Покраска шерсти и пуха. Мастер-класс материалы и инструменты как покрасить шерстяную пряжу в микроволновке пищевыми красителями краска пряжа

Шерсть можно покрасить и в домашних условиях, однако для этого Вам нужно вооружиться определенным набором предметов и специальных средств:

1. овечьей шерстью (она должна быть выбеленной, расчесанной и вытянутой);

3. уксусом столовым;

4. несколькими пульверизаторами для разных красок;

5. кастрюлей с крышкой;

6. дуршлагом, ложечкой мерной;

7. толстой газетой;

8. пленкой полиэтиленовой.

При окраске придерживайтесь основных правил безопасности: не давайте краску детям, не вдыхайте краску-порошок, не используйте для окраски ту посуду, из которой планируете кушать, одевайте обязательно резиновые перчатки на время работы с краской. Не забывайте о соблюдении мер предосторожности, которые обычно прописаны на упаковке с красителями.

Приступаем к окраске

1. Готовим рабочее место. Покрываем стол двухсантиметровым слоем газет. Все близкорасположенные предметы, которые не планируются к покраске, накрываете газетами. Полиэтиленовые пакеты понадобятся для того, чтобы застелить стол поверх газет. На полиэтиленовой пленке будет осуществляться покраска, кроме того, впоследствии в нее нужно будет завернуть шерсть.

2. Шерсть замачивают на минут десять в теплой воде. В это время нужно развести порошковые красители. Для этого наливаете теплую воду в одноразовую посуду, добавляете краситель и тщательно его размешиваете, используя одноразовую пластиковую ложечку.

3. Краситель-порошок добавляйте в том объеме, в зависимости от того, какого цвета шерсти желаете добиться. Для получения более темного цвета следует добавить больше красящего пигмента. Для начала можете попробовать взять по 0,5 чайной ложки каждого цвета. При помощи воронки перелейте в пульверизатор разведенный в теплой воде краситель. В пульверизатор нужно добавить уксус столовый - примерно половину чашки. Не стоит беспокоиться по поводу того, что все компоненты отмеряются «на глаз» - здесь не важны точные пропорции. Если на выходе получилось совсем немного красящей жидкости или ее цвет - чересчур насыщенный, добавьте некоторое количество теплой воды. Пульверизатор можете закрыть и, таким образом, растворить в нем краску, а можете просто перемешать палочкой содержимое пульверизатора. Оставшиеся краски разведите подобным образом.

4. Достаньте шерсть из тазика, отожмите с нее лишнюю воду, расправьте и разместите ее, не допуская зазоров, - змейкой. Расправьте шерсть на подготовленной Вами заранее рабочей поверхности. Краску разбрызгайте пульверизатором по всей поверхности шерсти. Красители нужно разбрызгивать до тех пор, пока шерсть полностью не пропитается насквозь ими. Не пугайтесь, если увидите под шерстью небольшую цветную лужицу, - здесь ничего страшного нет.

6. Безусловно, закатывая в рулон этот пакет, Вы провоцируете выливание красителей из шерсти. Однако если Ваше рабочее место было оборудовано в соответствии с вышеприведенными рекомендациями, то вся излишняя красящая жидкость впитается в толстый слой газет.

7. Рулон с шерстью кладете в дуршлаг, а дуршлаг, соответственно, устанавливаете на кастрюлю с кипящей водой. Шерсть нужно держать около 20 минут на пару с закрытой крышкой. Спустя 20 минут плиту выключаете, шерсть должна остыть. Далее уже остывшую шерсть нужно ополаскивать в теплой воде до тех пор, пока вода не станет прозрачной, бесцветной.

Секционно-окрашенная пряжа – восторг для глаза вязальщицы. Особенно пока на прилавке и в мотках. Что характерно, полотно из таких ниток часто получается совершенно непредсказуемым, так как цветовые пятна ложатся, в зависимости от длины секции и ширины вязания, как хочется им, а не как нужно нам. Особенно этими сюрпризами славится «секционка» с короткими фрагментами оттенков. В итоге из милого моточка, который мы жадно ухватили в магазине, выходит топик или платье со странными цветовыми пятнами, ставящими ненужные акценты на тех местах, которые мы хотели бы скрыть, а не выпячивать.

Нитки с длинными секциями (типа «кауни») в этом плане немного предсказуемее: полотно получается с градиентными и плавными переходами оттенков, больше похожим на полосы, нежели на камуфляжные пятна или мелкие брызги цветов.

Что делать, если вам хочется поэкспериментировать с пряжей, получить необходимую вам цветовую гамму и длину секции, а также принцип их чередования?

Конечно же – красить! Нитки должны быть совершенно натуральными, потому что синтетика будет окрашиваться иначе (впрочем, если вы не боитесь экспериментировать – вперед!). Красители мы возьмем безопасные: пищевые для окраски яиц, продаются в продовольственных магазинах перед Пасхой. Из продуктов еще потребуется уксус, а из посуды – емкости для выкладывания шерсти. Не забудем и о кухонной технике: можно задействовать микроволновку, можно – духовку. Некоторые обходятся и дуршлагом с кипящей кастрюлей. Еще потребуется полиэтиленовая пленка и перчатки – защитить руки.

Техника безопасности – прежде всего. Застелите стол газетами или ненужной пленкой, скатертью, тканью, чтобы не поменять цвет того, что украшать не планировали. Пряжу можно красить в пасмах, а можно в клубках. В зависимости от того, как вы устроите контакт ниток с краской, находится и длина секции «на выходе». Итак, если вы хотите иметь секции подлинее – стоит смотать нитки в небольшие клубки одного размера. При желании раскрасить материал в разнообразные оттенки – лучше мотайте пасмы, да подлинее (метровые – минимум). Не забудьте перевязать их нитками в 4-5 местах (чем длинее – тем больше перевязок должно быть)!

Разведите красители (они в виде порошка) в горячей воде, не жалейте краски, а воды много не нужно. Раствор должен быть весьма интенсивным. Понять – нужно ли добавить порошка или лучше разбавить, можно, опустив в краску образец ниточки на пару минут. Отожмите ее (перчатки не забыли?), оцените, добавьте нужного в емкость. Когда красящий раствор готов, туда для закрепления нужно добавить уксусной эссенции – примерно 1 столовую ложку на стакан жидкости. И вот сейчас можно приступать к самому творческому этапу.

Если вы красите клубки – налейте немного красителя в плоский таз или большую миску, опустите туда клубочки так, чтобы их нижняя часть оказалась в жидкости. Оставьте на несколько минут для впитывания красящего раствора.

С пасмами можно поступить следующим образом: опустить ее разными концами в 2-3-4 банки с нужными растворами. Можно оставлять между банками длинные непрокрашенные фрагменты, можно, наоборот, придвинуть их как можно ближе и перемещать пасмы таким образом, чтобы натурального цвета ниток не осталось.

