Пояснительная записка
Одним из важнейших направлений работы педагога-психолога является работа с семьей. При взаимодействии с родителями психологом используются различные формы работы: индивидуальное и групповое консультирование, диагностика детско-родительских отношений, анализ трудных семейных ситуаций, тематические родительские собрания. Родительские собрания – это основная форма совместной работы с родителями. Но как показывает практика, проведение лекционных форм родительских собраний не всегда эффективно и не дает результат «обратной связи». Чаще всего родители занимают пассивную позицию при взаимодействии с педагогами и психологом. Одно из возможных решений в данной ситуации – использование в работе с родителями такой формы работы, как СПТ - социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг – это активное обучение посредством приобретения жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии людей.
Так появилась идея создания детско-родительского клуба «РАДУГА». Название «РАДУГА» символизирует собой весь спектр детско-родительских отношений, стремление к их совершенствованию, пониманию друг друга.
Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношения между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Анализ результатов психодиагностических исследований семей позволяют сделать вывод о том, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком.
Цель занятий – оптимизация и коррекция детско-родительских отношений
Задачи:
- Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества «родитель-ребенок»
- Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель- ребенок».
- Становление родительской компетентности.
- Устранение дезадаптивных форм поведения у детей и родителей и обучение адекватным способам реагирования в конфликтных ситуациях.
Участники: пары «родитель-ребенок» (5-6 пар). В группу должны входить дети одного возраста, желательно из одного класса. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и их родителей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Цикл включает 10 занятий, продолжительность занятия - 1-1,5 часа.
Ожидаемые результаты: развитие позитивного взаимодействия родителей с детьми, снижение числа детско-родительских конфликтов.
Работа детско-родительского клуба проводится в 2 этапа.
1 этап – диагностический
На данном этапе проводится диагностика учащихся с использованием проективных методик: тест «Кинетический рисунок семьи» (по Р.Бернсу) и тест Р.Жиля.
Эффективность работы с родителями страдает, прежде всего, от того, что чаще всего мы не знаем проблем конкретной семьи, ее психологического состояния, особенностей родительского отношения к детям, типов нарушений семейного воспитания. Существует много способов и приемов диагностики семьи и семейного воспитания. В данном случае целесообразно провести диагностику родителей с использованием следующих методик: самодиагностика типового семейного состояния; тест-опросник родительского отношения к детям (Приложение 1)
2 этап – практический
На данном этапе проводятся тренинговые занятия с родителями и детьми.
Результативность работы по данной программе можно оценить при помощи итоговой диагностики учащихся и родителей.
Формы и методы, используемые в программе: ролевые игры, анализ ситуаций, психологические игры, психотехнические упражнения и приемы, рефлексия, арттерапия.
Тематическое планирование занятий
ЗАНЯТИЕ 1. «Знакомство» Цель. Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы.
ЗАНЯТИЕ 2. «Портрет нашей семьи»
Цель. Актуализация опыта семейного взаимодействия.
ЗАНЯТИЕ 3. «Трудные» дети и «трудные» взрослые»
Цель. Анализ наиболее часто встречающихся затруднений во взаимоотношениях, создание условий для поиска причин трудностей во взаимоотношениях родителей и детей.
ЗАНЯТИЕ 4. «Все мы чем-то похожи»
Цель. Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.
ЗАНЯТИЕ 5. «Я тебе доверяю…»
Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.
ЗАНЯТИЕ 6. «Я тебя понимаю…»
Цель. Отработка навыков конструктивного общения, коммуникативных навыков.
ЗАНЯТИЕ 7. «Наши эмоции и чувства»
Цель. Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения конструктивно выражать свое эмоциональное состояние.
ЗАНЯТИЕ 8. «Как справиться с плохим настроением»
Цель. Развитие умения самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
ЗАНЯТИЕ 9. «Я тебя слушаю…»
Цель. Развитие партнерства и сотрудничества между родителем и ребенком, умения отстаивать свои права, высказывать свое мнение, приобретение навыков равноправного общения.
ЗАНЯТИЕ 10. «Мы вместе!» Цель. Подведение итогов занятий, самоанализ.
