Особенности и проблемы одаренных детей. Проблемы одаренных детей.docx - Выступление на семинаре "Проблемы одаренных детей"

Проблемы одаренных детей

Одаренные дети необычайно чувствительны, они острее реагируют на неправильное обращение с ними или на однообразное окружение, чем их сверстники со средними способностями.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально-одаренными людьми. Педагогам и родителям необходимо учитывать эти проблемы при составлении программ для одаренных детей . Рассмотрим основные из них:

Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного человека. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом развитии .

Список этот был продолжен другими исследователями. Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, привел следующие факторы.

Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

Наиболее часто встречаются проблемы:

Общения, социального поведения

Дислексия - слабое развитие речи

Эмоционального развития

Дисинхронизация развития

Физического развития

Саморегуляции

Отсутствие творческих проявлений

Трудность профессиональной ориентации

Дезадаптации.

Итак, многочисленные исследования показывают, что лишь небольшой процент одаренных детей успешно реализует свои потенциальные возможности. Большинству таких детей впоследствии (во взрослом возрасте) не удается достигнуть в той или иной деятельности результатов, превосходящих средний уровень. Более того, несоответствие достижений ожиданиям, сформированным в детстве, нередко приводит к тяжелой психологической травме, к нарушениям социальной адаптации и в результате - к маргинализации бывшего одаренного ребенка.

Среди причин, осложняющих реализацию потенциальных возможностей одаренного ребенка, указывается недостаток настойчивости, готовности к преодолению трудностей, способности к регулярной "рутинной" работе, неизбежно составляющей существенную часть любой профессиональной деятельности. В школьные годы эти дети не приобретают подобного опыта, поскольку учеба обычно дается им очень легко. Нередко и окружающие невольно ориентируют их именно на избегание усилий, которые рассматриваются как удел "неспособных". Отсутствие же усилий часто становится объектом социального признания, как доказательство высоких способностей. Таким образом, ребенку бывает не только "лень" делать усилие, но он еще и считает это унизительным (доказывающим недостаток способностей).

Широта интересов, характерная для одаренных детей, имеет также и свою оборотную сторону. Она чревата снижением концентрации на значимых задачах, "распылением сил", недостатком произвольности и целенаправленности. У других одаренных детей существует противоположная опасность: чрезмерное сосредоточение на излюбленном виде деятельности, резкое сужение разнообразия решаемых задач и, следовательно, обеднение опыта ребенка, односторонность его развития.

Многочисленные исследования показывают преимущества одаренных детей в когнитивной сфере, они свидетельствуют также о том, что дети с необычайно высоким интеллектуальным коэффициентом сочетают в себе черты социальной привлекательности, физического и психологического здоровья, эффективного лидерства и сохраняют их, достигая взрослости .

Однако существуют и противоположные утверждения, которые описывают чрезвычайные трудности, и маленьких, и более взрослых вундеркиндов в социальных взаимодействиях, когда их необычные способности и поведение вызывают насмешку, недоумение, а иногда открытые издевательства и унижение.

По выражению К. Юнга, "одаренный человек - это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной меры" . А это не может не порождать некоторой настороженности и в обществе в целом, и в большинстве школ, и в среде сверстников.

Часто в научной литературе речь идет об особых трудностях одаренных, которые частично совпадают, частично отличаются от трудностей сверстников по уровню выраженности и важности, а частично являются специфическими, отличающими именно эту группу одаренных школьников. Данные трудности в основном затрагивают психосоциальную (или социально-психологическую) сферу.

Рассмотрим трудности в общении одаренных подростков с родителями, учителями и сверстниками. Чрезвычайно важными для развития ребенка являются отношения в семье. Семейные отношения традиционно являются достаточно затрудненными в ранней юности. Одаренный ребенок в семье - ее гордость. Именно родители чаще всего замечают одаренность ребенка первыми.

Разнообразие интересов у одаренных детей может быть вызвано особенностями домашнего окружения, обучения и воспитания.

Необходимо как можно раньше выявить талант таких детей, точнее выявить одаренность в раннем детстве и дать ей развиться. Тем, кто воспитывает одаренных детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Родители должны спросить себя: "Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?" Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности.

Однако не все родители гордятся своим ребенком, сопротивляются причислению своих детей к одаренным, они не хотят, чтобы ребенок выделялся, чтобы был "белой вороной". Многие родители заявляют: "Я не хочу, чтобы мой ребенок был одаренным, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребенком - таким, как все", " - Главное, чтобы дети были "нормальными!" .

Такое отношение родителей может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, ведь для ребенка эти его способности являются нормальными, они неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей.

Некоторые одаренные дети, даже до столкновения с другими детьми в школе, уже научились вести себя как все и не выказывать свои таланты, фальсифицировать собственное "Я".

В других семьях, наоборот, чрезвычайные детские способности принимаются, как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит дальнейшие радости. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей, его охотно демонстрируют знакомым и незнакомым. Тем самым подогревают детское тщеславие, что может привести к недостатку самокритичности и к трудностям в общении со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека .

Итак, данное суждение позволяет выделить две крайности: одна - игнорирование, а иногда даже подавление необычно высокого уровня познавательной и творческой активности, другая искусственное ускорение развития, предъявление чрезмерных требований и даже вмешательство в учебный процесс, что само по себе провоцирует конфликты.

