Современные дети и их развитие. Ребенок ведет себя застенчиво, если видит, что у него не получилось

Современный мир постоянно меняется, и скорость, с которой происходят изменения, намного больше, чем было 20 или 30 лет назад. Еще в XX веке ребенок развивался в малом социуме с четкой привязкой к конкретному взрослому, но современный ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации.

Дети современного общества растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Современные дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, обсуждают их. Зачастую они делают неожиданные выводы в недетских ситуациях, и взрослые начинают думать о преждевременном взрослении современных детей, но скорее всего, это просто «наслушанность» без какого-либо предшествующего опыта.

У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст. Наоборот, многие дети имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей дошкольного возраста нуждаются в помощи логопеда. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В школе, самые низкие показатели относятся к разделу «Развитие речи». Большую часть времени дети проводят за просмотром телевизионных передач или за компьютером. Тем самым, они не развивают свою речь. Как результат, увеличивается количество детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе.

Также одной из важнейших проблем является участие родителей в развитии ребенка. Современные родители вечно заняты, озабочены зарабатыванием денег и у них не остается времени на взаимодействие со своим ребенком. Но игрушки не могут заменить родителей. Известно, что игрушка привлекает внимание ребенка не сама по себе, а во взаимодействии с матерью, при возникновении положительных эмоциональных реакций, комплекса оживления. Если этого не происходит, то у ребенка не формируется устойчивое внимание.

Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни детей, с помощью которой у детей должна формироваться школьная мотивация, обобщение, умение планировать. Строить взаимоотношения со сверстниками.

Также стоит обратить внимание на современную молодежь. Настало время, когда молодые люди выбирают высшее образование только ради диплома, материального благополучия.

В современном мире стало модно быть бизнесменом, экономистом, юристом, а такие профессии как учитель, ученый, фермер никого не интересуют. Молодых людей не смущает то, что существует переизбыток специалистов в экономических и юридических отраслях, и, следовательно, повышается уровень безработицы. Наряду с повышением спроса на обеспеченную жизнь, растет уровень терпимости к возможному нарушению закона: брак по расчету, проезд без билета, взятки, уклонение от уплаты налогов. Налицо искажение ценностей.

Таким образом, проблема развития современного ребенка остается актуальной. Необходимы серьезные исследования на стыке психологии, педагогики, социологии, физиологии. Выявление особенностей современных детей и переосмысление организации учебно-воспитательного процесса поможет сформировать личность Человека будущего.

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Адм Про". Компания "Адм Про" предоставляет услуги по созданию и обслуживанию офисной ИТ инфраструктуры в Москве. Воспользовавшись предложением компании, и заказав обслуживание компьютеров организаций, Вы получите помощь опытных профессионалов, которые по выгодной цене и в самые короткие сроки произведут ремонт и настройку компьютерной техники, установят нужное программное обеспечение, подключат периферийные устройства и обеспечат надежную и бесперебойную работу Вашего оборудования. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и получить онлайн консультацию по интересующему Вас вопросу, можно на официальном сайте компании "Адм Про", который располагается по адресу http://admpro.ru/

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ПОКОЛЕНИЕ В ПАМПЕРСАХ
ИЛИ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА

этой теме был посвящен очередной "круглый стол" московского Клуба заведующих

Каким я вижу современного дошкольника? Он просто замечательный! Развитый, необыкновенно любознательный, умный. И глазки у него хорошие, добрые! Никаких особенных изменений по сравнению с прошлыми десятилетиями с ним не произошло. Просто раньше в группах было по 30 детей, а сейчас - по 20. Вот мы и можем каждого ребеночка получше разглядеть. Было бы меньше детей, еще лучше узнали бы своих дошколят.

Лариса ГЕДЫМА, заведующая ГОУ № 2281

Вряд ли можно утверждать, что наши воспитанники остались прежними. Ребенок нового века создан телевизором. Он с малолетства сталкивается с таким потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Поэтому нынешний дошкольник более эрудированный. Но у этой эрудиции есть обратная сторона. Кроме эрудированности, мы все отмечаем повышенную эмоциональность наших воспитанников. И это не всегда положительное качество. Дети часто реагируют на самые незначительные события слишком импульсивно, плаксивы, капризны. И агрессивны. Агрессия - это ведь тоже эмоция. Эмоция, взращенная телевизором. Драка для наших детей - обычное явление: если в чем-то с приятелем не согласен, сразу драться начинает.

Наталья КАЗАКОВА, заведующая ДОУ № 1887

Я хотела бы поддержать свою коллегу, но сделать несколько иной акцент в теме. Нервозность - это следствие общего неблагополучного состояния здоровья. Понятие «здоровье» многоплановое. Нельзя разделять здоровье физическое, психическое и социальное. Если хоть одна составляющая отклоняется, человек уже не здоров. А у нас с социальным здоровьем наших воспитанников не все в порядке: большой процент семей классифицируется как неблагополучные, а там, где растет достаток, за достатком не успевает уровень культуры. Как следствие, дети из таких семей часто не понимают элементарных общепринятых норм поведения.
И с физическим здоровьем много проблем: основной контингент наших воспитанников - это дети второй, а не первой (как раньше) группы здоровья.

Елена МОРСАКОВА, заместитель директора ГОУ «Начальная школа-детский сад № 1633»

Я должна согласиться с коллегами: проблемы здоровья для наших детей стоят очень остро. Я логопед. В течение трех лет мы в нашем детском саду комплектуем логопедические группы. Перед комплектованием нам приходится обследовать детей и состояние их речи. По результатам этого обследования практически 84% детей - это дети с проблемами развития. То есть речь идет не просто о неправильном произношении того или иного звука, а о несформированности психических процессов, к тому же осложненной эмоциональными проблемами, ортопедическими и т.д.
Мы все чаще сталкиваемся с комбинированными дефектами. У таких отклонений существует много причин: и экология, и наследственность, и другие. Но есть дефекты, зависящие от родителей и только от их воспитательной политики.
Случается, что родители держат детей дома до 3-х лет и дольше, но не знают толком, чем с ними надо заниматься.
Потом они приходят к нам в детский сад и просят, чтобы их трехлетнего ребенка учили испанскому языку - а он элементарные вещи делать не умеет: например, в туалет проситься. Потому что до трех лет в памперсах ходит. Что это такое, как не педагогическая запущенность? Это при живой, интеллигентной маме!

Ольга ТИТОВА, логопед, детский сад № 2311

Из всего услышанного вырисовывается довольно грустная картина. Современный ребенок - это сплошная проблема. Даже его появление на свет - проблема для современного родителя. Общение с ним - тоже проблема. Родители этого делать не умеют и не желают. Брат или сестра у ребеночка теперь тоже редкость. Единственный друг и товарищ - телевизор. Безотказный и агрессивный. И если мы с вами говорим о неблагополучии городского ребенка, то умножьте это все на десять и получите картину в сельской местности. Мне приходится по роду занятий выезжать в деревню в Рязанской области. Это просто кошмар! Складывается впечатление, что дети - это просто никому не нужное сырье!

Мария КОВАЛЕВА, дефектолог, ясли-сад № 2311

Но ведь это не новые проблемы? Возможно, 15-20 лет назад мы просто боялись и не умели о них говорить. Вспомните! Доперестроечное время - время воспитания «нового типа личности», «нового советского человека». Все дети по определению ДОЛЖНЫ были быть счастливы и облагодетельствованы партией и правительством. Но страшные истории о жизни детей в северных поселках и в отдаленных деревнях, о катастрофическом росте умственной отсталости в среднеазиатских республиках, о пьющих родителях, работающих на заводах и фабриках, дерущихся и секущих детей ремнем - все это не сегодня пришло в нашу жизнь.
Быть может, мы просто увидели все это сегодня новыми глазами?
Посмотрите, несколько лет назад ни о дефектологах, ни о логопедах в детских садах вообще речи не было. Слово «невроз» - это новое слово в нашем лексиконе. Быть может, в том, что детские проблемы сегодня стоят так остро, есть не только отрицательные, но и положительные моменты? Просто мы, как говорила моя коллега Лариса Гедыма, разглядели дошкольника с близкого расстояния.

