Трудный ребенок: особенности воспитания. Трудный ребенок — что делать родителям

Наверное, каждый родитель сталкивался с непослушанием собственных детей. Поводов для детских истерик много. Трудный ребенок — что делать родителям…

Но родители не представляют, как справиться с постоянными капризами и непослушанием собственных детей. Но стоит отметить, у непослушания ребенка есть причины. Поэтому родителям все-таки стоит смотреть на поведение детей.

Нужно ли наказывать малыша за непослушание…

Родители наказывают собственных детей за непослушание. Но этого делать не стоит. Ребенок закрывается в себе. У него появятся комплексы на всю жизнь.

Поэтому прежде чем наказывать малыша задумайтесь, нужны ли наказания для ребенка. Не стоит выбирать те наказания, которые касаются еды. Иначе во взрослой жизни у ребенка появится обжорство или анорексия.

Психологи советуют использовать наказание после 3 лет. Малыш уже чудно понимает. Наказывать детей насилием запрещено. Иначе малыш вырастет обиженным на жизнь и на людей, которые окружают.

Причины непослушания у детей.

Непослушание неразрывно связано с развитием и ростом малыша. Ребёнку интересен окружающий мир и малыш боится пропустить изменения, поэтому малыш заглянет и в опасные места. Когда родитель запрещает, то ребенок начинает не слушаться и истерит.

В таком случае родители, набирайтесь терпения, но, ни в коем случае не наказывайте малыша. Важно запрещать и объяснять причинно-следственную связь, почему нельзя это делать.

Ребенок привыкнет к объяснению родителей и в последствие не будет капризничать. Малыш просто усвоит причинно-следственную связь.

Трудный ребенок — что делать родителям. Причины непослушания двухлетнего малыша.

2 года — сложный период, как для ребенка, так и для родителей. Двухлетние малыши уже усвоили навык хождения и бега. Поэтому детей не догонишь и не поймаешь.

Родители не должны грубым тоном обращаться с ребенком. Малыш поймет родителей и будет вести себя еще хуже. Иначе, матерные слова перейдут в словарный запас ребенка.

Родителям запрещено бить детей. В педагогике нет способов, где принимается насилие в воспитании.

Родители, объясните детям причинно-следственную связь. У ребенка благодаря этому выработается правильная логика, а также здравое рассуждение на сложившуюся ситуацию.

Объяснить незнакомые предметы малышу. Ребенок некоторые предметы видит в первый раз. Поэтому не знает как пользоваться. А тут еще родительские запреты. Поэтому у ребенка появляется истерики и капризы.

Родителям стоит помнить, что ребенок с рождения это — развивающейся личность. Поэтому стоит принимать детской характер и индивидуальные особенности.

Психологи считают, что непослушание это — выражение собственного мнения.

Почему возникает непослушание у семилетнего ребенка…

Семилетний возраст — переходный возраст в детстве. В семь лет каждый ребенок идет в школу. Появляются новые роли в обществе. На ребенка ложится обязательства. Ребенок учит новое. И поэтому у ребенка возникает частое непослушание.

Малышу сложно привыкнуть к раннему пробуждению. Помогите собственному ребенку. Нужно за ребенком смотреть, обсуждать школьные проблемы, беседовать об интересах и увлечениях. Не стоит думать, что «малыш» уже взрослый. В семь лет, дети нуждаются в родительской заботе и любви.

Как можно больше времени проводите с собственным ребенком. Родители просто обязаны составить план дня для ребенка. Так ребенку будет легче привыкнуть к школьному распорядку дню.

Первоклассник часто не хочет делать домашнее задание, поэтому капризничает и не слушает маму и папу. В таком случае, проанализируйте график дня. Иногда ребенок в действительности устает и поэтому не хочет выполнять домашнее задание.

Стоит учесть, что сразу после школы, не заставляйте ребенка не делать домашние уроки. В школе ребенок сидит каждый день, внимательно слушает и усваивает новый материал.

Детская нервная система перенапрягается и, поэтому после школы ребенок отказывается выполнять домашнее задание.

Непослушных детей, а тем более детей, «отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т.п. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые.

Отсюда следует вывод, что «трудный» ребенок нуждается только в помощи — и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», «просто не желает понять «, а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная, а не рациональная. Больше того, она не осознается ни взрослым, ни самим ребенком.

Психологи выделили четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая — борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить — непослушание. Взрослые так и сыплют замечания. Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина — борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Взрослые считают, что так они прививают детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще — воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, КАК это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка — отстоять право самому решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность. И не важно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это — главное!

Третья причина — желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: учительница более внимательна к отличникам, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, учитель постоянно делает несправедливые замечания и т.д.

Много и единичных поводов для обиды: невыполненное обещание, резкое замечание, несправедливое наказание.

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности — все те же протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо — пусть и вам будет тоже плохо. »

Наконец, четвертая причина — потеря веры в собственный успех. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба; в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное «смещение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это — в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!» См. Формирование адекватной самооценки у ребенка

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда «трудных» детей в том, что они, во-первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во-вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так «неразумны»? Да потому, что не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения ребенка — это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»

Задача понять причину, на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками «отплатить» родителям, и с потерей веры в свои силы. И все же выявить истинную причину плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться весьма странным — нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, отметьте, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт, что переживания взрослых — это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Если ребенок борется за внимание , то и дело досаждая своими выходками, то у нас возникает раздражение .

Если подоплека — противостояние воле воспитателя, то у последнего возникает гнев .

Если скрытая причинаместь , то ответное чувство у нас — обида .

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего неблагополучия мы оказываемся во власти чувства безнадежности , а порой и отчаяния.

Как мы видим, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к конкретному случаю. Что же делать дальше?

Первый и общий ответ на него такой — постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается, что его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией. Значит, наша задача — перестать реагировать прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, «со стажем». И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему ребенка: с чем, против чего или от чего он «воевал». А уж после этого гораздо легче перейти с позиции воздействия, исправления на позицию помощи, взаимодействия. Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, прогулки, заслуженная похвала и т.п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок. См. >

Что же касается его привычных «выходок», то их лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Упаси бог вообще игнорировать этого ребенка. В таком случае сформируется асоциальный в своем поведении человек.

Если источник конфликтов — борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Мы уже говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач. В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит. Напротив, очень помогает то, что может быть названо «методом подстройки» — вы не оспариваете решение, к которому он пришел, а договариваетесь с ним о деталях и условиях его выполнения. Но больше всего поможет избавиться от излишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка — это лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позволь же мне, наконец, жить своим умом». Помните, что прожить чужую жизнь — задача неблагодарная. См. >

Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее устранить. См. >

Самая трудная ситуация — у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребенка (подростка). Разумное поведение воспитателя в этом случае — перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач. Это ваш исходный плацдарм, с которого вы можете начать двигаться вперед. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики!

Ищите любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка. См. >

Помните, что бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье или в классе приведут к успеху в первый же день. Путь предстоит долгий и трудный, он потребует от вас немалого терпения. Вы, наверное, заметили, что главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяния) и переключать их на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это — единственный путь воспитания.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их. Так что придется выдержать и это серьезное испытание.

Трудными считаются дети, обладающие неблагоприятными чертами характера, которые значительно затрудняют их социальную адаптацию и развитие. Также трудным ребенком считается нервный малыш, которому свойственны чрезмерная возбудимость, раздражительность , плохой сон, плаксивость и впечатлительность. Нервозность также предполагает невропатию и невроз, к ней относят и психосоматическое неблагополучие, то есть заболевания внутренних органов, вызванные тягостными переживаниями. Однако не каждый трудный ребенок становится таковым из-за врожденной нервозности.

