Технология психолого педагогического консультирования. Психологическое консультирование как вид работы практического психолога

Введение

Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения, и, в частности на отношения родителей к детям. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В то же время в ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования указано, что, требования к психолого-педагогическому обеспечению направлены на «построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности».

Эти два документа отражают сотрудничество детского сада и семьи. В дошкольном возрасте преодоление неблагоприятных психических синдромов достигается главным образом благодаря перестройке взаимоотношений ребенка с родителями и воспитателями, здесь и обнаруживается потребность в своевременной помощи психолога, в его профессионально - компетентностном и тактичном вмешательстве в складывающуюся ситуацию, в процесс формирования взаимоотношений в семье, в процесс становления личности ребенка. Родители, как правило, не уделяют достаточного внимания психологическому здоровью детей, это обусловлено тем, что среди родителей нередко распространены неверные воспитательные установки и представления: недооценка значения личностных форм общения и игровой деятельности в развитии ребенка, идеалы «беспрекословного» послушания, авторитарное отношение к детям, опасения наследственной передачи нежелательных личностных черт родственников и др., а также низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей, отсутствием необходимого минимума психологических знаний, при котором возможна правильная и своевременная постановка перед специалистами проблем обучения и развития ребенка.

Поэтому с особой остротой встает вопрос организации психолого-педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ.

Проблемы же, связанные с ранними аспектами развития ребенка, с консультированием родителей в ДОУ, особенно индивидуального консультирования, мало освещены и исследований по этому вопросу недостаточно.С одной стороны, индивидуальное консультирование в детском саду, как одна из форм работы педагога- психолога, предполагает активное взаимодействие со взрослыми, непосредственно контактирующими с ребенком. С другой стороны родители зачастую боятся идти к психологу детского сада, опасаясь услышать,что с их ребенком «что-то не так», считают это ненужным и неуместным, к тому же родители мало мотивированы на долгосрочную работу.

Специфика психолого-педагогического консультирования в образовании.

Главная особенность консультирования в детской психологии в том, что психолог ориентируется одновременно на двух субъектов - ребенка и взрослого (родителя, педагога). Собственно, и сам процесс консультирования как бы разделяется на две составляющие – в отношении взрослых и ребенка. Специфика детского консультирования в том, что заказчиком может выступать специалист другой профессии, или же родитель, но им не является ребенок, в связи с этим возникает различное видение консультативных задач. Основная цель психолога, работающего с родителями, - достижение возможно более глубокого и объективного понимания ребенка. Тактика работы с родителями предполагает: подробное обсуждение конкретных результатов, полученных в ходе обследования ребенка; информирование их о ходе коррекционной или развивающей работы, которую проводит психолог. Установление доверия между психологом и родителями (родителем) - это главное в совместной работе детского психолога с родителем. Психолог должен внимательно выслушивать родителя, проявляя заинтересованность, эмпатию, а также выражать поддержку.

Как пишет Верещагина Н.В., при организации консультирования родителей детей следует учитывать ряд особенностей их личностной сферы, выделяя следующие позиции: мотивацию обращения к психологу, отношение родителей к консультанту, позицию родителей при обсуждении проблемы, а также возможность изменения жизненных установок родителей в процессе консультирования. Следует заметить,что приведенные ниже особенности касаются родителей детей с проблемами развития (нарушениями интеллекта, речи, слуха и др.),так как автор изучала особенности консультирования этой категории родителей.

1. Мотивация с которой родители приходят на консультацию;

Мотивированные родители, которые четко представляют, что хотят, практически всегда выступают инициаторами консультирования. Немотивированные родители не знают, чем им может помочь педагог-психолог, часто не признают проблем ребенка и поэтому не видят смысла тратить время на беседу с психологом. Практически всегда инициатором выступает консультант. Родители, направленные на консультацию к психологу воспитателями или другими специалистами, т.е. под воздействием внешних обстоятельств, пассивны, безучастны или агрессивно настроены. Специалист должен приложить усилия для смены мотивации таких родителей на активную и снять чрезмерное напряжение путем подчеркивания сильных сторон ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения.

2. Отношение родителей к консультанту;

От того, как складываются отношения между консультантом и клиентом, зависит исход встреч. Взаимное доверие между участниками консультации определяет успешность терапевтических бесед. Клиенту важно понять, что он может свободно говорить о переживаниях и чувствах, опасениях и тревогах, и будет принят специалистом таким, какой он есть. В большинстве случаев родители изначально настроены на откровенный разговор и уверены в его конфиденциальности. Недоверие к возможностям психологического консультирования и решению проблем ребенка свойственно родителям детей с нарушением интеллекта. Часто такие родители отказываются признавать свою роль в возникновении проблем у ребенка и их наличие вообще.Настороженное отношение к консультанту свойственно родителям детей со сложными нарушениями в развитии, т.к. они не верят в возможность помощи немедикаментозного характера. Через недоверие и настороженность есть те родители,которые приходят к пониманию необходимости психологического сопровождения ребенка.

3. Позиция родителей при обсуждении проблем ребенка;

Активность при обсуждении с консультантом проблем ребенка и выработки стратегий поведения часто характерна для родителей детей без снижения интеллекта, т.к. они видят изменения в развитии ребенка в результате работы специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, тифло - и сурдопедагога и готовы к сотрудничеству.

Пассивное отношение к проговариванию трудностей в развитии детей демонстрируют родители, которые не видят существенных изменений ребенка за относительно короткий промежуток времени в результате коррекционных занятий или не признают значительной роли педагогов в накоплении ребенком знаний об окружающем мире.

Псевдоактивное отношение к беседе выражается в признании родителями имеющихся проблем, но без конкретизации, без описания трудностей. При этом они согласны на помощь ребенку извне, но только без собственного участия.

4. Выбор и принятие решения родителями;

Самостоятельное решение демонстрируют родители, которые в ходе консультации испытывают доверие к специалисту, активно делятся трудностями и переживаниями, стремятся к полному сотрудничеству с педагогами. Часто такие решения принимают родители детей без нарушения интеллекта и детей со сложными нарушениями.

Отказываются от психологического сопровождения и не берут на себя ответственность за развитие ребенка родители одаренных детей и детей с нарушениями интеллекта.

5. Изменение жизненных установок родителей;

Предполагается, что по завершению консультации родители сохранят приобретенный положительный опыт в преодолении трудностей в развитии детей. Для этого им необходимо пересмотреть свою точку зрения на окружающее, на соматический статус ребенка, на собственную жизнь и возможности ребенка. Некоторым родителям это удается, некоторым – нет. Возврат к прежним жизненным установкам происходит, как правило, без поддержки и понимания близких в случае отсутствия положительной динамики в развитии ребенка, что характерно для родителей детей со сложными нарушениями в развитии.

Таким образом, учет особенностей личности родителей, имеющих детей со сложными нарушениями в развитии,позволит достичь понимания клиентом проблем ребенка и собственных затруднений в жизни. Спецификой консультирования этой категории родителей является отведение значительной части времени обсуждению медицинских аспектов нарушений в развитии детей, методов лечения и их значения в обучении и воспитании.

Любой вид работы практического психолога образования направлен на обеспечение психологического благополучия ребенка, следовательно педагог-психолог образования планирует консультации взрослых только по тем вопросам, которые непосредственно связаны с конкретными проблемами развития ребенка.

Среди наиболее часто встречающихся проблем и типичных трудностей детей разного возраста можно выделить следующие:

Скрытый характер многих неблагоприятных характеристик;

Незнание родителями возрастных норм развития детей, и как следствие, обращения по поводу «отклонений» в развитии (познавательной и эмоционально-волевой сферы);

Неправомерность требований родителями к детям;

Неадекватное отношение родителей к проявлениям самостоятельности и инициативы;

Проблемы со вниманием;

Проблемы в семье.

Подводя итог, подчеркнем, что в консультировании решаются конкретные консультативные задачи, связанные с разносторонним анализом условий развития и воспитания ребенка, диагностикой возрастных и индивидуальных особенностей его познавательной деятельности и личности, составлением психолого-педагогических рекомендаций и условного прогноза развития ребенка.

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Очень часто в молодой семье супруги, ставшие матерью и отцом, сталкиваются с трудностями установления нормальных отношений с детьми в возрасте от двух до трех лет. Эти трудности, в частности, могут проявляться в том, что ребенок чрезмерно активный или, напротив необычайно пассивный, эпатичный, равнодушный ко всему. И те и другие крайности могут, естественно вызывать тревогу у родителей.

48.Характеристика и описание видов психологического консультирования по характеру теоретического подхода и степени непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом .

также используют в качестве основания для выделения внутри психологического консультирования видов степень непосредственности или опосредованности контакта между психологом-консультантом и клиентом. В этом плане можно говорить об очном консультировании, консультировании на телефоне доверия, консультировании посредством дистантного письма, консультировании посредством написания популярных книг по психологии или открытых ответов психологов на письма читателей в популярных журналах. Все перечисленные выше формы психологического консультирования кроме очного психологического консультирования можно объединить под единым понятием - дистантное психологическоеконсультирование.

49.Характеристика видов психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или образований.

Существуют разные виды психологической помощи: непосредственно консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психопрофилактика, психологическая реабилитация, психологическое развитие или формирование новых психических операций или психических образований. Здесь имеет значение глубина погружения, уровень процесса оказания психологической помощи.

Психологическое консультирование (counselling) по определению Британской ассоциации консультирующих психологов - это есть специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий. На мой взгляд, такое определение наиболее удачно отражает суть, характер и содержание этого вида психологической помощи.

Более кратко психологическое консультирование - это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни. Консультирование - широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

Следствием такого понимания консультирования является построение отношений взаимного сотрудничества психолога со своим клиентом во время психологической консультации, основанные на взаимном доверии и уважении, на равенстве и взаимной открытости. В этом отличие от отношений врачебной помощи, в которых врач всегда лучше знает, в чем состоит проблема пациента и как ее лечить, поэтому не спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, оснований своего выбора и причин своего решения. Врач выбирает стратегию лечения, а пациент лишь ее исполняет.

Психологи́ческая корре́кция (Психокорре́кция) - один из видов психологической помощи (среди других - психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также - деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальнойпсихолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой - работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Сфера применения психокоррекции

коррекция эмоционального развития ребёнка;

коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;

психокоррекция поведения детей и подростков;

коррекция развития личности.

Применительно к проблемам детей в школе:

коррекция недостатков когнитивной деятельности;

коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы;

коррекция поведения.

Психотерапия (от греч. ψυχή - «душа», «дух» + греч. θεραπεία - «лечение», «оздоровление», «лекарство») - система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.). Проводится как правило специалистом-психотерапевтом путем установления глубокого личного контакта с пациентом (часто путем бесед и обсуждений), а также применением различных когнитивных, поведенческих и других методик.

Психологическое консультирование - один из видов психологической помощи (наряду с психокоррекцией, психотерапией, психологическими тренингами и др.), выделившийся из психотерапии. Согласно Р. Нельсону-Джоунсу, психологическое консультирование, по своей сути, является видом отношений помощи.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 - cite_note-.D0.9D.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BE.D0.BD-.D0.94.D0.B6.D0.BE.D1.83.D0.BD.D1.81-0

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):

Индивидуальное психологическое консультирование;

Семейное психологическое консультирование;

Групповое психологическое консультирование;

Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

Мультикультурное психологическое консультирование.

Под психопрофилактикой в медицине «принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматическихболезней». Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Реабилитация- процесс, цель которого предупредить развитие предотвратимой инвалидности в период лечения заболеваний и помочь инвалиду в достижении максимальной физической полноценности, на которую он годен в рамках существующего заболевания.

  • 11. Учение о характере в психологии. Классификация черт характера. Структура характера и ее свойства. Психологические и социальные условия формирования характера. Понятие «акцентуация характера».
  • 12. Понятие о способностях. Виды и уровни способностей. Предпосылки и условия развития способностей.
  • 13. Психологические особенности дошкольника и их учет в педагогическом процессе.
  • 14. Психологические особенности младшего школьника и их учет в педагогическом процессе
  • 15. Психологические особенности подростка и их учет в педагогическом процессе
  • 16. Категория «общение» в психологии. Общая характеристика общения. Педагогическое общение.
  • 17. Личность в группе. Статус и роли личности. Межличностные отношения в группе и методы их изучения.
  • 18. Общее представления о психологическом консультировании. Виды, методы и этапы психологического консультирования.
  • 1. Педагогика как наука: категориальный аппарат и методология педагогической науки.
  • 2. Понятие и сущность воспитания. Подходы к анализу воспитания. Цели воспитания и проблема их реализации.
  • 3. Содержание воспитания и комплексный подход к его реализации.
  • 4. Методы и технологии воспитания. Классификации методов и технологий воспитания. Условия выбора методов воспитания.
  • 5. Закономерности и принципы воспитания.
  • 3 Основные закономерности:
  • Коллектив как объект и субъект воспитания.
  • 7. Сущность и содержание процесса обучения. Функции обучения. Закономерности и принципы обучения.
  • 8) Виды и методы обучения. Характеристика и сравнительный анализ видов обучения.
  • 9. Понятие, признаки и структура педагогических технологий. Классификация педагогических технологий.
  • 10. Формы организации обучения. Урок как основная форма обучения. Типы и структура уроков. Требования к современному уроку.
  • 11. Система образования на современном этапе. Характеристика Закона рф об образовании.
  • 12. Современное состояние и основные проблемы специальной педагогики и психологии.
  • 13. Причины, классификации и виды отклонений в развитии и поведении ребенка.
  • 14.Сущность теории первичности дефекта и вторичных отклонений нарушенного развития ребенка.
  • 15. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.
  • 16. Личностные качества и способности педагога. Стили пед.Общения и руководства учебно-познавательной деятельности учащихся. Личностно-профессиональное развитие педагога.
  • 17. Мотивация учебной деятельности. Формирование познавательных мотивов учения.
  • 18. Психологическая служба образования. Основные аспекты ее деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и особенности школьной психодиагностики.
  • 5.Социальное воспитание как научная категория. Сущность и механизмы социального воспитания.
  • 6. Социализация как научная категория и социально-педагогическое явление. Теории социализации.
  • 7.Факторы и механизмы социализации личности. Учет факторов социализации в деятельности социального педагога.
  • 9.Социально-педагогические технологии. Проблема разработки и реализации технологий в деятельности социального педагога.
  • 10.Диагностическая деятельность педагога-психолога и социального педагога. Объекты и методы диагностики.
  • 11. Семья как субъект социального воспитания и объект деятельности психолога и педагога.
  • 12. Группа как субъекты и объекты социального воспитания. Способы организации и коррекции жизнедеятельности группы.
  • 13. Детское движение как предмет научного исследования. Социально-психологические предпосылки детского движения
  • 14. Сущность и функции доо. Доо как субъект и объект социального воспитания. Содержание и методы деятельности доо.
  • 15. Девиация как социально-педагогическая проблема. Отклоняющееся поведение личности как объект деятельности социального педагога.
  • 16. Социальная защита детства как направление деятельности социального педагога. Методы и принципы реализации социальной защиты детства в современных условиях российского общества.
  • 17. Реабилитация как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической реабилитации.
  • 18. Помощь и поддержка как направление деятельности социального педагога. Цели, задачи, субъекты, объекты, формы социально-педагогической помощи и поддержки.
  • 19. Становление акмеологии как науки. Феномен «акме», его основные характеристики и условия формирования.
  • 20. Образовательная сущность музея и музейной педагогики, ее объект, предмет и задачи. Деятельность музейного педагога.
  • 18. Общее представления о психологическом консультировании. Виды, методы и этапы психологического консультирования.

    Психологическое консультирование – совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений, относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

    Цель консультирования – помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

    Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

      консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

      консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (1968);

      консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

      консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

      консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

      в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

      консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

    Виды консультирования:

    I . По сферам приложения:

    1. детское; 2. подростковое; 3. семейное и супружеское; 4. профессиональное; 5. индивидуальное, ориентированное на проблемы личности;

    II . По количеству клиентов: 1. индивидуальное; 2. групповое;

    III . По пространственной организации: 1. контактное (очное); 2. дистантное (заочное) – по телефону, переписка.

    Виды психологического консультирования по Немову

    Интимно-личностное психологическое консультирование , необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы, как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то ни стало хотел бы избавиться, проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми, различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многое другое. Сюда же может относиться глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

    Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование . К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование взаимоотношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

    Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

    Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

    Методы психологического консультирования

    К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

    Беседа Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

    Этапы беседы:

    1.Постановка вопросов. Цель – получение информации о клиенте, побуждение его к самоанализу.

    2.Ободрение и успокаивание. Важны для создания и укрепления консультативного контакта. Ободрением выражается поддержка – основная составляющая контакта («Продолжайте», «Да, понимаю»). Успокаивание помогает клиенту поверить в себя («Очень хорошо», «Вы поступили правильно»).

    3.Отражение содержания: перефразирование и обобщение.Отражение содержания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Отражение содержания помогает и самому клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях. Перефразирование имеет три правила: перефразируется основная мысль клиента; нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, добавлять от себя; избегать дословного повторения.

    4.Отражение чувств –внимание сосредотачивается на том, что скрыто за содержанием. контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир.

    5.Паузы молчания. Молчание – увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента; - предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение; - позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

    6.Предоставление информации. Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы, информирует клиента о разных аспектах обсуждаемых проблем.

    7.Интерпретация консультанта придает определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогает установить причинные связи между поведением и переживанием. Хорошая интерпретация не бывает глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает.

    8.Конфронтация – всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, по которым угнетают, ограничивают становление личности.

    9.Чувства консультанта и самораскрытие. Самораскрытие консультанта может быть: выражение непосредственных реакций по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом «здесь и сейчас»; рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента. Консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле – значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям.

    10.Структурирование консультирования – организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования.

    Разновидности интервью:

    · стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

    · частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

    · свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

    Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

    Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

    Заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

    Уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

    Получение ответа на свой вопрос;

    Повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

    Переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

    Поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

    Обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

    Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта.

    точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

    Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

    Эмпатия - сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

    Рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

    Идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

    Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

    · метод личностно-центрированного консультирования,

    · метод экзистенциального консультирования,

    · метод психоаналитического консультирования,

    · метод поведенческого консультирования,

    · метод когнитивного консультирования,

    · метод консультирования, фокусированного на решении,

    · мультимодальное консультирование и т.д.

    Этапы психологического консультирования. (Немов)

    1. Подготовительный этап. На этом этапе психолог-консультант знакомится с клиентом по предварительной записи, имеющейся о нем в регистрационном журнале, а также по той информации о клиенте, которую можно получить от третьих лиц, например от работника психологической консультации, который принимал заявку от клиента на проведение консультации. На данном этапе работы психолог-консультант, кроме того, сам готовится к проведению консультации, выполняя практически все то, о чем шла речь в предыдущем разделе данной главы. Время работы психолога-консультанта на этом этапе составляет обычно от 20 до 30 мин.

    2. Настроечный этап. На данном этапе психолог-консультант лично встречает клиента, знакомится с ним и настраивается на совместную работу с клиентом. То же самое со своей стороны делает клиент. В среднем этот этап по времени, если все остальное уже подготовлено для проведения консультации, может занимать от 5 до 7 мин.

    3. Диагностический этап. На данном этапе психолог-консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента. Основное содержание данного этапа составляет рассказ клиента о себе и о своей проблеме (исповедь), а также психодиагностика клиента, если возникает необходимость ее проведения для уточнения проблемы клиента и поиска оптимального ее решения. Достаточно точно установить время, необходимое для проведения данного этапа психологического консультирования, не представляется возможным, так как многое в его определении зависит от специфики проблемы клиента и его индивидуальных особенностей. Практически это время составляет как минимум один час, исключая время, необходимое для проведения психологического тестирования. Иногда данный этап психологического консультирования может занимать от 4 до 6–8 ч.

    4. Рекомендательный этап. Психолог-консультант, собрав на предыдущих этапах необходимую информацию о клиенте и его проблеме, на данном этапе вместе с клиентом вырабатывает практические рекомендации по решению его проблемы. Здесь эти рекомендации уточняются, проясняются, конкретизируются во всех существенных деталях. Среднее время, обычно затрачиваемое на прохождение этого этапа психологического консультирования, составляет от 40 мин до 1 ч.

    5. Контрольный этап. На данном этапе психолог-консультант и клиент договариваются друг с другом о том, как будет контролироваться и оцениваться практическая реализация клиентом полученных им практических советов и рекомендаций. Здесь же решается вопрос о том, как, где и когда психолог-консультант и клиент в дальнейшем смогут обсуждать дополнительные вопросы, которые могут возникнуть в процессе выполнения выработанных рекомендаций. В конце данного этапа, если в этом возникнет необходимость, психолог-консультант и клиент могут договориться друг с другом о том, где и когда они встретятся в следующий раз. В среднем работа на данном, завершающем этапе психологического консультирования проходит в течение 20–30 мин.

    Если суммировать все, сказанное выше, то можно установить, что на прохождение всех пяти этапов психологического консультирования в среднем может понадобиться (без времени, отводимого на психологическое тестирование) от 2–3 до 10–12 ч.

    Педагогика


    К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

    Беседа . Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

    Разновидности интервью:

    Ø стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

    Ø частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

    Ø свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

    Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

    Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

    Ø заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

    Ø уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

    Ø получение ответа на свой вопрос;

    Ø повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

    Ø переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

    Ø поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

    Ø обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

    Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта. Нередко дилетантом недооценивается важность применения данного метода, и задача точного отражения информации, сообщаемой клиентом, подменяется желанием консультанта придумать собственную интерпретацию мотивов поступков, личностных проявлений, свойств клиента, а также стремлением дать скорейшую оценку его личности в целом. Использование такого приема «активного слушания» как «повторение» позволяет клиенту укрепиться в мысли, что его внимательно слушают и понимают. Кроме того, этот же прием дает возможность клиенту «услышать себя» со стороны и лучше осознать себя и ситуацию.

    Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

    Ø эмпатия- сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

    Ø рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

    Ø идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

    Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

    v метод личностно-центрированного консультирования,

    v метод экзистенциального консультирования,

    v метод психоаналитического консультирования,

    v метод поведенческого консультирования,

    v метод когнитивного консультирования,

    v метод консультирования, фокусированного на решении,

    v мультимодальное консультирование и т.д.

    3. Принципы психолого - педагогического консультирования

    Концепция психологического возраста определяет схему анализа индивидуальных вариантов и особенностей психического развития ребенка, включающую три основных компонента: характеристику социальной ситуации развития ребенка, иерархическую структуру видов деятельности, типичных для данной возрастной стадии, и характеристику уровня развития личности и сознания ребенка. Реализация указанной схемы позволяет решать задачи психолого - педагогического консультирования, включающие проведение психологического обследования, постановку психологического диагноза и формулирование прогноза развития, определение системы психолого-педагогических назначений, реализующих профилактические и коррекционно-развиваюшие цели.

    К принципам психолого - педагогического консультирования относятся:

    a. этические;

    b. стратегические;

    c. тактические.

    Важнейшими этическими принципами являются : принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности; принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации; принцип компетентности и ответственности консультанта.

    Стратегические принципы , определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития, составляют: принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) и принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.

    Тактические принципы возрастно-психологического консультирования включают: принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией; принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер; принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками; принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка; принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий и их реализации.

    Заключение

    Психологические консультирование - это особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. Психологическое консультирование похоже на психотерапию, но отличается от нее тем, что:

    Имеет относительно короткий период;

    Может нести эпизодический характер;

    В основном клиент сам решает свою проблему, консультант лишь направляет его;

    При консультирование решаются мелкие проблемы в отличии от психотерапии;

    Не проводятся дополнительный сбор информации (тесты, анкеты и т.п.);

    Консультант не несет ответственности за результат работы с клиентом.

    Психологическое консультирование членов педагогического коллектива - это работа, заключающаяся в налаживании отношений между педагогом и ребенком. Показывается, объясняется педагогу, в чем проблема ребенка и как ее решить (педагогическими и организационными мероприятиями).

    Литература

    1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург. М., 2005г.

    2. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М. 2007г.

    3. Абрамова Г.С. Практическая психология. М. 2004г.

    4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Независимая фирма «Класс», 2006г.

    5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб. 2007г.

    6. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М. 2005г.

    7. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование СПб. «Питер» 2003г. С. 464

    8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2002г.

    9. Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. 2002г.

    10. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2002г.

    11. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: ВЛАДОС. 2005г.

    12. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие. СПб., 2006г.

    13. Осухова Н.Г. Теоретическая позиция и практика: Сопоставительный анализ двух подходов к консультированию. М. 2004г.

    14. Пиз Алан Язык телодвижений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2004г.

    15. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс. Универсум, 2000г.

    16. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Эксмо-Пресс, 2002г.

    17. Серова И.В. Консультативная работа со страхами у детей дошкольного возраста. М. 2003г.

    Психолого-педагогическое консультирование основывается на следующих принципах.

    а) Соблюдение интересов ребенка. Этот принцип проводится в жизнь во всех случаях, кроме резко выраженной патологии развития, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи и, прежде всего, детей. Соблюдение интересов больного ребенка состоит в создании адекватных условий для его обуче­ния, воспитания и лечения как в образовательных учреждениях, так и дома.

    В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть дошкольных и школьных коррекционных образовательных уч­реждений, которая позволяет организовать обучение ребенка в оптимальных условиях по специальным программам. Нередко только недостаточное понимание родителями реальных личност­ных возможностей своего ребенка мешает незамедлительному направлению его в соответствующее детское учреждение.

    б) Корректная форма сообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями психолог (коррекционный педа­гог) ставит своей задачей не только раскрыть психопатологиче­скую структуру дефекта, но и отметить положительные качества личности ребенка. Как показывает практика, родителям следует не просто сообщить диагноз и решение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), но доступно и понятно рас-сказать об особенностях их ребенка, объяснить, как с ним нужно заниматься дома и на что обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав, культур" ный уровень, количество детей в семье, их возраст - так, чтобы советы специалиста не оказались для семьи трудновыполпимыми „ у родителей не возникло чувство своей беспомощности.

    в) Коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование членов семей с соблюдением п рав каждого индивида на личные тайны.

    Не столь редки случаи, когда родители расходятся в вопро­сах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, для того, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жиз­ни. Психолог (коррекционный педагог) анализирует семейную ситуацию исходя из интересов ребенка и дает объективную оцен­ку его возможностям. Он консультирует родителей и других род­ственников ребенка индивидуально, соблюдая тайну консульти­рования, чтобы избежать новых психотравмирующих ситуаций для членов семьи. Индивидуальное консультирование помогает правильнее построить дальнейшую работу по консультированию семьи, в которой, помимо родителей, участвуют и другие родст­венники ребенка.

    Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не включаются в задачи консультирования, о чем сообщается родителям.

    С помощью психолого-педагогического консультирования достигаются (под руководством психолога или педагога-дефек-толога) выработка адекватных внутрисемейных позиций и при­нятие оптимальных «семейных ролей» каждым членом семьи.

    Эффективным методом консультирования является проведе­ние коррекционных психолого-педагогических занятий с ребен­ком в присутствии родителей. Этот метод рекомендуется исполь­зовать в работе с семьями, чьи дети занимаются в коррекционных группах ДОУ (обучаются в коррекционных классах или специ­альной школе).

    Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка с психо­логом (коррекционным педагогом), за процессом усвоения ре­бенком определенных правил поведения, знаний, умений и навыков помогает родителям лучше понять своего ребенка, оценить адекватность требований к нему и занять более правильную вос­питательную позицию в семье. Рекомендуется также использо­вать метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении домашних заданий. По мере того как родители ус­ваивают некоторые приемы и методы работы с ребенком, контакт между ними в семье постепенно налаживается, что способству большему взаимопониманию между членами семьи.

    Своевременное психолого-педагогическое консультировав ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволя подобрать адекватные условия и методы обучения и воспитаци ребенка, преодолевать трудности воспитания, а также улучщ ит, внутрисемейные отношения. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение по организации внутрисемейных отношений, родители нередко не могут сразу разобраться во всех вопросах и у них воз­никает потребность в новых советах. Важно также проанализиро­вать динамику развития ребенка, еще раз проанализировать адек­ватность условий его обучения и воспитания, чтобы при необхо­димости внести организационные изменения, а также уточнить первоначальный диагноз и прогноз познавательного развития ребенка.

    Одной из основных задач психологического консультирования членов семьи ребенка, имеющего нарушения развития, является оптимизация внутрисемейных отношений путем принятия и практической реализации родителями адекватных «ролевых пози­ций» по отношению к ребенку и друг другу, обучение родителей навыкам установления позитивного контакта с ребенком и воспи­тание его в соответствии с общественными нормами поведения.

    Достаточно распространенными являются ошибки родителей в отношении воспитания ребенка с отклонениями в развитии, вытекающие из снижения требований к нему, закрепления за ним статуса «больного». Наблюдения педагогов и психологов пока­зывают, что если снижение требований в плане умственного раз­вития ребенка, его обучаемости в определенной степени оправ­данно, то оно должно быть минимальным в отношении повсе­дневных требований к предметно-практической деятельности ребенка и действий, имеющих воспитательное значение. Ребенку, отстающему в развитии, в равной степени как и полноценно раз­вивающемуся, должны вовремя прививаться навыки опрятности, самообслуживания, а в дальнейшем и посильный труд в семье, забота о близких. Во многих случаях, анализируя ситуацию в семье ребенка с отклонением в развитии, педагоги наблюдают обратную картину. Родители начинают преждевременно обучать ребенка счету, чтению, письму, организуют дополнительные за­нятия с педагогами, стремятся дать ребенку такое количество информации, которое он не может охватить и усвоить. Все стремления родителей направлены на решение проблемы обуче­ния и устройства детей в школу. Поэтому педагогам образова­тельных учреждений иногда приходиться сталкиваться с ребен­ком, не владеющим элементарными навыками самообслужива­ния, но знающего буквы алфавита. Родители излишне опекают этих детей, стремятся устранить даже незначительные трудности в их повседневной жизни, ни на шаг не отпускают от себя. В се­мье это создает напряженную атмосферу, конфликтные ситуации между родителями и другими детьми.



    Нередко в семьях, где кроме ребенка с отклонением в разви­тии есть нормально развивающиеся дети, складываются непра­вильные отношения между членами семьи. Полноценный ребе­нок в таких семьях становится в той или иной степени заброшен­ным, от него требуют во всем уступать «больному», всячески опекать его, не реагировать и не жаловаться на неправильные или неадекватные поступки последнего. Все это может негативно отражаться на характере нормально развивающегося ребенка, а иногда может привести и к нервному срыву. Правильная оценка семейной ситуации, регулярное консультирование у психолога и врача психоневролога способствуют установлению оптимального психологического климата в семье и преодолению тяжелых эмо­циональных переживаний и конфликтов у родителей.

    Психолого-педагогическое консультирование основывается на следующих принципах.

    а) Соблюдение интересов ребенка. Этот принцип проводится в жизнь во всех случаях, кроме резко выраженной патологии развития, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи и, прежде всего, детей. Соблюдение интересов больного ребенка состоит в создании адекватных условий для его обуче­ния, воспитания и лечения как в образовательных учреждениях, так и дома.

    В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть дошкольных и школьных коррекционных образовательных уч­реждений, которая позволяет организовать обучение ребенка в оптимальных условиях по специальным программам. Нередко только недостаточное понимание родителями реальных личност­ных возможностей своего ребенка мешает незамедлительному направлению его в соответствующее детское учреждение.

    б) Корректная форма сообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями психолог (коррекционный педа­гог) ставит своей задачей не только раскрыть психопатологиче­скую структуру дефекта, но и отметить положительные качества личности ребенка. Как показывает практика, родителям следует не просто сообщить диагноз и решение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), но доступно и понятно рас-сказать об особенностях их ребенка, объяснить, как с ним нужно заниматься дома и на что обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав, культур" ный уровень, количество детей в семье, их возраст - так, чтобы советы специалиста не оказались для семьи трудновыполпимыми „ у родителей не возникло чувство своей беспомощности.

    в) Коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование членов семей с соблюдением п рав каждого индивида на личные тайны.

    Не столь редки случаи, когда родители расходятся в вопро­сах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, для того, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жиз­ни. Психолог (коррекционный педагог) анализирует семейную ситуацию исходя из интересов ребенка и дает объективную оцен­ку его возможностям. Он консультирует родителей и других род­ственников ребенка индивидуально, соблюдая тайну консульти­рования, чтобы избежать новых психотравмирующих ситуаций для членов семьи. Индивидуальное консультирование помогает правильнее построить дальнейшую работу по консультированию семьи, в которой, помимо родителей, участвуют и другие родст­венники ребенка.

    Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не включаются в задачи консультирования, о чем сообщается родителям.

    С помощью психолого-педагогического консультирования достигаются (под руководством психолога или педагога-дефек-толога) выработка адекватных внутрисемейных позиций и при­нятие оптимальных «семейных ролей» каждым членом семьи.

    Эффективным методом консультирования является проведе­ние коррекционных психолого-педагогических занятий с ребен­ком в присутствии родителей. Этот метод рекомендуется исполь­зовать в работе с семьями, чьи дети занимаются в коррекционных группах ДОУ (обучаются в коррекционных классах или специ­альной школе).

    Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка с психо­логом (коррекционным педагогом), за процессом усвоения ре­бенком определенных правил поведения, знаний, умений и навыков помогает родителям лучше понять своего ребенка, оценить адекватность требований к нему и занять более правильную вос­питательную позицию в семье. Рекомендуется также использо­вать метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении домашних заданий. По мере того как родители ус­ваивают некоторые приемы и методы работы с ребенком, контакт между ними в семье постепенно налаживается, что способству большему взаимопониманию между членами семьи.

    Своевременное психолого-педагогическое консультировав ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволя подобрать адекватные условия и методы обучения и воспитаци ребенка, преодолевать трудности воспитания, а также улучщ ит, внутрисемейные отношения. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение по организации внутрисемейных отношений, родители нередко не могут сразу разобраться во всех вопросах и у них воз­никает потребность в новых советах. Важно также проанализиро­вать динамику развития ребенка, еще раз проанализировать адек­ватность условий его обучения и воспитания, чтобы при необхо­димости внести организационные изменения, а также уточнить первоначальный диагноз и прогноз познавательного развития ребенка.