Условные рефлексы. Методики выработки условных рефлексов у собак

Большинство поступков собаки представляет собой результат действия условных и безусловных рефлексов. Рефлекс - естественная реакция на стимул, не зависящая от обучения собаки. Слово «рефлекс» произошло от латинского глагола, который в переводе означает отражать, поворачивать назад». При помощи рефлексов осуществляется взаимодействие живого организма со средой, но он всегда обусловлен действием совершенно определенных причин.

Путь, по которому проводятся импульсы возбуждения при рефлексе, называется рефлекторной дугой (рис. 1). Она состоит из следующих компонентов: рецептор, чувствительный нейрон, участок центральной нервной системы, двигательный нейрон и орган, реагирующий на раздражение, а также нейрон обратной афферентации, который информирует об исполнении команды.

Рис.1. Дуга условного рефлекса.

Рефлексы собаки следует отличать от инстинктов

Рефлексы следует отличать от инстинктов, о которых будет сказано позже. Собака - обладает большим количеством рефлексов: всеми теми, которые свойственны людям, а также многими другими. Условными называются, приобретенные в течение жизни, безусловными - врожденные рефлексы, которым нет необходимости обучаться. Условные рефлексы имеют меньшее значение в поведении собаки, чем безусловные Безусловный рефлекс - это постоянная связь между внешним возбуждающим фактором и собакой, условный - временная.

Если собака голодна, она будет добывать пищу. Цель любого ее поступка в этом состоянии - ощутить в пасти еду. С точки зрения психологии, все действия такого рода называются ассоциативными, с точки зрения физиологии - это условные рефлексы. Большей частью того, что известно сейчас о реакциях собак современная наука обязана великому русскому ученому И. П. Павлову.

Открытие великим ученым условного рефлекса привело к созданию целой науки - физиологии высшей нервной (психической) деятельности. В своих исследованиях И.П. Павлов интересовался в первую очередь не механизмами мозга, а процессами пищеварения.

Он отметил многие особенности, связанные со слюнотечением у собак, связанным, в первую очередь с типом попавшей в рот пищи. Слюна выделяется в разных количествах и разной консистенции. Если пища сухая, выделяется много слюны, если жидкая - совсем мало. При глотании выделяется густая клейкая слюна, при выплевывании - водянистая.

Для этих простых рефлексов не требуется никакой умственной деятельности: они возникают в ответ на сигналы, которые поступают из чувствительных областей, расположенных на языке и во рту. Благодаря памяти о прежних ощущениях, рот собаки будет наполняться вязкой слюной, если ей просто предложить мясо, и жидкой, если предложить что-то несъедобное (выделение жидкой слюны свидетельствует об отвращении). Павлов начал свои исследования, используя пищу и метроном.

В комнате, где собак ничто не отвлекало, он установил метроном. Пускать его в ход, а также выдвигать миску с едой можно было снаружи, снаружи же находился и наблюдатель, который мог видеть происходящее в комнате через отверстие. Собака, не знакомая с метрономом, обращала на него внимание, когда прибор начинал тикать. После этого сразу появлялась миска с аппетитной едой, и собака ела, первое время не связывая эти события между собой.

Постепенно естественный безусловный рефлекс (выделение слюны, когда еда оказывается в пасти собаки, или когда миска просто стоит перед ней) превратился в условный. Это выражалось в том, что тиканье метронома начинало вызывать слюнотечение еще до того, как появится миска с едой. Затем Павлов сделал собаке небольшую операцию - он провел проток слюнной железы под щекою наружу. Таким образом, ученый получил возможность наблюдать, как слюна стекает и собирается в пробирку. Потом он пошел еще дальше - ушил часть желудка, из образовавшегося слепого желудочка вывел трубку, с помощью которой он мог проводить наблюдения.

Так Павлов обнаружил, что при стуке метронома выделяется не только слюна, но и желудочный сок. Труды Павлова были дополнены исследованиями американского ученого Д.Б. Уотсона, который ввел понятия условного и безусловного рефлекса.

В жизни собаки

В жизни собаки присутствует множество условных рефлексов, которые накладываются на врожденные, безусловные. Безусловные рефлексы связаны с низшими отделами нервной системы, условные - с высшими. Если животному удалить полушария, простые врожденные рефлексы останутся, а связанные с ними условные - исчезнут. Условные рефлексы представляют собой ответные реакции организма на раздражитель, выработанные при определенных условиях. Это тот путь, при помощи которого человек может управлять поведением собаки.

Выработка у собаки определенных условных рефлексов и составляет психофизиологическую сущность дрессировки. Если изменяются условия, вызвавшие условные рефлексы, они угасают, так как представляют собой временные реакции. Они осуществляются высшими отделами головного мозга. Кора головного мозга может оказывать как активизирующее, так и тормозящее влияние на нижележащие отделы мозга, и таким образом, либо усиливать, либо тормозить ответные действия.

Для формирования условных рефлексов, то есть дрессировки, большое значение имеет интенсивность сти­мула, а также общее состояние собаки. Если здоровье животного находится в плохом состоянии, внутренние раздражители будут отвлекать его внимание от дрессировщика.

Если кожа собаки раздражена, и она постоянно чешет и кусает беспокоящие ее места, то дрессировка практически невозможна. Самой трудной задачей является формирование у собаки первого условного рефлекса. По мере обучения процесс дрессировки становится все более и более простым. Любой ощутимый для собаки стимул (зрительный, вкусовой, тактильный, обонятельный и т.д.) можно преобразовать в условный раздражитель. Условный рефлекс может быть сформирован, например, следующим образом.

Собака впервые слышит звук свистка, она всей своей позой выражает настороженность. Если при звуке свистка собаку всякий раз кормить, свисток превращается в условный раздражитель. Когда собака начинает выделять слюну до того, как получит еду, можно сказать, что у нее сформировался условный рефлекс. Существует также другой принцип формирования условного рефлекса, который состоит в том, что рефлекторное действие эффективнее всего закрепляется тогда, когда условный стимул дается не более чем на секунду раньше безусловного.

Вторичный условный рефлекс формируется поверх уже установившегося условного рефлекса в результате замены нового условного стимула. На практике это может выглядеть, например, так: собака привыкает реагировать на свисток, выделением слюны, получая за это еду. Теперь можно заменять свисток словесной командой типа «Ешь!», повторяя снова весь процесс формирования рефлекса. Чтобы реакция на свисток угасла, по ходу формирования нового рефлекса нужно периодически свистеть в свисток, но не давать собаке пищи.

