Как понять грудничок хочет сесть. Когда ребенок начинает самостоятельно сидеть

Физиологическая готовность сидеть самостоятельно наступает у малышей в возрасте около шести месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому со скольки месяцев сажают девочек - зависит и от конкретного ребенка. Одна девочка может научиться сидеть самостоятельно уже в пять месяцев, а другая - только в семь-восемь.

Ребенок начинает садиться самостоятельно, когда к этому готовы его костная и мышечная система. Раннее высаживание - это слишком большая нагрузка на позвоночник ребенка, которая может привести к деформации костей. Поэтому спешить с высаживаниями и торопить малыша не стоит, вне зависимости от его пола.

Во сколько можно сажать девочек?

В случае с ранним высаживанием девочек нагрузке подвергается не только позвоночник, но и мочеполовая система - это одна из причин, почему девочек нельзя рано сажать. Из-за раннего высаживания у девочек в будущем могут возникнуть патологии внутренних органов, например загиб шейки матки, поэтому с сидением на коленях у родителей или в стульчике девочкам лучше повременить.Сажать девочку можно, когда она сама, без помощи рук, сможет оторвать корпус от горизонтальной поверхности и сесть.

Почему нельзя сажать девочек, мы уже рассмотрели, а вот что делать, если девочка пытается садиться раньше утвержденных педиатрами сроков, например уже в четыре месяца? Задача родителей в этом случае - не помогать девочке, выкладывать ее в стороне от бортиков кроватки или коляски, лишая возможности ухватиться за них и присесть. Не рекомендуется также подкладывать под спину девочки что-либо, удерживающее ее в сидячем положении.

Но если уж малышка даже при таких условиях научится садиться сама, без помощи бортиков кроватки или рук родителей, ранее шестимесячного возраста, во сколько сажают девочек обычно, препятствовать ребенку уже не стоит.

Когда начинают сажать девочек в ходунки или прыгунки?

Поскольку дети в возрасте четырех-шести месяцев уже достаточно активны и не хотят лежать на месте, родители пытаются обеспечить им двигательную активность, покупая прыгункиили ходунки. На многих подобных приспособлениях написано, что использовать их можно с трех месяцев, но ортопеды и педиатры не рекомендуют рано сажать детей в прыгунки или ходунки. Девочке лучше вообще не пользоваться этими приспособлениями, пока она не научится сидеть самостоятельно.

Но даже если малышка уже умеет сидеть, надолго помещать ее в ходунки или прыгунки не рекомендуется - ходить она быстрее не научится, а вот неоправданные нагрузки на позвоночник и риск получить травму возрастут. Ортопеды рекомендуют пользоваться ходунками или прыгунками не более 15 минут в день.

Как правильно сажать девочек?

Когда в возрасте пяти-шести месяцев ребенку становится скучно просто лежать в кроватке, он плачет и пытается поменять позу. Если ваша малышка еще не умеет сидеть самостоятельно, можно положить ее в шезлонг или специальные детские качели. Некоторые мамы вместо шезлонга используют дома автокресло. В шезлонге или автокресле группы 0+ девочка находится в полулежачем положении - это безопасно для позвоночника и не мешает нормальному развитию органов малого таза. При этом приподнятое положение корпуса не дает ребенку скучать, осматривая все вокруг или наблюдая за мамой, занимающейся домашними делами. Если вам кажется, что ребенок слишком глубоко «проваливается» в шезлонг или кресло, подложите ему под спинку свернутую пеленку, чтобы он не сидел, а именно полулежал.

Период, когда девочка уже хочет сидеть, но еще не может сесть самостоятельно, - очень короткий. Повремените с высаживанием месяц-другой, костная система малышки окрепнет, и она сядет сама. Не стоит торопить события, задаваясь вопросом: в каком возрасте сажают девочек? Лучший способ - просто довериться природе и дождаться, пока ребенок сам сядет, встанет у опоры, а потом и пойдет.

После рождения ребенок проходит определенные значимые для его развития этапы. Сначала он начинает держать головку, улыбаться, переворачиваться на животик, позже садится и учится стоять. Родители с нетерпением ждут новых свершений от своего крохи.

