Занятия в детском саду экология. Занятия по экологии

Программное содержание:

1. Формировать представления о круговороте воды в природе.

2. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: игровой персонаж – Капитошка; таз с водой; прозрачные стаканчики для воды; «маленькие человечки» (ТРИЗ); стекло; картина круговорота воды в природе.

Модели: «маленькие человечки» (ТРИЗ); правила бережного отношения к воде.

Предварительная работа:

Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки».

Ход занятия

1. Педагог: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться? (Выслушиваются предположения детей).

2. Давайте, ребята поищем капельку. Только договоримся, что вы идете за мной. Договорились?

Дети: Да!

3. Подходим к большому цветку. На листке лежит вырезанная из бумаги капелька воды. Педагог подходит к растению и говорит детям: « Ребята, посмотрите, что это такое на листике?». Осторожно встряхиваю лист, и мне на руку падает капелька.

Дети: Капелька.

Педагог: Ребята, а у капельки, наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут, капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за нее)

Педагог: Дети капельку зовут Капитошка.

Педагог: Что ты здесь делаешь, Капитошка?

Капитошка пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду.

Педагог: Дети, покажем Капитошке, где живут ее сестрички-капельки.

(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)

Капитошка, говорит вам, ребята, спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?

Дет:. Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.

Педагог: А как нам это сделать?

Дети: Вспомнить волшебную считалочку - превращение.

Педагог (вместе с детьми произносит считалку-превращение):

Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.

Педагог: Ребята, Капитошка приглашает нас в путешествие. Она даже приготовила для нас карту. Подводит детей к картине.

Путешествие капельки (круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек - сестричек Капитошки. Подойдите, пожалуйста, к столу по 4 человека к каждому. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.

Ребята, а у воды есть цвет? (нет, вода бесцветная, прозрачная) .

Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом «У воды нет запаха»)

У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)

(Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)

Вытираем салфеточками ручки. Наше путешествие продолжается. Присаживайтесь на стульчики

Педагог: Дети, сейчас мы с вами изобразим капельку с подружками. Хотите помочь? Ко мне выйдут дети (3 человека). Они покажут нам капельку и ее подружек. Дети самостоятельно моделируют воду на столе. Ребята, вы согласны с предложенной моделью. А теперь представьте, что вы маленькие человечки. Покажите нам капельку с подружками.

Капитошка: Вот так и Капитошка с сетричками-капельками играл, резвился, но солнце светит ярко, пригревает, и сестрички–капельки по одной начинают отделяться и поднимаются в воздух. Теперь капельки легки, они летят все выше, выше (показывает на картине).

Педагог: Дети, давайте посмотрим, как это происходит на самом деле – проведем опыт. А вместо солнышка у нас будет чайник. Наливаю холодную воду в чайник. Что-нибудь произошло? (нет) . А вы приготовили ушки и глазки. Мы должны не только видеть, но и слышать, что будет происходить. Я включаю чайник, сидим тихо, слушаем и наблюдаем. Чайник закипает, открываю крышку.

Дети, что вы слышите? (Бульканье, вода кипит) .

Дети, а вы что нибудь увидели – из чайника идет дымок, пар. Это одно из состояний воды (жидкая, твердая, пар)

Антон, как называется дымок из чайника? (пар) , Эля назови, что из чайника выходит? (пар).

Где образуется пар? в чайнике, при нагревании вода превратилась в пар.

У пара есть цвет? (нет, пар бесцветный).

У пара есть запах? (нет, у пара нет запаха)

Ребята, а как можно назвать легкую капельку, которая поднялась в небо (капелька – паринка). Какие человечки помогут нам изобразить капельку – паринку, подскажите мне.

Педагог: Давайте покажем Капитошке, как можно смоделировать пар с помощью «маленьких человечков».

Молодцы, ребята. А знаете ли вы, что, когда капельки поднимаются вверх, они не исчезают и не разлетаются по всему небу, ведь высоко от земли воздух не такой теплый, каким мы дышим, а намного холоднее, и капельки собираются вместе снова. Так получаются…. Капитошка хочет, чтобы мы сами догадались, и приготовил нам загадку.

Педагог:

1. Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако.)

Облака соединяются вместе, и образуется то, что в загадке спрятано.

2. Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите, поскорей! (Туча)

Капитошка:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)

А кто знает, о чем эта загадка?

Дети: О воде.

Педагог: Давайте проведем опыт, чтобы подтвердить, что загадка составлена правильно.

