Брак и семья: разграничение понятий. Семья и брак

Уроки 27-29. Семья и брак

29.10.2013 8514 0

Семейное согласие всего дороже.

Пословица

Цели: закрепить понятие о роли семьи для всей жизни человека; раскрыть зависимость благополучия общества от благополучия семьи; актуализировать знания по семейному законодательству.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель проводит блиц-опрос. Отвечающий получает жетоны: за полный ответ - 3 жетона, за подробное добавление к ответу -

1 жетон. Возможна групповая работа, и тогда группы отвечают по очереди. Для уточнения и дополнения ответов используются карточки разных цветов. Карточка красного цвета - дополнений к ответу соперников нет; карточка зеленого цвета - группа готова уточнить или дополнить ответ. При групповой работе количество жетонов делится на число участников и выводится средний балл.

Примерные вопросы и задания:

1. Что такое семейное право? (Одна из основных отраслей российского права.)

2. Что такое отрасль права? (Совокупность правовых норм, регулирующих важную сферу общественных отношений.)

3. Что такое институт права? (Правовые нормы, регулирующие важнейшие вопросы отрасли права.)

4. Какие отношения регулирует семейное право? (Личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, рождения детей и принятия детей на воспитание.)

5. Назовите не менее трех примеров, относящихся к институту семейного права. (Условия заключения брака, опека и попечительство, дети и родители.)

6. Кто является субъектами семейных правоотношений? (Супруги, родители, дети, усыновители, усыновленные, опекуны, попечители.)

8. Положения какого международного правового документа стали составной частью Семейного кодекса РФ? (Конвенции о правах ребенка.)

9. Что нового внес Семейный кодекс РФ 1996 г. в правовое регулирование личных отношений между родителями и детьми? (Примерный ответ. Права родителей не могут и не должны противоречить интересам ребенка. Действующее законодательство защищает личные права ребенка, в том числе право на выражение его личного мнения; запрещает жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми или их эксплуатацию.)

10. Укажите не менее трех прав несовершеннолетних детей. (Примерный ответ. Право ребенка жить и воспитываться в семье; право знать своих родителей в тех случаях, когда ребенок воспитывается не ими; право на совместное проживание с родителями; право на общение с родителями и с другими родственниками в случае их раздельного проживания; право на имя, отчество и фамилию.)

11. Каковы условия и порядок заключения брака? (Примерный ответ. Регистрация в органах ЗАГСа; взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак; достижение брачного возраста; регистрация брака только в присутствии обоих супругов; отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.-Заявление в органы ЗАГСа подается лично. Лицам, вступившим в брак, выдается свидетельство о заключении брака на бланке установленного государством образца. Жениться и выходить замуж можно независимо от места жительства молодых. Раньше требовалось, чтобы кто-нибудь из вступающих в брак имел прописку в том населенном пункте, где они подали заявление о регистрации их брака. Обоим супругам разрешается взять общую двойную фамилию, состоящую из фамилий жениха и невесты, например семья Зайцевы-Волковы. Срок действия заявки сокращен с трех месяцев до двух.)

12. Какие обстоятельства являются препятствующими заключению брака? (Примерный ответ. Один из вступающих в брак уже состоит в другом зарегистрированном браке; лица, вступающие в брак, являются близкими родственниками но прямой восходящей и нисходящей линии, полнородными и неполнородными братьями и сестрами; лица, вступающие в брак, являются усыновителями или усыновленными; одно из лиц, вступающих в брак, признано в установленном законом порядке недееспособным.)

13. Какие права и обязанности приобретают граждане при вступлении в брак? (Примерный ответ. При вступлении в брак граждане приобретают личные и имущественные права супругов. Семейный кодекс устанавливает принцип равноправия супругов. Личные права: на выбор фамилии, в том числе оставление прежней фамилии; на выбор занятий, профессии, места пребывания и места жительства (определяются по личному желанию и взаимному согласию). Имущественные отношения основаны на следующем правиле: все приобретенное до брака (добрачное имущество), а также полученное в дар или по наследству считается личной раздельной собственностью супругов. Нажитое в браке становится общей (совместной) собственностью и подлежит разделу в случае прекращения брака.)

14. Когда брак признается недействительным? (Примерный ответ. Только по решению суда и на следующих основаниях:

Отсутствие взаимного добровольного согласия на заключение брака;

Если брак заключен без разрешения органов местного самоуправления между лицом (лицами), не достигшим (-ми) брачного возраста;

Если брак заключен лицом (лицами), уже состоящим (-ми) в другом нерасторгнутом зарегистрированном браке;

Если брак заключен между близкими родственниками;

Если брак заключен между лицами, находящимися в отношениях усыновителя и усыновленного;

Если заключен брак с лицом, признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства;

Если один из вступивших в брак скрыл от другого наличие у него венерического заболевания или ВИЧ-инфекции;

Фиктивность брака (супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью).)

15. Какой порядок расторжения брака предусматривает закон? (Примерный ответ. Два способа: а) в органах ЗАГСа при наличии взаимного согласия супругов и отсутствии у них несовершеннолетних детей, б) в суде при наличии общих несовершеннолетних детей или при отсутствии взаимного согласия на развод.)

16. Что такое опека? (Примерный ответ. Это правовая форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения.)

17. Над кем устанавливается опека? (Примерный ответ. Над малолетними в возрасте до 14 лет и над лицами, признанными судом недееспособными.)