После 5 месяцев некоторые детки пытаются сесть. Но еще плохо держат спинку и падают, если их посадить. Когда же ребенок начинает сидеть самостоятельно? Как ему помочь? Что делать, если один уже сидит, а другой и не пытается? Ответы на эти вопросы волнуют всех молодых родителей.

Младенец с рождения находится в положении лежа. По мере роста и развития он приобретает новые умения: держит головку, хватает игрушки, поворачивается на бочок, а позже со спинки на животик и обратно, пытается ползти. В какой-то момент малыш хочет изменить свое положение, пытаясь поднять головку и принять положение сидя. Ведь при этом меняется угол обзора, многие вещи видятся иначе, малышу становится интереснее изучать мир вокруг себя.

Многие детки хватаются за бортики кроватки или коляски и пытаются сесть. Если предложить им взяться за пальцы и слегка помочь, то они принимают положение «сидя» на несколько секунд. Долго сидеть пока не могут. Говорят, что ребенок начинает присаживаться, то есть ненадолго садиться.

Некоторые родители спешат обложить малыша подушками, чтобы он сидел подольше, но делать этого не стоит. Всему свое время. Ребенок должен сесть самостоятельно, когда его позвоночник будет к этому готов. В каком же возрасте ребенок начинает сидеть? У каждого ребенка свой темп развития. Однако существуют определенные среднестатистические нормы, когда можно начинать присаживать ребенка. По статистике малыши проходят такие этапы:

  • 6 месяцев – сидит с поддержкой;
  • 7 месяцев – сидит без опоры;
  • 8 месяцев – садится самостоятельно.

Некоторые дети начинают присаживаться раньше. Однако находиться в сидячем положении детям в возрасте до 6 месяцев не рекомендуется.

Понять готов ли ребенок к присаживанию можно по таким признакам:

  • Младенец хорошо научился переворачиваться на живот и обратно на спинку;
  • Поднимает головку из состояния «лежа», хорошо ее держит;
  • Пытается подниматься на ножки, держась за опору;
  • Хорошо поднимает туловище, удерживаясь за пальцы родителя.
  • Может удерживать спинку какое-то время в положении сидя.

Если все эти умения у ребенка наблюдаются, то скоро малыш научится не только сам сидеть, но и принимать самостоятельно положение сидя.

Можно ли присаживать? Чем опасно несвоевременное присаживание

При рождении позвоночник малыша очень гибкий и мягкий, при этом легко деформируется. Он рассчитан только на положение лежа. С возрастом позвоночник укрепляется, появляются необходимые изгибы, формируется мышечный корсет. Поэтому не рекомендуется присаживать детей раньше времени.

Если ребенок плохо удерживает спинку, сильно ее округляет, заваливается набок или вперед, не нужно его обкладывать чем-то для опоры. Такой ребенок не готов к присаживанию. Это может нанести вред неокрепшему позвоночнику. Чаще всего деформация позвоночника происходит именно в детстве и связана с ранним присаживанием, хождением, нагрузками на неразвитый мышечный корсет, поддерживающий позвоночник.

Во сколько месяцев ребенок начнет сидеть зависит от состояния его мышечного развития.

Чем ребенок активнее пытается двигаться, поворачиваться, менять положение тела, тем быстрее укрепится его спинка, и он раньше начнет сидеть, стоять, ходить.

Поэтому полезно выкладывать ребенка на животик, чтобы он поднимал и держал головку и корпус, опираясь на предплечья, а потом и кисти, учить его переворачиваться, делать специальную гимнастику для малышей.

Очень полезно для ребенка ползанье.
Если ребенок научился ползать, то ему очень удобно садится из такого положения. К тому же это помогает разгрузить позвоночник, укрепляет все мышцы малыша.