Дети вновь рассаживаются вокруг стола, где проводили опыт по превращению воды в пар. Повторяется первая часть опыта: нагревается в колбе вода, доводится до кипения, Дети наблюдают пар, затем в небольшом отдалении от горлышка колбы подносится прозрачное стекло. Наблюдается запотевание стекла (облако) , затем стекло убирается от горлышка колбы, и дети наблюдают, как стекло остывает, и капают капли (дождь).

Капитошка: Посмотрите на картину. Вы видите, что облака стали темными, тяжелыми, из них пошел дождь – это маленькие капельки воды. Упали капельки воды на землю – напоили растения, вымыли листья и дорожки, напоили реки и озера водой. Понесли реки свои воды в море, и снова встретились капельки-сестрички. Это летняя картина, а как же зимой? Только вместо капелек – дождинок, капельки – снежинки. Дети, а вы любите моих сестричек – снежинок?

Дети: Да. Мы знаем много стихотворений про снег и снежинки.

(Дети рассказывают стихотворения)

Педагог: Ребята, а как можно с помощью «маленьких человечков» показать снежинку. Дети становятся плотно друг к другу и берутся за руки. Потом показывают на модели.

Капитошка: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали Капитошку. Ему грустно с вами расставаться, но его ждут сестрички - капельки. До свидания.

Педагог: Дети, вспомните игру «Путешествие капельки», в которую мы с вами играли недавно. Наша капелька побывала кем? 1 ребенок у доски показывает маршрут путешествия, рассказывая кем, побывала капелька

Дети: Капелькой, паринкой, дождинкой, снежинкой.

Педагог: Мы путешествовали с капелькой по кругу. В природе это путешествие так и называется круговорот воды. Поэтому в наших реках, озерах и морях вода не исчезает. Она проходит по кругу превращений и снова попадает на Землю.

Давайте вместе назовем наше путешествие: «Круговорот воды». Подумайте и скажите, а надо ли беречь воду? Почему? А что случится, если пропадет вода? Как нужно беречь воду? Педагог раздает детям модели охраны воды, обсуждает вместе с детьми.

Дети, Капитошка оставил нам капельки из бумаги. Давайте мы их прикрепим в тех местах группы, где мы встречаем воду (кран, аквариум, чайник с водой, леечки для поливки цветов) . Педагог обращает внимание детей на то, что вокруг стало много синего цвета.

Дети, а давайте посмотрим, что наши гости знают о воде. Загадаем им несколько загадок. Уважаемые гости, дети приготовили загадки и предлагают вам найти отгадки.

Где самая вкусная вода? (В роднике). Дети угощают родниковой водой гостей и пьют сами.

Загадки для гостей занятия

1. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог.
Нас он летом в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)

2. Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост, как синее стекло! Скользко, весело, светло! (Лед)

3. Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня. (Ручеек)

4. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

5. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река)

Литература

Рыжова Н.А. Волшебная вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997. (Серия «Наш дом – природа»)

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Конспект занятия в старшей группе по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Путешествие в мир насекомых».

Білім беру салалары /Образовательная область/Educational area: «Социум».

Бөлік/Раздел/ Section: Экология.

Тақырып /Тема/Subject: «Путешествие в мир насекомых».

Мақсатты/Цель/ Target: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.

Міндеттер/Задачи/ Tasks:

Образовательные: Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ. Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.

Воспитательная: Воспитывать доброе отношение к насекомым.

Сөздік жұмыс/Словарная работа/ Dictionary work: насекомые, насечки, нектар, пыльца.

Екі тілдік компонент (Билингвальный компонент): весна-көктем-spring , март-наурыз--мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may , насекомые- жәндіктер, муха-fly-муха

Құралдар/Оборудование и материалы/Equipment and materials: картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), д/и «Что сначала, что потом», д/и «Кто, как устроен», звуки насекомых, волшебный цветок, д/и «Кто как двигается».

Ход занятия

I. Мотивациялық -қозғаушы / Мотивационно побудительный.

1. Круг радости:

Всё проснулось ото сна-это к нам пришла весна.
Солнце греет всё теплее, на прогулку все скорее.
Справа-первые цветочки появились на лужочке.
Слева-быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Мы кораблик смастерили, в ручеёк его пустили.
Уплывай кораблик мой-прямо к речке голубой.
Вот как весело играть и на улице гулять.
Дышит свежестью земля. Подышу весной и я!

2. Дыхательное упражнение «Весна». Делаем глубокий вдох. На выдохе произносим слово «Вес-на».

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (весна-көктем-spring). Назовите весенние месяца? март-наурыз--мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may).

Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давай послушаем и угадаем, кто уже проснулся.

