Подготовка дет саду. Готовим ребенка к общению

В жизни каждой семьи наступает такой период, как поступление малыша в детский сад. Подготовка к нему - ответственное занятие . Готовить ребенка к детскому саду родители должны начинать заранее, по мере приближения к осени. Итак, с чего начинать?

НАЧИНАЕМ АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА

Начинать подготовку лучше минимум за несколько месяцев до поступления - в мае - июне. Почему именно в мае - июне? Дело в том, что наши детские сады начинают комплектацию ясельных групп осенью, в сентябре. А это период природного похолодания, когда и в помещениях достаточно прохладно.

Естественно, возрастает количество сезонных простудных заболеваний. Ребенок, идущий в сад, конечно же, адаптируется к новым условиям, но это связано с большими психологическими нагрузками, которые снижают защитные силы организма, из-за чего малыши начинают болеть.

Поэтому начинать адаптацию к детскому саду лучше всего в теплое время года: в мае-июле.

Это замечательное время для начала подготовки к детскому саду. На улице тепло, мы легко одеваем детей. Малышам легче одеваться самостоятельно, справляться с пуговичками и застежками, липучками и шнурками. Постепенно, по мере приближения осени, мы будем одевать деток теплее, увеличивать количество предметов одежды, но это постепенная нагрузка.

Очень важно, что в теплое время года дети много времени проводят на улице: играют в подвижные игры, возятся в песочке. Это снижает эмоциональную нагрузку от большого коллектива и раскрепощает ребенка . Намного сложнее адаптироваться сразу в группе, где в силу ограниченности пространства намного острее воспринимается общий шум.

КОГДА ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?

Родителей волнует вопрос возраста, в котором лучше отдавать ребенка в детский сад.

Декретный отпуск составляет три года. Многие мамы тянут с садом чуть ли не до последнего дня выхода на работу. Что из этого получается? А ничего хорошего! Мама сама после трех лет замкнутой жизни с трудом привыкает к работе. Причем, полный рабочий день - 8 часов, а домашней работы меньше не стало. Как же все успеть?! А у ребенка свои сложности...

Трехлетний возраст очень неблагоприятен для начала адаптации , потому что накладываются дополнительные факторы всем известного «кризиса трех лет », что делает более проблематичным переход к детсадовской жизни.

С психологической точки зрения, идеальный возраст для адаптации - 1 год 8 месяцев, когда в развитии ребенка отмечается прогресс, и малыш настолько понятлив, что мы приступаем к его планомерному обучению и развитию. Кроме того, маме до выхода на работу еще больше года и у нее достаточно времени для спокойной адаптации ребенка к саду.

Подготовку ребенка надо начинать с психологического настроя родителей!

Мама и папа сами должны быть готовы к тому, что ребенок пойдет в детский сад. Выработайте совместное положительное решение. Ведь если хотя бы один из родителей в душе против детского сада, то подготовку малыша начинать бессмысленно. Он сразу «считает» ваше состояние и переработает его в ежедневную нервотрепку.

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ОБЩЕНИЮ

После того, как вы приняли окончательное решение пойти в сад, сразу же начинайте готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей. Все время наблюдайте, как малыш себя ведет: стесняется или конфликтует, уединяется или дерется, или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Важно, чтобы начало посещений детского сада не было первым опытом общения со сверстниками и первого самостоятельного пребывания без родителей. Начинайте с посещения бабушек и дедушек, братиков, сестричек, знакомых с детьми. Полезны будут также «детские комнаты», где с малышами занимается педагог: вначале с мамой, а потом постепенно и без нее. Занятия в детских центрах также окажут очень большую помощь для дальнейшей успешной адаптации.

ОТДАЕМ РЕБЕНКА В САДИК: КУДА?

При выборе садика проанализируйте, что для вас важно: близость к дому, престижный район или зеленая зона. Наша рекомендация при выборе садка такова - обращайте внимание на воспитателей и детей. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад - место довольно шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другое дошкольное заведение для вашего чада.