Тематическое планирование
№ этапа | № темы | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Диагностический этап | 1 | 1 | ||
2. | 1 | Знакомство | 1- 1,5 | 1- 1,5 | |
2 | Портрет нашей семьи | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
3 | «Трудные» дети и «трудные» взрослые | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
4 | Все мы чем-то похожи | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
5 | Я тебе доверяю… | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
6 | Я тебя понимаю… | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
7 | Наши эмоции и чувства | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
8 | Как справиться с плохим настроением | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
9 | Я тебя слушаю… | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
10 | Мы вместе! | 1- 1,5 | 1- 1,5 | ||
3. | Итоговая диагностика | 1 | 1 |
Структура занятий
1. Ритуал приветствия
- Момент, позволяющий сплачивать участников, создает атмосферу группового доверия и принятия
2. Разминка
- Средство воздействия на эмоциональное состояние участников, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность
3. Основное содержание
- Состоит из нескольких блоков и представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач программы
4. Рефлексия
- Предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах:
- Эмоционально-смысловом (понравилось - не понравилось; что показалось самым важным, полезным; было хорошо - было плохо, почему)
- Эмоционально-оценочным (оценка своего эмоционального состояния здесь и сейчас)
5. Ритуал прощания
- Способствует завершению занятия и укреплению чувства единства в группе
Занятие 1. «Знакомство»
1. Упражнение «Давайте познакомимся»
2. Упражнение «Волшебный стул».
Цель: Создание позитивного настроения, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом, развитие эмпатии.
Предварительная беседа с помощью вопроса: «Что такое комплимент?»
Участники образуют круг, берутся за руки. В середине круга ставится стул. Каждый участник говорит комплимент сидящему на стуле.
3. Упражнение «Моя и мамина (папина) рука».
Цель: Контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; отреагирование и прорабатывание на телесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.
В детско-родительских парах участникам предлагается встать (сесть) напротив друг друга и выполняют инструкцию ведущего:
- «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами;
- Погладить своим мизинцем мизинец партнера;
- Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальцев; и стараться его удержать. Задача второго- вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.
- «Попрощаться» с партнерами безъимянным пальцем.
На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой).
4. Упражнение «Карандашики».
Цель: Развитие тонкой моторики, навыков продуктивной коммуникации между детьми и родителями; сплочение группы.
Первоначально упражнение выполнятся в парах: родитель – ребенок. Предлагается без слов выбрать карандаш понравившегося цвета. Если предпочтения отличаются, молча договориться между собой, а затем вдвоем взять лежащий карандаш, поддерживая его лишь с двух концов. При этом каждый участник может пользоваться только одним пальцем. Затем их просят подвигаться, стараясь не уронить карандаш. После этого задание усложняются: удерживая первый «мостик» пальцами свободной руки участники берут второй карандаш. Тоже самое они могут проделать в тройках, четверках…, всей группой. Упражнение выполняется без слов. По окончании обсуждается чувства, способы взаимодействия, возникшие трудности.
5. Упражнение «Рисуем вместе».
Цель: Выработка (закрепление) навыков совместного конструктивного контактирования, осознание родителями возможных, в том числе и собственных, трудностей взаимодействия с детьми на демократическом уровне.
Упражнение выполняется, молча, но проявление эмоций (смех и прочее) не запрещено. Участники в детско – родительских парах должны выполнять совместный рисунок, держа один карандаш вдвоем. Выбор сюжета может производиться только не вербально. По окончании рисования – обсуждение в кругу.
6. Упражнение «Баржа».
Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов. Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при этом друг другу мяч.
Дети и родители называют все, что может объединить людей, например, семья, дружба, беда и т.д.
7. Упражнение «Белые медведи».
Цель: Положительное опрошенное эмоциональное взаимодействие родителей и детей на телесном уровне.
Работа в детско – родительских парах. Под колыбельную музыку родители укладывают (укачивают) детей «спать». Затем ребенок укладывает «спать» родителя.
