Рисование пальчиками (45 идей для детей). Все о пальчиковом рисовании

Детские «каляки-маляки» - не что иное как действенный способ развить мелкую моторику и художественный вкус ребенка. При рисовании фантазия ребенка хватается за образы и трансформирует их в черточки/точки/кляксы. В общем, нельзя недооценивать всю пользу от этого нехитрого, но очень увлекательного занятия.

Начинать рисовать с ребенком можно с 8-9 месяцев: сначала пальчиковыми красками, потом добавляя другие инструменты. К 2-3 годам ребенок уже ясно представляет, что это за процесс, понимает значение цвета, формы.

Если ваш ребенок сидит дома или ходит в ясли, то преподавателем художественного мастерства придется выступать вам (как правило, в яслях с малышами рисуют «абы как» - слишком «хлопотное» занятие).

Что понадобится для рисования?

Чем можно рисовать малышу?

Не бойтесь экспериментировать с разными инструментами. Все, что оставляет след, может быть использовано для ваших занятий.

Стандартные средства:

  • Пальчиковые краски. Цена - от 250 рублей. В сети можно найти много рецептов, как сделать подобные краски самостоятельно.
  • Восковые карандаши и мелки.
  • Обыкновенные мелки. Рисуйте на асфальте, грифельной доске, камешках и т.д..
  • Грифельные карандаши.
  • Краски: акварель, гуашь.
  • Маркеры и фломастеры.

Некоторые мамы говорят, что карандаши и тонкие фломастеры в 2 года ребенку давать рано, так как из-за «неслабого детского нажима» грифель будет ломаться, а стержни вдавливаться. Но аргумент «за» - это предоставление выбора, разнообразия, ассортимента. Не жалейте фломастеров и карандашей (и не покупайте самые дешевые, которые реально плохо рисуют).

В магазинах типа «Fix Price» иногда можно купить какие-нибудь необычные средства для рисования. Пусть это будет занятие «на раз», но разнообразие (повторюсь) очень важно. Например, комплект для рисования блеском по бархатной бумаге. Или фломастеры, в которые надо дуть.

На чем рисовать?

Чаще всего детям предлагают листы формата А4. Это достаточно бюджетный вариант, с учетом того, что малыш может провести кисточкой одну линию через весь лист и потребовать чистый, для нового «сюжета». Но будет замечательно, если урок рисования пройдет на большом листе ватмана, разложенном на полу. «Масштабное рисование» очень полезно для ребенка. Он еще только осваивает окружающий мир и «способы воздействия» на него. Вполне возможно, что он захочет разрисовать себя. Или походить разукрашенными ножками по полу, испытывая при этом необыкновенный восторг.

Вместо дорогих листов ватмана можно использовать рулон дешевых бумажных обоев белого цвета.

Кроме бумаги вам придется запастись: стаканчиками-непроливайками (иногда можно выставлять посуду с водой покрупнее), палитрой для смешивания красок. Очень хорошо, если в доме появится двусторонняя доска (с одной стороны можно рисовать мелом, с другой маркерами).

Что и как рисовать с ребенком в 2-3 года?

Двухлетний малыш способен повторять простые визуальные формы: линии, точки, круги, треугольники, многоугольники. Если вы изучаете алфавит, то и буквы (этой теме будет посвящен отдельный материал).

В этом возрасте дети уже понимают, что можно изобразить на бумаге окружающий мир. Часто просят взрослых нарисовать что-то конкретное, начинают предпринимать попытки это сделать самостоятельно.

Ребенок может закрашивать нарисованные взрослым формы . Закрашивание (штрихование) - хороший способ быстрее овладеть инструментом и развить зрительно-моторную координацию рук. И пусть сначала штриховка «вылазит» за границы, со временем у малыша будет получаться все лучше и лучше.

Чтобы заинтересовать ребенка, можно придумывать игры и сюжеты. Нарисуйте мышку и кошку. «Ой, кошка сейчас поймает мышку! Давай поможем ей спрятаться!»

- Проведение линий. Играть в дорожки-проводилки тоже очень интересно. Нарисуйте у одного края листа животных, у другого - еду, которую они едят. Например: мышь, белка, заяц и сыр, орех, морковка. Предложите нарисовать дорожки, по которым каждый зверек сможет дойти до своего обеда.

- Рисование точек. Дождик, зернышки для курочки, песок на пляже, семечки в спелом арбузе - эти и другие сюжеты можно обыграть, чтобы научить ребенка ставить точки. Параллельно обращайте внимание на нажим, рассказывайте малышу, какой будет результат, если нажимать на карандаш сильнее/слабее.

- Штампирование. В магазинах FixPrice или в канцелярских отделах можно купить простые штампики с фигурками животных, листиками, каплями. Научите малыша ими пользоваться, а потом «нарисуйте» свою историю. Кроме отпечатков история может «содержать» в себе персонажи-наклейки.

Можно сделать штампы самостоятельно. Вырежьте из фасовочной подложки ПВХ фигурку (на таких подложках продают в магазинах зелень, расфасованные кондитерские изделия). Наклейте на кусочек пенопласта, используя горячий клей-пистолет. Пенопласт должен быть такой формы и размера, чтобы ребенку удобно было его держать. Пропитайте губку окрашенной водой или чернилами, чтобы окрашивать штамп.

- Использование стирательной резинки. Покажите, как пользоваться ластиком. «Вот дорожка (рисуете простым карандашом). Пришла зима, подул сильный ветер, он замел дорожку снегом и ее не стало видно». Можно придумать и другие истории.

Еще одно замечательное упражнение на стирание: рисуете мелом на грифельной доске, даете сыну/дочке кисточку и стаканчик с водой. Задача - стереть нарисованные линии мокрой кисточкой. Если подобное кажется пока сложноватым, то уж стирание обычной тряпкой подойдет обязательно!

- Рисование по трафарету, обведение фигур. Сам ребенок сможет рисовать по трафарету уже ближе к 3 годам и старше. Но в 2 начать знакомить его с этим способом изображения предметов - ничуть не рано! Начните обводить ручки, ножки… может, малыш полностью ляжет на ватман и вы его обведете - это так увлекательно! Показывайте, как обводить трафареты снаружи и внутри (сами вырежьте фигуры из плотного картона, края можно обклеить скотчем, чтобы прослужили дольше).

Альтернативный способ работы с трафаретом - использование валика. Обмакните валик (небольшого размера) в краску и проведите по поверхности бумаги внутри трафарета. Пусть малыш повторит. Не беда, что сильно будет выезжать за границы, рисунок все равно получится хороший.

Самое главное - не ограничивайтесь приведенными уроками! Применяйте фантазию, играйте с малышом, помогайте развиваться его чувству прекрасного и переносить задуманное на бумагу. Вот еще несколько способов порисовать.

Примеры нестандартного рисования

Способы можно адаптировать для детей младшего и старшего возраста.

Рисование на песке/манке пальцем/палочкой.

Способ нравится всем малышам. Он развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность. Если есть возможность, соорудите что-то вроде лайт-куба - коробку с прозрачной крышкой, внутри которой горит лампочка. Рисовать на тонком слое песка на такой коробке очень занимательно.

Раскрашивание поделок из соленого теста.

Дополнительная литература о рисовании с детьми

Я не специалист, но мне интересен вопрос развития творческого начала в моем ребенке. Если вы тоже хотите глубже изучить тему рисования с малышом, могу порекомендовать книги, которые читала:

Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года». Методическое пособие, издавалось в 2010 году издательством «Мозаика-Синтез». Вы найдете описание и примеры занятий (книга рассчитана на воспитателей детского сада и таких мам, как я:))). Если старое пособие не найдете, можно взять эту же переизданную книгу (она стала в 2,5 раза больше, к ней прилагается диск). Купить книгу в Лабиринте , на Озоне .

Марина Озерова «О детском рисовании» - в свое время очень понравилась книга (читала в электронном варианте). В ней рассказывается о детском рисовании, стадиях, которые проходит детский рисунок. Там вы найдете практические советы для развития и поддержания творческого потенциала ребенка без навязывания шаблонов. Купить книгу в Озоне .

Анжелика Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» (в Озоне , в Лабиринте).

Что касается нетрадиционных техник рисования в детском саду, то, пожалуй, полнее и интереснее будет такая книжка Давыдовой Г.Н. в двух частях (ссылок не даю, ее в продаже тоже нет, старенькая).

Дарья Колдина «Рисование с детьми 2-3 лет» (не читала, пока стоит в очереди на прочтение). Купить в Озоне . В библиотеках можно найти старое издание, книга переиздана в 2015 году (и стоит дороже).

Еще очень хочу порекомендовать книгу замечательной мамы, блоггера и рукодельницы Костиковой Натальи «Творчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет» (в Лабиринте , на Озоне). Это большая энциклопедия, собранный кладезь знаний и мастер-классов, переработанных, красиво сфотографированных и оформленных. Наталья выкладывала на своем блоге достаточно описаний с занятиями, но книгой, на мой взгляд, пользоваться удобнее. Желаю, чтобы у всех занятых мам на столе появилась такая книга:)

Пальчиковые игры для детей в легких и доступных советах.

Польза рисования для детей

Рисовать можно даже с 6 месячного возраста, нужно только правильно подобрать краски. Детям очень нравится это занятие и приносит большое удовольствие, ведь именно рисуя, они дают свободу своей фантазии, освобождаются от негативных эмоций, развиваются, учатся чему-то новому, расширяют существующие грани и формируют свое мировоззрение.

Пальчиковые краски для малышей

Для самых маленьких хорошо подойдут пальчиковые краски.

  • Давать их можно малышу примерно с полугодовалого возраста
  • Такие краски специально делают для самых маленьких и они не содержат вредных и токсичных ингредиентов, изготавливаются с использованием пищевых красителей, потому что маленькие детки все тянут в рот и пробуют на вкус
  • Чтобы дети этого не делали, обычно в краски добавляют соль или другой ингредиент, попробовав который ребенок больше не захочет это повторять
  • Пальчиковые краски легко отмываются с любых поверхностей, смываются с кожи ребенка, отстирываются с одежды


Развитие ребенка рисованием

Польза для деток от такого творчества огромна: развивается мелкая моторика, которая в свою очередь влияет на речь и память малыша. При рисовании пальчиковыми красками также развивается нервная система ребенка, он учится правильно сидеть, ходить.

Рисуя пальчиками детки лучше воспринимают цвета, видят границы своей работы. В процессе творчества можно изучать цвета, формы, счет, разрисовывать животных и различные предметы, с которыми вы будете знакомить малыша.


Организация процесса рисования пальчиковыми красками

Сам процесс рисования очень увлекательный, поэтому не стоит забывать о мерах предосторожности:

  • оденьте ребенка в одежду, которую вам не жалко будет запачкать
  • оденьте слюнявчик или передничек, есть специальные фартушки для занятий творчеством
  • используйте большой лист бумаги, лучше ватман или кусок обоев, чтобы не ограничивать ребенка
  • если рисовать будете на полу, постелите под низ клеенку
  • часть краски, которой будете рисовать, переложите в другие емкости, чтобы ребенок не использовал сразу всю краску, а он именно так и сделает, если вы дадите ему всю баночку; переложить можно в крышечки или игрушечную посудку
  • приготовьте влажные салфетки или мокрую тряпочку


Рисовать лучше начинать, когда ребенок находится в хорошем настроении, чтобы рисование у него ассоциировалось только с положительными эмоциями.

Как научить ребенка рисовать пальчиковыми красками?

Итак, вы решили познакомить ребенка с пальчиковыми красками. Для первого знакомства вам нужно знать:

  • обязательно ребенок должен быть выспавшимся, не голодным, в хорошем настроении
  • не давайте ребенку сразу несколько цветов, ограничитесь первое время одним, чтобы ребенок не растерялся
  • первые занятие могут длиться 2-3 минуты, это нормально, дайте ребенку привыкнуть к новому материалу
  • если ребенок потерял интерес к работе, начал раскидывать баночки с краской, на сегодня пора заканчивать
  • первое время ребенок скорей всего не будет рисовать, это естественно, ему нужно освоить и понять нечто новое; он скорей всего окунет ручки в краску и будет рассматривать ее на своих ручках, сжимать их, случать как краска чвакает, ощущать новый для него материал


Как рисовать пальчиковыми красками? Фото

Окуните пальчик ребенка в краску и поставьте им точку на листочке, потом проведите линию. Можно использовать ватные палочки и делать ими точки. Дайте попробовать ребенку окунуть кусочек губки и порисовать ею. Пусть окунет ладошку и оставит ее отпечаток на бумаге. В общем включайте фантазию и творите.






Очень интересно и необычно можно провести время с пальчиковыми красками в ванной. Можно или просто рисовать на ванной или кафеле, а можно приклеить ватман или обои на стену над ванной и рисовать на них.

Поле деятельности для ребенка большое, но и вымыть это все не составит труда, а главное ребенок не сможет выйти за границы ванны и перепачкать весь дом. Вот увидите, ребенку такое занятие очень понравится!




Деткам постарше можно разрисовывать картинки в раскраске или сами напечатайте какие-нибудь изображения, например грибочки или листики, чтобы они были крупные и с небольшим количеством деталей. Разукрасьте их пальчиками или ватной палочкой, большие картинки удобно разукрашивать губкой.



Или сделайте трафарет — вырежьте что-нибудь не сложное на картоне с помощью канцелярского ножа, приложите его в нашему ватману и губкой наносите краску поверх трафарета, а потом уберите, получится интересная картина. Покажите сначала это ребенку, а потом дайте ему самому попробовать.

Есть также много других интересных способов рисования пальчиковыми красками. Вот несколько примеров, как нарисовать животное, бабочку или другие предметы пальчиками и ладошками. Здесь нет ничего сложного, зато какой результат!






Важно при этом занятии ребенку только показать как рисовать и дать полную свободу. Не говорите, что он делает неправильно, просто покажите и все, а дальше он сам разберется как ему рисовать и где. Обязательно хвалите его — для него это очень важно.




Как выбрать краску для рисования и как с ней работать: советы

  1. Перед покупкой проверьте состав краски, желательно попросить сертификаты качества, т.к. краска должна быть безопасной для вашего малыша. В составе не должно быть никаких вредных веществ, красители должны использоваться только пищевые, потому что дети часто пробуют краску на вкус
  2. Подбирайте краски по возрасту ребенка, смотрите что написано на упаковке. Некоторые производители предлагают такие краски от 1-го года, некоторые от 2-ух или 3-ех лет
  3. Не стоит покупать комплект с кучей всевозможных цветов, в этом возрасте ребенку нужно выучить только основные: красный, синий, желтый и зеленый. Как правило, краски как раз и продаются в баночках по 4 или 6 цветов, больше и не нужно
  4. Было бы неплохо, если бы вы рисовали тем цветом, который сейчас учите. Это поможет ребенку легко, в игре, выучить цвета
  5. Для рисования выбирайте ватман или кусок обоев, потому что листа А4 маленькому ребенку не хватит, он не умеет еще видеть границы и не выходить за них, поэтому разукрасит вам все вокруг
  6. Позаботьтесь о том, как потом будете все убирать, потому что войдя во вкус, ребенок может забыть про ватман и исследовать территорию за его пределами, порисовать на себе или вас. Лучше всего застелить все клеенкой и одеться в старую одежду


Как сделать пальчиковые краски в домаших условиях самому: рецепт

Есть несколько рецептов пальчиковых красок, давайте рассмотрим один из них, на наш взгляд наиболее подходящий.

Возьмите:

  • 2 ст. белой муки
  • 7 ст. л. мелкой соли
  • 1,5 ст. обычной воды
  • 1,5 ст. л. любого растительного масла, желательно рафинированного (без запаха)
  • пищевой краситель нужного цвета


Смешайте муку с солью, потихоньку вливайте воду и перемешивайте, а то образуются комочки, которые нам совсем не нужны, можете даже взбить блендером или миксером. Потом положите масло. По консистенции должно напоминать жидкую сметану, регулируйте густоту мукой и водой. Теперь можно разделить смесь по баночкам и добавить пищевые красители разных цветов.

Вот и все, краски готовы. Пусть ваш малыш рисует ими только в удовольствие!

Как заказать пальчиковые краски в интернет магазине Алиэкспресс?

Видео: Рисуем пальчиковыми красками! Фантазии детей нет предела! Полная версия

Все дети, особенно малыши, любят рисовать пальчиками. Кисточкой надо принаравливаться, а пальцем ткнул куда надо, быстро и точно. Детям ПРОЩЕ И ЛЕГЧЕ рисовать пальцами. В младших группах раннего возраста рекомендуют рисовать только пальцами, чтобы не пугать ребенка кистью. В этой статье я хочу показать вам ВСЕ ЭТАПЫ развития ПАЛЬЧИКОВОГО РИСОВАНИЯ для детей . Мы разберем методику рисования пальцами по всем возрастным периодам: от самых маленьких детей, малышей и грудничков, до старшей группы детского сада, а также до школьного возраста и до маститого художника. Вы увидите яркие и красивые работы в этой нестандартной технике работы с красками. Мы будем здесь много и подробно рисовать пальчиками. С яркими примерами рисунков, объяснениями техники и советами по удобной организации процесса рисования.

Рисование пальцами.

Подготовительный этап.

Маленькие дети любят рисовать. Они это делают – неважно чем, жидкой кашей, которой вы их кормите, какашками, которые удалось раздобыть в подгузнике, или слюнками на линолиуме. Ругать их не надо. Надо хвалить. Потому что ребенок жаждет развиваться.

Без рисования – нет развития. В школе тупят те дети , которым в дошкольный период не даваши карандашей, красок, пластилина и других изобразительных средств. А если и давали, то с фразой «На – порисуй» и отворачивались к своих взрослым хлопотам.

Конечно вам не хочется разводить краску… воду… потом убирать . Лучше отмахнуться. Но через несколько лет вам придется потеть вместе с ребенком над школьными учебниками и прописями. Выбирайте либо потом «2 часа каждый вечер с тетрадями » либо сейчас «20 минут» каждый день с рисованием.

Самый быстрый и простой способ организации пальчикового рисования – это мисочка с «песчаной смесью». Обычно это СОЛЬ – мелкая пищевая. В нее можно добавить красители (сухие пищевые) и мелкие блесточки (посыпки для маникюра). Покажите ребенку как рисовать полосочки… вместе с его рукой рисуйте кружочки. Потом солнышко, снежинки, смайлики и так далее. Вы можете купить в магазине подносик и раскрасить его в акриловые краски – РАДУЖНЫМИ ПОЛОСКАМИ. Так вы будете развивать и цвето-восприятие малыша – фото ниже. Радугу дне подноса (коробочки)не обязательно изображать красками – это могут быть полоски цветной клеющейся пленки из строймагазина.

Рисование пальцами.
для малышей от 1 года

1 этап (хаотичные отпечатки)

Рисование пальчиковыми красками можно начинать, как только ребенок начал сидеть на попе. Обычно это происходит на 8-ом месяце жизни. Ваш ребенок надежно сидит в кресле для кормления – положите на столик перед ним лист белой бумаги (чтобы лист не падал со стола, укрепите его на двухсторонний скотч). И рядом поставьте плоскую баночки с краской (подойдет капроновая крышка от банки) – ее тоже крепим на двухсторонний скотч, чтобы ребенок не сбросил ее со стола.

Покажите своими руками как интересно оставлять следы на бумаге. Потом возьмите его ручку, выделите пальчик и попробуйте порисовать рукой ребенка. Это очеть полезная для детей работа. Ведь здесь идет ВЫДЕЛЕНИЕ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА – отделение его от остальных пальцев руки.

Конечно первое время ребенок будет работать всеми пальцами и ладошками. Но вы постоянно показывайте ему, что указательным пальцем рисовать удобнее, берите и рисуйте его пальчиком каждый раз – хоть 1-2 минуты. Рано или поздно ребенок осознает ЛИДИРУЮЩУЮ РОЛЬ указательного пальца – и это будет прорыв в развитии его художественных навыков.

Чтобы первое пальчиковое рисование ребенка имело ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ, вы можете заклеивать часть бумаги ШАБЛОНОМ (кусочком малярной ленты). Как на фото ниже.

Пальчиковой краской для детей может служить гуашь, в нее надо насыпать соли – чтобы у ребенка не было желания ее слизывать с пальцев.

Если вы не хотите давать краску с химзавода. Сделайте пальчиковую краску сами. Это может быть густая сметана, густой творожок или манная каша — куда вы добавите пищевые красители.

Придумайте сами интересные темы рисунков для детей – например, сделать снегопад над городом. Естественно вы сами рисуете город – а уже ребенок пальцем рисует точечный снег над ним.

Однажны вы заметите, что рисуя снегопад над деревом, ребенок начнет раскладывать снег его по веткам, и под деревом складывать сугромы. Или укладывать снег там, где вы скажете. Это значит, что ребенок УЖЕ МОЖЕТ целенаправленно ПОПАДАТЬ в заданные зоны рисунка, то есть он уже готов для следующего этпап пальчикового рисования.

Рисование ПАЛЬЧИКАМИ

2 этап — ЗОНАЛЬНОЕ заполнение.

Следующий этап развития пальчикового рисование – это ЗАПОЛНЕНИЕ отпечатками определенной ЗОНЫ, за которую нельзя заходить. Эту задачу качественно выполняют дети около 2 лет. Но не все. И не сразу. Требуется время, чтобы ребенок осознал, что такое «Оставаться внутри зоны, не заходить за линию»

Работы в этой нетрадиционной технике рисования для малышей могут иметь любую тематику. Вот например, – АНАНАС и ОВЕЧКА. Воспитатель на листе бумаги лишь задает конутры, границы за которые не надо выходить. Дла мылыша это уже – сложная задача 1) ткнуть пальцем внутрь заданной области, 2) заполнить всю зону, не оставляя пустых мест. Тут и логики и глазомер и координация рук и пальцев – сложная работа в системе «глаз-рука».

Вы можете сами придумать идеи для подобных работ для самых маленьких детей– желтого круглого цыпленка, рыбку на которую нужно натыкать чешуи, нарисовать красные ягодки рябины для снегиря, пушинки одуванчика, и так далее. Вот работы, которые легко организовать на занятиях по рисованию в детском саду, и на изо-деятельности в начальной школе.

На Новый Год вы тоже можете создать много интересных рисунков пальцами. Любой новогодний трафарет можно зонально заполнить пальчиковыми отпечатками.

Когда дети натренируются тыкать пальчиком в небольшие по размеру области, и научатся их заполнять навномерна пятнами краски, можно дать им задачу ПОМАСШТАБНЕЕ. Например нарисовать пальцами крупные объекты. На листе бумаги слабыми линиями карандаша очертить контуры медведя или собачки. На глазах у ребенка сначала самим сделать всю работу – натыкать не залазя за линии, потом сверху добавить глаза, тыкнуть нос… и аккуратно дорисовать рот ватной палочкой.

Потом на втором листе пусть ребенок сделает собачке друга – сам от начала и до конца. Вы можете подсказывать ему, какие пустые места он обошел своим вниманием. Такие мосштабные работы можно проводить в средней и старшей группе детского сада, а также эти рисунки пальчиками понравятся школьникам младших классов.

Рисование пальчиками

3 этап

ЛИНЕЙНОЕ ВЫСТРАИВАНИЕ.

На листе бумаги педагог рисует линию. Ребенок на эту линию должен нанизать цветные бусинки-кружочки. Чтобы получилась радужная гусеница. Или бусы для мамы. Или гирлянда с разноцветными лампочками. Много идей рисования пальчиками для детей вы найдете в окружающем мире. Посмотрите вокруг …

Для маленьких детей нанизыввание отпечатков на одну линии, или в определенное место – ТРУДНАЯ ЗАДАЧА. Ни в коем случае не ругайте его, за то что он «такой разява» мимо тыкает. Хвалите его за точное попадание и улыбайтесь шутите по доброму над неточным – говорите «Ух, молодец, почти попал!» даже если он совсем не в том месте. Помогите ему прицелиться – возможно ребенок даже не понимает что он него ждут прицельного расположения отпечатков пальцев на определенное место.

Ваша речь для него тоже не всегда понятна. Фраза «ставь пальчик на линию» ему может быть не понятна. Возьмите его ручку в свою руку и вместе с ним сначала пройдите весь рисунок. А завтра предложите ему сделать тоже самое –и вы увидите что он уже САМ сделает то, что вчера мог только с вашей помочью.

В педагогике есть такое понятие ЗБР – зона ближайшего развития. ТО, ЧТО ребенок может сегодня сделать С ПОДСКАЗКОЙ ВЗРОСЛОГО – завтра он сможет сделать ПОЧТИ САМ, а после завтра САМОСТОЯТЕЛЬНО. Создавайте ему такие ЗБР-ЗОНЫ… пусть он сначала с вашей помощью осваивает новые движение в рисовании.

Линии могут иметь УЗЛЫ – места расположения пятна. В герлянде это цоколи лампочек. В растениях это — изгибы веточек и стебельков.

Вы сами рисуете фон, или с помощью ребенка, «руководя» его рукой. И потом помогайте ребенку прицельно опускать пальчик в краске на нужное место рисунка. Потом он сам, вырвет свою ручку из вашей руки и будет пытаться попасть в нужное место самостоятельно.

В детском саду (в средней и старшей группе) такое задание можно разбить на 2 занятия – на первом нарисовать фон (солнце и небо), на втором занятии – тонкие веточки и отпечатки.

Умение ребенка положить ровные ряды пальчиковых узоров – важный этап развития пальчиковой изо-деятельности. Тут идет работа с несколькими цветами, каждый из которых должен найти свое линейное место. Идеи поделок самые разные «Украсим зонт девочке» , или «Разрисуем яйцо к Пасхе», или «Подарим маме вязанную полосатую шапку к зиме»


Важно!!! Не ругайте ребенка ЗА ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ – они на то и первые. Забудьте про свои амбиции и ожидания результата. Морковка не может вырасти за три дня – чего же вы требуете от ребенка.

Ребенок должен привыкнуть. Через месяц его неправильные ряды тыков выравняются, обретут четкость и линейность. Хвалите его кривые работы. И они станут лучше с каждым днем, неделей, месяцем.

Сначала ребенок укладывает ПРЯМЫЕ ЛИНИИ рядами отпечатков. Потом начинает осваивать технику укладки ВДОЛЬ ИЗОГНУТОЙ ЛИНИИ – сначала это детский рисунок-червячок, потом много-рядная радуга (лучше не за один раз, а поделить работу над радукой на несколько дней).

Чуть позже, можно дать ребенку и задание повышенной сложности – уложить отпечатки вдоль КРУТОГО ЗАВИТКА улитки (фото ниже).

Еще более сложная задача для детей – это укладыать отпеччатки пальцев РАДИАЛЬНО – то есть по кругу ОТ ЦЕНТРА. Так располагаются пятна на хвосте у индюка или павлина. Или вы можете украсить любой круглый предмет начиная от центра и двигаясь по кругу к краям окружности.

То есть на этом этапе идет уже целенаправленное КОНСТРУИРОВАНИЕ из отпечатков пальцев.

Рисование пальчиками

(отдельная забава)

Дорисовки к отпечаткам.

Отпечатки пальцев – можно использовать как БАЗУ для создания персонажа. Так три отпечатка рядышком напоминают ТЕЛО МУРАВЬЯ. И нам нужен только черный фломастер, чтобы завершить этот образ, добавив лапки и усики.

Рисование пальчиками для детей дает вызов вам как генератору идей. Муравьи пальцами… хорошо. А что еще можно сконструировать из отпечатков пальцев? Подумайте.

Если ребенок уже дошкольного возраста, то он уже умеет пользоваться фломастерами. Покажите ему как можно превратить отпечатки пальцев в зверков и насекомых.

Прикладывайте палец плоской подушечкой к листу бумаги – перекатывая его, чтобы получить отпечаток покрупнее. Потом подсушиваем краску, берем в руки фломастер и придумываем во что можно превратить этот овальный силуэт.

Рисование ПАЛЬЦАМИ

Продвинутый этап

ОТПЕЧАТОК – МАЗОК.

И самый творческий самый красивый этап в этой нетрадиционной технике рисования пальцами, который уже можно осваивать в более старших группах детского сада и дажа в начальной школе – это ХУДОЖЕСТВЕННОЕ рисование пальцами целых многоцветных картин.

Палец используется как КИСТЬ, потому что отпечатки уже напоминают МАЗОК КИСТИ.

Это уже техника крупного мазка – как на картинах многих художников. Рисование крупными мазками пальцами может создать красивые пейзажи. Рисование пальцами – это не примитив для малышей. Это возможность достичь высокого художественного понимания. Чувство цвета, чувство композиции, чувство перехода одних оттенков в другие.

Посмотрите на эти работы художников. Они и выглядят так, как будто их нарисовали пальцами. Возможно ваши занятия с детьми в этой интересной технике станут тем зерном, из которого в будущем сможет вырасти новый художник.

Продолжайте учить детей новым интересным линиям. Покажите им, что пальчиками можно делать не только отпечатки, но и размазанные линии. Вот иголки для ежика сделанные пальцами в технике отпечаток-мазок.

Пусть он нарисует пальцами ветки елки – по обе стороны от осевой линии СТВОЛА. Пальцами удобно рисовать ЗАБОРЧИК – простые прямые линии. Пальчиковое рисование хорошо создает МОРСКИЕ КАРТИНЫ – волнистые линии похожи волны всех оттенков синего и фиолетового. А на волны наклеить из бумаги дельфина.

Спиральные линии создают силуэт ЦВЕТУЩЕЙ РОЗЫ. Почему бы открытку для мамы на 8 марта не выполнить в этой красивой технике детского рисования пальчиками.

Дети – умеют видеть красоту. Но не все дети верят, что могут эту красоту ПЕРЕДАТЬ НА БУМАГУ. Постепенное продвижение в обучении рисованию пальчиками – дадут ребенку возможность НАЧАТЬ передавать красоту этого мира на холст. Даже самые большие картины, пейзажи можно нарисовать детскими пальцами. Надо только начать… сначала с первого этапа «хаотичного тыканья», потом освоить «зональное заполнение» .. и так по всем этапам из этой статьи. Просто двигаться вперед, обертая ВЕРУ в себя, как в художника.

Теперь вы знаете с чего начать, чем продолжить и к какому совершенству стремиться. Рисуйте пальцами, руками, ладошками. Рисуйте и будьте счастливы.

И продолжайте учиться вместе с сайтом «Семейная кучка». Для этого у нас есть статьи по идеям для рисования с детьми в детском саду и в школе.

Ольга Клишевская, специально для сайта
Хорошие сайты на вес золота, вы можете поддержать энтузиазм тех, кто работает для вас.

Особенности рисования пальчиками для детей, основные техники для разного возраста. Идеи рисунков и шаблоны.

  • Малыши — великие исследователи и экспериментаторы. Все им интересно, все привлекает их внимание. Часто ребенку и уснуть трудно, потому что рядом происходит что-то очень интересное и пропустить это никак нельзя
  • Талант к рисованию есть у каждого ребенка и взрослого. Это как потребность выполнять работу руками — интересен как сам процесс, так и результат. Чувствуешь себя волшебником, которому подвластно воплотить в жизнь любую фантазию
  • Только у малышей желания творить и мечтать проявлены сильнее. Вот и давайте им поможем в их реализации через регулярные занятия рисованием пальчиками и ладошками с помощью красок

Кляксы рисуем пальчиками и ладошками

  • Такое название имеет книга Роберта Паутнера, которая вдохновляет родителей и малышей на домашние шедевры в рисовании красками
  • Педиатры и неонатологи скажут, что для крохи важно действовать ручками — брать, хватать, перебирать, ковырять, раскручивать, бросать, собирать
  • Так он стимулирует центр головного мозга, отвечающий за четкость движений
  • К слову, он очень близко расположен возле зоны, которая координирует речь. Потому развивая мелкую моторику малыша, вы стимулируете его речевой аппарат к произношению большего количества звуков и слов

Вместе с тем польза от рисования пальчиками и ладошками заключается в:

  • массаже внутренней поверхности ручек
  • стимуляции работы внутренних органов и систем
  • развитии воображения, пространственной ориентации, вкуса к изобразительному искусству, причинно-следственной связи
  • проговаривании того, что малыш рисует
  • придумывании историй
  • укреплении эмоционального контакта с родителями
  • усилении здоровой привязанности и доверии между малышом и взрослым

Кляксы бывают разные — начиная от капелек цветной краски на чистый лист бумаги и заканчивая лужами от пролитых баночек.

  • Кляксами можно назвать и небрежные отпечатки пальчиков, ладошек, кулачков малыша на ватмане или куске обоев
  • Они же и являются источником вдохновения для создания пейзажей, зоопарка, подводного мира, птичек или того, что окружает ребенка каждый день
  • Кляксы оставляют и свежие ягоды, раздавленные маленькой ручкой над листом бумаги. Они яркие, веселые и неповторимые. Дорисуйте фломастером, карандашом или кисточкой хвостики, мордочки, плоды, шерсть на туловище, пятнышки и расскажите малышу кто или что получилось

Рисуем ладошками

Веселая и простая техника для ребенка любого возраста. Ее исполнить можно несколькими способами:

  • предварительная раскраска ладошки кисточкой или пальчиком другой руки
  • окунание в тарелочку с разбавленной краской

Вариаций красочности будущего результата также много. Это могут быть:

  • однотонные отпечатки
  • разноцветные оттиски в полоску
  • каждый пальчик окрашен в свой цвет, а серединка в другой

Зафиксируйте ладошку на листе бумаги и слегка проведите ею вниз или имитируя волны, получатся птицы, кустики, ежики, водоросли.

Оттиски пальчиками вниз порадуют малыша семейкой осьминожков, лошадок, слоников или девочек, плавающих в воде в ярких платьях.

  • Пропечатайте ладошки в виде двух восьмерок вместе и дорисуйте туловище с усиками. Получится веселая бабочка
  • Отдельная тема в технике рисования ладошками — это деревья. Отпечаток одной ручки станет кроной, которую дополнительно украсьте зелеными, красными, синими оттисками пальчиков. Это будут листики и, например, яблоки, сливы
  • Рисунки ладошками вверх можно превратить в птиц, петушиный гребешок. Поставьте несколько оттисков ладошки, поворачивая ее на 180°, дорисуйте туловище и получится веселый павлин с раскрытым хвостом

Учим детей рисовать пальчиками красками

Рисование помогает малышу постигать окружающий мир, выражать свое восприятие, учиться размышлять и говорить. Потому арт терапия творит чудеса с малышами и взрослыми, особенно в случаях:

  • болезней психического характера
  • сбоев в нормальном развитии и функционировании организма
  • после перенесенных стрессов и испытаний
  • после кошмарных снов

Главное — задать тон к творчеству, заинтересовать ребенка, создать приятную атмосферу.

Для ребенка любого возраста важно участие взрослого в совместном творчестве, его слова поддержки. Так у малыша формируются:

  • уверенность в своих силах
  • чувство собственного достоинства
  • желание творить без подражания другим детям

Сохраняйте шедевры своего крохи, чтобы видеть его прогресс в рисовании и чтобы похвастаться перед родственниками при случае.

Рисуем пальчиками для самых маленьких

Кроха интересуется происходящим вокруг него с первых мгновений жизни вне мамы. И одна из главных ролей в этом отведена тактильным ощущениям, дотрагиваться ручками.

Специалисты в области исследований детского развития рекомендуют начинать рисование с малышом с момента, когда он самостоятельно умеет удерживать свое тело в положении сидя.

Родителям следует подготовить:

  • большой лист бумаги, ватман, или кусок обоев. Последний даже лучше, потому что имеет рефленую поверхность, приятную для тактильного контакта
  • специальные детские краски для рисования пальчиками или приготовленные заранее в домашних условиях
  • одежду малышу для творчества, которую не жалко пачкать. Если в доме тепло, то просто разденьте кроху. Не бойтесь, что он запачкается. Отмыть детские краски легко
  • музыкальный фон. Подойдут произведения из классики.
    Понаблюдайте за малышем, вы обнаружите, что одна мелодия вызывает в нем бурю восторга, а вторая — задумчивость и более спокойные рисунки
  • свое хорошее настроение и достаточное количество свободного времени, чтобы процесс совместного творчества не превратился в урок по расписанию

Сначала возьмите кроху на ручки и разместитесь с ним посередине листа. Поставьте 2-3 баночки с краской. Он посмотрит, попробует их на вкус, поставит несколько клякс.

  • Вы можете подтолкнуть его к рисованию, окунув свой палец в краску и поставив несколько точек/загогулин на листе. Так вы демонстрируете движения и показываете пример
  • Для юного художника важно увидеть, что после касания ручки с краской на белом листе остаются отпечатки, линии. Пока этого достаточно для его восприятия
  • Периодичность занятий для крохи до годика — два раза в неделю по 5-15 минут

Рисуем пальчиками 1 год

Кроха первого года жизни может заинтересоваться рисованием разными цветами одновременно. Ему больше нравится процесс отпечатывания пальчиков, ладошек, рисование линий и загогулин.