Этапы освоения навыка сидения

Попытки принять сидячее положение у ребенка появляются довольно рано в 3-4 месяца. Но освоить этот навык ему не просто. Малыш учится сидеть постепенно, приобретая определенные подготовительные навыки. Этапы освоения умения сидеть не всегда одинаковы. В большинстве случаев это происходит так:

    1. Ребенок пытается поднимать голову и верхнюю часть туловища, стараясь сесть . Если ему дать пальчики, то он ухватывается и поднимается на несколько секунд. Этот этап наступает у детей в разное время приблизительно в 3-5 месяцев.
    1. Малыш в 4-6 месяцев цепляется за опору, встает на колени, пытается садиться , но пока удержаться не может, заваливается на бок или назад;
    1. В 5-6 месяцев ребенок садится с помощью родителя , удерживает спинку несколько минут, может повернуться на бочок и пытаться сесть, опираясь на руку;
    1. В возрасте 6-8 месяцев уверенно сидит, хорошо держит спинку , но часто еще пользуется помощью взрослого, чтобы сесть, хотя некоторые могут садиться и самостоятельно;
  1. 7-10 месяцев – садится самостоятельно из любого положения , может поворачиваться в сторону, играет игрушками сидя, легко меняет положение: встает, ложится, становится на четвереньки и обратно.

В некоторых случаях ребенок сначала переворачивается на животик, становится на четвереньки и из этого положения садится. Часто дети начинают ползать, а затем уже учатся самостоятельно сидеть.

У некоторых детей получается садиться и сидеть до 6 месяцев, однако специалисты не рекомендуют проводить в сидячем положении много времени в таком возрасте. Лучше, если малыш будет сидеть по 10-15 минут несколько раз в день. Постепенно время можно увеличивать.

Другие же дети наоборот долго не могут научиться садиться или сидеть уверенно. Бывает, что такой навык у них развивается только в 9-11 месяцев. Это тоже норма. Не нужно торопить малыша.

Если ребенок здоров, у него нет физических или неврологических патологий, то он обязательно научиться сидеть раньше или позже сверстников.

Что делать, если малыш не хочет сидеть

Некоторые мамы начинают беспокоиться, если в определенном возрасте их ребенок еще не умеет сидеть, в то время как его сверстники давно приобрели этот навык. Родители задаются вопросом, что делать и как научить ребенка сидеть? Однако не нужно беспокоиться раньше времени. Если малыш достаточно овладел прочими двигательными навыками, переворачивается, становится на четвереньки, ползает, пытается вставать, то до 11 месяцев можно не беспокоиться. Лучше стимулировать ребенка к ползанью. Это поможет укрепить мышцы, и он скорее научиться садиться.

Когда стоит волноваться

Волноваться следует, если малыш с первых месяцев отстает в развитии. Скорее всего врач заметит это и направит родителей к неврологу.

Если он в возрасте 6-8 месяцев не умеет переворачиваться на животик и обратно, не пытается ползать, садиться, вставать, то у него явно проблемы неврологического характера и его стоит показать специалисту.

Если же проблем нет, то, скорее всего, достаточно будет пройти курс специального массажа и гимнастики. Однако это должен решить специалист.

Как научить сидеть? Упражнения

Что же могут сделать родители, чтобы помочь малышу научиться сидеть? Для этого лучше всего подойдут гимнастика, массаж, плавание в ванне или бассейне. Такие мероприятия помогут развить мышцы спины, правильно сформировать мышечный корсет позвоночника.

С трехмесячного возраста можно выполнять с ребенком такие упражнения:

    1. Положение младенца лежа на спине . Мама протягивает ему указательные пальцы, ребенок за них хватается и пытается подняться до угла наклона спинки 40 градусов. Задержаться в таком положение 3-5 секунд и опустить малыша. Выполнить несколько раз.

Постепенно угол поднятия и время удерживания можно увеличивать.

    1. С 6 месяцев можно усложнить первое упражнение, поднимая ребенка только за одну руку . Второй он пытается удерживаться и опираться самостоятельно.
    1. Ребенок поддерживается под грудь и под живот, спинка вверх, ножки упираются в живот взрослого . Поднять туловище ребенка и опустить. Головка малыша поднята вверх. Мышцы напряжены. Задерживать несколько секунд и опускать.
    1. Положить ребенка на бочок, чтобы он перевернулся на живот, затем обратно . Можно привлечь игрушки, чтобы малыш тянулся за ними.
  1. Хорошо помогают и покачивания ребенка на фитболе . Удерживая ребенка лежа на мяче, покачиваем мяч вверх и вниз, то сгибая ножки ребенка, то касаясь поверхности его руками. Можно покачивать мяч влево – вправо.

Хорошо помогает массаж мышц рук, спины, ножек. Движения рук разминающие и поглаживающие, допустимы легкие похлопывания. Движения направлены снизу вверх от пальцев к плечам.

Для детей старше 6-8 месяцев, если они не ползают, то гимнастика направлена на получение этого навыка. Дальше малыш сам научится садиться.

Плаванье очень благотворно влияет на все мышцы ребенка, укрепляя их, но не нагружая позвоночник. Если нет возможности посещать с малышом бассейн, то можно ограничиться плаваньем в полной ванне.

Все навыки малыша связаны между собой, поэтому важно не пропустить момент, когда стоит помочь малышу — заняться массажем, гимнастикой. Следующий после умения садиться навык — ползание, читайте в нашем следующем материале.

Малыши быстро растут, и вы даже не заметите, как придет время познакомить вашего маленького непоседу с дисциплиной и пунктуальностью. в игровой форме — читайте по нашей ссылке.

Мальчики и девочки

Часто можно услышать довольно противоречивые мнения о том, что мальчики или девочки быстрее развиваются и раньше садятся. Встречается информация, что девочки раньше начинают делать попытки сесть, но овладевают этим навыком более поздно, чем мальчики. К тому же некоторые думают, что позвоночник у девочек более хрупкий, чем у мальчиков. Поэтому и присаживаться они должны позже. Однако нет никаких достоверных доказательств таким утверждениям. Все зависит от индивидуального развития ребенка. Однозначно лишь то, что присаживать ребенка раньше, чем он сядет сам не стоит независимо от его пола.

Не нужно сравнивать своего малыша с другими детьми. Каждый ребенок уникален, имеет свой биологический ритм. Радуйтесь каждому умению крохи, помогайте ему правильно развиваться, но не торопите. Здоровый ребенок обязательно освоит все необходимые навыки, в том числе и сидение.

До 4-х месячного возраста грудничок учится переворачиваться. К 5 месяцам он уже проявляет активный интерес к окружающему миру, вертит по сторонам головой, уверенно берет погремушки, крепко хватает мамины пальцы. Когда ребенок начинает сидеть — радости родителей нет предела, ведь это огромный шаг в развитии.

Можно усадить малыша, обложив подушками и фотографировать в разных костюмчиках. Особенное удовольствие доставляет момент, когда ребенок самостоятельно играет за детским столом, и появляется время, чтобы успеть выполнить часть домашней работы.

Возраст, в котором дети пробуют сидеть

Новоиспеченные родители часто интересуются, в каком возрасте дети делают первые попытки сесть, и сколько требуется ждать, пока они смогут это делать без поддержки. Ребенок развивается согласно своей природе и не нужно равняться на других детей, нетерпеливые мамы которых, усаживают в 5 месяцев, подкладывая под спинку мягкие подушки. Человека никто не заставляет формировать органы, держать головку или дышать. Каждый этап развития малыш проходит, когда приходит его время.

Примерные сроки, при которых дети пробуют садиться, 4 — 7 месяцев.

Почти все дети могут самостоятельно сидеть в 8-месячном возрасте.

Один ребенок, начиная с 4 месяцев, активно стремится ползать, а потом сидеть, а другой, более спокойный, начинает сидеть к 8-ми месяцам.

Родителям важно не вмешиваться в процесс и не высаживать ребенка преждевременно. Медвежья услуга в будущем может обернуться сколиозом, деформированными тазовыми костями и болезнями позвоночника — нагрузка на неокрепшие кости во время сидения очень большая.

Следует не присаживать, а выкладывать карапуза на живот или спускать на пол, чтобы он мог учиться свободно ползать. Тогда мышцы спины будут развиваться динамичней, что поспособствует хорошей осанке и правильному сидению.

Этапы развития сидения

Педиатры различают несколько ступеней развития навыка сидения:

  • — малыш, полулежа на бедре, может играть, удерживая спину непродолжительное время;
  • — способен неуверенно сидеть, опираясь на ручки, и легко теряя равновесие, падать на бок. Сажать его можно на короткий промежуток времени для тренировки;
  • 7 месяцев — он сидит лучше, без поддержки и подушек, поворачивается в нужном направлении, не теряя равновесия. Из положения, лежа, опираясь на ручки, может самостоятельно садиться;
  • 8 месяцев — груднички отлично усаживаются из любого положения – лежа на спинке, животе или боку.

Если малыш начал уверенно сидеть в полгода – это нормально, если он начал сидеть в 8 месяцев – это тоже норма .

Пухлые крепыши садятся позже худых детишек, так как их масса тела сильней воздействует на неокрепший позвоночник.

Есть ли разница между мальчиком и девочкой

Люди старшего поколения уверены, что присаживать мальчиков можно рано, а девочек в 7-8 месяцев. Но независимо от пола, детей в возрасте до полугода усаживать запрещается . Девочки пытаются сесть раньше мальчиков, но уверенно могут сидеть немного позже. Если малышку высаживать раньше срока, в будущем это может вызвать заболевания женской половой системы и приведет к неправильному развитию тазовых костей. Если девочка самостоятельно села до полугода, это считается такой же нормой, как и для мальчика.

  • Важно:

Почему ребенок не начинает сидеть

Принуждать грудничка к сидению не рекомендуется. Когда его кости и мышцы окрепнут, он самостоятельно сможет садиться. Если кроха в 8 месяцев плохо сидит, то мамочке не следует волноваться и отчаянно пытаться его усаживать. Позвоночник окрепнет, он сам сядет. Лучше обучать его ползанию.

Но как быть, если ребенок не приобрел этот навык в 9-10 месяцев и даже не пытается этого сделать? В таких случаях необходимо обратиться к педиатру и неврологу. После осмотра они назначат лечение или посоветуют, как помочь сесть. , пытается ползать, но не сидит, врач порекомендует сделать специальный массаж и выполнять дома ряд упражнений, укрепляющих мышцы и обучающих сидению.

Несмотря на индивидуальное развитие детей, существуют определенные нормы, когда ребенок должен преодолеть очередную ступень своего психического и физического развития. Если 6-ти месячный кроха не держит голову () и не поднимается на ручках, лежа на животике, его нужно показать врачам. Своевременно принятые меры — гимнастика и массаж — помогут восстановить моторику, правильно развиваться и догнать упущенное время.

Как помочь ребенку начать сидеть

Основные методы обучения направлены на физическое развитие грудничка. Это массаж, плавание, гимнастика. Сообразительные родители прибегают к маленьким хитростям – над кроваткой вешают кольца, за которые цепкий малыш будет хвататься, пытаясь приподняться. При выкладывании ребенка на живот, можно положить перед ним яркую игрушку, к которой захочется ползти.

Сколько же нужно делать упражнений, чтобы помочь малышу полноценно и своевременно развиваться? Каждодневно грудничку делают массаж – легкие поглаживания вдоль ручек, ножек и спины. При этом он должен чувствовать себя комфортно и быть в приподнятом настроении. Для укрепления мышц спины можно записаться в бассейн совместного посещения с маленькими детками, который закреплен за поликлиникой. Если такого нет, можно заниматься в ванной.

Укрепляем мышцы спины

В 4 месяца педиатры советуют делать упражнения, чтобы грудничок вовремя сел.

Их проводят в удобном месте на твердой поверхности:

  1. Пресс. Ребенок, лежа на спине, хватается за мамины большие пальцы. Нельзя его резко усаживать, а дать возможность самому поработать и удержаться на полусогнутых ручках. Если он не желает держаться, можно осторожно подтянуть за ручки до полусидячего состояния. Подержать-отпустить.
  2. Самолетик. Малыша, который лежит на животе, приподнимают, поддерживая руками под грудь и под ножки, которые упираются об маму. Попа и спинка его напрягаются, голова приподнимается. В таком положении желательно продержаться несколько секунд.
  3. С 7 месяцев пробуют подтягивать не за обе ручки, а за одну, подставляя другую как опору. Тогда грудничок поймет, как можно самостоятельно садиться.