РЕФЛЕКСИЯ «СВЕЧА»
Ритуал прощания
Список литературы
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996
- Былеева Л.В. Подвижные игры. М.,1984
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М., 2002
- Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты»М., 2006
- Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. Семейная психология и семейная терапия, №1, 1999
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» М.:АСТ,2007
- Григори Н. Связующая нить «Школьный психолог» № 1,2001
- Марковская И.М. Практика групповой работы с родителями. СПб.,1997
- Марковская И.М.Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми. Журнал практического психолога, №2,1998
- Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе» М.:ТЦ «Сфера», 2001
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками (под ред.М.Р.Битяновой. СПб., 2002)
- Психологический тренинг в группе (игры и упражнения) учебное пособие (под ред.Т.Л.Бука,М.Л.Митрофановой) М.,2008
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.: Сфера,1998
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. М., 1998.
ПРОГРАММА
РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«РАСТЕМ ВМЕСТЕ»
педагог-психолог
Братухина Марина Викторовна
Энгельс
Пояснительная записка
Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Ребенок будет гармонично развиваться лишь тогда, когда он вовлечен в активную деятельность.
Потребность детей в любви, заботе, внимании и заботе со стороны близкого взрослого огромна, но сегодня перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояния родителей. В результате наблюдается дисгармония детско – родительских отношений, что наносит ущерб психическому здоровью ребенка, его благополучию. Многие родители осознают недостатки воспитания своих детей, но зачастую им не хватает элементарных знаний по педагогике и психологии, чтобы решить возникающие проблемы.
Как воспитывать здорового ребенка, гармонично сочетающего в себе физический и психологический аспекты? Как наладить контакт с детьми? Как реагировать на капризы и непослушание малыша? Чем занять дошкольника в свободное время, в какие игры с ним играть?
Возникающие подобного рода вопросы, свидетельствуют о том, что родителям нужна методическая помощь, начальные знания о психофизических особенностях малышей, о методах и приёмах взаимодействия с ними.
Педагогическому коллективу детского дошкольного учреждения необходимо направить свою деятельность на формирование социальной грамотности семьи в различных вопросах. Одной из эффективных форм взаимодействия с семьей может стать организация в дошкольном учреждении родительского клуба, где бы родители, общаясь друг с другом и специалистами, смогли бы получить ответы на возникающие у них вопросы, совместно преодолеть трудности.
Ведущей целью деятельности родительского клуба является информационно – просветительская работа с коллективом родителей посредством оказания индивидуальной психолого - педагогической помощи, а так же использование разнообразных форм взаимодействия с ними.
Работа планируется в два этапа, где первый этап – работа семейной адаптационной группы. В адаптационную семейную группу зачисляются малыши, чьи семьи пожелают максимально облегчить период адаптации и взаимодействовать с детским садом на протяжении этого времени по созданной модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Второй этап работы родительского клуба – совместная работа родителей и специалистов ДОУ.
Задачи:
Познакомить родителей с различными вопросами дошкольной педагогики и психологии, особенностями физического развития дошкольников на конкретных примерах;
Развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения;
Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения;
Расширять представление родителей о развитии и воспитании детей;
Создавать комфортную обстановку для родителей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
Модель организации работы родительского клуба
Первый этап – работа а даптационной семейной группы. Программа предусматривает ежедневные встречи, на протяжении 10 дней: 1, 2, 3, 10-я встречи посвящены работе с родителями; 4-9-я встречи - совместной работе с детьми и родителями.
Второй этап - совместная работа родителей и специалистов ДОУ.
Программа данного этапа состоит из 8 встреч (1 встреча в месяц), цель которых - осуществление практической подготовки родителей по вопросам воспитания, психического здоровья ребенка.
Формы работы:
Игры и упражнения;
Мини – беседы, лекции;
Релаксационные и динамические паузы;
Моделирование проблемных ситуаций;
Презентация информационных буклетов;
Дидактические и подвижные игры;
Художественно – творческая деятельность.
Литература:
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет (Текст): пособие для работников дошк. образоват. учрежд. и родителей;
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, при участии ТЦ «Сфера» 2001.
Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания, Волгоград: Панорама,2006
Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии – СПб, : Речь; ТЦ «Сфера», 2001
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения/ - 2 изд., - СПб. : Речь 2001;
Крюкова С.В., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ - М.: Генезис,2000
Монина Г.Б., Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми – СПб.: речь, 2001
Пазухина И.А., Давай поираем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. - СПб.: Детство – пресс,2005;
100 игрушек из бумаги – СПб.: Кристалл,1998;
Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений – М.: Гном и Д,2000.
