Детская агрессия: как вести себя родителям? Родительское собрание на тему "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".

Здравствуйте, дорогие читатели блога Маривлада! Согласитесь, тревожно видеть злость на лице ребенка. Порой она проявляется настолько неожиданно и неуместно, что если не знаешь, что ее вызвало и как поступить, можно попасть в очень неприятную ситуацию. Хорошо еще если не будет стыдно самому перед окружающими.

  1. Поведение в школе
  2. Советы родителям

Агрессия свойственна не только подросткам, хоть об этом сейчас и говорят больше всего. Подростками не становятся в одночасье, это вырастают наши дети и начинается все еще с дошкольного возраста. Именно поэтому и стоит знать нам — родителям, что приводит к развитию подобного поведения и меть время скоординировать проявления своих детей.

Поведение у детей дошкольников и младшего школьного возраста

Агрессивное поведение у детей можно наблюдать даже в раннем возрасте. Совсем еще маленьким он может укусить вас, в садике ваше чадо может толкнуть или даже ударить других детишек, а в школе недовольство может принять уже крайние формы. Важно определить, какие моменты являются частью возрастного поведения, а что, становится развивающейся патологией и как вести себя при агрессии ребенка.

Когда малыш решает опробовать на вас свои зубки, отреагируйте правильно. Причин может быть несколько: малыш устал, родители его не понимают, от обиды или просто, привлекая внимание. Что толку кричать, махать руками, достаточно просто сделать строгое лицо и интонацию, сказать слова запрета, которые приняты в вашем доме, например: «Но-но-но!» или «Ай — яй — яй!», «Нельзя».

Получив пару раз строгую сдержанную реакцию недовольства, малышу вряд ли будет интересно продолжать вас кусать, ведь управлять вами ему не удается.

Когда малыш в возрасте 5-6 лет проявляет открытую агрессию к окружающим, родители недоумевают, и начинают винить садик, воспитателей, может быть и так. Однако, задумайтесь, может быть стоить разобраться в ситуации дома? Дети часто копируют поведение родителей и родственников, крик и ругань ложатся в основу детского сознания.

Что приводит к негативному поведению

К нестандартному поведению приводит не только родительская агрессия в форме действия, но и вербальная, т.е. в форме слова. Несдержанный мат присутствует в речи многих взрослых, даже если он и не направлен на ребенка. Такое поведение задает определенный порядок общения, которую дети воспринимают, как норму. С такой формой агрессии зачастую справиться бывает сложнее всего.

Конечно, лучше не доводить до проявления агрессивного поведения со стороны ребенка, чем бороться с ее различными формами проявления. С детской агрессией может справиться только взрослый любящий человек. Обратите внимание на себя, следите за своей речью, исключите мат, крики, помните — жестокость, порождает жестокость!

Если в вашей семье все спокойно, стоит обратить внимание на ближайшее окружение в садике, во дворе. Выяснить: не испытывает ли он страха и постоянной тревоги. Научите малыша отдавать отчет своим действиям, помнить о чужих чувствах, говорите ему: «Не делай так — ему больно, обидно». Также научите ребенка извиняться за свои действия.

Вокруг должна быть благоприятная и спокойная атмосфера. Не поддавайтесь эмоциям, помните, что такое поведение временное, при вашем правильном отношении, все пройдет до 6-7 лет.


Поведение в школе

Часто поведение детей резко меняется при поступлении в школу или с переменой класса. И как всегда все имеет свои причины:

  1. Ребенка обижают (особенности телосложения, речи, другая национальность – причины могут быть самыми неожиданными). Даже нестандартная одежда могут привлечь ненужное внимание и как следствие насмешки. С одной стороны, большой детский, несложившийся коллектив, где каждый ищет свое место в классной ерархии, и старается любыми путями заслужить одобрение учителя, а потом и одноклассников.С другой стороны занятость и невнимательность учителей, которые сами непроизвольно вызывают конфликты и не очень стараются их погасить.
  2. Проблемы в семье. Занятость родителей, когда их внимание так нужно ребенку в новой для него ситуации. Проблемы разведенных родителей тоже часто отражаются на детях и как следствие на их поведении.
  3. Недоверие со стороны родителей, братьев и сестер, а также ревность к одному из членов семьи.
  4. Недовольство невозможностью распоряжаться своим временем. Часто даже общение с друзьями сходит на нет у детей младшего школьного возраста в пользу сделанных уроков, новых секций и кружков. В первом классе лучше не перегружать ребенка новыми видами деятельности. Учеба и так отнимает много сил и времени.

Что влияет на проявление агрессии

Самое интересное, что одинаково плохо влияют на детей, как излишняя свобода, так и чрезмерная опека.

  • В первом случае ребенок лишен возможности видеть четкие границы хорошо-плохо и движется хаотично в своем поведении, как бы «наощупь». Куда это приведет не знает никто, прежде всего это неведомо и самим родителям, если они проводят подобный эксперимент.

У моего сына был одноклассник, с которым они дружили в начальной школе. Мальчишка, как мальчишка. Обычный, звезд не хватал, проблем не вызывал. Мама его не работала, сидела дома и занималась домашним хозяйством. Это я к тому, что семья вполне благополучная и обеспеченная. На родительские собрания мама с папой ходили вместе.

И все же меня, что-то настораживало. Да, мальчишки ходили друг к другу в гости. Но вот, когда дело касалось «гулять» начинались странности. И хорошо, что когда мой сын стал отпрашиваться с ним на прогулку, я спросила «куда они собираются». Ответ был странным раз от раза: «на помойку», «на рынок». Ребятам 9-10 лет.

Конечно, я не отпустила, проговорив при этом с сыном «что можно там делать» и пофантазировав на эту тему. Потом их дружба закончилась, но о «подвигах» этого парнишки стали говорить в классе все громче. Оказывается родители дали мальчишке свободу, не спрашивали где бывает, чем занимается. В начале недели выдавали карманные деньги, которых должно было хватать, на ручки, тетрадки, завтраки и его собственные нужды.

Так они хотели научить его умело тратить деньги и самому за все отвечать. Куда вы думаете он их тратил? Стоит ли говорить, что за неимение ручек, тетрадок, атласов и контурных карт он стал регулярно получать двойки. В учебе скатился довольно быстро, стал хамить учителям, драться.

Неуверенность в себе нарастала. В результате после восьмого класса он ушел в колледж, потому, что сдать экзамены в 9 классе уже бы не смог. Там он тоже не доучился… А ведь родители хотели, как лучше…

  • Чрезмерная опека тоже не дает выработать свою линию поведения, принимать свои решения. Помните Художественный фильм «Полосатое счастье»? Если не смотрели — посмотрите обязательно. Забавно и поучительно. И смотреть можно всей семьей.

Там чрезвычайно деятельная бабушка со всей своей кипучей энергией занимается воспитанием и обучением внука, плюс ведет домашнее хозяйство. При этом правом на собственное мнение по ее мнению не обладает ни внук, ни дочка, ни даже посторонние люди. Все меняется, когда мальчишка спас и принес в дом уличного полосатого кота. С его помощью начинается полное перевоспитание бабушки. Посмеяться есть над чем, да ситуации часто узнаваемы…

  • Психологи давно заметили, что самый действенный способ вызвать проблемы – это лишение своего чада внимания. Детям очень важно, чтобы родители их замечали, проводили с ними время. Лишение общения — наказание которое можно считать одним из самых суровых. Главное объяснить ребенку своё поведение.