Марина АРОМШТАМ, главный редактор газеты «Дошкольное образование»

Нет. Дело не в новом видении. Изменилась среда - и социальная, и вещественная. Изменились герои детских книг и фильмов. По-моему, есть существенная разница между милым и доверчивым Чебурашкой, между обаятельным Крокодилом Геной - и теми монстрами, что без всякого риска для жизни плюхаются с двадцатого этажа небоскреба.
Между Чебурашкой и Крокодилом Геной существовали отношения, которые возможны в реальной жизни. Они печалились и радовались, делали друг другу подарки - точно так же, как это можем делать мы и наши дети. Поэтому они - герои педагогического кино, педагогической литературы. А эти существа, которые не способны чувствовать боль… Чему они учат? Что к человеческому телу можно относиться без всякой жалости? Это пропаганда жестокости, которая отпечатывается в поведении современных детей. Их агрессивность намного превосходит агрессивность детей нашего поколения.

Мария КОВАЛЕВА, дефектолог, ясли-сад № 2311

Все общество сейчас построено по принципу выживания. Конкуренция - это для нас новое явление. Надо уметь толкаться, пробиваться, считать и просчитывать. Что является главной ценностью для современного родителя? Прагматизм. Этому же он вольно или невольно обучает ребенка. И это не всегда плохо. Дети обучаются рациональному поведению. Рациональному в том числе и с точки зрения законов детской психики. Раскрепощенность - следствие такого психического рационализма. В годы авторитарно-дисциплинарной доктрины и мы были настроены в первую очередь на воспитание дисциплины в детях, и дети это усваивали как самый важный элемент воспитания. А теперь мы заговорили о том, что главное - это индивидуальность. Современные дети проявляют свою индивидуальность гораздо свободнее, поэтому работать с ними интересней. Хотя и сложнее.

Наталья КАЗАКОВА, заведующая ДОУ № 1887

Я 17 лет проработала заведующей детским садом. В кабинете у меня на маленьком журнальном столике всегда стояли игрушки, красивые и удобные для игры. Этот столик служил весьма прагматичным целям: приходит ко мне на прием мама с ребенком, и, чтобы взрослые могли спокойно вести разговор, ребенку предлагалось поиграть в игрушки.
Но оказалось, что этот столик выполняет еще и диагностическую функцию. 17 лет назад подавляющее большинство детей, заходивших ко мне в кабинет, боялись даже потрогать эти игрушки. Они рассматривали столик жадными глазами, но близко не подходили. В лучшем случае шепотом спрашивали у мамы, можно ли поиграть с игрушками. Мама - советская мама - строго говорила: «Нет, нельзя!» И даже после того, как я сама предлагала ребенку игрушку, он все равно боялся ее тронуть. Исключение составляли дети иностранцев. Они влетали в мой кабинет, сразу устремлялись к этому столику и начинали играть. Для этих детей было ясно: игрушки здесь - именно для них.
И вот в последние 10 лет наши дети тоже стали свободно входить в кабинет, брать игрушки со столика и играть. Без всяких боязливых шепотков. Они стали вести себя нормально. Это следствие того, что количество запретов в нашей жизни уменьшилось, и дети стали чувствовать себя более свободными.
Но это, безусловно, рождает новые проблемы в нашей работе. С таким свободным ребенком нельзя работать авторитарными методами - он их не поймет и не примет. Все воспитательное воздействие сведется к нулю или даст противоположный результат.
С другой стороны, свобода, предоставленная ребенку, требует от него нового уровня ответственности, умения согласовывать свои действия с окружающими, нового уровня развития социальных качеств. Этому и должен учить детский сад. И это очень трудно. Для этого у нас еще очень мало методик и очень мало практических умений. Это задачи, которые и время, и современный дошкольник ставят перед теоретиками и практиками.

Мария ЦАПЕНКО, главный специалист по дошкольному образованию Московского комитета образования


ВМЕСТО ВЫВОДА

Специалисты отмечают в современных детях активность, общительность, раскованность в поведении - и в то же время отсутствие навыков самообслуживания, пренебрежение к трудовым поручениям. У некоторых детей отмечается скрытая или явная агрессия к окружающим.
В своей игровой деятельности современный ребенок предпочитает конструкторы и компьютерные игры. Эти развивающие занятия оказывают и противоположное воздействие: малыш мало двигается, не общается со сверстниками, «уходит в себя», быстро утомляется.
Нынешние дети в большинстве своем достаточно развиты. Однако повышенные современные требования к ребенку в ряде престижных школ, информационная перегрузка и многочисленные занятия (некоторые родители нанимают еще и репетиторов) ведут к тому, что дети не справляются с учебной нагрузкой, явно не соответствующей их возрастным особенностям. Следствием этого являются снижение познавательных функций и потеря интереса к учебе.
В эмоциональной сфере мы отмечаем, что современные дети разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступили место прагматизму, рационализму, какой-то не по годам взрослой практичности, даже меркантильности. На предложенный педагогом-психологом вопрос: «Если бы я был волшебником...» - большинство ребят просили для себя игрушки, наряды, машины, компьютер.
Многие дети испытывают дефицит общения и обделены вниманием родителей, поэтому распространенным ответом был еще и такой: «Проводить больше времени с мамой и папой». Однако и современному ребенку свойственна доброта. Как и в прошлые годы, дети желали мира на земле, чтобы не было войн и болезней.
Современных детей отличают повышенная раздражительность и возбудимость. Часто встречаются апатичные дети, не проявляющие интереса к занятиям, и склонные к интеллектуальной лени.
Можно сказать, что современному ребенку свойственны самые разные черты: он и умный, и жизнерадостный, и беззаботный, и поверхностный, и общительный - в общем, противоречивый.

Наталья ДОРОХИНА,
директор комплекса «Начальная школа -
детский сад» № 1649 Юго-Западного округа г. Москвы,

Людмила ГУКЛЕНГОФ,
заместитель директора по воспитательной работе

Психологические особенности современных детей-дошкольников

Дети, появившиеся на свет в конце XX - начале XXI века, растут в иных экономических, социальных и культурных реалиях, нежели росли старшие поколения. Существенное изменение содержания детской жизни отмечают детские психологи и педагоги практически всех экономически развитых стран.

Авторы различных психологических и социологических исследований с тревогой обсуждают происходящее буквально на глазах разрушение традиционных форм детского бытия - исчезновение так называемого детского сообщества, рост приоритета раннего обучения в ущерб свободной детской игре, распад самой игры.

Для нашей страны эти перемены во многом связаны со сменой общественно-экономической формации, переходом от социализма и соответствующих ему экономических и социальных общественных отношений к рыночной экономике, которой сопутствуют значительное материальное расслоение населения, индивидуализация социальной жизни, меньшая регламентированность частной жизни граждан со стороны общественных институтов. Новые социально-экономические реалии существенным образом повлияли на сферу семейных отношений, прежде всего отношений между родителями и детьми. В условиях, когда государство перестало жестко нормировать стандарты жизни, ограничивать и регулировать уровень доходов населения, у людей, особенно молодых, появилось естественное стремление и, вместе с тем, возможность больше работать и зарабатывать, повышать уровень жизни своей семьи, создавать своим детям более качественные условия развития и образования.

Верхние позиции в иерархии семейных ценностей заняли забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования, дать им так называемый «хороший старт». Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. На все это у взрослых членов семьи нет ни времени, ни сил, совместная жизнь со своими детьми перестала быть интересной современным молодым родителям. Забота о развитии ребенка все чаще передается профессиональным педагогам - няням, воспитателям детских садов, специалистам дополнительного образования, школьным учителям или частным гувернерам.
Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь - информационных. Передовые информационные технологии, позволяющие людям осуществлять практически все социальные функции, не вступая в личные контакты, привели к существенным изменениям одной из важнейших сфер человеческого бытия - коммуникативной.

