Календарь хорошего поведения для детей. Мотивация соблюдения правил и норм поведения в детском саду «Наше стремление к отличному поведению


1. Установите ограничения

ВАШ ДОМ - ЭТО МОДЕЛЬ БОЛЬШОГО МИРА, в который готовится вступить ребенок, общество в мини­атюре. Вводя определенные ограничения дома, вы при­учаете свое чадо к существованию правил, законов и зап­ретов. Если ребенок с малого возраста научится соблю­дать и уважать правила, ему удастся избежать многих проблем в будущем. Правила должны быть сформулиро­ваны коротко и ясно, чтобы их было легко понять и за­помнить. Ребенок должен знать границы, за которые пе­реходить нельзя, и понимать, что выход за рамки приве­дет, как и в реальном мире, к негативным последствиям. Негативное последствие или наказание - это любое дей­ствие, вызванное неправильным поведением ребенка и выражающее ваше отрицательное отношение к такому поведению. Это может быть и игнорирование, и запрет, и лишение привилегии.

Однако не следует забывать и о позитивных послед­ствиях, то есть о действиях или награде, поощряющих правильное поведение ребенка (например, похвала, ма­териальная награда или время, проведенное с родителем).

Устанавливая четкие рамки, вы приучаете ребен­ка самого следить за своим поведением.

2. Последствия должны быть немедленными

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ТРУДНО ПРЕДСКА­ЗАТЬ и еще труднее контролировать, особенно когда дело касается детей. Но все же существуют некоторые приемы, которые помогают нам справиться с этой нелег­кой задачей. В частности, мы знаем, что наиболее эффек­тивна немедленная реакция родителя. Например, за хо­рошее поведение лучше сразу же похвалить ребенка. Скажите: « Молодец, ты хорошо сделал домаш­нее задание» или « Я горжусь тобой, потому что ты ска­пал правду». Так вы поощряете ребенка и дальше вести себя хорошо. Также и наказание, например временная изоляция, должно по возможности приме­няться сразу же после проступка ребенка. Не ищите предлогов отложить наказание. Если оно справедливо, значит, вы все делаете правильно.

Немедленное наказание или похвала - это лучший способ поощрить правильное поведение и отучить от не­правильного.

3. Идите до конца

КАКОЙ БЫ МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ВЫ НИ ВЫБРАЛИ, вы должны идти до конца. Хвалите вы ребенка или наказываете, никогда не отступайте от своих слов - делайте то, что пообещали сделать. Когда ребенок млад­ше 2 лет плохо себя ведет, вы можете использовать при­ем игнорирования. При этом убедитесь, что все острые и опасные предметы находятся в недоступных для малыша местах.

Порой сдерживать данные обещания довольно сложно - это настоящий тест на выносливость. Одна из моих пациенток, мать десятилетнего мальчика, никак не могла справиться с непослушанием сына. Например, однажды он разбил тарелку со спагетти об стену. В ответ па это мать отослала ребенка в свою комнату и велела, чтобы он, после того как успокоится, убрал за собой всю грязь. Мальчик просидел у себя в комнате всю ночь.

Мама не выдержала и сама убрала остатки спагетти. В результате мальчик уяснил для себя две вещи: во-пер­вых, - он может манипулировать своей матерью и, во-вторых, оставаться при этом безнаказанным. Ни в коем случае не позволяйте ребенку уходить от ответственнос­ти за свои поступки. В реальном мире такой возможнос­ти у него не будет. Приучайте детей уважать ваши слова и решения, всегда выполняя обещанное.

4. Будьте последовательны

В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖ­НА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. Дети понимают, что та­кое хорошо и что такое плохо, по реакции родителей. Когда ребенок ведет себя правильно, обязательно похва­лите его. И наоборот, за плохое поведение он должен быть наказан.

Ребенок будет продолжать испытывать ваше терпе­ние и искать границы дозволенного до тех пор, пока вы не начнете четко и последовательно реагировать на его по­ведение. Контролировать его поведение вы сможете толь­ко в том случае, если будете обращать внимание и на хо­рошее, и на плохое, поощрять правильное и наказывать за неправильное. И то и другое одинаково важно.

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

5. Хвалите сразу

ПОЛУЧАЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА СВОИ УСИ­ЛИЯ, ребенок с большей охотой и в следующий раз ве­дет себя хорошо. А лучшая награда - это награда, которая следует немедленно за хорошим поступком. Что это может быть? У вас большой выбор.

Чаще всего в качестве поощрения используются конфеты или что-нибудь вкусненькое, словесная похва­ла, объятия и поцелуи и даже деньги. Советуем вам ва­рьировать методы поощрения. Например, если родитель всегда ограничивается « съедобным» вознаграждением, у ребенка может развиться « культ еды», что со време­нем может привести к серьезным проблемам со здоровь­ем. Не стоит злоупотреблять и материальным вознаграж­дением: чем чаще вы прибегаете к такому варианту по­ощрения, тем менее эффективным и более дорогим он становится.

Ваша похвала - вот лучшая награда для ребен­ка. Словесная похвала настолько важна, что про нее не стоит забывать, какой бы способ поощрения вы ни выб­рали. С ее помощью ребенку становится понятно, за что именно он вознагражден.

Например, вы можете сказать: « Мне понравилось, как ты сложил свои учебники, когда пришел из школы». Обратите внимание на то, что таким образом вы одобря­ете именно поведение ребенка. Советуем избегать фраз типа « Ты хороший мальчик (девочка)». Ребенок не пло­хой и не хороший - лишь его поведение может быть плохим или хорошим.

Как уже говорилось во введении, правильное вос­питание учит правильному поведению и отучает от не­правильного. В свою очередь правильное поведение ре­бенка напрямую зависит от вашей похвалы. Так что хвалите ребенка по возможности сразу же, и очень ско­ро вы заметите результат.

6. Найдите время поиграть с ребенком

ИГРА - САМОЕ ПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИУЧАТЬ РЕБЕНКА К ХОРОШЕМУ: только вы и ребенок, один на один. Здесь ваши возмож­ности безграничны. Игра в прятки, куличики в песоч­нице, платья для кукол или разучивание новой песен­ки - вариантов для развлечения маленьких детей вели­кое множество. С детьми постарше можно устроить пикник, покататься на лошадях, зайти в зоомагазин по­смотреть на щенков, построить снеговика, сыграть в на­стольную игру (например, « Монополию»), разгадать кроссворд или вместе отправиться за покупками.

Игра родителей с детьми имеет огромное значение по многим причинам. Во-первых, это отличная возмож­ность уделить ребенку внимание, в котором он так нуж­дается (особенно в маленьком возрасте). Зачастую дети плохо себя ведут (и потом получают за это наказание) с целью привлечь к себе внимание.

Во-вторых, игры - это хороший способ поддержа­ния здоровья ребенка. Например, если вы хотите, чтобы ребенок больше времени проводил на открытом возду­хе, поиграйте с ним на улице в мяч.

И самое главное, игры с родителями способствуют повышению самооценки детей, а здоровая самооцен­ка - это залог будущего счастья ребенка, его успе­ха в школе и в жизни.

