудовлетворенные потребности. Среди основных причин дисгармоничного воспитания можно выделить следующие:

  • проекцию на ребенка собственных нежелательных качеств;
  • неразвитость родительских чувств;
  • воспитательную неуверенность родителей;
  • наличие страха потерять ребенка.

При первой причине родители видят в ребенке те качества, которые имеют сами, но не признают их. К примеру, у чада наблюдается склонность к лени. Родители наказывают своего ребенка, жестоко обращаются с ним из-за наличия этого личностного качества. Борьба позволяет им верить в то, что у них самих отсутствует этот недостаток.

Вторая вышеназванная причина наблюдается у тех людей, которые не испытали в детстве родительского тепла. Они не желают иметь дело со своим чадом, стараются меньше времени проводить с ним, не общаться, поэтому они применяют негармоничные стили семейного воспитания детей. Также эта причина наблюдается у многих молодых людей, которые психологически не были готовы к появлению в их жизни ребенка.

Воспитательная неуверенность возникает, как правило, у слабых личностей. Родители с таким недостатком не предъявляют особых требований к ребенку, удовлетворяют все его желания, так как не могут отказать ему. Маленький член семьи находит уязвимое место у мамы и папы и пользуется этим, добивается того, чтобы у него было максимум прав и минимум обязанностей.

При наличии фобии утраты родители чувствуют беззащитность своего ребенка. Им кажется, что он является хрупким, слабым, болезненным. Они оберегают его. Из-за подобного возникают такие негармоничные стили воспитания подростков, как потворствующая и доминирующая гиперпротекция.

Что собой представляет гармоничное семейное воспитание?

При гармоничном воспитании родители принимают ребенка таким, каким он является. Они не пытаются исправить его незначительные недостатки, не навязывают ему каких-нибудь моделей поведения. В семье действует небольшое количество правил и запретов, которые абсолютно все соблюдают. Потребности ребенка удовлетворяются в разумных пределах (при этом потребности других членов семьи не игнорируются и не ущемляются).

При гармоничном воспитании чадо самостоятельно выбирает свой путь развития. Мама и папа не заставляют его ходить в какие-нибудь творческие кружки, если ему этого не хочется самому. Самостоятельность ребенка поощряется. При необходимости родители лишь дают необходимые советы.

Чтобы воспитание было гармоничным, родителям необходимо:

  • всегда находить время для общения с ребенком;
  • интересоваться его успехами и неудачами, помогать справляться с некоторыми проблемами;
  • не давить на ребенка, не навязывать ему собственные точки зрения;
  • относиться к ребенку как к равноправному члену семьи;
  • привить ребенку такие важные качества, как доброта, сочувствие, уважение к другим людям.

В заключение стоит отметить, что очень важно правильно выбирать типы и стили воспитания в семье. От этого зависит то, каким станет ребенок, какой у него будет дальнейшая жизнь, будет ли он общаться с окружающими людьми, не станет ли он замкнутым и необщительным. При этом родителям нужно обязательно помнить, что залогом эффективного воспитания является любовь к маленькому члену семьи, заинтересованность в нем, доброжелательная, бесконфликтная атмосфера в доме.

Семья помогает заложить основы характера ребенка, поскольку родители являются для него чаще всего главным авторитетом, а многие модели малыши заимствуют именно у мамы и папы.

Семья традиционно является главным институтом воспитания, ребенок в течение всей последующей жизни сохраняет то, что приобрел в детские годы. Это особого рода коллектив, играющий важную роль в воспитании ребенка.

Влияние воспитания на развитие личности ребенка

Ничего так не оказывает влияние на детей, как воспитание в семье. Так уж сложилось, что в каждой семье - своя система воспитания, состоящая из семейных традиций, характеров родителей и детей, целей и методов воспитания, и обстоятельств жизни всех членов семьи.

Некоторые родители мнят себя ваятелями, и, если вдруг скульптура не удастся, всегда можно списать неудачу на материал. Такие «отцы» забывают, что «дети» — живые, наделенные бессмертной душой и собственной волей существа.

Развитие человека — во многом процесс автономный, пробуждение воли маленькой личности, эволюция его самостоятельности. «Самостоятельность» подразумевает два ключевых момента — «сам» и «стою». Научить ребенка стоять самому и дать ему возможность развиваться без посторонней помощи — вот главная задача родителей.

Психологи выделяют четыре стиля воспитания ребенка в семье, каждый из них оказывает разное влияние на детей.

Авторитарный стиль воспитания

Авторитарный стиль воспитания построен на постоянном подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у ребенка. Требования к детям должны предъявляться, однако это не значит, что единственными методами воспитания ребенка должны быть приказы и насилие. При таких обстоятельствах малыш может ответить вам ложью, лицемерием или даже ненавистью.

Гиперопека ребенка

Для ребенка в семье «квочкой» может стать как мама, так и отец, бабушка или даже няня . В условиях гиперопеки родителей мигом удовлетворяются все потребности ребенка, он ограждается от всех влияний извне, что может привести к не очень радостным результатом.

Либеральный стиль воспитания

Либеральный стиль воспитания распространен среди пассивных родителей, которых не слишком волнует, где и чем занимаются дети. Мир детей и мир взрослых существуют отдельно.