С психологической точки зрения, нервный очень трудный ребенок скорее таковым рождается, нежели становится из-за неправильного воспитания или сложной жизненной ситуации. Тогда как трудный ребенок, у которого нет проблем с нервозностью, скорее таковым становится из-за ошибок в воспитании, нежели таковым рождается.

Существует множество форм детской нервозности, также как и причин, по которым она возникает. За помощью к невропатологам и психиатрам одинаково обращаются, как родители, у детей которых наблюдается нервоз, так и родители детей со сложным характером. И в том, и в другом случае, воспитание ребенка значительно осложняется, именно поэтому родители не могут с ними справиться самостоятельно и обращаются за помощью к специалистам.

Трудный ребенок: причины

Нередко ребенок уже рождается нервным или трудным. Это происходит, потому как в оплодотворенной яйцеклетке встречаются два генетических кода, включающих, как сложные генетические линии предков, так и информацию о здоровье или болезнях родителей. В самой оплодотворенной яйцеклетке формируются, как способности, возможности, таланты, задатки и норма развития ребенка, так и отклонения от нее и врожденные патологии.

Внутриутробное развитие плода может быть как благополучным, и даже при негативной генетической предрасположенности позитивно повлиять на формирование личности малыша, так и дефектным, из-за которого изначально нормально развивающийся плод в итоге рождается трудным ребенком. Влияние оказывают и роды, ведь они могут быть нормальными, а могут быть и патологическими, то есть протекать с различными осложнениями, которые оставляют свой отпечаток на развитии новорожденного.

Воспитание любого ребенка требует здравого смысла от родителей и индивидуального подхода, а воспитание очень трудного ребенка требует к тому же еще и постоянного решения множества специфических индивидуальных задач , а также специальных знаний.

Перечень потенциальных причин, по которым ребенок может родиться трудным, либо таковым стать, включает:

  • Неполноценность плода или детородных органов женщины;
  • Осложненное протекание беременности или родов;
  • Чрезвычайно высокие требования, предъявляемые родителями к ребенку;
  • Слишком жесткое воспитание, постоянные ограничения или запреты, исходящие от родителей;
  • Эмоциональная неуравновешенность родителей или их склонность к пагубным привычкам (алкоголизм, наркомания);
  • Неблагоприятная атмосфера в семье;
  • Смерть одного или обоих родителей;
  • Затянувшаяся послеродовая депрессия матери.
  • Трудный ребенок: последствия

    Трудный ребенок – это снижение работоспособности, изнуряющая усталость, плохое настроение, бессонные ночи, а также нервоз и депрессии у родителей. Зачастую первенец, оказавшийся трудным ребенком, становится единственным в семье, так как родители попросту боятся появления в семье еще одного такого же малыша. Постоянные проблемы, возникающие в период активного роста и развития такого ребенка, вызывают у родителей либо тревожную любовь, либо полное неприятие, неосознанную агрессию и отверженность по отношению к нему. И первое, и второе усугубляют и без того сложное положение, а малыш со временем превращается в очень трудного ребенка.

    Сейчас трудный ребенок является наиболее частой причиной, по которой разрываются даже самые прочные браки. Так происходит, потому что его воспитание становится источником постоянных ссор и раздора в семье, родители зачастую обвиняют друг друга, тем самым делая жизнь в семье невыносимой.

    Без квалифицированной помощи и единого подхода в воспитании уже сейчас трудный ребенок попадает в зону потенциального риска , ведь со временем он превращается в трудного подростка, а затем в неуравновешенную личность, склонную к правонарушениям, злоупотреблению алкоголя и наркотиков.

    Как повлиять на трудного ребенка?

    Итак, появление трудного ребенка в семье требует от родителей немалых усилий и терпения, правильного подхода в воспитании и квалифицированной помощи.

    Во-первых, несмотря на строптивость и упрямство малыша, родителям нельзя думать, а тем более произносить вслух, что ребенок не достоин их любви. Проявление явных негативных эмоций или агрессии со стороны родителей навредит и без того трудному ребенку. Очень важно давать малышу понять, что, несмотря на все проступки или дерзкое поведение, родители очень его любят.

    Во-вторых, нельзя принижать достоинство и самолюбие ребенка. Постоянная критика со стороны родителей может привести к открытой враждебности, он будет занимать позицию обороны и всячески сопротивляться попыткам мамы или папы договориться.

    В-третьих, проявление любви к трудному ребенку ни в коем случае не означает, что такому малышу все дозволено. Родители должны четко разграничить в сознании ребенка, что делать позволено, а какое поведение неукоснительно ведет к наказанию и порицанию. Очень важно сохранять объективность, не наказывать ребенка без причины и не давить на него.

    Существует небольшая уловка, которая способна усмирить даже самого строптивого трудного ребенка, возраст которого приходиться на 8-12 лет. Ребенку нужно объяснить, что при непослушании родители будут вынуждены контролировать каждый его шаг и относиться к нему, как к пятилетнему.

    Зачастую плохое поведение для ребенка является единственным способом проявить свои волнения и тревоги, либо оно может быть попыткой преодолеть случившуюся стрессовую ситуацию. В особенности это касается детей, оказавшихся в приемных семьях. Приемный трудный ребенок может быть очень жестким и невыносимым, тем самым защищаясь от внешнего мира и проявляя свои переживания. Смерть родителей или длительное проживание в приюте являются сильным стрессом для ребенка. Сироты зачастую «уходят в себя», не подчиняются никаким правилам и сопротивляются любому проявлению заботы. Такому ребенку сложно довериться новым людям и поверить в то, что о нем действительно хотят заботиться. Родителям приемного трудного ребенка очень важно регулярно проявлять чуткость, такт, заботу и нежность, только так постепенно «лед тронется», и ребенок научится доверять окружающему миру.

    Быть родителем трудного ребенка – непростая задача, однако зачастую причины ненормального поведения таких детей кроются в самих родителях. Очень важно разобраться, почему ребенок ведет себя так или иначе, не отчаиваться и, прежде всего, видеть в своем чаде союзника, а не противника.

    Трудный ребенок – не врожденный порок личности, а результат неправильного воспитания. Иными словами, ответственны за это именно взрослые, своими непродуманными действиями сформировавшие у детей асоциальное поведение.

    Каких детей называют «трудными»?

  • тех, кто испытывает сложности в общении со сверстниками и взрослыми
    • детей с неадекватными проявлениями эмоций: чересчур буйных или, напротив, слишком апатичных
    • слабохарактерных, с недостатками волевых качеств, недисциплинированных и т.д.
    • с задержками в психическом и умственном развитии
    • Естественно, обычный подход, применяемый к детям, не имеющим проблем в поведении, здесь не сработает: трудный ребенок нуждается в особом внимании и понимании со стороны взрослых. Для эффективного взаимодействия с ним нужен хороший контакт и осознание его потребностей.

      Как развивается трудный характер у ребенка?

      Психологи давно заметили, что «трудные дети» недополучали в раннем детстве главного – искренней любви и внимания взрослых. Даже те из них, кто родились и росли в благополучных внешне семьях, были хорошо одеты и сыты, имели дорогие игрушки, испытывая недостаток общения с родителями, вырастали резкими, импульсивными, грубыми, неуживчивыми, с недоверием относились к окружающим.

      В подростковом возрасте именно дети этой «категории» чаще других совершают побеги из дома, вливаются в «плохие компании», попадают на учет в детскую комнату милиции. Через некоторое время возврат к нормальной системе ценностей для некоторых из них становится почти невозможным.