Итак, не жалейте времени - регулярно играйте с детьми и во время игры не забывайте следующее:

Ваши совместные игры должны соответствовать возрасту и физическим возможностям ребенка.

Выбирайте такие игры, которые позволили бы ре­бенку проявить свои возможности, таланты и уни­кальность.

Постарайтесь не критиковать и не ругать ребенка во время игры - это время для поощрений и по­хвал.

Играя с ребенком, вы напоминаете ему: « Я люб­лю тебя. Ты много значишь для меня». Вы помогаете ребенку достичь гармонии с самим собой, а значит стать лучше.

7. Пообещайте награду

ЕЩЕ ОДИН СПОСОБ ПООЩРЕНИЯ - обещание награды (лучший метод поощрения - немедленная на­града, но обещание награды может также быть эффек­тивным). При этом размер вознаграждения может быть абсолютно любым. Я знала девушку, которой родители пообещали большую сумму денег, если она до 21 года не будет притрагиваться к алкоголю и наркотикам. Естественно, многие родители не могут себе позволить боль­шие денежные вознаграждения, но и маленькая денеж­ная сумма может стать хорошим стимулом. Например, карманные деньги, выдаваемые раз в неделю, - действенный способ заставить подростка выполнять свои домашние обязанности.

В качестве награды не обязательно должны высту­пать деньги, эго может быть любая ценная для ребенка вещь. Можно пообещать провести вместе вечер, играя в любимую игру, или, к примеру, пойти в парк, на пляж, в кино. Когда у ребенка есть любимые дедушка с бабуш­кой, наградой может стать и поход к ним в гости. Новая игрушка, книжка, вкусный десерт, дополнительное вре­мя на игры или просмотр телевизора - возможных ва­риантов не перечесть.

Используйте все доступные вам « позитивные» спо­собы формирования правильного поведения ребенка. Вместо того чтобы позволять ребенку делать что угодно, когда и где угодно, приучайте его к ответственности и самообладанию. Пусть ребенок научится заслуживать награду хорошим поведением. Достойная награда станет стимулом к достойному поведению.

8. Используйте систему баллов

СИСТЕМА БАЛЛОВ - ЭТО ПРОСТОЙ И ИНТЕ­РЕСНЫЙ СПОСОБ помочь ребенку контролировать свое поведение. Его наверняка заинтересует таблица, кото­рую вы нарисуете, и, кроме того, он будет ожидать воз­награждения за свое хорошее поведение. А вы будете сле­дить за тем, как поведение вашего отпрыска улучшает­ся день ото дня. Составляя таблицу, постарайтесь не ак­центировать внимание на том, что делать нельзя (напри­мер, нельзя бить братика), сосредоточьтесь на том, что делать можно и нужно (например, спокойно играть с братиком). Предлагаем четыре этапа создания системы баллов.

Шаг первый: составьте таблицу оценки поведения.

Выберите 2-3 проявления плохого поведения ре­бенка, доставляющих наибольшие неприятности. (В таб­лицу можно вписать сколько угодно вариантов поведе­ния, но я предлагаю ограничиться тремя, чтобы коли­чество требований не стало непосильным для ребенка.) Например, вы хотите, чтобы ребенок убирался в своей комнате, не дразнил младшего брата или сестру, а так­же выполнял домашние задания вовремя. На большом листе бумаги начертите таблицу. Слева в столбик запишите выбранные варианты поведения и в верхней строч­ке таблицы укажите названия дней недели (см. рис. А).

Система баллов

Травильное поведение

Убирается в комнате

Спокойно играет с братиком

Общее число баллов (заработанных за неделю) =

Правильное поведение

Убирается в комнате

Спокойно играет с братиком

Выполняет домашние задания вовремя*

Общее число баллов (заработанных за неделю) = 18

* Каждый крестик в этой строке равен 2 баллам.

Шаг второй: выберите « валюту» для « хранения» бал­лов.

Для этих целей подойдет что-нибудь маленькой, легкое и долговечное, к примеру игральные фишки, карточки или бумажные деньги. В конце каждого дня вы будете выдавать ребенку заработанные хорошим поведением фишки.

Шаг третий: назначьте « цену» хорошему поведению.

В нашем примере мы договорились, что за убор­ку в комнате и спокойную игру с братом ребенок по­лучит балл, а сделанные вовремя уроки принесут ему 2 балла.

Шаг четвертый: придумайте награду.

Совместно с ребенком решите, какая достойная награда будет ждать его за приложенные усилия. Если бы вы жили на юге Калифорнии, за 50 баллов вы могли бы пообещать ребенку поездку в Диснейленд. Другие варианты: что-нибудь вкусненькое на ужин, новая игрушки, новая одежда или вечеринка с друзьями.

Итак, теперь вы готовы запустить систему баллон. Поговорите с ребенком и назначьте дату и время начали ее действия (скажем, 8 часов утра в понедельник). Внимательно наблюдайте за поведением ребенка и в конце каждого дня выдавайте заработанные баллы. Не забывайте записывать результаты в таблицу: поставьте крес­тик в соответствующей клеточке (см. рис. Б). Подсчитывайте и указывайте общее количество полученных баллов.

Такая таблица поможет вам отслеживать успехи ребенка, а когда вы ее заполните полностью, нарисуйте новую. (Предупреждение: дайте ребенку как минимум неделю, чтобы привыкнуть к системе баллов, не рассчитывайте на немедленный результат.)

По мере того как поведение ребенка будет исправляться, вы можете заменять некоторые пункты списка новыми. Если у вас есть другие дети, также включите их в таблицу. Тем временем старайтесь постепенно отучать ребенка от вознаграждений, просто назначайте меньше баллов либо выдавайте их не каждый день, а раз в неделю. В конечном итоге вы сможете полностью прекратить « начислять» баллы.

Основное преимущество системы баллов заключается в позитивном подходе к воспитанию. Вам не нужно ругать или наказывать ребенка за непослушание – он просто недополучит несколько баллов. А в следующий раз он будет больше стараться.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

9. Научитесь использовать прием « удерживания» ребенка

ПРИЕМ « УДЕРЖИВАНИЯ» РЕБЕНКА подразумевает физическое ограничение движения ребенка. При этом ни в коем случае нельзя причинять ребенку боль. Руками обхватите ребенка, не давая ему возможность, двигаться. Следит за тем, чтобы ребенок мог свободно дышать. Вы можете стоять в обнимку с ребенком либо осадить его на стул и держать его там.

Прием « удерживания» обычно применяется в тех случаях, когда маленького ребенка нужно уберечь от опасности, например когда малыш хочет подойти к бездомной собаке или направляется в сторону дороги. В такихситуациях, если словесное предупреждение не подействует, последствия могут быть страшными: ребенка может покусать собака или сбить машина. Прием « удерживания» позволяет быстро предотвратить опас­ную ситуацию.

