Госпитализм: причины патологической тяги быть «вечным» пациентом. Помощь детям с диагнозом госпитализм

  • Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения
  • Анатомия органов зрения с учетом возрастных особенностей детей
  • Анатомо-физиологические особенности (АФО) центральной нервной системы недоношенных детей.
  • Анатомо-физиологические особенности органов и систем детей периода «молочных зубов»
  • Антимикробная терапия инфекций мочевой системы у детей
  • В ответ на отлучение ребенка от матери, особенно в самом раннем, младенческом возрасте, появляется недостаток общения и воспитания. У ребенка наблюдается глубокая умственная отсталость, задержка физического развития (дефицит роста и массы), отклоняющееся психическое развитие.

    Разлука с матерью – это основная причина развития госпитализма. Явления госпитализма могут наблюдаться не только при длительном пребывании в больницах, но и дома. Стертые симптомы госпитализма проявятся там, где воспитание и уход за ребенком происходит при частичном отсутствии матери или при не достаточном внимании и нелюбви матери к своему ребенку.

    В последние десятилетия сложилась такая социальная ситуация, при которой в обществе приветствуется карьера женщины с уклоном в создание материального благополучия. В такой семье мать присутствует в жизни ребенка формально, кратковременно. Между матерью и ребенком не налажен душевный контакт, нет близости; а есть отстранённость, незнание потребностей, интересов, способностей ребенка. Эта социальная депривация в семье - тоже проявления госпитализма .

    «Сценарий» формирования госпитализма

    Под влиянием сложившихся жизненных обстоятельств бывает, что сначала ребенка оставляют в роддоме или в стационаре, пишут отказ от ребенка или мамы уходят и не возвращаются. После роддома ребенка переводят в детский стационар. Если обнаруживают у ребенка проявления инфекционного заболевания (ОРВИ, пневмония, желтуха), то перевод осуществляют в инфекционную больницу. Если у ребенка присутствуют признаки хирургической патологии (пороки развития), то в стационар хирургического профиля. При наличии симптомов перинатального поражения центральной нервной системы (возбудимости, угнетения, двигательных нарушений, гипертензионно - гидроцефального синдрома, эпилептических приступов или других пароксизмальных состояний), маленького пациента переводят в отделение патологии новорожденных в стационар неврологического профиля.

    В условиях стационара дети часто пребывают до 3-4 –месячного возраста. Далее врачи стационара оформляют перевод в Дом малютки. С 1,5 лет переводят ребенка в детский дом.

    Находясь в стационаре, ребенок поступает под курацию лечащего врача. Осматривая ежедневно ребенка, врач осуществляет лечебную работу (назначение медикаментов), контролируя уход за ребенком. Уход осуществляет постовая медицинская сестра, проводя кормление из бутылочки, смену пеленок и подгузников, гигиенические процедуры. На посту на одну медсестру приходится около 20 детей. Если сравнить время, внимание и участие мамы с постовой медсестрой, то станет понятно, сколько недополучит заботы младенец в стационаре без опеки мамы.

    Госпитализм является следствием нахождения ребенка без мамы в детских воспитательных и лечебных учреждениях с длительным пребыванием.

    Факторами, приводящими к феномену госпитализма, являются: недостаток человеческого внимания и заботы, эмоционального контакта, бедность психологического окружения.

    У детей постепенно формируется эмоциональная недостаточность и пассивность.

    Следует отметить, что синдром госпитализма наблюдается не у всех, длительно находящихся в стационаре. Степень выраженности и клинические проявления симптомов госпитализма зависят от предрасположенности к заболеваниям, преморбидного фона.

    При синдроме госпитализма у детей замедленно развиваются моторные навыки:

    позже начинают держать голову - с 2- 5 месяцев,

    позже ползать - с 8-12 месяцев,

    позже начинают садиться самостоятельно - с 9-15 месяцев,

    позже начинают ходить самостоятельно - с 14-24 месяцев.