Знакомство с детским садом начинайте с администрации. Эта информация также важна для анализа, поскольку настрой, творчество, культуру общения создают именно они и транслируют на весь коллектив.

Навряд ли родителям захочется «задерганного» педагога или постоянно красящего забор и копающего грядки и клумбы. Обратите внимание на мероприятия, которые проводятся в детском саду, на то, как вас встречают. Походите несколько раз в разные дни вокруг детского сада и понаблюдайте. Что вы увидите? Активное проведение игр и конкурсов или разговоры воспитателей в кружочке вокруг песочницы? Где во время прогулки детки, что делают, как с ними общаются педагоги?

Попросите разрешения присутствовать на занятии, посмотреть праздники. Обратите внимание на укомплектованность штата садика воспитателями и помощниками. Талантливые руководители даже в наше непростое время находят возможности для удержания и стимулирования своего персонала.

Продолжение на стр.2

Поступление в детский сад — важный рубеж в жизни семьи с маленьким ребенком. У малыша полностью изменяется жизнь, появляются новые друзья, занятия и переживания. Не всегда первое время в детском садике проходит гладко. Но всем родителям хотелось бы, чтобы их сын или дочка легко пошли в сад.

Как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы все сложилось удачно? Для этого необходимо сочетание готовности самого малыша и способности родителей помочь ему подготовиться к таким изменениям в жизни.

Каждому овощу — свое время, или когда лучше отдавать малыша в сад?

Сейчас педагоги и психологи считают, что столь раннее отлучение ребенка от матери не самым лучшим образом сказывается на развитии детей. Однако таковы были условия.

Оптимальный возраст

В наше время ясли сохранились не везде. Детей отдают сразу в садик. Скорее всего, это разумно, потому что средним возрастом готовности к жизни в коллективе детский психологи называют 3 года. Именно в этом возрасте у малышей появляется первое желания общаться со сверстниками.

До этого времени дети проявляют очень мало интереса друг к другу. Они, конечно, играют на детской площадке, но играют «рядом», а вовсе не «вместе».

До 1,5 лет

До полутора лет отрывать младенца от мамы не рекомендуется. В 1,5 года заканчивается период сепарационной тревоги — состояния, когда любое отсутствие матери рядом воспринимается малышом как стресс. Коллектив в этом возрасте ему абсолютно не нужен.

В 2 года

Часто можно слышать мнение более старшего поколения, что чем раньше — тем лучше. «В 2 года в ясли — быстрее привыкнет». Вполне возможно, что в 2 года дети быстрее привыкают к условиям сада, чем в 4. Но это привыкание — не положительное сознательное принятие, а скорее примирение обреченного.

Пассивное сопротивление может выразиться в частых болезнях, снижении активности и жизнерадостности, потере доверия к миру. Так что детский садик в 2 года — это скорее вынужденная мера, когда у родителей нет возможности не выходить на работу или нанять няню.

В 3 года

В три года кроха начинает впервые интересоваться другими детьми. Кроме того, именно в три года начинается кризис самостоятельности. «Я сам!», - декларирует ребенок.

Вот на этой волне и можно легко вписать развитие навыков самостоятельности и поступление в детский сад. Ваш малыш готов немного отпустить мамину руку и выходить в мир.

В 4 года

4 года — время развития личности. Развитие нервной системы делает поведение ребенка несколько нестабильным. Детишки в этом возрасте становятся крайне эмоциональны и не испытывают доверия к детскому саду.

Некоторые психологи считают, что если вы не отдали малыша в сад в 3 года, то четвертый год лучше переждать. Ваше сокровище уже успело привыкнуть к уютной жизни домашнего малыша, а вот научиться легко адаптироваться к изменению ситуации и переживать стрессы еще не успело.