Применяется он и в менее драматичных, но потен­циально опасных ситуациях. Представьте, что малень­кий ребенок носится по дому, мама просит его прекра­тить бегать, но ребенок ее просьбу игнорирует. Малыш может случайно упасть и ушибиться или пораниться. Если у мамы не получается заставить его остановиться с помощью слов, она может использовать прием « удержи­вания» и держать ребенка до тех пор, пока он не согла­сится вести себя хорошо. Когда мама его отпустит, он мо­жет снова начать бегать. (Это вполне естественно для ребенка - он проверяет вашу силу, так что будьте гото­вы снова удержать его.)

И главное, вы должны все время контролировать себя и сохранять спокойствие. Это поможет успокоить­ся и ребенку. И, естественно, ваше самообладание необ­ходимо, чтобы « удерживание» с целью защиты не пере­росло в физическое наказание.

10. Используйте временную изоляцию

ВРЕМЕННАЯ ИЗОЛЯЦИЯ - ЭТО ДОВОЛЬНО ДЕЙСТВЕННАЯ ФОРМА НАКАЗАНИЯ, если правиль­но ею пользоваться. Для нас, взрослых, самоконтроль - это нечто само собой разумеющееся, для ребенка это важная и сложнодостижимая цель. Используя прием временной изоляции, вы удаляете ребенка с « места пре­ступления» и отправляете его в какой-то изолированный уголок.

Идеальным местом для временной изоляции может быть угол либо маленькая комнатка, где нет телевизора, игрушек или других детей, то есть место, где ребе­нок не может себя ничем развлечь. (На период времен­ной изоляции можно посадить ребенка на стул.) Неко­торые родители за непослушание отсылают ребенка в его комнату. Не рекомендуем этого делать по двум причи­нам. Во-первых, в детской комнате обычно много воз­можностей для развлечений, так-то ребенку будет труд­но успокоиться и подумать о своем плохом поведении. Во-вторых, детская комната (в идеале) должна быть не­прикосновенным убежищем ребенка, местом, где он мо­жет отдыхать и развлекаться. И это место не должно ас­социироваться у него с наказанием.

Кроме того, никогда не используйте для временной изоляции шкаф или другое темное место, которое вызывает у ребенка страх. В таком месте он будет сосре­доточен на своих переживаниях, вместо того чтобы по­думать о своем плохом поведении. Такое наказание слишком жестоко и может вызвать психологическую травму у ребенка.

Важно также подумать о том, на какой период изо­лировать непоседу. Можно пользоваться следующим правилом: время изоляции в минутах равно возрасту ре­бенка. То есть:

Пять лет = пять минут

Шесть лет = шесть минут

Десять лет = десять минут

Обратите внимание: нельзя пользоваться приемом временной изоляции с детьми младше 2 лет.

Прием временной изоляции особенно пригодится в тех случаях, когда ребенок своим поведением может навредить чему-то или кому-то. Проиллюстрируем это на примере. Представьте, что шестилетний мальчик дразнит другого ребенка, допустим, младшего брата.

Мама просит мальчика оставить брата в покое, тот не об­ращает на нее внимания. Тогда мама спокойно говорит мальчику, что он будет наказан, и ведет его в угол или другую комнату. Ребенок может сопротивляться, так что родитель должен быть готов в случае необходимости си­лой (но не причиняя вреда) отвести его, невзирая на кри­ки и попытки вырваться. Мама должна объяснить сыну, что он будет стоять в углу недолго, и за это время он дол­жен успокоиться и подумать над своим поведением. (Можно даже поставить будильник, чтобы ребенок мог следить за временем.) После того как временная изоля­ция закончится, ребенок возвращается наместо, но маме нужно быть готовой к тому, чтобы снова (и, может быть, не один раз) отправить сына в угол, если он опять будет плохо себя вести.

Прием временной изоляции можно использовать и вне дома. Если ребенок плохо себя ведет в магази­не или ресторане, спокойно скажите ему, что он будет наказан, и отведите его в машину (ребенка младше 5 лет можно отнести на руках).

Оставайтесь в машине вместе с ребенком. Спокой­но сидите в машине необходимое для изоляции время, ребенок при этом может читать, тихо играть или просто отдыхать.

Совет: если ребенок особенно сильно сопротивля­ется тому, чтобы его ставили в угол, используйте прием игнорирования и отправьте ребенка спать на полчаса раньше. Перед сном объясните ему, что из-за того, что он отказался стоять в углу днем, ему придется лечь спать раньше.

Цель данного приема - научить ребенка контро­лировать себя. И не забывайте показывать ему в этом хо­роший пример. Выполняя прием временной изоляции, держите себя в руках.

11. Заберите у ребенка то, что он не может правильно использовать

УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ ИЗВЕСТНЫ СВОЕЙ ПРИ­ВЫЧКОЙ ОТБИРАТЬ у детей какие-то вещи за плохое поведение в классе. Они забирают у школьников жвач­ку и конфеты, блокноты и записки, комиксы и журна­лы, так как эти предметы отвлекают детей и мешают работе. Когда ваш ребенок балуется какой-нибудь ве­щью, попробуйте забрать ее. У ребенка младше 2 лет вы можете забрать какой-то предмет, потому что он еще не умеет им правильно пользоваться. (В данном случае это не наказание, а просто способ избежать порчи вещи и нанесения вреда ребенку.) У ребенка в возрасте от 2 до 5 лет заберите вещь на один день, от 6 до 12 лет - на 2 дня, у подростка - на неделю. Четко объясните ребен­ку, почему и на какое время вы забираете этот предмет.

Никогда в качестве наказания не лишайте ребен­ка предметов первой необходимости. (То есть еды, одеж­ды и крыши над головой.) Забирать у детей какие-то предметы можно в различных ситуациях. Вот несколь­ко примеров:

Заберите у ребенка игрушку, если он бьет ею дру­гих детей.

Заберите у ребенка видеоигру, если он играет всю ночь.

Заберите у ребенка животное (и отдайте его на это время на попечение взрослому), если ребенок не ухаживает за ним как следует.

Заберите у ребенка скейтборд, велосипед, ролики и т. п., если он катается в недозволенных местах.

Все это вы, как и учитель в школе, конечно же, вернете, с условием, что плохое поведение не повторит­ся. А если повторится, будьте готовы снова лишить ре­бенка любимой вещи и делать это столько раз, сколько потребуется, чтобы ваш отпрыск перестал неправильно себя вести.

12. Позвольте ребенку возместить ущерб

ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА В ДАННОМ СЛУЧАЕ; ПОДРАЗУМЕВАЕТ ЗАМЕНУ ИЛИ РЕМОНТ того, что было сломано или потеряно. Так, когда мальчик попал мячом в окно, его отец сказал ему: « Придется вам, мо­лодой человек, заплатить за разбитое окно из своих кар­манных денег».

Возместить ущерб и загладить свою вину ребенок может различными способами: деньгами (как в примере с мячом), заменой потерянного предмета, делами (вы­полнением дополнительных обязанностей по дому), и словами (извинившись).