Еще один вариант – выложить «зигзагами», петлями и прочими кривулинами пасму по дну таза и аккуратно лить из стакана краску в разные области получившейся «поверхности». Старайтесь не наливать много, чтобы красящие растворы не смешались в единый бурый оттенок. Впрочем, если использовать два цвета (например, красный и желтый), то их смешивание в виде оранжевого может быть неплохой находкой.

Когда мы выкрасили все, как хотели – пришла пора закрепить краситель. Чуть отожмите пряжу и поместите контейнер с нею в микроволновку. Если ниток много, можно поступить иначе – замотайте клубки или пасму в полиэтиленовую пленку (пасму мотайте «колбаской», чтобы цвета не перемешивались), отправьте все в духовку (температура чуть выше 100 градусов, время – 10-15 минут). Говорят, что можно оставить сверток на открытом солнце на весь день. Правда, неизвестно – как быть, если на дворе зима или дождливая туманная весна?

После того, как нитки вытащены из микроволновки или духовки, не спешим разворачивать или открывать контейнер. Стоит дать им остыть. Затем отжимаем пряжу и прополаскиваем ее как следует в теплой, потом – в прохладной воде. Как правило, к концу полоскания вода уже не окрашивается. Это – свидетельство того, что натуральные волокна очень хорошо связываются с пищевыми красителями. Сушим пасмы или клубки. Потом останется смотать их (если красили не в клубках) – и как можно скорее начинать вязать образцы, потому что нет ничего интереснее, нежели выяснить: что же получилось в итоге таких занимательных экспериментов!

Теперь в картинках.

Так выглядела овечья шерсть, которую мы будем красить, до прядения.

Раскладываем пасму по банкам с выбранной краской:

Сушим то, что накрасили:

Цвет получился тот, что мы хотели: яркий, с переходами.

Для сравнения положим рядом получившиеся нитки и шерсть, из которой они спрядены.

Смотаем в клубки.

Обязательно свяжем образцы!

Теперь можно приступать к вязанию настоящего изделия. Колючие чистошерстяные нитки отлично подходят для носков!

А теперь про мои опыты с покраской.
Сначала общие соображения.
Шерсть для обычной покраски нужно перемотать в пасмы. По моему опыту, лучше пасму больше 100 гр не делать. Связывать её надо в нескольких местах (я в 4-х делаю), причём хитрым образом (увидела этот способ, когда из индии шёлк получила - уверена, что у нас так и делали и делают, а я вот не додумалась сама):
на фотохостинг →

У меня нет микроволновки, поэтому для меня покраска - это кипячение в тазике с красителем. В обычный наш эмалированный тазик, как показала практика, больше 200-250 гр пряжи лучше не класть, иначе невозможно нормально мешать и окраска будет уж точно неравномерной. Я пыталась красить сразу килограмм в 1 большом баке - получилось неравномерно, потому что размешать нормально не получается, так что теперь из неё буду делать секционку. Пряжу предварительно нужно замачивать, хорошо пожамкать, чтобы она промокла, и оставить ещё на какое-то время (минут 30), потом ещё пожамкать. Температура воды, в которой замачиваешь, и воды с красителем должна быть примерно одинаковой, а иначе шерсть может сесть (тёплая, но не горячая). После того, как тазик с пряжей поставлен на огонь, нужно регулярно мешать, но очень аккуратно и медленно, не болтать ни в коем случае - сваляется. Я убедилась, что красить можно даже пушистые пряжи, главное - аккуратно мешать и после покраски дать остыть естетственным образом, опять же не болтая (я один раз и такую глупость сделала, в результате пряжу подпортила - теперь она более мохнатая, чем должна была быть ).

1. Сок юпи и зуко.
У нас они, к сожалению, с сахаром, поэтому красить ими - дело не дешёвое. Красила смесью клубничного и вишнёвого зуко (оба дают очень похожий цвет). У нас в продаже есть ещё персиковый и апельсиновый (жёлтые и оранжевые тона). Шерсть - ровница мерино экстрафайн с шёлком. Была страшного гряжного бело-желтоватого цвета. Когда я её увидела, была жутко расстроена (покупала в инет-магазине за большие деньги и там на фотке она была белая). С неё, собственно, и началась моя целенаправленная эпопея по покупке красителей и выяснению, что и как красить . Увы, первый блин, конечно, комом - она села неравномерно (особенно пара пасм), отчего теперь выглядит не очень. Получилось вот что (цвета в жизни не совсем такие, потусклее):
на фотохостинг →
на фотохостинг →

Технология проста. Замочить шерсть. В тазик с водой, в котором будем красить, добавить несколько ложек уксуса столового (я 6 лила, а можно эссенцию использовать, с соответствующим разведением) и несколько ложек поваренной соли (из рассчёта 100г на 1 кг пряжи). Развести сок в кружке и вылить в тазик столько, сколько нужно (это определяется опытным путём ).Всё это размешать. Замоченную раньше шерсть отжать и бросить в тазик с красителем, сразу же аккуратно её там расправить и помешать. Красители из этих соков впитываются шерстью мгновенно (частично сразу же, во всего лишь тёплой воде, остальное - при нагревании). Ставим таз на плиту, регулярно помешиваем, доводим до кипения, кипятим минут 10 или дольше (вообще, если красителя был не избыток, то как вода побелела, так и всё). Обычно ещё пишут, что в конце нужно добавить ещё немного уксуса, для лучшего закрепления. После этого тазик снимаем и оставляем стынуть. Потом шерсть нужно прополоскать, отжать и повесить сушиться.

2. Американский сок Kool Aid. То же самое, что и наши, только в нём сахара нет и цвета более разнообразные. Его можно на ибее купить. Вот что у меня получилось из того козьего пуха с шёлком, о котором я выше писала, и сока голубичного:
на фотохостинг →
На 200 гр для такой окраски ушло примерно 3/4 пакетика (пакет - 3.6 гр).

3. Анилиновые красители российского производства.
Технология всё та же. Единственно, что нужно очень хорошо растворять и их рекомендуют ещё отфильтровать (я этого не делала).
Вот это пример того, что с их помощью получается из светло-сиреневого Иглу 1857:
на фотохостинг →

А это покрашеный линеапьюшный KLIMT (белый с грязно-бежевыми пятнами):
на фотохостинг →

Да, надо добавить, что анилиновый краситель для шерсти алый также покрасил и хлопковые нитки, которыми шерсть была перевезяна, хотя, вроде, не должен был.

Всем добра!

Сначала хорошенько замочите вашу пряжу, придавив сверху чем-то тяжелым (у меня была стеклянная разделочная доска), чтобы не было воздушных карманов и пряжа полностью пропиталась водой. Можно промыть ее в шампуни или мыле, чтобы удалить остатки ланолина.

