Почему ребенок ест твердую пищу. С какого возраста можно давать твердую пищу и как научить ребенка ее жевать

Консультация «Как научить ребенка жевать?» предназначена для родителей и логопедов, которые столкнулись со ставшей в последние несколько лет распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу. Из консультации можно понять причины данного явления, получить практические рекомендации, которые помогут родителям и педагогам преодолеть проблему.

Написать статью «Как научить ребенка жевать?» меня, логопеда высшей категории с немалым стажем, побудили наблюдения последних лет за 3-4-годовалыми детьми, которые – как это не странно звучит – не умеют жевать. Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!».

Но мне самой неоднократно пришлось столкнуться с этой проблемой. Дети приходили в детский сад в три года и не могли ничего есть там. Родители приносили пюре в баночках или воспитатель «месил» первое блюдо. Причем, консультации невролога ничего не давали — ответ был: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». По подражанию не научились, кормить взрослому не давались, плевались и давились.

Ниже будут освещены причины данной проблемы и практические рекомендации по ее преодолению.

Негативные результаты неумения есть твердую пищу:

  • Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;
  • Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
  • Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу.

Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание.

Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание . При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола.

Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет?

Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса.

Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи.

Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение.

Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).

Ситечко для кормления помогает ребенку научиться жевать твердую пищу

С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам».

Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой.

Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию.

Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Когда малыш появляется на свет, у него присутствует врожденный сосательный рефлекс, поэтому нет необходимости учить его пить из бутылочки или маминой груди. Но ребенок взрослеет и на замену молоку приходят разные кашки и пюрешки, а потом и взрослая пища. Жевательный рефлекс нужно развивать, поэтому мамы часто задаются вопросом о том, как научить ребенка жевать твердую пищу. Такое простое для взрослого занятие для малыша становиться тяжелой задачей.

Что такое жевание

Каждый день, поглощая определенное количество пищи, взрослый человек не задумывается о том, как это происходит. Процесс жевания выработан давно, и пища пережевывается рефлекторно. Жевание – это формирование во рту однородного комка пищи, который затем сознательно проталкивается в пищевод.

У маленького ребенка такой рефлекс вырабатывается постепенно. Он может проглотить только ту еду, которая не на много гуще ранее получаемой пищи. Поэтому этот навык следует прививать родителям постепенно переходя от жидкой пищи к твердой.



В каком возрасте малыш должен научиться жевать и глотать твердую пищу

Новорожденному ребенку для нормальной жизнедеятельности нужно употреблять в пищу материнское молоко или адаптированные смеси. Его пищеварительная система еще не до конца сформирована и поэтому совершенно не готова к более густой однородной, а тем более твердой пище.

Каждая мама должна знать примерный возраст, когда нужно вводить первый прикорм, а затем уже и взрослую пищу. Очень часто мамы боятся, что их кроха подавиться, если ему в еде попадется хотя бы маленький кусочек твердой пищи и продолжают ее давить или измельчать в блендере до 3-4 летнего возраста, а это не нормально.

Понятно, что не стоит давать твердую еду грудному малышу, тем более что у него сработает защитный рефлекс, когда любой твердый предмет рефлекторно выталкивается языком. По мере взросления, врожденные рефлексы у малыша становятся менее выраженными и уступают место приобретенным.

Первый прикорм рекомендуется вводить в возрасте 6 месяцев. Как правильно его вводить, можно посмотреть на видео внизу статьи. Но это еще не твердая пища, а более густая. Даже если малыш не обзавелся к этому возрасту зубками, он все равно пробует делать жевательные движения, копируя поведение взрослых. Своевременное ведение первого прикорма формирует фундамент, для введения пищи кусочками.

Переход от жидкого питания к твердой пище должен быть постепенным, но к двум годам ребенок уже должен уметь хорошо пережевывать и глотать твердую пищу.




Какой вред ребенку может нанести поздний переход на твердую пищу

Своевременное введение первого прикорма дает хорошее начало для приучения крохи к более густой еде. Он позволяет малышу научиться кусать, пережевывать и глотать более плотную пищу.

Но если упорно продолжать измельчать еду для двух летнего малыша, можно нанести его здоровью реальный вред:

  1. Формирование неправильного прикуса. Появление различных стоматологических проблем;
  2. Различные проблемы пищеварительной системы. По мере роста ребенка развивается желудочно-кишечный тракт, а отсутствие плотной и твердой пищи вызовет атрофию желудка. Не требующая пережевывания пища не вызывает выработку большого количества слюны, что в свою очередь сказывается на выработке ферментов, в итоге пищеварительная система дает сильный сбой;
  3. Проблемы с развитием речи. Происходит это из-за того, что для правильного произношения некоторых звуков необходимо задействовать определенные лицевые мышцы. В результате отсутствия навыков жевания эти мышцы будут недостаточно развиты;
  4. Не научившейся жевать в раннем возрасте ребенок, будет сознательно отказываться от твердой пищи в более взрослом возрасте, так как ему будет просто лень прилагать определенные усилия для ее пережевывания. Это может привести к отказу от пищи.

Большой проблемой для детей не умеющих жевать и глотать твердую пищу станет пребывание в детском саду, так как кроме обычной адаптации ребенку предстоит еще приспосабливаться к необычному для него питанию.




Как научить малыша жевать

Переходить к введению твердой пищи нудно постепенно. Если в рационе ребенка присутствуют различные готовые пюре и смеси, то приобретаются они соответственно возрасту малыша. Чем старше ребенок, тем более густые пюре и смеси изготавливаются производителями. В них начинают включаться небольшие кусочки твердой пищи.

При приготовлении домашней пищи следует сначала отказаться от протирания через сито или мелкого перемола пищи в блендере. Еду начинаем слегка давить вилкой, а блендер ставим на более медленные обороты. Впоследствии от блендера вообще стоит отказаться.

Какие-то продукты для ребенка можно натирать на крупной терке. Твердые кусочки пищи в супе можно сначала давить вилкой. Затем просто меняем технику нарезки при приготовлении блюда: от очень мелких, до кусочков нормального размера.

Такой плавный переход от еды однородной консистенции до употребления обычной твердой пищи не должен доставить проблем ни маме, ни ребенку.


Что делать если момент введения твердой пищи упущен

Но бывает, что в силу каких-либо индивидуальных особенностей ребенка или по причине пропущенного времени малыш категорически отказывается принимать даже небольшие кусочки твердой пищи. Попытка глотнуть что-то не жидкое, заканчивается рвотным рефлексом и громким плачем. Ребенок готов голодать до тех пор, пока ему не вернут его привычную пищу. Тогда родителям придется провести следующие мероприятия.

Массаж языка

Нужно активизировать работу мышц языка. Это поможет избавиться от рвотного рефлекса, появляющегося у ребенка при попытке проглатывания твердых кусочков. Для этого нужно мягко массировать малышу язык при помощи деревянного шпателя. Начинайте с кончика, постепенно перемещаясь к корню языка. Чтобы процедура проходила без скандала, необходимо придумать какую-нибудь занимательную историю про волшебный язычок или увлекательную игру с деревянной палочкой. Хорошим упражнением для детского язычка будет, если мама разместит ему за щечкой марлевый тампон и попросит кроху вытолкнуть его языком. Можете проделывать это вместе, так малышу будет интересней.

Применение ниблера

Часто появление рвотного рефлекса связано со страхом крохи, связанным с попаданием в рот твердых кусочков. Родителям нужно попробовать деликатно победить этот страх. Ниблер — это маленькое сито в виде пустышки с ручкой. В него кладется небольшой кусочек фрукта или овоща, и ребенок тренируется жевать, без риска подавиться.

Помощь малыша маме при приготовлении еды

Мама и малыш много времени проводят вместе, поэтому ребенок иже давно изучил, как мельчится пища. Маме нужно убедить малыша, что блендер не работает, сито потерялось, а осталась только волшебная вилочка. Нужно дать ее малышу, пусть попробует. Также крохе можно дать терку, на которой он самостоятельно потрет морковку или яблочко, а возможно сразу и съест.

Положительный пример

Вся семья должна доказать крохе, что кусочек пищи во рту горазда интересней пюрешки на ложке. Подготовьте семейный обед, рассказывая малышу интересные истории о кусочках. Нужно дождаться чтобы малыш сильно проголодался, возможно, заинтересованный ребенок сам потянется к кусочку тыквы-царицы или огурца-великана.

Хороший пример — заразительный

Пригласите в гости семью с ребенком такого же возраста, но умеющего жевать и глотать твердую пищу. Организуете небольшое детское застолье. Возможно, на чужом примере кроха научится сам это делать гораздо быстрее.

Каждый ребенок проходит свой особенный путь развития, поэтому с точностью до одного месяца сказать, когда он будет готов полноценно пережевывать еду, нельзя. Согласно мнениям авторитетных педиатров, примерно в возрасте 12 месяцев малыш уже способен есть твердые продукты. У некоторых деток этот навык вырабатывается на несколько месяцев раньше, у других – на несколько месяцев позже. Но если к двум годам у ребенка уже развита мелкая моторика рук, а он не приучен к полноценной пище, необходимо срочно принимать меры.

Первые шаги в освоении жевательного инстинкта ребенок делает уже на пятом месяце жизни, еще до того момента, еще до момента прорезывания первых зубов. По утверждениям педиатров, «пробуя на зуб» прорезыватель, сушку или другой мелкий предмет, малыш не только пытается массажировать набухшие и зудящие десны, но и тренирует челюстные мышцы. После того, когда прорежутся первые зубы, ребенок уже будет в состоянии жевать измельченные куски твердой пищи.

Ребенок не хочет жевать – в чем причина

Существует целый ряд причин, по которым кроха отказывается жевать, и потребляет только жидкую еду. Родителем не стоит сразу злиться и нервничать, есть вероятность, что это не каприз, а физиологические проблемы. Для выяснения причин проблем с жеванием стоит понаблюдать за поведением ребенка, проанализировать ситуацию. Иногда для того, чтобы привыкнуть к новой еде, потребуется некоторое время.

Существуют такие причины отсутствия навыка пережевывания:

Неправильное кормление

Эта основная причина того, что кроха никак не хочет расстаться со своим любимым пюре и перейти на «взрослый» рацион. Чересчур заботливые родители предлагают малышу столь широкий выбор жидких блюд, что крохе уже просто не хочется чего-то другого. Иногда мама кормит свое чадо кашками и пюре из-за опасений, что он поперхнется: бояться не стоит, не пережеванный кусочек он будет выплёвывать.

Несформированность навыков

Замечено, что младенцы, которые сразу после рождения находились на искусственном вскармливании, неохотно отказываются от жидкой еды. Причина этого – неразвитые челюстные мышцы: для того, чтобы насытиться, нужно хорошо потрудиться, а для получения питательной смеси из соски много труда не надо. Иногда бывает, что малышу запрещают «пробовать на зуб» баранки, разные безопасные предметы, не предлагают прорезыватель: это тоже не способствует развитию.

Физиологические проблемы

Изредка причиной нежелания прожевывать продукты бывают физиологические проблемы. Маленький лакомка пытается проглотить еду, но неожиданно начинает кашлять, и ему приходится выплевывать не пережеванные кусочки. Затруднения с глотанием вызывают распространенные заболевания гортани и ротовой полости – стоматит, фарингит, тонзиллит. Любая попытка прожевать продукты вызывает у малыша боль, он вынужден кушать перемолотую пищу. Для выявления подобных заболеваний нужно посетить стоматолога, хирурга и невролога.

Есть несколько способов приучить кроху питаться «взрослой» едой. Если применить сразу несколько методов, успех обеспечен. Первое время рекомендуется кормить вперемешку – жидкой пищей с вкраплениями твердых продуктов, чтобы он привык к новому рациону. Главный принцип перехода на новый режим питания – не идти на поводу у крохи. Если что-то не выходит, нельзя показывать это, лучше попробовать в следующий раз.

Подавайте личный пример

Нет ничего лучше для обучения маленького гурмана чему-то новому, как обучение на примере родителей и других взрослых Спокойно расскажите, что отныне вы будете есть вместе, а он уже подрос для того, чтобы питаться обыкновенной едой, а не только пюре. Для того чтобы развить желание крохи съесть твердую пищу, покажите ему лакомство, идеально подойдет кусочек цветного мармелада. Не спеша откусите лакомство, заинтересуйте ребенка, пусть он попросит себе кусочек.

Перестаньте измельчать пищу

Если малыш видел процесс приготовления блюд, он должен был заметить толкушку, блендер или иной предмет для превращения любого блюда в пюре. Однажды скажите крохе, что блендер сломался или пропал, и придется есть пищу без перемалывания, целиком. Если маленькому гурману это не понравится, поясните, что это только один раз, в следующий раз все будет по-прежнему, но сейчас нужно все съесть.

Устраивайте перекус на улице

Если родители не являются авторитетом для ребенка, нужно попробовать использовать авторитет других детей. Старайтесь чаще бывать на улице, в движении, в заведениях общественного питания, на пикниках. Когда кроха увидит, как другие дети беззаботно едят любую пищу, ему тоже захочется попробовать «за компанию», там на его кулинарные запросы и капризы будут всем безразличны.

учить жевать и все. что делать. или и далее все ей мельчить всю жизнь. давайте кусочковую пищу и показывайте. Очень часто мамы задают мне такой вопрос: «ребенок не ест твердую пищу, не умеет жевать или давится». Проблема ОЧЕНЬ распространенная и появилась она, кстати, только недавно, когда пересмотрели сроки введения прикорма. Раньше ребенок получал первую сушку ДО появления ПЕРВЫХ зубов, и учился жевать деснами. Сейчас в 6 -6,5 месяцев большинство детей имеют 2-4 передних зуба, жевать которыми просто невозможно, но, что важно, они мешают и жевать деснами. Если же вы против того, чтобы давать ребенку с 6-7 месяцев грызть баранку или кусочки фруктов (яблоко, груша), то тогда выход один - дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Уже с примерно годовалого возраста ребенок может постепенно начинать употреблять твердую пищу и жевать небольшие кусочки. Так как же научить полутора- или того хуже 2-годовалого малыша жевать. Методы довольно просты, но требуют от родителей и других родственников единодушия в исполнении, выдержки и немного актерских способностей. А суть проста: ставить ребенка в такие условия, где не жевать он просто не сможет. Поставьте себя на место ребенка, зачем жевать, если похнычешь, и всегда дадут то, что жевать не нужно. Первое - отработать навык жевания, сами движения. Тут понадобится зефир или жевательный мармелад. В 1-2 года ребенок уже прилично соображает, поэтому, увидев это у вас во рту, наверняка запросит тоже. А вы ему: "Дам, но ее нужно обязательно жевать, вот так"... Естественно, продукт должен быть качественный. Второе - "сломать"или потерять протиралку (миксер, блендер, ситечко или толкушку), показать малышу результат и вместе с ним искренне погоревать, на забыв пообещать при случае ("когда появятся в магазине") купить другую. Обещание постараться не сдержать. Можно предложить ребенку "поскольку он уже большой" самому измельчать себе еду в тарелке, вилкой к примеру. Получается своеобразное соревнование двух леней: "лень жевать" и "лень давить". Как правило рано или поздно побеждает последняя. Третье - перестать по возможности готовить протертые блюда. Если отказывается есть другое - не кормить. Только оставлять в доступных местах продукты для перекуса. Не бойтесь, что отсутствие регулярного трехразового и многоблюдного питания испортит ребенку желудок. Решительные меры помогут приучить жевать довольно быстро, а "отрубание хвоста по частям" - наоборот. Поэтому исключительно от вашего упорства и несгибаемости зависит результат. А год-два на таком питании вполне можно протянуть безо всякого ущерба для здоровья, проверено! Четвертое - очень часто дети начинают жевать новое, ранее незнакомое блюдо. Подумайте, как можно расширить рацион. Естественно, новинку предлагать ТОЛЬКО в не протертом и не измельченном виде. Пятое - чаще выходите "в люди". Питание вне дома как правило не подразумевает специальное приготовление пищи под капризы ребенка. Перекус на ходу в парке, пикники на природе, походы в доступные общепитовские заведения (тот же Макдональдс), особенно в окружении других детей как правило действуют положительно. Только принцип должен быть тем же: ешь то, что есть, другой еды тут нет. И самое, на мой взгляд, главное правило - при всем этом - никаких разговоров, бесед, тревог, ночных размышлений и жалоб окружающим по поводу нежевания ребенка. Пусть он думает, что у него ВСЕ НОРМАЛЬНО. 1-2 года - возраст очень опасный в плане начала манипуляций родительским чувствами. Не лучший вариант, если малыш будет использовать свое жевание/нежевание чтобы шантажировать вас.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.


    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!


    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.


    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.


    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.


    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.



    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.


    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.


    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.