Родитель может попросить ребенка извиниться пе­ред теми, кого он обидел. Одна моя знакомая привела мне чудесный пример применения этого приема на практике ее матерью. Когда мать слышала, что дочка обзывает бра­та, она заставляла ее в качестве наказания сказать ему пять хороших вещей. (Правило распространялось и на брата тоже.) Например, она могла сказать « У тебя красивые во­лосы», « Ты хорошо танцуешь» или « Ты очень умный».

Прием возмещения воспитывает в детях умение нести ответственность за свое поведение. Они учатся исправлять свои ошибки и искупать вину.

13. Лишите ребенка привилегии

« ОТСТРАНЕНИЕ» любимый в наше время вид на­казания детей. Отстраняя ребенка от какого-то занятия, мы лишаете его привилегии - возможности принимать участие в пикнике или играть в видеоигры, разговаривать по телефону или смотреть телевизор, кататься на роликах или скейтборде, велосипеде или семейной ма­шине (если у ребенка уже есть права). Лишать такой воз­можности следует на разумный период времени. Я рекомендую ограничиться одним днем с детьми от 2 до 5 лет, двумя днями для детей от 6 до 12 лет и неделей для подростков. Потрудитесь объяснить ребенку, за что и на какое время он лишается той или иной возможности. Объясните, почему его поведение было неправильным. Не обобщайте - приведите конкретную причину.

В качестве наказания никогда не лишайте ребен­ка еды. (Каждый ребенок имеет право на еду.) Следует с осторожностью относиться к ли­шению детей карманных денег, ведь дети чаще всего от­рабатывают эти деньги (выполняя домашние обязанно­сти). Карманные деньги служат своего рода вознаграждением за старания, и, если ребенок старается, он дол­жен получать свои карманные деньги - такова догово­ренность между родителями и ребенком. Вмешивать сюда наказания за другие проступки, не стоит.

Что касается упомянутых выше возможностей - договоренности тут никакой нет, ребенок получает их без особых усилий. Так что вы можете в любой момент лишить его этих возможностей. Поэкспериментируйте постарайтесь понять, что наиболее эффективно подействует на вашего ребенка.

Совет: Если ребенок продолжает плохо себя вести, попробуйте лишить его какой-то другой возможности. Здесь опять-таки важно идти до конца, так что будьте готовы при необходимости убрать телевизор из комнаты или спрятать на время скейтборд или видеоприставку.

14. Используйте естественные последствия

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ - это то, что естественным образом последует за неправильным поведением ребенка. К примеру, ребенок, отказывающийся ужинать, останется голодным, или у ребенка, который съест слишком много конфет, заболит живот. Просмотр вечером фильмов ужасов по телевизору может вызвать кошмары, а отказ надеть теплый свитер - привести к простуде. Если оставить на всю ночь на улице велоси­пед, то либо он заржавеет, либо его украдут.

Каким естественным последствием обернется раз­битая игрушка? Ребенок больше не сможет играть с ней. В этом случае вы можете сказать: « А-а, как жалко, что ты разбил игрушку. Тебе ведь так нравилось с ней иг­рать. Я уверена, в следующий раз ты будешь аккурат­нее».

Сила естественных последствий обычно настолько велика, что родителям не нужно дополнительно ру­гать или наказывать ребенка. Все что нужно - это най­ти такое естественное последствие и использовать его. Это очень простой способ научить ребенка быть ответ­ственным и думать, прежде чем что-то сделать.

15. Используйте прием справедливого наказания

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ НАКАЗАТЬ РЕБЕНКА ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ, ДАЙТЕ ЕМУ возможность самому выбрать наказание. Детям такой подход нравится, а родители могут быть уверены, что ребенок готов сознательно нести ответственность за свой проступок. Вы просто даете ему время подумать о своих действиях и назначить себе наказание. Вы, естественно, не долж­ны допустить того, чтобы кара была чрезмерной (ма­ленькие дети бывают склонны к излишней строгости к себе).

Несправедливым считается такое наказание, кото­рое не соответствует возрасту и уровню развития ребен­ка. Наказание не должно быть слишком жестким или причинить ребенку большие эмоциональные и/или физические страдания: временная изоляция на несколько часов, поломка любимой игрушки или любая форма те­лесного наказания - все это неприемлемо.

И напротив, справедливое наказание - это нака­зание, соразмерное совершенному преступлению. Оно выбрано с учетом возраста и уровня развития наказуе­мого. Примеры такого наказания: период временной изо­ляции назначается правильно, вещь, которой ребенок балуется, забирается у него на некото­рое время, ребенку позволяется загладить свою вину, за плохое поведение он лишается какой-либо привилегии. Вот несколько бо­лее конкретных примеров:

Дошкольный возраст:

Поведение: Ребенок ударил другого ребенка.

Справедливое наказание: Ребенок должен изви­ниться.

Поведение: Сидя за столом, ребенок бросается едой.

Справедливое наказание: Временная изоляция.

Школьный возраст:

Поведение: Ребенок не сделал уроки.

Справедливое наказание: Ребенок на два дня ли­шается возможности смотреть телевизор.

Поведение: Ребенок оставил ролики на улице на всю ночь.

Справедливое наказание: Ребенок на два дня ли­шается возможности кататься на роликах.

Подростковый возраст:

Поведение: Ребенок отказывается приходить до­мой к ужину.

Справедливое наказание: Ребенок должен сам при­готовить себе ужин.

Поведение: Ребенок приходит домой позже разре­шенного времени.

Справедливое наказание: Ребенок на неделю ли­шается возможности разговаривать по телефону.

Последний прием может быть очень эффективным для подростка такое наказание может оказаться полез­ным, к тому же оно способствует развитию его чувства ответственности и справедливости. Однако не рекомен­дуется использовать его слишком часто.

16. Используйте прием логичного наказания

ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКОГО ПОДХОДА родите­ли должны придумать логичное, рациональное наказа­ние за неправильное поведение. Прием логичного нака­зания - это высшая форма воспитания, он учит ребен­ка ответственности и контролю над своими действиями. Родитель ставит ребенка перед выбором: вести себя хо­рошо или испытывать последствия своего непослуша­ния. Например:

Если ребенок отказывается ужинать… он не получит сладкое.

Если ребенок громко кричит или дерется… ему придется уйти в другую комнату.

Если ребенок не выполняет свои домашние обя­занности…

он не получит карманные деньги.

В идеале родитель должен предупредить ребенка о тех или иных последствиях его действий, чтобы ребенок мог сознательно решить, как себя вести. Приведем при­мер использования приема логичного наказания с более взрослым ребенком:

Подросток оставил свои грязные вещи разбросан­ными в комнате. Мать предупреждает его: « У меня нет времени, чтобы собирать твою грязную одеж­ду каждый день. Если ты не отнесешь ее в ванную, она останется нестиранной».

Ни в коем случае не нужно кричать на ребенка или пилить его - одного такого последствия достаточно для того, чтобы стимулировать его правильное поведение. При применении этого приема ваш тон должен оставать­ся предельно спокойным. И помните:

Ребенку необходимо четко дать понять, чего вы от него хотите.

Пусть ребенок сам выберет, как себя вести.

Всегда идите до конца - выполняйте обещанное.