Современный мир - это единое информационное пространство, не имеющее государственных и даже языковых границ. Любое событие, происшествие, достижение, новшество сразу же становится достоянием мирового сообщества.

Все это в полной мере относится и к детской культуре. Все меньше места в ней остается традиционным для нашей страны играм и игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам. Подавляющее большинство игрушек, которыми играют современные дети всего мира, произведено в Китае, будь то кукла, мягкая игрушка, оружие, машинка, конструктор, электронная игрушка. Кстати, то же самое относится и к детской одежде.
Унификация детского имущества формирует унифицированные эталоны восприятия, единые стандарты и ценности. Процесс экономической глобализации, охвативший цивилизованный мир, с неизбежностью затронул и детство. Продукция для детей, как материальная, так и духовная, успешно реализуется не только там, где ее производят, но и в других странах.

Наряду с определенными преимуществами современных детей перед их сверстниками прошлых лет, их очевидной технической сноровкой, умением понимать язык современных технологий, быстрой адаптацией к изменяющимся условиям, нельзя не замечать и тех потерь, которыми они расплатились за достижения научно-технического прогресса. Многочисленными исследованиями показано, что уровень психологической зрелости современных дошкольников, стоящих на пороге школы, заметно ниже того уровня, которого достигали их ровесники 30 лет назад. Значительная часть поступающих в школу детей не дотягивает до требуемого социального норматива первоклассника. По-видимому, мы имеем дело со сложной проблемой, связанной с тем, что все обстоятельства жизни современного дошкольника создают модель социализации, несовпадающую с моделью социализации, задаваемой школой как социальным институтом.

Сегодня существуют два практически противоположных мнения о том, что представляет собой современный дошкольник.
Современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Они легко управляются со сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника. Дети располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят много теле- и видеофильмов, имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более богатый, нежели многие взрослые. Конечно, их мало занимают сюжетно-ролевые игры, но разве могут эти бесхитростные игры соперничать по своей занимательности с компьютерными играми, которые могут предложить ребенку любой сюжет и все мыслимые и немыслимые аксессуары для его реализации.

Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты - чтением, письмом, счетом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и, начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления. Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными, что, правда, не препятствовало успешному освоению ими учебной программы. Сегодня их внуки знают и легко делают то, что сами они освоили недавно и с большим трудом, например, навыки пользования электронной техникой. Разнообразные электронные устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения, и они начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в свое время пользоваться электроприборами. Своеобразный язык, на котором электроника «общается» с нами, труден для освоения только взрослым людям, а дети овладевают им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.

Наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят, прежде всего, физическое здоровье и развитие, слабость произвольной сферы, недостаточное развитие связной речи, неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого. Воспитатели с большим стажем работы более скептично относятся к осведомленности современных детей: «Много знают, но не того, что нужно».
Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий - школьный - этап жизни.

Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад.
Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.

Речевое развитие. Психологи, педагоги, логопеды, педиатры отмечают стабильно высокий уровень темповых задержек речевого развития у детей от 1 года до 5 лет, причем проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения), а комплексное отставание в развитии речевых компонентов. Если в середине 70-х годов ХХ века дефицит речи наблюдался только у 4% детей среднего дошкольного возраста, то сегодня специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.

Развитие воображения. Воображение является главным новообразованием дошкольного детства, ответственным, по словам Л.С.Выготского, за специфическое для данного возраста отношение между ребенком и социальной действительностью.
Воображение задает социальную ситуацию развития, именно оно определяет дальнейший характер познавательного и личностного развития ребенка. Появление у ребенка способности к созданию мнимых ситуаций, ситуаций «как будто» свидетельствует не только о его готовности к игре, но, в первую очередь, о начале активного познания и освоения окружающего мира в доступных, максимально адекватных его познавательным возможностям формах. Основной деятельностью, которая обеспечивает наилучшие условия для развития воображения, является детская игра во всем многообразии ее форм и видов.

Однако сегодня практически всеми психологами и педагогами фиксируется значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века.

Чем поддерживается свойственное детям стремление к игре, возникающее в определенном возрасте как насущная потребность детства? Только ли социальная мотивация, то есть желание приблизиться к недоступному миру взрослых, делает игру той самой ведущей деятельностью дошкольного возраста, которая создает наилучшие условия для психического и личностного развития ребенка? По-видимому, для этого игра должна отвечать не столько исторически переменчивым социальным мотивам, сколько конкретной задаче психического развития ребенка на данном возрастном этапе, сензитивности этого периода жизни к развитию той или иной психической функции. Это, в свою очередь, определяется как общим уровнем психического развития ребенка, так и востребованностью данной психологической способности в конкретных культурных условиях.

Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, приблизившее ее к реальным объектам окружающего мира и отнявшее, таким образом, у игры право на создание мнимой ситуации. Игрушки воплощают все, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует.

То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, гоночный болид, городские улицы, даже семейная жизнь и древняя цивилизация.

Другим фактором, препятствующим полноценному развитию воображения, является преобладание в арсенале детских развлечений разнообразной видеопродукции. Современные родители легко поддаются рекламной информации о возможностях и преимуществах раннего развития ребенка посредством зрительных образов и впечатлений. Маленькие дети много времени проводят перед телевизором: мультфильмы, «полезные образовательные» телевизионные программы, а то и просто яркие рекламные ролики способны надолго занять внимание малыша, освобождая тем самым его родителей от необходимости читать сказки, рассказывать, играть в игрушки. Дошкольники быстро осваивают и несложные манипуляции с компьютером: научаются включать его, находить «свои» игрушки, запускать их, управлять с помощью нескольких клавиш действиями компьютерных персонажей. Вся эта видеоинформация воспринимается детьми легче и быстрее, чем вербальная. Она не требует работы воображения, более того, эти готовые образы, яркие и разнообразные, превышают все возможности собственного продуктивного воображения ребенка.

Характерной особенностью культурного контекста развития современных детей является тот факт, что любимые книги, любимые персонажи, любимые сюжеты принципиально отличаются от того материала, с которым они встречаются в «Азбуке» и первых «Книгах для чтения». Учителя начальной школы отмечают, что современные первоклассники слабо знакомы со сказками, особенно русскими: от них остались лишь смутные воспоминания раннего детства. Реалии, в которых проистекают эти сказочные события, далеки от нынешних детей, а волшебства по сегодняшним меркам весьма скромны.

Другим последствием широкого внедрения компьютерных технологий в жизнь маленьких детей становится искажение их сенсорного опыта, формирование неверных сенсорных эталонов. Повседневная жизнь естественным образом ограничивает возможности ребенка познакомиться со всем чувственным многообразием окружающего мира. Высокие технологии позволяют восполнить этот пробел, предоставляя в распоряжение ребенка электронные имитации разнообразных звуков, цветов, предметов, животных и пр. Например, компьютерная программа познакомит малыша со звучанием не только пианино, гитары или барабана, но и скрипки, флейты, органа, виолончели, контрабаса, волынки.

Педагогическая готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счета также относится к области приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста. Сегодня практически все поступающие в школу дети умеют писать печатными буквами, а некоторые даже и курсивными.
Социальное взаимодействие. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми.
Компьютерная программа настолько самодостаточна, что позволяет ребенку выполнять задания без помощи взрослых, ориентируясь лишь на подкрепление правильных шагов или невозможность продвигаться дальше в случае неверных решений. Конечно, раскладывание последовательности картинок и рассказ по ним - не слишком интересное задание для малышей, однако гораздо более полезное, чем молчаливое раскладывание тех же картинок на экране компьютера, подкрепляемое не устным откликом или похвалой взрослого, а бесхитростной анимацией.
Перед ребенком не стоит задача вычленить проблему или трудность, с которой он сталкивается при выполнении данного задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать и понять объяснения. Методом проб и ошибок он ведет молчаливый диалог с «умной» машиной, делая верные или неверные выводы относительно принимаемых решений.
Между тем важнейшим условием благополучного психического развития ребенка является его совместная со взрослым деятельность. Именно взрослый знакомит ребенка с предметным содержанием окружающих его вещей и явлений, именно взрослый открывает ребенку способы взаимодействия с окружающим миром, именно ко взрослому обращено развитие познавательной потребности ребенка.

Снизился уровень нравственного развития дошкольников. Многозначность и многовариантность современной жизни привели к размыванию нравственных ориентиров: дети не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Другой особенностью современных дошкольников, отмечаемой воспитателями, является повышенный эгоцентризм. В определенной степени эгоцентризм характерен для детей дошкольного возраста, однако к 7 годам многие из них уже способны преодолеть эгоцентрическую позицию и принять во внимание точку зрения другого человека. Преодоление детского эгоцентризма является одним из важнейших механизмов социализации в дошкольном возрасте.

Таким образом, очевидно, что все фиксируемые сегодня изменения в психологическом облике дошкольника (особенности его общения, игровой деятельности, личностного развития, готовности к школе), причины которых видят в неправильной, неадекватной возрастным потребностям ребенка организации его жизни, свидетельствуют о принципиально ином характере его дошкольной социализации, нежели это было в ХХ веке.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

на тему: Особенности развития современных дошкольников

Введение

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. [Немов Р.С. Психология/ учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.-1 изд---,М:.Владос.-1999, с.336.]

Личность чаще всего определяется как совокупность его приобретенных социальных качеств. Значит, личностным качествам не относятся физиологические и генотипические особенности человека. К числу личностных также не относятся психологические качества, характеризующие его познавательную деятельность или индивидуальная деятельность, за исключением тех, которые проявляются в обществе, отношениями среди людей.

Уже в раннем детстве человек включается в систему общественных отношений, проводником которых становится семья как ячейка общества. В дальнейшем происходит расширение круга общественных отношений, в которое попадает ребенок, посещая ясли, детский сад, школу, спортивные секции, кружки самодеятельности.[Ильин Е.П. Психология. /Ильин Е.П. Учебник для средних педагогических учебных заведений/ СПб.: Питер,2004,с.23.]

В понятие «личность» включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и характеризуют человека его индивидуальность, проявляющиеся в его поступках.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.[Немов Р.С. Психология/ учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.-1 изд---,М:.Владос.-1999, с.336.]

Наряду с понятиями «человек», «личность» в обиходе психологов употребляется понятие «индивид». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Чтобы подробнее разобраться в этом, нужно рассмотреть структуру личности. В нее включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки

Рано или поздно п очти каждый задается вопросом о том, что он реально из себя представляет. Тем ли он занимается, какова его роль в окружении, счастлив ли он в браке, живет ли он в той приемлемой для него среде? Иногда такие вопросы задаем мы по отношению к другим людям. Такие вопросы подразумевают, что каждый индивид обладает своего рода неотъемлемой натурой, чем-то тем, которым не могут обладать другие.

Каждый человек уникален, незаменим и неповторим. Но индивидуальность не означает, что человек недоступен анализу, что человеческой личности присущи сложные и неожиданно проявляющиеся свойства. Поведение каждого человека индивидуально, одни могут спокойно встретить опасность, другие впадают а в панику и истерику. Некоторые люди осуждают и обвиняют других в своих неудачах, другие же анализируют свои поступки и выявляют собственные ошибки.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъектов жизни; личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловоенная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

Таким образом, личность - это тот же человеческий индивид, но рассматриваемый со стороны его общественной сущности и общественной деятельности.

Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не тол?ко образованием генотипическим, его формирование прордолжается, как известно, и в онтогенезе, пожизненно.[ Шибутани т. Развитие личной неповторимости/Психология индивидуальных различий/ под общей редакцией Гиппенрейтера Ю.Б. и Романова В.Я..// М.: Че Ро -2000, с.92.]

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся.[Немов Р.С. Психология/ учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.-1 изд---,М:.Владос.-1999, с.356.]

Развитие ребенка происходит под влиянием двух факторов: социальных и биологических. О роли этих факторв до сих пор идут споры. Какой из этих наиболее существенно влияет на развитие ребенка? Одни (нативисты) считали, что способности к развитию задны человеку с рождения. Они пессимистично относились роли внешней среды путем научения. Их противники (эмпиристы) утверждали, что развитие человека происходит путем научения. По их мнению неразвитыми и невежественными остаются те, кому окружающая среда (условия жизни) не дала развить свои способности.

Эти споры продолжаются и ныне. Но ни одна сторона в настоящее вренмя не решается отрицать роль среды и наследственности. Остается открытым вопрс: что вличет на развитие ребенка больше и является ли способность к научению врожденной. Ясно одно: даже если эта способность врожденная, она может угаснуть, если ее не развить.

Однако при этом не нужно стремиться к опрежению естественного развития ребенка, обучать его к тому, к чему еще он не готов.

Глава 1. Развитие ребенка в дошкольном возрасте

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия 20 века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф.Лазурский, Г.Оллпорт, Р Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени.

Работы западных психологов оказали существенное влияние на отечественную психологию. В 1920_1930_е гг. в нашей стране бурно развивалась экспериментальная психология, в том числе методология и методы изучения детей. Появилось новое направление - педология, задачей которой было комплексное изучение развития ребенка специалистами различных профилей: педагогами, психологами, физиологами, врачами. В эти годы работали замечательные ученые: М. Я. Басов, А. Ф. Лазурский, К. Н. Корнилов, М. С. Бернштейн, А. П. Болтунов, СЛ. Рубинштейн, Л. С. Выготский.

В первые десятилетия 19 в наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение.[Немов Р.С. Психология/ учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.-1 изд---,М:.Владос.-1999, с.338.]

Возраст обозначает временные характеристики индивидуального развития. Различают возраст, показывающий длительность существования человека с момента его рождения, биологический возраст(на какой стадии полового со зревания находится ребенок) и психологический возраст, на какой стадии психического развития находится человек.

Возрастные психологические особенности - специфические свойства психики, личности, присущие большинству представителей данной возрастной группы. К закономерностям возрастного развития мотивационной сферы, психических свойств и качеств относятся этапность, гетерохронность, разнонаправленность, наличие сензитивных периодов, индивидуальные темпы развития.

Первая закономерность - этапность развития. Например, А.Маслоу считает, что у человека с момента рождения последовательно появляются и сопровождают взросление семь классов потребностей: 1). Физиологические (органические) потребности; 2). Потребности в безопасности; 3). Потребности в принадлежности и любви; 4). Потребности в уважении (почитании); 5). Познавательные потребности; 6). Эстетические потребности; 7). Потребности в самоактуализации.

На главный вопрос его теории - что такое самоактуализация? -А Маслоу отвечает следующим образом: «самоактуализирующие люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание»[ Маслоу А. Самоактуализация // психология личности. Тексты.-М. 1982. ]

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А.Н.Леонтьев и Л.И.Божович.

Л.С.В ыготский считал, что сущность переходных или критических периодов развития коренится в изменении потребностей и побуждении ребенка.

Вторая закономерность возрастного развития заключается в том, что психические функции достигают своего максимального развития в различном возрасте, что свидетельствует о гетерохронности (разновременности) созревания функциональных систем. (Так, быстрота и частота движений достигают максимального развития к 13-15 лет, абсолютная цветовая чувствительность достигает максимального развития уже в 7-8 лет и т.д.).