      Нередко отправной точкой в возникновении трудностей в характере ребенка становится предательство или уход из жизни близкого человека. Мне рассказали историю, как после смерти любимого деда мальчик в 12 лет не только лишился волос на голове на нервной почве, но стал невыносимо дерзким, быстро испортил отношения с друзьями и учителями, начал хуже учиться. Оказалось, в этот сложный для себя период он оказался один на один со своим горем, потому что мама устраивала личную жизнь после развода с отцом мальчика.

      Таким образом, трудный характер – результат неудовлетворенных потребностей ребенка. Взрослым очень важно чувствовать, чего хочет их малыш. Дети с раннего возраста требуют разного уровня внимания, количества времени, проводимого рядом с родителями. Даже в общей семье один ребенок может часами сидеть в манеже, развлекаясь с игрушками, а другой и 15 минут не просидит, потому что ему для комфортного мироощущения нужна рядом мама. Приравнивая потребности второго к потребностям первого малыша, родители уже совершают ошибку: у ребенка, который больше нуждается во внимании, начнет формироваться устойчивое ощущение ненужности. Вслед за этим появится обидчивость, раздражение и прочие «трудности» характера.

      Как общаться с особенным ребенком?

      Трудные, или лучше назовем их особенные, дети требуют более креативного подхода: не так просто подобрать ключик к их сердцу. Специалисты советуют:

    • Не разговаривайте с ребенком в приказном тоне, потому что любое указание он воспримет как давление. Постарайтесь поговорить с ним и подвести его к самостоятельному принятию правильного решения
    • Помните, что особенные дети, как никто, нуждаются в положительных эмоциях. Что вам нравится в характере ребенка? Используйте сильные стороны его личности, чтобы чаще говорить ему слова похвалы и поддержки. Не акцентируйте внимание на отрицательных качествах. Побуждайте проявлять лучшие черты характера. Вскоре поведение начнет изменяться в лучшую сторону
    • Сохраняйте спокойствие и доброжелательность, не срывайтесь и не будьте слишком строгими. Ребенок не сразу перестроится, многие поступки будут даваться ему с трудом, хотя бы на первых порах. Наберитесь терпения
    • У многих особенных детей со временем формируется комплекс: в детском коллективе их чаще всего объявляют виновниками происшествий, даже если зачинщиками были не они. Не продолжайте эту порочную практику: покажите ребенку, что вы в него верите
    • Откажитесь от телесных наказаний: будьте мудрыми и гибкими
    • Не угрожайте ребенку: это только усилит конфронтацию. Говоря с ним в тоне запретов и угроз, вы спровоцируете его неповиновение. Старайтесь договариваться
    • Воздействуйте не только на проявления гнева ребенка, но и пытайтесь понять его причины, чтобы в дальнейшем помочь ему справляться с негативными эмоциями
    • И еще специалисты подчеркивают, что нужно даже мысленно перестать употреблять в отношении ребенка слова «плохой», «трудный», «упрямый» и поменять их на «особенный», «упорный», «независимый». Проблема многих родителей – их собственные стереотипы и ограничения. Если смотреть на вещи шире, то способов решения вопросов воспитания будет значительно больше.

      Как общаться и работать с трудными детьми?

      Многих подростков в периоды бунтарства и юношеского максимализма называют трудными детьми. Термин этот не совсем правильный, ведь у тинейджеров зачастую такое непростое поведение носит временный характер, все объясняется буйством гормонов, которые вынуждают молодежь очень остро реагировать на окружающую действительность. Однако если в семье трудный ребенок, это проявляется намного раньше. Проблемы с воспитанием таких детей становятся насущными еще в очень раннем возрасте. Как жить с трудным ребенком без ущерба чьей-либо психике?

      Сначала давайте определимся с терминологией. Малыши и детки постарше, чья личность нуждается, по мнению специалистов, в корректировке, называются в психологии трудными детьми. Это ни в коем случае не диагноз и не приговор. Такое определение следует рассматривать как личностную особенность, тем более что проявления «трудности» могут быть самые разные. У одних детей она выливается в излишнюю тревожность и агрессивность. У других вырабатывается стратегия непослушания назло родителям. У третьих и вовсе может быть выражена в разрушительном поведении, причем нередко совершенно неосознанном.

      Причина такой особенности личности ребенка кроется, как не прискорбно, в самой семье, где он растет. Именно поэтому нередко трудными детьми именуют выходцев из детских домов. Ведь среда, в которой они растут, способствует некорректному формированию психики, привычек и поведения. Однако иногда такой ребенок может вырасти и в полной, благополучной с виду, семье. Причиной, почему дети становятся «трудными», является микроклимат. Возможно, в семье практикуются ссоры между родителями, рукоприкладство, напряженная атмосфера. Или, быть может, желания и потребности ребенка по какой-то причине остаются неуслышанными его отцом и матерью.

      Тогда «трудное» поведение - это способ привлечь внимание. И уж совсем маленький процент детей считаются таковыми из-за врожденных или приобретенных проблем с нервной системой. Однако даже с такой особенностью личности малыш может вырасти развитым и интегрированным в социум человеком.

      В чем заключается работа с трудными детьми со стороны родителей?

      Во-первых, если вы хотите изменить существующее положение вещей, начните с поиска причины и ее устранения или хотя бы со смягчения. Как только ребенок перестанет находиться под постоянным воздействием прессинга из-за конфликтов в семье, он сможет пересмотреть свое поведение и самостоятельно научиться вести себя правильно. Во-вторых, не ругайте детей. Не делайте слишком много запретов. Стратегия попустительства в отношении ребенка дает плоды, если все в пределах разумного. То есть действия, заведомо приводящие к опасности жизни и здоровья ребенка, следует ограничить.

      Однако не простым запретом, а подробным и спокойным объяснением, почему так делать не стоит. А непослушание и капризы оставьте как есть. Сначала ребенок удивится такому разрешению делать все. А затем, когда привыкнет, что запретами его не ограничивают, во-первых, отпадут те действия, которые выполняются назло родительским требованиям, а во-вторых, можно будет приступить ко второму шагу воспитания.

      Второй шаг - это общение с трудными детьми. То есть разговаривать нужно с любым ребенком. А трудные дети требуют намного больше общения. Им нужно проговаривать каждую ситуацию, в которой они повели себя некорректно. И при этом рассказывать о ней нужно так, чтобы не скатиться в обвинение малыша в том, что он сделал. Надо говорить о последствиях его поступка и о его негативном влиянии на окружающий мир. Тогда ребенок сможет понять, что его действия причинили кому-то или чему-то боль, неприятности и неудобства, но не заработает комплекс вины. Ну а самое главное, что нужно при общении с трудными детьми, - это терпение и безграничная любовь со стороны родителей.

      Трудный подросток: строим отношения

      Все родители говорят, что они такими не были. Интересно, куда в таком случае делись вчерашние трудные подростки, которые отстаивали свои «понятия» жизни, бунтовали против контроля, устраивали демонстрации, попадали в милицию, воровали и ругались? Кто-то повзрослел и забыл, каким был. Кто-то помнит, но не хочет сознаваться. Некоторым повезло меньше.

      Он не приходит ночевать или приходит пьяным.