В отличие от естественных последствий, логичные последствия создаются вами: на вас лежит ответствен­ность за справедливость наказания и его соответствие возрасту ребенка. Специалисты по воспитанию детей вы­соко ценят этот прием за его безопасность и эффектив­ность (при правильном применении). Это также отлич­ная возможность не только отучить ребенка от плохого поведения, но и приучить к хорошему.

Совет: Если выбранное вами наказание не действу­ет, попробуйте использовать другой тип логичного на­казания, например временную изоляцию, возмещение ущерба или лишение привилегии.

*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) воспитанников.
Перепечатка материала возможна только при наличии активной ссылки на .

.

Вы можете изобретать творческие способы, добиваться желательного поведения с помощью награды. Стимулы помогают жизни семьи протекать более гладко: «Сначала ты идешь в кровать, а потом - сказка».

Слово предупреждения. Премии или поощрения - это способ соблазнить ребенка достичь поставленной цели. Конечная цель - самодисциплина, ребенок ведет себя так потому, что знает, что вы ожидаете от него хорошего поведения. Он не ожидает поощрения всякий раз, когда проявляет хорошее поведение. Наша знакомая, которая учила ребенка дома до восьми лет, обнаружила, когда он пошел в школу, то хорошо читал, объясняя свои навыки тем удовольствием, которое находил в чтении. Система поощрений, используемая учителем, была не нужна ему.
Некоторые дети нуждаются в поощрении, чтобы читать, но такая ситуация таит в себе риск, что ребенок никогда не будет читать для удовольствия.
Поощрение должно быть чем-то, что ваш ребенок любит и точно желает. Задайте наводящие вопросы, чтобы определить желания ребенка.

  • «Если бы ты смог сделать что-то вместе с мамой или папой, что бы это было?»
  • «Если бы ты мог пойти куда-нибудь с другом, куда бы ты пошел?»
  • «Если бы у тебя был доллар, чтобы ты купил?»

Предоставление привилегий и поощрений является инструментом воспитания: «Если ты хорошо выполнишь работу, то сможешь поиграть во дворе перед обедом». Лучшие поощрения - те, которые дети зарабатывают за хорошее поведение.

Карточка поощрений

Карточка является полезным средством для мотивации маленького ребенка. Они видят свой прогресс и совершенствуются в своих ежедневных шагах к поощрению. Карточка выставляется как показатель хорошего поведения, чтобы все могли видеть ее. Карточки работают, потому что они интерактивны и приятны. В течение жизни многие дети будут окружены различными карточками, поэтому они сумеют хорошо ими воспользоваться, увидев впервые их в своем доме. Конечно, существуют семьи, которые чувствуют себя неуютно, используя карточки. Карточки хорошо зарекомендовали себя в нашей семье на определенном этапе. Когда никакое средство не работало, карточки поведения являлись аргументами к смене поведения. Если вы искореняете нежелательные поступки один за другим, ваш ребенок постепенно почувствует, что обретает хорошее поведение, и это чувство станет его самоконтролем. Необходимость в карточках отпадет, когда ребенок станет старше. Используя карточки поощрения, соблюдайте следующие рекомендации.

  • Следуйте основному правилу - храните их открыто, делайте их забавными.
  • Работайте с детьми. Позвольте ребенку помочь вам в создании карты и делать в ней ежедневные записи.
  • Создавайте карту так, чтобы у ребенка был зрительный образ заключенного в ней поощрения. Мы получили хорошие результаты с карточками, в которых нужно было соединять точки. Ребенок рисует картинку, какую он хочет. Затем по контуру картинки расставляются точки на расстоянии 2,54 мм или около того.
    Каждый день при хорошем поведении (например, если ребенок помнит, что он должен выносить мусор) ребенок доводит линию до следующей точки. Когда все точки будут соединены, ребенок получит поощрение.
  • Повесьте карту так, чтобы было хорошо видно. (Мы размещали наши карты вдоль прохода между кухонным столом и холодильником.) Сделайте карту привлекательной и обеспечьте ребенку легкий доступ к ней. Она будет часто напоминать о необходимости хорошего поведения и позволит ребенку гордиться своими успехами.
  • Сделайте карту интерактивной: соединение точек, наклеивание ярлыков, или разноцветных звездочек. Карта должна быть более интересной, чем просто контрольная карта.
  • Карта может содержать позитивные и негативные отметки как напоминание о двух типах поведения. В своем офисе я повесил карты, чтобы исправить ночное недержание у детей старше пяти лет. Ребенок наклеивал ярлык с изображением счастливого лица, если просыпался сухим, и с изображением печального лица, если просыпался мокрым. Если количество счастливых лиц за неделю превышало количество печальных, ребенок мог выбрать, по своему желанию, куда он хочет отправиться на ланч в воскресенье.
  • Период времени, за который поощряется ребенок, должен быть достаточно коротким. Частые простые поощрения лучше запоминаются ребенком. Для малыша, начинающего ходить, этот период составляет один час; для дошкольника - один день; для школьника - одну неделю. Месяц - недостижимый период для любого ребенка. Ребенок дошкольного возраста формирует свой календарь, привязывая его к определенным событиям, например «после воскресной школы». Новинки быстро становятся старыми для детей. Чаще меняйте карты.

Созидательные поощрения. Помимо карт, создайте свои собственные, понятные стимулы - мотиваторы. Любимой игрушкой шестилетнего ребенка была игрушечная лошадь, поэтому мать выбрала часть лошадиной сбруи в качестве поощрения за еженедельную уборку в комнате. Она связывала поощрение с поведением ребенка: «Когда ты покажешь мне, что можешь содержать свою комнату в чистоте, мы будем снаряжать твою лошадь». Она периодически напоминала: «Содержи свою комнату в чистоте, как ты содержишь лошадь».

Для поддержания порядка в группе мальчиков в возрасте от семи до девяти лет, собирающихся дважды в месяц на слет юных скаутов, мы используем «свечу хорошего поведения». Цель состоит в том, что свеча должна сгореть полностью, пока вся группа работает. В начале слета мы зажигаем свечу, и она горит до тех пор, пока не происходит нарушение.
Виновник нарушения гасил свечу, и она не зажигалась до следующего слета. Рассмотрим, что происходило в их впечатлительном сознании. Каждый раз, когда то-то гасил свечу, они останавливали свое продвижение на пути к поощрению. Дети не хотели задержки поощрения, поэтому у них был мотив не нарушать дисциплину, чтобы свеча не гасла.