Третьей закономерностью возрастного развития психомоторных качеств является разнонаправленность из изменения в отдельные возрастные периоды, и в частности в период полового созревания организма, так как идет гормональная перестройка. Скоростно-силовые качества в этот период развиваются более интенсивно, точность, амплитуда и воспроизведение усилий ухудшаются. Увеличение длины тела, и конечностей требуют новых биомеханических структур движений, что требует выработку новых координаций движений. Также здесь уместна возрастная динамика изменения объема памяти. Здесь уместно упомянуть о том, что идет не только рост объема памяти по темпу запоминания различных видов материала, также имеет место и ухудшение памяти.

Четвертая закономерность возрастного развития психомоторных качеств - наличие сензитивных периодов. Например, развитие речи наиболее интенсивно идее от 1 года до 5 лет. Также ездить на велосипеде и кататься на коньках ребенка, плавать, ездить верхом ребенка легче научить в дошкольном возрасте, так как в эти годы активно развиваются органы равновесия, меньше выражены реакции, связанные с боязнью.[ Ильин Е.П. Психология. /Ильин Е.П. Учебник для средних педагогических учебных заведений/ СПб.: Питер,2004,с.201-202.]

В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определить эмоциональное состояние других людей. Однако у детей 4-5 лет это происходит после пережитой ситуации, породившей данную эмоцию. Эмоциональный отклик и эмпатия начинает проявляться в 4-5 лет, так и в 6-7 лет чаще всего при восприятии эмоций гнева, грусти и страха.

Для большинства детей 4-5 лет становится доступным восприятие эмоций другого человека по его речи. У детей их неблагополучных семей или отсутствует эмпатия, или формируется стабильные отрицательные эмоциональные переживания.

Особенностью эмпатийного развития ребенка связаны также его отношением к собственному имени. Когда и ка ким образом обращаются ребенку по имени? Как обращаются? Бытуют мнения также, что с именем человека связана его судьба. Поэтому имя для человека является особым символом. Многие народы в имени видели некоторый мистифицированныный смысл. Например, у некоторых племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. А в индийских семьях даже муж и жена обращались друг другу иносказательно. Эти люди верили, что имя человека - эквивалент его души. Чем дольше оно сохранится нетронутым, тем дольше будет жить человек.

По словам одного исследователя, в древнем мире считалось, что стереть имя покойного с гробницы - величайшее преступление. Чтобы этого никто не смог сделать, в Древней Греции, например, имена вырезали на свинцовых дощечках которые бросали на дно залива.

Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил, и старались не произносить его без лишней надобности, так как оно, по их мнению, нашивается. Поэтому настоящее имя они держали в секрете, а пользовались прозвищами.

В некоторых племенах, чтобы обманывать злых духов, родители меняли имя ребенка.

К шести годам у ребенка исчезает боязнь з вуков незнакомых предметов. В дошкольном возрасте преобладают страхи перед мнимыми и воображаемыми образами.

Среди реальных страхов перед дошкольниками ведущее место занимает боязнь воды., следующие места занимают страх угрозы нападения животных и боязнь падения с большой высоты.

Слабее всего проявляется застенчивость у 4-х летних детей, но она преобладает у детей с семилетнего возраста.

Выявлены четыре причины застенчивого поведения дошкольников:

Отношение ребенка к оценке взрослых его деятельности;

Ребенок ведет себя застенчиво, если видит, что у него не получилось;

Общая самооценка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого;

Потребность застенчивых детей оградить внутренне пространство свой личности от постороннего вмешательства при наличии в то же время желания общаться со взрослыми.

Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и анормальную.

В частности у детей дошкольного возраста нормальной линией развития являются: любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение и полоролевое поведение. Анормальное явление: пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения.

Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает, что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, поскольку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.

Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребенок чувствует "сексуальное" возбуждение, то есть удовольствие от стимуляции области гениталий. Это возбуждение связано в уме ребенка с близким физическим присутствием родителей. Стремление к контакту с ними ребенку становится все труднее удовлетворять; ребенок борется за интимность, которая существует между самими родителями. Ребенок чувствует, что папа любит маму, а мама папу, что он уже не в центре внимания, и треугольник во взаимоотношения «папа-мама-малыш», его не устраивает. Он часто нервничает и капризничает. У мальчиков проявляется так называемый «Эдипов комплекс» (по имени мифического персонажа царя Эдипа, который убил своего отца и женился матери). У девочек развивается комплекс Электры (по имени мифической героини, которая участвовала в убийстве матери, обвинив ее в гибели любимого отца). Эдипов комплекс у мальчиков рассматривается в сексуальном влечении к матери и ревности к отцу, которого мальчик рассматривает как соперника, несмотря на имеющиеся к нему нежные чувства. Комплекс Электры проявляется в ревности матери к отцу.

То есть ребенок начинает чувствовать принадлежность к тому или иному полу.

Научная теория З.Фрейда в развитии ребенка актуальна и тем, что малыш к 2,5-3 годам начинает осознавать себя как отдельного человека («Я»-концепция З.Фрейда).В формировании ребенка значима процесс воспитания, каким будет это «Я», таким будет ребенок в дальнейшем себя оценивать. В семьях, где по отношению ребенка проявляется повышенная забота, или, наоборот дефицит внимания, он в дальнейшем будет чувствовать себя неполноценным. Большую роль в формировании самооценки «ребенка (своего «Я») имеет его оценка со стороны родителей («Я хороший» или «я плохой»).

Главные социальные потребности дошкольников - потребность в доброжелательном отношении к себе взрослых, в сотрудничестве (которое есть и у младенцев) и в уважении (которой раньше не было), потребность в уважении проявляется уже у детей трех-четырех лет. Ребенку уже недостаточно простого внимания к себе. Он требует уважительного отношения и остро реагирует, если таковое не проявляется взрослыми.

В 4 года появляется соподчиненность потребностей, желаний, то есть они приобретают равную силу и значимость. Появляются доминирующие установки: у одних престижные (эгоистические), у других, наоборот, - альтруистические, у третьих - на достижение успеха.

У младшего дошкольника желания носят характер аффекта: не ребенок владеет желаниями, а они владеют ими.

К шести годам у детей отчетливо видна способность учитывать не только свои желания, но ставить себя на место другого человека (идентефикация) и видеть вещи с его позиции и принимать их в расчет. Появляется чувство долга, регулирующее поведение ребенка в простых ситуациях. Это свидетельствуют о том, что появляются мотивы, формирующиеся на базе не только желаний «хочу», но и на базе осознания необходимости («надо»).

Однако, осознаваемость мотива остается еще слабой. В реальной жизни ребенок постоянно сталкивается с собой как с незнающим, не могущим, не понимающим.К тому же это подкрепляется взрослыми «Ты не прав!», «Ты еще маленький, вырастешь - поймешь».

При общении со взрослыми удовлетворяется познавательная потребность ребенка. Взрослый выступает для него источником знаний об окружающем мире. Поэтому он задает взрослым бесконечное количество вопросов (подсчитано, что четырехлетний ребенок задает за день 400 вопросов).

Наиболее сильный стимулятор для дошкольника - поощрение, получаемые награды.

Игровая активность основная у дошкольников. Выполнение какой - либо игровой роли развивает волевые усилие ребенка. Например, дети 3-4 лет могут по заданию взрослого выдержать неподвижную паузу в среднем 18 секунд, но взяв на себя роль часового, сохраняют неподвижность почти в 5 раз дольше.

Ведущий в этот возрастной период вид деятельности дошкольника- игра. В игре возникают новые интересы, дети становятся способным и обозначать цель своей деятельности. Особенно развитие и проявление ребенка наблюдается в его участии в сюжетно-ролевых играх. Сюжетом игр детей разных возрастов является отображение трудовой деятельности взрослых. Если у младших дошкольников правила игры не осознаются, появление новых игровых ситуаций идет с участием взрослых, объединение игр невозможно, в качестве игрового материала служат игрушки, продолжительность игр длится от 10 до 45 минут; у старших дошкольников правила и правила игры осознаются и регулируются самостоятельно, в качестве игрового материала используются и другие материалы, могут даже изготавливаться самими из глины или пластилина, продолжительность игр длится от нескольких часов до нескольких дней.

В совместной игре ребенок попадает в отношение зависимости от других детей, начинает понимать, что без сопереживания, без уступки другому ради достижения общей цели, он останется вне игры и общения. Это способствует преодолеть эгоцентризм «я - пуп земли».

Но не всегда в групповых играх сохраняются доброжелательные отношения. Капризные, плаксивые, агрессивные дети отвергаются сверстниками.

Или ребенок, который претендует на главную или интересную роль в игре, при его не избрании в эту роль другими, он начинает вредить и расстраивать ход игры. Такие ситуации требуют вмешательства взрослых и тактичного разрешения конфликта. Многие четырехлетние дети, приступая к рисованию говорят о том, что у них будет изображено. В шестилетнем возрасте дети составляют предварительный план рисунка.

Таким образом, с четырех лет ребенку свойственна планировка своей деятельности.

У дошкольников, начиная с трех лет развивается,графическое умение.

Таким образом, ребенок начинает осознавать себя как личность в дошкольном возрасте, и дальнейшее его формирование зависит от окружающих его людей.

Ребенок осознает принадлежность к тому или иному полу.

В младшем дошкольном возрасте у детей сильно развита тенденция психомоторного развития.

В младшем дошкольном возрасте идет ключевое развитие ребенка, и это играет большую роль в его дальнейшей жизни.

У ребенка развивается эмоциональные особенности, мотивационные сферы, волевые качества, психомоторное развитие, познавательные процессы, потребность в общении.

1.1 Концепция развития личности древнегреческих философов

Еще в древности в истории психологического познания был открыт новый объект - отношения между людьми. В связи с этим детальному обсуждению были подвергнуты приёмы: логические рассуждения, строение речи, характер отношений между словом, мыслью и воспринимаемыми предметами. На передний план выступили речь и мышление как средства манипулирования людьми. Из представлений о душе исчезали признаки её подчинённости строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе, так как язык и мысль лишены подобной неотвратимости. Они полны условностей в зависимости от человеческих интересов и пристрастий. Сократ был мастером устного общения, пионером анализа, цель которого - с помощью слова обнажить то, что скрыто за покровом сознания. Подбирая определённые вопросы, Сократ помогал собеседнику приоткрыть эти покровы. Создание техники диалога впоследствии стали называть сократическим методом. В его методике таились идеи, сыгравшие через много столетий ключевую роль в психологических исследованиях мышления

. На основе своей атомистической теории [ ДЕМОКРИТ - (460-370 до н.э.) - древнегреческий философ-материалист. Он создал атомистическую теорию, признавал познания мира. ]Демокрит выдвинул концепцию развития личности.

Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания. «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Иногда молодым людям присущ разум, а старцам безрассудство, ибо разуму учит не время, а надлежащее воспитание и природа».

В теории познания он исходит из предположения, что от тел истекают «отделяются» тонкие оболочки («идолы» - образы) вещей, воздействующие на органы чувств. Чувственное восприятие основной источник познания, но оно лишь дает «темное» знание о предметах, над этим знанием возвышается «светлое» более тонкое знание посредством разума. В дальнейшем идеи умственного и нравственного воспитания легли в основу педагогики.

Огромное значение Демокрит предавал: примеру взрослых («Благомыслие отца - лучшее наставление детям»);

словесному воздействию;

воспитанию «убеждением» и «доводами»;

приучению к труду, без которого дети не могут «ни обучаться, ни письму, ни музыке, ни гимнастике, ни способности стыдиться».

Демокрит отстаивал принципы гармоничного развития человека; большое значение предоставил трудовому воспитанию детей и молодежи, моральным упражнениям в их поведении. Цель воспитания, по мнению Демокрита, - подготовить молодежь к реальной жизни на земле. Основным в воспитании считал овладение знаниями о природе.

1.2 Психологические взгляды Платона

Другой древнегреческий мыслитель, философ [ПЛАТОН (427-347 до н.э.) - выдающийся древнегреческий философ, объективный идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, ученик Сократа.]Платон был из аристократической семьи и получил блестящее образование. Он был главным оппонентом Демокрита т.к. считал, что мир делим на мир идей и мир вещей.

По идеалистическому учению Платона, духовная жизнь человека живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей. Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная. Трем частям у Платона соответствуют три добродетеля: мудрость, мужество, умеренность.

Вселившись в свое временное обиталище (тело) бессмертная душа человека определяет возможность его развития и место в обществе. Если в тело внедрился разумная часть души, то человек становится философом, если волевая - воином, чувственная - ремесленником. Привлигированные философы управляют государством, ремесленники и земледельцы материально обеспечивают привлигированных. Самая низшая часть общества - рабы.

В воспитании Платона внутренней основой считается эмоции. Он утверждает, что первые детские ощущения - это наслаждение и страдание дают представление о добродетеле и благе.

Особое значение Платон придавал играм и чтению различных рассказов и мифов. Причем, игры должны вестись под жесткими рамками правил и не нарушаться, а мифы и легенды рассказывать, учитывая возрастные особенности детей. Платон впервые из древних мыслителей предложил определенную систему организации воспитания.

С 3-х до 6 лет все дети должны собираться в определенных местах для игр.

1.3 Учение Аристотеля по проблемам психологии

Аристотель (384-322 до н.э.) - ученик Платона, древнегреческий философ и педагог, автор научных трудов в области философии, политики, этики, эстетики, естествознания. Он был воспитателем А. Македонского. Впервые вывел основные положения логики. В 335 г. основал в Афинах философскую школу - Ликей.

Цель образования - развить в человеке высшие качества души - умственную и волевую. Воспитание должно осуществляться государством, которое определяет цели, задачи и содержание воспитания и обучения.

Аристотель предлагает свою возрастную периодизацию детей: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет (начала половой зрелости), от начала половой зрелости до 21 года. Такая периодизация, по мнению Аристотеля, отвечает природе человека. До 7 лет ребенок воспитывается в семье, где родители должны закалять ребенка, воспитывать средствами игры, сказки, музыки, нравственных бесед.

По Аристотелю уже само слово "организм" следует рассматривать в связи с родственным словом "организация", которое имеет значение "продуманное устройство", которое подчиняет себе свои части для решения какой-либо задачи; устройство этого целого и его работа (функция) не разделимы; душа организма - это его функция, деятельность. Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Это позволило подразделять возможности организма (заложенные в нем психологические ресурсы) и их реализацию на деле. При этом намечалась иерархия способностей - функций души: а) вегетативная (имеется у животных, растений и человека) ; б) чувственно-двигательная (имеется у животных и у человека) ; в) разумная (присущая только человеку). Функции души - уровни ее развития, где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить. В отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое существо повторяются те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. Впоследствии это было названо биогенетическим законом.

Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.

Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал, что "природа ничего не делает напрасно"; "нужно видеть то, ради чего совершается действие". Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего.

Аристотеля по праву следует считать отцом психологии как науки. Его работа "О душе" - первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчеты, предложил свои решения.

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физичесим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение им придавалось развитию теории воспитания, определяющего воздействие психического состояния организма на его структуру. По мнению Авиценны, взрослые, вызывая у детей те или иные аффекты, изменяющие течение физиологических процессов, формируют их натуру. Идею о взаимосвязи психического и физиологического - не только зависимость психики от телесных состояний, но и её способность (при психических травмах, деятельности воображения) влиять на них - он разрабатывал, исходя из своего обширного медицинского опыта в области психофизиологии эмоциональных состояний.

Интеллектуальное наследие Аристотеля, античное естествознание, которое в течение нескольких столетий изгонялось и вытравливалось, стали изучаться европейскими схоластиками, в частности в учении Фомы Аквинского. Это учение получило название томизма.

Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни: каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие).

Идеологи переходного периода от феодальной культуры к буржуазной эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей.

Один из титанов этого периода Леонардо да Винчи (XV - XVIв.), считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством.

Испанский врач Х.Вивес в книге "О душе и жизни" писал, что природа человека им познаётся путём наблюдения и опытом; на природу ребёнка можно влиять, если правильно его воспитывать. Другой испанский врач, Х.Уарте, в книге "Исследование способностей к наукам" впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям.

Другими выдающимися мыслителями эпохи Просвещения были К.Гельвеций (1715-1771гг.), П.Гольбах (1723-1789гг.) и Д.Дидро (1713-1784гг.). Отстаивая идею возникновения мира духовного из мира физического, они представляли наделённого психикой "человека-машину" как продукт внешних воздействий и естественной истории.

В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". И.М.Сеченов, ссылаясь на изучение времени реакции как процесса, требующего целостности головного мозга, подчёркивал: "Психическая деятельность как всякое земное явление происходит во времени и пространстве".

Революцию в психологическом мышлении произвело учение Чарльза Дарвина (1809-1882гг.), из которого следовало, что человек является выходцем из обезьяньего стада. Поскольку естественный отбор отсекает всё ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению. Это побуждает рассматривать психику как элемент адаптации организма к внешней среде

Ч.Дарвин, анализируя инстинкты как побудительные силы поведения, подверг критике версию об их разумности. Вместе с тем им было подчёркнуто, что корни инстинктов уходят в историю вида, без них живой организм не может выжить; инстинкты тесно связаны с эмоциями. К их изучению Ч.Дарвин подошёл не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на наблюдения за выразительными движениями, которые ранее имели практический смысл (например, сжатие кулаков и оскал зубов при аффекте гнева, возрастной развитие закономерность дошкольный

Одновременно с Ч.Дарвином идеи эволюционной психологии развивал английский философ Герберт Спенсер (1820-1903гг.). В своём труде "Основы психологии" (1855г.) он определил жизнь как непрерывное приспособление "внутренних отношений к внешним". Основные положения его работы следующие. Происходящее внутри организма (стало быть, и сознание) может быть понято только в системе его отношений (адаптации) к внешней среде. Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует, сохраняет "про запас", на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать его существованию.

Психологическая практика требовала информации о высших психических функциях в целях диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности. Первый вариант решения этой задачи представил французский психолог Анри Бине (1857-1911гг.). В поисках психологических средств, с помощью которых удалось бы отделить детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает врождёнными интеллектуальными дефектами, экспериментальные задания по изучению внимания, памяти, мышления А.Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое деление которой соответствовало заданиям, выполнимым нормальными детьми определённого возраста.

Позже германский учёный В.Штерн ввёл понятие "коэффициент интеллекта" (по-английски - Ай-Кью). По нему соотносился "умственный" возраст (определяемый по шкале А.Бине) с хронологическим ("паспортным"). Их несовпадение считалось показателем либо умственной отсталости, либо одарённости.

Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений. Рушилось понимание сознания как замкнутого в себе мира. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и чувства стали трактоваться как своего "инструменты" организма, работающие над решением задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.

В середине 1960-х гг. в США возникло еще одно направление, получившее название «когнитивная психология». Сегодня это одно из самых влиятельных направлений западной психологии. Оно появилось как альтернатива бихевиоризму, который исключал психический компонент из анализа поведения, игнорировал познавательные процессы, Основным методом когнитивной психологии является информационный подход, в рамках которого разрабатываются модели приема и переработки информации человеком. У истоков когнитивной психологии стояли Дж.Брунер, Г.Саймон, П.Линдсей, Д.Норман и д р.

«Помогающие отношения»- термин введенный К.Роджерсом- подразумевают такие отношения, в которых одна из сторон стремится к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества.

Особый интерес представляет точка зрения этого ученого о возможностях и условиях формирования помогающих отношений.

Первое условие - восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой. Это означает понимание в жизнедеятельности ребенка трудности, самостоятельное решение которой ему не под силу.

Второе условие - конгруэнтность воспитателя (педагога). К.Роджерс призывал родителей и педагогов оставаться самим собой во все ситуациях взаимодействия и взаимоотношений с ребенком.

Ребенок очень чуток к фальши в поведении взрослого человека и довольно быстро ее распознает. В ответ он становится неискренним, не стремится к контактам с таким взрослым и устанавливает многочисленные барьеры психологической защиты во взаимодействии с ним.

Третье условие - безусловно положительное отношение воспитателя к ребенку. Особый интерес вызывает тот смысл, который вкладывает К.Роджерс при характеристики данного условия. Для него безусловно положительное отношение взрослого к ребенку - это «атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то».

Четвертое условие - эмпатийное понимание ребенка. Помогающие отношения между воспитателем и воспитанником складываются тогда, когда они пронизаны чувством сопереживания, сочувствия, сопричастности. К сожалению, очень часто первой реакцией взрослого на слова и поступки ребенка, по справедливому утверждению К.Роджерса, бывает немедленная оценка или суждение, а вовсе не понимание.

Пятое условие - ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатии взрослого.

В настоящее время наибольший интерес педагогов и психологов России привлекают внимание учение Питера Сэловея и Джона Майера об эмоциональном интеллекте. Первая публикация, разработанная ими теоретической модели датированная 1990 г. П.Сэловей и Д.Майер определяют эмоциональный интеллект как сложный психологический конструкт, включающий три типа способностей: идентифицировать и выражать эмоции, регулировать собственные эмоции, использовать информацию о них для управления своим мышлением и поведением.

По свидетельству ряда исследователей, проблема эмоционального интеллекта получила широкое распространение среди психологов благодаря работе американского ученого - популяризатора Дэниэла Големана. Он первым включил эмоциональный интеллект в структуру социального интеллекта и предложил рассматривать его как важный компонент лидерских способностей.

Д.Големан выделил следующие критерии эмоционального интеллекта самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться. Однако методических инструментов для выявления этих характеристик он не предложил.

Более детально и результативно изучал данную проблему американский психолог Рувен Бар-Он. Он предложил определять эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями. Им выделены пять сфер, в каждой из которых отмечены наиболее специфические навыки, ведущие к достижению успеха:

«познание собственной личности» (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);

Навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание)

Способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);

Управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);

Преобладающее настроение (счастье, оптимизм);

Во многом сходные модели эмоционального интеллекта в настоящее время предлагают российские психологи (Д.В.Люсин, А.И.Савенков, Д.В.Ушаков, В.С.Юркевич и др.) особый интерес вызывает не сходство, а возникающие разногласия. Так, некоторые склонны утверждать, что эмоциональный интерес следует трактовать только как способность к познанию собственной эмоциональной сферы и социальных явлений и лишь при этих условиях он может стать в один ряд с другими видами интеллекта, образуя способность к высшему виду познавательной деятельности - обобщенной и опосредованной (Д.В.Ушаков).

Концепцию социальной компетентности, куда, безусловно, входит и эмоциональный интеллект, можно представить в виде трех групп критериев.

Когнитивные

Знание о людях, знание специальных правил, понимание других людей.

Социальная память (память на имена, лица).

Социальная интуиция - распознавание эмоций и чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста.

Социальное прогнозирование - формирование планов собственных действий, отслеживание и рефлексия собственного развития и оценка использованных альтернативных возможностей.

Регуляторные

Эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль.

Сопереживание - способности входить в положение других людей, ставить себя на место других людей(преодолевать коммуникативный моральный эгоцентризм).

Степень склонности к психическому заражению и собственные суггестивные возможности.

Эмпатия, способность вчувствоваться в событие, объект искусства, природу.

Установление эмоциональных связей с другими, разделение состояния другого человека или группы.

Поведенческие

Социальное восприятие - умение слушать собеседника, понимание юмора.

Социальное взаимодействие - способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и творчеству.

Социальная адаптация - умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими.

Способность к саморегуляции - умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

Способность эффективно работать в условиях стресса.

Заключение

Но развитие психологии идет все дальше. Основные вопросы, стоящие перед ней, следующие:

как развивается личность человека?

каковы основные мотивы человеческого поведения

чем объясняется уникальность каждой личности?

каковы основные причины деструктивных состояний человека?

почему одни люди имеют потенциал развития, а другие его не имеют?

Все эти вопросы по-прежнему актуальны, и трудно себе представить, что возможна такая теория личности, которая будет полностью адекватной. Но тем не менее развитие психологии будет направлено именно на это в попытке обрести такое знание о человеке, которое бы сделало его полностью свободным.

Литература

1. Андреева Т. Семейная психология. СПб, 2004.

2. Безруких М.М., Фарбер Д.А Психофизиология. Словарь/ издательство «ПЕР СЭ», -Москва, 2005.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта.- Спб.: Питер, 2001.

4. Ильин Е.П.Психология воли.-СПб:. Питер.2001

5. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека-СПб.: Питер,2003.

6. История психологии в лицах: персоналии/под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А./, издательство «ПЕР СЭ», Москва, 2005

7. Люсин Д.В. современные представления об эмоциональном интеллекте// социальный интеллект. Теория, измерение, исследования/ под ред. Д.В.Ушакова, Д.В.Люсина.-М.,2004.-с.29-39.

8. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. педагогика поддержки.-М.,2002.

9. Общая психология. Словарь/под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А/., издательство «ПЕР СЭ», Москва, 2005

10. Полунина И.А. Семейное психологическое консультирование. Балашов, 2003.

11. Роджерс К. становление личности.-М.,2001.

12. Социальная психология. Словарь/под общей ред. Петровского А. В./ редактор-составитель Карпенко Л. А., под ред. Венгер А. Л//., «ПЕР СЭ», Москва- 2005

13. Савенков А.И. Секреты жизненного успеха// Директор школы.-2004.-№10.-с.68-76.

14. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта//Социальный интеллект. Теория, измерение, исследование/ под ред. Д.В.Ушакова, Д.в.Люсина.-М..2004. - с.11-29.

15. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.-М..2001.

16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 2003.

17. Юркевич В.С.проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005.-№3(4). -с.4

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2011

    Периоды в жизни человека. Социальная ситуация развития. Основные психические новообразования. Изменение структуры сознания ребенка. Принцип учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития. Построение образовательной деятельности.

    презентация , добавлен 11.10.2016

    Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки, ее особенности у детей старшего дошкольного возраста, игра как средство развития самооценки. Оценка эффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительного анализа.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2011

    Исследование психологических особенностей детей дошкольного возраста. Влияние самооценки на поведение в группе у старших дошкольников. Роль конформизма в развитии личности ребенка. Связь конформизма и самооценки на примере поведения старших дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2016

    Проблема развития личности. Личность и ее структура. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте. Развитие личности в игровой деятельности. Деятельность детей дошкольного возраста. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2002

    Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка, закономерности усвоения речи, особенности процесса развития функций речи в дошкольном возрасте. Становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической и грамматической.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Самооценка: определение, основные подходы, составляющие. Роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте. Результаты исследования особенностей самооценки умственно отсталых детей.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Эмоция - процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, их виды. Проблема развития эмоций в дошкольном возрасте. Закономерности формирования психических процессов у ребенка. Развитие эмоциональной сферы детей от 3 до 7 лет.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2014

    Аспекты влияния матери на развитие личности. Материнское понятие в науке. Факторы развития ребенка. Этапы развития личности ребенка. Депривации, их влияние на развитие личности ребенка. Формирование сознательного понимания роли матери в жизни ребенка.

Современный ребенок с позиции феноменологической педагогики

В детское общество ребенок выходит с определенным набором представлений, интересов, потребностей и запросов, с индивидуальной направленностью сознания, с собственным взглядом на мир. Мировоззрение ребенка закладывается еще в дошкольном возрасте. И зачастую, прежде чем привить ребенку нужную систему ценностей, педагог вынужден бороться с тем, что принес ребенок из семьи родителей. Современные родители – это молодые люди, которые выросли в период перестройки, т.е в сложное время, когда как говорил В.Шекспир, «распалась связь времен». Т.е. данный возрастной период испытал на себе все сложности переходного периода, который накладывает неизгладимый отпечаток на сознание человека. В связи с этим, молодые родители, возможно на подсознательном уровне стремятся дать своим детям все, чего не имели в детстве сами.

С детства, через общение с родителями, просмотр мультфильмов – у ребенка формируется тип отношения, взгляд на мир и свое место в нем. Это очень важный процесс, и многие его аспекты четко складываются из недооцениваемых взрослыми моментов: эмоционально-образных впечатлений, отношений, ценностей семьи, моделей поведения папы и мамы, отношения к старшему поколению. Таким образом, ребенок, общаясь с родителями, принимает их систему ценностей, принципы взаимоотношений в семье, понятие о гендерных отношениях, анализирует роль мужчины в семье и обществе, его социальный статус. Формируется мужской тип мировоззрения: взгляд будущего мужчины-хозяина либо нигилиста и приживала. Поэтому, то, каким вырастет ребенок, напрямую зависит от взаимоотношений родителей в семье, и от их отношений к окружающему миру. Очень важно, не упустить этот момент, чтобы ребенок «не потерялся» в социальной действительности и выбрал правильную жизненную стратегию.

Воспитатели детского сада часто замечают, что некоторые дети приходят после выходных недоласканные, липнут к воспитателям, пытаются обратить на себя внимание, увидеть улыбку или услышать ласковое слово. Даже укладывать спать не требуется больших усилий: после выходных дети засыпают мгновенно, т.к. в выходные не доспали, следовательно, режим дома не соблюдался. В таких случаях дети легко теряют приоритеты: воспитатель – плохая, она заставляет спать, дома хорошо – дома можно делать все, что захочу. Таким образом теряется важность дисциплины и правил поведения. Дети становятся расхолаженными, избалованными, не слушаются взрослых.
Еще одним немаловажным фактором в развитии личности ребенка являются телевизор и интернет, который закладывают в структуру его бытового мышления значительную часть информации. Через телевизор и интернет ребенок зачастую получает сложную для восприятия в его возрасте информацию. Телевизор и интернет оказывают огромное влияние на поведение ребенка, его мировоззрение, отношение к миру, родителям, ценностные ориентации, стиль общения и коммуникативные навыки.

Современные дети большую часть своего времени посвящают интернету. Еще десять лет назад, дети мечтали: «А вот было бы здорово, если бы в школе в каждом кабинете был интернет!» Современные же дети на переменах уткнувшись в свои гаджеты поглощают просторы глобальной сети. Еще десять-пятнадцать лет назад во время перемены педагогов беспокоила целостность оконных стекол, т.к. дети все перемены проводили на школьной площадке. Сейчас мы беспокоимся о здоровье глаз наших детей.

Непременной достопримечательностью даже самых престижных учебных заведений были когда-то школьные крылечки, на которых в перемену собирались старшеклассники. Дети прошлого века оставляли друг другу сообщения в виде изрисованных школьных парт. И порой даже из года в год сохранялись эти записи, от класса к классу. Сейчас этого нет. Современные дети стали спокойными и дисциплинированными? Возможно. Но от нас уходит «живое» общение. Дети перестают собираться на вечерние посиделки во дворе, а общаются посредством смс или интернета. Дети постепенно отучаются говорить, выражать свои мысли, формулировать предложения, потому что все их общение происходит путем немого диалога в переписке.

Эпоха массового образования постепенно начала перерастать в эпоху массовой информатизации. Мы еще до конца не понимаем, что нас ждет впереди и каких людей оно породит… Похоже. Что подрастает «думающее, чувствующее» поколение. Очень хочется не прозевать их и успеть вместе с ними на поезде настоящего въехать в будущее.