Например, если ребёнок ударил маму, то она обязательно должна рассказать ему о том, что ей больно и неприятно, что так вести себя нельзя ни с кем, и если ребёнок повторит это действие, то мама не захочет с ним общаться. С ребёнком нужно разговаривать на понятном ему языке, он должен осознавать, чем недовольна мама и почему.

Цель данного наказания не в унижении, а в объяснении, поэтому не стоит быть чересчур суровыми с ребёнком и не общаться с ним в течение целого дня. Для ребенка день — целая вечность.

  • Некоторые родители считают, что если ребёнок начал драться, то нужно дать ему сдачи, чтобы, так сказать, ему было неповадно. Однако, так поступать нельзя, ведь дети берут пример со своих родителей и если мама и папа будут поднимать руку на своего ребёнка, то, соответственно, он будет считать это абсолютной нормой и продолжить действовать в том же духе. Тогда вопрос «как убрать агрессию?» нужно уже задавать родителям.


Почему дети начинают проявлять агрессию

Такое поведение в основном характерно для детей, в семьях которых физическое воздействие считается нормальным. Если родители постоянно кричат друг на друга и даже могут поднять на другого руку, то не стоит удивляться тому, что ребёнок ведёт себя абсолютно также.

Причиной драк может стать и постоянная критика в адрес ребёнка, ему важно, чтобы замечали не только его неудачи, но и успехи. Нельзя забывать в процессе воспитания о похвале, но она должна быть обязательно заслуженной. Тогда не актуален будет вопрос как сдерживать не совсем адекватное поведение своего отпрыска.

Если родители постоянно чем-то заняты и не уделяют достаточного внимания ребёнку, то он может начать привлекать их внимание при помощи . Причём его даже не будет страшить наказание, ведь здесь важно, чтобы мама с папой его просто заметили.

Излишне агрессивными вырастают, также дети, в чьих семьях слишком много запретов и к которым родители излишне строги. Виды агрессии различны и чтобы не дать им развиться нужно понять:

Как снизить проявления детской агрессии

Дети, как и все люди должны иметь возможность не только трансформировать, но и выплескивать излишнюю или негативную энергию. Вот, что можно предложить:

  1. Можно уйти в свою комнату и побить подушку или боксерскую грушу.
  2. Хорошенько попрыгать или побегать, спортивные секции в этом случае могут стать хорошей профилактикой, к тому же хорошо влияют на выработку характера, лишь бы тренер был хороший.
  3. Можно громко покричать в специальный «мешочек крика».
  4. Можно нарисовать свои обиды и порвать их в мелкие кусочки.

Полезные игры с водой, которые успокоят

  • Переливание воды из одной емкости в другую.
  • Рыбалка, возможна даже в тазике. А есть еще настольная игра «Рыбалка» без всякой воды, но с магнитиком.
  • Пускание корабликов. Можно и в тазу и в луже на улице. Можно сделать разные кораблики из бумаги, а можно приспособить скорлупки орехов.
  • Купание в ванне и игры с волнами, только родителям нужно позаботиться о непромокаемости пола заранее.
  • Бросание камушков в водоемы разными способами. Мальчишки очень любят бросать плоские камушки почти параллельно поверхности воды и смотреть, как они несколько раз подпрыгивают. Тут уж турниры можно проводить.
  • Вообще вода хорошо влияет на нервную систему — любая вода. От аквариума с рыбками до плавания в бассейне или мини-бассейне на даче. Важно лишь следить за безопасностью игр и все время быть рядом.

Игры с песком, пластилином и глиной

  • Постройка замков и городов из влажного и мокрого песка. Это на улице.
  • Дома можно привлечь детей к просеиванию муки, пока перебираете крупу, они могут рисовать в ней различные узоры.
  • А можно купить специальный цветной песок и делать из него различные композиции.
  • Полезно задействовать для успокоения и творчества мелкую моторику. Лепка из пластилина и глины позволит еще и сделать небывалые диковинные игрушки.

В любой ситуации, когда ребенок злится, родители должны оставаться любящими и последовательными. Их терпение и внимательное отношение к своему ребенку позволят не только избежать неудобных щекотливых моментов, но и помогут выработать ему навыки правильного поведения среди людей.

Самим же родителям не придется стыдиться и прятать глаза в неприятной ситуации. Нужно просто очень внимательно направлять «взбрыки» своего чада в мирное русло, тогда не возникнет «маленького агрессора», а рядом будет живой, подвижный, очень активный и общительный человечек.

Расскажите, а как вы усмиряли своего бунтаря? Жду ваших рассказов в комментариях. Буду благодарна, если вы поделитесь понравившейся информацией в соцсетях.

На этом сегодня прощаюсь..

Агрессия у детей часто рассматривается воспитателями и врачами как результат педагогической запущенности или как яркий симптом заболеваний — неврологических или психиатрических. Однако психолог Ольга Маховская видит за проявлениями детской агрессивности мощный ресурс и прежде всего пытаются разобраться в причинах агрессии.

6 типов агрессивных детей

По психологическому содержанию агрессия может быть разных типов.

  1. Проявление кризиса в развитии , когда ребенок «вырос» из старых отношений с окружением и нуждается в новом типе связей. Именно в это время попытки взрослых вести себя «как всегда» вызывают закономерный протест у малышей, у которых сформировались навыки самостоятельности, накопился словарный запас и в результате возросла потребность в большей свободе действий;
  2. Проявление сильного темперамента. Дети с сильным темпераментом неутомимы, они настоящие марафонцы. Среднестатистические нормы сна и отдыха не подходят для детей, чьи задатки позволяют подолгу и с энтузиазмом играть, двигаться, слушать сказки, рисовать и т.д. Основными причинами внешней агрессии у ребенка могут быть желание завершить начатое, погруженность в процесс игры. Дети с сильным темпераментом капризничают и негодуют, когда они недогружены, а значит, не удовлетворены;
  3. Сигнал о физическом недомогании, физиологическом дискомфорте, сниженном настроении. До тех пор пока мы не научим ребенка различать физические и эмоциональные состояния, он будет сообщать о них непрямыми способами, к которым относятся и симптомы дискомфорта. Ребенок будет говорить всем телом, пока не выучит нужные слова, описывающие важные состояния и желания;
  4. Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Высокий уровень агрессивности в семейных отношениях, когда родители тайно или открыто конфликтуют, служит прямой причиной детской агрессии и стремления верховодить;
  5. Сигнал о нехватке положительных эмоций. Ребенок может «приносить» из семьи в детский сад или школу негативные эмоции, ожидания и страхи. Агрессия по отношению к сверстникам мотивирована желанием избавиться от неприятного и пугающего напряжения. Вместо того чтобы наказывать ребенка, загоняя в замкнутый круг страданий, мы должны его выслушать, пожалеть и успокоить;
  6. Проявление «праведного гнева». Сражаясь с моралистами, считающими, что «нормальный ребенок — это послушный ребенок», психологи предлагают различать агрессию и праведный гнев. Если для негодования и протеста есть объективная причина, например, кто-то из родителей в который раз не выполняет обещания посетить зоопарк, ребенок вполне объяснимо сердится.

Приведем два случая, в которых причины агрессивности детей неочевидны, и только помощь психолога помогла родителям увидеть внутренние мотивы поведения ребенка.