Чтобы сохранить реакцию и на первичный, и на вторичный стимул, нужно изредка давать свисток после того, как вторичный стимул вызвал условный рефлекс, а после этого предлагать поощрение в виде лакомства. Собаку можно приучить и к третьему условному стимулу, но к четвертому уже нельзя. Поэтому важно, имея дело с собакой, добиваться от нее какой-то определенной реакции, используя один и тот же словесный стимул или не более двух слов для одной реакции.

Рассмотрим еще один пример

Рассмотрим еще один пример - выработку у собаки условного рефлекса на команду «Сидеть!» (рис. 2). Дрессировщик говорит команду, которая в данном случае является условным раздражителем, и сразу же нажимает рукой в области поясницы (безусловный раздражитель).

Команда воспринимается слуховым рецептором, и нервный импульс доходит до слухового центра коры головного мозга.

Рис 2. Схема образования рефлекса на команду «Сидеть!»

Таким образом, возникает первый очаг возбуждения. Под влиянием давления в области поясницы возникает второй очаг возбуждения, и собака садится. При многократных повторениях этого упражнения в коре образуется связь между слуховым и двигательным центрами, после чего команда будет вызывать необходимую реакцию со стороны собаки.

Механизм образования условных рефлексов всегда сводится к замыканию связи между очагами возбуждения в коре больших полушарий. Сила условных рефлексов находится в прямой зависимости от вызывающих их стимулов. Интересно то, что рефлексы обостряются при выполнении собаками легкой работы. Если собака возит груженую тележку и вес груза постепенно увеличивать, то рефлекс усилится до предела.

Но по достижении этого предела возможен противоположный исход - рефлекс может начать угасать. Рефлексы также могут угасать под влиянием усталости, так как в перегруженных мышцах образуются химические вещества, оказывающие влияние на головной мозг, особенно на его кору. Но после отдыха они возвращаются.

В процессе жизни собаки

В процессе жизни собаки осуществляется постоянная смена приобретенных рефлексов. Одни из них закрепляются, другие исчезают, благодаря процессу торможения. И.П. Павлов установил существование двух видов торможения - безусловное (внешнее) и условное (внутреннее). Безусловное торможение является врожденным свойством нервной системы. Оно появляется при действии посторонних сильных раздражителей и тормозит проявление условных рефлексов.

Поэтому выработка первоначальных навыков у собаки должна осуществляться в спокойной, привычной для собаки обстановке. Если длительное нервное перевозбуждение превышает предел работоспособности нервных клеток, развивается торможение еще одного вида - охранительное, или запредельное. Поэтому, при дрессировке нужно или иной инстинкт, когда все условия, гормональные, физиологические и возрастные на лицо, интенсивность запускающего его в ход раздражителя, начинает падать.

В этом случае говорят о падении величины порога раздражителя, необходимой для пробуждения инстинкта. В результате этого даже очень слабые раздражители могут запустить инстинкт в ход. Исследователи говорят, что в конечном счете, инстинкты начинают проявляться вообще без воздействия каких бы то ни было раздражителей или под влиянием таких раздражителей, которые в обычных условиях не способны запустить данную инстинктивную реакцию.

Раздражителями инстинктов, регулирующих отношения между отдельными особями, могут быть голоса, движения, позы, запахи и т.п. Со многими инстинктами у животных ассоциируется чувство приятного удовлетворения. Как и человек, животное с удовольствием принимает пищу, любит себе подобных, строит жилище и т.п. Поэтому неудивительно, что животное испытывает потребность проявлять доставляющие удовольствие инстинкты.

Пример тому - интерес собаки ко всему, что связано с охотой и добыванием пищи. Инстинктивные действия начинают проявляться сильнее по мере роста и созревания животного. На степень проявления инстинкта влияет гормональное, физиологическое состояние и упитанность особи. Некоторые из них подвергаются изменению посредством обучения. Владельцы собак далеко не всегда правильно воспринимают инстинктивное поведение своих питомцев, объясняя его рассудительностью и умом своей собаки, что является в корне ошибочным. Многие инстинкты наиболее целенаправленно проявляются в самых обычных условиях.

Опытному собаководу нетрудно понять, что-то или иное действие животного было вызвано именно инстинктом, а не разумным поведением, хотя внешне может создаваться полное впечатление, что животное владеет и управляет своими действиями. Поведение, обусловленное специфическими раздражителями, доводится до конца и может повторяться, если раздражитель проявляется столь же сильно. Но если инстинктивная деятельность в течение долгого времени не приводит к желаемой цели, действие раздражителя ослабевает.

Иногда раздражители двух или более инстинктов проявляются одновременно в одинаково сильной форме. В этом случае можно наблюдать, что животное проявляет инстинктивное действие, для которого данные раздражители не являются пусковыми. Действия такого рода называют смещенной реакцией (своего рода сублимация). Можно привести следующие примеры смещенных реакций.

Приветствуя своих хозяев

Приветствуя своих хозяев, собака может обнажать зубы, демонстрируя некое подобие улыбки. Такое объяснение на самом деле неверно. Дело в том, что гримасничанье - это существенный элемент агрессивного поведения собаки. Если бы собака могла вести себя так, как ей хочется, она бы набросилась вам на шею и принялась лизать лицо и шею.

И это было бы для нее самым естественным способом поприветствовать любимого хозяина. Но такое поведение животного оттормаживается полученными в ходе воспитания навыками, и эта противоречивая ситуация (радость встречи + невозможность ее выразить адекватно своим инстинктам) порождает гримасу, которая в данном случае является надежным признаком того» что собака ему рада.

На восприимчивость собаки к различным раздражителям в значительной степени влияет ее настроение. Чаще всего собака наиболее чувствительна к тем раздражителям, которые в большей степени соответствуют ее настроению. Раздражители же, не отвечающие настроению собаки в данный момент, могут ею просто не восприниматься.

Например, когда сука находится во власти полового или материнского инстинкта в период выхаживания щенков, она до крайней степени чувствительна ко всему, что так или иначе, связано с проявлением этих инстинктов. В то же время она крайне слабо реагирует на то, что касается охоты или даже приема пищи. Недостаточно сильный раздражитель может привести к неполной инстинктивной деятельности: животное совершит первые инстинктивные движения или даже их начальную часть.

Такая же картина может наблюдаться в том случае, если раздражитель достаточно сильный, но животное еще недостаточно созрело для той или иной инстинктивной деятельности. Вообще довольно много инстинктов собаки и ее действий может проявляться только в виде начального движения. Этих начальных движений бывает достаточно, чтобы сородичи собаки правильно поняли передаваемую ей информацию. Большинство из них известны животному с самого рождения, остальные оно познает на практике, из отношений со своими сородичами.

