Психологические аспекты отцовства. Как становятся папами или психология отцовства

В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о «крахе семьи», «утрате отцовского авторитета», «доминировании матери в воспитании детей». Для того чтобы понять особенности нынешних отцов, попробуем рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.

Е.Флерова "Отец и сын"

Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, за мужчиной - хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье его отец.

Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная. В этой модели отец - кормилец, персонификация власти и высшая дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства в той или иной форме встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.

Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов прошлого столетия, когда резко возросла профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа - главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях эту роль ответственности за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.

Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца в первые годы жизни ребенка рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили «новый образ мужчины», который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.

Появление современной модели отцовства связывают с демократическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими «чисто мужские» качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они скорее склонны возлагать на жен.

В чем разница между материнским и отцовским воспитанием?

С точки зрения Э.Фромма отцовская любовь по сравнению с материнской - любовь «требовательная», условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.

Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации.

Как отмечает А.Греймс: «Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности».

Отцы и дети: с чего начинается понимание

В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае - только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца - он лег на диван и сказал: «Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер». Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: «ходят на работу», «зарабатывают деньги», «ругают маму», «наказывают».

И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то «на работе» занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец - не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. «Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться», - часто грозит мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей «культуры отцовства».

Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: «Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним? в какие игры?» Большинство отцов отвечали так: «Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить, а пока пусть мама с бабушкой нянчат».

Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала в раннем детстве первые контакты с малышом. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.

Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Также как и для матерей ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы проявляли большее понимание потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.

Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также привязанность мужа к жене, чувство общности между мужем и женой, котороя нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.

По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.

Однако психологи отметили также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру «по кочкам, по кочкам», качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках.

Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.

В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют «школы для пап», где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.

В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.

Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании, в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку - условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.

Готовность к отцовству

Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность «незрелых» отцов, что, впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания. У таких отцов развита эмпатия (способность к сопереживанию - прим. ред.), им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты - потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.

Что происходит, когда отцовские чувства или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка?

Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации (т.е. ситуации «лишения отца» - ред.), где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей - строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действий, способностей, внешности. У девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я».

Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

Известный отечественный психолог А.И. Захаров отцов, чьи дети болеют неврозами, характеризует как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.

Влияние отца на психическое развитие ребенка

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность отца для ребенка, его включенность в совместную деятельность. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы влияют на развитие ребенка успешнее, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на познавательные способности детей, тогда как авторитарность матери - отрицательное. Интеллектуальные характеристики отца точнее, чем подобные характеристики матери, соответствуют формированию познавательных навыков ребенка независимо от его пола. Обнаружено положительное соответствие между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, относятся к нему с уважением, вызывают у него аналогичную установку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту.

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство.

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном - чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение - все это не свойственно для большинства современных отцов.

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной тенденции воспитания - преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать - значит делать замечания, запрещать, наказывать и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который, в отличие от матери, ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения, низко его оценивает - не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей - ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятен для развития личности ребенка авторитарный стиль воспитания. Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта. А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа «Я».

1. Матери следует предоставлять отцу возможности для взаимодействия с ребенком, начиная с первых дней жизни.

Отец может участвовать в уходе за малышом: поменять памперс, помочь искупать, погулять, покормить из бутылочки и пр. При этом свои действия полезно сопровождать ласковыми словами, обращенными к ребенку, улыбкой.

2. Важное место во взаимодействии отца с подрастающим ребенком имеет игра. В отличие от матерей отцы склонны устраивать энергичные, непредсказуемые игры, которые детям особенно нравятся. Матери не следует запрещать подобные игры на том основании, что игра с отцом не похожа на игру с матерью.

3. Отцы больше общаются со своими детьми в общественных местах, таких как зоопарк или парк отдыха. Полезно организовывать подобные совместные прогулки отца с ребенком.

4. Отцы, которые часто общаются со своими маленькими детьми, становятся значимыми фигурами в мире ребенка. Прежде всего, они становятся моделью поведения, которой ребенок начинает следовать. Чем больше общения и взаимодействия отца с ребенком, тем лучше для психического развития малыша.

5. Взрослые, заботящиеся о ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, и поэтому лишь беспомощно взирают, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. Другие родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, не предоставляют ему самостоятельности. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.