Учебно – тематический план
Наименование разделов, тем
Всего часов
Теория
Практика
I этап – Адаптационная семейная группа
Встреча 1
1 ч 15 мин
15 мин
1ч
Встреча 2
1 ч 15 мин
15 мин
1ч
Встреча 3
1 ч 15 мин
15 мин
1ч
Встреча 4
1 ч 15 мин
15 мин
1ч
Встреча 5
1 ч 15 мин
15 мин
1ч
Встреча 6
1 ч 15 мин
15 мин
1ч
Встреча 7
1 ч 15 мин
15 мин
1ч
Встреча 8
1 ч 15 мин
15 мин
1ч
Встреча 9
1 ч 15 мин
15 мин
1ч
Встреча 10
1 ч 15 мин
15 мин
1ч
II этап - работа родителей и специалистов
Встреча 1
1 ч 20 мин
20 мин
1 ч
Встреча 2
1 ч 20 мин
20 мин
1 ч
Встреча 3
1 ч 20 мин
20 мин
1 ч
Встреча 4
1 ч 20 мин
20 мин
1 ч
Встреча 5
1 ч 20 мин
20 мин
1 ч
Встреча 6
1 ч 20 мин
20 мин
1 ч
Встреча 7
1 ч 20 мин
20 мин
1 ч
Встреча 8
1 ч 20 мин
20 мин
1 ч
Тематический план – программа занятий родительского клуба
«Растем вместе»
I этап
Содержание занятий
Задачи
Формы работы
Август
Занятие 1.
Ознакомление родителей с условиями поступления ребенка в детский сад
Беседа, анкетирование
Занятие 2.
Оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях для облегчения адаптационного периода
Решение педагогических ситуаций, презентация памятки
Занятие 3.
Занятие 4.
Создавать благоприятную психологическую обстановку в группе;
Пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;
Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ;
Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;
Развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику
Игры, изодеятельность
Занятие 5.
Задание 6.
Развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками
Занятие 7.
Развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками;
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками;
Познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми)
Занятие 8.
Развивать умение родителей играть с детьми;
Способствовать адаптации малышей к детскому саду;
Развивать изобразительные навыки
Игры, изодеятельность
Занятие 9.
Развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия;
Вызывать положительное отношение к ДОУ;
Расширять словарный запас
10.
Занятие 10.
Подведение итогов работы адаптационной группы и осознание значимости адаптационного периода у детей раннего возраста.
Анкетирование родителей
II этап
Содержание занятий
Задачи
Формы работы
ОКТЯБРЬ
Занятие 1
«Давайте познакомимся»
Познакомить родителей с методами и приемами работы с детьми, способствующими развитию гармоничных взаимоотношений, создание благоприятного климата в семье;
Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания, психического здоровья ребенка
- мини - беседы, мини - лекции, «круглые столы»;
Моделирование проблемных ситуаций «ребенок – взрослый» с последующим обсуждением;
Игры и упражнения на снятие напряжения и на сплочение группы;
Презентация буклетов;
Спонтанное рисование;
Релаксационные и динамические паузы
НОЯБРЬ
Занятие 2
«Наши дети – какие
они?...»
ДЕКАБРЬ
Занятие 3
«Воспоминание о детстве»
ЯНВАРЬ
Занятие 4
«Общение»
ФЕВРАЛЬ
Занятие 5
«Учимся играя»
МАРТ
Занятие 6
«Учимся слушать друг друга»
- развивать взаимопонимание, используя вербальные и невербальные средства общения (речь, мимику, жесты и т.д.) формируя позитивные формы общения в семье;
Развивать интерес к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения
АПРЕЛЬ
Занятие 7
«Игра и игрушки в жизни ребенка»
МАЙ
Занятие 8
«Я дарю свое тепло»
Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.
Суть понятия
Родительский (семейный) клуб - это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Родительский клуб - это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ
Цели и задачи работы родительского клуба
Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.
Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:
- повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
- определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
- помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших - подготовка к началу обучения в школе);
- содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной - ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
- установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).
Как работает родительский клуб
Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.
Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях
Участники родительского клуба
Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:
- учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
- учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
- психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
- учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
- методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).