Система билетов. Тина и ее четырехлетняя дочь, Хейли, находились в тесном взаимопонимании. Хейли была очень развитым ребенком с большими требованиями. Тина корректировала упрямое поведение Хейли в правильном направлении и получала от этого удовольствие.
Мы с Хейли не могли найти общий язык. Казалось, что наш день все больше и больше заполнялся негативом. Все методы, которые я пыталась использовать, не работали. Поэтому я решила попробовать то, что мы ласково называем «системой билетов». Это сняло с меня стресс. Я больше, не была для дочери страшным пугалом.
Я даю ей три «свободных» билета для начала дня. Она зарабатывает билеты за помощь без просьбы, за выполнение назначенных хозяйственных работ и за хорошее отношение. Она теряет билеты за нытье, жалобу и отказ-слушаться (который продолжается после того, как я сосчитаю до трех, - принцип, который я всегда использую). Билеты стали подобно золоту, и через некоторое время она стала вести себя все более правильно. В конце дня или недели Хейли получала специальное угощение, которое было заранее спланировано и соответствовало числу купонов, собранных ею (замороженный йогурт, кинофильм, гамбургер и т. п.).
Система билетов способствовала поощрению в ней хороших черт. Я все чаще стала говорить фразы: «Мне нравится, как ты улыбалась, проснувшись сегодня утром» или «Спасибо, что ты дождалась очереди на качели без крика или плача». Ожидаемое поощрение было очень нужно для Хейли.

Иногда юмор бывает лучшим средством для воспитания
Воспитывая ребенка, родители облачаются в разные одежды: вы «надеваете» фуражку полицейского в опасных ситуациях. Это серьезно и бескомпромиссно. Вы «надеваете» воротник проповедника для нравственных уроков, галстук и фрак дипломата для властной борьбы, халат доктора для заживления небольших повреждений. Но «костюм», который поможет вам лучше всего в трудные моменты воспитания, - шутовской колпак.
Юмор удивляет. Легкомыслие лишает ребенка защиты и мгновенно поглощает внимание, не давая возможности сориентироваться в окружающей обстановке. Юмор открывает закрытые уши и умы детей. Так, одна мать превращалась в комедийную актрису и использовала юмор, чтобы получить помощь детей. Шестилетняя Лаура и трехлетний Николас были в разгаре ссоры из-за игрушки. Это происходило в конце дня, когда мать была уже очень уставшая. У нее не было ни сил, ни времени, чтобы восстановиться и углубиться в чувства детей. Вместо этого она взяла большой игрушечный кубик и положила его себе на голову, и представление началось: «Я схожу с ума. Я не могу больше слышать ваше препирательство»: Она действительно начала вести себя очень смешно. Дети перестали ссориться и начали смеяться, поскольку проделки матери рассеяли их ссору. Потом мать села рядом с детьми и сказала: «Это трудное время дня. Мама устала. Я должна готовить обед. Вы устали; вы хотите есть: пожалуйста, помогите мне приготовить обед».
Юмор выполняет работу. В комнате семилетнего Аарона был беспорядок. Вместо того чтобы сказать: «Иди и застели свою кровать», его мать с чувством юмора заговорила с кроватью: «Я гуляла утром с твоей кроватью», - сказала она. Кровать плакала: «Укрой меня. Мне холодно». Даже для взрослых юмор может быть способом заставить человека работать. Я хорошо помню плакат в комнате для переодевания хирургов в нашей местной больнице: «Твоя мать здесь не живет».
Юмор защищает. Трехлетний Алан имел привычку убегать от родителей, особенно в местах парковки автомобилей. Отец решил изобразить слепого человека. Как только они вышли из магазина, отец закрыл глаза рукой, дал ребенку ключи от машины и сказал: «Пожалуйста, держи меня за руку и проводи меня к машине». Конечно, он видел все.
Юмор разоружает. Дети могут смотреть на вас и понимать, что вы собираетесь ответить им «Нет». Они уже готовы сопротивляться. Вы можете прорваться через их сопротивление, надев свою лучшую маску комика. Юмор помогает вывести ребенка из регрессивного поведения.
Вот как решила проблему одна мать (случай из практики). Четырехлетняя Моника настаивала на ношении кружев, потому что у ее новорожденного брата были кружева. Мать согласилась с причудой Моники, прицепив маленький кусочек кружев к ее одежде. Как они обе старались, чтобы кружева стали уместны. Моника поняла, насколько глупа была ее прихоть.
Мы используем юмор весьма часто, чтобы дать ребенку второй шанс послушаться. Наши дети любят записи видео, так что мы создаем наше собственное театральное представление под названием «Перемотка». «Метью, пожалуйста, помоги мне убрать со стола». «Но папа», - возражает Метью. Я немедленно говорю: «Перемотка!» Я отхожу немного назад и начинаю заново, на сей раз делая знак Метью, подавая команду вызова снова. Этот подход обычно приводит и к смеху, и к послушанию.
Используйте юмор осторожно. Бывают периоды, когда поведение ребенка не вызывает никакого смеха. Дети очень чувствительны к осмеянию, а иногда воспринимают юмор как оскорбительный выпад, даже если вы просто пытаетесь внести немного легкомыслия в напряженную ситуацию. Иногда необходимо быть серьезным, а иногда можно быть забавным. И то и другое должно быть в арсенале воспитательных средств каждой семьи. Многое из воспитательного арсенала будет забавно для детей, и это позволит вам иметь восхищенную аудиторию.

Памятки

«Я забыл». «Я не знал, что должен сделать это». Так же, как и взрослые, дети часто забывают и нуждаются в напоминании, чтобы сохранить свое поведение в рамках установленных норм.
Напоминания - это сигналы, которые дают толчок памяти ребенка. Это могут быть тонкие подсказки в форме взгляда, который говорит озорному ребенку: «Ты лучше знаешь», или короткой устной команды, которая включает память ребенка: «Ах! Где лежит эта пластинка?» Некоторые ситуации требуют серьезного напоминания и должны вызвать громкий и ясный сигнал в памяти ребенка: «Помнишь, что мы говорили о переходе улицы! Автомобиль может задавить тебя! Смотри в обе стороны!»
Напоминания помогают ребенку вести себя в соответствии с вашими требованиями. Вы даете установку, и ребенок заполняет пробелы. Вам предстоит огромная работа по дому, вы неодобрительно хмуритесь. Ребенок получает ваше сообщение и выполняет домашнюю работу без единого слова.
Письменные напоминания лучше действуют на детей, которые не любят чувствовать себя под контролем. Вы избегаете словесного поединка. Памятка является для ребенка напоминанием выполнить ваше требование вовремя, чтобы избежать устного указания. Недавно Эрин прочитала памятку на двери: «Пожалуйста, убери тарелки из своей комнаты, пока они не покрылись плесенью». Частые напоминания необходимы для формирования правильного поведения.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Читаю сейчас уже вторую книгу одного из самых авторитетных психологов мира "Трудный ребенок. Как справиться с ним и с собой" . Алан Каздин, автор книги, говорит: "Мы часто совершаем одну ошибку: пытаемся справиться с ребенком при помощи наказания, тогда как поощрение хорошего поведения оказывает намного больший эффект".

Я тоже пыталась внедрять систему о которой рассказано в книге давно, еще когда у меня не было такой прочной теоретической базы. Некоторое время она была удачной, но при этом из-за отсутствия продуманности была заброшена, к сожалению, хотя дети проявляли к ней большой интерес.

Знаю, что и многие другие родители с помощью системы поощрений - баллов, звездочек, смайликов - пытались получить от детей желаемое поведение.

Сейчас я вам расскажу о целом научном методе по использованию этой системы на практике.