Драчун Миша: слишком много энергии

Мишке 5 лет, и он драчун. Он с удовольствием дает команды домашним, и те уже поняли, что иногда проще подчиниться, чем договориться. Тем не менее вся семья оказывает жесткое сопротивление Мишке. Общими усилиями, прибегая и к телефонным переговорам со строгим отцом, и даже к физическим наказаниям, все-таки удается уложить его спать днем и вечером, заставить убрать игрушки, валяющиеся по всему дому, и вести себя за столом тихо, подчиняясь общему режиму жизни в семье.

Поскольку проблемы начались с самого рождения, семья живет в тяжелом предчувствии патологии развития ребенка. К тому же нейролептики радикально снимают проблему сна. К моменту обращения к психологу родители уже поставили мальчика на учет к невропатологу и психиатру.

Что происходит . Для людей, которые обладают сильным холерическим темпераментом, характерны выносливость, напористость, высокий физический тонус, потребность в физиологическом удовлетворении, высокая возбудимость. Темперамент генетически задан. Его нельзя исправить, но можно научиться справляться с проблемной стороной.

Первое: холерики нуждаются в дополнительных физических нагрузках, им важно двигаться как можно больше. Если родители сдерживают, «стреноживают» ребенка, потребность в движении нарастает стремительно, и «разрядка» станет слишком яркой.

Второе: холерики экспансивны. Они не любят препятствий и стараются занять как можно большее пространство. Вот почему игрушки разбросаны везде.

Третья особенность: доминантность. Лучшие условия для холериков — иерархия, которая строится по принципу «кто сильней, тот и главней». Авторитет отца незыблем, а остальных членов семьи пробуют «на слабо». Мы не призываем к физическим наказаниям, но иногда нужно продемонстрировать силу, просто крепко схватив ребенка за запястье, или сломав у него на глазах палку, или изобразив угрожающую мину.

Дети с холерическим темпераментом чувствительны к сильным сигналам. Слабые стимулы, унылые разговоры о моральной стороне вопроса, просьбы пожалеть они не воспринимают серьезно. Тех, кто слабее их, они не слушаются. Дети-холерики нуждаются не столько в отдыхе, сколько в дополнительных нагрузках и напряжении. Они настоящие марафонцы.

Закаленный Сергей: слишком мало любви

Сергею 11 лет, он — младший подросток. Папа и мама хотели, чтобы он вырос самостоятельным сильным парнем, поэтому с самого начала решено было не баловать мальчика. Папа воспитывал сына как настоящего мужчину. Предполагалось, что школа даст образование, а в семье будут закалять характер. Мама целиком поддерживала папу.

Жалобы учителей на то, что мальчик ведет себя агрессивно, стали нарастать от класса к классу. Но того, что он начнет кричать на мать, обвинять ее в жадности, никто не ожидал. Впереди намечались стычки с отцом. С этими страхами мама Сергея обратилась к психологу.

Что происходит. Агрессия — это последняя попытка отправить родителям запрос на любовь, когда нет даже жалости. Три способа получить ответную любовь:

  • проявление нежности (ребенок ластится в надежде на ответную ласку);
  • скулеж и попытка выклянчить немного тепла в том случае, если родители забыли, что ребенка нужно обнимать и ласкать, или не считают нужным проявлять «телячьи нежности»;
  • пускание в ход кулаков, крики, проявление сильных эмоций в надежде получить хоть какой-то эмоциональный отклик.

Считать, что агрессия — это способ привлечь внимание к своей особе, блажь ребенка, неверно. Иногда агрессия уже отчаянный крик о любви, в которой дети нуждаются больше, чем взрослые. Холодные формальные отношения между родителями, когда все делается правильно, каждый занят по хозяйству и при этом в семье главенствует принцип экономии на всем, включая эмоции, приводят к тому, что ребенок не получает необходимого подкрепления, его эмоциональный «резервуар» пустеет. На первый план выступает дефицит любви, принятия, поощрения.

Не зная, как получить любовь (ластиться и клянчить предписано девочкам), мальчики чаще проявляют агрессию, прежде всего по отношению к самым близким людям, от которых они еще ждут ответа на вопрос: «Почему меня никто не любит?».

  1. Чтобы научить малыша до 4 лет совладать с сильными эмоциями, классическая психология вменяет родителям показать на примере кукол, животных, персонажей сказок, мультфильмов, других людей, как неприятно выглядит тот, кто злится и дерется. В сказках зло и агрессию персонифицируют Волк, Карабас-Барабас, Кощей...
  2. Чтобы научить ребенка распознавать эмоции и управлять ими, мы должны называть вслух его состояния и принимать их: «Я вижу, ты злишься!», «Ты грустишь? Я понимаю», «Мне тоже неприятно». Закон тут простой: разделенная с другими положительная эмоция увеличивается, а негативная уменьшается.
  3. Если вы сами впали в раж, отругали ребенка или кого-то другого при нем, покажите, как вы раздосадованы, извинитесь. Чем раньше вы объявите о своей ошибке, тем лучше. Дети быстро перенимают у родителей правила поведения в семье и обществе.
  4. Дети с повышенным уровнем латентной агрессии разряжаются через активные физические игры, упражнения, действия. Как только ребенок начнет заниматься силовыми видами спорта, или посещать бассейн, или играть в футбол, он станет сдержанным и внимательным к другим. Главное правило по-настоящему сильных людей: не обижать слабых, напротив, защищать тех, кто не может постоять за себя.
  5. Переключить внимание ребенка в состоянии агрессии помогут несколько способов:
    • сильный сигнал, который озадачит малыша, — это может быть звонок будильника, звук радио, включенного на полную громкость, короткий крик; за столом можно постучать ложкой по чашке или по тарелке;
    • неожиданное действие — выключите свет; поднимите малыша высоко вверх ненадолго, а затем опустите вниз; выйдите из комнаты, закрыв дверь;
    • предложение позвонить какому-нибудь известному человеку, на чье имя ребенок реагирует однозначно — с интересом. Прежде чем ребенок сообразит, что это шутка, он успокоится, а потом посмеется вместе с вами. Смех послужит позитивной разрядкой напряжения, с которым ребенок не смог справиться сам.
    Знание физиологии возбуждения помогает в воспитании: чтобы погасить один очаг возбуждения, нужно создать другой.
  6. Дети с навыками волевого поведения (после 7 лет) могут научиться специальным приемам управления эмоциями — точно так же, как взрослые. В состоянии возбуждения взрослый может ущипнуть себя за руку, сжать кулаки или эспандер, ухватиться за стул, поднять руки и сделать глубокий вдох, несколько раз громко хлопнуть в ладоши. Вспомните, что помогает вам совладать с собой, и поделитесь этим важным секретом с ребенком. Родители, признающиеся в небольших слабостях, становятся еще ближе детям.
  7. Если в состоянии агрессии ребенок обидел кого-то или сломал игрушку, то последствия придется устранять — извиняться, чинить. Когда ребенок успокоится, стоит вернуться к тому, что произошло. Почему он так поступил? Чего достиг? Как себя чувствуют те, кто был рядом? Хотят ли другие дети дружить со злым ребенком? Как можно исправить ситуацию? Как можно предупредить повтор? Социальные и психологические последствия дурных поступков всегда тяжелее физических. Люди важнее и сильнее вещей. «Починить» отношения труднее сломанных игрушек.
  8. Как наказывать за всплески агрессии? Изоляция и запрет на активные подвижные игры еще больше разозлят детей с сильным темпераментом. Они не любят подчиняться, могут затаить обиду или злобу. Более эффективный способ — дополнительная работа по дому.