18. Что такое попечительство? (Примерный ответ. Это правовая защита личных и имущественных прав несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, и лиц с ограниченной дееспособностью.)

19. Над кем устанавливается попечительство? (Примерный ответ. Над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над лицами с ограниченной по суду дееспособностью.)

20. Кто может быть опекуном или попечителем? (Примерный ответ. По решению органов местного самоуправления опекунами или попечителями могут быть только совершеннолетние и дееспособные граждане, не лишенные родительских прав.)

21. Что такое алименты? (Примерный ответ. Это средства, выплачиваемые на содержание определенных лиц - детей, родителей - на основании решения суда или добровольного письменного (нотариально заверенного) соглашения.)

III. Изучение нового материала

План

1. Традиционная и современная семья: сравнительная характеристика.

2. Исторические типы семейных взаимоотношений.

3. Модели современной семьи.

4. Этапы добрачного поведения.

5. Структура родства.

1. Традиционная и современная семья: сравнительная характеристика

Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Таким образом, брак регулирует отношения супругов, а семья регулирует отношения между супругами, а также между родителями и детьми.

(В ходе фронтальной беседы и объяснения учителя заполняется следующая таблица.)

Крите

рии

Традиционная семья

Современная семья

Состав

семьи

Родители и много детей, престарелые прародители, внуки, незамужние дочери и женатые сыновья

Различный, но преобладают малочисленные семьи из родителей и одного-двух детей

Цели

соз

дания

семьи

Правильный образ жизни -реализация религиозного духовно-нравственного идеала, рождение и воспитание детей, совместное хозяйствование

Хозяйственно-отребительская, восстановительно-псйхологическая, репродуктивная, воспитательная

Структура семьи и взаимоотношения

Муж, отец - глава семьи, большое уважение. Второе место - жене, матери.

Все остальные должны им подчиняться. Дети обязаны почитать родителей и быть им послушными. Родители должны любить, учить и воспитывать детей

Равные права и обязанности мужа и жены. Родители обязаны воспитывать детей и дать им образование, не нарушать права ребенка

Система

ценно

стей

Бог, вера, любовь, уважение, почтение к старшим, трудолюбие, взаимопомощь, милосердие

Права человека, равноправие, любовь, взаимопомощь, трудолюбие, предприимчивость

Итак, в современном обществе сохранилась такая функция семьи, как хозяйственная, но трансформировались не в лучшую сторону репродуктивная и воспитание детей. Произошла демократизация внутрисемейных отношений, переоценка брачносемейных ценностей. Авторитет отца в большинстве семей стал низким, ибо чаще женщины зарабатывают больше мужчин, труд мужчин в современных квартирах практически не виден. Основа современного брака - не экономические или статусные, а эмоциональные отношения.

2. Исторические типы семейных взаимоотношений

По ходу рассказа учителя ученики делают следующие записи в тетрадях.

Групповой брак внутри общины. Полигамия (переход от «человека умелого» к «человеку разумному»).

Многоженство в эпоху матриархата (период собирательства как основного занятия).

Парный брак в эпоху патриархата (охота как один из основных источников обеспечения жизни. Переход к скотоводству и земледелию).

Патриархальная семья. Моногамия. Классический пример -римская семья.

Церковный брак в эпоху Средневековья (неравноправное положение супругов в семье).

Добровольный союз мужчины и женщины, не всегда освященный церковью (до середины XX в.).

С середины XX в. появляются разнообразные модели семьи.

3. Модели современной семьи

Модели современной семьи - это, как правило, интерпретация двух основных типов семьи:

Нуклеарной (семья состоит из мужа, жены и находящихся на их иждивении детей. В традиционном обществе она является однокарьерной - отец зарабатывает и материально содержит семью, мать занимается домашним хозяйством. В современном обществе - двухкарьерная модель: отец и мать поровну зарабатывают деньги и делят между собой домашние заботы. Такие семьи называют еще двухдоходными или семьями с двумя кормильцами);

Расширенной (одной семьей или в близком соседстве живут несколько поколений, разделяя друг с другом социальные, экономические и эмоциональные взаимоотношения).

Выделяют несколько моделей современной семьи:

1. Традиционная. Семейно-брачные отношения зафиксированы в органах ЗАГСа (такую семью называют де-юре).

2. Гражданский брак предполагает отказ от формальной регистрации отношений. Такая семья основана только на любви и согласии, отсюда название брака - концессуальный, от лат. consensus - согласие, единодушие (такую семью называют де-факто).

3. Неполная семья. Детей воспитывает один из родителей.

4. Ограниченная временем семья. По предварительной договоренности брак заключается на время (чаще всего фиктивный

брак, преследующий определенную выгоду для одного или обоих супругов).

5. Встречающаяся семья. Брак зарегистрирован, но супруги живут отдельно, каждый в своем доме.

6. Прерывающийся брак. Супруги живут вместе, но допускают временные разъезды на любой срок без расторжения брака или в случае расторжения каждый раз снова заключают брак друг с другом.

7. Мусульманская семья. Право мужчины иметь несколько жен, обеспечивая высокий уровень жизни каждой из них и оставаясь бесспорным главой семьи.

8. Шведская семья. Совместное проживание нескольких мужчин и женщин при совместном ведении общего хозяйства.

9. Свингерство. Совместное проживание под одной крышей двух или более семейных пар.

4. Этапы добрачного поведения

Этапы добрачного поведения:

Знакомство;

Первое свидание;

Ухаживание;

Сватовство;

Помолвка.

В ходе объяснения учитель задает дискуссионные вопросы, например: бывает ли любовь с первого взгляда; какова роль второго взгляда на избранника; что такое любовь и т. д. Можно для обсуждения использовать пословицы, поговорки, афоризмы.

Например, любовь - это не когда двое смотрят друг на друга, а когда двое смотрят в одну сторону.

5. Структура родства

Родство - это совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Есть родственники кровные и родственники в законе. Выделяют три степени родства:

Ближайшие;

Двоюродные;

Троюродные.

Все родственники вместе составляют фамильное древо, а система родственных позиций образует структуру родства.

IV. Закрепление изученного материала

Учитель напоминает о выражении «чаша терпения» и просит вспомнить, что оно означает. Предлагает группам нарисовать чашу семейного терпения (это может быть стилизованный рисунок на листе формата АЗ или на доске цветными мелками).

Затем учитель просит назвать, из-за чего обычно возникают конфликты в семье и между кем; что произойдет с содержимым «чаши», если не заботиться о предотвращении семейных конфликтов. В результате совместной работы может быть сделан вывод: чтобы чаша семейного терпения не переполнилась, чтобы семья была счастливой, нужно выполнять условия:

Формула семейного счастья = любовь между супругами + любовь между родителями и детьми + материальное благополучие...

Можно организовать групповую работу. Предлагается несколько ситуаций. Отвечает та группа, которая первой может предложить ответ.

Ситуация 1. Шестнадцатилетний Андрей женился, но через полтора года развелся с женой. Еще через месяц решил продать свою квартиру, которую ему на свадьбу подарили родители. Однако нотариус отказал ему в оформлении договора купли-продажи на том основании, что он несовершеннолетний и, следовательно, неполностью дееспособен. Правомерен ли отказ нотариуса? (Нет, с заключением брака Андрей приобрел полную дееспособность в соответствии с Гражданским кодексом.)

Ситуация 2. Пенсионер, инвалид 2-й группы, проживающий во Владимире, обратился в московский Тверской межмуници-пальный суд с заявлением о взыскании с его сына, проживающего в столице, денег на свое содержание. Сын во время судебного заседания представил доказательства того, что отец бросил семью, когда сыну было 3 года; о ребенке не заботился, не платил алиментов. Как называется заявление, с которым пенсионер обратился в суд? Правильно ли пенсионер выбрал суд? В чью пользу должен суд вынести решение? (Заявление называется исковым. Да, пенсионер имел равное основание обратиться в суд по месту своего жительства или по месту проживания ответчика (сына). Суд должен вынести решение в пользу сына на том основании, что отец уклонялся от материальной помощи в воспитании сына.)

Ситуация 3. Брак между Ивановым и Сидоровой признан судом недействительным на том основании, что Иванов скрыл следующий факт: на момент регистрации брака он уже состоял в другом законном браке. Однако Иванов и Сидорова имели общего ребенка. Будет ли этот ребенок получать алименты на свое содержание от отца? (Да, потому что дети, рожденные в браке, который впоследствии судом признан недействительным, приравниваются в правах к тем детям, которые рождены в законном браке.)

Тест

1. Признание брака недействительным производится:

а) органом опеки и попечительства;

б) органом записи актов гражданского состояния;

в) судом по требованию заинтересованного лица;

г) судом по взаимному требованию супругов.

2. С какого момента у супругов появляются родительские права и обязанности?

а) с момента рождения ребенка;

б) с момента вступления в брак;

в) с момента получения свидетельства о рождении ребенка.

3. В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство является:

а) предметом ведения органов местного самоуправления;

б) предметом ведения субъектов РФ;

в) предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ;

г) предметом исключительного ведения РФ.

4. Перемена имени, отчества, фамилии:

а) означает, что лицо более не имеет никаких прежних обязательств;

б) не влечет изменения объема прав и обязанностей.

5. Вследствие смерти или объявления судом одного из супругов умершим:

а) брак прекращается;

б) брак расторгается;

в) брак сохраняется;

г) брак признается недействительным.

6. Супруг выиграл в лотерею крупную сумму денег. Эти деньги:

а) его личная собственность;

б) совместная собственность обоих супругов;

в) половина денег является его собственностью, а вторая половина - собственность его супруги;

г) деньги делятся на три части: супругу, супруге, их детям.

7. Расторжение брака влечет для одного из супругов обязанность полного обеспечения ребенка:

а) для того родителя, с кем проживает ребенок;

б) для того родителя, с кем ребенок не проживает;

в) по соглашению между супругами эта обязанность сохраняется за одним из супругов;

г) обязанность обеспечения ребенка сохраняется за обоими супругами вне зависимости от расторжения брака.

8. У ребенка тяжелое заболевание. Возможно ли его усыновление гражданами Италии?

а) нет;

б) да, в Италии больше возможностей для лечения;

в) только в том случае, если среди российских граждан нет желающих его усыновить.

9. Охраняется ли в Российской Федерации тайна усыновления?

а) да;

б) нет, каждый ребенок имеет право знать своих родителей.

10. Брачный договор может быть заключен:

а) до государственной регистрации брака;

б) до государственной регистрации брака и в любое время в период брака;

в) в любое время, даже после прекращения брака.