Упражнения для ребенка с 3 месяцев

Если ребенок не сел сам, то категорически запрещается:

  • усаживать его, обкладывая подушками, одеялами, мягкими игрушками;
  • возить в сидячей коляске со спинкой под прямым углом;
  • переносить его в «кенгуру» с мягкой спинкой в сидячем положении. Если это качественная модель, в ней предусмотрена специальная жесткая прокладка, обеспечивающая упор не на промежность. Носить детей в таких аксессуарах разрешено не больше 3 часов;
  • сажать на колени (только полулежа);
  • учить навыку сидения в горшке. Многие думают, что провалившись в него, ребеночек сможет продолжительно сидеть.

Когда малыш сидит, нужно смотреть на то, в каком положении находится голова, шея, ножки, поясница.

Если родители заметили:

  • голову, наклоненную назад;
  • разогнутую шею и верхнюю зону позвоночника;
  • согнутую поясницу и наклоненные вперед тазобедренные суставы;
  • раздвинутые и разведенные наружу ноги;
  • главный упор, приходящийся на бок.

то малыш сидит правильно. Если нет, его тело не готово к освоению нового навыка и занимая неправильную позу, он будет быстро уставать.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Одним из ключевых моментов в жизни маленького ребенка является период, когда грудничок начинает сидеть. Этого момента с нетерпением ждут родители, ведь таким образом расширяются возможности игр и познания мира, а также возможности прикорма.

Во сколько месяцев дети начинают сидеть и каким образом можно помочь им быстрее овладеть навыком? Вопрос об этом всегда волнует.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть?

С вопросом, когда ребенок должен сидеть, родители зачастую обращаются к врачу, и они очень переживают, если к полугоду ребенок еще не начинает сидеть сам. Но стоит знать, что развитие ребенка – это индивидуальный процесс, и малыш никому ничего не должен.

Возраст сидения в полгода – это усредненные сроки формирования навыка, когда ребенок начинает делать свои первые попытки садиться самостоятельно.

Индивидуальные сроки формирования навыка колеблются от 6 до 8 месяцев, и точно сказать, во сколько должен сидеть ваш ребенок, сложно.

Он будет готов к этому по мере укрепления мышц спины и конечностей, овладения навыками переворотов с живота на спину и назад, и попыток ползания.

Родители зачастую принимают некоторые из действий детей за желание садиться, когда дети пытаются поднимать головку в возрасте 4-5 месяцев, чтобы видеть окружающее.

Если таких детей потянуть за ручки, они могут садиться.

Когда дети начинают сидеть? Примерно к возрасту полугода многие малыши уже активно контролируют свои мышцы, что позволяет им некоторое время сидеть без поддержки. Но чаще всего они могут более или менее уверенно сидеть только с поддержкой или в подушках, кресле или шезлонге.

Постепенно мышцы укрепляются, и дети могут удерживать сидячее положение все дольше.

К возрасту 7 месяцев малыш может сидеть, слегка опираясь ручками и не очень долго, так как его мышцы еще сильно устают, а вот к 8 месяцам скелет укрепляется настолько, что ребенок может уже подолгу уверенно и ровно сидеть.

То есть возраст, когда ребенок сидит самостоятельно, составляет примерно 7-8 месяцев.

Когда мальчики начинают сидеть?

Существует неверное мнение о том, что мальчиков можно сажать раньше, чем девочек, и они могут сидеть уже чуть ли не с 5 месяцев. Это неверно, и темпы развития мальчиков также индивидуальны.

Во сколько ребенок начинает сидеть, во многом зависит от силы и степени развития предыдущих навыков, мышечного тонуса и с активности созревания нервной системы, а также от комплекции и веса ребенка.

В среднем, ребенок садится к возрасту 7-8 месяцев, уверенно держа спинку и длительно не меняя положения.

Когда девочки начинают сидеть?