      Она может уехать утром с подружкой на пару часов, а вернуться через три дня. Ей стыдно, но через месяц все повторяется…

      Она одевается вызывающе и разговаривает со мной, как будто я испортила ей жизнь…

      Он требует от нас всех благ таким тоном, что нам с мужем иногда кажется, что он нас ненавидит, а покупка гаджетов может хоть как-то оправдать жизнь с нами…

      Это невыносимо. Мы делаем все, а они…

      Период полового созревания, подростковый период, трудный возраст — это время (раньше с 13 лет, сейчас уже ближе к 11 годам) ассоциируется у всех с ссорами и неприятными ситуациями, испорченными взаимоотношениями и первыми отношениями, наказаниями и запретными удовольствиями. С одной стороны, у окружающих возникают трудности с подростками. С другой стороны, у самих подростков не меньше проблем со всеми окружающими, начиная от простого непонимания, заканчивая отказом выполнять чужие «приказы». Получается, что трудности в этот период абсолютно у всех, и всем хочется, чтоб он закончился как можно скорее.

      Действительно, под «трудностями» иногда подразумеваются разные вещи. Для какой-то семьи это снижение успеваемости, у других все сложнее, вплоть до наркотиков или ухода из дома. У каждого свой «болевой порог», но общим является ощущение безысходности.

      А еще все родители говорят, что они такими не были. Интересно, куда делись вчерашние трудные подростки, которые красились в школу, на дискотеке распивали алкогольные напитки? Которые, протестуя или примыкая к новомодному течению, не мылись, не стриглись? Которые отстаивали свои «понятия» жизни, бунтовали против системы, контроля, устраивали демонстрации, попадали в милицию, пробовали наркотики, воровали и ругались трехэтажным трудновоспроизводимым матом?

      Кто-то повзрослел и забыл, каким был. Кто-то помнит, но не хочет сознаваться, осознав, сколько неприятностей и переживаний принес своим родным. Некоторым повезло меньше — они расплатились своей свободой или даже жизнью.

      Особенности трудных подростков всех времен и народов одинаковы и повторяются от поколения к поколению. Наши трудные подростки, как мы, как и наши в свое время «трудные» родители:

    • неуправляемы;
    • строптивы;
    • грубы;
    • опасны (для себя и окружающих);
    • отчаянны;
    • свободны;
    • целеустремленны;
    • безгранично верят в Правду (Правда может меняться раз в неделю).
    • И если признаки с поколениями не меняются, то содержание сильно отличается. Вернее, степень и метод проявления этих признаков. Нужно признать, что современный «трудный» подросток имеет мало общего со своим коллегой из 90-х.

      1. Выше скорость. Выросла скорость жизни в целом. «В 1986 году мы ежедневно получали столько информации, сколько бы поместилось в сорока газетах, теперь это 174 издания в день», — утверждает Мартин Гилберт, изучающий этот вопрос. И предупреждает, что это только начало информационной эпохи.

      Но не только скорость и объем информации увеличились — весь цикл информационной нагрузки на человека возрос. Для исключения перегрузки информацию нужно уметь отфильтровывать, а вот этому фактически никто не учит. Как следствие, перегрузка может перейти в застревание на чем-то одном или в полную остановку, то есть отказ воспринимать что-либо вообще.

      2. Размытые границы. Границы между странами, культурами, теориями, «плохим» и «хорошим» стали размытыми. Все стремится к интегрированности, совмещению, сочетанию. Посмотрите сколько сейчас книг, статей, тренингов на тему расширения собственных возможностей или границ возможного. Сейчас, в отличие от регламентированных 90-х, выбор границ уже не удерживается мнением социума и государства. Сегодня это выбор каждого индивидуально, и его можно сделать, основываясь на собственных желаниях, равно как и на ошибочном мнении, «лжезнании».

      3. Сегодняшние дети — другие изнутри. Их психические и физиологические процессы происходят с большей скоростью, как бы подстраиваясь под поток ускоренной жизни. Дети взрослеют быстрее, развиваются быстрее. Узнают все гораздо раньше и больше. Если раньше удавалось хоть как-то отследить момент, когда можно было начинать говорить об «этом», то теперь дети начинают говорить об этом раньше, чем у родителей возникает мысль о возможности такого разговора.

      4. Другие возможности. Технологии современности с 90-ми даже сравнивать не приходится. Сегодняшние юные гении промышляют взломом файлов государственной важности, не выходя из собственного дома. Скачать курсовую или контрольную, реферат раньше было негде — теперь это просто клик мыши. Разновидностей субкультур стало на порядок больше. Доступ к информации о них прост. Формат онлайн-общения дает возможности воздействовать на мнение, решения подростка со скоростью передачи информации, а не частоты встреч, как раньше. И в данном случае родители проигрывают технологиям и в формате передачи информации, и в разрезе скорости, то есть воздействия как такового.

      Вопрос выбора из множества возможностей необычайно сложен для взрослого человека, не говоря уже о еще не сформированной личности подростка. Если раньше выбор был между синим или красным пеналом, то сегодня это выбор из миллиона вариантов. А если к психическим процессам еще добавить неуправляемую бурю гормональных процессов, мы получаем заряд ядерного масштаба. Подросток может или взорваться, или попытаться систематизировать все у себя внутри. Помощь может прийти извне. Это могут быть родители, а могут быть такие же, как он (отсюда и тяга к принадлежности к какому-либо направлению).

      Почему родители редко становятся теми, к кому обращается подросток за помощью или советом? Я знала одну девушку 18-ти лет, которая боялась сказать маме, что идет на свидание с парнем. У нее четко сформировался шаблон, что мама не одобрит, будет осуждать, намекнет на безнравственность, ранний возраст и т.д. Мама была удивлена, когда узнала о таких мыслях дочери. Но дочь хорошо усвоила «урок» еще в подростковом возрасте, а сигнала от мамы, что что-то изменилось, не поступало.

      Подсказки для «динозавров»

      Что делать родителям в этот трудный период взросления своего ребенка?

    1. Интересуйтесь. Искренность нельзя подделать, дети чувствуют фальшь и потом уже не идут на контакт. Искренне интересуйтесь делами своего ребенка, почему он увлекся именно этой темой, что интересного для себя в этом нашел. Попросите объяснить это любопытному «динозавру», то есть вам. Возможно, при более внимательном изучении какого-то направления вы сами заинтересуетесь им. Да и мысли, вкусы, предпочтения вашего ребенка (которые меняются регулярно) сможете лучше понимать и отслеживать. Также вы будете видеть, не перешел ли просто интерес с атрибутикой в опасную зависимость. Но для этого вас должны туда хотя бы пускать.
    2. Дружите. Представьте себе, что ваше чадо рассказывает своему другу о том, что было сегодня в школе. А теперь вспомните, что он вам рассказывает, и рассказывает ли вообще. А как вы спрашиваете? Что получил? Как дела? Друзья вашего ребенка, конечно, не спрашивают его именно так, но при этом в общении с ними он все равно упоминает, что «Жаба» поставила 7, и похвастается, что на алгебре не заметили, как списал, и он получил 11. Если подросток уверен, что его поступки не примут, осудят, рассказ сразу будут комментировать и все закончится нравоучениями, то после нескольких таких «Как дела?» он просто будет отвечать коротко — «Нормально», и на этом информация для вас будет закрыта. Друг всегда на стороне вашего ребенка, как бы тот ни поступил. Вам не надо перемещаться на уровень подростка. Соберите все самое лучшее из образов Родителя и Друга, соедините — и тогда получится очень интересный Взрослый.
    3. Развивайтесь. Когда ребенок рождается, он полностью зависим. Наши знания и умения намного превышают его навыки. Но постепенно он перегоняет нас в некоторых аспектах. Родители часто не замечают того момента, когда не смогли ответить на какой-то вопрос, а ребенок постепенно перестал их задавать. И вот уже появились вопросы, ответы на которые знает он, а не вы. Здесь работают те же законы, что и в профессиональной деятельности. Не будешь развиваться — станешь невостребованным. Учитесь, интересуйтесь, узнавайте мир вместе!
    4. Уважайте. Они — наша плоть и кровь. Но они живут в другом мире, у них другие задачи, желания, мечты. Мы сопровождаем их в этой жизни, но не должны превращать это в контроль и подчинение. Мы можем быть рядом, можем прийти на помощь, если надо. Но путь, по которому они идут, они выбирают сами. И приняв это, вы отдаете дань уважения личности ребенка, его индивидуальности, его особенной душе. Если ваш трудный сейчас ребенок будет уверен, что дома его примут любым, вы будете первым, к кому он придет, если что-то случится, если он оступится, совершит что-то неправильное. Время дорогого стоит, во многих случаях вмешательство на ранней стадии может сохранить многое, от здоровья до свободы.

