Первое родительское собрание логопеда в школе. Выступление школьного логопеда на родительском собрании

В последнее время специалисты все чаще встречают детей, имеющих проявления дисграфии. Едва пройдя первые шаги обучения письму, некоторые школьники (или дошкольники), попадают в тяжелое положение. Они совершают грубые ошибки при написании текста. Такие, которые, казалось бы, не могут объясниться ничем, кроме невнимательности или недостаточного прилежания. Дисграфия часто связана с .

Зеркальное написание букв, сращение слов, масса грамматических ошибок, неразборчивый и неаккуратный почерк - такое письмо вызывает недоумение учителей и негодование родителей. Детей считают отстающими хотя при этом они могут неплохо разбираться в математике, логически мыслить, хорошо успевать по другим предметам.

Такое нарушение письменной речи называется дисграфией и связано оно вовсе не с нежеланием ребенка учиться грамоте, а с недостаточно развитыми функциями некоторых отделов мозга.

Что такое дисграфия?

Под дисграфией понимают нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическим ошибками, неверным написанием похожих букв. При этом ошибки эти в письменной речи проявляются постоянно, являются типичными и не зависят от знаний ребенком правил русского языка.

Диктанты детей с дисграфией пестрят красными чернилами исправлений, по мере взросления письмо не улучшается, несмотря на все приложенное усердие. Письменные задания вызывают у ребят исключительно отрицательные эмоции, снижают самооценку и иногда приводят к депрессии.

Тот факт, что ученики с дисграфией выявляются не только в начальной школе, убеждает в том, что сама собой эта проблема не решается и требуется помощи специалиста.

Как определить дисграфию?

Если у вашего ребенка наблюдаются отдельные ошибки в письме или эти ошибки связаны с правилами грамматики, скорее всего эта статья не для вас. Проблема успеваемости должна решиться более усердным изучением правил русского языка.

Дисграфия проявляется совсем иначе:

  • Пропускаются буквы и даже слоги в словах.
  • Смешиваются близкие по звучанию звуки (ж-ш, д-т, ц-т, ц-с и т. д.).
  • Заменяются похожие по написанию (ш-щ, в-д, м-л).
  • Буквы пишутся как бы в зеркальном отображении.
  • Сращиваются ближайшие слова или даже предложения.
  • Нарушается грамматическое согласование слов, неправильно строится речь.
  • Почерк неразборчивый, строчные буквы заменяются прописными и наоборот, наблюдается пропуск знаков препинания.

Еще одним типичным отличием дисграфии является стойкость ошибок и отсутствие связи с теоретическими знаниями правил и норм языка.

Причины возникновения дисграфии?

Корни этого явления лежат в недостаточности работы речевого, зрительного и слухового анализаторов, т. е. ребенок не в состоянии производить анализ и синтез речи. Эти нарушения происходят из-за недоразвития зон головного мозга, выполняющих данные функции.
Этиология состояния может быть обусловлена:

  • Неврологическими нарушениями вследствие внутриутробной гипоксии или кислородного голодания в процессе тяжелых родов.
  • Тяжелыми последствиями для мозга и нервной системы инфекционных болезней, перенесенных в раннем детстве.
  • Черепно-мозговыми травмами, произошедшими в детстве.
  • Социальными факторами - педагогической запущенностью, неправильной речью в детском окружении, недостаточностью речевых контактов, билингвизмом.

Освоение письменной речью напрямую связано со сформированностью всех сторон речевой функции, поэтому в группу риска по возникновению дисграфии попадают дети с ЗПР, ОНР, фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения. Именно поэтому крайне важно к школьному возрасту пройти обследование у логопеда и скорректировать имеющиеся проблемы.

Связь устной и письменной речи

Большое значения для благополучного освоения письма имеет развитая устная речь. Чтобы слово было написано правильно, ребенок должен услышать все имеющиеся в нем звуки и проанализировав их, выбрать нужную букву.