После того, как пряжа полежала в воде минут 10, ее нужно слегка отжать, воду слить, пряжу положить в огнеупорную стеклянную посуду.Теперь можно развести краску. Я покупала уже в жидком виде (на фото маленькие пузыречки, они стоят позади мерной кружки), но так как они сильно концентрированы, я разводила их водой. Можно разводить горячей водой сразу, можно холодной, но она будет дольше нагреваться в микроволновке. Разводим краску до желаемой силы - у меня был стакан воды и капель 10 краски. Все будет зависеть от качества пищевых красителей. Моя пряжа не ядерных цветов, поэтому меня устроил такой цвет. Вливаем примерно по ложке столового уксуса, чтобы цвет взялся. И так с каждым цветом.

Можно, конечно, окрасить пряжу одним цветом и не морочиться. Но мне это не интересно. Поэтому я окрашивала ее в три цвета. Следующим этапом начинаем поливать пряжу нашим раствором краски, стараясь подбирать цвета, которые будут гармонично смотреться, даже если затекут друг в друга.

Надеваем перчатки и прижимаем пряжу, чтобы краска полностью пропитала наш слой. В общем, у нас будет пряжа секционного крашения, если я не ошибаюсь в терминах.

И третий цвет. Затем накрываем пищевой пленкой, проделав пару маленьких дырочек для вентиляции и ставим в микроволновку на полную мощность минуты на три, максимум на пять. Все зависит от мощности вашей микроволновки. Пряжа будет "готова", когда вся краска из воды впитается в пряжу и вода станет практически прозрачной. Я проверяла примерно каждые три минуты и делала несколько циклов. Будьте осторожны! Посудина, равно как и пряжа, очень сильно нагреваются! Осторожно ложкой или лопаточкой отодвигайте краешек пряжи, чтобы проверить цвет воды. Между каждым циклом микроволновки пряже нужно дать полежать минут по пять.

После того, как пряжа впитала всю краску, мы вытаскиваем посудину из микроволновки и даем пряже остыть при комнатной температуре. Если вы ее сразу окунете в прохладную или холодную воду, то она может сваляться - это же шерсть! После того, как пряжа остыла, мы ее выполаскиваем с добавлением столовой ложки уксуса, сушим, сматываем в клубки и вяжем, радуясь тому, какие мы умницы - сами окрасили пряжу! Ну или дарим ее тем, что любит вязать.

Вот такая пряжа у меня получилась. В готовом изделии, ее к сожалению, нет, так как она была продана.

И еще примеры окрашенной мною пряжи

и вот такая

Вот так она выглядит в клубке (пряжа из предыдущей фотографии)

А это связанная из нее косметичка.

А здесь я пробовала на кусочках пряжи окраску одним цветом. Но всю пряжу в один цвет так и не окрасила.

А здесь я даже пробовала окрасить готовый образец в красивый синий цвет. За счет того, что в этой спряденной вручную (с помощью знакомой дамы) пряже присутствует мохер, то после сушки она очень пушится и приобретает такой красно-фиолетовый ореол. Эффект мне понравился, но я не записала пропорции краски, а повторить один в один потом не смогла. :(Ну что ж, бывает.

stranamasterov.ru

Как то мне попался кусок грязной, овечьей шерсти (отдала хозяйка овец), как я его мыла, приводила в порядок, я рассказывала в предыдущей статье.

Я просушила шерсть, и она была готова для изготовления волос для кукол. Шерсть не была длинной, как мне бы хотелось, но, я начала экспериментировать. Сделала волосы для такой вот головы, я не знаю пока, что это за «крошка» еще получится.

И совсем недавно я пересмотрела фильм «Алиса в стране чудес». Мне захотелось сделать Шляпника, с его чудесными, рыжими волосами. Здесь мне и пригодилась шерсть, которую, как мне показалось, я все-таки не домыла (хотя вода была чистая после полоскания).

Под рукой была только шелуха лука, которую я постоянно собираю (хорошее средство от кашля).

Поискала информацию на просторах инета, и вот что получилось с обобщенных данных.

На 1,5 литра воды добавила много луковой шелухи, так как мне нужен был насыщенный рыжий цвет шерсти для волос. После закипания воды, варила шелуху лука 30-45 мин. Вытащила шелуху и добавила в покрасневшую воду 70 гр. уксуса (9%), кипятила еще 15 мин.

Примечание: при добавлении уксуса, т.е. кислой среды, шерсть окрашивается лучше.

Приготовленную таким образом окрашенную воду отставить с плиты, чтобы немного остыла.

Приготовленную шерсть для окрашивания, намачиваем в теплой воде, легко отжимаем, и кладем в кастрюлю для окраса. Варим на маленьком, очень маленьком огне 45-50 мин, не доводя воду до кипения.

Снимаем емкость с окрашенной овечьей шерстью с плиты и даем остыть. Только тогда достаем шерсть и полощем в воде, можно добавить уксус для закрепления краски. Вода при полоскании практически остается чистой.

Сушить овечью шерсть лучше в проветриваемом помещении и в солнечную погоду, на балконе, например.

Вот такие куклы сделанные в чулочной технике у меня получились, где использовала покрашенную овечью шерсть для волос и усов.

Кукла из чулок Музыкант

Кукла из колгот Пасечник

Я специально сняла видео, чтобы было видно результат покраски, интенсивность окраса на овечьей шерсти, чтобы вы могли, решил для себя, подходит вам такой вариант покраски с помощью шелухи из лука или нет.

Удачи и творческих успехов!

Наш канал на YouTube, узнай больше.

Как покрасить овечью шерсть луком.

Как то мне попался кусок грязной, овечьей шерсти (отдала хозяйка овец), как я его мыла, приводила в порядок, я рассказывала в предыдущей статье. Я просушила шерсть, и она была готова для изготовления волос для кукол. Шерсть не была длинной, как мне бы хотелось, но, я начала экспериментировать. Сделала волосы для такой вот головы, я не …

User Rating: 4.65 (2 votes) 0

natalyhandmade.ru

Красим нитки и ткани натуральными красителями

Вначале маленький обзор.

Во первых, натуральными красителями рекомендуется красить только натуральные ткани или нитки. Синтетика просто не прокрасится красителем. С другой стороны - оно и понятно, красить синтетику - натуралкой - это моветон... весь принцип натуральности коту под хвост..

Во вторых, крашение натуральными красителями - это все-таки органическая химия, то есть на качество красителя влияет все - чистота посуды, концентрация красителя, время сбора и переработки красителя, чистота материала, или ниток, которые подвергаются окраске, протрава, а так же температура.Ну и конечно настроение красильщика:)

Вопреки досужему мнению, многие растительные красители совсем не обязательно, и даже не нужно кипятить. Мареной лучше красить при температуре 80 градусов, а индиго - при температуре 60 градусов, крушина так же дает самый лучший цвет при температуре до 90 градусов.