Дети, как и взрослые, не очень любят убирать, мыть посуду, выносить мусор, стирать, однако понимают необходимость выполнения такой работы. Наказание рутинной, но полезной работой будет воспринято как справедливое и разумное.

Купить эту книгу

Обсуждение

Здравствуйте! Спасибо за статью, нашла ответы на интересующие вопросы! 😊

10.07.2018 23:47:19, Любовь

Комментировать статью "Ребенок стал агрессивным. 6 причин агрессивного поведения у детей"

Агрессия ребенка!. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Агрессия ребенка! Всем привет! Давно читаю, вот решила зарегистрироваться, может быть коллективный разум поможет разобраться!

Обсуждение

После школы опросите детей как было. Не пытайтесь подсказывать. Пусть озвучат свою версию. По несоответствию, расхождение уже тогда выявляющие вопросы.Видя проявление участия без агресии, считаю они искренне расскажут. Думаю учитель вполне может быть малодушной, озлобленной личностью. Попытайтесь выяснить кто провокатор, зачинщик. Как начинается. Но без оценки произошедшему. Просто собирите факты.
У нас в саду была очень способная девочка, ну очень хорошо соображала как кого подстрекнуть, что б тот на мяч накинулся, что б хозяин тогда конструктор начал отнимать и тогда велосипед освободиться ей покататься. Такие комбинации строила, диву даешься. Я по часу уйти не могла, ребенок как уходить, так разгуляется. Ну и сидишь наблюдаешь. Ваш ребенок вполне может оказаться инструментом изощренного манипулятора.

16.05.2018 16:14:36, Акела

Мне трудно поверить, что учитель будет врать, что ваш ребенок кричал "всех убью". Это за гранью разумного. А главное, зачем это учителю? Я понимаю, что учитель мог несправедливо обвинить вашего сына в истории с ручкой, которую просто ему кинули и именно в этот момент вошел учитель. Но выдумывать, что ребенок кричал всех убью - не верю. Скорее всего, он действительно кричал. Возможно от безысходности, потому что его снова несправедливо обвинил учитель и мальчик разозлился. Но тем не менее, он это кричал. Одноклассница просто покрыла его, так бывает у детей. У меня сын в детском саду, они уже там могут друг друга защищать. Поверьте, учителю совершенно все равно, кто именно кидался ручкой. Кого он засек, тот и виноват. То есть в том смысле, что застал учитель Васю или Петю, учителю без разницы, вряд ли учителю прям хочется, чтобы именно ваш сын был обвинен. Если учитель не разобрался в ситуации и обвинил вашего сына, то лучше спокойно поговорите с учителем, расскажите, что на самом деле ваш сын не был зачинщиком кидания ручками.
Проблема в том, что дети действительно бывают агрессивны, а мать никогда в это не верит. Она звонит ближайшему другу своего сына, тот подтверждает, что ничего не было, и мать с новыми силами идет на защиту дитятко. А на деле этот дитятко третирует весь класс, организовывает травлю, бьет, портит вещи и прочее. Реагировать на это обязательно надо. Но именно реагировать, а не говорить учителю, ах, вы придираетесь, ничего такого он сделать не мог. Общайтесь с сыном, уделяйте ему больше внимания. Несмотря на младенца. Вся агрессия детей идет из семьи. Либо от безнаказанности и безнадзорности, либо от дефицита внимания.

16.05.2018 13:24:29, пвапв

агрессия в 1 классе. Нужна консультация психолога. Детская психология. агрессия в 1 классе. Учителя жалуются на агрессивное поведение ребенка.

Обсуждение

Вы наверное удивитесь, но совсем недавно на пару с мамой учили её мальчика 11 лет ругаться матом и давать отпор. Поверьте гораздо хуже, если ребенок не находит сил постоять за себя. Считаю, что у вашего ребенка совершенно адекватное поведение на период адаптации. Обсуждайте все такие случаи, пусть говорит, что он чуствовал на момент агрессивного поведения. Можно попробовать дать одному в лесу прокричаться матом - выкричать их все и попращаться с этими словами. Потом ввести запрет на эти слова.

Не всегда проблема в ребенке. Может в классе так принято, а ваш просто больше других бросается в глаза. Надо выяснять с другими родителями и с учителями.

агрессия 8 лет. ...затрудняюсь выбрать раздел. Детская психология. +1, поведение ребенка вызвано поведением папы. Не сравнивайте детей, у Вашего ребенка такого папы нет, и слава...

Обсуждение

Сделать в такой ситуации ничего нельзя, если не рассматривать серьезно вариант воздействия на отца через опеку. Ограничьте общение своего ребенка с этим мальчиком, это лучшее, что Вы можете.

Для четкого, единственного ответа не хватает информации. А описывать все возможные варианты бессмысленно – их слишком много.
Но, действительно, к специалисту следует обратиться. Это, кстати, не обязательно должен быть «семейный» психолог. С детской агрессией работают и детские психологи и клинические.
Психолог и с мамой пообщается и ребенка обследует. Возможно, это классический случай, когда агрессивное поведение у ребенка связано с чрезмерно ограничивающим, холодным или жестоким обращение значимых для него взрослых, отвержением со стороны сверстников. А возможно, это последствия поражения ЦНС или травмы.
В любом случае, пусть мама не пренебрегает возможностью проконсультироваться со специалистами.
Это кстати, совет всем родителям: если Вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка, обращайтесь к психологу. Тем более, как правило, первая консультация у них бесплатная!

А агрессия у ребенка и дома проявляется, на любой запрет, абсолютно любой. У моего агрессивность уменьшилась на диете. Но мой не аутист, только аутичные черты.

Обсуждение

В мое отстутствие дискуссия развилась. Попробую еще раз сакцентировать какие-то моменты, которые как мне кажется недопоняты. Вот уж действительно аутист аутисту рознь. Нам повезло очень - мы имеем замечательнейшую смесь - и гиперактивность, и отсутствие речи, и далеко не отличное ее понимание (абстрактные вещи вне нашего разумения), и неврологические проблемы тоже. Проводить беседы о хорошем поведении безрезультативно, к великому моему сожалению. Стояние в углу для него продолжение игры..С терапистами АВА мы занимаемся почти 3 года, да, они не сертифицированы, но, по-моему, таковых в России и нет. Мы пытаемся переводить его агрессию на что-то другое. Когда он злится на занятиях что у него что-то не получается можно подсунуть ему мячик, чтобы он его помял. Иногда срабатывает. НО там обстановка немного другая, он занимается вообще-то с удовольствием и критические моменты не так часто возникают. Пробовали озвучить эмоцию, тк повторять он, в принципе, повторяет, типа - Я злюсь. Ну говорит он эту фразу, но слово для него ничего не значит:(Оно его ощущение не передает. У меня, у взрослого и контролирующего свое поведение человека иногда возникает желание хлопнуть дверью или грохнуть тарелку об пол, если меня не очень понимают. Ну а это ребенок, который по-другому донести до нас свои чувства и ощущения не может.... Ему хочется показать что он недоволен, но у него нет других способов... Я ведь вроде нигде не написала что с завтрашнего дня сажаю его на нейролептики и ничего больше делать не планирую... тем более я НЕ собираюсь класть его в больницу. У меня есть опыт лежания в стационаре психически здорового, но маленького ребенка, одних суток, пока я собирала анализы - удручающее было зрелище. Этого дитенка я не отдам, минусы для меня перевешивают все плюсы. Меня интересует, вдруг у кого-то был опыт применения каких-то лекарств, о которых я еще не знаю, котрые немного бы сгладили "бурность проявления чувств". Ведь какие-то ситуации я все равно изменить не смогу..