Воспитатель включает звуки насекомых. (Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела). Воспитатель выставляет изображения насекомых на мольберте.

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? Насекомые- жәндіктер

II . Іздену -ұйымдастырушы / Организационно - поисковый.

1. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!

Воспитатель читает текст:

«Дорогие ребята, мы попали в беду.
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим насекомым
Малышам ты помоги!

Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь? (Ответы детей). Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Вот мы с вами превратились в насекомых.

2. Игра на звукоподражание.

Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:

Жужжим как жук - Ж - Ж - Ж.
Звеним как комар - З - З - З.
Трещим как кузнечик - ТРР - ТРР - ТРР.
Проходите насекомые, садитесь.

3. Дидактическая игра «Кто, как устроен».

Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.

Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.




Предлагает сравнить: что общего, чем отличаются муха и птица, и назвать части тела.


Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, паук - это насекомое? (демонстрирует изображение паука-нет, у него 8 лапо к). Молодцы. Мы спасли муху!

4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.

Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.

Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)

  • Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)
  • Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)
  • В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)
  • Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.

5. Физкультминутка - координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня - сонюшка! (Потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (Грозят пальцем)
Стала бабочкой она!(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.

6. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».

Воспитатель: Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.

Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.

Возьмите конверт. В нём лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, шнурок- насекомое ползает.

Демонстрирует картинки с изображением насекомых, дети поднимают соответствующую карточку. (Ребёнок помогает заполнять таблицу, вставляет картинки).

Воспитатель: Молодцы. Вы помогли мне спасти кузнечика.

7. Пальчиковая игра «Пчела».

Прилетела к нам вчера.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек (загибаем пальцы).
Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол).

8. Беседа:

Воспитатель: Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные. Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей-это полезные насекомые? (да). Как вы думаете, какую пользу они приносят?

Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом.

Бабочки опыляют растения.

Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.

Воспитатель предлагает рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.

Воспитатель: Это вредные насекомые или полезные? (вредные). А какой вред они причиняют: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь. Есть насекомые - хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками? (Ответы детей: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых).

Многие насекомые нужны животным и птицам, они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.

III . Рефлексивті -коррекциялаушы/Рефлексивно - корригирующий

Итог занятия. Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала. А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». Если высказанное мной утверждение верно и вы согласны с ним, вы хлопайте в ладоши, если это утверждение ложное, неправильное, вы топайте.

  • У насекомых 6 ног.
  • У насекомых не бывает усиков.
  • Тело насекомого имеет три части: голову, грудь и брюшко.
  • Муравьи живут в ульях.
  • Пчелы дают людям воск и мёд.
  • Мухи дают мед.
  • Нельзя разорять муравейники.
  • Бабочки и пчелы опыляют растения.
  • Стрекоза это птица.
  • Насекомые являются пищей для других животных.

Воспитатель: Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).

Не забывайте насекомые -это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!

Күтілетін нәтижесі (Ожидаемые результаты): у детей развивается познавательный интерес к многообразию насекомых и их особенностям, умение замечать красоту окружающего мира, развивается активная речь. Формируется эмоциональное включение в образовательную деятельность, умение сотрудничать, договариваться между собой, конструктивно взаимодействовать в группе, развивать внимание, зрительную память.

Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе. Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка - это важная часть окружающего мира. Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.

Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ

Личность ребёнка - это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни. Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат. Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.

Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней - один из элементов нравственности, частица мировоззрения

К. Паустовский

Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:

  • научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
  • сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
  • обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
  • учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
  • развивать эстетические чувства по отношению к природе.

Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.

Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую

Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет

Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога - заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.

Мотивирующее начало занятия

Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:


Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в ДОУ

Тема занятия Вводная часть
«В гостях у курочки Рябы» (знакомство с домашними животными) Воспитатель начинает с элемента неожиданности: «Дети, а кто это к нам в гости зашёл? Умницы, узнали. Это курочка Ряба. Мы же читали такую сказку? Наша гостья хочет рассказать нам, как она живёт в деревне с бабушкой и дедушкой, и какие ещё животные обитают у них на скотном дворе. Мальчики и девочки, я сейчас превращусь в ту бабушку из сказки, и мы вместе посмотрим, как же живётся домашним животным». Воспитатель надевает реквизит и в роли бабушки показывает вместе с героиней сказки макет сарая с домашними животными и дальше ведёт занятие.
«Прогулка в лес» Данная тема сама по себе очень привлекательна для детей. Используя это как мотивацию, можно провести предварительные занятия:
  • Чтение рассказов о лесе.
  • Беседы о безопасном поведении в лесу.
  • Отгадывание загадок о диких зверях.
  • Рассматривание иллюстраций диких животных.
«Как вести себя в лесу» Воспитатель предлагает детям перед тем, как пойти в лес на прогулку, повторить, как правильно себя вести в лесу. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают, правильно или неправильно так делать.
  • Обламывать сучья, уничтожать побеги.
  • Защищать от вредителей деревья в лесу.
  • Ходить по лесным дорожкам.
  • Баловаться с огнём в лесу.
  • Собирать ландыши в лесу.
  • Кормить птиц, белок.
  • Искать грибы, ягоды.
  • Бросать в лесу бумагу, фантики, бутылки из-под воды.
  • Брать на руки ёжиков, птенцов.
  • Рубить деревья в лесу.
  • Пользоваться фоторужьём.
  • Собирать гербарий.

