Интегрированная НОД «Заседание юных экологов» (образовательные области «Познание-экология»). Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир живой природы

Конспект непосредственной образовательной деятельности в области познания по экологическому воспитанию в старшей группе.

Тема: «Берегите природу, она – наш общий дом!»

Воспитатель: Е.В.Шипова.

Цель: Формировать представления о правилах и нормах поведения в природе. Программное содержание:

Познавательное: дать детям понять, что природа – это наш общий дом, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы.

Речевое: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Социально- коммуникативное: формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Физическое: формирование правильной осанки детей на занятии.

Художественно- эстетическое: учить детей читать с выражением стихотворения, воспитывать радостное, заботливое отношение к природе.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: глобус, планета, природа. Приучать отвечать полным ответом.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, заучивание стихотворения и физкультминутки, создание презентации, чтение художественной литературы, беседы, подбор аудиозаписи- мелодии леса.

Материалы и оборудование: глобус, проектор, аудиозапись «Звуки леса», презентация «Земля – наш общий дом», фантики, корзинки.

Ход занятия: Здравствуйте ребята! Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом -

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса и горы и моря-

Всё называется - земля! Показ слайда №1

Воспитатель: Показывает модель глобуса. Что такое глобус? (Глобус – это модель земли уменьшенная во много тысяч раз, на которой живут и растения, и животные, и человек. Земля является их общим домом). Показ слайда №2
Какие цвета вы видите на нем?
Какого цвета больше?
Что он изображает?
Правильно, синим цветом изображена - вода океаны, моря, озера, реки; зеленым - леса, равнины; коричневым - горы. Все это - наша земля. Сегодня мы с вами поговорим о том, как же мы должны жить на земле. Если природа - общий дом, то каждый из вас имеет свой дом. И каждый старается в своём доме поддерживать чистоту и порядок.

Ребята, а теперь я предлагаю вам отправиться в путешествие на воздушном шаре, Давайте возьмем подзорные трубы и посмотрим вдаль. Я вижу верхушки деревьев.
А вы видите? Давайте здесь и приземлимся. Подойдем поближе и рассмотрим, где же мы оказались? Аудиозапись со звуками леса. Дети отвечают, что попали в лес.

Правильно, а кто же живет в лесу? Ответы детей. Показ слайда №3

Ребята, а вы знаете, что у каждого животного есть свой дом, я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Назови домик для животного».

А каких птиц мы можем услышать в лесу? (дятел, сорока, синица). Отгадайте про каких птиц эти загадки?

Загадки о птицах

Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник.
(Дятел)

Верещунья, белобока, а зовут ее...
(Сорока)

Правильно, молодцы, а теперь посмотрим, сможете ли вы собрать птиц из разрезанных картинок. Проводится игра «Собери птицу».

Ребята, а где живут птицы? (На деревьях). Да, посмотрите какие деревья стоят вокруг. Это и ели, и березы. А вы знаете еще какие-нибудь деревья? Всем им нужна Земля, потому что она их дом.

А теперь мы отдохнём и немножко поиграем.

Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо, Ветерок все тише – тише, а деревья выше – выше.

Воспитатель: отдохнули немного ребята?

Рассматривание запрещающих карточек и рассказ по ним. Работа с карточками.

Присаживайтесь все на стульчики и сейчас мы с вами рассмотрим на проекторе интересные иллюстрации, вы на них посмотрите и скажите все ли в порядке? Что же произошло? (на картинках изображены различные ситуации плохого поведения в лесу)

Чего же делать нельзя в лесу:

Не шумите в лесу!

Не разжигай костры в лесу!

Не оставляйте мусор в лесу!

Не забирайте домой лесных животных!

Не разоряйте птичьи гнезда!

Не разоряйте муравейники в лесу!

Не рвите, не топчите цветы в лесу!

Не ломайте деревья в лесу!

Не ловите бабочек в лесу! Показ слайдов № 4 - № 9

А теперь давайте проведем дыхательную гимнастику «Листочки деревьев».

Ребята, посмотрите вот сюда, что здесь случилось? Как вы думаете, кто мог это сделать?

Какие- то хулиганы приходили в лес развели здесь полный беспорядок. Можно так вести себя в лесу? Давайте мы с вами все это соберем, вы согласны? Возьмем корзинки для мусора и соберем весь мусор.

Молодцы ребята! Значит, о каких знаках мы сегодня говорили? Кто вспомнит и расскажет? Итог: Показ слайда № 10

Ребята, так скажите кто живет на Земле? Вы поняли для кого Земля является общим домом? (Ответы детей )

Дерево, животное, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы погибнем как они.

Воспитатель: Сегодня я решила посвятить вас в «Активные защитники природы» Друг природы – это человек, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медали. Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы? Что будете для этого делать (ответы детей) Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия ? (ответы детей) . Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей) Молодцы, ребята. А девиз наш будет такой: Береги свою планету - ведь другой на свете нету! Показ слайда №11

Нам этом наше интересное путешествие заканчивается. Ребята вам понравилось? (Ответы детей).


Воспитатель: Щеблыкина Н.В.

Игра «Умники и умницы»

Цели:

1.Закреплять знания детей о животных жарких стран и Севера.

2.Закреплять умение группировать животных по способу приспособления к окружающей среде (домашние-дикие, хищные-травоядные).

3.Расширять и систематизировать представление детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания.

4.Учить ориентироваться по карте мира.

5.Развивать мелкую моторику через дидактические игры.

6.Сравнивать характер человека с особенностями поведения животных.

7.Воспитывать любовь к животным и природе.

Ход занятия

Ребята, вы любите играть? Тогда я вам предлагаю игру «Умники и умницы» В этой игре я буду задавать вам вопросы, а вы на них будете отвечать, будете читать стихи и участвовать в конкурсе и, конечно же, получать призы!

А наша игра будет посвящена животным всего мира.

Ребята, угадайте загадку:

Круглая, но не мяч,

Все время кружится, но не юла,

Есть и суша и вода. Что это?

(Земля )

На протяжении многих веков знаменитые географы совершали кругосветные путешествия для того, чтобы составить карту нашей Земли. А для того, чтобы представить себе не только ее поверхность, но и форму, ученые изобрели модель Земли – глобус.

Если внимательно посмотреть на карту и на глобус, то можно увидеть, что наша планета состоит из воды и суши. Вода – это реки, озера, моря, океаны. Суша – Это леса, поля, луга, степи, пустыни и т. д.

На нашей планете существуют 6 материков. Назовите их.

Дети по очереди подходят к карте мира, показывают и называют (Африка, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Антарктида )

Воспитатель : Каждый материк обладает своим уникальным климатом, в котором могут жить определенные животные.

Определить названия материков земного шара нам помогут загадки.

Загадка 1

Материк лежит большой,

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год.

Кто его мне назовет?

(Африка )

Разнообразна природа Африки. Стена тропического леса с буйной зеленью, травянистые равнины с громадными деревьями баобабами, огромные пространства пустынь. Какой климат преобладает в Африке?

Дети : Жаркий

Какие животные живут здесь?

Дети : Лев, обезьяны, крокодилы, слоны, зебры, бегемоты и т. д.

Ребята, сейчас я загадаю вам загадки про животных Африки, а вы должны мне показать картинку-отгадку.

Загадка 2

Больше всех материков

И конечно краше,

Тот, где мы с тобой живем,

Где Россия наша.

(Евразия )

Мы с вами живем в средней части Евразии. Выберите животных нашей местности. (Волк, заяц, лиса, кабан, медведь и др.)

Ребята, а давайте прочитаем стихи про животных нашего края. (читают стихи)

Ребята, а про каких животных вы читали стихи: диких или домашних? (диких)

А каких же животных называют домашними? (Тех, которые живут рядом с человеком, приносят ему пользу, а человек ухаживает за ними)

Игра «Подружи зверей»

Детям раздаются карточки с изображением диких и домашних животных. Нужно встать в две шеренги.

Затем нужно посмотреть, кто из домашних животных похож на диких и встать рядом (заяц-кролик, собака-волк, свинья-кабан, рысь-кошка)

Ребята, а почему домашние животные похожи на диких? (Потому что человек приручал много лет диких животных).

Загадка 3

Для всех он – младший брат,

Невелик, зато богат,

Там одна страна всего.

Назови-ка ты его.

(Австралия )

Австралия со всех сторон омывается морями. Здесь очень буйная растительность и очень богатый разнообразный мир (коалы, кенгуру, лемуры и т.д.)

Ребята, давайте поиграем в игру-соревнование «Кенгуру»(дети делятся на две команды и по очереди прыгают на больших мячах.

Загадка 4

Дуют ветры ледяные,

Горы снежные, крутые,

Там о лете не слыхали,

Там согреешься едва ли.

Он не мал и не велик

Этот снежный материк.

(Антарктида )

Каким цветом раскрашен этот материк? (белым) Почему? (Потому что здесь вечная мерзлота, и снег не тает.)

А где на планете такой же климат? (Арктика)

Живут ли на таком материке животные? (Живут) Какие же животные приспособились к такому суровому, холодному климату? (Пингвины, тюлени, белый медведь, морской котик, морж) По ходу занятия уточняются характерные особенности жизни животных, их повадки, приспособленность к климату.

Игра «Умелые пальчики»

Дети собирают из разрезных картинок животных.

Вопросы викторины:

1. Как спят дельфины? (с одним открытым глазом)

2. Какая птица может плавать, но не может летать? (пингвин)

3. Какое самое высокое животное на планете? (жираф)

4. Что такое хобот у слона? (верхняя губа, сросшаяся с носом)

5. Кого боятся даже львы? (Стаю гиен)

6. Какое животное может бегать по воде? (василиск)

7. Зачем крокодилы глотают камни? (чтобы глубже нырнуть)

8. Какое животное самое большое на планете? (синий кит)

9. Какое животное дольше всех может не пить? (крыса)

10. Какое животное самое быстрое? (гепард)

Игра с мячом «Травоядное или хищное»

Дети встают в круг, воспитатель в центре называет животное и бросает мяч. Ребенок ловит и отвечает, какое это животное: травоядное или хищное.

Игра: «Закончи фразу»

Ребята, каждое животное имеет свои особенности поведения. Люди приметили их и стали сравнивать с человеческими характерами. Давайте назовем их. Я начну фразу, а вы должны ее закончить.

1. Смелый, как… (лев) .

2. Коварная, как… (змея) .

3. Трусливый, как… (заяц) .

4. Хитрый, как…(лиса) .

5. Злой, как… (собака) .

6. Голодный, как… (волк) .

7. Трудолюбивый, как…(муравей) .

8. Верный, как… (пес) .

9. Упрямый, как…(осёл) .

10. Бестолковый, как… (баран) .

11. Тихий, как… (мышь) .

12. Вольный, как… (Птица) .

Стихотворение:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок - терпению,

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду,

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Ведь ее лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Вот и подошла к концу наша игра. Все ребята доказали, что они настоящие умники и умницы и, конечно же, заслужили призы.

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Красная шапочка»

Тема НОД: Путешествие в мир природы.

Батырева Наталья Геннадьевна,

пгт. Междуреченский, 2013

Путешествие в мир природы.

Методическая разработка НОД

Аннотация

Возраст участников: 5-6 лет, старшая группа

Актуальность и практическая значимость НОД:

Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т. д. Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Важно сохранить нашу планету для дальнейшей жизни! Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Задача педагога – показать необходимость воспитания у детей экологической культуры. В экологическом воспитании детей совершенно определенную и очень важную функцию выполняют НОД: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы. В системе дошкольного образования можно использовать разнообразные формы экологического воспитания детей дошкольного возраста, среди которых особое внимание заслуживает такая деятельность как исследовательская. В настоящее время исследовательская деятельность одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы в детском саду. Теоретическая значимость данного НОД заключается в том, что экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с растительным, животным миром стимулирует познавательную деятельность, любознательность ребенка, способствует формированию активной позиции по отношению к окружающему миру. Практическая значимость состоит в возможности использования тех рекомендаций, которые предложены для расширения и углубления природоведческих знаний детей, формирования экологической культуры. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, тем выше ее уровень.

Тип НОД: познавательно-исследовательский

Форма НОД: путешествие

Планируемый результат: Дети смогут устанавливать причинно-следственные связи, получат необходимый запас знаний норм и правил поведения в природе.

Область расширенного применения: Материал данного НОД может использоваться для разработки других мероприятий, методическая разработка НОД может использоваться другими воспитателями и дошкольными учреждениями.

Программное содержание НОД:

Цель: Создать условия для формирования первоначальных представлений о природе.

Программные задачи:

Обучающая задача:

Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);

Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;

Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.

Развивающая задача:

Развивать связную, четкую речь и зрительную память;

Способствовать развитию у детей ответственного, бережного отношения к себе и окружающей природе посредством вопросов.

Воспитательная задача:

Воспитывать у детей бережное отношение к природе и правильное поведение в лесу и возле водоемов;

Воспитывать сопереживание всему живому, восприятие красоты.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация» - Учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах;

Развивать связную, четкую речь;

«Физическая культура» - Развивать самостоятельность, организованность, инициативность в двигательной деятельности детей;

«Здоровье» - Продолжать работу по укреплению здоровья детей;

«Художественное творчество» (аппликация) – Формировать аккуратное и бережное отношение материалам;

«Познание» - Учить устанавливать причинно-следственные связи через экспериментальную деятельность;

Учить правильно взаимодействовать с окружающим миром (знание норм и правил поведения в природе);

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций животных, насекомых, леса; чтение книг, отгадывание загадок, дидактические игры по данной теме.

Индивидуальная работа: добиваться четких, полных ответов на поставленные вопросы.

Словарная работа: ельник, сосновый бор, муравейник, березовая роща, «подземные жители»

Методическая работа:

Словесный метод – беседа, рассказ

Наглядный метод – рассматривание картинок, мультимедийная презентация

Практический метод – опыт – эксперимент

Материал и оборудование: мультимедийная установка; запись «Звуки леса», «Звуки воды»; стаканчики с водой, трубочки для напитков; полоска серой, голубой ткани; бумажные фильтры; пустой стаканчик; клей; цветная бумага; салфетки, картон, ножницы.

Ход НОД:

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие. Но во время путешествия я буду выполнять роль гида, а вы будете путешественниками. А вот куда мы с вами пойдем, сейчас нам подскажет волшебный экран.

(прослушивание записи «Звуки леса»)

Воспитатель: Что вы видите перед собой?

Предполагаемые ответы детей: Лес

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, деревья, которые вы видите?

Предполагаемые ответы детей: Мы видим березу, сосну, ель.

Воспитатель: А как называется лес, в котором растут одни сосны?

Предполагаемые ответы детей: Сосновый бор.
Слайд №2

Воспитатель: А если растут одни березы?

Предполагаемые ответы детей: Березовая роща.

Воспитатель: А что вы видите возле березы?

Предполагаемые ответы детей: Мы видим муравейник.

Воспитатель: А что вы знаете о муравейнике и его жителях?

Предполагаемые ответы детей: Они очень трудолюбивы. У них есть муравьи, которые охраняют муравейник, муравьи, которые пасут тлю. Все заботятся о самом главном муравье – муравьиной королеве. Есть еще муравьи, которые кормят всех малышей. У них очень много лабиринтов в муравейнике, много этажей.

Воспитатель: А знаете, есть пословица «Трудится как муравей»? Что она означает?

Предполагаемые ответы детей: Муравьи очень трудолюбивые и дружные, все время что-то делают.

Воспитатель: Посмотрите, что это появилось на нашем экране? Это какая – то картинка.

Предполагаемые ответы детей: Это экологический знак, который обозначает, что нельзя трогать муравейники, разорять их. Это большая дружная семья.

Воспитатель: А мы с вами тоже большая, дружная семья.

Игра

Перед нами луг широкий, (дети разводят руки в стороны)

А над нами лес высокий. (поднимают руки вверх)

А над нами сосны, ели (качают руками)

Головами зашумели. (покачивание головой)

Грянул гром, (присели, спрятались)

Побежали быстро в дом. (вернулись на рабочее место)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лес может быть березовым и сосновым, но есть еще такой лес, в котором растут ели. А как называется такой лес, может вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: Ельник.

Воспитатель: В таком лесу почти все деревья хвойные и это радует, т.к. хвойные леса выделяют много кислорода. А вы чувствуете, как легко нам дышать в таком лесу?

Предполагаемые ответы детей: да.

Воспитатель: Ребята, а теперь закройте рот и нос рукой. Вам легко дышать?

Предполагаемые ответы детей: нет.

Воспитатель: Откройте рот и нос. А теперь?

Предполагаемые ответы детей: Легко дышать.

Воспитатель: Ребята, а почему стало легко дышать?

Предполагаемые ответы детей: Потому что воздух стал проникать к нам в организм через нос и рот.

Воспитатель: Давайте проведем дыхательную гимнастику -

«Ежики» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

Воспитатель: Скажите, а воздух окружает нас только в лесу?

Предполагаемые ответы детей: Нет, воздух окружает нас повсюду – на улице, дома, в магазине и т.д.

Воспитатель: Можно ли увидеть воздух?

Предполагаемые ответы детей: да, нет.

Воспитатель: Мнения разделились, а чтобы это проверить мы с вами проведем опыт.

Опыт:

На подносе стоят стаканы с водой и трубочки для напитков.

Воспитатель: Вы говорили, что воздух можно увидеть, как вы можете доказать?

Предполагаемые ответы детей: нужно подуть в трубочку.

Воспитатель: Давайте подуем в трубочку и посмотрим, что произойдет.(дети дуют, появляются пузырьки ). Ребята, посмотрите, что появилось на поверхности?

Предполагаемые ответы детей: пузырьки

Воспитатель: Это значит, что мы с вами можем увидеть движение воздуха. А на нашем волшебном экране появилась очередная подсказка куда мы отправимся дальше. Чтобы это узнать нужно отгадать загадку:

Чем больше в неё вложишь,

Тем больше она отдаст. (земля)

Предполагаемые ответы детей: земля.

Воспитатель: Да, ребята, есть на свете такая чудесная кладовая: положишь в нее мешок зерна, а осенью посмотришь, вместо одного в кладовой уже 20

Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер

Слайд №10


Горсточка семян делается большой кучей огурцов, морковки, томатов.

Слайд №11

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. А вы знаете, как еще называют эту чудесную кладовую?

Предполагаемые ответы детей: почва.

Воспитатель: А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» кто-нибудь слышал?

Предполагаемые ответы детей: да.

Воспитатель: А почему так о ней говорят?

Предполагаемые ответы детей: она нас кормит, дает урожай.

Воспитатель: А кормит она не только нас, но и растения. Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательные вещества.

Слайд №12


А еще в почве обитают много жильцов и я хочу проверить знаете ли вы их, слушайте внимательно:

Маленький рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться.

(полевка)

Слайд №13

Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у... (крота)

Слайд №14

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки.

(дождевой червь)

Слайд №15

Воспитатель: Какие вы молодцы, много знаете о «подземных жителях», а наш волшебный экран предлагает поиграть в игру «Один и много».

Слайд №16

Поле – поля – много полей

Слайд №17

Колосок – колоски – много колосков

Слайд №18

Василек – васильки – много васильков

Слайд №19

Мак – маки – много маков

Слайд №20

Сорняк – сорняки – много сорняков

Слайд №21

Кустарник – кустарники – много кустарников

Воспитатель: Молодцы, как много слов, связанных с природой вы знаете, а теперь настало время намного отдохнуть.

Физминутка

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять.(Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.(Ходьба "змейкой”)

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали.(Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем.(Ходьба на пятках)

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

Воспитатель: Посмотрите, что появилось на нашем волшебном экране.

Слайд №22

Предполагаемые ответы детей: река.

Воспитатель: И правда, мы с вами очутились на берегу реки. Посмотрите вокруг, что вы видите?

Предполагаемые ответы детей: всюду мусор, мутная вода, банки битые.

Воспитатель: Вы правы, всюду мусор, вода в реке мутная, растения увядают, лягушки ускакали. Что же делать?

Предполагаемые ответы детей: нужно собрать мусор в пакеты.

Воспитатель: Давайте мы с вами так и сделаем.

Слайд №23

Воспитатель: Берег мы очистили, но как помочь реке?

Предполагаемые ответы детей: тоже очистить.

Воспитатель: Посмотрите, на берегу реки есть лаборатория по очистке воды. Давайте пройдем туда и попробуем очистить воду.

Игра – эксперимент – с помощью фильтра дети «помогают» реке – очищают грязную воду. Воспитатель предлагает вылить воду в реку. Дети сливают чистую воду из своих стаканчиков в большую банку, а воспитатель меняет серую ткань на голубую.

Воспитатель: Берег стал чистым, вода в реке прозрачной. Послушайте, как весело нашей речке.

Слайд №24

(Прослушивание записи «Звуки воды»)

Воспитатель: Мы выполнили полезную работу – очистили водоем от мусора, а волшебный экран приготовил нам еще одно задание. Перед вами будут появляться разные знаки, а вы должны будете рассказать, что они обозначают.

Слайд №25

Слайд №26

Слайд №27

Слайд №28

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо усвоили правила поведения в природе, но наша наше путешествие завершается, но мы обязательно будем путешествовать снова и снова, чтобы узнавать новое и интересное. Ребята, что вам запомнилось сегодня?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Что нового вы узнали?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Вам хотелось бы еще раз побывать в таком путешествие?

Предполагаемые ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомнили правила поведения в природе, узнали о многообразии окружающего мира и надеюсь, что в будущем вы будете соблюдать эти правила и узнавать новые. А сейчас предлагаю на память о нашем путешествии сделать памятные значки «Юный эколог» и подарить эти значки ребятам младшей группы, чтобы они знали, что нужно беречь и охранять природу.

( Изготовление значков)

Воспитатель: Чтоб цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он,

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика -

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

Спасибо за путешествие! До новых встреч!

Экологический памятный значок «Юный эколог»


Используемая литература:


  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Вераксы 2010 г.

  2. «Игровые экологические занятия с детьми» под ред. Молодовой Л.П. 1996 г.

  3. Энциклопедия окружающего мира «Экология» под ред. Р. Спарджена (раздел «окружающая среда») 1997 г.

  4. Энциклопедия «Мир вокруг нас» перевод с ит. Е. Титуновой (раздел «воздух», «вода») 2000 г.

  5. Детская энциклопедия «Росмэн» под ред. Д.Эллиот, К.Кинг (раздел «забота о земле») 1996 г.

  6. Интернет - ресурсы

Проект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе

«Давайте сохраним животных и птиц».

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область – познание

Вид НОД : экологическое воспитание

Тип НОД: интегрированное

Тема НОД: «Давайте сохраним животных и птиц»

Цель: формирование полного представления о причинении человеком вреда живому миру планеты Земля.

Задачи:

1. Образовательная:

Дать детям полное представление о «Красной книге».

Выявить причины вымирания животных.

Формировать экологическую культуру у детей.

2. Развивающая:

Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.

3. Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение и сочувствие к живой природе.

Принципы воспитания и обучения

1. Воспитание через взаимодействие

2. Принцип наглядности

3. Принцип доступности

4. Принцип систематичности и последовательности

5. Принцип сознательности

Методы воспитания и обучения:

Художественное слово

Поощрение и порицание

Игровые ситуации

Словесные

Наглядные

Практические

Формы организации: групповая.

Связь НОД с другими образовательными областями:

«Социально - коммуникативное», «Физическая культура».

Предполагаемый результат: любознательно-активный, физически развитый, обладает необходимыми умениями и навыками.

План НОД:

1. Организационный момент

2. Мотивационно – целевой этап

3. Основная часть:

3.1 Обсуждение «Древний мир»

3.2 Рассказ «Морские коровы»

3.5 Дид. игра «Найди опасные предметы»

3.6 Опыт «Загрязнение воды»

3.8 Игра «Изобрази природу будущего»

4. Подведение итогов

Ход НОД

1. Организационный момент

Задача: собрать внимание детей.

Воспитатель говорит закличку:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй милая земля!

Здравствуйте мои друзья!

В. – Ребята, посмотрите пожалуйста, и скажите что у меня в руках!

Дети обращают внимание и отвечают.

В. - Правильно, это глобус – модель нашей планеты Земля.

Кто населяет нашу планету?

Да ребята, нашу планету населяют мир людей, мир животных, растительный мир.

2. Мотивационно-целевой этап

Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, создать эмоционально-положительный настрой.

В. - Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. И животные были совсем другие.

Вы хотите поближе познакомиться с древним миром планеты?

Я приглашаю вас в небольшое путешествие в прошлое. Садитесь в нашу машину времени. (Кручу глобус)

Дети активно эмоционально настроены. Дети усаживаются на стульчики перед экраном.

3. Основная часть

3.1 Обсуждение «Древний мир»

Просмотр слайдов с древними животными.

В. -Раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные: динозавры, мамонты.

В. -Все эти древние животные вымерли. Как вы думаете, почему они вымерли? Начался ледниковый период, было очень холодно, животные лишились воды и питания. Это и привело к их вымиранию.

3.2 Чтение рассказа «Морские коровы».

(показ слайдов)

Задача: дать детям представление о морских коровах.

Читаю рассказ «Морские коровы»

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль.

Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные,

похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками.

Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода.

Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

3.3 Подвижная игра «Море волнуется»

Задача: развивать активность, воображение.

В. - Ребята, это очень грустный рассказ, я смотрю вы все загрустили, я хочу поднять вам настроение и приглашаю вас на игру: надо изобразить фигуру какого-нибудь древнего морского животного.

Дети выполняют задание. Дети эмоционально-активны.

3.4 Рассказ-объяснение «Красная книга»

Задача: продолжать знакомить с Красной Книгой.

В. - Ребята, нам необходимо вернуться обратно в наше время, чтобы больше узнать о том, как живут животные сейчас. Занимайте места в машине времени.

(Кручу глобус)

Очень много видов разных животных и птиц были уничтожены людьми. Одних истребили охотники или браконьеры. Люди выстраивают большие города и заводы на земле, где обитают животные. Ради красивых перьев исчезают птицы. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: что животные, птицы, растения могут совсем исчезнуть. Чтобы этого не случилось ученые решили внести редкие виды животного мира в Красную книгу. Вы уже знаете немного о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета?

Дети активно демонстрируют свои знания

В. - Для нашей Свердловской области тоже составлена красная книга. Это означает, что и у нас в области есть вымирающие виды животных и птиц.

В. - Предлагаю вам посмотреть какие животные уже начинают исчезать с наше планеты и занесены в Красную Книгу России. (Просмотр слайдов)

В. - Ребята, как и с помощью чего человек может навредить живой природе и животному миру?

Дети отвечают и поясняют свой выбор.

3.5 Дид. игра «Опасные предметы»

Задача: закреплять знания правил безопасности, представление об опасных предметах.

В. - Сейчас на экране будут появляться картинки, если вы увидите на экране опасные предметы или действия людей, то вы закачаете головой, а если не опасные, то будете делать приседания.

Дети выполняют задание.

В. - Да, все верно. С помощью всех этих предметов люди загрязняют водоемы, моря, океаны, которые необходимы для жизни подводных обитателей и водоплавающих. Огромные киты, дельфины выбрасываются на берега. Водоплавающие птицы погибают от нефти и масла которые вытекают из затонувших кораблей.

Но, самое главное, что эти предметы так же наносят огромный вред и самому человеку. Если люди не будут соблюдать правила безопасности в лесу, на дорогах, водоемах, то в скором времени они тоже будут относиться к вымирающему виду. Назовите пожалуйста что является самым необходимым для жизни человека, животного мира, мира растений.

Да! Конечно это вода!

3.6 Опыт «Загрязнение воды».

На столе 2 емкости с чистой водой, мусор, чернила, масло растительное.

В. -Предлагаю провести эксперимент, по загрязнению воды.

Предложить детям самостоятельно опустить предложенные предметы в одну из емкостей. Вылить масло и чернила. Обратить внимание детей что произошло с чистой водой. Выяснить будет ли она пригодна для жизнедеятельности.

Опустить перышко в емкость с чистой водой, второе в емкость с грязной водой. Обратить внимание детей на то, птица которая попадет в грязную воду в скором времени погибает и морские жители тоже.

3.7 Знакомство с природой будущего.

В. - А сейчас я предлагаю перенестись в будущее, присаживайтесь на машину времени. (Просмотр слайдов)

3.8 Игра «Придумай свой мир»

Задача: развивать воображение, воспитывать умение действовать в команде, воспитывать любовь к природе.

В. - Ребята, вам понравилась природа в будущем? Мне тоже нет. Мы можем с вами это исправить, если буде беречь ее и любить.

Предлагаю вам сейчас разделиться на команды, и придумать свой мир, используйте те картинки, которые вам необходимы.

На столах предложены на выбор детей картинки цветов, деревьев, насекомых, птиц и животных. С обратной стороны наклеены кусочки фланели. Картинки раскладывают на фланелеграфе картины будущей природы.

4. Подведение итогов

Задача: выявить результаты от проведенной работы.

В. - Ребята, вам понравилось путешествие?

В. – Ребята, расскажите пожалуйста как некоторые виды животных попали в Красную книгу! Как люди могут им помочь?

В. - Предлагаю вам каждому нарисовать свое любимое животное, которое бы вы хотели сохранить. Потом из ваших рисунков мы составим свою «Красную книгу».

(просмотр слайдов)

Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.

"Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Море, океан, подводный мир. Морские глубины и его обитатели

Показаны публикации 1-10 из 7009 .
Все разделы | Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию

Конспект занятия в подготовительной группе «Планета Земля» Пр. задачи : 1.Познакомить с глобусом и физической картой Земли. Обогатить словарь (планета, земная ось, Северный и Южный полюса, экватор. Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение. 2.Развивать поисково-познавательные способности....

Конспект занятия по экологии «Волшебница - вода» во второй младшей группе Цель : Продолжать выявлять свойства воды – она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) Задачи : Образовательные : Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Берегите природу»

Публикация «Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию...» Цель: дать детям первоначальное понятие по экологии Задачи: Образовательная: -учить детей четко, ясно, громко отвечать на вопросы; -при помощи картинок произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение; -обобщать знания детей о диких животных, птицах; - закрепить...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

«Дикие животные». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные» Конспект составлен воспитателем Бреховой Е.С. Цель: расширять представления детей о диких животных. Задачи: закреплять названия диких животных и их детенышей, продолжать формировать...


"Эти удивительные и загадочные кристаллы" (занятие из кружковой деятельности: "Лаборатория неживой природы") Программное содержание: - уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества которые растворяются в воде, закрепить умение детей фильтровать воду при...

Конспект НОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию «Птичка прилетела» Цель: Формировать элементарные представления о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к ним. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями. Задачи: Продолжать развивать интерес к природе;...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода - чудесный дар природы»

«Вода – чудесный дар природы» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных. Задачи: Образовательные: Учить детей проводить несложные опыты с водой. Расширить знания детей о...