У меня ребенок-аутист, 6 лет, тоже оформляем инвалидность через 6ую больницу. Был там в июле-августе, во 2м отделении. Вот честно: Ничего ужасного я в больнице не увидела. Очень хорошие воспитатели, стараются детей разговорить как могут. Тима стал после больницы стихи читать - до этотго не слышала от него, движения повторять, и, самое главное: очень хочет ходить в сад. Все спрашивает, когда пойдет. Предыдущая попытка похода в сад была очень неудачной. Вообще это отделение - не знаю как другие - похоже на очень хороший детский сад. Нигде не видела, чтобы так с детьми носились.
Насчет медикаментозной загрузки - разницы не заметила. Ни в худшую, ни в лучшую сторону. Эффект от препаратов заметен через длительное время.
Я не жалею, что ребенка положила. Он там детей заметил, сейчас пытается "вступить в контакт".
Еще положительная сторона, очень важная для нас - он там стал спать по часам. Это так удобно, когда в 9 ребенок уже в постели спит, раньше до 12 по дому болтался.
Единственное, у меня ребенок спокойный довольно, бьет редко и несильно, а агрессивных, кто не может с другими детьми - сажают в "наблюдалку", одних. Наверно, это не здорово.

Агрессия у 5-летней девочки. Нужна консультация психолога. Детская психология. Агрессия у 5-летней девочки. Всем добрый день! Дочке 5 лет, девочка очень сильная,с характером...

Обсуждение

У нас такая же ситуация, дочке 4,5, причина агрессии как мне кажется в том, что дочь так защищается, т.е. она теряется в новой обстановке, или в новой ситуации и начинает хамить. Меня саму удручают такие моменты, просто вам нужно такие моменты заранее проговаривать, "то если ты стесняешься, то лучше ничего не говори, или просто поздоровайся и молчи". Нам вообще психолог в 3 года сказала, что у нее первая реакция на все новое негативная, поэтому и надо проговаривать все новые обстановки и события. Нам например это помогло, когда дочь с мамой поехали в дом отдыха, дочь начала дичиться от девочек, все у нее плохие и дуры, а по большому счету дочь не знала как с ними общаться, и бабушке пришлось все проговаривать и объяснять о чем можно спросить новую подружку и как с ней общаться. Зато потом когда я приехала на выходные, она гордо показывала мне своих подруг. Сейчас она опять поехала в санаторий с бабаушкой и все по новой. Короче это очень сложно воспитывать такого ребенка и это постоянная работа. А причины агрессии в неуверенности ребенка.
Р.S/ С площадки я бы дочь не уводила, а помогла бы наладить контакт с детьми.

Имхо, это по принципу нападение - лучшая защита. Как только девочка попадает в ситуацию, которая ее беспокоит, что она не может держать под контролем, вылазит агрессия. Уходить с площадки в данном случае, по моему, не лучший вариант, потому что ситуация не становится привычной и не исчезает причина проявления агрессии. Я думаю, тут стоит просто переводить в социально приемлемые нормы, но по сути ничего страшного нету. Просто она еще маленькая и не умеет по другому реагировать на непривычную обстановку.

агрессия к сестре. Отношения с детьми. Детская психология. 2.Сын бывает очень агрессивен по отношению к сестре. Огорченный чем-либо может пройти мимо нее и ударить в...

Обсуждение

1. если видите что она порывается взять игрушку, которую он заранее понятно не даст - самой пресекать попытку взять. выделить сыну место, где он сможет хранить то, чем делиться не намерен. и если не убрал - сам виноват, сестра поиграет 2 минуты и отдаст, потерпи. а еще лучше - поменяйся с ней, дай вот это и возьми то, во что она играет. получится мирно и все довольны, видишь?
2. за подобный удар я бы влепила слету, папа ваш поступает правильнее (не по форме - по содержанию). да, могу принять тапок от тех, кто не сторонник "физических наказаний", но и я не сторонник. но мы ж не о систематическом избиении младенцев ведь говорим, правда? есть вещи, на которые я не могу не реагировать жестко. и реагирую. справедливости ради надо сказать, что такая моя реакция была за почти 6 лет ребенкиных максимум раза три. влепила куда попала, потом разбирались в устной форме и объясняли что произошло. я была далека от состояния аффекта и силу строго контролировала конечно. острота реакции лечит гораздо быстрее чем бесконечные разговоры о том, "что такое хорошо и что такое плохо". это не тот случай

а вообще в садик вам конечно надо бы или компанию какую, скучно ребенку и единственная эмоция - сестра

В таких случаях я инстинктивно действую. Боюсь, но я бы отшлепала.

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница агрессия. У меня Васик почти 7 лет аутист... живем вдвоем,я работаю сутки/трое дома, в это время с ним...

Обсуждение

Агрессия, по-моему, такой этап развития, в общем-то, необходимый аутисту:(У нас агрессия четко связана со школой - и именно тогда, когда он начинает особо умнеть:) и социальность развивается - тогда и развивается агрессия. То есть, по моим наблюдениям, это желание!!! контакта, но неумение его, этот контакт, осуществить.
Способ как пережить такой период? Наверное, искать причину. А что еще? Лично для нас такая причина как ревность маловероятна. Не то у него отношение к жизни:) Многие наши грехи для него вообще не понятны:), например, жадность, трусость...
У нас на первом месте среди причин - нарушение традиций,его аутичных я имею ввиду, ну и еще режима питания:)
То есть схема примерно такая, у нас. Есть какое-то нарушение привычного уклада, а куда без этого денешься в жизни-то. И есть желание приблизить кого-то. Одно накладывается на другое, и получается агрессия.
Если нарушение его правил жизни происходит в спокойном периоде, то он просто с удовольствием уходит в себя:) Или если нарушений привычного нет(с чувством защиты все в порядке), и вдруг захотелось с кем-то подружить, то он просто совершает всякие глупости - может крепко обнять незнакомого человека, или например, подарить слегка объеденное мороженое:)
А когда все-таки идет агрессия, наверное главное, не бояться. Если он будет чувствовать что есть кто-то, кто может им руководить, ему будет легче справиться. У нас по-моему, есть тут прогресс, тф.тф.тф. Хотя он может вертеть в руках не только вилку. Вот тут на днях в лагере были, так он топором играл как карандашиком. Ну просто забылся человек, задумался:) А в руках любит что-то вертеть.
Я, кажется, тут уже рассказывала, что у меня такой своеобразный инстинкт грибника выработался с годами. Что-то делаю, а глаза сами собой по сторонам зыркают. Подсознательно любые острые, опасные и прочие вещи наблюдаю - просчитываю траекторию - вероятности - подбираю - на место кладу. В принципе это нужно только в период роста. Но уж...Муж все удивляется, говорю о чем-то, вдруг вскакиваю, куда-то бегу, прихожу, - и как ни в чем не бывало, продолжаю дальше говорить:)
А вообще о кошмарах лучше не думать. В жизни кошмаров много, обо всех думать, головы не хватит:(Лучше на автопилоте пролетать. Желаю чтобы все у вас было хорошо. Держитесь.

ксения*вася, мои знакомые с ребенком-аутистом выходят из положения следующим образом: обыгрывая ситуацию "злым тигром": ребенок на четвереньках медленно крадется как Тигр и в момент выплеска эмоции вытягивает "передние лапы" по ковру, "распускает когти" (пальцы рук очень напряжены) и издает громкое рычание "ррррр!". не сразу пришли к этому, но сейчас помогает после эмоциональной встряски. Это упражнение еще используют и в психомоторной коррекции.

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей Агрессивность -- это свойство личности, выражающееся, в готовности к агрессии.

Обсуждение

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже - отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ре­бенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае, в первую очередь, необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на дей­ствия родителей.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее - не­удовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и формой про­теста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не хотят учитывать естественную потребность ребенка в движении, не зна­ют, что дети-дошкольники не могут длительно за­ниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически. Стараются искусственно и совершенно противоестественно погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скру­чиванию пружины; чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Таким образом, первым шагом психолога в работе с агрессивным ребенком должно стать выяс­нение возможных причин его поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более пол­ную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

Изменение стиля взаимодействия с детьми;

Расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Независимо! от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5. Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть:

а) развитие умения понимать состояние другого человека;

б) развитие умения выражать свои эмоции в со­циально приемлемой форме;

в) обучение ауторелаксации;

г) обучение способам снятия напряжения;

д) развитие навыков общения;

е) формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

Подраться с подушкой;

Использовать физические силовые упражнения;

Рвать бумагу;

Нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;

Использовать «мешочек для криков»;

Поколотить стол надувным молотком и т. д.
Овчарова Р. В. предлагает использовать в це­лях коррекции агрессивного поведения детей:

Занятия психогимнастикой;

Этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

Этюды и игры релаксационной направленности;

Игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

Игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотера-пии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.
15.12.2005 17:43:27, Илария

Агрессия в 4,5 года - что делать?. Капризы и истерики. Детская психология. Агрессия в 4,5 года - что делать? Мальчик 4,5 лет, всю жизнь бывший абсолютным ангелом, стал проявлять...

Обсуждение

Агрессию можно победить только лаской и вниманием. Если более конкретно, то при общении стараться выяснять причины подобных поступков, не давая им плохую оценку, иначе ребенок либо замкнется, либо будет протестовать дальше и устранять именно причины агрессии, а не следствие.
Например, в случае с игрушками ребенку явно не хотелось убираться в комнате, к тому же, возможно, он совсем не хотел прихода Ваших гостей, а в результате - протест. Можно было бы, во-первых, убирать игрушки вместе с ним, а во-вторых, заинтересовать его тем, что по окончании уборки, когда придут гости, он будет смотреть интересный мультик. Конечно, до конца ситуация не ясна, но все же самый верный путь не обвинять ребенка в агрессии, а стараться понять, почему вдруг у бывшего ангела она стала интенсивно провляться. Просто так дети плохо себя не ведут. Плохое поведение ребенка зачастую является результатом неправильного поведения родителей. Мне, например, в подобных ситуациях помогает анализ именно своего поведения: что и как я делаю не так. Попробуйте, разобраться: может быть Вы много с него требуете (а ему всего 4.5 года), может быть ребенок сильно скучает и ревнует Вас к каждому приходу гостей, может быть Вы слишком мало уделяете ему внимания или часто приглашаете гостей?

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

1. ухудшением социальных условий жизни детей;
2. кризисом семейного воспитания;
3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.

В данной статье приводятся конкретные практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.

В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и психологам.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

Полное игнорирование реакций ребенка/подростка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");
- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");
- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы.

Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

Констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");
- констатирующий вопрос ("ты злишься?");
- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать
силу?");
- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");
- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка, ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но против того, как он себя ведет.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

Повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");
- крик, негодование;
- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";
- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- втягивание в конфликт посторонних людей;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- нотации, проповеди, "чтение морали",
- наказания или угрозы наказания;
- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";
- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;
- команды, жесткие требования, давление;
- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

Публично минимизировать вину подростка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

Нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится и общение прервется или превратится в конфликт. Все, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.);

Пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Типы агрессии у детей и способы построения отношений

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок.

Двигательно расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными. Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте умение у детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослому и живому миру.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.

Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре, поколотите что-нибудь. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.

Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.

4. Агрессивно-боязливый ребенок.

Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Работайте со страхами, моделируйте, т.е. создавайте опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее, при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятным с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка.

Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь.

Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность, - "отрабатывать" за свое агрессивное поведение ("А теперь иди извинись", - "погладь по голове", - "пожми руку", - "предложи игрушку обиженному тобой ребенку" и т.п.).

По статистике, с жалобами на агрессивное поведение ребёнка к психологам обращаются чаще всего. Давайте разберёмся в деталях детской агрессивности: какое именно поведение считать агрессивным и откуда берётся его источник? Читайте о том, что делать, если ребёнок агрессивный: причины агрессивности, рекомендации родителям, корректирующие поведение игры.

Агрессия и возрастные кризисы

Какие проявления поведения ребёнка указывают на наличие проблемы агрессивности?

Понаблюдайте за своим ребёнком: какие проявления его поведения указывают на наличие агрессивности? Он вспыльчив и частенько вступает в драку со сверстниками, может замахнуться на маму и бабушку (или запросто ударить их), швыряет и ломает различные предметы, кричит и угрожает, ругается, может обидеть животное. Всё это – признаки агрессивности. Однако это ещё не причина прицепить ребёнку ярлык «агрессивный».

Такая черта характера как агрессивность присуща далеко не большому количеству детей. Чаще всего за внешне агрессивным поведением могут скрываться много разных причин.

Агрессия , в первую очередь, - это реакция на конкретную ситуацию, чаще всего на неблагоприятную для ребёнка. Если родители не отнесутся внимательно к таким ситуациям и не смогут адекватно воспринять их, то всплески агрессии могут закрепиться в характере ребёнка, превратившись в устойчивую черту.

«Совет. Не воспринимайте агрессивное поведение ребёнка трагедией. Помните, что такое поведение чаще всего появляется в периоды возрастных кризисов (кризис 3 лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис 13-14 лет). А это значит, что это скоро пройдёт».

Проявления агрессивности связаны с возрастными кризисами

Гнев или злость – основа агрессивного поведения. Это важно понимать. Когда ребёнок проявляет агрессию в каком-либо виде, задайте себе вопрос: испытывает ли н при этом гнев? Определить это достаточно просто: по сжатым кулакам, напряжённому выражению лица, стиснутым зубам.

Агрессивность ребёнка 2-3 лет нельзя сравнивать с жестокостью, хотя вам может и показаться, что ребёнок жестоко ведёт себя, отрывая лапки кузнечику или ударяя маму мягкой игрушкой по голове. Малыш ещё не понимает, что это жестоко. Он ещё толком не знает, что такие действия могут причинить боль. Крохе нужно просто объяснить, что это больно. Если ваш малыш схватил вас за волосы, то скажите ему «Мне больно» и уберите его руку. Если малыш упал и заплакал, объясните: «Ты ударился, поэтому тебе больно. Я помогу тебе» и пожалейте его.