6. Следует предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении, ясно давать понять ребенку, чего от него ждут, и быть последовательными. Необходимо сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного.

7. Избегайте неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Их использование формирует у детей аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт как недоброжелательность, жестокость и упрямство.

8. Очень осторожно следует пользоваться порицанием и запрещением. Порицание и запрещение следует высказывать мягко, доброжелательно, недопустимы порицания личности ребенка, их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так, следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал». Вслед за запрещением или порицанием какого-либо действия необходимо показать ребенку положительный образец.

9. Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату.

Введение
Проблема материнства
Изучение материнства в психологии
Материнство как обеспечение условий для развития ребенка
Психологические аспекты материнства
Материнство как часть личностной сферы женщины
Девиантное материнство
Психология отцовства
Отцы и дети: с чего начинается понимание
Заключение
Список литературы

Введение

Психология материнства и отцовства.

Фрагмент работы для ознакомления

Ни в коем случае нельзя забывать о личных потребностях: вовремя питаться, давать себе возможность отдохнуть. Нужно обязательно найти кого-то, кто смог бы Вам помогать по хозяйству и сидеть с ребенком, чтобы мать могла иногда отлучаться. Неплохо было бы переложить часть обязанностей по дому и по уходу за ребенком на мужа и других родственников. И не нужно стесняться - ребенок принадлежит не только матери, и она имеет полное право требовать помощи.
Нельзя отказывать себе в маленьких и больших удовольствиях - регулярно задавать вопрос: что бы сейчас могло меня порадовать? И постараться выполнять свои желания. Не забывать, чем увлекались раньше. Не оставлять своих увлечений, покупайте журналы, книги и фильмы или попросить мужа, чтобы он покупал их по списку.
И, конечно, не стоит забывать омуже. Зачастую после рождения ребенка мужчины начинают чувствовать себя лишними, обижаться, ревновать и, как следствие, отдаляться от жены. Поэтому, с одной стороны, надо вовлечь мужа в процесс воспитания ребенка, чтобы он мог строить с ним свои отношения и помогать вам. С другой - необходимо уделять часть своего времени и внимания и ему самому, заботиться о нем, насколько это сейчас возможно, интересоваться его жизнью и рассказывать ему о своей. Необходимо найти возможность проводить с мужем время вдвоем, желательно, вне дома. Есть рестораны и другие места, куда можно пойти всем вместе и побыть вдвоем, пока ребенок мирно спит в коляске.
Для вынужденной жертвы решение проблемы в том, что баланс между интересами матери и ребенка не должен быть жестким.
Здесь рекомендации те же, что и в первом случае, но есть важное отличие. Добровольной жертве порой трудно заставить себя о себе же заботиться, потому что она в новой обстановке этого просто не умеет, а вынужденная жертва считает, что она на это не имеет права. Поэтому самое главное - приучить себя к тому, что у женщины это право есть.
В заключение можно сформулировать основную мысль. Ребенку не нужны неоправданные жертвы, и вполне можно создать новый баланс в семье так, чтобы никому не пришлось страдать. Не так уж это сложно, как кажется на первый взгляд. Главное - не забывать о том, что у счастливой и любящей мамы обязательно будет здоровый и веселый ребенок.
Психология отцовства
Исторически формирование института отцовства связывают с возникновением частной собственности, когда появляется естественная необходимость ее наследования одним из сыновей. Так, обществом за мужчиной хранителем традиций закрепляется функция обеспечения женщин и детей. Поскольку родительское поведение мужчины является по своей сути социальным, оно зависит от обучения и без соответствующих социальных условий может легко исчезнуть. Кроме того, психологическое содержание отцовской роли во многом зависит от опыта собственной социализации мужчины в родительской семье, того какую модель отцовства демонстрировал в семье отец.
Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная модель. В этой модели отец – кормилец, персонификация власти и высший дисциплинирующая инстанция, пример для подражания и непосредственный наставник во вне семейной общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего, сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный, сведущий. Данная модель отцовства в той или иной форме до сих пор встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности.
В последнее время в публицистике и средствах массовой информации все чаще дискутируются вопросы, связанные с традиционным и современным пониманием роли отца, возникают мифы о "крахе семьи", "утрате отцовского авторитета", "доминировании матери в воспитании детей". Для того, чтобы понять особенности нынешних отцов, следует рассмотреть изменения, происходящие с семьей в культуре и обществе.
Изменения, связанные с семьей, наметились, начиная с 60-х годов, когда резко возросла трудовая и профессиональная занятость женщин. Это привело к изменению их жизненных стратегий, и положения в семье. Если раньше женщина социально и экономически зависела от мужа – главы и кормильца семьи, то теперь во многих семьях эту роль ответственности за материальное обеспечение семьи берут на себя женщины, конкурирующие с мужчинами на производстве и в профессиональной карьере. При этом женщины все больше времени проводят вне семьи, а перед супругами возникает вопрос распределения не только домашних обязанностей, но и воспитательных функций.
Новый взгляд на гендерные роли с ростом феминизации не мог не повлиять на институт отцовства. В традиционной модели роль отца (особенно в первые годы жизни ребенка) рассматривалась как преимущественно вспомогательная. Однако уже в 80-е гг. в странах Европы и США социологи и психологи обозначили "новый образ мужчины", который был во многом противоположен традиционному. Отличия, прежде всего, заключались в отношении к маленьким детям: новая модель отцовства подразумевала участие в уходе, проявление заботы, умение вступать в эмоциональный контакта с ребенком.
Появление современной модели отцовства связывают с демократическими, гуманистическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Отец и мать в современной семье представлены как равноправные партнеры. С точки зрения американских психологов успешное отцовство характеризуется активным участием в воспитании детей, интересом к успехам ребенка и частым общением с ним. Обычно такие отцы менее суровы, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, проявляющими "чисто мужские" качества. Последние бывают гораздо более требовательными и строгими родителями, однако ежедневные заботы они скорее склонны возлагать на жен.
В чем разница между материнским и отцовским воспитанием.
С точки зрения Э.Фромма отцовская любовь по сравнению с материнской – любовь "требовательная", условная, которую ребенок должен заслужить. Отцовская любовь не является врожденной, а формируется, на протяжении первых лет жизни ребенка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений, успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода, поскольку в соответствии с традиционными нормами мужчина должен воспитать наследника как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций.
Согласно представлениям А.Адлера роль отца в воспитании заключается в поощрении активности, направленной на развитие социальной компетентности. Если мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ребенку путь к человеческому обществу. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально полезных целей и идеалов, их профессиональной ориентации.
Как отмечает А.Греймс: "Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности".
Отцы и дети: с чего начинается понимание.
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в известную игру "Дочки-матери". Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае – только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца – он лег на диван и сказал: "Дайте мне газету и включите телевизор. Не шумите! Я посплю, а потом буду играть в компьютер". Так он провел всю игру. На вопрос психолога, что делают мамы, бабушки, все дети, включая мальчиков, отвечали охотно и подробно. О том, что делают папы, рассказали немногие и в самых общих словах: "ходят на работу", " зарабатывают деньги", "ругают маму", "наказывают".
И в самом деле, современный папа для своего ребенка часто становится чем-то мифическим, непонятным и недоступным. Он уходит рано утром, целый день где-то "на работе" занимается чем-то важным, а вечером возвращается усталым. Его хватает только на газету и телевизор, иногда и компьютер. По-существу, работа, увлечения, жизнь отца проходят мимо внимания ребенка. Отец – не партнер, не друг, а некая карающая инстанция. "Вот скажу отцу, он тебе покажет, как не слушаться", - часто грозится мама. Такое отчуждение, отстранение от воспитания детей, похоже, является стереотипом нашей "культуры отцовства".
Психологи опрашивали молодых пап из семей с ребенком первого года жизни: "Интересно ли Вам общаться со своим малышом? Сколько времени Вы с ним проводите? Играете ли Вы с ним, в какие игры?" Большинство отцов отвечали так: "Да что он понимает! Вот подрастет, будем с ним в футбол играть, на хоккей ходить… А пока пусть мама с бабушкой нянчат. Не мужское это дело".
Установка на отстраненность часто становится источником непонимания, недоверия, конфликтов в последующие годы, вплоть до отрочества и юности. Упущены с самого начала, в раннем детстве первые контакты с малышом, общение во время ухода за ним, совместные прогулки, игры. Все это сказывается впоследствии в трудностях взаимопонимания между отцами и детьми, в отсутствии у ребенка доверия и привязанности к отцу.
Проблема установления контактов младенца с отцом, начиная с первых дней жизни, хорошо изучена зарубежными психологами. В исследовании Маргарет Родхолм отцы получали возможность контактировать с детьми, рожденными с помощью кесарева сечения, примерно в течение 15 минут, при этом им предлагали держать ребенка на руках, разговаривать с ним, поглаживать головку, ручки и ножки новорожденного. Также как и для матерей, ранний контакт с ребенком отцов повлиял на последующее взаимодействие: такие отцы были более активны, проявляли больше понимания потребностей детей, испытывали больше положительных эмоций в контактах с детьми.
Отцы, присутствовавшие при родах, говорят, что они практически сразу привязывались к ребенку, переживали эмоциональный подъем, гордость, росли в собственных глазах. В ряде исследования было установлено, что эти отцы гораздо больше привязываются к своим детям, больше заботятся о нем, чем те, кто увидел ребенка впервые только через несколько дней после рождения. Присутствие на родах, совместные переживания укрепляют также их привязанность к жене, укрепляют чувство общности между мужем и женой, которая нередко ослабевает, когда центром интересов матери становится новорожденный.
По результатам психологических исследований младенцы, чьи отцы ухаживали за ними, начиная с первых дней жизни, показывают более высокий уровень умственного и физического развития, вырастают более эмоционально отзывчивыми. Между супругами возникает меньше трений, у них отмечается единство целей и согласие в принятии решений по вопросам воспитания ребенка.
Однако психологи отмели также, что отношение к младенцам отцов, стремящихся принять активное участие в заботе о ребенке, отличается от отношения матерей. Отцы преимущественно играют с ребенком, тогда как матери обычно пеленают, купают и кормят его. Даже ухаживая за ребенком, отцы предпочитают делать это в игровой манере. При этом отцы играют с детьми иначе, чем матери. Отцы больше склонны к энергичным играм, направленным в первую очередь на физическое развитие ребенка: они подбрасывают малышей, двигают их руками и ногами, играют в игру "по кочкам, по кочкам", качают на ноге, кружат, катают на спине. Матери же обращаются с малышами более осторожно, нежно разговаривают, поглаживают, бережно носят на руках. Интересно, что с самого раннего возраста младенцы, при виде отца тянутся к нему и поднимают брови, ожидая, что "раз папа здесь, будем играть". В ходе одного эксперимента малышам предоставлялась возможность выбора партнера по играм, и они, как правило, предпочитали отцов. Предполагается, что это предпочтение можно объяснить большей подвижностью игр с отцами.
Отцы, у которых установились сильные эмоциональные связи с детьми в младенческом возрасте, в дальнейшем оказываются более чуткими к изменяющимся потребностям и интересам своих взрослеющих детей. В целом такие отцы имеют большее влияние на своего ребенка. Дети больше прислушиваются к ним, ориентируются на их мнение, сыновья хотят походить на отцов, с которыми у них теплые, разносторонние взаимоотношения.
В США, Германии, Франции, других странах успешно функционируют "школы для пап", где учат ухаживать, общаться, играть с маленьким ребенком, понимать его, видеть в нем развивающуюся личность.
В России же с ее культурными и историческими особенностями, наблюдается несколько иная ситуация, чем на Западе. Данные социологических исследований 90-х гг., хотя и отмечают рост приоритета семьи среди российских мужчин, все же не выявляют трансформации образа отца в общественном сознании. Так, российские мужчины в большой мере сохраняют традиционный образ отца-кормильца и реализуют архаическую мужскую роль, продолжая считать уход за маленькими детьми и их воспитание преимущественно женским занятием. Этим, отчасти, социологи объясняют обнаруженную в результате опроса сильную скрытую конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе.
Тем не менее, полученные данные показывают также, что не только на Западе, но и в России, отцы все чаще привлекаются к уходу за грудными детьми и участвуют в их воспитании наряду с матерями, причем в семьях возникает сотрудничество, какого прошлые поколения не знали. Таким образом, функции отца в семье претерпевают сравнительно быстрые изменения, складывается новая модель отцовства, сочетающая в себе две формы эмоционального отношения к ребенку – условную отцовскую и безусловно-принимающую материнскую любовь.
Существует психологическая связь между сформированностью отцовского чувства и уровнем зрелости личности родителя. Вот почему гораздо чаще отцовство в полной мере переживается отцами поздних детей. Основная психологическая трудность "незрелых" отцов, что впрочем, свойственно и молодым матерям, заключается в неумении извлекать удовольствие, радость от общения с ребенком. Зрелость отцовских чувств выражается в любящем, принимающем стиле воспитания, ориентированном на ребенка. У таких отцов развитая эмпатия, им свойственно опекать, заботиться о ребенке, а отцовство со всей силой захватывает их именно в первые годы жизни ребенка. Характеризуя отцовскую любовь зрелых отцов, можно сказать, что они испытывают потребность в том, чтобы учить, передавать себя, сделать ребенка в высшем культурном смысле своим наследником, то есть, передать в будущее все лучшее, чем владеешь сам. Эти отцы более эффективны во взаимодействии с детьми раннего и дошкольного возраста. В соприкосновении с ребенком созревают истинно мужские черты – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, крепнут внутренняя энергия и сила.
Что происходит, когда отцовские чувства, или роль отца в семье недостаточно выражены, как это сказывается на развитии ребенка?
Психологами хорошо изучены ситуации патернальной депривации, где отец хотя и присутствует физически, но в воспитательном или стимулирующем развитие ребенка отношении либо бездействует, либо действует искаженно. В таких семьях обычно наблюдается инверсия ролей, строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждении отца нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искаженной модели отцовства в последующие поколения.
При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.
Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца. Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола.
В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипремаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского "Я".
Мальчики, чрезмерно привязанные к матери могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.
Известный отечественный психолог А.И. Захаров характеризуя отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.
У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий или педантизм отца, также являются факторами невротизации ребенка.
Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.
Влияние отца на психическое развитие ребенка
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение "включенных отцов" и "включенных матерей", т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери - отрицательное. По-сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Список литературы

Список литературы

1.Авдеева Н.Н. Психология отцовства// Вопросы психологии, 2007
2.Калина О.Г. Холмогорова Л.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и половую идентичность подростков// Вопросы психологии, 2007.- №1.
3.Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству// Вопросы психологии. 2000. - № 5.
4.Мирюнова С.А. Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу материнства// Вопросы психологии, 2003. - № 4.
5.Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
6.Особенности материнского отношения и привязанности ребенка к матери// Психологическая наука и образование, 2006. - № 2.
7.Самоукина И.В. Родители и дети// Прикладная психология, 2000. – № 2.
8.Собкин В.С. Барабанова Е.В. Проблемы отцовства// Вопросы психологии, 2006. - № 3.
9.Психология отцовства// Журнал практического психолога. 2007. - № 1.
10.Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии// Вопросы психологии, 2001. – № 2.
11.Шведовская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми// Психологическая наука и образование, 2006. - № 6.
12.Щукина Е.Г. Психосоциальные основы формирования материнства на современном этапе// Мир психологии, 2005. - № 2.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Фигура отца в большей степени наделена властью, чем фигура матери. Не стоит атаковать отца критикой . Это не лучший путь для построения гармоничных отношений с мужем и развития личности ребенка. Фигура отца разве н чивается – рушится система власти, у детей нарушается способность соблюдать нормы и правила. К тому же, если семья считает отца успешным человеком, то и дети больше уверены в себе, а соответственно, более благополучны.

Для гармоничного развития личности ребенка важно не просто наличие отца, а хорошие отношения с ним.

Благодаря взаимопонимаю с отцом у девочек складывается вера в то, что они красивы и могут быть любимы. Особенно важны комплименты от папы в подростковый период, когда внешность меняется быстро и часто не самым желательным образом. Мальчику уважение отца помогает легче ориентироваться в социуме и занимать достойное место в компании сверстников.

Стиль отцовства частично копируется со стиля воспитания, который был в родительской семье.

Естественно, не полностью. Он преобразуется в соответствии с личностными особенностями конкретного человека, спецификой культуры и религии, к которым он принадлежит, особенностями экономических условий в обществе. На стиль отцовства также влияют отношения с матерью ребенка, особенности самого ребенка, его пол.

Изначально отношения с ребенком устанавливает мать еще во время беременности.

Постепенно при помощи супруги к этим отношениям присоединяется отец, важно поддерживать его в этом. Иногда мужчине может быть сложно включиться во взаимодействие с ребенком. Тогда он может чувствовать отдаленность от семьи и стремиться как-то заглушить эти чувства. Способы могут быть разные: уход в карьеру, алкоголь, увлечения на стороне и т.д. Несформированные отношения отца с ребенком, вносят значительные осложнения в брак .

Затруднения возникают и в случае, если в молодую семью чересчур активно вмешиваются родители супругов.

Могут формироваться деструктивные треугольники: ребенок-мать-бабушка . В такой ситуации ребенком заняты супруга и
ее мать (или свекровь). Тогда как в вопросах воспитания важно разделить ответственность, прежде всего, между супругами. Иначе отец отодвигается на второй план, из-за того, что места
в подобном деструктивном треугольнике ему, как правило, не находится.

Также интерес к участию в семейной жизни и воспитанию ребенка угасает у мужчины в ситуации, если у него
конфликтные отношения с супругой.

Психолог Г.С. Абрамова описала «ловушки отцовства » – распространенные в нашем обществе стереотипы, которые мешают гармоничному развитию отношений отца и ребенка. Перечислим некоторые их них:

  • «Ловушка простой цели » – убежденность в том, что основная цель отцовства сводится к материальному обеспечению детей. Эмоциональный контакт исключается.
  • «Ловушка ожидаемого долженствования » – вера в то, что ребенок будет уважать папу в любом случае, только за то, что
    он его отец.
  • «Ловушка правоты силы » – разрешение конфликтов с ребенком только с помощью силы: физических наказаний либо психологического давления.
  • «Ловушка возраста » – представления о том, что с «маленьким» ребенком должна заниматься мама, так как «Он все равно еще ничего не понимает». Отец, таким образом, приступает к воспитанию, «когда ребенок подрастет». Но известно, что привязанность к родителям формируется с самого раннего
    возраста. Чем позже родитель подключается к воспитанию, тем сложнее установить благополучные, гармоничные отношения с ребенком.
  • Стереотипы, связанные с полом – стереотипы, согласно которым, мужчина не должен брать на себя выполнение «женских» обязанностей. Вера в то, что в том числе и воспитание детей – задача женщин, с которой они якобы справляются лучше мужчин.

Нередко женщина воспитывает детей без мужа.

В такой ситуации обеспечить оптимальные условия для развития несколько сложнее. И все же подобная ситуация не является фатальной. Психологически в семью всегда включен отец даже при его физическом отсутствии – как образ, миф, история. Теплый образ отца хорошо сказывается на эмоциональном благополучии подростка. Положительный образ родителя способен в некоторой степени компенсировать его отсутствие. Тогда как наиболее неблагоприятное влияние на подростков в неполных семьях оказывают негативный или амбивалентный образы отца.

Если супруги находятся в разводе, то скорее стоит помочь отцу и ребенку поддерживать отношения. Поскольку нарушение привязанности к отцу наносит травму ребенку, тем более если оно спровоцировано матерью.

Женщине самостоятельно занимающейся воспитанием также полезно подключать к общению с ребенком родственников мужского пола , друзей, которым можно доверять. Положительно сказывается на ребенке посещение кружков и секций, руководит которыми мужчина. Важно, чтобы у ребенка был образец мужского поведения (не важно, девочка это или мальчик).

Завершая, хочется сказать о том, что рождение ребенка, забота и общение с ним делает мужчину более зрелым, состоявшимся и, конечно же, дарит множество счастливых моментов!

Наличие детей уже издавна считалось неким показателем мужской силы. По традиции мужчина просто обязан иметь семью и детей, для которых он является кормильцем и защитником.Психология отцовства довольно-таки сложна.

Давайте попробуем в ней разобраться!

  • В новое время содержание отцовской роли стало значительно меняться. Существенное влияние на институт отцовства оказывает общество, школа, сверстники, средства массовой информации и, конечно же, Интернет, а также непосредственное вмешательство государства в семейную жизнь.
  • Для современных мужчин значительно важными являются эмоционально-психологические аспекты отцовства. Семья должна занимать центральное место в жизни мужчины, так как именно она определяет психическое благополучие. Чаще всего, эмоциональная близость отца с детьми остается символической, а их реальные взаимоотношения по большому счету осуществляются с помощью посредничества матери.
  • Мы живем во времена, когда идет увеличение числа внебрачных детей, а количество разводов возрастает с каждым днем. И большая доля мужчин к сожалению не живет со своими семьями. А после разводов большинство детей, как правило, остаются с матерью, после чего их общение с отцами ограничивается, порой и вовсе прекращается. В основном это происходит из-за того, что мужчины сами теряют интерес к своим детям. Но может быть и такое, что бывшие жены сами препятствуют подобным контактам. Вследствие всего этого безотцовщина растет. Но страдают от этого не только дети и женщины, но и сами отцы. Мужчина, который любит своего ребенка, став отцом, приобретает новую ответственность, но при разводе всё это обращается лишь против него. Это значит, что дети делает мужчину более уязвимым.

Психология отцовства настолько многогранна, что понять её практически невозможно. Для этого необходимо изучать историю, как из поколения в поколения менялась роль отцовства в обществе. Кстати, о судьбах отцовства размышляют не только мужчины, но и женщины. Сейчас современные женщины ведут конкуренцию с мужчинами практически во всех сферах общественной жизни, раньше же такого не было и быть не могло. И это в свою очередь создает для мужчин новые проблемы. Но никто не может дать однозначного ответа на вопрос, почему нынешние мужчины значительно отличаются от мужчин прошлого времени…

Роль отца в воспитании ребёнка.

Роль отца в процессе воспитания ребёнка признаётся одной из самых важнейших в становлении и развитии ребёнка. Молодые люди, которые недавно стали отцами, начинают ощущать принадлежность к отцовству по мере взросления малыша. По этому поводу говорят, что пока отец не имеет всей полноты подобных чувств, он должен любить мать своего ребёнка.

Роль отца определяется по следующим категориям:

  • принятие участия отца в ранней стадии половой идентификации малыша;
  • восприятие ребёнком отца, как некого образца для подражания, символа настоящего мужчины и видение символичной функции, которая помогает ему в выработке представлений о себе и окружающих его людях;
  • мужчине - отцу при рождении дано быть защитником своего семейства и именно маленький ребёнок, в большей степени, активизирует эту черту в нём;
  • отец представляется ребёнком в роли тотема, который придаёт больше уверенности и авторитета, помимо этого, малыш осознаёт, что отец олицетворяет дисциплину и порядок;
  • отец отождествляется ребёнком с источником знаний об окружающем мире, то есть важным субъектом для определения дальнейшего жизненного пути и взаимодействия с обществом;
  • отец способен научить малыша применять адекватные техники борьбы с агрессией со стороны посторонних людей, а также развить в нём такие способности как инициативность и индифферентное отношение к групповому давлению;
  • отец считается авторитарным субъектом в отношении ребёнка и, в связи с этим, способствует благотворному его развитию;
  • отец даёт ребёнку больше самостоятельности, таким образом, прививая ему склонность к самодисциплине, что ускоряет внедрение малыша в социальную среду;
  • в глазах ребёнка отец представлен в виде эталона, который позволяет осуществить защиту от страхов потому, что является бесстрашным и неуязвимым.

Теперь, несколько слов о том, каким должен быть хороший папа.

  • он должен быть постоянно в зоне досягаемости ребёнка;
  • он должен постоянно иметь возможность общения с ребёнком, в частности, разъяснения непонятных для него вещей и явлений;
  • он должен оказывать содействие ребёнку во всех его достижениях и, затем, адекватного хвалить его за успешные результаты;
  • он должен постоянно принимать активное участие в совместной деятельности с малышом;
  • он должен быть ответственным за обеспечение всяческих потребностей ребёнка;
  • он должен всегда быть в курсе всех событий, которые происходят в жизни ребёнка, в том числе и его развития.

Отцовская любовь и забота о ребёнке даёт возможность развития в нём будущего примера родительского поведения. Папа, который любит своего малыша, чаще всего, оказывается более эффективным воспитателем, чем мать. Он способен помочь своему чаду сформировать адекватный характер.
Активное принятие участия отца в жизни ребёнка обеспечивает развитие следующих качеств: сдержанность, умеренность действий, стабильность в проявлении эмоций, спокойствие при любых обстоятельствах, безмятежный вид в случае, когда другие паникуют, оптимистичное настроение, исполнительность и ответственность.