Правильные ответы: 1 в, 2а, Зв, 46, 5а, 66, 7г, 8в, 9а, 106.

Домашнее задание

1. С. 39-40 (Кравченко).

2. С. 275 (Боголюбов).

3. Написать эссе «Мы в ответе за тех, кого приручили» (А. де Сент-Экзюпери).

Дополнительный материал Заключаем брачный договор

В России с 1 марта 1996 г. был официально введен в действие брачный договор - в соответствии с Семейным кодексом РФ это соглашение будущих или настоящих супругов, определяющее имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения. Если договор заключают будущие супруги, он вступает в силу только после регистрации брака. Брачный договор подлежит удостоверению у нотариуса.

Брачный договор может изменить права супругов в отношении недвижимости и, в частности, жилья. В нем можно оговорить судьбу как того имущества, которое они уже имеют, так и того, которое они приобретут.

В частности:

Обозначить доходы каждого, а также объявить покупаемую на такие доходы недвижимость собственностью того из супругов, кто на нее заработал;

Определить, что недвижимость будет принадлежать супругам в долях (в этом случае применяется юридический термин - общая долевая собственность), а собственность одного из супругов (например, имевшуюся до брака) сделать общей совместной собственностью;

Определить порядок раздела имущества в случае расторжения брака.

Супруги вправе в любой момент по взаимному согласию изменить или расторгнуть брачный договор, заверив соглашение (как и сам договор) нотариально.

Брачный договор прекращает действие в случае расторжения брака, за исключением положений, которые регулируют права супругов в отношении имущества именно в случае развода. Например, если в брачном договоре будет указано, что в случае расторжения брака жена обязуется отдать в собственность мужа ее личную квартиру, а муж не будет претендовать на построенный в браке дом, то данное правило будет действовать до тех пор, пока бывшие супруги не переоформят указанное имущество.

Брачный договор не может:

Ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд (например, ограничить жену в праве устроиться на работу или пойти учиться, запретить мужу посещение спортивных или развлекательных учреждений);

Регулировать личные неимущественные отношения между супругами (например, распределить домашние обязанности);

Определять права и обязанности супругов в отношении детей;

Предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания;

Вопреки сложившемуся заблуждению купленная в браке недвижимость, как и иное имущество, после расторжения брака не перестает быть совместной собственностью теперь уже бывших супругов. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, супруг вправе потребовать судебной защиты своего права собственности в течение трех лет с момента нарушения права, а не с момента расторжения брака.

В соответствии со ст. 60 Семейного кодекса РФ ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, так же как и родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Например, если супруги в браке купили квартиру и у них есть ребенок, то при разводе и разделе имущества не будет выделена доля ребенку в такой квартире. Хотя суд при определенных обстоятельствах может увеличить долю родителя, с которым остается ребенок.

Медовый месяц

Все знают, что означает выражение «медовый месяц», а вот откуда оно пошло, известно далеко не каждому. В древности существовал обычай, в соответствии с которым для вступающих в брак специально варилась слабоалкогольная медовуха. Молодые пили ее не только на свадебном пиру, но и в течение месяца после него. Других более крепких напитков пить не дозволялось. Отсюда и пошло выражение «медовый месяц».

Со временем название, обозначающее первые счастливые недели супружеской жизни, прочно вошло в обиход.

Семья как социальный институт

Сферы семейной деятельности:

Репродуктивная;

Хозяйственно-бытовая;

Экономическая;

Воспитательная;

Досуговая;

Эмоциональная;

Духовное общение;

Социально-статусная;

Первичный социальный контроль.

Функции семьи:

Репродуктивная (воспроизводство новых членов общества);

Социализации (формирование индивида как личности);

Экономическая (общее хозяйство, поддержка, помощь в получении материальных и связанных с ними нематериальных благ);

Защитная (физическая, экономическая, психологическая поддержка и защита);

Статусная (принадлежность к определенному социальному слою);

Эмоционального удовлетворения (доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, любовь).

Виды семьи:

а) по числу детей - многодетные, малодетные, бездетные;

б) по характеру распределения домашних обязанностей - традиционная (домашние обязанности выполняет в основном женщина, но ответственность за семью перед обществом и основная власть принадлежит мужчине) и коллективистская (обязанности выполняются совместно или по очереди);

в) по родственной структуре - нуклеарная (супружеская пара с детьми), расширенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников, проживающих с ними), полигамная (жена с мужьями или муж с женами);

г) по типу воспитания - авторитарная (основана на авторитете родителей), либеральная (строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек), демократическая (постепенно прививает ребенку такие черты, как сопричастность к судьбам других людей, толерантность);

д) по структуре распределения власти - традиционная (основные решения принимает мужчина) и эгалитарная (решения принимаются супругами совместно).

«Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. В древнерусском лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (выбирать хорошее или отклонять плохое). Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб» (от древнеславянского термина «сълюбъ», «сълюбытись», что означает «договориться»).Основываясь на положениях законодательства и теории, можно выделить следующие признаки брака. Во-первых, брак - это союз мужчины и женщины. Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор». Помимо распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определённо) союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, пред-расположенность их друг к другу, предпочтение другим. Во-вторых, брак - это единобрачный союз, т.е. союз, в котором предпочтение отдается лишь одному партнеру. В-третьих, брак - это свободный союз.