«Появляясь на свет, кроха ещё не знает, что можно делать, а что нельзя. Нужно с ранних лет прививать социальные нормы и правила поведения, рассказывать о том, как нельзя поступать. К примеру, нельзя бить людей и животных».

Агрессивность дошкольников (4-5 лет) проявляется по-своему. В группе детского сада обычно демонстрируют агрессию 1-2 воспитанника, причём происходит это неожиданно. Кого-то из детей кто-то бьёт по голове деревянным кубиком, кого-то толкают с лестницы, кому-то разрушают игрушечный замок. Насилие дошкольников носит необдуманный, непреднамеренный характер, а больше – спонтанный. Дети дошкольного возраста ещё не понимают и не признают свою жестокость, не могут оценить степень причинения боли.

Младшим школьникам (6-9 лет) и подросткам (13-15 лет) присуща групповая агрессия.

К основным причинам агрессивного поведения школьников относятся:

  • демонстрация физического превосходства
  • стремление возвыситься за счёт грубости, силы, унижения кого-то
  • сохранение личного достоинства
  • месть за унижение, оскорбление
  • борьбу ученика за высокий статус
  • эмоциональная неустойчивость
  • низкий уровень самоконтроля
  • просмотр сцен насилия и эротики в фильмах
  • общение в «плохой» компании
  • неблагополучная атмосфера в семье.

Агрессивность подростков может проявляться, если её не откорректировали в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Агрессивное поведение у подростков - частое явление

Причины детского гнева

Основные причины детского гнева, агрессивного поведения :

  • Семья и окружение ребёнка влияют на наличие его агрессивных наклонностей.
  • Зов ребёнка о помощи, горе, ощущение несчастья.
  • Врождённая склонность к насилию и разрушению.
  • Неврологический диагноз (поражение нервной системы).

Дети, у которых причинами агрессивности являются вышеописанные причины, нужно воспитывать более усердно, тщательно объясняя последствия их действий. Иногда не обойтись и без помощи специалиста (психотерапевта, психиатра), особенно для детей, которые проявляют разное неадекватное поведение или склонны сознательно причинять боль людям и животным. Такие проявления могут быть симптомами психических заболеваний (психопатии, шизофрении, эпилепсии).

Обратите внимание на факторы, усиливающие агрессию детей

Помните, что усиливать агрессивность и жестокость могут :

  1. Просмотр фильмов ужасов, сцен насилия.
  2. Жестокие компьютерные игры.
  3. Жестокое отношение родителей (если родители бьют, равнодушно относятся).
  4. Внутренне ощущение несчастья, непонимание родственниками и обществом.

Что делать с агрессивным поведением?

Реагируйте на агрессию, чтобы предотвратить закрепление подобного поведения как черты характера

Реагируйте немедленно

Если ребёнок поступил некрасиво – скажите ему об этом сразу, без промедления. Отведите его в сторону и объясните ему связь между его поведением и последствиями. Расскажите, что если он хулиганит или кусается, то, например, испортит праздник. Даже если сами сердитесь, постарайтесь не повышать голос на ребёнка, не ругать за непослушание и ни в коем случае не бить. Эти меры хоть и не заставят его стремительно поменяться, зато благодаря им он сможет понять, что вербальная и физическая агрессия допустимы далеко не всегда. Покажите хороший пример сами, взяв себя в руки и спокойно отведя ребёнка в сторону.

Следуйте плану

Реагируйте на агрессивное поведение всегда одинаково. Ведя себя предсказуемо («Ты снова дерёшься, поэтому поиграй-ка пока один»), маленький хулиган привыкнет к этому быстро. Он поймёт, что плохое поведение не добавит ему радости. А это осознание - первый шаг к самоконтролю.

Всегда обсуждайте

Когда ребёнок угомонится, обсудите произошедший случай. Лучше сделать это через полчаса-час: когда он уже пришёл в себя, но ещё не забыл о происшествии. Пусть малыш пояснит, что стало причиной вспышки гнева («Коля, почему ты поссорился с Костей?»). Объясните, что иногда сердиться – это совершенно нормально, однако нельзя драться. Можно научить ребёнка ещё одному способу преодоления гнева: просто уйти на какое-то время от ситуации или человека, которые приносят ему недовольство. В это время стоит обдумать своё поведение и найти верный выход из ситуации.

«Совет. Преодолеть гнев помогут специальные терапевтические сказки, которые можно придумать вместе».

Учите быть ответственным

Научите ребёнка правилу: разбил, сломал, разбросал – надо всё привести в порядок. Если сломал игрушку – помогите ему её починить. Если накрошил печеньем или рассыпал кубики – объясните, что нужно за собой убрать. Не наказывайте, а просто объясните ребёнку связь между агрессивным поведением и его последствиями.

«Совет. Научите ребёнка извиняться за своё недостойное поведение».

Замечайте хорошее поведение ребёнка

Награждайте ребёнка своим вниманием, одобрением, если он ведёт себя хорошо (особенно, если раньше поведение ребёнка отнюдь не блистало).
Например, если ребёнок больше не решает с помощью кулаков конфликт на детской площадке или уступает покататься на качелях другому ребёнку. Говорите, что вы гордитесь своим ребёнком и объясняйте, почему: «Ты хорошо поступил – именно так и делают воспитанные дети».

Ф ильтруйте, что смотрит по ТВ ваш ребёнок

Де допускайте длительно просмотра ребёнком всех подряд телепередач, мультфильмов и фильмов. Далеко не все из них безобидны: многие из них наполнены драками, криками, сценами жестокости, угрозами. Если вы увидели с ребёнком нечто подобное на экране, обсудите: «Мне кажется, этот персонаж на очень прилично себя ведёт. Ты видел, как он ударил щенка? Так поступать нельзя, верно?».

Следите, в какие компьютерные игры играет ребёнок

Ни маленьким детям, ни подросткам не пойдут на пользу компьютерные игры, наполненные сценами насилия, уродливыми персонажами, мрачным сюжетом. Предложите им другие, более яркие интересные виртуальные разработки.

«Совет. Если видите, что ваш ребёнок склонен к агрессии, частенько ведёт себя не так, как другие дети, а приступы агрессии не удаётся унять – не стесняйтесь обращаться к специалисту – психологу, психотерапевту или психиатру. Не приняв меры вовремя, можно ожидать сложностей в учёбе, общении и становлении личности».

Корректирующие игры

Игротерапия – великолепный способ коррекции поведения. Какие игры могут помочь агрессивному ребёнку?

Игра «Игрушка в кулаке»

Пусть ребёнок закроет глаза. Положите ему в руку какую-то игрушку. Теперь пусть он сильно-сильно сожмёт кулак и подержит так какое-то время. А потом раскроет руку и посмотрит на игрушку. Эта игра снимет напряжение ребёнка и переключит его на положительные эмоции.

Игра «Мешочек гнева»

Заведите так называемый «мешочек гнева». Для этого понадобится простой воздушный шарик, куда нужно насыпать муку, песок либо какую-то мели любую мелкую крупу (где-то полстакана). Завяжите получившийся мешочек. Покажите ребёнку новую игрушку, объяснив, что «мешочек гнева» можно использовать при каждом случае, когда на кого-то сердишься. Его можно бросать, бить о стену или о стол. Так ребёнок будет выражать свои агрессивные эмоции.

Внимательные родители могут сделать многое для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей

Что могут сделать родители агрессивного ребёнка в первую очередь?