1. Для начала вы должны решить какое именно поведение ребенка хотите получить в положительном ключе.
"Я хочу, чтобы он каждый день собирал свой рюкзак в школу с вечера"
"Я хочу, чтобы он каждый день вовремя ложился спать"
"Я хочу, чтобы он выполнял определенную домашнюю обязанность" и т.д.

2. Поощряем ребенка за каждое выполненное действие , нужное нам. Но при этом не ждем совершенства . Если ребенок никогда вовремя не ложился спать, то за один вечер он не станет пай-мальчиком.
Для поощрения создаем таблицу достижений :
В левом столбце - дни недели, дальше - 1-2 привычки (для начала лучше остановиться на этом количестве) и последняя колонка - общее число баллов за день.

Например, мы начисляем ребенку 2 балла за собранный с вечера рюкзак и 2 балла за то, что он ляжет вовремя спать. Итого за день он может получить 4 балла. Пустых клеточек не оставляем, ставим прочерк или ноль, если ребенок баллов не заработал. Можно писать баллы не цифрами, а рисовать звездочки, клеить смайлики или какие-то наклейки.
Для начала лучше взять только будние дни с понедельника по пятницу.

Многое зависит от того, где поместить таблицу. Она обязательно должна быть на видном, доступном для ребенка месте - на холодильнике, на стене в его комнате.

Обмен очков на призы .

Никогда ничего не отбирайте. Не должно быть ситуации, когда ребенок не выполняет ваших требований, а вы в наказание у него отбираете его вещи. Это табу.

Начните с "дешевых" призов. Это могут быть маленькие игрушки, удовольствия, развлечения. Игрушек лучше приготовить сразу несколько и сложить в мешочек, чтобы ребенок мог достать ее оттуда.
Не устанавливать на призы непомерно "высокие" цены. Нет смысла обещать маленькому ребенку, что за 500 очков он пойдет на каток с родителями. Он не сможет так долго копить баллы на этот приз и разочаруется.

Стоимость призов устанавливайте от дневной суммы очков до суммы очков в месяц для детей постарше. Но это должны быть обязательно желанные, долгожданные призы, ради чего ребенку стоит переделывать свои привычки.

3. Приступаем к работе

В первые дни вы должны мягко, в форме просьбы, начиная ее со слова "пожалуйста", напоминать ребенку, что ему нужно пойти в кровать. Если он остается в кровати, а не начинает канючить "пописать-попить-покушать", мы начисляем ему 2 балла и вписываем их в таблицу.

Как только набираются баллы на приз, мы предлагаем ребенку забрать маленький приз или копить дальше на большой. Обычно сначала дети забирают маленькие призы, а потом начинают копить все больше и больше баллов.

Некоторые призы, предложенные автором книги, меня смутили. Например, за некоторое количество баллов ребенку дается приз - звонок бабушке. Для меня это за гранью понимания.
Но некоторые призы хороши: дополнительное чтение на ночь, просмотр мультиков вместе, поход на каток, поездка куда-то, настольная игра (заметьте, это дополнительно к тому, как вы обычно развлекаетесь с ребенком).

По этой системе вы вместе с ребенком работаете над формированием нужного поведения. А это можно сделать только путем тренировки, только так действия становятся естественными и автоматическими.
Когда привычка становится автоматической, вам больше не нужно будет вознаграждать ребенка. И можно переходить к формированию другой привычки.

Здесь я рассказала в общем об этой системе поощрений, уже на этой основе можно приступить к формированию нужной привычки у своего ребенка (или у себя, почему нет?). Но в книге

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос счастливым и успешным человеком. Я не исключение. Моему сыну Федору 5 лет.

Вопрос воспитания крайне важен, так как согласно известной мудрости "посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу ".

Поступки наших детей создают их будущее и крайне важно, чтобы эти поступки были их собственным опытом и их выбором, а не принуждением родителей. Только тогда опыт усваивается правильно и личность ребенка гармонично развивается.

Обычным приемом многих родителей является метод кнута и пряника. Ребенок делает то, что ему говорят родители, и получает "пряник", не делает - идет в ход "кнут". Но чему это учит детей? Делай, что тебе говорят, и все будет хорошо! Согласитесь, нелучшая парадигма.

Когда Феде было еще 2,5 года, я задумался о том, что хотелось бы найти какую-то целостную систему мотивации для ребенка. Которая бы легко и без принуждения подталкивала его ежедневно развиваться, осваивать новые навыки и совершать позитивные поступки, являющиеся результатом его собственного выбора. Проведя много часов в сети интернет, я ничего подобного, к сожалению, не нашел. Тогда я сделал следующую простую вещь. Начертил табличку. Кстати, вот как она выглядела))

К моему удивлению, Федор очень быстро включился эту игру. За каждое совершенное дело из предложенного мной перечня, он получал "смайлик" в таблицу. И собрав определенное количество таких смайликов, он получал бонус. Как правило это был материальный подарок.

Данная система довольна простая и ее применяют многие родители в том или ином виде. А всё благодаря следующим преимуществам:

  1. Игровая манера. Ребенок воспринимает это, как увлекательную игру и, с удовольствием и по своей воле делает то (сам убирает игрушки, чистит зубы и т.д.), к чему в обычной ситуации его приходилось бы принуждать.
  2. Регулярность повторений в рамках единой системы . Поскольку вся эта игра имеет регулярную основу, то и ребенок привыкает к ее правилам и многие вещи потом уже начинает делать, как говорится, "на автомате". Что собственно и является самоцелью . Причем в рамках данного подхода можно привить ребенку любые полезные навыки.
  3. Умение достигать цели. Ребенок понимает, что для достижения желаемого результата, необходимо выполнить ряд условий. Как и во взрослой жизни: чтобы достигнуть большой цели, нужно достигнуть нескольких подцелей. Это очень важный навык!
  4. Положительная мотивация (лишение привилегий) . За достижение цели даем бонус, за недостижение - не даем. Всё просто. При этом никакого кнута! Создаем привилегию и просто лишаем ее в случае чего. Важно, что ребенок также получает очень ценный жизненный урок - не всегда цели можно достичь с первого раза. Но при этом не нужно расстраиваться, а просто начать заново и всё получится.
  5. И еще один положительный момент: ребенок в ненавязчивой форме разучивает дни недели и вообще учится воспринимать время.
Однако мой собственный опыт показал, что у данного метода есть ряд особенностей:
  1. Материальная мотивация – это неправильно. Если ребенка мотивировать материально, то он начнет воспринимать достижение материальных благ как самоцель, что может быть опасно. Гораздо лучше в качестве мотива дарить ребенку эмоции – поход с родителями в цирк или в зоопарк, обед в кафе с аниматорами, катание на лошадках и т.д.
  2. Картинки лучше, чем надписи. Маленькие дети не умеют читать, а значит не воспринимают тексты, написанные родителями. Лучше визуализировать то, чего Вы ожидаете от ребенка. Ребенок сам будет приходить к Вам после выполненного задания, доложить о своих успехах. Вам нужно лишь похвалить его, чтобы воодушевить на новые победы.
  3. Самоконтроль лучше, чем контроль родителей. Когда ребенок выполнил то или иное условие/задание, о чем сообщил Вам. Вы можете выдать ему стикер (смайлик, цветочек, звездочку и т.д.), чтобы он сам смог вклеить ее в таблицу, тем самым получив дополнительный заряд положительных эмоций.
  4. Не более 5-ти навыков одновременно. У меня изначально был достаточно большой список требований к ребенку (число строк в таблице). Сыну было трудно их воспринимать. Позже я нашел рекомендацию детских психологов о том, что лучше прививать не более 5-ти навыков одновременно. Хотя я допускаю, что для детей постарше их число может возрастать.
  5. Горизонт достижения цели – неделя. Изначально моя мотивационная таблица была рассчитана на календарный месяц. Но для ребенка это ооочень долго. Поэтому лучше ограничиваться недельными циклами, в конце которых, на выходных, ребенок может получить нематериальное вознаграждение за свои успехи.