В 5 лет

А вот к 5 годам отдавать дитя в коллектив желательно даже самого домашнего. Высокая потребность в общении, развитые навыки самообслуживания должны помочь малышу адаптироваться довольно легко. Готовность ребенка к детскому саду очень высока.

Однако такая систематизация — не что иное, как нечто среднее арифметическое. Как правило, детей отдают в сады в 2-3 года. И потихоньку у всех все получается.

Все дети индивидуальны и каждый развивается по своим законам. Поэтому собираясь «в коллектив», ориентируйтесь на своего карапуза и на его готовность к саду.

Что должен уметь ребенок ко времени поступления в сад?

Физиологические навыки

Несомненно крайне важно, чтобы у ребенка была физиологическая готовность. Малыш должен быть здоров, развит соответственно своему возрасту. Большим подспорьем для мамы станет тот факт, что кроха ведет здоровый образ жизни, достаточно гуляет и имеет хороший иммунитет.

Достаточная самостоятельность в быту

Воспитатели оценят по достоинству, если вы научите ребенка самостоятельно одеваться на улицу и переодеваться перед сном. Первое время, конечно, детям помогают, но когда в группе 25 человек, это оказывается непросто.

Вместе с тем будущий детсадовец должен уметь самостоятельно есть ложкой и желательно вилкой.

Помимо этого, очень важно решить вопрос с памперсами и горшком до поступления в сад. Малыш должен не только уметь делать все свои дела на горшок, но и вовремя сообщить об этом взрослым.

Развитые навыки коммуникации

Мы подошли к очень важному моменту. Готовность к нахождению в обществе не ограничивается только физическими и физиологическими навыками.

Готовность ребенка к детскому саду определяется развитием его речи и мышления. Умение общаться со сверстниками и взрослыми очень важно.

Малышу в новых условиях нужно уметь:

  • попросить о помощи взрослых;
  • налаживать взаимодействие с детьми в группе, заводить друзей и играть.
  • выполнять указания воспитателя в саду, понимать, что слушаться нужно не только маму;
  • занимать себя какое-то время самостоятельно, играть в одиночку и в компании;
  • засыпать в кровати без специального укладывания.

Как видите, детям нужно много чего усвоить и освоить прежде, чем они будут готовы к детскому саду. И даже в этом случае встреча с садом не всегда проходит гладко. Но и здесь родители могут прийти на помочь.

Готовиться к саду лучше начинать заранее. Перед поступлением крохе нужно не просто научиться обслуживать себя самостоятельно, но и привыкнуть к этому. Ведь в стрессовой ситуации дети могут растеряться, расстроиться и все новые умения и навыки ему не помогут.

Обязательно расскажите обо всем заранее

Расскажите, что есть такое место, куда детки ходят днем, пока мама и папа на работе. Не забывайте подробности распорядка дня, упомяните, что там проводятся занятия, дети играют, гуляют и спят. А родители обязательно приходят вечером, когда закончат работу.

Постепенно приучайте к новому режиму

Если вы решили, что этой осенью вы идете в сад, уже весной-летом переходите на детсадовский режим. Малыш и так испытает стресс от изменений в жизни, пусть хотя бы ранние подъемы станут уже привычными.

Познакомьте с новым меню

Постепенно приучайте ребенка и к меню, которое будет в саду. Непривычный вкус или оформление блюда может отпугнуть ребенка и он откажется есть.

Разведайте новую территорию

Гуляя, загляните на площадку к садику, в который пойдет ваш малыш. Если возможно, попросите разрешения присоединиться к детям. Если нет — просто покажите веранду, песочницу, обсудите, какие здесь дорожки, во что можно играть на площадке.

Научите сына или дочку всем нужным навыкам самообслуживания

Не стоит резко, в один день, изменить всю домашнюю жизнь, выдав ребенку ложку-вилку и требуя ходить на горшок и одеваться самостоятельно.

Если еще вы и мотивируете свои действия тем, что надо все делать самому, потому что «в садик ходят дети, которые уже все умеют», то негативное отношение ребенка обеспечено. Учитесь всему неспеша.