    Дети менее моторно ловкие; их движения менее координированные, менее плавные, неустойчивые, неуверенные.

    При синдроме госпитализма у детей замедляется психо - речевое развитие:

    гуление - с 2-4 месяцев,

    гуление протяжное – с 3-8 месяцев, и менее активное,

    лепет – с 9 – 18 месяцев, и обеднен,

    первые слова - с 14 – 36 месяцев и позже, с просьбой или требованием.

    Для детей с проявлениями феномена госпитализма характерно - отсутствие слежения взглядом за предметом, отсутствие поворота головы на звук голоса, отсутствие комплекса оживления и ответного гуления на приветливый голос; слабый длительный частый «беспричинный» плач.

    У детей с проявлениями феномена госпитализма часты навязчивые действия: раскачивания тела вперед-назад, самоукачивание при засыпании, покачивания в стороны, движения головой по типу «нет-нет»; яктации; сосания пальцев, кончиков волос, кончика одеяла; часто мы видим, как ребенок намеренно достаточно сильно и продолжительно бьется головой об пол или стены.

    Такие дети гораздо позже овладевают навыками опрятности – после 3-5 лет. Энурез и дневное недержание мочи, энкопрез (или каломазанье) наблюдается у 50-90% детей (у младших детей чаще).

    При неудовлетворительном гигиеническом уходе за ребенком, не оптимальном температурном режиме, снижении иммунитета присоединяются частые соматические заболевания: респираторные инфекции, инфекции мочевыводящих путей, нарушения усваивания пищи, нарушения стула. Это приводит к задержке роста и дефициту массы тела – отставание в росте от сверстников на 5-15 см; масса тела ниже на 10 – 40%, чем у сверстников.

    Признаки синдрома госпитализма:

    задержка темпов моторного развития, задержка темпов речевого развития; обеднение положительных эмоций, негативизм; навязчивые движения; отставание от сверстников в росте и весе; неустойчивость к инфекциям, снижение иммунитета; нарушение адаптации к новым условиям.

    У детеймладшего возрастас синдромом госпитализма отмечается худощавость, мышечная гипотония, общая вялость, сонливость (но сон поверхностный, прерывистый), апатия. Для младших детей характерен отказ от контактов: не прослеживают глазами за предметом, не вокализируют в ответ на голос, не тянутся к людям; слабо плачут, закрываются, отворачиваются, не смотрят в глаза, мало играют игрушками. Кроме интеллектуального дефицита, идет нарушение формирования личности: эмоциональная депривация приводит к искажению «Я – концепции».

    Психическое и физическое неблагополучие может приводить к тяжелым психическим расстройствам, например, аутизму , умственной отсталости тяжелой степени; а иногда к летальному исходу (чаще в результате присоединения инфекции). Эти дети инвалиды с детства.

    Госпитализм (англ. hospitalism) - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания.

    Признаки Госпитализма: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и др.), а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

    Психологи фрейдистского, неофрейдистского и этологического направлений склонны интерпретировать Г. как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери. Явления Госпитализм могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, малоэмоциональных, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания .

    Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

    Госпитализм (от лат. hospitalis - гостеприимный; госпиталь - лечебное учреждение) - в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. Психосоматика) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.

    Понятие Госпитализм ввел в оборот австро-американский психоаналитик Р. Спитс в 1945г., исследовавший его причины, проявления и последствия у младенцев и детей, долго находившихся в больницах. По Р. Спитсу, Г. младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью.

    К симптомам Г. он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т.д. Последствия Г. у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях Госпитализм приводит к смерти.

    Явления Г., по Р. Спитсу, возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания . Г. взрослых людей характеризуется социальной дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболевания и др. проявлениями.

    Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

    Госпитализм - в психиатрии: ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре (явления социальной дезадаптации, утрата интересов к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания, усиление характеропатических проявлений). Син.: синдром отрыва от дома.

    Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

    нет значения и толкования слова

    Оксфордский толковый словарь по психологии

    Госпитализм - См. реактивной привязанности, расстройство.