Поделился своей идеей с друзьями и коллегами, у которых есть дети. И понял, что не только меня волнует данный вопрос. Возникло желание сделать проект. Сделать так, чтобы были учтены все минусы и реализованы все плюсы. Надеюсь, что с Вашей помощью проект обретет жизнь!

Какова цель проекта?

  • Помочь родителям в воспитании счастливых и успешных детей.
  • Сделать процесс обучения и мотивации детей менее стрессовым и более занимательным.


Сервис makivideo.com за символическую сумму помогли сделать презентационный ролик, в котором кратко описана суть проекта.


Как работает пособие "Детская неделя"?

1. Разместите календарь на стене в детской комнате или в другом доступном ребенку месте. Важно, чтобы он был перед глазами малыша, и тот мог легко дотягиваться.

2. Вклейте любые 5 стикеров заданий (навыков) для закрепления в первую неделю. Выберете наиболее актуальные для Вашего ребенка задачи из предложенного перечня:

  • Заправить постель
  • Почистить зубы
  • Одеться самостоятельно
  • Убрать игрушки на место
  • Лечь спать вовремя
  • Смотреть мультики не более 30 минут
  • Выучить стихотворение
  • Покормить домашнее животное
  • Помочь маме помыть посуду
  • Говорить "спасибо" и "пожалуйста"
  • Не мешать родителям говорить по телефону

К слову, планируется добавление и других стикеров с заданиями для детей различных возрастов. Укажите в комментариях к проекту, какие навыки Вы бы хотели добавить?

Важно, чтобы навыки были предельно конкретны и не мешали развитию эмоциональной сферы ребенка. Например, не стоит использовать такой стикер, как "не плакать" или "не ругаться на детской площадке" , поскольку загонять чувства ребенка внутрь чревато. Нужно понять источник проблемы, а это уже о другом. Наше же пособие ориентировано в первую очередь на привитие конкретных бытовых навыков и выработку здорового отношения ребенка к дисциплине.

3. Объясните ребенку правила игры. Подробно расскажите, за что будете выдавать стикеры. Какой подарок ребенок получит в конце недели, если наберёт их необходимое количество (например, не менее 20).

4. Запаситесь стикерами на первую неделю. Остальные уберите в недоступное ребенку место. Важно, чтобы стикер выполненного дела всегда был у Вас под рукой, когда ребенок обратится к Вам за ним.

5. Начните выдавать стикеры за совершенные поступки из перечня. По началу, возможно, необходимо будет напоминать о делах. В дальнейшем ребенок сам без напоминаний будет знать свои обязанности. И подходить к Вам, когда дело им выполнено успешно. Не забывайте благодарить ребенка и подбадривать, выдавай ему стикер. Пусть ребенок сам вклеит его в нужный квадрат.

Если ребенок просит Вас о помощи в выполнении какого-то задания, обязательно ему помогите. То, что сейчас он делает с Вами, завтра сможет делать самостоятельно!

6. Подведите итоги недели. Это можно сделать в субботу. Посчитайте количество наклеенных ребенком стикеров. Отметьте те задачи и навыки, которые у малыша получались лучше всего (похвалите), так же отметьте те, которые нужно улучшать. И скажите о том, что этим он сможет заняться на следующей неделе. Если было вклеено необходимое количество стикеров, то самое время выдать заявленный нематериальный подарок.

Если цель не достигнута, нужно сказать о том, что на этой неделе подарка не будет. Однако, на следующей есть все шансы его получить.

Будьте последовательны и справедливы, ни в коем случае не дарите ребенку бонус просто так. Ребенку необходим такой опыт. И на следующей неделе он будет стараться лучше, зная что снова может остаться без привилегии. Тем более лишение привилегий - это не наказание в традиционном понимании, но хороший мотиватор к будущим успехам!

7. Добавляйте новые навыки. Спустя 2-3 недели, когда свои обязанности малыш будет выполнять без напоминаний, как говорится, "на автомате", можно обновить стикеры заданий. Не забудьте сказать об этом ребенку, чтобы он понимал, что в игре произошли изменения.

На выходных можно не использовать календарь, чтобы у ребенка была возможность отдохнуть от своих обязанностей.

А что говорят детские психологи?

Чернобровкина Светлана Владимировна

Кандидат психологических наук.
Доцент кафедры социальной психологии факультета психологии ОмГУ

<<По поводу проекта "Детская неделя" могу сказать следующее. В психологии это называется "метод жетонов". Разработка метода осуществляется в рамках научно-практического психологического направления - бихевиоральной психологии и психотерапии.

Суть метода в накоплении условных стимулов (в случае с календарем это стикеры за эффективное поведение ребенка) и обмен их на реальные стимулы (события, предметы и пр.).

Психологи рекомендуют использовать данный метод при формировании норм и привычек адаптивного поведения у маленьких детей, а также при необходимости коррекции поведения более старших детей и даже взрослых (для них, конечно, и требования, и формы фиксации изменений поведения другие).

В рамках данного проекта достаточно точно отражены принципы, на которых построен метод жетонов (регулярность оценки, повторяемость, игровой характер, контроль ограниченного количества умений и др.).

Проект действительно стоящий.>>

Что входит в комплект мотивацонного пособия "Детская неделя" за 970руб.?

  1. Настенная доска-календарь на период 16 недель (4 месяца).
  2. Набор из 72 стандартных стикеров-заданий.
  3. Набор из 36 универсальных стикеров с возможностью вписать в них навыки, которые родители считают нужными для развития у детей.
  4. Набор из 400 стикеров-отметок о выполненных заданиях.
  5. Инструкция по использованию мотивационого пособия и рекомендации к применению.

На что пойдут деньги?

  1. Доработка дизайн-макета 18 000 руб.
  2. Печать тиража 125 700 руб.
  3. Печать стикеров-навыков и стикеров-отметок 11 800 руб.
  4. Комиссия платежных систем и сайт 18167 руб.
  5. Оплата доставки подарков спонсорам 9000 руб.

P.S.

Буду благодарен за любую поддержку проекта, как словом, так и делом. Если проект показался Вам интересным, разместите, пожалуйста, ссылку о нем на своей странице в соц.сети.