Виды занятий по экологическому воспитанию

Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:

  • Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
  • Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный - эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный - исполнение песен про лето, математический - задание «Сколько лепестков?», творческий - «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
  • Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
  • Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
  • Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
  • Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
  • В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).

Театрализованный экологический праздник оказывает сильное эмоциональное воздействие на маленького человека и даёт возможность получить хороший воспитательный эффект.

Таблица: картотека подходящих тем по экологии

Таблица: пример конспекта экологического занятия в старшей группе

Автор Головнёва М.А., педагог
Название «Берегите воду»
Цель Систематизировать и уточнить представления детей о роли воды в природе.
Задачи
  • Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.
  • Актуализировать в сознании детей вопрос бережного использования воды.
  • Формировать умение работать в команде.
  • Развивать логическое мышление, воображение, память.
  • Учить основам систематизации и анализа информации.
Методические приёмы
  • Беседа,
  • показ,
  • объяснение,
  • опыт,
  • разгадывание загадок.
Материалы
  • Глобус,
  • схемы-плакаты (или слайды, если есть проектор),
  • карточки,
  • оборудование для опытов,
  • музыкальный проигрыватель.
Ход занятия Организационный момент.
В.: Наш общий дом - это планета Земля. И люди живут на ней много-много лет. Но свой дом нужно беречь, заботиться о нём. Посмотрите, что у меня в руках?
Воспитатель ставит на стол глобус.
В.: А зачем он нужен? Посмотрите, вот это наш город. (Желательно звуковое сопровождение и слайды родного края).
В.: Посмотрите, какими красками раскрашен глобус? Что обозначает коричневый цвет? Почему есть светлый и тёмно-коричневый? А что раскрашено голубым, синим цветом? А почему же на глобусе больше синего и голубого цвета?
Давайте посмотрим, кто же в природе нуждается в воде? (Дети рассматривают схему).
На нашей планете нет ни единого даже самого маленького организма, которому не нужна была вода. Мы с вами без воды можем выдержать только 7 дней. Как мы дома можем использовать воду? (Рассматривают схему).
Откуда в доме появляется вода? Рассмотрим вот этот рисунок. (Дети рассматривают).
Воспитатель рассказывает и показывает на схеме, как вода попадает в дом, для чего нужны насосы, водонапорная башня, система очистки воды.
В.: Вот какой длинный путь проходит вода. Нужно найти источник воды, построить очистительную систему, проложить водопровод. И за всем этим нужно следить, вовремя ремонтировать. А есть страны, где воды в природе очень мало, её привозят в бочках и продают. Нужно бережно относиться к воде. Не расходовать зря, смотреть, чтобы не текли краны, использовать современные стиральные машины, которые берут немного воды.
А сейчас у нас загадки.
  • Без чего не может мама
    Ни готовить, ни стирать,
    Без чего, мы скажем прямо,
    Человеку умирать? (Без воды)
  • Я несу в себе водицу,
    Нам водица пригодится.
    Нам купаться без хлопот,
    Если есть? (Водопровод)
  • Бегу я, как по лесенке,
    По камушкам звеня,
    Издалека по песенке
    Узнаете меня. (Ручеёк)
  • Мойдодыру я родня,
    Отверни, открой меня.
    И холодною водою
    Живо я тебя умою. (Водопроводный кран)
  • По городу дождик осенний гулял,
    Зеркальце дождик своё потерял.
    Зеркальце то на асфальте лежит,
    Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
  • Если речка по трубе,
    Прибегает в дом к тебе
    И хозяйничает в нём -
    Как мы это назовём? (Водопровод)

Физкультминутка.

  • Как приятно в речке плавать!
    Как приятно в речке плавать! (Движения, как при плавании брассом).
    Берег справа, берег слева. (Повороты вправо, влево).
    Речка лентой впереди. (Руки тянем вперёд).
    Сверху мостик - погляди. (Руки вверху соединяем в замок).
    Чтобы плыть ещё скорей,
    Надо нам грести быстрей. (Наклоны влево, вправо).
    Мы работаем руками.
    Кто угонится за нами? (Махи руками).
    А теперь пора нам, братцы,
    На песочке поваляться.
    Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)
    И на травке отдыхаем.

Но чтобы мы все были здоровыми, какая должна быть вода? Чистая! Чистая вода должна быть и в озёрах и реках, в прудах и океанах. Иначе жизнь в воде исчезнет.
Давайте поможем рыбкам и очистим воду для аквариума. Проводится опыт с очисткой воды через простой фильтр с обычной ватой. Очищенную воду дети сливают в аквариум, и воспитатель запускает туда рыбок. Рыбки благодарят детей за помощь.
В.: Внимание! Телеграмма от лесовика. Недобросовестные туристы после себя засорили лесное озеро. Его нужно срочно спасти!
Воспитатель выносит большую ёмкость с водой и плавающим мусором. Дети собирают все в мусорный мешок.
В.: Озеро спасено! Молодцы!
Ребята, мы сегодня много узнали о воде, очистили воду для аквариума, помогли лесовику. Но чтобы природа всегда оставалась красивой, нужно заботиться о ней постоянно. Мы сейчас вместе прочитаем клятву юных защитников природы и всегда будем выполнять эти правила:

  • Я хороший и добрый человек.
  • Я люблю природу и обязуюсь её защищать.
  • Я хочу дышать чистым воздухом, поэтому помню, что нельзя рвать цветы, ломать ветки у кустарников и деревьев.
  • Я хочу пить чистую воду, плавать в чистых озёрах и реках, поэтому я буду беречь водоёмы от загрязнений.
  • Я буду экономно расходовать водопроводную воду, не оставлять открытым водопроводный кран.
  • Я хочу гулять по чистым полям и лесам, поэтому никогда не буду оставлять мусор.

Воспитатель: Ребята, вы все согласны с такими словами? Будем поступать правильно и беречь природу?

Фотогалерея: материалы к занятию «Берегите воду»

Вода нужна всем живым существам на нашей планете Вода требуется для многих бытовых нужд человека Многие дети не представляют, как в доме появляется вода Участие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей

Проектная деятельность по экологии у старших дошкольников

Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана. А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей. Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.

Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца - это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года - долгосрочный.

Экологический проект включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель - это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
  2. Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
  3. Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
  4. Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.

По доминирующей деятельности проекты бывают:

  • исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
  • практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля - наш дом родной»);
  • творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
  • познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).

Примеры проектов по экологии в ДОУ:

  • краткосрочный познавательно-игровой проект «Береги планету эту, ведь другой на свете нету!» (автор О.В. Яблонская);
  • краткосрочный исследовательский проект «Деревья нашего участка» (автор М.Ф. Сахаутдинова);
  • долгосрочный практико-ориентированный проект «От семени к урожаю» (автор Н. Малаева).

Таблица: пример экологического проекта в старшей группе

Название «Цветы для мамы»
Участники проекта
  • воспитанники старшей группы детского сада;
  • воспитатели;
  • родители.
Вид проекта Долгосрочный: с августа по март.
Подготовка
  • Дети совместно с воспитателем выращивают тюльпаны к празднику «8 Марта».
  • Дети делают поздравительные открытки и на защите проекта поздравляют мам с праздником.
Задачи
  • Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, умение выражать свои чувства к близким людям.
  • Развивать практические навыки ухода за растениями, умение создавать предметы декоративного искусства.
  • Учить основам наблюдения и анализа.
Ход проекта Связующая часть проекта - выращивание тюльпанов к празднику. Если посмотреть методики такой деятельности, начинать работу с луковицами нужно в сентябре.
В августе проводим подготовительную работу: знакомим детей и родителей с проектом, разрабатываем задания по приобретению посадочного материала, контейнера для земли, почвы. Вместе с детьми готовим каждому журнал наблюдений, в котором дети будут еженедельно зарисовывать вид ростков и записывать их рост.
С середины сентября воспитатель вместе с детьми производит высадку луковиц, а затем и выращивание цветов, регулируя рост саженцев так, чтобы цветы распустились к празднику.
Кроме трудовой составляющей, в проект входят и другие занятия:
  • беседы «Зачем нужны цветы растениям», «Из чего состоит цветок»;
  • творческое рассказывание детей по теме «Почему люди дарят цветы»;
  • чтение сказок «Цветик-семицветик», «Аленький цветочек»;
  • развивающая игра: распределить цветы на три группы полевые, садовые, комнатные;
  • просмотр видео «Бал цветов» из балета П.Чайковского «Щелкунчик»;
  • занятие по составлению букетов с использованием сухих веток и поделок из цветной бумаги;
  • выполнение аппликаций для поздравительных открыток.

Для заключительной части проекта готовим праздник. В центре программы - букет тюльпанов, выращенный детьми к празднику. Дети читают стихи.

Задачи:

1. дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
— Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле.
2. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры.
— Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы.
3. Закрепить с детьми понятие «кислород» и «углекислый газ» и источники их возникновения.
— закреплять социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой. Игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С.Я.Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева.

Материалы.
Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, прозрачные стаканы, вата, фильтр для воды, клеёнки, бумажные рыбки, фигуры рыб, водорослей, уточек, бутылок, пакеты, колеса от машин, два обруча.

Ход занятия
I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе «Рябинка». На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Лесовика. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш Лесовик.»
Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да!)
Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.

Физкультминутка «Воздушный шар»
Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
Воспитатель: Ну вот, мы и прилетели. Посмотрите, ребята, разве так выглядит Цветочный город? (Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.)
Дети: Нет! В цветочном городе красивая природа, много деревьев, цветов, птиц, насекомых, красивых домов, солнце ярко светит, небо голубое.
Воспитатель: Верно. Ребята, посмотрите, тут ещё одно письмо от жителей цветочного городка. Давайте прочитаем: « Помогите, спасите, мы решили из нашего городка сделать такой же большой город как у вас, чтобы были дома большие и заводы огромные, прибыльные, но мы что то сделали неправильно, и вместо большого города у нас большие проблемы. Воздух стал грязным, животные лесные от нас разбежались, а вода в речке стала такая мутная и грязная и рыбы теперь в ней не видать. Да мы тоже болеем и кашляем, что мы сделали неправильно? Помогите разобраться»

Вопросы к детям:

Ребята, как вы думаете, что же произошло в Цветочном городке?
Дети: Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду.
А что стало с речкой?
Дети: Речку загрязнили сточными водами с завода.

Может ли рыба жить в такой реке?
Дети: Нет, вода слишком грязная.
4. А что стало с лесом? Куда исчезли животные?
Дети: Лес вырубили, животные разбежались, потому что им негде стало жить.
5. А что будет с жителями городка?
Дети: Они будут болеть. Им нужна помощь.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем исправить ситуацию (Да)

II. Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Давайте пройдем за столы. У вас на столах карточки с рисунками экологических проблем. Вам нужно определить правильно поступают на них люди или нет. Если правильно, то обведите картинку зеленым фломастером, если нет – красным. Объясните, почему это плохо или хорошо.
Каринка «Моют машину в реке» — (красный фломастер) — плохо, люди поступают неправильно, т.к. загрязняют воду, в грязной воде не могут жить рыбы, водоросли. Люди если будут купаться – заболеют. Машины нужно мыть на автомойках.
Картинка «Раненое дерево» — (зеленый фломастер) — Если у дерева ранка, нужно ранку залепить землей; если сломаны ветки – перебинтовать ленточкой, тряпочкой.
Картинка «Костер» — (красный фломастер) – Костер в лесу разводить нельзя, а если развели – потушить: засыпать землей, залить водой.
Картинка «Кормушки. скворечник» — (зеленый фломастер) – Зимой нужно вывешивать кормушки, чтобы подкармливать птиц; весной – скворечники, чтобы птицы выводили птенцов.
Картинка «Мусор» — (красный фломастер) – Мусор после себя оставлять нельзя, его нужно собрать в пакет или мешок и унести с собой.
Картинка «Посадка дерева» — (зеленый фломастер) – Чем больше деревьев, тем чище воздух, больше места для жизни животных, насекомых.
Картинка «Сорванный цветок» — (красный фломастер) – Рвать цветы нельзя, их можно нюхать, фотографировать, рисовать, любоваться. (и т.п.)
Воспитатель: Молодцы! Помогли разобраться в сложных ситуациях!
Ребята скажите, а чем мы дышим? воздухом)
А как? (носом, иногда ртом)
А может мы прожить без воздуха? (нет)
Можем ли мы дышать грязным воздухом? (можем, но будем болеть)
А что загрязняет воздух, знаете? (Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин)
А может человек в настоящее время прожить без машин, заводов и фабрик? (Нет, будет тяжело без них)

Что люди могут сделать, чтобы воздух стал чище? (Высаживать деревья, кустарники, цветы)
А как деревья помогают очищать воздух? (Деревья выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Чем больше деревьев, тем чище воздух)
Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы природа не болела, не страдала?
На заводские трубы поставить фильтры, очистить сточные воды (воспитатель устанавливает на плакате фильтры);
Посадить лес (на плакате прикрепляются растения).

III. Ребята, пойдемте прогуляемся по Цветочному городку. Смотрите, река.
Какая грязная, сколько в ней мусора. Могут ли рыбы жить там, удобно ли
им плавать среди мусора? (нет) Давайте очистим реку от мусора!

Эстафета «Чистый водоем»
Дети делятся на две команды. Перед ними два круга. В каждом круге – рыбы,
водоросли, уточки, бутылки, пакеты, колеса от машин и т.п. Задача команд –
очистить «реку» от мусора. Чья команда справится быстрее и правильно, та и
побеждает.
Воспитатель: Молодцы ребята, в реке теперь нет мусора. Посмотрите, а вода-то —
мутная!

IV. Эксперимент
Воспитатель: Заводы сбрасывают в реку вредные примеси, от которых мутнеет
вода, гибнет рыба, водоросли. Пойдемте в лабораторию, и поможем жителям
Цветочного городка очистить воду. (дети рассаживаются за столы).
У каждого из вас загрязненная вода. Эту воду нужно пропустить через фильтр.

Каждый ребенок пропускает загрязненную воду через простой фильтр.
Обращается внимание детей, как изменилась вода.
Какая была вода? (мутная, грязная, с песком).
А после фильтрации вода какой стала? (чистая).
А можно ли эту воду пить? (Нет, сырую воду надо кипятить, или нужны специальные фильтры)

Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка.
Поставили фильтры на трубы завода;

2. Убрали мусор;
3. Почистили реку;
4. Посадили деревья в лесу.

Ребята, давайте запустим рыбок в реку, которых мы недавно сделали (дети прикрепляют рыбок на плакате).
А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют).
Вот мы и помогли жителям Цветочного городка, выполнили просьбу Лесовика. В благодарность он оставил нам свой сундучок с подарком. В сундучке – экоэмблемы. Воспитатель награждает каждого ребенка.

Название: Конспект занятия по экологии в старшей группе «Помощь жителям цветочного городка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Экология, старшая группа

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №237 «Веселый хоровод»
Месторасположение: г. Новокузнецк, Кемеровская область

Всем известен тот факт, что ребенок получает все задатки развития в раннем детстве. И насколько он будет успешен в будущем, зависит от того, как занимались с ним в дошкольном возрасте.

Поэтому не стоит удивляться, увидев в расписании занятие по экологии в старшей группе, ведь новые стандарты для детского сада предусматривают развитие детей с разных сторон образовательного процесса.

Целеполагание занятий по экологии

Безусловно, каждая деятельность, проводимая в ДОУ, должна иметь свою основную цель, не исключение и экология. по данному направлению должны способствовать развитию у дошкольников любви к родине и бережливого отношения к природе.

Чтобы был получен результат на выпуске, воспитателю необходимо выстроить цепочку более мелких целей (задач) и на каждом стремиться к их достижению. Они могут быть следующего плана:

  • помогать дошкольникам увидеть сезонные изменения природы;
  • объяснить детям, что в природе все взаимосвязано (через построение экологических цепочек);
  • закрепить имеющиеся знания у детей о птицах (животных, рыбах);
  • развивать у детей любовь к природе, способствовать умению видеть прекрасное (через оформление цветников на участке группы).

Это, конечно, далеко не все задачи. Занятие по экологии в старшей группе может носить различный тематический характер, поэтому и цели будут более конкретные.

Типы занятий по экологии

Первичные навыки общения ребенка с природой дает экология. Старшая группа занятие может построить по одному из нескольких типов. К ним относят:

  • первично-ознакомительное;
  • углубленно-познавательное;
  • обобщающее;
  • комплексное.

Самое главное при построении занятий - это соблюдение следующих требований:

  • эмоциональность;
  • яркость;
  • возможность принятия участия;
  • познавательность;
  • доступность;
  • заинтересованность.

Кто должен вести занятия по экологии?

Любые занятия в детском саду - это часть образовательного процесса, ответственные за него воспитатели групп. Кроме того, воспитанники чаще всего очень доверяют им и стараются подражать во всем.

Поэтому занятие по экологии в старшей группе должен проводить именно воспитатель. Он доступно объяснит значимость природы в жизни каждого человека и то, как нужно бережно к ней относиться.

Занятие по экологии средняя группа расценивает как один из способов познания окружающего мира. Дети знакомятся с его многообразием и учатся общению с ним.

Каким может быть занятие?

Множество форм образовательного процесса позволяет воспитателям сделать его интересным, необычным, эмоциональным. В данном случае это могут быть:

  • занятие-сказка;
  • занятие-путешествие;
  • по экологии;
  • открытое занятие.

Самое главное - педагогу необходимо осуществить творческий подход и построить процесс так, чтобы у воспитанников появилось желание принимать участие в данном мероприятии.

Например, есть такая тема занятия по экологии - «Деревья», его можно проводить в виде экскурсий с ребятами старшей группы в парке. Особенно оно может запомниться в осенний период, когда дети совместно с воспитателем смогут собрать яркие листья, опавшие шишки и сделать из них в последующем поделки.

Что такое открытое занятие?

Открытое занятие по экологии предусматривает присутствие на нем посторонних лиц - это могут быть другие воспитатели, дети из параллельных групп, родители, участники образовательного процесса из соседних детских садов.

Данное занятие является чаще всего показательным, и ребята совместно с педагогом-воспитателем к нему заранее готовятся. Самая грубая ошибка организатора в данном случае - это то, что он всецело репетирует процесс проведения несколько раз, и у детей пропадает интерес.

Безусловно, репетировать надо, но только наиболее сложные элементы хода мероприятия, а само оно для ребят тоже в период проведения должно быть новым. Именно такой подход позволяет получить наилучший результат.

Считается большим плюсом, если в ходе открытого занятия будет выделено время для того, чтобы дети смогли высказать свое мнение по теме или задать интересующие их вопросы. Нужно помнить о том, что ребенок-дошкольник не умеет долгое время заниматься одним и тем же делом, поэтому мероприятие не должно быть затянутым и в процессе его должна быть продумана смена деятельности.

Экологический проект

Если рассматривать занятие по экологии, средняя группа может избрать Ребята обычно очень любят участвовать в различного рода исследованиях, данный метод является и познавательным, и воспитательным.

Экологический проект может быть краткосрочным (длиться от нескольких часов до нескольких дней) и долгосрочным (месяц и более). Временной промежуток в данном случае зависит от выбранной темы исследования.

Работа с экологическим проектом строится на интегрированном подходе - данный вид предусматривает участие детей в различных видах деятельности:

  • наблюдение;
  • чтение тематических произведений;
  • рисование;
  • постановка тематического танца;
  • лепка;
  • сочинение сказок и рассказов по теме.

Данная форма работы может как быть самостоятельной, так и являться дополнением к образовательному процессу.

Родители как участники экологического воспитания детей

Не стоит забывать о том, что воспитанием детей занимается не только дошкольное образовательное учреждение, но и социум, в котором живет ребенок, а именно его семья.

Родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателем, поскольку цели образования должны быть едины. Для этого воспитатель проводит родительские собрания, рассказывая на них о том, что должен знать и уметь ребенок в данном возрасте. И чаще всего просит о помощи родителей, например, папы могут сделать стенд для календаря природы, а мамы - оформить цветник, создать огород на окне.

Занятие по экологии в старшей группе можно провести в совместном с родителями походе. Данные мероприятия проходят всегда весело и способствуют сплочению, а кроме того, детям можно наглядно продемонстрировать через личный пример.

Кроме того, занятие по экологии в старшей группе может быть открытым, то есть проведено совместно с родителями. В данном случае воспитатель показывает выдвигаемые учебной программой требования к детям. А ребята с большим удовольствием могут похвастаться родителям своими успехами в данной области знаний.

«Домашние животные»

Домашний питомец есть практически у каждого ребенка. Поэтому занятие по экологии «Домашние животные» можно провести в виде фотовыставки.

Для этого необходимо заранее попросить ребят принести фотографии своих животных, а на занятии - рассказать о них. Кроме того, воспитатель должен обязательно дополнить знания детей новыми сведениями. Например, что кошек и собак можно дрессировать и они способны выступать даже в цирке, а мыши и крысы - это грызуны, и живут они в норах.

Дошколятам очень нравится рассказывать о своих питомцах, таким образом, кроме знаний по экологии, они приобретают навыки распространенной речи.

Экологическое воспитание - это основной способ развития чувства ответственности у детей. Кроме того, такого всегда вызывают повышенный интерес у малышей.