Вступление в брак свободно и добровольно, равно как в принципе свободно и расторжение брака. В-четвёртых, брак - это равноправный союз. Мужчина и женщина, вступающие в брак, равны между собой как в отношении личных прав (на фамилию, место жительства, выбор профессии, воспитание своих детей), так и в отношении имущества, нажитого совместным трудом во время брака. В-пятых, и это признак является обязательным, как и шестой, брак - это такой союз, который зарегистрирован в органах загса (органах записи актов гражданского состояния). В-шестых, брак - это такой союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это касается и мужчины, и женщины. Если права одной из сторон окажутся нарушенными, то на их защиту встанет суд.

Для заключения брака необходимо достижение брачующимися брачного возраста, установленного законодательством страны. Во многих обществах существует запрет на близкородственные браки. В некоторых странах существуют и некоторые другие ограничения для вступления в брак. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при заключении его с соблюдением установленных условий и влечёт за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям».

(По материалам СКРФ )

21. Какое определение понятию «брак» даёт автор статьи? На основе чего возникла двусмысленность определения «брак»?

24. Приведите положение текста, указывающее на области, в которых заключение брака влечёт за собой юридические последствия. Запишите два условия вступления в законный брак, которые не названы автором текста.

Брак - это равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Двусмысленность определения возникла потому, что в древнерусском, лексиконе слово «брачити» означало что-то отбирать (выбирать хорошее или отклонять плохое).

В правильном ответе должны быть названы:

    отличия понятий «брачный договор, сделка» и «брачный союз». Слово «союз» шире, чем слово «сделка» или «договор», кроме распределения обязанностей в семье (если такое в семье производится точно и определённо) союз мужчины и женщины предполагает некую духовную общность, предрасположенность их друг к другу, предпочтение перед другим;

    свободный брак: вступление в брак свободно и добровольно, как свободно расторжение брака.

    Обязательные характеристики брака: 1) регистрация в органах загса и порождением этим юридических обязательств между сторонами;

    Аргумент: закон защищает любую из сторон от нарушения её прав (закон удерживает стороны от нарушений прав другой стороны, закон налагает обязательства на каждую из сторон) и способен принудить к исполнению своих обязанностей в браке.

Наступают «юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям».

Условия вступления в законный брак:

    дееспособность вступающих в брак;

    лицо, вступающее в брак, не должно состоять в другом зарегистрированном браке;

    не допускается заключение брака между усыновителями и усыновлёнными.

Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края

Предмет : Обществознание

Класс : 10

Тема : Семья как социальный институт. Семья и брак.

Тип урока : комбинированный

УМК : УМК по обществознанию под ред. Л.Н.Боголюбова

Цели урока:

1. Выяснить социальные аспекты института семьи;

2. Развивать информационную культуру учащихся, их умение работать в группах;

3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к семье и

хорошим взаимоотношениям людей в ней.

План урока .

    Семья как социальный институт.

    Историческая эволюция семьи.

    Функции семьи.

    Современная семья.

    Подведение итогов урока.

Эпиграф урока (на доске):

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л. Н. Толстой.

Ход урока:

    Семья как социальный институт.

Социальный институт – это устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Одним из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом последующем поколении, является семья. Она одновременно выступает малой группой – самой сплоченной ячейкой общества.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

    Историческая эволюция семьи .

Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать первое орудие труда, созданное человеком. Семье ученые отводят второе место, полагая, что нижняя граница ее возникновения проходит по отметке 500 000 лет. С тех пор она постоянно развивалась, принимая множество форм и разновидностей:

Полигамная – многоженство;

Моногамия – брак с 1 женщиной;

Сожительство;

Нуклеарная – двое родителей и 1 ребенок;

Расширенная – родители, дети, бабушки, дедушки живут вместе;

Неполная,

Современная.

Возникновение института семьи и брака ученые объясняют необходимостью регулирования отношений между полами. Сторонники другой точки зрения утверждают, что институт семьи возник для регулирования отношений как между супругами, так и между родителями и их детьми.

Хотя существует многочисленное разнообразие взаимоотношений мужчин и женщин, семья является одним из наиболее устойчивых общественных институтов. Меняясь со временем, она приспосабливается у разных народов в разные времена к запросам самой жизни. Исчезни семья, само существование общества оказалось бы под угрозой. Именно поэтому ни в одном обществе семья не была только личным делом.

    Функции семьи.

Любое общество вправе ожидать от семьи выполнения двух важнейших, тесно взаимосвязанных функций:

а) репродуктивной (воспроизводство населения)

б) воспитательной.

Остановимся на воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо именно через семью дети входят в общество. За всю свою историю человечество так и не создало и, наверное, никогда не создаст лучшего института воспитания.

В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира.

В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы предать ее своим детям и тем самым будущему.

В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, основные представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, закладываются основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина общества.

В семье формируется и крепнет отношение человека к близким, основанное на любви.

Образно семью можно сравнить с часовым механизмом, который движется в заданном ритме, т. к. зубчики одного колесика попадают в соответствующие пространства между зубчиками другого колесика. Но механизм может сломаться, если некоторые «зубчики» характера одного из супругов не будут соответствовать нравственным усилиям другого. Говоря попросту, супруги, любя друг друга, должны понимать и даже прощать друг другу мелкие обиды, неприятности, терпеть некоторые черты характера другого.