Чем занимаются на заседаниях
Участники родительского клуба:
Формы работы семейного клуба
Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:
Программа
детско-родительского клуба
« Растём вместе»
Разработала:
воспитатель Ампилогова Е. А.
Новотроицк 2016
Введение
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте - родители и
воспитатели.
Макаренко А.С.
Программа «Растём вместе» разработана в соответствии с нормами российского законодательства и основополагающих документов, касающихся государственной образовательной политики: родители являются полноценными участниками образовательного процесса, они должны быть « активными субъектами образовательной политики», участвовать в управлении образованием.
В основу положены следующие нормативные документы:
Семейный кодекс РФ, статьи 63и 64;
Закон « Об образовании в Российской Федерации», статья 3 пункт 1,
статья 44 пункт 3 п.п.7;
Закон РФ « Об основах гарантии прав ребёнка в Российской Федерации»,
статья 1 пункт 2.
Отечественная система образования переживает сегодня один из новых периодов своего развития. В современных условиях существует множество запросов, на которые должно отвечать дошкольное образовательное учреждение. Это, прежде всего – внедрение в практику элементов новых управленческих механизмов и подходов, привлечение общественных организаций к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более открытой и восприимчивой к запросам общества.
К новым формам отношений родителей и педагогов невозможно перейти в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Время требует включения родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов наряду с воспитателями.
Работа с родителями должна способствовать созданию единого пространства
«образовательное учреждение-семья - социум». Поэтому необходимо обеспечить:
Заинтересованность родителей в жизни дошкольного учреждения;
Привлечение родителей к участию в образовательном процессе.
Совместная работа с родителями позволяет быть нацеленными на общий результат, поддерживать друг друга в решении проблем, заменять и дополнять друг друга, создавать атмосферу оптимизма и доброжелательности.
Взгляд на семью как на партнера по образованию и воспитанию детей значим как в русле происходящих изменений в системе образования, так и в реализации идей личностно-ориентированной педагогики, повышает готовность родителей к сотрудничеству не только с ребенком, но и с другими родителями, педагогами ДОУ, а в дальнейшем - и школы.
Таким образом, работа с родительской общественностью является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования.
Актуальность программы. Цели и задачи .
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» в ст.18 сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное образовательное учреждение существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Но это должно быть не одностороннее воздействие на родителей, а взаимодействие ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
Воспитание сегодня – это постоянный диалог с ребёнком, в процессе которого ребёнок с малых лет осваивает способность к принятию самостоятельных решений; развивает творческое мышление, учится анализировать новые явления; учится быть терпимым к мнению других, принципиальным и требовательным к себе самому, что поможет ему в будущем стать полноправным членом общества.
Вопрос сотрудничества ДОУ и семьи актуален в настоящее время ещё и потому, что многие родители беспокоятся, прежде всего, об экономическом благополучии и большую часть времени проводят на работе, а дома у них не хватает времени на воспитание своего ребёнка и они надеются в этом на детский сад.
Цель программы: создание единого образовательного пространства группы и семьи; повышение уровня компетентности родителей по вопросам воспитания детей 4-5 лет.
Задачи:
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- развитие воображения и творческой активности;
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- эффективное взаимодействие родителей и педагогов, удовлетворяющее интересы обеих сторон.
Объектом программы : является сотрудничество детей, родителей и педагогов.
Предметом программы : является сотрудничество детей , педагогов и родителей воспитанников средней группы МДОАУ «Детский сад №30».
Гипотеза программы: сотрудничество педагогов и родителей будет эффективнее.
База реализации программы : МДОАУ « Детский сад №30»
Г. Новотроицка Оренбургской области.
Формы взаимодействия с родителями:
1.Информирование родителей: родительские собрания, оформление информационных стендов, дни открытых дверей, организация выставок, создание памяток, рекомендаций, информационных листков;
2.Психолого-педагогическое просвещение родителей: организация «образовательного лектория для родителей» (круглые столы, индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы)
3.Совместная деятельность: привлечение родителей к совместным играм, занятиям творчеством, организации мероприятий, семейных праздников.
Ожидаемые результаты:
Овладение некоторыми приёмами взаимодействия с ребёнком;
Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребёнка;
Умение уважать желания и возможности ребёнка;
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс и досуговую деятельность группы.
