Открытое занятие по бисероплетению. Планы-конспекты зачетных уроков

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»п.Кысыл-Сыр

Муниципального образования «Вилюйский Район»

Республики Саха (Якутия)

План - конспект открытого интегрированного занятия

по Бисероплетению

Тема : «Вальс цветов»

Руководитель: педагог

дополнительного образования

Бережнова Дарианна Пахомовна

п. Кысыл-Сыр

2016 - 2017 уч. год.

План – конспект открытого интегрированного занятия.

ТЕМА: «Вальс цветов»

Вид занятия: интегрированный.

Тип занятия: комбинированный

Место проведения: МБУ ДО ДДТ кружок «Бисероплетения»

Вр емя проведения: 90 минут

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Форма организации обучения: урок-путешествие

ЦЕЛЬ: Ознакомление с основами плетения цветов из бисера.

ЗАДАЧИ:

    Образовательные:

Познакомить детей с видами цветов и легендами о них

Познакомить с техникой параллельного плетения лепестков

    Развивающие:

Развить творчество и фантазию, наблюдательность и воображение

Развивать моторные и осязательные качества

    Воспитательные:

Содействовать воспитанию эстетического вкуса

Привить уважительное отношение к труду.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, практический, эвристический, креативный.

Оборудование: изделия из бисера – цветы, фото, иллюстрации, книги по технике бисероплетения, схемы плетения, рисунки, бисер №6, крупные бусины, медная проволока, линейка, коробочки для бисера, стихи о цветах.

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран, плейлист с подборкой детских композиций.

Форма организации деятельности обучающихся: коллективная.

План занятия

    Организационная часть: приветствие, сообщение темы и цели занятия, определение формы занятия – 5 минут

    Теоретическая часть: путешествие по «Стране Цветов» 30 минут, в т.ч.:

    Город «Волшебный Амариллис» - 5 минут

    Город-огонек «Бальзамин» - 4 минуты

    Светлый город «Жасмин» - 4 минуты

    Город «Скромный Василек» - 4 минуты

    Город «Огненный Мак» - 5 минут

    Город «Радужный Ирис» - 4 минуты

    Город «Первоцвет» - 4 минуты

    Практическая часть: творческая мастерская – 20 минут.

    Итоги занятия: 5 минут

Ход занятия:

Педагог:

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас снова видеть в нашей студии. У меня сегодня замечательное настроение, а с каким настроением сегодня пришли вы?

Ребята, расскажите мне, что вы любите больше всего на свете? (ребята по очереди называют то, что они любят). А вот я очень люблю волшебство и очень люблю путешествовать. А вы любите? А давайте мы с вами попробуем сегодня на нашем занятии объединить их и отправимся в волшебное путешествие по «Стране цветов».

Дети: Давайте!

Педагог:

Мы сегодня с вами не только узнаем названия и легенды самых красивых цветов мира, но и научимся самостоятельно плести некоторые из них.

Ну, что, начнем?

Дети: Да!

Педагог:

Тогда я приглашаю вас в воображаемое путешествие по «Стране Цветов» мы посетим с вами наиболее интересные города. А чтобы нам не сбиться с пути, нам поможет волшебный «Цветик - Семицветик».

Для этого нам нужно всего лишь «оторвать» один лепесток и сказать следующие слова:

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по нашему вели!

Вели, чтобы мы оказались в прекрасной «Стране Цветов»!

И вот мы с вами оказались в городе, который называется «Волшебный Амариллис». Ребята, вы знаете, что это за цветок?

Дети: Нет!

Педагог:

Я вам про него сейчас расскажу: родина Амариллиса – Южная Африка, лесные предгорья Капской провинции. Есть множество видов этого цветка, различающихся окраской листьев: от светло-розового до пурпурно-красного и фиолетового.

Существует легенда об этом цветке: в далекие времена жила прекрасная нимфа по имени Амариллис. Птицы завидовали ее методичному голосу, когда она пела, сидя на берегу ручья. Но у красавицы было жесткое сердце. Нравилось ей очаровывать своей красотой зазевавшегося пастушка, а потом, упорхнув в сумрак деревьев, наблюдать, как он ищет привидевшуюся нимфу. И перестали парни жениться, а девушки не находили себе мужей. Тогда боги решили наказать юную нимфу. Спустился на землю бог осени - бог увядания. Но, увидев Амариллис, понял, что не сможет убить прекрасную девушку. Долго мучился бог осени, как же ему поступить, и решил превратить нимфу Амариллис в прекрасный цветок. Он перенес его в пустынные земли Африки, подальше от людей, чтобы любоваться ею каждый год.

Правда, ребята, красивый цветок Амариллис? Сейчас его можно встретить не только в Южной Африке, но даже в наших с вами домах.

Произносим волшебные слова

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Вели, чтобы мы перенеслись в город-огонек «Бальзамин».

Посмотрите, ребята, в какой красивый город мы с вами попали! Этот город называется «Бальзамин»

Существует около 600 видов баль­заминов. Они распространены в За­падной Европе от Испании, Италии и Греции на юге до Норвегии на се­вере. В России встречается от за­падных границ до Тихого океана (кроме районов Крайнего Севера). Недотрога обыкновенная растет на Кавказе, в Казахстане, Китае, Корее, Японии, а также в западных районах Северной Америки и на Аляске.

О бальзамине существует легенда. Давным-давно проводила девушка своего жениха на битву с врагами. Обещал парень вернуться и попросил девушку засветить в окошке красный огонек, чтобы звал и манил он домой усталого воина. Но не помог ему огонек в девичьем окошке - не вернулся воин домой. Не хотела верить девушка в то, что он погиб, все ждала своего любимого, а в ее окошке продолжал гореть красный огонек. Прошло время, и огонек превратился в красивое растение со светящимися цветочками, которые будто зовут и манят кого-то домой...

Быть может когда-нибудь она и дождется своего любимого, вернется он домой, а поможет ему найти дорогу цветок-огонек Бальзамин.

Произносим волшебные слова

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Вели, чтобы мы перенеслись в светлый город «Жасмин»

Вы все знаете этот цветок, у него может быть и не такие красивые цветы как у бальзамина, но такой чудесный аромат, который невозможно забыть, если хоть раз почувствовал.

Родиной жасминов считается Ара­вия и Восточная Индия. Более 200 ви­дов жасмина произрастает в теплом поясе обоих полушарий, включая субтропики. В России (на Кавказе) есть три вида: жасмин желтый или кустарниковый, жасмин итальян­ский желтый, жасмин белый, или лекарствен­ный.

Существует легенда о жасмине. Она связана с герцогом Тосканы, которому принадлежал первый в Италии жасминовый куст. Герцог строго-настрого запретил своему садовнику дарить кому-нибудь хотя бы самый маленький побег. Садовник повиновался приказу гордого и жадного хозяина до тех пор, пока не влюбился, подарив своей даме сердца букет из цветущих жасминовых ветвей. Молодая женщина догадалась о ценности подарка и посадила срезанные побеги. С тех пор аромат жасминовых кустов в Италии символизирует любовь, которая сильнее, чем запреты.

А может быть жасминовые кусты возле наших с вами домов тоже родом из Италии? Понравился вам ребята этот город? Ну что, посетим следующий?

Произносим волшебные слова

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Вели, чтобы мы перенеслись в город «Скромный Василек»

Ну, уж этот цветок вы точно все знаете! Он растет и на наших полях. А знаете ли вы, что этот цветок умеет лечить? Что его название происходит от греческого слова Kentaurion, в честь знаменитого мифологиче­ского кентавра Хирона, знатока це­лебных свойств трав.

Васильков, оказывается, существует около 500 видов которые растут в Европе, Азии и Америке.

У римлян существовала легенда о цветке. Прекрасный синеглазый юноша по имени Цианус очень любил синий цвет и носил только синие одежды. Флора, богиня цветов, весны и юности, разгневалась на него за то, что он пренебрегает другими красками, которыми она так щедро наделила цветы, деревья, и превратила его в синий цветок - василек. Отсюда еще одно название василька - цианус, то есть синий.

Считается, что русское название василька произошло от имени молодого парня, единственного сына у матери, Василя, якобы околдованного и погубленного русалкой. Увлеченный в поле, он превратился в синий цветок, напоминающий своей окраской голубую воду. В просторечии васильки имеют множество имен: бабочки, бобыльники, синий цветок во ржи.

Вот какой оказывается не простой этот цветок! И очень красивый, не правда ли?

А в какой город мы попадем следующим? Давайте проверим?

Произносим волшебные слова

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Вели, чтобы мы перенеслись в город «Огненный Мак»

Этот цветок мы тоже с вами знаем, он часто встречается в нашей местности.

А знаете ли вы, что его существует более 100 видов, которые растут в Восточной Азии, Северной Америке, Европе, в европейской части России, на Кавказе, в Казахстане, Кыргызстане.

О маке существует легенда:

Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала. Тогда Господь создал сон, сновидения и грезы, и вместе с ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один человек задумал погубить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел, сохраняя свою вызывающую силу, и превратился в мак. Своими чарами мак помешал этому человеку осуществить задуманное, и с тех пор его огонек горит во тьме и отпугивает жестокость и злобу и служит оберегом для людей.

Произносим волшебные слова

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Вели, чтобы мы перенеслись в город «Радужный Ирис»

Ребята, посмотрите на этот цветок, оказывается это очень древняя садовая культура. Ее возделывали еще в Егип­те и Древней Греции.

Цветы ириса известны человеку с древнейших времен. На острове Крит нашли фреску, которая находилась на стене Кносского дворца. На ней изображен жрец, окруженный цветущими ирисами. Этой фреске около 4000 лет.

По легенде, первый ирис расцвел несколько миллионов лет назад и был так прекрасен, что полюбоваться им пришли не только звери, птицы и насекомые, но и вода, ветер, которые затем разнесли созревшие семена по всей земле. А когда семена проросли и расцвели, ирис стал одним из любимых растений человека.

Согласно морской легенде, проросли ирисы из слез рыбачки, которая часто оплакивала разлуки с мужем. Издали ирисы кажутся маячками, указывающими путь морякам.

Поэтому это любимый цветок для всех путешественников. А нам с вами радужные ирисы указывают путь в следующий город.

Произносим волшебные слова

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-нашему вели!

Вели, чтобы мы перенеслись в город «Первоцвет»

Ребята, посмотрите, мы с вами попали в город подснежников! Скажу вам по секрету – подснежники мои самые любимые цветы, потому что они приносят нам весну, расцветая самыми первыми.

Существует 18 видов подснежни­ков, произрастающих в Малой Азии, Центральной и Южной Европе, в Кры­му, в Молдавии, на юге Украины и на Кавказе.

О подснежнике было известно с давних времен. Гомер, описывая приключения Одиссея, упоминал траву моли. Эту траву бог Гермес дает Одиссею для того, чтобы тот мог противостоять чарам ведьмы Цирцеи. Трава моли - это один из видов подснежника. А поэма была написана Гомером 3000 лет назад!

Легенда о подснежниках рассказывает, как богиня Флора раздавала как-то цветам костюмы для карнавала. Подснежнику достался белый костюм. Снег тоже хотел принять участие в веселье, но у него не было наряда, поскольку он был всего лишь явлением природы, а не цветком. Маленький неприметный подснежник помог ему, отдав свой костюм. С тех пор они всегда неразлучны - снег и снежный цветок.

В эстонской сказке девочку-Подснежник выдавали замуж за Северного ветра. Она же влюбилась в его брата - Южного ветра, и он тоже полюбил ее. Ревнивый старший брат застал влюбленных вместе и, обдав сад ледяным дыханием, заключил Подснежник под холодную плиту, из-под которой она не смогла выбраться. Южный ветер каждый день прилетал к ней и согревал своим дыханием, но перед самым началом весны Подснежник умерла. Безутешный Южный ветер пролил свои слезы на ледяную корку, она растаяла, и оттуда выросли цветы-подснежники.

Теперь каждую весну, как только растает снег, расцветают подснежники. Они становятся для всех нас первыми символами весны.

Педагог:

Ну что, ребята, понравилось вам наше путешествие? Что новое вы для себя узнали? А хотите теперь сами сплести цветы из бисера?

Дети: Да!

Педагог: Тогда рассаживайтесь по местам. Перед вами волшебный цветик-семицветик. Какого-го лепесточка нет в цветочке? Сейчас вы сами его изготовите.

Прежде чем приступим к работе, давайте вспомним

    Как мы должны обращаться с ножницами, как мы должны их передавать друг другу?

    Как должны лежать ножницы?

    Осторожно обращаться с проволокой, отрезать ее?

    Бисер должен лежать в коробочке, чтобы его удобно было использовать.

    Как мы должны сидеть на стуле?

Нужно сесть прямо, прижавшись спиной к спинке стула, слегка наклонив голову вниз.

Теперь приступим к работе. Прежде чем начать плести изделие, нам необходимы следующие предметы: бисер, медная гибкая проволока, ножницы. У всех все есть? Тогда приступаем к работе.

Лепесточек цветочка выполняем в технике параллельного плетения по схеме, лежащей перед вами. Длина проволоки для каждого лепестка 30 см.

Для того, чтобы освоить эту технику, возьмем отрезок проволоки длиной 30 см.

На один конец проволоки наберите 3 бисеринки (рисунок 1).

Другой кон пропустим через последнюю и предпоследнюю набранные бисеринки (рисунок 2).

Затяните концы проволоки таким образом, чтобы они оказались одной длины.

Нанижите на один конец проволоки 3 бисеринки, а другой конец пропустите через них в противоположном направлении (рисунок 3).

Для того чтобы закончить лепесточек, в следующем ряду мы надеваем на проволоку 2 бусинки, пропускаем другой конец проволоки в противоположном направлении. Последний ряд листочка - бусинка. Вот у нас получился лепесточек! Давайте каждый из вас загадает желание и присоединит лепесточек к стеблю цветочка. Эти цветочки вы оставит на память, и ваши желания обязательно исполнятся.

Наше путешествие подошло к концу. Понравилось оно вам?

А мне хотелось бы узнать, какие города вы запомнили? Что понравилась больше всего? Какую технику плетения мы сегодня с вами изучили?

Ребята, обратите внимание, на стенде висит светофор с кармашками разных цветов. Сейчас я вам раздам листочки красного, желтого и зеленого цветов. Положите в кармашек тот листочек, который вам больше подходит.

    Красный – не узнал ничего нового на занятии

    Желтый – уже умею этим пользоваться

    Зеленый – узнал много нового и интересного

Дети выбирают флаеры с цветом и раскладывают их по кармашкам.

Наше занятие я хочу закончить стихами:

Бисер, как утро в росе, всегда радужный,

Чистый, лучистый, игривый и радостный.

А ведь всего-то стеклянные бусинки

Проволоки разной, игривые усики,

Схема, рисунок, изделья рождение,

Точность, согласье, уменье, терпенье.

Вкратце, пожалуй, и все описание

Главное, делать все нужно с желанием.

СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ!

Ожидаемые результаты

По окончании занятия дети должны знать:

    Различные виды цветов

    Технику параллельного плетения лепестков

    Правила технической безопасности

Должны уметь:

    Применять школьные знания о цветах и растениях

    Пользоваться материалами и инструментами, эскизами и рисунками,

    Подбирать и комбинировать бисер,

    Работать с проволокой.

Самоанализ

Занятие «Плетение цветов на проволоке», согласно тематическому плану первого года обучения планируется провести 19 ноября. Это занятие рассчитано на детей 1 года обучения, которые уже получили начальные знания по работе с бисером. Данное занятие дополняет знания учащихся о цветах, полученных на уроках биологии. Дети одновременно учатся не только плести цветы, но и составлять букеты, узнают названия цветов, что позволяет привить им интерес к прекрасному. Содержание занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей, поэтому во время занятий необходимо руководствоваться следующими правилами:

    Проявлять выдержку, такт и настойчивость

    Нельзя торопить и подгонять учеников

    Необходимо переключать ребенка с одного вида деятельности на другой

    Хвалить ребенка, если что-то получается и поддерживать, если получается не совсем хорошо.

Так же педагогу необходимо учитывать психологические особенности детей, их характер и темперамент. Не каждый ребенок в группе может быстро усвоить новый материал, кому-то необходимо повышенное внимание. Некоторые из учеников могут не только сделать свою работу, но и помочь отстающим ученикам, объяснить им их ошибки и недочеты. Заинтересованность учащихся к занятию может быть выявлена при подведении итогов в игре «Светофор».

Список литературы

    Образовательная программа студии бисероплетения «Волшебная россыпь» автор-составитель Припорова И.М. 2006 год.

    Воробьева О.Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы – Волгоград: Учитель, 2007 год.: ИТД Корифей, 2007 год.

    Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия, Волгоград, Издательство Учитель, 2007 год.

    Горнова Л.В. Студия Декоративно- прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации: Волгоград: Учитель 2007 год.

    Еременко Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении, - Волгоград

    Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М. Педагогическое общество России. 2004 год.

    Божко Л.П. Изделия из бисера. М: Мартин, 2005 год.

    Гулидова О.Л. Деревья и цветы из бисера, Мастер-класс на дому, М: АСТ-ПРЕСС, 2010 год

    Куликова Л.Г. , Короткова Л.Ю. Цветы из бисера, М: Издательский Дом МСП, 2005 год

    Ляукина М.А. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. - Энциклопедия, М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008 год.

    Пантелеева А.И. Самые красивые цветы мира. Энциклопедия. М: Белый город. 2010 год

Конспект занятия-путешествия по бисероплетению «Этапы развития бисерного искусства»

Севостьянова Наталья Валерьевна педагог дополнительного образования МОАУДОД "ЦРТДЮ "Созвездие" г.Орска", г. Орск, Оренбургской обл.
Предназначен: для педагогов дополнительного образования, учителей технологии и труда, воспитателей.
Использование: Вводное занятие по бисероплетению, ознакомительная беседа об истории декоративно-прикладного творчества.
Цель: Расширение знаний о декоративно-прикладном творчестве – бисероплетение, знакомство воспитанников с историей возникновения и развития бисера и бисерного искусства в мире.
Задачи: - познакомить с историей развития бисероплетения;
- развить воображение, моторику рук, эстетический вкус;
- воспитать усидчивость, взаимопомощь и взаимовыручку, уважение к народным традициям и обычаям.
Оборудование: бисер и бусины, наглядные пособия, иллюстрации, магнитофон, таблица "Этапов развития бисерного искусства"
Тип занятия: частично поисковый
Форма организации: групповая.

Ход занятия:

Здравствуйте дорогие друзья. Наше сегодняшнее занятие я хочу начать с небольшой загадки.
Маленькие бусинки на капельки похожи.
На нитку можно их надеть, на проволоку тоже.
Из них мы соберем зверят и фенечки сплетем.
Скажите, как мы бусинки такие назовем?
Ответ детей: Бисер
Правильно. А что мы знаем о бисере? (Ответы детей.)
А как вы думаете, с чего все началось?
Ответ детей: С истории.
Молодцы. Сегодня мы познакомимся с историей возникновения и развития бисероплетения как декоративно-прикладного вида творчества.

Игра- путешествие «Машина времени».
Давайте с вами немного попутешествуем и познакомимся с историей развития бисерного искусства. И по ходу нашего путешествия мы с вами составим таблицу «эволюции» бисерного искусства от зарождения до наших дней.
И так, мы отправляемся. Первая наша остановка – первобытно общинный строй.
Как вы думаете, в это время люди носили украшения из бисера?
Ответы детей: Нет, они украшали себя изделиями, собранными из костей, зубьев, когтей животных и различных семян растений, ракушек и др.
Таким образом, мы можем говорить о появлении примитивной техники. По вашему мнению, что это была за техника?
Ответы детей: низание.


Правильно. И сейчас я предлагаю вам побыть немного в роли первобытных мастериц.
Игра.
У вас на столах лежат приблизительно такие же материалы, из которых древние люди изготавливали свои украшения. Ваша задача – за 5 минут изготовить украшение подобное тем, что носили наши предки. А так же придумать предназначение данного украшения.
Время на работу 5 минут. После завершения, ребята представляют свои изделия.
И так мы заполняем первую ступеньку нашей таблицы «эволюции». Что мы вписываем в нашу таблицу?
- Ношение украшений из зубов, когтей, ракушек, семян растений.
Примитивная техника низания.

Время шло, человечество продвигалось по пути прогресса, люди научились изготовлять стекло.
Как вы думаете, когда было изобретено стекло?
Стекло было изобретено в четвертом тысячелетии до нашей эры. По этому поводу существует даже легенда.
Легенда. Однажды финикийские купцы возвращались из Африки с грузом соды. На ночь они расположились на песчаном берегу и развели костер, чтобы приготовить себе ужин. Не найдя на берегу ни одного камня купцы обложили костер кусками перевозимой ими соды. Поужинав, они легли спать, а утром разгребая золу костра, обнаружили странные слитки – они были твердыми и переливались на солнце.
С момента изобретения стекла и началась история стеклоделия. У человека появилась стеклянная посуда и конечно стеклянные бусы. Древняя бусина найденная при раскопках древнего города Фивы относится к III – IV веку.


Теперь давайте снова вернемся к нашей таблице «эволюции» (вторая ступень). Что происходит в этот период времени?
- Человек изобретает стекло, появляется стеклянная посуда.
Какая технология развивается в этот период?
- Низание.


Шли века, бусины становились все меньше и меньше по размеру. Так на свете появилась маленькая бусинка.
Сразу ли эти бусинки стали называться бисером? Нет, в начале они назывались бусра (бусер) – что в переводе с арабского означало фальшивый жемчуг.
Кто первым начал изготавливать бисер? (Египтяне.)
Где они его использовали? (Делали ожерелья и расшивали одежду.)
Какую технику бисерного искусства ввели египтяне? (Вышивка бисером)
(Проводиться демонстрация слайдов с изображением изделий Древнего Египта)



Так какую технику мы вписываем в нашу таблицу (третья ступень)?
- Вышивка.


Вслед за Египтом бисер появился в Сирии, Римской империи, Македонии. С первого века нашей эры бисер уже производится во многих европейских странах – Италии, Греции, Германии, а с X в.н.э. в Венеции.
И так, многие страны производили бисер. Но, чей бисер ценился больше всех остальных?
Больше всех остальных ценился Венецианский бисер. Он был более прочным, качественным и имел большую цветовую гамму.



А как вы думаете, изготавливали бисер на Руси? (Да, но в малом количестве.)
На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился не высоко: им украшали одежду лишь знатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений изготавливалась из речного жемчуга, который в великом множестве добывался в реках, бисер же использовали в качестве дополнения к нему. Их применяли при создании ожерелий, наручень, браслетов и поднизей, ими расшивали части одежды.



И только XIII в. начинается широкое использование бисера. Им расшивали оклады икон, украшали покровцы, его подвешивали в качестве кистей, создавали из него шкатулки, различные украшения, которые до сих пор поражают своей красотой и искусством людей сделавших их.
(Демонстрация слайдов изделий древних мастеров)




Какие техники развиваются в этот период?
- Развиваются низание и вышивка, и появляется техника плетения.
Давайте занесем эти данные в нашу таблицу (четвертая ступень)


В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие татаро - монгол прервало развитие ремесла на Руси.
С XVв. Появляются такие технологии как – вышивка по канве; саженье по бели, т.е. нашивание нанизанного на одну нить бисера вдоль шнура из хлопчатобумажной или льняной нити, выложенного по узорам; теснение по воску.
С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Не только с помощью цифр и фактов Ломоносов убедить власти в необходимости развития стекольного производства в России. Он написал поэтическое "Письмо о пользе Стекла". Вот небольшой отрывок из этого «Письма»:
Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы?
…Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют
Или снегами вкруг глубокими белеют,
Без оных что вам в нарядах помогло,
Когда бы бисера вам не дало Стекло?
…Или еще на вас в нем больше красота,
Когда любезная в вас светит простота!

Так в бисере Стекло подобиться жемчугу,
Любимо по всему земному ходит кругу.
Им красится народ в полунощных степях,
Им краситсяарап на южных берегах,
В Америке живут, мы чаем, простоки,
Что на другой металл из серебряной реки
Дают европейскому купечеству охотно
И бисеру берут количество несчетно…

В этот период бисер становится более утилитарным: им расшивают дамские сумочки, бумажники, подстаканники и даже домашние тапочки. В это время появляются и развиваются техника ручного ткачества, вязание крючком и спицами, при котором бисеринки набирались на вощенную нить в соответствии с узором, сматывались в клубок и изделие вязалось как из ниток.



В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.
И так, что мы узнали?
- Появились новые виды техник - саженье по бели, вышивка по канве, теснение по воску.
Заполняем нашу таблицу «эволюции» (пятая ступень).


В конце XVIII-XIX веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.
Область применения бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака.




Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова. В начале XIX века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.
Заполняем следующую ступень (шестая ступень) нашей таблицы «эволюции». Какие техники появились в период с XVIII по XIX вв.?
- Появились такие техники – ткачество, вязание спицами и крючком.


С началом научно-технической революции, с появлением новых материалов и тканей интерес к бисеру ослаб.
Но все новое это забытое старое, и в наше время интерес к изделиям из бисера снова стал набирать обороты, усовершенствовались многие существовавшие технологии и появились новые – изготовление изделий на проволочной основе. (рис 19, 20)




Многообразие бисера в настоящее время дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, что красота их находит отражение в стихах:
Фантазии полет и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках…
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живет в веках.
Умелиц может сделать из железки,
Из камня, дерева – шедевры красоты.
Из разноцветья бисера и лески,
Как в сказке, чудеса творишь и ты.
Я прикасаюсь к броши осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящества и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
И так, давайте еще раз вспомним, как развивалось искусство бисероплетения от первобытно общинного строя до наших дней, поднимаясь по воображаемой лестнице развития бисерного искусства, и перечислим все техники появившиеся за этот период. (табл. 1)


1. Низание
2. Вышивка
3. Плетение
4. Саженье по бели
5. Вышивка по канве
6. Теснение по воску
7. Ткачество
8. Вязание спицами и крючком
9. Изделия на проволоке

Примечание: для демонстрации используются репродукции картин художников, иллюстрации, фотографии и др. (Книга М. Ляукина «Энциклопедия. Бисер» 2005г.)
Завершить наше сегодняшнее путешествие я хочу вот этим стихотворением:
Иголочка тонка, но достаёт до сердца
И у того, кто дивный шьёт узор,
И у того, кто от работ умельца
Отвесть не может восхищённый взор.
Века живут в картинах и платочках,
И в бисерных роскошных ожерельях,
Подаренных когда-то внукам, дочкам,
Нетленные черты простого рукоделья.
Душа и руки создают шедевры,
Да просто украшают нашу жизнь.
За чудо творчества, истраченные нервы
Рукам искусным низко поклонись.

Занятие по бисероплетению «Друг из космоса»

Материалы и инструменты:

Салфетки, бисер, проволока

Оборудование:

Компьютер, мультимедиа

Цель занятия:

Формировать навыки бисероплетения через творческое задание

Задачи:

Совершенствовать умение работать с бисером и проволокой в технике параллельного и игольчатого низания;

Продолжать развивать творческую самостоятельность, вызвать желание фантазировать;

Развивать сенсорные и моторные навыки;

Развивать творческое воображение;

Воспитывать аккуратность, внимательность.

Ход занятия:

1.Организация начала занятия(психологический настрой обучающихся)

Дети стоят

Здравствуйте, дорогие друзья! Давайте поприветствуем друг друга

Приветствие.

Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

2.Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений

- Актуализация знаний

Садитесь на подушки.

(Включение видеофильма про инопланетянина)

Почему грустит Вася?(У него нет друзей)

Да, ведь даже инопланетянам скучно одному. Ему тоже нужны друзья.

3.Сообщение темы занятия

Давайте сегодня мы с вами попробуем смастерить друзей для Васи, чтоб ему не было скучно.

Занимайте свои места за рабочим столом.

-Анализ образца

Перед вами лежат схемы. Инопланетяне у нас получатся не похожи один на другого, поэтому и схемы у всех разные.

При изготовлении работ какие способы плетения мы будем использовать?(Параллельное плетение и игольчатый способ плетения)

Давайте вспомним, как плести параллельным способом? Игольчатым способом?

-Повторение ТБ

Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с бисером и проволокой?

1.До начала работы инструменты и материалы находятся в отведённом для них месте.

2.Следить за тем, чтоб не поранится острыми концами проволоки.

3.Нельзя бисер и проволоку брать в рот.

-Последовательность выполнения работы

Перед началом работы давайте разомнём пальчики

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев на правой и левой руке, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Первый ряд я для вас уже приготовила.

-Творческое применение знаний и умений

Опираясь на алгоритм, приступайте к изготовлению работы.

-Гимнастика для глаз

4.Итог занятия с оценкой проделанной учащимися работой (рефлексия)

Какие замечательные работы у вас получились. Придумайте имена для своих инопланетян.

Давайте наши поделки мы прикрепим на стенд, как будто инопланетяне водят хоровод.

(Педагог показывает детям бисерную игрушку Инопланетянина Васи)

Посмотрите-ка, пока вы работали, Вася прибежал к нам, ведь ему хочется поскорее познакомиться с его новыми друзьями.

(Педагог крепит Васю в центр хоровода)

Девочки, посмотрите, у меня на тарелочке лежат звёздочки и тучки. Сейчас вы подойдёте и возьмёте звёздочку, если вы легко и просто выполнили работу или тучку, если работа вызвала у вас затруднения.

Все молодцы, занятие окончено.

“От творче ского занятия по бисероплетению

к творческому росту ребёнка»

Тисленко Татьяна Владимировна,

воспитатель дошкольного отделения

МОУ ООШ № 12 г.о .Новокуйбышевск

Задач и выступления:

2.Показать, что применяемая форма работы повышает интерес детей к творчеству, успешно помогает развитию мелкой моторики рук, учит быть добрым, делать добро и приносить пользу близким людям.

На современном этапе развития нашего государства целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка. Возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно-богатой личности.В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое.

Обучение, которое целенаправленно осуществляется в нашем детском саду, направлено на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация.Создать условия для формирования личности и художественно-эстетической культуры, особенно важно в дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития ребёнка.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

С самого детства мы окунаемся в мир рукоделия, чтобы проявить себя и свои мысли без слов: рисуем, лепим, что-то создаем своими руками. Так дети познают мир, в котором мы живем. И чем больше ребенок соприкасается с миром поделок, тем больше он развивается духовно и психически.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Занятия бисероплетением вызывает как у взрослых, так и у детей большой интерес. Они направлены на воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, позволяют развивать мелкую моторику рук, усидчивость, умение делать творческий подарок своими руками.

Бисероплетение – один из древнейших видов рукоделия. Кроме того, это очень увлекательное и разнообразное направление с неограниченным возрастным диапазоном.

Бисероплетение, как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка.

Переплетая бусинки, дошкольники непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается кисть, пространственное мышление, речь, мышечная память, повышается концентрация внимания, формируется такие качества как усидчивость и терпеливость.

На кружковых занятиях каждый ребенок постепенно познает это искусство бисероплетения, начиная с простого, переходя к более сложному, получает навыки, накапливает знания, опыт, развивает технику, что позволит ему в дальнейшем творить своими маленькими ручками удивительные вещи, которые восхитят даже взрослого.

Занятия по бисероплетению развивают в дошкольнике :

сосредоточенность;

способность довести начатое дело до конца;

математические способности;

фантазию и креативное мышление;

восприятие сочетаемости цветов и т.д.

Это помогает ребенку лучше узнать себя, почувствовать и оценить свои сильные и слабые стороны, что окажет позитивное влияние на развитии его личности, на его способности к обучению и в правильном выборе дальнейших жизненных направлений.

Каждое занятие включает в себя гимнастику для глаз, что способствует тренировке и укреплению глазных мышц. Кроме того, на каждом занятии ребенок узнаёт что-то новое из общеобразовательной программы: математики, истории, географии, традиции разных стран и т.п. Это непременно разовьет его интерес к вышеперечисленным предметам, а также общую способность к самообучению.

Ну и, конечно, дети учатся не только делать подарки своими руками, но и дарить их.

За 6 месяцев 2010-2011 учебного года в старшей группе «Шалуны» мои дети выполнили по 5 работ (кольцо, браслет, бабочку, колье, цветок). Нам удалось:

Изучить технологии бисероплетения.

Изготовить подарки из бисера для себя и для родных.

Разучить виды плетения.

Научиться выбирать материал.

Разработать дизайн изделия.

Работать в парах.

Проводить анализ работы.

Рукоделие - один из самых доступных способов проявления индивидуальности и самовыражения. Изделия ручной работы несут положительную энергетику и «тепло». В нашей группе поселился дух творчества, радости за друга, что у него тоже получилась красивая поделка, книга добрых дел пополняется положительными отзывами о работе воспитателей и о творческих успехах детей.

ВЫВОД:

Бисероплетение для детей действительно уникальная возможность развивать творческое мышление дошкольника. Ведь это очень пригодиться ему в будущем. Научно доказан факт того, что дети, которые занимаются творчеством, намного расторопнее и целеустремленнее, нежели те, с которыми недостаточно занимались в детстве. Рекомендую занятия бисероплетения лично для Вас, уважаемые коллеги, и для ваших воспитанников.

“Цветная бусина”

Цели:

раскрыть перед детьми социальную роль изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства;

Задачи:

привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;

развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;

воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Программа способствует:

повышению внутренней мотивации ребенка;

появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;

возникает желание добиться планируемого результата;

приобретается навык самостоятельной работы;

развитию тонких движений пальцев рук;

созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;

показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера;

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.

На занятиях бисероплетения дети получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом.

На первом этапе обучения ребята получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку.

Познакомив детей с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.

Затем обучение учащихся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом этапе обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения (ажурная сетка, ткачество, вышивка). Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность детей на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.

Методика работы.

Образовательная двухгодичная программа “Бисероплетение” составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе работы в соответствии с интересами воспитанников старшего возраста.

Основная задача – познакомить детей с увлекательным видом рукоделия, дать начальные знания предмета, привить интерес к бисероплетению, побудить желание далее совершенствоваться в этом направлении декоративно – прикладного творчества, расширить свой кругозор.

Формы проведения занятий разнообразны: вводное, традиционное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.

Воспитательная работа в коллективе.

Индивидуальная работа

На первых занятиях кружка провести анкетирование детей и родителей с целью изучения мотивов к деятельности в декоративно- прикладном творчестве.

Провести соответствующую работу с родителями, к концу года подготовить с этими детьми персональные выставки для итоговых выставок.

Организовать в группе взаимопомощь в выполнении заданий.

Культурно-массовая работа

Принимать активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, ярмарках, тематических конкурсах, фестивалях.

Воспитательная работа

С начала учебного года проводить тематические беседы с детьми и родителями по перспективному плану, в начале и конце года Дни открытых дверей. Проводить консультации с детьми и родителями учебного и воспитательного характера, родительские собрания.

Первый год обучения

Программа второго года обучения

Введение в программу. Подготовка к работе. Вводное занятие. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами. Различные виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения. Оформление готовых изделий для выставки.

Второй год обучения

Методика работы по курсу “Бисероплетение”

Прежде чем приступить к изготовлению изделий из бисера, внимательно ознакомьтесь с техникой плетения и сделайте пробный образец. Желательно использовать указанный размер бисера.

Параллельное плетение

Параллельное плетение применяется при плетении цветов (листьев, чашелистиков, лепестков). Изготовление сказок (голова, туловище, руки, ноги), мебели, украшений.

Петельное плетение

Петельное плетение применяется при плетении подвесок, завязок, лепестков, листьев, цветов.

Игольчатое плетение

Игольчатый способ плетения применяется при плетении подвесок, украшений, цветов (листья, лепестки).

Литература:

Сказочный мир бисера. Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. издательство “Феникс”, 2004 г.

Бисер. Божко Л.А. издательство “Мартин” 2005 г.

Бисер. Уроки мастерства. Божко Л.А. “Мартин” 2004 г.

Бисер. Гармония цветов. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом “МиМ”

Бисер. Волшебная игла. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом “МиМ”

Бисер. Секреты мастерства. Котова И.Н., Котова А.С. Издательский дом “МиМ” 1997 г.

Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом “Литера”,

Мир бисера. Крайнева И.Н. Издательский дом “Литера”, 1999 г.

Цветы из бисера. Федотова М.В., Валюх Г.М. Издательство “культура и традиции” 2004 г.

Фигуки из бисера. Мартынова Л. Издательство “культура и традиции” 2004 г.

Педагогика. Харламова И.Ф. “Гардарики” 1999 г.