    Пусть они не такие, как были мы, пусть они совершают то, чего мы бы никогда не совершили. Может, именно потому они смогут сделать то, чего мы с вами не сможем или не успеем сделать для этого мира.

    Как найти общий язык с ребенком-подростком?

    Узнай, как общаться со своим ребенком в его «трудном» возрасте

    «Трудным» у детей принято называть возраст примерно от 12-13 и до 16-17 лет. Именно в этом возрасте вашего ласкового, доброго и отзывчивого ребенка как будто подменяют на злое и колючее существо, которое истеричит, скандалит и все делает наоборот. Так в чем же причина и как с этим бороться?

    Психологи утверждают — никак. Этот период надо просто пережить как стихийное бедствие. Однако его печальным последствием может быть потеря доверия со стороны ребенка и хороших отношений с ним навсегда. Чтобы этого не случилось, важно лишний раз не поддаваться эмоциям и вести себя правильно и мудро.

    1. Запомните, что в этом возрасте ваш ребенок как будто «вынашивает» свою формирующуюся личность. Он нервный и нуждается в заботливом обращении. В этой ситуации родители должны проявить в первую очередь заботу и поддержку.

    2. Каждый тинейджер, с точки зрения психологии, - человек с «пограничной» психикой. Это означает, что более или менее явно выраженное расстройство нервной системы в большинстве случаев является нормой.

    3. Убедитесь, что ребёнок имеет возможность определённое количество времени находиться в одиночестве (один в квартире на время вашего отъезда, один в своей комнате после школы и т.п.). Поверьте, если подросток ни секунды не бывает один, он постепенно взорвётся («взрыв» - это, соответственно, истерика).

    4. Помните также, что его комната - это его территория. За её пределами может происходить и решаться, что угодно, но в его комнате должны действовать его законы.

    5. Некоторая степень свободы необходима подростку не менее, чем возможность иногда находится одному. Ничто не должно настораживать родителей сильнее (в плане благополучного психического развития ребенка), чем отсутствие у тинейджера потребности в свободе действий и слов.

    6. Агрессия подростка, направленная на окружающих - это отражение подсознательной агрессии по отношению к самому себе, так же как и любовь к окружающим невозможна без любви и уважения к собственному «я». Эти чувства формируются у растущего человека под влиянием родительских эмоций по отношению к нему.

    Как заключение, предлагаем родителям выучить 4 основных правила общения с ребенком-тинейджером:

    — Держите ухо востро. Слушайте спокойно, не перебивайте тинейждера своими замечаниями. Вместо этого задавайте короткие уточняющие вопросы, типа: «Почему, ты думаешь, она это сказала?», или «И что ты по этому поводу думаешь?», чтобы показать, что вы внимательно слушаете и лучше понять его эмоции.

    — Используйте язык тела. Вы можете показаться разозленной, даже если это не так. Не стойте над подростком, когда он сидит, и не складывайте руки в боки.

    — Устраивайте семейные ужины. Дети, которые регулярно проводят время с семьей, реже попадают в неприятности и лучше учатся в школе. Кроме того, как бы там ни было, ваш ребенок нуждается в вас.

    Трудный ребенок как общаться

    Девочка, 2 года и 10 месяцев. Неполная семья (я- самомама), живём с бабушкой.Люблю, обожаю, балую!

    Идём на площадку- дети отбирают у неё все игрушки. Стараюсь не вмешиваться, пока не доходит до слёз (моей девочки). Пробовала учить давать "сдачу"- безрезультатно. Парадокс- её обижают даже детки, младше её. Детский праздник- толкучка и смех, а у моей- толкучка и слёзы. Пробовала учить отталкивать от себя обидчика- тоже безрезультатно. Я понимаю, дети маленькие, не со зла. Бежим к клоуну за подарками- моя. последняя. Общее фото- никогда не встанет на передний план.

    Что я делаю не так? В чём моя ошибка? Помогите нам пожалуйста!

    ВикусинаМама, отметьте, пожалуйста те утверждения, которые характеризуют поведение вашего ребенка.

    2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

    3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

    4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

    5. Смущается чаще других.

    6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

    7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

    8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

    9. Руки у него обычно холодные и влажные.

    10. У него нередко бывает расстройство стула.

    11. Сильно потеет, когда волнуется.

    12. Не обладает хорошим аппетитом.

    13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

    14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

    15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

    16. Часто не может сдержать слезы.

    17. Плохо переносит ожидание.

    18. Не любит браться за новое дело.

    19. Не уверен в себе, в своих силах.

    20. Боится сталкиваться с трудностями.

    Первоочерёдно хочу поблагодарить Вас, за внимание к моему вопросу!

    Спасибо Вам огромное, что откликнулись!

    и 19. Не уверен в себе, в своих силах.(это лично моё, возможно субъективное мнение)

    А остальное соооовсемь не про нас

    Очень хорошо. Тогда у меня еще несколько вопросов.

    Посещает ли ребенок детский сад?

    Каков круг общения ребенка? (с кем общается, есть ли в нем дети)

    Присутствует ли в игре с детьми инициативность (сам предлагает различные варианты взаимодействия)?

    При игре с другими детьми всегда ли преобладает негативный фон?

    Во что любит играть, с кем, есть ли любимые игрушки?

    Re: Ребенок не умеет общаться с детьми

    Пробовали ходить в прошлом году. Мягко говоря- кошмар. Вика начинала плакать только проснувшись. Просила: мама, не води в плохой садик, там тётя-кака. В садике её в прямом смысле слова «отдирали» от меня. Слёзы, сопли, мои пуговицы… Мальчик её постоянно обижал. У меня не было возможности финансово «благодарить» воспитателей, я тогда не работала. Может быть они и смотрели бы за доцей получше… Проходили из 4 месяцев 11 дней, остальное время проболели. И Вика по ночам стала кричать. Проснётся, схватит меня и плачет: мамуся, а мы завтра в плохой садик не пойдём?

    Да, ограничен… Я, бабушка, реже- детки с детской площадки. В нашем дворе деток нет.

    В игре со мной- да. Предлагает поиграть, сама игры придумывает. В игре с детьми- сначала напряжена, потом расслабляется и тоже предлагает разные варианты игр. Примитивные конечно, но нам же ещё трьох нет

    4) Негативный фон.

    Не всегда, но очень часто. Я наверное повторюсь: игрушки у нас забирают, вечно мы получаем. Ну что мне делать? Как её научить? Вика потому наверное и любит 6 ти, 7-ми летнгих деток, им уже не интересны её ведро с лопаткой и пасочками, её 3-х колёсный велосипед…

    Больше всего любит «делать уроки» (задачки с развивалок), книжку просит почитать,пазлы очень любит собирать, рисует, лепит, Бегать любит, лабиринт, забираться на горки (пока не толкнут или пнут ногой.Другой бы ребёнок огрызнулся бы и дальше играл. Моя- в слёзы и идём домой). Любит мультики Диснеевские, Цырк, Кукольный театр и аттракционы (если мама место займёт, Вика в толпе орущих детей, бежащими на зебру или машину теряется, вот и бегу за неё я… Жалкое зрелище…3-4х летние детки и 33-х летняя тётка)Гулять любит и ездить. К куклам равнодушна. Машины- на ура. Любимая игрушка- мягкая жёлтая уточка, «моя доця». Да, не в тему, рисует чёрной акварелью. Я спрятала чёрный карандаш и фломастер.