Формы организации детской деятельности:
1.Развитие речевой активности: дидактические игры, сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, занимательные игры.
2.Совместная деятельность: игры-эксперименты с природными материалами, театральная деятельность, игры с песком, игры на развитие мелкой моторики.
Ожидаемые результаты:
- приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми;
Развитие творческих способностей;
Повышение познавательной активности;
Обогащение словарного запаса;
Развитие мелкой и крупной моторик.
Условия работы клуба:
- заседание клуба по согласованию с родителями проводится 1 раз в месяц;
Работа клуба проводится согласно годового плану;
Тематика заседаний должна касаться детей и их проблем, а также родителей и их проблем в воспитании своих детей;
Формы общения могут быть разными: наглядными, вербальными, игровыми, показательными, конкурсы, праздники, соревнования.
Основные принципы работы клуба : добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Дети посещают клуб вместе с мамой или другим близким человеком. Каждая встреча длится от 30 до 50 минут. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: познавательный, музыкальный, творческий, в свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не даёт малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира ребенок. Проводимые занятия с детьми дают педагогу возможность установить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации.
Период реализации программы: один год.
Программа « Растем вместе» учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляет собой модель взаимодействия детского сада и семьи. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Комфортность пребывания ребенка к детскому саду зависит и от готовности родителей оставить свое чадо на некоторое время в детском саду. Комфортность пребывания ребенка зависит и от положительного имиджа группы и детского сада в целом у родителей.
План работы клуба « Растаем вместе».
Мероприя- тие | Цель | Сроки | Ответствен-ные | Участ- ники | Продукт деятель-ности |
Анкетиро-вание «Оценка взаимодействия родителей с педагогами» | Повышение эффективности взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников, а также выявления существующих разногласий. | Сен- тябрь | Воспитатели | Все родители группы | Анкеты |
Семинар-практикум "Смолоду закалишься – на весь век сгодиться» | Повышение уровня осведомленности родителей о пользе закаливания. | Октябрь | Воспитатели | Все родители группы | Разработ- ки по теме семинара-практику- ма + презента- ция по теме |
Круглый стол «Уверенность. Умение постоять за себя» | Способствовать развитию у детей способности постоять за себя. | Ноябрь | Воспитатели | Все родители группы | Разработ- ки по теме |
Мастерская Деда Мороза Снеговики из носков | Способствовать улучшению положительного микроклимата в группе | Декабрь | Воспитатели | Все родители группы | Разработка мастер класса с пошаговым фото |
Семинар-практикум "Растём, играя» | Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его | Январь | Воспитатели | Все родители группы | Разработки по теме семинара-практикума |
Практическое занятие "Умелые руки не знают скуки!» | Улучшение микроклимата в группе | Февраль | Воспитатели | Папы | Разработка по теме занятия |
«Поиграй со мною мама!» Занятие с элементами игровой терапии. | Гармонизация детско-родительских отношений средствами игротерапии. | март | Воспитатели | Все родители группы | Сценарий |
Семинар-практикум «Организация безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» | Повышение педагогических знаний и умений | апрель | Воспитатели | Все родители группы | Сценарий |
Круглый стол "Презентация опыта семейного воспитания". Итоги работы клуба | Привлекать родителей к распространению положительного опыта семейного воспитания | май | Воспитатели | Творческая группа родителей | Разработки по теме круглого стола |
Понимание закономерностей развития, организации и механизмов функционирования уровней здоровья человека (физического, социального, психологического и др.) может быть плодотворным при выходе за пределы этих уровней и изучаемой системы. Активизация поиска и применение формализованных показателей, или категорий, могут послужить критериями его измерения.
Выход за пределы любой изучаемой системы является одним из методологических подходов, оправдавших себя в столетиях, поскольку получить достаточно полные представление о ней невозможно, находясь внутри нее, и только выход за ее пределы позволяет составить представление о ней, т. е. получить ее более полную характеристику.
С другой стороны, выявление меры, при помощи которой можно определить степень организации какого-либо из уровней здоровья, открывает возможности для его осознанной и целенаправленной регуляции - будь то формирование, укрепление или восстановление.