Нарушения фонематического слуха, сопутствующие разным отставаниям развития речи, не дают возможность грамотно написать слова. Неправильное произнесение звуков влияет на правильное их понимание и анализ. В случаях более серьезного нарушения слуха, Вам поможет .

Для того, чтобы освоить письмо, необходимо согласованное развитие фонематического слуха, речи, а также зрительного восприятия букв.

Кроме того, на формирование письменной речи оказывают большое влияние и другие аспекты. Как известно, за устную речь «в ответе» левое полушарие. Предметные символы и изображения - сфера ответственности полушария правого.

Своевременное развитие межполушарных связей, сформированность деятельности каждого из полушарий обеспечивают развитие письменной речи. Именно поэтому довольно часто проявления дисграфии встречаются у левшей.

Виды дисграфии

Исходя из типичных проявлений специалисты выделяют несколько видов дисграфии:

  • Акустическая. Главным симптомом является замена на письме букв, сходных по звучанию. У ребенка нарушен процесс распознавания фонем, при этом со звукопроизношением проблем нет.
  • Артикуляционно-акустическая. Ее можно описать очень просто «как слышится - так и пишется», то есть ребенок переносит на бумагу слова в том виде, как он их слышит сам от себя. При этой форме имеют место неправильное произнесение звуков, фонематическое восприятие. Для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо «поставить» ребенку звуки.
    Форма нарушений в языковом синтезе и анализе. При этом типе дисграфии дети пропускают при написании буквы и слоги, путают раздельное и слитное написание приставок и предлогов, сращивают слова, не дописывают их до конца. Эта форма встречается чаще всего.
  • Аграмматическая. Текст при такой форме дисграфии пишется наперекор всем правилам грамматического согласования - и в предложениях, и в словосочетаниях. Слова не согласуются между собой, неправильно ставятся окончания и т. д.
  • Оптическая форма проявляется в графическом написании букв. Ребенок может «забывать» лишнюю палочку при написании буквы или наоборот приписать еще одну-две, зеркалит их, путает при письме буквы, схожие по внешнему виду.

Можно ли справиться с дисграфией?

Ругать и наказывать ребенка с дисграфией за плохую учебу абсолютно бессмысленно. Тем самым можно только навредить. Он и сам, скорее всего, переживает из-за большого количества ошибок и того факта, что не может справиться с лавиной трудностей. Родителям важно понять, что в данном случае требуется помощь специалиста.
Процесс коррекции, несомненно, не очень быстрый, однако при совместных усилиях с дисграфией вполне можно справиться.

Так как дисграфия обусловлена недоразвитием определенных структур мозга, часто ребенку назначается медикаментозная терапия. Однако одними таблетками ситуация не исправится, главную работу по коррекции берет на себя логопед.

Кроме того, на помощь должны прийти родители. Обязательно придется выполнять заданные логопедом упражнения дома, делать уроки и школьные задания, следуя рекомендациям специалиста. Важно также поддерживать ребенка в его занятиях. Дети-дисграфики часто глубоко переживают свою проблему, опасаясь наделать все больше ошибок. В связи с этим возможны прогулы школы, уклонение от выполнения домашней работы, а значит, появятся и более серьезные проблемы с обучением. Миссия родителей в данном случае - оказывать всемерную поддержку, создавать позитивный настрой и заинтересованность в результате.

Коррекция дисграфии при помощи логопедической работы

Для того, чтобы наладить письменную речь, логопеду необходимо диагностировать и восполнить пробелы в произношении звуков, фонематическом восприятии, развить грамматическую сторону речи и расширить словарный запас ребенка.

В занятия по коррекции дисграфии входят:

  • Работа над правильной артикуляцией и воспроизведением звуков.
  • Тренировка фонематического слуха.
  • Анализ звуков, а также работа над пониманием звукобуквенного состава слова.
  • Тренировка письма включает регулярное проведение диктантов, поиск указанных педагогом букв в тексте, игры в слова, запоминание написания букв.
  • Важное место занимает также упражнения для мелкой моторики и улучшению межполушарных связей.

Все логопедические занятия строятся с обязательный учетом психологических особенностей ребенка, его речевого развития и типа проявлений дисграфии. Кроме того, важно выработать у учащегося положительный настрой к работе и психологическую составляющую речи, стимулировать его к занятиям и достижению результата.

Дисграфия у детей накладывает негативный отпечаток на весь процесс обучения, поэтому родители должны вовремя отслеживать процессы развития речи у своего ребенка и при появлении тревожных звоночков обращаться к логопеду для коррекции.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких ошибках. Развивается по причине несформированности высших отделов ЦНС. Заболевание не позволяет детям овладеть грамматическими особенностями языка.

Согласно статистике, дисграфия имеется более чем у 50% младших школьников и более чем у 30% учащихся среднего звена. Это характеризует форму речевого нарушения как неустойчивую. Распространенность диагноза объясняется тем, что около половины выпускников детского сада идет в школу с фонетико-фонематическим недоразвитием или общим недоразвитием речи. Данные проблемы делают процесс полноценного овладения грамотой невозможным.

В зависимости от степени выраженности расстройств процесса письма логопеды выделяют:

  • дисграфию (письмо искажается, но функционирует как главное средство общения);
  • аграфию (первичная неспособность овладеть письмом, полная утрата необходимых для этого навыков).

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны друг с другом, очень часто выявляются одновременно дисграфия и дислексия (нарушение чтения).

Виды дисграфии у младших школьников

С учетом несформированности тех или иных операций письма выделяют следующие виды дисграфии:

  • Артикуляционно-акустическая дисграфия (имеются нарушения звукопроизношения, артикуляции, фонематического восприятия).
  • Акустическая дисграфия (проблемы связаны с фонемным распознаванием).
  • Аграмматическая дисграфия (недоразвитие лексико-грамматической стороны речи).
  • Оптическая дисграфия (несформированность зрительно-пространственного воображения).
  • Дисграфия, обусловленная несформированность языкового синтеза и анализа.

Дисграфия у взрослых и детей не всегда представлена «чистыми» формами. Очень часто встречаются проблемы смешенного типа.

Современная классификация дисграфии

Современная логопедия выделяет специфические и неспецифические нарушения письма. К первой группе относятся:

  • дисграфии (дисфонологические, метаязыковые);
  • дизорфографии (синтаксические, морфологические).

Неспецифические нарушения письма связывают с педагогической запущенностью, задержками психического развития и пр.

Причины

Овладение письмом находится в тесной связи с такими процессами, как фонематическое восприятие, звукопроизношение, лексико-грамматическое развитие и др. Поэтому считается, что дисграфию вызывают причины, которые лежат в основе алалии, дислалии, дизартрии, афазии, ЗПР. Имеются в виду недоразвития или поражения головного мозга в пренатальном, постнатальном и натальном периодах, ставшие следствием:

  • патологии беременности;
  • асфиксии;
  • родовых травм;
  • неравномерного развития мозговых полушарий;
  • соматических заболеваний, негативно влияющих на нервную систему.

Среди социальных факторов, способствующих возникновению дисграфии у детей:

  • билингвизм в семье;
  • неправильная или нечеткая речь окружающих людей;
  • невнимание к детской речи со стороны родителей;
  • нехватка речевых контактов;
  • слишком раннее обучение ребенка основам грамоты.

В группу риска по дисграфии входят дети:

  • с наследственной предрасположенностью;
  • дети левши (в том числе переученные левши);
  • с разными речевыми нарушениями;
  • с конституционной предрасположенностью;
  • перенесшие нейрохирургические вмешательства.

Причины дисграфии у взрослых другие:

  • опухоль головного мозга;
  • нейрохирургическое лечение.

Симптомы дисграфии

Признаки дисграфии – это повторяющиеся типичные ошибки стойкого характера, не связанные с незнанием норм родного языка. Дети могут изменять структуру слова, подменять звонкие звуки парными глухими, нарушать раздельность и слитность написания терминов. При этом они пишут слишком медленно и неаккуратно.

  • При артикуляторно-акустической дисграфии ошибки в письменной речи напрямую связаны с ошибками, который ребенок допускает во время устной речи. То есть он пишет слова так, как произносит.
  • При акустической дисграфии школьник правильно произносит звуки, но его фонематическое восприятие плохо развито. На письме он заменяет буквы, которые соответствуют фонематически сходным звукам (звонкие – глухими, шипящие – свистящими и т.п.).
  • При дисграфии, развывшейся на почве нарушения языкового синтеза и анализа, наблюдается нарушение деления слов на слоги, предложений – на слова. Ученик переставляет местами слоги, буквы, не дописывает окончания, соединяет слова с предлогами, но разделяет их с приставками.
  • При аграмматической дисграфии выявляются множественные аграмматизмы в письменной речи. Дети неправильно изменяют слова по падежам, числам и родам, не могут их согласовывать друг с другом. Также нарушают предложные конструкции.
  • При оптической дисграфии смешивают/заменяют на письме графически сходные буквы (вместо «л» - «м», вместо «ж» - «х»).

Часто дисграфия сопровождается:

  • неврологическими нарушениями;
  • повышенной отвлекаемостью;
  • уменьшением объема памяти.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу . Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями

Лучшие врачи по лечению дисграфии

Оценку уровня сформированности речевой функции осуществляет логопед .

Главная задача диагностических мероприятий состоит в разграничении дисграфии с незнанием правил правописания, а также в определении формы патологии. Обследование включает в себя этапы:

  • Изучение и анализ письменных работ.
  • Изучение общего и речевого развития.
  • Исследование слуха, зрения, состояния ЦНС.
  • Исследование состояния артикуляционного аппарата, ручной и речевой моторики, определение ведущей руки.

Также логопед оценивает:

  • звукопроизношение;
  • фонематической синтез, анализ;
  • слуховую дифференциацию звуков;
  • слоговую структуру слов;
  • словарный запас;
  • грамматический строй речи.

Когда будет изучена сформированность устной речи, проводится обследование письменной речи. Ребенок выполняет задания на списывание рукописного и печатного текстов, пишет под диктовку, составляет описания по картинке.

Логопедическое заключение выносится на основе данных по типичным ошибкам.

Лечение дисграфии

Коррекция дисграфии осуществляется с учетом формы и механизмов нарушения письменной речи. Проводимые мероприятия направлены на:

  • восполнение пробелов в фонематических процессах и в звукопроизношении;
  • формирование грамматической стороны речи;
  • обогащение словаря;
  • развитие четкой и связной речи.

Достаточно большое значение в структуре логопедических упражнений по коррекции дисграфии занимает аналитико-синтетический аспект. Для каждого ребенка логопед разрабатывает индивидуальную схему развития пространственного и слухового восприятия, памяти, внимания и мышления. Навыки устной речи закрепляют с помощью различных письменных упражнений.

Для устранения основных болезней, ставших причиной дисграфии, проводятся реабилитационные мероприятия, медикаментозная терапия. Неплохих результатов помогают достичь:

  • гидротерапия;
  • массаж;
  • физиотерапия;

Опасность

Дисграфия не представляет опасности для здоровья, однако препятствует адаптации ребенка, его общению с окружающими. Запущенная форма не позволяет детям обучаться в общеобразовательных учреждениях, поступать в колледжи и ВУЗы.

Очень важно, чтобы решением проблемы занимались не только родители, но и квалифицированные логопеды , неврологи , педагоги. Нарушения письма не могут исчезнуть самостоятельно, поэтому в процессе школьного обучения ребенок с дисграфией должен заниматься с дефектологом.

Профилактика

Мероприятия, позволяющие избежать дисграфии, нужно проводить до поступления ребенка в начальную школу. Профилактическая работа включает в себя развитие высших психических функций, благодаря чему отмечается:

  • нормальное овладение навыками письма и чтения;
  • улучшение зрительных и слуховых дифференцировок, пространственного представления;
  • восстановление графомоторных навыков;
  • нормализация сенсорных функций.

С детями, склонными к дисграфии, необходимо рисовать, лепить, выполнять задания на развитие речи, расширение словарного запаса.

Данная статья размещена исключительно в познавательных целях и не является научным материалом или профессиональным медицинским советом.

Когда у ребенка (взрослого человека) выявляются сложности (вплоть до отсутствия возможности? аграфии) с овладеванием письменной речью, то можно с уверенностью сказать, что это дисграфия.

Причины дисграфии у детей и взрослых

Развитие способности высказывать письменно свои мысли напрямую связано с устной речью – умением различать фонемы, четко произносить звуки, говорить связно, грамотно выстраивая фразы.

Причины дисграфии у младших школьников бывают спровоцированы как медицинскими проблемами, так и обусловлены условиями, в которых осуществляется социальное, психологическое становление малыша. При этом могут присутствовать также:

  • дизартрия (звуки выговариваются неверно из-за проблем со структурами организма, отвечающими за речь);
  • алалией (ребенок практически не разговаривает или говорит очень плохо и мало);
  • афазией (пропадает уже установившаяся речь);
  • дислалией (неверно выговариваются звуки, но нет структурных поражений) и пр.

Медицинские причины? это повреждение мозга из-за:

  • сложной беременности (родов);
  • инфекций;
  • гипоксии и т.д.

Социальные и психологические условия:

  • вынужденность одномоментного овладевания рядом языков из-за семейных обстоятельств (как пример, билингвизм);
  • проблемы с речью у лиц в окружении малыша;
  • недостаток общения посредством разговорных навыков;
  • отсутствие настороженного отношения к особенностям речи малыша со стороны значимых взрослых;
  • начало обучения грамоте на фоне недостаточной готовности;
  • конституциональные черты;
  • наличие иных проблем (психических, речевых и т.п.).

У взрослых факторами, предрасполагающими к дисграфическим проблемам, служат в структурах мозга:

  • хирургические вмешательства;
  • опухолевые образования;
  • травмы;
  • инсульт и др.

Классификация и виды

Предложен целый ряд классификаций, основанных на причинно-следственных взаимодействиях. Наиболее распространено выделение 6-ти видов.

Оптическая

Довольно редко встречается сама по себе, но часто сопутствует иным формам. Для нее типичны:

  • проблемы с пространственным, зрительным мировосприятием;
  • слабая зрительная память;
  • проблемы с восприятием понятий величины, формы, цвета;
  • сложности с различением буквенных изображений.

Проявляется:

  • заменой (неправильным изображением) на письме похожих внешне букв (л-м, э-с и пр.).

Акустическая

Причиной патологии служат трудности дифференциации звуков, которые похожи по звучанию (проблемы с фонематическим слухом). Проявляется:

  • заменой букв, которые соответствуют парным звукам (ж-ш, д-т, е-и и пр.);
  • перестановкой и/или пропусками букв.

Аграмматическая

Несформированность умения правильно выстраивать речь? причина данного типа. Проявления:

  • неправильное применение рода, предлогов, числа;
  • неверное упоминание окончаний падежей;
  • пропуски ряда членов в предложении;
  • неверный порядок слов;
  • нарушения взаимосвязей между предложениями, внутри одного.

Артикуляторно-акустическая

Патология вызвана неверным выговариванием звуков. Проявляется:

  • написанием, как самому пациенту «слышится», как он сам произносит.

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

Патология заметна в предложениях (при их делении на слова) и словах (проблемы со слогами/звуками). Проявления:

  • буквы/слоги меняются местами, пропускаются, добавляются лишние;
  • появляется склонность к неверному написанию слов слитно и/или раздельно;
  • появляется склонность к сливанию предлогов с иными словами;
  • появляется склонность к отделению корня от приставки.

Моторная или диспраксическая

Обуславливается двигательными проблемами во время письма, а также со связыванием зрительных отображений слов и звуков с моторными. Проявляется в виде структурных искажений, замен предложений и отдельных слов.

Представляем вашему вниманию видео, в котором рассказывается о причинах и признаках дисграфии:

Диагностика

Мероприятия подразумевают изначальное исключение физиологических факторов, слуховых и зрительных патологий и предполагают консультацию узких специалистов – невролога, окулиста, ЛОРа. Для выявления уровня сформированности речи пациент обязательно обследуется логопедом. Зачастую дисграфия и дислексия встречаются у ребенка одновременно.

При постановке диагноза важными моментами являются дифференцирование дисграфии с простым незнанием грамматических основ, а также определение типа патологии.

Проводятся обследования:

  • речевого, общего развития;
  • слуха, нервной системы, зрения, артикуляционного аппарата;
  • моторики (ручной, речевой);
  • по выявлению «главной» руки;
  • по оценке выговаривания звуков, способности к проведению звукового анализа;
  • специфических черт и объема словарного запаса, точности речевого построения;
  • аналитический разбор работ, которые пациент выполняет письменно;
  • на основе выполненных заданий на списывание, составление описаний, написание под диктовку, чтение и пр.

Лечение

Коррекция проводится с учетом механизма и типа нарушения. При наличии показаний назначаются медикаментозное и/или реабилитационное (физио- и гидротерапия, лечебная физкультура, массаж и пр.) лечение.

Коррекционная работа

Логопед оказывает пациенту помощь в:

  • восполнении пробелов при произнесении звуков;
  • формировании верной грамматически речи и обогащении словаря;
  • развитии связности речи;
  • развитии памяти, двигательной активности, пространственной ориентации, мыслительных процессов, восприятия на слух, способности к звуковому анализу/синтезу.

Сформированные в результате устойчивые навыки устной речи далее закрепляются посредством письменных упражнений.

Упражнения для устранения и коррекции дисграфии

Исходя из вида нарушения, логопед предлагает проведение ряда специфических упражнений. Однако имеются и примеры общего уровня, которые можно осуществлять своими силами в домашних условиях.

  • «Лабиринты» . Задания подобного рода, требующие проведения безотрывной линии, направлены на тренировку крупной моторики (предплечья, руки). Правильное их выполнение предполагает своевременную смену положения руки, но не листа бумаги.
  • «Пропущенные буквы» ? вставление отсутствующих букв в большой текст. Задание может осуществляться с помощью текста-подсказки, в котором заполнены все пробелы. Назначение упражнения? развитие внимания, уверенности письменного навыка.
  • Разъяснение постановки знаков препинания в тексте.
  • Проговаривание вслух непосредственно в момент письма согласно правилам написания.
  • «Корректурная правка» ? вычеркивание из довольно объемного текста заданной буквы, а на следующем этапе? вычеркивание одной и подчеркивание другой. Способствует запоминанию зрительного образа букв, устойчивости внимания.

Подобные упражнения, в отрыве от занятий со специалистом, не способны разрешить проблему, но позволяют значительно увеличить результативность лечения дисграфии у младших школьников.

Профилактика

Профилактические мероприятия эффективны до начала освоения грамоты и включают:

  • устранение проблем устной речи;
  • стимуляцию своевременного развития представлений о пространстве, сенсорных функций, способности различать звуки/буквы на слух или зрительно;
  • выявление и лечение проблем медицинского характера.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.

Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте , а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

Зрительный, который подбирает соответствующую графему;

Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи . Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей .

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого...

Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам. Редактор статьи: Вера Берёзова Материалы для статьи взяты на сайте www.logoped.ru

Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

В последние годы наблюдается стремительный рост количества детей с дисграфическими и дислексическими нарушениями. В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфйические трудности в овладении письмом и чтением. Причем у большинства из них данные нарушения сохраняются и в более старших классах.

Предпосылки возникновения дисграфии у ребенка:

  • фонетико-фонематические нарушения;
  • ребенок левша;
  • в семье говорят на двух или более языках;
  • проблемы с памятью, вниманием;
  • несформированость зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

Проявления дисграфии:

Г лавным критерием дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок".

  • пропуски букв, слогов, слов, их перестановки;
  • замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным;
  • характеристикам соответствующих звуков;
  • смешения букв, сходных по начертанию;
  • нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении;
  • неправильное построение речи.

Виды дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежит неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме, но недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. (Рак - лак; стол - штол;жук - зук; ковёр - ковёл; кожа - коза; бублик - пуплик).
В ряде случаев замены букв на письме сохраняются у детей и после того, как замены звуков в устной речи устранены. Причиной этого является несформированнoсть кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

2. Акустическая диcгрaфия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав, а также гласные О-У, Е-И. («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом: произношение звуков является нормальным.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Несформированность анализа предложений на уровне слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.
Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы), ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).

Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

Приведем пример таких ошибок:

  • пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ - ДОЖДИ, ДЕКИ - ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ - СОСТАВЛЯЮТ);
  • пропуски гласных (ДЕВЧКИ - ДЕВОЧКИ, ПОШЛ - ПОШЛИ, ТЧКА - ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ - РАСКАЧИВАЕТ);
  • перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ - КАПЕЛЬКИ, КУЛКА - КУКЛА);
  • добавление букв (ВЕСНАЯ - ВЕСНА);
  • пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД - ВЕЛОСИПЕД).

4. Аграмматическая дисграфия. Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи.

Проявления аграмматической дисграфии:

  • трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями;
  • нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями;
  • синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения;
  • грубые нарушения последовательности слов;
  • рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение);
  • замена форм ед.числа существительными мн.числа;
  • замена окончаний слов;
  • замена приставок, суффиксов (словообразование).
  • неправильное употребление предлогов, окончаний, некоторых приставок и суффиксов, нарушение согласования.

Например: ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ. ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи).

5. Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций и связан со смешением букв, сходных по написанию.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

  • искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
  • замены и смешения графически сходных букв. всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом (п - т, ш - и, л - м), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (п - н, м - ш).

Одно из ярких проявлений оптической дисграфии - зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Смешанные формы дисграфии

Последствия дисграфии.

Наличие дисграфии у детей приводит к целому букету печальных последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:

  • невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе
  • существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся
  • большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа)
  • трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;
  • психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка)
  • асоциальное поведение - 80% правонарушителей подросткового возраста имеют дисграфию.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами.

Проблемы ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ могут быть решены с п омощь ю Информационной системы «Речевые технологии».

Информационная система позволяет проводить онлайн диагностику и коррекцию Фонетико-фонематических нарушений у детей.

Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, проходивших диагностику речевых нарушений с помощью Информационной системы выявлено более 50% детей с нарушениями процессов чтения и письма.

В результате регулярной работы детей в программе "Речевые технологии" нарушения процессов чтения и письма разной степени выраженности у детей заметно сокращаются.

Большинство детей достигают высокого уровня развития процессов чтения и письма , необходимых для успешного обучения в школе.


Учителя отмечают:

  • заметное улучшение успеваемости,
  • снижение тревожности учащихся,
  • повышение их самооценки,
  • повышение мотивации к обучению,
  • развитие умения слушать,
  • развитие умения сосредоточиться,
  • развитие умения концентрировать свое внимание,
  • уменьшение количества ошибок при письме.

Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в преодолении речевых нарушений у дошкольников и младших школьников.