Предоставляйте ему больше возможностей для творчества:

  • разнообразьте палитру цветов
  • придумывайте образы детских рисунков и проговаривайте вслух
  • найдите такое место для рисования, где вы тоже сможете расслабиться и позволить малышу пролить краску или отпечатать ладошку без ущерба для интерьера
  • используйте большой кусок полиэтилена для застилания зоны маленького художника

Будьте готовы к тому, что малыш захочет облизать пальчик с краской. Потому выбирайте пальчиковые краски с безопасным составом или готовьте их самостоятельно. Для этого смешайте муку 0,5 кг, соль 2 ст л, подсолнечное масло 1 ст л и воду до консистенции жидкой сметаны.

  • Или сварите жидкую манную кашу. Дальше добавьте в основу натуральные красители — соки свеклы, моркови, петрушки, укропа, малины, черной смородины, облепихи. Конечно, вы должны быть уверены, что у малыша нет аллергии на них
  • Рисуйте для ребенка простые линии, точки, геометрические фигуры. Он пока рисует от плеча, потому его шедевры не содержат четкости и эстетической красоты
  • В первый годик кроху не стоит перегружать работой больше чем с 2-3 цветами одновременно. Лучше комбинировать занятия рисованием с играми по поиску игрушек или предметов быта конкретного цвета. Так малыш его запомнит и легко будет отличать от других

Рисуем пальчиками 2-3 года

После своего второго юбилея кроха знакомится с геометрическими фигурами и прорисовывает их.

Кроме того, он уже говорит и способен недолго заниматься рисованием. Малыш уже хорошо справляется с четкостью линий, задействует в процесс рисования не всю руку, а только кисть и пальчики.

Важно — задействуйте обе ручки ребенка, чтобы его развитие происходило гармонично.

Напоминайте ему, стимулируйте использовать вторую руку.

Придумывайте истории перед началом творческой работы с ребенком. Например:

  • рисуем снегопад, цыпленка, ягоды, яблоки — этим вы стимулируете кроху рисовать круглые формы
  • дождик, забор возле дома, рельсы и шпалы — малыш учиться проводить вертикальные и горизонтальные линии
  • найти конкретного зверя, закрасив его силуэт

Другими материалами для занятий пальчиковым творчеством станут:

  • манная, рисовая, гречневая крупы
  • зерна кофе
  • Насыпьте небольшое количество любого из них на крышку с коробки из под обуви
  • Увлекайте ребенка в игру, обязательно хвалите его после выполненной работы

Рисуем пальчиками 3-4 лет

  • Дети после третьего дня рождения интересуются более сложными сюжетными рисунками. Их ручки хорошо владеют техникой рисования геометрических фигур, линий
  • Дети с удовольствием придумывают истории рисунков, рассказывают их родителю или взрослому, с которым занимаются
  • Но ваша помощь им все равно еще нужна. Вы участвуете в творческом процессе как соавтор рисунка, активный слушатель, вдохновитель на создание новых деталей на листе

Подготовьтесь заранее к занятию рисованием с ребенком:

  • придумайте предисторию
  • возьмите карандаши, фломастеры, кисточки, мелки, парафиновую свечку, чтобы добавлять и разнообразить будущую картину
  • запаситесь салфетками, трафаретами, штампами
  • выберите любимого героя или куклу и проведите занятие от его/ее имени

Техники рисования, которые можно применить с ребенком до 4 лет:

  • закрашивание свободной области
  • оттиски ладошек, штампов, трафаретов, пальчиков, кулачков
  • кляксы, размазывание капелек краски пальчиками, раздувание их трубочками
  • размазня, или придавливание капель краски бумагой, прозрачной пленкой
  • нанесение краски поверх рисунка парафином

Даже если вместо составленного вами сценария занятие рисованием с ребенком закончилось пролитыми красками и пятнами на одежде, переведите все в игру. Так желание продолжить рисование у крохи сохранится и ваше настроение останется хорошим.

Рисуем мимозу пальчиками

Задание будет интересно крохе до 3 лет.

Приготовьте:

  • рисунок-заготовку
  • желтую краску
  • стакан с водой
  • тряпку или салфетки

Вы можете сами нарисовать вазу, прутики и листья мимозы или распечатать заготовку из Интернета.

  • Сначала расскажите и покажите малышу о то, что вы ожидаете увидеть в финале его работы. Придумайте историю о мимозе, когда она распускается, на какой праздник дарится маме
  • Предложите малышу пальчиками прорисовать цветы, в том числе те, что еще не распустились. Помогайте ему с игрой оттенков желтой краски для этой цели
  • В конце работы похвалите малыша за старания. Сохраните рисунок в альбоме или повесьте на стену в рамке

Рисуем пальчиками животных

Увлекательное занятие для малыша с годика — это рисование животных. Правда, чем меньше малыш, тем больше фантазии нужно проявить родителям.

Итак, несколько слов о техниках рисования животных:

  • оттиски пальчиков в произвольном порядке вертикально, горизонтально, под наклоном. А родитель дорисовывает лапки, хвостики, мордочки карандашами или фломастерами
  • заполнение готовой схемы животного отпечатками пальчиков или закрашиванием. Подойдут варианты, нарисованные вами, распечатанные на принтере, предложенные в специальных книгах для рисований с детьми
  • наклейки с последующей раскраской
  • готовые штампы в форме животных. Их можно сделать, например, из картона, линолеума

Ниже представлены несколько примеров рисунков:

Рисуем пальчиком игрушки

  • Игрушки окружают малыша с самых ранних дней. Потому и желание их нарисовать поселяется в головке ребенка. Это так весело — изобразить вертолетик, машинку или мишку с куклой, гуляющих в лесу или по зеленому лугу
  • Вы задайте тон и помогите крохе во время творческого полета
  • Дорисуйте мелкие детали и назовите игрушку, которая получилось. Сочините короткую историю о ней и ее приключениях. Так малыш полюбит заниматься с вами рисованием

Вот несколько примеров рисования пальчиками разных игрушек:

Рисунки красками для детей

Чтобы рисование красками приносило пользу и радость всем участникам процесса, воспользуйтесь несколькими наблюдениями:

  • уборка неизбежна после каждого занятия, но оно того стоит
  • научите малыша мыть кисточки после творческого процесса
  • разрешайте ему смешивать все цвета сразу и рисовать этой кашицей
  • с определенного возраста обеспечьте свободный доступ ребенка к краскам и остальным принадлежностям
  • помните, малышу важен процесс, а не результат
  • выделите область в доме/квартире, где будут постоянно выставляться работы юного художника и периодически их меняйте
  • никогда не выбрасывайте творения малыша на его глазах
  • придумывайте веселые и увлекательные истории до и во время рисования с ребенком
  • экспериментируйте с созданием красок на основе муки и пищевых красителей, которые есть в доме
  • помогайте малышу творить в разных техниках, например, с парафиновыми мелками, со штампами