    предметная область термина

    ГОСПИТАЛИЗМ У ДЕТЕЙ - синдром, тесно связанный с аналитической депрессией, развивающейся у находящихся в больнице детей, которые разлучены м матерями или лишены домашнего окружения в течение длительного времени. Такие дети вялы, недостаточно активны, истощены и бледны, плохо едят и спят, выглядят несчастными; у них отмечаются приступы лихорадки, и отсутствие навыков сосания. Это расстройство обратимо, если ребенок возвращается к матери или лицу, ее заменяющему; симптомы исчезают через 2-3 нед. Синоним: реактивно возникшее расстройство у детей младшего возраста.

    ГОСПИТАЛИЗМ (HOSPITALISM) - катастрофическая картина симптомов, развивающаяся на первом году жизни у детей, которые воспитываются в специальных учреждениях или по иным причинам испытывают острую материнскую депривацию. К этим симптомам относятся ухудшение физического состояния, повышенная восприимчивость к инфекциям, подверженность заболеваниям, высокая смертность, ухудшение, задержка и дисфункция психического функционирования. Среди выживших детей обнаруживаются повышенная частота психических расстройств, задержка психического развития и антисоциальные наклонности.

    Психиатрические последствия госпитализма впервые были изучены в тридцатые годы, однако первое систематическое исследование патогенетических факторов, обусловливающих этот синдром, принадлежит Шпицу (1945). Он изучал младенцев, которые находились в благоприятных условиях с точки зрения гигиены и питания, но были лишены нормальной аффективной поддержки со стороны матери. Начиная с третьего месяца жизни отмечались ухудшение физического и психического состояния с крайней подверженностью инфекциям и заболеваниям, высокая смертность, причем даже от заболеваний, обычно не приводящих к фатальному исходу. Дети страдали депрессией, были заторможены, пассивны, амимичны, с плохой координацией глаз. Со второго года жизни выявлялись признаки глубокой физической и психической отсталости: дети не могли сидеть, стоять, ходить, говорить. Последствия госпитолизма долго-временны и в целом необратимы.

    В своих новаторских работах Шпиц показал, что адекватный материнский уход абсолютно необходим для здорового физического и психического развития. Шпиц различал госпитолизм, формирующийся в связи с тотальной эмоциональной депривацией, и анаклитическую депрессию, возникающую в ситуации, когда изначально нормальная ситуация отношений между матерью и ребенком прерывается, и ребенок оказывается в депривации. В последнее время термин госпитализм распространяется на все случаи острой материнской депривации независимо от конкретных обстоятельств. Так, например, Леон Крейслер (1984) использует понятие внутрисемейный госпитализм для описания ситуации, когда мать не способна эмоционально реагировать на ребенка.

    ГОСПИТАЛИЗМ ДЕТСКИЙ - психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания; часто Г. д. интерпретируют как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери

    Госпитальный синдром у детей – комплекс психофизических нарушений, обусловленных отрывом малыша от матери. Изначально термин применялся в отношении маленьких пациентов, длительное время находящихся в больничных условиях. Понятие было введено психоаналитиком Рене Шпицем в 1945 году. Впоследствии под госпитализмом стали понимать задержку развития ребенка вследствие эмоциональной холодности (депривации) матери в домашних условиях.

    Причины госпитализма

    У детей

    Отсутствие эмоционального и социального контакта с матерью может быть обусловлено двумя основными причинами:

    1. Длительное нахождение в больницах, сиротских домах, детских садах закрытого типа, интернатах. Малыш не чувствует любви, заботы, понимания.
    2. Эмоциональная холодность матери, вызванная психическими расстройствами, алкоголизмом, наркоманией, увлеченностью карьерой, особенностями характера.

    В группу риска развития синдрома госпитализма входят дети до трех лет, у которых еще мало адаптационных ресурсов; малыши в период возрастных кризов (3 года, 7 лет, переходный период) и дети с неустойчивостью эмоций.