Научите малыша не бояться общения с новыми людьми

Если у вас совсем «мамин» ребенок, постарайтесь приучать его оставаться с другими взрослыми. Желательно, чтобы это была не привычная бабушка, а не очень близкий, но знакомый человек, к примеру, ваша подруга.

Важно также учиться общаться с другими детьми. Прогулки на детской площадке помогут научить ребят играть совместно. Учите детей знакомиться друг с другом, делиться игрушками и придумывать игры.

Неплохо заранее поводить ребенка в какие-нибудь кружки или на занятия. Здесь он научиться общаться, слушаться старших и вести себя в коллективе.

Поиграйте дома в детский сад

Пусть малыш попробует себя в разных ролях — и как воспитанник, и как воспитатель. Постарайтесь донести до ребенка все детали и мелочи, расскажите обо всем распорядке дня. Тогда, оказавшись в саду, карапуз не встретится с неизвестным и непонятным.

Будьте морально готовы к этому событию сами

Подготовка к такому важному событию — дело непростое. Добавим еще пункт — к детскому саду должна быть готова… мама. В семьях, где родители не уверены в необходимости садов, дети это отлично чувствуют. И непременно стараются использовать это знание.

Если мама полностью уверена в своем решении, принимает посещение сада как необходимость, ее малыш адаптируется быстрее и проще. Как всегда - начните с себя! Убедите себя в правильности своего поступка, тогда и кроха привыкнет к саду легче!

Перед каждой семьей, воспитывающей малышей, рано или поздно встает вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду. Многие родители с волнением ждут этого момента и начинают готовиться заранее к непростому периоду в жизни своего чада. Это очень хорошее стремление, однако не всегда оно осуществляется должным образом. Зачастую в семье начинают рассказывать ребенку, который идёт в детсад, "страшилки", призывая его к послушанию: "Вот в детском саду тебя научат, как правильно надо убирать игрушки (одеваться, держать ложку и т. д.)". Или начинают подсказывать, как строить взаимоотношения со сверстниками: "Если тебя обидят, сразу жалуйся воспитательнице!" Получается, что у малыша уже изначально складывается негативное отношение к такому важному моменту, как переход в новые социальные условия. Между тем, педагоги и психологи рекомендуют родителям основательно познакомиться с тем, какой должна быть готовность ребенка к детскому саду. На эту тему написано много статей, но каждому родителю нужно подойти ко всем рекомендациям вдумчиво, принимая во внимание индивидуальные особенности своего чада.

Готовимся к детскому саду заранее!

Специалисты постоянно твердят о необходимости готовить малыша к саду заранее, но уточняют, что лучше будет, если взрослые начнут предварительную подготовку именно с себя. Что это означает?

Трудности адаптационного периода

Главное, на что нужно обратить внимание родителей, адаптационный период (то есть период привыкания к новым условиям), проходит у всех деток по-разному. Это может зависеть от разных условий:

  • уклада семьи , в которой растет ребенок (если родственники постоянно опекают кроху, выполняя за него элементарные действия по самообслуживанию, малыш и в детсадовской группе будет ждать помощи от окружающих, чувствовать себя некомфортно среди сверстников);
  • индивидуальных психологических особенностей (дети обладают различным темпераментом, могут по-разному выражать свои стремления, например, поиграть с игрушкой и уступить ее другому, помочь сверстнику застегнуть туфельки, пригласить в свою игру; или, наоборот, отнять игрушку, вступить в конфликт, не выполнить требования воспитателя);
  • пробелов в воспитании (близкие балуют малыша, потакают всем его капризам; кроха не привык к отказам, ему неизвестно слово "нельзя". А в детсаду нужно выполнять определенные требования, связанные с режимом дня, образовательными процессами, общением с взрослыми и другими детьми).