Растительных красителей с одной стороны много, и они вокруг нас, а с другой - с ними все-таки не все так просто, как с химией. Далеко не все яркие, сочные и на первый взгляд красящие растения будут стойко красить тот или иной материал, то есть если "вот эта травка покрасила вам белые брюки, когда вы сели на лужайку" - это не гарантирует стойкий и красивый цвет в масштабе.

Древние красильщики подбирали те красители, которые дают красивый цвет, так как первые покраски материалов и ниток были призваны украсить человека, сделать его привлекательным, привлечь себе пару (мужчину или женщину). Так же те или иные цвета служили оберегами для человека, который носил эту ткань. С другой стороны, так как красильщики работали и на заказ, они старались использовать местные красители, так как это было дешевле, чем пользоваться привозными.

Некоторые цвета получить достаточно просто, это желтые, оранжевые, коричневые, оттенки зеленого, серый, оттенки черного цвета.Самые сложные - ярко-красный, ярко-синий, ярко-зеленый, а так же чистый черный цвета.Совсем немногие растения или живые существа дают такие красивые цвета, как требовалось мастерам.Красивый и благородный розовый цвет дают ТОЛЬКО молюски определенного вида, а так же кошенильные жучки, эти красители очень редки и дороги. Например я встречала информацию о продаже и использовании кошенили у узбекских ткачей, а вот о использовании красителя из молюсков не встречала - слишком дорог.Красивый красный можно получить из марены красильной или подмаренника, который растет на опушках по всей Росии, однако для получения именно КРАСИВОГО цвета нужно строго соблюдать рецептуру, иначе можно получить бордовый, красно-свекольный, вишневый цвет и его оттенки - эти цвета так же красивы, но это уже не то...)Синий цвет самых красивых цветов дает индиго. В нашей местности это растение не растет, и произрастает в Авганистане, Индии, Узбекистане с 1996 года. Считается, что этот краситель дает самый красивый синий, который не теряет своей привлекательности и глубины цвета небесной синневы при многократных стирках.

Хорошо красит в синий цвет вайда красильная, но считается что этот краситель дает не такие красивые синие цвета, и при многократной стирке превращается в блеклый и пыльный синий цвет. Вайда хорошо растет на Украине, и других теплых регионах России с мягкими зимами и плодородной землей.

Индиго часто подделывают, и продают вместо него или вайду, или синтезированный краситель.Проверить краситель можно реакцией на дитионит натрия - только с ним и только индиго, и другие растители, содержащие производные от индиго - индиготин (обычная гречиха, или птичий горец), превращаются из синего красителя в бесцветный, потом в желтый, и окончательно синеют при окислении на воздухе.Так же настойщий индиго пахнет тухлятинкой, немного маслянист, и неоднороден, то есть в нем есть более грубые вкрапления - не размолонные остатки листья.

Без закрепления различными закрепителями большинство красителей красят только при длительном брожении, закисании и гниение, что далеко не все могут себе позволить.(Существует легенда о том, как начали применять индиго - в теплых странах, в Индии, где индиго как грязи, в сточную канаву были высинуты отходы. листья индиго, разные тряпки и т.д. через несколько месяцев тряпки нашли, и они были чудесным образом окрамены в прекрасный синий цвет).В наше время окислительные процессы ускоряют кипячением, а так же применением различных закрепителей и квасцев - алюмокалиевых, медного и железного купороса.

Некоторые стороники всего натурального считают что использование алюмокалиевых квасцев или железного купороса не честно и не экологично. Я придерживаюсь мнения, что реакция брожения/гниения/окисления с ржавым железом проходит одинаково, так же как и с железным купоросом и алюмокалиевыми, только гороздо быстрее. Эти химические вещества являются разрешенными, их можно получить и в домашних условиях, только в магазине они чище.(И не нужно мне говорить что железным купоросом жучков травят в с/х - у каждого вещества широкий спектр действия, вполне нормального - смотрите справочники, в том числе химические. И соль в больших дозах - это яд. И от натурального пчелиного меда может быть смертельная аллергия.Так что...)

Теперь самые простые и доступные красители.Марена красильная, подмаренник - красный, бордовый на шерсти, хлопке, льне, шелкеДругие красители пока не использвала. Добавление алюмокалиевых, соды, купоросов железного или медного меняет цвет и дает новые оттенки (все..или..)

желтый - ромашка аптечная или донник с алюмокалиевымикора крушины - главное не доводить до кипения

коричневый - кора дуба, крушина кипяченая, шелуха лука

оранжевый - календула, бархатцы -с алюмокалиевыми, шелуха лука

зеленый - ягоды можжевельника, ветки хмеля, крапива, полынь обыкновенная (чернобыльник), тополь - ветки, листья яблони, латук компасный, молочай

черный - дуб с железный купоросом, калган и толокнянка с железным купоросом

Синий - у меня пока не получался.Пробовала с корнем девясила. Жду индиго, буду синячить-покажу:)

наверняка есть и другие красители - просто я их еще не использовала. пишу о проверенных.Процесс подготовки материала для покраскипосуда должна быть чистая, нержавеющая, можно медная, (вот вам и медный купорос), можно эмалированнаяматериал (неважно, что это - нитки или ткань) должны быть чистые, обезжиренные, и отбеленные, предварительно замоченные, то есть напитанные водой - это облегчает распределение красителя и обеспечивает ровну окраску - если покрасили ткань пятнами - перекрасить будет невозможно - разве что в черный цвет.

нитки нужно перемотать из магазинных мотков в пасмы "деревенские"для этого можно использовать спинку стула, или руки членов семьибыло (пряжу брать светлую, или белую - иначе красит очень плохо-просто другой фотки не нашла)стало - а вот это уже мои фоткипосле того как нитки перемотали - не туго стяните их веревочкой - СЛАБЕНЬКО, иначе под нитками прокрасится плохо - будет белый след Теперь нитки мочем, мылим, если нитки деревенские, и возникает сомнение что они обезжирены - заливаем в кастрбле теплой водой, крышим хозяйственное или любое другое мыло, нагреваем и помешиваем - КИПЯТИТЬ НЕ НУЖНО - градусов до 70-80 вполне хватит - споласкиваем, смотрим, чистые, обезжиренные ли нитки - если нет - процедуру повторяем

в это же время, а лучьше предварительно - растение, которым красим - измельчаем, заливаем водой, желательно оставить настаиваться на ночь - чтобы растение максимально впитало воду, а значит оттал воде красящие вещества, утром нагреваем, можно даже на водяной бане - опускаем нитки или подготовленную (постиранную, или просто замоченную ткань)Объем воды должен быть минимум в 10 раз больше ниток или ткани на покраску - для равномерной окраски. Особено важно соблюдать это правило при окраске ткани.Когда происходит окраска - нитки или ткань нужно регулярно помешивать, чтобы краситель хорошо и со всех сторон пропитал нитки или ткань.

В итоге получается примерно такЭто коненчо не эталон, но тоже хорошо) Как говорили мне реконструкторы, а они разбираются в этом деле)Или еще крашеный шелк (все уже продано)

Квасцевать, или иначе закреплять краситель можно 3 путями - до покраски, во время покраски, после покраски.

Меняя концентрацию квасцев можно так же получить разные оттенки на материале.Мне больше нравится квасцевать после выварки в красители - так выше возможность регулировать цвет - просто стоишь рядом и смотришь как меняется цвет, и вытаскаваешь ткань или нитки из протравы в тот момент, когда результат устраивает.Но некоторые красители можно протравливать сразу в моент окраски, или даже до нее. Например ромашка, донник, календула, бархацы - они дают маленький разброс оттенков, поэтому не так важно, когда будет квасцевание - цвет будет одинаков, а хлопот меньше.

И еще - на натуральных красителях лучше не жадничать. Краситель рекомендуется брать свежий, потому что скупой платит дважды. Вспоминаем, что все таки это - органическая химия - и окисление на воздуже - это тоже химическая реакция, как и нагревание и охлаждение - и это все влияет на цвет крашения.

Большинство красителей продается в аптеках. Крапиву, полынь, тополь, ромашку, календулу, бархацы можно нарвать на даче. Можжевельник продается в специях. Марена тоже продается в аптеках.Алюмокалиевые квасцы продаются в магазинах химреагентов, или в интернет магазинах "все для мыловарения", купоросы продаются в магазинах "все для сада".

Я постаралась рассказать какие-то общие моменты, у себя в жж я выкладываю какие-то вещи - читайте, буду рада. Или спрашивайте тут детали, кому что непонятно.Могу покрасить на заказ)Овечью шерсть, козий пух, шелк, и полушелк (можно поискать и шерсть белую под покраску)Цвета желтый, коричневый, зеленый, красный/бордо, оранжевый, прогнозируется синий (жду посылочку с индиго).Планирую хакупку разных красителей растительных из Индии, натуральные высушенные красящие травки и корешки - все экологично и натурально.Цена оговаривается в зависимости от цвета и объема заказа.

natural-living.livejournal.com

Как покрасить шерсть; как покрасить шерсть в сапогах

Любые способы изменения цвета как натуральными красителями, так и химическими, ухудшают качество волокна. Под действием кипячения оно становится жестким, ломким и спутанным. Если без процедуры не обойтись, отдайте предпочтение природным красителям.

Чтобы добиться хорошего результата, следуйте рекомендациям:

  • вначале всегда пробуйте красящий состав на небольшом и малозаметном кусочке ткани;
  • если вы проводите операцию впервые, не экспериментируйте – отдайте предпочтение одноцветному окрашиванию;
  • чтобы получить более яркий цвет, увеличьте количество красителя;
  • для закрепления оттенка и придания яркости добавьте в состав немного протравы;
  • после процедуры расчешите шерсть с помощью кардера или собачьей чески.

Для получения разных цветов можно использовать натуральные красители. Так, красный оттенок дают бузина и волчья ягода, зеленый – шпинат и можжевельник, синий – черника и ежевика, кирпичный – луковая шелуха, коричневый – басма, желтый – полынь и крапива. Экспериментируя с этими веществами, вы можете получать интересные и необычные цветовые решения.

Если вы используете натуральное средство, приготовьте раствор. Поместите используемый продукт-краситель в воду, доведите до кипения и дождитесь, пока она окрасится. Слейте жидкость в емкость, где будет проходить процедура, и вновь поставьте кастрюльку на огонь. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока вода полностью не обесцветится.

Поместите шерсть в готовый раствор и поставьте на медленный огонь на 1,5−2 часа. Дождитесь, пока изделие приобретет нужный оттенок, выньте его и дайте остыть.

Холодное волокно нужно промыть проточной водой, пока оно не перестанет выделять излишки краски, и просушить естественным способом вдали от отопительных приборов и солнечных лучей.

Используя приведенный алгоритм, вы легко разберетесь, как покрасить шерсть в сапогах, изменить цвет пряжи или материала для валяния. Помните: термическое воздействие отрицательно сказывается на качестве шерсти, поэтому не используйте процедуру без надобности.

www.wday.ru

Подготовка шерсти для валяния – Ярмарка Мастеров

Вид творчества/техника/стиль: валяние/мокрое валяние

Материалы: шерсть (сырец) в руне 340 – 360 грамм (зависит от загрязненности), весы, пакеты большие и маленькие, две емкости (тазы), моющее вещество (мыло или шампунь), чески (ручные кардеры), коробки и, конечно же, наши ручки.

Время работы: 2-3 дня

Сложность: 1 – мастер-класс не требует начальных знаний и доступен для новичков совсем без опыта.

Шерсть, которую мы подготовим таким способом, можно будет использовать не только для валяния обуви (тапок, тапко – валенок, валенок и т.д.), а так же для изготовления пряжи, валяной одежды и много другого, в данном случае мы готовим шерсть для валяния тапок.

Небольшое отступление для начинающих:

Шерсть - связная масса из тонких, мягких, извитых и плотно прилегающих друг к другу волокон.

Различают шерсть овечью, верблюжью и пр., но преимущественно под шерстью подразумевают волос овцы. Первое место принадлежит тонкорунной мериносовой шерсти. Шерсть с овец стрижется один или два раза в год: однострига (весенняя) и двустрига (весенняя, осенняя).

Руно - шерсть, снятая с овцы в виде цельного пласта.

Состоит из штапелей (пучков) или косиц, прочно удерживающихся друг около друга в однородной шерсти переходящими шерстинками (перебежчиками), в неоднородной - сваливанием пуха у основания косиц. Руно снимается с тонкорунных и полутонкорунных овец, а также с полугрубошёрстных и грубошёрстных при весенней стрижке; осенняя и поярковая (с молодняка) шерсть руно не образует, распадается на отдельные куски.

Что делать, если мы решили купить шерсть и попробовать свалять что-либо из натуральной, не окрашенной шерсти. Первым делом, нужно определиться какая, шерсть нам нужна. Перед покупкой желательно все – таки поинтересоваться, с овечек, какой породы эту шерстку состригли и в какое время года. Можно в таблице посмотреть, какая шерсть нам подойдет. В мире более 600 пород овец, поэтому в таблице указаны только распространенные породы России и некоторых стран, импортирующих нам шерсть. К примеру, я использую шерсть своих овец «Советский меринос».