шаблон машинки

Тренируем пальчики обводим рисуем пишем

  • Такое название у книги Алеси Жуковой, которую освоили и рекомендуют многие родители малышей дошкольного и раннего школьного возраста
  • Благодаря умеренному количеству заданий, ваш ребенок учиться рисовать геометрические фигуры, писать буквы и цифры, считать, оценивать себя сам по количеству ошибок
  • Ваша помощь все также актуальна. Задания разные и могут вызывать затруднения при первом знакомстве с ними

Ребенок освоит:

  • технику аккуратного прорисовывания
  • правильное и удобное удерживние ручки, карандаша, кисточки
  • алфавит и счет

Книгу вы можете приобрести либо найти ее в свободном доступе и распечатывать перед каждым занятием.

  • Помните, перегружать ребенка не стоит, если вы заметили у него на листке усталость, переключите внимание на другие занятия, пойдите на прогулку или дайте отдохнуть его ручкам и глазкам
  • Итак, мы рассмотрели важность и актуальность регулярных занятий рисованием пальчиками для малышей
  • Однако, уважаемые родители, акцентируйте внимание больше на радости и удовольствии от совместного творчества с ребенком, нежели на результатах и достижениях

Пусть ваши взаимопонимание и здоровая привязанность крепнут с каждым днем!

Видео: рисуем пальчиками красками с ребенком

Все дети познают мир руками. У совсем маленьких еще нет умения держать кисточку или карандаш. Поэтому идеальным вариантом для развития навыков у ребенка будут пальчиковые краски. Они предназначены для творчества людей любого возраста. Ответ на вопрос, как рисовать пальчиковыми красками, достаточно прост. Ребенку достаточно показать на своем примере, что и как нужно делать, а затем понаблюдать за процессом и безопасностью ребенка.

Что представляют собой пальчиковые краски

Примерно, в полугодовалом возрасте, начинают проявляться творческие способности. Этот момент главное не пропустить и постараться максимально помочь им развиться. Рисование руками может в этом помочь.

Пальчиковые краски специально предназначены для нежной кожи малышей. Так как в этом возрасте они любят тянуть свои пальцы в рот, производители стараются сделать не очень приятный вкус у своих товаров. Если даже небольшое количество состава попадет в рот малыша, то ничем ему не повредит, так как такая продукция безопасна для организма и не токсична.

Качественные и безопасные краски должны содержать:

  • пищевой краситель;
  • воду;
  • соль.

Перед покупкой нужно внимательно изучить состав выбранного товара. Для чувствительной кожи в больших магазинах предлагаются специальные для аллергиков составы. Как и для любых продуктов, обязательно нужно проверить срок годности. Если он подходит к концу, то данный товар лучше не брать.

Обычно пальчиковые краски предназначены для возраста более полугода. Не нужно выбирать большие комплекты красок, где много цветов. Для начала достаточно несколько основных, а остальные оттенки ребенок научится со временем получать при смешивании красок своими руками.

Идей рисования с детьми множество. У многих встает вопрос: как научить ребенка рисовать? Главное, подавать ему свежие идеи или показывать примеры рисунков, чтобы ребенку хотелось нарисовать также.

Если самостоятельно приготовить красители нет возможности, то в магазинах можно найти краски для малышей таких фирм, как baramba или giotto. Производители предлагают хороший состав, безопасный для маленьких детей. На упаковках прописан более поздний возраст применения: 2+ и 6+. Другие марки могут предложить 1+, но при этом обязательно нужно смотреть на состав и входящие в него элементы.


Почему полезно рисовать пальчиками?

Благодаря рисованию:

  • ребенок успокаивается и получает удовольствие от занятия;
  • развивается мелкая моторика рук;
  • идет познание окружающего мира;
  • дети становятся более усидчивыми и внимательными.

Многие утверждают, что при развитии мелкой моторики детских рук идет более быстрое развитие речи. При частом использовании красок ребенок начинает смешивать разные цвета, что позволяет ему учиться мыслить логически, быть более внимательным к мелочам.

Также при помощи рисования пальчиковыми красками с ребенком можно создать очень красивые картины, которые по желанию преподносятся в качестве подарка.

На видео: детское творчество с помощью пальчиковых красок.

Подготовка к творческому процессу

Необходимые предметы для рисования:

  • емкость с водой, где можно смывать с детских рук краску;
  • салфетки и полотенце;
  • бумага либо ватман;
  • газета или пленка, если процесс будет проходить на полу.

Самое главное подготовить самого ребенка к творческому занятию. Если температура в помещении позволяет, то лучше снять всю лишнюю одежду и оставить только памперс либо трусики. Состав очень легко отмывается от кожи теплой водой.

Для первого знакомства с этим занятием можно предусмотреть площадь в ванной комнате. И саму ванну, и стены можно легко вымыть струей воды из душа. Лучше всего, чтобы не ограничивать фантазию малыша, использовать ватман или обратную сторону обоев. Маленький лист бумаги быстро заканчивается и ребенку может надоесть рисовать руками.

Если ребенок перестал рисовать, увлекся чем-то другим, не нужно ему навязывать это занятие снова.

Самостоятельное приготовление пальчиковых красок

Существует огромное количество вариантов приготовления красок для детей. Самым распространенным является такой состав:

  • теплая вода;
  • картофельный крахмал;
  • пищевой краситель.

Консистенция у состава должна получиться как у густой сметаны.

Существуют способы приготовления съедобных составов, для которых используют йогурты, каши и различные ягоды, которые выполняют роль красителя. Но в данном случае, состав получается вкусным и сладким, что может усилить привычку тянуть пальцы в рот. Рисунки самодельными пальчиковыми красками иногда выходят более удачными, если сделать хороший состав.

Рисование пальчиковыми красками не только может занять малыша надолго, это способствуют более быстрому развитию мышления, речи и внимания. Обязательно нужно хвалить малыша. Это позволяет завлечь ребенка.

Мастер-класс по изготовлению пальчиковых красок (1 видео)

Краски разных производителей (23 фото)