Такие характерные условия существенно влияют на продолжительность адаптационного периода. По мнению специалистов, можно выделить три степени детского привыкания:

  • , которая характеризуется быстрым и достаточно безболезненным привыканием крохи к новым условиям, как правило, проходит в течение недели. Малыш быстро вливается в коллектив сверстников, привыкает к незнакомым взрослым, не конфликтует с окружающими, принимает все установленные требования.
  • Средняя адаптация проявляется чаще всего в детской среде и характеризуется более длительным привыканием к новым условиям. Ребенок может скучать по маме, негативно переживать разлуку с ней, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Возможны появление частых простудных заболеваний, обострение хронических.
  • Тяжелая степень адаптации наблюдается значительно реже, проявляется бурными эмоциями, угнетенным состоянием крохи, стрессами. Специалисты обращают внимание родителей, что при длительном стрессе у малыша возможны нарушения сна, потеря аппетита, психологические отклонения в поведении (плаксивость, тревожность, агрессивность, конфликтность, неподчинение взрослым).

Как подготовить ребенка к детскому саду: "подстелим соломки" нашим малышам!

Чтобы дошколенок был максимально готов к переходу на новый социальный этап, взрослым необходимо помочь ему ! Для этого надо знать, что должен уметь ребенок перед детским садом. Педагоги напоминают родителям, что основными составляющими готовности дошколят к саду являются психологическая и физическая подготовка.

Психологическая готовность ребенка

Позитивный настрой. Положительное отношение крохи к детсаду - один из главных аспектов психологической готовности. Такой настрой надо вырабатывать задолго до того, как родители решатся отдать ребенка в детский сад. По мнению специалистов, дошколенок должен быть уверен в том, что посещение детсада - это не желание близких отправить его в чужие руки, а такая же необходимость, как и у родителей, которые ходят на работу. Главное - сформировать у крохи важность его действий (семейный девиз: помогаем друг другу! ). Осознавая, что он помогает маме и папе, малыш будет положительно настроен на посещение детсада, и период адаптации будет идти менее болезненно. При этом он должен знать, что родители обязательно заберут его домой в определенное время, и они все вместе будут обсуждать интересные события, которые произошли в детском саду.

Важно: правильно подобранные слова и позитивные действия близких окажут неоценимую услугу для малыша в подготовке к детскому саду. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору средств, которые подскажут, как правильно подготовить ребенка к детскому саду! Это могут быть совместные сюжетные игры в детсад, чтение детских книжек на соответствующие темы, рассказы старших ребятишек о веселых событиях в детсаду, восхищение всех близких ребенком, какой он стал большой, постоянные воспоминания мамы и папы о своем детстве.

В помощь родителям для наблюдений за своим чадом и определения готовности малыша к посещению детского сада специалисты предлагают простой тест, в котором нужно адекватно ответить на вопросы самому себе:

  1. как часто болеет ребенок?
  2. когда болел в последний раз (месяц, две недели, неделю назад)?
  3. все ли прививки имеются у крохи?
  4. одевается и раздевается самостоятельно?
  5. умеет самостоятельно мыть руки и вытирать их полотенцем?
  6. как пользуется горшком и туалетной бумагой?
  7. имеются навыки самостоятельной игры?
  8. как часто требует к себе повышенного внимания?
  9. может остаться на несколько часов с другими взрослыми?
  10. умеет общаться с другими детьми?

Положительные ответы на восемь вопросов из десяти могут хотя бы частично успокоить родителей в волнующих сомнениях: готов ли ребенок к детскому саду!

Здравствуйте, Людмила. Хочу попросить вас помочь разобраться с таким вопросом. Я нахожусь в декретном отпуске, моей малышке скоро исполнится 2 годика. Вчера позвонила коллега и рассказала о том, что моя непосредственная начальница через три месяца собирается уходить на пенсию. Поэтому, если я к тому времени выйду на работу, то смогу получить ее должность и повышение зарплаты.