Тогда в погоне за достижениями утрачивается ценность самого ребенка. Чрезмерные же требования могут провоцировать развития чувства вины перед родителями за то, что реальные достижения не всегда соответствуют (по мнению родителей) возможностям; страха не оправдать надежд родителей, особенно матерей.

Особенно ярко проявляется это в отношении одаренных девочек. Высокая чувствительность к социальным ожиданиям, высоко развитая способность к социальной адаптации и склонность к самопринижению заставляют их строить жизненные планы на основе высказываемых или скрытых ожиданий окружающих без учета своих интересов, способностей, желаний .

Однако ряд исследований говорит о том, что отношения в семьях, одаренных более благополучные, чем у их сверстников, процент неполных и неблагополучных семей ниже. Отношения родителей к детям достаточно адекватны. Малая конфликтность отношений, одаренных в семье, объясняется несколькими факторами. Как правило, это семьи, где родители сами имеют хорошее образование, где образование является ценностью, где развитию детей уделяется много внимания, ребенку оказывается поддержка, как в интеллектуальной деятельности, так и разрешении проблем во взаимодействии с окружающими.

Важным моментом для отсутствия затруднений в семейных отношениях является, как правило, хорошая успеваемость одаренных детей, увлеченность делом и отсутствие склонности к асоциальным проявлениям (приему наркотиков, алкоголя, курению).

Перед родителями одаренных детей, прежде всего, стоит задача помочь их умственному росту в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные посильные занятия. Но следует избегать ставить малыша в слишком жесткие рамки или навязывать ему то, к чему у него не возникает собственных побуждении .

Как дать понять ребенку, что его любят и ценят за то, какой он есть, а не за какой-то особый талант? Надо научиться ценить такие хорошие свойства, как: щедрость, готовность помочь, терпение, ответственность, надежность, целенаправленность, чувство юмора. Родители должны способствовать развитию таких качеств и раскрытию индивидуальности.

Развитие личности одаренных детей вызывает тревогу, как у родителей, так и у педагогов. Процесс воспитания и обучения может не только способствовать предотвращению нежелательных явлений в развитии аффективной сферы, но и выполнять корректирующие функции.

В целом процесс обучения и воспитания одаренных школьников требует организации всей окружающей обстановки. Учебная деятельность должна строиться в целях всестороннего развития ребенка, а не только его когнитивных способностей. Только в случае такого педагогического сопровождения может быть соблюдено достоинство ребенка, поскольку только в таком случае одаренный ребенок является не объектом, а субъектом педагогического процесса, и ему ничего не прививают, а только сопровождают его рост, осуществляя более или менее полноценную педагогическую поддержку .

Специалисты придерживаются того мнения, что учебные программы для одаренных детей должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями. В таких программах особое внимание должно уделяться развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной адаптации, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства.

Одной из форм воспитания и обучения одаренных детей могут быть ролевые игры. Наиболее ценными и привлекательными качествами ролевой игры являются гибкость, пластичность, благодаря которым создаются возможности для участия в ней детей самого разного умственного развития и физических возможностей. Играя роль другого и в то же время выражая свои собственные чувства, дети учатся сопереживать, проникаться чувствами тех, кого изображают .

В связи с этим в задачу учителя входит не только поощрение инициативы одаренных детей, но и обучение их навыкам сотрудничества и общения, без чего невозможно достигнуть положительных результатов в групповых занятиях.

Отношения с учителями характеризуются неоднозначностью и чаще зависят от личности самого учителя и от того, понимают ли учителя своеобразие одаренных учащихся и имеют ли опыт работы с ними. Несомненно, что своим особым, "странным" видением мира, одаренный ученик создает некую неосознанную угрозу не очень уверенному в себе учителю .

У одаренных детей могут возникать конфликты с теми учителями, глубоко знающими свой предмет и предъявляющими высокие требования к учащимся, чей предмет не принадлежит к "сфере интересов" одаренного. В литературе принято говорить о дисгармонии в развитии одаренных, когда интерес и успехи в одной сфере порождают пренебрежение и нежелание заниматься другой.

Однако со временем острота проблемы снимается, и учителя-фанаты своего предмета переходят в разряд наиболее уважаемых. Поэтому профессиональной подготовке специалистов по работе с одаренными детьми необходимо уделять особое внимание .

В работе с одаренными детьми следует помнить, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться и самостоятельно принимать решения, воспитывать терпение и ненавязчивость.

Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Одаренные дети очень критичны к себе и порой отличаются неблагоприятным образом-Я. Необходимо помочь им обрести реалистическое представление о себе, здесь нужна помощь специалиста.

Педагогический процесс должен быть выстроен в режиме педагогической поддержки, ориентированной на сохранение личности одаренного ребенка и поддержки его одаренности через предоставление ребенку :

Права приобретать собственный познавательный опыт;

Права быть субъектом собственной деятельности. То есть приобретать собственный жизненный опыт, попросту предоставлять право быть и становиться "самим собой".

Что касается отношений со сверстниками, то по ряду исследований именно эта сфера является наиболее конфликтной для одаренных, которые отмечают отсутствие интереса к тем, кто учится вместе с ними, считают своих соучеников менее умными, более инфантильными, говорят об отсутствии у себя коммуникативных навыков и трудностях в общении.

Важным моментом для возникновения трудностей в общении является недостаточная терпимость одаренных детей по отношению к одноклассникам, неумение дружелюбно относиться к тем, кто стоит ниже в интеллектуальном развитии, что ведет к разочарованию и ненависти, проявляющимися в общении с ними .