Писатели, поэты, художники знакомят нас с многообразием взаимоотношений членов семьи.

2. Задание учащимся. Перед вами репродукции картин художников:

Федотов «Сватовство майора»

Н. Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея»

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Внимательно посмотрите на лица, позы, жесты героев.

Какое у них настроение?

Что их беспокоит?

Учащиеся делают вывод : В этих сюжетах мы увидели сцены семейной жизни. В основе сюжета каждой из этих картин лежит конфликт отцов и детей.

Слово учителя:

В основе многих конфликтов в семье – личные точки зрения старших и младших на вопросы семейного долга, прав и обязанностей в семье, различное отношение к социальным проблемам общества.

Вспомните последнюю размолвку с родителями. Что прослужило ее причиной?

3. Работа в группах :

1 группа – Попробуйте сформулировать те права, которые вам хотелось бы иметь в семье.

2 группа – Как вы думаете, какие права хотели бы иметь ваши родители в семье.

3 группа - Как вы понимаете смысл слов о том, что « в жизни ничего нельзя брать в долг, а коли взял, надо возвращать сверх взятого» применительно к своим отношениям с родителями?

Ответы учащихся по результатам работы в группах.

Вывод : Не только ребенок, но и родители имеют право на многое. Проблема «отцов и детей» исчезнет, если и дети, и родители будут стремиться к пониманию друг друга.

    Современная семья.

Часть ученых рассматривают изменения, происходящие в семье, как частные проявления в общем и целом прогрессивного процесса модернизации семьи и воспроизводства населения, смены одного их типа («традиционного») другим («современным»). Модернизация семьи считается при этом частью модернизации общества, негативные проявления семейных изменений рассматриваются как следствие незавершившегося, затянувшегося перехода от «традиционной» семьи к «современной».

Другие ученые рассматривают семейные изменения (снижение ценности брака, семьи с детьми, единство всех семейных поколений) как конкретные проявления ценностного кризиса всего общества и кризиса семьи, вызванного коренными чертами индустриально – рыночной цивилизации. Этот кризис, считают они, сопровождается ослаблением семьи как союза родственников, союза родителей и детей, союза супругов.

5. Презентации детей по темам исследовательских работ:

    Проблемы молодой семьи.

    Семья в городе будущего.

    Исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд в семье.

6. Учащиеся в ходе прослушивания сообщения составляют таблицу:

Линии сравнения

Виды семей

Число детей

Многодетные

Малодетные

Бездетные

Характер распределения домашних обязанностей

Традиционная

Коллективистская

Родственная структура

Нуклеарная

Расширенная

Полигиния

Тип воспитания

Либеральная

Демакратическая

7 . .Подведение итогов урока, заключительное слово учителя.

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. И Лев Толстой сказал эту фразу не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где должно быть счастье человека. А сам на девятом десятке жизни в панике бежал из дома и умер в казенном помещении, требуя не допускать к себе жену.

Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет.

Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству.

Сфера семейных отношений – это не математика или химия. Здесь – каждый специалист.

8. Домашнее задание : Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи. Что, по – вашему мнению, необходимо, чтобы семья была источником счастья? Напишите об этом небольшое эссе. Второе задание – написать синквейн «Какой будет моя семья?»

Эпиграф к уроку:

Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым. (Унамуно)

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Л. Толстой)

  • Показать роль права в регулировании семейно- брачных отношений
  • Уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе.
  • Создать психологические предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни

Основные понятия:

  • семья,
  • брак,
  • Семейный кодекс,
  • брачный возраст,
  • нуклеарная семья,
  • расширенная семья.

Оборудование:

  • компьютер и проектор;
  • Семейное право;
  • Учебник Обществознание Л.Н. Боголюбова. 10 класс
  • Интернет-ресурсы:
  • http://koi.www.uic.tula.ru/school/ob/pusk.html

В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде ряда слайдов с текстом, таблицами, позволяющими учителю организовать обсуждение предлагаемых вопросов по слайдам

Вся презентация состоит из 20 слайдов. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы.

Учащиеся должны знать:

  • Основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ
  • Семья находится под защитой государство, так же как и материнство, отцовство и детство.
  • Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • Семья
  • Условия вступления в брак

Учащиеся должны уметь:

  • Объяснять понятия
  • Раскрыть основы семейного права
  • Разрешать ситуации в семейных отношениях
  • Высказывать собственную точку зрения

Тип урока: комбинированный с элементами практических заданий

Ход урока

План

1. Что такое семья и брак

2. Функции семьи

3. Типы семей

4. Формы брака

5. Заключение брака

Вступительное слово учителя

С понятием " семья" ученики уже знакомы. В этой связи изучение новой темы можно начать с беседы

Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивостьчеловеческого общества.

Были времена, когда семьи не существовало. Люди жили в первобытном стаде. Все было общим. И дети тоже.

Но те времена миновали. Семья существует уже тысячи лет. И все прекрасно знают, что жить в семье лучше, чем без семьи.

1.Что такое семья?

  • Что такое семья?
  • Зачем человеку семья?
  • Может ли человек жить без семьи, не испытывая трудности?

После предположений учеников слово учителю.

Объяснение учителя:

  • Семья - первичное объединение людей, основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности
  • Семья - общность супругов, родителей и детей

Задание:

Ответьте на вопрос: "Семья ли это?"

Результат внесите в таблицу:

№ примера Каков состав семьи Каковы основания семейных связей

Слайд №5-9

1. Евдокия Павловна - вдова, живет со своей дочерью в общежитие того предприятия, в котором она работает

2. Владимир и Елена - супруги. У них нет детей. Они живут самостоятельно, нанимая квартиру в одном жилищном блоке.

3. Ивану Петровичу - 47 лет. Он никогда не вступал в брак, но месяц назад усыновил трехлетнего ребенка

4. У Марины и Сергея Сидоровых двое детей. У них нет собственного угла, и они живут вместе с родителями.

5. Татьяна и Олег познакомились 2 года назад и уже 7 месяцев живут вместе, нанимая квартиру совместно.

Семья - это совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство

В настоящее время семейные отношения регулируются новым Семейным кодексом РФ, действующим с 1996 г., федеральным законом "Об актах гражданского состояния", и новым Гражданским кодексом, частью 1. Гражданский кодекс регулирует имущественные права супругов и представительство родителями несовершеннолетних детей

Слайд №10

Статья 1, ч.2 Семейный кодекс:

Признается брак, заключенный только в органах актов записи гражданского состояния.

Можно и поставить знак равенства между понятиями семья и брак?

Какую роль в создании семьи играет заключение брака?

Заключение брака - это юридический акт, обеспечивающий юридическое оформление семьи. Слово "брак" произошло от древнерусского слово "брачити", т. е отбирать, выбирать хорошее, отклонять плохое

Брак - это свободный равноправный союз мужчины и женины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Слайд №11

Статья 10 ч. 2 Семейный кодекс:

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Основа семейной жизни - любовь и взаимная ответственность мужчины и женщины. Гармония сексуальных отношений супругов имеет большое значение, но не меньшее значение имеет и духовная, и нравственная связь мужа и жены.

2. Функции семьи

Слайд №12

Функции семьи в обществе многообразны. Перечислим только главные из них:

  • воспроизводства общества и регулирование сексуальных отношений
  • обучение и воспитание детей, их социализация и приобщение к культуре
  • экономическая функция-производство материальных благ и попечительства о нетрудоспособных членах общества

Как видим, семья обладает всеми первичными признаками социальной структуры, из которых главные - способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культуры. Как тело человека состоит из клеток, так и общество, по сути, состоит из семей. И как не может быть здоровым человек, если клетки его организма больны, так не может быть здоровым общество с неблагополучными семьями.

Слайд №13

  • Задание: Работа со статьей Семейного кодекса.
  • Определите принципы семейного права.
  • Защита брака и семьи государством и обществом
  • Равноправие между мужчиной и женщиной
  • Добровольность и устойчивость брачного союза как основы семьи
    • всесторонняя защита детей
    • равенство рожденных в браке, внебрачных и усыновленных детей
    • уважение личности
    • забота и взаимопомощь между членами семьи
    • равноправие всех граждан в семейном отношении
    • законность только гражданского регистрированного в загсе брака
    • допустимость только одного брака

Слайд №14

3. Типы семей:

В истории у разных народов складывались разные традиции семейной жизни, виды семьи. если в современном обществе чаще встречается Нуклеарная семья- то есть семья, состоящая из супругов (они - ядро семьи, лат. nucleus означает ядро) и их детей, то в древности и ныне у многих народов была распространена расширенная , или родственная семья, включающая кроме родителей и детей еще и родственников разных поколений, живущих одним хозяйством.

Для тех обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны и определенные характеристики демографических процессов, а именно: сравнительно позднее вступление в брак, невысокая рождаемость, относительно частые разводы, а во второй половине ХХ века статистикой все чаще стало фиксироваться снижение числа официально регистрируемых браков и рост внебрачной рождаемости. В социальном плане в таких странах существует, как правило, хорошо развитая система помогающих семье институтов: детских учреждений, здравоохранения, обслуживающих предприятий.

Задание: работа в группах.

Каждая группа определяет круг своей семьи, распределяет обязанности, устанавливает принципы своей семьи.

Слайд №15

4.Формы брака и семьи.

Каждый из рассматриваемых социальных институтов - брак и семья - подразумевает существование различных своих форм. Так, доминирующей в современном мире формой брака, является моногамия (единобрачие) как брак одного мужчины с одной женщиной. Но существует полигамия (многобрачие), причем наиболее распространенной его формой является полигиния (многоженство) как культурно одобряемая и закрепленная в законах форма брака в мусульманских странах.

5. Заключение брака.

Можно любить и жить без стремления создать семью. Некоторые так и поступают.

Встретились мужчина и женщина. Понравились друг другу и решили " сойтись". Родились дети. Все живут счастливо. Но их отношения государством не было зарегистрировано. Можно ли считать эту группу людей семьей? (да)

Семьей является основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и моральной ответственностью

Представьте, что детей у них нет. Можно ли в этом случае назвать их союз семьей?

Глубоко верующие родители молодых людей настояли на венчании в церкви. В государственных органах регистрации не было. Можно ли назвать эту пару семьей? (нет)

Какую же роль в создании семьи играет заключение брака?

(Браком считается семейный союз мужчины и женщины, поражающий их права и обязанности по отношению друг у другу и к детям. Если не заключен брак, значит, не состоялось юридическое оформление семейного союза. И не возникло очень многих прав и обязанностей, которые регулируются законом. И это может иметь юридические последствия.)