    Все вышеперечисленное приводит к депривации – неудовлетворению потребности в общении, тепле, ласке. Встречается полная или частичная форма расстройства. Первая делится на два основных вида - изоляцию и сепарацию.

    Изоляция – полное лишение человеческого общения, пример крайней степени – Маугли.

    Сепарация – длительное пребывание в закрытых учреждениях без матери. Частичная депривация – бедность эмоциональных контактов мать–дитя.

    У взрослых

    Причины госпитального синдрома у взрослых, особенно у лиц пожилого возраста: длительное пребывание в закрытых учреждениях – специальных интернатах медицинского профиля (психоневрологические, туберкулезные, кожно-венерологические), в домах для престарелых, тюрьмах и колониях.

    Признаки патологии

    Вынужденное помещение ребенка в закрытое учреждение проходит следующие этапы:

    После отказа матери от малютки в роддоме он остается там на обследование. Если обнаруживается какое-то заболевание: родовая инфекция, черепно-мозговая травма, врожденный порок, – кроху переводят в соответствующий стационар, где он получает лечение и находится под наблюдением 3–4 месяца. После этого грудничка переводят в дом малютки, а с полутора лет – в детский дом.

    Симптомы госпитализма воспитанников детских домов

    В младенчестве (до 6 месяцев) у детей с нормальным фоном (без врожденных патологий) развитие протекает относительно своевременно. Но после полугода формирование вдруг замедляется, возникает острый феномен угасания. Малыш вял, апатичен, избегает зрительных контактов, не реагирует на ласковое обращение и улыбки, не гулит, у него отсутствует «комплекс оживления». Кроха часто плачет, совершает хаотичные движения руками и ногами. Наблюдается отставание в весе из-за плохого аппетита и нарушение сна. Дети поздно начинают сидеть, ползать, ходить.

    У детей 1–3 лет на главный план выходит нарушение развития коммуникативных навыков. Они поздно начинают говорить, первые слова – «дай», «пусти». Речь неразборчива, лишена интонаций. Малыши избегают общения, в ответ на которое плачут или проявляют агрессию. В этом возрасте ребенок начинает совершать патологически привычные действия: сосет палец, края одежды, выдергивает волосы, грызет ногти, раскачивается, бьется головой о стену. Игрушки использует не по назначению. Предпочитает играть посторонними предметами. Ролевые игры, характерные для сверстников, отсутствуют. Часто запаздывает развитие гигиенических навыков – малыш не удерживает стул и мочу.

    У детей старшего возраста преобладают эмоционально-личностные расстройства. Начинаются страхи: тактильного и визуального контакта, боязнь игрушек. Общение поверхностное из-за недоразвития высших эмоций. Детям чуждо чувство сострадания, жалости, стыда, вины. У подростков могут наблюдаться расторможенность, агрессия, асоциальное поведение.

    Если ребенка поместили в детдом не с рождения, а уже в сознательном возрасте, его адаптация проходит 3 этапа:

    1. Протест - малыш ищет мать, мечется, хочет убежать, кричит, плачет, отказывается от еды, игрушек, не спит.
    2. Истощение - обессиленное дитя впадает в апатию, никаких движений не совершает, мать не зовет, пытается осознать случившееся.
    3. Адаптация - ребенок начинает приспосабливаться к новой жизни.

    Явление госпитализма у детей, помещенных в детские дома, проявляется нарушениями эмоционально-личностной, интеллектуальной, социальной сфер и получил название синдром сиротства.


    Дети, воспитывающиеся в домах ребенка, развиваются по иным механизмам, нежели их ровесники в семье с любящими родителями. Главным успехом нормального психического развития ребенка служит тесный контакт с матерью. Дети в условиях институционализации вынуждены адаптироваться к жизни без любви и поддержки близких. С раннего возраста они привыкают сосуществовать в коллективе сверстников, подчиняться общим правилам, не иметь личного пространства. У большинства из них поздно формируется или вообще не вырабатывается свое Я. У таких детей замечены неуверенность, скованность движений, бедная речь. С самого детства и на протяжении всей жизни они испытывают повышенную потребность в ласке, внимании, что служит причиной формирования многочисленных психологических комплексов. Это затрудняет общение таких людей в зрелом возрасте, создает проблемы в адаптации: в учебе, на работе, в личной жизни.