Сверстники также относятся к одаренным детям по-разному. Сравнительная легкость усвоения учебного материала, уверенность в своих силах - "чувство хозяина ситуации" привлекают к ним окружающих. Однако, как чрезвычайно высокий интеллект, так и особенности личности одаренных порождают некоторую настороженность и даже отдаление сверстников - одаренными гордятся, но "держат дистанцию".

Такие дети часто ищут изоляции от сверстников в своих любимых занятиях. Что приводит к тому, что одаренный ребенок начинает стремиться быть "как все", избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным. Не только потому, что некоторые соученики агрессивны, но и потому, что ему самому хочется быть вместе с другими, в компаниях.

Одаренным с раннего возраста нужна помощь в освоении навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, они должны научиться дружить, делить с другими детьми победы и поражения: все это им пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

Исследователи считают такое положение вещей является следствием отсутствия равноправного общения, которое могло бы развить способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли, чувства с действиями, мыслями, чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях, и которое снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях, способствует формированию социальной чувствительности" . С отсутствием равноправного общения связана и трудность в нахождении близких по духу друзей. Итак, трудности саморегуляции одаренных во многом зависят от позиции социального окружения, что приводит к трудностям в общении, которые в значительной мере связаны с особенностями личности одаренных. И роль этих особенностей столь велика, что с одной стороны, они могут служить "индикаторами" одаренности, по которым и предполагают наличие одаренности, с другой - могут выступать в качестве своеобразных преград на пути самореализации детей с повышенными возможностями.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Многочисленные исследования позволили выявить проблемы, стоящие перед одаренными детьми. К ним можно отнести:

Неприязнь к школе;

Сверхчувствительность;

Потребность во внимании взрослых;

Нетерпимость.

Также было выявлено, что у таких детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций. Наиболее часто встречаются проблемы: общения, социального поведения, дислексия - слабое развитие речи, эмоционального развития, дисинхронизация развития, саморегуляции и т.д.

Следует отметить, что отношение одаренных детей к своим необычным, незаурядным сверстникам во многом определяется нестандартностью их проявлений. Они вынуждены, становясь менее самостоятельными, тормозить свою любознательность и порывы к творческим проявлениям. Они остро воспринимают общественную несправедливость, а также устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Что такое одаренность? Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В.Штерн дал следующее определение одаренности: “Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.”

Особенности одаренных детей

Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие.

1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

Психосоциальная чувствительность.

1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.

2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.

7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.

8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Физические характеристики.

1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.

2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

Проблемы одаренных детей.

Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

1. Неприязнь к школе . Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность . Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием . Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Попытаемся рассмотреть, какие проблемы встают перед одаренными детьми, их родителями, педагогами.

С уверенностью можно сказать, что таким детям как правило трудно ориентироваться в среде сверстников; они выделяются, и выделяясь, становятся объектом различного рода насмешек.

Приведем наиболее типичные проблемы одаренных неприязнь к школе.

Такое часто проявляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в проведении одаренных детей могут проявляться потому, что учебная программа, план не соответствует их способностям.

Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, «уходит в себя».

Комформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны, таким образом, конфорнизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы, в гораздо большей степени, чем для среднего ребенка.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальном развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают последним в физическом воспитании.

К приведенным проблемам различные исследователи добавляли новые. Так, Уитмор, изучая причины уязвимости одаренных детей, обнаружил следующие факты.

Стремление к совершенству (перфикционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связанно с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены.

Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.

Сверхчувствительность. Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок нередко считается невнимательным и отвлекающимся, поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию, одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими, которых раздражает жажда такого внимания.

Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими призрение.

Экономические условия формирующейся рыночной системы, оказывают влияние на уровень благосостояния среднестатистической семьи. В обществе наблюдается расслоение по уровню благосостояния. Как в этих условиях саморегулироваться детям, родители которых не обладают большими денежными средствами? Какие проблемы встают между ними?

Одной из главных проблем потенциально одаренных детей в малоимущих семьях является их почти неизбежно низкая оценка. Они живут в ожидании неудач и в конце концов не могут их избежать. К сожалению, такие дети чаще сталкиваются с проблемами физического развития, чем их более благополучные сверстники, а психологические проблемы у них приобретают особую окраску. В бедных семьях воспитание, равно как и интеллектуальная стимуляция чаще всего находятся не на должном уровне.

В семьях с низкими доходами число так или иначе проявляющих свою одаренность детей, скорее всего, меньше числа потенциально одаренных, поскольку их повседневная действительность не дает им всех возможностей, которые доступны детям из среднего и высшего социоэкономического слоя.

В очень похожем положении оказываются одаренные дети (талантливые дети), имеющие сенсорные и физические недостатки: они, вероятнее всего, останутся незамеченными или будут отмечены как потенциально, а не явно одаренные. Тот или иной недостаток развития порой заслоняет способности и таланты. И только когда недостаток в какой-то степени скомпенсирован или смягчен, может проявиться действительная одаренность.

Учителя детей, имеющих сенсорные или физические недостатки, не подготовлены для работы соответственно с одарёнными детьми. Тем не менее одно из преимуществ их подготовки заключается в том, что они умеют вести дифференцированное обучение и составлять индивидуальные программы. Данная стратегия и методы могут быть применены в обучении здоровых одаренных детей.