Предложение, конечно, очень заманчивое. Однако меня беспокоит то, что в таком случае придется отдавать мою дочурку в детский сад. Не слишком ли она мала для этого? Сможет ли она привыкнуть к новым изменениям? Есть ли какие-то грамотные советы, как подготовить ребенка к детскому саду? Или лучше вообще отказаться от этой затеи и подождать положенные три года, пока закончится декрет?

Проблемы адаптации ребенка в детском саду

Очень хорошо, что вы задумываетесь над таким вопросом и не спешите решать свои карьерные дела. Поступление ребенка в детский сад связано с определенными психологическими трудностями. Для начала разберемся с тем, какие именно проблемы и по какой причине могут возникать у малыша в дошкольном учреждении.

Первые несколько недель посещения детского сада называются периодом адаптации. В это время происходит приспособление и привыкание ребенка к новым условиям в его жизни. Среди основных изменений следующие:

  • рядом нет родных людей, особенно мамы;
  • малышу уделяется меньше личностного внимания;
  • значительно расширился круг общения;
  • изменился режим дня;
  • необходимо подчиняться указаниям незнакомой тети;
  • большинство действий по самообслуживанию нужно выполнять самостоятельно;
  • приходится выстраивать новые взаимоотношения.

Справиться с такими изменениями не очень просто. Данный процесс требует больших затрат психической энергии и физических сил организма. На фоне этого могут отмечаться сбои в работе систем или органов, изменения в поведении. Родители могут заметить у ребенка некоторые из указанных симптомов:

  1. Ухудшился аппетит;
  2. Нарушился сон (читайте статью по теме: Почему дети плохо спят ?>>>);
  3. Снизился иммунитет (важная статья: Как защитить ребенка от простуды ?>>>);
  4. Появляется замкнутость;
  5. Нарушается двигательная активность;
  6. Наблюдается эмоциональная неустойчивость;
  7. Встречается отказ от выполнения действий по самообслуживанию (вам будет интересно: Как развить самостоятельность у ребенка ?>>>).

В этом случае важно понимать, что такие перемены не являются обычными капризами малыша. Он нуждается в помощи взрослых и будет намного лучше, если родители заранее узнают о способах, как помочь ребенку адаптироваться в детском саду.

А в рамках этой статьи, обращу ваше внимание на самые основные моменты

Приучайте обходиться без мамы

Как только ваш ребенок подрастет и станет более самостоятельным, начинайте приучать его находиться под присмотром других взрослых. Это могут быть ближайшие родственники малыша: отец, бабушка, тетя. Подготовьте нужные вещи по уходу за ребенком, при необходимости сообщите некоторые инструкции по обращению с ним. А затем на пару часов можете отправляться по своим делам.

Не стоит особенно переживать, оставив малыша без вашей опеки – с ним будет все в порядке. Он уже не беспомощный грудничок, а ваши близкие достаточно опытны, чтобы справиться со своей задачей. Зато ребенок будет понемногу привыкать, что мама не обязательно должна все время находиться рядом. Он поймет, что он уже не единое целое с мамой, а должен и может становиться все более самостоятельным.

Обучите навыкам самообслуживания

Еще один важный совет, относительно того, как правильно подготовить ребенка к детскому саду, касается формирования у него навыков самообслуживания.

  • Вам нужно учить малыша пользоваться ложкой, пить из чашки, проситься в туалет;
  • Показывайте ему, как правильно одеваться, убирать игрушки, мыть руки.

Чем старше становится ваш карапуз, тем больше он должен уметь. Этот процесс обучения довольно длительный и требует от вас терпения, зато ребенок в детском саду будет чувствовать себя более уверенно и избежит многих неприятных ситуаций.