    Много родителей и педагогов, сталкиваясь с трудными детьми, не знают, как с ними себя вести. Непослушание является характерной чертой активных детей, но что делать, если поведение маленьких вредин переходит все границы? Давайте поговорим о том, каких детей называют трудными, и как родителям действовать, чтобы справиться с их чадами.

    Кто является трудным ребенком

    Трудными называют детей, которые являются непослушными, неконтролируемыми, капризными и т.д. То есть те, поведение которых контролировать невозможно. Такие дети часто протестуют, ведут себя эгоистично, страдают от частых перемен настроения и плохо ладят не только с родителями, но и с педагогами. По утверждению психологов, к числу таких детей часто попадают слишком ранимые дети, которые, под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, не могут справиться с регулярными стрессами.

    Важно понимать, что дети становятся такими не по своей воле. Поэтому обвинять их в чем-то, либо ругать не стоит. Нужно искать причины непослушания и помогать ребенку справиться с этой проблемой.

    Большинство родителей считают, что трудный ребенок просто не хочет понимать их, не желает идти на контакт и всячески протестует против нормального общения. Но причина находится гораздо глубже. Часто, чтобы справиться с трудными детьми, родители обращаются за помощью к психологам. Это действительно эффективный способ познать детскую психику и найти причины негативного поведения ребенка. Но, к сожалению, далеко не все люди имеют возможность обращаться к специалистам. Но выход есть всегда! Можно справиться с ребенком и найти пути к его воспитанию самостоятельно.

    Особенности воспитания трудного ребенка

    Новорожденных трудных детей не бывает. Соответственно, они становятся такими по мере взросления. Ребенок копирует поведение своих родителей и начинает проявлять такие же черты характера, как они.


    Именно поэтому, чтобы справиться с трудным ребенком, необходимо, в первую очередь, пересмотреть свое поведение самим родителям. Давайте рассмотрим главные ошибки родителей на конкретных примерах:

    • Например, если ребенку папа разрешал ежедневно смотреть мультики до полуночи, а мама запретила это делать и отправила малыша спать, истерики не избежать. Ребенку трудно понять, почему вчера можно было долго смотреть мультфильмы, а сегодня нет. В случаях, когда педагогические принципы родителей разнятся, справиться с воспитанием своего чада им достаточно трудно. Поэтому очень важно, чтобы все домочадцы придерживались единственных правил, установленных в доме и не потакали капризам ребенка.
    • Также часто родители не следят за тем, чем занимается их ребенок, а потом замечают резкие изменения в его поведении. Например, если малыш общался с невоспитанными детьми с утра до вечера, то, скорее всего, их повадки он запомнит быстро и будет вести себя также. Отсутствие педагогических принципов тоже негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка, что чревато нервными расстройствами, депрессиями и стрессами. Родители должны следить за тем, чем занимается их ребенок, играть с ним, помогать познавать мир, справляться с жизненными проблемами. Таким образом, они помогут своему чаду стать умным, образованным и, главное, воспитанным человеком.

    • Трудные дети часто контролируют своих родителей. Странно, правда? Но это именно так. – это их главное оружие. Если хотя бы раз капризами, истериками и слезами ребенок чего-то добился от родителей, скорее всего, этот психологический прием он будет использовать ежедневно, причем, в неограниченных количествах. Единственных выход из этой ситуации – не потакать такому поведению. Ребенок должен понять, что его методы уже не действуют. Но родители, в свою очередь, должны рассказать своему чаду, как нужно себя вести, чтобы они услышали просьбы и отреагировали на них.

    Информации о воспитании детей очень много, но ее суть сводится к нескольким принципам, следовать которым должны все родители трудных детей (и не только):

    • Ребенка нужно хвалить. Почему-то об этом родители часто забывают. Если ребенок ведет себя плохо – ему необходимо об этом сказать, если хорошо – похвалить и подчеркнуть, какой он умница. Дети только выстраивают свою модель поведения и, соответственно, она напрямую зависит от реакции на те или иные поступки, самых близких и родных людей. Именно родители должны показать ребенку, что «хорошо», а что «плохо».
    • Нельзя судить ребенка как личность. Все дети хорошие, только в некоторых жизненных ситуациях могут вести себя неправильно. То есть, следует акцентировать внимание на поступках и конкретных действиях малыша. Например, напомнить о том, что он очень хороших мальчик, но в данный момент ведет себя невоспитанно. Малыш, в таком случае, будет понимать, что его любят, а причиной наказания служат его действия в конкретный момент.

    • Не стоит требовать от ребенка больше, чем он может. Необходимо учитывать возраст и уровень развития малыша.
    • Наказания должны быть последовательными. Например, если ребенок не убирал игрушки вечером, наказывать его утром уже нет смысла, так как он все равно не поймет, за что его ругали.
    • Успокаивать трудного ребенка нужно исключительно спокойным голосом. Разве кому-то будет приятно, если на него будут кричать?
    • Личный пример – лучший способ воспитания ребенка.
    • Родители должны вести диалог со своим чадом. Особенно это касается старших детей. Если ребенок готов вступать в споры, отстаивать свою точку зрения, родители должны выслушать его, а только после этого принимать решение.

    Справиться с трудными детьми не так сложно, как кажется. Необходимо пересмотреть свои принципы воспитания и следовать выше описанным советам. Как только ребенок поймет, что его родители готовы идти на встречу, искать компромиссы и действительно его любят, он начнет делать первые шаги навстречу изменениям.

    Воспитывать ребенка одновременно и интересно, и сложно. Как набраться терпения, чтобы выслушать все капризы малыша и не поддаться на провокацию с его стороны? Каждая мама думает, если с ребенком трудно в раннем возрасте, то с годами характер любимого чада будет еще хуже. А ведь все зависит от родителей.

    Трудный ребенок. Какой он?

    У меня трудный ребенок, я не могу с ним справиться, дайте мне хотя бы один день для отдыха от этого маленького монстра – это ежедневные слова миллионов женщин, воспитывающих детей. Кажется, что у соседки тихоня-дочка, по сравнению с которой свой ребенок выглядит настоящим ураганом. Ставить клеймо на собственного малыша, основываясь лишь на сравнении с другими детьми, нельзя. Какой он, трудный ребенок, – шумный, капризный, балованный или же какой-то иной? Это – ребенок с особыми потребностями. Характер такого дитя нельзя определить однополярно – спокойный или активный, он у него просто непредсказуемый, из-за чего взрослому очень трудно просчитать мотивы поведения и результат действий своего чада. Это идет в разрез с устоявшимся укладом жизни родителей. Трудный ребенок в семье – не приговор для родителей, это непаханое поле, на котором, если приложить усилия, вырастет райский сад.

    Содержание статьи:

    Дети с трудным характером, с желанием делать все по-своему, непослушные очень часто ставят своих родителей в тупик. Как правильно себя вести и воспитывать проблемных детей разного возраста? Об этом расскажет данная статья.

    Откуда берутся трудные дети?

    Какой он, трудный ребенок, – шумный, капризный, балованный или же какой-то иной? Это – ребенок с особыми потребностями. Характер такого дитя нельзя определить однополярно – спокойный или активный, он у него просто непредсказуемый, из-за чего взрослому очень трудно просчитать мотивы поведения и результат действий своего чада. Это идет в разрез с устоявшимся укладом жизни родителей. Трудный ребенок в семье – не приговор для родителей, это непаханое поле, на котором, если приложить усилия, вырастет райский сад.

    У каждого человека свой характер, каждый является индивидуальной личностью и требует особого отношения к себе. Ребенок - это маленький человек, в котором уже заложена частичка его характера при рождении. Взрослея, уже будучи индивидуальностью, ребенок формирует оставшуюся часть своего характера. Осуществляется это в процессе познания окружающего мира. Одним детям это дается легко и быстро, другим же для этого нужно больше времени и помощь родителей. Если же этой помощи они не получают - дети начинают капризничать и становятся непослушными. Воспитание трудных детей становится легче, когда родители понимают причину, которая поспособствовала возникновению этой ситуации.

    В зависимости от причин плохого поведения, педагоги и детские психологи выделяют несколько типов «трудных» детей:

    Дети с нарушениями в сфере общения: это и причина, и проявление отклонений в их развитии;

    Дети с нарушением эмоциональной сферы (крайне возбудимые или апатичные, аутичные);

    Дети с нарушениями интеллекта (обычно это выявляется с помощью медиков);

    Дети с нарушением волевой сферы (упрямые и своевольные или, наоборот, безвольные и безразличные).

    Выявление причины «трудности» дает намек, что делать с возникшей проблемой, как ее решать.

    Как воспитать трудного ребенка 5-6 лет?

    Чтобы правильно воспитывать малыша, следует разобраться, что стоит за его плохим поведением. Сразу следует оговориться, что отличий между плохим поведением детей разных полов не существует, как правило, причины непослушания всегда одни и те же.

    В психологии есть такое понятие, как «фрустрация», характеризующее такое психическое состояние, при котором все желания человека (в данном случае, ребенка) не могут быть удовлетворены в полном объеме.
    Понимая, что не все ему позволено, не все он может подчинить своим желаниям, чему-то он должен подчиниться, ребенок взрослеет.

    Каждый чуткий родитель, имеющий склонность к рефлексии и наблюдательности, хорошо понимает своего ребенка и чувствует, когда он капризничает с целью чего-либо добиться для удовлетворения своих желаний или причина непослушания кроется в чем-то другом, например, недомогание, проблемы в детском саду, о которых малыш боится рассказать дома и прочее. Рассмотрим подробнее, почему малыш может капризничать и проявлять непослушание.

    Причины плохого поведения в возрасте 5-6 лет:

    1. Борьба за внимание родителей. Часто причиной непослушания становится желание ребенка привлечь к себе внимание, особенно если родителя заняты своими делами и проблемами и не уделяют малышу должного внимания. Дошкольник еще не знает, как конструктивно взаимодействовать со взрослыми и как строить с ними диалог и нормальные отношения, а выбирает тот способ, который ему более доступен.

    2. Самоутверждение малыша, которое идет в разрез с родительской гиперопекой. Уже в 2 года ребенок начинает стремиться к самостоятельности, и все чаще говорит: «я сам». Родители же из гуманных побуждений пытаются навязать ему свою точку зрения: контролировать во всем, поучать, упрекать и прочее. Ребенок воспринимает эту критику « в штыки» и пытается с ней бороться посредством непослушания.

    3. Желание отомстить. По ряду различных причин, родители, желая того или нет, причиняют ребенку какие-то страдания (например, мама спрятала любимую игрушку, заставила доедать «невкусную» кашу и прочее).

    4. Потеря веры в собственные силы. Если ребенок в чем-то разочаровывается или отчаивается, он начинает вести себя неадекватно. Эта причина чаще всего связана с неуверенностью в себе и заниженной самооценкой ребенка и выражается в некой манере протеста.

    Чтобы ребенок рос здоровым и послушным он с маленького возраста должен непрерывно чувствовать любовь родителей. Любить послушного ребенка легко, но когда ребенок меняет свое поведение и становится "трудным" - вместо привычного количества любви он начинает слышать больше криков, получать больше наказаний и даже воздействий физической силы. В результате ребенок может вырасти неуверенным в себе, агрессивным, застенчивым.

    Чтобы этого избежать, не стоит наказывать ребенка при каждой представившейся возможности. Сначала нужно спокойно поговорить с малышом, понять причину его поступка и постараться объяснить, почему так делать нельзя и какие плохие последствия могут возникнуть. Нужно быть готовым к тому, что это не даст ежеминутного результата. Ребенку может понадобиться время, чтоб это осознать, и родительское терпение, чтобы услышать разъяснение еще несколько раз.

    Необходимо ввести в семье несколько правил, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Следует донести их к ребенку и объяснить, почему так важно соблюдать эти правила. Постепенно можно пополнять количество правил. Важный момент: малыш должен понимать, что если его и ругают - то только за плохое поведение или плохой поступок, а не потому что он сам плохой.

    Как воспитать трудного ребенка 7-8 лет?

    Поведение ребенка младшего школьного возраста связано с двумя основными изменениями в психическом развитии ребенка. Во-первых, ребенок больше не путает свою точку зрения и точку зрения других. Он становится способным к рассуждению. Вместо импульсивного поведения дошкольника ребенок 7-8 лет обычно анализирует всю ситуацию, перед тем как действовать.

    Во-вторых, происходят изменения в социальной позиции ребенка. Возникает ряд сложных образований, это самолюбие, самооценка, обобщение чувств, уровень запроса к самому себе.

    Причинами плохого поведения в этом возрасте являются утрата детской непосредственности, появление не совсем понятных «странностей». В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая–то вертлявость, паясничанье, клоунада, ребенок может строить из себя шута.

    Что делать родителям «трудного» ребенка, который достиг этого возрастного этапа?

    Отношение ребенка к школе транслируется родителями. Если мама и папа негативно относятся к школе, то не стоит ждать восторгов и от ребенка. Паника, раздражительность к школьным заданиям, сетования на сложность программы, разговоры о том, что раньше в школе учили детей, а сейчас не учеба, а одни «мучения» - все это рано или поздно приводит к тому, что ребенок будет рассуждать точно так же. Родителям необходимо уважительно отзываться об учителях, не произносить что-то вроде: «Да там одни недоучки!», «Учителя ничего не понимают!». Очень важную роль в мотивации к предмету играет авторитет и личность учителя. Родительское воспитание должно помогать учителю обучать детей. Чем раньше мама и папа начнут приучать ребенка к требованиям учителя, школьным правилам, тем в дальнейшем ему будет проще принимать правила общества, в котором ему жить.

    Восприятия ребенка таким, каков он есть. Не нужно пытаться переделать ребенка и подогнать его под некий идеальный образ. Ребенок только сел за парту, а родитель уже буйно фантазирует, как чадо растет отличником, в голове рисуются идиллические картинки прилежного дитя, который гениально схватывает все на лету, не устает, не болеет, не ленится, легко поступает в институт и получает красный диплом, а затем становится известным нобелевским лауреатом. Конечно, лавры достанутся и родителю – ведь это только благодаря вашему воспитанию вырос гений! На самом же деле это один из мифов, от воспитания зависит многое, но далеко не все. Нормальный ребенок не может быть роботом и время от времени устает, капризничает, без фанатизма собирается в школу. Следует быть ближе к реальности, ведь идеальных людей – как родителей, так и детей – не существует.

    Интересоваться школьной жизнью. Многие родители зацикливаются на оценках и стандартных общих вопросах: «Тебе понравилось в школе?» Важно интересоваться личностью ребенка, расспрашивать его о жизни, а не только «о деле». Спросите, с кем он подружился, во что они играли на перемене. На кого похожа учительница из сказочных героев, с кем ребенок сидит, а какие пеналы у других детей. Полезно будет рассказать что-то из своей школьной жизни, показать старые фотографии. Лучше, если рассказ будет не с моралью и не вымышленный, а искренняя история о реальных событиях. Когда ребенок рассказывает о событиях в школе следует внимательно слушать и взаимно делиться переживаниями.

    Любить ребенка таким, какой он есть. В 7 лет у ребенка начинает формироваться самооценка. В силах родителей помочь ему сформировать высокую самооценку, любовь к себе, веру в свои силы. Эти составляющие являются залогом счастливой жизни. Если родители будут огорчаться из-за неуспеваемости, постоянно таскать ребенка в различные кружки, не давая ему отдыха, делать уроки до полуночи и т.п., у крохи может сложиться ощущение, что его будут любить только тогда, когда он получает хорошие оценки и хорошо себя ведет, словом, тогда, когда он успешен. Но любовь не может быть за что-то, она безусловна. Для ребенка важнее всего не многочисленный багаж знаний и хорошие оценки, а принятие его полностью – в минуты радости и горести, непослушания и кривляния, полное принятие. Уверенность в том, что он любим всегда, вне зависимости от поведения и настроения.

    Как воспитать трудного ребенка 9-10 лет?

    Родители должны осознавать, что «трудные» непослушные дети сильно страдают. Это особенно касается тех, для кого такое поведение является методом выражения протеста, что чаще всего случается в возрасте 9-10 лет. Эти дети после очередной неприятной ситуации будут находиться в сильном стрессе, а целая череда ссор вгоняет их в депрессию. В этом возрастном периоде негативная атмосфера в жизни ребенка может оставить сильную психологическую травму, которая усугубляется по мере взросления, что безусловно окажет негативное влияние на дальнейшую жизнь человека.

    Причин плохого поведения ребенка в возрасте 9-10 лет существует очень много. Однако, многое зависит от модели поведения родителей, которая была использована ранее. Семьи, где использовался авторитарный стиль, должны несколько пересмотреть свое отношение к воспитанию. Если дошкольник еще сможет смириться с тем, что ему постоянно что-то приказывают, то уже к третьему классу ребенок может перестать терпеть такое отношение к себе.

    Приказной тон лучше сменить на обсуждение либо просьбу. Нет ничего страшного в том, что родитель что-либо попросит у своего чада. Не нужно бояться, что авторитет при этом упадет до нуля, не исключено, что он даже возрастет в глазах ребенка. В свою очередь грубый тон и приказы неприятны всем, даже тем, кто к такому обращению привык с детства.

    Еще одной причиной “трудного” поведения является игнорирование просьб и потребностей ребенка. Когда родители не слышат свое чадо либо намеренно игнорируют его желания, считая, что лучше знают, что нужно ребенку сейчас, начинает формироваться ощущение ненужности. Одной из форм выражения подобного состояния обязательно станет капризность. В школьном возрасте такие ситуации очень опасны. Жизнь ребенка может быть достаточно сложной из-за нагрузок в учебе, подготовки к переходному возрасту. Если к этому прибавится еще и ощущение того, что даже родители его не любят, это может стать очень серьезной травмой.

    Также ребенок может стать «трудным» если в семье разрешается все с ранних лет. Для крохи нет преград ни в общении, ни в действиях. Такие дети будут очень общительными и активными, но неуправляемыми. Когда ребенок находится в определенном возрасте, должны быть люди и нормы поведения, которые могли бы на него повлиять. В противном случае ситуация может выйти из-под контроля и стать критичной. Такие дети, для которых не существовало ограничений и законов в семье, в будущем могут стать преступниками, так как для них не будут важны и общепринятые правила.

    Родители, которые во всем потакают своему малышу, лишь бы тот был счастлив, рискуют столкнуться с тем, что их 9-годовалый ребенок вырастет настоящим манипулятором. В таком случае любой отказ от требований ребенка будет выражаться в виде непослушания и истерик.

    Все это говорит о том, что основные причины детского непослушания зависят именно от родителей. Не нужно выпускать ситуацию из-под контроля еще в раннем возрасте, тогда не придется переживать из-за капризности малыша к 10 годам. Если же избежать проблем не удалось, нужно научиться бороться с капризами, но делать это правильно. Не стоит забывать о том, что не за горами и самый сложный период, а именно переходный возраст. Если до этого времени родители не наладят со своим чадом нормальный контакт, придется решать гораздо большие проблемы.

    Если для ребенка к 9 годам стало нормой плохое поведение, грубые разговоры с родителями, учителями и просто взрослыми на улице, нужно подробно разобраться в проблеме. Для начала стоит обратить внимание на собственную модель поведения. Дети во всем берут пример со взрослых. Поэтому очень важно самим вести себя правильно. Без выполнения этого пункта не стоит рассчитывать на успех. Если дети видят, что родители постоянно ссорятся, грубо разговаривают между собой и негативно относятся к окружающим, стоит ждать того, что со стороны ребенка это обязательно проявится в виде капризности и непослушания.

    Если родители привыкли к авторитарному стилю, необходимо внести некоторые коррективы в общение, поскольку 9-10 лет - это уже достаточно большой возраст. Ребенок не будет просто терпеть приказы, ему нужно уважение, а особенно со стороны родителей. Если он будет постоянно слышать только указания, может возникнуть протест. Поэтому взрослым необходимо объяснять свои слова так, чтобы это выглядело не как приказ, а как рекомендация. К примеру, можно заменить фразу: «Немедленно убери в своей комнате» на: «Сделай, пожалуйста, уборку, чтобы в комнате стало просторнее и удобнее».

    Как воспитать трудного ребенка 11-12 лет?

    Этот возрастной период считается ранним подростковым этапом, который сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.

    В этом возрасте начинается время полового созревания с окончательным формированием вторичных половых признаков. У разных подростков этот период может начинаться в разное время. У девочек переходный возраст обычно наступает немного раньше, чем у мальчиков. В основном переходный возраст начинается в 11-12-13 лет. В это время у многих девочек начинается менструация, а у мальчиков появляется эякуляция. У ребенка появляется резкая смена настроений, раздражительность, беспокойство, упрямство, ему хочется больше времени проводить среди сверстников, возможны трудности в учебе и т. д. Родителям обязательно стоит учитывать эти закономерные физические и психологические изменения. Различные конфликтные ситуации могут встречаться гораздо чаще, чем раньше и ребенок может переживать их сильнее, чем прежде. Если родители начинают способствовать возникновению конфликта, часто упрекать сына или дочь, показывать свое недовольство, то ситуация лишь усугубится. Кстати, психологи отмечают, что переходный возраст протекает тяжелее у единственных в семье детей.

    Родителям необходимо быть терпеливыми, любящими и убедить подростка, что он всегда может рассчитывать на их помощь и поддержку. Не следует обижаться на ребенка, если он начинает больше доверять постороннему человеку, пытается подражать ему и следовать его примеру. Дело в том, что связь ребенка с отцом и матерью с эмоциональной точки зрения всегда значительно сложнее, чем отношения с другими людьми. Если подросток останется непонятым, то он будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Последствия таких переживаний могут привести к самоубийству. Поэтому, если ребенок угрожает самоубийством, ни в коем случае нельзя не обращать внимания на такие разговоры, тем более смеяться. Необходимо внимательно за ним наблюдать. Возможно, он действительно разочаровался в жизни и чувствует себя очень несчастным. Очень важно быть терпеливым и постараться спокойно донести к ребенку правильные мысли, тогда дети, возможно, смогут понять родителей и принять их позицию.

    Как справиться с трудными детьми расскажет доктор Комаровский: