Воспитание добрых чувств в детской игре. Материал на тему: Отчет "Развитие добрых чувств как средство воспитание нравственности"

ДОБРОТА – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. Воспитание доброты осуществляется, прежде всего, в родительском доме. Теплая, дружественная атмосфера в семье, уважительное, заботливое отношение ее членов друг к другу и к людям вообще, целенаправленность воздействия родителей способствуют формированию человека, готового совершать добрые дела и ценить добро.

Доброта порождается и питается добротой. Малыш стремится к эмоционально-нравственному общению с взрослыми, ждет от них ласки и охотно отвечает тем же. Родителям при этом необходимо быть предельно внимательными к ребенку, не оскорблять его равнодушием, раздражительностью. Доброта в отношении к детям должна сочетаться с разумной и последовательной требовательностью к ним.

Особое внимание следует уделять развитию у детей любви к природе: работа на садовом участке, загородные прогулки, выращивание комнатных растений, уход за животными стимулируют становление чувства любви ко всему, что нуждается в человеческой помощи и защите.

Воспитание доброты

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее – и вы увидите,

что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

Доброта – это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому. Маленький ребёнок должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку радость взаимопонимания.

Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами –это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

Доброта начинается с любви к людям (прежде всего к самым близким), к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.

Научим детей ненавидеть зло и равнодушие. Как можно больше любви к ребенку, как можно больше требовательности к нему.

Воспитание у детей доброты начинается в семье. Стремление к доброте рождается из взаимоуважения, заботы, осознания ценности добра.

Доброта появляется только по доброте и без таковой не существует. Взаимоотношения ребенка и родителя строятся в эмоционально-нравственном плане, ребенок живет в ожидании доброго слова и с удовольствием творит добро в ответ. Когда ребенок проявляет свои лучшие душевные качества, взрослые должны отнестись к нему с пристальным вниманием, избегая безразличия и резких слов. Однако перебарщивать с лаской тоже не стоит, постоянное сюсюканье и вседозволенность делает ребенка капризным, а самое главное, он перестает понимать ценность доброты. Доброта в сочетании с благоразумной требовательностью способствует осознанию ребенком важности хорошего отношения.

Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро, а не использовать людскую доброту. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Дети понимают доброту как выражение абсолютной щедрости. Поощрять стремление ребенка к доброте – задача родителей.

Любовь к природе и живым существам так же развивает в ребенке самые хорошие качества: доброту, отзывчивость, щедрость. С этой точки зрения важно приобщать ребенка к выращиванию растений (дома и за городом), прогулкам на природе, уходу за братьями нашими меньшими. Знакомство ребенка с миром искусства способствует развитию личности, формирует понятие добра и зла, гуманизма.

Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание своего малыша прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: «Не обижай других», «Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?» и т.д. Таких уроков потребуется немало. И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, которые способны подвигнуть ребенка к действенному отклику на эмоциональный дискомфорт товарища. Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка или только начинает складываться.

Доброта делает человека воспитанным.

Ребёнок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребёнком, что такое больно. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоёме обитает много разных живых существ.

Да, добру надо учить.

Воспитание доброты связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному.

Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими – это важное условие воспитания доброты.

Общение с природой пробуждает у ребёнка доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных, растений.

Азбука доброты постигается ребёнком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки.

С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.

У природы мы учимся чувству красоты, чувству меры, добра, справедливости.

А как же приобщить ребёнка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение?

Прежде всего, надо сталкивать ребёнка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустиком, кошкой и галкой… Встреча с природой должна быть для ребёнка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить.

Чуткая ребячья душа, которая с детства познала чувство наслаждения красотой природы, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера. На свете ведь трудно прожить без трех вещей: искусства, любви и воспоминаний.

Практические советы родителям

· На своем примере покажите детям, как вы уважительно относитесь к своим бабушкам и дедушкам. Не надо скрывать своих чувств перед родителями, каждый день напоминайте родителям о том, как они вам дороги и поинтересуйтесь их здоровьем. Тогда через много лет вы обрадуетесь тому, когда ваш ребенок будет интересоваться вашим настроением и здоровьем. Совместные времяпровождения с родителями, с дедушками и бабушками должны отложиться в памяти ребенка приятными воспоминаниями, а значит и уважением к старшим.

· Научите детей с маленького возраста сопереживать и проявлять доброту старшим. Кроме личного примера, очень большое значение в воспитание этих качеств у ребенка имеет поощрение. Любые проявления вежливости и доброты ребенком не должны оставаться незамеченными родителями. Если ребенок уступил место в автобусе бабушке или вам, то скажите ему: «Твой поступок меня очень порадовал, ты показал пример остальным детям».

· Никогда не пересекайте желание школьника помочь вам словами: «Тебе нельзя носить тяжести, я сама донесу». Лучше в этом случае сказать: « Мне нравится твое желание помочь мне, но поднимать тебе одному будет тяжело, давай, мы разделим продукты на две части, и понесем вместе». Нельзя стараться переделать все домашние дела самой, считая, что ребенок еще маленький. Только помогая родителям, бабушкам и дедушке дети учатся проявлять заботу о старших и уважать их. Если же родители целыми днями трудятся, а ребенок ничего не делает, кроме посещения школы и приготовления уроков, то он такого же отношения к себе будет ждать и будущей взрослым.

· Отличным помощником в воспитании уважения к старшим и доброты у детей с давних пор считались сказки. Они учат малышей добру и к уважению старшим. При просмотре телевизора или фильмов в кинотеатрах также необходимо стараться уделить больше внимания фильмам и мультикам, которые способствуют развитию этих качеств у ребенка.

Уважаемые родители!

· Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

· Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

Игра – ведущая деятельность дошкольника,в которой формируется его личность. В ней отражаются различные события, полученные в семье и в детском саду, при общении с разными людьми. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет, ребенок закрепляет формы поведения в отношениях между взрослыми, приобретает первые трудовые навыки, в игре подражает не только действиям, но и чувствам, эмоциям. С детьми необходимо постоянно играть, учить игре, иначе их действия сведутся к бесцельному катанию машинки или укачиванию куклы. При этом, играя с ребенком, не подавляйте его инициативу, осторожно направляя его действия в нужное русло, действуя на равных, как партнеры. Очень важен в игре подбор игрушек: двигательных, дидактических, обучающих, а также их хранение в строго определенных местах, чтобы у ребенка формировался навык аккуратности.

С детства воспитывайте через игру только добрые чувства, умение сопереживать, заботиться о других. Именно сюжетно-ролевые игры «в семью», «в д/сад» помогают детям проявить эти качества. Мальчики хотят играть роль папы, подражая поведению своего отца, гордятся им, а девочки воспроизводят труд мамы по уходу за детьми, по ведению домашнего хозяйства. Хорошо, если в семье добрые, чуткие отношения, а если нет? Вот откуда берет начало и детская жестокость, плохие слова и поступки. Если ребенок каждый день видит пьяного отца, оскорбляющего мать, ссоры, брань, то и дети в таких семьях озлоблены, неуправляемы и в играх копируют поведение своих родителей. В детских играх в «семью» почти не проявляется забота о бабушке и дедушке – это тоже отражение семейных отношений, на это надо обращать особое внимание.

Вернемся к подбору игрушек. Если ребенку покупать «оружие», боевое снаряжение, то, естественно, у него постепенно сформируются игры, связанные с агрессивным поведением. Телевидение тоже оказывает большое влияние, ведь в современном репертуаре для детей даже мультфильмы пестрят насилием, жестокостью и ребенок впитывает в себя только ненависть к другим, желание уничтожить, убить. Этого нельзя допускать, разрешайте детям смотреть только полезную информацию, воспитывайте через фильмы доброту, отзывчивость, а не ненависть и агрессию.

В детском саду постоянно можно наблюдать агрессивное поведение некоторых детей по отношению к другим детям, более слабым, младшим по возрасту. Воспитателю необходимо уделять особое внимание воспитанию чувства заботы, стремления помогать младшим, сочувствия слабым. В этом помогает детская литература,беседы, психологические этюды. Специально подобранные произведения оказывают влияние на чувства детей, вызывают желание поступить так, как герой рассказа. Наиболее ценны в этом плане сюжеты, отражающие бытовые явления: уход за младшими в семье, забота о престарелых, семейные праздники и т.д.

Широкие возможности для воспитания гуманных чувств открывают игры с куклами. Кукла – младенец становится предметом переживаний. Забота, нежность, чуткость, бережное обращение вызывают желание выполнять более сложные действия, связанные с уходом за«ребенком» (купание, кормление, укладывание спать, баюканье.)

Большое влияние на активизацию гуманных чувств у детей оказывают игры – драматизации. Дети подражают поступкам персонажей, вместе с ними огорчаются и радуются, помогают и поддерживают в беде. И, конечно, огромное значение имеет личный пример педагога. Внимательное, доброе, искреннее отношение к детям оставляет глубокий след в их сознании, находит отклик в душе, вызывает желание подражать. Игры,в которых дети творчески отражают окружающую их жизнь, способствуют моральному развитию, воспитанию у них нравственных норм.

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 10

Конспект родительского собрания Тема: «Воспитание добрых чувств у ребенка».

Воспитатель: Серегина Т. С.

Г. "Кашира, 2012 год

Добрый вечер, уважаемые родители! (Вот и наступил час, когда мы собрались опять все вместе. Я всегда рада встречи с вами. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания « Воспитание добрые чувств «, а она действительно заслуживает внимания, ведь детям через год в школу. "Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от пас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что воспитание добрых чувств у ребенка должны быть сформированы в дошкольные годы. Хочется вспомнить изреченья великого педагога В.А. Сухомлинского:

«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень резко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать»

Является неоспоримым тот факта, что недобрые взрослые вряд ли смогут посеять в ребенке зерна доброты. Хочется помочь тем родителям, которые вполне осознанно делают видеть своего ребенка, когда он вырастет добрым. Так, на вопрос, «какими вы хотите видеть своего ребенку, когда он вырастет?» взрослые отвечали: «Хотим, чтобы у нас вырос добрый, порядочный человек». Так уж, теперь устроено, что нашу жизнь регулирует материальная сторона, но не надо забывать, что есть вещи, о которых надо постоянно думать, мы стареем, но ведь только добрые дети могут обеспечить в дальнейшем нашу старость. "Недаром есть и гласит пословица «какое воспитание, такая и старость».

Известно, что легче чему - то научить дошкольника, чем что - либо положительное в нем воспитать. "Каша дискуссия - о доброте. Интересно, как, ответили дети на поставленные вопросы?

Считаете вы себя добрым и почему? (Фа - считаю, потому что я могу дать поиграть свою игрушку, дать конфету, пожалею, когда плачут, могу защитить, могу оказать помощь).

Какие вы знаете добрые слова? (спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, добрый день, добрый вечер, доброе утро, извините, простите, здравствуйте, до свидания)

А теперь как вы ответили на вопросы анкеты:

Как, вы считаете, нужно ли в воспитании ребенка воспитывать добрые чувства? Фа, "Кет. "Почем у? (вы все ответили - да. А на вопрос - Почему? (Вы

ответили, что доброта нужна людям, и если посеешь добро - то семя добра вырастит.)

2. Что вы делаете в семье для развития этих, чувств? (стараемся своим примером воспитать в детях, добрые чувства, в семье помогают друг другу, перевиваем неудачу, радуемся хорошему.)

3. Какие заботливые отношения проявляет к вам и другим членам семьи ваш ребенок? (помогает, когда тяжело, убирает посуду, не шумит когда отдыхают, проявляет заботу, когда плохо чувствуют, жалеет, когда больно, защищает.)

4. Как, он его совершает: самостоятельно или по - вашему совету, (просьбе), требованию? (по совету - 72%; (по просьбе), а иногда и самостоятельно - 21%, по требованию - 8%.) Над этим надо призадуматься. Важно, чтобы он сам совершал добрые поступки.

заповедей родителъства.

Не жди, что твой ребенок, будет таким, как ты. Или - как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

Не думай, что ребенок твой: он божий.

Не требуй от ребенка платы, за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.

Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

Не относись к. проблемам, свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не менее чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.

Не унижай!

Не мучь себя, если не можешь чего - то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь и не делаешь.

Помни - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым, общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок, - это праздник, который пока с тобой.

5. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры. (ответили - да. Кошка заболела - жалко, мама устала - не мешать, не приставать, вырасту - буду защищать, мама заболела гладить, лечить; попался в паутину жук - жалко, освободить его.)

6. В каких поступках появляется инициатива ребенка в оказании помощи, забота? (помогает убирать со стала посуду после еды, полить грядки, подмести пол, полить цветы., принести воды, если заболел? когда больно - жалко.)

В наших методиках не разработана система воспитания добрых чувств. Но поможет вам мой совет в воспитание добрых чувств, примите 10 заповедей родительства. Далее, каждодневно ваш ребенок, должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближайшем окружении. Это может быть:

Взаимопомощь друг другу;

Доброе, заботливое отношение к, пожилым и престарелым людям: родственникам и просто соседским старикам и старушкам.

Исключить нежелательных недобрых разговоров о людях животных, в присутствии, детей.

Детское ухо слышит и впитывает буквально все. Приведем из жизни такой пример. Семья собирается на детский праздник. Вдруг ребенок, заявляет: «Я подарю своему другу поломанную машину, ведь она мне не нужна» Мама: «Так, некрасиво, нельзя дарить старые игрушки», а ребенок;,» а помнишь, когда вы собирались на день рождения к тете Гале, ты сказала, что подаришь старую вазу, потому что она так надоела и мешает!»

Важно создание специальных, проблемных ситуаций, при решении Которых происходили, пусть в теоретическом плане, постоянные упражнения в добрых поступках. Вот несколько таких вопросов - ситуаций.

У тебя сегодня замечательное настроение. Почему?

^ , l ...у

а) потому что мама улыбнулась;

б) потому что светит солнце;

в) потому что подарили, игрушку (конфету)

Испечь пирог и назвать его « Доброта». Разрезая и отдавая каждому члену семьи по кусочку, важно отметить: ты добрый, потому что...и т. д.

Рассматривание картинок с изображением положительных или негативных ситуаций:

в автобусе сидит мальчик, а рядом сидит стоит старичок с палочкой и т. д.

Важную роль играют игровые ситуации типа: - кто в кого влюблен.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Разучивание и применение игры « Словарь вежливых слов»:

а) мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, «Здравствуйте»,

б) когда нас бранят за шалости, говорим «Прости, пожалуйста»

в) и в (России, наУкраине, в Англии на прощание говорят «Do свидания»

При воспитании добрых, чувств важна социальная ориентация на другие людей, в том числе обездоленных. Ребенок не видит жизнь стариков в доме престарелых, но он часто проходит мимо людей, живущих затруднительно. В данном случае периодически важны комментарии родителей.

Включая ребенка в активную жизнь в семье (трудовые поручения, участие в подготовке к. семейным праздникам, совместные подарки, чтение художественной литературы), вы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим , но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких. " Если ребенок, совершает, добрый поступок, нет, не должен быть не замеченным вами

(покормил птиц - молодец).

Замечательно поступают те семьи, которые используют художественную литературу и сказки в целях, воспитания добрых чувств. Знать содержание сказки нужно и полезно для ребенка, но еще важнее преподнести урок добра на основе рассказанной сказки. Например: сказка «Лиса и заяц» и задать вопрос:

Почему лиса выгнала зайца из лубяной избушки?

Кто хотел помочь зайцу?

А кто помог?

Кто тебе больше всех понравился в этой сказке?

Почему?

Ребенок, ответит. Но нам нужно извлечь максимальную пользу из прочитанного.

А вдруг бы и петушок испугался лису?

Как бы ты помог ему?

И хочется, чтобы вашими помощниками в воспитании доброты стали краткие произведения В. Сухомлинского, А. Толстого, К. Ушинского и д.р. авторов.

Научить детей добру - это значит научить их сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе. Давайте вместе помнить о том, что быть добрым - это не только сопереживать в горе, но и радоваться успехам близким.

И свое родительское собрание хотела закончить народной мудростью:

Добрые детка - дому венец,

Плохие детки - дому конец.

И пусть воплотится в жизнь первая строчка этой народной мудрости. И так, как, это собрание, посвящено воспитанию доброты поблагодарить хочу всех родителей, которые принимали и принимают, участие в оказании помощи ДУ и пусть наше сотрудничество будет плодотворным. И в завершении хочу вынести решение:

Содействовать воспитанию у детей добрых, чувств.

Способствовать достижению ребенком доброты в семье и в ближайшем окружении,

Использовать упражнения, виды игр, и упражнения в добрых поступках, художественную литературу,

Использовать социальную ориентацию на других людей.

Использовать личный пример.

Нет необходимости убеждать вас в важности поставленной проблемы: всем понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Доброта составляет основу нравственной целостности личности, и понятие это достаточно емкое. Каким представляют себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать, который всегда поделится последним кусочком хлеба и т. д. Добрый человек любит весь мир вокруг себя .

В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки, и по многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на преданность, или на сопереживание. В связи с этим и следует обратить внимание малыша на значимые в нравственном плане моменты.

Для этого вам необходимо:

✓ учить детей сравнивать, сопоставлять;

✓ формировать привычку доказывать, что это так или иначе;

✓ ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;

✓ упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. Например:

▪ «Докажи, что Аленка лучше всех».

▪ «Кого тебе жалко в этой сказке».

▪ «Как бы ты поступил на месте...»

▪ «Как движениями похвалить петушка».

Вы можете использовать тризовскую игру «Хорошо — плохо», суть которой в том, чтобы развести с ребенком в стороны хорошие и плохие поступки, явления. А значит, сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.

Периодически вам, родителям, можно показывать ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик-Телесик. Угадай почему?» То есть конкретное удержание каждой сказки может подсказать вам и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

«Доброта- это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека». (М.Пришвин). Доброта - качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей доброта и сочувствие окружающих. Но каким должен быть добрый человек? В чем выражается доброта? Как и когда она складывается у детей?

Доброта - это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.

Чтобы воспитать в детях доброту, важно научить понимать других людей. Сегодня это непонимание широко выражается в равнодушии и эгоизме, а хуже в ненависти, зависти, злобе. Наши дети не понимают смысла жизни и сути души, следствием чего постоянным фоном жизни является страх и беспокойство за свою жизнь, а хуже трусость и подлость, распущенность, лень.

Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него существует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость. Значение сказок для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые знания, а с помощью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребенок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.

Свою работу мы начинали со словарей Даля В.И. и Кона И.С. в них рассматривали понятия «доброта».

Добрый - делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. Добрая душа. Добрые глаза.

Добрый- несущий благо, добро, благополучие. Добрые вести. Доброе отношение.

Добрый - хороший, нравственный. Добрые дела.

Добрый - дружески близкий, милый.

Добрый - благожелательный, отзывчивый, готовый помочь людям.

Добрый - охотно делящийся с другими своими средствами, имуществом и т.п.; щедрый.

Добрый - свойственный доброжелательному, отзывчивому человеку.

Добрый - выражающий расположение, сочувствие.

Добрый - основанный на желании добра людям; нужный, полезный. Добрый - благой, добродетельный, доблестный, добродушный, благодушный, (добро)сердечный, гуманный, человечный, душевный, жалостливый, отзывчивый, чувствительный, (веро)терпимый, милосердый, ласковый; добряк, добрячок, душа-человек, золотое сердце, добрый самарянин, человек редкой души, ангел во плоти, доброта неизъяснимая; бравый, хороший; человеколюбивый, неплохой, большого сердца, добренький, предобрый, нравственный, близкий, сахарный, стоящий, большой, предобрейший, благий, основательный, славный, путный, простодушный, добрейший, добросердечный, завидный, первый сорт, участливый, важнецкий, приветливый, недурной, хоть куда, здоровый, безукоризненный, большущий, богоугодный, милостивый, порядочный, ладный, изрядный, отличный, недурственный, кроткий, мягкосердечный.

Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как к своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребёнку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты.

Нами был разработан комплекс мероприятий, дающий первоначальные представления о доброте. Работа проходила поэтапно. На каждом этапе решались задачи:

  • сформировать у детей представление о доброте;
  • создать мотив быть добрым;
  • воспитывать положительное отношения к доброте;
  • формировать навыки и привычки быть добрым;
  • формировать поступки и поведение быть добрым.

Для формирования представлений о доброте мы использовали большую куклу, в красивом платье Белоснежку. Прочитали детям сказку Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». «Белоснежка» находилась в группе на протяжении всего периода работы с детьми и выполняла роль персонажа олицетворяющего для детей доброту.

Мы проводили игру «В поисках добрых слов». (Детям нужно было вставить доброе слово, завершить рассказ.)

1) Оля рисовала подарок маме. Брат побежал, рисунок упал на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику...

2) Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось маленьким. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу сказала.... Внучка была рада. Она...

3) Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга?

Также на данном этапе мы использовали: чтение детям сказки «Лиса и журавль», беседовали по её содержанию. «Как аукнется, так и откликнется», - такова идея этой сказки. Мы предлагали детям изменить конец сказки, исправить положение. Подумать и решить, как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями?

Задавали вопросы детям: Как вы думаете, почему журавль не смог съесть кашу у лисы? Почему лиса не смогла съесть окрошку у журавля? Как бы вы поступили на месте этих героев? Предлагали обыграть сказку, изменить её конец. Результатом нашей работы на первом этапе стало понимание ребенком значения слов «добрый», «доброта».

На втором этапе мы старались сформировать у детей мотив «быть добрым». Мы старались заметить каждое доброе дело, сделанное ребенком, отмечали его на панно «Наши добрые поступки».

Мы использовали чтение стихотворения А.Барто «Вовка - добрая душа». Старались вызвать у детей желание быть добрым, делать добрые дела.

Мы делили детей на группы. Раздавали каждой группе картинки с изображением различных ситуаций. Дети должны были охарактеризовать эти ситуации, выбрать поступки, которые можно охарактеризовать, как добрые.

Использовали творческие задания из серии «Науки доброты». Так детям предлагали принять участие в оказании помощи птицам зимой. Предварительно показывали, что птицам зимой нечего кушать, они голодают. Дети откликались и охотно участвовали в изготовлении кормушек для птиц.

На третьем этапе мы старались вызвать у детей положительное отношение к проявлению доброты. Подводили детей к мысли, что проявлять доброту может каждый человек. Беседовали о людях разных профессий. Как человек в этой профессии проявляет доброту.

Мы использовали стихотворение Г.Акулова «Доброта». Предлагали порассуждать: «Почему необходимо быть добрым?».

Мы рассматривали с детьми изображения Белоснежки, Серого волка, Красной Шапочки, Золушки, Карабаса-Барабаса и предлагали назвать только добрых сказочных персонажей, рассказать, почему они так решили. В игре «Больница» дети старались подражать доброму доктору Айболиту, лечили свои игрушки.

Мы формировали у детей умение проявлять доброту. Проводили работу в уголке природы, где дети ухаживали за растениями. Дети самостоятельно определяли объекты природы, за которыми надо ухаживать. Такое задание способствовало формированию не только доброго, но и бережного отношения к природе.

Доброта - это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Проводили беседу с детьми, предлагали рассказать о своих добрых поступках. Зачем нужны добрые дела? Как можно сделать людей добрее?

Мы постоянно стимулировали желание ребенка быть добрым. В группе было открыто «Бюро добрых дел». Мы оформили стенд с фотографиями самых добрых детей. Каждый ребенок стремился, чтобы его фотография тоже была на этом стенде. Мы предложили детям выполнить рисунок на тему: «Я добрый». Организовали конкурс рисунков на тему «Добрые дела». Раздавали эмблемы и дипломы «Самый добрый ребенок в группе».

Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Желание нести людям добро надо всячески культивировать в ребенке, потому что это делает из него гуманную личность. Доброта рождается в деятельности, настоящий гуманизм заключается в способности нести добро. В сознании подрастающего ребенка должен четко сформироваться образ доброго человека, сопереживающего и стоящего на стороне добра в противовес злу. Поощрять стремление ребенка к доброте - задача взрослых.

Список литературы: