Ирина Хасанова
Образовательный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ»
Вид проекта : практико-ориентированный, коллективный.
Актуальность темы : Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей . Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны : они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи , когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями . Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину : берегись бед, пока их нет.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности , здорового образа жизни . Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том , что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности .
К. Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни , уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей». Работа эта должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду :
Организованные формы обучения на занятиях,
Совместную деятельность взрослого и ребенка,
Самостоятельную деятельность ребенка,
Воспитание навыков поведения,
Ознакомление с окружающим,
Развитие речи,
Художественную литературу,
Конструирование,
изобразительное искусство ,
Именно поэтому, наше дошкольное образовательное учреждение уделяет большое внимание вопросам здоровья сбережения детей и их безопасности .
Цель моего проекта : формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи проекта :
Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем ;
Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице ;
Объяснить правила общения с животными.
Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
Обогатить представление детей о здоровье . Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи;
Этапы реализации проекта :
Первый этап : Подготовительный.
Цель : определить основные направления работы .
Задачи : разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Второй этап : Организационный.
Цель : составить программу проекта взаимодействия семьи, детского сада и служб, обеспечивающих .
Задачи : оценить возможности субъектов профилактики; подготовить материально-техническую базу. Создать необходимые условия для профилактики .
Третий этап. Основной .
Цель : провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности . Задачи : подбор инновационных методов работы по организации профилактики основ безопасности жизнедеятельности детей .
Четвертый этап. Аналитический.
Цель : систематизировать методический материал и сопоставить промежуточные результаты с задачами проекта .
Задачи : количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Пятый этап. Заключительный.
Цель : обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия семьи, детского сада и городских служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности человека .
Реализация каждой определенной темы проходит через три этапа :
Начальный : рассматривание рисунков, фотографий, использование дидактических игр, знакомство с литературными произведениями, в которых отражены различные способы поведения и соответственно меры предосторожности;
Основной : тематические занятия, тематические дни, встречи-беседы, организация экскурсий, досугов, игры.
Итоговый : КВН, продуктивная деятельность, участие в районных конкурсах.
В рамках проекта мы предлагаем , выстраивая педагогический процесс, уделять большее внимание игре. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме . Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические, так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице) . Содержание проекта отвечает интеллектуальным возможностям старших дошкольников. Исходя из психологических особенностей детей , большое внимание уделяется наглядности, с опорой на чувства и ощущения детей . Продуктами этой деятельности являются :
Создание книжки-малышки «Азбука безопасности » ,
Выставки детских рисунков,
Фотографии занятий,
Макет «Наша улица» ,
Конспекты занятий и тематических дней,
Сборник «Копилка загадок» ,
Мультимедийная презентация.
Реализация проекта «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ » поможет :
Сформировать у детей навыки безопасного поведения на улице , в природе и в быту;
Выработать алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях;
Сформировать простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Для решения задач проекта , необходимы условия. Одно из них - это среда. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию , активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так , чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения . В этом случае среда выполняет образовательную , развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Комната ОБЖ в ДОУ оснащена техническими средствами, это- телевизор, музыкальный центр. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы : «Уроки тетушки Совы» , сказки : «Петя в стране светофора» и др., которые помогают детям закреплять правила ОБЖ;
Уголки ОБЖ в группах оснащены :
Дидактическими играми;
Учебными макетами, перекрестками;
справочной литературой : энциклопедии, справочники;
Строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
транспортом : специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции) ;
Настольно-печатными играми;
Макетом нашего микрорайона с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
Разными альбомами на данную тему, детскими рисунками;
Аудиокассетами, видеокассетами, художественными произведениями по правилам дорожного движения;
Альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками;
Иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей ;
Семейными проектами : «Дорожные знаки» ; «Правила пользования велосипедом» , «Правила дорожного движения, которые мы соблюдаем со своей семьей» , и др.
Таким образом , достижения воспитанников в формировании правил безопасного поведения являются объективно высокими, что позволяет оценить достаточно высокий результат сложившейся системы работы в образовательном процессе . Для сохранения здоровья детей , снижения заболеваемости и пропаганды здорового образа жизни в детском саду созданы все необходимые условия. Это :
Гибкий режим дня;
Закаливающие мероприятия;
Полноценное питание, витаминизация;
Медицинский кабинет;
Соблюдение СанПиНов;
Комната релаксации;
Спортивная площадка;
Физкультурный зал;
Двигательный режим;
Музыкальный зал;
Тематические занятия.
Медицинский персонал в нашем ДОУ проводит диспансеризацию, иммунизацию, осмотр детей , массаж. Воспитатель обучает самих малышей самомассажу и игровому массажу. Организованные инструктором по физической культуре занятия способствуют не только укреплению здоровья и физическому развитию детей , повышению общего жизненного тонуса . На музыкальных занятиях с малышами используются музыкально-ритмические и дыхательные упражнения, распевки, которые способствуют развитию дыхательной, речевой, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой систем организма детей . Для пропаганды здорового образа жизни в саду с детьми проводятся тематические занятия, интересные досуги, праздники, дни здоровья.
Тесное взаимодействие с различными специалистами внутри и вне образовательного учреждения позволит успешно сформировать первоначальные понятия по правилам безопасного поведения . Активное вовлечение родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни , безопасного поведения на улице и в быту происходит на родительских собраниях , открытых занятиях, семинарах и консультациях.
Контакт с родителями помогает не только собрать материал , но и привлечь родителей к участию в мероприятиях. Особенность получения детьми основ безопасного поведения во многом зависит от сотрудничества с родителями, с которыми достигнуто полное взаимопонимание. Родители являются нашими заинтересованными партнерами в обучении и развитии детей , взаимодействуя с родителями, я использовала различные формы работы :
индивидуальный диалог;
приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
знакомство с публикацией из местной прессы;
приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;
проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;
информированность родителей о положительной динамике сформированности правил безопасного поведения ;
участие в конкурсах;
оперативная информация о состоянии детского травматизма от ГИБДД для родителей;
информационные стенды , папки-передвижки, памятки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком с учетом возраста детей .
Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам безопасности .
Пример старших должен способствовать выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами основ безопасности жизнедеятельности детей . В течение года в папках-передвижках, помещаю материал о правилах, которые должны быть усвоены детьми, перечень литературы для взрослых и детей .
Таким образом , систематическая работа с детьми по обучению правилам ОБЖ, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты : что все дети знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров, правила поведения дома и с незнакомыми людьми.
Прогнозируемый результат реализации проекта :
Дети :
Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих ;
Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
Знание правил безопасного поведения на улицах города.
Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности ;
Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях ;
Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.
Родители :
Осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа .
Педагоги :
- сформированная ориентация на реализацию компетентностного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни . Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам безопасности . Сформировать у детей необходимые представления, умения и навыки безопасного поведения в различных ситуациях.
Мы убедились, что целенаправленная работа по данному проекту дает , несомненно, положительные результаты.
Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике основ безопасности у детей .
Список информационных источников
1. 1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : Методическое пособие. - М., 2004.
4. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность . Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2003.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников . Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
3. Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ . – М.: ТЦ Сфера, 2006.
6. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
7. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу : 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
8. Степененкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.
Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Приключение по основам безопасности жизнедеятельности с дядей Федором»
Котько Наталья Андреевна, воспитатель МБДОУ № 151, г.КемеровоПояснительная записка. В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируют основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах безопасного поведения и дома и на улице, и в быту.
Цель: формировать навыки безопасного поведения.
Задачи:
1.Закрепить представления воспитанников о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
2.Закрепить полученные детьми знания о знаках, объяснить их связь с безопасностью участников уличного движения.
3.Стимулировать развитие мышления и речи. Упражнять в правильном построении предложений, обогащать словарный запас.
4.Развивать наблюдательность, а также зрительное и слуховое внимание.
5.Способствовать развитию познавательного интереса.
6.Совершенствовать координацию движений, помощь в снятие мышечного напряжения.
7.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия.
Предварительная работа:
Работа с наглядными материалами;
Работа со знаками дорожного движения;
Дидактическая игра «Дорожная азбука»;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Беседы с детьми (индивидуальные, коллективные).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу принесли письмо. Вот оно, смотрите на конверте нарисован мальчик. Вызнаете этого мальчика? Верно, ребята, это дядя Федор, а где живет дядя Федор? Верно, в деревне Простоквашино. Видимо, письмо нам он написал, ну давайте прочтем и все узнаем. Читают письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам дядя Федор из деревни Простоквашино. Мне очень нужна ваша помощь. У нас в деревне решили новый микрорайон построить, больших домов пятиэтажных настроили, скоростную дорогу провели, как в городе. Я и мои друзья решили осмотреть новый микрорайон, да там на разных остановках и потерялись, чтобы нам вместе встретиться, нужно на вопросы разные ответить, а у нас без вас, ребята, никак не получается. Поэтому, обращаемся к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, мне с друзьями встретиться.» Ну что, ребята, поможем дяде Федору и его друзьям. Тогда, давайте возьмемся за руки, чтобы образовать круг и поехали:Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!
Воспитатель: Давайте сойдем с автобуса и присядем на стульчики.
ОСТАНОВКА 1. «Маленького огонька».
Воспитатель: А поджидает нас на этой остановке кот Матроскин,
Который потерялся здесь потому, что очень любит тепло и теплую печку, а про огонь он, оказывается, ничего не знает. Когда он услышал название остановки, он так растерялся, что теперь не может вспомнить, как ему найти дядю Федора. Чтобы к Матроскину вернулась память, мы должны ему рассказать, что мы знаем про огонь. А начнем мы с того, что у огня два лица – доброе и злое. А потому так, что, когда мы говорим про огонь, мы представляем теплую печку, теплую комнату, горячие пироги, яркий костер, праздничный фейерверк, но помимо этого мы можем представить и пожар, и много бед из-за него. Огонь подчиняется только взрослым, которые знают, что ему приказать. Скажут:
- Зажги газ! – Он зажжет.
- Затопи печь! – Он затопит.
- Разожги костер! – Он разожжет.
А детей огонь не слушает. Зажигалкой, а также горячей спичкой или свечой можно обжечь палец, подпалить волосы. Итак, ребята, давайте рассмотрим ситуации, в которых участвуют дети (рассматривают сюжетные карточки).
А начинается все с крошечной беспомощной искорки, которая, когда подкрепится (бумагой, берестой, сухой травой, стружками, дровами, углем, бензином, газом) превращается в бойкого огонька, который прыгает всюду в поисках еды и растет, растет, превращаясь в огонь, у которого большой аппетит, он с треском пожирает все на пути и начинается пожар. Ребята, а какие приборы могут вызвать пожар? Кухонная плита, телевизор, компьютер, фен, утюг, обогреватель, электрический чайник, электророзетки. Этими приборами без взрослых пользоваться нельзя.
Воспитатель: Ну вот, мы все рассказали Матроскину про огонь: что играть с огнем нельзя, какими приборами без взрослых пользоваться нельзя и что огонь подчиняется только взрослым, думаю, что теперь Матроскин с легкостью доберется до дяди Федора, а нам пора двигаться к следующей остановке.
На улице нашей машины, машины
Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!
ОСТАНОВКА 2. «Перекрёсток ВСЕЗНАЙКА».
Воспитатель: А вот и пес Шарик,
Который на этой остановке потерялся, а потерялся он, ребята, потому, что не знает правила дорожного движения. Давайте, ребята, вспомним об известных правилах безопасности на дороге.
- На дороге нельзя играть.
- Переходить улицу можно только по пешеходному переходу.
-Водители едут по проезжей части, пешеходы ходят по тротуару, велосипедисты передвигаются по велосипедной дорожке.
- Знаки используют водители и пешеходы.
Ребята, чтобы нам помочь Шарику, мы должны рассказать ему про знаки дорожного движения. Каждый возьмет карточку со знаком, присядет на свое место и каждый расскажет, что означает этот знак.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Каждый ребенок берет карточку со знаком дорожного движения, называет знак и что он обозначает.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правила Шарику рассказали, теперь он без труда найдет дорогу к дяде Федору. А нам нужно отправляться к следующей остановке:
На улице нашей машины, машины
Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!
ОСТАНОВКА 3. «Улица непонятных теней».
Воспитатель: Поджидает нас на этой остановке почтальон Печкин,
А заблудился он здесь, т.к. очень любит поговорить, и разговаривает со всеми встречными людьми и совершенно не знает, что это может привести к беде, потому что в общении с незнакомыми людьми нужно быть осторожными, а почему, мы ему сейчас расскажем.
Давайте рассмотрим ситуации с незнакомыми людьми (рассматривают сюжетные карточки)
Воспитатель: Итак, ребята, с незнакомыми людьми мы не должны:
- разговаривать,
- брать у них какие любо вещи, игрушки или еду,
- садиться к незнакомцам в машину,
- ходить с ними куда либо,
- и вообще должны быть предельно внимательны.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы помогли всем друзьям дяди Федора, они снова все вместе. И мы можем отправляться в наш детский сад. Ну что поехали:
На улице нашей машины, машины
Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!
Давайте сойдем с автобуса, присядем на стульчики.
Воспитатель: ребята, а здесь нас ждет новое письмо и, смотрите, на письме снова нарисован дядя Федор, давайте прочтем. Читают письмо: «Добрый день, дорогие ребята! Пишет Вам дядя Федор из деревни Простоквашино. Вы сегодня были такие молодцы, очень помогли мне и моим друзьям. И за то, что вы такие умные, смелые, добрые ребята, я и мои друзья хотим подарить вам пламенные сердца, что бы вы не забывали нашего приключения, и были такими же добрыми по отношению друг к другу и помогали друг другу в сложных ситуациях. Спасибо за помощь, ребята, и до новых встреч!»
Перспективное планирование занятий по ОБЖ во 2 мл. группе
Раздел программы | Тема занятия | Программные задачи | Форма проведения. Рекомендации |
Литература |
Ребёнок и другие люди | Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. | Проводится в форме беседы при чтении художественных произведений (например, русская народная сказка «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др. по выбору воспитателя) | ||
Ребёнок и природа | 2. «Бережное отношение к живой природе» | Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки. | Проводится во время прогулок, в совместной деятельности воспитателя с детьми. | |
Здоровье ребёнка | 3. «Врачи-наши друзья» | Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, закрепить знания о витаминах, уточнить представление об овощах. Закрепить понятие детей, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровым. | Занятие Октябрь |
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 60 |
4. «Как правильно общаться с врачом» | Научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит | В совместной деятельности во время с-р игры «Больница» (диалог: врач-больной). Ноябрь, январь |
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 18. инсценировка «Доктор Айболит» | |
Ребёнок на улице | 5. Кукольный спектакль «Учим правила движенья» | Формировать представление об улице, её основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств. Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, представления о цвете, учить действовать по сигналу. | В совместной деятельности в форме досуга. Апрель |
Маленькие шаги в большое будущее. Город Волгореченск, стр. 3 |
6. «Безопасность на дорогах» | Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, правилами дорожного движения, рассказать о светофоре | Занятие – игра апрель |
Голицына. Воспитание основ здорового образа жизни. Стр. 48. | |
7. «Ребёнок на улице» | Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте, развивать внимание, усидчивость, терпение, активизация словаря: пассажир. | Занятие Май |
Перспективное планирование занятий по ОБЖ в средней группе
Раздел программы | Тема занятия | Программные задачи | Форма проведения. Рекомендации |
Литература |
Ребёнок и другие люди | 1. «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений» | Объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях | НОЯБРЬ Беседа. На примере худ. произведений «Золушка» | |
Ребёнок и природа | 2. «Контакты с животными» | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным. | НОЯБРЬ Занятие |
|
3. «Съедобные и несъедобные грибы» | Научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду, уточнить их названия. | СЕНТЯБРЬ Занятие |
Авдеева «Безопасность» стр. 77 Голицина «Воспитание основ ЗОЖ» стр. 78-79 |
|
Ребёнок дома | 4. «Противопожарные предметы» | Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём. | ДЕКАБРЬ Занятие |
Авдеева, стр. 54 Аралина «Ознакомление с пож. Безопасностью», стр. 9 |
5. «Предметы, требующие осторожного обращения» | Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами | МАРТ Занятие + Беседа в совместной деят-ти «Что можно, а что нельзя» |
Авдеева, стр. 56 | |
6. «Использование и хранение опасных предметов» | Дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах. | ЯНВАРЬ Занятие + беседа в совместной деят-ти «Безопасность в нашей группе» |
Авдеева, стр. 58 Голицина, стр.70 |
|
Здоровье ребёнка | 7. «Отношение к больному человеку» | Воспитывать в детях чувства сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям. Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья | ФЕВРАЛЬ Занятие |
Авдеева, стр. 95 Голицина, стр.15 |
Ребёнок на улице | 8. «Игры во дворе» | Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности. | МАРТ Занятие | Авдеева, стр.122 |
9. «Безопасность поведения на улице» | Учить детей правилам поведения на улице; уточнить, где можно, а где нельзя играть | АПРЕЛЬ Занятие |
Авдеева, стр.127 |
Перспективное планирование занятий по ОБЖ в старшей группе
Раздел программы | Тема занятия | Программные задачи | Форма проведения. Рекомендации. | Литература |
Ребёнок и другие люди | 1. «Если чужой приходит в дом» | Научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец | СЕНТЯБРЬ В совместной деятельности |
Авдеева «Безопасность» стр. 46 |
Ребёнок и природа | 2. «Будем беречь и охранять природу» | Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению. | НОЯБРЬ Занятие | Авдеева, стр. 73 |
3. «Съедобные ягоды и ядовитые растения» | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Научить различать их и правильно называть | СЕНТЯБРЬ Занятие |
Авдеева, стр. 79 | |
Ребёнок дома | 4. «Пожар» | Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. | ДЕКАБРЬ Занятие |
Авдеева, стр. 61 Аралина «Ознакомление с пож. безопасностью», стр.13 |
5. «Скорая помощь» | Познакомить детей с номером Телефона «03». Научить вызывать скорую медицинскую помощь. Формировать представление о профессии врача скорой помощи, воспитывать уважение к их труду. | ДЕКАБРЬ Занятие |
Авдеева, стр. 64 | |
Здоровье ребёнка | 6. «Изучаем свой организм» | Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств | 2 занятия ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ |
Авдеева, стр. 84 Голицина «Воспитание основ ЗОЖ» стр. 42 |
7. «Микробы и вирусы» | Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены. | МАРТ Занятие |
Авдеева, стр. 96 | |
8. «Витамины и полезные продукты» | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. | ОКТЯБРЬ Занятие |
Авдеева, стр. 101, 102 Голицина, стр. 45 |
|
Ребёнок на улице | 9. «В городском транспорте» | Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. | МАРТ |
Авдеева, стр.114 |
10. «Дорожные знаки» | Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Формировать навыки безопасного поведения на дороге. | АПРЕЛЬ Занятие |
Авдеева, стр. 117 | |
11. «Опасные участки на пешеходной части улицы» | Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара. | МАЙ Занятие |
Авдеева, стр. 125 | |
12. «Если ты потерялся» | Повести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона | ЯНВАРЬ Беседа в совместной деятельности |
Авдеева, стр. 129-130 |
Перспективное планирование занятий по ОБЖ в подготовительной группе
Раздел программы | Тема занятия | Программные задачи | Форма проведения. Рекомендации. |
Литература |
Ребёнок и другие люди | 1. «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» | Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице | В совместной деятельности | Авдеева «Безопасность», стр. 49 |
Ребёнок и природа | 2. «Ухудшение экологической ситуации. Восстановление окружающей среды» | Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Выяснить, что может загрязнять у нас окружающую природу в Костроме, и чем мы можем помочь. | СЕНТЯБРЬ Занятие |
|
3. «Бережное отношение к живой природе» | Познакомить детей с правилами поведения в природе (запрещающие знаки). Учить бережно относиться ко всему живому. | ДЕКАБРЬ Занятие |
||
Ребёнок дома | 4. «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» | Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них. | В совместной деятельности | Авдеева, стр. 66 |
Здоровье ребёнка | 5. «Здоровье и болезнь» | Учить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. | ОКТЯБРЬ Занятие |
Авдеева, стр. 97 |
6. «Личная гигиена» | Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. | НОЯБРЬ Занятие |
Авдеева, стр. 98 Голицина «Воспитание основ ЗОЖ», стр.36 |
|
7. «Здоровая пища» | Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья и хорошего настроения. | ДЕКАБРЬ Занятие |
Авдеева, стр. 104, Голицина, стр.31 |
|
Эмоциональное благополучие ребёнка | 8. «Конфликты между детьми» | Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами. | В совместной деятельности | Авдеева, стр. 111 |
Ребёнок на улице | 9. «Опасные участки на дороге» | МАЙ Занятие |
||
10. «Дорожные знаки» | МАЙ Занятие |
|||
12. «Знаешь ли ты правила дорожного движения» | Закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах. | ИЮНЬ Спортивный досуг |
Юлия Михель
Формы работы по ОБЖ в детском саду
"Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями.
Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься".
Януш Корчак
В современном мире наших детей подстерегает множество опасностей.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Опираясь на программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой , работу по ОБЖ с детьми можно разделить на 6 направлений:
1. Ребёнок и другие люди.
Работая в этом направлении, мы должны рассмотреть типичные опасные ситуации при контактах с людьми и научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях.
2. Ребёнок и природа.
Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.
3. Ребёнок дома.
В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка.
В этом направлении программы рассматриваются вопросы о ценности здорового образа жизни, сознательной заботе о собственном здоровье и здоровье окружающих.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка.
Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
Для реализации задач воспитания безопасного поведения дошкольников можно использовать различные формы организации деятельности детей .
Беседы («Опасные предметы», «Откуда берутся болезни?» и т. д.)
Экскурсии («К светофору», в пожарную часть и т. д.)
Чтение художественной литературы (С. Калинин «Как ребята переходили улицу», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и т. д.)
Сюжетно-ролевые игры («Поездка на автобусе», «Скорая помощь» и т. д.)
Строительные игры («Улицы нашего города» и т. д.)
Дидактические игры («Режим дня», «Дорожная азбука» и т. д.)
Создание тематических альбомов («Транспорт нашего города», «Ядовитые грибы и ягоды» и т. д.)
Викторины («Вопросы дядюшки постового» и т. д.)
Игровые тренинги («Если позвонили в дверь», «Телефон 01» и т. д.)
Использование видеоматериалов
Придумывание сказок и рисование к ним иллюстраций
Тематические праздники и развлечения («Правила дорожные знать каждому положено» и т. д.)
Выставки рисунков и поделок («Наш друг - Светофор», «Опасные предметы дома» и т. д.)
Инсценирование («Кошкин дом» и т. д.)
Загадки, пословицы, поговорки по безопасности
Рассматривание картин и иллюстраций по ОБЖ
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому, используя разнообразные формы работы с родителями , необходимо добиваться того, что бы родители стали заинтересованными, активными помощниками по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Родительские собрания с включением тем по безопасности «Как выработать навыки безопасного поведения на улице», «Родители – образец поведения на улицах и дорогах»
Индивидуальные беседы и консультации «Как знакомить детей с правилами безопасного поведения в природе», «Безопасность детей – забота взрослых», «С ребенком летом на даче»
Оформление наглядной агитации, папок-передвижек «Лето без опасности!», «Эти правила для всех», «Вредные привычки»
Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, выставок.
Только взаимодействие семьи и детского сада создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.
Литература:
1.«Основа безопасного поведения дошкольников» Чермашенцева О. В., Волгоград 2010 г.
2. Т. А. Шорыгина“Основы безопасности” – М. 2006.
3. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.