Необычные умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинных дарований, не должны быть оставлены без внимания.

Заблуждением было бы думать, что дети с ранним умственным подъемом, с повышенной тягой к познанию - самая благополучная категория учащихся. В действительности же такие дети оказываются в весьма затруднительных условиях. Да, среди них нет второгодников, но их развитие связано с другими трудностями. Школа мало использует их возможности, почти не проявляет заботы об их дальнейшем росте.

Большинству учителей просто некогда заниматься детьми, опережающими класс. Некоторым учителям даже кажутся мешающими ученики с необычными познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. И среди учеников такие дети иногда оказываются в нелегком положении - у них не такая как у всех речь в классе, не разделенные с другими увлечениями.

Дома же дети с ранним подъемом способностей нередко сталкиваются с захваливанием или чрезмерной тревогой по поводу их будущего. И в семье такому ребенку труднее, чем обычному.

Кто может сказать, сколько повреждений нанесло способностям, сколько талантов не поучило общество только по тому, что мы не умеем обучать и воспитывать детей с ускоренным умственным развитием?

Нелегкая проблем - найти нравственный, индивидуальный подход к ученикам, у которых сильнее, ярче, чем у остальных, выступают признаки умственной одаренности. Ведь если в проявлениях каждого ребенка мы встречаемся не только с чем-то повторяющим уже бывшее, а всегда с новым, своеобразным миром, то это особенно ощутимо у ребенка с быстрым умственным ростом.

В педагогических условиях по отношению к таким детям важно избегать двух крайностей.

Одна крайность - считать, что развитие ребенка с ранним умственным подъемом не требует никакого участия и поддержки, что талант всегда пробьется сам. Конечно, и не в благоприятных условиях в какой-то части случаев способности развиваются до высокого уровня, и может быть, даже обрести особую силу. Но ведь при неблагоприятных условиях может быть и другое: возникшие в определенную пору возможности окажутся кое в чем упущенными, а то и загубленными.

Развитие самых благоприятных предпосылок зависит от очень многих условий, почти на каждое из которых можно влиять. Тут и поддержка познавательных устремлений растущего человека и своевременное одобрение. Ранний умственный расцвет ни в коем случае не означает, взрослым можно бездействовать. Здесь роль учителя, воспитателя может быть не менее существенна, чем в других случаях.

Другая крайность - Чрезмерное вмешательство в становлении умственных способностей. Лишенная разумных оснований, получившая некоторое распространение точка зрения, будто в раннем возрасте восприимчивость ребенка настолько высока, что путем усиленного обучения в эти годы у каждого можно развить сколь угодно высокие способности. При этом важно учитывать не только то, чего ребенок данного возраста способен достичь при интенсивной тренировки, но и каких физических и нервно-психологических затрат ему это стоит. Ибо известно, какую опасность представляет перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего развития.

Принцип, противостоящий указанным крайностям, сводится к тому, что задача воспитателя - воспитывать собственную активность растущего человека, его познавательные созидательные потребности. Важно не упустить из виду, что сама умственная активность ребенка, его познавательная потребность, его склонности обнаруживают формирующиеся возможности растущей личности.

В последнее время ведется подготовка к расширению «психологической службы» в помощь школе и семье. Желательно, чтобы одной из задач психологического консультирования стало рассмотрение проблем, возникающих в связи с ранним подъемом способностей.

Разумеется, внимание к детям с ранним проявлением незаурядных умственных возможностей не должно быть за счет внимания к другим детям, чье развитие происходит по-другому. Но эти цели требуют своего, соответствующего их способностям, педагогического подхода.

В проблемах, связанных с одаренными детьми, еще много предстоит выяснить, и здесь же благоприятная, перспективная, но очень сложная область деятельности для педагогов.

Если же рассмотреть, как решается проблема работы с одаренными детьми в зарубежных странах, то можно отметить следующее. Проблема обучения и воспитания одаренных в настоящее время вызывает острый интерес во всем мире.

У многих выдающихся людей начало творческой карьеры относится к довольно позднему возрасту. При этом некоторые из них в детстве и юности ничем не выделяются из среды ровесников. И это, конечно, требует объяснения. Тем более нуждаются в нем случаи, когда в детстве будущая знаменитость имела репутацию бездарного, «тупого» ученика. Известна слабая успеваемость таких колоссов науки, как Б.Паскаль, А.Эйнштейн. Такие факты обычно объясняют по-разному: леностью будущего гения, отсутствием у него должной дисциплины, чувство ответственности, а так же поздним и неожиданным побуждением способностей у тех, кто в детстве был слегка «туповат».

К.Кокс решила обстоятельно изучить такого рода аномалии. Она выбрала более 100 наиболее хорошо документированных биографий. Выяснилось, что во всех этих случаях факты резко расходились с легендой - тупость была мнимой. Подлинная причина заключалась в несоответствии школьных методик, характера школьного обучения познавательным запросам и склонностям будущего гения. Так Паскаль в детстве питал отвращение к древним языкам, которые в те времена составляли обязательную часть школьной программы. Именно этой нелюбви он был обязан своей нелесной репутацией.

«Великие люди,- писал В.Оствальд,- почти все в детстве были плохими учениками. Это объясняется тем, что школа стремится к приобретению ее питомцами известных «средних» знаний в области самых различных предметов, а особая способность любовь ученика к отдельным предметам, которая бывает обыкновенно связана с отвращением к другим, преследуется школой как в высшей степени нежелательное направление ума. Но крайняя односторонность как раз представляет собой один из наиболее характерных (правда не вполне безусловных) признаков будущих великих людей, и стремление школы устранить или уничтожить эту односторонность означает не что иное, как стремление по возможности заглушить талант будущего гения».

В справедливости этих слов можно убедиться на примере юного А.Эйнштейна. Интерес к физике и математике появился у Эйнштейна рано. В мюнхенской гимназии, где прошли его первые школьные годы, он опередил своих одноклассников, как по физике, так и по математике. Однако его не удовлетворяли схоластические методы, господствовавшие в этом заведении. «Он уходил от общепринятых методов и искал новые способы решения простых задач. Невыносимыми стали зубрежка латинского и греческого языков, рутина и обилие бесполезных сведений в остальных предметах, казарменный дух гимназии и невежественный апломб гимназических властей… Ему предложили покинуть гимназию, так как его присутствие разрушает у учащихся чувство уважения к школе…» Среднее образование Эйнштейн завершил в кантональной школе Аарау. Это учебное заведение было одним из первых по методу обучения и по составу преподавателей. Эйнштейн учился там с большим подъемом и после окончания без экзаменов поступил в цюрихский политехникум.

В США были изучены 400 биографий знаменитых людей. Около 60% из них имели в школе серьезные проблемы в отношении приспособления к ее условиям.

Следовательно, было бы, по-видимому, неправильно представлять позднее раскрытие одаренности таким образом, что до этого она не проявлялась. Вероятнее всего, такие проявления были, однако они глушились неблагоприятными внешними условиями.

Начиная с 1975 года с интервалом примерно в два года, проводятся международные конференции. Однако, несмотря на столь интенсивные попытки выработать единые теоретические позиции по данной проблеме и обеспечить ее практическое разрешение, среди специалистов по-прежнему наблюдается огромный разброс мнений.

Среди них можно выделить три основных подхода:

  • · Первый заключается в том, что одаренные дети обучаются и воспитываются в условиях обычного класса, но по индивидуальным программам, которые содержат элементы «обогащения» (имеется в виду объем предполагаемых знаний) и «ускорения». Последнее предполагает периодическое «перепрыгивание» в более старший класс.
  • · Второй подход - создание для одаренных детей особых классов в структуре обычной школы.

Третий - организация для этого контингента специальных школ.

Все три подхода предусматривают предоставления учащимся возможности расходовать часть учебного времени на самостоятельную работу в школьной библиотеке, которая, естественно, должна быть оснащена всем для это необходимым.

Следует отметить, что в последнее время господствующей становится тенденция к отказу от создания специальных школ для одаренных. При этом в качестве главного выдвигается следующий аргумент (цитируем высказывание сотрудника одной из средних школ, где осуществляется программа для одаренных): «Полагаю, что создание сегрегированных школ является ошибкой. В конце концов, одаренный ребенок основную часть своей жизни должен прожить в обществе, состоящих из людей всех типов. Главное - обеспечить такому ребенку соответствующую интеллектуальную нагрузку».

Предпочтение отдается специализированным классам для одаренных, функционирующими в структуре массовой школы. С одной стороны такие классы не отгораживают этих детей от остальных школьников, а с другой обеспечивают им возможность учиться вместе с такими или еще более способными учениками.

Другим важным направлением является разработка и внедрение разного рода факультативных программ и курсов, проведение творческих конкурсов и олимпиад.

Проблемы одаренных детей

Спортивные и художественные таланты воспринимаются положительно, но высокий интеллект не рождает симпатий. Людей раздражают интеллектуалы.

1. Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны таким образом конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Уитмор (1880), изучая причины уязвимости одаренных детей , привел следующие факторы:

1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю Стремление к совершенству проявляется рано.

2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.

5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями. (3)

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития. Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого, и для окружающих. Отношения между ребенком и родителями - это самое важное в воспитании добрых чувств и к нему самому, и ко всему миру.

Советы родителям.

1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?

2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к

одаренным детям это относится в большей степени.

3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень

развитым ребенком дошкольного возраста не является наиболее эффективным

путем к пониманию.

4. Избегайте длинных объяснений или бесед.

5. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут

выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.

6. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

Формы работы с одаренными учащимися:

· групповые занятия с одаренными учащимися;

· факультативы;

· предметные кружки;

· кружки по интересам;

· конкурсы;

· курсы по выбору;

· участие в олимпиадах;

· работа по индивидуальным планам;

· занятия в профильных классах

· интеллектуальные марафоны

Ускорение обучения

ОБОГАЩЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ. В некоторых случаях обогащение подразделяют на " горизонтально" и "вертикальное". Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, поэтому его иногда называют ускорением. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам. Большие возможности развития мышления, креативности, умения работать самостоятельно.

Обогащение познавательных процессов ориентировано на развитие самих умственных процессов учащихся (шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр и т.д.)

Обогащающее обучение может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник как мозговой штурм, синектика и т.д.

Существуют программы обогащения, ориентированные на дополнительные материал и более сложное содержание, направленные на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные миникурсы по темам, проблемам или отдельным навыкам. (например - антропология, мифология, голография и т.д.)

Корректрирующие, развивающие и интерактивные программы. Первые программы создаются для одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояние эмоциональной сферы, в них используются такие упражнения, как ролевой тренинг, тренинг сензитивности и т.д.

Интерактивные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Американский педагог Дороти Сиск, например, полагает, что обсуждение жизненных ценностей важно для одаренных детей из-за их высоко развитых умений рассуждать, повышенной чувствительности к несправедливости и противоречиям.

Летние и зимние школы и программы. Биографические исследования, ретроспективные опросы показывают, что даже одноразовое участие в хорошо организованной такой программе может оказать сильное влияние на последующую жизнь особо восприимчивого ребенка.

Диагностика:

Независимо от того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика. В связи с этим возрастает роль социального педагога и заместителя директора по УВР школы, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся.

Учащиеся диагностируются по следующим направлениям:

Творческое мышление;

Уровень самооценки;

Толерантность;

Предпочтительные виды деятельности;

Доминирование правого или левого полушария;

Сила интуиции;

Вы лидер?

Вы считаете себя гением?

Что вам нравится (карта интересов)?

Диагностика задатков и склонностей личности;

Поведенческие характеристики одаренных детей;

Диагностируются также учителя на склонность к работе с одаренными детьми. Составленный банк данных учащихся, которые учатся на «5» и имеют особые успехи в изучении отдельных предметов, соотносится с результатами диагностики психолога, социального педагога.

Социальный педагог проводит обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции, формированию умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, педагогов); организует индивидуальную работу с учителями, направленную на повышение уровня их психолого-педагогической подготовки.

По итогам данного этапа работы в нашей школе можно выделить три категории одаренных детей:

1.Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст).

3.Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Мишина Елена Вячеславовна

ГБОУ СОШ №1108 г.Москвы

Учитель начальных классов

Психологические проблемы одаренных детей

Усиление внимания работе с одарёнными детьми в нынешних условиях, когда инновационные процессы во всех ведущих сферах жизни людей являются определяющими, вполне объяснимо и весьма актуально. Однако, остаются неразрешёнными ключевые проблемы по работе с одарёнными детьми. Эти проблемы выступают в качестве ведущих направлений в работе с детьми, проявляющими особые качества в интеллектуальной деятельности

Проблема состоит в сложности воспитания и обучения одаренных детей на общем «образовательном конвейере», поэтому специалисты обращают большое внимание на разработку новых образовательных моделей. Весьма актуальной становится задача поддержки интеллектуального развития. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки.

Проблемы, возникающие при этом, сводятся не только к механическому отбору одаренных детей из общей массы школьников, но и к вопросам оптимальной нагрузки, системы оценок, дополнительных занятий, развития и закрепления высокого уровня мотивации обучения, социальной защиты. Процесс обучения одаренных детей требует создания особой образовательной среды.

В современной психологии нет общего определения понятия «одаренность». Это явление не только педагогическое и психологическое, но и социальное. Внесли большой вклад в разработку этой проблемы на разных этапах: Лейтес Н.С., Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, А.Ализаде, А.Байрамов, В.Д. Голубева и д.

Вызывают тревогу взаимоотношения одарённых детей с коллективом учащихся и, даже, учителями. С другой стороны, уровень уверенности одарённых детей, нередко переходящий в самоуверенность может существенно отрицательно повлиять на их дальнейшее развитие.

Среди первых исследований способностей, одаренности, таланта можно назвать работы, связанные с появлением и активным использованием диагностики, эмпирических методов исследования Россолимо Г.И., Гальтона Ф., Пирсона Ч., Кеттелла Р., Крепелин Э., Эббингауз Г. Несмотря на то, что исследуемые ими характеристики были далеки от современного понимания структуры и основных составляющих одаренности, работы этих исследователей внесли заметный вклад в формирование понятия «интеллект» и появление первых «умственных тестов» для его измерения.

Рассмотрим основные концептуальные элементы проблемы одаренности.

Одаренность–это качество психики, которое определяет возможность достижения человеком высоких результатов в различных видах деятельности . Понятие «одаренность» впервые было сформулировано английским психологом Ф.Гальтоном в сер. XIX в. В современных исследованиях одаренность представлена как системное, развивающееся в течение жизни свойство личности.

Необходимо отметить, что научные исследования проблемы одаренности в истории имели комплексный характер. С философской позиции одаренность рассматривалась в рамках общих проблем реализации способностей личности. С биологической позиции проблема одаренности исследовалась как часть генетики, подчеркивая первичность естественнонаучных компонентов развития одаренного человека. С психологической позиции в исследованиях сделан акцент на анализ творческих способностей человека, его психики. Педагогические концепции

связывают проявление и развитие одаренности с отдельными развивающими

условиями социокультурной и образовательной среды. Таким образом, одаренность является многосторонним, но целостным явлением. Одаренным ребенком называется тот, который выделяется выдающимися достижениями в каком-либо виде деятельности. К примеру, Ф. Гальтон, согласно его биографических данных , проявил одаренность еще в раннем возрасте: с полутора лет знал все буквы алфавита, самостоятельно читал с двух с половиной лет, писал с трёх лет. В 1869 г. Ф. Гальтон в своей научной работе «Наследственный гений» проанализировал обширный материал по «выдающимся людям».

Многие исследователи отмечают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности–это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) . Всегда актуальной будет проблема подготовки педагогических кадров для работы с одарёнными детьми. К сожалению, современное образование в громадной мере несёт в себе «печать» работы со среднестатистическим ребёнком. Да и генезис самого урока, его доминирующая традиционная пятиэлементная структура (оргмомент → опрос → объяснение нового → закрепление → домашнее задание) в полной мере содействует уравниванию детей, сведению их к «среднестатистическим». Так удобно работать учителю. А ведь нет необходимости доказывать то обстоятельство, что по-настоящему заметить (выявить) одарённость у ребёнка, а уж тем более развивать её, создать адекватные условия учебно-познавательного проживания одарённого ребёнка может соответствующего профессионального уровня учитель. Другими слова – одарённый учитель.

Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей с разных точек зрения. Например, в центре внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений. А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникают качественно психические функции и процессы (в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выготскому).

Первый уровень одарённости учащихся. Учащийся свободно владеет рекомендуемыми обобщёнными действиями по выполнению учебных заданий. Успешно, без затруднений выполняет все традиционные программные задания. Инициативы для получения заданий повышенного уровня не проявляет. Проявления интереса к непрограммному содержанию учебных предметных курсов не замечено даже когда это инициируется учителем (родителями). В 20% случаев получает положительный результат при выполнении заданий нетрадиционного (олимпиадного) характера. Личные, собственные подходы к решению проблем наблюдаются редко.

Второй уровень одарённости учащихся. Учащийся всегда успешен при выполнении традиционных программных заданий, при этом нередко проявляется желание выполнять задания повышенной трудности.

При выполнении нетрадиционных заданий (олимпиадного характера) приходит к положительному результату в 50% случаев.При решении тех или иных проблем в основном используются известные алгоритмы действий, хотя в редких случаях проявляются собственные подходы. К непрограммному содержанию учебных предметных курсов проявляет интерес в том случае, если это инициируется учителем (родителями). По рекомендации учителя может участвовать на школьных научно-практических конференциях.

Третий уровень одарённости учащихся. Учащийся постоянно проявляет желание выполнять практические задания повышенной трудности, а практические задания программного уровня даются ему легко, не вызывая трудностей и вследствие этого интереса для него не представляют. Вместе с тем, овладение теоретическим содержанием предмета в рамках стандарта осуществляется без опережения и без углубления.При выполнении нетрадиционных практических заданий к успешному результату приходит в 80% случаев. Наряду с известными алгоритмами действий, почти в 30% случаев использует собственные подходы к успешному решению проблем. Интерес к непрограммному материалу проявляется не только по инициативе учителей (родителей), но и в такой же мере по собственной инициативе. В исследованиях учащегося проявляются элементы проектной деятельности и самостоятельной систематизации материала, что позволяет с успехом выступать на школьных и районных научно-практических конференциях. Четвёртый уровень одарённости учащихся.

Программный теоретический материал учащийся усваивает с некоторым опережением, углубляя и расширяя его. Нетрадиционные практические задания (олимпиадного характера) учащийся выполняет почти в 95% случаев, используя при этом не менее, чем в половине случаев собственные подходы к успешному решению проблем. Интерес к непрограммному материалу, в основном, проявляет по собственной инициативе. Владея проектной деятельностью, с удовольствием занимается исследованием наиболее сложных проблем на основе школьных учебных предметов, получает интересные результаты, является активным участником

научно-практических конференций учащихся регионального (областного, краевого) характера.

Пятый уровень одарённости учащихся. Учащийся легко осваивает программу вузовского уровня в рамках магистратуры, имея потенциальные возможности досрочного завершения вузовского образования. Содержание школьной программы для него является следствием программ высшей школы. При выполнении заданий олимпиадного характера к положительному результату приходит практически всегда. Проводит научные исследования на диссертационном уровне, представляющими объективную новизну ..

С одаренностью ребенка в школе психолог встречается в двух случаях: благополучная одаренность и одаренность как проблема для ребенка и окружающих. Одаренность может продуктивно сосуществовать в разных видах жизнедеятельности, а может породить множество социально-психологических проблем и внутриличностных противоречий. «Благополучный» одаренный ребенок знает о своих особенностях, принимает их в себе, опирается на них в процессе своего развития и самореализации. Качества, данные ему природой, являются предметом его самоуважения, но это не отражается негативным способом на его отношении к людям, ими не обладающими. В своей семье он не стал «белым рыцарем», но и не создал своим близким серьезных проблем из-за своей уникальности. Ему удается создать и поддерживать равноправные отношения с окружающими, удалось приспособиться к данным ему образовательным условиям, извлекая из них максимум пользы для себя, он активно продвигается вперед. Такому положению ребенок обязан прежде всего своим родителям, выбранному ими стилю воспитания и общения, а также тем взрослым, которые так или иначе участвовали в воспитании. Обязан он и самому себе, свойствами своей нервно-динамической организации, которая дала ему наряду с активностью изначальную организованность психической деятельности, устойчивость к нагрузкам. Однако самый распространенный вариант развития способного ребенка в массовой школе проблемный. В своем поведении, обучении, внутреннем психологическом состоянии одаренный ребенок приближается к дезадаптированному. Одаренность принимает вид неуспешности, социальной запущенности, девиантности и т.п. Одаренность как проблема становится целостным состоянием личности, затрагивающее все аспекты его бытия. Но при этом проблема может локализоваться в обучении, общении, поведении, внутриличностном состоянии. Одним из проявлений психологических трудностей или проблем в обучении у подростков является переживание тревоги. Массовая школа часто тормозит познавательное развитие, вступая в конфликт с потребностью школьника в саморазвитии, это приводит к разрушительным последствиям . Обучение по обычной программе, не создающее интеллектуальных проблем, ситуаций преодоления материала и концентрации своих возможностей может привести к тому, что у него не формируются определенные навыки организации учебной деятельности, не вырабатывается эффективный учебный стиль. Отсюда проблемы с подготовкой домашнего задания. Такие дети успешно справляются с творческими заданиями, но терпят неудачу при выполнении рутинных заданий. Поведенческие социально-психологические проблемы одаренных детей проявляются очень часто в асоциальном, агрессивном поведении. Протест ребенка против сложившейся практики отношения к нему сверстников и взрослых, неудовлетворенность отношениями, длительное подавление его важных потребностей-в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др.-могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой школьник ведет себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные поступки. Отмечаются также случаи противоположной реакции: уход в себя, депрессии.

Одаренные подростки характеризуются более высоким, по сравнению с «обычными» школьниками, уровнем тревожности, обусловленным специфическим характеромпроблем, возникающих в системе взаимодействия «учитель - ученик» и «учитель - ученик».

В начальные годы обучения ребёнка в школе родители значительно

успешнее, чем преподаватели, идентифицируют одарённость своих детей. Именно в ранние годы жизни когнитивное развитие происходит наиболее быстрыми темпами. Не удивительно, что родители более успешны, чем преподаватели, в распознавании одарённости в ранние годы. К моменту встречи со средней школой и учителями ‐ предметниками изменения, связанные с развитием детей, сглаживаются, делаются менее выразитель

Одаренность-это слово не из детского сознания. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свою отличность от других, которая перерастает в отчужденность и порождает серьезные личностные конфликты.

По социологическим данным, одарённых детей от общего количества 20 - 30%. «Благополучные» из них лишь 5%, остальные в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более распространён.

В младшем школьном возрасте у таких детей отмечается высокая тревожность, неуверенность, неврозы. В подростковом возрасте проблемы могут перерасти в психологические срывы.

Для педагога как и для любого взрослого, принятие факта одаренности ребенка означает признание его первенства в той или иной области. Если эта сфера является важной для педагога в плане самореализации, признать преимущество ученика трудно. Кроме того, признание одаренности потребует от учителя определенных профессиональных усилий по созданию необходимых условия для развития. Проблема в работе с одаренным учеником возникает у педагога, не владеющего арсеналом соответствующих профессиональных средств. При этом учитель вполне осознает необходимость особого подхода к ребенку.

Как все дети одаренные сталкиваются с целым рядом жизненных трудностей, а еще и испытывают только им свойственные проблемы. Среди этих проблем такие, как непонимание их сверстниками, учителями, родителями; трудности в постановке целей в обучении и в выборе профессии. Если эти трудности не разрешаются появляется чувство собственной ненужности, формируется отрицательная Я-концепция, обостряются взаимоотношения с окружающими, исчезают достижения в учебе. Одним из успешных, не требующих больших материальных затрат методов решения таких проблем является библиотерапия-лечение книгой. Библиотерапия особо эффективна в работе благодаря тому, что: они рано начинают читать и интересуются книгами, книги предоставляют возможность общаться с талантливыми людьми всех времен и народов, прошедшими и преодолевшими подобные проблемы. В произведениях одаренный ребенок может найти ключ к лучшему пониманию того, что происходит с ним и миром. Через отождествление себя с героями, сталкивающимися со знакомыми конфликтами, мучающимися теми же вопросами, одаренные находят пути разрешения своих проблем.

В современной психологии накоплено значительное количество данных об особенностях развития одаренных детей и тех трудностях (проблемах), которые они могут испытывать в процессе обучения в школе. Однако, психологические трудности, одаренных подростков, возникающие в процессе обучения в общеобразовательной школе, а также причины их нормализация остаются до сих пор недостаточно изученными. В то же время, анализ работ в области психологии развития показывает, что наиболее остро эти проблемы возникают и проявляются в период подростничества .

В период подросткового кризиса « одаренность » подвергается глубокой перестройке и формируется либо во взрослую одаренность, либо полностью затухает. Процесс же школьного обучения, предполагающий постоянное взаимодействие субъектов образовательного процесса, потенциально содержит в себе множество внешних источников, которые могут вызывать возникновение психологических проблем у одаренных подростков, приводящих к развитию у них устойчивой тревожности . Возникающие у одаренных подростков в процессе школьного обучения психологические проблемы имеют прямое отношение к перспективам дальнейшего развития их одаренности.

Именно этим обусловлена особая актуальность обращения к проблеме изучения психологических проблем одаренных подростков, возникающих в процессе школьного обучения. Одаренные подростки характеризуются более высоким, по сравнению с «обычными» школьниками, уровнем тревожности, обусловленным специфическим характером психологических трудностей (проблем), возникающих в системе взаимодействия «учитель - ученик», «ученик-ученик».

Список литературы

    Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003

    Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

    Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. –М.: Педагогика, 1972.

    Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1998. – 352 с.

    Пушкарёва Е.А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. –2012. –No 1 (5). –C. 74–78.

    Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т./ гл. ред. В.В. Давыдов.–М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998.

    Ярошевский М. История психологии от Античности до середины XX в. – М., 1996. –416 с

    Садыкова О.А. Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности. – URL: http://festival.1september.ru/articles/593595/