Тонина /толщина/. Одним из важнейших признаков шерсти является ее тонина. Под толщиной шерсти понимают диаметр поперечного сечения шерстинки. Тонину выражают в тысячных долях миллиметра - микрометрах (мкм). Тонина шерсти зависит от породы, условий кормления и содержания, пола животных, их возраста и индивидуальных особенностей. В зависимости от тонины однородную шерсть в нашей стране подразделяют на следующие классы тонины:

Характеристика некоторых видов шерсти приведена в таблице:

Итак, мы выбрали шерсть, купили, принесли домой и что же делать с ней дальше?

  1. Первое что нужно нам сделать с шерстью, это перебрать ее от крупного мусора и загрязнения (солома, репей, зерно, семена и т.д.) т.е. сделать первичную обработку шерсти. Для этого нам нужно: Принять меры предосторожности, т.е. надеть респиратор марлевый или платок на лицо. Начать перебирать не большими порциями, пучками. Желательно заниматься этим на улице или в хорошо проветриваемом помещении.






Вот что мы получили.


2. Теперь нам нужно эту шерстку по мыть. В идеале, в деревнях и пимокатных цехах, шерсть для валяния обуви не моется, но так как мы будем валять в домашних условиях, слегка сполоснем ее и приглушим запах. В домашних условиях это можно сделать, приготовив две емкости (тазы на 40 л - 50 л) или если нет такой возможности можно воспользоваться одной емкостью. Ну, а если мы проживаем в частном секторе, и имеем баньку, в которой будем валять, то добавлять моющее вещество и второй раз шерсть споласкивать вообще не надо. В процессе валяния все вымоется.

Заполняем емкость водой, проверяем температуру градусником. Температура должна быть + 28 о /+ 30о С. Можно добавить 1 десертную ложку жидкого моющего вещества, тем, кого пугаю запахи. Можно натереть на терке хозяйственное мыло и развести в небольшом количестве теплой водички, только не обезжириватели «Фейри» и т.п.) Важно что – бы шерсть осталась с жирком, это: 1. облегчит трепание и чесание, 2. облегчит валяние, 3. сократит время валяния, 4. изделие получится более плотным и качественным. Среди всех компонентов жиропота только шерстный жир играет важную роль в сохранении физических свойств шерсти. Обволакивая тонким слоем волокна, он способствует их склеиванию. Берем шерсть грамм 90 - 100 и выкладываем в емкость с водой. Большое количество шерсти стараемся сразу не использовать, т.к. может спутаться и т.д. Стараемся разложить по поверхности равномерно, не в кучу. Аккуратно ладонью, шерсть притопить, чтобы вышел воздух, и она намочилась. Оставляем на 3 часа, пока вода не остынет. А в это время не спеша перебираем следующие 100 грамм. Раз в час, трем пальцами концы шерсти, которые сильно загрязнены и не откисают.

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ

По богатству оттенков у природных красителей соперников не существует. Если вы вяжете или ткете гобелены, стоит научиться крашению натуральными красителями. Это поможет вам создать интересные, уникальные модели одежды и неповторимые цветовые переходы в ткачестве. Растительные красители дают такие глубокие и мягкие тона, которые даже при большой интенсивности не смотрятся кричаще. Окрашенные таким образом ткани не линяют при стирке, не выгорают на солнце, не вредят здоровью и не портят руки!

Окрашивание пряжи или тканей естественными органическими красителями, которые содержатся в растениях или в некоторых видах насекомых и морских животных, уходит своими истоками в глубокую Древность. Из всего многообразия растительного мира практикой крашения с течением веков были отобраны те красильные растения, которые обеспечивали наиболее высокое качество, долговечность и красоту окраски.

Круг природных красителей, дающих прочную красную и синюю окраску цвета, считавшиеся во все времена драгоценными, невелик. Лучшими по красоте и долговечности были два красных красителя животного происхождения: пурпур, добывавшийся из средиземноморских моллюсков до 19 века, и кармин, который экстрагировали из насекомых двух разных видов - червеца на территории Европы и Азии и кошенили в Южной Америке.

Наиболее популярным растительным красителем красного цвета, не уступавшим по прочности кармину, был крапп, который извлекали из корней марены красильной.

Самый распространенный краситель синего цвета - индиго, также отличающийся особой стойкостью окраски, был единственным в своем роде. Индиго получали из растения, произрастающего в странах с теплым климатом - Индии, Юго-Восточной Азии. Другие индигоносные растения из более северных широт не давали столь интенсивной окраски, поэтому конкурировать с индиго не могли. До конца 19 века индиго был единственным надежным синим красителем текстильных волокон.

Из красителей других цветов излюбленными были ярко-желтые, которые извлекали из тропического растения куркумы и корней барбариса.

Такие яркие и прочные красители использовались для изготовления драгоценных тканей, потребителями которых были только знатные лица.

Кроме того, существовало множество желтоватых и коричневых красителей разных оттенков, которые получали в каждой стране из местного сырья - корней и коры растений разнообразных видов. Эти красители были самыми доступными, и поэтому коричневые бурые и неяркие желтые тона считались цветами бедноты.

Естественные природные красители использовались в промышленном масштабе вплоть до 60 - 70-х годов ХIХ века. Только изобретение анилиновых красителей окончательно вытеснило старые способы крашения. Интересно, что в это время и по всему Востоку распространяются искусственные красители. Ни закон персидского правительства, запрещавший их ввоз, ни распоряжения прекратить работу на тех фабриках, где они применялись, не могли тому воспрепятствовать. Жестокое наказание - отсекать правую руку каждому красильщику, кто прибегал к химии,- скоро было предано забвению, а после первой мировой войны химические красители вошли уже в общее употребление. Однако древние методы сохраняются и в настоящее время в ковроделии и при выработке других художественных изделий ручным способом.

Натуральные красители для текстильных волокон извлекают из высушенного природного сырья: коры, корней, древесины, листьев, плодов, насекомых - путем вываривания их в воде. Исключение составляет только синий краситель индиго, который в воде не растворяется.

Большинство красящих веществ, содержащихся в природном сырье, требует для прочного соединения с волокном обработки ткани или пряжи солями различных металлов, главным образом алюминия, меди, хрома, железа и олова. Соли этих металлов хорошо поглощаются текстильными материалами из водных растворов и при крашении, соединяясь с красителями, образуют на волокнах прочные цветные соединения разных оттенков, называемые лаками.

Нанесение солей металлов на текстильные волокна называется в технике крашения протравливанием, а соли металлов - протравами.

Крашение не растворимым в воде индиго имеет особую технологию и называется кубовым крашением. Сущность кубового крашения заключается в том, что индиго в щелочной ванне в присутствии восстановителей переходит в растворимую форму, называемую лейкосоединением. В светло-желтый щелочной раствор лейко-соединения - куб - погружают ткань или пряжу, которую затем развешивают на воздухе, где она превращается из желто-зеленоватой в синюю, за счет окисления лейкосоединения кислородом воздуха. При окислении лейкосоединение превращается на волокне в исходный нерастворимый краситель синего цвета - индиго.

Зеленые тона получали в древности окрашиванием ткани или пряжи индиго в голубые или синие цвета, а затем желтым красителем, экстрагированным из растений. Таким же образом по окраске индиго получали лиловые и фиолетовые тона, окрашивая синие ткани в красный цвет.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА КРАШЕНИЯ

1. Крашение проводят в хорошо проветриваемом помещении.

2. Нельзя использовать для крашения посуду, в которой приготавливается пища. Медная, алюминиевая, железная посуда изменяет оттенок окрашиваемого растительными красителями волокна, поэтому протравливание и окрашивание необходимо проводить в эмалированной или стеклянной посуде. Далее, мы неоднократно будем обращаться к понятию - модуль ванны - М. Модулем ванны называется отношение объема красильного раствора к весу окрашиваемой ткани. Наиболее оптимальным при крашении является модуль, равный 30 или 40. Это значит, что при окрашивании или протравливании 100 г пряжи необходимо приготовить 3 или 4 литра раствора. Посуда должна быть достаточно вместительной, чтобы раствор полностью покрывал свободно лежащую в ней пряжу.

3. Желательно брать дождевую или умягченную кальцинированной содой воду.

4. Применяемая для помешивания окрашиваемого материала деревянная (пластмассовая, стеклянная) палка должна быть чистой, гладкой.

5. Ткань или пряжу перед крашением обязательно хорошо смачивают водой.

ПОДГОТОВКА ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ К КРАШЕНИЮ

Материал, предназначенный для крашения, должен обладать хорошей смачиваемостью. Ткань, окрашенная без предварительной тщательной подготовки, дает, как говорят специалисты, «непрокрас».

Ткани из натурального шелка-сырца перед крашением необходимо в течение получаса прокипятить в растворе детского мыла с добавлением кальцинированной соды (Na₂CO₃). На один литр воды - 3 г мыла, 0,25 г соды, М = 30. После этого шелк тщательно промывают в горячем (70"С) растворе следующего состава: 0,5 г калгона (гексаметофосфата натрия), 0,5 мл нашатырного спирта (30-процентного), 1 л воды. Затем шелк прополаскивают в теплой воде.

Хлопчатобумажные и льняные ткани и нити также кипятят перед окрашиванием для улучшения смачиваемости. Для окраски в светлые тона суровые целлюлозные ткани отбеливают. Неотбеленный хлопчатобумажный или льняной материал перед крашением отваривают в течение 1 часа в таком растворе: на 1 л воды 2 - 3 г стиральной соды и несколько кусочков (≈ 5 г) хозяйственного мыла. При этом вода должна полностью покрывать пряжу или ткань (на 100 г материала - 3 л воды). После стирки материал прополаскивают 2 - 3 раза в теплой воде до полного исчезновения мыла, которое мешает равномерной окраске.

Шерстяную пряжу сматывают в пасмы примерно по 100 г каждая и слабо перевязывают в трех-четырех местах хлопчатобумажной или льняной ниткой. Для стирки используют детское мыло, натирают его на терке или мелко настругивают в стружку, затем растворяют в небольшом количестве горячей (60 "С) воды. Мыльный раствор выливают в теплую воду и взбивают пену. В этой воде стирают пряжу, слегка отжимая и переворачивая пасмы. Чтобы шерсть не свалялась, ее не надо тереть и выкручивать. Мыльный раствор обычно меняют несколько раз, пока вода не будет чистой. Не надо делать моющий раствор слишком горячим, от этого шерсть темнеет и разрушается. Как показывает опыт, синтетические моющие средства меняют оттенок цвета, поэтому ими лучше не пользоваться. Стираную шерсть тщательно прополаскивают в проточной воде, затем добавляют немного столового (9-процентного) уксуса, чтобы промыть от мыла и затем снова прополоскать.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСИЛЬНЫХ ОТВАРОВ

Красители можно получить из веток, листьев, плодов, кожуры, коры, корней растений. Используют как свежие растения, так и высушенные. При окраске свежими растениями получают более яркие и интенсивные тона, но обычно менее светостойкие.

Химический состав растения и его частей во многом зависит от его возраста, роста, места произрастания, состава почвы и погодных условий в период вегетации.

Оттенок красителя зависит также от времени сбора растений. Листья собирают 7 - 10 июня (молодые листочки дают более интенсивные оттенки чем листья зрелые) цветы - только что раскрывшиеся, кору - весной, когда она легко отделяется, корни и коренья - или до цветения растения, или осенью.

Листья, стебли, корни, цветы, плоды. шишки, кору предварительно отмачивают в мягкой холодной воде в течение 12 часов (с вечера до утра, например). На каждые 100 г травы берут приблизительно 1 литр воды. После этого растения в той же воде доводят до кипения и выдерживают на очень слабом огне «томят», но не кипятят. Цветы и травы «томят» 30 минут, кору, стебли скорлупу ореха, корни - 2 - 4 часа.

Дольше экстрагировать красители из растений не рекомендуется, так как цвет отвара становится бурее. После экстрагирования красителя отвар сливают в другую посуду, процеживая его, а растения снова заливают водой, чтобы получить второй отвар. «Томят» травы и кору около 30 минут. Процеживают второй отвар в ту же посуду, где первый.

Затем готовят так называемую красильную ванну то есть добавляют в полученный отвар необходимое количество умягченной воды из расчета. на 100 г ткани (пряжи) около 4 л красильного раствора (модуль ванны 40).

ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ ПРОТРАВ

Как уже было отмечено, крашение тканей растительными красителями не мыслится без обработки волокна солями металлов, которая называется протравливанием.

В качестве протрав используются традиционно применяемые в крашении соли металлов: алюмокалиевые квасцы, сернокислое железо (окисное и закисное), сернокислая медь, сернокислый цинк, хромокалиевые квасцы, хромпик (натриевый или калиевый), двухлористое олово.

Раствор протравы делают из расчета 10 г на 1 л воды (однопроцентный). Солей железа всегда берут меньше - 1 г на 1 л. Протравливание проводится так же, как и окрашивание, при модуле М = 30. На 100 г пряжи нужно 3 л раствора протравы, 30 г соли металла растворяют в небольшом количестве горячей воды (60°С), процеживают, выливают в посуду для крашения и доводят объем раствора до 3 литров.

Отжимать пряжу во время протравки или после нее не рекомендуется, иначе окраска будет неровной.

Существуют и природные протравы, например, натуральная муравьиная кислота, рассол квашеной капусты, соль, уксус, березовая зола.

1. Предварительная протравка

Готовят однопроцентный раствор протравы, в него опускают чистую мокрую пряжу и выдерживают ее при t = 60 С в течение 25 минут. Затем вынимают пряжу из раствора, дают стечь, перекладывают в отвар красителя и «томят» 30 минут при 90°С.