Лишенные родительского внимания дети вырастают демонстративными личностями, для них чувство свободы - это ни что иное как одиночество.


Демократический стиль воспитания

Идеальный вариант - семья с демократическим стилем воспитания, в которой дети растут гармоничными личностями. Но построить демократию в семье - задача не из легких, требующая зрелости и детей, и родителей, а также их способности и готовности работать на это.

К сожалению, в семьях больше всего достается детям непослушным, сопротивляющимся родительским приказам. Прежде чем кричать на ребенка или наказывать его, пытаясь полностью подчинить своей воле, задумайтесь о причинах его непослушания.

«Неудобный» ребенок, имеющий свое мнение и умеющий его отстоять, вырастет человеком, способным защитить свои интересы и отстоять свою точку зрения. Подавляя волю малыша, воспринимая его как «материал для лепки», требуя послушания во всем, мы тем самым творим непоправимое зло.

В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Формирование личности ребенка во многом зависит от стиля воспитания, который приемлем в семье. Их различают несколько - авторитарный, либеральный, демократический и гиперопека.

Подготовила Катерина Василенкова


По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками (по признаку управления процессом воспитательного воздействия на воспитанника со стороны воспитателя) различают авторитарное, демократическое, либеральное и попустительское воспитание.

Авторитарное воспитание – это тип воспитания, при котором определенные установки принимаются в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Чем выше социальная роль воспитателя как транслятора этих установок (преподавателя, родителей, политиков), тем сильнее выражено принуждение воспитанника вести себя согласно данным установкам. В этом случае воспитание осуществляется как оперирование природой человека и манипулирование его действиями. При этом доминируют такие воспитательные методы, как требование (прямое предъявление нормы должного поведения в конкретных условиях и к конкретным воспитанникам), упражнение в должном поведении с целью формирования привычного поведения.

Принуждение является основным путем передачи социального опыта новому поколению. Степень принуждения определяется тем, насколько воспитуемый имеет право сам определять или выбирать содержание прошлого опыта и ценностей системы – семейных устоев, норм поведения, правил общения, предписаний религии, этнической группы, партии. В деятельности воспитателя доминирует догма всеобщей опеки и убеждение в безошибочности своих действий.

Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. В этом случае педагог единолично принимает и отменяет решения, определяет большинство вопросов обучения и воспитания. Преобладающими методами управления деятельностью воспитанников являются приказы, которые могут отдаваться в жесткой или мягкой форме (имеются в виду просьбы, которые нельзя не выполнить). Авторитарный педагог всегда очень строго контролирует деятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения его указаний. Инициатива воспитанников не поощряется или поощряется в строго определенных пределах.

Рассматривая ситуации проявления авторитарного стиля на практике, можно обнаружить две крайности. Авторитарный стиль может реализовываться педагогом в режиме собственных ощущений, которые можно описать с помощью метафор: «Я – командующий» или «Я – отец».

При позиции «Я – командующий» властная дисциплина очень велика, и в процессе взаимодействия с воспитанником усиливается роль процедур и правил.

При позиции «Я – отец» сильная концентрация власти и влияния на действия воспитанников в руках педагога сохраняется. Но при этом большую роль в его действиях играет забота о воспитаннике и ощущение ответственности за его настоящее и будущее.


Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение и отношение, делать самостоятельный выбор. Такой педагог часто обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже - приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты. Обращает внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае, старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений и поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.

Демократический стиль может на практике реализовываться в системе следующих метафор: «Равный среди равных» и «Первый среди равных».

Либеральный стиль воспитания (невмешательство) характеризуется отсутствием активного участия педагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные, дела и проблемы могут решаться фактически без его активного участия и руководства. Такой педагог постоянно ожидает указаний «сверху», являясь фактически передаточным звеном между взрослыми и детьми, руководителем и подчиненными. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих воспитанников. Он решает в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируя работу воспитанника, его поведение от случая к случаю. В целом подобный педагог отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

Попустительский стиль воспитания характеризуется своего рода равнодушием (чаще всего неосознанным) со стороны педагога в отношении развития динамики учебных достижений или уровня воспитанности своих подопечных. Это возможно либо от очень большой любви воспитателя к ребенку, либо от идеи полной свободы ребенка везде и во всем, либо от бездушия и невнимания к его судьбе. Но в любом случае такой педагог ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков, не намечая перспектив личностного развития. Главный принцип в деятельности и поведении этого педагога - не препятствовать любым действиям ребенка и удовлетворять любые его желания и потребности, возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку (например, его здоровью, развитию духовности, становлению характера).

На практике ни один из приведенных стилей у педагога не может проявляться в чистом виде. Также очевидно, что применение только демократического стиля не всегда бывает эффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют так называемые смешанные стили: авторитарно-демократический, либерально-демократический и так далее. Каждый педагог может применять разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях. Смена же стиля, например, переход от авторитарного к демократическому, является радикальным событием, ибо каждый стиль основывается на особенностях характера и личности воспитателя. Поэтому смена стиля может сопровождаться серьезным психологическим дискомфортом для педагога.