Кратко запись в тетради

Признаки брака:

  • Союз мужчины и женщины
  • Единобрачный союз
  • Свободный союз
  • Равноправный союз
  • Союз, зарегистрированный в органах ЗАГСа
  • Союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности

6. Правовые основы семейно- брачных отношений

Центральная проблема подтемы - правовые основы семейно- брачных отношений. Она включает ряд аспектов:

  • порядок и условия заключения и расторжения брака;
  • права и обязанности супругов;
  • имущественные правоотношения супругов

Работа с Семейным кодексом РФ

Слайд№17-18

Обозначенные аспекты семейной жизни регулируются Семейным правом РФ:

Глава 3 СКРФ ст 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в ЗАГС.

Отдельных случаях месячный срок может быть изменен, сокращен или увеличен, но не более чем на 1 месяц.

Ст.12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

Ст. 13 . Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается с 18 лет.

При наличии уважительных причин, по просьбе брачующихся он может быть снижен до 16 лет. Уважительные причины: беременность невесты, рождение ребенка, призыв жениха в армию.

Ст. 14 Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

  • Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке
  • Близкими родственниками
  • Усыновителями и усыновленными
  • Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства

Ст. 15. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак

3.Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным.

Кратко запись в тетради

Слайд №19

Условия действительности брака:

  • Не должны состоять в зарегистрированном браке с другим
  • Взаимное согласие
  • Дееспособность обеих сторон
  • Не должны быть близкими родственниками
  • Достижение брачного возраста
  • Не должны быть усыновителями и усыновленными

Слайд №20

Брак недействителен:

  1. Если один из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции
  2. Если брак зарегистрирован без намерения создать семью.

Задание: "Семейный очаг"

Разделиться на две подгруппы, встать лицом друг к другу. Первая группа играет роль сторонников семейного образа жизни. Их задача - убедить своего партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым и здоровым, чаще совершают преступления и т.д. но чтобы убедить в этом своего партнера нужны не только слова, но и серьезные доводы и аргументы, в том числе на примере своей семьи. Вторая группа - сторонники одинокого образа жизни. Их задача- отвечая на все доводы и аргументы сторонников семейных уз- отстоять свою точку зрения. Время - 3 минуты на подготовку.

Заключительная часть урока Подведение итогов по теме.

Д/з 18. ответить на вопросы на стр.

Литература:

  1. Обществознание.10 кл., базовый уровень/ под редакцией Л.Н.Боголюбова.-2 изд.-М.:Просвещение,2007
  2. Обществознание.10 кл.: поурочные планы по учебнику обществознание. Автор- составитель-С.Н.Степанько.- Волгоград: Учитель,2008
  3. Никитин.А.Ф. Основы государства и права.10-11 кл: пособие для общеобразовательных учебных заведений.-3-е изд., -М.: Дрофа,2001. Глава VIII.Семейное право. С.265
  4. ЛазебниковаА.Ю., Брант М.Ю. Урок обществознания в 11 классе. Методическое пособие по курсу " Человек и общество".-2-е изд.,М.:Дрофа,2000
  5. Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2001. 74 с.
  6. Семейное право РФ
  7. Конституция РФ









Типы семей в зависимости от численного состава Нуклеарные (супружеские)Расширенные Репродуктивная (родители и несовершеннолетние дети) Ориентационная (только супружеская пара) Объединяют три и более поколения Типы семей по характеру распределения домашних обязанностей Патриархальная (традиционная) Матриархальная Партнерская (демократическая) Роль лидера принадлежит мужчине, экономически обеспечивающему семью, с четким разграничением домашних работ на «мужские» и «женские» Мужчина не в состоянии экономически обеспечить семью, и женщина вынуждена принимать участие в общественном производстве, в то же время за ней сохраняются домашние обязанности. Все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо. Решения по семейным вопросам принимаются совместно. Типы семей по характеру семейного воспитания Авторитарная ЛиберальнаяДемократическая Признание авторитета главы семьи, безоговорочное выполнение его требований, принудительные меры воздействия. Интересы индивида ставятся выше интересов других людей и общества в целом. Основа воспитания – убеждение, самовоспитание, сотрудничество детей и родителей.


В отличие от юридически зарегистрированного брака, существуют и браки фактические. Фактический брак – длительное открытое совместное проживание мужчины и женщины, но без юридических регистрации этих отношений. В Российской Федерации правовые последствия порождает только юридический факт регистрации брака.




ФУНКЦИИ СЕМЬИ Это способы проявления её активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных её членов. Репродуктивная Воспитательная Рекреационная (досуговая) Хозяйственно- экономическая Социально- статусная Духовно-нравственная Психологическая Сексуальная Первичного социального контроля


ФУНКЦИИ СЕМЬИ Функция семьи Как проявляется Репродуктивная Биологическое воспроизводство населения – на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях – на личностном уровне. Воспитательная Формирование индивида как личности, социализация. Хозяйственно- экономическая Ведение домашнего хозяйства, материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Рекреационная (досуговая) Организация рационального досуга членов семьи. Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры общества. Первичного социального контроля Регулирование поведения членов семьи с помощью правовых и нравственных норм, традиций. Духовно-нравственная Развитие личности каждого члена семьи. Психологическая (эмоциональная) Оказание эмоционально-психологической поддержки членам семьи, создание благоприятной атмосферы в семье. Сексуальная Регулирование отношений между полами.