2. Одновременная протравка

Приготовленный раствор протравы выливают в отвар красителя, опускают в него чистую мокрую пряжу. «Томят» 30 - 40 минут при 60°С.

3. Последующая протравка

Сначала «томят» пряжу в отваре красителя 30 минут, затем перекладывают в приготовленный раствор протравы и выдерживают 25 минут при 60°С.

Различные способы протравливания оказывают влияние на оттенок цвета. При предварительной протравке оттенок пряжи получается более темным, интенсивным.

Окрашенную пряжу можно прополоскать сразу после крашения, а можно оставить пряжу в растворе до полного охлаждения и затем прополоскать в теплой воде с добавлением небольшого количества столового уксуса (1 столовая ложка на 10 л воды).

Затем пряжу слегка отжимают и вешают на палку. В пасмы желательно продеть вторую палку, которая своей тяжестью вытягивает пряжу при просушке.

При окраске растениями лучше, интенсивнее окрашиваются белковые волокна шелка и шерсти, слабее - хлопчатобумажные и льняные. Для окрашивания хлопка и льна в интенсивные цвета надо делать более концентрированные растворы красителя или повторять крашение несколько раз.

Желательно всю процедуру крашения проделать для небольшой пробной пасмы. Если полученный цвет вам не подойдет, надо изменить концентрацию отвара или протравы, взять другую протраву или попробовать другой способ протравливания, или изменить температуру крашения.

Экспериментируя с растворами разной насыщенности и разными протравами, можно получить самые разные оттенки цвета.

СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ РАСТЕНИЙ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В КАЧЕСТВЕ КРАСИТЕЛЕЙ

Красящее вещество желтого цвета содержат:

Барбарис (кора, корни, древесина), береза (листья и молодая кора), василек (стебли и листья), вереск, волчеягодник (кора), гранат (корки), дуб (кора, желуди), ель (шишки), крапива жгучая, крушина (кора и ветки в свежем виде), липа (опавшие листья), лук репчатый (шелуха), орех грецкий (скорлупа), пижма, полынь, ревень (корни), ромашка (цветы), толокнянка (целиком растение), тысячелистник, чай, череда.

Красящее вещество зеленого цвета содержат:

Багульник, бузина (кустарниковая), вереск (листья и ягоды), зверобой, крапива жгучая, можжевельник (ягоды), полевой хвощ (стебли), тополь (кора, ветки, листья), черемуха (кора, ветки), щавель (листья).

Красящее вещество синего цвета содержат:

Басма, вайда (листья), василек (лепестки цветов), гречиха (листья), ежевика (ягоды), лакмусник, плаун (стебли), черника (ягоды), шалфей (стебли и листья).

Красящее вещество коричневого цвета содержат:

Вишня (ветки, листья), дуб (кора, желуди), конский щавель (корень, выкопанный осенью), крушина (сухая кора), лишайник, ольха (листья, кора), репчатый лук (шелуха), слива (ветки, листья).

Красящее вещество красного цвета содержат:

Бузина травянистая (спелые ягоды), волчеягодник (спелые ягоды), душица (экстракты), зверобой обыкновенный (цветы)", калган, каштановое дерево (экстракт из коры веток), клен, крушина (молодые, ветки и листья, спелые ягоды), мак (цветки), марена красильная, осина (опавшие листья), подмаренник.

Красящее вещество серого цвета содержат:

Багульник, дуб (кора), ель (шишки), орех грецкий (скорлупа), репейник (корни).

ОКРАШИВАНИЕ ПРЯЖИ В НЕСКОЛЬКО ЦВЕТОВ

Смотайте легко пряжу в клубки весом менее 50 г и сухими опустите клубки в раствор красителя. При этом краситель должен полностью покрывать клубки. При таком крашении нить в клубке получается с постепенным переходом тона от темного к более светлому. Пока пряжа не намокнет, она всплывает, поэтому ее следует прижать крышкой от кастрюли меньшего диаметра.

Если пряжа темная и вы хотите получить более светлую окраску - отбелить с постепенным переходом тона, то пряжу перемотайте в пасму. Приготовьте мыльную воду. Перевесив пасму через палку, опустите часть мотка в мыльный раствор и «томите» 15 - 20 минут. Затем смените мыльную воду и, подняв выше на 5 - 10 см конец пряжи, находящийся в воде, снова выдерживайте пряжу 15 - 20 минут. Отбеливайте до тех пор, пока нить не станет нужного вам оттенка.

Красиво выглядит вязаная вещь из разноцветной пряжи. Пряжу смотайте в пасмы по 100 г каждая и легко перевяжите хлопчатобумажной ниткой. Приготовьте раствор красителя. Смочите 1/3 пасмы и опустите в краситель. Пасму перекиньте через палку так, чтобы сухой конец не попадал в краситель. Окрасив одну часть, пряжу прополощите и высушите. Затем приготовьте раствор красителя другого цвета. Смочите 1/3 пасмы с противоположной стороны и повторите процесс крашения. Таким образом, пряжа будет иметь три цвета, считая первоначальный.

Вы можете окрасить пряжу в любое количество цветов, уменьшая участок окраски с увеличением количества цветов. Растворы для окраски готовят из расчета веса окрашиваемой части пряжи (на 100 г пряжи 2 - 3 л раствора).

Начните свои эксперименты, например, с пижмы. Рецептура окраски приводится для 100 г пряжи. Пижма (восемь оттенков из одного отвара!)

Замочить 150 г пижмы в 2 литрах холодной воды на 12 часов. Довести до кипения и «томить» на слабом огне 30 - 40 минут. Процедить. Жмыхи залить небольшим количеством воды. «Томить» 15 минут. Процедить. Соединить оба отвара. Количество воды довести до 3 литров (М = 30).

Разделить 100 г шерстяной пряжи на 8 небольших пасм. Каждую легко перевязать в 2 - 3 местах хлопчатобумажной нитью. Чистую намоченную пряжу (все 8 пасм) опустить в отвар пижмы. «Томить» 30 минут.

Затем приготовить однопроцентные растворы следующих протрав:

1. Алюмокалиевые квасцы,

2. Сернокислая медь,

3. Сернокислый цинк,

4. Двухлористое олово,

5. Хромокалиевые квасцы,

6. Бихромат калия,

7. Сернокислое железо (0,1-процентный раствор),

8. Железоаммониевые квасцы (0,1-процентный раствор).

Одну из пасм протравить в первом из приготовленных растворов, то есть выдержать 25 минут при температуре 60°С. Следующую пасму протравить во втором растворе и т. д. Затем прополоскать (можно с добавлением уксуса для оживления цвета).

Таким образом можно покрасить любые шелковые, шерстяные или целлюлозные ткани или пряжу.

На цветных иллюстрациях показаны образцы, полученные таким способом крашения.