Кроме того, нужно помнить и об еще одной стороне этой проблемы. Побеспокойтесь о том, чтобы предметы, которыми пользуется ваш малыш, были максимально удобны для него:

  1. Купите детскую посуду;
  2. Выбирайте одежду на кнопках, обувь на липучках или резинках и т.д.;
  3. Прикрепите на личные вещи ребенка яркие наклейки, чтобы ему было проще находить их или ориентироваться на какую ногу надевать ботинок, где передняя сторона футболки и т.п.

Подстройтесь под режим детского сада

Чтобы малышу было легче привыкнуть к детскому саду, обязательно позаботьтесь о приучении его к правильному режиму дня. Заранее поинтересуйтесь, в какое время будет проходить завтрак, обед и полдник, когда должен быть дневной сон.

Особенно хочу акцентировать внимание на этом моменте тех мамочек, которых интересует вопрос, как подготовить ребенка к детскому саду в 1.5 года.

В таком возрасте поведением ребенка трудно управлять в произвольном режиме. Если у него не будет выработана привычка засыпать в определенный час, то это может оказаться серьезной проблемой для воспитателей в группе. Да и малыш станет вялым и капризным, когда наступит привычное для него время сна.

  • Если у ребенка есть трудности с засыпанием;
  • Вам сложно выдерживать правильный режим дня;
  • А вечером укладывание ребенка затягивается на часы, то прослушайте интернет-семинар Как быстро уложить ребенка спать >>>.

Не лишним будет поинтересоваться составом детсадовского меню. Включайте в рацион домашнего питания большинство тех блюд, которые ребенку предстоит попробовать.

Развивайте речь

В советах о том, как подготовить двухлетнего ребенка к детскому саду говорится о необходимости уделять внимание развитию его речи. В этом возрасте он уже должен учиться правильно формулировать реплики и даже предложения. Нужно, чтобы он умел сообщить о своих потребностях, самочувствии.

Следите за расширением словарного запаса малыша. Знакомьте его со словами вежливости.

Научите общаться со сверстниками

Обязательно в рекомендациях, как подготовить ребенка к детскому саду, указывается на важность обучения его общению со сверстниками. Этот вопрос не очень актуален для детей еще не достигших 3-х лет. Но уже в последующем возрасте следует показывать малышу, как нужно знакомиться, общаться с другими ребятами. Учите его делиться игрушками, решать некоторые конфликтные ситуации.

Очень полезно до того, как ребенок начнет посещать детский сад, ходить с ним на занятия детского клуба или кружка. Почаще заглядывайте в гости к своим знакомым, у которых тоже есть дети схожего возраста. Бывайте на детских площадках в игровых комнатах.

Рассказывайте о детском саде

Не менее важно знать, как психологически подготовить ребенка к детскому саду. Чаще всего малыша пугает неизвестность, когда он попадает в незнакомую обстановку и не знает, что его там ждет.

  1. Чтобы устранить такую проблему, рекомендуется заранее рассказать дошкольнику о детсадовских условиях;
  2. Выберите маршрут прогулки таким образом, чтобы он проходил мимо детского сада. Находясь рядом, обращайте внимание ребенка на внешний вид, расположение, яркие линии в оформлении здания и территории;
  3. Обязательно комментируйте действия персонала и детей, если увидите их во дворе (читайте статью о том, что делать, если Ребенок боится других детей >>>);
  4. При случае показывайте малышу картинки с изображением ребят в детском саду. Рассказывайте, чем они там могут заниматься. Всегда указывайте на то, что детям в ДОУ весело и интересно.

Кстати, в курсе по подготовке к детскому саду вы, в качестве бонусов, получите две лучших книги для совместного чтения и обсуждения с ребенком.

Когда ко мне обращаются за рекомендациями психолога по адаптации к детскому саду, я рекомендую рассказывать ребенку о детском садике в виде сказки. Придумайте историю с участием любимого героя или игрушки вашей крохи. Расскажите о том, как он ходит в сказочный детсад, с какими друзьями там познакомился и т.д. Предложите малышу самому сочинить отдельные сюжеты.