  1. Признать его чувства, а также не утаивать свои. Делая это, вы научите ребёнка рассказывать, о чём он переживает, в чём нуждается.
  2. Научить выражать агрессию приемлемыми способами (см. игры).
  3. Завести правила поведения в семье и требовать их соблюдать.
  4. Попросить всех членов семьи воспитывать ребёнка в соответствии с единой тактикой.
  5. Любить ребёнка, помогая ему стать хорошим.
  6. Демонстрировать собственный положительный пример.
  7. Предложить ребёнку альтернативные способы выхода энергии (спорт, активные игры).
  8. Не перегружать ребёнка занятиями.

Любовь, внимательное и терпеливое отношение к ребёнку, позитивное поведение родителей способны делать чудеса – направить агрессию ребёнка в другое русло, научить его быть добрым и выдержанным.

Агрессивное поведение и упрямство не только вид негативного и враждебного расстройства социальных взаимосвязей, но и отстаивание своего права на защиту от вмешательства или оскорбления со стороны других. Упрямый и агрессивный ребенок обычно склонен вступать в ссоры с взрослыми, часто пренебрегающими его достоинством, ругающими его, склонными с легкостью давать волю гневу или агрессии. Что делать, если у вас агрессивный ребенок, расскажет наш психолог.

Что делать, если ребенок агрессивный?

Очень важно, чтобы психотерапевт уделял больше внимания работе с родителями, так как их поведение оказывает прямое влияние на детей. Все участники терапевтического процесса должны понимать цель лечения и свое собственное мнение направлять на достижение лучших результатов.

Специалисты единодушны в том, что асоциальные расстройства, в том числе и если ребенок агрессивный, чаще возникает в семьях, где поведение родителей не знает границ. Оппозиционное поведение распространено также среди гиперактивных детей. В этих случаях успешное лечение гиперактивности, как правило, снимает и другие поведенческие проблемы.

В отношении детей, чье оппозиционное поведение не связано с гиперактивностью, основой лечения является терапевтическая работа с ребенком и его семьей. Родители должны обучиться вести себя правильно и понимать, что следует отказаться от негативных выводов в отношении детей, протестующих против грубого поведения родителей.

Большинство агрессивных детей, по всей вероятности, убеждены, что их поведение приемлемо и эффективно. Маленькие дети постоянно испытывают свое окружение действием, так как не могут четко выразить свои намерения в словах. Если это им разрешается, они выражают свое раздражение, разбрасывая игрушки или бросая их в товарищей по игре, которые отвечают им тем же. Дети мягкие и нерешительные по натуре, глубоко воспринимают поучения взрослых и при повторении подобной ситуации прекращают поддерживать агрессивное поведение других детей.

Особенно вредна непоследовательная реакция на агрессию ребенка, которая иногда наказывается, а иногда игнорируется. Дети не могут понять смысл столь противоречивого поведения взрослых. Возникающее в таких случаях разочарование может в дальнейшем привести к агрессивному поведению.

Как вести себя в момент приступа агрессии ребенка

Чтобы справиться с агрессией ребенка, необходимо налаживать и сохранять контакт с ним. Зрительный контакт - важное лекарство, благодаря которому вы даете своему ребенку любовь. При зрительном контакте вы благосклонно глядите на малыша, а ребёнок глядит на вас.

Визуальный контакт с ним легкий и обычный, как например, когда вы смотрите на младенца, который в ответ вам улыбается. Правда, он может быть очень сложным.

Когда ваш ребёнок злится на вас и шумно выражает собственную ярость, а у вас проблемы и вы ощущаете что еще капля – и ваше терпение лопнет, то и мыслить не захочется о том, чтоб с любовью глядеть ему в глаза. Но сделать это нужно из-за себя и ребёнка. Так как это чрезвычайно тяжело, во время возмущенных вспышек ребёнка вам нужно будет разговаривать с собой. То есть успокаивать себя.

Это, несомненно, поможет не утратить самоконтроль, даже в состояние злости. Когда вы в разгневанном состоянии, тяжело уверить себя в этом. Однако, это единый метод обучить его управлять собственной яростью. Этот беседа с собой вам, несомненно, поможет наладить дружественный визуальный контакт с ним в этот тяжелый, принципиальный момент.

Невзирая на действия агрессивного ребенка, контакт действительно работает. Если ваш ребёнок безжалостно глядит на вас, то вы, может быть, захотите увести взор. Но избегая контакта взором, вы лишь увеличите его ярость.

Конечно, ни в коем случае, не изливайте свою злость на него. Детки воспринимают это посильнее чем душевную или физическую боль.

Физический контакт

Когда агрессивный ребёнок не хочет входить в визуальный контакт, то есть ещё физический. Изучения демонстрируют, что немногие детки имеют довольно много таких контактов, которые способны пополнять его эмоциональность. Когда всем отлично и славно, то он воспринимается и детками и родителями как заслуга. В тяжкие дни физический контакт становится спасением.

Когда ребенок разгневан, он так поглощен своими мыслями, что утрачивает ориентацию и не соображает, что происходит вокруг. В такие периоды ласковые, лёгкие, скорые прикосновения помогают. Правда, если агрессивный ребенок ещё разгневан на вас, то лучше обойтись без физического контакта, пока он не упокоится.

Любому ребенку необходимо уделять время. Причем уделять ему очень много времени, чтобы он знал, что он самый важный человек для вас во всем мире. Чтобы справиться с гневом ребенка, нужно для начала знать, какой он сам. А потом уже применять характерные способы.

«Моей дочке четыре с половиной года. В последние несколько недель я стала замечать ее агрессивное поведение (в детском саду укусила и ущипнула девочку, да и сама часто приходит в синяках). Дома мы поговорили об этом, а через пару дней все повторилось снова.

Когда начинаешь ей объяснять, что это нехорошо, закрывает уши руками, и говорит: «Хватит, я все поняла», - но потом все начинается снова. Ребенок агрессивный, упрямый, часто делает вид, что не слышит, когда я ее зову или что-то прошу сделать.

Еще в раннем детстве проявляла независимость и самостоятельность, сейчас же надевает только то, что выберет сама. Гиперактивна, ни минуты на месте и ни минуты тишины, хотя это и не плохо. Но очень беспокоит ее агрессия и упрямство, как с этим справиться, именно справиться, а не бороться. Мы пробовали, но ничего не помогает, становится еще хуже... Лала Григориадис».

Что делать, если у вас агрессивный ребенок, отвечает психолог Елена Порываева:

Умение постоять за себя, в общем-то, полезно детишкам, в том числе и девочкам; однако вы описываете несколько иное поведение - в первую очередь достаточно неадекватное. К примеру, вы говорите, что девочка приходит из садика в синяках - и не делает из этого никаких выводов, продолжая поступать точно так же.

Значит, есть какой-то стимул, который провоцирует и даже заставляет ее так себя вести. Не забывайте, что дети являются своеобразным барометром погоды в доме, то есть зеркалом, отражающим взаимоотношения в семье, в первую очередь между значимыми взрослыми.

В вашем случае девочка неконтактна даже по отношению к родителям - когда ей пытаются что-то сказать, зажимает уши и т. д. Агрессивный ребенок при этом не может спокойно посидеть, потому что... Обратите внимание на свое поведение... Поинтересуйтесь, может быть что-то провоцирует вашу дочку на такое поведение в детском саду...