Как развивать малыша в 3 месяца. Развитие ребенка в третий месяц жизни

Что умеет делать ребенок в 3-х месячном возрасте?

  1. Малыш умеет узнавать лица папы, мамы, бабушки и тех людей, которые чаще всего находятся с ним в тесном контакте.
  2. Ребенок может протестующе кричать и хныкать, выражая тем самым свое недовольство.
  3. Для коммуникации с взрослыми ребенок использует гуление. По характеру гуления мама уже может определить настроение ребенка.
  4. Малыш отлично попадает ручками и ножками по игрушкам, вывешенным над кроватью.
  5. Малыш хватает игрушки ручками, а потом норовит попробовать их на вкус. Переживать не стоит, в этом возрасте ребенок все грызет и пробует на вкус, таким образом, познавая окружающий мир.
  6. Ваш малыш уже умеет переворачиваться, перекатываясь со спинки на бок. Также он уверенно держит головку, пытаясь поворачивать ее, сидя на руках у мамы или папы.
  7. Ребенок умеет упираться ножками в горизонтальную поверхность, когда один из родителей поддерживает его.
  8. Умеет смеяться, учится фокусировать взгляд на одном предмете.

Физиологическое развитие ребенка

К этому месяцу жизни ваш кроха значительно подрос и прибавил в длину около 3 см, а его вес увеличился на 700-800 грамм. Любимая поза малыша - лежание на животике, во время которого ребенок старается самостоятельно держать головку и делает первые неловкие попытки ползать, тренируя мышцы. Его действия становятся осознанными, и, если ребенок хочет что-то увидеть, то он ловко переворачивается со спинки на бочок.

Самым интересным занятием в этом возрасте становится познание своего тела: ребенок рассматривает свои ручки, сжимает кулачки, сосет пальчики на ногах. Стоит поощрять такой интерес и вывешивать перед малышом музыкальные игрушки, которые малыш будет охотно хватать ручками.

Игрушки помогут ребенку занять свободное время, ведь периоды бодрствования значительно увеличились, достигая 1,5-2 часов.

Психоэмоциональное развитие ребенка

К третьему месяцу развитие психики и эмоций малыша достигает своего пика, ведь ребенок уже очень активный. Родители уже должны заметить следующие изменения:

  • Зрение становится лучше, малыш умеет фокусировать внимание на одном предмете. Проведите простой тест: возьмите яркую игрушку и покажите ребенку, а потом медленно отведите ее вправо и влево. Он следит за игрушкой глазками? Если да, то все в порядке! Но после такого теста малыш обязательно захочет подержать и погрызть яркую игрушку, поэтому не оказывайте ему!
  • Изменяется слух, становясь более чувствительным. Ребенок уже умеет узнавать голоса папы и мамы, при громких звуках он начинает плакать, реагирует на звуки, доносящиеся из телевизора.
  • Обоняние и вкус. Малыш ярко реагирует на различные запахи и уже умеет различать вкус маминого молочка. Если молоко горчит, то кроха откажется сосать грудь.

Наравне со слухом и зрением у ребенка развивается осязание и хватательный рефлекс, новыми изменениями малыш наслаждается, с удовольствием рассматривая лица родителей, игрушки и картинки.

Также к этому возрасту у ребенка пропадет ряд младенческих рефлексов: малыш не делает губки трубочкой, если прикоснуться к верхней губе, и не открывает ротик, когда мама надавливает на его ладошку.

Рост и вес 3-х месячного ребенка

В нижеприведенной таблице (Таблица 1) вы можете посмотреть, как развивается ребенок на 3 месяце жизни. Обратите внимание на то, что данные для мальчиков и девочек разнятся.

Речевые навыки и их развитие

Малыш уже отлично вас слышит и видит, поэтому настало время развивать речевые навыки. Ребенок пока издает отдельные звуки и гулит, но вы уже можете делать ряд развивающих упражнений:

  • Надувайте щеки и делайте забавные движения губами и наблюдайте, как малыш будет стараться их повторить.
  • Проговаривайте простые звуки и сочетания: «агу», «абу», «ма», «па», «ба», «бу», «га-га», «о-о» и другие.

Ваш малыш будет радостно реагировать на такое общение, интенсивно размахивая ручками и «бегая» ножками.

Питание и сон

Как мы уже говорили, часы бодрствования стремительно увеличиваются, но кроха спит в сутки около 17 часов. Вообще, мамочка должна взять на заметку, что возраст 3 месяца - переломный момент, во время которого мама должна сформировать режим дня. Можно научить малыша спать по 10 часов ночью, а остальные 7 распределять на дневное время. Так у мамы появиться больше времени для собственного сна!

Питание ребенка в этом возрасте сведено к сосанию грудного молока, первый прикорм вводить еще рано.

Развивающие игры и упражнения

Когда малыш перешагивает 3-х месячный рубеж, начинается время активного развития, которое нельзя упускать. С 3 до 6 месяцев развивающие процедуры состоят из нескольких этапов:

  1. Физическое развитие.
  2. Эмоциональное и речевое развитие.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развивающие игры.

Физическое развитие заключается в выкладывании малыша на животик, его переворачивании, а также помощи в первых попытках ползти. Ежедневно, если вы не посещаете массажиста, стоит самостоятельно делать легкий массаж для малыша, дополняя его такими процедурами:

  • Для снижения тонуса легко сгибайте и разгибайте ручки и ножки малыша.
  • Уделяйте купанию минимум 10-15 минут в день. Приобретите специальный круг, в котором ребенок сможет свободно плавать в воде.
  • Старайтесь редко практиковать тугие пеленания.
  • Повесьте на кроватку яркие игрушки, за которыми ребенок будет тянуться. Это полезно как для физического развития, так и для зрения и моторики.
  • Для развития моторики мягко разминайте пальчики малыша, сжимайте их в кулачок, давайте ребенку в ручку легкие погремушки.

Упражнения для речевого развития мы приводили выше, для эмоционального развития играйте с малышом в прятки, закрывая свое лицо ладонями, показывайте ребенку яркие картинки. Особую роль в развитии органов чувств и эмоций малыша выполняют развивающие игры:

1. Позвоните в колокольчик, включите приятную музыку или запись с пением птиц. Малыш обязательно будет искать источник звука.

2. Пойте песенки, в конце каждой песни делайте ребенку сюрприз: хлопайте в ладоши, слегка подпрыгните, сделайте «ку-ку». Уже через несколько дней малыш будет радостно реагировать на пение, зная, что в конце его ожидает сюрприз.

3. Насыпьте в глубокую миску муку и опустите туда ручки малыша, покажите, как мука просыпается сквозь пальцы.

4. Надувайте мыльные пузыри, за которыми ребенок будет с удовольствием наблюдать.

Занимайтесь с малышом по 20-30 минут в день, разделяя это время на 3-4 занятия, чтобы не утомлять ребенка!

Среди педиатров бытует мнение, что 3-4 месяц жизни малыша является решающим в развитии. К этому возрасту ребеночек не выглядит так беспомощно, как при рождении, начинает проявлять любознательность и осознанность в поведении. Однако любящие мамы и папы, особенно родители первенца, часто слишком обеспокоены вопросом нормального развития ребенка. Для решения этой проблемы достаточно знать, что умеет делать трехмесячный ребенок.

Есть определенный набор стандартных качеств, типичных для крохи 3-х месяцев. На эти нормы стоит ориентироваться, оценивая степень развития ребенка. Каждый человек развивается, особенно в начале жизни, по индивидуальному плану, поэтому не стоит загонять своего новорожденного малыша в строгие рамки - возможны незначительные отклонения от общепринятых стандартов.

В развитии ребенка 3 месяца - своеобразный рубеж, поскольку малыш осваивает много новых навыков, становится не таким беспомощным. К этому времени в его арсенале уже есть некоторые умения

Малыш изучает окружающий мир

Основная задача молодых родителей – быть внимательными к поведению маленького члена семьи, замечать все изменения в настроении малыша. В 3-4 месяца ребенок уже обладает набором способностей, свидетельствующих о полноценном и гармоничном развитии (рекомендуем прочитать: ). Что же дети умеют в 3 месяца? Младенец уже начинает интересоваться практически всем, что его окружает, причем вне зависимости от своего пола:

  • Начинает проявлять активный интерес к окружаемую миру.
  • Появляется координация в некоторых движениях. Старается удерживать головку, когда лежит на животике, начинает приподнимать тело, упираясь на локотки и задерживаться в этом положении.
  • Уже умеет поворачивать голову в разные стороны.
  • Обращает внимание на интересующие его предметы, хорошо видит, ненадолго задерживает взгляд на них.

Ребенок знакомится с окружающими людьми

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • С вниманием смотрит и слушает людей, которые с ним разговаривают.
  • Узнает мамин и папин голос.
  • Реагирует на разные голосовые интонации.
  • Широко улыбается, когда видит родителей - в педиатрии эта особенность называется «социальная улыбка» (подробнее в статье: ).
  • Начинает манипулировать своим голосом. Внимательной маме не трудно различить смысл плача ребенка: что-то болит или он просто требует внимания.
  • Плач слышен меньше, чем в предыдущих месяцах. Ребенок плачет уже не больше 1 ч. в сутки.
  • Начинает много гулить. В 3 месяца - это основной способ общения с родителями, выражения эмоций и привлечения внимания.

Трехмесячный малыш явственно различает родителей и чужих, радостно улыбается близким людям. По интонации плача или гуления мама может примерно понять, что нужно малышу

Развивается хватательный рефлекс

  • В 3 месяца врожденный хватательный рефлекс теряется, сейчас хватательные движения становятся осознанными.
  • Ладони открываются, все реже сжимаются в кулачки. Может поймать и удерживать в ручках движущийся предмет.
  • Пытается попробовать на вкус все, что попадает к нему в руки.
  • Интересуется своим лицом, пытается потрогать глазки и нос, внимательно наблюдает за своими движениями рук.
  • Начинает управлять своим телом, поскольку к трем месяцам мышечный тонус заметно уменьшается.
  • Тянет ручки к родителям. Напрягает мышцы, имитируя подтягивание, когда его пытаются взять на руки.

Насколько грудничок физически активен?

  • 3-месячный малыш раскачивает тело, лежа на спине - так он старается перевернуться на живот.
  • Умеет отталкиваться ножками от бортиков кроватки или диванчика. Поэтому сейчас уже родителям не стоит оставлять ребенка в местах, откуда он может упасть и травмироваться.
  • С удовольствием играет в импровизированный футбол в положении лежа.

Сводная таблица умений и навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Кроха может свободно держать головку около 30 секунд, находясь на руках у взрослого. Увеличивается объем движений верхних конечностей: малыш довольно высоко поднимает ручки, из положения лежа на животе приподнимается, опираясь на локотки и предплечья. Головку в таком положении удерживает уже около 1 минуты. Если малыша поддерживать под мышки, он будет опираться ступнями о поверхность, выпрямляя ножки в коленных суставах. К концу месяца некоторые детки научаются поворачиваться на бочок.
Зрение Рассматривает объекты, находящиеся на расстоянии не не более 60 см. от глаз. Сосредотачивается на лице взрослого около 10 секунд. Устойчиво и с интересом следит за игрушкой, поворачивая головку. Рассматривает свои ручки до 5 минут.
Слух Слуховые реакции совершенствуются: формируется звуковая локализация. На громкий звук малыш поворачивает глазки, а затем и голову. Отрицательно реагирует на резкие звуки - вздрагивание и плач.
Эмоции Крик и плач становится не столько "требовательным", сколько "просящим": появляются паузы, как ожидание ответа. "Комплекс оживления" проявляется в полной мере - улыбка становится самой разной в зависимости от обстоятельств, совершенствуется мимика в целом.
Речь Появляется гуление - гласные звуки в разных сочетаниях (ааа, аэ, ау, агу). К концу месяца развивается певучее гуление - протяжные звуки разной интонации (вокальные игры).

Все время стоит помнить, что каждый малыш развивается по особому личному графику. Однако заметные существенные отклонения от норм могут указывать на наличие патологических состояний и нарушений функции умственного развития. Для грудничка в 3 месяца ненормально постоянно плакать с неизменным выражением эмоций, это касается и девочек, и мальчиков, и является поводом для консультации у педиатра. О причинах детского плача в видео-школе доктора Комаровского:

Когда стоит беспокоиться?

Вне зависимости от ярких проявлений индивидуальности в 3,5-4 месяца малыш должен обладать определенными способностями (рекомендуем прочитать: ). Если к этому периоду у малыша нет большинства характерных возрастных навыков, родители должны проявить бдительность и обязательно показаться с ребенком врачу. Серьезным поводом для волнений могут быть такие факты:

  • грудничок до сих пор не держит голову, даже в течение нескольких минут;
  • не реагирует на громкий шум, не поворачивает голову на громкий голос;
  • не обращает внимания на яркие игрушки и не тянется к ним;
  • не следит взглядом за движущимся предметом;
  • не разглядывает свои руки, пальцы, не пытается пощупать лицо;
  • может долго, надрывно, бесцельно плакать.

Наличие подобных отклонений у ребенка – это обязательный повод обращения к педиатру либо к невропатологу. После соответствующих обследований и заключения врачей, родители обязаны приложить максимум усилий для того, что бы малыш догнал своих сверстников по психофизическим показателям. Лучшими друзьями ребенка в три месяца должны стать развивающие яркие погремушки, которые в игровой форме помогают малышу познавать окружающий мир и гармонично развиваться.


Интерес малыша к ярким заметным игрушкам - важный фактор, свидетельствующий о правильном гармоничном развитии

Мероприятия, корректирующие развитие

Внимательные и заботливые родители обязаны следить за темпами развития своего малыша, корректировать возможные отклонения. Устранять возникшие проблемы следует только под наблюдением врача после установления причин отклонений, следуя рекомендациям специалистов. Если ребенок до 4 месяцев не проявляет интереса к игрушкам, не узнает голос мамы и папы, не улыбается, равнодушен к окружающему миру, следует проводить ежедневные развивающие занятия с использованием новых ярких погремушек, игрушек и предметов:

  1. Совершенствованию зрения и способности к фокусировке взгляда помогут цветные погремушки. Приобретите несколько детских погремушек разного цвета. Медленно передвигайте их на уровне глаз малыша, чтобы у ребенка была возможность сфокусировать взгляд.
  2. Пользу музыкальных игрушек для грудничка переоценить сложно. Они способствуют развитию внимания и слуха. Хорошо, если есть возможность повесить музыкальную карусель над детским манежем. Малыш будет смотреть, слушать и пытаться схватить ее.
  3. Подбирайте игрушки с различной формой, размером, фактурой. Такое разнообразие параметров в руках малыша будет развивать мелкую моторику, которая имеет непосредственную связь с речью.
  4. Мотивируйте ребенка к движению, ползанию. Заинтересуйте его яркой игрушкой, чтобы у него возникло желание дотянуться до нее, при этом помогайте малышу, подставив под ножки свою ладонь, чтобы он мог упираться и отталкиваться. Так легко и быстро можно сформировать немаловажную способность к ползанию.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, разговаривайте, читайте, пойте и танцуйте вместе, чаще берите на руки кроху, больше обнимайте и целуйте. Эмоциональная связь с мамой – это залог гармоничного и полноценного развития.

Активное общение с родителями для трехмесячного малыша - залог правильного развития. Следует уделять ребенку как можно больше времени, привлекать его к разным видам активности

Заключение

Нельзя относиться к жизни самого близкого человечка невнимательно и безалаберно. Если своевременно не заметить отклонения и пропустить момент, когда решить проблему можно эффективно и быстро, последствия могут быть печальными. Регулярно посещайте педиатра и ежедневно занимайтесь, играйте с ребенком. Не делайте самостоятельных скоропостижных выводов, не паникуйте. На этом этапе большинство отклонений поддаются коррекции.

Развитие, вес и рост ребёнка 3 месяцев от роду изменяются достаточно активно, и это без труда могут видеть родители новорожденного. Перемены в таком возрасте касаются не только внешности, но и эмоциональной сферы младенца. Ребёнок растёт не по дням, а по часам, его маленький организм становится крепче, во взгляде появляется осознанность, личико разглаживается и на нём уже можно увидеть мимику.

Дать оценку правильности или неправильности развития малыша в возрасте 3-х месяцев родители могут только в том случае, если хорошо ознакомлены с психологическими и физиологическими особенностями данного периода. О них будет рассказано дальше в статье.

В первую очередь следует обратить внимание молодых родителей на то, каким должно быть физиологическое азвитие ребёнка в 3 месяца. На протяжении этого периода времени малыш набирает примерно 800 граммов веса и прибавляет в росте около 2.5-3 см. Не страшно, если отмечаются небольшие отклонения от описанных норм. Продолжается стремительный рост всех органов и систем маленького организма. Для данного периода характерны некоторые особенности поведения малыша, обусловленные интенсивным развитием клеток головного мозга и нервной системы.

Младенец в 3-месячном возрасте уже намного лучше координирует свои движения. Он освоил способности подносить к лицу ручки с игрушками, тянуть в рот пальцы, играться с погремушками. Младенец может контролировать и собственные движения ножками. Это можно увидеть, положив около них небольшой мячик, который ребёнок будет отталкивать. В возрасте 3-х месяцев мышцы спины и позвоночник малыша ещё развиты слабо и не окрепли. Однако, если мама будет пытаться слегка потянуть дитя за ручки, когда он лежит на спине, кроха будет совершать попытки принять сидячее положение. Если же уложить младенца на животик, то он из такого положения обопрётся на ручки, перенося нагрузку на предплечевую область, и хорошо удерживая голову. В этом возрасте некоторые детки уже могут без труда переворачиваться на бочок. При поддержке родителей младенец уже упирается ножками в твёрдую поверхность и делает попытки к совершению своих первых шагов.

Подвижность ребёнка в возрасте 3-х месяцев высока, и родители должны обращать на этот факт своё внимание. Некоторые малыши в это время уже проявляют способность к смене положения своего тела в пространстве, переворачиваясь со спины на животик или бочок. И поэтому кроху нельзя оставлять без присмотра, чтобы он не получил травму.

В 3-месячном возрасте можно уже начинать развитие познавательной сферы малыша, помогая ему установить взаимосвязь между функциями слуха и зрения посредством погремушек и крутящихся мобилей, подвешенных над детской кроваткой. Желательно, чтобы детали таких игрушек имели насыщенный и яркий цвет, оснащались спокойной подсветкой и приятной мелодией, которую при необходимости можно будет отключить.

Развитие и питание ребёнка в 3 месяца, по мнению большинства педиатров, сильно взаимосвязаны. Малыш должен получать необходимое количество питательных компонентов, витаминов, минеральных веществ, чтобы полноценно расти и развиваться. Получить весь комплекс необходимых его маленькому организму веществ он может только при употреблении в пищу материнского грудного молока. Особое внимание следует обратить на тот факт, что на этапе развития 3 месяца ребёнку прикорм не нужен. Необходимости в употреблении овощей, фруктов, каш малышом просто нет, поскольку все питательные компоненты он получает из материнского молока. Допаивать ребёнка в таком возрасте водой также не стоит. С целью предотвращения развития рахита малышу можно по рекомендации детского педиатра давать препараты с витамином Д в форме капель.

В течение суток 3-месячный малыш должен кушать примерно 800 мл материнского грудного молока. Если количество приёмов пищи за 24 часа у ребёнка такого возраста составляет 7 раз, то за один приём малыш должен съедать около 115 мл грудного молока. Если мама замечает, что младенец ест меньше, но при этом просит грудь чаще – она не должна препятствовать таким попыткам. Доказано, что кормление новорожденного по его требованию положительно отражается на состоянии психики малыша, его эмоциональном и физическом развитии. Если кроха не добирает нужное ему количество питания из груди матери, то женщина должна обсудить с врачом возможность докармливания искусственными молочными смесями. Если малыш находится полностью на искусственном вскармливании, то давать ему бутылочку со смесью по требованию нельзя. Желательно, чтобы между двумя кормлениями в таком случае проходило около 3-3.5 часов.

Режим дня ребёнка 3-х месяцев от роду

В 3-месячном возрасте у ребёнка обычно уже сформирован режим бодрствования и отдыха. Если младенец здоров, то ночью он спит около 10 часов, иногда прерываясь для того, чтобы покушать. Детские педиатры сходятся во мнении относительно того, что родителям не стоит подходить к детской кроватке каждый раз, когда малыш пробуждается. Если ребёнка ничего не беспокоит, он через короткое время вновь уснёт. Днём младенец возрастом 3 месяца спит по 1.5-2 часа, просыпаясь по 3-4 раза и бодрствуя недолго.

Детские врачи советуют в дневное время как можно чаще гулять с малышом. Особенно хорошо, если он будет спать на свежем воздухе. Выходить на улицу с 3-месячным новорожденным не следует только при сильном ветре, дождевой погоде и низкой температуре (менее 10 ºC). Но всё равно желательно днём не надолго приоткрывать окошко в комнате, где отдыхает кроха. Летом гулять с ребёнком на улице рекомендуется не меньше 6 часов в день.

Родители должны приучать малыша к водным и гигиеническим процедурам, которые лучше проводить с утра. При помощи смоченного в кипячёной воде ватного диска следует ежедневно утром протирать личико и глаза младенца. Периодически необходимо чистить носик и ушки ваткой, скрученной в жгут. Если кроха испачкался, то его следует подмыть тёплой проточной водой.

Купание малютки 3-х месяцев от роду желательно осуществлять в вечерние часы, перед отходом ко сну. Однако при излишнем возбуждении лучше процедуру купания новорожденного перенести на дневное время. Для крохи в таком возрасте важное значение имеет вода, в которой его купают. Её температура должна варьироваться в диапазоне от 36.6 до 37.5 ºC. Если на коже младенца появились высыпания, то с разрешения детского педиатра можно после купания ополаскивать тельце крохи слабым отваром череды, чистотела или ромашки.

Навыки, которыми должен обладать малыш в 3 месяца

При нормальном и полноценном развитии младенец 3-х месяцев от роду обладает следующими навыками:

  • Узнаёт лица окружающих его людей и родителей, и, увидев их, радостно приветствует, улыбается.
  • Может улыбаться самостоятельно или в ответ на доброжелательную улыбку взрослого человека.
  • При возникновении постороннего и сильного шума реагирует, поворачивая головку и ища его источник.
  • При помощи звуков малыш привлекает к себе внимание родителей.
  • Совершает движения сосательного характера, увидев грудь мамы или бутылочку с молочной смесью.
  • «Разговаривает» с мамой посредством гуления в ответ на её речь.
  • Если младенцу скучно, он начинает капризничать.
  • Если во время кормления возникает громкий звук, ребёнок отвлекается от еды, пытаясь понять, откуда он возник.
  • Проявляет радость по отношению к конкретным игрушкам.
  • При появлении яркого предмета (например, мобиля) новорожденный следит за его колебаниями.
  • Исследует руками собственное туловище.
  • Проявляет повышенный интерес к своим рукам.
  • Хватает интересные предметы, которые протягиваются взрослыми, и норовит затянуть их в рот.
  • Делает перевороты со спинки на бок или животик и возвращается в исходное положение.
  • Старается попасть ручками по игрушкам и погремушкам, развешанным над кроваткой.
  • Удерживает головку несколько секунд, лёжа на животике, может подтягиваться на предплечьях.
  • При помощи родителей может, лёжа на спине, подтягиваться.
  • Расположившись на руках у мамы или другого взрослого человека, может долго удерживать голову.
  • Радуется при совершении водных процедур, испытывает от купания удовольствие.
  • Активно сжимает ручки в кулачки, и потом разжимает их.
  • Некоторые малыши в 3 месяца уже умеют смеяться.
  • Если взрослый поддерживает ребёнка под мышки, тот старается упереться ножками в твёрдую поверхность.

Многие родители проявляют беспокойство, увидев, что их младенец не выполняет вышеописанных действий в полной мере. На самом деле ничего страшного в этом нет, ведь организм у каждого новорожденного индивидуален, и следует подождать несколько дней, пока ребёнок освоит новые умения и порадует ими родителей. Так, например, существует утверждение, что развитие и уход за ребёнком мальчиком в 3 месяца несколько отличается от того, который применяется в отношении девочек, которые развиваются быстрее и, соответственно, раньше показывают маме с папой весь перечень своих способностей.

Изменения в психологическом развитии

В возрасте 3-х месяцев у крохи появляются изменения и на психологическом уровне. Малютка активно проявляет свои эмоции. Если ему что-то не нравится, он кричит, плачет. При виде мамы ребёнок улыбается, гулит, пытается растянуть гласные звуки, словно поёт. В этом возрасте можно заметить и активную мимику малыша. Увидев знакомого взрослого человека (мамы, папы, бабушек и дедушек) новорожденный интенсивно двигает ручками и ножками, поскольку у него проявляется так называемый «комплекс оживления».

Некоторым деткам в возрасте 3-х месяцев нравиться много времени проводить на руках у родителей. Отказывать в выполнении этого простого желания не стоит. В таком положении ребёнок будет пытаться повторить слова, сказанные взрослым, улыбаться и радоваться близкому присутствию родного человека.

Так как говорить младенец в таком возрасте не умеет, он выражает все свои потребности плачем, причём в зависимости от желаний (еда, внимание мамы или смена памперсов) он будет хныкать по-разному. По истечении 3-х месяцев после рождения крохи хорошая мама уже может различить, по какому именно поводу плачет её дитя.

Видео: Особенности развития ребенка в 3 месяца

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев? Как их проводить?

Ребенку 3 месяца: учимся произносить звуки.

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, - «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому - произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Как научить малыша трех месяцев различать свое имя.

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Ребенку 3 месяца: какие игрушки нужны для развития малыша. Развиваем хватательные движения.

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу - в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент - лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми!

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Ребенку 3 месяца: развитие движений.

В три месяца малыш приобретает новое умение - умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу.

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Ребенку 3 месяца: развитие слухового сосредоточения.

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка.

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрения – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Трехмесячный ребенок к 4 месяцам умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» - переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.
Позади три месяца жизни вашего любимого крохи, казалось бы, совсем небольшой срок, но, сколько интересного успело с ним произойти. Ведь развитие малыша в первые месяцы его жизни, шагает семимильными шагами. Его поведение, мимика и физические способности меняются прямо на глазах, еще вчера он не мог сфокусировать на вас осмысленный взгляд, а сегодня он уже дарит вам свою долгожданную улыбку и смех. А пройдет еще немного времени и он порадует вас первыми шажками и лепетом.

Возраст три месяца, считается переломным этапом в жизни ребенка. Работа его желудочно-кишечного тракта налаживается, мучившие до сих пор колики, постепенно исчезают, а боль уходит вместе с капризами. Это время смело можно назвать – золотым периодом, он активен, весел и готов к новым открытиям и свершениям.

Многие безусловные рефлексы, которыми природа щедро наделила новорожденного и еще очень развитые в месячном возрасте, как правило, исчезают. А на смену им приходят приобретенные навыки и умения, число которых увеличивается с каждым месяцем.

Эмоциональная и психическая сфера

После того как прошла адаптация новорожденного к новому, неизведанному для него окружающему миру, он начинает активно знакомиться с ним, тем более, что времени для этого у него становится больше, так как увеличились промежутки между сном. Любимой игрушкой ребенка в этом возрасте является он сам, малыш обнаруживает свои руки и ноги, начинает с любопытством рассматривать их, пробовать на вкус, ощупывает свое лицо, изучает носик, рот, глаза, и делает это с превеликим удовольствием.

Огромной радостью для него становится обнаружение в поле зрения, лиц своих родителей, которые он уже начал узнавать. На улыбку и знакомый, родной голос мамы или папы, ваш ребенок отвечает «комплексом оживления» и радостным гулением.

Зрение и слух

По достижению трехмесячного возраста, выходят на новый этап развития, слух и зрение малыша. Ребенок в состоянии следить глазами за движущейся игрушкой, с интересом рассматривать и оценивать расстояние до нее. Может подолгу заострять взгляд на предмете, разглядывая люстру под потолком или рисунок на обоях. Внимательно следит за лицами родных, реагирует на изменение выражения лица и улыбку, и даже пробует повторять мимику.

Развитие слуховых центров ребенка, тоже продолжает совершенствоваться, он пытается поворачивать голову в сторону источника звука, а заслышав мамин голос, реагирует на него, расплываясь в улыбке, и отвечает, лепеча что-то на своем языке.

Несколько простых игр – упражнений, для тренировки навыков зрения и слуха:

  1. Держа игрушку на расстоянии 25-30 см от глаз ребенка, дайте ему сфокусировать на ней взгляд, перемещайте ее в разные стороны, добиваясь, чтобы он следил глазами за предметом. Упражнение развивает глазные мышцы и фокусировку взгляда.
  2. Погремушками, или шуршащими и звенящими игрушками, издавайте звуки с разных сторон от малыша, спрашивая при этом у него «Где звенит?». Ребенок учится улавливать источник звука, поворачивая голову в его направлении.
  3. Включайте малышу музыку на несколько минут и уже вскоре, вы удивитесь, как отличается его реакция на различные произведения.

Речь

На четвертом месяце жизни, у многих малышей начинает или активно продолжает развиваться навык гуления, в виде протяжных звуков «гааа», «бууу», «гууу», это один из этапов формирования его речи. С каждым прожитым днем, слоги, которые произносит кроха, становятся все отчетливее и разнообразнее, появляются новые звуки и интонации. Ваша задача поддержать диалог, отвечайте малышу на его «слова» его же языком, улыбайтесь и вы увидите неподдельную радость на ваше внимание, в его глазах.

Старайтесь постоянно разговаривать с малышом, комментируя все, что вы делаете. Читайте тематические стишки и потешки, например, когда умываете или одеваете его, и эта простая привычка поможет быстрому и активному развитию дальнейших речевых навыков вашего малыша.

Привлечение внимания

Еще один новый этап в развитии малыша, это протест на одиночество. Если мама надолго пропадает из вида, кроха громкими криками и плачем, покажет вам свое возмущение, требуя ее обратить на него внимание и взять на ручки.


Улыбка и смех

На данном этапе развития, на личике малыша все чаще появляется сознательная, искренняя улыбка, предвестница будущего смеха. А спустя всего пару недель, счастливых родителей ждет настоящее чудо – заливистый и счастливый хохот, вашего любимого чада.

В первые пол года жизни, смех у ребенка вызывают в основном тактильные ощущения: щекотка, игра в «ладушки» или «козу», покусывание пальчиков на маленьких ножках. Родители сами должны определить, что больше всего развлекает вашего малыша и всячески стимулировать его веселье, ведь всем прекрасно известно, какую пользу это приносит.

Отсутствие смеха, в возрасте трех месяцев, ни в коем случае не является отклонением, просто ваш ребенок, чуть более сдержан, и родителям надо немного запастись терпением, за которое вы, непременно, получите долгожданную награду.

Физическое развитие

От рождения и до трех месяцев вес ребенка увеличивается в среднем на полтора килограмма, а рост на 4 — 8 см. Его личико округляется, тело становится крепче и пухлее, появляются складочки на ножках и ручках. По сравнению с месячным ребенком, он уже научился делать немало сложных вещей, для своего нежного возраста.

Трехмесячный малыш прекрасно лежит на животе, довольно уверенно умеет поднимать голову и старается удерживать ее в таком состоянии, опираясь на предплечья. Такая поза позволяет малышу лучше рассмотреть окружающий мир.

Чтобы помочь ему развивать это умение, необходимо несколько раз в день выкладывать малыша на живот для укрепления мышц спины и рук, хорошим стимулом к удерживанию малыша в таком положении, станет цветной развивающий коврик с подвешенными игрушками.

Многие малыши в возрасте три месяца, уже начинают осваивать первый самостоятельный навык движения — переворачивание. Свои первые перевороты кроха делает со спины на бочок, а затем на животик, если с вашим ребенком еще этого не произошло, не переживайте, он обязательно освоит это умение в течение четвертого месяца развития.

Подтолкнуть к этому малыша можно с помощью простых игр и упражнений:

  1. Выложив малыша на свободную твердую поверхность, подкладывайте рядом с ним яркую игрушку, попеременно с каждого бока, его интерес к ней, подтолкнет к попытке перевернуться, чтобы завладеть предметом. Если у него не получается, можно немного помочь ему, поддерживая его под спинку.
  2. Из положения — лежа на спине, заведите ногу ребенка в противоположную сторону и уприте коленом в поверхность, на которой он лежит. Эта поза будет очень неудобной для него, и он попытается исправить это, поскорее перевернувшись на живот.

Массаж и гимнастика, также станет хорошим подспорьем в освоении навыков переворота. Укрепляйте мышцы спины, рук, шеи и живота, делайте с малышом несложные упражнения и уже очень скоро вы увидите положительную динамику.

Массаж лучше доверить профессионалу, но если вы чувствуете в себе потенциал выполнить его самостоятельно, в интернете можно найти большое количество видео по этой теме.

Как только малыш освоит навык переворотов, его уже невозможно будет остановить, он будет стремиться перевернуться везде, куда бы вы его не положили. Поэтому, в целях безопасности, никогда не оставляйте ребенка, в таких местах откуда он может упасть, например, на пеленальном столике или кровати.

Хватательные движения

Гипертонус ручек и ножек, есть практически у всех новорожденных, но к трем месяцам он постепенно проходит, малыши раскрывают кулачки, и учатся координировать движения своих маленьких пальчиков.

Большинство детишек этого возраста, с большим интересом стараются захватить подвешенные над кроваткой и коляской погремушки или мобиль. Самые талантливые из них, способны непродолжительное время удерживать игрушку, вложенную ему в руку, предлагайте ее малышу, стимулируя его на совершение хватательных движений. Для таких забав, выбирайте легкие погремушки с крупными узорами, без острых углов, на длинной, удобной ручке.

Навыки сидения и стояния

На четвертом месяце развития ребенка, его ножки тоже становятся сильнее. Если поддерживая малыша под мышки, дать упереться ногами в твердую поверхность, он выпрямит их и сможет «простоять» так около минуты, но особенно увлекаться такими упражнениями не стоит, из-за нагрузки на неокрепший опорно-двигательный аппарат.

Потянув, лежащего на спине малыша, за ручки, вы обнаружите, что он охотно поднимается за ними, пытаясь сесть, это и есть начало развития такого навыка, как сидение. Однако, это ни в коем случае не означает, что трехмесячного малыша уже можно присаживать, помните, что его позвоночник и мышцы спины еще абсолютно не готовы к этому.

Подготавливайте малыша физически, делайте ему массаж и гимнастику для укрепления спины и ножек, видео по этой теме можно найти в интернете, и уже через три месяца ваш ребенок порадует вас, встав в своей кроватке, самостоятельно.

Каждый родитель сам решает, когда и чем ему заниматься со своим чадом и какие навыки необходимо развивать в первую очередь. Важно, всегда поддерживать в малыше стремление к новым достижениям, хвалить и поощрять его, и положительные результаты не заставят себя долго ждать.

И не забывайте, что все детки разные, и каждый карапуз развивается по-своему, исходя из своих физических данных, темперамента и условий жизни. Главное, что вы рядом с ним, и мягко и ненавязчиво, в игровой форме, помогаете ему в этом, а он чувствует ваше тепло, любовь и заботу.