Важно! Никогда не пугайте ребенка тем, что отдадите его в детский сад в качестве наказания за какие-то проступки. Не рассказывайте о строгих (тем более, злых) воспитательницах, которые будут его ругать.

Играйте в детсад

Очень полезно поиграть с ребенком в детский сад:

  • Организуйте дома детсад для кукол;
  • Пусть малыш побудет в роли воспитательницы или дошкольника;
  • Следите, чтобы его действия были правильными, исправляйте, если он в чем-то допустит ошибку;
  • Ход игры всегда должен проходить в доброжелательном ключе;
  • Обращайте внимание ребенка, что в детском саду существуют определенные правила и нельзя вести себя как вздумается.

Создавайте позитивный настрой

Почаще говорите с малышом о его скором поступлении в детский сад. Связывайте это с тем, что теперь он стал постарше и самостоятельнее и вы очень рады за него. Скажите, что гордитесь им. В присутствии малыша рассказывайте об этом предстоящем событии своим знакомым.

Помните, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающий мир через эмоции своих родителей.

  1. Ребенок будет рад поступлению в детсад, если почувствует ваш позитивный настрой. Поэтому важно, чтобы у вас не было никаких сомнений по данному поводу;
  2. Заранее посетите детский сад, разузнайте о коллективе, работающем в нем. Поинтересуйтесь программами, которые используют для занятий с детьми, наличием дополнительных возможностей для развития их способностей.

Позаботьтесь об укреплении здоровья

Довольно часто можно услышать жалобы родителей на то, что как только ребенок начинает посещать детский сад, он постоянно болеет. К сожалению, в большинстве случаев, это действительно так и есть. Стоит заранее подумать, как подготовить иммунитет ребенка к детскому саду.

  • Включите в рацион малыша продукты, содержащие витамины и минералы. При необходимости давайте специальные питательные комплексы;
  • Отдельно хочу обратить внимание, что не рекомендуется делать какие-либо прививки непосредственно перед поступлением в детсад. Между этими событиями должно пройти около 1,5 месяцев;
  • Также советуют не оформлять малыша в сад в периоды повышенной эпидемиологической опасности.

И в завершение хочу сказать, что правильное время для поступления ребенка в детсад можно определить, только исходя из особенностей его характера и состояния здоровья. Наиболее оптимальным периодом считается возраст 2,5 или 4 года, поскольку рекомендуется избегать значимых потрясений в кризисный для ребенка трехлетний период.

Если ваш ребенок обладает достаточной самостоятельностью и необходимыми коммуникативными навыками, то она вполне готова к новым изменениям в ее жизни. Однако учтите, что в первое время вам придется отводить малышку в сад на неполный день, а иногда и вовсе оставлять ее дома. Так что запланируйте свой выход на работу таким образом, чтобы все эти ситуации никак не мешали вашей трудовой деятельности. Удачи!

Начинаем готовиться заранее, как и сказала психолог в нашем саду. Взяла я эту инфо с сайта нашего садика, надеюсь, окажется кому-то полезной.

... пришло время отдавать РЕБЕНКА в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Подготовка к детскому саду

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. В нашем садике есть группа кратковременного пребывания.В такие группы набирают детей 2-3 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант — если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести ясельную группу.

Познакомитесь с режимом дня детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 — сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.

Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать. Чаще всего в садиках воспитатели не уделяют персональное внимание "неспящим" детям (то есть их все равно заставляют тихо лежать). Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.

Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Играйте в игры на подражание — "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.

Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить — многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в яслях, я часто вижу, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно.

Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался — он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его иммунитета — у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других — в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.

Самый просто способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18ºС, колготки ему уже не нужны), ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка — начинайте постепенно приучать его к обливаниям холодной водой, запишитесь с ним в бассейн.

Здравствуй, детский сад!

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или в самом начале учебного года), наихудший — конец осени, зима, начало весны — на этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.

В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.

Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.

В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.

Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко.

Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.

Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.

Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?

Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.

Нравится