В народе считается, что девочек нельзя рано сажать, иначе у них будет развиваться загиб матки – это неверное представление, на внутренние органы раннее присаживание девочки никак не влияет, чего нельзя сказать о неокрепшем позвоночнике.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, зависит не от половых особенностей, а от темпов развития, тонуса мышц и развития навыков.

Считается, что девочки по развитию немного опережают мальчиков и обычно садятся в период от 6 до 8 месяцев. Хотя могут быть индивидуальные колебания сроков в пределах месяца.

Как ребенок начинает сидеть?

Когда дети начинают сидеть, делают они это в определенной последовательности.

Если тонус мышц ребенка развит соответственно его возрасту, тогда в периоде 4.5-5 месяцев они могут сесть при поддержке за ручки с положения полулежа. При этом они будут падать вперед или заваливаться на бок, так как мышечный каркас еще слишком слаб для полноценного удерживания тела в вертикальном положении.

Не стоит часто так сажать детей, чтобы отрицательно не влиять на позвоночный столб.

Такие подсаживания пару раз в день можно считать тренировкой для будущего уже самостоятельного сидения, и когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, ему не нужны уже будут такие поддержки.

Первое время, когда малыш начинает сидеть, ему нужна будет опора для спины или он будет опираться на ручки, постепенно все активнее манипулируя ими и сохраняя равновесие при сидении.

Особые ситуации

Когда груднички не начинают сидеть к возрасту полугода, как пишут во многих книгах по развитию детей, родители начинают переживать и пытаться упорно посадить свое чадо. Но делать этого не стоит, так как зачастую детям может быть интереснее передвигаться, чем сидеть в статичной позе.

Если к возрасту семи-восьми месяцев дети активно ползают, при этом почти не сидят, это говорит об активном развитии мышц рук и ног, и недостаточном развитии мышц спины. Такие дети садятся чуть позже, активно познавая мир в ползании.

Зачастую дети самостоятельно садятся уже после того, как они научились вставать на четвереньки и пытаются ползать. Они просто опускают попу на бок и садятся на нее, отпуская ручки.

Отсюда вывод, во сколько месяцев малыш начинает сидеть – это примерно период от 6 до 9 месяцев, по мере освоения навыков еще и ползания.

Во сколько месяцев ребенок может сидеть с поддержкой или на коленках у взрослых? Если спинка малыша слабая, торопить его с сидением не стоит, ранее 5-5.5 месяцев даже ненадолго присаживать детей не стоит, это вредно для их позвоночника.

Тем более нельзя в этом сроке сажать их в подушки или стульчики – обычно дети начинают искривляться в сторону из-за слабости мышц.

Если же к возрасту 8-9 месяцев ребенок не делает попыток садиться и ползать, стоит обратиться к врачу за консультацией, так как возможно, потребуется назначение лечебного массажа и гимнастики для укрепления тонуса мышц и помощи в формировании навыка.

Другая информация по теме

7 комментария(ев) к “”

    В чем я абсолютно на все 100% неоспоримо согласна с автором статьи — ребенка, который не готов еще сидеть, присаживать нельзя! Это так же касается и использования переносок кенгуру или эрго-рюкзаков. Последний вариант может быть применен раньше — месяцев в 6! Что касается моей семьи, уверенно сын сел после 8ми месяцев и наш педиатр проблемы в этом не видел и невролог так же не ставил никаких диагнозов. Малыш сядет не тогда, когда вы захотите, чтобы он сидел, а когда он будет сам к этому готов.

    Согласна с автором статьи в том, что не стоит носиться и переживать, если ребёнок не сидит к полугоду. Сама была такой сумасшедшей несносной мамашей, котороя переживала по каждому пустяку: не сидит в полгода, не ползает, не начал ходить вовремя. Но в итоге малыш всему этому научился просто чуть позже) Так что просто следует следить за тем, чтобы развитие ребёнка не было сильно заторможено, а в остальном небольшие отклонения не опасны)

    У меня ребенок сел сам ближе к 7 месяцев. Нам педиатр говорила, что до полугода усаживать ребенка нельзя и только начиная с 5 месяцев можно устраивать ребенка в полусидячее положение.