    Клиника госпитального синдрома при частичной депривации

    У малышей 6–11 месяцев после внезапного ухода заботливой и любящей матери формируется анаклитическая депрессия, которая выражается плаксивостью, потерей аппетита, снижением веса, заторможенностью, нарушением сна, безучастностью к окружающему. Малыша ничего не радует. Если мать возвращается в течение трех месяцев, психофизические нарушения восстанавливаются. При дальнейшем ее отсутствии симптомы закрепляются, возникает стремительное отставание в развитии. Полная отгороженность от окружающих напоминает проявления аутизма, олигофрении, что требует дифференциальной диагностики. Критерием служит тот факт, что причины заболеваний различны.

    Вегетативная депрессия. При эпизодическом появлении матери депрессия у ребенка протекает в относительно легкой форме. Вегетативные отклонения представлены нарушением сна, частыми срыгиваниями, потерей веса. У маленького человека есть надежда, что мама вернется, эпизодические ее появления не дают состоянию усугубиться.

    Если приходы матери постепенно прекращаются, развивается следующая форма – соматизированная депрессия, при которой преобладают психосоматические расстройства. Малыши не плачут, совершают бесцельные движения, не проявляют адекватных ситуации эмоций, не понимают условия игры. Дети постарше слишком послушны, молчаливы, ведут себя тихо, безучастно. Если присмотреться к поведению, можно выявить характерную депрессивную триаду: снижение настроения, заторможенность речи вплоть до мутизма и движений вплоть до ступора.

    Регрессивно–апатическая депрессия – самая тяжелая - возникает в далеко зашедших случаях соматизированного расстройства. Соматические явления исчезают, на первый план выходят регрессивные симптомы: тяжелая умственная отсталость, застывание в необычных позах, стереотипные движения.


    Возможные осложнения

    При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогического сопровождения, госпитализм может дать следующие осложнения:

    • задержка физического развития: дефицит массы, роста, недоразвитие костно-мышечного аппарата;
    • плохой уход, несоблюдение гигиенических норм, сниженный иммунитет приводят к развитию инфекций;
    • расстройства психической сферы: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессии, психопатии;
    • психологические проблемы: затруднения коммуникации, агрессивность, повышенная тревожность, неуверенность в себе, конфликтность.

    Диагностика

    Основаниями для постановки диагноза служат тщательный сбор анамнеза, данные медицинского осмотра, патопсихологическое обследование и постоянное наблюдение за пациентом. Диагноз госпитализм у детей ставится на основе заключения специальной комиссии, в которую входят педиатр, детский невролог и психиатр, клинический психолог.

    Дифференциальная диагностика проводится:

    • у детей после года - с умственной отсталостью, аутизмом;
    • у более старших – с другими психическими нарушениями: неврозами, расстройствами личности, отклонениями в поведении.

    Главное отличие патологий при госпитализме – причины, вызвавшие их.

    Лечение госпитализма у детей

    Госпитальный синдром у детей требует комплексной, этапной и длительной терапии. Основную роль играет психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений. Психологи проводят групповую, индивидуальную и семейную психотерапию, педагоги следят за поддержанием здорового психологического климата в детских коллективах. Медикаменты способствуют улучшению внимания, памяти, мышления, обменных процессов в головном мозге. Параллельно проводится терапия соматических и инфекционных заболеваний. Применяются средства для общего укрепления организма.

    Госпитализм – патологический синдром, характеризуемый широким спектром психических, неврологических, соматических дефектов, возникновение которого обусловлено продолжительным пребыванием индивида в стационарном лечебном учреждении.

    Формирование синдрома госпитализма базируется, в первую очередь, на негативном воздействии на психику человека неблагоприятных условий больничной атмосферы. Не меньшее значение для развития госпитализма является длительный разрыв тесных контактов с близкими родственниками и привычным кругом общения. Базой для образования патологического симптомокомплекса выступает полная или частичная изоляция больной особы от человеческого сообщества, лишение возможности вести полноценную жизнедеятельность. Недостаток общения, дефицит внимания и заботы со стороны близких людей оказывают отрицательное влияние на психический статус и физическое состояние субъекта.

    Явление госпитализма определяется у пациентов больниц независимо от их возраста, половой принадлежности, социального статуса, материального положения, уровня интеллекта. В детском возрасте синдром госпитализма проявляется существенным отставанием в физическом и психическом развитии. У взрослых данный патологический симптомокомплекс приводит к ухудшению когнитивных и мнестических функций, лабильности эмоционального статуса, развитию тревожных и аффективных расстройств, нередко завершаясь полной деградацией личности.

    «Детский» вариант госпитализма: признаки

    Госпитализм у пациентов детской возрастной категории – более распространенное и хорошо изученное явление, которое приводит к серьезным негативным последствиям в здоровье человека. Синдром госпитализма у детей напрямую влияет на развитие и становление личности и инициирует глубокую умственную отсталость субъекта. Расстройство, оставленное без лечения, может стать причиной необратимых серьезных психических и физических отклонений.

    Основные причины госпитализма у детей – совокупность нижеперечисленных факторов:

    • противоестественное отделение маленького ребенка от матери, лишающее его тесной эмоциональной связи;
    • дефицит родительского внимания и заботы;
    • недостаток общения со сверстниками;
    • невозможность проводить в больничных условиях в полном объеме воспитательные, развивающие и обучающие мероприятия;
    • скудный психологический климат в медицинских учреждениях;
    • нехватка человеческого внимания со стороны персонала;
    • бедность эмоциональных переживаний из-за ограниченного поля деятельности;
    • невозможность освоить требуемые социальные навыки;
    • неосуществимость проявить свой творческий потенциал, продемонстрировать ловкость и сноровку;
    • невыполнимость преодоления в игровой форме существующих эмоциональных проблем.

    Эти факторы приводят к развитию у детей эмоциональной недостаточности, нарушениям высших психических функций, соматическим и вегетативным дефектам. У детей отчетливо обнаруживаются следующие признаки госпитализма:

    • запоздалое развитие и значительное обеднение моторики: движений, мимики, жестикуляции;
    • резкое ухудшение способности в использовании речевого аппарата, недостаточный лексический запас, неверное составление речевых конструкций;
    • регулярное выполнение бессмысленных навязчивых движений;
    • низкие антропометрические показатели развития ребенка;
    • снижение функций иммунной системы, низкая сопротивляемость инфекционным агентам;
    • появление астенического статуса: вялость, апатия, сонливость;
    • изменение пищевых привычек, снижение или отсутствие аппетита;
    • проблемы с качеством сна, его прерывистость;
    • искажение восприятия собственной личности;
    • утрата способности к полноценному социальному взаимодействию;
    • предписывание личностью несуществующих у него негативных характеристик, например: неисправляемой ущербности.

    «Взрослый» вариант госпитализма: признаки

    Явление госпитализма у зрелых людей – состояние, свойственное лицам, страдающим хроническими заболеваниями с упорным и тяжелым проявлением симптомов, которые надолго приковывают человека к больничной койке. Чаще всего этот патологический синдром фиксируется у людей преклонного возраста, которые остались без попечительства родственников.

    Основную роль в развитии госпитализма играют следующие факторы:

    • продолжительная изоляция от общества;
    • прямая зависимость от медицинского персонала;
    • систематическая чрезмерная опека со стороны медработников;
    • недостаток собственной активности;
    • побочные действия принимаемых фармакологических препаратов, в частности: нейролептиков;
    • отсутствие адекватных реабилитационных мероприятий.

    Длительное пребывание в атмосфере медицинского учреждения приводит к тому, что пациент вживается в образ «хронического пациента». Для особы, страдающей госпитализмом, пребывание в больничной обстановке становится незаменимым условием для комфортного существования, специфическим «образом жизни».

    Оказавшись за пределами клиники, субъект не только испытывает существенные неудобства, но и просто не знает, как взаимодействовать в социуме. По этой причине индивид, зависимый от госпитализма, прикладывает максимум усилий, чтобы вновь очутиться в больничной среде, нередко становясь хроническим ипохондриком.

    Результатом синдрома госпитализма у взрослых выступают следующие обстоятельства:

    • интенсивное ухудшение памяти;
    • снижение потенциала когнитивной сферы;
    • неспособность к полноценной социальной адаптации;
    • утрата интереса к привычной деятельности;
    • потеря профессиональных навыков;
    • отсутствие внутренней уравновешенности;
    • снижение эмоциональной отзывчивости;
    • искаженное восприятие факторов окружающей среды;
    • бездеятельность и безынициативность;
    • негативное отношение к любой активной деятельности;
    • безучастность к собственной судьбе;
    • иррациональная боязнь приложить какие-либо усилия;
    • разрушение личных отношений;
    • склонность к хронификации болезни.

    У индивидуума, страдающего госпитализмом, развивается апатия и депрессия, у него отсутствуют четкие цели и планы. У больного определяется психическая «вялость», быстрая истощаемость ресурсов нервной системы, притупленность внимания. У лица, страдающего госпитализмом, фиксируется существенное замедление моторики, искаженная жестикуляция и мимика. У такого субъекта обнаруживается разорванность мышления и стереотипные формы поведения.

    Такая персона неспособна самостоятельно решить простейшие бытовые задачи. Итогом неизлеченного синдрома госпитализма является полная беспомощность индивида в вопросах самообслуживания. Такой субъект неспособен полноценно функционировать за пределами больничной атмосферы. Он обретает жизненную пассивность, полное безразличие к происходящим событиям, гнетущую эмоциональную опустошенность. Фактически, госпитализм в тяжелой форме, уничтожает личность человека, превращая его в бесчувственное, немыслящее существо.

    читайте также

    Цефалгия: причины и лечение головной боли

    Головная боль (ГБ), именуемая в медицинских кругах «цефалгия» – один из самых часто встречающихся неспецифических симптомов различных аномальных состояний организма. Под цефалгией принято понимать болевой синдром, локализированный в разных отделах головы с возможной иррадиацией (отражением) в область шеи. Эпидемиология Головная боль сопровождает человечество с древних времен. Согласно статистическим данным ВОЗ хотя бы однократный приступ цефалгии […]...

    Вконтакте

    Госпитализм – помещение ребенка в закрытые учреждения (детский дом, больница, санаторий, когда нет потери связи с социумом, существует потеря связи с семей).

    Депривация развивается и при условии нахождения в семье, но когда близкие не могут обеспечить нормальное развитие ребенка (психически больные родители, родители имеющие сенсорные дефекты, родители игнорирующие родительские обязанности, наличие сенсорных дефектов у ребенка (слепота, глухота, умственная отсталость, аутизм).

    Эксперимент английского психиатра Джона Боулби с детьми до двух лет и с их матерями оценивал, как реагируют дети на отсутствие матери. Эксперимент выявил три группы детей, демонстрирующих три типа поведения (устойчивая привязанность, неустойчивая привязанность, нейтралитет). Свойства темперамента закладывают основу характера, но не определяют основу восприятия (гендерные различия).

    Возраст ребенка: чем раньше происходит депривация, тем тяжелее последствия. Необходимо учитывать существование сенситивных периодов – когда формируется привязанности к матери, по Боулби пик привязанности к матери приходится на полтора года ребенка. В этом возрасте крайне нежелательна разлука с матерью. К трем годам период формирования привязанности к матери завершается, повышается интерес к событиям социально широкого круга, отпечаток накладывают индивидуальные особенности.

    В конце 19 и начале 20 века изучения депривации начались с появления феномена госпитализма. Первый этап: во время первой мировой войны при помещении младенцев в сиротский приют было отмечено, что ребенок начинает отставать в развитии, происходит снижение уровня психической активности, ребенок перестает проявлять интерес и реагировать на окружающую среду. Снижение физиологической активности, снижение аппетита, увеличение продолжительности сна. Острая тоска приводит к гибели ребенка. Госпитализм не связан с качеством медицинского ухода. Боулби обследовал шестимесячных младенцев, находящихся в учреждениях с разной степенью ухода, с разными источниками финансирования, обеспечивающих разное питание, обучение персонала. Вывод: госпитализм связан не с физиологическими причинами, а возникает из-за отсутствия эмоциональной вовлеченности. Второй этап изучения: в 30-х годах в годы второй мировой войны интенсивное изучение этологами и психоаналитиками Мелани Кляйн, Анна Фрейд, которые работали с детьми сиротами. Они пытались компенсировать отсутствие эмоциональной связи с родителями, формируя братско-сестринские отношения в группе. Явление госпитализма в чистом виде практически не встречается. Но существует явление неогоспитализма, присущее обеспеченным семьям, перепоручение ребенка третьим лицам, в силу профессиональной занятости. Нарушение эмоционального контакта с окружающими. При этом явления госпитализма сглажены, но вероятна задержка в развитии. Так же к внешним условиям можно отнести причины — неполная семья, нарушение полоролевой идентификации, несформированность полоролевого взаимодействия.

    Эксперименты с детенышами шимпанзе с использованием манекенов в качестве матери, в результате которых был сделан вывод: действительно для развития детеныша важен не факт кормления, а важен факт эмоционального тесного общения. Другой целью было намерение выяснить влияние на психическое развитие, изоляции от сородичей сразу от рождения на сроки разной длительности: от 1 до 6 месяцев, — чем дольше изоляция, тем интенсивнее проявление последствий. Изоляция в течение 6 месяцев приводят к несформированности внешней активности. Нарушение социальных форм поведения: невключенность в иерархическую систему сообщества, проявление агрессии даже на особей высших по рангу. Эксперименты по реабилитации и реадаптации этих особей показали,что даже для крайне депривированных обезьян возможна реабилитация. В клетку помещали более меньшего детеныша, любопытного, с сильной тягой к телесному контакту в силу возраста и не умеющему проявлять агрессивность. Постепенно, с задержкой возвращается способность эмоционально реагировать. В дальнейшем проводили эксперименты с депривированными в раннем возрасте обезьянами, росшими без материнской опеки. Изучали способы их обращения со своими детенышами. Выяснилось, что они их бросали не интересовались, калечили, убивали. Рождение второго ребенка купировало крайности проявления в поведении, поведение становилось более адекватным. Эти исследования наглядно показали: что ранний возраст сенситивный период формирования материнского поведения, то есть основы материнского поведения закладываются в младенчестве.

    Факторы оказывающие неблагоприятное влияние на ребенка

    • Неблагоприятная обстановка в семье: неполная семья, алкоголизм, наркозависимость, жестокое обращение в семье, низкий социальный статус, психические заболевания.
    • Неправильное воспитание в семье: гипоопека, гиперопека, эмоциональное отвержение. Классификация предложенная Демилер-Юстицким:
    • доминирующее воспитание, инициатива ребенка задавливается; потворствующая гиперопека, ребенок воспитывается по типу кумир семьи; гипоопека,безнадзорность, педагогическая запущенность, депривация социальных навыков; перфекционизм, ребенок может заслужить одобрение родителей только если тот заслужил поощрение — этот тип воспитания представляет явное или скрытое эмоциональное отвержение (при наличии у ребенка сложных заболеваний, нежелательного пола) . В целом эти факторы могут закрепляться в патологические черты характера.