Инстинкт заключается в унаследованной группе рефлексов, действующих на животное в целом, а не просто вызывающих, например, реакцию небольшой группы мышц. Благодаря племенной работе, человек может изменять врожденные формы поведения собаки, но на уровне обучения и дрессировки это не возможно. При помощи обучения можно лишь совершенствовать те или иные врожденные формы поведения собаки, но для этого они должны быть положены в основу обучения как отправная точка, которую ни в коем случае нельзя игнорировать.

Дрессировка служебных собак Бочаров Владимир Иванович

2. Условные рефлексы

2. Условные рефлексы

Условные рефлексы создают возможность возникновения у животных индивидуально-приобретенного поведения, которое обеспечивает более совершенное приспособление организма к окружающей среде. Весь процесс дрессировки собаки представляет собой развитие индивидуального поведения на базе безусловных рефлексов.

Дрессировка - это выработка у собаки стойких условных рефлексов на выполнение определенных действий по сигналам дрессировщика.

Условные рефлексы отличаются от безусловных. Все условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у тех собак, у которых эти рефлексы вырабатывались. Например, искать пищу в определенном месте будет только та собака, у которой выработан соответствующий условный рефлекс. Условные рефлексы могут исчезнуть (угаснуть) в тех случаях, когда их значение для животного потеряно (если перестать давать собаке лакомство при подходе к вожатому по команде «Ко мне», собака постепенно перестанет выполнять это действие). Условный рефлекс имеет так называемую замыкательную рефлекторную дугу . Для того чтобы уяснить это понятие, необходимо ознакомиться с механизмом образования условных рефлексов.

Условные рефлексы вырабатываются только при определенных условиях, отсюда и их название. Главнейшим условием является совпадение во времени действия двух раздражителей, один из которых является безусловным, вызывающим какой-либо определенный безусловный рефлекс (например, выделение слюны), а другой - любым раздражителем, имеющим для данного безусловного рефлекса индеферентное (безразличное) значение (например, звуковой или световой раздражитель). Механизм образования условного рефлекса согласно классическим опытам Павлова происходит следующим образом.

Если перед кормлением или одновременно с ним звонить в звонок, помещенный поблизости от собаки (рис. 4), возникает определенное явление. Попадая в ротовую полость, пища вызывает раздражение, которое от языка передается по чувствительному нерву в пищевой центр безусловного рефлекса, расположенный в продолговатом мозгу. В пищевом центре возникает очаг возбуждения, от него раздражение передается слюнной железе и она начинает выделять слюну. Это и будет путь «проводниковой» рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Одновременно с этим раздражение из продолговатого мозга пойдет в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникает очаг возбуждения. Так как перед получением пищи или одновременно с этим на собаку будет воздействовать звуковой раздражитель (звон колокольчика), то и в слуховом центре, расположенном в височной части коры головного мозга, возникнет очаг возбуждения. Следовательно, в головном мозгу собаки будут одновременно существовать три очага возбуждения, между которыми установится определенная нервная связь (замыкание). На основе этой связи и образуется замыкательный условный рефлекс. После образования рефлекторной дуги условного рефлекса будет достаточно воздействовать на собаку только одним звуковым раздражением.

Рис. 4. Схема образования условного рефлекса. 1 - чувствительный нерв языка, 2 - слюнная железа, 3 - черепная коробка, 4 - пищевой корковый центр, 5 - слуховой чувствительный нерв, 6 - слуховой нервный центр; 7 - соединительный нервный путь, 8 - пищевой безусловный центр, 9 - продолговатый мозг, 10 - двигательный (секреторный) нерв.

Достигнув слухового центра, раздражение направится по проторенному пути в пищевой корковый центр, а из него - в пищевой центр продолговатого мозга. Отсюда оно передастся по двигательно-секреторному нерву на слюнную железу, и слюноотделение будет вызвано уже при отсутствии пищевого безусловного раздражителя . Следовательно, в результате выработки условного рефлекса на какой-либо раздражитель он приобретает значение сигнала, связанного с проявлением определенной реакции. Благодаря этому организм заранее подготавливается к приему пищи и приспособляемость его к окружающей среде возрастает.

По указанной схеме вырабатываются условные рефлексы на любой раздражитель; этот же принцип лежит в основе приучения собаки к выполнению любого действия по команде или жесту в процессе дрессировки. Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», нужно выработать на эту команду условный рефлекс. Для этого необходимо использовать такой безусловный раздражитель, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. С этой целью в дрессировке применяются два основных метода воздействия на собаку.

Первый метод - механическая дрессировка . Для получения желаемого безусловного рефлекса дрессировщик применяет действие механического раздражителя (принуждение) Чтобы заставить собаку сесть, можно сопровождать команду «Сидеть» сильным нажимом руки на круп. Проявляя защитный рефлекс, собака опустит зад и сядет. Повторение этого приема выработает у животного условный рефлекс на команду, собака будет садиться по одному приказанию дрессировщика.

К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на различные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом.

Второй метод - вкусопоощрительная дрессировка . В качестве безусловного раздражителя используется пища. Рефлекс посадки вызывают, поднимая над головой собаки кусочек мяса. Если подобное воздействие сочетать с подачей команды «Сидеть» и сопровождать посадку дачей лакомства, то на основе пищевого безусловного рефлекса у собаки также образуется условный рефлекс. В дальнейшем она будет совершать посадку по одному лишь приказанию дрессировщика.

Большинство действий, которые в процессе дрессировки собака приучается выполнять по сигналам дрессировщика, более сложны, чем обычные условные рефлексы (например, условный рефлекс слюноотделения). Специальные исследования показали, что эти действия являются сложными двигательными реакциями собаки, состоящими из целой системы рефлексов. Такие сложные действия собаки принято в дрессировке называть навыком. Навык - это индивидуально приобретенное сочетание безусловных и условных рефлексов.

При выработке навыков наиболее целесообразен контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительного методов. При отработке навыка необходимо, кроме безусловного раздражителя (пищевого или механического), использовать еще и другой раздражитель. Безусловный раздражитель сохраняет то же значение, что и при выработке условного рефлекса, т. е. является подкрепляющим раздражителем. Воздействие второго раздражителя должно вызывать определенную двигательную реакцию. Таким образом, этот раздражитель будет являться побуждающим (наталкивающим) собаку на выполнение желаемого действия. Эта реакция сочетается с условным сигналом дрессировщика (команда, жест и пр.).

Анализ образования навыков показывает, что в этих случаях образуются как бы два условных рефлекса, тесно связанных между собой: во-первых , на определенную двигательную реакцию собаки устанавливается пищевой рефлекс и эта реакция, как условный раздражитель, начинает сама вызывать пищевой рефлекс (собака садится для того, чтобы получить пищу); во-вторых , образуется условная двигательная реакция (навык) на выполнение данного действия по сигналу. Наталкивающий раздражитель, первоначально применявшийся для вызова двигательной реакции, становится излишним, как только собака начинает проявлять это действие по команде дрессировщика.

Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», на основе контрастного метода дрессировки необходимо вначале использовать два раздражителя (механический и пищевой).

Механический раздражитель (нажатие руки на круп) вызывает посадку (защитно-оборонительный рефлекс в пассивной форме), а пищевой раздражитель является основным безусловным раздражителем, подкрепляющим выполнение действия путем использования пищевого безусловного рефлекса. Команда «Сидеть» должна сочетаться с воздействием обоих раздражителей; она или предшествует их действию или подается одновременно с применением механического раздражителя. После того как на команду «Сидеть» образуется навык посадки, механический раздражитель постепенно теряет свое значение и выполненное действие должно подкрепляться только пищевым раздражителем. На команду «Сидеть» образуется условный рефлекс.

При использовании метода механической дрессировки значение контраста также сохраняется. Здесь контрастом будут являться два различных положения собаки. Одно положение связано с воздействием механического «болевого» раздражителя, причиняющего собаке известную неприятность (удар хлыстом по крупу, давление на крестец рукой, рывок поводком). Другое положение (положение выполненной посадки) избавляет собаку от воздействия «болевого» раздражителя. Здесь для подкрепления определенного положения собаки главным является отсутствие отрицательного «болевого» раздражения. Этот пример хорошо показывает, насколько пластична высшая нервная деятельность собаки в приспособлении к воздействию окружающей среды. Каждый дрессировщик должен помнить, что при использовании механических (особенно «болевых») раздражителей подкреплением является не действие самого раздражителя, а избавление от него организма. Поэтому в процессе дрессировки не следует злоупотреблять применением сильных механических раздражителей, вызывающих у животных общее угнетение нервной деятельности, а у некоторых даже возникновение пассивно-оборонительной реакции.

Отличительная особенность навыка состоит также в том, что само животное принимает более активное участие в проявлений данного действия: то проделывая это движение самостоятельно, если оно является средством к удовлетворению жизненной потребности (поиск пищи, преследование и выслеживание добычи), то избегая такого действия, которое может быть опасно для организма. Многие навыки, вырабатываемые на основе преобладающих реакций и ведущие к удовлетворению жизненных потребностей собаки, образуются намного быстрее и являются более прочными, чем условные рефлексы при лабораторных опытах.

Дворовая собака, которую однажды побили палкой, будет после этого всегда избегать человека с палкой.

В качестве побуждающего (наталкивающего) раздражителя при дрессировке собак можно использовать другую, уже выдрессированную собаку. Чтобы, например, развить злобность у молодых собак, можно проводить занятие в присутствии злобной взрослой собаки. Молодую собаку, которую нужно приучить к преодолению препятствий, рекомендуется привести на площадку, где занимаются с хорошо выдрессированной собакой; ее прыжок через препятствие будет служить побуждающим (наталкивающим) раздражителем для вашей собаки. Такой метод дрессировки можно назвать подражательным.

В процессе дрессировки основными условными сигналами являются команды и жесты. Команды - сложный звуковой раздражитель (определенное для каждого приема слово состоит из сочетания звуков и интонаций). Под интонацией понимается оттенок голоса (тембр, высота звука), придаваемый той или иной команде.

Интонации могут быть угрожающими, приказными и ласковыми (подбодряющими). При выработке навыка большинство команд следует подавать в приказной интонации. Исключение составляют лишь команды, связанные с проявлением оборонительной реакции или с процессом торможения у собаки. Эти команды подаются в угрожающей интонации (запрещающая команда «Фу» и команда «Фасс», вызывающая оборонительную реакцию). Угрожающая интонация применяется и тогда, когда нужно усилить действие команды в случае ее невыполнения.

Ласковая интонация используется для закрепления выполненного действия по условному сигналу. В этой интонации произносится поощряющая команда «Хорошо», сопровождающаяся оглаживанием собаки и дачей ей лакомства. Процесс применения этих раздражителей называется поощрением.

Жесты - зрительные раздражители, передаваемые определенными движениями руки дрессировщика, всегда постоянными для каждого навыка (приема). Жесты применяются взамен команд (на большом расстоянии в целях маскировки). Дрессировка собаки может проводиться одновременно по жесту и команде. Это позволяет усилить действие команды или дополнить ее (например, совмещаемый с командой «Ищи» жест при дрессировке собак на обыск местности, на работу по следу и т. д.). Команды и жесты должны подаваться кратко, четко и. однообразно в соответствующей интонации; это облегчит и обеспечит прочное образование навыков на соответствующие команды.

Из книги Пойми друга. Справочник по поведению собак автора Чебыкина Людмила

Глава 4. УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ И ИХ РОЛЬ В ОБУЧЕНИИ СОБАК Условные рефлексы - это индивидуальная память животного; они вырабатываются в процессе онтогенеза, т.е. индивидуального развития, и носят приспособительный характер.Обучение и инстинкт - два способа обеспечения

Из книги Допинги в собаководстве автора Гурман Э Г

Из книги Дрессировка служебных собак автора Бочаров Владимир Иванович

2. Условные рефлексы Условные рефлексы создают возможность возникновения у животных индивидуально-приобретенного поведения, которое обеспечивает более совершенное приспособление организма к окружающей среде. Весь процесс дрессировки собаки представляет собойНаследуются ли условные рефлексы? Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

Из книги Болезни собак (незаразные) автора Панышева Лидия Васильевна

Из книги Техника дрессировки служебных собак автора Сахаров Николай Алексеевич

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Из книги Всё о лошадях [Полное руководство по правильному уходу, кормлению, содержанию, выездке] автора Скрипник Игорь

Безусловные рефлексы Безусловные рефлексы - это такие ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, которые проявляются в виде автоматических действий. Они свойственны данному виду животных и проявляются или сразу после рождения, или по мере

Из книги автора

Безусловные и условные рефлексы Рефлекс - это реакция всего организма или его части на внутренние или внешние раздражители, которая выражается через появление, усиление, ослабление или исчезновение какой-нибудь деятельности. Рефлексы помогают организму быстро

Из книги автора

Безусловные и условные раздражители Перед тем как рассматривать безусловные и условные раздражители, поговорим коротко о рецепторах и анализаторах.Организм животного не может существовать, не получая информацию о своем состоянии, а также о внешних и внутренних

Прежде всего, давайте поясним: зачем, с какой целью мы стремимся выработать условный рефлекс? Условный рефлекс позволяет во много раз уменьшить время реагирования на какой-то конкретный раздражитель, причем устанавливает при этом определенную форму реагирования, или, другими словами, определяет, что конкретно делать в известной (штатной) ситуации. Естественно, что ситуаций может быть достаточно много, поэтому и условных рефлексов множество. Кроме того, в зависимости от "специализации" собаки, ей может понадобиться тот или иной набор условных рефлексов.

Поэтому, прежде чем приступать к обучению, необходимо:
1. Определить (самим или с помощью специалиста) набор необходимых вашему питомцу условных рефлексов.
2. Проверить, что в этом наборе нет противоречащих друг другу рефлексов и, что полученные навыки не мешают друг другу.

Это очень важно, ибо если условный рефлекс выработан, то изменить потом что-либо очень сложно, и никогда не будет полной уверенности в том, что не проявится старая, первоначально выработанная реакция. Поскольку условные рефлексы у собак и у людей вырабатываются одинаково, такую ситуацию легко прокомментировать на следующем примере.


Известно, что шофер должен очень быстро реагировать на изменения дорожной обстановки, причем его реакция должна быть правильной, иначе... При этом он, в основном, действует рефлекторно - думать некогда. Так вот, представьте себе, что педали газа и тормоза поменяли местами. Если вы только начинаете учиться, вы сразу начнете учиться по-новому, а вот опытный водитель, даже если научится, почти наверняка сработает по-старому, особенно в экстренной ситуации. Помните народную мудрость: "переученный - хуже недоученного". Теперь вам понятно, почему.

3. Обучение начинайте с простых элементов, переходя затем к более сложным и комплексным (когда объединяется несколько навыков).

При этом, никогда не переходите к последующему, не усвоив предыдущего. Это подобно строительству дороги: можно быстренько покрыть абы что асфальтом и назвать дорогой, а хорошо бы тщательно подготовить подложку и уж только потом, асфальтировать. Тогда и ездить можно без опаски. Не экономьте времени на качество подготовки и периодически повторяйте пройденное. Будьте настойчивы! Всегда доводите начатое до конца. Никогда не останавливайтесь на полпути: дескать, сегодня не хочешь выполнить команду, ну да ладно. Команда должна быть выполнена, а если вы решили, что сегодня собака не расположена заниматься, то можете прерваться, но только после выполнения навыка.

4. При выработке условного рефлекса используйте положительные и отрицательные подкрепления.

Положительное подкрепление стимулирует поведение собаки, отрицательное - тормозит действие. Подкрепление должно выдаваться сразу, причем положительное подкрепление сначала сильное, а по мере обучения уменьшается, отрицательное - наоборот. В качестве положительного подкрепления можно использовать ласковые интонации (слуховой канал), поглаживание (тактильный канал), лакомство. Не советую использовать только лакомство. При использовании лакомства держите его у себя так, чтобы его можно было бы очень быстро достать. В качестве отрицательного подкрепления - отсутствие положительного, угрожающие интонации, физическое воздействие. Например, вы хотите научить собаку сидеть по команде "Сидеть!" и соответствующему жесту.

Сначала надо объяснить собаке, что вы от нее хотите. Вы говорите "Сидеть!" и, например, физически придаете ей требуемое положение. Это не отрицательное подкрепление, ибо вы, используя тактильный канал; объясняете собаке, что означает слово "сидеть", которое она воспринимает по слуховому каналу. Придав собаке требуемое положение, вы (фиксируя ее в этом положении) даете положительное подкрепление. Поскольку собака раньше этого не знала, ваше подкрепление должно быть сильным. Регулярно повторяя занятия, вы добьетесь, что собака будет принимать требуемое положение только по голосу (слуховой канал) или по жесту (зрительный канал). Теперь уже положительное подкрепление можно уменьшать, а вот, если ученик станет упрямиться - отрицательное подкрепление увеличивать, добиваясь безупречного выполнения.

Вспомните, когда вы в детстве выучили таблицу умножения, как все вокруг радовались, но оказалось, что это не самое сложное и вряд ли на следующий год вы получите положительное подкрепление за знание таблицы умножения, а вот за ее незнание мощное отрицательное подкрепление вам обеспечено. Занятие всегда заканчивайте на положительном подкреплении.

5. Проявляйте терпение. Оно вам очень понадобится, особенно если имеете дело с флегматиком.

Не раздражайтесь и не начинайте оскорблять собаку (сам-то, любимый, разумеется, всегда прав). Не отвлекайтесь. Не говорите другим: "Смотрите, какая у меня глупая собака - ничего не понимает!". Обучение - дело тонкое и обоюдное. Терпение и еще раз терпение. Если дрессируете флегматика, сначала вырабатывайте статичные рефлексы, а если холерика - то не забывайте периодически давать ему "разрядку" и "статику" чередуйте с "динамикой".

Хотелось бы сказать еще вот о чем. Люди, самостоятельно обучающие собак, чаще всего допускают три ошибки.
Некоторые пытаются научить правильным навыкам, но делают это неправильно, чаще всего, не в нужный момент дают подкрепление . Скажем, дали команду "Сидеть!", придали нужное положение, потом обрадовались, вскочили, собака тоже прыгает, лает, радуется и тут получает похвалу и лакомство. В итоге собака так и не поняла, что вы от нее хотели, а если повторять такие "уроки" регулярно, она будет прыгать и лаять, вымогая у вас кусок (ведь фактически именно за это вы давали положительное подкрепление).

Некоторые учат правильно, но совсем не тому, чему надо . Например, "в шутку" кусать хозяина за руки. К сожалению, потом могут быть серьезные проблемы. Поэтому внимательно относитесь к п. 1.

Все дело в том, что на самом деле у собаки сложилась четкая цепочка - если зовут, значит, сейчас возьмут на поводок и - конец прогулки, а так хочется еще побегать! Вот видите, что значит не учесть нежелательную связь. В данном случае, чтобы этого не случилось, надо несколько раз за прогулку подзывать и отпускать собаку, всякий раз давая положительное подкрепление, когда она подходит. Вообще, учет нежелательных связей - это достаточно сложная задача, и даже профессионалы иногда ошибаются.

Безусловные рефлексы - это такие ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, которые проявляются в виде автоматических действий. Они свойственны данному виду животных и проявляются или сразу после рождения, или по мере развития нервно-мышечной и эндокринной систем животного (рефлексы движения, половые). Щенок, например, рождается способным находить сосок вымени, выделять слюну при попадании в рот пищи и т. д.

Животное для проявления безусловных рефлексов не надо обучать, оно рождается с готовыми рефлекторными механизмами, которые стойко передаются по наследству.

У собак принято выделять четыре основных безусловных рефлекса: пищевой, половой, оборонительный и ориентировочный.

Следовательно, врожденные рефлексы направлены на обеспечение основных жизненных потребностей организма животного, на сохранение индивидуума и вида. Например, чувство голода вызывает у собаки влечение к пище; в предчувствии опасности животное проявляет повышенную настороженность и т. д. Оборонительный рефлекс, связанный с самозащитой, проявляется в активной (наступательной) или пассивной (отступательной) форме.

Безусловный рефлекс осуществляется простой так называемой рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга - это путь, по которому возбуждение приходит от воспринимающих нервных клеток (рецепторов) по чувствительному нерву к центральной нервной системе и направляется от нее по двигательному нерву к рабочему органу, который ответит на раздражение. Такова схема рефлекторной дуги, выражающая простую ответную реакцию на раздражения.

Пищевой рефлекс - это влечение к пище. Он возникает в результате очень сложных реакций внутри организма. Недостаток в питательных веществах вызывает изменение в химическом составе крови, через которую питается нервная система, железы, участвующие в пищеварении. Возникает огромная цепь реакций, которая проявляется в факте схватывания пищи. Эта реакция проявляется по-разному в зависимости от степени голода и особенностей отдельного животного. У жадной собаки пищевая реакция выражена сильно, все процессы протекают с большой быстротой и активностью, у другой же эти проявления проходят менее ярко.

Оборонительный рефлекс - это готовность животного к обороне, активной или пассивной. Это реакция, мобилизующая силы организма и всех его систем: мускулов, сердечно-сосудистой системы и т. п. к сопротивлению. Собака, вступающая в активную оборону, должна победить врага или выйти из схватки, сохранив жизнь. Трусливые собаки используют чаще всего пассивную оборону, стремясь уйти от опасности.

Ориентировочный рефлекс проявляется так же, как акт сохранения жизни от опасных явлений окружающей среды: видеть, слушать, ощущать - очень важные средства защиты. Собака не полезет в огонь, видя и ощущая его, она не станет находиться и не войдет в удушливую атмосферу, если чувствует посторонний запах.

Половой рефлекс проявляется с большой активностью. Половое влечение может активизировать оборонительный рефлекс, подавлять ориентировочный и т. п. Известно, что в борьбе за самку самцы пренебрегают иногда опасностью, которая в обычное время вызывала бы оборонительный или ориентировочный рефлекс. Влечение к самке проявляется в том, что самец отказывается подчиняться человеку; в присутствии суки в охоте не следует заставлять кобеля выполнять какое-либо упражнение.

В коре больших полушарий создается так называемая половая доминанта - господствующий очаг возбуждения. Особенность доминанты состоит в том, что она тормозит осуществление рефлексов других центров и усиливает свое возбуждение за счет других, даже посторонних импульсов, идущих в центральную нервную систему.

Мы назвали четыре безусловных рефлекса потому, что дрессировщик собак встречается с ними на практике чаще всего. Понимание этих рефлексов определяет подход к животным и возможности их обучения.

В жизни организма эти явления более многочисленны и разнообразны.

Например, собаку укусило насекомое. Болевое раздражение, воспринятое чувствительными клетками - рецепторами, расположенными в коже, передается в центральную нервную систему, от нее идет по двигательному нерву сигнал к мышце, которая по этому сигналу сократится и отпугнет насекомое - это защитная реакция.

Другой пример: переполнение мочевого пузыря вызывает раздражение, и в ответ на него происходит рефлекс мочеиспускания. Словом, какие бы действия животного мы ни наблюдали, они всегда являются ответами на раздражение.

Всякое раздражение влияет на функциональное состояние всей нервной системы: в одних участках раздражение вызывает возбуждение, в других - процесс торможения. Поэтому рефлекс является не изолированным актом, а сложной реакцией всего организма.

Очень важно знать условия, при которых возможны изменения безусловных рефлексов под влиянием окружающей среды. Практикам известен случай, когда два помета щенков были разделены на две группы, выращенные в разных условиях. Одну группу щенят выращивали свободно среди разнообразных внешних условий, другую - в однообразной спокойной обстановке. В результате такого опыта оказалось, что собаки, выращенные в однообразной благоприятной внешней среде, проявляли пассивно-оборонительную реакцию (трусость). Этот же факт подтверждается доктором биологических наук Л. В. Крушинским. На основе собранного материала он считает, что собаки, выращенные в питомниках, в условиях группового содержания и ухода, обладают менее выраженной активно-оборонительной реакцией, чем собаки, выращенные в условиях индивидуального содержания. Но и у собак, выращенных в одинаковых условиях, оборонительные реакции могут проявляться различно. Это может зависеть от врожденных особенностей, полученных по наследству от родителей. В служебном собаководстве не рекомендуется использовать в качестве производителей животных с пассивно-оборонительной реакцией.

Кроме того, у собак могут быть рефлексы, присущие только одной данной породе; например, подружейная собака при обнаружении птицы делает стойку; гончая собака идет по следу зверя с лаем.

Безусловные рефлексы, как база для образования условных, имеет важное значение при дрессировке собак; это фундамент, на котором строится обучение. Но одни безусловные рефлексы не обеспечивают всей сложной связи животного с внешней средой.

Для нормального существования требуются дополнительные реакции. Такие дополнительные реакции И. П. Павлов назвал условными рефлексами.

Процесс дрессировки - это воздействие дрессировщика на поведение собаки с целью изменения его в нужном направлении, выработка у нее определенных навыков и привычек, необходимых для управления поведением собаки и использования ее при выполнении определенной работы. Повелением называют совокупность действий, образ жизни животного в различных условиях. Оно направлено на приспособление организма к окружающей среде и удовлетворение жизненно важных потребностей (в пище, защите от воздействий внешней среды, размножении, игре, отдыхе и т. п.). Наличие потребностей обусловливает активность организма в окружающих условиях с целью самосохранения.

Поведение недрессированной собаки зависит от физиологических потребностей ее организма и воздействия окружающей среды. Поведением дрессированной собаки можно управлять с помощью сигналов, команд, жестов дрессировщика или хозяина, которые побуждают собаку к выполнению определенных действий. Благодаря целенаправленному воздействию в процессе дрессировки собаку приучают вести себя нужным образом в конкретной обстановке.

Собаки обладают высокоразвитой нервной системой и системой органов чувств, поэтому они достаточно легко поддаются дрессировке. Этому, несомненно, способствует и наличие элементарного мышления, которое проявляется в их умении приспосабливаться к новым условиям и использовать прежний опыт в изменившейся обстановке.

Различные действия животных всегда являются ответом их организма на воздействие окружающей среды или на определенные процессы, происходящие в нем. Всякое воздействие на организм, которое вызывает его ответное действие, называется раздражителем , ответное действие организма на раздражитель - реакцией . Таким образом, нервная система управляет работой внутренних органов и обусловливает связь организма с внешней средой как совокупностью внешних раздражителей. Правильная реакция в ответ на раздражители обеспечивает взаимодействие организма и окружающей среды.

Раздражители в виде сигналов являются для собаки изначально значимыми. При дрессировке вначале собаки не реагируют на них. Лишь после запоминания их при накоплении индивидуального опыта раздражители становятся сигнальными.

Виды условных рефлексов у собак

С помощью условных рефлексов у животных формируется индивидуальное поведение, которое обеспечивает более совершенное приспособление организма к условиям окружающей среды. Процесс дрессировки собаки, его физиологическая сущность, представляет собой развитие индивидуального поведения на базе безусловных рефлексов.

Дрессировка - это выработка у собаки стойких условных рефлексов на выполнение определенных действий по сигналам дрессировщика.

Условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у собак, у которых эти рефлексы вырабатывались. Например, искать пищу в определенном месте будет только та собака, у которой выработан соответствующий условный рефлекс. Условные рефлексы могут исчезнуть (угаснуть) в тех случаях, когда их значение для животного потеряно (если перестать давать собаке лакомство при подходе к вожатому по команде «Ко мне!», собака постепенно перестанет выполнять это действие).

Условные рефлексы по своему характеру являются временными, они исчезают, если изменяются условия, при которых они появились. Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных или других условных рефлексов. Опытным путем установлено, что органом условных рефлексов является кора головного мозга. При ее удалении резко нарушается условно-рефлекторная деятельность, исчезают многие сложные условные рефлексы.

Каждый рефлекс связан с другими рефлексами. В целом ответное действие организма на раздражитель протекает довольно сложно. Однако механизм образования условных рефлексов всегда сводится к замыканию связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий головного мозга.

Существует несколько видов условных рефлексов. Условные рефлексы, которые образуются в ответ на естественные признаки безусловного раздражителя, на-зываются натуральными. Как и остальные условные рефлексы, натуральные вырабатываются путем индивидуального опыта. Они вырабатываются из поколения в поколение, поэтому образуются довольно быстро и удерживаются весьма стойко. Примером натурального условного рефлекса является реакция слюноотделения на вид и запах пищи. При попадании в организм пища вызывает безусловный рефлекс слюноотделения. Но если слюноотделение вызывают вид и запах пищи, то это уже условный натуральный рефлекс.

Искусственными называются такие условные рефлексы, которые образуются при сочетании действия двух совершенно различных раздражителей. Примером искусственных рефлексов являются рефлексы, выработанные на команду, которая подкрепляется пищей или механическим воздействием. Подобные рефлексы вырабатываются достаточно сложно и требуют большого количества сочетаний действия двух раздражителей. Кроме того, они менее устойчивы по сравнению с натуральными рефлексами.

Если при выработке условных рефлексов действие двух раздражителей происходит почти одновременно, это приводит к образованию совпадающего условного рефлекса.

Наоборот, если один раздражитель действует на протяжении определенного времени, а другой подключается в конце действия первого, то образуется запаздывающий условный рефлекс. Наконец, если воздействие одного раздражителя прекратилось, а воздействие другого началось спустя некоторое время, вырабатывается следовой условный рефлекс.

Необходимо помнить, что условный рефлекс почти никогда не вырабатывается на одиночный раздражитель, так как в естественных условиях на организм воздействует, как правило, комплекс раздражителей. При дрессировке комплексными раздражителями для собаки является дрессировщик, а также обстановка, в которой происходят занятия. Таким образом, в процессе дрессировки у собаки вырабатываются рефлексы на комплексные раздражители.

Условный рефлекс имеет так называемую замыкательную рефлекторную дугу . Для того чтобы уяснить это, необходимо ознакомиться с механизмом образования условных рефлексов.

Механизм образования условных рефлексов у собак

Условные рефлексы вырабатываются только при определенных условиях, отсюда и их название. Главным условием является совпадение действия двух раздражителей во времени, один из которых является безусловным, вызывающим определенный безусловный рефлекс (например, выделение слюны), а другой - любым раздражителем, не имеющим для данного безусловного рефлекса никакого значения (например, звуковой или световой раздражитель). Механизм образования условного рефлекса происходит следующим образом.

Если перед кормлением или одновременно с ним звонить в колокольчик (звонок), помещенный поблизости от собаки, возникает определенное явление. Попадая в ротовую полость, пища вызывает раздражение, которое от языка передается по чувствительному нерву в пищевой центр безусловного рефлекса, расположенный в продолговатом мозгу. В пищевом центре возникает очаг возбуждения, от него раздражение передается слюнной железе, которая начинает выделять слюну. Это и будет путь «проводниковой» рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Одновременно с этим раздражение из продолговатого мозга поступит в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникнет очаг возбуждения. Так как перед получением пищи или одновременно с этим процессом на собаку будет воздействовать звуковой раздражитель (звон колокольчика), то и в слуховом центре, расположенном в височной части коры головного мозга, возникнет очаг возбуждения. Следовательно, в головном мозгу собаки будут одновременно существовать три очага возбуждения, между которыми установится определенная нервная связь (замыкание). На основе этой связи и образуется замыкательный условный рефлекс. После образования рефлекторной дуги условного рефлекса достаточно воздействовать на собаку только одним звуковым раздражением.

Достигнув слухового центра, раздражение поступит в пищевой корковый центр, а из него - в пищевой центр продолговатого мозга. Отсюда оно передается по двигательно-секреторному нерву на слюнную железу, и слюноотделение будет вызвано уже при отсутствии пищевого безусловного раздражителя. Следовательно, в результате выработки условного рефлекса на какой-то раздражитель он приобретает значение сигнала, связанного с проявлением определенной реакции. Благодаря этому организм заранее подготавливается к приему пищи и приспособляемость его к окружающей среде возрастает.

Условный раздражитель является пусковым сигналом на основе имеющихся следов памяти достижения конечного результата. Памятные следы возбуждений превращаются в активное начало двигательных действий, обусловливающих целенаправленное поведение. Все это протекает на фоне соответствующей мотивации и эмоционального возбуждения. Мотивация - причина действия (мотивация пищевая, половая, оборонительная и т. п.) - осуществляется на основе наследственно закрепленных и приобретенных опытом действий.

Всякая мотивация эмоционально окрашена. Условные рефлексы, возникшие на основе сильных отрицательных эмоций, долго не угасают и могут сохраняться всю жизнь. При переживании определенных эмоций происходит кодирование информации в долговременной памяти посредством молекулярных изменений в мозгу. Таким образом, ни одно эмоциональное переживание не проходит бесследно. Поэтому основой научения, дрессировки являются эмоциональные переживания.

По указанной схеме вырабатываются условные рефлексы на любой раздражитель; этот же принцип лежит в основе приучения собаки к выполнению любого действия по команде или жесту в процессе дрессировки. Например, для того чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть!», нужно выработать на эту команду условный рефлекс. Для этого необходимо использовать такой безусловный раздражитель, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. С этой целью в дрессировке применяются два основных метода воздействия на собаку.

Виды раздражителей

Различные условия окружающей среды влияют на организм собаки в первую очередь как раздражители, изменяя поведение собаки.

Действием условных раздражителей можно повлиять как на внешнее поведение, так и на состояние организма собаки, ее внутренних органов. Например, услышав команду «Фас!», собака приходит в возбуждение, сердце и мускулатура работают интенсивнее.

На поведение собаки большое влияние оказывают внутренние раздражители. Так, у голодной собаки активизируются рефлексы поиска пищи и т. п.

Чрезвычайно сильные или незнакомые, новые для собаки раздражители вызывают изменение ее поведения и отвлекают от работы по сигналам дрессировщика. Такие раздражители называются отвлекающими. При их появлении происходит торможение в результате возникновения более сильного рефлекса.

Нужно приучать собаку правильно реагировать на внешние отвлекающие раздражители - кошек, птиц, транспорт. Собака реагирует на подобные раздражители тем меньше, чем лучше у нее выработаны навыки.

Нельзя забывать и о внутренних отвлекающих раздражителях (неприятные ощущения в результате болезни, утомление, переполнение прямой кишки или мочевого пузыря и т. д.). Такие раздражители вызывают негаснущее торможение и всегда мешают нормальной работе собаки.

При дрессировке на собаку воздействуют с помощью следующих внешних раздражителей: 1) звуковых (свист, словесная команда, звук выстрела); 2) механических (давление рукой, рывок поводком, удар прутом); 3) пищевых (хлеб, мясо, сахар); 4) зрительных (жесты, размер и форма предметов, одежда и т. п.); 5) обонятельных (запах человека, пищи и т. п.).

При дрессировке применяют условные и безусловные раздражители.

Безусловными называют такие раздражители, которые вызывают проявление безусловных рефлексов. Пищевые безусловные раздражители применяют для подкрепления действия условного раздражителя. Чтобы такой раздражитель подействовал, к дрессировке необходимо приступать до кормления или после него, спустя продолжительное время. Если в качестве лакомства используются кусочки мяса, они должны быть небольшими по размеру, так как большие куски быстро насыщают собаку, что приводит к вялости. Лакомство рекомендуется сопровождать возгласом «хорошо» и поглаживанием собаки. По мере выработки навыков лакомство следует давать все реже и заменять его словесным поощрением и поглаживанием.

Механические раздражители применяют для того, чтобы собака совершала нужные действия. Воздействие осуществляется с помощью нажима на определенную часть тела, поглаживания, удара прутом, натягивания поводка, использования строгого ошейника. При этом необходима оптимальная сила воздействия, в противном случае собака не станет слушаться или будет бояться дрессировщика. Рекомендуется сочетать механический раздражитель с пищевым. Так, поглаживание вместе с дачей лакомства формирует условный пищевой рефлекс и способствует увеличению привязанности собаки к дрессировщику.

Условными (сигнальными) называются раздражители, которые вызывают проявление условного рефлекса. В процессе дрессировки основными условными сигналами являются команды и жесты. Команда - сложный звуковой раздражитель (определенное для каждого приема слово состоит из сочетания звуков и интонаций). Собака отличает одну команду от другой по различному сочетанию звуков и их количеству. Измененные или искаженные команды, как правило, не вызывают у собаки ответной реакции. Если для человека слово является понятием, то есть разные слова могут обозначать одно и то же, то для собаки команда, слово - это комплекс звуков, конкретный звуковой раздражитель.

Интонации в зависимости от цели и условий работы могут быть угрожающими, приказными и ласковыми (подбадривающими). При выработке навыка большинство команд следует подавать с приказной интонацией. Такие команды нужно произносить настойчиво, уверенно, со средней громкостью, подкрепляя их безусловными создражителями.

Исключение составляют команды, связанные с проявлением оборонительной реакции или с процессом торможения у собаки. Эти команды подаются с угрожающей интонацией (запрещающая команда «фу!» и команда «Фас!», вызывающие активно-оборонительную реакцию). Угрожающая интонация применяется и тогда, когда нужно усилить действие команды в случае ее невыполнения. Команда произносится резко, в повышенном тоне, подкрепляется болевым воздействием (например, резкий рывок, сильный нажим и т. п.).

Основой для выработки условного рефлекса является болевой раздражитель. Однако злоупотреблять угрожающими интонациями не рекомендуется, так как это способствует развитию трусости.

Ласковая интонация используется для закрепления выполненного действия по условному сигналу. С этой интонацией произносится поощряющая команда «Хорошо!», сопровождающаяся поглаживанием собаки и дачей лакомства. Применение этих раздражителей называется поощрением.

Обычная интонация используется для очень чувствительных собак или в порядке одобрения действий собаки. С одобрительной интонацией также можно произносить слово «хорошо».

Команды должны быть краткими, четкими, стандартными. Их нельзя изменять. Рекомендуется учитывать особенности реакции собак на различные интонации. Так, у некоторых собак угрожающая интонация может вызвать пассивно-оборонительную реакцию, что затрудняет выработку условных рефлексов.

Жесты - зрительные раздражители, передаваемые определенным движением руки дрессировщика. Они всегда постоянны для каждого навыка (приема). Жесты применяются вместо команд (на большом расстоянии в целях маскировки при использовании собаки на службе). Жестами дрессировщик воздействует на расстоянии, указывая собаке направление движения. Они, как и команды, должны быть стандартными и четкими.

Дрессировка собаки может проводиться одновременно по жесту и команде. Это позволяет усилить действие команды или дополнить ее (например, совмещаемый с командой

«Ищи!» жест на обыск местности, работу по следу и т. д.). Команды и жесты должны подаваться кратко, четко и однообразно с соответствующей интонацией. Это обеспечит появление навыков в ответ на соответствующие команды.